Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России (по архивным материалам 1830-1917 гг.) Специальность Филаретова Светлана Михайловна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Филаретова Светлана Михайловна. Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России (по архивным материалам 1830-1917 гг.) Специальность: автореферат дис. ... кандидата искусствоведческих наук: 17.00.02 / Филаретова Светлана Михайловна;[Место защиты: Петрозаводская государственная консерватория (академии) имени А.К. Глазунова].- Петрозаводск, 2011.- 22 с.

Введение к работе

В императорской России кадетскими корпусами назывались учебные заведения интернатного типа, ориентированные на дворянский контингент учащихся мужского пола, с целью подготовки к служению Отечеству на военном поприще. Музыкальные занятия - «пение» и «музыка», предусмотренные в кадетских корпусах, выполняли несколько задач. Занятия «пением» способствовали развитию голоса и слуха воспитанников, на уроках «музыки» их учили играть преимущественно на оркестровых инструментах. Более того, эти занятия считались благородным и полезным развлечением, которое способно уберечь от «праздного и предосудительного провождения времени»1.

Полученные знания и навыки пения и игры на инструменте воспитанники могли применить в дальнейшем: во время обучения в военных училищах или по месту прохождения военной службы. Пополняя ряды императорской армии, выпускники кадетских корпусов не только способствовали повышению уровня музыкальной культуры военнослужащих, но и обеспечивали собственный досуг.

Известно, что высокий статус русского офицера в обществе объяснялся не только устойчивыми моральными качествами, но и его широкой образованностью, включавшей знание иностранных языков, литературы, основ хореографии и музыки. Развитие у будущих офицеров знаний и навыков, в том числе музыкальных, проходило на первой ступени военного образования - в кадетских корпусах.

Актуальность исследования обусловлена сложившейся ситуацией в современной России: с 1990-х годов началось возрождение кадетских корпусов. В настоящее время кадетские корпуса (школы-интернаты, классы) согласно принятым уставам реализуют программы общего образования и дополнительного, в том числе, военно-патриотической и технической

Общая программа, распределение времени и Наставление для ведения внеклассных занятий в кадетских корпусах. СПб.: Тип. М.М. Стасюлевича, 1890. С. 14.

направленности. В меньшей степени обращается внимание на художественно-эстетическую, предусматривающую свободное посещение занятий в музыкальных кружках (студиях, отделениях), в некоторых кадетских учреждениях их еще предстоит организовать.

Изучение литературы по данной теме показало, что уже опубликованные материалы (исторические очерки учебных заведений, нормативная документация, мемуары выпускников) не дают полноценной картины музыкального прошлого кадетских корпусов. Обращение к первоисточникам позволило уточнить и дополнить информацию о музыкальном воспитании кадет. Большая часть материалов была обнаружена в Российском государственном военно-историческом архиве (РГВИА), поскольку кадетские корпуса императорской России находились в подчинении Военному министерству. Отдельные архивные материалы о «пении» и «музыке» в кадетских корпусах, в том числе личного происхождения, хранятся в фондах Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ).

Историография проблемы.

Количество опубликованных работ, специально посвященных музыкальному воспитанию в кадетских корпусах незначительно. Это связано с тем, что интерес ученых направлен на изучение истории их становления и развития в дореволюционный период (как в целом, так и каждого в отдельности), организации в них учебно-воспитательного процесса, деятельности известных выпускников. Тем не менее, в этих работах -исторических очерках, публикациях в периодической печати, воспоминаниях, диссертационных исследованиях фрагментарно упоминается о музыкальном воспитании.

Большое количество работ в отечественной историографии занимают исторические очерки кадетских корпусов. Их авторы - офицеры и преподаватели - ставили перед собой цель увековечить память об учебном

заведении и его воспитанниках, продолжительное время собирая материалы2. Ценность этих работ состоит в том, что в них опубликованы программы литературно-музыкальных вечеров, юбилейных концертов, испытаний по пению и музыке.

Несколько публикаций о музыкальном воспитании кадет появилось на страницах «Педагогического сборника» - журнала, издаваемого Главным управлением военно-учебных заведений. Авторами статей были корпусные преподаватели, которые, опираясь на собственный опыт, давали рекомендации по работе с воспитанниками, анализировали достигнутые результаты своей педагогической деятельности3.

