Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения) Красносельская Наталья Юрьевна

Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения)
<
Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения) Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения) Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения) Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения) Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения) Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения) Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения) Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения) Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Красносельская Наталья Юрьевна. Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения) : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : Москва, 2003 208 c. РГБ ОД, 61:04-17/11-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Художественный металл в архитектурных ансамблях городских и загородных усадеб Москвы конца XVIII- начала XIX веков ... 18

1.1 Архитектурный металл городских и загородных усадеб Москвы и ограды их парадных дворов (конструкция и составные части оград, ворот и калиток) 21

1.2 Архитектурный металл городских усадеб, ориентированных фасадом дома по «красной» линии улицы (конструкция и составные части решеток портиков, лоджий, галерей, балконов, козырьков (зонтов) и фонарей) 60

Глава II. Анализ орнаментальных композиций художественного металла в архитектуре 94

2.1 Закономерности орнаментальных построений в архитектурном металле классицизма 94

2.2 Принципы построения метрических и центрических композиций архитектурного металла классицизма 120

2.3 Технико-технологические особенности изготовления архитектурного металла в России в конце XVIII- начала XIX веков 144

Глава III. Композиционные особенности и пропорциональные построения архитектурно-декоративного металла конца XVIII -начала XIX веков 158

Заключение 179

Библиографический список литературы 185

Приложения 198

Введение к работе

Московская архитектура сохранила для своих потомков большое архитектурное наследие. Центр города и его окрестности богаты памятниками разных периодов строительства. Москва донесла до настоящего времени застройку конца XVIII - начала XIX веков, в которой одно из главных мест занимают усадьбы. «Усадьба - особый вид строительства, обусловленный экономическим развитием русского государства... Она являлась административно-хозяйственным центром владений помещика»1.

Одним из наиболее показательных периодов строительства Москвы стало её восстановление после пожара 1812 года. Ансамбли усадеб этого времени демонстрируют высокий уровень художественного единства архитектуры и декоративного искусства. В этом взаимодействии следует выделить архитектурный металл, который стал предметом данной исследовательской работы.

Современная строительная практика предусматривает в своей деятельности не только строительство новых сооружений, но и реставрацию старых. Поэтому вопросы, актуальные в современной архитектуре, тесно связаны с проблемой сохранения и благоустройства исторического центра Москвы и ее ближайших окрестностей. В настоящее время архитекторам необходимо знать исторически сложившуюся застройку города, правильно размещать новые ансамбли в этой архитектурной ситуации, учитывать художественные и стилевые особенности.

Архитектурные ансамбли Москвы выразительно украшались художественным металлом. Эта традиция сохраняется до настоящих дней, поэтому сегодня особенно возрос интерес к кованому и литому металлу.

1 Тихомиров Н.Я. Архитектура подмосковных усадеб. М., 1955. С.4.

4 Современные мастера используют опыт прошлого в реставрации металла и

проектировании новых изделий.

В произведениях московских зодчих декоративный металл являлся неотъемлемой частью архитектуры. Научная новизна настоящей работы заключается в том, что впервые изучаются методы работы архитекторов с художественным металлом, выделяются принципы проектирования, на примере усадебной архитектуры Москвы конца XVIII - начала XIX веков. Подробно рассматривается орнамент художественного металла, изучается его структура и способы построения, модульность, композиционные и пропорциональные взаимосвязи с архитектурой.

В основе данного исследования лежало изучение сохранившихся произведений архитектурно-декоративного металла. Частично использовались графические материалы диссертации «Металлические ограждения в московской архитектуре первой половины XIX в.» архитектора А.И. Игнатьевой. Для настоящего исследования представляли интерес обмерные чертежи Е.В. Караулова (1952 г.) и его исследовательский подход к обмерам архитектуры. Чертежи обмеров Е.В. Караулова городской усадьбы Луниных, Опекунского совета и других хранятся в фонде обмеров Московского Государственного научно-исследовательского музея архитектуры им. А.В. Щусева. В фондах музея архитектуры были обнаружены подлинные чертежи архитектурного металла М.Ф. Казакова, А.Г. Григорьева, Д.И. Жилярди, О.И. Бове, И.В. Еготова и ряда других зодчих.

Выясняется соотношение размеров художественного металла с архитектурными формами и членениями с помощью стандартных размеров строительного кирпича (б верш.х 3 верш.х 1,5верш.), принятых в конце XVIII века. Стандартные длина и высота кирпича (б верш, х 1,5 верш.) использовались архитектором Е.В. Карауловым в реставрационных обмерах

5 архитектуры Д.И. Жилярди. Этот метод исследования был использован в

настоящей диссертационной работе. Таким образом, были построены

метрические сетки, основанные на стандартных размерах строительного

кирпича и способах кладки, когда кирпичи укладываются в длину. С помощью

метрических сеток устанавливались размеры и пропорциональные соотношения'

художественного металла с архитектурой.

Изучение сохранившихся произведений архитектурно-декоративного металла проводилось методом фотографирования, обмеров и составления чертежей. К диссертации также прилагаются планы и развертки ограждений.

В основу метода исследования положен комплексный подход,
основывающийся на историко-искусствоведческом и художественно-стилевом
анализе архитектурно-декоративного металла. Используя структурно-

функциональный метод, выявлялись принципы пропорционального соотношения разных элементов в орнаменте. Подробно изучался метод проектирования архитектурного металла Д.И. Жилярди и А.Г. Григорьевым и другими архитекторами. Выделяются древнерусские единицы измерения, связанные, прежде всего, с пропорциями человека. На чертежах архитекторов московского классицизма, где художественный металл изображен в архитектурной среде, присутствуют масштабные линейки в саженях, аршинах и пядях. На этих чертежах, как правило, присутствует развертка фасада дома или развертка всей ограды (включая цоколь, звенья, столбы и пилоны). При проектировании архитектурно-декоративного металла отдельно от архитектуры масштабная линейка составлялась в аршинах, пядях и вершках. Деление аршина на вершки было необходимо для точного измерения мелких членений в композиции решетки.

