Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в. Чумакова, Мария Викторовна

Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в.
<
Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в. Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в. Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в. Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в. Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в.
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чумакова, Мария Викторовна. Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в. : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Чумакова Мария Викторовна; [Место защиты: Моск. гос. худож.-пром. ун-т им. С.Г. Строганова].- Москва, 2011.- 221 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/100

Введение к работе

Актуальность исследования

Темой данной работы является исследование развития стекольного производства России и творчества художников Дятьковского хрустального завода. Возникновение и последующее развитие заводов России, занимавшихся выпуском художественных изделий из стекла и хрусталя, послужило основой появления особенной национальной стилистики в этой области. Существование

отечественных стекольных предприятий на протяжении трех веков позволяет изучить историю их развития, формирование эстетики предметного мира в нашей стране и его стилевые изменения, которые сложились за это время. Продукция Дятьковского хрустального завода стала большим вкладом

в культурно-историческое наследие России, и, как любой вид декоративно-прикладного искусства, несла в себе определенные черты эпохи и стиля, сохраняя при этом народные традиции. Сочетание профессионализма мастеров и творческого потенциала художников воплотилось в произведениях. Особый интерес вызывает процесс своеобразного слияния национальных особенностей и авторских поисков в массовых и уникальных изделиях из стекла и хрусталя.

Благодаря обширному временному промежутку, выбранному для данного исследования, можно наблюдать не только качественные изменения изделий в рамках материала, но и отражение стиля определенной исторической эпохи в предметном мире, а также влияние художественной мысли на производственный дизайн.

Наибольший расцвет русского художественного стеклоделия приходится на XVIII XIX века. Стекольных заводов и фабрик в это время народилось и существовало достаточно много, но лишь некоторые из них выросли до крупных центров, заслуживших известность в истории мирового стеклоделия. Именно

в этот период происходило становление и развитие всей отрасли в целом, формировались основные приемы формообразования и декорирования изделий, по большей части на основе уже известных европейских образцов.

К середине XIX века «империя Мальцовых» полностью сформировалась, включив в себя ряд стекольных заводов, а также металлургические, продовольственные и многие другие производства. Но особенно велика роль этой династии в достижениях стекольной промышленности России того периода.

Дятьковский хрустальный завод, одно из ведущих производств Мальцовых, к началу XX века по объему выпускаемой продукции был одним из крупнейших отечественных предприятий и имел международную известность.

Начиная со второй половины XVIII века, Дятьковская фабрика относилась к тем немногочисленным центрам, которые выпускали массовое бытовое стекло. Но, наряду с простой «зеленой» посудой, на заводе изготовлялись и дорогие хрустальные изделия, а также гутные «диковинки» и церковная утварь. Для этого Мальцовы привлекали иностранных мастеров, которые обучали местных крепостных. Лишь в конце ХIX века на заводе появляется первый профессиональный художник – Е.М.Бём, в работах которой ярко проявился стиль эпохи.

Наиболее изученным до сих пор остается стекло периода ХVIII– XIX веков, в то время, как история развития стеклоделия в России на протяжении ХХ века остается за пределами научных интересов. Именно на материале этого периода сделан упор в данном исследовании. Во многих теоретических публикациях массовое производство стекла рассматривается лишь с позиции технологического процесса, но не менее актуальным является его искусствоведческое исследование. Важной частью исследования представляется рассмотрение процесса эстетизации выпускаемой

продукции и постепенного формирования художественного направления в целой отрасли декоративно-прикладного искусства.

Рассматривая эволюцию изделий, выпускаемых на Дятьковском хрустальном заводе, мы в своем исследовании старались основываться на стилевых особенностях того или иного исторического периода, оценивая, одновременно, произведения в рамках формирования авторской стилистики, т.е. изучить

своеобразие почерка каждого из художников, работавших на заводе.

