Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Вопросы арабской литературы в татарском литературоведении начала XX века Хайдаров Лаззат Ильдарович

Вопросы арабской литературы в татарском литературоведении начала XX века
<
Вопросы арабской литературы в татарском литературоведении начала XX века Вопросы арабской литературы в татарском литературоведении начала XX века Вопросы арабской литературы в татарском литературоведении начала XX века Вопросы арабской литературы в татарском литературоведении начала XX века Вопросы арабской литературы в татарском литературоведении начала XX века
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Хайдаров Лаззат Ильдарович. Вопросы арабской литературы в татарском литературоведении начала XX века : Дис. ... канд. филол. наук : 10.01.02 : Казань, 2004 198 c. РГБ ОД, 61:05-10/574

Введение к работе

Актуальность темы. Особенностью истории татарской литературы является то, что она на протяжении многих веков развивалась в контексте мусульманской цивилизации, в нерасторжимом единстве с коранической философией, литературно-эстетическими канонами арабо-персидской и тюркоязычных литератур. Со второй половины XIX века начинается ее постепенный отход от многовековых связей с литературами мусульманского Востока и приобщение к литературно-эстетическим традициям западной и русской литературы. Этот сложный процесс вестернизации и трансформации художественного мышления завершается появлением такого уникального явления, как синтез культурных достижений Востока и Запада, легший в основу татарской Ренессансной литературы начала XX века.

Идею единства мирового литературного процесса, равноправия эстетических систем Востока и Запада защищали многие татарские писатели и литературоведы, такие как Р.Фахрутдинов, Г.Ибрагимов, МБигиев, ПИсхаки, Дж.Валиди и др. Например, в 1915 году Г.Ибрагимов писал: «Нам необходимо знать прошлое Востока, питаться ее поэзией и литературой. Настало время поставить гениев Востока рядом с классиками Запада и преклоняться перед ними. С кафедр медресе донести до сердца татарина любовь не только к «Илиаде» и «Божественной комедии», но и к Маарри, «Шахнамэ» Фирдоуси, «Гулистану» Саади, «Лейле и Меджнуну» Физули».'

Действительно, каким бы ускоренным и интенсивным ни был процесс европеизации, татарская возрожденческая литература дооктябрьского периода не порывает со своими тюркскими корнями и этико-эсгетическими принципами арабо-персидских литератур. Однако в советское время, в годы сталинизма в особенности, предпринимаются неоднократные попытки изолировать литературный процесс татар от духовных ценностей мусульманского мира и восточной классики во всех ее проявлениях -религиозно-дидактической, суфийской и светско-ренессансной. В посгтоталитарную эпоху татарские литературоведы в основном были заняты изучением литературных связей с русской и другими национальными литературами народов СССР.

1 ИбраИимов Г' Хвзсрлэнэ башларга вакыт »»>иал«і»'' /1* иКр.Ьи^р. % HfiBfllWHI* Г а*-»р"ар 8 томда I 5

Казан 1 аткитнэшр , 1978 -223-224 6 і РОС НАЦИОНАЛЬНАЯ

Европоцентристские взгляды в советском литературоведении продолжали доминировать вплоть до середины 1980-х годов. В конце XX века появились новые возможности для исследования исторических, культурных и литературных взаимосвязей татарского народа с народами мусульманского Востока Формирование в начале XXI века новых взглядов в изучении истории татарской литературы, становление ее теории и критики определяют научную важность и актуальность диссертационной работы

Степень изученности темы. В последней четверти XX века большое внимание изучению взаимосвязей татарской литературы с литературами зарубежного и бьшшего советского Востока было уделено учеными Х.Ю.Миннегуловым, НIIJХисамовым, Р.КГаниевой, Г.Г.Зайнуллиным и др.

Одним из первых к данной проблеме обратился Х.Ю.Миннегулов, который на примере творчества поэтов Кул Гали, Кутба, Саифа Сараи, Мухаммедьяра и др. изучил связи татарской литературы периодов Волжской Булгарии, Золотой Орды, Казанского ханства с литературами народов мусульманского Востока.'

