Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы) Пескова Людмила Владимировна

Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы)
<
Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы) Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы) Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы) Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы) Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы) Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы) Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы) Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы) Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пескова Людмила Владимировна. Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.15 : Москва, 2004 174 c. РГБ ОД, 61:04-7/683

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Роль культурно-цивилизационного фактора в формировании европейской идентичности .

1.1. Исторические предпосылки многопрофильного регионального сотрудничества в Средиземноморье 28

1.2. Эволюция европейской идеи в Средиземноморье 37

1.3. Виды регионального сотрудничества 52

Глава II. Евро-средиземноморская политика ЕС .

2.1. Евро-средиземноморские программы 58

2.2. Инновационные области сотрудничества: Барселонский процесс 85

2.3. Устойчивое развитие - цель Средиземноморского региона 99

Глава III. Механизм гуманитарного сотрудничества в Средиземноморье .

3.1. Международные организации (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы) 122

3.2. Интересы России в Средиземноморье 138

Заключение 158

Введение к работе

Развитие регионального сотрудничества — объективная реальность сегодняшнего дня, которая в условиях глобализации отражает ожидания и потребности не только геополитической, геоэкономической, но и геокультурной ситуации. В основе такого сотрудничества лежит то, что каждый регион в современной Европе должен осознавать и быть способен отстаивать свои реальные интересы, самоидентифицироваться и находить оптимальные формы взаимодействия с соседями. Регионализм становится все более важной составляющей глобализации и все больше набирает силу. Подобные тенденции в Европе в области геополитики и экономики наблюдались и ранее (начиная с середины XX века), но ныне они уверенно опираются на гуманистическую, культурно-цивилизационную общеевропейскую основу. О значении, которое международное сообщество придает этой проблеме, можно судить по тому, что ООН провозгласила 2001 год «Международным годом диалога между цивилизациями».

Важно понять, что подразумевается под понятием гуманитарный, гуманистический. Гуманизм - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как критерия оценки общества, и сложившихся в нем социальных отношений. Гуманистические идеи имеют, как известно, длительную

предысторию. Впервые идеи гуманизма как цельная система воззрений возникли в Европе в эпоху Возрождения. Человек, его индивидуальность, его свобода стали главной духовной ценностью общества. Христианство, основная религия Европы, была единственной религией, признававшей в человеке личность, смотревшей на человека как на земное воплощение бога («по образу Нашему и подобию Нашему...»). В XX веке гуманизм принимает общечеловеческий характер, провозглашая ценность и уникальность каждой человеческой личности, приверженность к общечеловеческим культурным и моральным нормам. В разное время к этой проблеме обращались такие ученые и мыслители, как А.Тойнби, Э.Фромм, П.Б.Струве, Н.Бердяев, О.Шпенглер, Ф.Бродель, Х.Ортега-и-Гассет и многие другие.

В современных условиях, когда процессы глобализации и интеграции набирают скорость, а отдельные регионы Европы взаимодействуют между собой не только в сфере экономики и политики, но и культуры, определяющую роль играет то, что европейская цивилизация имеет общие корни, хотя в разных регионах она развивалась в соответствии с теми условиями, которые там сложились. Характерно то, что национальные европейские культуры во многом связаны с цивилизацией, которая зародилась в южных регионах Европы. Именно на гуманитарных направлениях сотрудничества регионализм проявляется наиболее отчетливо. Такое сотрудничество является стимулом для развития региона в целом, а также других сфер - экономической, социальной и т.д. Гуманитарное сотрудничество содействует установлению стабильности в регионе, в

том числе и в военно-политической области, создает климат доверия и взаимопонимания.

Очевидно, что глобализация, при всем том относительном благе, которое она несет экономике, может оказаться весьма опасной для культуры. Особенно это важно для Европы, очага древней цивилизации, оказавшей и продолжающей оказывать влияние на многие культуры современного мира. Европу можно рассматривать как один большой регион с собственной цивилизацией.

Несомненно, Европа прекрасно понимает опасность глобализации культуры для существующих в ее регионах самобытных культур, так как обладает гораздо меньшими экономическими возможностями для их поддержки по сравнению с США, главным на сегодняшний момент «культурным агрессором» в мире.

Огромное значение культуры осознает большинство европейских государств, также очевидна необходимость проведения планомерной и осознанной культурной политики не только на государственном, но и на региональном уровне. В то же время Европейский Союз старается максимум компетенций в области культурной политики оставить в ведении региональных и даже местных властей, провозгласив своей целью не только достижение европейской идентичности, но и сохранение разнообразия национальных культур.

Объектом исследования является Средиземноморье как южный фланг Европы, отличающийся культурной самобытностью и особым геополитическим положением.

Предмет исследования - региональное сотрудничество, точнее, его гуманитарный аспект.

Исторический экскурс позволил показать истоки формирования большого гуманитарного пространства Европы на примере Средиземноморского региона, проследить процесс развития гуманитарного регионального сотрудничества в условиях европейской интеграции и обозначить его перспективы.

Идея, лежащая в основе большой гуманитарной Европы, состоит в том, что есть определенные ценности и достояния, которые, с одной стороны, являются частью фонда общественных благ, составляющих основу цивилизованного мира, и являющихся в этом качестве общей собственностью, с другой стороны, эти сферы должны оставаться неприкосновенной прерогативой личности.

Большая гуманитарная Европа складывается из целого ряда составных элементов. С одной стороны, она ставит во главу угла распространение на весь континент гуманитарных ценностей, которые складывались веками и трансформировались под влиянием новых процессов, происходящих в Европе и во всем мире. Новые вызовы гуманитарной Европе шли со стороны глобализации, европейской интеграции, регионализма.

Составляющими для формирования большой гуманитарной Европы являются создание общеевропейского социального, образовательного, научного, информационного пространств. Естественно, важную роль играет европейская культура во всем ее

многообразии. Речь не идет о создании единообразного культурного пространства, но о бережном сохранении и развитии разнообразных культурных традиций, объединенных идеей европейской идентичности.

В контексте всего этого совершенно особое место занимает регион Южной Европы, составная часть Средиземноморья и включающая в себя не только южные территории Европы, но и Черноморский регион, развитие которого неразрывно связано со Средиземноморьем.

Известна роль этого региона как колыбели европейской культуры, источника гуманистических идей. В работе анализируется своеобразие этого региона, его значение для Европы и определяется та потенциальная роль, которую он может сыграть в формировании большой гуманитарной Европы.

