Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики Шастина Елена Михайловна

Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики
<
Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шастина Елена Михайловна. Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.03 : Казань, 2004 376 c. РГБ ОД, 71:05-10/179

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ПОЭТИКИ ЭЛИАС А КАНЕТТИ 36

ГЛАВА 2. РАННЯЯ ПРОЗА КАНЕТТИ В СВЕТЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ АВТОРА 83

2.1 Первая книга - «Ослепление» 88

2.2 Драматические произведения 131

ГЛАВА 3. ЖАНРОВОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ТВОРЧЕСТВА КАНЕТТИ В 60-80 ГОДЫ 151

3.1 «Труд жизни» и особенности его художественной структуры 152

3.2 «Малая проза» Канетти 177

3.3 Поэзия Канетти 198

3.4 «Акустические маски» в книге «Голоса Марракеша» 214

3.5 «Другой процесс» - Канетти и Кафка 221

3.6 «Пятьдесят характеров» Канетти 229

ГЛАВА 4. АВТОБИОГРАФИЧЕСКИЙ ЖАНР В ТВОРЧЕСТВЕ КАНЕТТИ ; 243

4.1 Автобиографическая трилогия 269

4.2 Книга воспоминаний «Party im Blitz» 310

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 319

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 327

ПРИЛОЖЕНИЯ

Введение к работе

Творчество австрийского писателя, лауреата Нобелевской премии
Элиаса Канетти (1905-1994) исследуется на Западе давно. Ему посвящен
ІЦ ряд диссертаций, многочисленные монографии и научные статьи. Ученых

#

интересуют различные стороны творчества великого писателя XX века. Проживший долгую жизнь, Канетти написал немного - роман «Ослепление» (1935); драмы «Свадьба» (1931-1932), «Комедия тщеславия» (1933-1934), «Ограниченные сроком» (1952), философское произведение «Масса и власть» (1938-1960), книгу «Голоса Марракеша» (1968), эссеистическое произведение «Другой процесс. Франц Кафка в письмах к Фелице» (1969), книгу миниатюр в духе Теофраста «Недреманное ухо. 50 характеров» (1974), автобиографическую трилогию. Помимо этого, в течение многих лет Канетти вел дневники, записные книжки, заметки, в которых в афористичной форме нашли отражение важнейшие темы, стержнем прошедшие через все произведения писателя. Это, в первую очередь, проблема власти и противостояние ей, соотношение массового и индивидуального в сознании человека, торжество жизни над смертью, превращения, каким подвержен человек на протяжении всей жизни, язык, магическая сила которого не переставала удивлять его всю жизнь. Канетти писал о назначении художника в обществе и о призвании поэта, его интересовала философия Востока и классическая русская литература, природа тирании и механизмы власти [289], [312], [314], [315], [327], [328], [329], [331], [332] и др.

Творческое наследие Канетти не велико, но это ни в коей мере не снижает значимости написанного им. Имя Канетти заслуженно ставится в один ряд с такими авторами, как К. Краус, Ф. Кафка, Р. Музиль, Г. Брох -великими литературными новаторами XX века, которые разрушили традиционные художественные модели и структуры; всех их сближает

пророческое видение действительности. Канетти писал: «И что выдумывал ужасаясь, оказывается позднее простой истиной» ([308], с.267) (курсив Канетти здесь и в последующем тексте настоящей работы).

В последние годы увидели свет еще несколько книг Канетти, опубликованных уже после смерти автора: «О животных» (2002) [339], «О смерти» (2003) [340], которые включают в себя тематически подобранные фрагменты из произведений писателя. Новую сторону личности Канетти приоткрывает книга воспоминаний, посвященная «английскому периоду» жизни («Party im Blitz») [341].

Знакомство российского читателя с творчеством Канетти началось с выхода в свет в 1988 году романа «Ослепление» в переводе С.К. Апта [290] - наиболее значимого произведения писателя. Сам этот факт не остался незамеченным - на страницах «Литературного обозрения» появились статьи - размышления литературоведов, касающиеся различных аспектов романа Канетти (см. [25], [48]). Серия рецензий на книги Канетти, выходившие в разные годы за рубежом, была подготовлена российскими учеными -Ю. Архиповым ([9], [10], [11], [12], [13]), А. Драновым [38], М. Лапицким [57], М. Харитоновым [105].

Особого внимания заслуживает статья Д.В. Затонского в журнале «Иностранная литература» - «Нобелевская премия полвека спустя. Штрихи к портрету Элиаса Канетти» [44], в которой представлен анализ творчества австрийского писателя.

В вышедшей годом позже книге «Элиас Канетти. Человек нашего столетия» [291] нашел отражение разножанровый характер произведений писателя - приведены отрывки из автобиографической трилогии, путевые заметки, статьи, фрагменты из книг. В 1993 году на страницах журнала «Иностранная литература» [313] была напечатана книга - «Другой процесс. Франц Кафка в письмах к Фелице»: удивительный пример лирико-

эссеистического проникновения незаурядного писателя в художественный мир, мироощущение другого великого художника.

В последнее десятилетие «присутствие» Канетти в российском культурном пространстве значительно расширилось: был переиздан роман «Ослепление», появился перевод книги «Масса и власть» с предисловием доктора философских наук Л.Г. Ионина [316]. Сегодняшний интерес к творчеству Канетти в России симптоматичен. Канетти актуализирует на страницах своих произведений проблемы, которые далеко выходят за рамки его времени.

Актуальность выбранной темы в значительной степени обусловлена глубоким интересом, который проявляют зарубежные, а в последнее время и российские литературоведы к творчеству Канетти. Долгие годы имя писателя в нашей стране было известно лишь узкому кругу специалистов, занимающихся австрийской литературой. Творчество Канетти представляет собой огромную историко-литературную и теоретическую проблему. Недостаточность информации оставляет в несправедливом забвении творчество этого оригинального писателя, сужая, таким образом, картину литературной жизни XX века.

В настоящий момент масштабность личности Канетти не вызывает сомнений, напротив, побуждает к серьезному исследованию его произведений. Стремление тем сильнее, чем внимательнее вчитываешься в его книги, и открываешь разные грани его таланта: Канетти — писателя^ романиста, драматурга, философа, ученого-антрополога,'непревзойденного мастера малой прозы, поэта. Принципы поэтического искусства, система художественных средств, его художественный мир, нуждаются в более детальном исследовании.

До настоящего времени в отечественном литературоведении не предпринималось целенаправленного изучения поэтики этого великого художника современности, который был «незаслуженно забыт», несмотря

на то, что был отмечен высшей наградой в области литературы — Нобелевской премией (1981). В то же время, в обширной литературе о Канетти, вышедшей на Западе, особенности его поэтики не могли остаться незамеченными (в настоящей работе дается обзор наиболее значительных

Щ исследований по этому вопросу), но их принципиальная новизна и их

органическое единство в целом художественного мира Канетти раскрыты и освещены еще далеко недостаточно. Это указывает на то, что специальное изучение поэтики Канетти остается актуальной задачей российского литературоведения.

Актуальность настоящего исследования связана также с обращением к категории «поэтика» в современном теоретическом контексте. Объем и

^ содержание понятия «поэтика» находится в постоянном фокусе

литературоведения. В диссертации предпринята попытка опереться на отечественную традицию понимания поэтики (М.М. Бахтин, В.В.Виноградов, Д.С. Лихачев, Б.В. Томашевский), учитывается позиция литературоведов, рассматривающих поэтику в историческом контексте (С.С. Аверинцев, В. Юнг).

т Научная новизна настоящего исследования заключается в том,

что впервые в отечественном литературоведении предпринята попытка системного изучения творчества Элиаса Канетти - писателя, создавшего свой тип художественного мышления, отличающий его от современников, ему удалось воплотить свою собственную художественную модель мира. Всё это указывает на необходимость широких подходов к творчеству Канетти, связанных одновременно и с контекстом, и с текстом.

^ Многоплановый характер художественного мышления Канетти

нашел отражение в его поэтике. Во времена Аристотеля и Горация термином «поэтика» обозначались учения о словесном искусстве в целом; на протяжении последнего столетия поэтикой стали называть раздел

литературоведения, предмет которого - состав, строение и функции произведений, а также роды и жанры литературы. Наряду с поэтиками нормативными, ориентирующимися, как правило, на опыт одного из литературных направлений, существует общая поэтика, уясняющая универсальные свойства словесно-художественных произведений ([91], с.25-26). Термином «поэтика» фиксируется определенная грань литературного процесса, а именно - реализуемые в произведениях эстетические установки и принципы отдельных писателей, а также художественных направлений и целых эпох. Начиная с эпохи Просвещения, доминирует «поэтика автора», освободившегося от влияния жанрово-стилевых предписаний риторики, наступает эпоха индивидуально-авторских стилей; литературный процесс теснейшим образом сопрягается «одновременно с личностью писателя и окружающей его действительностью» ([52], с.ЗЗ).

