Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века Шелегович Наталия Максимовна

Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века
<
Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шелегович Наталия Максимовна. Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : СПб., 2003 469 c. РГБ ОД, 61:04-17/179

Содержание к диссертации

ВВЕДЕНИЕ 4

ГЛАВА I. Художественный стиль рококо в Европе 17

I. А. СТИЛЕОБРАЗУЮЩИЕ ФАКТОРЫ РОКОКО И ИДЕАЛЫ В ПЛАСТИЧЕСКИХ ИСКУССТ
ВАХ 17

і.б. Триада стилевых аспектов "камерность - изящество - комфорт". Лек
сика стиля рококо 21

І.в. Развитие темы "rocaille" и генеалогия форм рококо 30

І.г. Эстетизация частного быта в предметной среде интерьеров рококо .. 44

ГЛАВА II. Феномен рококо в светской архитектуре стран Европы 1700-х -
конца 1770-х годов 56

II. а. Проявление феномена рококо в светской архитектуре Франции 56

П.б. Феномен рококо в светской архитектуре отдельных регионов Евро
пы. Основные типы стилевых взаимодействий рококо с феноменом ба
рокко, с классицизирующими формами и ретроспективными заимство
ваниями 77

ГЛАВА III. Феномен рококо в культовой архитектуре стран Европы 1700-х-
конца 1770-х годов 119

Ш.А. Христианская церковь в Европе и особенности условий развития

культовой архитектуры XVIII века 119

Ш.б. Взаимосвязь итальянского радикального барокко XVII века и евро
пейской культовой архитектуры XVIII ВЕКА 123

Ш.в. Типы объёмно-пространственных композиций в неклассицистиче
ской культовой архитектуре 1700-х-концА 1770-хгодов 129

Ш.г. Типы объёмно-фронтальных композиций главных фасадов культо
вых зданий и диапазон проявления рококо в экстерьере постройки 140

III. д. Феномен рококо в оформлении интерьеров культовых зданий 158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 180

ПРИМЕЧАНИЯ 187

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 273

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. Историография барокко и рококо в контексте исследова
ния европейской архитектуры XVIII века 299

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. Историко-культурная платформа "галантного века". .. 375

2.а. Политическая карта Европы 375

2.б. Социальное обустройство общества и культ избранности. Институт

фаворитизма 377

2.в. Мировоззрение, философия и мораль. "Галантный мир" в литератур
ных образах 388

2.г. Характеристика историко-культурной платформы XVIII века 398

СПИСОК ИЛЛЮСТРАЦИЙ 401

АЛЬБОМ ИЛЛЮСТРАЦИЙ ( II ТОМ) 470

Введение к работе

В то время как активность влияний барокко и классицизма на европейскую архитектуру XVII-XVIII вв. представляется неоспоримой, мнения о диапазоне проявления художественного феномена рококо оказались достаточно противоречивыми. Дискуссия о степени влияния рококо на архитектуру вызывает необходимость в дефинировании научной позиции по вопросу интерпретации категории "стиль в искусстве" и "стиль в архитектуре".

Интерес современных исследователей к аннотации истории стилей проявляется как реакция на специфическое мировоззрение "fin du siecle" 1, а само понятие "теория стиля" приобрело некую долю имманентности [ 171, С. 289 ]. Категория "стиль" интерпретируется как динамичная, многообразная структура, которую Рудольф Арнхейм уподоблял "рубрикам" непрерывного потока, составляющего общую эволюцию художественных форм в истории искусства, чья научная трактовка обогащается такими понятиями как "стилистическая рубрика" и "стилевая парафраза", "комбинация стилевых пластов" и "гештальт-структура", которые выражают в этих терминологическо-образных характеристиках сложные стилевые взаимовлияния 1*. В этом отношении интересен научный подход Михаила Николаевича Соколова, раскрывающий многообразие художественного языка стиля. Исследователь отмечал, что уже в начале периода Новой истории человеческое время как таковое (историзм) отделяется от образа этого времени (историцизма), выражающегося в разного рода ретроспекциях. Соколов представляет стиль как форму художественного самоопределения эпохи, региона, нации, социальной или творческой группы либо отдельной личности [ 8, т. 2, С. 230 - 232 ]. Характеризуя специфику современного взгляда на проблему определения категории "стиль", исследователь

1. "Fin du siecle" (франц., "конец века"). 1 Здесь и далее см. раздел "Примечания".