Необходимо сразу отметить, что проблемы гуманитарного сотрудничества не ограничиваются областью культуры, но включают в себя вопросы образования, науки, информационных инноваций, охраны окружающей среды и, конечно, проблему безопасности, точнее, ее невоенные аспекты. Все это приобретает особую актуальность в новой международной ситуации, связанной, как уже указывалось, с процессами глобализации и развитием регионализма. Южный фланг Европы является исключительно интересным объектом исследований в этом плане. Средиземноморье было очагом зарождения европейской цивилизации, государственности, культуры, философской и религиозной мысли. Все это объединяется названием «гуманитарный аспект регионализма», который, наряду с

экономическими, политическими, финансовыми связями, оказывает влияние на весь европейский континент.

И если внимание многочисленных исследователей регулярно оказывалось привлечено к экономическим и политическим видам регионального сотрудничества, то гуманитарное сотрудничество, на наш взгляд, остается незаслуженно обойденным. Поэтому научная новизна предлагаемой диссертации представляется очевидной. Гуманитарное региональное сотрудничество заслуживает серьезного, самого пристального анализа специалистов.

Цели и задачи исследования. Целью работы является рассмотрение сотрудничества в культурно-цивилизационной сфере в Средиземноморье, опираясь на исторический опыт, попытка определить его основные направления и, коснувшись сопредельных проблем, показать, как это укладывается в процесс регионализма, свойственный современному миру. Имеется в виду выявить потенциал регионального сотрудничества в условиях глобализации на примере гуманитарной области, а также перспективы создания большого гуманитарного пространства Европы. Для достижения этой цели представляется необходимым решить следующие задачи:

Во-первых, показать и обосновать значимость Средиземноморья для формирования большой гуманитарной Европы.

Во-вторых, проанализировать факторы, обусловившие возможность оценки Европейского Средиземноморья как особого региона в плане гуманитарного сотрудничества.

В-третьих, показать влияние достижений Средиземноморья в области культуры, богатого исторического наследия на общеевропейскую цивилизацию.

В-четвертых, рассмотреть и определить место, которое занял регион во второй половине XX века. И, наконец, в-пятых, попытаться спрогнозировать возможности расширения гуманитарного сотрудничества в Европе и роль в этом процессе Средиземноморского региона.

В свете сказанного выбраны хронологические рамки исследования. Они охватывают 50-е - 90-е годы XX века, а также краткий экскурс в историю Средиземноморья как части европейской культуры.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что, пожалуй, впервые на примере Средиземноморья рассматривается важность и перспективность гуманитарного регионального сотрудничества в Европе, как важной и неотъемлемой части международного сотрудничества, обеспечивающего лучшее взаимопонимание между народами и способствующее созданию климата доверия.

Практическая значимость состоит в том, что эта работа может пополнить информационную и концептуальную базу российской политики, целью которой является углубление и расширение международного сотрудничества в гуманитарной сфере. Работа может быть полезна для специалистов, занятых в области культуры, образования, науки, для преподавателей и студентов при создании специальных учебных курсов и для практической реализации международных обменов. Предлагаемая работа может быть использована внешнеполитическими ведомствами, поскольку способствует выявлению дополнительных возможностей и основ для

сотрудничества с европейскими партнерами, а также поможет разобраться в истоках некоторых спорных вопросов.

В ходе исследования диссертант основывался на современных методах научных исследований, рассматривая методологию, как совокупность методов и приемов, используемых в науке. Анализ гуманитарного сотрудничества предполагает использование и сопоставление теорий и концепций, возникавших в прошлом и появляющихся в настоящее время. В методологическом отношении представляется очень важным вопрос о роли гуманитарного аспекта в развитии интеграционных процессов в Европе и взаимосвязи разных их потоков. Анализируя существующие концепции и признавая логику многих их положений, диссертант воспользовался теми подходами и методами, которые наиболее способствовали раскрытию избранной темы. Следует подчеркнуть целесообразность использования в работе дедуктивного метода, присущего многим историческим, социологическим, философским работам. Вполне оправданным представляется и сравнительный метод, когда речь идет о сопоставлении факторов, определяющих гуманитарный аспект проблемы в разных регионах. Именно такие подходы позволили диссертанту попытаться выявить роль гуманитарного регионального сотрудничества среди различных направлений международного сотрудничества и показать связь экономического развития интегрирующейся Европы с гуманитарным измерением.

Использованные источники и литература. При работе над диссертацией использовалась научная историческая литература, труды российских и зарубежных исследователей, документы международных организаций, прежде всего Европейского Союза,

11 пресса, а также материалы, содержащиеся в Интернете, в том числе на официальных сайтах международных и региональных организаций. В ходе исследования автор опирался, на официальные документы Европейского Союза, ООН, ОБСЕ, в той или иной мере затрагивающие исследуемую тему. В них сформулирована позиция и отражена политика официальных кругов в отношении международного и регионального сотрудничества, в частности, гуманитарного. Это: Единый европейский акт (Single European Act); Московская Декларация глав государств и правительств государств-участников Черноморского экономического сотрудничества; Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом; Совместная политическая декларация о партнерстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Европейским Союзом; EU: Barcelona Declaration; EU: Euro-Mediterranean Partnership; Agreement Establishing the Black Sea Trade and Development Bank. - Black Sea Economic Cooperation; EU: Conclusions of the Presidency 1994, Essen; EU: Conclusions of the Presidency 1994, Cannes; EU: Conclusions of the Presidency 1994, Corfu Council Regulation (EEC); Workshop of Ideas and Projects for the Global Civilization; Внешняя политика России. Сборники документов; «Дипломатические вестники» МИД РФ; Declaration on the establishment of the Parliamentary Assembly of the Black Sea Economic Cooperation, BSEC; Report of the Seventh Meeting of the Ministers of Foreign Affairs, Draft Statement of the Business Council of the Organization of the BSEC; The Summit Declaration on Black Sea Economic Cooperation; Договоры, учреждающие Европейские Сообщества и многое другое.

Ценным источником явились периодические зарубежные издания: «The New Geopolitics of Eurasia and Mediterranean, Council Regulation (EEC)», «Europe on the Move», «Environmental Annual Review», «Foreign Affaires», «The Washington Post», «Institutional Investor», «Tomorrow», «The Economist», «Financial Times», «Euromoney» и пр. Там содержится подробная и конкретная информация относительно деятельности специализированных структур, работающих в области гуманитарного сотрудничества.

Огромное значение, конечно, имела обширная научная
литература, изданная как в России, так и за рубежом, по общим
проблемам мирового развития, европейской интеграции,
Средиземноморскому региону. Среди российских исследователей
процессов европейского развития следует упомянуть в первую
очередь Е.П.Бажанова, В.Г.Барановского, А.В.Бурсова,

И.А.Василенко, Г.А.Воронцова, А.А.Галкина, Л.И.Глухарева, В.В.Журкина, В.В.Загладина, А.Г.Задохина, А.Г.Иваиова, И.Д.Иванова, МВ.Каргалову, Н.А.Ковальского, И.Н.Кузьмина, Р.Г.Ланду, В.Ф.Ли, М.М.Максимову, В.А.Мартынова, Т.Г.Пархалину, Е.М.Примакова, С.В.Пронина, Ю.Н.Рахманинова, Ю.И.Рубинского, А.М.Салмина, В.Г.Сироткина, А.О.Чубарьяна, В.Я.Швейцера, В.Н.Шенаева, Н.П.Шмелева, А.Д.Шутова, А.А.Язькову.

