Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Казимирская Тамара Анатольевна

Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей
<
Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Казимирская Тамара Анатольевна. Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2002 184 c. РГБ ОД, 61:02-13/1954-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы проблемы 13

1.1. Историко-логический подход к пониманию ценностной ориентации личности в нравственном воспитании 13

1.2. Эмоциональная сфера личности как основа нравственного воспитания ..26

1.3. Краеведческий подход в патриотическом воспитании 41

1.4. Механизм формирования ценностных ориетаций в нравственном воспитании личности 56

1.5. Анализ программно-методических документов исследуемой проблемы..63

Глава 2. Целеполагающая деятельность педагога по формированию патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста 77

2.1. Исходно диагностический уровень проявления патриотических чувств ...77

2.2. Формирующий эксперимент по образовательной программе "Мы живем на Урале" 109

2. 2.1. Работа с педагогами ДОУ 111

2. 2.2. Работа с родителями 120

2.3. Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста в процессе ознакомления с окружающим 125

2.4. Диагностика эффективности педагогического воздействия на детей в процессе патриотического воспитания 140

Заключение 163

Библиография 167

Введение к работе

Актуальность исследования. Гуманистическая ориентация современной педагогики требует пристального внимания к научной разработке проблемы, характеризующей личностный аспект нравственной воспитанности детей. Для воспитания подрастающего поколения должна быть найдена такая основа, которая позволила бы опираться на достигнутое в науке и человеческой практике, гибко реагировать на новые образовательные тенденции и теорию воспитательных ценностей. Существенный момент развития обнаруживается в морально-этической проблематике ценностей. Морально-ценностные качества человеческих взаимодействий являются одним из необходимых условий нормального протекания жизни общества, поэтому ценностные ориентации в нравственном воспитании детей - это целостное бытие человека, это парадигма культуры и образования, которая позволяет «достроить» нравственно-духовную личность, воссоединить с окружающим миром и создать целостный образ мира и человека на основе достижения и реализации ее сущностных сил. Ценностные ориентации в нравственном воспитании - последовательное изменение и усвоение системы отношений субъекта к общечеловеческим ценностям через эмоционально-интеллектуальное влияние на психическую сферу личности. С. Л. Рубинштейн характеризовал наличие ценностей как выражение «не безразличия» человека по отношению к миру.

Данное положение мы связываем с современным периодом развития краеведения, характеризующимся активизацией исследований по формированию патриотических чувств.

Воспитание любви к Родине и своему Отечеству - задача чрезвычайно сложная, особенно когда речь идет о детях дошкольного возраста. Дошкольный возраст, как период становления личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших нравственных чувств, к которым от-

носится патриотическое чувство. Необходимо сделать так, чтоб ребенок смог усвоить нормы и нравственные правила на основе личностной структуры ценностей, убеждений и сделать выбор. К настоящему времени в науке накоплены теоретические и практические знания, необходимые для постановки и решения проблемы формирования патриотического чувства как личностной ценностной ориентации.

Это труды в области философии (Н. О. Лосский, Мишель Монтень, В. С. Соловьев, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский, Б. Т. Лихачев и др.); изучение места* ценности в структуре личности (С. Ф. Анисимов, О. Г. Дробницкий, Дж. Дьюи, А. В. Лармин, К. И. Льюис, А. Мейнонг, Р. Б. Перри, К. К. Платонов, Г. Риккет, П. Сорокин, А. Тойнби, В. П. Тугаринов, О. Шпанглер и др.); в области психологии: соотношение биологического и общественного в развитии человека (Л. С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. П. Дубинин, А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, Р. С. Немов, Б. М. Теплов, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Л. И. Рувинский, П. М. Якобсон и др.); внутреннего мира ребенка (Л. А. Абрамян, А. Г. Асмолов, А. В. Запорожец, А. Н. Леонтьев, А. Н. Лук, Я. 3. Не-верович, Л. П. Стрелкова, Т. П. Хризман и др.); индивидуальное своеобразие эмоциональных состояний личности (Е, А. Аркин, Л. Г. Баскакова, Л. И. Божо-вич, Е. И. Корзакова, А. Д. Кошелева, М. И. Лисина, Л. А. Парамонова, Н. Н. Поддьяков, Л. С. Славина и др.); индивидуальные условия развития (Л. А. Вен-гер, О. М. Дьяченко, В. А. Крутецкий, Д. Б. Эльконин и др.); изменение эмоциональных состояний и появление нового в эстетическом и нравственном опыте (Л. И. Божович, М. Н. Волокитина, Л. А. Высотина, И. Г. Гусарова, Е. Г. Ковальская, П. И. Размыслов, Н. П. Сакулина, Л. С. Славина, Е. А. Флерина и др.); в области нравственного, патриотического и экологического воспитания (Р. С. Буре, Р. И. Жуковская, С. А. Козлова, М. М. Конина, Т. А. Маркова, Н. В. Мельникова, В. Г. Нечаева, С.Н. Николаева, Г. И. Панасенко, Е. И. Радина, А. В. Суровцева, К. Д. Ушинский и др.);

Анализ имеющихся исследований по данной проблеме показал, что именно ценности: личностные (жизнь человека, физическое здоровье, честь и достоинство личности, права человека, в том числе ребенка); национальные (родная земля, родной язык, история народа, национальная культура, святыни); государственные ценности (Родина, уважение к государственным символам, патриотизм); семейные (родители, родные, отчий дом, традиции семью и т.д.); общечеловеческие ценности (истина, добро, красота, благо и пр.) должны стать фундаментом, на котором происходит формирование патриотических чувств.

