Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана Ахмедова Разият Абдуллаевна

Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана
<
Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Ахмедова Разият Абдуллаевна. Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана : Дис. ... д-ра филол. наук : 10.01.02 Махачкала, 2004 410 с. РГБ ОД, 71:06-10/66

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Развитие национально-художественного мышления и мировоззренческие функции дагестанской литературы 34

Глава II. Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе 148

Глава III. Единство ответственности в поэзии переломного времени, (конец XX и начало XXI века) 272

Заключение 374

Литература 383

Введение к работе

Актуальность исследования. Обращая внимание на различные методологические позиции («конкретно-историческую», «структуралистическую», «культурно-историческую») в современном литературоведении, Г. Н. Поспелов выводит три аксиомы науки о литературе: первая - касается того, что художественные произведения - «это форма воздействия на общественное сознание»; вторая - говорит о «двух уровнях» мышления общества (мышление в «обобщенных представлениях», осуществляемое с помощью словесных понятий закрепленных в лексике национальных языков, и мышление в «отвлеченных понятиях»), то есть «теоретический уровень мышления»; третья - заключается в том, что в литературе каждого народа непрерывно появляются новые произведения, отличающиеся от предшествующих существенными свойствами. Вследствие этого ученый приходит к выводу о том, что литературоведение - «это наука об одной из разновидностей общественного сознания».1

Литература каждого народа, имея свое историческое развитие, может внести свой вклад в процесс духовной интеграции народа (или, другими словами, его духовного единства).

И если другие разновидности общественного сознания развиваются на основе «теоретического

1 Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики. - М.: Изд-во Моск. ун- та,1983.- С.6.

мышления», то художественная литература развивается на основе «предметного мышления», как далее развивает мысль Г. Н. Поспелов. Поэтому вполне оправдана точка зрения ученого, что литературоведение - «общественно-историческая наука», и что «в поисках внутреннего стимула художественного творчества надо исходить из двух первых аксиом литературоведения, искать стимул в общественном сознании людей эпохи»2, на что мы делаем основной упор в своем диссертационном исследовании.

Кроме того, закономерности национального литературного развития состоят в том, что «идейно-эмоциональная направленность» литературных произведений порождается «осмыслением тенденций и перспектив» национальной жизни, которые находятся друг с другом в противоречии, и что сами эти тенденции определяются на каждой стадии жизни общества «существующим соотношением всех социально-экономических сил»3.

Для уяснения закономерностей развития любой национальной литературы необходимо выходить за ее пределы, изучать национально-историческое своеобразие, идейно-эмоциональную направленность предметного мышления разных национальных писателей, разных литературных течений и широкое проявление ценностного сознания в национальной литературе определенной эпохи и при этом выяснять обстоятельства национальной жизни, породившие своеобразие той или иной национальной литературы.

2 Там же. - С.7.

3 Там же. - С.9.

Творчество дагестанских писателей, рассматриваемое нами в конкретное историческое время в тесной связи с факторами социально-экономического и политического развития, повлияло не только на социальный и духовный прогресс народов Дагестана, но и на их духовную интеграцию или другими словами духовного единство. Под понятием духовное мы имеем в виду не только духовную, или религиозную литературу, которая, несомненно, сыграла важную роль в единении дагестанских народов, но и духовность в более широком значении.

Мы употребляем термин «интеграция» по отношению к литературе, так как этот вид интеграции наиболее долгосрочный, ибо литература как составная часть культуры имеет отношение к духовно-нравственному потенциалу общества, а духовное пространство не имеет пределов.

Это объясняется тем, что культура и, в частности, литература может одинаково служить всем людям на Земле, так как она несет в себе основные нравственно-эстетические идеалы, нормы, установки, критерии, законы и является одним из лучших проводников идей в общественное сознание. Кроме того, она глубже внедряется в смежные сферы духовной деятельности человека и прежде всего морального и философского сознания.

Литература Дагестана на каждом новом повороте истории наполнялась новым содержанием и смыслом, объединялась в духовно-нравственную систему, а все более активное обращение дагестанской литературы к общечеловеческим ценностям внесло свою неоценимую

лепту в духовное единение народов разных национальностей.

Необходимо отметить, что роль любой литературы в духовном сближении народов определяется ее эстетическими, социальными и познавательными функциями. Но интеграционные функции литературы выступают в «переплетении» со всеми другими ее свойствами и поэтому создают некоторые трудности для установления того, в чем же проявляется ее духовно объединяющая людей роль.

Поэтому нам потребуется такой подход к изучению современной дагестанской литературы, при которой эта роль станет определяющей. Собственно таким аспектом выступает исследование ценностной стороны литературных произведений, условий возникновения и развития ценностного сознания в литературе.

Ценности являются результатом материального и духовного освоения человеком мира, и наиболее наглядно это проявляется в культуре, в которой выражается заинтересованное отношение человека к миру. Именно эта заинтересованность и определяет природу ценностного сознания.

Ценности в литературе - это уже художественно реализованные человеческие цели, приобретенный запас знаний и представлений, осмысленных и проверенных людским опытом и, как следствие, результат духовного освоения человеком мира, превращения им должного в сущее, идеального в реальное.

В каждой национальной литературе это, несомненно, свои цели, знания, нравственные установки, собственные ценности. Но, «в силу присущих им не только субъ-

7 ективных, но и объективных моментов содержания, не только локальных, обусловленных местом и временем, но и общечеловеческих родовых признаков»,4 они могут взаимодействовать друг с другом, «взаимоотражаться» и «взаимовлиять» друг на друга. Как раз в этом процессе взаимодействия раскрывается их подлинное содержание, общечеловеческое значение и духовная ценность.

Именно это мы и намерены проследить во многих произведениях современной дагестанской литературы, особенно в тех произведениях, в которых интеллектуальное и моральное прозрение героев, возвышает их над уровнем типичного сознания, духовно объединяет с людьми разных национальностей. И это относится к первостепенным устоям народной жизни, смыслу существования человека на Земле.

Итак, мы намерены показать в нашей диссертационной работе, что интеграционные функции дагестанской литературы в сфере ценностного сознания имеют достаточно обширный спектр проявления. Поэтому изучение ценностного сознания в дагестанской литературе, как одного из условий осуществления интеграционных функций, дает возможность выделить особенности развития духовной интеграции:

Одна из особенностей, характеризуется сближением через взаимосвязи, взаимовлияние национальных литератур Дагестана, в результате чего раскрывается их

Гаранин Л.Я. Поиск духовного единства: Характер ценностных ориентации в современной советской литературе.- Минск: Наука І тзхні ка, 1990,- С.16.