Большое значение для изучения и осмысления затронутых в работе проблем представляют монографии и коллективные труды ученых ИЕ и ИМЭМО РАН и других научных институтов РАН. Это: «Многоликая Европа: пути развития» (отв. ред. М.В.Каргалова), М., 2002; «Европа вчера, сегодня, завтра» (отв. ред. Н.П.Шмелев), М., 2002; «Европейский Союз в XXI веке: выбор стратегии развития»

(под. ред. Ю.А.Борко и О.В.Буториной), М., 2001; «Западная Европа в современном мире» (под ред. В.Н.Шенаева), М., Мысль, 1979; «Европейское сообщество: регулирование интеграционных процессов» (под. ред. М.М.Максимовой), М., 1986 и многие другие. Неоценимый материал для исследования предоставила серия трудов, выпущенных Центром Средиземноморских и черноморских проблем Института Европы РАН: «Россия, Средиземноморье, Южная Европа» (отв. ред. Н.А.Ковальский), М., 1995; «Безопасность России. Черноморский регион» (отв. ред. Н.А.Ковальский), М., 1997; "Europe, The Mediterranean, Russia: Perception of Strategies." (Ed. by N.Kovalsky), M., 1998; «Европа и Россия: проблемы южного направления. Средиземноморье - Черноморье - Каспий» (Под ред. Н.А.Ковальского), М., 1999; «Проблемы европейского регионализма» (Отв.ред. Н.А.Ковальский), М., 1999; "European Union - Russia: Balkan situation" (Ed/ by V.Zhurkin and N.Kovalsky), M., 2000; «Планы стабилизации Кавказа. Запад и российские интересы» (Отв. ред. В.В.Журкин и Н.А.Ковальский), М., 2001; «Глобализация и регионализм. Черноморский регион. Балканы», М., 2001.

Хочется отметить, прежде всего, труды профессора Н.А.
Ковальского, основоположника разработки проблем

Средиземноморского региона в Институте Европы РАН. Руководимым им Центром Средиземноморских и черноморских проблем выпущена целая серия фундаментальных трудов, посвященных различным аспектам жизни региона. В книге «Глобализация и регионализм» сказано: «Оба понятия взяты из политической лексики конца XX - начала XXI столетия. Представляется, что глобализация и регионализм - это одновременно

и явления и процесс, свойственные современному этапу развития человечества, элемент всемирной цивилизации сегодняшнего дня, выражение тектонических сдвигов в политической жизни, экономике, общественных укладах, экологии, других сферах человеческого бытия». В своих последних работах Н.А. Ковальский расширяет пространство Большого Средиземноморья, включая в него, кроме Причерноморья, также Каспийский регион и даже Кавказ. Речь идет уже о геополитическом пространстве от Гибралтара до Каспия. Это представляется логически обоснованным, так как процессы, возникающие на этой территории, тесно взаимосвязаны и взаимозависимы, и входящие в нее субрегионы нельзя полноценно рассматривать по отдельности, в том числе и в гуманитарном аспекте. Необходимо отметить работы, опубликованные Центром проблем интеграции и системного анализа ЕС (МГУ) под ред. проф. Л.И.Глухарева: «Общеевропейский процесс и гуманитарная Европа. Роль университетов», М., 1995 и «Европейская интеграция, большая гуманистическая Европа и культура», М., 1998. Очень верной представляется Л.И. Глухаревым трактовка межцивилизационных отношений. Так, он пишет: «Разногенность цивилизаций - их имманентная черта, накладывающая свой отпечаток и на характер международных отношений. Они связаны как с географическими условиями, так и с ментальностью, духовностью, культурой, что, в свою очередь, формирует и различные ценностные установки: прагматизм, радикальный индивидуализм, фетишизация капитала и «психология успеха», протестантская этика. ... Концепции «общества потребления» в США, «социального партнерства» в Западной Европе, поиски «русской идеи», исламские модели развития отражают

разногенную структуру современного общества, а также цивилизационную основу региональных интеграционных группировок». Диссертанту также близко определение цивилизаций как «определенного типа духовности общества, его миросозерцания, который формируется под влиянием географических, природно-климатических условий, особенностей исторического развития, религиозных факторов, в основе которых лежат тысячелетние традиции и историческая инерция».

Обширный материал по затронутым проблемам содержится в трудах зарубежных авторов. Их отличительной чертой является наличие разновекторных позиций и целевых установок. Среди авторов, привлекших особое внимание диссертанта, хочется отметить таких, как: С.Хантингтон, Ф.Бродель, Х.Ортега-и-Гассет, Ж.Монне, Ж.Делор, Е.Грилли, Л.Дуглас, Г.Киссинджер.

Большую ценность представляют исследования французского историка Фернана Броделя о средиземноморской цивилизации, рассматривающего Средиземноморье как комплекс разнообразных составляющих. «Что такое Средиземноморье?... это пестрое лоскутное одеяло, ..некая система, где все сначала «сливается в один котел», а затем рождается заново в самобытной целостной форме... Это граница между Востоком и Западом в изначальном, классическом смысле этих понятий.», пишет Ф.Бродель, указывая на Средиземноморье как место встречи цивилизаций, где закладывались основы европейского историко-культурного наследия и самой европейской цивилизации, важнейший компонент истории которой составляют античное греческое и римское начала. В общем комплексе проблем, относящихся к Средиземноморью, им затрагивается и

16 Черноморский регион, связь культур и цивилизаций, торговых, политических, миграционных и прочих факторов, обращается особое внимание на Причерноморье и на его связи с Западной и Восточной Европой, на соотношение традиций и инноваций в истории и новейшем периоде в Большом Средиземноморье.

Наметившиеся в трудах Ф.Броделя линии «сопротивления культур» различных цивилизаций приобретают уже совершенно явные черты «столкновения (и даже разлома) цивилизаций» у американского автора Сэмюэла Хантингтона. Более того, в своих работах он утверждает, что «экономический регионализм может увенчаться успехом, только если он коренится в общей цивилизации» и в тоже время «успешный экономический регионализм усилит осознание собственной цивилизации», Признавая вступление международной политики в новую фазу, отличную от той привычной, что была прежде, С.Хантингтон считает, что фундаментальный источник конфликтов в этом новом мире не будет преимущественно ни идеологическим, ни экономическим, а преобладающие источники конфликтов между людьми будут определяться культурой. Наиболее значимые конфликты в глобальном масштабе, по мнению С.Хантингтона, возникнут между нациями и группами, принадлежащими к разным цивилизациям. Анализ мировых глобальных и региональных, прежде всего европейских, процессов позволяет отметить, что это утверждение верно, что следует, в частности, из того факта, что все страны ЕС принадлежат к «латинской» цивилизации, лишь Греция - к родственной православной, а исламская Турция не только не принята в Сообщество, но и сама отзывается о нем как о «клубе христианских

стран». В самом деле, учитывая последние политические события, нельзя отрицать определенные тенденции к подобному столкновению.

