Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков Никитин Геннадий Андреевич

Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков
<
Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Никитин Геннадий Андреевич. Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 1997 216 c. РГБ ОД, 61:98-13/89-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства в формировании эстетической культуры подростков.

1.1. Сущность и функции декоративно-прикладного искусст ва в эстетическом воспитании учащихся на современном этапе. 18

1.2. Этнокультурные традиции прикладного искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения. 33

1.3. Формирование эстетического отношения подростков к труду в системе работы школ И.Я. Яковлева. 59

Глава 2. Методы, средства и формы использования декоративно- прикладного искусства в воспитании эстетической культуры учащихся 5-9 классов. 82

2.1. Декоративно-прикладное -искусство как средство формирования художественно-эстетической культуры учащихся. 87

2.2. Художественное оформление интерьера учебных помещений школы в эстетическом воспитании школьников. 147

2.3. Подготовка учителя к эстетическому воспитанию подростка на традициях декоративно-прикладного искусства. 158

Заключение 181

Список литературы 186

Приложение 204

Введение к работе

Актуальность исследования. В современных условиях идет пере осмысление политических и экономических отношений, общечелове ческих и национальных ценностей, обновляется эстетическая куль тура, национальные традиции целых народов и народностей, что отражается на становлении мировоззрения учащейся молодежи. В этой обстановке особое внимание заслуживает формирование духов ного мира подростков. Школьники этого возраста всегда вызывали . опасения среди учителей и родителей из-за их негативизма, жела ния любым образом проявить себя, неподчинения взрослым, грубос ти, а подчас и оскорбления сверстников и т.д. Все эти "издерж ки" подросткового возраста в настоящее время не только ослабли, но и усилились за счет появившегося социального неравенства, безработицы, постоянного недовольства взрослых. В то же время у подростков появляется желание познать себя, активизируется ; чувство взрослости, интерес к национальной культуре, религии, \ эстетике, которые создают благоприятное условие для педагоги- і* ческого воздействия. Сложившаяся обстановка в образовании повышает ответственность школы в формированріи эстетической культуры подростков. Современная школа призвана обеспечить передачу подрастающим поколениям многовекового опыта его трудовых , нравственных устоев и эстетических традиций, которые способны пре- дотвратить духовное обнищание молодежи. Решение проблемы требу-I ет обновления содержания в системе образования на общечелове-1 ческих гуманистических идеалах, возвращения школы к ценностям L национальной культуры, этническим традициям, адаптации человека Г к конкретному историко-культурному пространству. Одним из дейс-f твенных средств в его реализации является использование чуваш- -'з -ского народного декоративно-прикладного искусства. Его образовательно-воспитательная сущность заложена в изначальной связи человека с природой, в древних языческих верованиях,в художественном отражении национального образа жизни, общечеловеческих духовных ценностях, которые проявляются также в системе этнических традиций, историко-культурной памяти, народном мировидении, нравственно-эстетических нормах. Ознакомление подростков с идеями народной педагогики, приобщение к истокам народного творчества, эстетическим и трудовым традициям, развитие у них художественно-исполнительских трудовых умений и навыков, воспитание чувств в структуре личности становится содержательной основой формирования эстетической культуры подростков. При этом необходимо широко огограться на труды известных мыслителей, педагогов, о воспитательной роли искусств в эстетическом воспитании. Проблемы воспитательной роли искусства, прекрасного прослеживается в учениях античных мыслителей: Сократа, Платона, Демокрита, Аристотеля (9,107). В них они раскрывали значение души, чувств, эмоций, познание мифов,легенд, рисования, музыки в нравственном и эстетическом воспитании.

Большой круг теоретических и практических задач в развитии чувств, разума, способностей, внедрение в учебный процесс принципов наглядности, природосообразности, использования ремесел в предпринимательской деятельности, в трудовом воспитании, в подготовке народного учителя нашли отражение в педагогических теориях Я. А. Коменского (89), Ж.Ж. Руссо (153), Д. Локка, И.Г.Пес-талоцци (90), И. Канта, Г.В.Ф Гегеля (56) и др.

Труды русских педагогов В.Г.Белинского (19),К.Д. Ушинского (183),Л.Н. Толстого (172), помогли шире взглянуть на проблему - 4 -эстетического воспитания, определить значение теории народности искусства в воспитании, принципа наглядности в развитии детского творчества.