По мнению немецкого литературоведа В. Юнга, автора «Малой истории поэтики» («Kleine Geschichte der Poetik»), в XX веке авторская рефлексия становится важнейшей чертой литературы, при этом наблюдается отход от принципов нормативных поэтик ([191], S.167). Более категоричен М.Титцманн, утверждающий, что время поэтик, выступающих в роли программных манифестов и специфических форм авторского самовыражения, ушло с момента выхода на авансцену реализма ([276], S.221).

Естественно, что поэтика Канетти впитала в себя различные проявления поэтических структур XX века, и представляет собой целостную систему, которая не является константной совокупностью художественных средств, реализованных в определенные периоды творчества писателя, она формируется при воздействии внешних и внутренних факторов, ей присущи статичность и динамизм.

До сих пор в поле зрения ученых попадали лишь отдельные
произведения Канетти, написанные им в разные годы. В настоящей
диссертации впервые предпринята попытка «охватить» все творчество
писателя в целом. Это позволило дать более полное представление о
Щ художественном мире этого самобытного автора, выявить определенные

закономерности организации текстового пространства, сосредоточив при этом внимание на его поэтике.

Идея рассмотрения творчества Канетти в виде «единого текста» дает
возможность, учитывая многообразие творческого процесса автора,
множественность изображаемого мира, выявить доминирующие
особенности его поэтики. При этом все разножанровые произведения
^ писателя включены в единую смысловую структуру, «скреплены»

постоянным — то скрытым, то явным автобиографизмом. Именно такой подход предопределил целостность восприятия всего творчества Канетти.

Рассмотрение особенностей поэтики Канетти на примере разных по
жанру произведений не противоречит общей концепции настоящего
исследования. В работе учитываются жанровая специфика романа, драмы,
лирических и драматических произведений, автобиографии и заметок, в то
^ же время речь идет об определенных трансформационных явлениях в

рамках жанра.

В диссертации исследована сущность принципа «акустической
маски» как ведущего стилеобразующего фактора поэтики Канетти,
определены устойчивые архетипические мотивы, которые легли в основу
индивидуальной мифологии автора, уточнены понятия «афористическое
мышление» и «мифологизация», указывающие на особое мироощущение
ф художника. По-новому - в связи с анализом всего творчества Канетти —

поставлена также проблема карнавализации.

В предлагаемом исследовании впервые используются архивные материалы Центральной библиотеки Цюриха (Швейцария), новые для

отечественного и зарубежного литературоведения, переданные с согласия
дочери писателя - Иоганны Канетти автору настоящей диссертации. Это, в
первую очередь, стихи, которые расширяют представление о поэтическом
искусстве Канетти, фрагменты из неопубликованной книги, посвященной
'# феномену смерти, а также фотоматериалы из семейного архива писателя.

Впервые в качестве фактического материала в диссертации представлены воспоминания об английском периоде жизни писателя.

Степень научной разработанности проблемы.

Канетти - художник, философ, одна из центральных фигур в западноевропейской литературе XX века - является объектом

^ многочисленных научных исследований. Первое монографическое

исследование творчества Канетти в нашей стране появилось в виде диссертационной работы Т.А.Федяевой «Творчество Элиаса Канетти -романиста и драматурга» (1990). Автора, прежде всего, интересует венский период (1924-1938), поскольку в эти годы сложился художественный метод писателя, определились основные направления его идейно-художественных исканий. Становление мировоззрения писателя

_ рассматривается Т.А.Федяевой на фоне сложной духовной и общественной

жизни конца 20-х начала 30-х годов, выявляются тесные связи творчества художника и ведущих художественных направлений, философских учений того времени. Анализируя пьесы «Свадьба» и «Комедия тщеславия», Т.А.Федяева указывает на развитие и обновление писателем традиций народного театра Нестроя, которые нашли реализацию в особой, типичной для австрийской литературы концепции языка, в масочной природе

^ образов. По мнению автора, в произведениях «венского периода» Канетти

с точностью научного прогноза предсказал страшные последствия нравственного кризиса общества, запечатлел трагедию человека в условиях тоталитарного государства ([99], с. 21).

В ряде статей Т.А. Федяева рассматривает проблему кризиса

личности в творчестве Канетти в 30-е годы XX века [95], [96] и коллизии

драматического героя в пьесах [100], исследует жанровые особенности

автобиографической трилогии [97] и заметок [98], пишет о влиянии

«| русской литературы на художественный мир писателя [155].

А.В.Белобратов, стремясь наиболее полно представить творческие
принципы австрийского писателя Р. Музиля, проводит параллели с
Канетти. В частности отмечает, что у Канетти в «Ослеплении» воплощен
процесс утраты межчеловеческих контактов, отъединенность,
враждебность разных систем мышления друг другу. Канетти пользуется
разветвленной символикой, изображая глухую стену, отделяющую
-^ человека от человека ([21], с.125). Отмечая особенности поэтики Канетти,

А.В. Белобратов указывает на то, что множественность точек зрения используется в романе как основной принцип художественного повествования. Человеческая общность возможна для героев Канетти лишь как общность ложная, основанная либо на заблуждении относительно истинных намерений окружающих, либо на притворстве, обмане, обусловленном корыстными интересами ([21], с.153).

В кандидатской диссертации С.Н. Аверкиной «Рецепция творчества
Ф. Кафки в послевоенной немецкоязычной литературе» [6] исследуется
«кафкианский пласт» в произведениях Канетти. В главе «Элиас Канетти и
Франц Кафка - фантасмагория жизни и письма» автор указывает на ряд
моментов, сближающих обоих писателей, на существование некой общей
точки художественного ориентира. Неукротимая стихия огня - одна из
доминант художественного мира Канетти становится символом, который
^ близок кафкианскому символу «темной захватывающей бездны». Следует

отметить, что в рамках биографического подхода тема «Канетти и Кафка» затрагивалась в ряде специальных работ ([272],[173]). В целом проблеме

«литературных» предшественников Канетти был посвящен специальный симпозиум, состоявшийся в 1995 году в Париже [188].

Отечественных ученых интересуют философские воззрения Канетти. На страницах журнала «Социологические исследования» вышла статья Л.Г. Ионина «Фашизм - патология истории» [50], в которой автор анализирует идеи Канетти относительно тоталитарных режимов в обществе. Антропологическому аспекту в творчестве Канетти посвящена работа Е. Ознобкиной «Опыт выживающего (к антропологии власти Элиаса Канетти). Автор полагает, что «чтение «Массы и власти» может составить пропедевтику размышлений об опыте тоталитаризма». Канетти создает метафизический образ смертоносного опыта XX века, пытаясь охранить себя и других от тех превращений, которые несет мир, устроенный по логике выживающего ([74], с. 283).

Написанное о Канетти в нашей стране представляется лишь малой крупицей по сравнению с тем, как изучен Канетти на Западе. Первые критические заметки на страницах газет и журналов появились в 1936-37 годах в связи с выходом в свет романа «Ослепление» (1935). Библиографический список монографий и научных статей, посвященных Канетти, насчитывал уже в 1987 году 238 наименований [285]. Исследования последних лет подтверждают неослабевающий интерес ученых к творчеству Канетти ([119], [124], [126], [137], [153], [160], [162], [188], [198], [204], [216], [218], [223], [233], [236], [238], [239], [250], [254], [265], [267], [277], [288] и др.).

В зарубежном литературоведении сложились различные направления и методы исследования творческого наследия писателя. Естественно, что большинство работ посвящено роману «Ослепление», который вместе с романами Ф. Кафки и Р. Музиля принадлежит к величайшим творениям XX века ([120], S.12). После третьего — Мюнхенского издания романа «Ослепление» (1963) начинается настоящий

бум вокруг автора. Появляется ряд диссертационных исследований, которые внесли существенный вклад в канеттиведение. В этот период возобладали лингвистический и филологический подходы. Так, диссертация М. Мозера (1968) представляет собой имманентный анализ

Щ романа, то есть не выходящий за пределы того, о чем прямо сказано в

тексте, без привлечения биографических сведений об авторе и исторических событиях, связанных с возникновением книги. Исследование М. Мозера базируется на «универсальной тенденции повествователя». Ученый указывает на то, что главные герои романа разобщены, существуют независимо друг от друга. Они помещены автором в автономные системы, которые отражают анархию жизни, хаос бытия ([227], S.172). М. Мозер уделяет большое внимание языковым особенностям романа.

