Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века Кузнецова Елена Владимировна

Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века
<
Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Кузнецова Елена Владимировна. Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века : Дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 : Москва, 2004 137 c. РГБ ОД, 61:04-17/210

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. История появления католических орденов в Мексике. Их географическое, историческое и политическое продвижение 16

ГЛАВА 2. Сложение раннеколониальнои культовой архитектуры Мексики. Взаимовлияние древнеамерикаиских и испанских традиций зодчества 38

ГЛАВА 3. Особенности типов орденских храмов провинциальной Мексики: францисканских, доминиканских, августинских 79

Заключение 122

Библиография 131

Введение к работе

Предлагаемая работа посвящена малоизученному в отечественном искусствоведении материалу - провинциальной культовой архитектуре Мексики 16 столетия. Интерес к теме вызван уникальностью этого явления, его последующим значением для формирования национальных традиций в мексиканском искусстве и зодчестве.

Культовое зодчество Мексики 16 века до сих пор не получило серьезного и должного исследования. Оно рассматривалось преимущественно в контексте всеобщей истории архитектуры Мексики. Вместе с тем исчезающие памятники зодчества 16 века, представляющие раннеколониальный период в истории развития мексиканского культового искусства, не только имеют историческую ценность, но в не меньшей степени обладают художественной значимостью.

Сложение национальной художественной традиции в архитектуре Мексики заняло очень короткий отрезок времени - вторую треть 16 -начало 17 века. Он был отмечен синтезированием местной древнеиндеискои традиции зодчества с привлеченными стилистиками европейского искусства Средних веков и эпохи Возрождения. Ярче всего это проступило в церковной архитектуре, так как главные процессы новой жизни протекали в сфере культа.

Колонизация и евангелизация туземного населения Новой Испании происходили почти одновременно. В распространении христианства в Новом Свете приняли участие монахи трех нищенствующих орденов - францисканского, доминиканского, августинского, прибывших сюда буквально друг за другом. Они разворачивали свою деятельность в регионах, отмеченных массовым проживанием местного населения, а потому памятники, изученные в настоящей работе, относятся к типу провинциальных.

В них нет парадной репрезентативности, свойственной столичным храмам, нет модной обращенности к ведущим стилям современного искусства. В рассмотренных монастырских комплексах, а именно они были характерными культовыми объектами провинциальной Мексики, проявились черты сурового быта, особенных условий протекания колонизации языческого населения, имевшего долгие и самобытные традиции, с которыми по необходимости приходилось считаться испанцам и миссионерам-католикам. Поэтому выработанные утвердившиеся здесь типы архитектурных сооружений отвечали тем не простым условиям, в которых приходилось работать монашеству, и являлись памятниками той суровой действительности.

Мексиканские культовые сооружения 16 столетия не только соответствовали духу своего времени, но и служили столько, сколь долго сохранялись эти условия. Роль монашества в процессе христианизации индейского населения очень велика. Монахи сумели за короткий период обратить в католическую веру многомиллионные массы языческого населения. Время их деятельности в Новой Испании определяется этой активной миссией и ограничивается 16 веком. С выполнением программы христианизации индейского населения в общем, испанские власти по существу упразднили в Мексике институт монашества. С тех пор опустели разбросанные по территории страны монастыри раннеколониального периода, до настоящего времени идет окончательный процесс их разрушения и разграбления.

Таким образом, не только монашеская миссионерская деятельность в Мексике имела компактные хронологические рамки, но и сами монастырские комплексы 16 столетия оказались памятниками очень целостной по характеру культуры. Они стали очагами формирования национальной традиции в архитектуре Мексики.

Настоящая работа ставит своей целью раскрытие этого процесса в его основных характерных и значимых для искусства чертах.

Монахи нищенствующих орденов реализовали на землях Новой Испании свои программы, служили и жили соответственно уставам. Они

обустраивались, придерживаясь своего традиционного уклада. Это понятие включало в себя выработанные нормы поведения, ведения привычного быта, искреннее служение своим идеям. Аскетический образ жизни заставлял оставаться их приверженцами и сложившихся типов внешней атрибутики и символики, что в первую очередь относится к типам храмов и их убранству, которые стилистически базировались на романской традиции.