Значительный вклад в исследование восточных источников сюжета и в выявление своеобразия авторского начала поэмы Кул Гали, а также всей тюркской йусуфиа-ны внес Н.Ш.Хисамов.2 В монографиях и многочисленных статьях Р.К.Ганиевой рассматриваются связи татарской литературы с арабо-персидскими литературами в кон-

' 1) Миннегулов X Й Котб ижаты: «Борынгы пвм Урта гасыр татар эдэбияты» курсыннан студентлар очен уку ярдвмлеге / Х.Й.Мнннсгулов - Казан: КДУ нешр, 1976 - 76 б , 2) Миннегулов X Й Сейф Сараи Тормышы Ьвм ижаты / Х.ЙМиннегулов. - Казан- КДУ нашр, 1976. - 188 б; 3) Миннегулов Х.Й Шерык heM татар адабиятында кысалы кыйссялар' (Поэтика пэм эдэби багланышлар мэсьолэлэре) / X Й Миннегулов - Казан-КДУ нашр, 1988 - 198 б; 4) Миннегулов ХЮ Татарская литература и Восточная классика (Вопросы взаимосвязей и поэтики): Дне . д-ра.филол наук. / X Ю.Миннегулов, Казан гос ун-т - Казань, 1991 - 482 с , 5) Миннегулов X Ю Татарская литература и Восточная классика: (Вопросы взаимосвязей и поэтики) / Х.Ю Миннегулов. - Казань: Изд-во КГУ, 1993. - 382 е., 6) Миннегулов Х.Й. Урта гасыр Ьэм XIX йез адэбияты 9 сыйныф вчен дэреслек / X Й.Миннегулов, Ш АСадретдинов - Казан. Мэгариф, 1994 - 336 б., 7) Сараи Сейф. Гелестан. Лирика; Дастан / Кереш суз. XЙ.Миннегулов. - Казан' Татаркитнэшр, 1999. - 296 б; 8) Миннегулов X Й Деньяда суземез бар (мэкалэлэр, чыгышлар, юлъязмалар) / Х.Й.Миннеіулов. - Казан Татаркитнэшр., 1999. - 334 б; 9) Миннегулов X Й Гасырлар енен тынлап . / X Й.Миннегулов -' Казан Магариф, 2003 - 335 б , 10) Миннегулов X Й Сулмас геллэрнен берсе (Коїбньш «Хосрэу ва Ширин» эсэрс) / Х.Й Миннегулов // Котб. Хесреу вэ Ширин - Казан Магариф, 2003. - 5-22 б

2 1) Хисамов Н Ш Поэма «Кысса-и Йусуф» Кул Али Анализ источников сюжета н авторского творчества /
Н.Ш Хисамов - М : Наука, 1979. - 254 б, 2) Хисамов Н.Ш Беек язмышлы эсер / Н Ш Хисамов ~ Казан
Таткитнэшр , 1984 ~ 334 б ; 3) Хисамов Н Ш Бэрэкэтле чишмалэр Эдэби тэнкыйть чэкалэлэре, рецензиялэр /
Н Ш Хисамов - Казан Таткитнэшр, 1987 - 150 б, 4) Хисамов НШ Сюжет Йусуфа и Зулейхи в
средневековой тюрко татарской поэзии ХШ - XV вв (Проблема версий) Дне
д-ра филол наук /

Н.Ш Хисамов, ИЯЛИ им Г.Ибрагимова. - М, 1996 - 364 с, 5) Хисамов Н Ш Сюжет Йусуфа и Зулейхи в
средневековой тюрко-татарской поэзии XIII - XV вв Проблема версий / Н Ш Хисамов Казань Идел-Пресс,
2001 -216с
,.,.,.. - ,/

»* .». . лі 4

тексте философско-эстетических и этических воззрений мусульманского Ренессанса в таких направлениях, как религиозно-дидактическое, суфийское и светское.1

