Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов Соловьева, Елена Захаровна

Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов
<
Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Соловьева, Елена Захаровна. Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.05 / Соловьева Елена Захаровна; [Место защиты: Моск. гос. ун-т культуры и искусств].- Москва, 2011.- 209 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-13/90

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основания патриотического воспитания молодежи в контексте народной культуры

1.1. Патриотическое воспитание молодежи в России на современном этапе: специфика и задачи

1.2. Педагогический потенциал народной культуры в патриотическом воспитании молодежи

1.3. Народные обряды - эффективная форма приобщения молодежи к традиционной культуре в процессе патриотического воспитания

Глава 2. Педагогические основы проектирования социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов

2.1. Педагогическая модель социально-культурных технологий патриотического воспитания в процессе возрождения народных обрядов

2.2. Технологические основы возрождения традиционных народных обрядов и праздников в системе патриотического воспитания молодежи

2.3. Педагогические аспекты реализации социально-культурных технологий патриотического воспитания в процессе возрождения народных обрядов

Заключение 151

Список литературы 154

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях все острее встает вопрос повышения эффективности патриотического воспитания молодежи, поиска средств и технологий, соразмерных этому процессу. Задача патриотического воспитания в наши дни - сформировать просвещенного и убежденного патриота-гражданина, обладающего не только чувством любви к Родине, но и знанием ее истории, культуры, сопричастного к жизни народа. Все это требует по-новому ставить задачу патриотического воспитания молодежи, поиска новых социально-культурных технологий патриотического воспитания и развития его социально-культурных технологий.

Возрождение утраченных обрядов и праздников, может стать эффективным способом приобщения современной молодежи к своим культурным корням - основе патриотических убеждений и чувств, осознания неразрывной связи со своим народом, его традиционного уклада жизни. На наш взгляд, социально-культурные технологии, направленные на сохранение народных обрядов, способны обеспечить глубокую историческую связь с Родиной, понимание ее боли и проблем. Именно поэтому культурно-исторические основы патриотического воспитания могут обрести современные социально-культурные технологии, коренящиеся в традиционных элементах культуры народа.

Следовательно, яркие и эмоционально насыщенные народные обряды и праздники могут быть ассимилированы системой патриотического воспитания, получающей от них особый жизненный заряд, делающий патриотическое воспитание интересным и познавательным для молодежи.

Однако традиционные народные обряды мало знакомы современной молодежи, они сохраняются и продолжают существовать только локально, в связи с чем встает задача их возрождения и интеграции в социально-культурную сферу в аспекте патриотического воспитания молодежи. При этом немаловажно, что современные средства патриотического воспитания молодежи ориентированы, в первую очередь, на военно-патриотический аспект содержания воспитательной работы, а приобщение к сокровищам народной культуры занимает в системе патриотического воспитания молодежи второстепенное место. При всей значимости военно-патриотического воспитания следует констатировать тот факт, что знание своих культурных корней является не менее важным компонентом патриотического сознания личности.

Традиционные народные обряды и праздники обладают огромными возможностями передачи подрастающему поколению знаний, социальных и духовно-нравственных ценностей, выступая основной моделью аккумуляции, трансляции и реализации культурного опыта, обеспечивают связь настоящего с прошлым, передачу представлений об общей структуре мироздания, его происхождении, о месте человека в этом мире и его роли в нем, и главное - о Родине.

Создание условий для полноценного духовного развития личности, сохранения и развития традиционных видов художественного творчества, внедрение инновационных проектов по организации досуга населения Орлов-

ской области поддерживается федеральной целевой программой «Культура России на 2006-2011 годы», а также областной целевой программой «Развитие отрасли культуры Орловской области на 2011-2015 годы». Орловский регион располагает набором соответствующих институтов (творческих, образовательных, культурно-просветительных), определенной фольклорной аурой, ярко выраженной установкой на воспроизводство этого вида культуры. За последние годы увеличилось число проводимых конкурсов, фестивалей, концертов, народных праздников, гуляний, ярмарок, расширилось обращение к фольклору, к разнообразным культурным традициям.

К сожалению, деятельность учреждений культуры не ориентирована на решение практического возрождения обрядовых действ в патриотическом воспитании современной молодежи, несмотря на то, что имеются объективные предпосылки интенсификации включения традиционных народных обрядов в дело патриотического воспитания молодежи. В этом отношении несомненный научный и практический интерес представляют проектные концепции развития образовательных институтов отечественного фольклора как одной из важнейших форм художественно-эстетического развития подрастающего поколения. Ведущей идеей таких институтов (школ, творческих коллективов) является культурно-художественная социализация молодежи средствами традиционной культуры и искусства путем возрождения обрядов, обычаев, ремёсел.

Итак, в системе воспитания молодежи наблюдается противоречие между необходимостью поиска новых социально-культурных технологий по патриотическому воспитанию молодежи, ориентированных на приобщение к воссозданию народных обрядов и праздников и недостаточной включенностью в систему средств патриотического воспитания молодежи, приобщения ее к воссозданию народных обрядов и праздников.

Таким образом, проблема данного исследования заключается в отсутствии теоретического осмысления и практического внедрения социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов.

Степень научной разработанности проблемы. Содержательный анализ научной литературы показал, что проблема патриотического воспитания в многочисленных источниках раскрыта достаточно глубоко, но такой аспект, как применение новых социально-культурных технологий патриотического восприятия молодежи в процессе возрождения народных обрядов, освещен недостаточно.

Проблемам патриотического воспитания посвящены работы Г.В. Агаповой, В.И. Аксельрода, В.А. Белоганова, М.П. Бузского, А.Н. Вырщикова, Р.Ш. Гизатуллина, Е.Г. Демьяновой, Н.А. Ивашкиной, А.В. Колыванова, М.Б. Кусмарцева и многих других.