глубокий гуманистический смысл, собственно национальное и всечеловеческое значение.

Другая особенность характеризуется общими свойствами литературы, как одной из форм человеческого познания, когда идет процесс расширения, развития духовно-ценностного потенциала национальной литературы, что и является основой сближения людей и общего духовного прогресса народов.

Третья особенность характеризуется тем, что в своем познании мира и человека литература народов Дагестана в конце XX - начале XXI века способна так глубоко проникать в сферу народной жизни, национального характера, национального самосознания, что может подниматься до таких уровней, которые свидетельствуют о неизменной способности дагестанских народов доходить до понимания всеобщей близости и родства всего живого на Земле, близости и родства всех народов, тем самым, углубляя интернациональное сознание.

Это даст нам возможность говорить о том, что возрастание интеграционной роли дагестанской литературы идет как за счет развития самих национальных литератур Дагестана, обогащения их духовно-ценностного потенциала, так и за счет расширения, углубления ее связей с жизнью, с формированием в конце XX - начале XXI века новых социально-экономических отношений, которые очень сильно и не всегда благотворно влияют на развитие литературы, более глубокого внедрения в смежные сферы духовной человеческой деятельности.

По этой причине исследование особенностей развития духовной интеграции в дагестанской литературе является

одной из актуальных задач дагестанской литературоведческой науки начала XXI века, когда глобальные политические, социальные и экономические перемены в многонациональном государстве привели к распаду СССР, разрастанию межнациональных конфликтов, региональных войн, возникновению терроризма.

Это явилось следствием девальвации накопленных многовековым опытом человечества духовных ценностей -ценностей, сформированных в XIX веке и, как справедливо заметил Д. С. Лихачев, влиявших на формирование духовно-нравственного сознания людей всего XX века. И именно поэтому он призывал вновь «обратиться к русскому культурному наследию», утверждая, что «восприятие этого наследия пробуждает в человеке национальную гордость и благотворно влияет на его нравственное чувство».5

Ведь «культура, создаваемая путем отрицания всего предшествующего, - это вообще не культура», как справедливо замечено Г. Г. Гамзатовым в книге «Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти».

Отмечая то, что для нашего времени обращение к классическому наследию - «процесс закономерный и естественный», Г. Г. Гамзатов далее утверждает, что трудно «...представить себе более назревшую, более насущную и жизненную проблему современного дагестанского литературоведения, чем широкое обращение к так называемому ценностному подходу, которому в

5 Буланин Ф.Д. Дмитрий Сергеевич Лихачев и русская культура конца двадцатого века // Русская литература. - Санкт-Петербург: Наука, 1997. № 1.-С.4.

последнее время отведено одно из узловых мест в дальнейшем методологическом совершенствовании литературной науки».б

Таким образом, появление настоящей работы обусловлено потребностью в обращении к духовно-нравственным ценностям в дагестанской многонациональной литературе, значение которой определяется не только ее познавательными, эстетическими и социальными функциями, но и ее неоспоримой ролью в процессе духовной интеграции народов Дагестана.

Источники исследования. В орбиту данного исследования входит духовно-нравственный и национально-художественный опыт дагестанской литературы, сыгравший важную роль в развитии духовной интеграции народа.

Основным объектом исследования являются

произведения дагестанских писателей Р. Гамзатова, К. Абукова, А. Абу-Бакара, А. Аджаматова, Ф. Алиевой, М.-Р. Расулова, X. Хаметовой, И. Казиева, А. Джачаева, Д. Керимовой и др., отражающие духовно-нравственное и временное пространство последних трех десятилетий XX и начала XXI века.

Степень изученности проблемы. Изучению духовно-нравственных ценностей в литературе посвящены труды многих ученых литературоведов: М.М. Бахтина, Е. Г.

Гамзатов Г. Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. - М.: Наследие, 1986.- С.299.

Гуренко,О. Г. Дробницкого, Л. Н. Столовича, Н. 3. Чавчавадзе, Л. Я. Гаранина, В. В. Кускова и др.7

В освещении теоретических проблем мы опираемся на труды Аристотеля, Гегеля, Н. Г. Чернышевского, В. Г. Белинского, Г. В. Плеханова, Л. И. Тимофеева, М. Б. Храпченко, А. К. Цейтлина, В. М. Жирмунского, Д. Д. Благого, Г. И Ломидзе, Ю. Н. Тынянова, А. Н. Соколова, А. Н. Веселовского, Г. Н. Поспелова, Д. С. Лихачева, П. А. Николаева, Л. В. Чернец, В. Д. Сквозникова, П. Г. Выходцева, И. Г. Неупокоевой, Я. Е. Эльсберга, J.Kleiiner, P.Henadi, R.Wellek и др.

Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики,- М.,1975;Бахтин
М.М. Эстетика словесного искусства.-М.,1979; Буров А. И.
Эстетическая сущность искусства.- М.,1956; Философские и
ценностные формы сознания. М, 1978; Гуренко Е. Г. Проблемы
художественной интерпретации: Философский анализ.

Новосибирск, 1975; Белая Г. А. Философско-этическая проблематика современной прозы // Гуманистический пафос советской литературы. М., 1982; Дробницкий О. Г. Мир оживших предметов: Проблема ценности в марксистской философии.-М., 1967; Столович Л. Н. Природа эстетической ценности. М., 1972; Чавчавадзе Н. 3. Культура и ценности. - Тбилиси, 1984; Гаранин Л. Я. Поиск духовного единства: Характер ценностных ориентации в современной советской литературе.- Минск: Наука І тзхніка, 1990; . Wellek R. Concepts of Criticism. New Haven,- London, 1963; Kleiner J. The role of the Time in Literery genres - Zagadnienia rodrajow literacklich, T.2.z. 1(2). Lodz, 1959; Аксаков К.С. Эстетика и литературная критика.- М. : Искусство, 1995; Толгуров З.Х. В контексте духовной общности. (Проблемы развития литератур народов Северного Кавказа).- Нальчик: Эльбрус, 1991 и др.

В постановке проблем, обращенных к современному литературному процессу Дагестана, методологическим ориентиром послужили работы Г. Г. Гамзатова, К. Д. Султанова, К. К. Султанова, К. И. Абукова, Р. Ф. Юсуфова, А. М. Аджиева, С. М. Хайбуллаева, А.-К. Ю. Абдуллатипова, Ч. С. Юсуповой,

А. М. Вагидова,3. Н. Акавова, Э. Ю. Кассиева, С. X. Акбиева, С. X. Ахмедова, Ш. А. Мазанаева, Г. Г. Гашарова, К. X. Акимова, Р. М. Кельбеханова,

Ф. О. Абакаровой, Г. Б. Мусахановой, 3. 3. Гаджиевои, 3. А. Казбековой и др.