Среди проводников идеи американского превосходства (в том числе культурного) над Европой одно из первых мест занимает, безусловно, 3. Бжезинский. В своей нашумевшей книге «Великая шахматная доска», центральная идея которой - использование Соединенными Штатами Америки своего военного, экономического и культурного превосходства для удержания контроля над Евразией, он пишет: «Область культуры, несмотря на свою некоторую примитивность, обеспечивает Соединенным Штатам политическое влияние, близкое которому не имеет ни одно государство мира». И далее, отмечая влияние американского господства в области глобальных коммуникаций, популярных развлечений и массовой культуры, делает вывод о том, что культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. Но, пренебрежительно отзываясь о европейском потенциале и проходящих на континенте процессах, 3. Бжезинский признает, что в совокупности евразийское могущество значительно перекрывает американское. «К счастью для Америки, - замечает он, - Евразия слишком велика, чтобы быть единой в политическом отношении». Опасение перед региональной сплоченностью высказывает и Г. Киссинджер. Считая, что «региональные группировки могут оказаться структурными элементами нового мирового порядка», огромное значение он придает тому, добиваются ли они своей идентичности в сотрудничестве с Америкой или в противодействии ей.

Проблема межцивилизационных отношений не нова и периодически поднимается в науке. Их закономерности были

исследованы в работах Н. Д. Данилевского («Россия и Европа», 1869 г.), О. Шпенглера («Закат Европы», 1918 г.), А. Тойнби («Постижение истории», 1934-1955 гг.), К. Ясперса («Смысл и назначение истории», 1948 г.), Р. Ланда («Ислам в истории России», 1995 г.) и т.д.

Таким образом, многочисленные научные исследования и публикации позволили автору диссертации, изучив опыт предшественников и пущенный ими в научный оборот богатый фактический материал, критически оценив различные подходы к избранной теме, найти нишу, нуждающуюся в заполнении.

Развитие регионализма в Российской Федерации требует специального изучения. Дело в том, что Россия является страной регионов, исторически относящихся к разным культурам, религиям, укладам жизни и уровням развития общества. На протяжении всей российской истории в территорию страны вливались компоненты, сильно отличающиеся друг от друга, и каждый привносил что-либо свое. Россию, подобно Средиземноморью, также с полным правом можно назвать «котлом наций и культур». Сотрудничество, в частности, гуманитарное со Средиземноморским регионом Европы, затрагивает национальные интересы России и безусловно может служить объектом специальных исследований.

Апробация работы. Диссертация была обсуждена и рекомендована к защите Центром проблем социального развития Европы ИЕ РАН.

Основные положения работы были отражены в публикациях автора, в выступлениях на международных научных конференциях и симпозиумах.

Структура диссертации. Цели и задачи определили структуру диссертации. Она состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

Описывается общая характеристика работы, излагаются цели, и
определяется объект исследования, обосновываются

методологические принципы, аргументируются актуальность и новизна рассматриваемой темы, а также производится оценка современного состояния исследований в данной области, дается краткий обзор истоковедческой базы.

Показываются особенности региона, способствовавшие активным контактам населявших его народов, виды этих контактов -военные, завоевательные походы, схватки за рынки, и мирные -торговые или культурные обмены, всегда способствовавшие (вольно или невольно) лучшему узнаванию соседей по Средиземноморскому региону. Древние государства объединялись, сливаясь, и распадались, каждый раз привнося что-то свое в общий средиземноморский «котел культур». Христианство, будучи признано государственной религией Римской империи, послужило важным фактором сближения народов и дополнило культурное, правовое, экономическое, социально-политическое объединение европейцев объединением религиозным.

Воздействие Средиземноморья на судьбы Европы менялось в различные исторические периоды. Оно то возрастало, то понижалось, полностью не исчезая никогда. Ведь и в эпоху античности, и в средневековье господствующее положение на Средиземном море гарантировало государству приоритет и в экономической, и в политической роли в Европе. Хотя, с наступлением эпохи Великих исторических открытий экономический и политический центр

тяжести Европы переместился на другие ее регионы (Центральный и Северный), это вовсе не означало, что Средиземноморье утратило свое значение, оно лишь перестало доминировать, оставшись при этом одним из важнейших европейских регионов.

Это район возникновения самых знаменитых культур и цивилизаций древности — греческой античности, заложившей основы европейской цивилизации, затем - Римской и Византийской. Именно в Средиземноморье сформировался тот культурно-цивилизационный пласт, позволивший позже Европе называть себя «латинской классической».

Сочетание исторической роли Средиземноморского региона как европейского культурно-цивилизациоиного очага и возрастание его значения сегодня как одного из центров мировой политики, обусловленного его геополитическим и географическим положением, позволяет рассматривать регион, где особенно важен гуманитарный аспект сотрудничества.

Далее рассматривается возникновение и развитие европейской идеи в процессе формирования европейской культурно-цивилизациоиной идентичности. Большинство европейских мыслителей (начиная со времен античного Средиземноморья) называли общую культуру, мораль и религию в числе важнейших объединяющих (или, в современном определении, интегрирующих) факторов. Современные исследователи также все чаще обращаются к цивилизационному подходу, в котором духовности придается не менее важная роль, чем экономическим, политическим или, например, социальным, факторам. Особенно примечательна роль культуры в качестве фактора региональной идентичности.

Архитектура новой гуманистической Европы должна быть скреплена универсальной общеевропейской идеей, успешно находящей ответ на вызовы XXI века.

Описанию видов регионального сотрудничества, которые сложились к настоящему времени, посвящен отдельный параграф. Для Средиземноморья характерно взаимодействие различных цивилизаций, выражающих свои интересы и стремящихся сохранить свое культурное своеобразие. Велико значение этнического и религиозного факторов. Гуманитарное сотрудничество способно внести позитивный вклад в дело стабилизации региона и близлежащих территорий, которые в последнее время неоднократно становились ареной конфликтов, в том числе и военных.

Успешные региональные отношения возможны только при осознании того, что любая страна или регион, наиболее полно способна обеспечить свои национальные интересы лишь через сотрудничество, партнерство и взаимопонимание со своими соседями.