В исследовании Д. Диссингера (1969), появившемся в Германии в виде монографии в 1971 году [143], рассматриваются идеи, которые сформулировал до него в своей диссертации В.Е. Стюарт [269]. Д. Диссингер подробно останавливается на таких сторонах поэтики романа как композиция, которая выстроена по принципу причинно-следственной связи. При анализе произведения автор исходит из того, что роман Канетти следует рассматривать как художественное единство, для которого характерна присущая лишь ему форма повествования. Зачин, состоящий из диалога главного героя с мальчиком, является квинтэссенцией повествовательной формы романа ([143], S.23). Важное замечание находим у Д.Диссингера относительно акустического воплощения индивидуального и массового сознания.

j Социально-психологический литературный анализ романа

«Ослепление» представляет собой монографическое исследование М.Куртиуса [140]. Особое внимание ученый уделяет «акустической маске», которая характеризует речь главных героев романа. Автор

закрепляет за «акустической маской» ряд характеристик, которые позволяют выявить отношения между «языком и критикой», «критикой языка и фашизмом», «критикой языка и рекламой», «критикой и коммуникацией» ([140], S.128-132). Основные действующие лица - Кин, Фишерле, Тереза - обнаруживают сходство с известными сказочными персонажами (горбатым карликом - гофмановским Крошкой Цахесом, ведьмой с трясущейся головой, тощим волшебником). Названные фигуры отражают так называемую «новую действительность», представленную в романе. М.Куртиус проводит параллель с романом Музиля «Человек без свойств», для которого также типично гротескное изображение героев и окружающего мира ([140], S. 140). Таким образом, автор монографии о Канетти отмечает имеющую место преемственность литературной традиции (начиная со сказок и кончая романами), которая обнаруживает себя в различных мотивах и символах.

Примером биографического подхода к изучению творчества Канетти является диссертация А.- М.Бишофа [131], которая посвящена исследованию венского периода в творчестве писателя. Автор рассматривает период становления эстетических взглядов Канетти на фоне личных обстоятельств и исторических событий. А.- М.Бишофф приходит к выводу, что литературная продукция этого времени была пропитана типично венской атмосферой, насыщенной старомодными элементами барокко.

Монография Д.Робертса отличается строгой аргументацией каждого выдвинутого автором тезиса. В первую очередь речь идет о развитии сюжета. Д. Роберте вводит понятие «негативная диалектика цивилизации» ([252], S.121), которое иллюстрируется отношениями между Петером Кином и его братом Георгом. Так Петер, в трактовке Д.Робертса, является антиподом своему брату. Самосожжение Петера предстает в виде «оргии освобождения от массового самосознания» ([252], S.205). В результате

Д.Робертс приходит к заключению, что синтез духовного и бездуховного в
принципе не представляется возможным. Подобно А.Бишоффу, который
при толковании романа опирается на факт, что пять главных действующих
лица становятся в конечном итоге фигурами-символами [131], Д.Робертс
^|Г объединяет персонажи в группы, в названии которых присутствует

оценочная характеристика.

Ю. Пааль также интересует проблема иерархии действующих фигур в структуре романа. Естественно, что Петер Кин является главным героем романа. Автор аргументирует это положение тремя аспектами, а именно: способом введения в действие персонажа, формальным построением романа, сложной констелляцией фигур в романе. В результате Ю.Пааль приходит к выводу, что для романа характерен принцип центричносте ([236], S.52). Кроме того, в монографии Ю.Пааль присутствует попытка высказаться по поводу типологических особенностей романа, в котором, по мнению ученого, нашли отражение искания времени. Несмотря на то, что книга Канетти была написана в период так называемого «кризиса романа», автору удалось избежать наиболее типичные «кризисные» явления ([236], S.107). Противоречие между традиционной формой, с одной стороны, и чрезвычайной актуальностью материала в содержательном плане, с другой стороны, объясняет притягательный характер романа ([236], S. 108).

Гротескный характер романа «Ослеплений) и драматических
произведений признается всеми исследователями творчества Канетти.
Гротеск является характерной чертой поэтики писателя, в то же время
Канетти реалистичен, на это указывается, в частности, в диссертации
^ Т.Е.Хиндербергер-Буртен [182], вышедшей в 1982 году в Нью-Йорке. В

результате автор приходит к выводу, что роман «Ослепление» не может рассматриваться как фантастический. Граница реального и ирреального проходит через всю художественную ткань повествования. Автор

предлагает детальное осмысление ключевых проблем романа. Главы исследования - «Элементы конструкции», «Герой», «Донкихотство», «Второстепенные фигуры», «Акустические маски», «Два мира Канетти» расставляют акценты в смысловой структуре романа.

Автор монографии о Канетти Э.Пиль [241] строит свое исследование, руководствуясь схожими принципами. Он считает, что одной из главных черт поэтики является гротеск, точнее, гротесковое изображение. Гротеск характеризует среду обитания героев романа, пьес «Свадьба» и «Комедия тщеславия» («Landschaft des Grotesken»), присутствует в книге «Масса и власть». Э.Пиль полагает, что гротеск как одна из основных характеристик поэтики Канетти, не противоречит позиции Канетти - художника, призванного реалистично изображать окружающий его мир. Страх, какой испытывают люди в течение жизни, основа реалистичности мира Канетти. Э. Пиль анализирует творчество Канетти, указывая на тот факт, что в основе его произведений лежат социально-политические феномены, отражающие политическую ситуацию определенного исторического времени.

После выхода автобиографических книг писателя важных результатов достигает (авто)биографический подход, представленный крупными работами немецких исследователей (Б.Мейли, Ф.Айглер, М.Зальцманн, О.Зилл). Появление автобиографических текстов у Канетти объясняется рядом причин личного характера. Кроме того, конец 60-х начало 70-х годов по праву считается расцветом автобиографического жанра в немецкоязычной литературе ([127], S.10). Книга «Спасенный язык» неоднократно сравнивалась с автобиографией И.В. Гёте «Поэзия и правда» ([134], [153], [176], [179] и др.).

Исследователи автобиографического аспекта в творчестве Канетти, как правило, подробно останавливаются на спорном вопросе, касающемся

статуса автобиографических текстов, поскольку данная проблема относится к числу наиболее спорных в теории литературы.

М. Зальцманн - автор монографии, посвященной исследованию коммуникативной структуры автобиографии на материале произведений

ф Фриша, Новак и Канетти, понимает под автобиографией ретроспективное

нарративное изображение собственной жизни, аутентичное жизнеописание, являющееся самостоятельным литературным произведением ([254], S.12). Автобиографическая трилогия Канетти рассматривается под углом приведенной дефиниции автобиографии как литературного жанра. М. Зальцманн придерживается точки зрения, что Канетти является продолжателем традиций, сформировавшихся

ш применительно к данному жанру, в сравнении его с Фришем и Новак, для

которых типичны некоторые инновации, позволяющие считать их «современными» автобиографами ([254], S. 146-147). Ф.Айглер также решительно против тенденции использовать автобиографию Канетти в качестве информационного резервуара при интерпретации разных по жанру произведений писателя ([153], S.23). Она закрепляет за Канетти репутацию «консервативного автора автобиографии», который остался в рамках классической автобиографии, какой является книга «Поэзия и правда» Гете ([153], S.169).

Б.Мейли проводит параллель между автобиографическими книгами «Спасенный язык», «Факел в ухе» и романом «Ослепление», утверждает, что роман автобиографичен, поскольку был создан на основе личного опыта писателя. Реальные события, описанные в автобиографических книгах, переносятся на страницы романа «Ослепление». В то же время

(ф нельзя считать, что Б.Мейли декларирует полный отказ от философских

обобщений, есть основания утверждать, что автор исследования опирается на социально-психологическую традицию, раскрывающую сущность современного человека.