* Особо актуальным должен стать вопрос краеведения, что обусловлено задачами нравственного воспитания.

Лишенные теоретических знаний об эколого-краеведческом направлении, практики используют субъективно педагогическую деятельность в меру своей компетентности, своего понимания общественной ситуации, своих субъективных убеждений. Они нуждаются в разработанной модели эколого-краеведческого подхода в патриотическом воспитании.

Таким образом, возникло противоречие между развивающимся потенциалом ценностных ориентации в нравственном воспитании (формирование патриотических чувств) и отсутствием модели воспитания в педагогическом процессе.

Разрешение данного противоречия явилось проблемой исследования и
обусловило выбор темы: «Ценностные ориентации в нравственном воспи
тании детей». ч

В исследовании введено ограничение. Решая проблему ценностной ориентации в нравственном воспитании, изучались дети старшего дошкольного возраста. Из многообразия аспектов нравственного воспитания выделено патриотическое через эколого-краеведческое направление.

Цель исследования: теоретически обосновать и экспериментально проверить модель патриотического воспитания как ценностной ориентации в

нравственном воспитании через эколого-краеведческую работу, с одновременным усвоением культурно-исторических достижений народа.

Объект исследования: целеполагающая деятельность педагога по формированию патриотических чувств у детей.

Предмет исследования: формирование патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста в процессе эколого-краеведческой работы.

Гипотеза исследования: ценностные ориентации в нравственном воспитании дошкольников включают патриотические чувства. Они могут успешно формироваться, если: патриотическое воспитание будет строится на взаимодействии эмоционального, деятельностного, когнитивного компонентов в контексте эколого-краеведческого содержания; у педагогов будет сформировано ценностное отношение к своему краю и они будут владеть методикой и технологией работы с детьми по данному направлению и будут способны вызвать эмоциональную реакцию у детей на совместное взаимодействие; воспитание будет выстраиваться по модели, ведущей линией в содержании которой будут

знания об истории Земли и своем крае; информация будет сообщаться детям

через наблюдение, произведение искусств, художественные произведения, а ведущим методом воспитания будет совместная деятельность детей и взрослых в процессе туристско-краеведческих походов.

В соответствии с целью и формулировкой гипотезы исследования были выдвинуты следующие задачи:

  1. Определить концептуальные положения данной проблемы.

  2. Разработать модель ценностных ориентации через эколого-краеведческое направление для работы педагогов с детьми.

  3. Сконструировать и экспериментально проверить технологию работы педагогов по формированию у детей ценностного отношения к своему краю, Родине.

4. Проверить эффективность экспериментальной программы "Мы живем на Урале" для формирования ценностных ориентации в нравственном воспитании у детей старшего дошкольного возраста. Теоретико-методологической основой исследования послужили теории ценностей (О.Г.Дробницкий, Б.Т.Лихачев, Н.О.Лосский, В.П.Тугаринов и др.), гуманистическая теория личности (А.Маслоу, Р.Мей, К.Роджерс); исходные положения детской психологии и дошкольной педагогики, раскрывающие закономерности и принципы развития детей дошкольного возраста (Л.И.Божович, Л.С. Выготский, В.И.Логинова, А.А.Люблинская, Н.Н.Поддьяков, Д.Б.Эльконин); теория и методика экологического воспитания и образования дошкольников (Н.Н.Кондратьева, Н.А.Рыжова, П.Г. Саморукова и др.). Одним из важнейших педагогических условий и успешной организации патриотического воспитания является краеведческий принцип / А.С.Барков. Н.Ф.Виноградова, М.А.Горбова, Р.И.Жуковская, М.И.Калинин, С.А.Козлова, Н.ККрупская., К.Д.Ушинский и др./. Продуманная организационно-методическая система краеведческого принципа во всех звеньях образования, разумное педагогическое руководство, система планирования, прогнозирования, мониторинга являются одним из необходимых условий развития систематической и последовательной краеведческой работы в масштабе области, края, города по патриотическому воспитанию (Л.А.Кондрыкинская).

Методы исследования: монографический (анализ философской и пси
холого-педагогической литературы), диагностические (анкетирование,
стереоанкетирование, тестирование, интервьюирование), экспериментальные
(констатирующий, формирующий, контрольный эксперименты),

праксиметрические (анализ результатов деятельности, изучение и обобщение работы педагогов), метод математической статистики.