Кроме того, в данной диссертационной работе сделан акцент на ряд современных исследований: Г. И. Ломидзе, Р. Ф. Юсуфова, К. К. Султанова, Н. М. Федь, Н. С. Надьярных, С. У. Алиевой и др., посвященных переосмыслению многонациональной литературы России.

Гегель в своей «Эстетике» отмечал, что искусство -особая область духовной деятельности человеческого общества, а жанры искусства - художественное отражение определенного периода развития общества. Он писал, что «...духовная ценность, которой обладает индивидуальный характер,... выделяется в художественном произведении чаще и прозрачнее, чем это возможно в обыденной... действительности».8

Как уже отмечалось выше, ценности, являясь результатом духовного и материального освоения человеком мира, определяют его творческое отношение к происходящему вокруг, что наглядно проявляется в

Гегель Г.В.Ф. Эстетика Т.1.- М.-Л., 1930.- С. 78.

культуре, которая, как отмечает И.З. Чавчавадзе, есть «не что иное, как мир воплощенных ценностей»9.

Как известно, «воплощенные» ценности обладают облагораживающей человека силой, которая поднимает его над субъективностью, вводит его в сферу общих понятий и объективных закономерностей. Можно сказать, что литература как вид искусства обладает «самоценностью».

В литературе наиболее наглядно выражается заинтересованное отношение человека к миру, что и определяет природу ценностного сознания, которое означает не выявление естественного свойства предмета, а суждение о нем с точки зрения «соответствия должному» (точка зрения В. Г. Белинского).

Исследователь Л. Я. Гаранин, развивая взгляды В. Г. Белинского, указывает, что «одна из определяющих в культуре и литературе категорий - это «категория долженствования», так как она берет на себя функцию выражения «заинтересованного» отношения человека к миру, внесения в него порядка и созидания».10

Так, ценности в литературе - это уже художественно претворенные в жизнь человеческие цели, накопленные знания и представления, нравственные законы, осмысленные многовековым опытом людей.

Однако литература как вид искусства не только способна проникать в разные сферы человеческого духа, расширять представления о мире, но и служит средством

9 Чавчавадзе Н.З. Культура и ценности. - Тбилиси, 1984.- С.36.

10 Гаранин Л.Я. Поиск духовного единства: Характер ценностных
ориентации в современной советской литературе. - Минск: Наука
І тзхніка, 1990.- С.17.

14 преобразования мира и утверждения основных нравственных законов каждой новой эпохи.

При этом, имея связи с другими формами общественного сознания: философией, наукой, моралью, политикой, правом и т.д. - литература выполняет «интеллектуально-коммуникативные» и духовно-нравственные функции.

Она часто играет роль проводника новых социальных, политических и философских идей, морали, научных взглядов и нравственных установок в обществе. Чаще всего социальные и эстетические функции литературы как вида искусства взаимосвязаны и выступают в неразрывном единстве.

Изучение этих связей играет важную роль для выявления духовного родства между различными народами, в данном случае Дагестана, общности путей и средств их духовного и культурного развития.

Опыт всемирной литературы показывает, что такие связи проявляются в заимствовании, подражании, использовании тех или иных принципов художественного постижения мира, в опоре на прогрессивные идеи и взгляды, передовое мировоззрение, то есть в формах влияющих на прогресс человеческого общества, на деятельное развитие его духовной сферы.

В связи с этим «проблема единства в различных видах произведений может быть почти полностью объяснена с точки зрения временных различий и тесно

15 связанных с ними различных психологических отношений».п

В теоретическом и в конкретно-историческом плане проблема духовной интеграции народов шире и сложнее вопроса о культурных влияниях. На первом месте все же не ее коммуникативная и функциональная роль, а гуманистическое значение культуры, потому что в таком случае надо говорить о том, что «концепция эволюции» постепенно «вытесняется концепцией литературной ценности».12

В каждую историческую эпоху люди воспринимают и оценивают культурные достижения прошлого и современности в зависимости от их традиций, обычаев, знаний и степени духовного развития. Это и есть «субъективные ценности», по-своему осмысленные и оцененные результаты человеческой деятельности, общественных связей, сфера осознанного отношения человека к миру.13

Отражение человеческих отношений на ранней стадии их развития с современной точки зрения заключает в себе непреходящие духовные ценности, систему ценностей, в которых смысл жизни человека определяется не его разумом, способностями и волей, а его местом в древнем обществе.

11 Kleiner J. The role of the Time in Literery genres -
Zagadnienia rodrajow literacklich, T.2.Z. 1(2). Lodz, 1959.-
S.9.

12 Wellek R. Concepts of Criticism. New Haven .- London, 1963.
P.37. Цит. по кн.: Чернец Л.В. Литературные жанры (проблемы
типологии и поэтика) -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.- С.39.

13 Философский энциклопедический словарь.- М., 1983.- С. 765.

Поэтому они не потеряли своего предметного значения ценностей и исторического опыта, но, переработанные «бессознательно-художественно» народной фантазией, они потеряли значение «субъективных ценностей» и остались в пределах своего исторического времени, не оказав особого влияния на эволюцию человеческого общества, на самосознание человека и развитие межчеловеческих связей. При этом они не потеряли духовной значимости.

Творчество писателей, рассматриваемое в конкретное историческое время в тесной связи с факторами социально-экономического и политического развития, раскрывает их роль в социальном и духовном прогрессе и духовной интеграции.

Можно сказать, что в родовой, общечеловеческой сущности искусства проявляется неразрывное единство его конкретных социально-политических функций и художественных, интеллектуальных, нравственных директив, общность интернациональной сущности и национального своеобразия.

Родовая человеческая сущность искусства, в данном случае литературы, является естественным отражением всевозможных жизненных проявлений: социально-экономических, политических, национальных связей и отношений. Она выражает общегуманистические устремления, идеальные цели и намерения, достижения нравственного сознания, эстетики и интеллекта, которые играют важную роль в духовной интеграции народа.

На то, что «сферы "этнического" и "национального" внутренне интегрированы, взаимообусловлены», обращает внимание исследователь К. К. Султанов, который пишет,

что не всегда осознается факт их абсолютного несовпадения «в своих содержательных объемах» и невозможность взаимозаменяемости.