В течение многих веков Ислам служил величайшей духовной силой в приобщении татарского народа к завоеваниям мусульманской цивилизации, что подтверждается работами Г.Г.Зайнуллина, посвященньми изучению истории и переводческих принципов тафсиров - переводов Корана на татарский и другие тюркские языки.2

В конце XX - начале XXI веков в изучение вопросов культурных и литературных взаимосвязей татарской литературы с литературами народов мусульманского Востока включаются М.Х.Бакиров, А.М.Саяпова, Р.Ф.Исламов, А.Т.Сибгатуллина, Ф.З.Яхин, Д.Ф.Загидуллина, А.М.Шарипов, А.Х.Садекова, Э.Р.Галиева и др.

В контексте мусульманской культуры М.Х.Бакиров анализирует памятники тюркской словесности (М.Кашгари, Ю.Баласагуни, Кул Гали), а также общие для всех восточных литератур жанры (рубай, газель, касыда, мадхия, марсия и т.д.).3 В трудах А М Саяповой прослеживается трансформация суфийского символизма в философском романтизме Дардменда через призму экзистенции человека, нации и движения истории.4 Р.Ф Исламов рассматривает тюркское «Шахнаме» Шарифа, созданное в начале XVI века в кипчакско-золотоордьщской среде мамлюкского Египта, как высокий образец художественного слова, вобравшего в себя достижения арабо-персидской и

' 1) Ганиева РК Сатирическое творчество Г Тукая / Р К Ганиева - Казань Изд-во КГУ, 1961 - 84 с , 2) Ганиева Р.К. Наследие Тукая и тюркские литературы / Р.К Ганиева // Габдулла Тукай: Сборник статей. -Казань Таткнигоиздат., 1979 -С 162-171 ,3) Ганиева Р К Кенчыгыш традициялерен устереп / Татар эдэбияты тарихы: 6 томда. ТЗ / Р.К.Ганиева - Казан Таткитнэшр, 1986 - 523-537 б, 4) Ганиева Р.К Восточный Ренессанс и поэт Кул Гали / Р К Ганиева - Казань- Изд-во КГУ, 1988 - 174 с; 5) Ганиева Р К Восточный Ренессанс и его традиции в тюркских литературах: Дис . д-ра.филол.наук / Р.К.Ганиева; Казан.гос.ун-т -Казань, 1992 - 325 с ; 6) Ганиева Р К Татарская литература традиции, взаимосвязи / Р К Ганиева - Казань* Изд-во КГУ, 2002 - 272 с, 7) Ганиева Р.К. Нежип Думавинын ижат сахифэлвре / Р.КХаниева - Казан Ватан, 2003 - 106 б

1 I) Зайнуллин Ж Г Шерык алынмалары сузлеге / Ж.І Зайнуллин. - Казан Магариф, 1994. - 143 б., 2) Зэйнуллин Ж.Г XVI11 йез - XX йвз башында татар руханн эдвбияты / Ж Г Звйнуллин. - Казан. Мэгариф, 1998 - 205 б ; 3) Зайнуллин Г.Г Во имя Аллаха. Татарская богословская литература XVIII - начала XX веков и ее языковые особенности / Г.Г Зайнуллин. - Казань' Магариф, 1999 - 238 с

' 1) Бакиров М Шигьрият деньясына сеяхэт. Фольклордан язма шнгырьгэ кучеш тарихыннан / М Бакиров -Казан- Гат.газ -журн нэшр , 1999 - 238 б ; 2) Бакиров М Шигьрият бишеге Гомумтерки поэзиянен яралуы Ьэм ин борынгы формалары / М Бакиров Казан Мэгариф, 2001 -343 6

* I) Саяпова А.М Поэзня Дардменда и символизм / А.М Саяпова - Казань КГПИ, 1997 - 210 с , 2) Саяпова А М Дарменд и проблема символизма в татарской литературе начала XX века Дис. д-ра фнлол наук / А М Саяпова; Казан гос ун-т - Казань, 1998 - 325 с