Организационная база и этапы исследования. Экспериментальная работа осуществлялась с 1991 по 1999 год. На базе дошкольных образовательных учреждений № 53 и № 88 г. Каменск-Уральского, г. Режа, Каменского района, г. Алапаевска и Алапаевского района. Всего исследованием было охвачено 300 детей, 42 родителя, 185 воспитателей ДОУ. Исследование осуществлялось с позиции знаний базисных наук и имело следующую логику:

Первый этап исследования (1991-1997) представлял собой изучение проблемы, проведение поискового эксперимента и включал: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также диссертационных работ, близких к исследуемой проблеме, с целью определения методологической и теоретической баз исследования; выбор темы, обоснование центральных идей, основных целей и конкретных задач исследовательской работы; разработку стратегического плана исследования. Организация и проведение поискового эксперимента, изучение массового и передового педагогического опыта работы педагогов, отражающего состояние проблемы патриотического воспитания, выявление педагогических условий успешного формирования патриотических чувств.

Второй этап исследования (1997-1999) состоял в проведении констатирующего и формирующего экспериментов. Была спроектирована дидактическая основа и сконструирована методическая модель патриотического воспитания старших дошкольников.

Третий этап (1999-2001) заключался в проведении контрольного эксперимента, в анализе полученных результатов, оценке результативности выявленных педагогических условий патриотического воспитания, разработке методических рекомендаций по формированию патриотических чувств, создании и оформлении диссертационной работы.

Научная новизна работы и теоретическая значимость исследования состоит в том, что:

рассмотрен краеведческий подход в контексте ценностных ориентации в нравственном воспитании детей дошкольного возраста;

доказана роль эколого-краеведческой работы в патриотическом воспитании старших дошкольников;

выявлена взаимосвязь этапов процесса формирования патриотических чувств у старших дошкольников на основе ведущей роли эмоционального фактора: чувство удивления рождает интерес детей к родной природе, стремление сохранить, беречь ее, что ведет к формированию у детей любви к родному краю*

разработаны критерии сформированности патриотических чувств и соответствующие показатели их проявления в разных видах деятельности (речи, изобразительной и игровой деятельности, при общении с природой);

сконструирована методическая модель, основанная на коррекции методов обучения педагогов с последовательностью развертывания учебного материала;

определена сущность педагогической системы, заложенной в образовательной программе "Мы живем на Урале", представляющей собой воспитательный комплекс по организации педагогом начал патриотического воспитания у детей старшего дошкольного возраста.

Практическая значимость исследования заключается:

в разработке модели формирования ценностных ориентации;

в отборе краеведческих принципов для работы с детьми дошкольного возраста, которые помогут систематизировать работу и использовать в профессиональном педагогическом образовании путем включения в курс педагогики, теории и методики ознакомления с социальной действительностью;

в разработке и внедрении в практику системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров комплексной, авторской программы "Мы живем на Урале" для формирования у педагогов ценно-

стного отношения к своему краю и овладению ими методикой работы с детьми по данному направлению;

во "внедрении в практику работы образовательных учреждений программ: "Мы живем на Урале", "Музыкальное наследие Урала", "Путешествие в природу", предусматривающих реализацию системы эколого-краеведческого направления с детьми по патриотическому воспитанию;

в разработке биоадскватпых учебно-методических пособий "Вокруг да около", "Ознакомление детей с естественно-научными связями в природе," "История вокруг нас", "Волшебный круг", способствующих формированию ценностного приоритета - воспитание патриотических чувств в контексте эколого-краеведческого содержания.

Материалы могут быть использованы в образовательном процессе педагогических училищ, колледжей, вузов, педагогическом просвещении родителей, на курсах повышения квалификации педагогических работников в дошкольных образовательных учреждениях.

Апробация концептуальных положений исследования осуществлялось в процессе выступлений на заседаниях кафедры педагогики и психологии дошкольного воспитания Шадринского государственного педагогического института; на семинаре Института развития регионального образования "Деятельность методических служб в условиях развития региональной системы образования" (г. Екатеринбург, 1998); межрегиональной научно-практической конференции "Образование взрослых - ключ к XXI веку" (Екатеринбург, 2001); отчета на городской итоговой конференции г. Каменск-Уральский (1999); городских педагогических чтениях (1998, 1999, 2000, 2001, 2002); участие в городской научно-практической конференции "Стяжкинские чтения" (1998,1999, 2001); публикаций результатов исследования в сборниках тезисов, докладов и научных статей.

Личное участие соискателя в апробации результатов исследования состоит в организации круглых столов, семинаров, конференций с педагогами дошкольных учреждений, учителями и завучами начальных классов г. Каменска-Уральского; г. Екатеринбурга на базе научно-методического Центра Проблем " Детства, Институт Развития Регионального Образования; гг. Алапаевска, Режа, Ирбита, Каменского района (1995, 1996, 1997, 1998, 2000, 2001).

