Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке Фаед Халед Абед Мустафа

Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке
<
Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Фаед Халед Абед Мустафа. Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке : 07.00.15 Фаед Халед Абед Мустафа Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке (1947-2004 гг.) : Дис. ... канд. ист. наук : 07.00.15 Москва, 2005 192 с. РГБ ОД, 61:05-7/739

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Исторические и религиозные аспекты борьбы за Иерусалим 13

1-1. Краткая история города Иерусалима 13

1-2. Религиозная составляющая в борьбе за Иерусалим 30

ГЛАВА II. Палестинская позиция по проблеме Иерусалима 47

2.1. Иерусалимский вопрос в программных документах и деятельности Организации освобождения Палестины и других палестинских организаций 48

2.2. Иерусалим в политике Палестинской национальной администрации 61

ГЛАВА III. Политика Израиля в отношении Иерусалима 68

3.1. Позиция правительств Израиля по Иерусалиму 69

3.2. Иерусалим в программах израильских политических партий 95

ГЛАВА IV. Международные аспекты проблемы и их воздействие на борьбу вокруг Иерусалима 105

4-1. Позиция региональных и внерегиональных сил по решению иерусалимской проблемы 105

4-2. Проблема Иерусалима в Организации Объединенных Наций 134

4-3. Иерусалимский вопрос в планах и проектах ближневосточного урегулирования 148

Заключение 169

Список источников и литературы 180

Введение к работе

Иерусалим является одной из центральных тем в палестино-израильском мирном урегулировании. Этот вопрос - в числе самых болезненных для обеих сторон проблем, ибо, как считают многие эксперты, Иерусалим - это конфликт не интересов, а ценностей, а когда дело доходит до конфликта ценностей, то возможность компромиссов оказывается резко ограниченной.

Актуальность темы обусловлена многочисленными обстоятельствами. Ограничимся указанием на наиболее существенные из них и особо отметим, что при анализе столь сложного и значимого в научном и практико-политическом отношении вопроса приходилось учитывать разнообразные факторы - геополитические, экономические, военные интересы заинтересованных сторон, культурные, религиозные, идеологические, психологические, демографические аспекты проблемы, принимать во внимание позицию и амбиции непосредственных участников противоборства.

1. Иерусалим выделяется среди всех городов мира своим культурно-историческим и духовным наследием. Это город, в котором имеются многочисленные памятники и реликвии трех монотеистических религий (иудаизма, христианства и ислама), он уникален своими ценностями и особой духовной атмосферой; здесь переплетается множество культур, укладов и традиций, что и порождает многогранность и неповторимость города. История Иерусалима стала историей и достоянием не только палестинского и еврейского народа, но и достоянием всего человечества.

2. Вопрос об Иерусалиме - один из «краеугольных камней» палестинской проблемы, которая, в свою очередь, является главной осью арабо-израильского кризиса, находящегося в центре внимания государств региона и мировых держав и активно вовлекающего их в свою орбиту; нахождение данного региона в стратегически и экономически важной зоне побуждает региональные и внерегиональные силы к поискам урегулирования этого противостояния. Вся история развития кризиса, равно как и все попытки достичь его политического урегулирования свидетельствуют о том, что развязать «гордиев узел» палестинской проблемы невозможно без принятия адекватных мер по справедливому урегулированию иерусалимского вопроса во всем его многообразии. Данное обстоятельство определяет особую важность рассматриваемой проблемы в процессе всеобъемлющего урегулирования на Ближнем Востоке.

3. Учитывая особое положение и значимость Иерусалима, Израиль с момента его оккупации в 1967 г. предпринимает разнообразные практические шаги (издание соответствующих законодательных актов, активизация поселенческой политики), стремясь изменить его арабский мусульманско-христианский характер и окончательно закрепить аннексию города. Израильские власти стараются создать де-факто новую демографическую и социально-политическую ситуацию, которую было бы трудно изменить в результате любых переговоров между заинтересованными сторонами в будущем.

4. После Мадридской мирной конференции, положившей начало мирному процессу на Ближнем Востоке, палестинцы и израильтяне пришли к поэтапному соглашению (1993 г.), призванному стать основой для всеобъемлющего урегулирования. Председатель ООП Ясир Арафат и премьер-министр Израиля Ицхак Шамир подписали соглашение в Осло, понимая, что альтернативы ему не существует. Начавшийся палестино-израильский диалог являл собой попытку найти точки соприкосновения конфликтующих сторон по ряду спорных вопросов, отход от старых стереотипов и выработку нового мышления и подходов в поиске выхода из многолетней тупиковой ситуации. Однако проблема Иерусалима, являющаяся одной из серьезнейших и принципиальных для обеих сторон, в тот период не нашла своего разрешения; дискуссии по ней носили формальный характер и были отложены до завершающего этапа урегулирования («отложенный статус Иерусалима»).

5. К сожалению, многие исследования, посвященные данному вопросу, особенно западные публикации, обнаруживают предвзятый, поверхностный и необъективный подход к его освещению. Да и в целом данная тема до сих пор не была подвергнута глубокому и всестороннему научному анализу как в российской, так и в зарубежной историографии. Иначе говоря, объективный научный анализ не всегда поспевает за стремительным развитием событий на Ближнем Востоке в целом и, в частности, за эволюцией изучаемого вопроса. В результате понимание палестинской позиции по данной проблеме оказывается в значительной степени затруднено. Между тем, эта позиция опирается на обширную международно-правовую базу, подкреплена резолюциями Организации Объединенных Наций, различными международными договорами, двусторонними и многосторонними соглашениями, а также целым рядом иных документов.