Гражданско-патриотические, военно-патриотические и гражданско-правовые аспекты патриотического воспитания рассматривают А. А. Айвазян, Л.И. Аманбаева, А.А. Артемов, Л.Н. Боголюбов, Е.Е. Вяземский, В.В. Гладких, А.Я. Камалетдинов, В.В. Макаров, СЮ. Наумов и другие, определяю-

щие педагогическую специфику отдельных компонентов названных аспектов воспитательных технологий.

Проводя анализ современной литературы по включению традиционных обрядов в социально-культурную практику, следует отметить, что наибольшее внимание участников привлекает значимость традиционной культуры в патриотическом воспитании молодого поколения. Тема исследования предполагает интеграцию научного материала из различных наук: философии, педагогики, психологии, теории, методики и организации социально-культурной деятельности.

В источниковую базу исследования входят также философско-культурологические труды Н.А. Бердяева, М. Вебера, П.С. Гуревича, С.Н. Иконниковой, М.С. Кагана, А.Я. Флиера и др.; психолого-педагогические труды Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, A.M. Новикова, А.В. Петровского и др.

Вопросы воспитания молодого поколения раскрыты в работах Ю.К. Бабанского, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Я.А. Коменского, В.А. Сухомлинского и др.

Научный интерес к обрядам славянского календаря известен с давних
времен. Данная тема нашла отражение в общеизвестных трудах
Д.К. Зеленина, И.П. Сахарова, А.В. Терещенко, И.М. Снегирева,
М.А. Стаховича, П.И. Якушкина, П.В. Киреевского, В.И. Даля, А.Н. Афа
насьева, П.В. Шейна, М.И. Забылина, В. Миллера, А.В. Веселовского, А.А.
Коринфского и др. Календарно-обрядовые праздники были исследованы в
работах В.Н. Добровольского, СВ. Максимова, Р.Е. Кедриной, В.В. Стасова,
А.В. Трунова, В.А. Аниканова, В.В. Поповой, А. Загиняева. Их работы

содержат богатый фактический материал, который отражает образ жизни и быта крестьянина XVII-XIX вв., в том числе и Орловской губернии.

Проблема выявления механизма традиций, их передачи и распространения нашла отражение в работах К.В. Чистова, В.Я. Проппа, Ю.М. и Б.М. Соколовых, Н.И. Толстого.

Важнейшие теоретико-методологические обоснования социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи содержатся в научных исследованиях М.А. Ариарского, А.Д. Жаркова, Л.С. Жарковой, А.С. Каргина, B.C. Садовской, Т.К. Солодухиной, Ю.А. Стрельцова, В.В. Чижикова, В.М. Чижикова, Н.Н. Ярошенко, которые заложили основы методологии социально-культурного проектирования. В работах Т.Г. Киселёвой, Ю.Д. Красильникова, И.С. Кона раскрыта природа социально-культурной деятельности и её роли в воспитании подрастающего поколения, её общественное значение по созданию, освоению, сохранению, распространению и развитию ценностей традиционной народной культуры.

Различным аспектам современного бытования и регенерации традиционных форм культуры, в том числе ее региональных вариантов, посвящены работы А.С. Каргина.

Целостное рассмотрение восточного славянского календаря, а именно весенне-летнего цикла принадлежит Т.А. Берштрам, Т.А. Агапкиной,

А.В. Никитиной. Жанровое разнообразие обрядовых песен изучали В.П. Аникин, Ю.Г. Круглов.

Большой интерес представляют труды орловских авторов: Г.М. Пясец-кого, Д.И. Басова, Е.И. Чапкевича. Необходимо выделить работы А.Л. Мас-лова, A.M. Листопадова, С.А. Кондратьева, Н.М. Владыкиной - Бачинской, Ю. Бружес, П. Макиенко по изучению народного музыкального искусства Орловского края. В основу исследований Ю.А. Багрий, Т.А. Старостиной, Л.С. Афанасьева, В.К. Галахова, Т.Ф. Галкиной, С.Н. Чабан, В.М. Щурова были положены записи песенных первоисточников, сделанных в фольклорных экспедициях по Орловской области в разное время.

Познание народной культуры Орловщины нашло отражение в исследованиях В.М. Неделина, Р.А. Масленниковой, В.В. Белозеровой, Н.И. Заикина, И.В. Бутримова, О.В. Бережновой, В.И. Костина, Э.В. Сальниковой, публикациях Е.Н. Ашихминой, И.И. Борисовой, Э.Л. Воиновой, Г.А. Яхиной.

Таким образом, можно утверждать, что достаточный массив источников по затрагиваемой проблеме накоплен, однако, несмотря на большое количество работ, проблема изучения социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения традиционных обрядов на данный момент не получила должного развития и требуется ее дальнейшее изучение в контексте педагогического анализа, что и определило тему настоящего диссертационного исследования - «Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов».

Объект исследования: система патриотического воспитания молодежи.

Предмет исследования: совершенствование социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование инновационных социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения традиционных народных обрядов и внедрение их в деятельность учреждений культуры.

Задачи исследования:

определить теоретико-методологическую специфику инновационных социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи на современном этапе;

раскрыть значение народных обрядов в патриотическом воспитании молодежи;

выявить региональную специфику возрождения народных обрядов в аспекте патриотического воспитания молодежи;

сформировать педагогическую модель социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения традиционных народных обрядов;

- осуществить опытно-экспериментальную проверку эффективности
педагогической модели социально-культурных технологий патриотического

воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов в условиях Орловской области;

- разработать научно-методические рекомендации учреждениям социально-культурной сферы Орловской области по патриотическому воспитанию молодежи в процессе возрождения традиционных народных обрядов;

Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что эффективность инновационных социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи будет выше, если специалисты учреждений культуры в своей деятельности будут опираться на общественно-исторический опыт, педагогические и семантические особенности народных обрядов; социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи являются действенным средством возрождения народных обрядов; функционирование социально-культурных технологий в патриотическом воспитании молодежи в процессе возрождения обрядов наиболее эффективно на основе педагогической модели, регулирующей активное включение зрителей в реализацию современной сюжетно-образной трактовки народных обрядов и приобщение их к обрядовому действу.