тюркской литератур. Большой пласт философско-эстетического, этического, литературного наследия татарских и тюркских суфиев анализируется в трудах А.Т.Сибгатуллиной, которая обстоятельно раскрывает особенности различных суфийских направлений, братств, генеалогии суфиев, а также убедительно показывает влияние мусульманского суфизма на татарскую литературу Средневековья и Нового времени.2 Ф.З.Яхин исследует художественное сознание татарского народа во взаимодействии с мусульманской религиозной мифологией и мистикой.3

Возникновение теории татарской литературы как синкретичного явления, ее поэтапное развитие в недрах средневекового арабо-персидского литературоведения, а в начале XX века переход от восточной каноничной поэтики к европейскому типу художественного сознания, представленного различными литературными школами, исследуются в монографиях Д.Ф.Загидуллиной «Литературные законы и время», «Модернизм и татарская проза начала XX столетия».4

АМШарипов изучил развитие стихотворных жанров в тюрко-татарской литературе в соотнесенности с постулатами арабо-персидской теории, а также с их каноничностью и нормативностью.5 Влияние Ислама на различные жанры фольклора, на сюжеты, образы и мотивы рассматриваются в трудах А.Х.Садековой.6 Одна из глав монографии Э.Р.Галиевой, посвященной изучению формирования в татарском

' 1) Исламов РФ Алтын Урда Ьэм мамлуклэр Мисыры: Язма мирас, мэдэни багланышлар / РФ Исламов -

Казан- Фикер, 1998 - 279 б , 2) Исламов Р.Ф Урта гасыр терки шигърияте усешендэ Шэрифнен «Шахнамэ»се /

Р.Ф.Исламов. - Казан. Фикер, 2001. - 279 б.

2 1) Сибгатуллина Э Т Суфичылык серлэре- (Терки-татар шигъриятенде дини-суфичыл символлар, образлар,

атамалар) / в Т Сибгатуллина. - Казан Заман, 1998 - 367 б; 2) Сибгатуллина Э Т ИлаЬи гашыйклар юлыннан

(Суфичылык турында очерклар) / Э Т Сибгатуллина - Казан- Кыйбла, 1999 - 143 б , 3) Сибгатуллина Э Т

Татар едвбиятында суфичылык- (Чыганаклар, тематика Ьем жанр узенчалеклэре) Филол фен.д-ры . дне /

Э.Т.Сибгатуллина; Казан дэул.ун-ты - Алабуга, 2000 - 380 б

31) Яхин Ф Обычаи и нравы Ислама / Ф Янин. - Казань Иман, 1998 - 81 с , 2) Яхин Ф Религиозная мистика и

мифология в татарской поэзии: Автореф дне д-ра.фнлол наук / Ф Яхин; Казан roc ун-т - Казань' 2000 - 50 с ;

3) Яхин Ф Татар шигъриятенде дини мистика Ьем мифология / Ф Яхин - Казан, 2000 - 266 б

4 1) ЗаЬидуллина ДФ. Эдзбият кануннары пем заман- (Татар едебият незарияеенен барлыкка килуе Ьем усеш
баскычлары) / Д Ф ЗаЬидуллина - Казан Татаркитнэшр, 2000 - 271 6,2) ЗаЬидуллина Д Ф Татар эдэбияты
незарияеенен барлыкка килуе Ьем усеш баскычлары (XX йезнск беренче утыз елы) Филол фэн д-ры дис /
Д Ф ЗаЬидуллина, Казан дэул ун-ты. - Казан, 2001 - 391 б , 3) ЗаЬидуллина Д Ф Модернизм пэм XX йоз башы
татар прозам/ДФ ЗаЬидуллина -Казан Гатаркитнешр, 2003 -255 6

5 Шарипов А М Зарождение и становление системы стихотворных жанров в древнетюркской и тгорко-
татарской литературе (VIII -XIV вв)/А.М Шарипов -Казань Изд-во КГУ, 2001.- 364 с

' Садекова А X Идеология Ислама и татарское народное творчество /АХ Садекова - Казань Фикер, 2001 208 с.

