Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе Унежева Марита Кушбиевна

Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе
<
Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Унежева Марита Кушбиевна. Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе : диссертация... кандидата филологических наук : 10.01.02 Нальчик, 2007 163 с. РГБ ОД, 61:07-10/848

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Рассказ о рассказе... (к вопросу об истории жанра) 17

1 1. Принципы жанровой типологии (современная система эпических жанров) 17

1.2. Специфика жанра рассказа 26

1.3. История жанра рассказа в русской литературе 35

Глава II. Особенности зарождения и становления жанра рассказа в кабардинской литературе (1920-50-е гг.) 60

II. 1. Факторы, способствовавшие ускоренному развитию кабардинской прозы 62

II. 2. Зарождение жанра рассказа в кабардинской прозе 1920-30-х гг 82

11.3. Становление жанра рассказа в кабардинской прозе 1940-50-хгг 95

Глава III. Период расцвета жанра рассказа в кабардинской литературе (1960-90-е гг.) 109

III. 1. Особенности поэтики и проблематики рассказа 1960-90-х гг 109

III. 2. Трансформация жанра военного рассказа в кабардинской литературе 1960-90-х гг 117

III3. Социально-бытовой и лирико-психологический кабардинский рассказ 1960-90-х гг 131

Заключение 146

Библиография

Введение к работе

Актуальность темы диссертационной работы. Исследование эстетического феномена единой многонациональной литературы Российской Федерации, изучение младописьменных национальных литератур и проблем, связанных с их развитием, остается одной из важнейших задач отечественного литературоведения. Среди прочих вопросов, требующих научно-теоретического осмысления, остаются и вопросы жанровых систем национальных литератур.

Литературоведение в последние годы все чаще обращается к проблеме преемственности литератур, соотношения в литературе особенного и общего, стремясь на конкретно-историческом материале показать, как именно проявляется в художественных произведениях интернациональное и самобытное. Появляется все больше историко-литературных работ, в которых исследуется диалектика соотношения общего и особенного в литературных жанрах: романе, драме, лирике, повести и т.д. Такие работы чрезвычайно важны. Ведь, как отмечает Н.П.Утехин, и в этом с ним согласны многие ученые, «история литературы - это история ее жанров. Познав закономерности развития жанров, мы во многом познаем и законы развития литературы», так как «жанр - и наиболее всеобщая, универсальная, и в то же время вполне конкретная категория ее. Универсальная - потому, что в ней отражаются черты самых разнообразных художественных методов, школ и направлений литературы. Конкретная - потому, что именно в жанрах литература получает свое непосредственное выражение» [112:3].

Для исследования процесса литературного развития, его периодов помимо прочего совершенно необходим анализ именно жанровых систем, рассмотрение вопросов своеобразия бытования традиционных жанров, появления и взаимодействия новых жанровых форм. Обращение к данным аспектам при систематизации позволяет уловить динамику литературного процесса.

Исследование вопросов поэтики художественных форм имеет большое теоретическое и практическое значение. «Жанровый принцип, положенный в основу типологии национальных литератур в силу самой синтетической сущности понятия «жанр» дает возможность изучать предмет в органическом единстве эстетического и социально-исторического аспектов [113:151]. Кроме того, исследование принципов жанровой типологии имеет важное значение и для развития сравнительного изучения национальных отечественных литератур, а в более широком масштабе - для выявления общих закономерностей развития мировой литературы.

В последние десятилетия литературоведение все больше внимания уделяет проблемам жанровой дифференциации, причем эта тенденция наблюдается как в теории, так и в истории литературы. Появились и появляются серьезные работы по теории и истории жанров драмы, романа, очерка, поэмы. Немало работ посвящено и жанру рассказа. Подобное осознание литературоведением проблем типологического изучения жанров как актуальных исследователи связывают со стремлением науки подняться на более высокий, чем прежде, уровень систематизации литературных явлений. М.Б.Храпченко отмечает, что типологическое исследование предполагает изучение не просто сходных явлений и не их связей как таковых, обнаружение «не простой их повторяемости и внешнего сходства», а «раскрытие тех принципов и начал, которые позволяют говорить об известной литературно-эстетической общности, о принадлежности данного явления к определенному типу, роду» [152:12].

Историко-литературная основа для жанровой классификации создается появлением серьезных работ, посвященных исследованию специфики и эволюции отдельных жанровых форм: П.Выходцева «Закономерности развития жанра», Г.Н.Поспелова «Проблемы исторического развития литературы», Ю.В.Стенника «Система жанров в историко-литературном процессе», Н.П.Утехина «Жанры эпической прозы» и др. Среди прочих жанров особый интерес исследователей вызывают малые эпические формы - очерковые жанры, новелла, рассказ.

Исторические, социальные, культурные изменения второй половины XX века дали новые возможности для развития жанра рассказа в литературе России. Способствовал этому и процесс взаимовлияния и взаимообогащения, характерный для национальных литератур Российской Федерации.

Рассказ - жанр с богатыми художественными возможностями. По мнению И.Крамова, «в исторической борьбе жанров рассказ не выдержал бы соревнования с такими сильными формами, как роман и драма, если бы не обладал особыми качествами, обеспечившими ему устойчивость в бурях времени. Как бы не менялась в то или иное время его репутация и его положение среди других жанров, он остается в своих высших воплощениях неизменным хранителем литературного мастерства, своего рода памятью о накопленных навыках и понятиях, составляющих достояние художественной культуры» [цит. по: 109:65].

