Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана Магомедов Давди Бадавиевич

Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана
<
Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Магомедов Давди Бадавиевич. Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 1999 217 c. РГБ ОД, 61:99-13/746-7

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретическое исследование и обоснование проблемы художественного образования и эстетического воспитания учащихся общеобразовательных школ 12

1.1. Методологическое и психолого - педагогическое обоснование преподавания изобразительного и декоративного искусства 12

1.2. Основные виды народного декоративно - прикладного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся 29

1.3. Тенденции развития художественно - эстетического образования, формы и методы приобщения учащихся к национальной культуре средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства 42

Глава II. Декоративно-прикладное искусство Дагестана как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре 54

2.1. Изучение декоративно- прикладного искусства как средство приобщения учащихся к основам народных художественных промыслов 54

2.2. Разработка экспериментальной методики приобщения учащихся к национальной культуре 81

2.3. Организация и ход экспериментальной методики приобщения учащихся к национальной культуре 103

Заключение 125

Список использованной литературы 128

Приложения 143

Введение к работе

В условиях духовного возрождения общества, гуманизации образования и растущих требований к воспитанию подрастающего поколения повышается роль предметов художественно-эстетического цикла. Это определяет необходимость дальнейшего совершенствования системы художественного образования и эстетического воспитания на основе культурно-исторического и народного художественно-педагогического наследия, накопленного в Дагестане, России и мировом сообществе.

Важная роль в осуществлении этих задач отводится комплексу дисциплин эстетического цикла, изобразительному искусству, в котором декоративный жанр является как один из ведущих компонентов учебного предмета, наиболее близкого учащемуся типа художественного творчества в системе педагогической передачи традиций национальной культуры, входящей в общую структуру образования и воспитания.

Декоративное искусство обладает огромным нравственно- эстетическим потенциалом, в нем наиболее ярко проявляются живая душа народа, его национальные особенности, исторически сформировавшиеся представления об окружающем мире, художественные критерии и оценочные категории.

В процессе изучения национального декоративно-прикладного искусства преподаватель должен добиться формирования у учащихся основы целостной эстетической культуры посредством развития исторической памяти, творческих способностей, раскрытия понятий красоты, целостности и национального своеобразия предметного мира. Чтобы уроки декоративного искусства были интересны, необходимо шире включать в них элементы национальной художественной культуры. Формирование у детей устойчивого интереса к искусству и национальной культуре во многом зависит от разнообразия исторического, этнографического, искусствоведческого материалов, используемых учителем на уроках: история конкретного народа (верования, обряды, обычаи, орнамент и т.п.), знакомство с многообразием окружающего предметного мира (костюм, архитектура, бытовая утварь и т.п.).

Одним из наиболее действенных средств приобщения учащихся Республики Дагестан к национальной культуре является местное декоративно-прикладное искусство, бережно сохраняющее культурные и национальные традиции народа, его духовные и материальные ценности. Национальная культура объединяет в себе народные художественные традиции, обладающие этнографическими, историко-культурными особенностями. Поэтому очень важно приобщение детей к традициям, сложившимся в каждом регионе.

Система классных и внеклассных занятий, кроме общеобразовательных дисциплин, должна включать и знакомство с местными художественными промыслами, дать детям возможность освоить в соответствии с их возрастом способы и приемы художественного творчества.

В настоящее время одной из важнейших проблем является осознанное этнографическое осмысление процесса воспитания, перспектив национального возрождения на уровне современной общеобразовательной школы, приобщение учащихся к национальной культуре, обычаям, традициям предков. Необходимо учитывать, что ребенок растет, развивается в исторически и социально обусловленной среде, уклад жизни, эстетические и этические нормы передаются из поколения в поколение, активно влияют на формирование и развитие личностного облика, определяют общий уровень его подготовленности. Поэтому в школьной практике необходимо должным образом учитывать региональные национальные особенности, с детства заложенные в сознании ребенка.