писал: "Идеализация понятия зачастую приводит к тому, что оно оказывается отвлечённой филосовской программой, извне накладываемой на историко-культурную действительность... концепция стиля, гносеологически отвлечённая, все чаще оказывается его тормозом, - когда вместо конкретных культур-феноменов или их сложной суммы исследуются их соответствия тем или иным абстрактным стилистическим нормам... " [ 8, т. 2, С. 231 ].

Появление нового фактологического и проблемно-обобщающего материала по архитектуре и искусству XVIII века повлияло на актуальность интереса зарубежных и отечественных специалистов к вопросам о специфике и связях позднего барокко, рококо и классицизма. Этот интерес отражают многочисленные публикации, тематические симпозиумы и конференции, а также выставочная деятельность 2. Необходимость осмысления статуса художественного феномена рококо в системе исторического развития стилевых форм подтверждает противоречивость научных взглядов, сложившихся в искусствознании к концу XX века. В соответствии с основными искусствоведческими концепциями можно выделить четыре варианта трактовки феномена рококо:

  1. Рококо - завершающая стадия барокко. Данная точка зрения обусловлена некоторым сходством принципов формообразования в архитектуре барокко и рококо, общностью части арсенала конструктивно-технических средств зодчества, а также единством иррационально-идеализирующего архетипа художественного мышления, выраженного в памятниках искусства.

  2. В рамках "панрокайльной концепции" рококо трактуется как наиболее выразительный художественный феномен XVIII в., наряду с неоклассицизмом, отражавшим идеалы Просвещения. Значение барокко заметно нивелируется, так как исследователи считают признаки этого стиля более адекватными для

XVII в., а подавляющую часть неклассицистических памятников архитектуры

XVIII в. связывают с феноменом рококо на основании изменений функцио
нального, идейно-художественного и духовно-эстетического факторов.

3. С точки зрения сторонников циклической концепции развития худо-

жественных форм рококо трактуется как "поздний стиль" или "вневременная константа", завершающая фазу эволюции атектонических стилей. Новый этап ретроспективного восхищения этим феноменом открывает период историзма XIX в., в котором виртуозная имитация стихийности развития формы обретает жизнь в стилистике "неорококо". В архитектуре пластического направления модерна исследователи раскрывают формальное сходство с теми качествами художественной формы, которые будоражили творческую фантазию мастеров рококо, среди них: торжество декоративной основы, динамичная пластика, синкопические ритмы, живописность декора и имитация стихийного природного начала. Эти качества проявились в некоторых постройках Антонио Гауди, Гектора Гимара, Августа Энделля, Рудольфа Штейнера, Бернхарда Панкока. Они стали основой композиции фасада отеля "Жибер" (Париж, 1901 г., Франсуа-Ксавье Шелкопф), воплощением органичных барселонских "casa" Антонио Гауди и иллюстрируются интерьерами "Гетеанума" ( Дорнах, 1908-19 гг., Рудольф Штейнер).

4. "Метаморфический подход" к анализу эволюции художественных форм построен на положении о том, что стиль может проявляться на практике симптоматично или регулярно, монопольно или в синтезе с другими феноменами, порождая характерные стилевые варианты и воплощая непрерывность процесса развития форм в искусстве. В связи с этим можно отметить попытки некоторых исследователей ввести в искусствознание новые смысловые понятия и соответствующие термины, которые обозначают метастилевые проявления на уровне вычленения стилевой и региональной специфики художественных форм рококо: стиль "picturesque" ("живописный"), манера "guari-niesque" ("гваринеск"), региональный вариант "Sonderrokoko" ("зондеррококо"), стилевые типы - "barocchetto" ("барочетто"), "barokni gotika" ("барочная готика") и "klassizistische rokoko" ("классицизированное рококо").