Поэтому нельзя не согласиться с тем, что К. К. Султанов методологически важным считает дифференциацию и уточнение «границы понятий в рамках системно-целостного подхода к проблеме художественного воплощения национального своеобразия».14

Интеграционный процесс в литературе второй

половины XX века, социальные причины этого явления прослежены в трудах российских литературоведов и, в частности, в исследовании Г. А. Белой, которая отмечает, что в конце XX века «...изменился характер общественной жизни - она все более приобретает размах, втягивающий в тревоги мира как отдельного человека, так и все человечество, - постольку возросла потребность в эпохальном анализе действительности».15

В дагестанской литературе этот процесс наблюдался в последние тридцать лет в творчестве Р. Гамзатова, А. Абу-Бакара, М.-С. Яхьяева, К. Абукова, М.-Р. Расулова, И. Казиева, М. Атабаева, А. Джачаева, Ф. Алиевой, X. Хаметовой, К. Мазаева, Д. Керимовой, А. Агаева, Я. Яралиева и др.

Султанов К.К. Лабиринт сцеплений. Этническое - национальное художественное // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск 2. - М.: Наследие, 1996. - С. 150.

15 Белая Г. А. Философско-этическая проблематика современной прозы // Гуманистический пафос советской литературы. - М., 1982.- С. 37- 38 (Советская литература и мировой литературный процесс).

В это время пересматривались наши оценки послевоенной дагестанской литературы, и литературоведам-дагестанцам «следовало уяснить, отчего в литературе того времени под видом духовного обогащения горца шло подавление индивидуальности и насаждение коллективизма».16

Однако нельзя забывать и о том, что коллективизм -явление не новое для Дагестана, народы которого были всегда объединены целыми селами в коллективы, производящие те или иные предметы материальной культуры и удовлетворяющие этим не только материальные, но и эстетические потребности.

Особенность развития дагестанской художественной культуры и литературы не только в ее многоязычии, но и в многократном прерывании ее естественного хода развития различными завоевательными походами, сменой разных вероисповеданий (христианского, мусульманского и т.д.) и культурами завоевателей (арабской, турецкой, татарской, персидской, русской), а также взаимодействием и взаимовлиянием культур и литератур Кавказа, России и Европы, т.е. все интеллектуальное мировое богатство, накопленное веками, значительно повлияло на развитие дагестанского мировоззрения и дагестанской литературы.

Мы не будем сегодня оспаривать то, что после победы Великой Октябрьской социалистической революции в начале XX века все народы нашей страны, в том числе и дагестанцы, получили огромные возможности

16 Вагидов A.M. Поиск продолжается.- Махачкала: Даг.кн. из-во, 2000.-С.30.

политического, социального, экономического и духовного развития, и то, что в послереволюционные годы ленинская национальная политика привела к возникновению национально-территориальных образований, добровольно объединившихся в 1922 году в единое федеративное государство - Советский Союз.

Так, для таких литератур, как дагестанская, наступил качественно новый этап развития общих тенденций: «если в течение многих веков социально-экономическими и этнокультурными условиями определялась ориентация народов Северокавказского региона на различные эстетические системы, восходящие преимущественно к процессам тюркской, арабской культурным общностям, то с вхождением в состав централизованного Русского государства (процесс этот завершился в XIX в.) в духовной жизни Кавказа, как и других инонациональных зон страны, наступил качественно новый рубеж, за которым последовало усиление общих тенденций, умножение точек соприкосновения, пересечения, сближения, постепенное преодоление взаимной изолированности».17

Утверждение новых форм социальных и национальных отношений после свержения эксплуататорских классов дало сильный толчок интенсивному развитию экономики и культуры всех народов огромного государства. То есть речь идет о «многослойной литературной .реальности», которая «требует сбалансированной системы понятий, чуткой к логике взаимопереходов. Эвристическая функция

Гамзатов Г.Г. Национальная художественная культура в калейдоскопе памяти. - М.: Наследие, 1986.-С.3-4.

применяемых дефиниций должна проявлять себя не столько в том, чтобы акцентировать несовпадение миров, сколько

1 о

в выявлении интегративных моментов».

В результате этого дагестанцы, как и многие другие народы, воспитали свою новую национальную, художественную и научную интеллигенцию, сформировали культурные центры, установили прочные связи с самобытной национальной культурой других народов.

При этом надо учесть то, что, превращая таких национальных поэтов, как С. Стальский, Г. Цадаса и др., как отмечает К. К. Султанов, в «сознательных основоположников дагестанской советской литературы», был проигнорирован внутренний драматизм их творчества.

Все достижения национальной политики сталинского руководства отразились на судьбах литератур многих народов. Массовые репрессии по отношению к различным нациям и народностям нашей страны, выселение с родной земли в годы Великой Отечественной войны целых народов привели к подрыву доверия между народами России и обострению межнациональных конфликтов.

Форсированное сближение наций в 60-е годы, приведшее к умалению национального многообразия, особенностей духовной жизни разных народов, стало еще одной ошибкой национальной политики партийного и советского руководства, когда, с одной стороны, приветствовался рост национального самосознания, интерес к истории и культурным ценностям своих

18 Султанов К. К. Самосознание национальной литературы. Ценностные аспекты// История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск 1. По материалам научной конференции. - М.: Наследие, 1995. - С. 7.

народов, а с другой - директивно и теоретически утверждалась окончательная решённость национального вопроса.

При этом проблема национального развития, самобытности национальных литератур рассматривалась в основном в связи с задачами интернационального воспитания советских людей.

Следовательно, понятие интернациональное выступало продолжением национального, в чем многонациональная советская литература накопила богатый опыт.

Но задача эволюции интеграционного сознания значительно шире экономического, социального и культурного развития и охватывает различные сферы жизни людей, условия их исторического и культурного развития, народные обычаи и традиции, менталитет и особенности языка, то есть все то, что затрагивает проблемы, имеющие непосредственное отношение к интеграции интеллектуальных, моральных и эстетических ценностей.

Знакомство с историей, культурой и литературой другого народа является необходимым условием взаимопонимания между людьми разных национальностей.

Особенно наглядно это проявляется у народов Дагестана, которые связаны общей многовековой исторической судьбой.

При этом большое значение имеет отражение в литературе путей исторического развития разных народов, их настоящее и будущее, когда духовные ценности одного народа, одной национальной литературы становятся достоянием другого народа, другой национальной литературы.

Отражение всего того, что связано с ценностным потенциалом каждого народа, каждой национальной литературы есть не что иное, как художественное обретение интеллектуальной, нравственной, эстетической сокровищницы ценностей национальной культуры и литературы. Все это и лежит в основе сближения и взаимообогащения различных литератур и народов, в данном случае народов Дагестана.