Прослеживая развитие автобиографического жанра на протяжении
длительного периода времени, О. Зилл [265] демонстрирует широкий
спектр существующих в настоящее время форм автобиографического
повествования. В качестве иллюстрации он останавливается на шести
ф авторах, чьи произведения появились в 70-х годах, в том числе - первая

книга автобиографической трилогии Канетти «Спасенный язык». По его мнению, исследователи творчества Канетти в большинстве своем полностью отождествляют автора и героя. О. Зилл считает данный подход «фундаментальным заблуждением», поскольку придерживается точки зрения, что в данном случае речь идет о субъективной форме повествования. При этом исследователями не учитывается целостная структура произведения, которая строится на основе взаимосвязанных друг с другом структурных элементов и понимается как автобиографическая объективация авторского «я» ([265], S.165)

Исследование М. Боллахера и Б. Грубер [135] посвящено теме детства и юности в современной немецкоязычной автобиографической литературе. М. Боллахер делает попытку определить: место автобиографическому произведению в творчестве Канетти. Различие

между жизнью и историей жизни, биографией и автобиографией является

і*

у Канетти главным художественным принципом. М. Боллахер обращает
внимание на ряд событий из раннего детства Канетти, которые оставили в
памяти неизгладимый след, травмировали психику ребенка (страх
лишиться языка, ссора с кузиной Лаурицей, смерть отца). Канетти
реконструирует события прошлого, которые приобретают характер мифов:
магическое свойство языка, противостояние смерти как вечному злу,
восхищение присущей человеку способностью к превращению. Кроме

этого, М. Боллахер и Б. Грубер касаются лингвостилистических особенностей автобиографии. Первая книга автобиографической трилогии «Спасенный язык. История юности» приводится в качестве яркого

примера, отразившего тенденции автобиографического повествования в современной немецкоязычной литературе.

В рамках лингвистического подхода выдержана работа Т.Лаппе
[204], которая посвящена исследованию «Заметок» Канетти, вышедших в
ф период между 1942 и 1985 годами. Автор считает, что заметки запечатлели

своеобразие мышления Канетти, который ведет в них «диалог с жестоким партнером» - с самим собой. С одной стороны, Канетти пишет о сугубо личном, с другой стороны, о глобальных проблемах человеческого бытия. Заметки Канетти часто сравнивают с афоризмами К. Лихтенберга, на что указывает в своей работе и Т.Лаппе. Особое место отведено в данной монографии языковым особенностям так называемой «малой прозы» Канетти.

Можно сказать, что в в канеттиведении 90-х годов постепенно обозначился отход от (авто)биографического метода. Творчество Канетти стало рассматриваться на фоне общих эстетических проблем искусства XX века. Так, в исследовании К.-П. Цеппа большое внимание уделено мифологическому мышлению Канетти [288]. В частности, К.-П. Цепп приходит к выводу, что метод Канетти, используемый в книге «Масса и власть» отличается от метода К. Леви-Стросса, который также обращается в своих трудах к мифотворчеству.

Американская германистка Д.Барноу является автором ряда статей и
нескольких монографий о Канетти ([120], [121], [122], [123], [124] и др.), в
которых освещаются различные стороны поэтики Канетти. Д.Барноу
указывает на жанровые особенности произведений писателя, при
восприятии которых необходимо учитывать специфический характер
языкового воплощения ключевых тем. Несмотря на разножанровость,

большинство текстов Канетти следует рассматривать в разряде поэтических ([124], S.7). Особенность поэтики Канетти заключена в том,

что понятийные и метафорические, документальные и вымышленные, реалистичные и утопические моменты представляют некий симбиоз.

Д. Барноу считает, что оригинальность постановки вопросов и их
поэтическая реализация позволили многочисленным читателям увидеть в
Ф текстах Канетти удивительную точность в наблюдениях и ясность языка

([124], S.16). Указывая на автобиографический характер произведений, Д. Барноу подчеркивает, что в центре его творчества помещена социальная субстанция «Я», которая реализуется в особой форме познания и общения. Канетти является одним из немногих современных авторов, который увидел социальный феномен языка.

X. Кнолль полагает, что основная сложность в понимании многожанрового творчества Канетти заключена в его тематической гомогенности ([198], S.1). Драмы, роман «Ослепление», книга «Масса и власть», эссе и афористические зарисовки объединены общими темами. Канетти в течение всей творческой жизни пытался расшифровать такие понятия, как «масса», «власть», «смерть», «превращение», которые явились координатами его собственной системы. X. Кнолль обращает внимание на то, что Канетти всей своей жизнью подтвердил

^ существование некой особой модели мышления, которую отличает

постоянство. Создается впечатление, что мысли писателя не претерпели каких-либо изменений, лишь получили дополнительное уточнение ([198], S.3). X. Кнольь вводит понятие - «система Канетти». Канетти выстроил собственную систему восприятия действительности, которая может быть понята лишь при учете контекста каннетиевских произведений. Не «изображенная действительность», а «изображение действительности»

является одной из задач исследования творчества писателя. При

интерпретации романа «Ослепление» X. Кнолль руководствуется тем, что неприятие автором рационального является решающим в смысловой структуре романа. Важная роль при этом отводится языковой концепции в

художественном повествовании. «Превращение» у Канетти является основой теории познания и антропологии и связано с мифом.

Таким образом, X. Кнолль приходит к выводу, что в превращении скрыта система Канетти, внутри которой находятся не только человеческий образ, но и присущее ему понимание языка, его концепция познания и, наконец, его мысли о роли и значении литературы. Позиция Канетти исключительно индивидуальна, его оригинальность не позволяет сравнивать его с великими современниками - Кантом, Краусом, Фрейдом, Брохом, которых, как и Канетти интересовали важные стороны бытия ([198], S.11).

В своей монографии И. Боозе называет роман Канетти «Ослепление» «иронической притчей об онтологической бездне» (eine ironische Parabel iiber den onthologischen Abgrund). По мнению И. Боозе, Канетти продолжает традиции реалистического изображения действительности, с одной стороны, и изображения сатирического, фантазийного, с другой стороны. Роман традиционен в том смысле, что в нем нашли отражение драматическая форма комического и венская народная комедия. Гипербола, «точное преувеличение» находит воплощение в «акустической маске». И. Боозе [137] пишет о поэтике Канетти, которая характеризуется наличием сатирического и философского, иносказательного и аналитического. Художественное повествование изобилует парадоксами, которые корнями уходят в традиции притчевого описания. Под этим углом зрения может быть рассмотрена «акустическая маска» Канетти. В притче автор уходит от изображения единичного, тот же эффект достигается при помощи маски. В то же время маски индивидуальны, поскольку являются воплощением изолированной фигуры. Драматический характер притчи, таким образом, отражает эту двойственность. Канеттиевские фигуры отличает эксцентричность, проявляющаяся на различных уровнях — внешний вид, внутренний мир, язык. Канетти обращает внимание на

зависимость языка и агрессии, которая приводит к немыслимой разобщенности людей.

В монографии А.Г. Штойсслофа наиболее значимые произведения Канетти рассматриваются в хронологической последовательности в ракурсе «авторства» [267]. Ученый прослеживает эволюционные процессы в творчестве художника, предпринимает попытку интеграции отдельных моделей анализа и создания некой универсальной модели.

Исследование П. Фридриха посвящено книге «Масса и власть». П. Фридрих исходит в своей работе из того, что теоретические проблемы массы и власти являются центральным принципом и составной частью «канеттиевского проекта», который находится в состоянии конфронтации с литературой и наукой. Книге «Масса и власть» присуща логическая, символическая и семантическая структура, в основе которой лежит «опровержение» в широком смысле слова. «Масса и власть» — это литературная антинаука, противонаучная концепция (literarische Gegenwissenschaft) ([160], S.l 1).

Заслуживают внимания попытки отдельных ученых использовать в исследованиях творчества Канетти элементы контекстуального анализа. Значимые произведения автора рассматриваются в его связях с теми литературными, жизненными, культурными явлениями, которые сопутствовали их созданию. Привлечение «ближайшего» и «удаленного» контекстов оправдано, поскольку творчество Канетти имеет «выход» не только на литературу и философию, но и на иные виды искусства.

Рассмотрение Канетти в контексте австрийской литературы XX века традиционно. Принадлежность Канетти к великой «австрийской диаспоре», в которую входили Г. Брох, Ф. Кафка, К. Краус, Р. Музиль, очевидна. Канетти неоднократно присягал на верность своим кумирам [333], об этом часто пишут исследователи его творчества. Художественное наследие Канетти рассматривают на фоне общих закономерностей

европейской культуры, в связи с другими видами искусства, в частности, с изобразительным искусством [223].

Г. Нойманн проводит параллель между Канетти и Гойей. Ученый
считает, что автор «Ослепления» впитал в себя «испанскую модель»
0 романа, описав основной конфликт между «головой» и «миром», при этом

он научился у великого испанского художника видению мира. Графические метаморфозы Гойи - «Капричос» запечатлели погружение жизни во мрак безбожия, царящего в мире. Мечтатель, слепец, ослепленный — персонажи в духе Гойи - выписаны автором в романе «Ослепление» ([231], [232]). Гипотеза ученого подтверждается словами самого Канетти: «Потихоньку выясняется, что ты составлен из нескольких испанцев: Рохас (написавший «Селестину»), Сервантес, Кеведо - от каждого понемногу» ([309], с.313).