Учёт динамики закономерностей историко-архитектурного процесса и " внеархитектурных" истоков формирования рококо позволяет полнее раскрыть

природу и диапазон проявления этого сложного феномена, породившего стилевые взаимодействия с барокко, с классицизирующими формами и отдельными ретроспективными заимствованиями. В процессе стилевых взаимодействий рококо с другими феноменами предпочтение отдавалось тем художественно-пластическим средствам, которые соответствовали контексту эстетических качеств и стилевых признаков "собственно рококо", а также отвечали функциональным и социо-культурным задачам архитектуры "галантного века". В ходе их исследования возникла необходимость введения такой научной категории как "стилевая метаструктура", которую мы предлагаем охарактеризовать следующим образом: стилевая метаструктура - это результат интеграции в памятнике архитектуры признаков нескольких стилей. В процессе этой интеграции возникает стилевое взаимодействие, итог которого воспринимается как новая структура по отношению к "классической форме" стиля. Стилевое взаимодействие предполагает диалог признаков нескольких сходных или контрапунктирующих стилей, развивающихся как синхронно, так и отдалённых друг от друга в хронологическом отношении. На наш взгляд, предлагаемая категория позволяет более детально выявить активность разных художественных влияний в облике архитектурного памятника. Практика архитектуры на всех этапах истории демонстрирует немногочисленность памятников, способных идеально отражать черты какого-либо отдельно взятого стиля во всей структуре объекта. Стилистика построек нередко представляет черты нескольких феноменов, образуя метаструктурное единство (или стилевые метаморфозы). Такое взаимодействие можно назвать "стилевой метаструктурой". Активность взаимодействия разных феноменов особенно часто проявляется на ранних и поздних этапах развития стилей. Данный подход несколько усложняет научную картину эволюции стилей, но позволяет гораздо эффективнее проанализировать развитие художественной формы и её стилевую природу.

Разнохарактерность проявления феномена рококо в искусстве отдельных регионов Европы вызвала неоднородный уровень интереса к его изучению, а

различие степени влияния рококо на виды изобразительного искусства стало основным поводом для дискуссий о стиле. Изобразительное искусство XVIII в., не связанное с классицистическими идеалами, было охвачено волной критики ещё в бытность своей эволюции. Сторонники классицистических форм и просветители упрекали художников рококо в салонности вкусов, которые "не удовлетворяют разум", а отражают лишь гедонистическую "лёгкость бытия" и причуды аристократии, отрешённой от реальных проблем социально-общественной жизни (Ж.-Ф. Блондель, Ш.-Э. Бризо, Ш.-Н. Кошен, Ф. Алгаротти, Ф. Милициа, Ш. Л. Монтескье, Ф. А. Вольтер, Д. Дидро). В этом кроется причина, по которой "maniere de la rocaille"1 получила ироничный термин "rococo" в книге гравёра Шарля-Николя Кошена-Младшего "Увещевание ювелиров" (1754 г.) Как и большинство терминов, связанных с художественными стилями, он появился на закате эволюции рококо. В 1736-м г. Жан Мондон-Младший опубликовал "Первую книгу форм рокайль и картель", однако вплоть до конца XVIII века рококо ассоциировали чаще со смысловыми эпитетами: "le gout de се siecle" ("вкус этого века"), "le gout moderne" ("современный вкус"), "le gout du temps" ("вкус времени"), "le genre pittoresque" ("живописный жанр").

Оживление интереса к искусству XVIII в. происходит в 1830-е - 40-е годы, а своеобразная реабилитация "старосветских традиций" во Франции относится к 1850-м гг., что было обусловлено мировоззренческими устремлениями романтизма и процессом возрождения "монархических стилей". Французские коллекционеры, знатоки искусства и писатели - братья Эдмон и Жюль Гонкуры - открывают в формах рококо "классицизм миловидного" и изящество " галантного века", "истинно французский шарм" и "обольстительную силу" форм "мира сплина".