Методологическую основу исследования составляют общетеоретические подходы: системный, деятельностный, обобщение педагогического опыта, сочетания как педагогического, этнокультурного, философского, так и этнографического рассмотрения феномена русского фольклора в его локальных формах бытования. С этой целью нами был применен подход Э. С. Мар-каряна, систематизирующий в себе философский, социологический и этнографический способы рассмотрения. Культурологический анализ фольклора потребовал в методологическом плане объединения этнографического, филологического, эстетического и психологического подходов. В исследовании фольклора в этническом контексте мы опирались в основном на доминирующую отечественную методологическую традицию, эволюционно-историческую версию диалектического подхода (Ю. В. Бромлей), а также ин-струменталистского и конструктивного.

Методологической основой исследования явились труды А. Н. Весе-ловского, В. Я. Проппа, В. Е. Гусева, Б. Н. Путилова, включающие практические решения, исследовательские задачи на основе междисциплинарного синтеза, путем адаптации положений и выводов различных гуманитарных дисциплин по регенерации обрядового цикла весенне-летних святок.

Теоретическую основу исследования составили концепции в области теории, методики и организации социально-культурной деятельности, в том числе - научные концепции Н.Н. Ярошенко о теоретических основах методологии социально-культурной деятельности; В.М. Чижикова - о теории социально-культурного менеджмента; А.Д. Жаркова - о ценностно-ориентированном, активно-деятельностном подходе к целостному технологическому процессу в учреждениях культуры; Л.С. Жарковой - о ценностно-ориентированной, взаимосвязанной и взаимообусловленной целостной деятельности учреждений культуры.

В работе применены педагогические концепции воспитания личности О.А. Апраксина, Ю.К. Бабанского, В.П. Беспалько, П.П. Блонского, Е.В. Бондаревской, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, СТ. Шацкого, психологические теории развития личности К.А. Абульхано-вой-Славской, Б.Г. Ананьева, А.Г. Асмолова, В.В. Давыдова и др. Современные педагогические подходы в изучении личности изложены в трудах Ш.А. Амонашвили, В.В. Горшковой, В.П. Зинченко, И.А. Колесниковой, И.С. Кона, А.К. Марковой, М.Н. Скаткина. Исследования процессов духовного обогащения личности отражены в педагогике О.Ф. Болыпова.

Для решения поставленных задач и проверки исходных положений гипотезы был использован следующий комплекс методов исследования: анализ педагогической, психологической, политической, социальной, дидактической, управленческой литературы, материалов периодической печати, аналитических обзоров, обработка статистических отчётов, материалов научно-теоретических и научно-практических конференций; моделирование общей и частных гипотез, исследование и проектирование результатов и процессов их достижения на различных этапах опытно-поисковой работы, абстрагирование, обобщение; сравнение, прогнозирование, моделирование систем и процессов, изучение директивных, нормативных и программно-методических документов, опросно-диагностическая оценка, наблюдение, анкетирование, беседы, интервью, тестирование, социально-педагогический эксперимент.

Кроме того, в работе использованы элементы универсальных логических процедур познания: индукции и дедукции, анализа и синтеза. Анализируя процесс формирования локальной традиции, мы применили исторический метод. В процессе работы использовался метод включенного наблюдения в ходе экспедиций по районам Орловского региона и проведения различных обрядовых действий.

Базами исследования стали учреждения культуры и образования Орловской области. Для эксперимента были отобраны областное государственное учреждение культуры «Орловский областной центр народного творчества» (экспериментальная база - 48 человек), областное образовательное учреждение среднего профессионального образования «Орловский колледж культуры и искусств» (контрольная база - 80 студентов), Дома культуры 27 муниципальных районов области (контрольная база - 176 участников). На базе Орловского областного центра народного творчества, а также Домов культуры муниципальных районов области осуществлялись инвестиционные проекты: «Фольклорные праздники в глубинках Орловщины», «Фольклорно-этнографические экспедиции», «Традиционная обрядовая культура моего села» и др. В ходе эксперимента были адаптированы результаты регенерации традиционных обрядов календарных обрядовых праздников весенне-летнего цикла. Эмпирическую базу исследования составила совокупность статистических и социологических материалов, полученных в Орловском регионе. Базы исследования подбирались с учетом идентичности решаемых воспитательных, творческих, учебных задач, материально-технического состояния базы, кадрового состава, где и осуществлялась разработка инновационных

социально-культурных технологий по регенерации и адаптации традиционных обрядов, изучение влияния возрождения традиционных обрядов на патриотическое воспитание молодёжи.

Организация и этапы исследования

На основании определения предмета, цели и задач диссертационного исследования была выстроена следующая последовательность действий на трех этапах.

На первом этапе (2000-2004 гг.) проводился анализ научных источников, проблемы, формулировалась тема, разрабатывались программы и методики исследования. Были изучены материалы диссертационных исследований по данной теме, анализировалась деятельность учреждений культуры и образования по возрождению традиционных обрядов, рассматривались вопросы их адаптации в современной культуре, изучались методики воспитательного процесса традиционных обрядов: их патриотический, нравственный и социально-культурный потенциал. Обосновывалась актуальность рассматриваемой проблемы, ее научно-теоретическая значимость и новизна, формулировались цели и задачи, гипотеза, предмет, объект.