Рассказ претерпевает постоянные художественные трансформации, обновление, что позволяет ему постоянно оставаться актуальным среди других жанров. В национальных литературах происходят наиболее существенные и заметные сдвиги в реализации данной малой эпической формы. Характерными чертами национального рассказа XX века стали идейно-эстетическая многозначность, богатая внутренняя философия, художественная многоплановость, поэтическая символика, психологизм и т.д.

Усложнение формы и содержания национального рассказа требует адекватных научных исследований, критических интерпретаций данного литературного явления. Однако в современном отечественном литературоведении наблюдается определенный перекос: существует большое количество исследований классического, советского и современного русского рассказа, и относительно немного работ по рассказу национальному. Необходимость восполнить существующий пробел в современной науке о литературе обуславливает актуальность темы работы.

Цели и задачи исследования. Основная цель диссертационной работы - исследование жанра кабардинского рассказа в его эволюционном развитии. Достижение поставленной цели предполагает поэтапное решение следующих задач:

определить эпическую жанровую систему отечественной литературы;

выявить основные особенности жанра рассказа;

определить исторические, культурные, эстетические и иные факторы, оказавшие влияние на появление и развитие жанра рассказа в кабардинской литературе;

обозначить основные этапы развития жанра рассказа в кабардинской литературе, установить периоды его зарождения, становления и расцвета;

дать анализ отдельных периодов эволюции жанра кабардинского рассказа, выявить их характерологические признаки, особенности поэтики и проблематики;

установить взаимоотношения жанра рассказа с другими жанрами кабардинской прозы;

проанализировать ряд произведений кабардинских авторов, в чьем творчестве жанр рассказа получил свое наиболее значительное выражение.

В целях более глубокого анализа проблемы эволюции рассказа в кабардинской литературе представляется необходимым обращение к истории жанра рассказа вообще, и в частности, определение основных вех его развития в русской литературе, на традиции которой опирался в своем движении национальный рассказ всех литератур Северного Кавказа.

Последовательное решение обозначенных вопросов и задач позволит, в конечном итоге, дать достаточно полную картину эволюции жанра рассказа в кабардинской литературе.

Объект исследования. В качестве объекта исследования выступают отдельные рассказы кабардинских писателей: Али Шогенцукова, З.Максидова, Х.Теунова, А.Шортанова, А.Кешокова, Х.Хавпачева, С.Кушхова, А.Налоева, П.Мисакова, К.Эльгара, М.Кармокова и некоторых других. За пределами нашей работы осталось немало авторов, также работавших в жанре рассказа. Однако наша работа не претендует на систематический анализ всех художественных явлений жанра рассказа в кабардинской литературе. Для осуществления задуманной научной концепции работы и адекватного решения поставленных задач важно было остановиться на наиболее значимых именах, определивших поступательное движение жанра рассказа в кабардинской литературе, а в их творчестве - на произведениях, ставших определенными вехами в эволюции кабардинского рассказа.

Таким образом, отбор имен и произведений в качестве материала исследования был обусловлен той ролью, которую они сыграли в зарождении, становлении и развитии жанра рассказа в кабардинской национальной литературе.

Научная новизна исследования обусловлена тем, что оно является одной из первых работ, посвященных жанру рассказа в кабардинской прозе. В последнее время появился ряд трудов, посвященных проблемам развития отдельных родов и жанров в кабардинской литературе: А.Ч.Абазова «Очерки истории кабардинской драматургии. (Возникновение, становление, развитие)» (1996), Р.Х.Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (1999), А.Х.Мусукаевой «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993) и др. Однако среди этих работ нет отдельных монографических исследований, посвященньк жанру рассказа. Обращение к проблеме, на сегодняшний день малоисследованной современным северокавказским литературоведением, определяет научную новизну работы.

Теоретическая и практическая значимость исследования обусловлены его актуальностью и научной новизной. В теоретическом отношении диссертационная работа в определенной мере восполняет образовавшийся «пробел» в современной теории жанров кабардинской литературы. Кроме того, данная работа может послужить основой для дальнейшего исследования вопросов жанровой системы кабардинской прозы, а в более широком масштабе - прозы северокавказской.

Практическое значение работы определено возможностью использования материалов диссертации в процессе изучения национальной кабардинской литературы, а также при разработке спецкурсов для студентов, обучающихся по специальности «Языки и литературы народов России».

Методологическая основа работы. При исследовании закономерностей эволюции жанра рассказа в кабардинской литературе мы ориентировались на теорию целостного восприятия литературы Российской Федерации, на идею преемственности, взаимосвязи и взаимозависимости между составляющими частями отечественного литературного процесса - русской и национальной литературами. В совокупности с концепцией ускоренного развития национальных младописьменных литератур это дало возможность установить параллели в развитии русского и кабардинского рассказа.

В основу диссертационного труда были положены сравнительно-типологический и сравнительно-исторический методы исследования. Базисными для нашей работы стали труды А.Г.Бочарова, А.С.Бушмина, Г.Д.Гачева, Г.Ч.Ломидзе, Г.Н.Поспелова и др.

При теоретическом анализе жанровой специфики рассказа, а также при определении его истории в русской литературе мы опирались на исследования М.М.Бахтина, О.В.Богдановой, Е.М.Мелетинского, А.Нинова, А.В.Огнева, Г.Н.Поспелова, В.П.Скобелева, Л.И.Тимофеева, Б.В.Томашевского, П.С.Ульяшова, Н.П.Утехина, Э.А.Шубина и др.

В формировании научной концепции эволюционного развития жанра рассказа в кабардинской литературе важную роль сыграли труды северокавказских ученых: Л.А.Бекизовой, А.Х.Мусукаевой, Ю.М.Тхагазитова, А.Х.Хакуашева, К.Г.Шаззо и др.