Разрушив незыблемую веру в идеалы античности, немецкие романтики утвердили плюрализм исторического чувства и демократическое отношение к неклассицистическому художественному языку искусства. К середине XIX в.

1. "Maniere de la rocaille" (франц., "манера рокайль").

романтические устремления "Молодой Германии" сменились метафорическими представлениями о "германизмах", что коснулось области искусствознания. Перемены в оценке стиля можно объяснить повышенным вниманием немцев к отечественному наследию, идеализацией "национальной старины" и влиянием общекультурного движения "Единение искусств" (Г. Земпер, Ф. Куглер, Я. Буркхардт). Вторая половина XIX в. была ознаменована "философскими тезисами" о барокко, о сути этого художественного явления, его генеалогии и хронологических этапах. В отличие от немецких исследователей, французские искусствоведы отстаивали взгляды на барокко и рококо как на искусство " упадочное", что продолжалось вплоть до 1930-х годов. Швейцарский исследователь Якоб Буркхардт предложил в 1843-м г. использовать термин "рококо" для обозначения поздних стадий развития художественных стилей (по аналогии со шлегелевской "Spatgotik"), в которых утрачивается значение "классической" формы, а целью художественного творчества является эффект. Он придал рококо значение вневременной циклической константы, а термин " рококо" обрёл смысл антиисторической фазы. Отождествление барокко и рококо с "кризисом" и "упадком" (исходившее ещё от Ж.-Ф. Блонделя, Ш.-Н. Кошена и просветителей) было опровергнуто только в начале XX в. благодаря работам Алоиза Ригля - представителя "венской школы" искусствознания, который предложил выявлять в каждой оригинальной художественной форме самостоятельную ценность. Он утвердил "причудливое" (синоним "baroque") в качестве цели любого "классического" искусства, объяснив это естественной тягой к преодолению "обыденного". На рубеже XIX - XX вв. трактовка стилевых форм рококо была обусловлена методом концептуального детерминизма (благодаря социологизации, на уровне мировоззренческого детерминизма, с помощью предопределения эволюции архитектурных форм материально-техническими факторами) и попытками анализа развития художественных форм на основе циклических схем. Сбор фактологических данных позволил исследователям раскрыть особенности форм барокко и рококо, их

проявление в видах пластических искусств и охарактеризовать региональные варианты стилей (А. Шпрингер, К. Гурлит, В. Любке, А. Шмарзов). В этот период феномен барокко получил значение константы в вёльфлиновской концепции развития "позднего стиля". По мнению Генриха Вёльфлина художественные формы эволюционируют от "классической фазы" - к "барочной". Позже были предприняты попытки разделить стили на "конструктивные" и "деструктивные" (Пауль Франкль) или на "классические" и "маньеристические" ( Эрнст-Роберт Курциус).

В начале XX века появилось значительное количество публикаций по проблемам позднего барокко и рококо. Исследование стиля барокко как способа художественного выражения и анализ эстетической культуры XVII-XVIII вв. находят отражение в работах Б. Кроче, А. Ригля, X. Ортеги-и-Гассета, Э. д' Орса, А. Фосийона. С точки зрения анализа стиля в архитектуре наибольший интерес представляют труды Э. Кон-Винера, М. фон Бойена, К. О. Гартмана, В. Гаузенштейна, Б. Флэтчера, М. Дворжака, А. Фёльнера, Г. Розе, М. Осборна, А. Э. Бринкмана, Т. Маньковского, М. Морелёвского, П. Богдевича, В. Татарке-вича. Взгляды европейских искусствоведов на проблему самостоятельности рококо кардинально разделились к середине XX в. Актуальным вопросом исследований стала генеалогия форм "госаШе" и эволюция орнаментальных композиций в "le genre pittoresque" 1 (Ф. Кимбелл). В 1950-е - 70-е годы активизировался интерес к проблемам региональных особенностей стиля (Л. Откёр, Н. Певзнер, Й. Нойман, В. Котрба, Я. Станькова, И. Пехар, Я. Врабец, К. Кали-новский, С. Лорентц, Е. Пашенда, Е. Ковальчик, В. Дрема). Проблема взаимодействий барокко и рококо в архитектуре стала ведущей в дискуссии о стиле к 1950-м - 60-м годам и возобновилась к концу столетия (Г. Франц, Г. Зедль-майр, Г. Бауэр, В. Л. Тапье, Ж. Базен, Э. Блант, Г. Миллон, К. Норберг-Шульц, Т. Пинатти, Л. Андерсен, Я. Белостоцкий, 3. Хорнунг, К. Харрис, У. Кох, Ф. Дасса). Зарождение постмодернистских взглядов привело к новой волне дис-