Известно, что ребенок живет и учится в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. Поэтому общеметодологические и общепедагогические принципы его развития и воспитания конкретизируются и дополняются элементами народной педагогики. Эта сторона учебно-воспитательного процесса в разных аспектах его организации рассмотрена в работах И. Я. Яковлева (222-237), В.К.Магницкого (Ш), Н.В. Никольского (131), Н.И. Ашмарина (11-17), К.В. Иванова (76) ), 'Н.И. Воробьева (50), В.Ф. Каховского (83) П.П. Хузангая (195),Г.Н. Волкова, Н.Г. Краснова (92), Б.М. Неменского127), Б.П. Юсова, В.В. Ко-локольникова, A.M. Серова, Т. С. Комаровой и др.

Приобщение подростков к национальным видам декоративно-прикладного творчества способствует развитию художественного вкуса, формированию эстетической культуры, воспитывает уважение к старшим, наставникам, самое главное, укрепляет духовно-нравственную связь поколений. Воспитанию школьников, формированию у них гордости за свой труд способствует и то, что многие их поделки из разных материалов, предметы декоративно-прикладного искусства находят достойное место среди экспонатов многих выставок, в украшении домашнего и школьного быта, а в условиях рыночной экономики являются средствами материально значимого.

В условиях целенаправленного обучения и воспитания декоративно-прикладное искусство чувашского народа побуждает подростков сознательности, вызывает у них волевое напряжение и эмоци- ональный подъем, а без воздействия на чувства невозможно вое-. питание духовно богатого, нравственно устойчивого человека. Это тем более важно, что эмоциональная выразительность декоративно-прикладного искусства доходчива и играет определенную роль в трудовом и эстетическом воспитании и профессиональном становлении личности. Отечественная педагогика накопила немалый опыт воспитания средствами декоративно-прикладного искусства,народных ремесел и промыслов.

В определении исходных позиций использования декоративно-прикладного искусства необходима опора на передовой опыт художников, мастеров народных промыслов, педагогов Чувашии, а также на исследования российских психологов по формированию личности - Л.Ж.Божович (23),Л.С. Выготский (52),В. С.Кузин (95), А.Н. Леонтьев, В.С.Мухина, П.М. Якобсон (254) и др.

Проблемы единства трудового и эстетического воспитания, профессионального становления личности решаются на основе исследований работ педагогов - В. А. СухомлинскогоЛОЇ. Болдырева, И. С. Марьенко.

В последние годы проблема приобщения школьников к национальной художественной культуре получило многостороннее теоретическое обоснование благодаря диссертационным исследованиям A.M. Кадырова, Эсен Атдаева, Х.М. Дикинова, Э.Г. Скворцова и др. , в которых намечены программно-методические подходы к совершенствованию художественного образования учащихся на традициях народного искусства разных регионов.Особый интерес представляет исследование Х.М. Дикинова "Возрождение народных промыслов и ремесел, декоративно-прикладное творчество как средство форми- рования и профессионального становление личности С на примере системы дополнительного образования Кабардино-Балкарии)-М.,1996 г. в которой автор рассматривает художественные традиции Кабардино-Балкарии,намечает пути становления профессиональной личности. Скворцов Э.Г.(159) впервые поставил проблему художественного образования младших школьников на основе культурных традиций чувашского народного искусства.Исследуемая проблема имеет аспекты: место духовных ценностей этнической культуры и искусства в становлении таких качеств личности младшего школьника, как чувство национального человеческого достоинства, стремление глубже овладеть языком родного народа, интерес к национальной культуре, искусству и желание углубить свои знания в этой области. В свою очередь, все это поощряет учащихся на соблюдение этническим нормам общения и поведения в коллективе.

Анализ отечественной и зарубежной психолого-педагогической, философской, этнографической литературы по нашей проблеме показывает, что использование народного прикладного искусства в эстетическом воспитании чаще отражается на примере детей дошкольного, младшего школьного возраста, а также старшеклассников, студентов ВУЗов.

Однако, при всем многообразии научных трудов и исследований по этой проблеме отсутствуют специальные исследования, посвященные вопросам эстетического воспитания учащихся средствами декоративно - прикладного искусства чувашского народа. Вне поля зрения исследователей остаются подростки - самый сложный период школьного детства.Недостаточное использование в процессе обучения национальных традиций, многовекового опыта народа в воспитании, способствовали нивелированию нравственно-этических понятий, духовных ценностей народа. Из-за отсутствия целенаправлен- - 7 -ной работы по ознакомлению школьников с декоративно-прикладным искусством,традициями, обычаями, многие его стороны воспринимаются поверхностно, стихийно, вне системы, а порою искаженно и формировались в виде вредных пережитков, нелепых суеверий. Между тем, они были символами,образами,направленными на сохранение вечных общечеловеческих ценностей:мира в семье, любви к природе, заботе о доме и хозяйстве,человеческом благородстве, мужской порядочности, девичьей чести, людской честности,добра, чистоплотности, скромности. (154.С.5).Отход от народного опыта воспитания, неустойчивость общественной жизни повлияли на социальное сознание и нравственное поведение подростков, а также и на характер учебно-воспитательного процесса в современной школе.