Каждая национальная культура и литература, ориентируясь на свои нравственные законы, знания, установки, свои ценностные идеалы и будучи обусловленной местом, временем и общечеловеческим духовным опытом, способны взаимодействовать и взаимовлиять друг на друга. И открытое эстетическое и интеллектуальное пространство нации всегда интересно для всего человечества. Эта открытость помогает нации лучше видеть «чужое».

Г. И Ломидзе, анализируя точку зрения европейских ученых (в частности, ученого Цюрихского университета Макс Верли (Макс Верли «Общее литературоведение».-Брно,1951) и швейцарского ученого Эрнста Роберта Курциуса (Эрнст Роберта Курциус «Европейская литература и латинское средневековье».- Берн, 194 8.) приходит к критическому выводу, что «некоторым современным теоретикам кажется, что при интеграции производственных, социальных, человеческих взаимоотношений различных стран мира национальное

23 должно исчезнуть или стать лишь одним из второстепенных звеньев общеевропейской, общемировой культуры»19.

Противопоставить этому суждению западных теоретиков литературы можно развитие современного дагестанского общества и дагестанской литературы, которая до начала XXI века играла важную роль в процессе духовной интеграции народов Дагестана.

При этом уместно говорить о национальной идее и национальной культуре, «взаимодополняемость которых, «их сближение-отталкивание» создают в нынешней ситуации главный «ценностно-смысловой спектр», который наполняет литературу новым смыслом, дает толчок развитию новых тем, образов, концепций, и не даст (в том числе и дагестанской) литературе «исчезнуть» или «стать второстепенным звеном» общемировой культуры.

В процессе такого взаимодействия раскрывается подлинное содержание, гуманистическое значение литературы, что определяет уровень значимости провозглашаемых ею общечеловеческих духовных ценностей.

Это можно проследить на примере многих произведений как мировой, русской, так и дагестанской литературы, когда процесс художественного творчества, создания духовных ценностей и процесс восприятия искусства и литературы ведут к пробуждению духовных сил человека, к активизации генетического, интеллектуального, морально-нравственного и художественного потенциала Дагестана. Именно это

Ломидзе Г. И. В спорах и размышлениях // Способность к диалогу Часть первая.- М: Наследие, 1993,- С.31.

24 проявляется в дагестанской культуре и литературе как средство духовного сближения народов.

Зависит это не только от интеллектуальности дагестанского читателя, но и от характера и своеобразия того или иного произведения дагестанских авторов, этим и определяется развитие ценностного сознания в литературе и ее роль в сосуществовании людей разных конфессий и национальностей.

В данном случае имеется в виду литература Дагестана, которая прошла разные этапы духовной интеграции, ее успехи и неудачи в пределах общего «этнокультурного» пространства формировались под воздействием внутренних противоречий.

Общеизвестные, проверенные опытом многих поколений людей на Земле нравственные принципы играют важную роль в единении народов. Дагестанские писатели и поэты, обращаясь к общепризнанным нравственным истинам, вновь и вновь открывают смысл ценности жизни, приобщая себя и своего читателя к общечеловеческим истинам.

Особенно наглядно проявляется это в произведениях писателей многонациональной дагестанской литературы, имеющей многовековой опыт собственного взаимодействия и взаимодействия с культурами разных народов.

При этом историческая и нравственно-эстетическая оценка возможны при осмыслении того, что любое явление дагестанской литературы принадлежит одновременно «сфере исторической эволюции» и ценностного осознания. Раскрытие этих ценностей даст возможность увидеть и осмыслить художественные достижения как отдельных писателей Дагестана, представляющих разные

25 национальные литературы, так и всего исторического и духовно-нравственного опыта многонациональной дагестанской литературы.

Перестройка политики, экономики, социальной и культурной жизни в нашей стране в середине 80-х годов сопровождалась интенсивным развитием литературы. Горбачевская перестройка дала толчок очередному подъему национального самосознания в многонациональной стране, обогащению духовно-ценностного потенциала советской литературы и появлению многих новых замечательных произведений, выходу в свет произведений дагестанских писателей, находившихся долгие годы под запретом.

Другими словами, настало «время перечтений», когда такие исследователи, как Н. С. Надъярных, пишут о том, что «в перечтении, основанном на достижениях современной филологии, с учетом широкого историко-культурного, этногенетического и географического контекста нуждаются многие произведения национальной классики, а также литература советского времени. Нужен серьезный корректив, но и осмотрительность в оценках отдельных писательских имен, а подчас - всего литературного процесса».20

Для дагестанской литературы также настало время, как отмечает исследователь К.И. Абуков, «...пересмотра некоторых устаревших положений. Действительно, настало время вновь и с большим тщанием вслушиваться, вчитываться в ставшие обиходными, привычными термины и

Надъярных Н.С. Время перечтений // Способность к диалогу. 4.1. - М.: Наследие, 1993. - С. 4.

фразы, попытаться переосмыслить понятия, возведенные в ранг аксиом».21

Это, в свою очередь, пробудило интерес к истории Дагестана, к общечеловеческим, нравственным и философским проблемам, что активизировало литературу, ее социальные функции и роль в формировании нового мышления, нового мировоззрения и предопределило процесс интеграции художественно-философской мысли в Дагестане.

В начале 80-х годов процесс выдвижения на первый план социальной, нравственной и философской проблематики приобрел еще более активный характер, объединив усилия различных национальных литератур Дагестана в решении общечеловеческих проблем, в поисках общих ориентиров социального и духовного развития.

С начала 90-х годов бурное обогащение «новых» и расслоение общества на богатых и бедных быстро и решительно меняло лицо всей страны, спешно перекраивало границы СССР, доведя его до распада, который «... приостановил стремительное развитие национальных литератур на русском языке, затормозил

русско-национальное двуязычие...» , функционирование которого играло в свое время огромную роль в

Абуков К. Разноязычное единство: обретения и потери.-Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1992.- С.43.

22 Мазанаев Ш.А. Двуязычное художественное творчество в системе национальных литератур. - Махачкала: Юпитер, 1997. -С.236.

27 интеграционном процессе духовных ценностей в советской литературе XX века.

Надо отметить, что многие исследователи современной литературы России ищут «симптомы кризиса», в частности Н. М. Федь констатирует то, что «писатель второй половины 80-х - начала 90-х годов подавлен частой сменой общественного настроения, травмирован при виде того, как правда, доброта, благородство, чувство прекрасного покидают человека — и властно и грубо торжествуют низменные инстинкты»23.