Художественный металл соотносится с архитектурой и рассматривается как часть архитектурного декора. Выделяется универсальный

модуль для архитектуры и декоративного металла. Впервые для соотношения размеров художественного металла с архитектурными формами, в ходе настоящего исследования, строились метрические сетки в стандартных размерах строительного кирпича по высоте и длине (6x3x1,5 вершков или 27x13,5x6,75 см). Для определения местоположения и размеров архитектурного металла проводились обмеры художественного металла, территории усадьбы и отдельных архитектурных объемов. На основании этого были составлены планы парадных дворов и развертки ограждений.

Цель диссертации - установить, каким образом местоположение художественного металла в ансамбле усадьбы и его пропорциональные соотношения с архитектурными формами влияли на формирование художественного образа усадебной архитектуры московского классицизма. Орнамент различных типов архитектурно-декоративного металла еще не достаточно изучен. Цель диссертации заключается также в выяснении, каким образом при универсальном наборе одних и тех же простых геометрических мотивов создавалось разнообразие орнаментальных композиций, используемых, в различных изделиях архитектурного металла. В данном исследовании также уделялось внимание поиску принципов композиционного построения и пропорциональных закономерностей, которые определяют это разнообразие и гармоничное единство. В диссертации определяются технико-технологические особенности процесса изготовления и сборки архитектурного металла конца XVIII - начала XIX веков.

В задачах диссертации последовательно решались вопросы о месте и роли архитектурного металла в ансамбле усадьбы, о наличии композиционных и пропорциональных взаимосвязей между архитектурой и металлом.

7 Композиция - это язык художественного произведения. Ряд правил

композиции остаются едиными и обязательными для всех видов

изобразительного, декоративного искусства и архитектуры. Это правила

симметрии и асимметрии, устанавливающие закон гармонии пропорций частей

и целого; правила статики и динамики; правила ритма - закономерного

чередования больших и малых форм; и ряд других.

С древних времен орнамент составляет неотъемлемую часть

архитектуры, подчеркивает ее архитектонические особенности. В данном

исследовании рассматривается композиция и орнамент (лат.огпатепіит -

украшение) архитектурно-декоративного металла.

Орнамент в архитектуре представлен разными декоративными

материалами: металлом, керамикой, резьбой по дереву и камню. Он становится

одной из форм проявления синтеза в искусстве. Декоративная функция

орнамента в архитектуре подчинена стилю и конструктивным особенностям

сооружения. Изучение декоративно-орнаментального искусства на материале

архитектурного металла усадеб Москвы конца XVIII - начала XIX веков

обогащает творческую работу современных художников и архитекторов.

Исследование типологии архитектурно-декоративного металла в

городских и загородных ансамблях Москвы конца XVIII - начала XIX веков дает

возможность выделить распространенные виды оград, ворот, фонарей,

козырьков (зонтов), решёток лоджий, балконов и других. Ограды дворцов,

усадебных домов, флигелей, галерей и павильонов непосредственно связаны с

отдельными архитектурными формами и членениями: портиком, колонной,

столбом, оконным или дверным проемом. В диссертации исследуется

композиционная и пропорциональная взаимосвязь архитектурно-декоративного

металла с архитектурой.

8 Исследование направлено на выявление в многообразии композиций

архитектурно-декоративного металла классицизма наиболее распространенных

мотивов орнамента. Рассматривается структура геометрического орнамента

оград, ворот, калиток, решеток, козырьков и фонарей. Решается задача о

выявлении универсальных орнаментальных мотивов для разных типов

архитектурного металла. Одной из основных задач исследования явилась

разработка принципиального подхода к художественному анализу орнамента

архитектурного металла, где каждое изделие разбирается с точки зрения:

закономерности развития метрического строя, ритма и пропорций.

На основании изучения авторских проектов ведущих архитекторов

московского классицизма и обмеров памятников ставится задача рассмотреть

систему измерения, используемую при проектировании художественного

металла конца XVIII - начала XIX веков. В ходе исследования выявилась

используемая при проектировании архитектурно-декоративного металла

система древнерусских мер. В диссертации определяется, является ли кирпич

модулем не только для архитектуры, но также и для архитектурного металла и

устанавливается его универсальность для измерения различных композиций.

Меры длины, приближенные к руке человека (аршин, пядь и вершок), как

правило, использовались в проектировании архитектурного металла. Эти

древнерусские меры использовались в проектировании художественного

металла архитекторами Д.И. Жилярди и А.Г. Григорьевым, о чем

свидетельствуют их проекты и отдельные чертежи. Впервые в результате

исследования в научный обиход введены не опубликованные авторские

проекты Д.И. Жилярди «Решетка ворот; первая половина XIX в.», А.Г.

Григорьева «Балконная решетка и кронштейн; начало XIX в.» и «Козырек; 1806

г.», И.В. Еготова «План ворот и деталь ограды Слободского сада; 1806 г.» и

другие.

Определяется эволюция развития орнамента архитектурно-декоративного металла в рамках стиля классицизм. Систематизируется информация об универсальных и повторяющихся композициях. Выделяются характерные особенности в композициях этих изделий. Архитектурно-декоративный металл конца XVIII - начала XIX веков представлял собой разного рода вариации из стандартных элементов геометрического орнамента, собранных в простую по форме конструкцию. В диссертации ставятся задачи о выявлении универсальных (типичных) конструкций и декоративных элементов, обусловленных промышленными способами изготовления, и об определении роли готовых профилей металла для создания решеток.

В ходе данного исследования был собран графический и фотоматериал, который представлен в альбоме с аннотациями к каждому изображению. Чертежи, таблицы и описание изделий архитектурно-декоративного металла московских городских и загородных усадеб конца XVIII

начала XIX веков могут быть использованы в процессе обучения художников-прикладников. Составлена карта-маршрут по московским усадьбам конца XVIII

начала XIX веков, рассмотренным в диссертации.