литературоведении культурно-исторической школы, также определяет тесную связь художественного слова с традициями Востока.1

Особенности средневековой религиозно-общественной философской мысли татарского народа отражены в монографиях Р.М.Амирханова2 и А.Н.Юзеева.3 Многие вопросы влияния арабо-мусульмаиской философии на татарскую культуру и литературу находят отражение в словарях, составленных И.И.Ганиевым4 и в других справочниках.5

Культурные и литературные взаимосвязи татарского народа с мусульманским Востоком рассмотрены в публикациях М.И.Ахметзянова, обнаружившего и проанализировавшего множество рукописных источников.6

М.Г.Усманов и Р.Ф Марданов составили полный библиографический указатель литературно-общественного журнала «Шура» (1908-1917), а также исследовали его в качестве источника, отражающего рост татарской художественной литературы, литературоведения, литературной критики начала XX века, включив в него анализ художественных произведений и научно-критических статей, посвященных истории исламской цивилизации и мусульманских литератур.7

Культурные и литературные взаимосвязи татарской и арабской литератур стали объектом исследований и молодых ученых. Например, в работах Р.Р.Сафиуллиной, посвященных истории печатной книги на арабском языке у татар России в 1801-1917 годах, разработана научная классификация этих книг, а также выявлено влияние араб-

' Галиева Э Р Татар эдабият белемендэ культура-тарих мэктэбе / Э.Р Галиева - Казан: Фан, 2002. - 360 б.

Амирханов Р М Татарская социально-философская мысль средневековья (ХШ - середина XVI вв) / Р.М.Амирханов. - Казань. ИЯЛИ, 1993 - Кн 1. - 124 с; Кн.2. - 111 с.

' I) Юзеев А Н Мировоззрение Ш Марджани и арабо-мусульманская философия /АН Юзеев - Казань' ИЯЛИ, 1992 - 156 с; 2) Юзеев А.Н Татарская философская мысль конца XVIII - XIX в. / А.Н Юзеев - Казань. Тат-книгоиздат., 2001. - 191 с. 4 1) Ганиев И.И. Фвлсвфи сузлек / И И I аниев - Казан. КДУ нашр.. 2001 - 319 б.; 2) Ганиев И.И Фэлсэфи

икер: Белешмэ сузлек /ИИ Ганиев. - Казан. Магариф, 2003 - 206 б.

Ислам на Европейском Востоке энциклопедический словарь /Гл ред. РА.Набиев. - Казань Магариф, 2004 -383 с.

6 Эхмэтжанов М.И. Татар кулъязма китабы / М.И.Эхметжанов. - Казан, 2000 - 269 б.

7 1) Марданов РФ. «Шура» журналында (1908-1917) едэбият мэсьэлэлэре' Филол фан канд. . дне /
РФ Марданов, Казан даул ун-ты - Казан, 1999 - 184 б, 2) Гетманов МГ, Марданов РФ «Шура»
журналынынбиблиографик куреэткече / МГ Госманов, РФ.Мэрданов. - Казан- Милли китап, 2000. -264 б ,
3) Марданов Р.Ф. «Шура» журналы (1908-1917)- Эдэбият мэсьэлэлэре / Р Ф Марданов. - Казан Рухият, 2001. -
152 6.

ских философско-эстетических концепций на рост татарской культуры' АА.Хасавнех2 и И.Г.Гумеров3 в контексте коранической философии и мусульманской традиционалистской эстетики и этики исследовали жизнь и творчество татарских поэтов-суфиев XDC века Ахмедзяна Тубыли и Гали Чокрыя. Диссертация Н.МНугмановой прослеживает особенности художественного отражения философии Единобожия (ат-Таухид) на примере образной системы дастана Кул Гали «Сказание о Йусуфе».4 Проблемы гисъянизма и демонизма в творчестве Сагита Рамиева в контексте восточной и западной эстетики рассматриваются в книге Ч.А.Зариповой-Четин5 Монографии АМАхунова выявляют древние корни и идейно-эстетическую трансформацию библейско-коранических и историко-литературных образов, нашедших отражение в «Истории пророков и царей» Табари и дастане «Сказание о Йусуфе» Кул Гали, а также освещают проблемы культурных взаимосвязей татарского народа и мусульманского Востока.6 Р.И.Шамсугов исследует татарский шамаиль как самобытную разновидность мусульманского каллиграфического искусства, раскрывает его важную функциональную роль в восприятии Корана татарами-суннигамя на рубеже ХГХ-ХХ веков.7