1. "Le genre pittoresque" (франц., "живописный жанр").

куссии "о стиле" в русле интертекстуальности, пробудив интерес к маньеризму, рококо и модерну на фоне стремительно меняющегося мировосприятия "периода необарочности", а плюрализм мнений в искусствознании позволил использовать на рубеже XX-XXI веков как линейно-поступательную схему эволюции художественных форм, так и циклическую концепцию их развития.

В советском искусствознании за феноменом рококо утвердился статус " поздней стадии" барокко благодаря вычленению понятия "архитектурный стиль" из общего контекста категории "исторический художественный стиль". Концептуальные взгляды на "теорию стиля" в искусстве нашли отражение в " циклической концепции" Ф. И. Шмита и теории "морфологического взаимодействия искусств" И. И. Иоффе. В области анализа форм барокко и рококо классическое значение имеют труды по архитектуре и декоративно-прикладному искусству, принадлежащие Б. Р. Випперу, Г. Г. Гримму, И. А. Бартеневу, В. Н. Батажковой, Н. Ю. Бирюковой, Д. Э. Аркину, Д. С. Наливайко, а также работы Г. В. Алфёровой, А. И. Каплуна, Т. Ф. Саваренской, Е. Д. Квитницкой, В. А. Чантурии, А. К. Якимовича, Т. П. Каптеревой, М. Н. Соколова. Интерпретация художественных стилей и характеристика индивидуальных творческих манер в контексте развития искусства барокко и рококо отражены в трудах видных отечественных исследователей: В. И. Раздольской, А. С. Гривниной, М. В. Доброклонского, Н. Н. Никулина, В. Я. Бродского, М. Ю. Германа, Е. И. Марченко, Т. Д. Соколовой, Л. И. Тананаевой, Н. А. Дмитриевой. Исследование генеалогии рококо связано с изучением европейской орнаментальной гравюры к. XVI - XVIII вв., анализирующейся в публикациях А. Воронихиной, Т. Косоуровой, А. Л. Раковой и В. Г. Шевченко. Дискуссия о барокко и рококо затронула проблему стилевой атрибуции некоторых архитектурных памятников Виленщины XVIII в., определяемых как "виленское барокко" и "рококо", что нашло отображение в работах белорусских и литовских историков архитектуры: Т. В. Габрусь, А. Н. Кулагина, В. Зубоваса, К. Чербуленаса.

Ситуация в области исследования художественных феноменов барокко и

рококо в европейской архитектуре XVIII в. является неоднозначной. Как в зарубежном, так и в отечественном искусствознании можно наблюдать значительную дифференциацию актуальных научных мнений, среди которых можно выделить следующие дискуссионные вопросы: вопрос о самостоятельности стиля рококо и его хронологии, о принадлежности феномена рококо к эпохе, о диапазоне влияния рококо на архитектуру, о генеалогии форм "рокайль", а также - вопрос о степени тождественности понятий "рокайль", "рококо" и " стиль Луи XV" в отношении неклассицистических форм стиля в культовой архитектуре некоторых регионов Центральной и Восточной Европы (см. Приложение 1).