Степень разработанности темы исследования. Проблемы формирования и развития жанров в национальной литературе являлись и остаются актуальными для северокавказского литературоведения. Существует определенная традиция исследования вопросов жанровых систем младописьменных литератур Северного Кавказа. Глубокий интерес к проблемам жанра проявляли многие известные исследователи как кабардинской, так и в целом северокавказской литературы: Л.А.Бекизова, З.Б.Караева, Л.Н.Кашежева, А.Х.Мусукаева, З.Х.Толгуров, Ю.М.Тхагазитов, Р.Х.Хашхожева, К.Г.Шаззо и многие другие. Их труды сыграли особую роль в формировании теории жанров в адыгских литературах.

В своей работе «От богатырского эпоса к роману» (1974) Л.А.Бекизова дает подробную характеристику периодов становления адыгской прозы. Среди прочих вопросов исследователь затрагивает и проблему жанровой дифференциации адыгских литератур и отмечает, что рассказ и очерк, становясь и развиваясь как самостоятельные жанры, способствовали в то же время появлению жанров повести и романа.

Также следует отметить работу У.М.Панеш «Типологические связи и формирование художественно-эстетического единства адыгских литератур» (1990), в которой исследователь прослеживает взаимосвязь адыгских литератур на примере прозы от 1920-30-х годов до современности.

Проблемам жанров в адыгских литературах посвящены работы Р.Мамий «Вопросы изучения современного адыгейского романа» (1977), К.Шаззо «Художественный конфликт и эволюция жанров в адыгских литературах» (1978), А.Схаляхо «Идейно-художественное становление адыгских литератур» (1988), Ю.Тхагазитова «Адыгский роман: национально-эпическая традиция и современность» (1987). Анализируя жанровую систему адыгских литератур, исследователи обращались и к вопросам эволюции и специфики жанра рассказа.

Изучением непосредственно кабардинской литературы занимались такие ученые-литературоведы, как А.ЧАбазов, Р.Х.Камбачокова, Л.Н.Кашежева, Е.М.Мапгатлова, А.Х.Мусукаева и др. Л.Н.Кашежева в книге «Кабардинская советская проза» (1962) рассматривает вопросы зарождения и становления кабардинской прозы. Не претендуя на систематический анализ всей кабардинской прозы, автор останавливается на наиболее значительных произведениях кабардинских писателей, раскрывает главные закономерности национального литературного процесса. Подробно анализируя прозаические произведения, автор уделяет особое внимание вопросам художественного мастерства прозаиков, развитию кабардинской литературной критики.

Продолжила изучение кабардинской литературы Е.М.Машитлова, которая издала монографию «Становление и развитие социалистического реализма в кабардинской прозе» (1977).

Определенный интерес представляют работы А.Ч.Абазова «Очерки истории кабардинской драматургии. (Возникновение, становление, развитие)» (1996) и Р.Х.Камбачоковой «Адыгский исторический роман» (1999).

Одним из значительных явлений в кабардинском литературоведении являются работы А.Х.Мусукаевой. В ее трудах «Поиски и свершения» (1978), «Ответственность перед временем» (1987), «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» (1993) сложилась определенная научно-теоретическая концепция прозаических жанров кабардинской литературы. В книге «Поиски и свершения» рассматриваются проблемы становления жанра повести в кабардинской литературе. В монографии «Ответственность перед временем» автор, анализируя процесс формирования и развития жанра романа в северокавказских национальных литературах, обращается и к вопросам становления малых прозаических жанров в адыгских литературах. В работе «Северокавказский роман. Художественная и этнокультурная типология» А.Х.Мусукаева рассматривает проблемы этнокультурной и художественной типологии романа в литературах народов Северного Кавказа.

Таким образом, можно говорить о достаточно обширной теоретической базе по вопросам жанровой дифференциации адыгских литератур. Однако, как видно, в большей степени исследовались средняя и большая эпические формы. Анализ же малых прозаических форм, и в частности жанра рассказа, осуществлялся не как самостоятельный, а как сопутствующий, обусловленный необходимостью определить путь адыгских литератур к жанру романа. В этой связи актуальность и необходимость данного диссертационного исследования представляется очевидной.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертации были изложены в докладах и обсуждены на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях и отражены в соответствующих сборниках материалов.

Основные результаты работы были отражены в ряде статей, опубликованных в периодической печати.

Диссертационная работа также была обсуждена на заседании научного семинара «Актуальные проблемы литератур Северного Кавказа» и на расширенном заседании кафедры русской литературы Кабардино-Балкарского государственного университета (2006).

Структура работы определена ее целями и задачами: введение, три главы, заключение и библиография.

Во введении обосновывается актуальность темы, степень ее изученности, излагаются теоретические и методологические принципы исследования, определяются его цели, задачи, научная новизна, теоретическая и практическая значимость.

Первая глава «Рассказ о рассказе... (к вопросу об истории жанра)» имеет теоретический характер и дает представление о жанре рассказа в целом. Мы в данном случае опираемся на литературно-критическую и научно-теоретическую традицию исследования жанра рассказа в русском литературоведении: труды А.Нинова, А.В.Огнева, Г.Н.Поспелова, Н.П.Утехина, ЭЛ.Шубина и др. Мы не претендуем на всесторонний анализ жанровой системы современного эпоса и на решение всех насущных вопросов данной большой проблемы. Для нас было важно обозначить основные особенности рассказа в русской литературе и проследить его эволюцию, так как именно традиции русского рассказа стали основополагающими при зарождении, становлении и последующем развитии исследуемого жанра в национальной кабардинской прозе.

