Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. Филаретова, Светлана Михайловна

Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг.
<
Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг.
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филаретова, Светлана Михайловна. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.02 / Филаретова Светлана Михайловна; [Место защиты: Петрозавод. гос. консерватория (акад.) им. А.К. Глазунова].- Петрозаводск, 2011.- 173 с.: ил. РГБ ОД, 61 12-17/35

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Кадетские корпуса императорской России: исторические условия их возникновения и организации музыкального воспитания . 15

1.1. Возникновение и развитие кадетских корпусов императорской России 15

1.2. Организация музыкальных занятий с воспитанниками в системе внеклассной работы 39

Глава 2. «Пение»: классное, корпусное, церковное 62

2.1. Условия комплектования кадетских хоров и их репертуар 62

2.2. Церковный хор и религиозное воспитание кадет 85

Глава 3. «Музыка»: теория и практика обучения кадет игре на музыкальных инструментах 103

3.1. Организация «музыкальных» занятий с воспитанниками 103

3.2. Репертуар духовых и струнных кадетских оркестров 132

Заключение 139

Список источников и литературы 143

Приложения 155

Введение к работе

В императорской России кадетскими корпусами назывались учебные заведения интернатного типа, ориентированные на дворянский контингент учащихся мужского пола, с целью подготовки к служению Отечеству на военном поприще. Музыкальные занятия - «пение» и «музыка», предусмотренные в кадетских корпусах, выполняли несколько задач. Занятия «пением» способствовали развитию голоса и слуха воспитанников, на уроках «музыки» их учили играть преимущественно на оркестровых инструментах. Более того, эти занятия считались благородным и полезным развлечением, которое способно уберечь от «праздного и предосудительного провождения времени»1.

Полученные знания и навыки пения и игры на инструменте воспитанники могли применить в дальнейшем: во время обучения в военных училищах или по месту прохождения военной службы. Пополняя ряды императорской армии, выпускники кадетских корпусов не только способствовали повышению уровня музыкальной культуры военнослужащих, но и обеспечивали собственный досуг.

Известно, что высокий статус русского офицера в обществе объяснялся не только устойчивыми моральными качествами, но и его широкой образованностью, включавшей знание иностранных языков, литературы, основ хореографии и музыки. Развитие у будущих офицеров знаний и навыков, в том числе музыкальных, проходило на первой ступени военного образования - в кадетских корпусах.

Актуальность исследования обусловлена сложившейся ситуацией в современной России: с 1990-х годов началось возрождение кадетских корпусов. В настоящее время кадетские корпуса (школы-интернаты, классы) согласно принятым уставам реализуют программы общего образования и дополнительного, в том числе, военно-патриотической и технической

Общая программа, распределение времени и Наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1890. С. 14.

направленности. В меньшей степени обращается внимание на художественно-эстетическую, предусматривающую свободное посещение занятий в музыкальных кружках (студиях, отделениях), в некоторых кадетских учреждениях их еще предстоит организовать.

Изучение литературы по данной теме показало, что уже опубликованные материалы (исторические очерки учебных заведений, нормативная документация, мемуары выпускников) не дают полноценной картины музыкального прошлого кадетских корпусов. Обращение к первоисточникам позволило уточнить и дополнить информацию о музыкальном воспитании кадет. Большая часть материалов была обнаружена в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), поскольку кадетские корпуса императорской России находились в подчинении Военному министерству. Отдельные архивные материалы о «пении» и «музыке» в кадетских корпусах, в том числе личного происхождения, хранятся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).

Историография проблемы.

Количество опубликованных работ, специально посвященных музыкальному воспитанию в кадетских корпусах незначительно. Это связано с тем, что интерес ученых направлен на изучение истории их становления и развития в дореволюционный период (как в целом, так и каждого в отдельности), организации в них учебно-воспитательного процесса, деятельности известных выпускников. Тем не менее, в этих работах -исторических очерках, публикациях в периодической печати, воспоминаниях, диссертационных исследованиях фрагментарно упоминается о музыкальном воспитании.

Большое количество работ в отечественной историографии занимают исторические очерки кадетских корпусов. Их авторы - офицеры и преподаватели - ставили перед собой цель увековечить память об учебном

заведении и его воспитанниках, продолжительное время собирая материалы2. Ценность этих работ состоит в том, что в них опубликованы программы литературно-музыкальных вечеров, юбилейных концертов, испытаний по пению и музыке.

Несколько публикаций о музыкальном воспитании кадет появилось на страницах «Педагогического сборника» - журнала, издаваемого Главным управлением военно-учебных заведений. Авторами статей были корпусные преподаватели, которые, опираясь на собственный опыт, давали рекомендации по работе с воспитанниками, анализировали достигнутые результаты своей педагогической деятельности3.