По теме исследования разработан курс лекций для системы повышения квалификации работников образования, положенный в основу интенсивных курсоЪ, которые с 1993 года в системе Института Развития Регионального Образования, научно-методического Центра Проблем Детства г. Екатеринбурга; Городского методического центра Управления Образования г. Каменска-Уральского окончило свыше тысячи практических работников.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в процессе разработки и реализации в деятельность учреждения образования целевых программ "Мы живем на Урале", "Музыкальное наследие Урала", "Путешествие в природу", нацеленных на становление и развитие педагогической системы формирования ценностных ориентации в нравственном воспитании личности детей дошкольного возраста; разработки учебно-методических пособий и рекомендаций, проведения авторских курсов по вопросам патриотического воспитания через эколого-краеведческое направление в сфере повышения квалификации работников образования.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Патриотическое воспитание старших дошкольников рассматривается как ценностное образование личности.

  2. Становление патриотического воспитания детей дошкольного возраста осуществляется посредством модели ценностных ориентации, где ведущей линией является содержание знаний историко-эколого-краеведческого направления.

  1. Краеведческие принципы являются основополагающими в формировании начальных форм патриотических чувств: установление связи изучаемого материала,- предусмотренного программой ДОУ, с теми знаниями и навыками, которые дети приобретают в результате исследований родного края. Связь тео-' ретических знаний с практическим применением (например, фенологические наблюдения, "тропа Карпинского" и др.). Опираясь на конкретные знания о родном крае, дети способны подойти к обобщению представлений, пониманию научных закономерностей. "Тропа Карпинского" позволит показать комплексность в раскрытии регионального содержания и акцентировать внимание на особенностях ландшафта города, и в то же время знакомство с происхождением геологической "тропы Карпинского" и ее история покажет детям процессы, которые происходят в мире природы, и которые явились типичными образованием Земли не только в нашем городе, на Урале, России, а в целом, для всего мирового сообщества.

  2. Интерес педагогов, родителей к историко-эколого-краеведческому материалу имеют рефлексивную направленность, что способствует формированию у детей ценностного отношения к окружающему.

Достоверность результатов исследования:

обеспечивается выбором научной методологии;

комплексным применением эмпирических и теоретических методов с опорой на современные философские, психолого-педагогические исследования;

учебные пособия , программы по теме диссертации обсуждались педагогами ДОУ, учителями и завучами начальных классов, студентами Свердловского государственного педагогического университета г. Екатеринбурга, Шадринского государственного педагогического института (факультета педагогики и социальной психологии на научно-практических конференциях, семинарах).

Историко-логический подход к пониманию ценностной ориентации личности в нравственном воспитании

Воспитание подрастающих поколений как общественно-историческое и объективно-закономерное явление имеет своим назначением формирование определенного социального типа личности.

Для этого необходимо глубокое педагогическое осознание цели воспитания. Целеполагание в воспитании как необходимости обусловлено требованиями к ребенку со стороны общества.

При изучении данного вопроса необходимо опираться на «воспитательные ценности конкретные педагогические ориентиры». (103, с.6) т.к. важнейший элемент ценностных отношений в обществе - система ценностных ориентации личности. «Краткий педагогический словарь» дает определение ценностным ориентациям, как "отражению в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров" (79, с.436)

Парадоксальный факт заключается в том, что при огромном внимании в педагогике к формированию и обсуждению цели воспитания теоретически и экспериментально совершенно не рассматривалась проблема конкретных, социально-исторических обусловленных воспитательных ценностей.

Философские теории в большинстве случаев упрощают проблему и вырабатывают понятие ценности, учитывающей лишь один какой-либо элемент или даже имеющий в виду не саму ценность, а какие-либо предваряющие ее условия или вытекающие из нее следствия.

Можно выделить следующие типы теории ценностей. Натурпсихоло-гический психологизм (212, с; 374). к этому типу учений о ценностях отно сятся взгляды А.Мейнонга (212, с. 262), Р.Б.Перри, Дж.Дьюи, К.И.Льюиса. Общим для них является утверждение о том, что источник ценностей - в био -психологически итерированных потребностях человека, а сами ценности могут быть имперически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности (37).

Значительную роль в аксиологическом психологизме имеет понятие «стандартизации» ценностей на основе весьма неопределенно понимаемой «полезности» или «инструментальности». Ярким примером может служить теория Х.Эрелфельса (212, с. 543). Согласно Х.Эренфельсу, ценность объекта есть желаемость его субъектом; что же касается возможности возникновения желания, она существует в том случае, если как можно более наглядное, живое, полное представление о бытии объекта обуславливает состояние удовлетворения, более высоко лежащие на шкале (удовольствие - неудовольствие), чем представление о небытии объекта. Желаемость и относительная приятность, таким образом, законосообразно связаны. Это и есть ценность объекта.

Очень близок к X. Эренфельсу Крейбиг, утверждающий, что ценность есть знание, которое имеет для субъекта содержание ощущения или мысли благодаря связанным с ним непосредственно или ассоциативно чувствам; действительным или хотя бы существующим в виде расположения, чувства эти связаны с содействием психической деятельности или угнетения ее. Из этого опре-, деления вытекает отрицание абсолютных ценностей, признание относительности ценностей, а так же утверждения их субъективности.

