Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен "чиклит" Ремаева Юлия Георгиевна

Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен
<
Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ремаева Юлия Георгиевна. Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен "чиклит" : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03.- Нижний Новгород, 2007.- 260 с.: ил. РГБ ОД, 61 07-10/1346

Содержание к диссертации

Введение

1. ФЕНОМЕН «ЧИКЛИТ»: ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО 16

1. «Новая волна» в женской постфеминистской прозе на рубеже XX и XXI вв.: британский вариант 16

2. Литературные истоки и нравственные ориентиры (романы Дж. Остен и X. Филдинг) 39

3. Традиции Дж. Остен в новом культурно-коммуникационном пространстве 64

2. НЕКОТОРЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПОЭТИКИ РОМАНОВ «ЧИКЛИТ» 73

1. Традиции формульной литературы 73

1.1 Образы главных героинь и второстепенные персонажи 81

1.2 Структура сюжета 114

2.Проблема национальной самоидентичности и представление об английскости 134

3. «ЧИКЛИТ» В КОНТЕКСТЕ МАССОВОЙ КУЛЬТУРЫ 169

1. Стереотипы глянцевых журналов и романы «чиклит» в контексте рекламы 174

2.Феномен «чиклит» в виртуальном пространстве и проблема аутентичности 184

3. Тенденции развития 198

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 210

БИБЛИОГРАФИЯ 216

ПРИЛОЖЕНИЕ 244

Введение к работе

В последнее время количество художественных произведений, написанных авторами-женщинами, растет. И это неудивительно. В силу сложившейся литературной традиции большинство авторов - мужчины. Как известно, истинное место женщины в литературе всегда оспаривалось, недаром авторы-мужчины обозначаются в английском языке "writers", авторы женщины "women writers". Годами считалось, что женщины производят "women's fiction", в то время как мужчины создают просто "fiction" или даже "literature"; мужчины пишут о том, что важно для всего человечества, женщины пишут о том, что важно для них самих.

Феминистские исследователи убеждены, что местом возможного обретения себя является письмо, свой язык. Литературное творчество дает женщинам возможность ответить на вопрос «кто я?», тем самым помогая процессу их самоидентификации. Женщины хотят занять свое место в литературе, где веками доминировали мужчины, доказав, что их творчество следует оценивать не по биологическому признаку, а по профессиональным качествам, креативности и таланту. Поскольку женский социокультурный опыт не занимал достойное положение в системе общественных ценностей, женщины современной эпохи хотят описать свою модель видения и понимания мира. Появившаяся «женская» литература позиционирует себя как своеобразное и независимое культурное явление, подчеркивающее иной подход женщины к литературной деятельности. В новую эпоху, на рубеже XX и XXI столетий, писательницы делают акцент на личных переживаниях, наблюдениях, они ищут особые способы восприятия и оценки действительности, пытаются уйти от сложившихся стандартов мужской литературной традиции.

Писательницы Великобритании всегда вызывали живой интерес у различных поколений читателей, их литературные произведения по достоинству оценивались литературоведами. В Британии сложилась

традиция «высокой» женской литературы: достаточно вспомнить сочинения Джейн Остен (Jane Austen), сестер Бронте (Bronte), Мери Шелли (Магу Shelley), Элизабет Гаскелл (Elizabeth Gaskell), Джордж Элиот (George Eliot), а также более поздние, но не менее значительные работы Агаты Кристи (Agatha Christie), Вирджинии Вульф (Virginia Woolf), Айрис Мердок (Iris Murdoch), Мюриел Спарк (Muriel Spark), Фей Уэлдон (Fay Weldon) и т.д. Помимо всемирно известных писательниц в литературе Британии, например, XIX и XX вв. есть авторы-женщины, имена которых не известны широкому читателю, особенно русскоязычному - Изабелла Харвуд (Isabella Harwood, 1840-1888), Амелия Б. Эдварде (Amelia В. Edwards, 1831-1892), Филис Бентли (Phyllis Bently, 1894-1977), Антония Уайт (Antonia White, 1899-1980), Пенелоп Мортимер (Penelope Mortimer, 1918-1999), Бриджид Брофи (Brigid Brothy, 1929-1995), Эдна ОЪрайан (Edna O'Brian, 1936-). Этот список можно продолжить. Без сомнения, и эти писательницы достойны того, чтобы стать частью английской литературы. Богатое культурное наследие Британии и специфика национального характера подготовили плодородную почву для появления современной британской литературы, ее новых создателей и их новых героев.

Времена меняются, меняется и литературная традиция. Авторы новой прозы конца XX века - начала XXI - Джоан Роулинг (Joan Rowling), Сью Таунсенд (Sue Townsend), Стелла Даффи (Stella Duffy), Хелен Филдинг (Helen Fielding) - уже стали классиками современности. Помимо них возникла целая плеяда молодых британок, чьи романы уже получили признание. Среди новых имен - Анна Дэвис (Anna Davis), Хелен Данн (Helen Dunne), Мелисса Натан (Melissa Nathan), Уенди Холден (Wendy Holden), Джил Мэнсел (Jill Mansell), Дженни Колган (Jenny Colgan), Эми Дженкинс (Amy Jenkins), Кэти Летт (Kathy Lette), Сара Харрис (Sarah Harris), Арабелла Вейр (Arabella Weir).