Одними из важнейших и интереснейших источников, без изучения которых рассмотрение музыкального воспитания было бы не полным, следует назвать мемуарные документы. Особо ценными представляются воспоминания В.А. Белли, П. Волошина, М. Гришечко-Климова, КС. 3-ъ, Б. Захавы, Г. Месняева, С. Минцлова, Б. Ряснянского4, субъективное внимание которых, как свидетелей или участников корпусных мероприятий, было сосредоточено, в том числе на описании музыкальных выступлений. Воспоминания кадет императорской России регулярно публикуются в современных периодических

Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус: 75-летие корпуса. 1834 - 15 марта -1909 / Сост. В.Н. Сумцов. Н.Новгород: тип. Л.С. Гинзбург, 1909; Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1 октября 1907 г. по 1 октября 1908 г. Год пятый / Собр. А.Д. Ромашкевич. Полтава: электрич. типо-лит. И. А. Дохмана, 1908 и др.

Реак А. Практические заметки о преподавании музыки в военных гимназиях // Педагогический сборник. 1870. № 10, Маттисон М. Отчет о преподавании пения в кадетских корпусах // Педагогический сборник. 1906. № 10, Казанли Н. О преподавании музыки во 2-м кадетском корпусе //Педагогический сборник. 1908. № 8.

Белли В.А. В Российском Императорском флоте. Воспоминания. СПб.: Петербургский ин-т печати, 2005; Волошин П. Аида // Военная быль: О доблести, добре и красоте / [Авт.- сост. Е. Исаков]. М., 2000; Гришечко-Климов М. 30 лет назад: из воспоминаний старого кадета Михайловского Воронежского кадетского корпуса, 1863-1869. Воронеж: б.и., 1895; 3-ъ К.С. Воспоминания аракчеевца. 1869-1875. Тифлис: тип. Штаба Кавк. воен. окр., 1913; Захава Б. Кадетский корпус. М.: Академия-Academia, 2000; Месняев Г. Кадетские годы (1902-1909) // Военная быль. 1955. №№ 12-15, 1956. № 16; Минцлов СР. Далекие дни. Воспоминания. 1870-90 гг. Берлин: Сибир. книгоизд-во, [1925]; Ряснянский Б. Сумский кадетский корпус. Воспоминания // Военная быль. 1971. № 112.

изданиях: «Военно-исторический журнал», «Военные знания», «Морской сборник»5.

Среди работ, появившихся за последние годы, несомненный интерес представляет исследование В.И. Адищева6. Монография посвящена музыкальному воспитанию в кадетских корпусах России, но рассмотренная автором теория и практика ограничена хронологическими рамками: концом

XIX - началом XX века.

Наиболее активно к кадетским корпусам как предмету диссертационного исследования начали обращаться с 1994 года. Они посвящены отдельным аспектам функционирования этих военно-учебных заведений - воспитательной системе (И.В. Андрюшин, Ю.В. Кожухов, В.М. Курмышов, Н.А. Пушканова, С.Н. Смирнов, А.С. Сушанский, С.Л. Шпанагель), истории становления и развития корпусов в целом и каждого в отдельности (М.Б. Алборова, В.Р. Басаев, М.Ю. Боев, В.Н. Бондаренко, А.Г. Варфоломеев, Е.А. Комаровский, В.Н. Миронов, А.А. Михайлов, В.В. Чернаков) и в системе образования (Н.Н. Аурова, Т.Н. Буковская). Историко-педагогический анализ музыкального воспитания проведен в диссертационной работе В.В. Семичева и написанной им в соавторстве с В.М. Крыловым монографии «Званье скромное и гордое кадет. Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России» (СПб., 2004).

Таким образом, представленный обзор источников позволяет констатировать отсутствие до настоящего времени отдельного исследования, посвященного изучению пения и музыки в кадетских корпусах императорской России.

Голотик С. Мы все кончили курс военными невеждами: [Отрывки из воспоминаний СР. Минцлова] // Военные знания. 1993. № 7; Григоров Н.К. Летал я, как песчинка ... по случайным маршрутам трех континентов // Военно-исторический журнал. 2008. № 3; Гусев М.Ю. Герои из «Аракчеевки» // Военно-исторический журнал. 1995. № 4; Доморацкий Ю.А. Переход их отрочества в юношество происходил... довольно бурно // Военно-исторический журнал. 1997. № 1; Четверухин Г. Сполохи воспоминаний // Морской сборник. 1989. № 10; Ясман З.Д. Кадетские годы: Воспоминания В.М. Догадина // Военно-исторический журнал. 2004. №№9-11. 6 Адищев В.И. Музыкальное воспитание в кадетских корпусах России (конец ХГХ - начало

XX века. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

Объектом исследования выступили кадетские корпуса императорской России, а предметом - музыкальное воспитание кадет, включавшее пение в корпусном и церковном хорах («пение»), игру на музыкальных инструментах («музыка») и участие кадет в культурных мероприятиях: музыкально-литературных, танцевальных, театральных.