В данный обзор вошли диссертационные исследования и монографии, посвященные изучению поэтики австрийского писателя, из которых следует, что в канеттиведении наметились основные принципы интерпретации его произведений: (авто) биографический, психологический, социально-исторический и собственно литературный, филологический.

В настоящем исследовании предпринята попытка, опираясь на достижения предшественников, которые в той или иной степени касаются внутренней организации художественного мира Канетти, сформулировать основные, универсальные принципы его поэтики, характерные для всего творчества писателя в целом.

Предметом исследования явилось разножанровое творчество

^ австрийского писателя, представленное в настоящей диссертации наиболее

значимыми произведениями, созданными на разных этапах творческой

деятельности писателя. Такой исследовательский диапазон предопределен

тем, что поэтику Канетти невозможно изучать в ограниченных пределах:

каждое произведение является составляющей всего художественного мира автора. Чтобы определить особенности его поэтики, во многих случаях требуется привлечение широкого историко-литературного контекста.

Поэтика Канетти составила объект исследования. В связи с этим
<Ф возникает вопрос о характере понимания и содержательном наполнении

ряда понятий, составляющих суть поэтики отдельного автора. В
предлагаемом исследовании категория поэтики понимается в широком
смысле. О подобном понимании поэтики говорит, в частности,
В.В.Виноградов: «Поэтика как наука о формах, видах, средствах и
способах организации произведений словесно-художественного
творчества, о структурных типах и жанрах литературных сочинений
. стремится охватить <...> не только явления поэтической речи, но и самые

разнообразные стороны строя произведений литературы и устной народной словесности» ([29], с. 184).

В.В. Виноградов называет отдельные аспекты такой поэтики:
мотивы и сюжет, приемы и принципы сюжетосложения, художественное
время, композиция как система сочетания и движения речевого,
функционально-стилистического и идейно-тематического планов,
сюжетно-динамическая и речевая характеристика персонажей, жанровая
специфика и т.д. Таким образом, поэтика рассматривает художественное
использование средств языка. Языковой текст произведения является
единственной материальной формой существования его содержания, по
нему сознание читателя и исследователя реконструирует содержание
произведения, стремясь воссоздать его авторский замысел, определить
место в литературно-историческом контексте. Выделение и
м систематизация элементов текста, участвующих в формировании

эстетического впечатления от художественного произведения, является целью поэтики.

Кроме того, поэтика исследует организацию условного времени и
условного пространства - хронотопа, через который совершается «всякое
вступление в сферу смыслов» ([29], с.406). Все элементы художественной
структуры литературного произведения образуют целостное единство. В
К^> сфере поэтики объединяются, согласно В.В. Виноградову ([29], с.206),

лингвистический, эстетико-стилистическии, литературоведческий и иные искусствоведческие подходы к изучению структуры литературно-художественного произведения.

Итак, поэтика - это динамическая, целостная система
художественных средств, реализуемая на всех уровнях творчества
каждого автора, который руководствуется не только собственными
^ установками, а также принципами, сформировавшимися в определенном-

историческом и литературном контексте с учетом жанровой специфики произведения.

Данное определение поэтики является отправным для настоящего исследования.

Цель исследования заключается в том, чтобы раскрыть своеобразие
поэтики Канетти как художественной системы, вбирающей в себя
^ различные компоненты, при этом поэтика рассматривается в динамике.

Художник, чье творчество охватывает значительный промежуток времени
- более полувека, не мог не соприкасаться с творческими методами,
литературными направлениями, течениями и стилями, какими был
насыщен XX век. В этой связи в работе предпринята попытка определить
место Канетти в литературном процессе своего времени, проанализировать
его связь с современниками, проследить литературно-творческие
ш пересечения с выдающимися мастерами прошлого, представителями

других культур.

Поставленные цели определили задачи исследования:

  1. Раскрыть понятие «поэтика автора», частным проявлением которой выступает поэтика Канетти.

  2. Выявить доминирующие особенности поэтики Канетти, характерные для его творчества в целом.

  3. Рассмотреть наиболее значимые произведения Канетти (роман, драмы, философское исследование, эссе, автобиографию, заметки, статьи, стихи) в рамках «единого текста»..

  4. Проследить творческий принцип «акустической маски» в разных по жанру произведениях Канетти как доминирующий стилеобразующий фактор его поэтики.

  5. Определить устойчивые архетипические мотивы, являющие собой основу индивидуальной мифологии Канетти, рассмотреть их роль в формировании общей смысловой модели целостного художественного мира писателя

  6. Раскрыть понятие «афористическое мышление», его функционирование в художественных текстах Канетти.

  7. Выявить роль гротеска в организации художественного мира, исследовать элементы карнавализации в произведениях автора.

  8. Рассмотреть мифологические структуры и элементы в творчестве Канетти.

  9. Выявить роль автора как нарративного центра, рассмотреть автобиографический аспект в творчестве писателя.

9. Исследовать жанровое своеобразие творчества Канетти.

Материал диссертации составляют произведения Канетти, критическая литература о Канетти, справочные и библиографические материалы, периодика. Как известно, последние годы Канетти жил в Цюрихе, где умер 14 августа 1994 года и был похоронен на городском кладбище рядом с Джеймсом Джойсом. Писатель завещал Центральной

библиотеке Цюриха свой архив и личную библиотеку, состоящую из 15 000 томов книг, объяснив свое решение тем, что самые счастливые годы своей юности он провел в Цюрихе (Zurcher Kultur. Mittwoch, 24.08.1994 Nr.196). Архив Канетти включает школьные сочинения и записные книжки

}ф периода пребывания в Вене (1925-1937 гг.); заметки (1942 - 1986 гг.),

составляющие более ста тетрадей; дневники, которые Канетти вел, находясь в Париже (1933), Штрассбурге (1934) и т.д.. В целом в дневниках отражена жизнь писателя до 1986 года.

Труд всей жизни - книга «Масса и власть», появившаяся в 1960 году, потребовала от Канетти огромных усилий. Работа над книгой заняла свыше тридцати лет, что также нашло отражение в архиве - записи,

д первоначальные варианты отдельных глав, материал, не вошедший в

книгу, - в общей сложности 80 маленьких и 40 больших тетрадей. Сохранились наброски и записи, которые писатель делал в процессе работы над автобиографической трилогией в период с 1977 по 1985 год. Кроме того, - драма, либретто к опере, стихотворения. В 40 вместительных папках собрана вся корреспонденция писателя.

Канетти завещал открыть часть архива - сделать его достоянием

Л общественности, лишь спустя восемь лет после смерти, что и произошло в

августе 2002 года, для дневников и корреспонденции - срок забвения составляет 30 лет.

Теоретико-методологическая основа. Методологические

установки диссертационной работы основаны на традиционном историко-культурном подходе к литературе, где сочетается опыт классического литературоведения, отечественного и зарубежного, с опытом ученых

нашего времени. Особое место занимают фундаментальные работы

крупнейших представителей отечественного литературоведения, среди которых можно выделить С.С.Аверинцева, М.М.Бахтина, А.Н.Веселовского, В.В.Виноградова, М.Л. Гаспарова, Л.Я. Гинзбург, В.М.

Жирмунского, Д.В.Затонского, А.В.Карельского, Ю.М.Лотмана,
Ю.Манна, Е.М. Мелетинского, Н.С. Павлову, Ю.Н.Тынянова,
Б.Успенского и др., а также зарубежных литературоведов: Ф.Айглер,
Д.Барноу, Д.Диссингера, М.Дурзака, Ж.Женетта, Б.Мейли, Ф.Лежена,
^ Т.Лаппе, Д.Робертса, Э.Пиля и др.

В диссертации использованы элементы хроникально-биографического и сравнительно-типологического методов исследования, принцип системного и целостного анализа художественных произведений, при этом все произведения Канетти предстают в виде «единого текста», включенного в некую смысловую сферу. Разные по жанру произведения в этом случае рассматриваются как части единого целого. В задачи данной

д работы не входит уточнение понятия «текст», поскольку в процессе

развития культуры в целом за последние десятилетия можно выделить различные аспекты и направления изучения текста. Понятие «текст» употребляется неоднозначно, в зависимости от целей исследования принято говорить о существовании различных типов текста и различных моделях анализа текста - лингвистическом, психолингвистическом, семиотическом и т.д.

^ В аспекте настоящего исследования более существенно попытаться

определить понятие целостности текста, позволяющее рассматривать текст как некий «концепт, то ментальное образование, которое в лингвистической литературе именуется цельностью текста» ([88], с.62-63). Как известно, понятие «текст» не может быть определено только лингвистическим путем. По мнению Ю.М. Лотмана, «в отличие от лингвистов литературоведы изучают обычно не «ein Text», a «der Text»

І ([62], с. 148-149). Ю.М. Лотман указывает на имеющую место «тенденцию

к интеграции - превращению контекста в текст», в результате чего складываются такие тексты как «лирический цикл», «творчество всей

жизни как одно произведение» и т.д. В этом смысле текст предстает в виде «генератора смыслов» ([62], с. 131).