Второй этап исследования (2004-2010 гг.) носил поисково-экспериментальный характер, где вначале был проведен анализ существующего эмпирического материала и сделаны обобщающие выводы.

Итогом второго этапа исследования стало завершение систематизации материалов исследования, выявление социально-культурных технологий процесса возрождения традиционных обрядов в деятельности учреждений культуры и образования по патриотическому воспитанию молодежи.

На этой основе были разработаны основные направления опытно-экспериментальной работы по внедрению возрожденных обрядов в систему социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи. Был проведен социально-педагогический эксперимент, целью которого стал поиск наиболее эффективных способов применения возрожденных обрядов в патриотическом воспитании молодежи.

На основе полученных данных формировались социально-культурные технологии патриотического воспитания в процессе возрождения традиционных обрядов.

На третьем этапе (2010-2011 гг.) - практико-технологическом - была завершена экспериментальная работа, проводилась апробация результатов исследования и окончательно сформулированы выводы, проведен анализ адаптации традиционного обряда в проведении современного праздника. Была разработана и организована опытно-экспериментальная программа по возрождению обрядов весенне-летнего цикла в учреждениях культуры и образования. На основе обобщения полученных материалов сделан анализ результативности социально-педагогического эксперимента, цель которого состояла в поисках наиболее эффективных способов включения процесса возрождения традиционных обрядов в систему социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи.

Информационная база исследования состояла из четырех групп источников:

официальные документ ы в виде нормативно-правовых актов, в том числе Федеральные и региональные программы развития отрасли «Культура» и «Образование», других официальных источников (отчетов, докладов, постановлений, касающихся вопросов народной культуры);

научные ист очники из материалов международных, всероссийских, региональных научно-практических конференций, конгрессов, семинаров, «круглых столов», научных докладов, отчетов, сведения из книг, статей;

ст ат ист ические ист очники в виде статистических сборников, отчетов государственной статистики, материалы институтов, исследующих общественное мнение;

результ ат ы собст венной практ ики, полученные при проведении экспериментов по возрождению традиционных обрядов.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

выявлен педагогический потенциал процесса возрождения народных обрядов в системе социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи;

впервые в научный оборот введено понятие «возрождение традиционных народных обрядов» в патриотическом воспитании молодежи;

обосновано педагогическое значение включения возрожденных народных обрядов в систему социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи;

доказана эффективность для формирования патриотического сознания молодежи включения процесса возрождения традиционных народных обрядов в систему социально-культурных технологий патриотического воспитания;

определены педагогические условия социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения традиционных обрядов;

разработана педагогическая модель социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения традиционных обрядов;

определена региональная специфика социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения традиционных обрядов.

Теоретическая значимость исследования состоит в следующем:

уточнены структура, задачи и механизмы системы патриотического воспитания молодежи;

обобщены современные отечественные концепции патриотического воспитания молодежи, обоснована и уточнена связь патриотического воспитания молодежи с социально-культурной деятельностью;

выявлены специфика и содержание системы социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи в современных российских условиях;

теоретически обосновано понятие «возрождение традиционных народных обрядов» в системе социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи;

обоснованы функции традиционных обрядов и праздников в системе социально-культурных технологий патриотического воспитания современной отечественной молодежи;

сформированы теоретико-методологические основания применения возрожденных народных обрядов в системе социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи на современном этапе.

Практическое значение исследования состоит в том, что диссертантом разработана и экспериментально апробирована педагогическая модель социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения традиционных обрядов. Содержащийся в диссертации материал составляет научно-методическую основу для внедрения технологий возрождения традиционных обрядов в практику деятельности учреждений культуры и образования. В результате исследования появляется возможность переноса осмысленного в диссертации опыта в практику других регионов по возрождению традиционных обрядов и их адаптации в деятельности учреждений культуры и образования, использования данного опыта в разработке учебных программ и учебно-методических пособий нового поколения по педагогическим и культурологическим предметам в вузах и средних специальных учебных заведениях, в преподавании курсов обязательного изучения данных технологий в вузах и т.д.

Достоверность и обоснованность результатов исследования. Фактический и статистический материал был получен на конкретном практическом опыте возрождения традиционных обрядов и их адаптации в деятельности учреждений культуры и образования Орловского региона. Взаимодействие специалистов областного центра народного творчества, педагогов областного колледжа культуры и искусств и сотрудников муниципальных учреждений культуры и образования по регенерации традиционных обрядов подтверждается актами о внедрении, статистикой, конкретными фактами, характеризующими адаптацию традиционных обрядов в современных фольклорных праздниках, проверенными опытно-экспериментальным путем данными, по-лученнми исследовательскими методами.

Положения, выносимые на защиту:

1. Система патриотического воспитания молодежи в современных условиях в значительной мере ориентирована на военно-патриотическое направление воспитания, что определяет необходимость укрепления этнона-ционального и историко-культурного направлений работы по патриотическому воспитанию народа. Приобщение молодежи к культурно-историческим основам жизни народа является наиболее перспективным и ак-

туальным аспектом интенсификации патриотического воспитания современной российской молодежи.

  1. Бурное развитие социально-экономических и политических трансформаций в нашей стране определило недостаточное внимание к формированию культурной идентичности молодежи на основании изучения народной культуры и непосредственного участия в ней. Включение молодежи в живую культурную традицию народа является эффективным направлением совершенствования патриотического воспитания. Это определяет возрастающую значимость развития социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи, в системе которых наиболее эффективно приобщение к основам традиционной народной культуры.

  2. Наиболее эффективным средством в системе социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи в контексте приобщения к народной культуре являются традиционные народные обряды. Их бытование исторически и регионально ограничено, они мало знакомы современной молодежи, но вызывают ее живой интерес, в связи с чем появляется возможность применения социально-культурных технологий патриотического воспитания современной молодежи на народных обрядах.