Цель исследования - изучение музыки и ее роли в повседневной жизни воспитанников императорских кадетских корпусов.

Задачи исследования:

- ввести в научный оборот неопубликованные архивные материалы о
музыкальных занятиях кадет и их участии в корпусных мероприятиях;

выявить многообразие форм работы по музыкальному воспитанию кадет и охарактеризовать их с точки зрения организации, особенностей комплектования кадетских хоров и оркестров;

проанализировать репертуарные списки кадетских хоров и оркестров с целью выявления приоритетных жанровых направлений;

исследовать закономерности репертуарной политики кадетских и полковых оркестров императорской России;

ввести в научный оборот материалы, позволяющие дополнить биографии трех русских композиторов Н.А. Римского-Корсакова, А.Н. Скрябина и Н.Я. Мясковского, учившихся в кадетских корпусах второй половины XIX века.

В качестве материала исследования были использованы:

рапорты и отчеты разных лет, содержащие данные о музыкальных занятиях воспитанников;

нотные примеры (каноны), составленные преподавателем 1-й Московской военной гимназии В. Комаровым;

музыкальные программы кадетских и полковых оркестров, исполняемые на праздничных концертах и итоговых испытаниях.

Географические рамки исследования распространяются на всю Российскую империю, в границах которой функционировал 31 кадетский

корпус: в Петербурге (6), Москве (3), Оренбурге (2), Варшаве (1 и далее по одному), Владикавказе, Вольске, Воронеже, Иркутске, Киеве, Нижнем Новгороде, Новочеркасске, Пскове, Полоцке, Полтаве, Одессе, Орле, Омске, Симбирске, Сумах, Ташкенте, Тифлисе, Хабаровске, Ярославле. В диссертационной работе большинство упоминаний связано с Сухопутным шляхетным (Первым Петербургским) кадетским корпусом, Вторым Петербургским, Морским, Пажеским, Первым и Вторым Московскими, Полоцким, Хабаровским, Сибирским, Донским, Тифлисским, Полтавским, Киевским, Нижегородским.

Хронологические рамки исследования охватывают значительный период истории, начавшийся с момента создания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в 1732 году и завершившийся ликвидацией всей системы в 1917 году.

Методологической основой исследования является комплексный анализ, который обусловил применение отдельных элементов нескольких методов: аналитический метод использовался при работе с репертуарными программами кадетских хоров и оркестров; сравнительный метод потребовался для выявления качественных отличий процесса организации музыкального воспитания в столичных и провинциальных кадетских корпусах; сопоставительный метод позволил выявить характерные формы работы в исполнительской практике воспитанников разных корпусов; в работе также использовался источниковедческий и текстологический методы.

Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа является одним из первых исследований о музыкальном сегменте в повседневной жизни кадетских корпусов императорской России, в котором использованы ранее неопубликованные архивные материалы о занятиях воспитанников в корпусном и церковных хорах, духовом и струнных оркестрах, а также об участии кадет в музыкальных, театральных и танцевальных мероприятиях. Впервые опубликован марш, сочиненный кадетом Второго Московского кадетского корпуса Михаилом Третьяковым в память дня

совершеннолетия Е.И.В. Государя наследника Цесаревича Великого князя Николая Александровича. На основании архивных документов проведен сравнительный анализ концертных программ кадетских и полковых оркестров: Преображенского, Конного, Кавалергардского и Литовского. Положения, выносимые на защиту:

музыкальное воспитание в повседневной жизни императорских кадетских корпусов являлось важным средством воспитания и образования, несмотря на то, что «пение» и «музыка» относились к категории внеклассных занятий;

музыкальные занятия включали многообразие форм и регламентировались документами, содержащими цели, задачи, формы работы, контроль познаний воспитанников;

церковный хор воспитанников являлся самостоятельным коллективом со своим репертуаром и наравне с оркестрами принимал участие во всех корпусных концертах;

в репертуарах кадетских и полковых оркестров императорской России, начиная со второй половины XIX века, отмечались одинаковые жанровые предпочтения.

Практическая значимость исследования:

Материалы диссертации могут быть использованы при составлении рабочих программ дополнительного образования в кадетских образовательных учреждениях: корпусах, школах, классах, а также при разработке лекционных курсов по истории музыкального образования в императорской России.

Апробация работы:

Основные положения и выводы диссертационной работы получили отражение в публикациях автора по исследуемой теме, общий объем которых составил 2,8 п.л. Результаты исследования неоднократно обсуждались на кафедре истории музыки Петрозаводской государственной консерватории (академии) им. А.К. Глазунова.