Хронологические рамки исследования включают произведения архитектурного металла конца XVIII века и периода строительства Москвы после пожара 1812 года. Исходя из основных задач, выявляются распространенные композиции оград, ворот, фонарей, козырьков (зонтов), лоджий и балконов. Изучаются композиционные закономерности построения орнамента разных ограждений. Составляются сводные таблицы по результатам исследования.

В настоящее время одной из остро стоящих проблем является реставрация усадебной архитектуры Москвы и художественного металла в частности. Поэтому изучение композиционных и пропорциональных построений

10 архитектурно-декоративного металла конца XVIII - начала XIX веков, а также

восстановление технико-технологических процессов является сегодня очень

актуальным. Кроме того, строительство современной загородной жилой

архитектуры с активным использованием художественной ковки и литья, также

делает изучение архитектурного металла усадеб русского классицизма весьма

актуальным.

Одной из основных задач диссертации было проведение исследования материалов, конструкций и технико-технологических особенностей изготовления архитектурно-декоративного металла. Диссертация также представляет собой новую исследовательскую работу по орнаментике архитектурного металла.

Метод исследования композиций архитектурно-декоративного металла с помощью метрических сеток может использоваться для определения пропорций и закономерностей построения орнамента в учебном процессе при подготовке художников-прикладников. Материал диссертации, в частности, метод исследования орнамента, также может быть использован в современном проектировании и реставрации металла.

Проведенное обобщение теоретических, обмерных, иллюстративных и архивных материалов по вопросу о закономерностях построения орнамента в архитектурно-декоративном металле московских городских и загородных усадеб конца XVIII - начала XIX веков позволило выявить в ходе исследования принципы системности и типизации орнаментальных композиций ворот, калиток, разного рода решеток, козырьков (зонтов) и других.

Обзор литературы

Несмотря большое количество специальной литературы, посвященной архитектурным ансамблям городских и загородных усадеб, материалы по истории московского архитектурного металла, опубликованные в искусствоведческой литературе, достаточно скромны.

Подробный анализ типологии архитектурно-декоративного металла конца XVIII - начала XIX веков, сделанный архитектором А.И. Игнатьевой в диссертации «Металлические ограды в московской архитектуре первой половины XIX в.», дает объективное представление о характерных особенностях размещения металла в архитектурных сооружениях. А.И. Игнатьева разбирает вопросы конструкции архитектурных форм, выполненных в металле, а также их место в ансамблях зданий. Графический материал диссертации представляет собой подробные чертежи архитектурного металла начала XIX веков. Отдельные чертежи с обмерами из графического материала диссертации А.И. Игнатьевой «Металлические ограды в московской архитектуре первой половины XIX в.» впервые использовались в настоящем исследовании.

Достаточно подробно освещаются вопросы истории

металлообрабатывающей промышленности и особенности изготовления архитектурного металла в диссертации Горпенко А.Е. «Художественный металл в русской архитектуре XVIII-XIX в.в.». В его трудах: «Кованое железо Великого Устюга», «Чугунные половые плиты XVIII - XIX веков», «Неизвестная страница из истории русского декоративного искусства», «О неизвестной постройке Ф.С. Аргунова», посвященных русскому художественному металлу, дается общее представление о применении железа и чугунного литья в архитектуре. Рассматривается последовательное развитие композиционных построений в

12 различных видах художественных изделий из металла, в связи с

формированием общеевропейских архитектурных стилей в русском искусстве.

В работе Н.Н. Соболева всесторонне рассматривается художественное чугунное литье в русской архитектуре XVIII -XX веков «Чугунное литьё в русской архитектуре». Автор описывает работу основных центров чугунолитейного производства, дает характеристику произведениям чугунного литья, созданным ведущими архитекторами своего времени.

История развития металлообрабатывающего производства подробно освещена в ряде книг и статей по художественному металлу: В. де-Геннин «Описание уральских и сибирских заводов», Н.И. Павленко «Развитие металлургической промышленности в России в первой половине XVIII века», Б.А. Колчин «Обработка железа в московском государстве в XVI веке», В. Грибков «Русское кованое железо», Н.Р. Левинсон «Кованые решетки оград середины XVIII века», Н.Н. Рубцов «К истории развития литейного производства в России» и других.

Исследование в области осветительной арматуры и художественного металла представляет собой книга А.И. Дамского «Осветительная арматура». Она раскрывает виды осветительной арматуры, ее конструктивные особенности и стиль.

Авторы книги «Мир художественного металла Москвы XVII - XX веков» Ледзинский B.C., Теличко А.А. всесторонне рассматривают архитектурно-декоративный металл, принадлежащий разного рода сооружениям Москвы. Книга богата иллюстративным материалом с точной ссылкой на месторасположение архитектурного металла в Москве. Познавательное значение книги особенно ценно, так как авторы располагают полной информацией при аннотировании произведений архитектурного

13 металла. История металла изложена в хронологическом порядке, указаны

основные виды и стилистические особенности металла.

Архитектурно-декоративный металл невозможно рассматривать в

отрыве от архитектуры. В этом вопросе важным является понимание системы

пропорций в архитектуре. Краткий курс «Истории русской архитектуры» дает

богатый иллюстративный материал, состоящий из фотографий и архитектурных

обмеров важнейших ансамблей русского зодчества. Книга содержит подробные

сведения об усадебной архитектуре Москвы конца XVIII - начала XIX веков.

Целым рядом исследователей установлено, что построение здания, начиная с плана и кончая деталями, базировалось на устойчивых принципах пропорциональности, имеющих глубокие традиции.

Основным источником сведений о пропорциях в древнерусской архитектуре для настоящего исследования стали работы Б.А. Рыбакова «Ремесло Древней Руси», «Русские системы мер длины XI - XV веков», «Мерило новгородского зодчего». Геометрическая сопряженность всех древнерусских мер между собой в исследовании занимает видное место. Ученый свел русские сажени и их доли в единую геометрическую систему. В геометрической системе древнерусских мер длины, основанной на «мерной» сажени, Рыбаковым выделен устойчивый размер, соответствующий распространенному в XII веке формату кирпича: 25смх18см. На основе этого размера исследователь проводит реконструкцию хода строительства. Результат его исследования доказывает существование единой геометрической сопряженной системы мер, использовавшейся для создания всего сооружения, от основных размеров плана до детали.