Вслед за некоторыми отечественными исследователями (в частности, Н.П.Утехиным) жанр понимается нами не только и не столько как форма изобразительно-выразительной или содержательной сторон литературных произведений, а как одна из форм бытования, существования рода литературы. В соответствии с этим принципы жанровой типологии извлекаются не только из особенностей содержания или формы художественных произведений, а из общего понятия о роде литературы с учетом факторов, определяющих сущность и назначение художественных жанров.

Особенности жанровой системы определяются не в последнюю очередь функциональным назначением литературы в тот или иной период ее развития: познавательным, воспитательным, идеологическим, развлекательным, эстетическим и т.д. В главе устанавливаются принципы дифференциации жанровой системы современного эпоса в связи с его целевой установкой на изображение «человека и общества», «человека и среды» как объективной реальности, художественное познание действительности в форме ее «внешней» реальности. Основным критерием различения жанров эпического рода признается способ осуществления этого познания.

В главе рассматриваются вопросы жанровой специфики рассказа, его количественных и качественных отличий от иных форм эпического повествования - романа, повести, очерка. Среди наиболее значимых аспектов, затрагиваемых в главе, - вопросы особенностей хронотопа, изображения героя и исследования его характера, сюжетно-композиционного построения, роли деталей, принципов психологизма и внутрижанровой классификации жанра (дифференциации на новеллу и рассказ). Рассматривая последний аспект исследуемой проблемы, мы приходим к выводу о целесообразности использования терминов «новелла» и «рассказ» применительно к кабардинской литературе в контексте теоретической интерпретации Э.А.Шубина и некоторых других исследователей - как разновидность одного малого повествовательного жанра рассказа, признавая новеллу подвидом рассказа.

Вторая глава «Особенности зарождения и становления жанра рассказа в кабардинской литературе (1920-50-е гг.)» посвящена проблемам зарождения и становления жанра рассказа в кабардинской литературе и выявлению факторов, способствовавших его ускоренному развитию. В главе рассматриваются вопросы обусловленности появления и специфики развития кабардинского рассказа различными литературными и культурными явлениями. В частности, рассматривается степень влияния на жанр рассказа творческого наследия адыгских просветителей и народных певцов-сказителей, а также русской классической и советской литературы и национального адыгского фольклора.

Обусловленность специфики кабардинского рассказа периода зарождения и становления вышеназванными факторами рассматривается на формальном и содержательном уровнях: выявляются традиционные темы, мотивы и сюжеты, «унаследованные» кабардинской прозой от устного народного поэтического творчества, а также творчества русских писателей, адыгских писателей-просветителей и народных певцов сказителей; прослеживаются параллели в поэтике - в сюжетно-композиционном, образном и художественно-изобразительном планах.

Отдельно рассматриваются периоды зарождения жанра кабардинского рассказа (1920-30-е гг.) и его становления (1940-50-е гг.). Анализируются произведения А.Пшинокова, З.Максидова, Али Шогенцукова, Х.Теунова, А.Шортанова, А.Кешокова, Х.Хавпачева, С.Кушхова и др.

Третья глава «Период расцвета жанра рассказа в кабардинской литературе (1960-90-е гг.)» посвящена анализу жанра рассказа в кабардинской литературе 1960-90-х гг. Большинство исследователей считают данный период эпохой расцвета национальных литератур Северного Кавказа, и кабардинской литературы в том числе. Соответственно, именно в эти годы практически все жанры письменной литературы развиваются наиболее активно, интенсивно, претерпевают качественные изменения уже сформировавшиеся жанры (очерк, рассказ, повесть), обретают художественную силу жанры вновь формирующиеся, становящиеся (роман, роман-эпопея).

В главе рассматриваются проблемы эволюционного развития жанра рассказа в обозначенный период, выявляются новые черты, элементы поэтики и проблематики, обозначившиеся в анализируемом жанре и обусловившие новый виток его развития в кабардинской литературе.

Среди аспектов, интересующих нас, наиболее важными являются психологизм, ставший характерной чертой большинства национальных рассказов начиная с 1960-х гг.; изменение проблематики произведений; усложнение сюжетно-композиционной составляющей кабардинского рассказа; дифференциация жанра рассказа на отдельные видовые формы и т.д. Особое внимание уделяется проблеме нового героя кабардинского рассказа 1960-90-х гг., его новому нравственному облику.

В главе проводится сопоставительный анализ военного рассказа периода 1940-50-х и 1960-70-х гг. Выявляются концептуальные различия формального, содержательного, эмоционального планов. Кроме того, анализу подвергается и кабардинский рассказ социально-бытового и лирико-психологического характера, получивший свое развитие в кабардинской литературе послевоенного периода. Для выявления наиболее характерных, основополагающих особенностей и элементов поэтики кабардинского рассказа 1960-90-х гг. мы обращаемся к творчеству А.Налоева, Б.Журтова, К.Эльгара, П.Мисакова, М.Кармокова и др.

В заключении подводятся итоги диссертационного исследования, формулируются основные выводы по нему, отражаются наиболее значимые результаты.

Библиография содержит список трудов, послуживших теоретической, методологической и художественной основой нашей диссертационной работы.

Принципы жанровой типологии (современная система эпических жанров)

Существует большое количество определений понятия «жанр». Вероятно, вслед за некоторыми исследователями следует признать, что жанр - это, прежде всего, не форма изобразительно-выразительной или содержательной сторон литературных произведений, а одна из форм бытования, существования рода литературы. «В периоды устойчивости и стабильности генерализирующих для общества мировоззренческих и этических положений, политической и государственной определенности существовали и достаточно устойчивые литературно-художественные системы, одним из каноничных явлений которых была категория жанра. В жанре реализуется, обретает «конструкцию» концепция мира и человека, т.е. воплощаются (буквально обретают плоть) определенные принципы метода» [76:32].

