Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Ценностные ориентации в сфере искусства как фактор формирования социально-активной позиции старшеклассников Скворцова, Ирина Анатольевна

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Скворцова, Ирина Анатольевна. Ценностные ориентации в сфере искусства как фактор формирования социально-активной позиции старшеклассников : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / НИИ теории и истории педагогики.- Москва, 1991.- 19 с.: ил. РГБ ОД, 9 91-7/183-9

Введение к работе

Актуальность темы. Усиление потребности общества в социально ценной деятельности личности, в более раннем её включении в творческой роли в различные сферы этой деятельности ставит задачу формирования у молодежи активной социальной позиции.

Успех воспитательных воздействий находится в прямой зависимости от позиции воспитаника: его отношения к этим воздействиям, собственной активности, самостоятельности действий и поступков. В контексте такого подхода особое значение имеет формирование у подрастающего поколения ориентации на систему духовных ценностей, которые определяют направленность социальной активности, устойчивость жизненной позиции, в конечном счете - уровень социальной зрелости воспитаника.

Основы изучения и формирования активной социальной п>зипди личности в общэпедагогическом плане были заложены выдал .цмися советскими педагогами Н.К.Крупской, А.С.Макаренко, С.Т.Шацким, впервые поставившими вопросы овладения подрастающими поколениями социальными ценностями, общественными нормами и правилами нового общозития. Сущность активной позиции личности раскрывалась шли через цели, задачи и средства процесса воспитания.

Современная педагогика, синтезируя подходы общественных наук, определяет социальную позицию личности как интегратшзноа духовно-практическое образование, которое находит выражение в избранном личностью на основа её ценностей способа включения в различные сферы жизнедеятельности. Содержательная,сторона социальной позиции представлена основными жизненными отношениями, имеющими практическую направление сть и проявляющимися в реальном поведении (Б.П.Битинас, Б.ЗЛульфов, Т.Н.Мальковская, К.Д. Радіша, В.Е.Радиоі эв и др.).

Процесс'формирсчания активной социальной позиции исследовался подагогаші в различных видах деятельности: учебной, трудовой, общественной, художественно-творческой (И.Д.Аванесі.-;, Т.С.Буто-рина, Е.И.Коротеева, Н.Ф.Радионова, М.И.Рудакевич и .тр.). Изучалось влияние различных коллективов: временных, внешкольных, ученических, классных на формирование активной позицшш учащихся (В.Н.Баранок, В.Д.Иванов, В.Е.Радионов, Е.В.Титова и др.). Важным аспектом в разработке проблемы стало изучение социальных

и педагогических факторов, а также педагогических средств, ак-

тивиэирующих личностную позицию школьника,таких, как самоуправление, общественное мнение, самооценка учащихся, общественное поручение (Н.Я.Иванова, Г.М.Логугенко, Н.Г.Скобелкина, Г.Г. Федорова и др.).

Иной подход к изучению и формированию позиции заключается в том, что причиной, определяющей характер формирования и проявления, и одновременно показателем развития жизненной позиции выступают ценностные ориентации личности (К.А.Абульханова-Слав-ская, Л.И.Анциферова, М.Г.Казакина, Б.Ф.Ломов, Т.Н.Мальковская).

Особое место в ценностно ориентацпонной системе личности принадлежит ценностным ориентацшш (ЦО) в сфере искусства, в силу специфики самого искусства как феномена общественного сознания.

Искусство - мойный фактор развития эмоциональной активности человека, которая является супзственным условием эффективности любой деятельности. Эмоциональная активность в старшем школьном возрасте начинает решающим образом определять развитие активности функциональной, что отмечалось Л.С.Выготским (1926), Д.И.Бо-жович (1968),,А.В.Петровским (1973), К.Д.Радиной (1975), А.В.Запорожцем (1976). Органическое слияние функциональной и эмоциональной активности, на что и способно воздействовать искусство, независимо от его вида, формирует устойчивость позиции, в силу того, что в ней развивается мировоззренческое начало и социальная потребность в присвоении общественных идей.