  3. В современных условиях включение народных обрядов и праздников в систему социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи требует проектирования и организации процесса возрождения обрядов, включения их в современный культурный контекст и адаптации к изменившемуся менталитету населения, в связи с чем возрожденные народные обряды и праздники могут стать эффективным средством воспитания патриотического сознания и патриотических чувств молодежи.

  4. Включение возрожденных традиционных народных обрядов в систему социально-культурных технологий патриотического воспитания молодежи должно осуществляться на основании специально разработанной педагогической модели, обеспечивающей динамичный экспериментальный процесс возрождения обрядового действа, мотивацию участников и зрителей самого обряда к творческому взаимодействию в процессе его осуществления на основании современных культурно-досуговых технологий.

Апробация и внедрение результатов исследования работы осуществлялись по следующим направлениям:

публикация материалов исследования (опубликовано 18 работ, в том числе 2 - в изданиях, рекомендованных ВАК РФ);

выступления на международных, региональных научно-практических конференциях, конгрессах (научно-практическая конференция «Эстетические и нравственные ценности отечественной культуры и высшее профессиональное образование», ОГУ, 2001 г.; Международная научно-практическая конференция «Трансформация фольклорной традиции в современной социально-культурной ситуации. Региональный аспект изучения», «Формирование единого полиэтнического культурного пространства в порубежных районах России и Белоруссии», Смоленск, 2003 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Профессиональное и нравственное ста-

новление специалистов социально-культурной сферы России: традиции, преемственность и перспективы развития», ОГИиК, 2005 г.; Всероссийский конгресс «Проблемы нравственно-эстетического воспитания молодежи: современное состояние и перспективы», ОГУ, 2005 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Непрерывное профессиональное образование в социально-культурной сфере: проблемы и перспективы», ОГИиК, 2006 г.; Международная научно-практическая конференция «Сохранение и развитие социально-культурного потенциала региона», ОГИиК, 2007 г.; Международная научная конференция «Проблемы изучения фольклора и русской духовной культуры», ОГУ, 2008 г.; Межрегиональная научно-практическая конференция «Народное песенное искусство и фольклорные традиции в современной системе образования», ОГИиК, 2008 г.; Всероссийская научно-практическая конференция «Национальный фольклор и формирование духовно-нравственных ценностей в современном обществе», ОГИиК, 2010 г.; Второй Всероссийский конгресс фольклористов «Адаптивные возможности традиционного обряда в проведении современного народного праздника», Москва, 2010 г.);

- чтение лекций, проведение семинаров, создание учебно-
методических комплексов для студентов факультета социально-культурной
деятельности Орловского колледжа культуры и искусств. Результаты иссле
дования внедрялись в педагогическую практику на всех этапах научного по
иска. Студенты использовали материалы диссертационного исследования
при написании дипломных работ;

проведение семинаров, «круглых столов» для руководителей муниципальных учреждений культуры и образования области;

непосредственное осуществление процесса возрождения традиционных обрядов и праздников на территории Орловской области.

Структура диссертации соответствует логике исследования и состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Педагогический потенциал народной культуры в патриотическом воспитании молодежи

Воспитание патриотизма всегда являлась объектом значительного числа отечественных и зарубежных исследований, относящихся к разным наукам. Начиная с исследований крупнейших философов, обществоведов, педагогов, и психологов - В.Г. Белинского- [48], В.М . Бехтерева [59], Г.Гегеля [88], Н:А. Добролюбова [111,156], В.А. Сухомлинского [308], К.Д. Ушинского [323] и других, - феномен патриотизма оставался значимым полем изучения,

В России в допетровские времена идеи патриотического воспитания-развивались в русле воспитания молодого поколения на героических традициях, образах защитников Родины, веры и народа, что всемерно поощрялось как государственной властью, так и церковью.

В связи с развитием европеизации России Петровских времен патриотизм потерял свою этническую аутентичность, но не утратил значения как важное гражданское качество, необходимое каждому «сыну Отечества». И позже такие крупнейшие общественные и научные деятели, как В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов и пр., всемерно подчеркивали неразрывность нравственных качеств человека и его отношения к Родине.

Однако подлинно научное изучение проблемы патриотического воспитания началось в XIX веке, когда усилиями таких деятелей, как В.Г. Белинский, Н.А. Добролюбов, Н.Г. Чернышевский и т.д., была квалифицированно поставлена проблема гражданственности и народности в воспитании, осмыслен вопрос национального характера, идентичности народа, его любви к своей Родине. Выдающимися педагогами: К.Д. Ушинским, Н.Ф. Бунаковым, Л.Н. Толстым - было определено, что в основе народности лежат патриотические чувства, а сам патриотизм находится в неразрывной связи с народностью как личностным качеством человека [213].

В конце XIX века проблема воспитания патриотизма вошла в круг і интересов таких крупнейших российских педагогов, как П.Ф. Каптерев и М.И. Демков. Их усилиями была осуществлена научная постановка проблемы патриотического воспитания молодежи, предложены сугубо нравственные пути формирования патриотического сознания, выходящие за пределы триады «самодержавие, православие, народность».

С приходом к власти большевиков проблема патриотического воспитания приобрела выраженное классовое звучание и связывалась с политическим просвещением. А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский и др., последовательно доказывая слитность патриотического воспитания с целостным и гармоничным развитием каждой личности, оказали значительное влияние на позиции патриотического воспитания в советской школе.

