Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Поэтика комического в романах Дж. Барта 1950-1960-х годов Киреева Татьяна Вячеславовна

Поэтика комического в романах Дж. Барта 1950-1960-х годов
<
Поэтика комического в романах Дж. Барта 1950-1960-х годов Поэтика комического в романах Дж. Барта 1950-1960-х годов Поэтика комического в романах Дж. Барта 1950-1960-х годов Поэтика комического в романах Дж. Барта 1950-1960-х годов Поэтика комического в романах Дж. Барта 1950-1960-х годов
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Киреева Татьяна Вячеславовна. Поэтика комического в романах Дж. Барта 1950-1960-х годов : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Киреева Татьяна Вячеславовна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2007.- 216 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/2117

Введение к работе

Творчество одного из наиболее известных писателей США второй половины XX в, авторитетного критика и теоретика литературы, обладателя большинства национальных литературных премий Джона (Симмонса) Барта (John (Simmons) Barth, р 1930) представляет собой значительное явление в современной американской литературе Активно участвуя в литературном процессе второй половины 1950-х - начала нового тысячелетия, оказывая своим художественным творчеством и теоретическими изысканиями значительное влияние на формирование литературно-художественного сознания США 1960-90-х гг, писатель принимает участие в создании одной из наиболее интересных страниц современной американской литературы, без тщательного осмысления, детального изучения и адекватного понимания которой не может быть воссоздана объективная история развития литературы и культуры США XX столетия

Способность Д Барта соединять в пространстве художественного текста следование литературной традиции и пристрастие к экспериментированию позволила ему уже в 1960-е гг занять одно из ведущих мест в современной западной литературе и представить в своих произведениях новый тип литературно-художественного мышления, характерная черта которого - переосмысление и классического реализма XVIII - XX веков и литературных поисков модернизма Присущее писателю на протяжении всего творческого пути стремление к ироническому, а то и гротескно-сатирическому изображению действительности, основных философско-эстетических, социальных постулатов современности, человеческих эмоций и поступков, заметное стремление к смелому эксперименту с формой и содержанием произведений обеспечивают особую популярность его книгам не только у обычного читателя, но и у критиков Литературоведами не раз отмечалось, что Барт тяготеет к созданию комической атмосферы в своих произведениях, что не только роднит его со школой «черного юмора», одним из создателей которой он являлся, но и представляет специфическую особенность его поэтики в целом Сегодня Д Барт - автор десяти романов, пяти сборников рассказов, двух книг литературно-критической эссеистики, один из наиболее авторитетных писателей современной Америки

Исследование поэтики романов Д Барта и ее составляющих, выявление особенностей его авторского видения мира и человека значительно расширяет наши представления как о творчестве писателя в целом, так и о тех новых художественно-эстетических возможностях, которые возникают у литературы XX столетия Именно в этом видится нам актуальность предлагаемого исследования, посвященного выявлению своеобразия комического в романах Д Барта 1950 - 1960-х гг как важнейшего компонента его художественного мышления, что позволяет глубже проникнуть в творческий мир известного романиста и детально представить общую картину его литературной эволюции в контексте истории, идеологии и культуры США 1950-60-х гг

Опираясь на традиции интерпретации комического, сложившиеся в отечественном литературоведении и эстетике (М М Бахтин, Ю Б Борев, Л Е Пинский, В Я Пропп и др), согласимся с определением данного феномена как эстетической категории, отражающей «несоответствие между несовершенным, отжившим, неполноценным содержанием явления или предмета и его формой, претендующей на полноценность и значимость, между важным действием и его несовершенным результатом, высокой целью и негодным средством Обнаружение и раскрытие этого несоответствия порождает чувство комического Комическое всегда смешно - в этом состоит особенность его восприятия»

Художественный опыт литературы прошедших столетий наглядно свидетельствует об обоснованности современного понимания «комического» и, как следствие, фактического уравнивания его с понятием «смешного» и его производными. Так, Л Е Пинский, считающийся крупнейшим отечественным специалистом в области комического в истории литературы, фактически ставил знак равенства между «комическим» и «смешным», называя в качестве источника комического человеческую природу «в избытке отпущенных на свободу, цветущих жизненных сил»2 Дальнейшее уточнение высказывавшихся им идей обнаруживается у С И Кормилова «Противоречие норме порождает внешний комизм (физиологический, случайных ситуаций), противоречие идеалу - комизм обобщающий, комизм внутренней неполноценности, ничтожности К<омическое> первого типа находит выражение в юморе, второго типа - как в юморе, так и в сатире и сарказме В роли смеховых и <комических> приемов выступают алогизм, гротеск (хотя он бывает не только <комическим>, но и трагическим), буффонада и фарс, каламбур, пародия»