Традиционными областями взаимодействия (а порой и соперничества) стран Средиземноморья являются прежде всего экономическая и политическая, а также социальная сферы. Контакты в области культуры чаще всего оставались областью совместных интересов.

В политической области немалые усилия прилагаются для превращения Средиземноморского пространства в зону мира и стабильности, что создаст, в числе прочего, более привлекательные условия для иностранных инвесторов. Среди факторов политической нестабильности особое значение приобретает исламский фундаментализм, корни которого уходят в социальные и

демографические проблемы, а последствия ощущает современная Европа в виде отголосков событий на Балканах.

В экономической сфере делаются энергичные попытки использовать те преимущества, которые многостороннее торгово-экономическое сотрудничество придает развитию национальных экономик. В свою очередь, это служит материальной основой для повышения уровня жизни населения.

Положение в социальной сфере многих средиземноморских стран Европы требует регулярного многоуровневого и многостороннего сотрудничества, как стран региона, так и высокоразвитых европейских стран.

Такое взаимодействие позволяет обеспечить устойчивое экономическое и социальное развитие региона и призвано снять социальное напряжение в соседних государствах.

Нельзя забывать о взаимодействии экономики и культуры как важного фактора объединения европейских государств. В европейском обществе растет понимание роли культуры, места социокультурного аспекта в экономике, о своеобразии национальных и даже региональных экономических моделей.

Параграф, посвященный инновационным областям сотрудничества, рассказывает о новых направлениях взаимодействия как отдельных частей региона между собой, так и Средиземноморья со своими соседями.

Барселонская конференция по проблемам

евросредиземноморского партнерства, состоявшаяся в ноябре 1995 г., явилась закономерным итогом всей предшествующей работы институтов ЕС по средиземноморской проблематике и одновременно

стартом нового и крайне важного этапа в отношениях Европейского Союза и стран Средиземноморского региона.

Барселонский процесс положил начало новому качеству отношений Европейского Союза и стран Средиземноморья, что связано с процессом информатизации, с введением новейших технологий, которые во многом расширяли возможности сотрудничества, в том числе и в гуманитарной сфере (наука, образование, культура и пр.).

Развитие телекоммуникационных сетей — необходимая база для
внедрения информационно-коммуникационных технологий,

открывающих новые возможности, как в области бизнеса, так и в использовании инновационных технологий в торговле, деловой практике, а также для реализации гуманитарного сотрудничества в новых формах. Новые возможности позволили по иному подойти к решению важнейшей для Средиземноморья проблемы -экологической.

Суть концепции устойчивого развития, которую принимают на вооружение наиболее прогрессивные представители промышленных и финансовых кругов, состоит в обеспечении поступательного развития экономики, использования новейших достижений науки и техники с учетом социальных потребностей общества и при условии бережного отношения к окружающей среде.

Средиземноморский регион особенно уязвим, когда речь идет об экологических проблемах. Поэтому любые вопросы, связанные с производительностью труда, развитием производств, ставятся в плане их «экоэффективности». Этот термин был введен Советом предпринимателей по устойчивому развитию при анализе процесса

получения все большей прибавленной стоимости в условиях экологической безопасности.

Необходимость устойчивого развития относится к числу проблем, актуальных для многих государств Средиземноморья. Однако позиции разных стран пока еще не единодушны. Но все яснее становится необходимость объединения государств региона в стремлении решить проблемы устойчивого развития. Проблема взаимоотношений человека и общества с природой оказались в числе глобальных проблем нашего времени.

В силу ряда исторических, геополитических, этнических причин Средиземноморье сегодня оказалось на переднем крае борьбы с новыми вызовами XXI века. Безопасность Европы в настоящее время неотделима от безопасности и стабильности Средиземноморско-черноморского региона. Это связано с тем, что регион является составной частью «дуги нестабильности», часть которой напрямую примыкает к границам ЕС.

Новые вызовы безопасности, возникшие на рубеже веков, изменили условия европейской безопасности, которая становится глобальной, состоящей не из национальных или коллективных, а из региональных систем безопасности. Поэтому термин «средиземноморская безопасность» в настоящее время должен рассматриваться в контексте «европейской безопасности».

Гарантом безопасности в Средиземноморье является региональная интеграция, помогающая созданию условий для равноправного и полноценного экономического и гуманитарного сотрудничества, на которое не влияют колебания политической конъюнктуры. Глобальный подход к решению проблем безопасности

в регионе представляется малоэффективным. Необходим учет всех нюансов всех региональных особенностей, стремление к распространению, внедрению и восприятию европейской системы ценностей, основанной на уважении и соблюдении прав человека. Другими словами, приобретает особое значение разработка невоенных аспектов европейской безопасности.

Средиземноморье является полем активной деятельности целого ряда международных организаций. Не говоря уже о геополитическом положении региона, общепризнано, что его культурное наследие имеет не только европейское, но и мировое значение. Поэтому усилия по его сохранению являются сферой приложения усилий многих правительственных и неправительственных организаций.

Среди них хотелось бы выделить ЮНЕСКО, которая с момента создания уделяет много внимания Средиземноморскому региону (организация и финансирование исследований для восстановления исторических и культурных памятников Средиземноморья, специальные программы изучения средиземноморской культуры и пр.).

Вопросами, относящимися к безопасности и сотрудничеству в регионе, занимается ОБСЕ (Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе). Отмечая важность торгово-экономического евро-средиземноморского сотрудничества, ОБСЕ значительное внимание стала уделять и вопросам экологии и сохранению культурного наследия региона, другими словами, сотрудничеству в области гуманитарного измерения.

Деятельность Совета Европы в Средиземноморье нельзя оценить как активную. Однако и он предпринимает акции по

организации средиземноморского сотрудничества и принял крупную гуманитарную программу, имеющую целью утверждение демократии и гуманистических ценностей в Средиземноморье.

Активность в Средиземноморском всегда проявляла НАТО. Принята специальная «Средиземноморская инициатива» (1994 г.), одобряющая проникновение и закрепление альянса в регионе. В рамках сотрудничества НАТО со странами региона предусмотрено создание программ «Партнерство для Средиземноморья» по аналогии с уже действующей «Партнерство во имя мира».

Европейское Сообщество, а затем Европейский Союз всегда выделяли Средиземноморье как зону своего особого внимания. Намерение Сообщества содействовать ликвидации экономического и социального дисбалансов южной части Европы прозвучало еще в Римских договорах (1957 г.). Свое развитие эти намерения получили в 70-х гг., когда Парижский саммит отметил, что ЕС придает большое значение выполнению своих обязательств перед странами Средиземноморья и что они должны стать объектом «глобального и сбалансированного подхода». Деятельность ЕС в регионе стала включать, помимо торгово-экономических, финансовые, социальные, культурные аспекты. Заработали программы регионального сотрудничества в технической, экологической, инновационной, культурной и прочих областях. Речь пошла о «глобальной средиземноморской политике ЕС, где особое место заняли евро-средиземноморские программы».