Одними из важнейших и интереснейших источников, без изучения которых рассмотрение музыкального воспитания было бы не полным, следует назвать мемуарные документы. Особо ценными представляются воспоминания В.А. Белли, П. Волошина, М. Гришечко-Климова, КС. 3-ъ, Б. Захавы, Г. Месняева, С. Минцлова, Б. Ряснянского4, субъективное внимание которых, как свидетелей или участников корпусных мероприятий, было сосредоточено, в том числе на описании музыкальных выступлений. Воспоминания кадет императорской России регулярно публикуются в современных периодических

Нижегородский графа Аракчеева кадетский корпус: 75-летие корпуса. 1834 - 15 марта -1909 / Сост. В.Н. Сумцов. Н.Новгород: тип. Л.С. Гинзбург, 1909; Материалы к истории Петровского Полтавского кадетского корпуса с 1 октября 1907 г. по 1 октября 1908 г. Год пятый / Собр. А.Д. Ромашкевич. Полтава: электрич. типо-лит. И. А. Дохмана, 1908 и др.

Реак А. Практические заметки о преподавании музыки в военных гимназиях // Педагогический сборник. 1870. № 10, Маттисон М. Отчет о преподавании пения в кадетских корпусах // Педагогический сборник. 1906. № 10, Казанли Н. О преподавании музыки во 2-м кадетском корпусе //Педагогический сборник. 1908. № 8.

Белли В.А. В Российском Императорском флоте. Воспоминания. СПб.: Петербургский ин-т печати, 2005; Волошин П. Аида // Военная быль: О доблести, добре и красоте / [Авт.- сост. Е. Исаков]. М., 2000; Гришечко-Климов М. 30 лет назад: из воспоминаний старого кадета Михайловского Воронежского кадетского корпуса, 1863-1869. Воронеж: б.и., 1895; 3-ъ К.С. Воспоминания аракчеевца. 1869-1875. Тифлис: тип. Штаба Кавк. воен. окр., 1913; Захава Б. Кадетский корпус. М.: Академия-Academia, 2000; Месняев Г. Кадетские годы (1902-1909) // Военная быль. 1955. №№ 12-15, 1956. № 16; Минцлов СР. Далекие дни. Воспоминания. 1870-90 гг. Берлин: Сибир. книгоизд-во, [1925]; Ряснянский Б. Сумский кадетский корпус. Воспоминания // Военная быль. 1971. № 112.

изданиях: «Военно-исторический журнал», «Военные знания», «Морской сборник»5.

Среди работ, появившихся за последние годы, несомненный интерес представляет исследование В.И. Адищева6. Монография посвящена музыкальному воспитанию в кадетских корпусах России, но рассмотренная автором теория и практика ограничена хронологическими рамками: концом

XIX - началом XX века.

Наиболее активно к кадетским корпусам как предмету диссертационного исследования начали обращаться с 1994 года. Они посвящены отдельным аспектам функционирования этих военно-учебных заведений - воспитательной системе (И.В. Андрюшин, Ю.В. Кожухов, В.М. Курмышов, Н.А. Пушканова, С.Н. Смирнов, А.С. Сушанский, С.Л. Шпанагель), истории становления и развития корпусов в целом и каждого в отдельности (М.Б. Алборова, В.Р. Басаев, М.Ю. Боев, В.Н. Бондаренко, А.Г. Варфоломеев, Е.А. Комаровский, В.Н. Миронов, А.А. Михайлов, В.В. Чернаков) и в системе образования (Н.Н. Аурова, Т.Н. Буковская). Историко-педагогический анализ музыкального воспитания проведен в диссертационной работе В.В. Семичева и написанной им в соавторстве с В.М. Крыловым монографии «Званье скромное и гордое кадет. Исторические и культурные традиции кадетских корпусов России» (СПб., 2004).

Таким образом, представленный обзор источников позволяет констатировать отсутствие до настоящего времени отдельного исследования, посвященного изучению пения и музыки в кадетских корпусах императорской России.

Голотик С. Мы все кончили курс военными невеждами: [Отрывки из воспоминаний СР. Минцлова] // Военные знания. 1993. № 7; Григоров Н.К. Летал я, как песчинка ... по случайным маршрутам трех континентов // Военно-исторический журнал. 2008. № 3; Гусев М.Ю. Герои из «Аракчеевки» // Военно-исторический журнал. 1995. № 4; Доморацкий Ю.А. Переход их отрочества в юношество происходил... довольно бурно // Военно-исторический журнал. 1997. № 1; Четверухин Г. Сполохи воспоминаний // Морской сборник. 1989. № 10; Ясман З.Д. Кадетские годы: Воспоминания В.М. Догадина // Военно-исторический журнал. 2004. №№9-11. 6 Адищев В.И. Музыкальное воспитание в кадетских корпусах России (конец ХГХ - начало

XX века. М.: ТЦ «Сфера», 2000.

Объектом исследования выступили кадетские корпуса императорской России, а предметом - музыкальное воспитание кадет, включавшее пение в корпусном и церковном хорах («пение»), игру на музыкальных инструментах («музыка») и участие кадет в культурных мероприятиях: музыкально-литературных, танцевальных, театральных.

Цель исследования - изучение музыки и ее роли в повседневной жизни воспитанников императорских кадетских корпусов.