Последнее наблюдение, в свою очередь, легко проецируется на опыт современной западной литературы, в том числе и на творчество Д Барта Не случайно, Е А Стеценко, рассматривая проблему реинтерпретации традиции как одного из «художественных ориентиров XX столетия», ссылается на опыт «черных юмористов», в том числе Д Барта, и подчеркивает именно комическую составляющую этого процесса «У американских "черных юмористов" традиционные формы и мотивы попадают не столько из одной художественной системы в другую, сколько в некую литературную "вавилонскую башню" традиций, где они трансформируются не в результате собственной исчерпанности, а вследствие всеобщего распада В романах У Берроуза, Дж Хоукса, Т Пинчона, Дж Барта представлена невероятная смесь времен, культур, языков, реальных фактов и вымысла, в них соприсутствуют традиции шекспировской драмы, Просвещения, романтизма, реализма и битничества При этом все теряет свой имманентный смысл и идентичность, смешивается, переходит друг в друга, пародируется, снижа-

1 Карягин А Комическое // Философская энциклопедия В 5 т - М, 1962 - T2 - С 573

2 Пинский Л Е Магистральный сюжет Ф Вийон, В Шекспир, Б, Грасиан, В Скотт - M, 1989 - С 97
3КормиловСИ Комическое//Литературная энциклопедия терминов и понятий - M.2001 - Стлб 385

ется до фарса Фактически исчезает противопоставление «своего» и «чужого» текста, планов настоящего и прошлого»4

Оценивая степень изученности творчества Д Барта в целом, необходимо отметить, что в американском литературоведении проза писателя вызвала значительный интерес Причем, если первые его книги оставались в начале предметом по преимуществу мимолетного интереса рецензентов, то с публикацией в 1966 г романа «Козлоюноша Джайлс» Барт оказывается в центре постоянного внимания западных ученых Среди исследований посвященных писателю, прежде всего следует указать на книги, в которых его творческая эволюция представлена в биографическом контексте первый опыт подобного рода - брошюра «Джон Барт» ДжГерхарда (1970), автор которой попытался дать краткий очерк творчества писателя 1950-60-х гт, не претендуя на какие-то обобщения Гораздо более значимыми представляются работы 1970-х и 1990-х гг, в частности монография Э Глазерворер, рассматривавшей романы Д Барта в контексте его философско-эстетических предпочтений, общие очерки творчества Барта, написанные Д Морреллом, биографами писателя Э Валкевичем и X Зиглер Особый интерес представляли исследования отдельных аспектов творчества Барта Так, Дж Старком было проанализировано творчество В Набокова, X Л Борхеса и самого Барта как представителей нового типа литературного творчества, Я Тарпом рассматривалась бартовская интерпретация парадокса как основного принципа его художественного творчества и специфика возникающего при этом комического эффекта в произведениях 1960-х гг, ЧХаррисом были детально рассмотрены стилистические особенности прозы Барта 1950-70-х гг6 Заметным этапом на пути изучения творчества писателя стали книги МШульца о специфике бартовской мета-прозы, проанализированной на примере ряда его произведений (от «Заблудившихся в комнате смеха» до «Повестей прилива»), Л Линдси о взаимосвязи мировидения писателя и постструктуралистской теории и С Скотта об игровом начале в прозе американского постмодернизма, представленной в данном исследовании Д Бартом и Л Эрдрич7

Серьезным вкладом в изучение творчества Барта стали работы общего характера, посвященные литературе США 1950-90-х гг, где произведения писателя вписаны в единый литературный контекст эпохи или определенного направления Для исследований второй половины 1960-х— 1970-х гг характерно восприятие художественных открытий писателя, прежде всего, на фоне американской школы «черного юмора» Не случайно, с точки зрения РСкоулза, именно Барт оказывается одним из тех самых «сочинителей

* Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века - М , 2002 - С 70

s Glaserwohrer Е An Analysis of John Barth's Weltanschauung His View of Life and Literature - Salzburg, 1977, MorrellD JohnBarth An Introduction - University Park, 1976, WalkiewiczEP JohnBarth -Boston, 1986, Zieg-ler H John Barth - L, 1987