Вступление в ЕС ряда новых государств, расположенных в Северном Средиземноморье, дало новый импульс качественному изменению средиземноморской политики Европейского Союза.

В «Концепции внешней политики Российской Федерации» отмечается значение Средиземноморского региона как узла таких регионов, как Ближний Восток, Черноморский регион, Кавказ, бассейн Каспийского моря и указывается, что Россия намерена проводить целенаправленный курс на превращение его в зону мира, стабильности и добрососедства, что отвечает также и нашим национальным интересам.

Сотрудничество между Россией и странами

Средиземноморского региона, прежде всего европейскими,
развивается во многих сферах, в разнообразных формах, на разных
уровнях. Здесь и приносящие экономическую выгоды проекты, и
чисто гуманитарные, охватывающие самые разные направления:
науку, культуру, туризм, благотворительность, обмен творческими
коллективами и музейными фондами, контакты между
университетами и научными центрами. Следует отметить
благоприятный климат гуманитарного сотрудничества России со
Средиземноморским регионом, характеризующийся

доброжелательностью и взаимной заинтересованностью сторон. Расширение подобных контактов, несомненно, будет способствовать стабильности на континенте и лучшему взаимопониманию европейских народов, а международные организации и особенно европейские, прежде всего, Совет Европы и Европейский Союз, могут не только идейно вдохновлять, но и оказывать необходимую техническую, информационную и финансовую помощь инициативам и мероприятиям, стимулирующим диалог культур.

Исторические предпосылки многопрофильного регионального сотрудничества в Средиземноморье

Географические условия всегда играли важнейшую, а в древнейшие времена - определяющую роль при заселении и освоении того или иного пространства. Не случайно первыми очагами древних цивилизаций были территории, находящиеся в примерно одинаковых природных и климатических условиях, в землях с жарким климатом, распространяясь оттуда в более холодные. В Европе распространение цивилизации не составило исключения, продвигаясь с юга в глубь континента - на север. Более того, Средиземноморье, благодаря своим географическим и климатическим условиям, дало возможность заселявшим его народам активно контактировать между собой уже в самые ранние эпохи, в отличие от, например, китайской или индийской цивилизаций (не менее, кстати, если не более, развитых по сравнению со средиземноморскими), отделенных от остальных цивилизаций труднопроходимыми горными хребтами или пустынями. Так в одном случае природные условия региона способствовали межцивилизационным контактам, в другом - заставили населяющие его народы вести более изолированное существование.

Государства-нации продолжают оставаться основными звеньями мировой системы. Конкуренция, основанная на владении территорией, все еще доминирует в международных отношениях, даже если ее формы в настоящее время становятся более цивилизованными. Географическое положение все еще остается отправной точкой для определения внешнеполитических приоритетов государства-нации, а размеры национальной территории по-прежнему сохраняют за собой значение важнейшего критерия статуса и силы.

Средиземноморье уже в древнейшие времена стало не просто "ареной", а главной сценой всемирной истории, где происходили столкновения и контакты народов. Иногда они были военными -завоевательные походы, схватки за рынки, иногда мирными -торговые или культурные обмены, но всегда способствовавшими (вольно или невольно) лучшему узнаванию соседей по средиземноморскому бассейну, их культур, способов ведения хозяйства, научных открытий и т.д. В этой связи представляется необходимым проследить основные вехи становления Средиземноморья как единого экономического и культурно-политического региона. Особенно важную роль в культурных контактах Средиземноморья сыграли финикийские и греческие купцы и колонизаторы, а также македонские и римские войска, "несшие культуру на острие копья". Древнейшей цивилизацией Средиземноморья был Древний Египет, уже за полторы тысячи лет до н.э. ведший войны с Сирией и Ассирийским царством. Именно к этому времени надо отнести и первую попытку экономической и культурной экспансии финикийцев, причем они активно распространяли не только достижения своей собственной, но и египетской, ассирийской и вавилонской культуры по всей территории Средиземноморья, вплоть до Иберийского полуострова. Примерно к этому же периоду относится начало политической истории иудеев, которые испытывали притеснения, кажется, со всех мыслимых сторон.

Все упомянутые государства, как и многие другие страны Восточного и Северного Средиземноморья, были поглощены Царством Персидским. Это огромное государство включило в себя в результате успешных завоеваний разнородные нации, этносы и племена, находившиеся на самых разных ступенях развития цивилизации. Но и подобный "котел культур"1 еще не был окончательным - около 500 г. до н.э. Персидское царство вступило в борьбу с греками, заселившими к тому времени своими колониями берега не только Средиземного, но и Черного и Азовского морей. Впрочем, внутренние раздоры греческих полисов позволили Македонии успешно завоевать Грецию и продолжить войну уже с ее соперницей, Персией, закончившуюся покорением последней объединенными греко-македонскими войсками Александра Великого. На территории бывшего Персидского царства уже за 300 лет до н. э. началось распространение греческой культуры и активное ее взаимодействие с местными культурами, включавшими в себя достижения персидской культуры с солидной долей "примесей" культур покоренных персами народов. То, что позже было названо эллинистической культурой, явилось настолько важным признаком эпохи (заимствования были не только чисто художественные, но и научные, особенно философские, религиозные, военные, социально-политические т.д.), что вся эпоха получила название эллинистической.

Римляне, удачливые воины и гениальные администраторы, объединили под своей властью все средиземноморские земли, уравняв все свободное население Римской империи в правах гражданства, и превратили Средиземное море в свое внутреннее озеро, "Маге Nostrum". Будучи в конце концов (в IV в. н.э.) признано государственной религией империи, христианство дополнило культурное, правовое, экономическое, социально-политическое объединение религиозным.

Эволюция европейской идеи в Средиземноморье

Современная Европа с завидной периодичностью вновь и вновь возвращается к своим средиземноморским корням. Об этом свидетельствует постоянно возрастающий интерес к культуре, искусству, философии древних цивилизаций Средиземноморья.

Известно, что сам цивилизационный процесс складывается столетиями, от эпохи к эпохе, от поколения к поколению, под влиянием различных факторов, как внешних, так и внутренних. Но всегда непременным условием являются непрерывность и преемственность, тем большие, чем выше уровень культуры в данном обществе. Уровень цивилизации не может быть определен без учета уровня ее культуры. В культуре в значительной мере лежат основа и истоки различных цивилизаций.