Структура работы:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и восьми приложений. В списке использованной литературы приводится 152 наименования, из них 41 архивный документ.

Организация музыкальных занятий с воспитанниками в системе внеклассной работы

Пение и музыка признавались неотъемлемой частью дополнительного воспитания в кадетских корпусах с момента их возникновения в XVIII веке. В Сухопутном шляхетном действовали церковный и светский хоры, проводились занятия на клавишных, духовых и струнных инструментах. Согласно штатному расписанию в корпусе работали два, позже три музыканта. Обучение кадет музыкальной грамоте было доверено учителям — иностранцам. Известно, что в этом корпусе работали Иоганн Христофор Ахтель, Нитш и Паулинус. В Пажеском корпусе начала XIX века предусматривался шестилетний курс обучения музыке, рассчитанный на двухчасовые занятия один раз в неделю. Судя по немногочисленным источникам, музыкальные корпусные занятия в XVIII — начале XIX века проводились без опоры на какие-либо инструкции или программы.

К проблеме обязательного музыкального воспитания военнослужащих, в том числе кадет одним из первых проявил заинтересованность великий князь Михаил Павлович. Основанием тому послужила оценка ситуации до его правления: на пение и музыку не обращалось должного внимания. В подписанном им приказе по военно-учебным заведениям говорилось о том, что музыкальное искусство является важной частью духовно-нравственной культуры. В тексте документа подчеркивалось, что музыка «... возвышает дух человека, дает ему средство быть приятным в обществе, а в грустные минуты жизни служит иногда утешением»38. В связи с этим рекомендовалось: воспитанникам - разрешить в свободное от учебных занятий время заниматься музыкой, родителям и родственникам — компенсировать затраты на их обучение, кадетскому корпусу — создать условия для занятий, то есть выделить помещения, приобрести необходимую мебель и музыкальные инструменты. Великокняжеский приказ стал один из первых документов, в словах которого была отмечена огромная роль музыки в духовной жизни будущих защитников Царя и Отечества.

Тем не менее, за подписанным Михаилом Павловичем приказом не последовало каких-либо инструкций или руководств по организации музыкального воспитания - оно по-прежнему проводились безсистемно, несмотря на то, что некоторые российские самодержцы к музыке относились неравнодушно: Александр I играл на скрипке, НиколайІ — на корнет-а-пистоне, Александр II - на тромбоне, Александр III играл в организованном им придворном духовом оркестре на геликоне, корнете или валторне, Николай II вместе с супругой играл в 4 руки на фортепиано39.

Первая половина 1880-х была отмечена возвращением кадетских корпусов взамен существовавших два десятилетия военных гимназий, а вместе с тем и появлением ряда документов, в том числе по музыкальному воспитанию. Один из них - «Проект инструкции для обучения пению и музыке в кадетских корпусах» - был подготовлен А.Д. Бутовским. В 1889 году этот проект был утвержден. Он состоял из нескольких разделов, а в приложение были вынесены: программа-элементарной теории музыки и классного пения в двух младших классах, репертуар песен для кадетских хоров, список легко усваиваемых практических школ для оркестровых инструментов и список пьес для струнного оркестра.

Помимо «Инструкции для обучения пению и музыке в кадетских корпусах», о музыкальной составляющей в повседневной жизни воспитанников говорится в «Инструкции по воспитательной части для кадетских корпусов» (1886, 1894, 1908) и «Общей программе, распределении времени и Наставлении для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах» (1890) (далее — «Общая программа...»). С появлением этих руководств в музыкальном воспитании кадет были обозначены цели и задачи, условия зачисления воспитанников в хор и оркестр, даны рекомендации по репертуару, определены составы духовых и струнных оркестров, продолжительность и периодичность занятий.

Во всех перечисленных документах говорилось о целях, поставленных перед музыкальным обучением в условиях учреждения интернатного типа. «Что касается занятий музыкой, — указывалось в разделе по нравственному воспитанию, — то цель их в кадетских корпусах ограничивается развитием в воспитанниках музыкального слуха и охоты к музыке, .. . , некоторого навыка в пользовании ею для собственного удовольствия»40. Помимо этого, указывалось, что музыкальные занятия были обязаны разнообразить монотонную жизнь кадет.

Вышедшая в 1890 году, «Общая программа...» представляла собой руководство по ведению внеклассных занятий, к которым были отнесены строевое обучение (фронт), физические упражнения (гимнастика, фехтование; плавание, танцование), ручной труд, пение и музыка. Отмеченные в документе цели сводились к тому, что и пение, и музыка, в первую очередь, ассоциировались с отдыхом и развлечением, а во вторую — с расширением кругозора и воспитанием эстетического чувства. Следовательно, согласно указанным целям, от воспитанников не требовалось углубленных знаний и профессионального исполнительства, скорее уверенное владение инструментом в меру своих способностей и желания музицировать в свободное время.