Для большей результативности работы по христианизации индейского населения предполагались поиски духовных связей с паствой, изучение сложившихся привычек, менталитета воспитанного на язычестве народа. Все это принималось во внимание как данность, с которой необходимо было считаться. Умение миссионеров работать в сложных ситуациях дало видимые результаты. Свидетелем достигнутого во все времена остается культура, образовавшаяся в этом процессе и ее зримое воплощение - искусство. В такой культуре ассимилируются материнские типы, укрепленные элементами внутреннего соответствия друг другу. Новая мексиканская культура, как видно из исследования, зафиксировала не только прививку европейского опыта, но и сохранение локальной художественной традиции. Разноуровневые по стадиальности развития эти два начала пребывали в рассматриваемое время в процессе формирования единого организма мексиканского искусства.

Несмотря на то, что аскетичность романской архитектуры, принятой за основу в мексиканском зодчестве 16 века, в целом соответствовала духу самой акции, идентичной той, что протекала веками раньше в Европе, на этой земле она обрела дополнительные специфические черты. На благо утверждавшемуся католицизму заработал местный фактор, давший прочную жизнь в дальнейшем этому начинанию. Христианизация аборигенов происходила на почве сложившихся здесь культурных традиций, соотнесенных с привнесенными влияниями. Процесс этот был сложен, неоднозначен, так как материнские - испанская и индейская культуры находились на разных стадиях общественного развития. И, тем не менее, гуманистические принципы раннего Возрождения, романская суровость и языческая лапидарность древнеиндейского искусства стали основой нового культурного образования.

Монашество утверждалось в Новой Испании в привычных ему формах. Но при этом оно привнесло на континент такие типы европейских храмов, которые оказались соотносимы с традиционными принципами миропонимания, характером художественного восприятия индейцев. В формировании монастырских комплексов, наряду с сохранением всех присущих католическому ритуалу обязательных моментов, проявились глубинные принципы организации храмового пространства, свойственные древним индейцам. Здесь неожиданно храм оказался не для всех, а в основном для самих монахов, тогда как для прихожан выделялась площадь перед храмом - атрио. Вот на таких встречных движениях формировалась новая культура.

В тот начальный период ярче всего складывающуюся общность і і двух составляющих демонстрировала провинциальная культовая архитектура. Создаваемая для многомиллионных масс индейского народа, она стала начальным периодом в становлении национальной художественной школы зодчества Мексики. В дальнейшем ее самобытное развитие будет соответствовать стилям искусства, но в ней всегда будут присутствовать элементы духовной и творческой работы, проделанной в момент первого столкновения таких разных и самобытных культур, как индейская и европейская.

Главным импульсом к работе стали личные впечатления автора, знакомство со многими еще сохранившимися памятниками. Тема диссертации определилась в ходе знакомства с культовыми комплексами во время проведения реставрационных работ.

В дальнейшем были изучены многие современные публикации мексиканских историков, использованы материалы архивов Мехико, изучена специальная литература на испанском и русском языках. і і Базовый трудом явилась монография Джорджа Кублера «Мексиканская архитектура 16 века». Американский ученый впервые дал обобщающие сведения о зодчестве Мексики 16 века, представил различные направления в архитектуре, типы строений. Им была проделана бесценная работа по фиксации памятников, сложению целостной картины развития мексиканской архитектуры. В ней не ставились задачи искусствоведческого анализа, как отдельных памятников, так и явления в целом. Она носит исторический характер. Однако даже в такой обобщающей работе, где главным итогом представляется создание энциклопедического свода данных, не все имеющиеся на сегодняшний день памятники нашли отражение. Вместе с тем, впервые изданная в 1940-е годы, эта книга остается до сегодняшнего дня непревзойденной по охвату материала и зафиксированности многих сведений по отдельным памятникам.

В отечественной науке этот период мексиканской культуры и архитектуры был освещен в ряде публикаций общего характера в начале второй половины XX века.