Так, в период 20-60-х годов на Дятьковском заводе сформировался своеобразный стиль, в котором воплотились основные эстетические принципы новых социально-экономических условий. Удовлетворение не только бытовых, утилитарных, но и духовных потребностей являлось основной задачей. Свежие

образы, условный язык, новая декоративность - все это стало интересной альтернативой традиционному «мальцовскому» стеклу.

К 70-м годам место художника на производстве окончательно определилось. Многие выдающиеся авторы сумели наиболее полно выразить себя в работе. Стал ощутим творческий рост и индивидуальный почерк каждого их них. Художник

и его уникальные декоративные произведения становятся лицом завода. Кроме того, формируется общая концепция творчества художника-производственника. Для всестороннего исследования особенностей дятьковской школы стеклоделия, творчество каждого из художников, активно работавших на заводе в период с середины ХХ до начала ХХI вв., рассмотрено детально, с изучением

отдельных, наиболее значимых работ. Акцент сделан на своеобразном явлении, характерном для советского стекла, заключавшимся в активном взаимодействии индивидуального творчества художника и его деятельности по разработке образцов

для серийного изготовления. На основе собранных уникальных биографических, архивных и других материалов о жизни и творчестве всех авторов, работавших на ДХЗ, сделана попытка составить объективную характеристику художественного

наследия отечественного декоративно-прикладного искусства.

При изучении обобщающего материала по Дятьковскому хрустальному заводу также, не менее важным представляется вопрос перспективы развития традиций, сформировавшихся на заводе, и возможных способов сотрудничества художника

и производства, сложившихся в условиях современности, который неизменно возникает. Поэтому актуальность исследования заключается в том, чтобы показать общую картину становления и формирования русского стеклоделия на примере одного из крупнейших предприятий России – Дятьковского хрустального завода.

Предмет исследования

Предметом исследования явилось изучение истории возникновения и развития стеклоделия на Дятьковском хрустальном заводе. Особое внимание уделено уникальной стилистике произведений из стекла и хрусталя, созданных

художниками производства.

Объект исследования

Центром внимания в данном исследовании являются произведения декоративно-прикладного искусства, выполненные из стекла и хрусталя художниками Дятьковского хрустального завода в советский и постсоветский период. В работе рассматриваются не только уникальные произведения, но также и тиражные изделия, выпускаемые заводом в течение 200 лет. Особое внимание

уделено уникальной стилистике произведений из стекла и хрусталя, созданных художниками, а также своеобразным приемам формообразования каждого из них. Детально рассматривается авторский подход в работе с материалом и новаторские

техники, используемые каждым из художников.

Для создания полной картины и объяснения исторических предпосылок возникновения тех или иных тенденций в творчестве каждого из художников, нами рассмотрен ряд образцов стеклянных и хрустальных изделий, находящихся в различных музеях страны. Особенно внимательно обработана и проанализирована коллекция Дятьковского музея хрусталя, в котором хранятся единичные экземпляры творческих работ, образцы массовых изделий, а также архивные сведения. Анализируется взаимосвязь между результатами работы художника на производстве и развитием стекольной отрасли в целом. С помощью

архивных документов, таких как каталоги и прейскуранты заводских изделий, фотоматериалов, непосредственного изучения произведений, содержащихся в музеях и хранилищах страны, был полностью воссоздан ряд работ, демонстрирующих развитие отечественного стеклоделия. Благодаря подборке

изображений малоизвестных работ из частных авторских коллекций, стало возможным более наглядно продемонстрировать связь уникальных произведений и массовых изделий, создаваемых на заводе.

Степень изученности темы

Наследию художников Дятьковского хрустального завода принадлежит одно из основных мест в истории российского стеклоделия вот уже на протяжении 200 лет. Но их творчество до последнего времени оставалось малоизученным. В основном хорошо освещенной частью истории Дятьковского завода

является дореволюционное мальцовское стекло. Большая часть исследований по этой теме посвящена изучению дореволюционного стекла России в целом. В них рассматривались стеклянные и хрустальные изделия, выпускавшиеся на различных заводах России, в том числе и Дятьковском, в контексте развития

исторических стилей. Основательный научный и статистический материал о развитии Мальцовского производственного округа до революции содержат труды ряда историков (Н.Большева, А.Цейтлин, А.Субботин), некоторых исторических аспектов темы

касаются в своих статьях и книгах С.Темерин, Н.Яглова, Л.Казакова, Е. Долгих.

