Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Эволюция русского камерно-инструментального жанра с участием фортепиано : (Проблемы, истоки, стадия формирования) Воскресенская, Татьяна Владимировна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Воскресенская, Татьяна Владимировна. Эволюция русского камерно-инструментального жанра с участием фортепиано : (Проблемы, истоки, стадия формирования) : автореферат дис. ... кандидата искусствовед. : 17.00.02 / Гос. консерватория.- Санкт-Петербург, 1992.- 24 с.: ил. РГБ ОД, 9 92-2/3131-2

Введение к работе

Актуальность обращения к проблемам камерного канра как к диалогическому и интонационно- семантическому воплощенно идеи диалога инструментов обусловлена значением данных принципов в формировании яанра, спнтезнруюпего в себе принципи сольного и ансамблевого концертирования.

Исследование принципа диа.тагичности затрагивает вопрос о его проявлениях в структурной организации камерных сочинений. Именно отот принцип, будучи одним из основних критериев ианро-ззой специфики, помогает раскрыть творческие потенции камерно-инструментального яанра в целом, сформировать систему конкретных художественных представлений об особенностях анса:.бле-зих сочинений определенных исторических периодов, уточнить основные нанровие характеристики музыкального языка, фактуры, стиля и ансамблевих нормативов.

Отсутствие подобного исследования подтверждает его актуальность тем более, что данная работа не/только позволяет проследить логику становления диалогических форм в процессе эволюции камерно-инструментального жанра, но и освещает ход рефлексивно-инновационного постижения закономерностей неуклонно интеллектуализировавшегося жанра музыкантами-исполнителями, что определяет кардинально новое решение проблематики камерно-инструментальной культури в целом.

В контексте изучения специфики формирования и функционирования ансамблевой культуры представлявся необходимым оценить путь исканий композиторов в этой области творчеотва вплоть до середины ХК века, проследить за многообразием типої сочинений, обусловленных художественно-эстетичеокими вкусами определенной эпохи, выявить национально-интонационные истоки

музыкального языка и традиционные фермы ансамблевого музицирования, сложившиеся в русской музыкальной культуре, уточнить динамику и подвижность распространения конкретных канроэкх разновидностей в историческом срезе, сделать выводы, касгя- . ииеся генезиса камерно-инструментального кайра кз указанно» историческом этапе.

Именно поэтому ведущим методологическим принципом данного исследования является историзм, то есть последовательное изучение основных тенденций при формировании национального камерного стиля. Другим важким методологическим принципом стал принцип соотнесенности проблем и эволюционных процессов русской камерно-инструментальной культуры с аналогичными проблемами и процессами в европейских странах.

Избранный сспект изучения ансамблевой культури предпола- . гает к определенный метод анализа камерных сочинений, б осноіо которого лежит выявление характера взєккодействия диалогического принципа с другими средствами формирования художественного образа (д}(зматургйей, композицией, темброво-колористлчес-кой характерности).

НАУЧНАЯ НОВИЗНА. Исследование процессов оволвции русской камерно-инструментальной культуры при наличии работ, касаквдіх-ся отдельных проблем жанра, его функционирования в различные исторические периоды, анализа отдельных камерных сочинений, не чаило еще репеїия адекватного важности задачи, комплексных ис-зледований, синтезирующих теоретико-методологические и худо-іественно-практичесхие аспекты проблемы, пока нет. Вместе с гем, в связи с формулировкой темы диссертации появилась необходимость выявить наиболее обідає закономерности канра, определявшие его специфику.

Новизна диссертации состоит в том, что в ней предпринята теоретико-методологическая попытка анализа камерной 'культуры как развивавшейся культуры диалога (включая камерное творчество и ансамблевое исполнительство). В качестве основного'методологического принципа изучения и объективного критерия анализа, автор вводит в научный аппарат принцип аналогичности музыкального языка как особой системы подвижных правил ансамблевой речи, кристаллизовавшейся в процессе исторического развития, и принцип диалога, как необходимого компонента культуры ансамб-

левого взаимодействия партнеров в коллективе,

Жанрово-стилевые аспекты теми потребовали разработки методологических вопросов, лежащих на стыке фактурного анализа сочинений и формообразующих элементов, не рассматривавшихся ранее при анализе каперных сочинений. Проведенный анализ позволил автору выявить два принципиально разных уровня жанровой специфики. Первый - фактурный - предопределен принципом диалогического изложения и конкретными художественно-образными задачами (тождеством, различием, контрастом эмоциональных состояний). Здесь автор выделяет специфические приемы "ансамбля согласия", "аноамоля обсуждения", "ансамбля конфликта'', особо подчеркивая в них значимость интонационно-синтаксических задач и, прежде всего вопросо-ответных интонаций, декламационных приемов, тематических повторений, дроблении. Второй - структурный - связан с переменностью структурных канонов и закономерностью появления ноно- и диалогических приемов в определенных разделах формы. Впервые при анализе канерио-инструмента-льных сочинений был применен принцип структурно-семантического соответствия частей сонатного цикла (М.Арановский),позволивший выявить диалогическую или монологическую природу каждой из частей исследуемых сочинений и осознать специфику их факі/рно-го изложения,

Историко-стилевой аспект исследования, связанный с исторической переменностью жанровых предпочтений, множественностью структурных вариантов камерных сочинений и яркой индивидуализацией камерного стиля видающихся композиторов, позволил выявить и исследовать специфические для разных эпох приемы структур но-языков ого оформления.