Действительно, жанр как модель воплощения концепции мира -явление достаточно стабильное, имеющее четкие границы и координаты. Жанр, в свою очередь, находит выражение, реальное воплощение в типах художественных произведений. Но индивидуальная жанровая форма произведения, в которой реализуется жанровая модель и которая и представительствует в стиле, находится в тесных отношениях с литературной действительностью и реагирует на многие моменты литературного процесса, как существенные, содержащие в себе тенденцию, так и случайные, обусловленные даже внелитературными факторами: социокультурной ситуацией, массовыми потребностями и т.д. «Каждая новая эпоха, каждый значительный период в истории литературы отмечен новым содержанием жанров, перераспределением их роли в литературном процессе, художественными завоеваниями одних, угасанием или просто отходом на второй план других» [76:33].

Таким образом, литература как целое внутренне дифференцируется на роды, роды - на жанры, жанры - на типы литературных произведений. Все названные понятия соотносятся друг с другом в соответствии с соотношением диалектических категорий: общее - отдельное, частное. «С помощью жанрово-родовой классификации литературных произведений мы выявляем их неповторимые, особенные и общие черты и свойства, характерные для них как для определенных типов, жанров и родов литературы. Для установления же их тождества и различия мы прибегаем к иной типологии художественных явлений - видовой. Видовое деление лежит уже в иной ее плоскости, является иным ее срезом. Оно проходит через все ее жанры и типы жанров, вычленяя при этом целый ряд их модификаций. Собственно говоря, вид литературного произведения это и есть модификация жанра или типа жанра» [113:152-153].

Жанр является одной из форм бытования литературного рода. Следовательно, принципы жанровой типологии необходимо извлекать из общего понятия о роде литературы с учетом факторов, определяющих сущность и назначение художественных жанров.

Гегель определил, что литература есть художественное познание действительности. Однако в разные периоды истории общества познание, исследование действительности в разной мере становится целью искусства. Совершенно очевидно, что познавательная функция литературы имела в общественном сознании не всегда превалирующее значение. В разное историческое время на первый план выступали и другие ее функции: воспитательная, идеологическая, развлекательная, эстетическая и т.п. - в зависимости от тех или иных запросов времени, потребностей общества. Так, например, дореалистическая литература была не столько средством познания, сколько средством утверждения определенных общественных, эстетических и этических идеалов (аристократических или демократических, религиозных или светских), образцом для подражания в тех или иных сферах государственной, общественной и бытовой жизни.

В XVIII веке постепенно начинает утверждаться познавательное значение литературы. Средством художественного познания жизни рассматривается литература романтиками. Однако здесь проявилась специфика романтического искусства: у его представителей речь идет о постижении не конкретно-исторической формы действительности, а ее духа. Даже для русского романтизма, наиболее проникнутого гражданскими идеями, «приземленного», погруженного в мир реальный, было несомненным, что искусство должно отображать лишь поэтические мгновения жизни, сильные страсти, исключительные, героические или демонические личности и т.д.

И только в начале XIX века познавательное значение литературы осознается как основное, что и определяет специфику и направленность самой литературы и литературной критики. С утверждением в начале XIX века познавательной функции как ведущей, доминирующей, изменился и сам предмет литературы, и принципы художественного обобщения (ведущей в ней стал принцип типизации, а не идеализации), возникла новая система эпических жанров, и эпос стал во главе всех родов литературы. Но новые задачи литературы не могли заменить и тем более отменить прежних. Наряду с доминирующей познавательной функцией, свое непреходящее значение продолжали сохранять и другие функции литературы: воспитательная, идеологическая, эстетическая и т.п. В соответствии с функциональным значением литературы и ее жанры наряду с доминирующим познавательным заключали в себе и воспитательный, развлекательный, идеологический смысл.

Таким образом, особенности структуры жанровой системы литературы определяются ее функцией, социальным предназначением. В свое время Аристотель в «Поэтике» дал представление о возможных принципах классификации жанров литературы. Согласно Аристотелю, возможны три принципа классификации жанров: по особенностям содержания, по особенностям формы и по способу подражания. Все три принципа, намеченные Аристотелем, в равной мере могут быть основными принципами классификации литературы в то или иное исторически конкретное время, в зависимости от целей и задач литературы.

Так, при доминировании идеологической, воспитательной функции искусства принципами его родового деления будут выступать различия в предмете и отчасти в средствах подражания (чему и в чем подражать). Жанры древнерусской литературы определялись той «практической целью», для которой предназначался жанр. Основой для выделения жанра «служил сам предмет, тема, которой было посвящено произведение, а также их повторяющиеся формальные особенности» [61:44]. Можно сказать, что родовым делением древнерусской литературы было деление ее на «государственные» и «церковные» формы.

В XVIII веке, когда в литературе классицизма жанровая регламентация вновь приобретает большое значение, также появляются попытки дать определение жанрам по принципу их проблемно-тематической классификации. В соответствии с содержанием произведения литература классицизма дифференцировалась, как известно, на «высокий», «средний» и «низкий» роды. Поскольку при классицизме постулировался принцип полного соответствия идеологической (этической) и эстетической сторон искусства, представители его различали жанры и по особенностям формы.

Тенденция к подобной, проблемно-тематической классификации жанров прослеживается вплоть до начала XIX века. Так как в романтизме все три основные функции литературы — познавательная, идеологическая и эстетическая, имели как бы теоретически равное значение, в нем устанавливались три рода жанровой системности. Но так как в практике романтизма познавательные возможности литературы все же раскрывались в меньшей степени, чем идеологические и эстетические, то, в основном, принципы жанрового (родового) деления ее выводились из особенностей содержания и формы художественных произведений.