Обращение к мексиканскому искусству было вызвано в те годы огромным интересом к доклассическим цивилизациям.

Древнеамериканская культура оказалась в центре внимания исследователей тех лет. Так появились работы Р.В.Кинжалова, И.Голомштока, тогда же состоялась в нашей стране выставка «Искусство Мексики от древнейших времен до наших дней», организованная мексиканской стороной и снабженная каталогом. Вступительная статья к нему Ф.Гамбоа достойно представила экспозиционный материал и показала заинтересованному советскому читателю то значение, которое придают национальной культуре специалисты Мексики, ее прошлому и сохранению традиций современными художниками и ремесленниками.

В те же годы выходят в свет и сборники научных трудов со статьями разных авторов, направленных на многостороннее освещение культуры Мексики. Таким стал сборник Академии наук СССР «Культура индейцев». Предложенные в нем разнообразные материалы позволяли отечественному читателю познакомиться с древнейшей цивилизацией, оценить вклад коренного населения Америки в мировую культуру.

Публикации, касающиеся непосредственно искусства колониального периода Мексики и конкретно рассматриваемого материала, нашли место главным образом в специальных академических изданиях: «Всеобщая история архитектуры», «Всеобщая история искусств» и т.д. Цлавы, посвященные искусству Латинской Америки, были написаны ведущими в те годы отечественными специалистами Т.П.Каптеревой, Е.М.Томиловской, Е.И.Кириченко. Кроме того, Кириченко уделила внимание мексиканской архитектуре в ряде статей и в монографии «Три века искусства Латинской Америки». К сожалению, все перечисленные работы носили обзорный характер, и 16 век оказался наименее представленным в них.

Этот период, как в зарубежной, так и отечественной литературе остается до сих пор наименее разработанным. Неброскую ценность его архитектуры затмили декоративно насыщенные храмы 17-18 века. Вместе с тем, изученный материал оказался полезным, так как позволил увидеть целостную картину культурных и художественных процессов доколониального и колониального периодов Мексики. Все изученные библиографические материалы способствовали выработке методики і исследования настоящей проблемы. і

Предметом настоящего исследования стало провинциальное культовое зодчество Мексики 16 века. Оно представлено монастырской архитектурой трех нищенствующих орденов - францисканцев, доминиканцев, августинцев, работавших с одним контингентом, но несколько индивидуально презентовавших себя. Особенности монастырских комплексов запечатлели их своеобразия.

Цели и задачи исследования заключены не только в воссоздании целостной картины исторического и художественного процессов, но и систематизации материала по выявленным типам культурных традиций. Одной из задач работы стало определение путей сложения единой национальной школы мексиканской архитектуры, формируемой тремя типами монашеских орденских комплексов. Особое место в диссертации занимает выявление конкретной роли каждого из трех монашеских орденов, участвовавших в духовных процессах мексиканского общества і раннеколониального периода. Эти процессы, в первую очередь, отразились в национальном культовом зодчестве. Любопытно, что в і архитектуре каждого ордена устойчиво проявлялись определенные, присущие только ему характерные черты.

Научный интерес к проблеме диссертации был вызван важностью происходившего в национальной культовой архитектуре, а также отсутствием исследований искусствоведческого характера по заявленной теме. Обозначенная проблема входила составной частью в исследования общего характера мексиканских, американских и отечественных авторов на протяжении всего XX столетия и решалась в других аспектах, в основном в историческом,

Уходящий полевой материал - разрушающиеся и исчезающие орденские храмы 16 века требуют настоятельного научного изучения и осмысления явления. Научная значимость пересекается с практической потребностью - мексиканская музейная и реставрационная деятельность нуждаются для сохранения национального культурного наследия в современных исследованиях по данному вопросу.

При исследовании материала использована методология искусствоведческого анализа, привлечены типологические сравнения. Работе присущ комплексный характер, в котором нашли место исторические, культурологические принципы рассмотрения материала.