В фокусе идей А.С. Макаренко, Н.К. Крупской, В.А. Сухомлинского было воспитание гражданина как патриота Родины. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что для гражданина и патриота необходима выработка таких качеств, как гражданственность, активность, дисциплинированность, ответственность, целенаправленность действий [222]. А.С. Макаренко также включал в число личностных качеств патриота и достаточно высокую образованность, эрудицию в организационной и экономической областях.

Необходимо отметить, что идеолого-политическое просвещение в СССР было организовано системно и охватывало не только педагогический процесс начальной, средней и высшей школы, но и всю систему средств массовой информации. Фактически, материал, идейно не выдержанный в русле формирования патриотического сознания, не мог попасть населению.

В постсоветское время вопрос патриотического воспитания стал особенно актуален именно в связи с распадом системы политического просвещения, характерной для советских лет. Последние два десятилетия заново осуществляется изучение проблемы патриотического воспитания силами, многочисленных педагогов, психологов и социологов. Такие исследователи, как А.Н. Вырщиков, Н.В. Конаныхин, Л. Мирошниченко, Н.Е. Щуркова, И.Ф. Харламов, рассматривают патриотическое воспитание как часть политического просвещения и нравственного воспитания. Такие признанные специалисты в области патриотического воспитания, как А.Н. Вырщиков и А.В. Лукинова, определяют патриотическое воспитание самостоятельной частью педагогического процесса. Но все исследователи сходятся во мнении, что в основе патриотического воспитания -формирование у личности патриотического сознания [78, 79, 243].

Выделены существенные признаки патриотического сознания: оно является формой общественного сознания и тесно взаимодействует с другими формами общественного сознания, оно выражается в форме ценностей, знаний, оценок и поступков. Основное функциональное назначение патриотического сознания человека заключается в восприятии, отражении и воспроизведении аксиологически значимых в аспекте патриотизма явлений и процессов. Патриотическое сознание выражается не только через знания и оценки, но и в качественных ценностях, реализации возможностей и долга. Юно выступает скорее не регулятором, а условием, причиной, основанием действия или бездействия, в нем всегда имеет место волевой признак, заключающийся в действии или воздержании от действий индивидов [94, 244].

Народные обряды - эффективная форма приобщения молодежи к традиционной культуре в процессе патриотического воспитания

Одна из основных функций традиционных обрядов состоит в преодолении своеобразного «зазора» между биологическим и социальным, между культурной реальностью мира людей и; физической реальностью. природногрг мйраЧ [41,: С. 4]. Главная мысль, лежащая, в основе: простонародных праздничных обрядов; может быть выражена в этих немногих,словах; смерть.природы зимою и обновление илишоскресение ее . весноюсчитал A?;Ht Афанасьев [30, С.334-340];

Обрядовые. ритуалы,. характеризующие; все стороны жизнедеятельности-человека, составляют: его ритуальную систему. Её структура схематически выглядит следующим; образом: обрядовое: действие — обряда цикл — ритуал — система: В;любом ритуале существует инвариантный блок обрядов, которые составляют так; называемый; обрядовый; минимуму без которого ритуал:..не может; существовать- как; символический;; ритуальный текст. Обряды-- не только;объективно-варьируют (формально и функционально)- внутри?: одного цикла,, но. № перескакивают из одного цикла ритуала в другой:,То же самое относится к; обрядовым действиям внутри обряда;:\ . Можно выделить производственную, семейную, национальную,. научную, ритуальную; фольклорную и другие традиции. Выполняя свои? основные функции- традиционный обряд ..выступает в качестве механизма, поддерживающего .внутреннюю, целостность; и/ душевное равновесие человека;, Вересаев В В: писал:. «Вся; сила; все значение обряда в проявления, уже . теснящихся .в. душе чувств избавляя человека от . необходимости искать в минуту сильной ,эмоции: путей её проявления» [73; С. 159-160]. В научнойлитературе синонимом понятия «обряд» часто выступает понятие «ритуал». .«Ритуал» — вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в т. . ч.. речевых); выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности. В..древних религиях служил главным-выражением культовых, отношений. Ритуал играет важную роль в истории общества как традиционно? выработанный і методі социального воспитания.. В1 современном» обществе сохраняется» главным образом; т области? церемониальных форм официального- поведениям и бытовых, отношений-(гражданская обрядность, этикет, дипломатия; протокол . ш т:пф [296, Є 908]1 Но- определению ЛШ\ Зуевой; «обряд» - это специфический; признак фольклора; включенного в народные обряды ;[ 13 7; С. 109-123]1;

«Праздник» - есть как, временной отрезок, обладающий особой связью со сферой- сакрального; Календарный; праздник-- повторяющееся символическое: действо культово-праздничного характера, привязанное: к календарному обряду исключающее В себяэлементы народньгх игр [3]v.:-.

Именно1 календарные -обряды , и .праздники адекватно выражали1 сакральные ценности, освещали; прошлое, возвращали (через; ритуальное: повторение) мифологическое время..;Последнеё осознавалось как «другое» . время с другими, поведением,, правилами, системою запретов- и пр. Соответственно;.- календарно-обрядовые; праздники; .предполагали; ш узаконивали особое поведение (например, ритуальные бесчинства:. молодёжи во? второю половине Святок; раскрепрощенность и чрезмерное-поедание блинов, в-масленичную- неделю); налагали строгие запреты, на определённые: виды работ (прядение, вязание, шитье: в- день Прасковьи» Пятницы; или в течение Святок, выход в» поле в деньИльи Пророка и т.п.);. содержали указания о -правилах приёма пищи (когда, и что можно; необходимо или нельзя есть), регулировали чередование периодов веселья: и .серьезной сосредоточенности, фамильярности, относительной свободы половых отношений и; строгого воздержания.