Взятая за основу данная теоретическая концепция не противоречит
традиции рассмотрения всего творчества писателя в виде «единого текста»
- «генератора смыслов», согласно М.М. Бахтину, - «текста как

своеобразной монады, отражающей в себе все тексты (в пределе) данной смысловой сферы» ([16], с.283). «Смысловая сфера» в творчестве Канетти определяется наличием семантической связности, которая объединяет отдельные произведения в единое целое, составляет основу понятия «художественный мир».

Научная концепция, предложенная в диссертации, заключается в
^ утверждении, что текст идейно философски значим и личностно окрашен,

поскольку авторское начало является исходным понятием. Опираясь на плодотворные идеи, высказанные крупными учеными М.М. Бахтиным и Ю.М. Лотманом в отношении текста, автор диссертации сосредоточил внимание на «тексте» Канетти, дающем представление о его художественном мире.

Текст Канетти может быть прочитан на разных уровнях. Во-первых,
^ это (авто) биографический уровень, поскольку все произведения в той или

иной степени автобиографичны ([121], S.1). Автобиографизм проявляется
эксплицитно в трилогии «Спасенный язык», «Факел в ухе»,
«Перемигивание»; последней книге воспоминаний («Party im Blitz»),
путевых заметках «Голоса Марракеша» или имплицитно, в остальных
«неавтобиографических» текстах автора. Писатель, повествующий об
истории своей жизни и о жизни своей души, зачастую остается в своем
А, биографическом времени и пространстве, по словам М.М. Бахтина, в своем

хронотопе. В автобиографической трилогии эта хронотопичность прослеживается без труда. Понятое и пережитое в жизни Канетти стремится сохранить, не расплескать - прежде всего для творчества, для

выговаривания в слове с предельной откровенностью душевных переживаний. Автобиографический пласт в творчестве запечатлевает наряду с темами вечными неповторимо индивидуальный, конкретно-исторический опыт автора. Писатель, являясь нарративным центром,

создает «автобиографический контекст», позволяющий рассматривать

разные по жанру произведения как единое целое. Большинство героев в его произведениях - в той или иной степени авторские самопроекции, которые изъясняются авторским языком. Таким образом, автобиографизм является смысловой скрепой, объединяющей в единое целое все значимые произведения автора.

Среди западных художников слова XX века Канетти - один из тех,

т кто особенно остро ощущал кризисное состояние цивилизации. Он

ребенком пережил Первую мировую войну, на его глазах развалилась Австро-Венгерская империя, он видел как назрела новая беда - фашизм и вместе с ним Вторая мировая война. Все это нашло отражение в его творчестве. Социально-исторический уровень позволяет обнаружить в произведениях Канетти критический взгляд на дисгармонию общества не только в Австро-Венгрии, но и во всем мире. Это отчетливо

о прослеживается в романе «Ослепление», драматических произведениях,

книге «Масса и власть», в афористических заметках, написанных в разные годы.

Не менее важен мифологический уровень, который открывает перспективу выявления в творчестве Канетти разного рода архетипов или мотивов. Понятие мотива было введено Александром Веселовским и определялось как «простейшая повествовательная единица, образно

М- ответившая на разные запросы первобытного ума или бытового

наблюдения» ([28], с.305). В понимании А.Н. Веселовского, творческая деятельность писателя не является произвольной игрой «живыми картинами» действительной или вымышленной жизни. Автор мыслит

мотивами, а каждый мотив обладает устойчивым набором значений, отчасти заложенных в нем генетически, отчасти явившихся в процессе долгой исторической жизни. Важной на наш взгляд является точка зрения А.Бема, который полагал, что мотив возможно выделить в любом произведении как глубокой древности, так и современном. По мнению А.Бема, «мотив - это предельная ступень художественного отвлечения от конкретного содержания произведения, закрепленная в простейшей словесной формуле» ([24], с.231). Таким образом, мотивы могут быть не только сюжетными, описательными, внутритекстовыми, но и интертекстуальными. В ряде случаев можно говорить о знаковости мотива, которая наблюдается, в первую очередь, как в его повторяемости от текста к тексту, так и внутри одного текста. Развитие этого понятия было продолжено Е.М. Мелетинским, который вводит понятие архетипического мотива. В частности, он считает, что под архетипическим мотивом следует подразумевать некий микросюжет, несущий более или. менее самостоятельный и достаточно глубинный смысл ([69], с.50). У Канетти к основным архетипическим мотивам, которые способствуют созданию индивидуальной мифологии, относятся, язык, власть, масса, превращение, смерть и ряд других.

Архетипический уровень при анализе творчества Канетти позволяет по-иному взглянуть на специфику художественного мира автора. Ориентированность на поиски архетипических начал в романе XX века связана с разочарованием в историзме, с желанием выйти за пределы конкретного исторического времени, представить существование вечных, экзистенциальных тем в бессознательных сферах человеческой психики, повторяющихся в ходе ее исторического развития в виде архетипических ситуаций, мотивов. В произведениях Канетти можно обнаружить множество сквозных символических мотивов, представляющих собой нерасчленимое единство - взаимосвязанную систему, которая формирует

очень важный концептуальный слой художественной модели мира. Эти мотивы очень устойчивы: варьируясь и углубляясь, а иногда отходя на задний план, они никогда не ускользают из поля зрения писателя и присутствуют на всех этапах его творчества, в произведениях всех

<ё) жанровых форм. Вычленение и анализ подобных мотивов позволяет более

точно определить тип художественного сознания писателя, помогает лучше понять динамику авторского ценностного отношения к бытию, суть его этико-философских взглядов. Необходимость обращения к такому важному аспекту поэтики Канетти, как символика, продиктована уже самим фактом предельно плотной насыщенности произведений этого писателя символическими деталями и образами.

^ Не менее интересен лингвистический уровень, позволяющий

выявить особенности индивидуального стиля Канетти. Как известно,

немецкий язык не был его родным языком, тем не менее Канетти

становится немецкоязычным писателем. Писатель оттачивал свой язык в

разных по жанру произведениях. Диапазон художественных средств

позволяет утверждать, что Канетти «впитал» в себя разные традиции

речевой культуры. Словесная ткань произведений Канетти

,. характеризуется стилистической неоднородностью, которая находит

выражение в разности речевой манеры героев художественных

произведений, лаконизме и диалогичности афоризмов, общей тональности

автобиографических произведений. Канетти легко и охотно допускает

различного рода отклонения от языковой нормы и осуществляет новации в

сфере речевой деятельности.

Аналитическая направленность работы связана с изучением поэтики

ф Канетти, с выявлением её элементов и компонентов. Эта проблема, как

уже указывалось, в связи с творчеством австрийского художника

выдвигается впервые, однако жанр подобного литературоведческого

исследования имеет давнюю и прочную традицию. К истокам ее,

очевидно, следует отнести классический пример - труд М.М. Бахтина «Проблемы поэтики Достоевского», который одним из первых приступил к целостному изучению поэтики отдельного писателя.

Теоретическая и практическая значимость.

Теоретическая значимость работы определяется системным изучением поэтики Канетти. Выявление основных принципов поэтики писателя потребовало от автора диссертации уточнения ряда теоретических моментов. Это касается, в первую очередь, самого понятия «поэтика автора», а также таких явлений, как автобиографизм, мифологизация, афористическое мышление. Рассмотрение творчества Канетти в виде «единого текста» высветило также проблему «текста» как объекта литературоведческого исследования. Выводы работы могут послужить базой для дальнейших исследований австрийской литературы XX века, а также способствовать теоретической разработке проблемы поэтики.

Практическое значение работы состоит в том, что материалы исследования могут быть использованы в вузовском преподавании зарубежной литературы XX века, в специальных курсах и семинарах, посвященных изучению австрийской литературы, а также при написании общих трудов по зарубежной литературе, учебников и учебных пособий.

Апробация результатов работы проводилась в течение ряда лет при чтении спецкурса «Современный литературный процесс Германии, Австрии и Швейцарии», при ведении спецсеминаров на факультете иностранных языков Елабужского государственного педагогического университета, во время стажировки при Рурском университете г. Бохума (Германия) (1996-1997гг.), в институте немецкой филологии университета им. Людвига-Максимилиана г. Мюнхена (Германия) (2001 г.). Автор диссертации неоднократно участвовал в работе международных

конференций, организованных по линии Немецкой службы академических обменов в г. Ярославле (1995 г.), г. Тамбове (1996 г), г. Вологде (1997 г.), в российско-австрийской конференции г. Москва (2000 г.), в работе симпозиума, посвященного творчеству Канетти в г. Дебрецен (Венгрия) (2001 г.), где выступал с докладами, в которых нашли отражение основные положения и выводы, представленные на страницах данного диссертационного исследования.