Методология и методика исследования. Методологической основой диссертации является компаративистика, разработанная в трудах таких видных российских ученых, как А.Н.Веселовский, В.М.Жирмунский, Н.И.Конрад, И.Г.Неупокоева,

' 1) Оафиуллина РР История арабского книгопечатания / Р.Р Сафнуллина - Казань- Имам, 1999 - 40 с ; 2) Сафиуллина P.P. Печатная книга на арабском языке у татар (1801-1917 гг.)- Дне. .. канд филол наук / Р.Р Сафнуллина; Казан.гос ун-т - Казань, 2001 - 264 с; 3) Сафиуллина Р.Р История книгопечатания на арабском языке в России у мусульман Поволжья / Р.Р.Сафиуллина - Казань. Открытое общество, 2003. -113с 2 Хасавнех А.А. Этико-эстетические воззрения поэта-суфия XIX века Ахметзяна Тубыли: Дне канд.филол.наук. / А.А.Хасавнех, Казан.гос ун-т - Казань, 2002. - 215 с

' Гомзрев И Г. Гали Чокрый ижатынын идея-эстетик узенчэлеклере: Филол.фан канд дис /ИГ Гомэрев, Казан дэул.ун-ты. - Казан, 2003. - 178 б.

4 Ногмаиова Н.М. Кол Галинен «Кыйссаи Йосыф» дастанында эт-Тэухид фэлсефвеенен сэнгатьчэ чагылышы
Филол фэн канд... дне. / Н.М.Ногманова, Казан дэул.ун-ты. - Казан, 2003. - 188 б.

5 Зарипова-Четин Ч.А. Проблемы демонизма в творчестве С Рамиева в контексте восточно-европейской эстети
ки/Ч А.Зарипова-Четин. - Казань Мастер лайн, 2003 - 175 с.

6 1) Ахунов A.M. Труды Табари как древнейший источник средневековой татарской литературы (XIII-XIV вв.)
Автореф. ... канд.филол.наук. / А М Ахунов, ИЯЛИ им.Г.Ибрагимова. - Казань, 2000. - 22с, 2) Ахунов А М
Арабский источник средневековой тюрко-татарской литературы: (На материале трудов ат-Табари) Учебное
пособие /AM Ахунов - Казань ТГТИ, 2001 - 174 с ; 3) Ахунов А М Исламизация Волжско-Камского региона
(VI1-X вв.): на материале арабских и старотатарских источников /AM Ахунов - Казань Отечество, 2003
216с.

7 I) Шамсутов Р.И. Искусство татарского шамаиля (сер XIX - нач XX в ) / Р И Шамсутов - Казань Регенті,
2001.-184 с.,2) Шамсутов Р И Слово и образ в татарском шамаиле от прошлого до настоящего -Казань 1а-
тар.ки.из-во., 2003. - 199 с.

Н.П.Берков. В процессе исследования арабо-татарских литературных связей изучен и освоен опыт известных европейских и восточных, русских и татарских востоковедов, таких как Ш.Пелла, А.Мец, ХЛ.Р.Гибб, Х.аль-Фахури, И.Ю.Крачковский, А.Е.Крымский, И.М.Фильштинский, Б.Я.Шидфар, А.Б.Халидов, А.Б.Куделин и др.