О целях, поставленных перед музыкальным воспитанием учащихся, некогда говорил известный скрипач и педагог одной из Петербургских военных гимназий Е.К. Альбрехт. Свое понимание этой проблемы он изложил в статье «О рациональном преподавании пения и музыки в школах», которая была опубликована в одном из выпусков «Педагогического сборника» в 1870 году, то есть еще до выхода в свет «Инструкции...» и других документов середины и конца 1880-х. Опираясь на личный опыт, он пришел к выводу, что целей должно быть несколько. Во-первых, Альбрехт считал, что музыкальные занятия - это приятные необязательные занятия, которые способны развить чувство изящного. Во-вторых, он был убежден в том, что музыкальные занятия способствуют укреплению дисциплины: подшефные ему гимназисты в большей степени предпочитали игру на инструменте, нежели свойственные в юном возрасте-шалости. В-третьих, Альбрехт был уверен, что полученные в военной гимназии знания и навыки будут востребованы в дальнейшей военной службе. Находясь в расположении полка, — отмечал педагог, — среди офицеров найдутся исполнители на различных инструментах, из числа которых можно составить оркестр для иллюстративного оформления музыкальных мероприятий. В-четвертых, называя гимназические занятия «прочным музыкальным фундаментом»41, Альбрехт считал их достаточными для дальнейшего профессионального образования.

Условия комплектования кадетских хоров и их репертуар

Обучение пению воспитанников в курсе музыкального воспитания было обязательным. Считалось, что пение наиболее эффективно влияет на музыкальное развитие кадет, поэтому хоровые занятия проводились в течение семи лет обучения.

Первые два года предусматривалось «классное» пение, с третьего по седьмой (выпускной) класс — корпусное и церковное1. Обозначенные в «Инструкции для обучения пению и музыке в кадетских корпусах» цели заключались: — в развитии музыкального слуха, — в сообщении первоначальных сведений по теории музыки, — в исполнении нетрудных многоголосных пьес с сопровождением и а capella, а наиболее способными - богослужебных песнопений, молитв и светского репертуара. Таким образом, конечная цель хоровых занятий виделась в формировании навыков интонирования, твердом знании основных теоретических понятий и уверенном исполнении разнообразного репертуара; в том числе без сопровождения. С момента поступления в корпус и в течение двух последующих лет все воспитанники независимо от голосовых и слуховых данных занимались, пением. Неудивительно, что первое время совместное звучание голосов не отличалось чистотой и выразительностью. По результатам прослушивания некоторые из них имели «плохой» и даже «неисправимый» слух3. Уроки пения с кадетами проводили опытные преподаватели, имевшие свой авторский взгляд на организацию музыкальных занятий. Это, прежде всего, М.Н.Езерский, В. Комаров и М.Ф. Маттисон. Появление авторских программ; и; отчетов, говорит, прежде всего,, об их заинтересованном отношении; творческом подходе к своей работе и желании делиться опытом с коллегами: дин из малоизвестных до настоящего времени документов по организации; пения воспитанников принадлежит преподавателю Сибирского кадетского корпуса М Ні Езерскому. Написанная ї им? «Заметкам о преподавании классного пения в; кадетских корпусах- Российской Империи»4 была способна, по мнению автора; стать основой для создания официальной концепции: пения ш кадетских, корпусах. В числе ее достоинств: подробное освещении: всех разделов по І обучению, в том: числе теоретического и репертуарного; Предложенный Езерским список хоровых пьес светского и духовного содержания составлен дляжаждого класса отдельно. Если «Заметках...» МЇН: Езерского? представляет интерес, прежде всего,1 как общее руководство по пениюі (в? данном случае «классное» и «корпусное» с первого по .седьмой; классы)- то? «0тчет о преподавании; пения- в кадетских корпусах»—МіФ., Маттисона; наоборот;, сосредоточен на первых двух годах обучения: пению (т.е: только «классное»). Варианты; предлагаемых последним; заданий снабжены нотными примерами, подробными описаниями упражнений; с указанием их достоинств и недостатков, рекомендациями- по выявлению-проблемных ситуаций и их решению.

Одна из проблем; с которыми сталкивались педагоги по ходу учения воспитанников; пению, состояла в переходе от пения по слуху к пению по нотам. Езерский ее решение видел в пении; молитв, таких как «пред обедом и после обеда, молитвы Господней, Спаси Господи; Богородице, Дево радуйся! и т.п.»6. Другой преподаватель - М.Ф. Маттисон решал эту проблему с помощью музыкальных произведений светского и духовного содержания.

