Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Памятники русского искусства середины XIX века в интерпретации Теофиля Готье Сназина, Валерия Борисовна

Памятники русского искусства середины XIX века в интерпретации Теофиля Готье
<
Памятники русского искусства середины XIX века в интерпретации Теофиля Готье Памятники русского искусства середины XIX века в интерпретации Теофиля Готье Памятники русского искусства середины XIX века в интерпретации Теофиля Готье Памятники русского искусства середины XIX века в интерпретации Теофиля Готье Памятники русского искусства середины XIX века в интерпретации Теофиля Готье
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сназина, Валерия Борисовна. Памятники русского искусства середины XIX века в интерпретации Теофиля Готье : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.04 / Сназина Валерия Борисовна; [Место защиты: Моск. гос. акад. Худож. ин-т им. В.И. Сурикова].- Москва, 2011.- 214 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-17/102

Введение к работе

Актуальность темы исследования определяется тем, что в диссертации впервые подвергнуты искусствоведческому анализу альбомы «Художественные сокровища древней и новой России» Теофиля Готье (1811-1872) - французского писателя, путешественника, знатока и тонкого ценителя искусства. Они полностью никогда не переводились на русский язык, представляют собой библиографическую редкость, и до сих пор не являлись предметом специального научного исследования ни в отечественной, ни в зарубежной, в том числе, французской литературе. Эти материалы имеют большую документальную ценность для изучения состояния памятников русского искусства середины XIX в., являются важным источником для проведения реставрационных работ, в том числе выдающихся памятников архитектуры - Исаакиевского собора и Мариинского дворца в Санкт-Петербурге, Екатерининского дворца и Арсенала в Царском Селе. В центре внимания в данном случае является собственно творчество Т. Готье в контексте изучения истории истории русского изобразительного искусства. В качестве отправной точки в данном случае, можно сказать, выступает книга французского историка искусства Ж. Базена «История истории искусства от Вазари до наших дней» , в которой, как известно, отсутствуют специальные разделы об истории изучения искусства античности и Византии, нет здесь, соответственно, и раздела об истории изучения истории русского искусства. В настоящей диссертации таким образом была поставлена задача предпринять попытку хотя бы отчасти восполнить этот пробел.

Степень изученности вопроса. Литература о творчестве Т. Готье весьма обширна, представлена на разных языках мира, однако вплоть до настоящего времени подобных исследований не было, и не только в отечественном искусствоведении. В отдельных конкретных случаях можно найти ссылки на альбомы Т. Готье о русском искусстве в работах отечественных искусствоведов, начиная с А.Н. Бенуа, а также в обобщающих

1 Gautier Т. Tresors d'art de la Russie ancienne et moderne. V. 1-5. - Paris: Gide, 1859-1862.

2 Базен Ж. История истории искусства от Вазари до наших дней / Пер. с фр. К.А. Чекалова.
Общ. ред. и послесл. Ц.Г. Арзаканяна. - М.: Прогресс-Культура, 1995. - 528 с.

трудах, посвященных историографии всеобщей истории искусства (А.Д. Чегодаев, 1966; B.C. Турчин, 1987). Между тем в специальной литературе нет даже единого мнения о количестве изданных альбомов и времени их появления в свет. Наряду с альбомами «Художественные сокровища древней и новой России» для целей настоящего исследования не менее важна книга Готье «Путешествие в Россию» . В последнее время она привлекает внимание исследователей, прежде всего в культурологическом аспекте. С этой точки зрения творчество Готье рассматривается в статьях А.Д.Михайлова (1988), В.А. Серковой (1988), М.Е. Таймановой (2002), А.Р. Ощепкова (2009). Хочется особо выделить в этой связи работы В.В. Лепахина, в которых Т. Готье рассматривается как иконовед .