Давно известно, что в отношениях размеров построек встречаются геометрические соотношения стороны и диагонали квадрата, отношения Золотого сечения и другие. Эту проблему глубоко изучает К.Н. Афанасьев в

14 работах: «Построение архитектурной формы древнерусскими зодчими» и «100

футов». Автор исследует древнерусскую архитектуру X - XII веков и метод

работы средневековых зодчих. Афанасьев определяет один из приемов

строительства, в основе которого лежит понятие о модуле для соизмерения

частей здания в процессе проектирования. Он определил, что важным для

измерения пропорций является принцип отношения диагонали и сторон

квадрата.

Для исследования вопроса о пропорциональных закономерностях

большой интерес представляют работы А.А. Тица, посвященные вопросам

соотношения пропорций в древнерусской архитектуре, «Русское каменное

жилое зодчество XVIII века», «Загадки древнерусского чертежа».

Исследование А.А. Тица говорит о появлении в XVIII веке новых строительных

приемов, размеров кирпича, другой техники кладки по сравнению с

архитектурой XVII века. Важным для настоящего исследования моментом

является определение автором значения строительного кирпича как модуля в

архитектуре. Основная мысль А.А. Тица заключалась в том, что в XVII веке

архитектурные членения и детали (карнизы, междуэтажный орнаментальный

декор) были связаны с размерами кирпича и способами кладки. П.Н. Максимов

автор работы «Творческие методы древнерусских зодчих» также

устанавливает подчинение размеров декоративных деталей модулю кирпича.

Целостную картину о системе пропорций в мире представил в

ряде своих работ «Формообразование: Число. Форма. Искусство. Жизнь»,

«Принципы пропорции» и другие И.Ш. Шевелев. Изучая последовательность

построения и размерную систему древнерусской архитектуры, автор ищет ключ

к разгадке закономерности, которой подчиняются все части постройки, а затем

определяющую их меру. Таким образом, он доказывает первостепенность

геометрической сопряженности над системой мер.

15 Отдельные издания Е.А. Белецкой и З.К. Покровской «Д.И. Жилярди»,

З.К. Покровской «Осип Бове», Снегирева В.Л. «Зодчий В.И. Баженов»,

посвященные зодчим, в проекты которых включен архитектурно-декоративный

металл, представляют интерес для данного исследования.

Книга «Архитектура подмосковных усадеб»' Н.Я. Тихомирова является наиболее полным изданием по истории усадебного строительства. Данное издание богато схемами планов, фотоматериалом, обмерами и чертежами. В книге дается подробная информация о местонахождении каждой подмосковной усадьбы, список архитекторов и художников, принимавших участие в строительстве.

Е.В. Николаев в работе «Классическая Москва» составил списки архитектурных памятников Москвы XVIII - XIX в.в. и дополнил эти списки архивными данными. Работа содержит ценные для настоящего исследования сведения о редких (не учтенных в официальных списках охраны памятников архитектуры) сооружениях и этапах их строительства.

Серия книг, объединенных общим названием «Русское
градостроительное искусство», была подготовлена коллективом авторов
научно-исследовательского института теории архитектуры и

градостроительства. Книга «Москва и сложившиеся русские города» повествует об обновлениях древней столицы Российского государства в конце XVIII-начале XIX веков, особенно после пожара 1812 года. Книга стала ценным источником информации, характеризующим архитектуру Москвы после пожара 1812 года.

В ходе работы над диссертацией была изучена литература по вопросам архитектуры. В книге В.И. Пилявского, А.А. Тица и Ю.С. Ушакова «История русской архитектуры» рассмотрены свойства строительных материалов и конструктивные приемы, отвечающие уровню развития техники,

16 .

влияющей на формирование архитектуры. Отмечено также, что уже с начала XIX века металл широко внедряли в строительство в качестве конструктивного материала: несущих частей зданий, для возведения большепролетных перекрытий, фонарей верхнего света, опорных столбов и т.д.

Вопросам стиля в русской архитектуре на рубеже XVIII - XIX в.в. посвящены книги Некрасова А.И. «Русский ампир», Приземлина В. « Московский стиль ампир», Турчина B.C. «Александр I и неоклассицизм в России» и ряд других.

В ходе изучения орнамента архитектурно-декоративного металла был рассмотрен ряд книг. «Орнамент всех времен и стилей» Н.Ф. Лоренца - это иллюстрированные альбомы с краткой характеристикой орнаментальных стилей. Книга Н.Н. Соболева «Русский орнамент» многогранно освещает вопросы, связанные с исследованием русского орнамента, и особенностями его развития. Книга Герчук Ю. Я. «Что такое орнамент?» рассказывает о видах орнаментов и методах его построения.

При подготовке настоящей диссертации были использованы архивные сведения для уточнения и восполнения недостающей информации по истории русского металла. В результате собраны материалы по интересующей теме из архива РГАДА (личных фондов Демидова, Лазаревых и других, Дворцового отдела, Берг-Колеги и).

Многие архивные данные впервые вводятся в научный обиход. Наиболее полное представление о работе металлургической промышленности дает фонд Демидовых архива РГАДА. Переписка Н.Н. Демидова с уральскими заводами помогла составить представление о характере металла, выпускаемого на рубеже XVIII - XIX веков. В настоящей диссертационной работе впервые используются чертежи Д.И. Жилярди А.Г. Григорьева и И.В. Еготова. В ходе исследования были рассмотрены чертежи реставрационных обмеров Е.В.

17 Караулова и листы обмеров московских городских усадеб: Хрущевых-Селезневых, Яковлева, дворца Разумовского и т.д. из фондов Московского государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева.