Обозначенные в названии исследуемой темы временные рамки шестнадцатым веком представляются оправданными. Этот период является целостным для выявления характерных признаков раннекатолического зодчества Мексики. Хронологические рамки исследования - первая треть 16 - первая треть 17 веков определены временем прихода монашеских орденов в Новую Испанию и окончанием процесса христианизации индейского населения в целом, а также завершением строительства ранее начатых монашеских монастырей, которые типологически и исторически относятся к исследуемому периоду. После прерывания монашеской деятельности на территории современной Мексики, заканчиваются все действия, связанные с развитием монастырской культуры трех «бедных орденов».

Настоящая работа является первой попыткой научного анализа мексиканской провинциальной культовой архитектуры 16 века в отечественном искусствоведении. В ней впервые анализируются культовые памятники провинций Мексики, имеющие первостепенное значение для понимания художественных процессов. Архитектура этого типа более, нежели столичная, выразила ведущие тенденции своего времени. В ней фактор стихийности более очевиден, тенденции на сближение двух культур не носили волевого характера, были естественны. Именно поэтому провинциальная архитектура мексиканских провинций - материал до сих пор неоцененный в должной мере является исходным для сложения национальных традиций страны. При этом исследователем сделана попытка классифицировать раннеколониальную монастырскую архитектуру Новой Испании по принадлежности к разным монашеским орденам, определить их особенности.

Результаты научного исследования могут быть использованы в дальнейших изысканиях по данной проблеме, а также представят исходный материал для практики музеев, будут востребованы в экскурсоводческой, преподавательской и реставрационной работе.

Результаты исследования уже были апробированы автором в работе по консервации и реставрации храмов Мексики, а также изложены в ряде печатных работ.

Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения; снабжена библиографией, приложением в виде альбома иллюстраций.

История появления католических орденов в Мексике. Их географическое, историческое и политическое продвижение

Это произошло 4 марта 1519 года, когда Эрнандо Кортес , испанский конкистадор, служивший на Кубе, возглавил завоевательный поход. В его распоряжении было 11 кораблей, 600 солдат, 16 лошадей и несколько пушек. Это было время, когда испанцы Эспаньолы мечтали о несметных богатствах земли индейцев по другую сторону Карибского моря.

Флотилия Эрнана Кортеса обогнула полуостров Юкатан, вошла в устье Рио-Табаско и захватила город Табаско. Кортес основал новую испанскую колонию Виракрус, провозгласил себя капитан-генералом и сжег корабли, лишив свой отряд возможности отступать. Местные индейцы высказали покорность испанскому королю, но большими богатствами они не обладали. От них конкистадор узнал о находившейся внутри материка сказочно богатой Ацтекской империи. Обретя в лице местных жителей союзников, которые приняли Кортеса за языческого бога Кецалькоатля, он направился походом на ацтекскую столицу Теночтитлан: Индейцы снабдили испанцев продовольствием и дали проводников.

В 1521 году Теночтитлан был взят испанцами, верховный жрец ацтеков Монтесума погиб, а его преемник превратился в заложника Кортеса. Таким образом, одна из богатейших древнеиндейских цивилизаций стала провинцией Испании.

Испанцы на завоеванных землях[открыли для себя иную культуру, были шокированы варварскими ритуалами индейцев. Теночтитлан они сравняли с землей, храмы и дворцы взорвали, а камень использовали для строительства церквей и вилл. Такими демонстративными действиями они добивались эффекта политического превосходства.

Приверженность язычеству искоренялась теми же варварскими методами. За эти годы значительно уменьшилась численность населения. Туземцам было запрещено писать на родном языке. Подлежало уничтожению все, что было связано с древними ритуалами. Крупные предметы, скульптуру, которые нельзя было сжечь или расплавить, испанцы зарывали, чтобы нейтрализовать их вредное влияние. Большинство населения насильно обращали в христианство. Таким образом, история христианизации Мексики происходит почти одновременно с ее политическим завоеванием. Быстрая победа в захвате земель, покорении местного населения, а затем и христианизация индейцев произошла под сильным влиянием воли Эрнана Кортеса. Верно осмысляет его роль Е.И.Кириченко: «Он был не только солдатом, окруженным монахами, не только алчущим добычи конкистадором, он был фанатиком. На каждом этапе своего похода он требовал превращения индейских храмов в церкви. Трудно сказать, чего тут больше - безошибочного инстинкта политика или веры - и не строили он церкви как казармы? Очевидно, то и другое неотделимо переплеталось в его сознании. Так или иначе, но в его действиях заключена эстетическая программа будущего искусства. Испанские солдаты воздвигли капеллу во дворце Монтесумы -правителя ацтеков - по приказу, отданному Кортесом не только в порыве набожности или из чувства долга, но и «чтобы поразить воображение индейцев».