Конечно, есть некоторые аспекты рассмотрения творчества Готье, которые являются или кажутся близкими выбранной нами теме исследования и которым посвящены многочисленные работы на разных языках во многих странах мира. Хочется сразу же оговорить это обстоятельство. Во-первых, в настоящей диссертации рассматриваются не теоретико-эстетические воззрения Т. Готье, а тот конкретный анализ памятников русского изобразительного искусства и архитектуры, сделанный им во время его пребывания в России. Конечно, отражение присущих его творчеству эстетических принципов можно обнаружить и в его книгах путевых заметок. Однако нужно сказать, что Готье как автор путевых заметок выгодно отличается от других французских романтиков - Шатобриана, Ламартина, Жорж Санд, А. де Кюстина или А. Дюма-старшего, также работавших в этом жанре. При этом характерно, что если в поэзии он шел от романтизма к эстетизации и формализации художественных приемов, то в его прозе путешественника он эволюционировал в сторону реализма. В отличие от более ортодоксальных,

3 Gautier Т. Voyage en Russie: 2 V. - Paris: Charpentier, 1867. V. 1. - 400 p., V. 2. - 293 p. Рус. пер. Готъе Т. Путешествие в Россию / Пер. с фр. и коммент. Н.В. Шапошниковой; Предисл. А.Д. Михайлова. -М.: Мысль, 1988. - 398 с.

См.: ЛепахинВ.В. Икона в изящной словесности: Икона, иконопись, иконописцы, иконопочитание и иконные лавки в русской художественной литературе XIX — начала XX века. - Сегед: JATEPress, 1999. - 268 с; Икона и иконопочитание глазами русских и иностранцев. - М.: Паломник, 2005. - 475 с.

чем он, романтиков и в отличие от предшественников романтизма, экзотическая природа иных стран отражает в описаниях Готье отнюдь не только состояние души автора, а обретает независимое, объективное существование. Готье исповедует культ чистой реальности без примеси метафизических мечтаний о судьбах человечества или критики общественного устройства и нравов чужих народов, которые были свойственны, например, В. Гюго в книге путешествий «Рейн», или А. де Кюстину в его книге «Россия в 1839 году». По мнению современных французских исследователей творчества Готье - М. Кадо , Н. Прейса , Ж. де Сенвиля , он ввел во французскую прозу новые модели описания, отмеченные стремлением к предельной точности.

Что касается состояния изученности данной темы во французской историографии, то следует особо отметить антологию произведений французских путешественников XVIII и XIX вв., которые оставили описания России, составителем, автором предисловия и комментатором которой является

Клод Де Грев . К. де Грев в своей книге сгруппировал материал путешествий по России французов XVIII и XIX вв. Автор придерживается хронологической последовательности и дает описание взаимоотношений между русскими и французами в рассматриваемый период истории, когда контакты на уровне правительственных структур и религиозных паломничеств были дополнены и существенно расширены благодаря инициативе отдельных лиц, и, прежде всего, это были деятели культуры, историки и писатели. В отечественной новейшей науке творчество Т. Готье в данных аспектах изучалось специалистами в области французской филологии, главным образом в трудах С.Н. Зенкина (1986; 2001) и Г.К. Косикова (1989). Поскольку эти смежные темы подробно освещены в многочисленных исследовательских работах, прежде

5 Cadot М. La Russie dans la vie intellectuelle francaise (1839-1856). - Paris: Fayard, 1967. - 641
p.; Cadot M. Les voyages en Russie de Theophile Gautier II Revue de Litterature Comparee. Janvier
-Mars№ 1.-Paris, 1984.-P. 5-25.

6 Preiss N. Gautier Theophile II Dictionnaire universel des litteratures I Sous la direction de
B.Didier: 3 V. -Paris: PUF, 1994. V. 2. -P. 1296-1297.

7 Senneville de G Theophile Gautier. - Paris: Fayard, 2004. - 400 p.

8 Greve C. de. Le voyage en Russie: Anthologie des voyageurs francais aux XVIII et XIX siecles. -
Paris: Laffont, 1990. - 1292 p.

всего, конечно, на французском языке, мы не останавливаемся на них, а рассматриваем творческое наследие Готье в контексте изучения собственно истории русского изобразительного искусства.

Корпус источников исследования, главным образом, составил цикл альбомов Т. Готье о русском искусстве «Tresors d'art de la Russie ancienne et moderne» («Художественные сокровища древней и новой России») с документальными снимками, выполненными придворным фотографом Пьером-Амбруазом Ришбуром, и его книга «Voyage en Russie» («Путешествие в Россию»). «Художественные сокровища древней и новой России» представляют библиографическую редкость, поэтому в диссертации дается подробная источниковедческая характеристика каждого альбома. Первый альбом - «Исаакиевский собор» (1859) представляет собой 30 страниц текста на французском языке, размером 78x53 см и 12 гелиографии П.-А. Ришбура такого же размера; в тексте альбомов нет внутреннего деления на главы и текст сплошной. Второй альбом - «Императорский дворец Царского Села». Он состоит из 19 страниц текста на французском языке, такого же размера, как и первый выпуск, и 15 гелиографии фотографа Ришбура. Том третий - «Арсенал Царского Села» состоит из 34 страниц текста и 14 гелиографии. Четвертый альбом - «Дворец великой княгини Марии Николаевны». Альбом состоит из 24 страниц текста и 14 гелиографии. Пятый и заключительный выпуск изданных альбомов «Художественные сокровища древней и новой России» вышел в 1862 г. под названием «Памятник императору Николаю I». Этот альбом представляет собой 5 страниц текста на французском языке, размером 78x53 см и 5 гелиографии такого же размера.