Интересна история развития мысли А.Мейнонга. Всякий предмет может быть ценен, говорит А.Мейнонг (212, с. 262) и притом, оставаясь тожественным, он может вызывать различные переживания ценности у разных субъектов и даже у одного и того же субъекта: отсюда следует, что дело не в предмете, а в нашем отношении к нему. Он считает, что предмет ценен, поскольку имеет способность служить фактическим основанием для чувства ценности у лица нормального и достаточно ориентированного. Признает, что наряду с личными ценностями существуют еще ценности неличные, например, истина, красота, нравственное добро.

Для аксиологического трансцендентализма (В.Виндельбанд (212 с,68) Г.Риккерт) ценность - это идеальное бытие, бытие нормы, соотносящиеся не с эмпирическим, а к «чистым», трансцендальным, или, «нормальным» сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности не зависят от человеческих потребностей и желаний (47, с. 71).

Энтологическая теория. Реальность ценностного мира, согласно М.Шелеру, гарантирование «внебремениой аксиологической серией в бога», несовершенным отображением, которой служит структура человеческой личности. Тип личности определяется свойственной ей иерархией ценности, которая и образует антологическую основу личности.

Самостоятельную содержательность ценности М.Шелер выясняет подчеркиванием того, что они могут быть даны в сознании отдельно от своих носителей как чувственное качество. Восприятие ценности осуществляется не посредством теоретических, а посредством эмоциональных функций, посредством деятельностей чувства. Свое учение о том, что ценности постигаются посредством чувства как особой направленной на них функции, М.Шелер называет «эмоциональным интуитивизмом».

Существование многих ценностей вовсе не связано с психофизической организацией человека и даже вообще не предполагает «Я» или субъекта; ценности существуют во всей природе. Утверждая объективность ценностей, М.Шелер отстаивает также существование абсолютных ценностей (212,с.547).

Для культурно-исторического, философского релятивизма (35, с.54; 212, с. 517), у истоков которого стоял В.Дильтей, характерна идея аксиологического плюрализма, т.е. множественности равноправных ценностных систем, опознаваемых с помощью исторического метода. Для многих последователей В. Дильтея (212, с. 136) был характерен интуитивистический подход к истолкованию ценностного смысла культуры (О.Шпенглер (212.С.523) А.Тойнби (212, с.456), П.Сорокин и др.) (35, с.44-54).

В теории социологизма понятие ценности (Т.Парсонс (212, с.334) приобрело обобщенно методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов, предполагает существование неких разделяемых всеми общих ценностей. При этом не учитываются общественные противоречия и преувеличивается роль ценностных механизмов в регуляции человеческой деятельности (4).

Ценности по определению В.П.Тугаринова (203), - это «суть предметы, явления и их свойства, которые нужны (необходимы, полезны, приятны людям определенного общества или класса и отдельной личности в качестве средств удовлетворения их потребностей и интересов, а также идее и побуждения в качестве нормы и идеала».

Эмоциональная сфера личности как основа нравственного воспитания

Чтобы уяснить для себя специфику процесса формирования у детей любви к Отечеству, следует разобраться в природе самого патриотического чувства на базе каких чувств оно формируется или точнее, без какой эмоционально-познавательной основы не может появиться это интегральное чувство. !)

В процессе воспитания ценностного отношения к окружающему возникает необходимость в переживании интеллектуально - эмоциональных состояний. Так рождаются потребности, в основе которых лежит интеллектуально -эмоциональная целостность. Общечеловеческие ценности (нравственные качества) - представляют собой интегративное наиболее обобщенное и устойчивое свойство личности (136).

Поэтому в основе нравственного качества лежит взаимосвязь нравственного знания и соответствующего чувства. Вне связи интеллектуального и эмоционального в сфере личности невозможно психологически охарактеризовать нравственные качества. Органическая связь между сознанием человека и его чувствами, эмоциональное понятие цели деятельности, лежит в основе его волевого поведения.

Познание ценности и соответствующая эмоция способствует становлению ценностного отношения. В.А Василенко, утверждает, что «эмоция - это первоисточник знания о ценности (17, с. 100). По его мнению, рационально выраженная оценка может опираться на непосредственные показания эмоций (эмпирическая оценка) и может быть следствием длительной работы мысли по систематизации эмоционально - оценочного опыта и выведению нового оценочного знания из ранее достигнутого (теоретическая оценка)» (17, с. 159).

Уяснение связи интеллектуального и эмоционального в оценке помогает понять ее роль в нравственном воспитании личности.

Переживания человека могут быть глубокими и поверхностными. Глубокие - связаны с основными сторонами внутренней жизни: мыслями, желаниями, устремлениями. Человек глубоко переживает лишь то, без чего он не может жить, что составляет цель его жизни, основную сущность его интересов (163, с. 190). Переживания ведут к формированию новых черт личности - любви к родине, чувство долга и ответственности.