Процесс обращения местного населения в католичество протекал несколькими одновременными потоками - деятельностью церковных священнослужителей и усилиями трех монашеских орденов. Современники и последующие исследователи отмечали различие в их методах работы с населением. Если официальная церковь, поддерживаемая административной верхушкой, перенимала приемы последней в установлении своего господства в Новой Испании, чем определяла в какой-то мере характер отношений с туземцами и отличалась директивностью в проведении своей программы, то монашеские ордена своих целей достигали по-иному.

Нищенствующие монашеские ордена - явление, относящееся к периоду становления христианства в Европе. В этих братствах, сложившихся на принципах приоритетного служения высоким евангельским идеям, формировались особые формы служения как, например, миссионерство. Эта деятельность предполагала бескорыстное служение, желание участливо помочь человеку обрести бога в душе и помыслах. Особенности учений нищенствующих орденов формировали характер монаха, его готовность к самоотдаче, быть впереди этой борьбы за человека. Они не могли не отразиться на обрядовой стороне культа, манере поведения монахов, их контактности со своей паствой. Монахи готовили себя не только к лишениям, трудным ситуациям. Их миссия предполагала возможность смерти за идеалы церкви.

Эти качества соотносились с особенностями индейского характера. Главное стремление индейца - быть просто хорошим человеком. В его приоритетах прочно закрепились понятия доброты и любви, ему комфортно находиться в состоянии всеобщего братства и взаимопонимания, среди людей с такими же жизненными принципами. Даже и теперь на жесткие методы отношения к себе мексиканцы замыкаются, принимают соглашательский тон, но от этого становятся недоступными для контактов. Всеми усилиями они стараются избегать конфликтов. Психология монашеской деятельности отвечала такому характеру. Думается, что эти качества способствовали быстрому и результативному процессу христианизации.

Братья-монахи приучались жить и работать в разных, не всегда комфортных условиях, быть непритязательными в быту. Жизнь бросала членов орденов в различные страны мира. Своей участливостью и терпимостью они располагали к себе, а их трудолюбие и образованность становились личными примерами. Такой человек, был необходимым, он укреплял не только в вере, но и учил обретать жизненные силы.

Сложение раннеколониальнои культовой архитектуры Мексики. Взаимовлияние древнеамерикаиских и испанских традиций зодчества

Колониальное искусство Мексики насчитывает три века. Специалисты разделяют его на три этапа. В первом проявились средневековые и ренессансные черты; во втором господствовала барочная стилистика, третий характеризовался неоклассицизмом. «На первом этапе слияние двух искусств (древнеамериканского и европейского - Е.К.) еще не сгладило их противоположности. На втором этапе свежая струя ацтекского искусства органически вливается в искусство европейское, и тесная связь между ними создает прекрасные произведения. На третьем этапе колониальное господство дает трещины, в которые вливаются передовые течения европейской мысли, как, например позитивизм и либерализм, служившие источником свободолюбивых устремлений.

Предметом нашего исследования является первый период колониальной культовой архитектуры и искусства. На наш взгляд художественные процессы на том этапе были многообразнее и сложнее, чем об этом говорит процитированный Фернандо Гамбоа. Само по себе древнеамериканское искусство не отличалось единством; за многие века своего развития накопило творческий опыт различных живших на этой территории народов. Какой бы малой ни была его роль для начального этапа искусства и зодчества колониального периода, все же нельзя отрицать его влияния.