В процессе исторического развития у дагестанского народа сложилась достаточно обособленная национальная культура, основанная на традиционных для Кавказа высоких моральных и нравственно- эстетических принципах. Начиная с глубокой древности в этом культурно-историческом регионе формировались проверенные временем педагогические взгляды на воспитание, обучение и подготовку к жизни подрастающего поколения с помощью разнообразных обучающих средств и передачи опыта старших. Народные традиции, обычаи, на-

5 циональное искусство раскрывали перед детьми исконные начала духовной жизни дагестанского народа, способствовали формированию нравственного эстетического содержания личности, исторической памяти, воспитанию уважительного отношения к наследию предков, расширению общего кругозора и правильному становлению художественного вкуса.

Какую же роль декоративно-прикладному искусству можно отвести в качестве средства приобщения учащихся к национальной культуре? Это позволит сформировать у них национальное мировоззрение, научит видеть мир глазами своего народа. Познание учащимися родного языка, правильное понимание фольклора, народного декоративно - прикладного искусства- наиболее естественный способ включения в систему национальных ценностей. На сегодняшний день можно констатировать, что образовательные и воспитательные возможности народного декоративно - прикладного искусства как средства приобщения к национальной культуре используются в школе еще не в полной мере. Это обусловлено, прежде всего, недостаточной разработанностью оптимальных вариантов содержания и форм проведения уроков декоративно-прикладного искусства с учетом национально-художественных традиций и общепедагогических требований преподавания данного предмета.

Поэтому учитель прежде всего должен овладеть системой педагогических ценностей народа и потенциальными дидактическими возможностями народного декоративно-прикладного искусства, используя их как средство приобщения учащихся к национальной культуре. В связи с этим принципиально важно всесторонне изучить влияние исторически сложившихся традиций декоративно-прикладного искусства на художественное образование учащихся общеобразовательных школ, познакомить их с основными положениями народной педагогики, сделать глубокий анализ традиционных методов обучения детей декоративно - прикладному искусству народов Дагестана.

Необходимо разработать формы и методы приобщения учащихся к национальной культуре, формирующие у них эстетическое восприятие произведений народного прикладного искусства, творчески обосновать методику интеллектуально-эстетического воспитания школьников средствами национальной культуры. При этом не следует забывать различия заложенных в дошкольный период художественно-практических навыков, обусловленных вариантами региональных видов народных художественных промыслов, национальными традициями воспитания и обучения подрастающего поколения.

Потенциал использования возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства приобщения учащихся к национальной культуре основывается на многовековой традиции, прошел проверку практикой и временем, что, в свою очередь, помогло выявить наиболее удачные образцы декоративного и прикладного искусства, выработать своеобразные эталоны для дальнейшей художественной практики. Это позволяет избежать субъективизма в практической художественной деятельности, чтобы ввести ребенка в контекст национальной культуры человеческих отношений и эстетических оценок.

Умелое использование декоративно-прикладного искусства как средства приобщения учащихся школ к национальной культуре позволит не только сформировать у них национальное мировоззрение, научит видеть мир глазами своего народа, но и воспитает интерес к общечеловеческим ценностям.

Проведенный учеными России и Республики Дагестан историко - теоретический анализ, а также обобщение результатов исследований показали, что, несмотря на значительное количество научных трудов в области использования декоративно-прикладного искусства в школьном воспитательном процессе, до последнего времени нет ни одной фундаментальной работы, посвященный специальному изучению проблемы декоративно-прикладного искусства Дагестана как средства приобщения учащихся школ к национальной культуре. При этом включение в содержание школьного образования народного декоративно-прикладного искусства в качестве одного из ведущих компонентов предмета "Изобразительное искусство" будет служить гарантией успешного решения данной проблемы на современном этапе развития школы.

Учитывая важность реализации дидактических и воспитательных возможностей декоративно-прикладного искусства в школьном образовании и недостаточную разработанность системы средств приобщения учащихся школ Республики Дагестан к национальной культуре, мы сформулировали проблему исследования следующим образом.