Хронологические рамки исследования. По сравнению с многовековой историей Иерусалима период, исследуемый в диссертации, является весьма непродолжительным, однако его, пожалуй, можно назвать наиболее драматичным и чрезвычайно динамичным. Диссертация охватывает период, начиная с возникновения арабо-израильского противостояния, и точкой отсчета служит резолюция о разделе Палестины, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1947 г., в которой Иерусалиму придавался особый статус единого города под международным управлением. Однако такой статус так и не был достигнут, а в дальнейшем идея интернационализации города была и вообще отложена вследствие произошедших событий. Завершается исследование современными событиями, из числа которых обратим особое внимание на строительство разделительной стены, имевшей целью географически отделить Западный берег реки Иордан и Иерусалим от сектора Газа и обеспечить пребывание как Западного, так и Восточного Иерусалима в пределах Израиля. Ввиду научной и практической актуальности данной темы, непосредственно связанной с процессом достижения мира на Ближнем Востоке, к которому стремятся государства региона и международное сообщество в целом и ради достижения которого на протяжении многих лет прилагаются неустанные усилия, в диссертации ставится цель дать научный объективный анализ проблемы Иерусалима в контексте ближневосточного урегулирования, проследить этапы ее эволюции и выявить возможные пути и перспективы ее разрешения в новых исторических условиях, сложившихся в регионе и в мире на рубеже веков. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1) определить суть исторических притязаний конфликтующих сторон на этот город, исследовать его культурно-религиозную значимость для представителей различных конфессий, выявить истинные причины и характер борьбы вокруг города;

2) исследовать позиции сторон по рассматриваемой проблеме, прежде всего, палестинскую - как палестинцы видят урегулирование конфликта и представляют себе политическое будущее города;

3) рассмотреть позицию Израиля по Иерусалиму и выяснить, являются ли принятые Израилем законы и постановления, касающиеся Иерусалима, выражением стремления достичь политического урегулирования путем переговоров или же стремлением добиться силового решения вопроса и навязать политику свершившихся фактов;

4) определить отношение международного сообщества к изучаемой проблеме, приобретшей серьезное мировое звучание; насколько это отношение созвучно позициям непосредственных сторон конфликта; разобраться в причинах невыполнения резолюции ГА ООН от 1947 г. об интернационализации города и многочисленных других резолюций;

5) исследовать, как решалась судьба Иерусалима в проектах ближневосточного урегулирования и мирных соглашениях; найти ответы на вопрос - почему Израиль настоял на том, чтобы обсуждение окончательного статуса города было отложено на финальный этап реализации подписанных в Осло соглашений; послужила ли эта оттяжка делу мира в регионе или, напротив, стала одной из причин пробуксовывания и срыва этого процесса.

Вряд ли будет преувеличением сказать, что ключ к разблокированию ближневосточного кризиса во многом следует искать в разрешении проблемы Иерусалима.

Поставленные цели и задачи определили структуру работы, которая строится по проблемно-хронологическому принципу и состоит из четырех глав, введения, заключения и списка источников и литературы. В первой главе «Исторические и религиозные аспекты борьбы за Иерусалим» кратко описывается история города, дается информация о народах, основавших и населявших Иерусалим, завоевывавших и покинувших его, о бесконечных нашествиях захватчиков, о многочисленных войнах, которые велись из-за этого города. Особое внимание автор уделяет религиозной значимости Иерусалима как священного города трех религий.

Во второй главе «Палестинская позиция по проблеме Иерусалима» излагается палестинский подход к проблеме, рассматривается политика, проводившаяся в отношении Иерусалима Организацией освобождения Палестины и властями Палестинской национальной автономии, образованной в 1994 г.; анализируются подходы к решению данной проблемы различных палестинских организаций и движений. В третьей главе «Политика Израиля в отношении Иерусалима» анализируется израильская позиция по Иерусалиму, рассматривается политика сменявших друг друга израильских правительств, начиная с кабинета Бен-Гурион; изучаются законы и конкретные шаги израильских правительств, предпринятые после оккупации восточного сектора города в 1967 г. для закрепления в Иерусалиме и превращения его в единую столицу Израиля, и, наконец, исследуется политика последнего премьер-министра Ариеля Шарона.

Четвертая глава «Международные аспекты проблемы и их воздействие на борьбу вокруг Иерусалима» посвящена анализу позиции мирового сообщества по Иерусалиму. Как известно, проблема Иерусалима носит далеко не локальный, а международный характер, имеет как политические, так и иные аспекты, а международное сообщество играет важную роль в нахождении путей урегулирования арабо-израильского конфликта вообще и вопроса о статусе Иерусалима, в частности. В данной главе излагаются позиции великих держав, в том числе СССР/России, Соединенных Штатов Америки, Европейского Союза, а также Лиги арабских государств, Организации Исламская конференция и в особенности ООН, которую ни один региональный конфликт не занимал так сильно, как ближневосточный. В этой же главе рассказывается и о наиболее заметных политических проектах, нацеленных на изыскание решения арабо-израильского конфликта, которые выдвигались вне рамок ООН. Наиболее пристальное внимание обращается на то, как эти проекты и соглашения трактовали проблему Иерусалима.

Научная новизна и практическая значимость диссертации. В работе предпринимается детальное рассмотрение проблемы Иерусалима в контексте ближневосточного урегулирования с учетом новой международной и региональной ситуации, новых подходов и возможностей, открывшихся с началом переговорного процесса. Учитывалось воздействие на него сложного комплекса факторов, действующих на внутриполитическом, региональном и глобальном уровнях. Одни из них способствовали достижению взаимопонимания между участниками конфликта, другие, наоборот, препятствовали этому. В диссертации содержится комплексный анализ проблемы, отсутствующий в предшествовавших исследованиях, которые, как нам представляется, ограничивались анализом лишь отдельных аспектов заявленной темы. Отдельные положения диссертации могут быть использованы в практической области при разработке стратегии и тактики ведения переговоров, а также в подготовке и чтении вузовских курсов по международным отношениям, регионоведению и конфликтологии. Теоретическая и методологическая база исследования. При написании диссертации автор опирался на целый ряд методик, разработанных видными представителями политологической и исторической науки. С точки зрения методологии анализа международных конфликтов вообще и ближневосточного, в частности, большой интерес вызывает коллективная работа «Международные конфликты» под редакцией В.Журкина и Е.Примакова, посвященная выявлению реальных истоков конфликтов, которые, как правило, заключаются в столкновении интересов сторон, ведущих борьбу за обладание неделимыми ресурсами, в первую очередь территорией .

Полезной с методологической точки зрения является книга американских ученых В.Кима и Дж.Айплинга,2 содержащая немало новых подходов и идей. Ее авторы используют статистическое математическое моделирование применительно к исследованию эволюции ближневосточного конфликта.