Древнеамериканская архитектура имела ряд своих особенностей. Известно в основном культовое зодчество. Этот пласт культуры был тесно связан с миром духовной жизни древнего человека. Отсюда не только выражение в нем культовых представлений, но и эстетических предпочтений. Этим принципам духовного самовыражения народа были подвержены многочисленные художественные ремесла, в которых очень наглядно просматривалось неделимое единство. Сила запечатленного чувства всегда соответствовала важнейшим состояниям древнего человека, отражала мир его языческих представлений. Такая духовная концентрация не могла не сохраниться и в дальнейшем, так как она не только определяла суть творческого процесса мастера, но и способность воспринимать явления, реагировать на новое, неизвестное и «прочитывать» сотворенное.

Со своей стороны, привходившее в культуру Мексики европейское искусство находилось в активном художественном процессе. На рубеже 15-16 веков в большинстве европейских стран происходила смена стилевых формаций. Европа повсеместно изживала Средневековье, а в ряде передовых стран испытывала уже расцвет Ренессанса. В силу неравномерности развития культур этот процесс перехода из одной эпохи в другую был эволюционным, протяженным во времени. Кроме того, романские, готические и ренессансные черты на протяжении долгого периода могли причудливо сочетаться в одних и тех же памятниках, что отмечено и в разнообразной, богатой памятниками монастырской и церковной архитектуры Испании (илл. 6-9).

Не было однозначным и искусство Испании, из которого, прежде всего, мексиканцы получали первые уроки европейского зодчества. Значительно раньше оно само прошло схожий путь синтезирования і европейской средневековой и арабской культур. В ряду европейских испанское искусство оказалось наиболее экзотичным в силу таких разных его составляющих. «Оно впитало в себя свойственную мавританскому искусству звучность красок, любовь к декору, на него наложили отпечаток принципы построения восточного орнамента с бесконечной повторяемостью и варьированием немногих исходных мотивов». При этом национальное самосознание испанцев было обостренным, отмечалось особым напряжением, отточенным в многовековой реконкисте, противостоянии религий. Отсюда и искусство Испании было близко к экстазу; чувства и страсти, передаваемые им, балансировали на грани срыва. Сквозь сильный восточный акцент в искусстве и архитектуре проступали утверждающие принципы европейского конструктивного и стилевого начал. Так наряду с восточной рафинированностью декора сочетались прочно укрепившиеся романские приемы в оперировании объемами, характере их компановки, выражавшей прочность и основательность постройки, обозначавшей в то же время не менее чем практическую целесообразность, закрытый характер жизни в таких комплексах. Импортированная в Мексику культура прижилась не только в силу военных методов ее насаждения, но и в силу внутреннего соответствия другой, местной. Представления древнеамериканского человека о жизни и смерти, как о двух равноправных началах в природе, характеризовались напряжением, влиявшим на самоощущение народа, на отношения в мире, выстроенном на этой жуткой гармонии. У богини жизни и смерти ацтеков - Коатликуэ были две пары рук, дающих и отнимающих жизнь. Древним казалось, что нарушение этого двуединства грозит космическими катастрофами. Таким единством жизни и смерти, в первую очередь, определялась иконография изображения человека в древнем искусстве Америки. Устойчивость жизненных впечатлений послужила выработке канона в і искусстве. В застывших выражениях лиц изображенных было какое-то стоическое спокойствие. В то же время, застывшее выражение агонии на искаженном страданиями лице, на котором сильно расставленные и широко открытые глаза смотрят невидящим взглядом, а полуоткрытый рот становится символом беззвучных мук - как бы символизируют все же непростой переход из одного состояния в другое. Из многообразия состояний человека эмоциональный древнеамериканский художник выхватывает эти, самые сильные, которые по силе затмевают для него все другие.

Особенности типов орденских храмов провинциальной Мексики: францисканских, доминиканских, августинских

Как уже говорилось, францисканские монахи были первыми из трех нищенствующих орденов, пришедших на землю Новой Испании. Формальной датой прихода считается 1524 год. Именно тогда прибыли 12 монахов ордена во главе с Мартином де Валенсия (илл. 55-56).