Параллельно с работой над собственно искусствоведческим проектом «Художественные сокровища древней и новой России» Т. Готье писал путевые очерки о России. Они публиковались во французских газетах и журналах по мере их написания. Первый очерк был опубликован в парижской газете «Moniteur Universel» 11 октября 1858 г. Очерки, описывающие первое путешествие, печатались с перерывами до начала января 1860 г. Впоследствии Теофиль Готье объединил свои путевые очерки в книгу «Путешествие в

Россию», которая в полном объеме была впервые издана при жизни автора в Париже, в издательстве Шарпантье в двух томах в 1866 г., сюда же был включен текст из первого альбома, посвященного Исаакиевскому собору.

К этому в качестве источников по теме диссертации нужно добавить литературу мемуарного характера - воспоминания современников Т. Готье -Э. Фейдо, А. Спульберга де Ловенжуля, А. Бошо, М. Дюкана, Э. Бержера, а также путевые заметки французских путешественников того же времени -Ж. де Сталь, А. де Кюстина, А. Дюма-старшего. В качестве источников в настоящей диссертации рассматриваются и работы по русской архитектуре, изобразительному искусству, иконописи, так или иначе связанные с рассматриваемым периодом. Это литература весьма разнородного характера, во-первых, это: труды, посвященные русской архитектуре середины XIX в. -Исаакиевскому собору, Мариинскому дворцу, Екатерининскому дворцу в Царском Селе, (т.е. тем памятникам русского искусства, которые анализирует Т. Готье) - это работы: Г.К. Лукомского, А.Н. Бенуа, С.Н. Вильчковского, А.И. Успенского; далее, это труды специалистов по истории русского изобразительного искусства и иконописи XVIII - первой половины XIX вв.; а также непосредственно сами памятники, о которых идет речь в сочинениях Т. Готье.

Литература на русском языке о пребывании Готье в России немногочисленна, в основном это краткие упоминания в периодических журналах того времени. В работе широко использованы материалы периодических изданий тех лет. Статьи из газет «Санкт-Петербургские ведомости», «Иллюстрация», «Русский Художественный Листок», «Современник», «Русский Художественный Архив», «Вестник Европы» позволяют хронологически точно изложить обстоятельства путешествий в Россию Т. Готье, воссоздать атмосферу художественной жизни России ушедшей эпохи.

Объектом исследования являются работы Т. Готье, посвященные русскому искусству и культуре: это пять альбомов «Художественные сокровища древней и новой России» и книга «Путешествие в Россию». Кроме

того, объектом исследования являются, конечно, и сами памятники русского искусства середины XIX в., а также более ранних периодов, в том числе произведения древней русской иконописи, которые рассматриваются на страницах сочинений Т. Готье.

Предмет исследования - это «археология» Готье, его описание памятников русского изобразительного искусства и архитектуры, прежде всего, его интерпретация произведений современного русского искусства - Санкт-Петербурга и Москвы, созданных на протяжении первой половины XIX в.

Цели исследования. Основной целью данного исследования является рассмотрение наследия Т. Готье в контексте изучения истории русского изобразительного искусства и архитектуры середины XIX в.

Для достижения поставленной цели необходимо было решить следующие исследовательские задачи:

- оценить степень научной разработанности искусствоведческого наследия
Т. Готье относительно русского изобразительного искусства, раскрыть
основные тенденции историографии и источниковую базу данной проблемы;

- исследовать памятники русского изобразительного искусства и архитектуры
середины XIX в., рассмотренные на страницах сочинений Т. Готье;

- определить роль и значение трудов Готье о русском изобразительном
искусстве в общем контексте искусствоведческих работ середины XIX в., как в
России, так и за рубежом.