Специфика жанра рассказа

Жанр рассказа имеет многовековую историю. Практически во всех наиболее развитых литературах мира он давно и прочно утвердил свои права. При этом на всем протяжении развития данного жанра он вызывал постоянный интерес писателей, критиков, литературоведов, высказывающих различные мнения относительно содержания, структуры, поэтики и проблематики данного жанра. Так, Гете считал, что предметом изображения в рассказе должно быть необыкновенное происшествие. Противоположное видение рассказа - у А.П.Чехова, считавшего, что

задача рассказчика - воспроизводить жизнь в ее обычном, повседневном течении. А.Толстой полагал обязательными признаками рассказа краткость и сюжетность и т.д.

Рассказ, как собственно и любой другой жанр, всегда несет на себе те или иные родовые признаки. Общепризнанное отличительное качество рассказа как прозаического жанра - малый объем. «В эпических жанрах имеет значение прежде всего противопоставление жанров по их объему. Сложившаяся литературоведческая традиция выделяет жанры большого (роман, эпопея) среднего (повесть) и малого (рассказ) объема, однако реально в типологии различение лишь двух позиций, так как повесть не является самостоятельным жанром, тяготея на практике либо к рассказу («Повести Белкина» Пушкина), либо к роману (его же «Капитанская дочка»). Но вот различение большого и малого объема представляется существенным, и прежде всего для анализа малого жанра - рассказа» [37:148]. По мнению большинства исследователей, «возможности рассказа определяются во многом размерами отведенной ему площадки; по объему воспроизведения и охвата жизни он не может соперничать с крупными эпическими формами» [150:201].

Итак, рассказ, в противоположность роману, принято относить к малым прозаическим жанрам. Малый объем как элемент формы естественно воздействует на специфику подачи содержания произведения, во многом определяя его внутреннюю структуру, будучи сам обусловлен особыми взаимосвязями этого жанра с действительностью. По мнению А.В.Огнева, «если рассказ отличается малым объемом, то это, видимо, объясняется тем, что он перерабатывает малое количество информационного материала; для него характерны малое событие, малый охват времени, пространства, малое количество действующих лиц» [78:4].

Традиционный «роман, как правило, населен многочисленными персонажами, из которых одни ближе автору, другие дальше. Точки зрения героев, их душевные и интеллектуальные миры взаимодействуют друг с другом, сталкиваются, спорят, подкрепляют или отрицают соответствующие жизненные позиции» [77:3-4]. Одна из основных задач автора романа - максимально овладеть логикой развертывания человеческих характеров, заглянуть в глубины человеческих отношений. Роман, с большой тонкостью и умением раскрывающий индивидуальные характеры, интересен прежде всего возможностью показать своих героев в развитии их собственных судеб и судеб истории.

Жанровая специфика рассказа определяет иные его особенности. Рассказ нередко застает своего героя в какой-то момент движения, он не располагает протяженностью романного времени. Общие исторические судьбы преломляются в личности героя, принадлежащего к определенной эпохе. Малый объем рассказа обуславливает необходимость ограничения жизненного материала, проблему выбора лиц, положений, деталей, краткость становится не только внешним, но и внутренним качеством жанра.

Количественные отличия между просторным романным миром и сжатым миром рассказа часто становятся решающими при определении их жанровой специфики: внешняя форма получает перевес над внутренними жанровыми качествами. Так, А.Чичерин утверждает, что «Теория литературы различает только два или три жанра повествовательной прозы. Новелла и роман. Или, в русской традиции, - рассказ, повесть, роман. Первое различие их - объемное. При этом рассказ строится на основе одного эпизода или совокупности нескольких эпизодов, повесть - на основе одного события из жизни героев, которое объединяет ряд эпизодов... В романе полнота изображения - совершенно другого рода. Это прежде всего история человеческой жизни. .. .Поэтому человеческий образ, в рассказе схваченный на лету, в повести раскрытый на основании одного периода жизни, в романе приобретает иной, более сложный вид, он претендует на исчерпывающую глубину» [127:3-4].

Согласно данной точки зрения существует определенная жанровая иерархия, в которой рассказ по своим познавательным, художественным и иным возможностям является жанром самым «низким», уступающим по своему потенциалу жанру повести и уж тем более жанру романа. Однако история мировой литературы знает имена Э.Хемингуэя, Ги де Мопассана, А.П.Чехова, И.А.Бунина и других величайших новеллистов, в чьем творчестве (именно в малой прозаической форме) произошел переворот в эстетике прозы, а методы исследования души и сознания человека достигли небывалой тонкости и глубины. Следовательно, количественный признак, хоть и является наиболее заметным и, бесспорно, важным, не может быть признан основополагающим при определении жанровой специфики рассказа и главным отличием рассказа от других эпических жанров литературы.

В каждом жанре воплощается отличное друг от друга жизненное содержание не только в количественном, но и в качественном отношении. В.Г.Белинский, определяя особенности повести (этим термином в XIX в. называли и рассказ), писал, что она заключает в свои рамки такие события и «случаи, которых, так сказать, не хватило бы на драму, не стало бы на роман, но которые глубоки, которые в одном мгновении сосредотачивают столько жизни, сколько не изжить ее и в века».