В работе пригодились методики, использованные А.Здравомысловым, Ф.Стрелецким, В.Тишковым, Дж.Скоттом, Д.Хоровицем, М.Дейчем и другими специалистами в области конфликтологии, изучавшими этнические, религиозные, межличностные, коллективные, международные и иные конфликты.

Ближневосточный конфликт в целом, и в том числе проблема Иерусалима, прошел через определенные этапы эволюции, поэтому его анализ потребовал использования методик, применяемых в исторических исследованиях; особое место здесь принадлежит историческому и структурному анализу этого затянувшегося регионального конфликта. Диссертант старался придерживаться научной объективности, оставляя за собой право выражать собственную точку зрения по исследуемым вопросам.

Источниковая и историографическая база. Автор использовал широкий круг источников и литературы на арабском, русском, западноевропейских языках и иврите. Важнейшие источники, которым отдавался приоритет при написании диссертации, - это документы и материалы ООН, включая резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности по ближневосточной проблематике, материалы ряда международных конгрессов и конференций, посвященных обсуждению статуса Иерусалима, в том числе Афинской конференции 1993 г. и конференции в Касабланке 1999 г., материалы международного форума, прошедшего в Аммане в октябре 1999 г. под девизом «День Иерусалима», документы «Восточного Дома», являвшегося своеобразной резиденцией Организации освобождения Палестины в Восточном Иерусалиме и руководившегося скончавшимся в 2001 г. Фейсалом аль-Хусейни. Кроме того, использовались документы межарабских совещаний на высшем уровне, совещаний Лиги арабских государств , заседаний Организации освобождения Палестины и подчиненных ей учреждений и органов, официальные документы Палестинской национальной администрации, выступления экс-председателя ООП и президента ПНА Ясира Арафата и ряда палестинских руководителей, доклады и заявления палестинских делегаций, представленные в ходе проводившихся переговоров, но не предававшиеся гласности до последнего времени. Большую ценность представляла книга «Путь в Осло» нынешнего президента Махмуда Аббаса (Абу Мазена), лично руководившего палестинской делегацией на переговорах и давшего в ней подробное описание различных этапов этих переговоров. Особую группу источников составляют тексты египетско-израильских, иордано-израильских и палестино-израильских соглашений, достигнутых в рамках переговорного процесса.

Автор также широко пользовался интернетресурсами, в частности сайтами, где размещены официальные документы ПНА, а также различных палестинских политических партий и движений, касающиеся Иерусалима и позволяющие выявить их позиции по рассматриваемой проблеме.1 Израильские официальные сайты на иврите, английском и арабском языках предоставили возможность автору лучше ознакомиться с израильской позицией по Иерусалиму, разместив ряд важных документов, включая Декларацию о независимости Израиля, Статут Иерусалима 1980 г., а также соглашения, достигнутые в рамках мирного процесса; на сайтах мэрии Иерусалима и израильских политических партий также содержится интересующая нас информация.

Представляет интерес мнение известных израильских политиков, сыгравших значительную роль на разных этапах переговоров между палестинцами и израильтянами и отразивших этот опыт в своих книгах. Среди них - Шломо бен Ами, министр иностранных дел в правительстве Эхуда Барака, написавший книгу «Какое будущее у Израиля?», Иоси Бейлин, министр юстиции в правительстве Барака, автор книги «Указатель для раненого голубя», и, наконец, Гилад Шер, руководитель израильской делегации на вторых кэмп-дэвидских переговорах в 2000 г., который издал книгу об этих переговорах. Их труды могут считаться важными источниками, и ознакомление с ними позволяет читателю составить впечатление, отличающееся от пропагандируемых израильтянами по всему свету утверждений, будто виновниками срыва мирного процесса являются палестинцы.

Значительную помощь автору оказал сборник документов на русском языке «Ближневосточный конфликт», состоящий из двух частей, первая из которых охватывает период с 1947 по 1956 гг., а вторая - с 1957 по 1967 гг. Это документы Архива внешней политики СССР, подготовленные исследовательским коллективом под руководством В.В.Наумкина . Среди источников, использованных при написании диссертации, также следует назвать англоязычные документы по исследуемой тематике, собранные Палестинским академическим обществом по международным делам (PASSIA).5

Интересный материал представлен в работах мемуарного характера. Свидетельства непосредственных участников тех или иных событий дают ценный фактологический материал и проливают свет на нюансы переговорного процесса. В этой связи следует упомянуть воспоминания крупных политиков США, СССР, Египта и Израиля, в том числе Джорджа Шульца, Генри Киссинджера, Анатолия Добрынина, Бутроса Гали, Хаима Герцога и др.1.

В работе также были использованы впечатления автора от личных встреч и бесед с палестинскими и российскими политиками, включая тех, кто активно участвовал в арабо-израильских переговорах.

Важными источниками диссертации стали статьи, опубликованные в газетах и журналах арабских стран, Израиля, США, Великобритании и других стран Западной Европы, а также публикации, вышедшие в Советском Союзе и России.

Арабская, российская, западноевропейская и израильская историография по ближневосточной проблематике богата и разнообразна. Обстоятельно изучены историко-политические аспекты возникновения и развития арабо-израильского конфликта, эволюции в позиции его участников и сил, вовлеченных в него. Однако специальных работ, посвященных проблеме Иерусалима в контексте политического урегулирования в регионе, практически нет. Исключение составляет ряд работ арабских исследователей, в которых всесторонне и обстоятельно анализируется проблема Иерусалима - одна из самых трудноразрешимых составляющих противоборства.