Анализ современного передового педагогического опыта директоров московских школ С.Р.Богуславского (JS 79), В.А.Караковского (Ж 825), Е.А.Ямбурга [it 109) свидетельствует о широких возможностях искусства в социальном становлении школьной молодежи, в формировании у старшеклассников активной социальной позиции, поскольку соприкосновение с духовной стороной искусства и художественное освоение действительности способствует формированию гражданских чувств, обогащает опыт школьников в нравственно-эстетической оценке мира. Однако такая практика организации эмоционально-ценностного отношения к действительности ещё не стала массовой.

В последние десятилетия педагогические исследования вопросов использования искусства в воспитательных целях характеризовались углубленными работами по локальным вопросам. Изучались отношения и интересы школьников к искусству и эстетическим ценностям ДА.А. Буров, Н.А.Ветлугина, Е.В.Квятковский, Л.П.Печко, Т.Д.Полозова, Ю.У.Фохт-Бабушкин, Р.Х.Чернявский, Б.К.Чухман, Ю.В.Шаров и др.); раскрывались воспитательные возможности различных видов искусства

.-3-

как средства воздействия на интересы, потребности, вкусы учащихся, на фор.гарование отдельных компонентов их эстетического сознания в условиях школы и внешкольных учреждений" (Л.А.Без-бородова, Л.С.Волобуева, В.С.Гуров, И.С.ЛеЕшина, З.Ц.МорозоЕэ, Ю.Н.Усов и др.); исследовались формы и методы организации художественной и эстетической деятельности учащихся, помогающие воспитанию общественно значимых сеойств личности (В.В.Горшко-ва, Н.К.Голубев, Е.С.Туренская, Л.В.Школяр п др.).

Несмотря на столь многостороннее рассмотрение проблемы воспитания школьников средствами искусства, вопросы формирования социально активной позиции учащихся как стержневого образования личности под влиянием ценностных ориентации в сфере искусства оказались вне поля зрония исследователей.

Возросшая общественная значимость проблемы, недостаточная разработанность её общетеоретических и методических осіка, а также потребность школьной практики определили выбор тещ исследования: "Ценностные ориентации в сфере*искусства как фактор формирования социально активной позиции старшеклассников".

Объект исследования - социальная позиция старшеклассников современной общеобразовательной школы.

Дремлет исследования - формирование социальной позиции старших школьников под влиянием их ценностных ориентации в сфере искусства.

Пель исследования - разработать педагогические подходы к формированию активной социальной позиции старших школьников под влиянием их ценностных ориентации в сфере искусства.

Быделенче данного предмета исследования обусловлено исходит предположением о том, что связь IЭ в сфере искусства с социальной позицией личности школьника сзноЕана на центральной функции искусства, заключг вдайся в гуманизации всей системы отношений личности и преобра -овашш эмоционально-ценностного опыта человека. В процессе овладения искусством как ценностью происходит стимулирование эмоциональной активности личности. і^Зиваясь органического слияния эмоциональной активности с функщнл альной деятельностью, задаваемой учебно-Еоспитагелышм процессом школы, можно воздействовать на социальную позицию школьника, преобразуя её ситуативний, исполнительский'характер в устойчивый, ини-циатиЕнпй..

В соответствии с напеченной целью к исходной гипотезой е не-

следовании решались следующие задачи:

охарактеризовать состояние социальной позиции и ценностных ориентации в сфере искусства современного старшеклассника, выявить основные противоречия в их проявлениях;

дать психолого-педагогическую характеристику понятий "позиция" и "ценностные ориентации" личности, определить основне функции ценностных ориентации в формировании позиции;

выявить специфические регулятивные свойства ценностных ориентации в сфере искусства, влияющие на социальную позицию школьников;

раскрыть условия аффективной организации процесса формирования социальной позиции старина икольников с учетом их ценностных ориентации в сфере искусства.