Факторы, способствовавшие ускоренному развитию кабардинской прозы

Становление и развитие жанровых форм в новописьменных литературах - процесс достаточно сложный. Как и в других национальных литературах, в кабардинской литературе становление жанра рассказа проходило вместе с развитием письменности, национальной печати, издательского дела. Свои первые шаги кабардинская проза делала на страницах газет, сыгравших значительную роль в развитии всей литературы.

Литература ранее бесписьменных народов страны за короткое время прошла сложный путь: происходило ускоренное развитие новописьменных литератур. Ускоренное развитие молодой литературы было следствием социального сдвига в жизни народа, культурной революции, результатом культурного развития предшествующего периода. Особую роль в становлении и развитии кабардинской литературы в целом и жанра рассказа в частности сыграли адыгские писатели-просветители.

Первым в ряду наиболее известных просветителей того времени является Шора Бекмурзович Ногмов, автор книги «История адыхейского народа. В.Гоффеншефер писал: «Книга Ногмова является не только первым трудом по истории Кабарды, но и интересным литературным памятником» [в кн.: 156:3]. Монография была написана «выразительным и строгим языком», тексты в ней органически переплетались с авторской речью. «В основе «Истории адыгейского народа» лежат многочисленные произведения различных жанров адыгского фольклора», - пишет А.Хакуашев [114:82]. В произведении чередуются песни, сказания, пословицы. Большую часть труда Ш.Б.Ногмова составляют тексты в прозе. Таким образом, труды Ш.Б.Ногмова стали значительным вкладом в развитие кабардинской прозы и истории одновременно.

Другой замечательный ученый-просветитель этого периода - Адиль-Гирей Кешев, печатавшийся под псевдонимом Каламбий. Будучи автором нескольких рассказов, стал одним из первых, кто разрабатывал этот жанр, создал художественно правдивые, реалистические произведения.

В 1861 году он опубликовал в «Русском вестнике» свое произведение «На холме» из «Записок черкеса» - своеобразное повествование о жизни черкесского крестьянства. В жанровом отношении данное произведение занимает промежуточное положение между очерком и рассказом. На небольшом повествовательном пространстве автор сумел нарисовать достаточно полную картину жизни сельчан, показать их тяжелое положение. Автор симпатизирует крестьянству, трудовому народу, чего не делал никто до него. Можно также говорить о первых робких попытках психологического изображения героев. Следуя традициям «натуральной школы», А.-Г.Кешев показывает психологию повседневной жизни крестьянства, создает яркие индивидуализированные образы жителей аула: Сольмана - умного, стремящегося к знаниям, к русским книгам; Ильяса - остроумного балагура. Писатель одним из первых создает и литературный образ женщины-горянки, обращается к теме положения женщины в адыгском обществе. Много внимания автор уделяет и сложным русско-кавказским отношениям на данном этапе истории.

В «Записки черкеса» входят рассказы «Два месяца в ауле» и «Чучело». В них также поднимается «женская» тема. Рассказы характеризуются четкой, цельной сюжетной линией. Повествованием о трагической судьбе своих героинь Залихи и Назики автор выражает протест против порабощения адыгской женщины, против права родителей распоряжаться судьбами своих детей, устраивая им браки по расчету. А.-Г. Кешев призывает признать право женщины-горянки на счастье, любовь, образование, реализует идею роста самосознания адыгской женщины. Автор создает новый женский тип в адыгской литературе: его героинями становятся не только представительницы княжеского рода, но и других сословий, они просты, женственны, готовы бороться за лучшую долю в жизни. Традиция изображения женских образов и специфика их восприятия и художественной интерпретации была продолжена письменной кабардинской литературой (образ Софият в «Весне Софият» А.Шогенцукова и т.д.)

Другая постоянная тема произведений А.-Г.Кешева взаимоотношения Кабарды и России. Свое отношение к России писатель выражает в рассказе «Ученик джиннов», где подчеркивает все возрастающий интерес адыгов к русской культуре. В то же время автор не идеализирует Россию, отмечает произвол русских помещиков и т.д.

Рассказы А.-Г. Кешева сыграли значительную роль в становлении жанра рассказа в кабардинской литературе. Его произведения были оригинальны, в их основу был положен национальный этнографический материал, что сделало их ценными памятниками национальной культуры, в которых полно и точно охарактеризован быт, нравы, обычаи адыгов.

Творчество А.-Г. Кешева соотносимо с русским реалистическим искусством того периода. Принципы реализма проявлялись в образной системе рассказов, в умении давать яркие речевые и портретные характеристики, в намеках на психологизм, а также в проблематике и стилистике произведений. Характеризуя творчество А.-Г. Кешева, Р.Хашхожева пишет: «Творчество Кешева, отмеченное глубоким социальным содержанием, прогрессивным звучанием, высоким художественным мастерством, знаменовало качественно новый этап в развитии адыгской литературы второй половины XIX века» [120:61].

Существенный вклад в развитие адыгского просветительского движения внес Султан Казы-Гирей. Наиболее известное его произведение - очерк «Долина Ажитугай», напечатанный в Пушкинском журнале «Современник» и получивший высокую оценку. А.С.Пушкин по этому поводу писал: «Вот явление неожиданное в нашей литературе! Сын полудикого Кавказа становится в ряды наших писателей; черкес изъясняется на русском языке свободно, сильно и живописно. Мы ни одного слова не хотели бы переменить в предлагаемом отрывке» [цит. по: 80:79]. Произведение написано в духе русского романтизма, в стиле путевого очерка, и отражает глубокие раздумья писателя о судьбе родного края, о судьбах своих соотечественников, о прошлом и будущем Кавказа.