Структура работы. Поставленные в диссертации задачи и исследуемый материал определили структуру и содержание ее разделов. Работа состоит из введения, четырех глав и заключения, библиографического списка использованной литературы и приложений.

Во введении дается общая структура исследования, освещается степень научной разработанности проблемы поэтики Канетти в отечественном и зарубежном литературоведении, приводятся теоретико-методологические установки по поэтике, определяется новизна и актуальность выбранной темы диссертации.

В первой главе рассматриваются основные принципы , поэтики Канетти: автобиографизм, мифологическое мышление, индивидуальная мифология, «акустическая маска», афористическое мышление, карнавализация, которые определены как доминирующие в творчестве писателя.

Вторая глава исследования посвящена рассмотрению особенностей ранней прозы Канетти в свете мировоззрения автора. Речь, в первую очередь, идет о «венском периоде» творчества, когда был написан роман «Ослепление» и драмы, этапе становления эстетических и философских взглядов писателя. Художественная форма романа представляет собой квинтэссенцию обозначенных принципов поэтической структуры.

Жанровое своеобразие творчества Канетти в 60-80-е годы является исходным положением третьей главы диссертации, в которой особенности поэтики Канетти прослеживаются в разных по жанру произведениях.

В четвертой главе, на материале автобиографической трилогии и книги воспоминаний об английском периоде жизни, исследуется автобиографический жанр в творчестве Канетти.

Заключение содержит выводы и научные результаты диссертационного исследования. Список использованной литературы включает в себя 345 наименований. Летопись жизни и творчества Канетти, а также архивные материалы представлены в приложениях.

В четырех главах сформулированы те основные положения, которые автором представленного труда предлагаются к обсуждению и защите:

*

  1. Поэтика Канетти представляет собой целостную, динамическую систему художественных средств, которая впитала в себя различные проявления художественных структур XX века, сформировалась под влиянием определенных литературных направлений и методов, при рассмотрении которой необходимо учитывать индивидуальные, собственно-авторские установки и жанровую специфику произведения.

  2. Доминирующими чертами поэтики Канетти выступают: автобиографизм, мифологизация (мифологическое мышление), индивидуальная мифология, «акустическая маска», афористическое мышление, карнавализация.

3. Единая смысловая сфера позволяет рассматривать
,А. произведения Канетти как неделимое целое,

объединяющее разные по жанру произведения в «единый текст», который является основой художественного мира писателя.

Основные принципы поэтики элиас а канетти

Выявление основных аспектов поэтики Канетти может послужить ключом для вхождения в художественный мир писателя. В 1981 году Канетти был удостоен Нобелевской премии в области литературы. В речи на церемонии вручения этой высокой награды Канетти перечислил имена людей, которые напрямую причастны к его творчеству, его удаче и, наконец, славе - К. Краус, Ф. Кафка, Р. Музиль и Г. Брох - имена, прославившие австрийскую литературу. По мнению Д.Затонского, XX век является «звездным часом австрийской словесности» ([42], с. 8). Канетти по праву можно считать одним из ярких представителей звездной плеяды австрийских писателей. Он был одним из тех, кто первым пророчески ошутил грядущие катастрофы человечества. Он, подобно Ф. Кафке, отталкиваясь от личного, непосредственного окружения, поднимался к тем высям головокружительного видения, которое охватывает все бытие целиком ([42], с. 116). Все новое вносится в жизнь искусством: именно оно воплощает в созданиях своих то, что невидимо присутствует в воздухе эпохи, заранее чувствует приближающееся будущее, «у художника чуткое ухо к рождающимся и становящимся ... проблемам» ([67], с. 22-23). В полной мере это применимо к Канетти, поскольку его интересовали глобальные проблемы человеческого бытия. Сквозная тема Канетти, обеспечивающая единство его творчества, - жестокая и трагическая связь человека и современного мира, наполненного коллизиями и катастрофами, б ужасах которых Канетти заговорил задолго до того, как они стали реальностью.

В 1936 году Канетти в речи по случаю пятидесятилетия Г.Броха сформулировал важные идеи о назначении писателя, о связи писателя со временем, в котором он живет, о его ответственности перед временем: «настоящий писатель, каким мы его себе мыслим, всегда во власти своего времени, он его слуга, его крепостной, его последний раб. ... И если бы в таком сравнении не было смешного оттенка, я бы сказал просто: он пес своего времени» ([292], с. 24). Для Канетти этот «вполне конкретный и своеобразный порок» является одним из трех важнейших атрибутов, которыми должен быть наделен настоящий писатель. По глубокому убеждению Канетти, писатель должен стремиться к оригинальности. «Писатель оригинален, или он не писатель вовсе». Оригинальность проявляется в том, что присущий ему «порок» побуждает его «вычерпывать» содержание мира в присущей лишь ему одному манере, именно так, как «этого никто бы за него сделать не мог». Настоящий художник пытается охватить свое время и противостоять ему, в этом его универсальность. В своих произведениях Канетти неизменно стремился руководствоваться принципами, сформулированными им самим.

Согласно М.М.Бахтину, великие произведения литературы потому и являются великими, что живут в веках, то есть в «большом времени». Все, что принадлежит только к настоящему, умирает вместе с ним» ([16], с.350). Произведения Канетти прошли проверку временем, до сегодняшнего дня не утратили своей актуальности.

Периодизация творчества Канетти остается на сегодняшний день открытой проблемой. Очевидно, что так называемый «венский период» (1924-1938 гг.) стал этапом становления художественного мира писателя. Именно в это время появляются драмы «Свадьба», «Комедия тщеславия», роман «Ослепление». «Английский период» (1938/1939-1972 гг.) — время работы над книгой - «трудом жизни» - «Масса и власть», драмой «Ограниченные сроком», заметками. После 1963 года (1964-1970 гг.) периодизацию творчества писателя, вероятно, следует соотносить с выходом книг «Голоса Марракеша» (1968 г.), «Другой процесс. Франц Кафка в письмах к Фелице» (1969 г.). 1973-1976 гг. связаны с публикацией заметок - «Провинция человека» (1973), «Совесть слов» (1975), книги

«Недреманное ухо. 50 характеров» (1974). 1977-1985 гг. - работа над автобиографической трилогией «Спасенный язык», «Факел в ухе», «Перемигивание». 1986-1994 гг. - издаются книги заметок, идет активная работа над воспоминаниями о жизни в Англии.

В настоящем исследовании все произведения писателя рассматриваются как части «единого текста», проливающие свет на его художественный мир в целом. Произведения каждого периода развития литературы располагаются в определенном временном контексте - как историческом, уходящем вглубь веков перспективы, так и в контексте современной им литературы. Для осмысления особенностей поэтики Канетти необходимо отталкиваться от предшествующего этапа в развитии литературы, а также учитывать современный автору литературный фон. Подобный подход помогает выявить этот «диа-синхронный» контекст, на материале поэтики Канетти обозначить тот уровень, какого достигло развитие литературной формы в

XX веке. Естественно, что особое внимание в работе уделено сугубо индивидуальным чертам поэтики, делающим Канетти неповторимым автором.

Первая книга - «Ослепление»

«Первая книга - «Ослепление» - так называется статья Канетти, в которой автор рассуждает о важных моментах, связанных с созданием романа, начиная от замысла, который возник в 1929 году, до первой публикации в 1935 году [302].

Рассматривая особенности поэтической структуры романа, мы останавливаемся на ряде фактов, касающихся истории его возникновения, в поле зрения попадает также своеобразие художественной формы романа.

Судьба Канетти - писателя складывалась непросто, путь к признанию затянулся на долгие годы. По мнению Г.Гепферта, вряд ли какая другая книга имела такую необычную историю публикации, как роман «Ослепление» ([169], S.65), который в рукописи пролежал целых четыре года. В 1935 году роман впервые появляется в издательстве Герберта Райхнера в Вене. Нельзя сказать, чтобы роман остался совсем незамеченным, - о нем положительно отозвались Т. Манн и Р. Музиль, иллюстрации к роману выполнил писатель и модный художник того времени - А. Кубин. Однако из-за сложившейся политической обстановки в Австрии и Германии не могло быть и речи о том, чтобы книга была действительно оценена по достоинству. Канетти пророчески описал новую действительность — мир в состоянии распада, глубоко веруя в то, что только так можно дать о нем истинное представление. В 1937 году роман

«Ослепление» выходит на чешском языке, что повлекло за собой поездку в Прагу, где Канетти знакомится с литературной интеллигенцией, выступает перед читателями.