Автор использовал работы российских ученых-востоковедов А.М.Васильева, Е.Дмитриева, А.Егорина, А.Захарова, Звягельской И.Д, В.Киселева, Г.И.Мирского, В.Наумкина, Е.М.Примакова, Н.В.Степановой, И.Тимофеева, Чистякова А.Ф. и др. (см. библиографию). Среди произведений западных авторов, обладающих особой значимостью для исследования палестинского вопроса, следует назвать книгу «Ближний Восток: десять лет после Кэмп-Дэвида» под редакцией В.Квандта, который лично присутствовал при подписании кэмп-дэвидских соглашений, а также труд «Безопасность на Ближнем Востоке» под редакцией С.Уэллса. Среди англоязычных работ интерес вызвала также работа «Иерусалим: трудная правда», изданная Ближневосточным советом церквей, и повествующая о том, как израильтяне оккупировали Иерусалим и рассеяли его жителей, а затем конфисковали их земли и построили на них поселения . Труд Мери Торп «Рецепт по урегулированию конфликта» помог выявить скрытые пружины ближневосточного конфликта, а также центральную роль Иерусалима в этом конфликте2.

Среди исследований, содержащих богатую фактологию, а также подвергающих глубокому анализу социально-экономическую и политическую эволюцию Палестины и Израиля, следует назвать работы ряда израильских авторов, например, социолога и историка Мерона Бенвенисти, гармонично соединившего в своих книгах академические научные знания с практическим опытом (в конце 60-х гг. он работал помощником мэра Иерусалима Тедди Кулика). В его труде «Западный берег и сектор Газа: основные данные и факты» анализируется политика Израиля на оккупированных территориях; в работе «Иерусалим: растерзанный город» раскрывается израильская поселенческая стратегия в Иерусалиме и влияние этой стратегии на положение арабского населения. Отметим также книгу того же автора «Иерусалим: город камней»3. Из монографий на иврите назовем работу Анны Хазан «Границы иерусалимской мэрии в 1948 - 1993 гг.». Работа дает представление о том, как принимались решения по аннексии священного города, и указывает на политические соображения, учитывавшиеся в ходе принятия этих решений4. Полезной оказалась также книга Узи Бензимана «Иерусалим -город без оград», в которой рассказывается об оккупации города израильскими войсками и о палестинском сопротивлении оккупации5. Автор также использовал исследование «Иерусалим в веках», представляющее собой цикл из десяти частей, изданный израильским Открытым университетом на русском языке, где собраны работы ряда авторов, охватывающие период начиная с 1000 г. до н.э. и кончая установлением британского мандата

Что касается работ по урегулированию международных конфликтов, включая арабо-израильский, то важнейшими из них, на наш взгляд, являются труды американских ученых Дж.Бэртона, Х.Келмана, С.Куина, И. Азара, ливанского исследователя Ф.Халиди, а также работа, посвященная перспективам мирного урегулирования конфликта, изданная коллективом израильских ученых, работающих в Институте израильских исследований в Яффе при Тель-Авивском университете.

В работах С.Мэрфи, Т.Мэлисона, С.Мэлисона анализируется международно-правовая платформа, на которой может основываться урегулирование палестинской проблемы, включая иерусалимский вопрос, а также рассматривается позиция ООН, арабских и мусульманских государств, США, СССР и Израиля по данному вопросу.2 Нам также были полезны материалы, опубликованные в различных периодических изданиях, а также доклады Фонда мира для Ближнего Востока (Вашингтон), в которых проливается свет на эволюцию американской позиции относительно статуса Иерусалима, а также поселенческого движения в Палестине при различных правительствах США

Религиозная составляющая в борьбе за Иерусалим

Англия намеренно допускала незаконный въезд евреев, фиктивные браки и «туристические поездки» в один конец как оптимальные средства достижения поставленной цели. Если в 1918 г. численность евреев в Иерусалиме составляла 10 тысяч человек, что равнялось 25% населения города против 75% арабов (мусульман и христиан), то в 1920 - 1925 гг. доля евреев достигла 33%3.

Можно с уверенностью утверждать, что власти мандатария оказывали явную экономическую протекцию иммигрантам, предоставляя им необходимую помощь для хозяйственного подъема и в то же время удушая арабское производство. В частности, были снижены ввозные пошлины на сырье, нужное для еврейской промышленности, в результате чего арабы были вынуждены продавать свою продукцию за бесценок. Евреям предоставлялись многочисленные привилегии за счет арабов. Так, например, им разрешалось носить оружие; было осушено озеро Эль-Хола, в 1926 г. евреи получили от британского правительства лицензию на использование вод рек Иордан и Ярмук сроком на 70 лет, а северные границы Палестины были изменены, чтобы облегчить отвод воды из реки Иордан.

В 1920 - 1925 гг. пост Верховного комиссара Великобритании в Палестине занимал Герберт Сэмюэл4. Административный аппарат под его руководством состоял из десяти человек, шестеро из которых были евреями: секретарь гражданского департамента Диц, секретарь финансового департамента Смолод, генеральный прокурор Бенточ, секретарь департамента торговли и промышленности Харари, секретарь по товарным запасам Салмон и глава округа Хайфа Уингет. Остальные четверо были евреями-полукровками: это руководитель департамента общественных работ Грант, секретарь департамента образования Бомин, глава Иерусалимского округа Сторц и руководитель округа Яффа Стерлинг . Таким образом, англичане, грубо говоря, «пустили козла в огород», предоставив ему там полную свободу.