Устойчивость чувств находится в тесном единстве с глубиной переживания (145). Чувства, которые глубоко затрагивают личность, связаны с разнообразными интересами, с основной линией жизни, постепенно усиливаются, углубляются. «Чувство, как эмоциональное отношение человека к многообразным явлениям и сторонам действительности, выявляют в характере этого отношения особенности данного человека, его моральные убеждения, его внутренний мир» (23).

В познании самого себя чувства открывают новые свойства, которые не всегда доступны осознанию только на основе анализа поступков. Через них самопознания неразрывно связано формирование отношений с позиции нравственного сознания отношения к себе. Они отражают строение личности, выяв ляя ее направленность, ее установки, что оставляет человека равнодушным и что затрагивает его чувства, что его радует и что печалит, что выдает истинное его существо.

Чувства, испытываемые человеком, переживаются им как достояние, в связи с тем, что чувства, как закрепленные состояния в виде симпатии или антипатии, удовольствия или неудовольствия сигнализируют, какие из объектов и явлений окружающего мира значимы для индивида (импрессивная функция), и тем самым, влияют на общий ход деятельности личности (экспрессивная функция). .

Они возникают тогда, когда тормозной процесс приводит к задержке раздражительного процесса, который совершается в полушариях головного мозга. Чувства являются отражением действительности и носят субъективный характер.

Появление чувств, эмоционального состояния может не только повлечь за собой «чистое» переживание, но и превратится в побудительную силу действий, поступков, стать одним из серьезных звеньев, определяющих мотивацию поведения человека. Так как через отношения к другим людям формируются у человека специфические чувства к самому себе как человеческому существу, как личности (175, с. 146).

Психическое состояние человека в каждый момент может включать в себя: врожденное стремление к общению, чувственно - нейтральное состояние, безразличие, состояние спокойного созерцания.

Природа этой потребности может быть определена как необходимость для субъекта и актуализации тех или иных жизненно важной целостности.

Нам представляется, что данное истолкование процесса формирования потребностей близко к тому, которое предполагает Л.И.Божович: «Переживание... вступает в качестве той психологической реальности, в которой человек начинает испытывать потребность. Так возникает как бы не насыщаемые по требности... создающие неограниченные возможности для психического развития человека» (13).

Оценивание личностного смысла общечеловеческих ценностей (нравственных требований), соответствующее переживание приводит к тому, что они начинают приобретать субъективную значимость, которая посредством образовавшейся целостности «знание и эмоции» оказывается фиксированной в структуре личности.

Учитывая возможность опосредованного пути формирования личностного смысла, характер переживания человеком своего ответного воздействия на объект может зависеть не только от оценки им последствий этого поступка непосредственно для себя, но и от оценки его последствий для других людей. Двусторонний характер процесса взаимодействия, активная (44, с.135) роль личности в нем, зависимость оценок - переживаний от воздействия субъекта на объект подчеркивает активную роль деятельности человека в нравственном воспитании личности.

Переживание такого отношения составляются сущность эмоций, которые являются аффективной формой проявления моральных чувств. Переживание отражает состояние удовлетворенности субъекта в его взаимоотношении с окружающей средой, и таким образом, выполняет в жизни субъекта крайне важную функцию - «осведомляют» его о том, в каком отношении со средой он находится - и, в соответствии с этим, ориентирует его поведение, побуждая субъекта действовать в направлении уменьшающем или полностью ликвидирующим возникший расклад.

Особый класс психических процессов и состояний, связанных с инстинктами, потребностями и мотивами, отражающими значимость действующих явлений и ситуаций, составляют сущностную характеристику эмоций (162, с.411-413).

Эмоции - это переживание с ситуативной, условной ценностью (99). К ним будут относиться все переживания, возникающие в ходе мышления. Эмоции служат побуждениями мотивов деятельности, связанных между собой. Они чаще всего возникают при информационном дефиците, недостатке знаний о предметах (183). По мнению Л. С. Выготского (26) эмоции являются источником взаимодействия со средой. Они появляются тогда, когда между организмом и средой нарушается равновесие.

Исходно диагностический уровень проявления патриотических чувств

Экспериментальная работа проводилась с 1991 года по 1997 год в детских садах г. Каменска - Уральского №53 и №88, г. Режа, Каменского района, г. Алапаевска и Алапаевского района. В ней приняли участие 300 детей 6-7 лет, 195 воспитателей и 42 родителя.

Были поставлены задачи:

1. Определить содержание представлений взрослых о своем городе их эмоциональное отношение к нему;

2. Выявить особенности детских представлений о городе, их эмоциональное отношение и ассоциативную связь чувств, представлений в изобразительной и игровой деятельности, природе.

Проверка гипотезы осуществлялась применением комплекса методов исследования: со взрослыми - индивидуальной беседы по четырем блокам: Родной город, Символы родного города, Путешествие по карте России и наш город на этой карте, Природа нашего города.