В целях устранения этого серьезного пробела в образовании необходимо возрождение в школах системы эстетического воспитания в процессе приобщения учащихся к чувашскому декоративно-прикладному искусству. Полноценное усвоение прикладных видов искусств в формировании эстетической культуры подростков возможно лишь при профессиональной подготовке учителя к ведению этой работы, к осуществлению интеграции учебных предметов: родной литературы, культуры родного края, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения и т.д.

В Чувашской Республике исследования по использованию чувашского народного декоративно-прикладного искусства в формировании эстетической культуры подростков не проводились.

Указанные обстоятельства определили выбор темы настоящего исследования, позволили сформулировать проблему: каковы педагогические условия и средства формирования эстетической культуры подростков посредством чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Целью исследования является решение названной проблемы.

Объект исследования. Формирование эстетической культуры подростков средствами чувашского народного декоративно-прикладного искусства в целостной образовательно-воспитательной системе.

Предмет исследования. Процесс формирования эстетической культуры подростков на традициях декоративно-прикладного искусства чувашского народа.

Гипотеза исследования : чувашское народное декоративно-прикладное искусство может служить эффективным средством формирования эстетической культуры подростков, при условиях: органической взаимосвязи занятий по чувашскому декоративно-прикладному искусству в целостном учебно-воспитательном процессе в школе; включения идей народной педагогики, эстетических традиций чувашского народа в содержание отдельных разделов учебных предметов: родной литературы, культуры родного края, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения; соответствия видов декоративно-прикладного искусства возрастным возможностям и особенностям подростков; сочетаемости индивидуальной и коллективной форм работы для творческой деятельности учащихся; подготовки и переподготовки учителей- предметников эстетического цикла на этнической традиционной культуре воспитания.

В соответствии с целью исследования в диссертации были поставлены следующие задачи :

1) изучить особенности чувашского народного декоративно-прикладного искусства, его историю и выявить их образовательно- воспитательный потенциал; разработать программы занятий по декоративно-прикладному искусству чувашей, определить формы и методы учебно-воспитата-тельной работы с подростками с учетом эстетического характера и трудовой направленности их деятельности по изготовлению изделий декоративно-прикладного искусства; определить механизмы и технологию взаимосвязи эстетического и трудового воспитания в чувашских общеобразовательных школах в контексте исторического опыта трудовых традиций чувашского народа и педагогической системы И.Я.Яковлева (его учительской школы в Симбирске и лучших школ, открытых в чувашских селениях); разработать рекомендации учителям, педагогам и родителям с целью оказания методической и практической помощи в организации целостного процесса эстетического и трудового воспитания средствами чувашского народного декоративно-прикладного искусства; экспериментально обосновать педагогические условия формирования эстетической культуры подростков на основе традиций чувашского народного декоративно-прикладного искусства.

Методологической основой исследования являются труды и идеи классиков, современных ученых- философов,педагогов психологов в области этнопедагогики, а также этнографии, искусствоведения, положения классиков отечественной и зарубежной педагогики по вопросам эстетического и трудового воспитания. Б решении проблемы использовались идеи К.Д.Ушинского, А.С.Макаренко, С.Т.Шацкого, В.А.Сухомлинского, В.А.Разумного, Б.Т.Лихачева, Б.П.Юсова и др. Принципиальное значение для нас имеет труд Г.Н.Волкова "О традициях чувашского народа в эстетическом воспитании", искусствоведческие исследования А.А. Трофимова. Мы руководствовались - 10 -также концептуальными положениями Ю.П.Сокольникова о системно-целостном подходе к воспитательному процессу в школе. Именно эта концепция предопределила наш подход к интеграции как учебных предметов,так и процесса эстетического и трудового воспитания.

Методы исследования: изучение и анализ архивных материалов, специальной литературы, памятников декоративно-прикладного искусства; включенное наблюдение в сочетании с собственной педагогической деятельностью; анализ особенностей восприятия произведений чувашского народного декоративно-прикладного искусства и учебно-творческих работ учащихся подросткового возраста; изучение и обобщение передового опыта организации в школах занятий по чувашскому декоративно-прикладному искусству; опытно-экспериментальное обучение учащихся 5-9 классов.