Первые неприятности начались с того, что евреи заявили о своих правах на так называемую «Стену Бурака», представляющую собой часть западной стены комплекса Аль-Харам Аш-Шариф в Иерусалиме. Эти притязания вызвали напряженность, обернувшуюся в августе 1929 г. волнениями, известными как «восстание Бурака». После возникшего здесь кровавого инцидента между арабами и евреями была сформирована британская правительственная комиссия по расследованию, возглавленная Шоу; в состав комиссии вошли бывший министр иностранных дел Швеции, член шведской Палаты нотаблей граф Луфгарт, заместитель председателя Международного суда в Женеве, председатель смешанного австрийско-румынского арбитражного суда Карл Бард и депутат голландского парламента, губернатор Восточного берега острова Суматра Ван Кмин. Основные выводы доклада комиссии, опубликованного 19 июля 1930 г., сводились к следующему: 1) западная стена принадлежит только мусульманам; лишь они имеют на нее вещное право, поскольку она представляет собой неотъемлемую часть территории комплекса Аль-Харам Аш-Шариф, являющуюся вакуфным имуществом; им же принадлежит мостовая между стеной и кварталом, именуемым «Магрибинским», поскольку она является вакуфным имуществом, переданным на благотворительные цели в соответствии с нормами шариата; 2) предметы культа и/или иные предметы, которые иудеи вправе размещать возле стены, основываясь на положениях настоящего доклада либо по соглашению между двумя общинами, ни в коем случае не наделяют иудеев правом собственности на стену или прилегающую к ней мостовую; 3) иудеи вправе в любое время свободно молиться возле западной стены, соблюдая условия, сформулированные в настоящем докладе; 4) приносить и устанавливать возле стены палатки, занавесы и тому подобные предметы запрещается; 5) иудеям не разрешается трубить в трубы возле стены . Таково было мнение международной комиссии в отношении подмандатной британской территории. По окончании мандата Стена Бурака стала неотъемлемой частью Восточного Иерусалима, который после войны 1948 г. вошел в состав Иордании вместе со всей территорией Западного берега. Совершенно очевидно, что мандатные власти вели себя весьма пристрастно в пользу Еврейского агентства. Ярким примером может служить то обстоятельство, что они решительно воспрепятствовали учреждению Университета Аль-Аксы, к открытию которого призывал ряд арабских мыслителей и интеллигентов, но в то же время благословили идею создания Еврейского университета и оказали ему беспрецедентную поддержку. Первый камень в основание этого университета был заложен 18 июля 1918 г. Как отмечает известный арабский исследователь Анис ас-Саиг, этот камень фактически состоял из одиннадцати камней по числу 11 колен израильтян-сыновей Иакова . Университет был открыт самим лордом Бальфуром в марте 1925 г. Иерусалим постепенно превращался в центр сионистской активности. Здесь был учрежден ряд важных сионистских центров, наиболее заметными из которых к 1920 г. стали резиденция Еврейского агентства, Еврейский университет, резиденция Еврейского национального комитета. В 1922 г. в Иерусалим переселилось множество евреев - больше, чем во все остальные районы Палестины, вместе взятые . После провала англо-арабских переговоров палестинский вопрос был передан в Организацию Объединенных Наций. Тема будущего устройства Палестины стала предметом обсуждения на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, состоявшейся в конце апреля - начале мая 1947 г.

Генеральная Ассамблея приняла резолюцию № 181 от 29/11/1947 г., предусматривавшую раздел Палестины4. В результате принятия этой резолюции страну захлестнул хаос. Английское правительство заявило о своем намерении уйти из Палестины к 15 мая 1948 г., отказавшись, несмотря на давление со стороны США, выполнять резолюцию о разделе. После войны 1948 г., закончившейся подписанием под эгидой ООН Родосского перемирия между Израилем, Сирией, Ливаном, Египтом и Иорданией в 1949 г., Израиль контролировал около 66% территории Иерусалима; оставшаяся часть города, включавшая в себя исламские и христианские святыни, контролировалась иорданскими войсками. Так город впервые за свою долгую историю оказался разделен.

В конце 1948 - начале 1949 г. Иордания начала предпринимать политические шаги по присоединению Западного берега реки Иордан и иерусалимского Старого города, в котором, как мы уже упоминали, расположены как исламские, так и христианские святыни. В начале декабря 1950 г. в Иерихоне состоялся палестино-иорданский конгресс, принявший ряд постановлений, важнейшим из которых стало решение об объединении Западного берега с Трансиорданией (так называлась тогда Иордания) под короной Хашимитской династии. Король Абдаллах провел изменения в иорданском правительстве, введя в его состав палестинцев. По мнению будущего короля, а тогда эмира Хусейна, это не изменило подхода международного сообщества к иорданскому и израильскому присутствию в Иерусалиме. Ни одна из сторон не приобрела суверенитета над какой-либо из частей города, несмотря на фактический контроль над его половинами, поскольку в тот период международное сообщество требовало интернационализации Иерусалима . Такая ситуация сохранялась вплоть до 1967 г., когда Иерусалим был полностью оккупирован израильской армией. В 1988 г. иорданский монарх отказался от Западного берега реки Иордан, сохранив обязательства в отношении святых мест в Иерусалиме.

В заключение отметим, что история Иерусалима - это важнейшая часть истории Палестины. Ни в коем случае нельзя говорить об Иерусалиме в отрыве от палестинской проблемы; палестинская проблема включает в себя проблему Иерусалима. Совершенно очевидно, что Иерусалим обладает особым статусом в историческом, политическом и религиозном отношениях.

Иерусалимский вопрос в программных документах и деятельности Организации освобождения Палестины и других палестинских организаций

После первой арабо-израильской войны (1948-1949) палестинский народ оказался в крайне тяжелом положении, поскольку палестинское государство так и не было образовано, несмотря на то, что его создание предусматривалось в соответствующей резолюции ГА ООН о разделе Палестины. К тому же мировое сообщество под давлением израильской пропаганды, поддержанной западными государствами, рассматривало ситуацию, сложившуюся вокруг Палестины исключительно как проблему нуждающихся в помощи беженцев, но не как международную политическую проблему.

Эти факторы предопределили позиции палестинской стороны и ее стратегию и тактику в решении возникших проблем.

История развития палестинского сопротивления и его организаций хорошо известна благодаря трудам советских, арабских и западных ученых , поэтому мы не будем касаться ее подробно в данной работе. Мы рассмотрим здесь лишь важнейшие, на наш взгляд, этапы противоречивых перемен в идейных и политических позициях ПДС и ООП, и то, что непосредственно касается нашей темы - позиции в отношении Иерусалима. Палестинская позиция как по всем аспектам ближневосточного конфликта, так и по Иерусалиму претерпела существенную трансформацию. За период противостояния, идя на серьезные уступки и компромиссы, в том числе и в принципиальных вопросах, включая иерусалимский, палестинская сторона, вполне справедливо, на наш взгляд, заслуживала встречных шагов со стороны Израиля и компромиссных решений его правительства. Однако этого не последовало. Докажем нашу позицию, кратко рассмотрев программные документы и деятельность ООП и других палестинских организаций.