6 Stark J The Literature of Exhaustion Borges, Nabokov and Barth - Durham, 1974, Tharpe J John Barth The
Comic Sublimity of Paradox - Carbondale, 1974, Hams С Passionate Virtuosity The Fiction of John Barth -
Urbana, 1983

7 Schulz M F The Muses of John Barth Tradition and Metafiction from Lost in the Funhouse to the Tidewater Tales
-Baltimore, 1990,LindsayA Death in the funhouse JohnBarth and poststructuralist aesthetics -NY, 1995,Scott
St D The Gamefulness of American Postmodernism John Barth and Louise Erdnch - N Y, 2000

притч», который вместе с Д Хоуксом, Д Хеллером и К Воннегутом (отметим, что включение исследователем двух последних авторов в число «черных юмористов» вызвало серьезную критику его концепции в целом) принимает участие в создании принципиально нового литературного направления в 1960-е гг Аналогичный подход демонстрируют в своих исследованиях и другие авторы, в 1970-е гг традиционно интерпретировавшие творчество Барта в границах «черного юмора»8, или, в лучшем случае, определявшие его в один ряд все с тем же К Воннегутом или ТПинчоном9 Среди немногих американских литературоведов, с самого начала отчетливо почувствовавших особое место Барта в современной американской литературе и сразу же заявившего об этом, необходимо назвать Д Клинковица10

Следует отметить, что рост литературного авторитета Д Барта к концу 1970-х, естественно, не мог не сказаться на характере восприятия его творчества — теперь писатель воспринимается как одна из ведущих фигур современного литературного процесса, и именно в таком качестве он представлен в монографиях-обзорах американской литературы последних десятилетий XX в

В отличие от западного литературоведения, в котором отношение к творчеству и личности Д Барта определялось в основном эстетическими пристрастиями, отечественное литературоведение было вынуждено давать оценку его произведениям, исходя из идеологических требований Следует отметить, что романы Барта и его творчество в целом поначалу оставались предметом попутного интереса исследователей, занимавшихся проблемами модернизма в США, в частности, школой «черного юмора», и, как правило, сопровождались традиционными упреками в «отсутствии собственного видения мира»12 Постепенное осознание весомости фигуры американского писателя приводит к изменениям в его восприятии отечественным литературоведением в конце 1970-х гг Здесь следует указать на появление посвященной Барту статьи в «Краткой литературной энциклопедии»13 и кандидатской диссертации Л Л Черниченко , в которой творчество Барта было представлено романами «Плавучая опера» и «Химера», сборником рассказов «Заблудившийся в комнате смеха», статьей «Литература истощения» Наиболее убедительная интерпретация творчества Д Барта конца 1950-х - 60-х гг присутствует в монографии А М Зверева «Модернизм в литературе США», где Барт был назван «самым одаренным и значительным из современных американ-

'ScholesR The Fabutators N Y, 1967,HarnsC Contemporary American Novelists of the Absurd - New Haven, 1971,01dermanR Beyond the Waste Land A Study of the American Novel in the Nmeteen-Sixties —New Haven, 1972, Schulz M Black Humor Fiction of the Sixties A Pluralistic Definition of Man and His World - Athens, 1973

9 McConnell F Four Postwar American Novelists Chicago, 1977, Hipkiss R The American Absurd Pynchon,
Vonnegut, and Barth - Port Washington, 1984

10 Cm KlinkowitzJ Literary Disruptions The Making of a Post-Contemporary American Fiction - Urbana, 1975,
KlmkowitzJ Literary Subversions New American Fiction and the Practice of Criticism -Carbondale, 1985

" Strehle S Fiction in the Quantum Universe Chapel Hill, 1992, BrodenckD Transrealist Fiction Writing in the

Slipstream of Science - Westport, 2000

|2ЗасурскийЯН Заключение II Литературная история США ВЗт -М, 1979 -ТЗ -С591

"МуравьевВС Барт Джон//Краткая литературная энциклопедия В8т-М,1978 —Т9 -Стлб195

14 Черниченко Л Л Школа «черного юмора» и американский модернизм Автореф дис канд филол н -

М,1979

ских писателей модернистской ориентации»15 В то же время традиционно негативное отношение к нереалистическим направлениям вынуждала автора сопровождать интересный и глубокий анализ текста соответствующими комментариями и даже констатировать полную исчерпанность писательского таланта к середине 1970-х С этого момента и вплоть до конца 1980-х - начала 1990-х гг осмысление творчества Барта отечественной американистикой шло традиционно писатель все чаще фигурирует в обзорах и анализах литературного процесса в США второй половины 1970-х - 1980-х гг, но его творчество получает сдержанно-негативную оценку16