Современная Британская женская проза - особая тема для разговора. Радикально изменившийся социальный и психологический статус женщины

требует новых форм повествования, новых тем, а главное, иных героинь. Эпоха конца 90-х - начала 2000-ых сделала востребованным новый образ женщины в постфеминистском мире. В силу влияния на самосознание женщин развития женского движения в мире, благодаря изменению их социальной роли (закрепленные конституционно равные права мужчин и женщин, увеличение количества женщин, имеющих высшее образование, рост их экономической активности, расширение сферы профессиональной деятельности, отказ общества от многих стереотипов по отношению к ним), женщины стали более свободными, они начали говорить о том, что их волнует с большей откровенностью. Появившиеся книги, написанные авторами-женщинами о женщинах, изображают героинь, пытающихся справиться с вызовом социума их поколению и найти золотую середину между карьерой и личными отношениями. Таким образом, появление литературы «новой волны» связано с социальными процессами, происходящими в обществе на рубеже XX и XXI веков.

Объектом исследования диссертационной работы является постфеминистская проза Британии указанного периода.

Непосредственным предметом исследования являются романы так называемой «новой волны», нового направления постфеминистской прозы Британии, известные в англоязычном литературоведении как Chick Lit / «чиклит», создававшиеся на рубеже XX и XXI вв. В центре внимания произведения Фионы Уокер (Fiona Walker), Софи Кинселлы (Sophie Kinsella), Индии Найт (India Knight), Анны Макстед (Anna Maxted), Лорен Хендерсон (Lauren Henderson), Крис Манби (Chris Manby), Джессики Адаме (Jessica Adams), Мэриан Кейс (Marian Keyes) - наиболее ярких представительниц данного направления.

Актуальность темы представленного исследования связана с тем, что она дает возможность выйти к таким магистральным вопросам современного литературоведения, как проблема развития и функционирования массовой литературы, позволяет включиться в дискуссию о путях развития женской

прозы и судьбе новейшего английского романа на рубеже XX-XXI вв., а также внести свой вклад в изучение проблемы взаимосвязи традиций и новаторства в современном литературном процессе. В отечественном и зарубежном литературоведении возрастает интерес к феномену массовой литературы, его неоднозначности и многоплановости. Рассмотрение названной темы помогает понять, какие слагаемые обеспечивают массовой литературе (в частности, женской прозе «новой волны») популярность. В исследовании анализируется и такой актуальный аспект, как возникновение и функционирование проявлений феномена «чиклит» в рекламе, культуре глянцевых журналов, а также в сети Интернет.

Все это и определяет научную новизну представленной работы. В западном литературоведении направление «чиклит» рассматривается лишь в общих чертах, отсутствует теоретическая база изучения названного явления. В отечественном литературоведении нет исследований как о творчестве отдельных «чиклит»-авторов, так и всего направления в целом. В представленной работе вводится в научный оборот целый пласт новейшей английской литературы, до сих пор не привлекавший внимания отечественных англистов. Британские «чиклит»-романы впервые рассматриваются системно, охватываются различные аспекты их становления, развития, функционирования и значимости. В диссертации предлагается методика анализа поэтики романов феномена «чиклит». Научная новизна исследования связана также с изучением проявлений «чиклит» в виртуальном пространстве. В работе анализируются произведения новой женской прозы Великобритании как социально-культурный феномен, представляющий несомненный интерес не только для литературоведов, но и для культурологов, социологов, историков.

Степень изученности. Отечественное литературоведение еще не открыло для себя данное явление мирового литературного процесса. Однако русская женская проза на рубеже XX и XXI столетий изучается в отечественном литературоведении достаточно активно, что само по себе

свидетельствует о внимании науки о литературе к женскому литературному творчеству и актуальности выбранного ракурса исследования1.

Зарубежная наука о литературе сравнительно недавно приступила к исследованию этого литературного феномена. Термин «чиклит», употребляемый в научных статьях и критике, не получил еще четкого определения, о чем свидетельствует даже характерная «разноголосица» в написании (Chick Lit, Chick-Lit, chick lit, chicklit, chick-lit). Наибольший интерес представляют работы американских исследователей, затрагивающих различные аспекты феномена «чиклит» - Рошель Мабри (Rochelle Mabry), Шанны Свендсон (Shanna Swendson), Джуллиет Уэллс (Juliette Wells), Сьюзан Феррис (Susan Ferriss), Мэлори Янг (Mallory Young) и некоторых других. При этом, как правило, изучение данного явления ведется без дифференциации британского и американского вариантов. На сегодняшний день отсутствуют работы, предполагающие системный и разносторонний анализ романов «чиклит».