В начале 1960-х гг. стали очевидными определенные изменения в позиции нового поколения политических лидеров Палестины. Это произошло под влиянием следующих событий в арабском мире - распада Объединенной Арабской Республики после трех с половиной лет ее существования и победы алжирского народа в борьбе за национальную независимость. Эти события дали основания палестинским лидерам полагать, что арабские государства в состоянии объединиться и освободить Палестину общими усилиями, ведь политические лозунги, направленные на осуществление прав палестинского народа, созвучны с целями борьбы всех арабов против колониализма и внутренних реакционных сил. с одной стороны, а с другой стороны, навели на мысль о необходимости вести независимую организованную борьбу за соблюдение своих национальных интересов.1 Первый Палестинский национальный конгресс прошел в Иерусалиме с 28 мая по 2 июня 1964 года. Конгресс провозгласил создание Организации освобождения Палестины, утвердил Национальную Хартию и Устав ООП. Восьмая статья Устава Организации освобождения Палестины гласит, что город Иерусалим является штаб-квартирой Национального Совета Палестины . В статье 17 говорится о том, что город Иерусалим является также штаб-квартирой Исполнительного комитета Организации освобождения Палестины, однако Исполнительный комитет имеет право выбрать для заседаний любое другое место, которое сочтет подходящим. Организация освобождения Палестины была официально признана арабскими государствами в сентябре 1964 года на Совещании глав арабских государств, состоявшемся в Александрии, что засвидетельствовал специальный манифест, "приветствующий создание Организации освобождения Палестины как основы палестинского общества" . Арабские исследователи едины во мнении, что создание Организации освобождения Палестины явилось "поворотным моментом в истории палестинского народа и ответом всем тем, кто хотел убедить мировое сообщество в том, что палестинская проблема - это ни что иное, как проблема беженцев" . В октябре 1965 года официальный представитель Организации освобождения Палестины впервые обратился в специальный комитет ООН с заявлением о непризнании резолюций ООН № 181 и № 194 и провозгласил готовность палестинского народа к вооруженной борьбе во имя освобождения Палестины.

Следует отметить, что некоторые лозунги, выдвигавшиеся тогда палестинским руководством, были демагогическими и порою причиняли вред Палестинскому движению сопротивления, поскольку искажали суть и характер движения, исключая политические методы борьбы. К тому же, они давали некоторые основания считать Палестинское движение сопротивления террористической группировкой и порождали твердую уверенность в том, что арабы не желают мирно сосуществовать с евреями а также давали повод израильтянам отказываться от принятых ранее обязательств, касающихся разрешения палестинской проблемы. Израильская агрессия 1967 года стала одним из факторов активизации Палестинского движения сопротивления. В глазах арабской общественности возрос престиж Движения и его организаций, которые приобретали новых последователей. Постепенно Палестинское движение сопротивления превращалось в массовое национальное движение, направленное против империализма, оккупации и служившее защите национальных прав палестинского народа .

В такой обстановке на четвертой сессии Национального Совета Палестины, состоявшейся в Каире 10 июля 1968 года, были сформулированы основные статьи Палестинской Национальной Хартии. Документ стал общей стратегической программой борьбы палестинского народа за освобождение всей Палестины. Исторические условия, в которых принималась Национальная Хартия, обусловили центральное место военных средств в палестинской политике.

Что касается города Иерусалима, то, согласно Хартии, он являлся неотъемлемой частью палестинских земель, подлежащих полному освобождению, и ни о каком разделе его не могло быть и речи. Такую позицию разделяли все палестинские организации. Например, ФАТХ (Движение палестинского национального освобождения), ставшая ядром ООП, в своей программе определила одной из целей полное освобождение Палестины, а также культурную, военную, политическую и экономическую ликвидацию сионистского государства-захватчика . Создание суверенного независимого демократического Палестинского государства предусматривалось на всей территории палестинских земель со столицей в городе Иерусалиме, где должны быть соблюдены законные права граждан независимо от национальности, религии и убеждений4. Еще до внесения кардинальных изменений в Национальную Хартию со стороны палестинских лидеров звучали инициативы, свидетельствовавшие о готовности к пересмотру некоторых основополагающих подходов к урегулированию кризиса. Так, мы имеем в виду идею, озвученную в начале 1970-х гг., идею создания палестинского демократического государства, в котором по принципу равноправия проживали бы и иудеи, и христиане, и мусульмане. Такое виденье проблемы стало в то время значительным прогрессом, поскольку оно предполагало признание законного права евреев находиться на территории Палестины .

Иерусалим в программах израильских политических партий

Политический строй Израиля основан на многопартийной демократии, которая предусматривает существование партийных правительств и партийной оппозиции. Сменяя друг друга у власти, партии реализуют свои задачи и цели через законодательные и исполнительные органы, то есть через Кнессет и кабинет министров. Отметим, что у израильских партий существуют расхождения по вопросам внутренней политики, тогда как их точки зрения на арабо-израильский конфликт, оккупированные арабские земли и особенно Иерусалим в основном совпадают. В этом параграфе мы представим позицию израильских партий и их политику в отношении Иерусалима посредством анализа их программ на последних выборах в Кнессет в феврале 2003 года, а также проследим изменение числа мест, завоеванных партиями в Кнессете, по сравнению с парламентскими выборами 1999 года. В Израиле существует множество политических партий, но мы остановимся только на тех, которым удалось пройти в Кнессет.