Ко второй половине 1980-х внимание к писателю продолжает возрастать ТД Бенедиктова впервые определила Барта как «корифея новейшего американского авангардизма»17 С развернутым анализом его творчества в эти годы выступает Т.Л Морозова, увидевшая в нем «средство, которое, как он надеется, поможет выжить в самых безнадежных ситуациях Это средство -юмор»18 Сомневаясь в безоговорочной принадлежности писателя к школе «черного юмора», исследовательница справедливо указала на происходящие с конца 1970-х изменения в эстетике Барта, переходящего «по отношению к реализму от политики «конфронтации» к курсу на «разрядку», причем основной целью подобной «разрядки» предстает «отказ от элитарности модернистской прозы, приближение к рядовому читателю»19 В ситуации отказа от прежних идеологем исследовательница получает возможность выйти за переделы привычного набора романов Барта 1950-60-х гг, предлагая развернутый анализ «Академического отпуска» (1982) и на его основе делая принципиальный вывод об определенной эволюции творческой манеры писателя Новое прочтение ряда произведений Барта предложила Е А Стеценко в монографии «Судьбы Америки в современном романе США» (1994)

Принципиально новый этап в процессе рецепции творчества Барта наступает с появлением по преимуществу в 1990-е гт его основных произведений на русском языке20 Эти издания сопровождались, как правило, предисловиями или послесловиями литературоведов и переводчиков, стремящихся представить автора широкому читателю и разъяснить, в чем заключается своеобразие его творческой манеры Появление переводов Барта вызвало, соответственно, и реакцию российской литературной критики

У отечественных американистов рубежа двух столетий значимость творчества Барта сомнений также не вызывает Для Е А Стеценко романы писателя становятся воплощением переосмысливаемой и отчасти пародируемой, но,

" Зверев А М Модернизм в литературе США - М , 1979 - С 234

16 Морозова Т Л Литература модернизма // Литература США в 70-е годы XX века - М , 1983 - С 261, Мулярчик А С Послевоенные американские романисты М 1980, Мулярчик А С Спор идет о человеке О литературе США второй половины XX века - М , 1985

" Бенедиктова ТД Литература США//История зарубежной литературы 1945-1980 - М, 1989 -С 156 " Морозова ТЛ Спор о человеке в американской литературе -М.1990 - С 296 "Там же -С297

20 Барт Д Плавучая опера - М , 1993, Барт Д Литература истощения // Российский литературоведческий журнал - 1997 - № 10 - С 124 - 139, Барт Д Плавучая опера - М, 2000, Барт Д Химера - СПб, 1999, Барт Д Химера - СПб , 2000, Барт Д Заблудившись в комнате смеха - СПб , 2001

тем не менее, традиции, в то время как М В.Тлостанова полагает характер художественного воплощения в ранних произведениях Барта равным гротеску у Кафки, AM Зверев рассматривает его романы в контексте смеховой традиции ' В Г Прозоров включает роман «Козлоюноша Джайлс» в число самых значительных произведений литературы США 1960-х гг и второй половины XX в в целом, а Н В Киреева дает анализ творчества Д Барта в контексте зарубежного постмодернизма22

Не вызывает сомнений все возрастающий интерес российского литературоведения к личности и творчеству Джона Барта, воспринимаемого в последнее десятилетие в качестве классика современной американской литературы В то же время отсутствие масштабных исследований, целенаправленно посвященных его творчеству, позволяет говорить о насущной необходимости его изучения

Таким образом, научная новизна нашей диссертации заключается в том, что

впервые в отечественном литературоведении на материале романов Д Барта 1950-х - 1960-х гг рассматривается своеобразие комического, способы и приемы его представления в творчестве писателя,

комическое в романах писателя исследуется на всех уровнях (языковом, сюжетном, интертекстуальном) художественной системы, формирующейся на первом этапе его художественного творчества,

Объектом исследования выступают романы Д Барта, опубликованные в 1956 - 1966 гг «Плавучая опера», «Конец пути», «Торговец табачным зельем» и «Козлоюноша Джайлс»

Предметом исследования является художественная специфика комического в романах писателя 1950 - 1960-х гг

Цель исследования заключается в выявлении художественного своеобразия комического у раннего Д Барта и особенностей его функционирования в первых четырех романах писателя