Термин «чиклит» получил большее хождение в журналистских кругах. Произведения «новой волны» вызвали широкий резонанс среди журналистов, готовых высказаться относительно структуры, образов героинь, тематики, эстетической ценности работ и т.д. Оценки направления, данные в статьях, неоднозначны. Одни журналисты говорят об отсутствии достоинств романов «чиклит», другие видят эти достоинства, называя среди главных популярность среди читательниц. Натали Дэнфорд в статье «Вопрос о «чиклит»2, Карен Лисснер в статье «В мире «чиклит»3, Анита Джейн в

Стоит остановиться на следующих диссертационных исследованиях, посвященных различным аспектам «женского текста»: Т.А. Ровенская Женская проза конца 1980-х -начала 1990-х годов: проблематика, ментальность, идентификация: Дисс. канд. филол. наук. - Москва, 2001; Е.В. Широкова Художественные эксперименты в русской женской прозе конца XX века: поэтика языка и времени: Дисс. канд. филол. наук. - Ижевск, 2005; Н. В. Воробьева Женская проза 1980-2000-х: динамика, проблематика, поэтика: Дисс. канд. филол. наук. - Пермь, 2006.

2 Danford Natalie. The chick lit question. - Publishers Weekly, 2003, October 20.

3 Lissner Caren. Inside Chick Lit World. - 2003. - [ lissnerlit].

работе «Без ума от бойкого «чиклита» говорят о причинах успеха подобных романов. Они утверждают, что романы находятся на пике популярности, несмотря на мрачные прогнозы относительно их скорого заката. Эти выводы подтверждают прежде всего большие тиражи и появляющиеся разновидности нового феномена, например, bride lit и lad lit5.

Скарлетт Томас в статье «Большой заговор «чиклит»6, Ханна Блэнк в статье «Чиклит»: есть над чем поразмыслить» , Лиззи Скурник в «Чиклит»: «горячие» девичьи истории»8 отзываются о романах-«чиклит» как о работах, носящих бессодержательный, легкомысленный характер, призванных только развлекать.

Среди журналистских публикаций о «чиклит»-романах можно выделить также работы Кэтрин Робинсон «Почему я люблю «чиклит»9, Хизер Кабот «Чиклит»: жанр, предназначающийся молодым женщинам, пополняет печатную индустрию»10, Тани Барриентос «Дерзкий, бойкий «чиклит» - модное направление в печатной индустрии»11, Ребекки Внук «Модная литература для модных цыпочек»12. Перечисленные работы носят оценочно-описательный характер, авторы выражают свое субъективное мнение, приводят некоторые статистические данные относительно тиражей и

4 Jain Anita. Head over Heels for Sassy Chick Lit. - Crain's New York Business, 2003, October
27.

5 О различных разновидностях «чиклит» смотреть в третьей главе, в параграфе
«Тенденции развития».

6 Thomas Scarlett. The great chick lit conspiracy. - The Independent, 2002, August 4-
[].

7 Blank Hanna. Chick Lit to Chew on, 2003. - [].

8 Skurnick Lizzie. Chick Lit: Candy-colored, Indiscreet Romp through the Hottest Gal Tales,
2003. - [].

9 Robinson Kathryn. Why I Heart Chick Lit, 2003. - [].

10 Cabot Heather. Chick Lit: Genre Aimed at Young Women is Fueling Publishing Indusrty,
2003. - [].

11 Barrientos Tanya. Kicky, Sassy Chicklit Is the Hottest Trend in Publishing. - Philadelphia
Inquirer, 2003, May 28. -
[ht^://].

2 Vnuk Rebecca. Hip Lit for Hip Chicks. - Library Journal, 2005 July 15-[].

продаж книг, но не предлагают методики анализа произведений направления «чиклит» или работ отдельных авторов.

Все известные на данный момент публикации сводятся к изучению отдельных аспектов «чиклит»-романов. Стоит отметить следующие работы литературоведов и писателей, сделавших более глубокие попытки проникнуть в суть явления. Рошель Мабри в эссе «О девушке: сексуальность в современной «чик» культуре»13 дает общую картину романов данного направления, последовавших за публикацией романа Х.Филдинг «Дневник Бриджит Джонс». Пытаясь раскрыть секрет популярности анализируемых произведений, автор вводит такое понятие как "Bridget Formula" («формула Бриджит»). Автор рассматривает тематику подобных романов и уделяет большое внимание стилю их оформления. Кроме того, Р. Мабри делает попытку сравнительной характеристики образов героинь романа и фильма «Бриджит Джонс», а также персонажей сериала по книге американской писательницы Кэндис Бушнелл «Секс в большом городе».

В центре эссе Анны Кирнен «Без удовлетворения: «Секс в большом городе», «Беги, хватай, целуй», и конфликт желаний у новых героинь «чиклит»14 «чиклит»-романы американских авторов К. Бушнелл и Э. Сон. Автора эссе прежде всего занимают проблемы сексуальной свободы «чиклит»-героинь и их стремление найти спутника жизни.