Наиболее полно и подробно продукция завода проанализирована в работе И.А.Ашариной «Русское стекло». В ней автор внимательно рассматривает историческое развитие стекольных производств, принадлежавших семье Мальцовых, в сравнении с Императорским, Бахметьевским и другими заводами того времени.

Также ярко продемонстрирована трансформация форм массовых изделий, выпускавшихся на производствах, в контексте исторических стилевых изменений. Отдельно стоит выделить полное историческое исследование по Дятьковскому заводу Д.И.Немчиновой «Дятьковский хрустальный завод. Страницы истории. Очерки». Автор этой книги внимательным образом проследила развитие и

формирование производства в г. Дятьково по историческим архивам и документам, собрав воедино уникальные сведения о заводе.

Безусловно, влияние предметно-пространственного мира на формирование этических и эстетических воззрений каждого человека многократно обсуждалось многими деятелями искусства и искусствоведами в разные исторические эпохи.

Наиболее широко и конкретно в специфике предметов декоративно-прикладного искусства этот вопрос подробно рассматривался в 60-е годы прошлого века на страницах журналов об искусстве. Такие авторы, как В.И.Мухина, Н.Н.Качалов, С.М.Бескинская, Н.В.Воронов, Л.В.Казакова, К.М.Кантор, Л.Г.Крамаренко,

Б.А.Смирнов, Н.С.Степанян, С.Хан-Магометов и многие другие, активно полемизировали о воспитании общественного вкуса посредством декоративно-прикладного искусства. В подавляющем большинстве случаев эти дискуссии имели чисто теоретический, философский характер, но в процессе становления

отечественной промышленности подобные темы стали подниматься и в статьях, рассказывающих о деятельности художников, работающих на производстве. Большинство сведений о советском периоде завода можно почерпнуть именно из периодических изданий того времени. Авторы статей в журналах «Декоративное искусство», «Искусство и быт», газетах «Брянский вестник»,

«Дятьковский рабочий» и др., такие как Л.Крамаренко, Л.Казакова, Н.С.Степанян, Ю.С.Лодкин, рассматривали творчество дятьковских художников в процессе его формирования, внимательно останавливаясь лишь на современных на тот момент произведениях или же обозревая выставки, участниками которых были эти художники. Существует также несколько монографий художников, работавших некоторое время на заводе, альбомов, содержащих вступительные статьи искусствоведов и иллюстрации работ, а также брошюр и буклетов. В их числе можно назвать книгу

Н.С.Степанян «Галина Антонова», альбом «Борис Федоров» и др.

Наблюдается крайне малое число публикаций на русском языке, посвященных анализу производственного дизайна в стекле. В их числе можно упомянуть лишь диссертационную работу Л.Г.Грошковой, посвященную школе финского стеклоделия. К сожалению, в настоящее время не существует публикаций, содержащих систематизированную информацию о творчестве художников-стекольщиков, работавших на производстве в советский и постсоветский период, т.е. наблюдается полное отсутствие теоретических исследований в области российского дизайна стекла.

Настоящая работа посвящена комплексному анализу творчества всех работавших на Дятьковском хрустальном заводе художников. Автор попыталась проанализировать своеобразие стилистики каждого художника, исследовать эволюцию авторских приемов формообразования при создании образцов массовых изделий, рассматривая их в контексте исторического развития.

Помимо детального изучения общей стилистики продукции завода в различные исторические периоды, делается акцент на последовательном освещении творческих работ каждого из художников.

Отдельно рассматривается вопрос влияния художественного образования на работу молодых специалистов, пришедших на производство после окончания вузов.