В 1938 году заканчивается так называемый «венский период» в творчестве писателя - он вместе с женой Вецой Канетти, урожденной Таубнер-Кальдерон, эмигрирует вначале в Париж, а затем в Лондон. Канетти много пишет «в стол», не торопится публиковать свои произведения, для него всегда было важно - выждать; всякому большому произведению искусства нужна выдержка.

Лишь в 1946 году роман публикуется в Англии под названием «Аутодафе» («Auto-da-Fe»), а годом позже в Америке выходит с заглавием «Вавилонская башня» («The Tower of Babel»). Оживленная дискуссия в прессе свидетельствует о том, что произведение австрийского писателя нашло мировое признание. Переведенный на французский язык, роман («La Tour de Babel») был отмечен в 1949 году первой в жизни автора литературной премией.

К этому времени Канетти окончательно отказывается от идеи написать цикл романов, объединив их, подобно Бальзаку, в «Комедию человеческих заблуждений». Об этом он сообщает мюнхенскому издателю В.Вайсманну, отважившемуся на новое издание романа «Ослепление» ([224], S.47). Параллельно Канетти ведет с В.Вайсманном переговоры по поводу возможности опубликовать драмы «Свадьба» и «Комедия тщеславия» в Германии. Он отказывается издавать их в Англии и Франции, поскольку хочет, чтобы они вначале появились на немецком языке. Такое «упрямство» автора легко объяснить, зная его отношение к немецкому языку - «языку души», которому Канетти был верен на протяжении всей жизни, оставаясь немецкоязычным писателем. Этому не помешал длительный период эмиграции в Англии.

Переписка Канетти с издательством выходит за рамки деловой, в первую очередь, благодаря Р.Хартунгу, который публикует ряд статей, где предлагает свою собственную интерпретацию романа, заслужившую похвалу автора ([224], S.53-54). Несмотря на общие усилия, попытка В.Вайсманна «пробиться с Канетти в Германии» терпит поражение. Только в 1963 году вышедший в издательстве Карл Ханзер в Мюнхене роман «Ослепление» привлек внимание общественности. Успех третьего издания положил начало «новому» этапу в творчестве Канетти — этапу признания и известности. Знаменательно, что к моменту присуждения автору Нобелевской премии (1981) роман был опубликован уже в 18 странах.

Многие исследователи склонны рассматривать творчество Канетти в более широком литературном контексте. Так, Д. Барноу полагает, что «Ослепление» вместе с романами Ф. Кафки и Р. Музиля принадлежит к величайшим романам XX века ([120], S.12). М. Дурзак считает «Ослепление» грандиозным романом, поставившим автора в один ряд с выдающимися авторами немецкоязычной литературы первой половины нашего столетия ([147], S. 167). М. Дурзак отмечает также огромное влияние Канетти на современников - М. Вальзера, Г. Грасса и др.

И.Боозе предлагает рассматривать «Ослепление» в одном ряду с романом Сервантеса «Дон-Кихот», книгой Э.Т.А. Гофмана «Золотой горшок», «Петербургскими повестями» Н.В. Гоголя, прежде всего на основе обостренного интереса к проблеме «двоемирия» в обществе и в отдельной личности ([137], S.29). Д. Диссингер указывает на то, что явно проводимая в романе аналогия с Иисусом Христом, может быть дополнена чертами, позволяющими сравнивать Петера Кина с Дон Кихотом, князем Мышкиным из романа Достоевского «Идиот», Ленцем из одноименной новеллы Г.Бюхнера ([143], S.121). По мнению Т.А.Федяевой, несмотря на разные трактовки темы культуры и жизни, романы Э.Канетти, Т. Манна («Доктор Фаустус») и Г. Гессе («Игра в бисер») сближает общая для всех трех произведений идея: дух и жизнь, культура и жизнь составляют то биполярное, по определению Гессе, единство, два полюса которого не могут существовать самостоятельно и независимо друг от друга. Разрыв связей между ними приводит к бесплодию и смерти искусства и науки, с одной стороны, и к разгулу инстинктов и массовому безумию, с другой ([103],с.85).

«Труд жизни» и особенности его художественной структуры

Масса и власть - ключевые понятия в творчестве Канетти. К ним он обращается во всех своих произведениях. Более тридцати лет заняла работа над книгой «Масса и власть», которая, по мнению М. Крюгера, является одной из «великих книг этого столетия» ([200], S.9). Сам автор назвал данное произведение трудом и задачей всей жизни. Канетти планировал написать второй том книги, посвятив его исследованию феномена превращения, который, по его мнению, является ключевым аспектом в теории массы.

В автобиографической трилогии и заметках нашли отражения долгие годы работы над этой необычной книгой, описаны важнейшие события, послужившие толчком к освещению тех или иных аспектов массы и власти. Трудно определить жанр этого произведения. До сих пор нет единого мнения среди литературоведов, поскольку в споре участвуют также социологи, историки, антропологи, психологи, этнографы. Точки зрения на этот счет самые различные. Г. Нойманн полагает, что это культуро-антропологическое исследование, включающее в себя социально-этнологический анализ различных общностей людей ([231], S. 68-69). По мнению Р. Калассо, это и повествование, и размышление, - обе формы переплетены настолько, что их невозможно разделить ([139], S.22). Р. Робертсон утверждает, что «масса и власть» - центральная книга автора, в которой собраны воедино главные темы романа, драматических произведений и афоризмов. Книга не претендует на статус литературного произведения, напротив, речь идет о вкладе Канетти в социальную антропологию, несмотря на то, что социологи и историки не уделили ей должного внимания ([253], S. 190). Р. Робертсон рассматривает «Массу и власть» в чисто антропологическом аспекте, аргументируя свое мнение многочисленными примерами из книги Канетти ([253], S.195). Действительно, библиография Канетти к книге «Масса и власть» включает в себя преимущественно работы, связанные с антропологическими и этнографическими исследованиями.

Р. Ваас утверждает, что мысли Канетти представляют несомненный интерес в плане философской антропологии. Главный тезис Канетти относительно невозможности изображать современный мир, как это делалось прежде, а правдиво показывать его в состоянии распада, рассматривается в качестве отправного момента в книге «Масса и власть» ([278], S. 219-222). Поэты и мыслители, к которым Р. Ваас причисляет Музиля и Канетти, являются «чувствительнейшими сейсмографами преобразований» в мире новой действительности. М. Оппитц уверен, что «Масса и власть» в большей степени этнографический труд ([235], S. 208). В. Хэдеке считает, что, работая над книгой, Канетти создал свою собственную методику и особую манеру письма. Речь идет о базисных феноменах и структурах человеческих взаимоотношений. Центральные категории, рассматриваемые в книге «Масса и власть», применимы ко всем временам, континентам, нациям, расам и классам. В то же время это совсем не означает, что человеческая натура не претерпевает изменений, напротив, с точки зрения Канетти, способность к превращению выступает основополагающим феноменом человека ([178], S.103). К.Х. Борер отмечает тот факт, что Канетти освещает понятия «масса» и «власть» не как злободневные, актуальные проблемы, требующие «политических» объяснений, это «элементарный феномен», который важен для художника, поскольку в нем запечатлена доисторическая душа человека ([132], S.95). Д. Патилло-Хесс, который является организатором ряда симпозиумов, посвященных Канетти, сравнивает «Массу и власть» с творениями Гомера ([238], S.11). Д. Барноу полагает, что теория Фрейда о психологии масс, явилась для Канетти «катализатором» ([123], S.37). В частности, его негативная реакция на то, как Фрейд истолковывает психологические особенности массового сознания, послужила отправным моментом для создания своей собственной теории массы.

Примечательна судьба русского издания книги «Масса и власть», вышедшего уже после смерти писателя. При жизни Канетти это было неосуществимо. Литературный агент писателя передал участникам планируемого проекта, что «господин Канетти считает издание книги на русском языке преждевременным, по крайней мере, до тех пор, пока в России не наступит политическая, социальная и экономическая стабилизация» ([51], с.14). Позиция Канетти может быть непонятной лишь тому, кто не знаком с его творчеством. Канетти искренне уверен в том, что открытия, сделанные им в «Массе и власть», а именно, методы и методологии, при помощи которых власть диктует свою волю массам, могут принести вред в стране с нестабильной политической ситуацией. Канетти верил в силу литературы, его «наивность» внушает уважение и надежду.

Похожие диссертации на Творчество Элиаса Канетти :Проблемы поэтики