Процесс перехода от пения по слуху к пению по нотам состоял из нескольких этапов. На первом этапе знакомая мелодия со словами фиксировалась в виде линии, состоящей из черточек. Она соответствовала количеству нот, но ритмически не оформлялась. На следующем этапе черточки «превращались» в ноты разных длительностей. Заключительным этапом «превращения» слуховых представлений в наглядные являлось пение мелодии со словами, подписанными под нотной строчкой.

Преподаватель Первой Московской военной гимназии В. Комаров видел лучшим средством решения проблемы перехода- от пения по слуху к пению по нотам многоголосные каноны. Он считал, что ввиду особенностей строения. канона невозможно петь по слуху, поскольку «ближайший сосед поет и должен петь совсем другие ноты» . Пение канонов с воспитанниками он практиковал в течение всего года и во всех классах. 46 предложенных Комаровым канонов написаны преимущественно в До мажоре, в разных размерах, с тенденций к постепенному ритмическому усложнению. Помимо авторских, в своей практике педагог обращался к канонам, из сочинений И.С. Баха, Л. Керубини В.А. Моцарта.

С младшими воспитанниками Комаров разучивал каноны с № 1 по № 42. № 43, усложненный квартовыми скачками и знаками альтерации, пели только наиболее способные кадеты. Комаров ставил своей целью — достичь чистого пения нот с верным счетом, поэтому обращался к канонам, построенным в объеме кварты с равномерным ее наполнением целыми длительностями, половинными, четвертями и восьмыми. К концу учебного года педагог знакомил кадет с коротким и длинным пунктирами. Рассмотрим несколько музыкальных примеров - канонов, используемых В. Комаровым на занятиях пением с воспитанниками. На примере № 1, состоящим из двух тетрахордов, кадеты знакомились с разными длительностями и учились «соединять пение с правильным счетом»8,

Церковный хор и религиозное воспитание кадет

Помимо богослужений, в каникулярное время кадеты посещали цирк и сеансы кинематографа, участвовали в танцевальных вечерах, катались на коньках и лыжах. Все эти развлечения устраивались для воспитанников, оставшихся без родителей или удаленность постоянного местожительства которых не позволяла провести отпуск в кругу семьи. Поэтому на корпусных чинов возлагалась ответственность за разумное проведение воспитанниками досуга, весомую часть которого составляли театральные представления. «... наша нравственная обязанность, — полагал директор Орловского Бахтина корпуса, - обставить их (кадет — авт.) жизнь в корпусе на это время так, чтобы по возможности вознаградить их доставлением удовольствий и развлечений за лишение удовольствия провести праздники дома» . На любое корпусное мероприятие, уже состоявшееся или еще планируемое, готовился рапорт в Главное управление военно-учебных заведений с прошением о разрешении или отчетом о его проведении. В одном из архивных документов о новогодних и рождественских увеселениях в Первом кадетском корпусе читаем: «делаемы были ... публичные театры два раза, танцы с угощением, Елка и танцовальный вечер, с угощением, кроме того, два раза по вечерам на праздниках играла музыка и кадеты танцовали между собою»59. Подобные мероприятия проводились во всех корпусах императорской России. Так, к примеру, старшеклассники Симбирского корпуса при участии служащих предполагали разыграть две пьесы: «Ревизор» и «Аз и Ферт», а кадеты Михайловского Воронежского — комедию Н.В. Гоголя «Женитьба»60.

Таким образом, для оставшихся в корпусе воспитанников на продолжительные каникулы корпусное руководство планировало насыщенное интересными развлечениями расписание, соотнесенное с церковным календарем. При его составлении учитывалось, что в православные праздники, особенно в Великий пост, запрещалось устраивать «всякие общенародные забавы и общественные увеселения, в том числе, театральные представления, концерты, маскарады и разные зрелища» \ Возможная альтернатива перечисленным выше увеселительным мероприятиям виделась в проведении литературных чтений, концертов духовной музыки «и т.п. поучительных занятиях»62.

Согласно «Инструкции...» в каждом кадетском корпусе полагалось иметь церковный хор, составленный из воспитанников. Зачисленными в певчие могли. быть кадеты с «красивыми и звучными голосами, а также выдающимися музыкальными способностями» . Всех певчих полагалось целесообразным делить на два равноценных состава (для пения по очереди) и третий (дополнительный или запасной) - в случае замещения основных участников хора по болезни или другим причинам. В среднем провинциальный кадетский церковный хор состоял из 30-40 человек. Так, например, в церковном хоре Сибирской военной гимназии пели около сорока кадет. Если учесть, что штат воспитанников этой гимназии был 300 кадет, это означает, что каждый тринадцатый кадет был певчим. В столичном церковном хоре, например

