Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений Манукян Арусяк Гевондоновна

Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений
<
Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Манукян Арусяк Гевондоновна. Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений : ил РГБ ОД 61:85-10/211

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Пути развития научно-фантастического жанра в советской армянской литературе 17

Глава П. Утверждение жанра в армянской литературе

Глава Ш. Новые тенденции развития жанра

Выводы

Список использованных и цитированных источников 135

Пути развития научно-фантастического жанра в советской армянской литературе

В 1936-ом году вышел в свет научно-фантастический роман А.Шайбона "Ночная радуга", который положил начало армянскому национальному научно-фантастическому роману.

Литературный мир с большим интересом и удовлетворением встретил рождение этого вида литературы в армянской действительности.

Наири Зарян писал:"Ашот Шайбон нашел свое место в нашей литературе.В армянской литературе не существовало научно-фантастического романа. Шайбон - первый, кто обратился к этому жанру...".

Автор первого армянского научно-фантастического романа имел своих последователей.Армянская национальная проза обогащалась новым видом художественной литературы.

В зарубежной критике все еще бытует неверное представление о некой наднациональной сущности научно-фантастической литературы. Мотивируют его тем, что развитие науки носит характер глобального, общечеловеческого процесса. В принципе это действительно так. Но в каждом государстве и у каждой нации есть свои ученые, свои национальные особенности, которые и обусловливают определенный подход к развитию научных идей, первоочередность в решении тех или иных научных задач ; сказывается также национальное культурное наследие, в свете которого продолжается научный прогресс. Поэтому, хотя развитие науки - общечеловеческое дело, каждая нация привносит в этот процесс свой вклад, отличающийся от вклада других народов.

При этом необходимо иметь в виду также, что национальные особенности по-разному проявляются в различных социальных условиях, и хотя национальные традиции оказывают влияние на развитие культуры, главным, обусловливающим критерием являются социальные факторы. Социально-исторические предпосылки,национальное культурное наследие и ряд других причин создают условия для развития и применения науки, предопределяют ту основу, на которой возникают научные и социальные прогнозы в форме научно-фантастических произведений.

Утверждение жанра в армянской литературе

Творчество А.Шайбона - зачинателя армянской научной фантастики, как уже было отмечено, развивалось в основном в русле традиционной научной фантастики с характерными.для нее задачами и целями.

Подобно Жюлю Верну, А.Толстому, Беляеву, Адамову, Шайбон считал науку той благотворной силой, которая способна совершенствовать общество, его материальную и духовную жизнь.Одновременно он всегда имел в виду и тот политический строй, в условиях которого развивается наука, работают инженеры, ученые.

Глубоко веря в громадную силу науки, ЗШоль Берн был убежден, что человеческое общество может совершенствоваться независимо от существующих социально-политических порядков. Наука рассматривалась им с чисто гуманистических позиций, потому и почти все его герои, особенно ранних произведений, - положительные (Немо, Грант, Сайрус Смит и другие). Со временем вера Вюля Верна в гуманизм науки несколько ослабла. Так, в произведениях, написанных после франко-прусской войны, уже появляются отрицательные герои - Шульц (500 миллионов Бегумы"), Ро-бур ("Робур завоеватель") и др.; но и в них писатель сохранил присущий ему оптимизм.

Шайбон же с самого начала со всей определенностью выявляет двойственный, противоречивый характер науки. С одной стороны, наука творит чудеса, с другой - совершаются научные открытия, уничтожающие эти чудеса. Вспомним деятельность ледоколов советского "Октябрита" и английского "Сфинкса" ("В мире белых теней"), мощные лучи Адриана и мощную радиостанцию Шла-фика ("Ночная радуга"): "Завтра, в 23.00 по земному времени ракетный корабль "Урал-5" полетит на Луну своим обычным кур - 64 -сом. Груз состоит преимущественно из кислорода, оборудования обсерватории, продовольствия, литературы, молодых саженцев особого сорта яблони из "сада изобилия", лекарств, трех аквариумов с живыми рыбками. Сообщаем, что в ракетном корабле "Урал-5", возможно, будут пассажиры. О них будет отдельное со т

общение. Передача окончена...". "И "Альфа" получала тайные сообщения, закупала научные открытия и изобретения у ученых-одиночек, и,если обнаруживались серьезные новаторские изобретения, а торговля не ладилась, не глушалась применять внушительные методы - новатор погибал,а его изобретение присваивалось ...

Новые тенденции развития жанра

В советской армянской фантастике новые тенденции развития жанра просматриваются в творчестве К.Симоняна.Традиционные формы "технической фантастики", в русле которых шло развитие первого периода творчества писателя, не давали ему возможности поднимать серьезные социально-философские и морально-этические проблемы. Однако, начиная с середины 60-ых годов, как уже было отмечено, меняются его взгляды на роль и функции фантастики, расширяется ее идейно-тематический диапазон, вовлекая в сферу исследования самые актуальные вопросы современности, связанные как с современностью, так и с судьбами будущего человечества. Причем фантастическая проекция будущего строится у Симоняна не на отрицании настоящего,а на основе закономерного развития современной жизни.

В первом рассказе сборника "Мы хотим играть" автор посредством панорамной кинематографической картины создает ощутимый, зрительный образ будущего. Этот рассказ напоминает читателю "Онирофильм" Лино Альдани - тоже панорамную картину, построенную на чувственных иллюзиях. Однако при всем сходстве художественного приема эти повести диаметрально противоположны по идейному пафосу. Альдани рисует будущее в тяжелых, мрачных красках. Группа людей обманывает народ "онирофильмом",притупляет мозги, убивает в нем всякое желание, превращая их в животных, питающихся "онирофильмом". Несомненно, что Альдани отрицает настоящее и нежелательное будущее в целях утверждения красоты и добра. Симонян же проблему будущего, завтрашнего дня своего Еревана решает оптимистически. На его взгляд, расцвет науки и техники делает жизнь человека счастливей и осмысленней.

Похожие диссертации на Идейно-художественное своеобразие армянских советских научно-фантастических произведений