Таким образом, начиная со второй трети ХХ века, в декоративно-прикладном искусстве России наблюдается интересное явление, достойное пристального рассмотрения: универсальность творческой мысли художников стекла, их способность гармонично сочетать работу над производственными образцами и свободное творчество. Работы художников Дятьковского хрустального завода для производства и их творческие произведения - это большой пласт отечественного стеклоделия.

Но, к сожалению, теоретических материалов по этой теме собрано очень мало. В основном, они представляют собой биографические очерки или исследования творчества отдельно взятых стекольщиков. Все имеющиеся материалы не систематизированы и нуждаются в дополнительной обработке.

Данная тема представляет особый интерес в качестве обобщающего исследования по творчеству художников Дятьковского хрустального завода. Также актуальность избранной темы обусловлена потребностью восполнить пробелы в исследованиях отечественного стеклоделия, необходимостью расширения границ

исследований в сфере декоративно-прикладного искусства и производственного дизайна России.

Географические границы исследования

География исследования определена местом нахождения производства в городе Дятьково Брянской области. Творчество художников, приезжавших и работавших на заводе в различные периоды времени напрямую связано с Дятьковским хрустальным заводом.

Хронологические рамки исследования

Для наиболее полного обзора творчества художников, работавших на заводе, хронологические рамки нашего исследования включают в себя исторический обзор развития производства и становление Мальцовской стекольной империи в первой главе, начиная с середины XVIII века, заканчивая серединой XIX века.

Во второй и третьей главах – вторая треть ХIХ века - начало ХXI века. Именно этот исторический период характеризуется активной работой выдающихся художников для становления отечественной стекольной промышленности.

В последней, четвертой главе, рассматривается новейшая история завода и перспективы развития производства.

Эти временные границы дают возможность наиболее полно проследить эволюцию отечественного стеклоделия на примере одного производства, показать многообразие выпускаемых на заводе изделий и произведений декоративно-прикладного искусства, созданных художниками. Такой большой временной

промежуток позволяет создать наиболее цельную картину развития русского стекла, неотъемлемой частью которого являлись вещи, созданные на Дятьковском хрустальном заводе.

Цель диссертации состоит в обнаружении четкой взаимосвязи между образцами для производственного дизайна и авторскими произведениями, созданными художниками ДХЗ. А также в выяснении места творчества художников, работавших на Дятьковском заводе в контексте развития декоративно-

прикладного искусства России. Автор стремилась выявить взаимодействие творческих идей художников и производственного дизайна Дятьковского хрустального завода на основе имеющихся разрозненных сведений, исторических документов и обширного иллюстративного материала.

Задачи исследования

- изучить историю развития художественного производства, формирование

эстетики предметного мира и его стилевые изменения, на примере изделий из

хрусталя;

- рассмотреть предмет исследования в контексте развития декоративно-

прикладного искусства России;

- выявить исторические этапы эволюции изделий, выпускаемых на

Дятьковском хрустальном заводе, основываясь на стилевых особенностях;

- проанализировать творчество заводских художников, как яркое и

самобытное явление искусства России ХХ века;

- составить объективную характеристику наследия всех художников,

работавших на ДХЗ, собрав воедино уникальные биографические, архивные и другие материалы об их жизни и творчестве;

- выявить предпосылки возникновения своеобразной стилистики, присущей работам дятьковских художников;

- раскрыть причины, характер и взаимное влияние производственных и уникальных произведений, созданных художниками на заводе;

- оценить перспективы развития традиций, сформировавшиеся на заводе, и рассмотреть возможные способы сотрудничества художника и производства, сложившиеся в условиях современности; - привлечь внимание молодых художников к творческим находкам мастеров Дятьковского хрустального завода.

Источники исследования

В качестве источников были использованы не только произведения из стекла и хрусталя, выполненные на заводе, но также графические работы, эскизы и личные архивы художников. Кроме того, была обработана техническая документация: патенты, авторские свидетельства и протоколы художественных советов. В

качестве основных источников были использованы следующие музейные коллекции и фонды:

Дятьковского музея стекла и хрусталя, Московского музея Декоративно-прикладного и народного искусства, музея стекла в усадьбе Кусково, Московского музея современного искусства, Государственного Исторического музея, коллекция стекла в Елагином дворце, г.Санкт-Петербург, коллекция стекла в

усадьбе Царицыно.