Современные исследователи нередко наблюдают, что история повторяется. Как и в начале XX века, деятели культуры и науки России оказались в тупике. Идеологи «нового мышления» использовали их в своих политических целях, потом выставили вон, обвинив в апатичности в условиях новой демократии. Ряд исторических парадоксов значительно повлиял на то, что в творчестве поэтов конца XX века верность новым демократическим идеям уживается с критикой демократии. По этой причине современная литература заслуживает еще более серьезного осмысления и изучения.

Противоречия нашего времени, когда разрушены старые идеалы и еще не утвердились новые, когда сломаны прежние нравственные и эстетические критерии и еще не определились новые, когда стремительно и безжалостно разгромлен социализм, а обществу и литературе некогда прийти в себя, сердца и умы дагестанских поэтов наполнились скукой и пустотой,

23Федь Н.М. Современная литература: симптомы кризиса //Нация. Личность. Литература. Выпуск 1. Институт мировой литературы им Горького. - М: Наследие, 1996.- С.56.

раскаянием и отчаянием, обманутыми надеждами и разочарованием, скептицизмом и, вместе с тем, протестом, желанием сохранить лучшие завоевания предыдущих поколений и жаждой веры, которую в свое время отнял у народа тот же социализм, что и было, похоже, его главной ошибкой, так как «разобщенность национального самосознания» препятствует динамическому развитию национальных культур и литератур.

Особенно важно понять: «сложность духовной ситуации в том, что стремлению ко все большей дифференциации, исключающей нивелировку различий, сопутствует стремление ко все большему усилению интеграционных культурных связей, страстное желание заново открыть как основополагающую идею диалога народов и культур на пороге XXI в. И важно понять это как сопряжение внутренне родственных процессов, а не как взаимоисключающие явления».24

Противоречия времени интеллектуального «безвременья», ставшие угрозой духовной интеграции народов Дагестана, и определили духовный облик и характер современной дагестанской литературы. Это привело к тому, что в творчестве дагестанских писателей, как и многих писателей России конца XX и начала XXI века, наблюдается тревога за разрушение завоеваний в области духовной интеграции народов Дагестана.

Султанов К. К. Самосознание национальной литературы. Ценностные аспекты // История национальных литератур. Перечитывая и переосмысливая. Выпуск 1. По материалам научной конференции. - М.: Наследие, 1995. - С. 73.

Поэтому симпатия к новым демократическим идеям уживается у многих писателей с критикой новой демократии, а глубокое сочувствие народу - с пониманием необходимости сохранения его духовной интеграции, с превосходством действительности над разумом, так как «гражданская деятельность людей и их частная жизнь, их отвлеченные идеологические взгляды и непосредственное «видение мира» могут обнаруживать такую противоречивость, могут быть проявлением различных тенденций национально-исторической жизни ».25

Цель и задачи исследования. Учитывая современный научный опыт во всем многообразии историко-литературных и теоретических аспектов, данная диссертационная работа призвана впервые обозначить и конкретизировать современные методологические подходы и реально представить проблему роли литературы в духовной интеграции народов Дагестана, новый уровень осмысления истории дагестанских национальных литератур с учетом новейших общественных реалий, дагестанского и мирового эстетического опыта.

При этом проблему изучения духовных ценностей, специфики их интеграционного проявления в литературе можно рассматривать как самостоятельную, так как социальные задачи искусства и литературы при этом не исчезают, а лишь меняют свою форму и выходят за границы пространства и времени, социальной действительности, то есть они выступают как

Поспелов Г.Н. Вопросы методологии и поэтики.- М. : Изд-во Моск. ун-та, 1983.-С.216.

общечеловеческие. Это определяет характер нашего исследования и его цели:

Во-первых, выявить непреходящие и позитивные свойства художественного произведения. С этой целью анализируемые произведения или творчество современных дагестанских писателей мы будем рассматривать в контексте общечеловеческих духовных ценностей.

Во-вторых, в основе любого литературного произведения лежит не только социально и национально значимое, но и гуманистическое содержание и каждое из них по своей сущности интернационально. Наша задача состоит в том, чтобы определить характер их восприятия и духовной интеграции в разные исторические эпохи разными национальными литературами Дагестана.

В-третьих, литературные произведения, являясь духовными ценностями, выходят за границы частных определений, конкретных социально-экономических, политических, правовых, религиозных и других целей. Поэтому критерием их значимости мы будем считать определяющие их сущность интеллектуальные, нравственные и эстетические понятия.

Основная задача исследования состоит в том, чтобы, отказавшись от «унифицирующих» толкований при новом прочтении произведений дагестанской национальной классики и литературы новейшего времени, обозначить логику современного дагестанского художественного и литературоведческого развития в их наиболее значительных «параметрах» и в ходе литературоведческого анализа произведений дагестанской литературы определить основные духовные ценности литератур и их интеграцию, раскрыть гуманистическое

содержание литературы и проследить процесс глубокого осмысления жизни и на этой основе - при безжалостном разрушении старых ценностей проблему формирования новых. Кроме того, выяснить, каким образом эти ценности могут еще послужить цели духовной интеграции народов Дагестана, обогащения самосознания, внутреннего мира дагестанцев, сохранения многовекового духовного единения людей уникального региона России.

Для решения этой задачи мы впервые сделаем попытку проанализировать развитие национально-художественного мышления, реализации духовно-нравственных, социальных и «художественно-познавательных» функций дагестанской литературы на примере произведений дагестанского фольклора, средневековой литературы, литературы XIX века и XX века, которые связаны с взаимоотношением мировоззрения и литературы и играют важную роль в развитии интеграционного сознания, а также в общих чертах попытаемся охарактеризовать современное состояние нашего общества, его социальную, экономическую и нравственную структуру, межнациональные отношения, потому что процессы духовного сближения народов всегда осуществляются в соответствии с социально-экономическим и культурным уровнем их развития.

Методы исследования. В диссертации использованы
методы, предполагающие изучение литературы в ее
социально-исторической детерминированности:

сравнительно-исторический, культурно-исторический, культурно-философский, а также аналитический метод, ориентированный на изучение внутренней организации художественного произведения.

Научная новизна. Постановка данной проблемы предопределяет многоаспектность нашего исследовательского внимания, она обусловлена стремлением впервые пересмотреть некоторые методологические подходы к исследованию литературного процесса Дагестана, выйти за рамки узких социально-классовых оценок.

Это и привлекло наше внимание к национальным истокам дагестанской литературы, к формированию личности и мировоззрения писателей, что относится к ценностным признакам литературы, представляющих основное условие интеграционного процесса в литературе, который служит постижению многообразия форм национального художественного мышления и утверждения национального самосознания.