Научная новизна и теоретическая значимость работы заключают-ся в том, что в ходе исследования впервые поставлена и решена проблема формирования эстетической культуры подростков средствами чувашского декоративно-прикладного искусства; раскрыты механизмы влияния занятий по декоративно-прикладному искусству на формирование у учащихся-подростков эмоционально-эстетического отношения к учебе, труду; выявлены и использованы новые архивные материалы о деятельности Яковлевской школы и других образовательных учреждений по организации эстетического воспитания в учебно-воспитательном процессе; теоретически обоснована интеграция отдельных разделов предметов гуманитарного цикла (чувашская литература, культура родного края, изобразительное искусство, музыка) с уроками трудового обучения, кружковых занятий по развитию творческого отношения к труду, художественного обучения, эстетического и других сторон воспитания на основе этнопедагогики.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основе диссертационного исследования разработан национально-этнический компонент в содержании занятий по декоративно-прикладиому искусству в контексте трудового и эстетического воспитания. Разработаны методические рекомендации для учителей, раскрывающие педагогическую технологию уроков труда по декоративно-прикладному искусству. Предложена методика формирования эстетической культуры подростков на основе чувашского народного искусства. Материалы и выводы исследования могут быть использованы в составлении новых учебных программ по трудовому обучению, учебных пособий, в работе общеобразовательных школ, при подготовке и повышении квалификации работников народного образования; выводы и рекомендации могут быть полезными для школ и в других национальных регионах.

Опытно-экспериментальная работа осуществлялась в средней школе 2 г.Шумерля, в Кугесьской средней школе 1 (Чебоксарский район), в школах 22,28 г.Чебоксары и в других школах республики. Всего исследованием было охвачено более 550 учащихся подросткового возраста.

Исследовательская работа проводилась в три этапа с 1984 по 1997г. Г.

Первый этап:(1984-1991) изучение, позитивный анализ философской, этнографической, социологической, психолого-педагогической литературы, определение исходных позиций научно-педагогического исследования.

Второй этап:(1992-1994) разработка и обоснование теоретической концепции диссертационного исследования; уточнение выдвинутой гипотезы; продолжение изучения подростков различных классов - 12 -в сферах их трудовой деятельности; выявление влияния занятий по декоративно-прикладному искусству на формирование у них эстетического отношения к труду; осуществление апробации содержания и методов проведения занятий по декоративно -прикладному искусству в формировании эстетической культуры подростков.

Третий этап:(1995-1997) завершение опытно-экспериментальной работы, обработка данных педагогического эксперимента , оформление исследования в виде кандидатской диссертации.

Достоверность исследования обеспечена опорой на научно-теоретические положения философии, психологии, педагогики, этнографии; применением методов, адекватных задачам и предмету исследования; многолетней практической, педагогической деятельностью автора, опытно-экспериментальной проверкой основных положений работы, а также распространением результатов исследования в школах республики.

Апробация и внедрение основных положений исследования осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы, чтения лекций, проведения практических, семинарских занятий в Чувашском республиканском институте образования, в Канашском педучилище, в этнопедагогических классах Шоршелской средней школы им. А.Г.Николаева Марпосадского района, в средней школе 31 г. Чебоксары, на методобъединениях и семинарах классных руководителей школ Чувашской Республики. Основные результаты исследования были доложены и получили одобрение на международных, республиканских, районных научно-практических конференциях по проблемам: "Я.А.Коменский и современная школа" (Чебоксары, 1992 г.), "Профессионально-педагогическая культура преподавателя" (Чебоксары, 1992 г), "Проблемы формирования нравственной устойчивости - 13 -личности учащихся в современных условиях" (Чебоксары, 1993 г.), "И.Я.Яковлев и просвещение народов Поволжья" (Ульяновск-Чебоксары, 1993 г.), "Народная педагогика и начальная школа: этнические традиции и проблемы воспитания" (Чебоксары, 1993 г.), "Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителей национальной школы в условиях демократизации и гуманизации общественных отношений" (Канат, 1994г), "Традиционная культура чувашей и ее использование в учебно-воспитательном процессе" (Канаш, 1994 г.), "Современная семья и ее проблемы" (Чебоксары, 1994 г.), "Диалектика общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах" (Чебоксары, 1995 г.), "Формирование социально ориентированной личности учащихся: опыт, проблемы, перспективы "(Чебоксары, 1995 г.), "Проблемы разработки и внедрения национально-регионального компонента образовательного стандарта в условиях сельской школы" (Чебоксары, 1996 г.), "Формирование социально устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы" (Чебоксары, 1996 г.),"Традиционная культура в современном социально-педагогическом процессе (Чебоксары, 1997 г.). Ряд статей по теме исследования опубликованы в республиканских газетах. На зашиту выносится : содержание формирования эстетической культуры подростков на традициях чувашского народного декоративно-прикладного искусства как части целостной системы этнопедагогнзации учебного процесса; пути и средства интеграции отдельных разделов гуманитарных учебных дисциплин с эстетическими традициями чувашского народного декоративно-прикладного искусства; ~ технология организации эстетического воспитания подростков на основе исторического этнопедагогического опыта и педагогической системы И.Я. Яковлева; - обновленное содержание повышения квалификации работников народного образования по проблемам формирования эстетической культуры подростков на основе чувашских эстетических, трудовых традиций.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются цель, гипотеза, объект, предмет, задачи, методы исследования, а также показываются научная новизна и практическая значимость работы, основные положения, которые выносятся на защиту.