Джулиетт Уэллс в работе «Женщины-писательницы, читательницы и литературная история»15 отмечает дискуссионность проблемы как женского литературного творчества, так и проблематики названных произведений. Д. Уэллс ставит вопрос о месте «чиклит» в литературной иерархии и отмечает

13 Mabry Rochelle. About a Girl: Sexuality in Contemporary 'Chick' Culture, 2006. // Ferris,
Suzanne. Young Mallory. Chick Lit: The New Woman's Fiction. - New York, London: Taylor
& Francis Group, 2006.

14 Kiernan Anna. No Satisfaction: Sex and the City, Run Catch Kiss, and the Conflict of Desires
in Chick Lit's New Heroines, 2006. // Ferris, Suzanne. Young Mallory. Chick Lit: The New
Woman's Fiction. -New York, London: Taylor & Francis Group, 2006.

15 Wells Juliette. Women Writers, Readers, and Literary History, 2006. // Ferris, Suzanne. Young
Mallory. Chick Lit: The New Woman's Fiction. - New York, London: Taylor & Francis Group,
2006.

современность его проблематики - взросление и самосовершенствование героини в новой социокультурной ситуации. Элисон Уммигер в своем эссе «Пышка Бриджит Джонс: что волнует женщин в «чиклит»16 предметом своего рассмотрения делает «чиклит»-романы о героинях с проблемами веса, в частности останавливаясь на произведении Джейн Грин «Джемайма Джей»17 и переживаниях ее героини.

Джессика Ли Ван Слутен в работе «Расточительное потребление, мода

1 Я.

и любовная история в трилогии Софи Кинселлы о Шопоголике» предметом своего исследования выбрала трилогию о Ребекке Блумвуд19. Д. Слутен рассматривает сюжеты названных романов и пытается разобраться в стереотипах современной культуры потребления, определяющих жизненные приоритеты «чиклитовских» героинь.

Стефани Харзевски в работе «Традиция и изменение в новом романе» дает общий обзор «чиюгат»-романов, кратко останавливаясь на их литературных предшественниках и восприятии данных произведений критиками.

Особое внимание литературоведов и журналистов привлек роман Хелен Филдинг «Дневник Бриджит Джонс» (1996). На наш взгляд, стоит остановиться на нескольких публикациях. Имельда Велехан в своем эссе «Да здравствуют одиночки»21 рассматривает образ героини - молодой одинокой женщины, живущей в мегаполисе, сталкивающейя с массовой культурой и

Ummiger Alison. Supersizing Bridget Jones: What's Really Eating the Women in Chick Lit. 2006. // Ferris, Suzanne. Young, Mallory. Chick Lit: The New Woman's Fiction. - New York, London: Taylor & Francis Group, 2006.

17 Green Jane. "Jemima J". - Penguin Books Ltd, 2006.

18 Lyn Van Slooten Jessica. Conspicuous Consumption, Fashion, and Romance in Sophie
Kinsella's Shopogolic Trilogy. // Ferris, Suzanne. Young Mallory. Chick Lit: The New
Woman's Fiction. - New York, London: Taylor & Francis Group, 2006.

19 Стоит упомянуть, что после написания этого эссе в свет вышли еще два романа С.
Кинселлы о Ребекке Блумвуд - «Шопоголик и сестра», «Шопоголик и малыш».

20 Harzewski Stephanie. Tradition and Displacement in the New Novel. // Crusie, Jennifer.
Flirting with Pride and Prejudice: Fresh Perspectives on the Original Chick-Lit Masterpiece. -
Dallas, Texas: Benbella Books, 2006.

21 Whelehan Imelda. Hooray for the Singletons! // Overloaded: Popular Culture and the Future of
Feminism. - London: The Woman's Press Ltd, 2005.

борющейся с различными ее стереотипами. Сесилиа Салбер в статье «Бриджит Джонс и Марк Дарси: искусство, имитирующее искусство... имитирующее искусство»22, Нина Дитрих в «Дети своего времени: Элизабет Беннет и Бриджит Джонс» указывают на сходство романа «Дневник Бриджит Джонс» с романом Дж. Остен «Гордость и предубеждение». Элисон Кейс в публикации «Достоверность, традиции и Дневник Бриджит Джонс»24 объясняет популярность романа его актуальностью, рассмотрением проблем, присущих многим современным женщинам в новую эпоху постфеминизма.

Таким образом, в филологической науке направление «чиклит» еще не получило должного осмысления. В результате отсутствует целостная картина новейшей женской прозы Британии 90-х - начала 2000-х.