Первой Петербургской военной гимназии, певчим был каждый третий воспитанник. Более того, в этой гимназии были утверждены правила организации деятельности хора певчих. В них говорилось: «8е) В классе пения воспитанники обязаны.... не разговаривать, не смеяться и вообще, не делать ничего такого, что может мешать ходу занятий», «10е) В помощь учителю пения назначаются из числа старілих воспитанников, по его усмотрению, два помощника, которые обязаны быть на всех церковных спевках и следить за ходом занятий, для усвоения необходимых познаний и приемов при управлении хором», «11е) Независимо от помощников из числа певчих старшего и среднего возрастов, назначаются дежурные по церковному хору» в количестве одного-двух человек в зависимости от типа богослужения: обычное или праздничное», «12е) Обязанность дежурных воспитанников заключается в следующем: а) раздать и убрать ноты в классе пения; б) принести ноты в церковь, а также и из церкви в класс пения, в котором они и должны находиться», «15е) Пить холодную воду тотчас после пения строго воспрещается, во избежаниепростудыгорла» 4. В правилах по организации кадетского церковного хора были также учтены: условия назначения в певчие, деление хора на части и очередность их пения, контроль воспитателей за посещаемостью и поведением кадет на занятиях, продолжительность отпуска для очередных и неочередных певчих. Можно утверждать, что все перечисленные пункты охватывали все стороны организации церковного хора. Основное предназначение кадетского церковного хора заключалось в обеспечении богослужений в корпусном храме. Кроме еженедельных служб, хор певчих был задействован в храмовый и двунадесятые праздники, а также по случаю торжеств Российского Императорского Дома 5. В летнее время, когда часть воспитанников находилась в лагере, составляли хор из певчих с привлечением других кадет, заменяющих недостающие голоса. Воспитанники, в том числе певчие хора, могли не принимать участие в праздничных богослужениях: на Новый год, Рождество, Крещение и в страстную седмицу, если планировали провести каникулы дома. В этом случае необходимое количество голосов церковного хора компенсировали преподаватели или корпусные служащие6 .

Практика привлечения в церковный хор корпусных служащих была не единична. Подтверждает сказанное несколько архивных материалов 1855-1857 годов из фонда Первого Петербургского корпуса. До настоящего времени сохранилась переписка между Правительствующим Сенатом и директором учебного заведения. Ежегодно в адрес кадетского корпуса правительство обращалось с просьбой предоставить хор корпусных певчих в количестве 12 — 22 человек для пения в Сенатской Александро-Невской церкви Петербурга. По условиям двустороннего договора певчие были обязаны «отправлять пение во все воскресные, высокоторжественные и табельные дни как при Литургиях, так и всенощных бдениях, равно в течение Великого поста всех

Репертуар духовых и струнных кадетских оркестров

Избираемый для кадетского исполнения репертуар должен был соответствовать техническим возможностям учащихся и составу имеющихся инструментов. Репертуарные списки для кадетских хоров и оркестров были составлены дважды: в 1890 и 1912 году. Поводом к пересмотру составленного в 1890 году списка послужило отсутствие в нем сочинений русских композиторов, написанных для струнного оркестра. Считалось, что это влияло на снижение патриотизма у воспитанников.

Подготовка приказа с обновленным репертуарным списком продолжалась в течение двух лет, а его подписание последовало только в 1912 году. Все кадетские корпуса были обязаны пополнить свои музыкальные библиотеки сочинениями отечественных композиторов согласно утвержденному списку. Появление приказа 1912 года с новым репертуарным перечнем произведений говорит не только о внимании к сочинениям русских композиторов, но и пониманию музыкального воспитания как важного средства в воспитании кадет.

Композитор и педагог Н.И. Казанли принимал активное участие в-обновлении репертуарных списков для кадетских хоров и оркестров. Николай Иванович очень внимательно относился к проблеме исполняемой кадетскими оркестрами музыки, поскольку под его руководством находилось несколько оркестров Второго Петербургского корпуса. Он считал, что доступные пьесы для кадетского исполнения мало пригодны в силу технических трудностей, поэтому советовал писать аранжировки. Так, для удобства исполнения кадетским струнным оркестром adagio из «Патетической» сонаты Л. Бетховена Казанли транспонировал его на полтона выше, т.е. в A-dur54. Помимо необходимого транспонирования, при выборе репертуара руководители кадетских оркестров обращали внимание на партии струнных инструментов — они не должны быть переполнены ключевыми знаками , партии деревянных духовых - только с удобной аппликатурой, без трудных трелей и слишком высоких нот, а партии медных — без резких скачков и неудобных интервалов.