В первой главе " Теоретические предпосылки использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства в формировании эстетической культуры подростков" анализируются различные аспекты использования народного прикладного искусства в школе, дается характеристика их смысловых значений и ее влияние на всестороннее развитие детей. Здесь же раскрываются этнопедаго-гический аспект эстетического, трудового воспитания на традициях народных промыслов ,ремесел, опыт художественно- эстетического воспитания в Симбирской чувашской школе и в других образовательных учреждениях для детей чуваш.

Во второй главе "Методы, средства и формы использования чувашского народного декоративно-прикладного искусства в воспитании эстетической культуры учащихся 5-9 классов" рассматриваются педагогические условия, обеспечивающие интеграцию учебной, внеклассной деятельности в области эстетического, художественного, трудового воспитания учащихся, анализируются результаты - 15 -опытно-экспериментальной работы.

В заключении подведены итоги исследования, сделаны теоретические выводы и сформулированы научно-методические рекомендации.

Основные идеи диссертационного исследования отражены в следующих публикациях автора :

Идея Я.А.Коменского о народном искусстве и использование их в современной национальной школе.// Я.А.Коменский и современная школа. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 400-летию со дня рождения Я.А.Коменского. -Чебоксары, 1992.- С.130-131.

Воспитание детей средствами народного искусства.// Профессионально-педагогическая культура преподавателя. Тезисы докладов научно-практической конференции, посвященной 25-летию Чувашского государственного университета им.И.Н.Ульянова.-Чебоксары, 1992.- С. 122.

Нравственное воспитание школьников в процессе изучения народного прикладного искусства.// Проблемы формирования нравственно-устойчивой личности учащихся в современных условиях. Материалы международной научно-практической конференции: в 3-х частях. 4.1. Чебоксары, 1993. - С.134-135.

Использование опыта трудового воспитания И.Я. Яковлева в современной чувашской школе. // И.Я. Яковлев и просвещение народов Поволжья. Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 125-летию Симбирской чувашской школы. -Ульяновск - Чебоксары, 1993.-С 143-144.

5.Эстетическое и трудовое воспитание школьников средствами народного искусства. // Народная педагогика и начальная школа : этнические традиции и проблемы воспитания. Материалы научно-практической конференции.- Чебоксары, 1993.- С. 75-76.

Народное искусство в формировании эстетической личности школьника в процессе труда.// Народная педагогика и начальная школа: этнические традиции и проблемы воспитания. Материалы научно-практической конференции.- Чебоксары, 1993.- С. 94-95.

Элементы народного искусства в процессе подготовки будущих учителей национальной школы.// Совершенствование профессионально-педагогической подготовки учителей национальной школы в условиях демократизации и гуманизации общественных отношений. Материал Всероссийской научно-практической конференции. -Канат, 1994.- С.248-249.

Приобщение учащихся к национальной культуре через народное искусство.// Традиционная культура чувашей и ее использование в учебно-воспитательном процессе. Материалы районной научно-практической конференции,- Канат, 1994.-С. 9-10.

Формирование прекрасного на основе декоративно-прикладного искусства.// Современная семья и ее проблемы. Тезисы докладов и сообщений республиканской научно-практической конференции - Чебоксары, 1994,- С. 95-97.

10. Народное искусство в творческой деятельности школ.// Современный сельский учебно-воспитательный комплекс: проблемы и перспективы. Тезисы республиканской научно-практической конфе ренции. - Чебоксары, 1994. - С. 112-113.

И. Развитие в воспитательной системе духовности у учащихся через народное декоративно-прикладное искусство.// Диалектика - 17 -общечеловеческого и национально-особенного в воспитательно-образовательных системах. Материалы международной научно-практической конференции,- Чебоксары, 1995.- С. 141-142.

Народное декоративно-прикладное искусство в формировании социально ориентированной личности.// Формирование социально ориентированной личности учащихся (опыт, проблемы, перспективы) . Материалы республиканской научно-практической конференции.- Чебоксары, 1995.- С. 81-83.