Целью настоящей работы является определение основных идейных и художественных особенностей «чиклит»-романов, осмысление их места в современной массовой культуре и литературном процессе Англии на рубеже XX-XXI вв., а также уяснение содержания и смыслового наполнения термина «чиклит». Рассматривая произведения «чиклит» как новый этап в современной англоязычной женской прозе, автор предполагает решение следующих задач:

  1. Определить социальные, мировоззренческие, культурные, эстетические предпосылки данного литературного феномена, его художественные ценности и возможные тенденции дальнейшего развития;

  2. Проанализировать и систематизировать корпус текстов, написанных авторами-британками в русле феномена «чиклит», начиная с 1996 г.

  3. Выявить литературные истоки и нравственные ориентиры, особенности национальной самоидентификации писательниц изучаемого направления.

Salber Cecilia. Bridget Jones and Mark Darcy: Art Imitating Art.. .Imitating Art, 2001. -[].

23 Dietrich Nina. Children of their Time: Elizabeth Bennet versus Bridgit Jones, 2002. -
[].

24 Case Alison. Authenticity, Convention, and Bridget Jones's Diary, 2001. -
[http:^ridgetarchive.altervista.org/authenticity.htm].

  1. Рассмотреть тематические, сюжетные и композиционные особенности прозы «чиклит»; проанализировать образы главных героинь и второстепенных персонажей; выявить взаимосвязь названных произведений с традициями так называемой формульной литературы.

  2. Установить связь изучаемого явления с массовой культурой постфеминистской эпохи, влияние на него новых развивающихся информационно-коммуникативных технологий;

6. Рассмотреть функционирование феномена «чиклит» в контексте
стереотипов глянцевых журналов и виртуальном пространстве сети
Интернет.

Исходя из целей и задач, стоящих перед диссертантом, на защиту выносятся следующие основные положения:

  1. Постфеминизм - последующий этап за феминизмом, в котором понятия классического феминизма подверглись переосмыслению. Нередко постфеминизм называют новым феминизмом или посмодернистским феминизмом. Появление «новой волны» в женской прозе Британии определено социальными процессами, происходящими в обществе на рубеже XX и XXI веков.

  2. В структуре и поэтике произведений «чиклит» выделяются традиции английской классической литературы. Литературные истоки и этико-эстетические ориентиры писателей, принадлежащих к этому направлению, связаны с романами Джейн Остен (прежде всего с произведением «Гордость и предубеждение»).

3. Начало изучаемого феномена положено романом Хелен Филдинг
«Дневник Бриджит Джонс», который и становится новым культурным
ориентиром для последующего развития направления «чиклит».

4. Произведения «чиклит» образуют новый этап в англоязычной женской
прозе на рубеже XX и XXI вв., в своей совокупности создавая особый
колорит в новейшей британской литературе.

  1. В романах «чиклит» можно выделить ряд характерных особенностей поэтики. Универсальная база подобных произведений - опора на литературную традицию, концепты национального менталитета, а также использование элементов так называемой формульной литературы. Произведения строятся по похожим схемам (проблематика, структура сюжета, сюжетные мотивы, образы главных и второстепенных персонажей). Тем не менее, романы изучаемого феномена отличаются художественным своеобразием и достаточной степенью индивидуальности.

  2. В подобных произведениях актуализируются различные проявления английскости. Это прослеживается в особенностях юмора, в принципах создания образов героинь, литературных реминисценциях и аллюзиях. В создании подобных романов реализуется идея молодых британских авторов отобразить свое видение мира на основе нового накопленного социокультурного опыта.

  3. Явление «чиклит» - часть массовой литературы и культуры. «Чиклит» романы - не только новая жанровая разновидность, феномен «чиклит» становится особым направлением, тесно связанным с культурой, развивающимися информационными технологиями, возросшей ролью средств массовой информации. «Чиклит»-направление во многом определяется рекламой, глянцевыми изданиями, виртуальной реальностью.

Теоретической основой исследования явились работы общего и частного характера по различным вопросам литературоведения, тендерной теории, массовой литературы, социологии:

- труды по теории литературы Ю.М. Лотмана, Д.С. Лихачева, Б. В.
Томашевского, В. Е. Хализева, А. Я. Эсалнек, Д. Кавелти (J. Cawelty);

- работы, отражающие проблемы изучения английской литературы, в
частности исследования по истории английского романа В.В. Ивашевой, Г.

8. Аникина, Н.П. Михальской, Э. Шоуолтер (Е. Showalter);

- теоретическим исследованиям по различным проблемам феминизма и постфеминизма (И. Жеребкина, А. Усманова, С. Фока (Sophia Phoca), ИБелехан (Imelda Whelehan).

Методы исследования. В соответствии с характером поставленных задач были использованы системный, сравнительно-типологический, историко-литературный методы.

Теоретическая значимость работы вытекает из поставленных целей и задач. Выводы и концепция диссертации могут быть полезны последующим исследователям новейшей англоязычной литературы. Диссертация вносит определенный вклад в изучение специфики литературного феномена «чиклит», его функционирования в рамках массовой культуры как явления постфеминистской эпохи.