Настоящая работа, появившаяся в результате растущей потребности обращения к духовно-нравственным ценностям в литературе и их интеграционной роли в обществе, в первую очередь, откроет путь к новым исследованиям в области изучения ценностного потенциала дагестанской литературы и ее роли в современных социально-экономических условиях, так как в ней впервые предпринята попытка исследования специфики развития национально-художественного мышления, мировоззренческих функций литературы и интеграционного процесса в дагестанской литературе.

Практическая значимость данной работы в том, что она может быть использована в качестве вспомогательной литературы для литературоведов, студентов и аспирантов филологических факультетов вузов.

33 Структура и объем работы. Данная диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Развитие национально-художественного мышления и мировоззренческие функции дагестанской литературы

Дагестанская литература, как и любая другая, прежде всего связана с мировоззрением и обладает способностью проникать в «сопредельные» области духовной человеческой деятельности (науки, политики, права, философии, морали, религии), и оказывает влияние на развитие национально-художественного мышления, формирование общественного мнения, духовной интеграции народов.

Поэтому эволюция национально-художественного мышления, играющего важную роль в развитии интеграционного сознания дагестанских народов, зависит от реализации духовно-нравственных, социальных и «художественно-познавательных» функций дагестанской литературы, взаимоотношения литературы и мировоззрения.

Мировоззрение, как известно, - это система общественных представлений о мире в целом, о совершающихся в нем природных и социальных процессах, об отношении человека к окружающему миру. Оно представляет собой очень сложное, разностороннее и многоплановое образование и имеет многослойную структуру, и поэтому его содержание не является чем-то статичным, неизменным.

Мировой опыт доказывает, что мировоззрение и литература всегда взаимодействовали друг с другом, и при этом их главная их роль в развитии любого общества - формирование «самосознания и интеграции» общечеловеческих духовных ценностей.

На разных этапах истории развития человеческого общества менялась роль отдельных компонентов в системе мировоззрения. Со временем обновлялось и обогащалось его содержание, что влияло на развитие культуры и литературы.

В зависимости от того, какие взгляды преобладали в той или иной совокупности представлений о мире в целом, а также в зависимости от способа включения соответствующих взглядов и представлений в его структуру, способа их обоснования, можно говорить о разных типах мировоззрения.

У разных народов, классов и обществ господствовали и господствуют разные типы мировоззрения, которые, в свою очередь, влияют на развитие отношений той или иной национальной литературы и мировоззрения.

На различных этапах развития истории Дагестана отношения дагестанской литературы и мировоззрения постоянно менялись и зависели от уровня развития дагестанского общества, образа жизни и самосознания дагестанцев, традиций, обычаев, нравов, науки, образования, культуры и отношения к духовным и материальным ценностям.

Особенность развития дагестанской культуры и литературы не только в ее многоязычии, но и в многократном прерывании естественного хода развития различными завоевательными походами, сменой разных вероисповеданий (христианского1, мусульманского и т.д.) и культурами завоевателей, сменой алфавита, сменой общедагестанского языка (арабского, тюркского, русского), а также взаимодействием и взаимовлиянием культур и литератур Кавказа, России и Европы, т.е.все интеллектуальное мировое богатство, накопленное веками, значительно повлияло на развитие дагестанского мировоззрения и дагестанской литературы.

Процесс эволюции литератур Дагестана показывает, что дагестанцы способны воспринимать те или иные духовные ценности, накопленные разными народами, что, в первую очередь, отразилось на литературном герое.

Литературный герой, как отражатель различных духовно-эстетических формаций, менялся в зависимости от социально-исторической «мотивировки».

В дагестанском устно-позтическом творчестве духовные ценности нашли художественное воплощение в различных произведениях дагестанского многонационального фольклора, в которых на протяжении многих веков формировались основные нравственные критерии, что, в свою очередь, сыграло важную роль в духовном единении народов многонациональной республики.

Поэтому роль фольклора в духовно-нравственном развитии и сближении дагестанских народов велика, и определяется она теми эстетическими функциями, которые раскрывают представления горцев о мире, добре, зле, доблести и чести, т.е.моральный кодекс гор.

Именно устно-поэтическое творчество дагестанских народов выступало долгое время в качестве основной формы выражения «ценностного сознания» и духовной интеграции. И если согласиться с высказыванием Н. 3. Чавчавадзе о том, что культура представляет собой «мир воплощенных ценностей», то дагестанский фольклор как часть художественных образцов культуры народов Дагестана представляет собой не что иное, как «воплощение духовных ценностей», выработанных на протяжении многих веков дагестанскими народами.

Духовная интеграция народов Дагестана в современной литературе

Национальная литература каждого народа ориентируется на свои нравственные законы и ценностные идеалы. Как известно, обусловленные местом, временем и общечеловеческим духовным опытом, они способны взаимодействовать и взаимовлиять друг на друга.

В процессе такого взаимодействия раскрывается их подлинное содержание, гуманистическое значение, что определяет уровень значимости общечеловеческих духовных ценностей, потому что «многослойная литературная реальность (литература зарубежья, советская, потаенная) требует сбалансированной системы понятий, чуткой к логике взаимопереходов. Эвристическая функция применяемых дефиниций должна проявлять себя не столько в том, чтобы акцентировать несовпадение миров, сколько в выявлении интегративных моментов».1

Кроме того, процесс художественного творчества, созидания духовных ценностей и процесс восприятия искусства и литературы, приобщения к миру художественных ценностей ведут к пробуждению духовных сил человека и общества, к активизации генетического, интеллектуального, морально-нравственного и художественного потенциала, что проявляется в культуре и литературе как средство духовной интеграции народов.

Это зависит не только от интеллектуальности читателя, но и от характера и своеобразия того или иного произведения, от пропагандируемых в нем морально-эстетических ценностей, от культурного, художественного уровня, идейного содержания и отношения духовно-нравственного потенциала к сфере человеческих взаимоотношений. Именно это и определяет развитие ценностного сознания в литературе и ее роль в сосуществовании людей разных национальностей.

Поэтому для исследования духовной интеграции в дагестанской литературе важное значение имеет изучение ценностного сознания в дагестанской литературе как одного из условий осуществления интеграционных функций.

Общеизвестные, проверенные опытом многих поколений людей на Земле нравственные принципы играют важную роль в единении народов. Писатели и поэты, обращаясь к общепризнанным нравственным истинам, вновь и вновь открывают смысл жизни, приобщая себя и своего читателя к общечеловеческим ценностям. При этом писатель сам по-своему переживает и переоценивает эти истины, обогащая духовный мир читателя.