Архитектурный металл городских и загородных усадеб Москвы и ограды их парадных дворов (конструкция и составные части оград, ворот и калиток)

Еще в конце XVIII века утвердился принцип размещения главного дома в плане с большим парадным двором6. Парадные дворы имели один, характерный для всех ансамблей усадеб принцип планировки. Главный дом был расположен в глубине парадного двора и соединен галереями с выходящими на линию улицы флигелями. По размерам и форме парадный двор обыкновенно соответствовал размерам дома. Чаще всего он представлял собой прямоугольник (два квадрата) с соотношением стороны и диагонали. Встречались также квадратные в плане дворы как в усадьбе Середниково. Дворец Пашкова расположенный на ул. Моховая, д. № 26 имел схему дворца-усадьбы, с характерным для этого типа сооружений парадным двором. В Москве архитектором Баженовым был построен дворец Пашкова в 1784 - 1786 годах. В1812 г. он сильно пострадал от пожара. Архитектор Баженов ориентировал главный фасад дворца к Кремлю (фото 1). Перед ним,. по склону холма, спускающегося от дворца к улице, Баженов разбил сад, обнесенный внизу кованой решеткой с каменными столбами. Здание растянуто вдоль улицы Моховой и состоит из трехэтажного корпуса и двух соединенных с ним одноэтажными галереями двухэтажных боковых корпусов. Фасады со стороны улицы и двора украшают портики. Пилоны ворот дворца Пашковых, также как и боковые портики дворца, декорированы колоннами и пилястрами ионического ордера. Характер рисунка металлических створов ворот геометрический (фото 2; 3) и состоит из вертикальных стержней, колец и дуг. Орнаментальная композиция ворот согласуется с оградой. Первоначально весь участок со стороны Моховой улицы имел ограждения из кованых решеток и круглых каменных столбов с установленными на них фонарями (чертеж 1). После пожара Москвы 1812 года ограда была восстановлена в 1831 году по проекту архитектора Е.Д. Тюрина, а в 1930 году при строительстве метрополитена ее разобрали. Сохранился только небольшой участок ограды вдоль подпорной стенки со стороны ул. Знаменки и ворота со стороны Знаменского переулка (фото 1; 2). «В планировке усадеб утверждается система симметричной осевой композиции главного дома, имеющего позади парк или сад, и парадного подъездного двора, отделенного от улицы обычно богатой оградой с воротами. Строгие формы главного дома, как правило, украшенного классическим портиком с фронтоном, подчеркнутым более низкими флигелями, образующими пространство парадного двора, придавали облику усадьбы торжественный, представительный характер»7. В городской застройке начала XIX века изменились размеры парадных дворов, что в свою очередь сказалось на архитектурном металле усадьбы. Размер парадных дворов был уменьшен. Уплотнение застройки после войны 1812 года изменило архитектуру улиц Москвы. Парадные дворы подчеркивали парадность и торжественность московской архитектуры и выражали идею патриотизма и триумфа русского народа, победившего в Отечественной войне 1812 года. Городская усадьба Бобринских-Долгоруковых на ул. Малой Никитской, д. № 12 была построена в конце XVIII века. План усадьбы традиционный для усадебного строительства конца XVIII века. В глубине парадного двора расположен главный дом, соединенный с боковыми флигелями. «В 1966 году отреставрированы боковые флигеля, связанные с главным зданием характерными закругленными в плане галереями»8. Флигеля своими фасадами выходят на улицу и образуют единую линию улицы вместе с оградой и воротами (фото 4). Главное здание имеет портик и железный козырек (зонт) с фонарями. Архитектурно-декоративный металл городской усадьбы Бобринских состоит из козырька (зонта) и фонарей, козырька (зонта) флигеля и решеток галерей. Городская усадьба Головиных в Потаповском переулке, д. № 8 была построена в 1811 - 1817 годах. Планировка усадьбы традиционна с парадным двором перед главным домом и службами (фото 5). Сохранились каменные пилоны ворот с глубокими нишами, в которые вставлены колонны (фото 6). Ворота украшают парадный въезд (фото 7). В начале XIX века были установлены меры элементов городской структуры: улицы, ширина которой регламентировалась от 10 до 15 саженей и квартала, образцовые проекты которых разработал архитектор В. Гесте. В 1812 году был опубликован его альбом из 26 листов «Разделение городских кварталов на обывательские места». Альбом содержал планы площадей и кварталов, которым Гесте придал разную геометрическую форму. В зависимости от формы и размеров они должны были вместить от 5 до 22 участков шириной 15 саженей. Углы кварталов соответственно их конфигурации обозначались типовыми угловыми домами. Внутри каждого участка дома предусматривались двор с хозяйственными строениями, огород и сад. Выделялись три основных типа образцовых домов: центральный дом с портиком, фланкирующие его нейтральные дома и угловые дома, отмеченные портиками со стороны улицы. Одной из первых задач зодчих было воссоздание жилой и дворцовой застройки. Новые ансамбли городских усадеб стали частью старой Москвы. Они не нарушили её уникальный исторический вид. Эти ансамбли дополнили старое архитектурное ядро города и принесли с собой новый классический стиль/ который был переработан зодчими в духе уже сложившейся московской архитектурной традиции. Победа в отечественной войне 1812 г. привела к развитию идей патриотизма, которые воплотились в русском искусстве. «Послевоенный ампир в Петербурге, Москве, других городах и даже в усадьбах пропитан мыслью о триумфе, силе и мощи России»9. Увлечённые этими идеями, русские зодчие создали героический и торжественный облик архитектуры. Художественный образ архитектуры этого времени был создан с помощью средств декоративного искусства, в частности художественного металла. В 1809 году были изданы первый и второй альбомы (по 50 листов каждый) из «Собрания фасадов Его Императорским Величеством высочайше опробованных для частных строений в городах Российской империи», составленных В. Гесте и Л. Руска. В 1812 году вышли третий (50 листов) и четвертый (74 листа) альбомы, автором которых был В.П. Стасов. Они содержали проекты городских и загородных, дворянских и купеческих домов разной высоты (один - три этажа), с одним или двумя (угловые дома) фасадами, с флигелями, беседками и с оранжереями в саду, расположенными на улице или на берегу реки, со службами, сараями, конюшнями, мастерскими и с разного рода оградами, решетками и воротами. Кроме того, в 1811 году Стасовым совместно с Руска был разработан и опубликован пятый альбом с проектами заборов и ворот к частным строениям (62 листа).