Таким образом, на основе сформулированных теоретико-методологических положений в диссертации обосновываются нанрово-отилевой и историко-стилевой подходы к формированию камерно-инструментальной культуры, способствующие целенаправленному осмыслению исторических процессов жанрообразования и культуры ансамблевого музицирования.

ЦЕЛЬ НАСТОЯЩЕГО ИССЛЕДОВАНИЯ;

создать теоретико-методологичеокие основы изучения камерно-инструментальной культуры;

выявить национальную специфику формирования камерно-инстру-

ментальной культуры;

исследовать оообеннооти фактурного изложения камерных сочинений в их исторической эволюции;

выявить и раскрыть специфику камерно-инструментального творчеотва и ансамблевого исполнительства как культуры постоянно совершенствующегося диалога;

изучить нормативы структурных закономерностей камерно-инструментальных сочинений (вариации, миниатюры, сюиты, сонаты, дивертисменты, каприччио, фантазии) и тенденции переменности концептуальных решений в процессе оволвции;

изучить особенности функционирования ансамблевого исполнительства в конкретные исторические периоды;

показать процесс качественной трансформации камерно-инструментальной культуры в процессе эволюции.

Предпринятая диссертантом попытка исследования потенции и оводюции культуры аноамблевого исполнительства как интеллектуальной системы и сложной организационной системы познания оказалась возможной благодаря трудам новосибирских ученых философов во главе о И.С.Ладенко, разрабатывающих проблемы интеллектуального развития общества. Последние связываются с историческим уровнем формирования интеллектуального самосознания и и нтелле кто емкости деятельности специалистов, обобщенным опытом межличностных интеллектуальных взаимодействий профессионалов в коллективе. Рассмотрение ансамблевого исполнительства именно с этих позиций позволяет ооознать функциональные и организационно-практические задачи ансамблевого исполнительства, найти пути и методы совершенствования данной культуры.

Анализ структурных и интонационно-синтаксических особенностей ансамблевой фактуры рассматривается в диссертации на основе трехкоорданатной системы музыкального пространства -горизонтали, вертикали и глубины (М.Скребкова-Филатова).

НОВИЗНА ДИССЕРТАЦИИ определяется следующими ее характеристиками:

  1. впервые осуществлена разработка теоретико-методологического подхода к камерно-инструментальной культуре, развивающейся как культура диалога;

  2. введен в научный оборот музыковедения при рассмотрении проблем камерно-инструментального аанра принцип диалогического

анализа ансамблевой партитуры как предопределяющего принципа изучения фактурных особенностей последней;

3) разработана проблема функциональной значимости диалога как важнейшего компонента тематического развития ансамблевой партитуры на разных этапах исторического развитая, изучены процессы накопления диалогичности в структуре камерно-инструментальных сочинений и качественных трансформаций музыкального языка под воз действием этого принципа ;

^ Ч) осуществлено рассмотрение недостаточно изученных ранее глубинных закономерностей камерно-инструментального жанра с точки зрения функции горизонтальной координаты фактуры, приоритета горизонтали в фактурном строении камерных сочинений;

5)введены в научный оборот музыке веденім философские понятия "интеллектуальная система", "сложн-я организационная система", помогающие осознать рефлексивно-инновационный путь постинения интеллектуальной специфики камерно-инструментального жанра, раскрыты задачи функционирования многоличностных исполнительских процессов с подвигшо-ролевш статусом его участников при решзнии логических, технологических, межличностных и организационных задач;

  1. внедрен в исследование проблем камерно-инструментальной культуры закон структурно-семантического соответствия частей (Н.Арановский), позволяющий сформировать представления о жанровом амплуа каждой части и закономерностях появления в. них моно- и диалогических приемов фактурного изложения;

  2. систематизированы термины диалогических приемов, способствующие разработке исследовательского аппарата камерно-инструментальной культуры;

  3. впервые сформулирован основной комплекс специфических навыков ансамблевого исполнителя» включавший специфические приемы инструментальной технологии, психофизиологические наклонности, способности к рефлексивно-инновационному мышлении.

Диссертация выполнена на основе анализа значительного количества камерно-инструментальных сочинений различных стилевых направлений нескольких поколений композиторов. Основным критерием отбора музыкального материала был принцип исторической значимости и художественной ценности произведений.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ предъявленной дмсоертации состоит в

том, что предложенные автором приемы, методы изучения и принципы подхода позволяют создать теорию камерно-инструментального жанра, восстановить процесс эволюции камерно-инструментальной к/л муры России.

Теоретическая разработка отдельных положений и выводов данного исследования могут быть использована при создании учебного пособия или курса по истории отечественного камерно-инструмемтального ианра, слукить материалом для лекций и семинаров по проблемам ансамблзвого исполнительства.

АПРОБАЦИЯ РАБОТЫ. Отдельные идеи работы неоднократно выносились на теоретические конференции в Санкт-Петербурге, Новосибирске, сбсукдались на конференциях педагогов в музыкальных училищах им.Мусоргского и им. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге. Ее оснозные положения апробировались в статьях автора, опубликованных в научных со'орниках: "Проблемы интеллектуального развитая организационных систем" и "Современное состояние культуры: кризис, проблемы, противоречия", методической разработке для слушателей факультета повышения квалификации Петербургской консерватории. Диссертация обсуждалась на кафедре камерноі-о ансамбля и аккомпанемента Санкт-Петербургской консерватории и была рекомендована к защите.

СТРУКТУРА ХИССЕРТАЩ - Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, оиблиографического списка использованной литературы, списка исследуемых камерно-инструментальных сочинения,' нотных примеров.

Похожие диссертации на Эволюция русского камерно-инструментального жанра с участием фортепиано : (Проблемы, истоки, стадия формирования)