Большинство европейских мыслителей (начиная со времен античного Средиземноморья) называли общую культуру, мораль и религию в числе важнейших объединяющих (или, в современном определении, интегрирующих) факторов. Современные исследователи также все чаще обращаются к цивилизационному подходу, в котором духовности придается не менее важная роль, чем экономическим, политическим или, например, социальным факторам. Особенно примечательна роль культуры в качестве фактора региональной идентичности. Что же представляют собой средиземноморская культура и средиземноморская цивилизация для современной европейской культуры и современной Европы в целом? И как формировалась европейская идея в Средиземноморье? Европейская цивилизация с самого начала своего существования давала более широкий простор личности и более других содействовала ее свободному и самостоятельному развитию. Поэтому традиции европеизма оказались столь долговечными и устойчивыми в общественном сознании западноевропейских стран.

Со времен античности Европа осознавала себя, во-первых, целостным регионом, во-вторых, обособляла себя от остального мира, а в-третьих, в известной мере противопоставляла себя «невежеству и варварству остального мира». Европеизм как идейное течение начал формироваться в раннее Средневековье, когда Европа, после веков Великого переселения народов и набегов племен вандалов, всеобщего запустения и забвения достижений античных Греции и Рима, вновь ощутила себя единым регионом. И конечно тут же взвалила на себя «бремя белого человека». Пожалуй, точнее всех описал этот процесс кардинал Ратцингер: «Наиболее четко Европа понимает, что она такое, именно там и тогда, где и когда она сталкивается с тем, что противоположно ей»4.

Возникновению европейского сознания, несомненно, в немалой степени способствовали географические особенности этой части света: небольшая (по сравнению с пространствами других материков) территория, отсутствие естественных препятствий в виде непроходимых гор или пустынь. Все это облегчало и укрепляло связи между разрозненными племенами первых европейцев, помогало возникновению черт современного европейца: этническая терпимость (в пределах своей расы), способность к пониманию чуждого менталитета (или хотя бы стремление понять), стремление к новизне, мобильность и предприимчивость. Все эти данные обеспечили и облегчили в свое время европейцам триумфальное шествие по миру.

Вместе с тем, говоря о европейском самосознании, необходимо отметить, что пути его формирования вовсе не были гладкими. Европа не была однородна политически или этнически. Правда, в разные периоды ее истории на территории большей части Европы возникали порой государства-колоссы, объединявшие ее, пусть даже на время. В их числе можно назвать прежде всего две Римские империи -Древнюю Римскую империю, объединившую не только большую часть Европы, но и практически все Средиземноморье, и Священную Римскую империю германской нации, прекратившую свое существование к началу XIX века. Но все они распались на отдельные государства, часто враждовавшие между собой и не искавшие путей к объединению.

Идея европейской общности, как сейчас говорят, идентичности, содержалась, прежде всего, в духовной сфере. Античное наследие, культуры варварских (кельтов, германцев и др.) племен и единая религия - христианство - вот что явилось в полной мере интегрирующим фактором, позволившим европейским нациям найти нечто общее между собой, отождествить себя друг с другом. Интегрирующая роль религии в европейском обществе того времени общеизвестна, она была единственной формой общественного сознания и основным типологическим признаком Средневековья. Европа была «христианским миром» в противовес «сарацинам», ее объединение проходило под сенью креста.

Крестовые походы, базируясь на причудливой смеси религии и экономики, явились в свое время одним из факторов самосознания европейцев-христиан. Они были направлены не только на борьбу с мусульманами, в их жернова попадали и иноверцы-европейцы, даже христиане, в чем-либо отклонившиеся от «истинной веры». Тогда же происходила жестокая и долговременная борьба папства с монархами Европы за примат церковной власти над королевской. Потерпев поражение в противостоянии со светскими владыками, церковь повела активное наступление на остальной мир, выразившееся в интенсивной миссионерской деятельности. Этим в немалой степени была подготовлена почва для проникновения и закрепления европейцев в других частях света.

Инновационные области сотрудничества: Барселонский процесс

Барселонский процесс положил начало новому качеству отношений Европейского Союза и стран Средиземноморья. Логика возникновения этого процесса становится ясной, если вспомнить, что два огромных региона испокон веков «делили» между собой единое геополитическое, историческое и культурное пространство Средиземного моря и окружающих его земель. Процесс колонизации также способствовал более тесному сближению регионов и стран Южного и Северного Средиземноморья.

Понимание необходимости законодательного закрепления достижений евросредиземноморской политики привело к включению этого вопроса в повестку дня Лиссабонского саммита (1992 г.). Там было объявлено следующее: «Южный и восточный берега Средиземного моря, так же как и Ближний Восток, являются географическим районом, представляющим значительный интерес для ЕС с точки зрения безопасности и социальной стабильности»51. Следующим этапом стал саммит Европейского Совета на греческом острове Корфу (июнь 1994 г.). Решением Совета стало подтверждение «глобальной политики ЕС в средиземноморском регионе и выработки возможных инициатив, направленных на усиление этой политики в краткосрочной и среднесрочной перспективе, имея в виду возможность созыва конференции с участием ЕС и его партнеров в Средиземноморском регионе»52.

В отличие от итогов предыдущих встреч, посвященных проблематике отношений Сообщества со странами Средиземноморского региона, решения Европейского Совета, принятые на Корфу, выгодно отличались не только четкими формулировками самих проблем, но и конкретными предложениями по их решениям. В частности, было признано необходимым наличие четкого поэтапного плана действий.

Достигнутое на Корфу было подтверждено в декабре того же (1994) года на саммите ЕС в г. Эссене, в итоговом коммюнике которого подчеркивается намерение ЕС поддерживать усилия стран Средиземноморья по превращению региона в зону мира, стабильности, процветания и сотрудничества и развивать с этой целью евросредиземноморское партнерство. Совет обратился с призывом к Европейской комиссии «реально оценить те вызовы, с которыми сталкиваются страны региона, их социально-экономическое и политическое значение для ЕС»53. В числе вызовов были названы прежде всего социально-демографические и религиозные, подчеркнута угроза исламского экстремизма и фундаментализма.

Свое развитие этот процесс получил на заседании Европейского Совета в Каннах в июне 1995 г., последнем перед Барселонской конференцией, увенчавшей усилия по созданию полноценного евросредиземноморского диалога54. Там было еще раз подтверждено, что «новое измерение отношений Европейского Союза с его средиземноморскими партнерами имеет важное стратегическое значение». Поскольку общеизвестно, что любая, даже самая благая задача обречена на неуспех при отсутствии финансирования, крайне важным стало то, что Совет утвердил размер ассигнований (4,69 млн. ЭКЮ) на реализацию проекта евросредиземноморского партнерства на период 1995 - 1999 гг. На Каннской встрече создали специальную программу по средиземноморскому сотрудничеству - MEDA, получившую новый раздел бюджета для финансирования. Значительную часть займов в рамках программы и в дополнение к ней предоставляется Европейским инвестиционным банком. Ценность программы MEDA еще и в том, что она является инструментом сотрудничества, в котором проекты и их финансирование заложены на ряд лет вперед, но то же время поддаются корректировке в соответствии с происходящими в регионе изменениями. Европейская комиссия предоставила многоцелевую финансовую помощь в размере 4,4 миллиона ЭКЮ55. Были также начаты такие программы ЕС для Средиземноморья, как МЕД-Урбс, МЕД-Кампус, МЕД-Инвест, МЕД-Медиа и другие. При этом программы независимы от политической конъюнктуры, от которой в немалой степени обесценивались предшествующие протоколы. Все это говорит о том значении, которое ЕС придавал и придает развитию отношений с регионом.