В ходе работы над диссертацией были изучены материалы архивов и библиотек, фонды периодических изданий: РГБ им. В.И.Ленина, библиотека МГХПА им. С.Г.Строганова, БГИБ, архивы ОАО «Дятьковский хрусталь».

Особо ценными источниками диссертации стали личные фонды и архивы, мемуары художников и их родственников, беседы и интервью с художниками, мастерами и руководством завода.

Используемые методы исследования

При написании диссертации использовалась традиционная методика исследования. Благодаря культурно-историческому методу, удалось воссоздать атмосферу, в которой создавались различные образцы художественного стекла

на Дятьковском хрустальном заводе, рассматривая этот процесс в тесной взаимосвязи с развитием русской культуры периода ХIХ-ХХ веков. Рассматривая развитие дятьковского стеклоделия в хронологической последовательности, удалось объективно выявить сформировавшиеся особенности и традиции. Кроме того, используя формально-стилевой метод, стало возможным проследить полную

эволюцию форм в стекле и хрустале в контексте изделий одного предприятия, а также выявить и охарактеризовать основные направления в творчестве каждого из художников. При помощи иконологического метода удалось достичь ясности в понимании истоков происхождения тех или иных уникальных произведений,

основываясь на личных беседах и мемуарах авторов. В отдельных разделах диссертации был так же применен иконогафический метод, позволяющий выявить влияние иконографии древнерусских орнаментов, изображений официальной символики СССР на орнаментику произведений, созданных на Дятьковском хрустальном заводе.

Научная новизна работы

На основе собранного обширного биографического, иллюстративного и фактологического материала впервые был проведен комплексный анализ и составлена подробная периодизация творчества художников, с выявлением

взаимосвязи между уникальными и массовыми произведениями из стекла и хрусталя. Впервые автор диссертации вводит в научный оборот обширный круг иллюстраций с малоизвестными работами и эскизами художников завода, интервью, цитаты из мемуаров. Кроме того, освещены и проанализированы

работы настоящего времени и рассмотрены пути возможного взаимодействия художников и производства. Проведена систематизация знаний о творчестве российских художников стекла.

Практическая значимость работы

Если учесть значительные пробелы в изучении творчества заводских художников советского периода, эта работа может существенно дополнить раздел развития русского стеклоделия в трудах по истории декоративно-прикладного искусства, стать основой для составления специализированного курса лекций,

учебных очерков.

Материалы диссертации могут быть использованы студентами

специализированных вузов в своих теоретических работах – преподавателями в курсах лекций и методических разработках, а также в музейных исследованиях и атрибуционной работе, поэтому представляют интерес для искусствоведов, коллекционеров, специалистов в области стеклоделия и декоративно-прикладного

искусства в целом.

Апробация исследования

Диссертация выполнена в соответствии с планами кафедры истории искусства МГХПА им.С.Г.Строганова. Её основные положения изложены в докладах, на научных конференциях, опубликованы в журналах и сборниках, выложены на специализированных интернет-ресурсах. Также материалы диссертационной

работы использовались автором в практических занятиях со студентами I-II курсов кафедры «Художественного стекла» и при чтении отдельных лекций по курсу «Истории декоративно-прикладного искусства и технологии стекла».

Структура работы определена поставленными в ней задачами. Она состоит из введения, содержание которого изложено выше, четырех глав и заключения. Она включает подробные примечания к тексту и список основной использованной литературы. Диссертация сопровождается приложениями, куда вошли: список художников, работавших на заводе; терминологический словарь; аннотированный иллюстративный ряд.

Похожие диссертации на Дятьковский хрустальный завод. Уникальные произведения и массовые изделия в творчестве художников XX в.