К крупным христианским праздникам привязывались различные виды хозяйственной и бытовой деятельности, вовлекавшиеся таким образом в годовой календарный порядок, вокруг которого складывались различные . обряды. Умелое использование фольклорного и этнографического материала работниками учреждений образования» и культуры, позволяет не только сохранить традиционную- культуру,; но- и продолжить связь-между; поколениями, воспитывать - эстетический- вкус современногог человека:, В: своей: книге «Русская культура» Д:Є. Лихачев; . писал: «Сохранение культурной? среды .задача- не:..менее; важная;, чемі сохранение "бкружающейшрироды. Если природа необходима человеку для его биологической? жизни;: ТОЇ культурная- среда- не- менее необходима для; его- духовной, нравственной жизни;, для его духовной оседлости,- для его-привязанности к;родным- местам; следование заветам предков; для: его нравственной:самодисциплины и социальнрсти» (jl-82;.G. 9]. .

Народная; игра - это; совокупность, традиционных форм;; культурно? закреплённого :игрового, .действа;. распространенная, в данном национальном, сообществе; в- конкретный- исторический период; и отражающая;, особенности этого; сообщества- [3]. Народные игры отражают культуру и . менталитет нации, поэтому, претерпевают существенные изменения под., влиянием? экономических, социальных, политических, и. прочих; процессов... : Интерес к; традиционной; культуре народа, aj также борьба за, сохранение лучшего из, ее;достояния, в.наши дни, в; век-все; возрастающей: урбанизации; нивелировки; . стандартизации, наступления:, «массовой культуры», стали очень актуальными. Сохранение наиболее ценного; (при, , критическом: отношении к негативным явлениям) из традиционной-культуры .народов- мира справедливо воспринимается не только как бережное отношение к истокам, но= и как забота о настоящем и будущем;. любого этноса, а также человечества в целом.

Технологические основы возрождения традиционных народных обрядов и праздников в системе патриотического воспитания молодежи

Перенимая от старшего-поколения народные традиции, молодёжь ощущает сеібягзвёношцепй;! поколений,; обязанных беречь, сохранять. и= возрождать народную культуру, .любить, свою# Родину. Именно поэтому собирают; участники коллективов-; художественной!- самодеятельности. по крупицам, информацию о проведении традиционных праздников; записывают старинныепеснш : затем;.прш проведении- посиделок; или; вечерок в Доме культуре показывают элементы, старинных обрядов; поют песни: У Орловского! края? богатая , и неповторимая- исполнительская-песенная» культура; Велика: здесь роль =.: аутентичных ансамблей; которые реконструируют, старинные обряды, песнш. и; лаконично, вписывают в; проведение: современных; обрядовых праздников: Подтверждению этого; является опыт работы; фольклорных коллективов: области. Они органично; вписываются в. проведение обрядовых; праздников;, таким, .образом; воссоздавая утраченные семантические связи-[160; 172, 214 и др.]і.

Важным фактором, возрождения» обрядов: является; деятельность любительских самодеятельных формирований; которые:, основаны на; самостоятельности: .самих- людей: Более; того;; благодаря активизации межличностных связей, такое- сообществошревращается? в педагогическую систему (JItB;. Байборрдова; Л;И;Н6вик6ва: и др.),. и;на определенном этапе-своего развития?; педагогическое регулирование становится; способным: к саморазвитию - [85; 101 ]. Так; постепенно этнохудожественное образование: становится главным; в организации: работы любительских объединений области, занятия в.. которых ..позволяют познакомить участников со странными... праздниками, обрядами;.. Информационно-просветительная-функция- народных праздников основана на самостоятельности самих людей, она обеспечивает наиболее полное удовлетворение разнообразных интересов, запросов и предпочтений людей различных возрастов и профессий.

Использование местного материала (диалекта, костюмов, фольклорных песен), сохранение смысла обряда, его основных элементов, соответствие обряда народному календарю придает реконструкции особое своеобразие. Культурно-досуговые учреждения1 сегодня являются основными хранителями песенного, музыкального и танцевального фольклора. На их базе осуществляется возрождение традиционных обрядов и праздников. Этому способствует проведение комплекса мероприятий (традиционных фестивалей, праздников, конкурсов и т.д.), а также экспедиций, семинаров, научно-практических конференций активными участниками которых становятся представители различных социальных, этнических групп, слоев и классов.

Таким образом, через систему календарно-обрядовых праздников может осуществляться передача социально нравственных ценностей, преемственность духовности и патриотическое воспитание молодого поколения. Решение научно-педагогической задачи нравственного воспитания молодого поколения лежит через адаптивные возможности традиционной культуры в современном мире, многие подлинные нравственные ценности, заложенные в народном фольклоре, получили свое развитие при возрождении традиционных обрядов, это — трудолюбие, любовь к Родине, почитание идеалов красоты, высокой духовности.

Если рассматривать возрождение традиционных обрядов в современном городе, то можно отметить, что народные праздники, как и в далекие времена, проводятся на самых центральных площадках города, или в местах массового посещения горожан: парках культуры и отдыха, ярмарочных площадях. Чаще всего они превращаются в народные гуляния с элементами. театрализации. ВС сценариях праздника зачастую используются отдельные элементы обрядности [89, 164].