- во время общения выявлялась эмоциональность (выразительность речи, заинтересованность, невербальные проявления: мимика, жесты, улыбка)

Ответы взрослых на вопросы первого блока свидетельствуют, что у них имеются представления о родном городе и его жизнедеятельности, но они бессистемны, отрывочны и, в основном носят эмпирический характер. 61,4% респондентов не задумывались над происхождением названия нашего города, 22,5% ссылаются на исторические факты, связанные с деятельностью Петра Первого, 16,1% выдвигают свои гипотезы, предположения - название города связывают с рекой Каменкой.

В то время как к топонимии респонденты отнеслись без должного интереса, большая часть (за исключение 4,8%) положительно отнеслись к достопримечательностям города и даже высказывали сожаление, что старя часть «Старый Каменск» не отреставрирована.

Анализы ответов второго блока «Символы нашего города» показали, что взрослые не сумели полно ответить на вопрос данного блока. Они не обращали внимание на структуру эмблемы, а показ и уточнение экспериментатора у всех респондентов вызывал чувство удивления.

Третий блок «Путешествия по карте России и наш город на этой карте» установил, что экономическое, идеологическое положение в стране не нарушило установок наших респондентов путешествовать (65,3% - по области, 17,8% - по стране, 17,1% - нет) и позволил сопоставить знания о стране и родном городе.

Осуществляя констатирующий этап, мы понимали, что наличие элементов патриотических чувств невозможно обнаружить без опоры на явления природы. Природные явления вызывают разные эмоциональные состояния, характеризующие собой проявления патриотических чувств.

С этой целью мы включили четвертый блок «Природа нашего города» 79,4% респондентов в большей степени проявляют чувства сопереживания за природу. Данные респонденты заострили внимание на то, что еще 3-4 года назад жители города могли с гордостью рассказывать, что в центре города, лесопарковой зоне обитают белки, зимой у нас гостили лапландские подорожники -удивительно красивые птицы, прилетающие к нам с Севера.

К сожалению, ни один из респондентов не указал на эстетическую ценность красот уральских камней - малахита, яшмы, агата, и др. и их благотворное влияние на здоровье человека. Анкетирование взрослых показало, что во время беседы проявлялось эмоциональное отношение респондентов в основном к тому, с чем были связаны личные переживания, выражалось это на вербальном уровне через интонации, в словах и невербальном - мимике, жестах. Они сохранили общечеловеческие ценности и одна из них - это патриотизм. Наличие элементов патриотических чувств составляет основу ценностных ориентации в нравственном воспитании формирующейся личности.

Мы предложили педагогам ответить на вопрос: «Есть ли потребность в планировании этой работы?», т. к. считаем, что суть процесса воспитания патриотических чувств - это философия взаимоотношений воспитателя и воспитанника.

Ответы распределились следующим образом:

49,1% (96 педагогов) не видят необходимости в планировании воспитания патриотических чувств и высказывают мнение, что «этим мы можем воспитать в детях шовинизм», 75 человек, что составило 38,5% из числа педагогов, высказавшихся отрицательно, ссылались на документ, где по их словам «запрещена идеологическая работа среди дошкольников».

27,2% (53 педагога) акцентируют внимание на необходимости воспитания нравственной стороны (например, монумент «Пушка» украшает город, это память о Каменских пушкарях, дети узнают, что по указу Петра І в нашем городе начали «литье пушек»). Педагоги считают, что эти знания будут способствовать формированию патриотических чувств. Их задача создать условия для ребенка, его развития, что своим «воздействием» на ребенка они должны добиваться только одного, чтобы ребенок сам захотел и стремился бы гордиться тем, что его окружает. Это должно идти через организацию разнообразных видов деятельности.

23,7% (46 педагогов) считают, что у детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать чувство собственного достоинства за свой край, город. Это будет также способствовать формированию патриотических чувств. Педагоги ссылаются на «программу Васильевой», что в ней была сформирована система установок и внутренних поведенческих норм. В связи с этим целенаправленно решался вопрос патриотического воспитания дошкольников на материале окружающей действительности, закладывались первые ростки морали, гордости за успехи своего народа, города.

Формирующий эксперимент по образовательной программе "Мы живем на Урале"

При разработке и проведении формирующего эксперимента мы исходили из утверждения ряда исследователей (А. И. Пискунов, В. А. Сластенин и др.) о том, что психолого - педагогическое образование является стержнем подготовки учителей любой специальности во всех аспектах его будущей профессиональной деятельности и составляет ядро профессиональной компетенции. При этом мы ориентировались на оптимизацию существующих форм и методов профессионально - педагогической подготовки воспитателей ДОУ.