Методологической основой исследования явились положения марксистской философии о сущности человека как совокупности общественных отношений, обуславливающих социальную детерминацию процесса формирования личности с учетом личностной активности; о дея-тельностной природе этого процесса; а такие - общая теория ценностей. Методологическим ориентиром для нас выступали теоретические положения, конкретизирующие современные задачи и содержание воспитательного процесса, получившие развитие в работах Л.П. Буевой, А.В.Мудрика, Л.И.Новиковой, Б.П.Битинаса и др. Особое внимание уделялось исследованиям, посвященным проблемам ценностно ориентационных отношений учащихся (Г.Н.Болдырева, Г.Е.Залес-ский, Б.С.Круглов и др.), направленности личности школьника (З.И, Васильева, А.В.Зосимовский, Т.Е.Конникова, Х.Я.Лийметс и др.), вопросам формирования мировоззрения и убеждений подрастающих поколений, проблемам нравственного воспитания (М.Г.Казакина, Э.И. Моносзон, Р.М.Рогова, В.С.Шубинский и др.), эстетического воспитания (М.А.Ворб, Б.Т.Лихачев, В.А.Разумныи).

Проблема формирования активной социальной позиции подрастающих поколений, рассматриваеїлая через призму избираемых личностью социальных ценностей, является актуальной и для зарубежной педагогики. Особое место отеодитоя ей в работах ученых Болгарии (И. Белова, М.Бурова-Илиева, Л.Николов, Е.Тенева и др.); Венгрии (А.Петрикаш, П.Себени и др); Германии (В.Кессель, В.Фридрих и др.); Монголии (У.Лувсандандар и др.); Польши (А.Каминсккй, А. Павиленис, М.Шиманьский и др).

Выдвинутые задачи обусловили использование как теоротических,

.-6-

так и эмпирических методов исследования. В теоретические методы входили: анализ философских, психолого-педагогических работ по вопросам социальной активности личности, формирования активной жизненной позиции школьников, самореализации личности школьника в процессе преобразующей деятельности. Основу эмпирических методов исследования составили: включенное наблюдение, предусматривающее изучение существующего в передовой педагогической практике опыта активизации личностной позиции учащихся старших классов средствами искусства; массовое анкетирование учащихся (обработка полученных данных проводилась на ЭВМ EC-I045 в Вычислительном центре Минпроса СССР по пакетам прикладных программ "Социолог" , распространяемых ИСИ АН СССР); изучение школьной документации; анализ письменных работ учащихся (сочинений, Еіезакон-ченных предложений); письменные и устные опросы учителе*, родителей, директоров школ.

На защиту выносятся следующие положения:

- Исходя из общетеоретического положення о том, что в процесса
формирования социальной позиции личности её ДО выполняют такие
ведущие функции, как: согласование объективных требований соци
альной среды с индивидуальными потребностями, ориентация лично
сти на ценности жизни и культуры, отбор информации, перенос от
ношений, мы полагаем, что ЦО в сфере искусства реализуются в
этом процессе .в следующих регулятивных свойствах:

в оснащении личности опытом эмоционально-ценностного отношения к действительности;

в соотнесении и коррекции ценностей, имеющихся в обществе, с индивидуальными ценностями, которыми располагает человек;

в трансформации обобщенного социального опыта в содержание позиции личности, где трансформирующим механизмом выступает эмоциональное отношение личности к социальной действительности;

в гуманизации системы отношений личности.

- Педагогический аспект влияния ЦО в сфере искусства на форми
рование социальной позиции старшеклассника выражает а: в эмоци
ональном насыщении функциональной деятельности учащїіся и их от
ношений к социальным ценностям; в активизации процессов согласо
вания знаний и представлений школьников об окружающем мире с об
щественными нормами и ценностями, отраженными в произведениях
искусства; в деятельностном включении старших школьников в осво
ение и умножение социальных ценностей на основе осознания и пе
реживания их как потребностей.