Архитектурный металл городских усадеб, ориентированных фасадом дома по «красной» линии улицы (конструкция и составные части решеток портиков, лоджий, галерей, балконов, козырьков (зонтов) и фонарей)

Городские усадьбы Москвы рубежа XVIII и XIX веков не подражали архитектуре Петербурга и не строились сплошной стеной вдоль улицы. Здания были поставлены более просторно, с небольшими участками возле домов и разрывами между домами. Ограды помещались либо между домами, либо отделяли небольшие участки домов от улицы. Эти участки не имели парадного назначения как парадные дворы. Соответственно ограды и въезды на территорию участков не имели сложной декоративной отделки и решались более просто. Въезд на территорию некоторых городских усадьб Москвы располагался сбоку от главного дома. Этот вариант был характерен для городских усадеб, ориентированных фасадом дома по «красной» линии улицы.

В архитектурном альбоме М.Ф. Казакова среди проектов существуют чертежи домов Плещеева и Волчкова (чертежи 32; 33). Фасад дома Волчкова ориентирован по «красной» линии улицы, а два парадных въезда во двор расположены симметрично центральной оси дома. На чертеже дома Плещеева видно, что парадные ворота крепятся к пилонам. Первое и последнее звенья решетки крепятся непосредственно к пилону и флигелю. В проекте дома Волчкова к пилонам примыкают флигеля, вынесенные фасадом на улицу. В домах Волчкова и Плещеева различается композиция парадных въездов. В доме Плещеева выделяется ордерная композиция портика дома и пилонов ограды. Дом Волчкова оформлен деревянными воротами с декоративными вставками-решетками. Каждый дом имеет свой художественный образ: дом Плещеева воспринимается как торжественная дворцовая архитектура, а дом Волчкова как парадная жилая.

Дворянская усадьба XVIII века с главным домом в глубине двора и хозяйственными постройками уступила место городскому особняку. Фасад этого особняка был вынесен на улицу и часто был украшен архитектурным металлом (козырьком, балконом, фонарями). Архитекторы «Комиссии строений» разработали правила городской застройки отдельными небольшими особняками. Этими правилами точно определялось положение домов по «красной» линии улицы, устанавливались габариты жилых и служебных строений, оград и прочего. Были разработаны типы жилых домов, их архитектурные детали и членения. Фасад здания выносился на улицу и имел декоративную отделку. В ансамбле улицы московские зодчие использовали разные приемы украшения фасада, в том числе и архитектурно-декоративным металлом. Основными приемами архитектурного убранства фасадов были: горизонтальные перемычки и каменные замки над проемами окон; портик или неглубокая ниша-лоджия, а часто просто мезонин над средней частью дома. Иногда украшение фасада сводилось лишь к небольшому количеству лепных деталей (венков, медальонов и т.п.). В отдельных случаях декор фасада обогащался архитектурным металлом. «Комиссия строений» уделяла большое внимание созданию и размещению в усадьбах архитектурного металла. Эта организация запрещала нарушать установленные ей нормы при создании разного рода металлических ограждений. Городская усадьба В.А. Глебовой в Колымажном переулке, д. № 4 была построена архитектором Ф.М. Шестаковым в 1826 году. Планировка усадьбы традиционна для московских особняков (фото 62). Фасад дома выходил на «красную» линию улицы, а парадный въезд с воротами и сад были расположены сбоку от главного дома. Фасад дома украшен балконом, решеткой мезонина и решетками окон (фото 63; 64; 65). Расположение металла на парадном фасаде здания продиктовано планировочными особенностями московских особняков, построенных вдоль улицы. Для этих особняков характерна единая схема оформления художественным металлом парадного . фасада. Фасад дома имел балкон, решетки мезонина, козырьки (зонты), навесные фонари и ворота. Дворец С.А. Меньшикова в Газетном переулке, д. №1 был построен в 1775 году. Архитектором дворца является М.Ф. Казаков. Художественный металл расположен на парадном фасаде здания и состоит из протяженного балкона и фонарей торшеров, расположенных у входа на парадной лестнице. Фонари оформляют большую по размерам лестницу парадного входа (фото бб) и подчеркивают торжественность главного фасада дворца. Городская усадьба Луниных находится на Никитском бульваре, д. № 12-а. Почетный опекун Опекунского Совета A.M. Лунин предложил Д.И. Жилярди перестроить усадьбу своего брата генерал-лейтенанта П.М. Лунина. В 1818 - 1823 годах Д.И. Жилярди проектирует и перестраивает городскую усадьбу Луниных. Первоначально усадьба была построена во второй половине XVIII века. Тогда участок усадьбы состоял из главного дома, выходящего торцом на улицу; одноэтажного каменного флигеля и деревянных служб, расположенных по «красной» линии улицы, и других хозяйственных построек, поставленных по периметру двора. Во время пожара 1812 года главный дом и флигель сгорели. Флигель и новые служебные корпуса были закончены в 1818 году, главный дом - в 1822 году. На этом плане видно, что Д.И. Жилярди создал при перестройке новую композицию усадьбы: главный фасад дома повернул на Никитский бульвар. Комплекс дома Луниных состоит из трех различных зданий, вытянутых вдоль Никитского бульвара (чертеж 34). Сплошная стена фасада отгораживала от улицы старый хозяйственный двор усадьбы. Двухэтажный флигель имеет ионический портик, поднятый на высокую аркаду, равную по высоте первому этажу. Как и в доме Хрущевых-Селезневых, колонны портика расставлены неравномерно: они сгруппированы парами на углах и широко раздвинуты в центре. В таком подходе видна свобода зодчего в обращении с классическими формами архитектуры. Принцип свободного обращения с ордером архитектуры часто использовался при строительстве усадеб и жилой архитектуры Москвы. Основу композиции фасада главного корпуса составляет колоннада коринфского ордера. Она расположена в нише так, что колонны не выступают за плоскость стены. Колоннада дополнена чугунным балконом. В архитектурной композиции усадьбы художественный акцент был сделан на главном фасаде. Парадный въезд во двор был расположен в арке первого этажа дома.