Задачи исследования:

- ввести в научный оборот неопубликованные архивные материалы о
музыкальных занятиях кадет и их участии в корпусных мероприятиях;

выявить многообразие форм работы по музыкальному воспитанию кадет и охарактеризовать их с точки зрения организации, особенностей комплектования кадетских хоров и оркестров;

проанализировать репертуарные списки кадетских хоров и оркестров с целью выявления приоритетных жанровых направлений;

исследовать закономерности репертуарной политики кадетских и полковых оркестров императорской России;

ввести в научный оборот материалы, позволяющие дополнить биографии трех русских композиторов Н.А. Римского-Корсакова, А.Н. Скрябина и Н.Я. Мясковского, учившихся в кадетских корпусах второй половины XIX века.

В качестве материала исследования были использованы:

рапорты и отчеты разных лет, содержащие данные о музыкальных занятиях воспитанников;

нотные примеры (каноны), составленные преподавателем 1-й Московской военной гимназии В. Комаровым;

музыкальные программы кадетских и полковых оркестров, исполняемые на праздничных концертах и итоговых испытаниях.

Географические рамки исследования распространяются на всю Российскую империю, в границах которой функционировал 31 кадетский

корпус: в Петербурге (6), Москве (3), Оренбурге (2), Варшаве (1 и далее по одному), Владикавказе, Вольске, Воронеже, Иркутске, Киеве, Нижнем Новгороде, Новочеркасске, Пскове, Полоцке, Полтаве, Одессе, Орле, Омске, Симбирске, Сумах, Ташкенте, Тифлисе, Хабаровске, Ярославле. В диссертационной работе большинство упоминаний связано с Сухопутным шляхетным (Первым Петербургским) кадетским корпусом, Вторым Петербургским, Морским, Пажеским, Первым и Вторым Московскими, Полоцким, Хабаровским, Сибирским, Донским, Тифлисским, Полтавским, Киевским, Нижегородским.

Хронологические рамки исследования охватывают значительный период истории, начавшийся с момента создания Сухопутного шляхетского кадетского корпуса в 1732 году и завершившийся ликвидацией всей системы в 1917 году.

Методологической основой исследования является комплексный анализ, который обусловил применение отдельных элементов нескольких методов: аналитический метод использовался при работе с репертуарными программами кадетских хоров и оркестров; сравнительный метод потребовался для выявления качественных отличий процесса организации музыкального воспитания в столичных и провинциальных кадетских корпусах; сопоставительный метод позволил выявить характерные формы работы в исполнительской практике воспитанников разных корпусов; в работе также использовался источниковедческий и текстологический методы.

Научная новизна диссертации заключается в том, что данная работа является одним из первых исследований о музыкальном сегменте в повседневной жизни кадетских корпусов императорской России, в котором использованы ранее неопубликованные архивные материалы о занятиях воспитанников в корпусном и церковных хорах, духовом и струнных оркестрах, а также об участии кадет в музыкальных, театральных и танцевальных мероприятиях. Впервые опубликован марш, сочиненный кадетом Второго Московского кадетского корпуса Михаилом Третьяковым в память дня

совершеннолетия Е.И.В. Государя наследника Цесаревича Великого князя Николая Александровича. На основании архивных документов проведен сравнительный анализ концертных программ кадетских и полковых оркестров: Преображенского, Конного, Кавалергардского и Литовского. Положения, выносимые на защиту:

музыкальное воспитание в повседневной жизни императорских кадетских корпусов являлось важным средством воспитания и образования, несмотря на то, что «пение» и «музыка» относились к категории внеклассных занятий;

музыкальные занятия включали многообразие форм и регламентировались документами, содержащими цели, задачи, формы работы, контроль познаний воспитанников;

церковный хор воспитанников являлся самостоятельным коллективом со своим репертуаром и наравне с оркестрами принимал участие во всех корпусных концертах;

в репертуарах кадетских и полковых оркестров императорской России, начиная со второй половины XIX века, отмечались одинаковые жанровые предпочтения.

Практическая значимость исследования:

Материалы диссертации могут быть использованы при составлении рабочих программ дополнительного образования в кадетских образовательных учреждениях: корпусах, школах, классах, а также при разработке лекционных курсов по истории музыкального образования в императорской России.

Апробация работы:

Основные положения и выводы диссертационной работы получили отражение в публикациях автора по исследуемой теме, общий объем которых составил 2,8 п.л. Результаты исследования неоднократно обсуждались на кафедре истории музыки Петрозаводской государственной консерватории (академии) им. А.К. Глазунова.

Структура работы:

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения и восьми приложений. В списке использованной литературы приводится 152 наименования, из них 41 архивный документ.

Похожие диссертации на Музыка в повседневной жизни кадетских корпусов России (по архивным материалам 1830-1917 гг.) Специальность