Традиционная национальная культура воспитания в эстетическом формировании личности. // Проблемы разработки и внедрения национально-регионального компонента образовательного стандарта в условиях сельской школы. Материалы районной научно-практической конференции.-Чебоксары, 1996.- С. 54-56.

Прикладное искусство в воспитании эстетического отношения к народной жизни. // Формирование социально устойчивой личности учащейся молодежи в современных условиях: опыт, проблемы, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции: в 2-х частях.-Ч.1.-Чебоксары, 1996.-С.229-231.

Традиции эстетического воспитания чувашского народа в современной школе.// Традиционная культура в современном социально-педагогическом процессе. (Сборник научных трудов).-Чебоксары, 1997.-С.70-79.

Сущность и функции декоративно-прикладного искусст ва в эстетическом воспитании учащихся на современном этапе.

Актуальной педагогической задачей настоящего времени является возрождение,сохранение и развитие народных традиций в условиях негативного воздействия массовой культуры, возросшего интереса к истории и традициям культуры своего народа, активного роста национального самосознания нашей страны .

Сегодня многие ученые пришли к пониманию того,насколько глубоким источником изучения сложных процессов развития народов --этносов является созданное им прикладное искусство с его разнообразной символикой. Б изделиях декоративно-прикладного искусства сосредоточено единство творчества и труда, они составляют предметную среду, окружающую человека, оказывают влияние на его образ жизни. Известный исследователь народного искусства А.Б. Салтыков писал:"Значение окружающих нас вещей никогда не ограничивается одним практическим, узколитарным употреблением. Будучи связаны с удовлетворением тех или иных потребностей, они всегда вызывают у нас различные чувства и мысли, желания и стремления".

Декоративно-прикладное искусство является важным фактором приобщения детей к духовным ценностям народа. С древнейших времен оно становится одним из распространенных видов традиционной системы воспитания. Народное рукотворное мастерство, содержащее художественное начало в труде, быту создает гармонию эстетических взаимоотношений не только потому, что имеет прикладное значение, но и потому, что является фактором формирования эстетической культуры.

Решение проблемы связано с формированием системы образования на общечеловеческих гуманистических идеалах ,в то же время необходимо внедрять в школе ценности национальной культуры: этнические традиции, представления о красоте и добре в мире. Например, у чувашского народа традиционно ценятся трудолюбие, скромность, доброта,честность и преданность в дружбе, уважение к старшим, приверженность к традициям и обычаям предков. Эти этнические нормы и религиозно-нравственные представления являются фундаментом традиций чувашского народного искусства.

Национальные традиции чувашского народного искусства в основном складываются в первой половине 19 века, в так называемый "классический" период развития основных видов чувашского искусства: орнамента, вышивки, узорного ткачества,шитья бисером и монетами, резьбы по дереву и т.д. Классические формы народного искусства в этот период отличаются лаконичностью, цветовой гармонией, простотой форм.

Предшествующий педагогический опыт и традиции этнопедагогики в настоящее время являются для нас ориентирами при решении современных педагогических проблем развития эстетической культуры подростков. Этнопедагог Г.Н. Волков определяет воспитательный смысл историко-культурной практики народа во взаимодействии: память-традиции - культура - воспитание- духовность - личность. Среди факторов народной педагогики ( природа, религия, слово,идеал, традиции, пример, дело, общение, быт, игра), нахо -годящихся во взаимосвязи, ученый выделяет народное искусство как уникальное средство воспитания.

Для эффективного использования декоративно-прикладного искусства в современном учебном процессе необходимо выявить его истоки, специфику и педагогические возможности. Народная педагогика сильна естественностью, комплексным подходом к воспитанию. Она требует ненавязчивого влияния на чувства и сознание детей. Ре -зультативным способом воздействия является организация учебно-воспитательной среды из предметов декоративно-прикладиого искусства: эстетика учебных и бытовых помещений, художественное оформление стендов, стенных газет,домовая резьба, архитектурные строения и многие другие сферы окружения подростков, где в основном происходит формирование их сознания и отношения к жизни.

Главной особенностью декоративно-прикладного искусства чувашей является постоянное присутствие художественного начала в труде. Народное декоративно-прикладное искусство способно вызывать чувство прекрасного, активизировать стремление к творчеству. "Когда младшие школьники сами делают разные предметы и украшения домашнего обихода, одежды, игрушки,то ,конечно, делают их так, как им кажется более целесобразным и красивым; следовательно, эти декоративные вещи оказываются выразителями их эстетики. И кажется в высшей степени, чтобы эта эстетика, такая организация, здоровая и близкая народному примитивному сознанию и вкусу, проникла в быт ребенка,обслужила бы художественные потребности" (98.С.102).