Практическая ценность работы состоит в возможностях использовать ее результаты в вузовских общих и специальных курсах по современной англоязычной литературе и культуре, социологии и психологии. Полученные выводы и ряд положений представляют интерес как для издателей и литераторов, так и для читателей, любящих англоязычную литературу и увлекающихся современной женской прозой.

Апробация работы. Отдельные положения диссертации были
представлены в виде докладов на научных конференциях: на IX
Нижегородской сессии молодых ученых «Голубая Ока» (2004),
международной конференции «Проблемы концептуализации

действительности и моделирования языковой картины мира» (Северодвинск, 2004), международной научной конференции и XV съезде англистов «Английская литература в контексте мирового литературного процесса (Рязань, 2005), в XVII Пуришевских чтениях «Концепт странствия в мировой литературе» (Москва, 2005), международной научной конференции «Жизнь провинции как феномен духовности» (Нижний Новгород, 2006), в международной научной конференции и XVI съезде англистов «Литература

Великобритании и романский мир» (Великий Новгород, 2006), международной научной конференции «Научное наследие Б. Н. Головина и актуальные проблемы современной лингвистики» (Нижний Новгород, 2006); Первом Российском культурологическом конгрессе (Санкт-Петербург, 2006), во Всероссийской научной конференции «Традиционная культура сегодня: теория и практика» (Челябинск, 2006). По различным аспектам работы были опубликованы статьи в сборнике научных трудов Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского «Филологические исследования» (2005), в Вестнике Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского (серия «Филология», 2006).

Структура работы. Диссертация состоит из Введения, трех глав, Заключения, Библиографии, включающей 258 наименований (из них 84 на английском языке) и Приложения. В приложении содержатся высказывания, размещенные на форумах и интернет-сайтах русскоязычными и англоязычными читателями романов «чиклит»; также приводятся материалы из концептуальных для данного исследования статей и эссе на английском языке и прилагаются образцы обложек британских «чиклит»-романов (изданных в России, Великобритании, США).

«Новая волна» в женской постфеминистской прозе на рубеже XX и XXI вв.: британский вариант

Литература реагирует на перемены в историческом и социокультурном климате эпохи. Рассматривая творчество «чиклит»-писательниц, которое опирается на традиции предыдущих поколений авторов, необходимо уделить внимание историко-социокультурному контексту. Именно он дает нам представление о процессе, связанном со сменой идеологических и интеллектуальных идеалов и ориентиров. Состояние общества, его социальная структура, особенности данной эпохи, зреющие в обществе изменения влияют на отражение художественной концепции действительности в литературе данной эпохи. Это, в свою очередь, влияет на определение предпочтений писателями тех или иных методов, приемов и средств словесно-художественного изображения.

Рассматриваемые «чиклит»-романы передают идеологическую и духовную атмосферу и проблематику эпохи постфеминизма с присущими ему ценностными ориентирами.

Что же означает - жить в эпоху постфеминизма и что есть постфеминистская литература, которая является предметом нашего исследования? Чтобы ответить на эти вопросы, необходимо прояснить сам термин и проследить историю его возникновения, а также определить его философскую базу и характерные особенности. Стоит отметить сложность значения термина. Постфеминизм может рассматриваться как продукт феминизма, с той разницей, что у феминисток была четкая программа, которой нет у поколения постфеминисток. Возможно, это объясняется сравнительно недавним его становлением.

Само слово предполагает связь с феминизмом. Феминизм и различные его категории (либеральный, марксистский, радикальный, лесбийский) знаком многим. Постфеминизм предлагает свой отличительный знак -использование префикса «пост», означающего измененную преемственность. Префикс предполагает в некотором смысле конец феминизма или его неминуемое устаревание, также может значить «движение вперед, за пределы», или «отвержение, избавление». Общество двигается дальше к более «модному» течению. Феминизм позволил постфеминизму претендовать на видоизмененную позицию, но в то же время присвоить феминистские постулаты и дискурс. София Фока (Sophia Phoca), одна из теоретиков явления, выражает мысль, что постфеминизм можно считать иным проявлением феминизма, его новой стадией. /"Postfeminism does not mean feminism is over. It signifies a shift in feminist theory"25 [Phoca 1999: 3]. Считается, что феминизм достиг многого; постфеминизм, вероятно, поставит перед обществом новые задачи.

Постфеминизм может трактоваться как отказ от попытки феминизма создать место для женщины вне патриархальной системы и желание найти свое собственное место. В то время как феминистки продолжают споры о природе патриархальной общественной системы, постфеминистки с новой силой объявляют о своей женской сущности (womanhood). Впервые наиболее значимо термин «постфеминизм» был употреблен в октябре 1982 года, когда журнал «Нью-Йорк Тайме» опубликовал статью Сьюзан Болотин (Susan Bolotin) под названием «Голоса постфеминистского поколения» . Статья основывалась на ряде интервью с женщинами, которые в целом соглашались с задачами феминизма, но себя к феминисткам не относили. Другими значимыми статьями, написанными позже, стали работы Тани Модлееки «Феминизм без женщин: культура и критика в эпоху постфеминизма» , Амелии Джонс «Постфеминизм, удовольствия феминизма», и труды Камиллы Пальи «Искусство секса и американская культура: эссе». Стоит отметить, что термин был очень охотно подхвачен СМИ. Некоторые полагают, что фактически постфеминизм - это непрерывный «технологический процесс», который уверенно развивается с помощью средств массовой информации.