Особенно наглядно проявляется это в произведениях писателей многонациональной дагестанской литературы, имеющей многовековой опыт взаимодействия с культурами разных народов и с системой «инонациональных» ценностей, где наличествуют и привычные, общепризнанные человеческие максимы, и необычные нравственные законы, что влияет на формирование наших представлений о других народах, других ценностных ориентирах.

Другими словами, в дагестанской литературе «циркуляция духовных ценностей с результатом "нового качества" того или иного эстетического объекта, основанная на разности культурных, литературных, идеологических потенциалов, организуют межнациональный диалог, и делает его исторически процессуальным и культурно-позитивным».2

Своеобразие исторического пути, быта и жизни дагестанского народа, величественная красота его горного края стали темами произведений многих дагестанских поэтов и прозаиков: Расула Гамзатова, Аткая Аджаматова, Анвара Аджиева, Фазу Алиевой, Ахмедхана Абу-Бакара, Магомед-Расула Расулова, Магомеда Атабаева, Ханбиче Хаметовой и др., в которых в центре внимания не события и перемены в жизни края, а судьбы и характеры земляков, сила и красота их души.

Единство ответственности в поэзии переломного времени, (конец XX и начало XXI века)

Одна из задач нашего исследования - в ходе литературоведческого анализа произведений современной дагестанской литературы не только определить основные духовные ценности и их интеграцию, но и раскрыть гуманистическое содержание литературы и проследить процесс глубокого осмысления жизни и на этой основе -как при безжалостном разрушении старых ценностей формируются новые. Необходимо выяснить, каким образом эти ценности могут послужить в дальнейшем цели духовной интеграции и сохранения многовековой традиции духовного единения народов Дагестана.

Для решения этой задачи мы в общих чертах попытаемся охарактеризовать современное состояние нашего общества, его социальную, экономическую и нравственную структуру, межнациональные отношения, потому что процессы духовного сближения народов всегда осуществляются в соответствии с социально-экономическим и культурным уровнем развития народов, в частности народов Дагестана.

Противоречия переломной, кризисной эпохи конца XX века определили духовный облик и характер поэзии Дагестана, хотя сила демократических идей и демократических преобразований вызвала надежды у всех поборников свободы и справедливости на то, что грядет золотой век всеобщего благополучия.

Сокрушив советскую власть и установив диктатуру мафиозных структур, так называемые «новые» обеспечили себя новыми привилегиями.

Демократы, вдохновившие перестройку, и простой народ, поддержавший ее, представляли ее себе не как смену одного вида социальной и экономической жизни другим, еще менее благообразным, хотя и дававшим больше возможностей для развития общества, а как победу разума и справедливости.

Однако когда были достигнуты объективные цели перестройки, т.е. уничтожены общественно-экономические отношения социализма и открыта дорога для развития капиталистического строя, определенная часть политиков попыталась воспрепятствовать дальнейшему углублению демократии так называемым путчем, который отпугнул новых реформаторов.

Страна находилась в 90-е годы в состоянии экономической разрухи, народ бедствовал. Результатом стал августовский военный переворот, власть захватило ельцинское окружение, урезавшее общенародные достижения перестройки и сохранившее только то, что позволяло новой «крутой» буржуазии неудержимо наживаться.

Эти события привели большинство сторонников демократии к разочарованию, к безнадежности и отчаянию.

В результате буржуазного перерождения демократии в стране, где первоначально гласность и перестройка нашли восторженный отклик у общественности, возникли многочисленные объединения, открыто исповедовавшие самые крайние политические принципы. Поэтому отношение к самому понятию "демократия" стало меняться.

Раскол коммунистической партии привел к появлению новых партий. К середине 90-х годов правительство России энергично расправилось со всеми сторонниками перестройки и ее идей.

Постоянная угроза непредсказуемости как внутренней, так и внешней политики, страх перед превосходством американского доллара использовались, при помощи СМИ, правящими кругами для того, чтобы подогревать не столько патриотические, сколько шовинистические чувства народа и призывать к сплочению против «лиц кавказской национальности».

Завершался рыночный переворот. Бурное обогащение «новых» и расслоение общества на богатых и бедных быстро и решительно меняли лицо страны, стремительно менялись ее границы.

И снова сотни «покинутых деревень» появились по всей России. Города, особенно столицы, напротив, наполнились сельскими жителями, а также беженцами и русскоязычными переселенцами из так называемого ближнего зарубежья, которые в поисках работы устремились в торговлю, на новые рынки.

И снова: не ограниченный законом рабочий день, о чем еще мало кто задумывается, жалкая плата за труд, полное бесправие, отсутствие элементарных условий в огромной, на скорую руку сколоченной «рыночной стране», обрекли интеллигенцию, взращенную социализмом, рабочий люд на физические и нравственные страдания. Все это усугублялось растущим национальным долгом.

Панацеей от недовольства снова стали политические, идеологические, экономические реформы, бесконечные перестановки лиц первой величины. Коренные изменения в социальной структуре общества резко изменили экономическую жизнь страны.

Однако по-прежнему титулы почитаются превыше всего. Церковь вернула свои привилегии, рабочие разучились объединяться для защиты своих интересов, коррумпированная Дума стала представлять собой правящее меньшинство, а ее члены во время предвыборной кампании не гнушаются ни подкупом, ни даже убийствами.

Циничный произвол власти стал вызывать вспышки стихийных массовых возмущений. Требования радикальных изменений политического строя стали звучать все громче.

В многочисленных периодических изданиях антиправительствен-ная оппозиция обличала режим всеобщей коррупции, отстаивала перестройку парламента и самой избирательной системы, требовала уничтожения привилегий и создания гуманного законодательства.

Радикальная печать смело, хотя и не очень организованно, боролась против бездарной олигархии, наделенной диктаторскими полномочиями. Она считала необходимым сражаться за иной общественный порядок и выступала против предвыборных махинаций, косности, низкопоклонства и развращенности печати, против подавления свободы мысли, слова, совести.

Излюбленной мишенью этих выступлений была неприкрытая некомпетентность главы государства, которая производила особенно отталкивающее впечатление в сочетании с официальным ханжеством и ригоризмом. Скандальные подробности личной жизни президента, всем хорошо известные, еще резче подчеркивали лицемерный характер благочестия, выставляемого напоказ.

Публицисты ратовали за установление гражданских свобод во имя материальных интересов простого люда. Никому не понятную войну в Чечне они осуждали не только потому, что она нарушала отвлеченные принципы справедливости, но и потому, что она ставила под сомнение подлинный патриотизм российских солдат и народа.

Похожие диссертации на Литературный процесс и духовная интеграция народов Дагестана