Этнокультурные традиции прикладного искусства в эстетическом воспитании подрастающего поколения.

Уникальность чувашского народного искусства объясняется отражением в нем всех исторических пластов материальной и духовной культуры древнейших предков.Приобщение детей-подростков к традициям красоты в системе эстетического воспитания следует классифицировать по трем направлениям:домашнее рукоделие, ремесла, промыслы.В нашем исследовании ими являются: узорное ткачество, вышивание,вязание; изделия из дерева, бересты,прутьев, глины; украшения (масмак, сара, тухъя, хушпу, оуурпан) и т.д.

Традиции чувашского народного искусства, включающие опыт единения человека с природой,могут стать средством формирования эстетической культуры подростка лишь в том случае,если познакомить ето с историей зарождения декоративно-прикладного искусства, его совершенствованием, развитием и значимостью на сегодняшний день. Об этом свидетельствуют многочисленные архивные материалы, исследования этнографов, искусствоведов, ученых, педагогов.

Следует особо отметить исследования быта, языка, народного творчества чувашей в период ( 2 половина 19 в. ) возникновения в крае просветительского движения , где главная роль отводится И.Я. Яковлеву,а также значительные этнографические материалы Н.И. Ашмарша ( словарь в 17 томах), В.К. Магницкого (111), А. Рекеева (149), Н.В. Никольского (129), В.Ф.Каховского (84), Н.И. Воробьева (50). В этих трудах жизнь и быт чувашей прослеживается через предметы материальной культуры, их особенности в этнографических группах, описание быта, ритуала, одежды в религиозных обрядах, обычаях.

Различные теории происхождения чувашей и ее факторов в становлении особенностей художественной культуры анализировали и через работы Н.И.Ашмарина 11), Н.В.Никольского (131), В.Ф.Каховского (84), В.П.Иванова, Ф. С.Хакимзянова (191), И.Коева (88), А.А.Трофимова (119), В.Д.Димитриева (62).

Чуваши обладали богатой традиционной культурой воспитания. Философские мысли этой сферы находят отражение в трудовых традициях, древнечувашской вере, народном искусстве, в актах сотворения мироздания, в мифологии, легендах об Улыпах, "Улап тап-ри". Исследователи Н.И.Золотницкий, В.К.Магницкий, Е.М.Шпилевс-кий, И.И.Ашмарин и др., подчеркивая важность устного народного творчества в преемственности культуры воспитания, придали им научное значение (158). В 1925 году у с.Абашево Чебоксарского района археологом В. Ф.Смолиным произведены раскопки курганов-могильников. Здесь обнаружены погребения, относящиеся ко II тысячелетию до н.э. Их можно классифицировать на женскую, мужскую, детскую части. В женских погребениях часто встречаются предметы украшения из металла, керамики, мужские - богаты орудиями труда, реже в них находят наконечники стрел, а в детских - игрушки из костей и глины.Керамические сосуды различной формы: бронзовые браслеты, круглые кольца из медной проволоки, серебряные височные привески в полтора оборота, украшения головного убора из бронзового бисера, полушарных бляшек, спиралек, положение покойного с согнутыми коленями позволили дать название "Аба-шевской культуры"(117).

Позже подобные исследования курганных насыпей на территории Чувашии проведены многими археологами под руководством П.П.Ефименко /1926-1927 гг./, 0.А.Кривцовой-Граковой /1945 г./, М. С. Акимовой/1947-1949 гг./, Н.Ф. Калинина /1950 г./, Е.И.Горюно - 35 -вой /1956-1957 гг./, на территории нынешней Марий Эл. А. X. Хали-ковым /1956-1957/, Н.Я.Мерпертом /1957 г./. Изучая исторические находки, найденные в разных местах раскопок по территории Чувашии, Марий Эл, археолог ИП.Ефименко отмечает, что ,(...в смежных уездах Чувашской республики прослеживается граница распространения двух типов культуры бронзы - лесной и степной11 117. С. 6). Археологические исследования при определении исторических фактов культур позволяют воссоздать историю становления народного творчества воспитания, искусства в эпоху первобытно-общинного строя. Сохранившиеся орудия труда, предметы декоратиь-но-прикладного искусства, женские украшения, изделия ухода за ребенком, игрушки могут слушть материалом для эстетического воспитания детей. Игрушки в виде зооморфных, антропоморфных, растительных изображений показывают взаимосвязь человека с природой, природосообразности методов воспитания. Отмечая уровень развития людей, похожих на обезьян-австралопитеков, профессор Алексеев К.А. отмечает, что они "... могли иметь зачатки воспитания детей, даже понятия целей воспитания" (2.С.7). Первобытные люди накопленный опыт воспитания превращали в традицию, передавали его из поколения в поколение. Овладение огнем в этот период способствовало развитию воспитательного процесса. Огонь приобрел магическое свойство в мифах, легендах, его изображали на предметах быта, он присутствовал как символ на ритуальных праздниках.