Наиболее . органично вписываются. элементы обрядовых действий, подлинные фольклорные тексты, .песни; не-в масштабные, а локальные праздники, организуемые: в определенном селе, деревне; Именно здесь . . сохранены, целостность отдельной, родовой общины, и семейные-традиции «до, седьмого? .колена». На; празднике жители» чувствуют себя раскрепощенными и», являются непосредственными участниками. Только-. зная І свою прошлое .и, свош истоки; умело- используя . народные. традиционные, формы; . можно? организовать, полноценное проведение-календарных праздников.. В;,; городах. традиции народной1 культуры;. народного фольклорного искусства -не исчезают, а отходят на второй-план., Если,в.крестьянской.культуре праздник продолжает сохранять.сакральный; смысл, то. в городе сакральность праздника.постепенно исчезает,, считает А.С. Каргин [147, 148]. На основе: . результатов теоретического . и эмпирического исследования: социально-педагогических ш семантических особенностей обрядов. нами разрабатывалась, и обосновывалась-технология;возрождения. традиционных обрядов и праздников. В традиционных, сообществах эти задачи решались преимущественно - средствами персональной, трансляции знаний и образцов; сознания и, поведения деятельности) от родителей; детям, от. учителя (мастера) .к ученику, от священника к прихожанину и т.т (причем в содержании, транслируемого. социального опыта особое место- занимал, жизненный; опыт, воспитателя и его персональные социально-культурные... ориентации и предпочтения); Процесс социализации молодёжи воспроизводился каждым новым поколением через нормы, ценности, .правила: : поведения; то есть. всей. институциональной, культурой;

Педагогические аспекты реализации социально-культурных технологий патриотического воспитания в процессе возрождения народных обрядов

Проблема . педагогического обоснования- адаптации традиционного;-обряда в, структуре современной праздничной»: культуры, его роли. в процессе духовно-нравственного воспитаниям молодежи в, настоящееч. время имеет особое значение. Духовно-нравственныещенности, заложенные в народных обрядах,,:выступают одним..-из- эффективных, способов раз витиж личных;склонностей и талантов:молодёжи ее ;эмоцирналБной;включенн6сти«В жизнь: своего Отечества. Эффективное построение: процесса возрождения? традиционных; обрядов позволяет. осуществить переход зрителей! от пассивных, созерцателей; к активным участникам-; выступает-средством обучения; типамі. -.традиционного ..поведения , народного воспитания;. естественного укладажколлективного народного творчества;

.Проведенное, в- ходе эксперимента- социологическое исследование показало; что для- формирования у молодёжи- интереса; к вопросам возрождения; традиционных: обрядов и праздников необходимо- создание активной , системьи; изучения? традиционных обрядов, взаимодействия различных учреждений культуры и образования по проблеме возрождения традиционных обрядов и праздников, .работающих непосредственно \ и; опосредованно с; молодёжью, создание- целевого социально-культурного воспитательного- пространства; реализации: культурно-досуговых технологий, применение комплекса видов: и форм; общественно-полезной и социально-культурной.деятельности..:. .

Наиболее полно развивающее, и воспитывающее начало воплощено в; информационно-просветительной- функции возрождения- обрядов; и праздников, в которых .заложена педагогическая образовательная и самообразовательная деятельность, направленная на духовное обогащение личности приобретение определённой системы знаний, формирование деятельной любви к Родине.

Изучение возрождения .народных обрядов, их. организационно- педагогических, художественных. основ, позволило, определить . адаптивные возможности1 традиционной: культуры? в современном мире;, в; решении значительной научно-педагогическоШ задачи; патриотического . воспитания? молодого поколения; Был обобщён; опыт возрождения? , современных весенне-летних обрядов.в: Орловском регионе- разработана и экспериментальноЇ апробирована модель возрождения1" традиционных: обрядов весенне-летнего цикла?в-контексте современного праздника.

Вг ходе, эксперимента были: адаптированы, результаты возрождения-традиционных обрядов- календарных - обрядовых-, праздников; ./весенне-летнего; цикла, где , сам: процесс рассматривался;. как совокупность» взаимосвязанных культурно-досуговых мероприятий; направленных на достижение определенной цели- по. патриотическому, духовно-нравственному и:- -культурно-эстетическому воспитанию . молодого поколения в пределах-, временных рамок, как творческий:. замысел;. выраженный в художественной форме; нацеленный на формирование

Педагогический. эксперимент подтвердил правильность выдвинутой гипотезы о том, что возрождение традиционных; народных обрядов, базирующееся- на идее /реализации педагогического потенциала народных традиций;" и реализованное в. предложенных педагогических. условиях, приводит к эффективному, росту духовно-нравственного потенциала молодого поколения .и. : становится эффективным . средством патриотического воспитания.; ; :

На создание . эмоциональной атмосферы . повлияло насыщение современного праздника русскими народными фольклорными обрядовыми действами, включением в него этнографических сценок. Организаторы представили возможность зрителям не только видеть, но и участвовать, в этих процессах. Поиск новых форм и средств повышения эффективности; социально-педагогических технологий возрождения . традиционных. обрядов и праздников, изучение системы взаимодействия;, опирающейсяща. необходимые и достаточнышуровень компетентности лиц, работающихпо возрождению,.. создали: . социально-культурное; : воспитательное пространство? в процессе адаптации традиционных обрядов и праздниковв контексте современной социально-культурной; деятельности;.

С реализацией : возрожденного; обрядового.. действа, связывается? и активность молодежи, получающей , возможность .непосредственного общения с:авторами, процесса возрождения и участия, в\ самом процессе . обряда; Возрождение: становится: «полем» сотрудничества т учреждений дополнительного образования и. .учреждений:- культуры, их партнеров, своеобразной проверкой; прочности; их постоянных связей и в- иных случаях; —поводом для1 развития; новых контактов.. Результаты анализа легли в .основу теоретических и практических разработок авторш; диссертации; внедренньїХчВ деятельностьучрежденийкультурьі Орловской области; \

Настоящее исследование, являясь первым опытом изучения процесса возрождения;, традиционных весенне-летних обрядов .в системе патриотического воспитания молодежи,;не:претендует.на;исчерпывающее освещение- .всех вопросов рассматриваемой проблемы. В" дальнейшем; исследователи могут раскрыть особенности; возрождения; традиционных обрядов и праздников на основе сравнений и сопоставлений опыта других регионов. ..

Похожие диссертации на Социально-культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов