Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдурахмана Казиева Шанавазова, Заира Шихмагомедовна

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шанавазова, Заира Шихмагомедовна. Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдурахмана Казиева : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 / Шанавазова Заира Шихмагомедовна; [Место защиты: Дагестан. гос. пед. ун-т].- Махачкала, 2013.- 163 с.: ил. РГБ ОД, 61 14-10/257

Введение к работе

Настоящая диссертация посвящена исследованию творческого наследия кумыкского поэта, ученого Абдурахмана Казиева, представляющего собой весьма оригинальный, малоисследованный, многожанровый художественный материал.

В 20–30-е годы XX века творили такие известные кумыкские писатели и поэты как А. Акаев, Т.-Б. Бейбулатов, А.-П. Салаватов, Н. Ханмурзаев, Ю. Гереев, Б. Астемиров, А. Баширов, А. Магомедов, А.-В. Сулейманов, Аткай, Казияв Али, внесшие весомый вклад в развитие дагестанской литературы. К их числу относится ученый-арабист, фольклорист, поэт Абдурахман Казиев, жизнь и деятельность которого были мало изучены. Однако его деятельность и творчество отличается от наследия предшественников и современников своей оригинальностью, многообразием использованных средств, приемов и поэтому представляет интерес не только для литературоведов, но и для историков-ориенталистов, культурологов, фольклористов, архивариусов и т.д.

Актуальность темы. Актуальность избранной темы обусловлена тем, что идейно-художественное своеобразие поэзии А. Казиева в целом не стало предметом специального изучения и требует исследования на современном уровне.

А. Казиев – это один из оригинальных поэтов 20–30-х годов XX века, творчество которого своеобразно, оригинально, уникально и представляет большой научный интерес. Он автор двух сборников, состоящих из произведений, написанных на родном кумыкском языке в 20–30 г. XX века, которые усилиями сына поэта Абдурагима Абдурахманова были изданы в 90-е годы прошлого века: в 1994 году вышел в свет сборник поэтических произведений А. Казиева под названием «Къумукъ тюзню гюзгюсю» («Зеркало Кумыкской равнины»), в котором размещены были его стихотворения и одноименная поэма. В 1997 году был издан еще один сборник произведений поэта «Оьлмес эрлер» («Бессмертные герои»), состоящий из циклов стихотворений, посвященных Шамилю и его мюридам.

Произведения А. Казиева отличает от современной им декларативной поэзии конкретность, предметность, большая приверженность поэтическим традициям. К сожалению, его наследие до сих пор остается недостаточно исследованным на современном этапе. Идейно-художественное своеобразие поэзии А. Казиева впервые становится объектом комплексного монографического исследования.

Объектом исследования является необычная деятельность по сбору арабоязычных произведений средневековых дагестанских авторов, фольклора народов Дагестана, а также оригинальная поэзия А. Казиева, многообразная по тематике и своеобразная по своим художественным достоинствам. В работе отражены научные связи поэта-ученого с крупными востоковедами (И. Крачковским, Н. Покровским), писателями, поэтами страны. В качестве основных материалов используются не только отдельные стихотворения, но и высокохудожественная его поэма «Къумукъ тюзню гюзгюсю» («Зеркало Кумыкской равнины»), а также цикл стихотворений «Оьлмес эрлер» («Бессмертные герои»), посвященных Шамилю и его доблестным наибам. Кроме этого, особое внимание нами уделяется анализу стихотворения «Ленин-батыр» («Ленин-богатырь»), созданное в традициях средневековых восточных палиндромов.

Предмет исследования – проблематика, жанровые особенности и идейно-художественное своеобразие поэзии А. Казиева. Особое внимание обращено анализу разнообразных поэтических средств, почерпнутых не только из фольклора, литературы, но и сотворенных самим поэтом, оригинальных художественных приемов.

Степень изученности. О А. Казиеве писали многие общественные деятели, писатели, критики, фольклористы и исследователи: государственный деятель В.Д. Бонч-Бруевич, академики И.Ю. Крачковский, Н.И. Покровский, писатели В.Н. Ставский, А. Аджаматов, историк-профессор Р. Магомедов, фольклорист А.Ф. Назаревич, сын А.А. Абдурахманов, литературовед А.-К. Ю. Абдуллатипов и другие.

Для понимания невероятной увлеченности А. Казиевым научными изысканиями очень важна статья А. Назаревича «Опровергатель Торричелли», опубликованная 8 сентября 1935 г. в газете «Дагестанская правда». В ней говорится об увлеченности А. Казиева законами физики, о его стремлении с помощью примитивных подручных средств опровергнуть закон Торричелли. Автора статьи поражала неутомимость А. Казиева в стремлении освоить законы физики.

Большой интерес вызывают воспоминания кумыкского поэта Аткая Аджаматова: «Абдурахман Казиев создал для своего народа много интересных стихов. Написанное им стихотворение о Шамиле до сих пор хранится у меня. Он был физиком и поэтом. Это Казиев создал шахматную систему стиха. Это он создал одно из самых интересных стихотворений о В.И. Ленине «Ленин-батыр» («Ленин – богатырь»), которое читается сверху вниз, снизу вверх, слева - направо и справа - налево. Его произведения свидетельствуют о незаурядном поэтическом таланте автора».

Определенную ценность для исследователей имеет газетная статья С. Малмыгина «По Шамилевским тропам», опубликованная в октябрьском 4-ом номере в 1937 году в «Дагестанской правде». «А. Казиев работал в Историческом Музее СССР, собирал редкие и бесценные экспонаты, также рукописи. Сотрудничал с научными деятелями, как А.Б. Закс и Ф.Я. Машуков. С ними вместе в 1937 году посетил Хунзах, Тануси, Ахалчи, Сиух, Голотль, Корода и еще в 16 селениях, участвовал в изучении, сборе фольклорных и исторических текстов. В этот музей Абдурахманом Казиевым было отправлено много бесценных рукописей».

Тепло вспоминал о Казиеве в своем предисловии к «Хронике Мухаммеда Тахира-ал-Карахи о дагестанских войнах в период Шамиля» (ее второе название «Блеск дагестанских шашек в некоторых шамилевских битвах») и академик И.Ю. Крачковский. Автор отмечал, что А. Казиев в совершенстве владеет арабским языком, не знает русского языка и свою переписку он ведет на арабском. Свои письма он излагает в соответствии со старой традицией в цветистых стихах и рифмованной прозе.

В статье сына поэта А. Абдурахманова «Литература вдохновила», опубликованной в газете «Ленин ёлу» («Путь Ленина») 15 октября 1968 года говорится, что его отец увлекался литературой, создавал стихотворения, сказки, рассказы, что свои стихи, помимо родного языка, он создавал и на арабском языке. Занимался А. Казиев и переводами литературных произведений с арабского и русского на родной язык.

В более обширной статье «Ученый и поэт», опубликованной в газете «Ленин ёлу» («Путь Ленина») от 20 декабря 1990 года А. Абдурахманов более основательно прослеживает жизненный путь и творчество своего отца.

А. Абдурахманов еще в начале 80-х годов минувшего века издал отдельными книгами, собранные А. Казиевым пословицы и поговорки. К изданному им первому сборнику пословиц и поговорок в 1983 году в Махачкале, предисловие написал известный кумыкский поэт Акай Акаев. А. Акаев отмечает, что в рецензируемом сборнике собрано более тысячи трехсот пословиц и поговорок кумыков, которые свидетельствуют о базовых понятиях кумыков: любви к родной земле, к свободе, независимости, к прекрасному и нравственно достойному поступку.

В 1991 году А. Абдурахманов в Дагучпедгизе издал второй сборник пословиц и поговорок, собранных его отцом А. Казиевым «Айтывлар ва аталар сезлери» («Пословицы и поговорки»), к которому написал собственное предисловие. Здесь же приводится отрывок из письма В.Д. Бонч-Бруевича, адресованное А. Казиеву: «Уважаемый товарищ, Казиев! В деле собирания и изучения кумыкских пословиц и поговорок Ваш труд имеет большое значение, так как фольклорное богатство кумыкского народа совершенно не изучено».

Известный дагестанский литературовед, профессор А.-К.Ю. Абдуллатипов также уделил определенное внимание творческому наследию А. Казиева. В 1980 году он впервые опубликовал поэму А. Казиева «Къумукъ тюзню гюзгюсю» («Зеркало Кумыкской равнины») в антологии кумыкской поэзии «Дослукъ» («Дружба»). Впоследствии А.-К.Ю. Абдуллатипов включил ее в школьный учебник – хрестоматию для 9 класса по кумыкской литературе и опубликовал в нем же свою статью, посвященную творчеству изучаемого поэта. Названный учебник – хрестоматия была опубликована в 2003 и 2008 годах. Говоря о характере поэтической деятельности А. Казиева, А.Ю. Абдуллатипов отмечает, что он был из тех редких поэтов, которые не поддались эйфории 20–30-х годов, не стали создавать риторические, ура-патриотические стихи, и остались верны национальным поэтическим традициям, основанным на идеях гуманизма, добра и милосердия.

А.-К.Ю. Абдуллатипов пишет и о влиянии А. Казиева на современную кумыкскую литературу.

Дженгутаевец З. Мехтиев рассказывал сыну поэта о том, как он был исцелен стараниями А. Казиева, обладавшего ко всему прочему и незаурядными способностями народного целителя.

Цель и задачи исследования. Настоящее исследование ставит целью изучение жизненного и творческого пути Абдурахмана Казиева и научное осмысление его литературного наследия в органическом соотнесении с народными героико-историческими песнями, традициями ближневосточных литератур и творчеством его современников. Поставленная цель достигается решением следующих задач:

1) исследование фольклорных, героико-исторических и литературных истоков и специфики лирики поэзии А. Казиева;

2) выявление новаторства поэта в кумыкской литературе в сфере использования им сюжетов, художественных образов, поэтических средств фольклора, способов применения традиций назидательной восточной поэзии и сопоставления с творчеством его современников;

3) осмысление тематики, проблематики, поэтики цикла стихотворений, посвященных Кавказской войне;

4) раскрытие художественных особенностей и жанрового своеобразия поэмы Абдурахмана Казиева «Зеркало Кумыкской равнины», ее типологической общности с поэмами других авторов.

Творчество А. Казиева сопоставляется с творчеством его современников, таких известных поэтов, как Т.-Б. Бейбулатов, А.-П. Салаватов, Н. Ханмурзаев, А. Баширов, А. Магомедов, Казияв Али и другие в целях выявления специфики его творчества.

В предлагаемой диссертационной работе нами впервые предпринята попытка комплексного, монографического исследования творчества талантливого поэта с учетом требований современного литературоведения.

Выбор темы диссертационной работы объясняется оригинальностью и самобытностью явления поэзий А. Казиева, ставшей неотъемлемой частью кумыкской и всей дагестанской литературы.

Поэзия Казиева Абдурахмана носит синтетический характер, соединяя в себе традиции устной поэзии и литературы кумыков с их развитыми жанровыми формами и богатством изобразительно-выразительных средств. В этом плане чрезвычайно интересны поэма «Зеркало Кумыкской равнины» Абдурахмана Казиева, а также его цикл стихотворений о Шамиле и его мюридах.

Научная новизна диссертации заключается в том, что она является первым опытом комплексного, монографического исследования жизни и творчества одного из видных представителей кумыкской поэзии первой половины XX века. В ней впервые основательно проанализированы произведения А. Казиева, которые ранее не являлись объектом специального исследования.

В диссертации также обобщены биографические данные о А. Казиеве, охарактеризованы эпоха поэта и его окружение, которые способствовали формированию творческого и личностного облика поэта.

В диссертации также впервые использованы литературоведческие исследования о А. Казиеве (в оригинале и переводах), воспоминания родственников, известных поэтов, писателей, ученых республики и России.

Методы исследования. В диссертации использованы аналитический, сравнительно-сопоставительный и сравнительно-исторический методы исследования.

Методологическая и теоретическая основа диссертации. Исследование опирается на теоретические разработки ученых и крупных литературоведов, в частности, А.Н. Веселовского, В.М. Жирмунского, Г.А. Гуковского В.Я. Проппа, В.В. Бартольда и др.

В ходе работы были использованы труды дагестанских ученых-литературоведов: А.-П. Салаватова, Э. Капиева, А.Ф Назаревича, И.А. Керимова, Н.В. Капиевой, Р.Ф. Юсуфова, К.Д. Султанова, А.М. Халилова, И.Х. Асекова, Г.Б. Мусахановой, А.-К.Ю. Абдуллатипова, З.Н. Акавова, А.М. Аджиева, Г.Г. Ханмурзаева, С.М. Хайбуллаева, М.И. Зульфукаровой, Г. М.-Р. Оразаева, Ш.А. Мазанаева, М.А. Гусейнова, Н.К. Ханмурзаевой, З.А. Хидуевой и др.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. А. Казиева предстает перед нами не только как поэт с неповторимым художественным обликом, но и в качестве ученого-арабиста, собирающего редкие образцы средневековой литературы, а так же, как фольклорист, историк, переводчик и талантливый экспериментатор в области кумыкского стихосложения.

  2. Поэзия А. Казиева формировались на традициях народной героико-исторической поэзии, национальных, а также восточных литературных традициях, а также на традициях, заложенных Й. Казаком.

  3. Новаторство А. Казиева проявилось в сфере использования сюжетов, художественных образов и поэтических средств фольклора и литературы, особенно традиций героической и назидательной поэзии.

  4. Проблематика поэзии А. Казиева разнообразна: это проблемы нравственности, верного служения народу и поэтическому творчеству, героизма защитников свободы Дагестана и трагической судьбы Й. Казака, а также значимость его поэтического наследия и т.д.

  5. Многогранный поэтический талант поэта проявился не только в его назидательной, философской и героической (посвященной Шамилю и его мюридам) лирике, но и в поэме «Зеркало Кумыкской равнины», посвященной великому Й. Казаку.

Теоретическая значимость диссертации состоит в том, что выводы, полученные в ходе проведения исследования, восполняют пробел в осмыслении кумыкской литературы первой половины XX века, расширяют представления о жанровом многообразии кумыкской поэзии, богатство кумыского фольклора и истории Кавказской войны.

Практическая ценность диссертации состоит в том, что она может быть использована в качестве пособия для литературоведов, чтения спецкурсов и проведения спецсеминаров по проблемам дагестанского литературоведения, учебной литературы для аспирантов и студентов филологических факультетов, преподавателей педколледжей и общеобразовательных школ республики.

Апробация диссертации. Работа выполнена и обсуждена на кафедре литератур народов Дагестана Дагестанского государственного университета. Материалы диссертации представлены в виде статей: 1– в научном журнале, входящий в список рецензируемых научных журналов ВАК (Санкт-Петербург, 2009), 6 – в различных научных журналах и сборниках научных статей.

Структура диссертации обусловлена целями и задачами исследования. Она включает в себя введение, 4 главы – «Жизнь и творческая деятельность А. Казиева», «Ранняя лирика Абдурахмана Казиева», «Поздняя поэзия, посвященная героям Кавказской войны», «Идейно-художественные особенности поэмы А. Казиева «Зеркало Кумыкской равнины»», – заключение и список литературы. Диссертация представляет собой рукопись на 163-х страницах в компьютерном варианте.

Похожие диссертации на Идейно-художественное своеобразие поэзии Абдурахмана Казиева