Формирование постмодернистских взглядов и внимание к метаморфич-ности культурных процессов привело к новой волне дискуссии "о стиле" в контексте интертекстуальности. Если в 1960-е годы активная критика справедливо выступала против односторонности детерминистского подхода, учитывавшего приоритеты "технической платформы" развития архитектуры, то сегодня мы иногда сталкиваемся с такой-же односторонностью взглядов, раскрывающих лишь художественно-эстетические качества архитектуры3*. Здесь кроется основная дилемма, разграничившая в конце XX столетия взгляды на проблему стиля в архитектуре. С одной стороны, в ней есть заманчивая возможность, позволяющая освободиться от материальной косности и воспринимать архитектуру в "изящном контексте", близком романтичному "fin du siecle"; с другой - современная теория архитектуры и знания из области психологии восприятия позволяют создать условную системообразующую модель развития архитектуры на основе индивидуальных условий формирования стиля и учёта стилевых взаимодействий. Такой подход позволил исследователям по новому взглянуть на историю стилей и открыл новый этап в анализе степени воздействия некоторых художественных феноменов на архитектуру, среди которых оказались маньеризм и рококо.

Целью исследования является структурный анализ проявления феномена

рококо в зодчестве, а также характеристика стилевых взаимодействий и выявление наиболее характерных типов стилевых метаструктур в неклассицистической архитектуре XVIII в. Реализация данной цели требует решения следующих задач:

  1. Обозначить проблемы и дискуссионные вопросы в интерпретации художественных феноменов барокко и рококо, выделив основные исследовательские концепции в области искусствознания.

  2. Показать особенности художественного феномена рококо: охарактеризовать лексику стиля, его генеалогию, признаки и специфику проявления в изобразительном искусстве на фоне особенностей историко-культурной ситуации "галантного века".

  3. Определить диапазон и характер проявления стилевых признаков рококо в европейской "элитной архитектуре" на основе искусствоведческого анализа светских и культовых памятников, учитывая функциональную специфику отдельных типов и региональные особенности процесса стилеобразования.

  4. Раскрыть метаморфические связи рококо как сложного стилевого феномена и определить основные типы метаструктур в неклассицистической архитектуре XVIII в. Представить характеристики метаструктур и выявить зависимость стилевых предпочтений от социо-культурных и функциональных задач архитектуры.

Основными объектами изучения являются европейские памятники архитектуры "высокого стиля", или "элитное зодчество" XVIII в.: загородные резиденции, городские дворцы и особняки-отели, респектабельные дома зажиточных горожан, садово-парковая архитектура павильонного типа, а также христианские культовые здания. Основными источниками информации стали работы по теоретической базе художественного творчества, исследования в области теории и истории изобразительного искусства (принадлежащие зарубежным и отечественным исследователям), а также работы в области изучения истории культуры, научные публикации по проблемам эстетической культуры и отдель-

ным вопросам развития неизобразительных искусств.

Географические границы исследования обусловлены местоположением главных объектов изучения, чьи хронологические рубежи датированы периодом 1700-х - конца 1770-х гг. Поскольку "географическая карта" памятников радикального (или динамического) барокко и рококо включает обширную европейскую зону, представляется необходимым оперировать историко-политическими границами XVIII в. для более точного выявления региональной специфики художественного феномена рококо, который наиболее ярко проявился в памятниках королевства Франции (провинция Иль-де-Франс и Лотарингия), Неаполитанского королевства (район Кампании и Сицилии), северной зоны Португальского королевства (исторические области Минью-Лору и Бей-ра), северо-восточной Швейцарии, в южных и юго-западных немецких землях, западном регионе королевства Пруссия, Австрийской империи и подвластных ей - Богемии и Моравии, а также в Силезии и Речи Посполитой (регион Виленского края). Эти области связывают: общность политической и культурной ситуации, относительное сходство социально-экономического развития, христианский религиозный уклад, династические отношения, а также хозяйственный и психологический тип жизни правящей элиты общества. Однако разные природно-климатические факторы, различный диапазон восприятия новых художественных форм (связанный с региональным наследием и степенью устойчивости традиций), уровень развития профессиональных школ и оттенки понимания роли Церкви, равно как и политические мотивы властьиму-щих представителей общества повлияли на формирование особого местного колорита, придающего "интернациональному рококо" некоторые региональные оттенки. В географический диапазон исследования не включена Россия. Это связано с уникальным характером распространения европейских стилей и особенностью их синтеза с национальным художественным наследием, а также с необходимостью учёта специфики православной культовой архитектуры. Тема диссертации вызывает необходимость использования комплексного