Традиции формульной литературы

В рассматриваемых произведениях направления «чиклит» нетрудно увидеть некую формульность. Это объясняется тем, что «чиклит»-романы, как произведения массовой культуры, можно отнести к так называемой формульной литературе.

В .Я.Пропп в 1928 году изложил некоторые идеи относительно формул в литературе в своем известном сочинении «Морфология сказки». В 1976 г. американский ученый Джон Кавелти, занимавшийся изучением формульной литературы и выпустивший значимый труд под названием «Приключение, тайна и любовная история: формульные повествования как искусство и популярная культура»55, применил их к исследованию современной массовой литературы, которую рассматривал как явление, которому присущи многие позитивные качества.

Дж. Кавелти убежден, что формульная литература - это литературное творчество, которое достойно анализа и оценки, как и «серьезная» литература. По его мнению, формульная литература имеет полное право на существование и обладает рядом достоинств. Литературная формула определяется автором как «структура повествовательных или драматургических конвенций, использованных в очень большом числе произведений» и как «синтез ряда специфических культурных штампов и более универсальных повествовательных форм или архетипов» [http://nlo.magazine.ru/archive]. По его утверждениям, формулы создаются культурой и, в свою очередь, влияют на нее.

Как правило, критики подвергают осуждению две характеристики формульной литературы: стандартизацию произведений и то, что они помогают читателям в отдыхе и уходе от реальности. Однако стандартизация важна, так как знакомые формулы дают читателям представление о том, чего следует ожидать от нового произведения, так как в основе формульной литературы лежат «базовые модели» сознания, присущие всем людям.

Эскапизм56 подобной литературы осуждается многими, тем не менее, «способность людей и читателей создавать альтернативные миры в своем воображении, - весьма полезная черта», отмечает Кавелти, поскольку необходимо признать существование психологических потребностей человека в отдыхе, развлечении, чувстве спокойствия, отвлечении от неприятных мыслей [там же]. Читатель ожидает некого терапевтического эффекта и он получает ожидаемый результат, не последнюю роль в котором играют произведения, включающие в себя литературные формулы.

Нельзя отрицать, что в «чиклит»-романах присутствует развлекательный элемент. Одна из авторов сама говорит о том, что главная задача создаваемых ими романов - развлекать. "As chick lit authors, we have messages, themes, and insights, of course. But our primary job is to entertain "[Yardley 2006: 6]. /«Как у «чиклит»-авторов у нас, конечно, есть свои идеи, темы и понимание сути, но наша преимущественная задача -развлекать». Веселые и часто забавные ситуации, в которые попадают героини «городских джунглей», не несут в себе серьезных философско-эстетических проблем. Здесь в центре внимания проблемы человеческих отношений, поиск любви и поиск себя. Разговор об этом выдержан не в философском, а в ироническом ключе. Если же рассматривать романы глубже, при всем своем развлекательном характере, они заставляют задумываться о своем месте в этом мире, жизненном выборе, об отношениях с близкими людьми, дружбе, и даже носят некий «инструктивный» характер. Например, роман Джулии Левелин (Julia Llewellyn) "The Love Trainer"57, героиня которого, Кэти, обладает знаниями, как завоевать и удержать мужчину. У нее есть свои методы, она делится своими хитростями с женщинами, помогая им. Советы очевидны, но сведенные к одной системе, они действительно кажутся мудрыми и достойными применения. Отдыхая и смеясь, читательницы не в полной мере уходят от действительности. Они извлекают важное для себя (модель отношений, надежду на лучшее). Подобные романы заставляют читательниц забыть о негативных эмоциях, невезении, неудачах, предлагают подумать о хорошем, наполняют их верой в себя и оптимизмом. Они дают терапевтический эффект, вызывают улыбки и смех читательниц. Другими словами, заряжают положительными эмоциями, верой в то, что все будет хорошо, так как «хорошим людям должно повезти». В том, что героиня осталась именно с этим героем, получила именно эту должность, преодолела свои страхи или комплексы, читатели находят удовлетворение, так как к любому «чиклит»-роману читательницы подходят с определенными ожиданиями. При чтении этих романов мы нередко идентифицируем себя с их героинями. Но этот процесс идентификации в формульной литературе включает как осознание своего отличия от персонажа, так и вовлеченности в действие произведения. Читательницы невольно сравнивают мысли, действия, поступки, образ жизни, стремления героини со своими. «Чиклит»-романы построены на том, что мы находим много похожего на нас. Героини попадают в аналогичные жизненные ситуации и совершают похожие ошибки. Они аккумулируют опыт молодых современных женщин.