- Зффэктивность организации процесса формирования социально активной позиция старшеклассников с учетом их ЦО в сфере искусства обеспечивается совокупностью объективных и субъектиных условий. Объективные условия связаны с социальной ситуацией в общества и состоянием развития народного образования. К субъективным условиям относятся: а) преобразование отношения к ведущим для старшеклассника видам деятельности в процессе перестройки, содержания деятельности (степени её эмоциональной насыщенности, общественной значимости); б)преобразование характера межличностного взаимодействия в деятельности (что выражается в активизации коллективного начала в деятельности, способствующего обмену ценностями, их универсализации; в повышении потенциала содержательности общения; в гуманизации межличностных отношений); в)развертывание субъектной позиции в деятельности (что связано с усилением таких личностных начал, как инициативность, ответственность, активность, устойчивость).

Исследование проводилось в течение 1981 - 1990 гг. в три этапа. Организация исследования: на I этапе (I98I-I984 гг.) осуществлялся теоретический анализ научной литературы по проблеме; проводилось включенное педагогическое наблюдение, изучалась школьная документация; проводились индивидуальные и групповые беседы с учадкмися и учителями; проведен перЕый диагностический опрос по "Анкете интересов и ориентации школьника"; выдвинута гипотеза и разработана программа исследования.

На II этапе (1984-1986 гг.) изучено решение проблемы преобразования личностной позиции старшеклассников в процессе освоения ценностей искусства в моделях передового педагогического опыта (школы г.Москвы К 825 - директор В.А.Караковский, 79 - С.Р.Богуславский, & 109 - Е.А.Ямбург); начата опытно-экспериментальная работа на базе школы № 417 г.Москвы, в ходо которой выявлен реальный уровень сформированное социальной позиции старшеклассников; разрабатывались формы и методы воспитательной работы, направленные на активизацию системы отношений школьников к основным сферам их жизнедеятельности.

На III этапе (1986-1990 гг.) продолжена опытно-экспериментальная работа, в ходе которой проверялись пути активизации социальной позиции старшеклассников с учетом их ЦО в сфере искусства; сделан повторный диагностический опрос по модифицированному варианту анкеты с учетом новых общественных условий; обобщены результаты исследования, осуществлялось их внедрение в практику.

Вазоі? исследования служили коллективы учащихся 8-Ю классов общеобразовательных школ 417 г.Москвы и 6 г.Железнодорожный Московской области. Опытной работой было охвачено 74 старшеклассника, 26 педагогов, 63 родителя учащихся.

Выборочный диагностический опрос учащихся 8-Ю классов, позволивший определить массовые тенденции, проводился в 1982 году на базе школ г.Москвы М 22, 90, 235, 291, 357, 750, 764, 1140 (опрошено 502 школьника), в 1989 году - на базе школ г.Москеы *» 87, 79, 109, 417, 764, 825, Московского государственного училища им. А.В.Свешникова, школ Я 6 гДелеэнодорожныЙ и J* 25 г.Мытищи Московской области (опрошено 710 учащихся).

Достоверность проведенного исследования подтверждена обобщением и анализом данных, свидетельствующих об изменении у старшеклассников реального отношения к деятельности (учебной, общественной, досуговой) под влиянием целенаправленно формируема ЦО в сфере искусства, о стремлении занять в этой деятельност.' активную, ответственную позицию; использованием для этого разнообразных взаимодополняющих исследовательских'методов; репрезентативностью эмпирических материалов, необходимых для качественной и количественной характеристики исследуемых процеесов и явлений; адекватностью выводов диссертации результатам других исследования, близких по тематике к данной работе.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в следующем: - при рассмотрении связи понятий "позиция" и "ценностные ориентации" личности выделены основные функции ценностных ориентации в социальной позиции личности (согласование объективных требований социальной среды с индивидуальными потребностями, ориентация личности на ценности жизни и культуры, отбор информации, перенос отношений);