К этому времени францисканский орден прошел долгий и сложный путь своего развития. Жесткая аскетичность, положенная в основу идейной программы, определила характер их деятельности. Основные заветы Франциска состояли в помощи ближним, в проповеди Евангелия, в заботе о страждущих и недужных, в буквальном исполнении евангельских заповедей, в отказе от всех мирских соблазнов, как, например, богатым от богатства, ученым от учености и т.д. Вместе с тем, за долгие годы деятельности и разрастания численности членов ордена произошло некоторое расшатывание устоев. Это привело к расколу на Меньших братьев «обсервантов» (от "observantio" - «соблюдение») и Меньших братьев конвентуалов (от "conventum" - «монастырь»). Общее название францисканцев сохранилось за обеими группами. Два главных момента — соблюдение Устава и сохранение форм жизни в обете -остались непререкаемыми для членов ордена.

Двенадцать прибывших в Новую Испанию францисканцев организовали в 1524 году конвент в Уэхотсинко, который теперь считается одним из первых в провинции Пуэбло. Строился он до 1571 года.

К одному из ранних францисканских приходов принадлежит и конвент Святой Марии (Santa Maria de la Asuncion) в провинции Точимилько штата Пуэбло (илл. 57). Строились такие комплексы довольно долго. Д.Кублер приводит сведения, что к 1566 году здесь были возведены собор с башней и колокольней. Тогда же, по его сведениям, монастырь начал функционировать. Эта дата может быть спорной, так как монахи-францисканцы свою гуманитарную миссию могли начать и значительно раньше. Не так много известно о древних и старых постройках, их истории, формы существования. Время донесло до нас имя организатора монастыря Святой Марии. Им был Диего де Оларте.

Примечательной особенностью главного храма монастыря является простота и непритязательность внешнего облика. Его образ тяготеет к крепостной архитектуре. Объем храма, относящийся к базиликальному типу, внушителен. Зрительно его протяженность подчеркнута и увеличена резким соотношением длин торцевых и боковых сторон храма, минимумом окон, профилировок. Это служит впечатлению суровой значимости и внушительности облика. Крепко сложенный прямоугольник собора с плоской крышей пластически разработан контрфорсами, дополнен угловой башней и звонницей. Эти включения, а также пйлон-контрфорс справа, расположенный под углом к фасаду, разбивали симметрию, выступали символами сооружения, воплощали собой две главные функции сооружения: культовую и крепостную. Звонница и выступающая верхняя часть квадратной в плане угловой башни были оштукатурены и этим отличны от основного объема здания. Выделение двух верхних ярусов башни и звонницы штукатуркой акцентируют собой движение фасада по вертикали, поэтому их приставной характер не кажется случайным.

Незакрытая красно-белая кладка работает на впечатление суровой простоты и одновременно является декоративной обработкой плоской стены. Стыки сторон по углам здания, а также на контрфорсах как бы прошиты, «схвачены» рустованной кладкой крупным камнем. Этот шов является типичным индейским строительным приемом (илл. 58). Его фактурная выразительность обыграна цветом: он такого же, как и стена, темно-красного цвета, но крупнее и выразительнее рисунком. Благодаря ему складывается впечатление «сбитости» всего объема здания, усиливается строгая очерченность фасада.

Некой организации фасада, требуемой симметрии служит подчеркнутый на фоне стены прямоугольный с треугольным завершением силуэт портала. Сам вход в собор имеет полукруглое арочное решение. Рамку входа фланкировали колонки, завершающиеся крестами. Примыкающая к порталу часть фасада занимавшая две его трети по высоте, первоначально была выделена на кладке стены штукатуркой (затем утрачена), имела арочный силуэт. На этой же плоскости, над острием входного фронтончика находилось арочное окно, поделенное также на две арочные створки.

Внешнее решение храма складывалось эклектично. Суровый облик формировался монолитом прямоугольника здания (илл. 59). Аскетический характер усиливала кладка, неровный руст по краям. Высоко поднятые от земли окна разыгрывали тему неприступности здания. Выступ встроенной башни, угловой пилон, а также контрфорсы находились в этой же образной системе.

Похожие диссертации на Культовая архитектура мексиканских провинций 16 века