В данном произведении автор выступил как писатель-новатор. Новаторство проявляется, прежде всего, в жанровой специфике «Долины Ажитугай». Жанр путевого очерка предполагает преимущественное изображение чужих стран и народов, их жизни, быта, обычаев и т.п. С.Казы-Гирей, в противоположность этому, описывает родной, хорошо знакомый край, высказывает свои мысли и чувства, что придает очерку глубоко интимный, личный, субъективный характер, приближая его к жанру лирического очерка или лирического рассказа. Это ощущение усиливается использованием художественных поэтических средств: образных сравнений, метафор, стилевых средств и др.

С.Казы-Гирей создавал произведения и в жанре рассказа. В основе рассказа «Персидский анекдот» лежит восточное предание. Автор в своем произведении осуждает всесилие власти, порождающее в человеке различные пороки, противопоставляет здесь бездарному, лишенному человеческого достоинства окружению шаха Такмаза дворцового шута Дальхина, в традициях романтизма наделенного прекрасными человеческими качествами и интеллектом: он мужествен, остроумен, смел, правдолюбив и т.п. Возвышая Дальхина над другими героями, писатель подчеркивает преимущество нравственного начала перед физической силой.

Особенности поэтики и проблематики рассказа 1960-90-х гг

Одной из наиболее существенных типологических черт литературного процесса данного периода явился резкий, но вполне закономерный скачок в развитии национальных литератур. Они разрабатывали реалистический метод отображения действительности, стремились ответить на самые острые вопросы времени. Наиболее характерными чертами национальных литератур данного периода стал историзм (потребность исторически осмыслить пройденный страной путь, художественно осознать место и роль своего народа); усиление и углубление пафоса социального исследования; стремление к всестороннему постижению народной жизни во всей ее сложности, народного характера, духовно-поэтического наследия народа.

Особое внимание уделялось личности, ее новому нравственному облику, ее взаимоотношениям с новым обществом на разных исторических этапах. В этот период особенно остро поднималась проблема положительного героя, современного человека. Много внимания уделялось богатым национальным традициям. Объектом литературы стал народ - созидатель и хранитель духовных ценностей.

Углубившееся аналитическое исследование нравственно-социальных проблем действительности дает основание говорить о литературе этого периода как о литературе «анализа». Обращение художников к исследованию действительности в нравственно-социальном и нравственно-философском аспектах открывает перед ними возможности многостороннего, объемного ее воссоздания. Это проявляется уже на тематическом уровне - многие произведения 1960-90-х гг. не всегда можно однозначно отнести к той или иной «специальной» тематической рубрике. Для прозы этого периода «стало характерным совмещение, своего рода интерференция идейно-эмоциональных силовых полей, разных эстетических аспектов в одном произведении» [113:182], в которых могут сочетаться пафос исследования и дидактичность, сентиментальность и героика, философичность и бытописание.

Трансформируются и принципы психологического исследования характеров. Во многих произведениях 1960-90-х гг. содержание характеров героев раскрывается в единстве его нравственной, идеологической и эмоциональной сторон.

Писатели помимо доминирующей для предшествующего периода традиции авторской характеристики персонажей широко применяют как принципы самохарактеристики персонажей, так и приемы «раскрытия характера героя в момент его духовного перелома, в той или иной острой ситуации (что позволяет в небольшом по объему произведении обрисовать его с такой же глубиной, как и при обстоятельном описании в каком-нибудь обширном романе)» [113:183]. Произведения характеризуются объективированной манерой повествования. Использовались приемы характеристики персонажей через посредство диалога и суждений героев друг о друге и о самих себе, а также смещение различных временных и пространственных планов, повышение роли художественной детали. Все это способствовало концентрированности повествования.

Изменился и характер художественного обобщения. Наряду с типизирующим большое развитие получил в ней и иной вид художественного обобщения, при котором лица и события выступают в произведении уже не как отражение типического, общего, родового для тех или иных характеров и событий изображаемой художником жизни, а как проявление ее общего состояния.

Использование этого принципа художественного обобщения приводит к изменениям в поэтике, в художественной структуре произведений. Часто логика развития характера и сюжета утрачивают свое исключительное значение как средство раскрытия идеи произведения, авторской концепции. В произведениях обнаруживается как бы некая сверхзадача, господствующая над изображаемыми событиями. Событийный, видимый конфликт в них уже не столько раскрывает конфликт «внутренний», сколько указывает на него, что порождает особую символичность рассказа. «Утрачивая свое значение как главное средство выразительности, как средство раскрытия сути произведения, его замысла (не являясь более «законом» по отношению к ряду типологически родственных явлений), все частное, «отдельное», изображенное в произведении, одновременно приобретало черты чего-то более всеобщего, выходящего за рамки типического, и утрачивало свою условность, выступало в своей неповторимо индивидуальной форме» [113:187].

Расширение познавательных возможностей прозы вызвало заметные изменения в ее жанровой системе. Для литератур второй половины XX века характерно движение жанров, изменения в жанровой системе. Жанр, который считался центральной и стабильной теоретико-литературной категорией, перестал быть статичным явлением.

В результате процесса взаимодействия жанров, особенно интенсивного в 1980-90-е гг., в связи с поисками художниками новых и более совершенных средств воссоздания действительности, в литературной практике на стыке привычных жанров возникают новые жанровые формы.

Центр тяжести в целом передвинулся в сторону романа, часто тяготеющего к эпопее. Повесть «романизируется», появляется жанр, синтезирующая свойства повести и романа («Живи и помни» В.Распутина), В этот же период возникает и новое жанровое образование — повесть-рассказ («Деньги для Марии» В.Распутина, «А зори здесь тихие...» Б.Васильева).

Похожие диссертации на Эволюция жанра рассказа в кабардинской литературе