Стереотипы глянцевых журналов и романы «чиклит» в контексте рекламы

Имельда Велехан, автор многих статей о феминизме, утверждает, что выбор женщин предопределен «глобальной культурой» [Whelehan 2005], под которой, видимо, понимается культура массовая. В современном обществе, как никогда, правят концепции маркетинга. Реклама играет немаловажную роль. Узнавание брэнда, торговой марки значит многое. С помощью известных торговых марок легче убедить потребителя приобрести определенный продукт. Стоит признать, контроль со стороны СМИ и в частности глянцевых журналов присутствует в постфеминистском мире. Постефеминизм тесно связан с массовой культурой.

Женщины делают попытки разобраться со своим неоднозначным самоопределением, идентичностью. Они делают это не без помощи глянцевых журналов и self-help manuals (различных пособий), книг, которые могут дать ответы на многие вопросы. Женские журналы помогают укрепиться некоторым истинам. Например, что достойных мужчин мало и найти их сложно. Иметь карьеру хорошо, но найти Mr. Right еще лучше. Они предупреждают, что безрассудные дни молодости, гламура и социальной свободы могут смениться статусом одиночек. «Космополитен» ("Cosmopolitan"), как и многие другие глянцевые журналы, предлагают свои взгляды на женскую зрелость, сексуальность, отношения. В журналах, подобных этому, присутствует своя философия. Как и другие ведущие glossies (глянцевые журналы), «Космо» - место обсуждения и споров вокруг того, что значит быть «постфеминисткой», т.е. быть независимой, заниматься карьерой и в то же время утверждать преимущества замужества и отношений с мужчинами. «Космополитен» без преувеличения можно назвать самым популярным и самым универсальным женским журналом. Здесь представлены различные рубрики на все вкусы: мода, стиль, красота, здоровье, отношение с мужчинами, гороскоп, тесты, путеводитель по модным и интересным местам, отдых и путешествия, модный шопинг, адреса распродаж. Издание предлагает множество интересных статей и тестов: обзор косметики, одежды, обуви, модные прически в этом сезоне, дизайн квартиры - оригинальные идеи для дома, последние тенденции фитнеса, новинки косметологии, советы о том, как сохранить молодость и здоровье. В режиме он-лайн можно пообщаться с редакцией журнала, задать вопрос эксперту, поучаствовать в интернет-опросе и посмотреть результаты интернет-голосований. На форуме посетители сайта затрагивают много интересных тем: техника в женских руках, воспитание детей, феншуй, автомобили и дороги, домашние животные, кройка.

«Чиклит»-героини, будучи девушками постфеминистской культуры, также находятся под влиянием журнала. Хелен Браун, автор книги «Секс и одинокая девушка» , в 1998 году описывает его как «библию для молодых женщин, которые хотят жить лучше» [Whelehan 2005: 28]. Бриджит Джонс говорит о себе: "I am a child of a Cosmopolitan culture, have been traumatized by supermodels and too many quizzes and know that neither my personality nor my body is up to it left to its own devices" [Fielding 1998: 59]. / «Я воспитана на журнале «Космополитен», у меня комплексы из-за супермоделей и бесконечных витрин, и я знаю, что и мой интеллект, и мое тело слишком далеки от идеала, если понадеяться только на их собственные ресурсы» [Филдинг 2005: 76]. Журнал остается одним из самых влиятельных глянцевых журналов для женщин на протяжении последних тридцати лет.

Глянцевые женские журналы не дают точной картины о жизни реальной женщины сегодня, но они, действительно, говорят много о потребителях-женщинах, которые стали более разборчивыми в своем выборе. Журнал для женщин - то место, которое она выбирает для себя, это ее частное пространство. Женское чтение - явление комплексное. Через подобные издания многие молодые женщины открывают свое подлинное «Я». С другой стороны, они играют на чувстве нехватки, отсутствия (мужчины, карьеры). Важно то, что этому поколению женщин противостоят образы, которые кажутся недостижимыми идеалами, но которые привязаны к более широким культурологическим представлениям об образе тела (body image). Такие журналы имеют тенденцию говорить об известных проблемах и наболевших вещах - булимии, анорексии, дизморфизме, то есть отвращении к собственному телу. Через это чувство к своему носу, талии или бедрам прошли многие «чиклитовские» героини. Стройное, худое тело стало универсальным образом, к которому стремятся; оно доминирует в образах, создаваемых масс-медиа. СМИ распространяют стереотипы женской красоты. Глядя на себя в зеркало, Марина Ризенталь («Большие девочки не плачут», Франческа Клементис) сравнивает себя со стройной моделью -«Она рассматривала в журнале фото страдающей отсутствием аппетита модели в нижнем белье» [Клементис 2004:15].

Похожие диссертации на Постфеминистская проза Британии на рубеже XX-XXI вв. : феномен "чиклит"