Поставленная цель определила следующие задачи исследования:

выявить особенности комического в «нигилистической дилогии» Д Барта - в романах «Плавучая опера» и «Конец пути» как совокупности приемов осмеяния основ современного американского общества,

проанализировать репертуар приемов и различные уровни (языковой, сюжетный, интертекстуальный) создания комического в романе «Торговец табачным зельем» и его пародийные составляющие,

обозначить особенности «комического универсума» в романе «Козлоюноша Джайлс»

Теоретико-методологической основой диссертации послужили прин
ципы сравнительно-исторического литературоведения, получившие разви
тие в трудах крупнейших отечественных литературоведов

21 См Художественные ориентиры зарубежной литературы XX века - М, 2002

22 Прозоров В Г Ступени свободы Очерки истории и литературы США, 1950 - 2000 - Петрозаводск, 2001,
КирееваН В Постмодернизм в зарубежной литературе -М 2004 -С 36-55

(A H Веселовского, М П Алексеева, В М Жирмунского, Д С Лихачева и др) Принципиально важными для общей концепции исследования стали труды М М Бахтина, Л Е Пинского, В Я Проппа, посвященные проблемам комического в художественной литературе. Существенными для исследования явились методы целостного анализа художественного произведения и интертекстуального анализа

Методологически значимыми для нас стали работы ведущих отечественных исследователей-американистов (Н А Анастасьева, Т Д Бенедиктовой, Б А Гиленсона, Я Н Засурского, А М Зверева, М М Кореневой, А С Мулярчика, О О Несмеловой, О Е Осовского, В Г Прозорова, Е А Стеценко, М В Тлостановой, и др), исследования западных литературоведов, заметно расширяющие проблемное поле современной науки о литературе и обеспечивающие новую интерпретацию произведений Д Бартаа в социкультурном, идеологическом и литературно-художественном пространствах Америки XX столетия (Д Клинковица, X Зиглер, Д Бродерика), классические труды по философии смеха 3 Фрейда, А Бергсона, исслдования онтологии и эстетики смеха в культурном сознании (Л Карасев, М Т Рюмина, Л Ф Балина и др.)

Теоретическая значимость работы заключается в том, что ее наблюдения, выводы и полученные результаты могут служить основой для дальнейшего изучения процесса эволюции комического в американской прозе XX века, в современном литературном сознании

Практическая значимость диссертации состоит в том, что материалы диссертации, ее основные выводы и положения могут быть использованы в курсах истории зарубежной литературы XX в на филологических факультетах университетов и педвузов, в спецкурсах и семинарах, посвященных изучению творчества Д Барта, американской литературы XX в

Положения, выносимые на защиту:

Категория комического является важнейшей составляющей художественного творчества Д Барта, системообразующим элементом поэтики его романов 1950- 1960-х гг

Различные уровни, на которых комическое реализуется в романах писателя языковой, сюжетный, интертекстуальный, - позволяют говорить об особом типе художественного видения писателя, о тесной связи его творчества с комической традицией, сформировавшейся в литературе

Многообразие проявлений комического в романах «Плавучая опера», «Конец пути», «Торговец табачным зельем» и «Козлоюноша Джайлс» свидетельствует не только о значительной роли смехового начала в произведениях первого этапа творчества писателя, но и о специфической взаимосвязи комического и трагического в его художественном сознании

В романах 1950 - 1960-х гг Барт последовательно эволюционирует от понимания и изображения комического в традиционном ключе («Плавучая опера» и «Конец пути») через пародирование устоявшихся жанровых форм («Торговец табачным зельем») к созданию «комического универсума» («Козлоюноша Джайлс»)

Исследование своеобразия комического в романах Д Барта 1950 -1960-х гг. позволяет выявить новые аспекты в изучении прозы писателя, способствует углубленному, комплексному осмыслению его творчества в целом

Апробация работы: диссертация обсуждалась на заседаниях кафедры истории зарубежных литератур Московского государственного областного университета Основные положения исследования излагались в выступлениях диссертанта на региональной научной конференции «Огаревские чтения» (Саранск, 2005), на международной научной конференции «Феномен творческой личности» (МГУ им М В Ломоносова, 2006), а также отражены в 8 публикациях автора

Структура исследования: диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и библиографического списка источников на русском, английском и немецком языках

Похожие диссертации на Поэтика комического в романах Дж. Барта 1950-1960-х годов