Декоративно-прикладное -искусство как средство формирования художественно-эстетической культуры учащихся.

Эстетическое воспитание является важной составной частью формирования социально зрелой человеческой личности. Это подтверждается словами профессора Б.Т.Лихачева, который отмечает , что что "для становления духовности ребенка, его внутренней интеллектуальной свободы, особое значение имеет сфера нравственно-эстетического отношения к действительности, сфера любви, дружбы, эмпатии, антипатии, ненависти, а так же прекрасного и безобразного"(105. С.14). Эффективным средством для этого служит чувашское народное декоративно-прикладное искусство как носитель символического, смыслового значения многовекового педагогического опыта"народа.

На основе проведенного исследования мы поставили перед собой цель формировать у школьников положительное отношение к изучению народного прикладного искусства. Решение этой проблемы невозможно претворить в жизнь без этнопедагогизации учебных предметов эстетического цикла, отражающих традиционную культуру воспитания.

Практика работы в общеобразовательной школе показывает, что процесс эстетического воспитания учащихся на основе декоративно-прикладного искусства может идти по нужному направлению, только в единстве, комплексе изучения народного искусства на уроках литературы, истории и культуры родного края, изобразительного искусства, музыки, трудового обучения. Рассмотрим их в последовательности.

В курсе "Родная литература" имеются большие возможности изучения народного искусства, в частности прикладного творчества. Одним из средств организащш художественного образа, познания исторических предметов материальной культуры служит устное народное творчество: пословицы, поговорки, загадки, мифы, легенды, сказки и др. Развитие художественного интереса, эстетического отношения к народному искусству получают в произведениях классиков чувашской литературы С. М. Михайлова, И.Я.Яковлева, К.В.Иванова, М.К. Сеспеля, П.П.Хузангая, Г.Н.Волкова, И.А.Патма-ра и др.

Работа над литературными произведениями формирует у подростков эмоционально-оценочное отношение к прикладному искусству. Так, изучая тему "Чаваш халах самахдахё" _ "Чувашская народная словесность" школьники познают красоту народного эпоса, истоки его происхождения, осмысливают основную идею. Их внимание фиксирует что устное народное творчество об Улыпах стало одной из проблем организации научных археологических экспедиций. Например, впервые о курганах "Улап тапри", находящихся на территории Чувашии, заявили ученые-этнографы: В.К.Магницкий, С. М. Шпилевс-кий, Н.И. Ашмарин и др. Учащиеся представляют как простые сказки превращаются в реальные исторические курганы-могильники, рассказывающие о жизни и быте, материальной культуре древних людей. Беседа об искусстве приобретает наибольший эффект при использовании наглядного материала. Показ фотографий, рисунков предметов быта, украшений из металла, керамики, найденных в селе Абашево Чебоксарского района, оказывает на подростков благотворное эмоциональное воздействие в эстетическом воспитании. Изучение данной темы, кроме эстетико-художественных достоинств, оправдано тем, что у школьников формируется верное представление об истоках развития народного искусства. Предметы декоративно-прикладного искусства в ходе изучения художественных произведений не только расширяют, но и способствуют развитию новых качественных отношений между учащимися и природой. Научить подростков видеть, чувствовать и понимать прекрасное в природе позволяет изучение темы " Таван с ре юрат, упра" „ " Люби, береги родную землю". Знакомясь с этой темой учащиеся проявляют эстетическое отношение к природе, которое определит успешное решение задач экологического воспитания. Раскрытие красоты природы на фоне флористики, изящества изделий лозоплетения, слайдов сближает школьников, развивает эстетическое восприятие "и чем глубже они одухотворятся этой красотой, тем сильнее стремятся творить прекрасное", - отмечает В.А.Сухомлинский (171. С.230). В эстетическом восприятии и усвоении народного искусства активную роль играет тема "Мен вал илем?"_" Что такое красота?1 На занятиях учащиеся 6 классов знакомятся со словом "илем",описанным лингвистом, профессором н.И.Ашмариным. Придавая более двенадцати оттенков этого слова Г.Н.Волков замечает: "В том,что красота называется самым красивым словом, определенно есть что-то символическое "илем" как бы символизирует не единичное и особенное в красоте, а выражает всеобщую красоту в природе и обществе" /37. С.8/.

Похожие диссертации на Чувашское народное декоративно-прикладное искусство в формировании эстетической культуры подростков