Правые партии. 1. Партия «Ликуд» впервые пришла к власти в 1977 году и с тех пор, то есть в течение почти 30 лет, чередует председательство в правительстве с Трудовой партией. На последних парламентских выборах в феврале 2003 года партия «Ликуд» по сравнению с предыдущими добилась незначительного успеха, получив 38 из 120 мест в Кнессете, к которым после присоединения партии «Израиль за алию» прибавились еще два места. Таким образом, «Ликуд» смогла получить 40 мест, тогда как в результате выборов в мае 1999 года в парламент вошли 49 депутатов от «Ликуд». Эта партия выдвигала в качестве первоочередных следующие цели: сосредоточение евреев на израильской территории, собирание диаспор и переселение их на родину, признание их прав на израильской земле как незыблемых, достижение безопасности и реального мира с соседями; укрепление традиционных израильских ценностей и демократии в государстве; включение в работу государственного аппарата представителей меньшинств; укрепление экономической составляющей государства, оказание поддержки развивающимся и бедным районам и достижение их прогресса; ответственность официальной власти за благополучие личности, развитие образования и здравоохранения, занятость и охрану окружающей среды. В последние парламентские выборы партия «Ликуд» вступила с программой, в которой провозглашалась следующая позиция в отношении Иерусалима: «Иерусалим целиком и полностью является столицей Израиля, будут пресекаться любые попытки изменения такого положения, также будут закрыты учреждения ООП в городе, в том числе и Восточный дом» . 2. Блок (Ха-Ихуд ха-Леуми) «Национальное единство» в сегодняшнем Кнессете имеет 7 мест, столько же депутатов блока работали в парламенте, избранном в 1999 году. Блок был сформирован тремя партиями: «Наш дом - Израиль», «Моледет» («Отечество») и «Движением сторонников земли израильской», в программах которых были выдвинуты следующие цели: 1) поддержка всех граждан государства вне зависимости от их приверженности и политических взглядов, ради терпимости, взаимоуважения и соблюдения прав человека; 2) действовать в экономической и социальной сферах, протягивая руку помощи тем слоям населения, которые имеют ограниченные возможности, а также молодоженам с целью построения крепких семей; достижение прогресса в заселении развивающихся в соответствии с земельной реформой районов страны; 3) способствовать развитию образования, в том числе научно-технического - как главной кузницы для подготовки кадров в научной и технологической сферах (например, через клубы ученых-иммигрантов); 4) осуществлять заботу о новых иммигрантах и содействовать передачи полномочий министерства абсорбции органам власти на местах; 5) руководствоваться в работе рекомендациями комитета Наймана для обеспечения единства еврейского народа; 6) добиваться предоставления права голоса израильтянам, проживающим за рубежом, а также изменения политики предоставления гражданства, выдачи въездных виз и заграничных паспортов; 7) работать ради внедрения принципа разделения властей, одобренного комитетом Шамгара, и реализовать его достижения, а также добиваться принятии конституции - основного закона государства и создания конституционного суда; 8) содействовать реализации принципа разделения территорий на основе плана «Аллон - плюс»; 9) добиваться создания Национального совета безопасности. В целом позиция блока основывалась на том, что отношения с арабами должны исходить из формулы «мир в обмен на мир». Представители блока фактически не признавали прав другой - палестинской - стороны, не верили в целесообразность возвращения территорий палестинцам в соответствии с мирными соглашениями, которые, по их мнению, должны быть расторгнуты, а также видели решение проблемы беженцев в том, чтобы оставить их в тех странах, где они проживают в настоящее время. Касательно Иерусалима блок занимал позицию, согласно которой город является единой и вечной столицей еврейского народа на израильской земле. В связи с этим блок настойчиво поддерживает строительство поселений во всех районах Иерусалима, а также гарантии суверенитета над ними и обеспечение их единства. С точки зрения представителей блока, для этого требуется перенести государственные органы и учреждения в Иерусалим, а также обеспечить евреям доступ в святые места для молитвы, в том числе и в мечеть Аль-Акса. Левые партии. Эта группа партий включает следующие политические силы: 1. Трудовая партия, во многом благодаря которой было образовано государство Израиль и которая непрерывно находилась у власти с 1948 по 1977 год, а после этого ее главы чередовали пост председателя правительства с членами партии «Ликуд». На протяжении нескольких десятилетий партия меняла свое название от «Мапай» до «Маарах». С 1973 года партия стала называться Трудовой («Авода»). На последних выборах в Кнессет в 2003 году Трудовая партия получила 19 мест в парламенте, что стало для нее шагом назад, так как в 1999 году от Трудовой партии в Кнессет прошли 26 депутатов. Во время предвыборной кампании эта партия выдвигала следующую программу: - установление реального и стабильного мира между Израилем и его соседями; - получение гарантий безопасности государства Израиль, а также его суверенитета, благополучия и единства территории; - развитие национальной экономики и упрочение благополучия граждан; заселение и развитие Иерусалима - столицы Израиля; - приверженность сохранению израильской демократии; - оказание развивающимся районам страны особого содействия; - внимание проблемам мигрантов и создание стимулов для привлечения иммигрантов их всех стран; вовлечение представителей меньшинств в жизнь государства. Что касается избирательной программы партии по Иерусалиму, то здесь выдвигалось такое положение: «Иерусалим, являющийся столицей государства Израиль и центром еврейского народа, будет единым и целиком и полностью останется под юрисдикцией Израиля» .

Партия «Шинуй» («Перемена») является светской партией, которая в своих программных документах выдвигала следующие принципы: - противостояние религиозному диктату, попыткам превращения Израиля в государство, живущее по религиозным канонам, противостояние уклонению от воинской службы, а также поддержка общества, в котором граждане обладают не только свободой религиозных убеждений, но и правом отрицать религию.

Иерусалимский вопрос в планах и проектах ближневосточного урегулирования

Проблема Иерусалима приобрела выраженный международный характер с момента принятия резолюции о разделе Палестины, предусматривавшей интернационализацию города. Проблема оказалась буквально навязанной мировому сообществу, которое уже не могло игнорировать ее, не выражая своей позиции по ней. Аналогичным образом в острейшую международную проблему превратился и весь ближневосточный конфликт . Показать различные подходы и инициативы региональных и внерегиональных сил по иерусалимскому вопросу чрезвычайно важно, так как они существенным образом влияют на перспективы урегулирования проблемы города. Ограничимся изложением позиций ряда ведущих государств, и, прежде всего, двух держав, обладавших наиболее заметной ролью в мировой политике - СССР/России и США. Сделано это будет в следующей последовательности: 1. Позиция арабского и исламского мира; 2. США и проблема Иерусалима; 3. СССР/Россия и проблема Иерусалима; 4. Позиция Европейского сообщества; 5. Отношение различных христианских церквей к вопросу о статусе Иерусалима. 1. Позиция арабского и исламского мира. Мы не будем подробно останавливаться на арабской позиции по вопросу об Иерусалиме. Эта позиция, выраженная Лигой арабских государств, ясна и понятна: Иерусалим - сердцевина палестинской проблемы; оккупация Иерусалима и захват арабских территорий незаконны; меры по евреизации, проводимые Израилем в священном городе, незаконны; решение об аннексии Иерусалима и меры по ее реализации незаконны; грабеж археологических ценностей в городе и многочисленные посягательства на неприкосновенность святых мест незаконны; судьба Иерусалима должна быть определена в соответствии с положениями 4-й Женевской конвенции; резолюции Генеральной Ассамблеи и Совета Безопасности ООН подлежат выполнению как в целом, так и в части, касающейся Иерусалима2. По мнению арабских государств, нормы международного права диктуют необходимость создания независимого палестинского государства со столицей в Иерусалиме.