Барселонская конференция по проблемам евросредиземноморского партнерства, состоявшаяся в ноябре 1995 г. в испанском городе, по имени которого она и получила свое название, явилась закономерным итогом всей предшествующей работы институтов ЕС по средиземноморской проблематике и одновременном стартом нового и крайне важного этапа в отношениях Европейского Союза и стран Средиземноморского региона. Конференция подвела итог длившегося почти тридцать лет вялотекущего процесса, высветила его достижения и недостатки и перевела евросредиземноморское сотрудничество на путь быстрого и эффективного для обеих сторон развития. Стороны нуждались в новой модели диалога, с учетом набирающего обороты процесса глобализации и понимания важности регионализма. Барселонская конференция оказалась представленной 15 государствами-членами ЕС и 12 странами Средиземноморского региона. Прибыли участники от Северной Африки (Алжир, Египет, Марокко, Тунис), островных государств (Мальта, Кипр), и Ближнего Востока (Израиль, Иордания, Ливан, Организация Освобождения Палестины (ООП), Сирия, Турция). Кроме министров иностранных дел всех 27 государств, итоговая декларация была подписана представителями Еврокомиссии и Председателем Европейского Совета. При открытии Барселонской конференции перед участниками были поставлены следующие задачи: прежде всего - создание и законодательное закрепление новой модели евросредиземноморского партнерства; далее сокращение экономического, социального и технологического разрыва между развитым Севером и отстающим Югом; ускорение темпов региональной интеграции и партнерства56.

Международные организации (ООН, ЮНЕСКО, Совет Европы)

Традиционными областями взаимодействия стран Средиземноморья являются прежде всего экономическая и политическая сферы. Однако нельзя сбрасывать со счетов и культурно-цивилизационную составляющую средиземноморского процесса, которая во все времена считалась достаточно важной, а в некоторых ситуациях и определяющей. С ростом политической напряженности в Средиземноморье начали появляться соответствующие инициативы и проекты с участием большинства государств региона.

Это прежде всего национальные, а затем и региональные программы научных исследований, многостороннее научно-техническое сотрудничество, работа по гармонизации национальных экологических законодательств и т.д. Особое внимание стало уделяться и вопросам культурного сотрудничества. Сейчас в это понятие включены: сотрудничество непосредственно в сфере культуры (начиная от сохранения и реставрации памятников истории и культуры Средиземноморья до применения новейших технологий для увеличения доступа к культурному наследию стран региона), гуманитарные акции различных уровней компетенции (от движения волонтеров до наднациональных гуманитарных программ ЕС), все образование (от начального до профессионального обучения и адаптации к новым условиям рынка), инновационная сфера, одна из приоритетных в деятельности ЕС на этом направлении .

Общепризнано, что культурное наследие Средиземноморья имеет не только европейское, но и мировое значение. Поэтому усилия по его сохранению со стороны ЕС дополняются деятельностью международных, правительственных и неправительственных организаций, в том числе региональных. Среди них стоит выделить ЮНЕСКО, которая уже вскоре после ее создания в 1946 г. стала проявлять интерес к Средиземноморскому региону, в котором как нигде в мире можно найти, по выражению Ф.Броделя, такое смешение культур, народов и цивилизаций, где все сливается в единый котел, а затем рождается заново в самобытной целостной форме93.

В числе приоритетных направлений деятельности ЮНЕСКО в сфере культуры - организация и финансирование исследований для восстановления исторических и культурных памятников Средиземноморья94. После венецианского наводнения 1966 г., катастрофического по своим последствиям, благодаря ЮНЕСКО были организованы междисциплинарные исследования, направленные на изучение способов восстановления как самого города, так и прилегающей лагуны, та же организация содействовала практическим действиям по их воплощению.

5 ноября 2001 г. 31-я Генеральная конференция ЮНЕСКО приняла «Универсальную декларацию по культурному многообразию», которая стала, по определению ее Генерального секретаря К. Матсуура, «основополагающим документом, который может впоследствии приобрести ту же силу, что и Декларация прав человека».

22 апреля 2002 г., в ходе своего 49-го заседания Комиссия по правам человека ООН приняла резолюцию касательно «значения продвижения культурных прав и уважения культурной индивидуальности». В резолюции подчеркивалось, что «рыночные силы не в состоянии в одиночку гарантировать защиту культуры на долгосрочную перспективу и в этой связи следует выделить ведущую роль общественных политических деятелей, в тесном партнерстве с частным сектором и гражданским обществом».

Идея культуры мира вызревала практически все годы деятельности ООН и ее дочерней организации по вопросам образования, естественных и гуманитарных наук, культуры и информации - ЮНЕСКО. Она аккумулирует в концентрированном виде весь исторический опыт и является выражением стремления человечества не только выжить, но и сделать свое будущее более совершенным.

Еще в 1995 году на своей 28-й Генеральной Конференции ЮНЕСКО так определила понятие культуры мира: «Это культура социального общения и взаимодействия, основанная на принципах свободы, справедливости и демократии, терпимости и солидарности; культура, исключающая насилие, облегчающая предотвращение конфликтов путем выявления их истинных корней и разрешения проблем через диалог и переговоры; культура, гарантирующая всем полное использование всех прав и средств для участия в полнокровном развитии общества»95.

Огромная заслуга ООН и ЮНЕСКО заключается в том, что они, не ограничившись выдвижением грандиозного миротворческого проекта, взяли на себя роль организатора действительно массовой долгосрочной кампании, формирующей новое мировоззрение людей и вовлекающей их в строительство собственного будущего. Декларация о культуре мира и Программа действий в области культуры мира (оба документа были приняты 53-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН 10 ноября 1998 года) стимулировали во всем мировом сообществе активную работу, способствующую продвижению к культуре мира.

Предложенная ООН концепция культуры мира может рассматриваться как одна из платформ формирования новой глобальной идеологии цивилизационного развития. Культура мира может стать системой, которая позволит учитывать все факторы, воздействующие на развитие.

Похожие диссертации на Культурно-цивилизационный фактор в региональном сотрудничестве (На примере Средиземноморского региона ЕС в 1990-е годы)