Согласно «Инструкции для обучения пению и музыке в кадетских корпусах» включение в репертуарный перечень кадетских оркестров опереточных арий, попурри из мотивов без логической связи между ними, а также сочинений, «основанных на эффектах, чуждых эстетического достоинства» не приветствовалось56. Этими опасениями подчеркивался призыв к ответственному и внимательному подходу к составлению репертуара преподавателями. А они, как показывает практика; «эстетическое достоинство» видели в музыке оперной57. В Ярославском корпусе руководитель струнного и духового оркестров считал целесообразным играть оперные отрывки, потому как «оперная музыка имеет громадное влияние на художественное-развитие человека» . Неудивительно, что духовой оркестр этого кадетского корпуса исполнял фрагменты из опер «Кармен» Ж. Бизе и «Рогнеды» А.Н. Серова.

Многочисленные примеры оперной музыки встречаются в репертуарных списках и других корпусов. Так, духовой оркестр Полоцкого корпуса исполнял хор поселян из оперы «Князь Игорь» А.П. Бородина, песню Леля и шествие царя Берендея из оперы «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, отрывки из опер «Фауст» Ш. Гуно и «Риголетто» Дж. Верди. Духовым оркестром Одесского корпуса разучивались отдельные сцены из опер «Бал-маскарад» и «Эрнани» Дж. Верди5 .

Струнный оркестр, равно как и духовой, тоже поддерживал «оперное» направление. Так, например, в репертуаре Второго Петербургского были марш Черномора из оперы «Руслан и Людмила», увертюра и финал из оперы «Жизнь за Царя» М.И. Глинки. Струнный оркестр Полоцкого корпуса играл увертюру к опере «Милосердие Тита» В.А. Моцарта, отдельные номера из оперы «Пиковая дама» П.И. Чайковского, а Одесского корпуса успешно исполнял куплеты Трике из оперы «Евгений Онегин» П.И. Чайковского, детскую оперу «Кот, козел и баран» Н.П. Брянского и интермеццо из оперы «Сельская честь» П. Масканьи60. Эти факты убеждают в том, что обучение юных оркестрантов основывалось на высокохудожественных образцах отечественного и зарубежного оперного искусства.

Кроме оперной музыки, кадетскими оркестрами исполнялись марши: «Французский марш» Ж. Бизе, «Тоска по родине», Колонный, Преображенского полка, «Константин». Любимым маршем воронежских кадет, сопровождавший походное движение, был «Фанфарный», начинавшийся с трех фанфар на высоких нотах и напоминавший мелодию популярной песни военно-учебных заведений «Звериады»61.

Марш был и продолжает оставаться одним из основных жанров служебно-строевого репертуара кадетских и военных оркестров. Известно, что музыка марша способствует стройному и синхронному движению войск и по-прежнему сопровождает обязательные воинские ритуалы и торжественные церемонии: Зарю, Развод караулов, строевой смотр войск, вручение и вынос боевого знамени, отдание воинских почестей, военную присягу.

Помимо маршей, духовые оркестры кадетских корпусов обращались к вальсам, фантазиям и романсам как известных (Штраус, Вильбоа), так и менее известных композиторов (Цибулька, Легер). Обращение к малым формам отмечалось в работе не только с духовым, но и струнным кадетским оркестром. В рекомендуемом «Инструкцией...» списке пьес упоминаются пьесы (Песня без слов, музыкальный момент), оперные отрывки (дуэты, хор) в основном зарубежных композиторов и танцы (гавот, менуэт). Танцевальные мелодии в исполнении кадетских оркестров звучали не только на еженедельных репетициях, но и во время проведения балов и вечеров, где им иногда отводилась роль музыкального сопровождения.

Кадетские оркестры регулярно исполняли попурри на темы из опер «Кармен» Ж. Бизе, «Бал-маскарад» и «Эрнани» Дж. Верди, «Жизнь за Царя» М.И. Глинки, «Фауст» Ш. Гуно, «Евгений Онегин» П.И. Чайковского. Обращение к этому жанру объяснялось не только его популярностью во второй половине XIX и начале XX века, но и повышенным вниманием полковых оркестров императорской России, капельмейстеры и музыканты которых работали в кадетских корпусах. Так, например, оркестр лейб-гвардии Литовского полка играл попурри из опер П.И. Чайковского, а также- опер «Большие маневры» П. Линке, «Болтушки на курорте» К. Комзака, «Роберт-Дьявол» Дж.Мейербера, «Рогнеды» А.Н. Серова, «Демона» А.Г. Рубинштейна и других62. Хоры музыки Кавалергардского полка в свои выступления включали попурри на темы из опер «Тангейзер», «Риенци» и «Лоэнгрин» Р. Вагнера, лейб-гвардии Преображенского - «Музыкальный телеграф» К. Конради, а лейб-гвардии Конного - «Руслан и Людмила» М.И. Глинки63.

Похожие диссертации на Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России : по архивным материалам 1830-1917 гг.