определены специфические регулятивные свойства ЦО в сфере искусства ,' ЕЛИЯЮЩИ8 н социальную позицию старших школьников (соотнесение и коррекщ і ценностей, имеющихся в общества с индивидуальными ценностями; трансформация обобщенного социального опыта в содержание позиции, где трансформирующим механиі/ом выступает эмоциональное отношение личности к социальной дві/ твитель-ности; гуманизация системы отношений личности);

выявлен педагогический аспект влияния ЦО в сфере искусства на формирование социальной позиции старшего школьника, который выражается в: эмоциональном насыщении функциональной деятельности учащихся и их отношений к социальным ценностям; в активизации

процессов согласования знаний и представлений школышкое об окружающем мире с общественными нормааш и ценностями, отраженными в произведениях искусства;.в деятельностном включении старших школьников в освоение и умножение социальны! ценностей на основе осознания и переживания их как потребностей;

дана характеристика состояния и противоречий в проявлениях социальной позиции и ДО в сфере искусства современного школьника;

определены объективные и субъективные условия активизации позиции учащихся с учетом их ЦО в сфере искусства. К основным субъективным условиям отнесены: преобразование отношения к ведущим видам деятельности в процессе перестройки их содержания; преобразование характера межличностного взаимодействия в деятельности; развертывание субъектной позиции старшего школьника.

Указанный круг вопросов до настоящего времени не был предметом специального исследования.

Практическая значимость исследования в том, что предложенные . методики изучения ЦО в сфере искусства и позиции старшеклассников, обоснованные условия активизации социальной позиціш старших школьников средствами искусства могут быть использованы учителем при организации жизнедеятельности учащихся; теоретические положения и фактический вмпиричаский материал исследования послужили основой для постоянного цикла лекций для учителей и родителей в опытно-экспериментальных школах и на предприятиях Бабушкинского района г.Москвы; проведенная в исследовании теоретическая разработка изучаемой проблемы и анализ передовой педагогической практики содержит позитивный фонд идей, которые в современных условиях активно содействуют осуществлению задач перестройки школы и могут быть использованы в курсе лекций по педагогике, при чтении спецкурсов по теории воспитания.

Апробация результатов исследования. Основные положения, ход и предварительные результаты исследования докладывались и обсуждались в лаборатории теоретических проблем формирования социально активной личности (І98І-І987 гг.) и в лаборатории методологии педагогической науки (І988-І99І гг.) НИИ теории и истории педагогики АПН СССР; в ходе работы Всесоюзной школы молодых ученых (1982, 1983, 1986 гг.); на координационном совещании по проблемам формирования социальной активности школьников в условиях взаимодействия социальных я педагогических факторов (НИИ общей педагогики АПН СССР, 1983); на августовских совещаниях учителей

Еабушкинского района г.Москвы )1985, 1985 гг.); на семинаре директоров сельских школ Истринского р-на Московской области (1985); в хода соеєтско-польского семинара по вопросам методологии педагогики (НИИ ОЛ АПН СССР); на Всесоюзной конференции "Воспитательная система учебного заведения как объект педагргического управления" (Рига, 1989 г.); в.материалах, представленных на ВДНХ СССР (І9Є4, 1985 гг.).

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ходе опытно-экспериментальной работы в школах № 417 г.Москец и й 6 г.Железнодорожный Московской области; путем публикаций (8); в научных сообщениях перед директорами и учителями школ, в лекционных выступлениях по линии Всесоюзного общества "Знание".

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использовагшой литературы и приложений. Работа иллюстрирована цифровыми таблицами, графическим і^ображе-нием анализируемых данных.

Похожие диссертации на Ценностные ориентации в сфере искусства как фактор формирования социально-активной позиции старшеклассников