подхода к объекту исследования, что определяется спецификой архитектурного творчества. Метод исследования определяется целью и задачами диссертации, а также характером изучаемых объектов. Особый подход в анализе влияния рококо на архитектуру объясняется специфичной природой стиля и утратой права архитектуры на ведущую роль в стилевом формообразовании. Внося коррективы в интерпретацию феномена рококо, диссертант определяет свою научную позицию, отрицая "панрокайльную концепцию", но в то же время, не приемлет взглядов на феномен рококо как на стадию барокко. На наш взгляд, подход к определению стиля кроется в анализе метаморфичности общей структуры художественной формы, чьи характерные качества обнаруживаются в стилевом диалогизме, заимствовании, стилизации или трансформации устоявшихся критериев и идеалов, порождающих стилевую многопо-люсность. При этом учитывается значение понятия "архитектурный стиль" как диалектического единства трёх факторов зодчества: функциональных ("польза"), конструктивно-технических и технологических ("прочность"), идейно-художественных и духовно-эстетических ("красота") [ 187, С. 86 - 97 ]. Представляется важным использовать взгляды на общую теорию стиля, изложенные Рудольфом Арнхеймом [49, 171], В. С. Горюновым и М. П. Тубли [66], равно как и пример анализа стилевых взаимодействий ренессанса и барокко, выявленный М. Н. Соколовым [100], а также суждения о проблемах стиля рококо в архитектуре, представленные изысканиями Ганса Зедльмайра и Германа Бауэра [46].

"Стилевая модель" рококо, представленная в нашем исследовании, выявлена на основе характеристики ключевых областей стилеобразования, среди которых в диссертации показаны следующие:

  1. Социальная обстановка эпохи и духовная жизнь общества. Характеристика общекультурного пласта.

  2. Стиль как способ художественного выражения. Ценностное и чувственное восприятие искусства в рамках идеалов эпохи (для архитектуры -

формы эстетизации "жизненного пространства" и функциональные задачи).

  1. Теоретическая база художественного творчества и лексика стилевых форм "галантного века".

  2. Специфика проявления стилевых форм в видах изобразительного искусства, в том числе - структурный анализ памятников архитектуры.

В ходе решения задач диссертации выполнены следующие положения:

1. Систематизированы основные исследовательские концепции по научной
трактовке феномена рококо на разных исторических этапах.

2. Охарактеризованы средства и приёмы композиции архитектурных
памятников рококо с учётом особенностей "стилевой модели" рококо, иллюст
рирующей специфику стилеобразования в архитектуре Нового времени.

  1. Предложено определение категории "стилевая метаструктура" и выявлена типология стилевых метаструктур на примере неклассицистических памятников XVIII в., а также установлена взаимосвязь этих типов с характером функциональных задач архитектуры и социо-культурной обстановкой эпохи.

  2. Проведена систематизация объёмно-пространственных решений культовых памятников позднего барокко и рококо. Выполнен структурный анализ проявления рококо в сакральном зодчестве и обозначен характерный диапазон влияний этого феномена на памятники отдельных регионов Европы с учётом особенностей генеалогии и локальной эволюции стилевых форм рококо.

Изучение особенностей стилевого феномена рококо и выявление характера взаимодействий нескольких стилей имеет научное и познавательное значение, представляя панораму многообразных влияний на европейское искусство и способствуя освоению художественного наследия. Результаты исследования имеют практическое значение для использования в научной, педагогической и просветительской деятельности. Они могут применяться при чтении лекционных курсов по истории архитектуры, а также при составлении соответствующих тематических статей в энциклопедиях, справочниках по искусству, словарях и учебниках.

Похожие диссертации на Художественный феномен рококо в контексте стилевой эволюции европейской архитектуры XVIII века