Эксперименту предшествовал длительный подготовительный этап. Разрабатывая учебные, образовательные программы, научно - методические материалы, предназначенные для работы с детьми, мы опирались на теоретические знания в области Ноосферного образования (В. И. Вернадский, В. С. Соловьев, Н. Г. Умов, А. И. Чижевский, Н. Ф. Федоров, К. Э. Циолковский и др.), в области дидактики ознакомления с природой (Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинский и др.), теоретические и практические исследования в области человеческих ценностей и преобразованную в соответствии с ними природу ребенка и среду, как духовной деятельности и духовных достижений (К. А. Абульха-нова, А. Маслоу, Р. Мей, А. В. Мудрик, А. Б. Орлов, К. Роджерс и др.), на исследования нравственно - экологического воспитания детей (Н. Н. Вересов, Н. Ф. Виноградова, А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, И. Т. Суровегина и др.), на исследование экологического образования дошкольника (Н. Н. Кондратьева, Н. А. Рыжова, П. Г. Саморукова, Л. И. Пономарева и др.), на материалы по фенологическим наблюдениям (В. А. Батманов, М. К. Куприянова, Н. В. Мельник, 3. Г. Щенникова и др.).

В нашей работе с детьми по формированию патриотических чувств важная роль принадлежала курсам повышения квалификации. Средством совершенствования теоретической и практической подготовки воспитателей явилась авторская программа «Мы живем на Урале». Программа (130 часов) эколого -краеведческого направления.

Цель программы - обновить психолого - педагогические знания воспитателей и их знания по истории родного края, показать взаимосвязь социального и общественно исторического опыта развития Урала, показать отношения человека и природы [64] и на основе этого формировать патриотические чувства. В программе предусмотрено - индивидуально - личностное развитие педагогов, подведение их к творческой самореализации и научение применять полученные знания в работе с детьми.

Разделы программы содержат практические задания, проведение экскурсий, посещение библиотек, музеев, выставочного зала, Тропы Карпинского, многих других памятников природы и достопримечательностей города; поездки в города Екатеринбург, Сысерть и помогают в обеспечении выполнения программных требований через внедрение проблемных ситуаций.

Осуществляя исследования мы пришли к предположению, что эффективным средством развития эмоциональной сферы ребенка является осознание взрослыми некоторых своих личностных отношений к окружающему, т. к. изменение эмоционального поведения взрослых в педагогическом процессе возможно лишь в том случае, если меняется восприятие и осознание им жизненных ориентиров и самого себя.

В результате анализа работ, посвященных активным формам обучения (И. В. Бачков, Ю. Н. Емельянов, Г. А. Ковалев, X. Миккин, А. Б. Орлов, Н. В. Се-милет и др.) мы пришли к предположению, что эффективным средством будет являться изменение технологии проведения курсовой подготовки. При проведении курсов, мы:

1. Использовали разные методические школы, имеющие кардинально различающиеся и порой противоречивые друг другу теоретические основания,

2. Стремились обогатить программу наиболее действенными практическими методиками, имеющую собственную педагогическую ценность вне зависимости от теоретического контекста создавших их школ.

В процессе изложения теоретического материала педагогам обращалось внимание на то, что формирование патриотических чувств может идти по разным каналам - СМИ, ДОУ, родителей, окружение детей. Особое внимание обращалось на то, что воспитатель является главным носителем помощи детям.

Рассматривались конкретные задачи работы по теме «Мой край Урал». Выявлялась их направленность на использование наиболее эффективных форм и методов работы с детьми. На основе полученных знаний у воспитателей формировались умения оценивать эффективность применения в ДОУ форм и методов работы с детьми, определялись педагогические задачи по формированию патриотических чувств.

Изучение темы «Наш отчий дом» было посвящено раскрытию форм работы с детьми. Показывалось их разнообразие и особенности методики проведения. Особое внимание воспитателей обращалось на необходимость дифференцированного подхода при формировании организации работы по формированию патриотических чувств в теме «Экологическое образование».

Задания теоретического характера были направлены на формирование умения ориентироваться в литературе по истории родного края [113]. С этой целью воспитателям давались задания: - подобрать и составить аннотации на имеющуюся литературу по родному краю в библиотеке ГМЦ, в помощь воспитателям. Написать рекомендации на книгу по истории родного края, как ее можно использовать в работе с детьми дошкольного возраста.

На практических занятиях для умения отражать усвоенные теоретические задания в решении конкретных задач по формированию патриотических чувств у детей дошкольного возраста предусматривалась серия заданий, направленных на формирование профессионально - значимых умений по воспитанию патриотических чувств у дошкольников. Так при изучении темы «Петровская эпоха на Урале» предлагалось выполнить следующие задания: а) проанализировать работы К. Д. Ушинского об истории для детей, б) подобрать исторические народные песни об Урале.

Планировалось выполнение учебно-исследовательских заданий для углубления знаний об особенностях региона, необходимости единства и согласованности работы ДОУ и семьи.

Для формирования коммуникативных умений (умения устанавливать педагогически целесообразные отношения с детьми) воспитателям предлагалось сочинять сказки, рассказы, определяли цель беседы по придуманным рассказам, составляли план, придумывали вопросы для ее проведения.

Похожие диссертации на Ценностные ориентации в нравственном воспитании детей