Принципы построения метрических и центрических композиций архитектурного металла классицизма

Ленточный раппорт был распространен во многих оградах и решетках. Главным принципом в построении ленточного орнамента было закономерное повторение элементов орнамента только в одном направлении. В решетках - это были горизонтальные ряды, как правило, их было три. Этот вид раппорта характерен для декоративного обрамления, полос, фризов и т.д. В данном раппорте мотив чаще всего вписывается в прямоугольник или ромб.

Для выражения сложного и разнообразного движения орнаментальных мотивов в композициях выделяются три вида этого движения (три разных размера, три разных интервала между мотивами), которые периодически повторяются. В композициях решеток и оград часто встречается раппортное повторение в одном направлении. Таким образом, ленточный раппорт становится неотъемлемым признаком орнаментальных композиций этих решеток (оград). Дом Боткиных в Петроверигском переулке имеет ограду, орнамент которой строится по принципу ленточного раппорта (чертеж 69). В общей структуре орнамента вычленяются три основных размера: размер между копьями (диаметр кольца верхнего декоративного пояса решетки) (минимальный), диаметр кольца нижнего пояса (средний) и длина секции с пересекающимися стержнями и ромбом (максимальный). Эти размеры являются кратными друг другу. Минимальный размер дважды укладывается в среднем и четыре раза в максимальном.

В орнаменте важным является установление соразмерности элементов и их ритм. Простыми средствами, а именно, ритмичным повторением геометрических фигур достигается ясность и выразительность орнамента разных решеток (оград). Балкон усадьбы Дубровицы состоит из трех видов декоративных элементов: колец, розеток и ромбов (чертеж 66). В структуре ленточного орнамента, развивающегося в трех горизонтальных поясах, выделяются три основных размера, задающих ритм: диаметр розетки (минимальный); радиус кольца (средний); длина ромба или диаметр кольца (максимальный). Минимальный размер розетки дважды укладывается в радиусе кольца и четыре раза в его диаметре или в длине ромба. Ленточный раппорт присутствует в орнаменте балкона дома Гагарина на ул. Поварской (чертеж 72). Балконная решетка имеет сложную структуру орнамента, в которой совмещаются два вида раппорта ленточный и центрально-лучевой. В ленточном орнаменте решетки обозначаются три основных кратных друг другу размера: кольцо или расстояние между стойками (минимальный); длина малой секции орнамента с пересекающимися стержнями и ромбом (средний); длина секции из пересекающихся стержней (максимальный). Минимальный размер дважды укладывается в среднем и четыре раза в максимальном. Встречаются простые орнаментальные композиции решеток (оград), в которых два размера задают ритм. Ворота и ограда усадьбы Усачевых-Найденовых (фото 30 и 31) представляет собой орнамент, ритм которого задается двумя размерами: диаметром кольца или расстояние между одной парой стоек (минимальный); два диаметра кольца или расстояние между двумя парами стоек (максимальный). В верхнем и нижнем декоративных поясах ритм выражается чередованием прямоугольников и пар квадратов. Взаимная 123 кратность элементов становится неотъемлемой чертой и этого орнамента. Длина прямоугольника равна длине пары квадратов или двум диаметрам колец. В ограде дома Гагариных на Новинском бульваре (не сохранился) ритм орнамента строился на двух кратных размерах: диаметре кольца (или расстоянии между стойкой и стержнем) и диаметре дуги (или расстоянии между стойками). Выразительность орнамента достигается за счет ритмичных чередований в нижнем поясе прямоугольников одинакового размера: пустых и с диагоналями. Орнамент решетки портика дома на ул. Старой Басманной задается двумя величинами: радиусом и диаметром кольца верхнего пояса (чертеж 74). Орнамент стоек строится так, что одна из них указывает края и центры колец, другие создают свободный промежуток между кольцами (равный радиусу кольца). Бордюрный орнамент встречается в некоторых оградах и решетках. Он имеет свои собственные схемы построения. Бордюр - орнамент, в котором повторяемые фигуры перемещаются вдоль одной прямой или кривой линии (ленты, полосы, фриза). Схема построения бордюрного орнамента использована в решетке портика дома Охотникова на Зубовской площади. Элемент орнамента решетки имеет свою собственную ось симметрии и повторяется вдоль общей горизонтальной оси (чертеж 75). Ворота дома Яковлева на Тверском бульваре имеют в своей композиции бордюрный орнамент. Бордюр состоит из мотива волюты в нижнем декоративном поясе ворот и ограды (фото 109). В орнаментальных композициях решеток (оград) выделяется один или несколько орнаментальных мотивов по размеру, форме, фактуре и цвету. Таким образом, выявляется доминирующий мотив орнамента: кольцо, дуга, розетка, медальон и т.д.

Вертикальные стержни ограды имели разную форму и рисунок навершия. Рисунок и форма навершия зависели от техники изготовления -чугунное литье или ковка. Техника чугунного литья позволяла передать мельчайшие детали рельефа. Звенья ограды дворца Баташева и ворота городской усадьбы Глебовой состоят из ряда стержней-копий, навершия которых отлиты из чугуна и копируют форму копья. Навершие состоит из граненого наконечника в виде ромба и кисти из крученых полос. Звенья ограды городской усадьбы А.А. Яковлева состоят из ряда стержней-копий, форма которых решена оригинально. Рисунок навершия согласуется с характером рисунка ограды. Ограда дома Лобановых-Ростовских состоит из стержней-копий отлитых из чугуна. Их форма также одинакова по характеру с рисунком ограды, состоящей из пластичных волют. Навершие имеет форму конуса и дополняется различными элементами: муфтами, волютами и т.д. (фото 110). Форма копья переосмыслена и решена в едином характере с рисунком всей ограды.