Сравнительно-исторический метод изучения соответствует объективной художественной сути татарской литературы и ее теории начала XX века, представлявпшх органический синтез восточно-западных традиций. Научно-теоретической основой диссертации послужили труды М.Х.Гайнуллина, Г.Т.Тагирзянова, Г.М.Халига, И.З.Нуруллина, МХХасанова, Ю.Г.Нигмаггуллиной, Х.Ю.Миннегулова, Н.Ш.Хисамова, Р.КГаниевой, А.М.Саяповой, Д.Ф.Загидуллиной, Э.Р.Галиевой, обратившихся к сравнительно-историческому и герменевтическому методам в изучении литературных связей.

Цель и задачи исследования. Цель предлагаемой диссертации - сравнительно-исторический и типологический анализ связей арабо-татарской литератур, показ влияния философско-эстетических воззрений, каноничной восточной поэтики на развитие ренессансной литературы и татарского литературоведения начала XX века. В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи:

текстологическая обработка, практическое освоение наследия татарских ученых, посвященных истории и теории арабской литературы;

раскрытие содержания и смысла категорий «адаб» - «адабият» - «адиб» и определение их роли в восточном литературоведении;

определение значений понятий «ши'р» и «ша'ирь», принципов классификации поэтов с точки зрения оценки их художественных способностей;

обзор трудов татарских ученых, посвященных классификации арабских поэтов эпохи Джахилии;

сравнительный анализ жизни и творчества великих арабских поэтов Муганабби и Маарри в трудах русских и татарских востоковедов;

анализ полемики вокруг проблем поэзии и поэтов между теоценгричным ортодоксальным духовенством и представителями антропоцентрического гуманизма;

изучение отражения принципов культурно-исторической и психологической школ, метода биографизма в татарском литературоведении.

Научная новизна работы. Несмотря на определенные успехи в изучении утраченного и забытого в советское время духовного наследия мусульманского Востока, в татарском литературоведении не было специальных работ, рассматривающих связи татарской литературы и литературоведения начала XX века с арабской литературой и с ее традиционалистской поэтикой эпохи Джахилии и классической, т.е. ренессансной литературой VIII-XII веков. С учетом малоизученности и актуальности, в диссертационной работе нами были рассмотрены литературные взаимосвязи арабского и татарского народов с точки зрения компаративистской и герменевтической методологии.

Научная новизна диссертации заключается и в том, что впервые в научный оборот вводятся неизвестные научной общественности статьи и книги об арабской литературе таких известных татарских ученых востоковедов и писателей, как Р.Фахрутдин, М.Бигиев, З.Уразайи, Г.Ибрагимов, Ш.Шараф, НДумави, Г.аль-Гаффари и др. Изучение ими проблем арабской литературы с точки зрения различных литературных школ и философско-эстетических концепций свидетельствовало и о профессиональной подготовленности упомянутых авторов, и о высоком уровне развития татарского литературоведения досоветского периода.

Труды этих ученых представляют интерес тем, что они помогают шире и полнее раскрыть процесс восточно-западного синтеза, осуществленного в творчестве многих татарских писателей. Новым в диссертации является и анализ арабской литературы эпохи Джахилии, творчества выдающихся арабских поэтов Мутанабби и Ма-арри с выходом на такие актуальные проблемы, как роль арабской классической поэзии в подготовке ренессансного движения в татарской культуре и литературе начала XX века.

Практическая значимость работы. Отдельные положения и выводы диссертации могут быть использованы в разработке школьных и вузовских учебных программ, лекций и семинарских занятий, спецкурсов, посвященных истории литератур народов Востока и татарского литературоведения начала XX века.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования освещены в пяти публикациях автора, а также отражены в докладах и выступлениях на научно-теоретических и практических конференциях, проводимых Советом молодых ученых и аспирантов РТ (2001), Национальной библиотекой РТ (2002), Казанским государственным университетом им. В.И.Ульянова-Ленина (2003, 2004), Татарским государственным гуманитарным институтом (2003,2004).

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованных источников и научной литературы.

Похожие диссертации на Вопросы арабской литературы в татарском литературоведении начала XX века