Хронологические рамки исследования определены уже в самом названии настоящей диссертации и относятся к периоду пребывания Т. Готье в России - это середина XIX в. Расширение хронологических рамок, включая материалы, относящиеся к древнерусскому искусству, либо к XVII - XVIII вв., продиктовано исключительно стремлением, по возможности, всесторонне осветить взгляды Т. Готье на современное ему русское изобразительное искусство и архитектуру.

Методы исследования. Методологическую основу диссертационного исследования составляет совокупность общенаучных и специальных искусствоведческих методов научного поиска. Поскольку Т. Готье сам как

искусствовед, изучающий русское искусство, использует, прежде всего, иконографический метод, то и в настоящем исследовании данный метод выступает в качестве главного, однако, можно сказать, что в основу работы положены в равной степени как конкретно-исторический, так и формально-стилистический метод. Наряду с ними важным для осуществления целей настоящего исследования является сравнительно-исторический метод, позволяющий провести сопоставительную характеристику между трудами знаменитых путешественников, посетивших Россию в середине XIX в. (например, через сравнение исследовательский установок А. Кюстина и А. Дюма с Т. Готье). Не менее важным было использование историко-культурного метода, позволяющего в полной мере охарактеризовать общественно-культурную ситуацию исследуемого периода. Таким образом, примененный в работе метод можно в целом охарактеризовать как комплексный, ориентированный на изучение широкого круга источников и явлений, непосредственно связанных с темой диссертации.

Научная новизна исследования обуславливается несколькими аспектами. Диссертация является первым монографическим исследованием, посвященным заявленной теме. В ней впервые анализируется серия альбомов Т. Готье о русском искусстве, изданных под общим названием «Tresors d'art de la Russie ancienne et moderne» (1859-1862), которые никогда не издавались в России и не были предметом специального исследования. Полный их комплект представлен в Национальной библиотеке Франции в Париже. Кроме альбомов, широкую известность получила книга Т. Готье «Путешествие в Россию» (1866), впервые в переводе на русский язык она появилась в 1988 г., правда, нужно отметить, что наряду с ценными комментариями, выполненными переводчиком этой книги Н.В. Шапошниковой, указанное издание содержит целый ряд купюр. Анализируемые в диссертации работы Т. Готье имеют, несомненно, большой интерес не только в контексте изучения его творчества, либо жанра путевых впечатлений во французской литературе XIX в., они важны для изучения истории русского изобразительного искусства и архитектуры, истории и культуры России середины XIX в.

Практическое значение работы. Диссертация способствует введению в научный оборот новых фактов, интересных для изучения истории русской архитектуры и изобразительного искусства середины XIX в., в частности, о представлениях в эту эпоху о русском искусстве за рубежом. Результаты диссертации могут быть использованы в качестве источниковедческой базы для исследований в области историографии истории русского изобразительного искусства, мировой художественной культуры, а также при проведении реставрационных работ памятников отечественной архитектуры середины XIX в. Отдельные ракурсы данной работы могут быть представлены в спецкурсах как на искусствоведческих, так и культурологических факультетах. Материалы и выводы диссертации могут представлять интерес и с точки зрения проблем отечественной истории середины XIX в., в частности, истории повседневной жизни России этого периода, и, конечно, автор смеет надеяться на то, что данная работа раскроет еще одну страницу в прочтении русскими исследователями творческого наследия Т. Готье.

Апробация исследования и публикации по теме диссертации.

Материалы диссертации прошли апробацию на научных конференциях: «Художник как Человек и человек как Художник» МГАХИ им. В.И. Сурикова, 25-26 апреля 2005 г., доклад: «Художественные сокровища России в интерпретации Теофиля Готье»; «Провинция в контексте истории и литературы» ФГУК ГМПЗ Музей-усадьба Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», 8-10 декабря 2010 г., доклад: «Русская провинция середины XIX века в восприятии Теофиля Готье»; XXI Богословская конференция ПСТГУ секция «Христианское искусство», 20-22 января 2011 г., доклад: «Альбомы Теофиля Готье "Художественные сокровища древней и новой России": Исаакиевский собор». По теме диссертации опубликованы научные статьи (список прилагается).

Структура и объем диссертации. Диссертационное исследование состоит из Введения, трех исследовательских глав и Заключения. Текст сопровожден примечаниями, библиографией и альбомом иллюстраций.

Похожие диссертации на Памятники русского искусства середины XIX века в интерпретации Теофиля Готье