Лига арабских государств делает упор на исторических и юридических правах мусульман и христиан в Иерусалиме, где арабская юрисдикция не прерывалась с VII века н.э. Эта мысль настойчиво звучала на межарабских саммитах - начиная с шестого совещания в верхах в Алжире, состоявшегося в ноябре 1973 г., когда проблема Иерусалима впервые была поставлена на таком представительном уровне. Резолюция этого саммита, в частности, гласила: «Освободить арабский Иерусалим, не соглашаться с любым статусом города, ущемляющим полный суверенитет арабов». В ряду межарабских саммитов можно также назвать чрезвычайное совещание в верхах, состоявшееся в Багдаде в мае 1990 г. Резолюция саммита признавала Иерусалим столицей Государства Палестина, подтверждала его историческую, национальную и духовную значимость для арабов, (как мусульман, так и христиан), заявляла, что Иерусалим является неотделимой частью оккупированной палестинской территории и что всякое посягательство на его религиозный, юридический и культурный статус представляет собой явное нарушение международных документов и соглашений. Указание на Иерусалим как на столицу палестинского государства прозвучало на фоне наметившихся в мире политических перемен, а также в соответствии с решениями, принятыми Национальным советом Палестины в Алжире в 1988 г

Наконец, в итоговом коммюнике последнего межарабского саммита, проходившего в Тунисе 23 мая 2004 г., подтверждались арабская принадлежность Иерусалима и незаконность израильских мер по его аннексии, евреизации, изменению характера города и его демографической структуры, осуждалось возведение разделительной стены, нацеленное на то, чтобы перерезать коммуникационные артерии города, изолировать его палестинское население, лишив его естественной связи с сектором Газа. Осуждению подверглись также продолжающиеся израильские раскопки, угрожающие святым местам Иерусалима

Согласно арабской позиции, основой урегулирования проблемы Иерусалима являются нормы международного права и документы международных организаций; резолюции Совета Безопасности и Генеральной Ассамблеи ООН не имеют срока давности. На позиции мусульманских государств мы также не будем подробно останавливаться ввиду ее достаточной ясности и определенности.. Обратимся к мнению Организации исламская конференция (ОИК) как альянса, объединяющего практически все мусульманские государства. Кстати, идея создания этой организации оформилась в 1970 г., после израильской провокации, выразившейся в поджоге мечети Аль-Акса за год до этого. Таким образом, стимулом к образованию ОИК стали события в Иерусалиме .

Со времени своего образования ОИК провела семь совещаний на уровне королей, президентов и глав мусульманских государств, причем вопрос об Иерусалиме постоянно стоял на повестке дня. О статусе Иерусалима упоминалось в заключительном коммюнике всех этих саммитов. Так, в коммюнике 2-го совещания в верхах, состоявшегося в Лахоре (Пакистан) в феврале 1974 г., говорилось: «Иерусалим - это единственный символ соединения ислама со священными монотеистическими религиями. На протяжении более чем 1300 лет мусульмане заботились об этом городе, предоставляя гарантии безопасности всем, кому он дорог. Арабы могли любовно и беспристрастно опекать Иерусалим, ибо лишь они одни исповедуют все три авраамистические религии, прочно уходящие своими корнями в историю этого города. Поэтому мусульманские государства не могут принять какие бы то ни было документы, предусматривающие продолжение израильской оккупации Иерусалима, передачу его под юрисдикцию кого бы то ни было, кроме арабов, превращение его в предмет торга или взаимных уступок. Уход оккупантов из Иерусалима - первое и непременное условие достижения стабильного мира на Ближнем Востоке» . Шестая конференция Организации Исламская конференция на уровне министров иностранных дел, состоявшаяся в Джидде (Саудовская Аравия) в июне 1975 г., одобрила создание комиссии ОИК, получившей название «Комиссия по Иерусалиму», во главе с королем Марокко Хасаном П. Комиссии было поручено предпринять активные шаги с целью выработки конкретных шагов, направленных на защиту священного города и сохранение его мусульманского облика, добиваться международной поддержки решения проблемы Иерусалима как основного залога всякого всеобъемлющего и справедливого решения ближневосточного кризиса. В осуществление этих целей Комиссия по Иерусалиму на своем 16-м заседании, состоявшемся в Марокко 27 марта 1997 г., приняла решение о создании специального фонда, получившего название «Иерусалимское казначейство», с целью приступить к работам по содержанию и ремонту святынь, которым угрожает опасность, а также по сохранению инфраструктуры Иерусалима.

Девятое совещание в верхах Организации Исламская конференция, состоявшееся в Катаре 12 ноября 2000 г., прошло под девизом «Интифада Аль-Акса - восстание за независимость Палестины». В заключительном коммюнике саммита речь шла и об Иерусалиме. Так, совещание потребовало от всех государств мира придерживаться резолюции Совета Безопасности ООН № 478 (1980 г.), призывающей воздержаться от перевода своих дипломатических миссий в Иерусалим. Осудив решения Конгресса США и заявления американских высокопоставленных лиц о признании Иерусалима столицей Израиля и переводе туда американского посольства и охарактеризовав их как явное попрание названной резолюции Совета Безопасности и грубое посягательство на чувства верующих мусульман и христиан мира, руководители мусульманских стран подтвердили свою решимость разорвать отношения с любым государством, которое переведет свое посольство в Иерусалим или признает его столицей Израиля 2.

Похожие диссертации на Проблема Иерусалима в процессе политического урегулирования на Ближнем Востоке