Технико-технологические особенности изготовления архитектурного металла в России в конце XVIII- начала XIX веков

Металлургическая промышленность России уже во второй половине XVIII в. отличалась активной и качественной работой. Металлообрабатывающие предприятия давали разнообразный ассортимент железа ручной и машинной выработки. Заводы поставляли готовые профили и фрагменты решеток одинакового рисунка, в котором использовался ритм повторяющихся элементов. Они выполнялись на заводах или в мастерских и монтировались на месте. Ограды могли собираться из таких модулей-звеньев и иметь разную длину. Универсальность такого метода была очевидна. При ускоренных темпах строительства Москвы после пожара 1812 г. этот принцип изготовления архитектурного металла был целесообразным. На рубеже XVIII - XIX веков заводским способом тиражируются разные профили металла, конструктивные части и отдельные элементы декора архитектурно-декоративного металла. На заводах выпускался пруток разных профилей. Разнообразие железных профилей было обусловлено техническим усовершенствованием производства. Металлургические заводы строились по всей России - там, где находились железные, медные и серебряные руды. Кустарное производство металла крестьянами издавна существовало в ряде районов Урала. Представители крупной заводской промышленности боролись с этим производством. Крестьянам запрещалось заниматься своей деятельностью по добыче и производству металла. Крестьяне-промышленники Урала вырабатывали кричное и полосовое железо, а также уклад (смотри ниже). Основным местом расположения металлургических заводов с конца XVII века стал Урал; со второй четверти XVIII века к нему присоединилась Сибирь. Каждый из металлургических заводов имел свои особенности производства. Уральские заводы выпускали разные сорта железа, которое потом использовалось для выполнения кованых изделий. Ассортимент этого железа состоял из полосного обыкновенного (дешёвое полосное, выковываемое под молотом), кубового, сортового (прокатанное под валами) железа и другого45. В табеле Екатеринбургского завода перечисляются основные сорта железа, выпускаемые на заводе кричное, колотушечное, машинное, плющильное, кованое под большим молотом, уклад и ряд других. Кричное железо получалось путем переработки чугуна в кричном горне. Кричная фабрика (молотовая фабрика) представляла собой цех, в котором производился передел чугуна в железо в кричных горнах и под боевыми молотами. В XVIII веке переработка чугуна в железо производилась кричным способом на древесном угле. При кричном способе выработки железа 45 РГАДА, Демидовы; ф.1267; оп. 3; № 596. работа совершалась следующим образом. Горн наполнялся древесным углем, его разжигали, пускали дутье через фурму (труба в виде усеченного конуса, через которую подается дутье в горн от мехов). Над фурмой помещали чугун. В горн помещали шлаки богатые веществами для окисления железа. Плавясь, чугун вместе со шлаком стекал по кускам угля, постепенно очищаясь, то есть, теряя кремний, марганец и углерод. На дне горна собиралась металлическая масса в виде кома, которую подвергали вторичному окислительному плавлению. В результате получался ком железистой массы, или крица, которую подогревали, обжимали под кричным молотом, чтобы удалить остатки шлака, и разрубали на куски. Железные куски, которые получались при рассечке крицы, сваривались и вытягивались мастерами. Получалось разное железо четверогранное, круглое, плоское, тонкие и узкие прутья длиной в полтора, в два и в три аршина. Это железо числилось уже не полосным, а расковочным железом. Укладом называли мягкую сталь, полученную из кричного железа. Впоследствии эта сталь была известна под названием «сырцовая сталь». Колотушечное железо ковалось под молотом на колотушечной фабрике. Колотушечный горн представлял собой вид кузнечного горна, предназначенный для нагревания железа, обрабатываемого на колотушечной фабрике. Колотушечный молот - это железный молот, под которым вырабатывалось поделочное железо малых размеров. Колотушечная фабрика являлась цехом старинного железоделательного завода, в котором находились несколько горнов и небольшие молоты для выработки поделочного железа меньших размеров, чем под кричным молотом. Плющильная машина или прокатный стан выпускал плющильное железо. Плющение - это прокатка полос между цилиндрическими валами для приведения полос к определенной толщине. Плющильная машина, которая работала на Екатеринбургском заводе с XVIII века, имела два чугунных гладких вала и приводилась в действие водяным колесом. Прокатные валы в случае необходимости заменялись резальными, и прокатная машина превращалась в резальную для разрезания горячих полос железа. «Железорезальный» стан применялся для разрезания железных полос. Он был устроен следующим образом. На двух стойках укреплялись два валика с надетыми на них кругами. Круги верхнего валика проходили в промежутках между кругами нижнего валика. Между этими кругами пропускалось разогретое железо, которое разрезалось ими на несколько частей. Прутья, изготовленные на этой машине, назывались «резным железом». На металлургических заводах Демидовых улучшалась и технически совершенствовалась выработка готовых профилей. Демидовыми приобретались разные машины для производства и обработки железа. Это давало возможность экспериментировать с формой железного прутка и полосы. Из донесения директора завода М.Д. Данилова Н.Н. Демидову 1818 г.: «Действительно не остается уже при заводах Ваших способов вводить новые заведения, например: машины по методе англицкой для скорейшей и успешнейшей выделке полосного железа - а продавая его за половинную цену, как изволите замечать, едва ли может ощущаться какая-нибудь прибыль, по той причине; что стоющая есть цена за чугун и пошлина с него останется той же, какая употребляется на обыкновенное Ваше железо..., в прочем в России еще не известны и надобности куды такое железо употребить надобно, поелику оно не годится ни на какие изделия, где требуется гибкость и крепость. Вашему Превосходительству известно, что оно и в Англии употребляется на заборы, решетки и тому подобное, заменяющее чугун»46. Таким образом, на уральских металлургических заводах Демидовых делались попытки совершенствования

Похожие диссертации на Художественный металл русской усадьбы конца XVIII - начала XIX веков (Композиционные и пропорциональные закономерности построения)