Необходимость разработки оптимального содержания системы и методики приобщения учащихся к народной художественной культуре в школах Дагестана. Научно обосновать содержание и структуру урока, экспериментально проверить формы и методы приобщения учащихся общеобразовательных школ средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства к художественной национальной культуре Дагестана.

Решение этой проблемы и определяет цель исследования. Объект исследования. Изобразительная и декоративная деятельность школьников, условия и возможности ее как средства приобщения учащихся общеобразовательных школ к национальной культуре.

Предмет исследования. Условия, средства, формы и методы, с помощью которых декоративно-прикладное искусство может быть использовано приобщения школьников к национальной культуре.

Гипотеза исследования. Приобщение учащихся к национальной художественной культуре средствами изобразительного и декоративно - прикладного искусства возможно, если - изучить опыт наследия традиционной национальной художественной культуры, исходя из основных закономерностей народного декоративно- прикладного искусства Дагестана как вида художественного творчества; включить в содержание и творческий процесс обучения и воспитания такие виды народного декоративно-прикладного искусства, как художественная обработка металла, дерева, глины, насечка по дереву металлом, используя их как эффективное средство приобщения учащихся к национальной культуре; разработать условия и методы приобщения учащихся к традициям нацио- нальной культуры, основанным на гармоничном сочетании общепедагогических требований с национально-художественными традициями народов Дагестана; - разработать в общеобразовательных школах республики целенаправленную систему обучения и воспитания средствами изобразительного и декоративно - прикладного искусства, способствующую эффективному приобщению учащихся к национальной художественной культуре.

Для достижения намеченной цели и проверки рабочей гипотезы исследования необходимо было решить следующие задачи:

1. Изучить специальную литературу по проблеме исследования, обобщить передовой опыт приобщения учащихся к изобразительному и декоративно- прикладному искусству Дагестана.

2. Раскрыть методологическое, психолого-педагогическое обоснование преподавания изобразительного и декоративно - прикладного искусства в об щеобразовательных школах, выявить основы формирования интереса учащихся к декоративно-прикладному искусству и национальной культуре Дагестана.

Разработать формы и методы приобщения к народному и декоративно-прикладному искусству Дагестана в процессе художественно-эстетического воспитания и образования учащихся.

Разработать содержание занятий и методические рекомендации по использованию декоративно-прикладного искусства Дагестана как средства приобщения учащихся школ к национальной культуре.

Разработать и экспериментально проверить систему педагогических воздействий, способствующих усвоению учащимися декоративно-прикладного искусства Дагестана, а также определить наиболее эффективные приемы, средства и формы их приобщения к национальной культуре.

Опираясь на результаты исследования, разработать и внедрить учебно-методический комплекс наглядных пособий для проведения занятий по декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах Дагестана.

Решение поставленных задач осуществлялось с использованием следую-щих методов исследования: анализ теоретической, психолого-педагогической и искусствоведческой литературы, а также соответствующих научных исследований в области изобразительного и декоративно-прикладного искусства; изучение и обобщение передового педагогического опыта использования образцов народного декоративно-прикладного искусства Дагестана в учебно-воспитательном процессе общеобразовательных и специализированных школ, расположенных в центрах традиционно развитых художественных промыслов; опытно-исследовательская работа, анкетирование, беседы с учащимися, учителями, студентами, работниками народного образования, практическая ап робация методических рекомендаций и наглядных учебно-методических посо бий; экспериментальное преподавание с целью проверки выдвинутой гипотезы по определению роли и значения декоративно-прикладного искусства Дагестана как средства приобщения учащихся школ к национальной культуре; изучение процесса создания художественных произведений различных народных традиционных промыслов непосредственно на практике: педагогиче- ^ ский эксперимент, состоящий из констатирующего, поискового и формирукице- го этапов; самоанализ результатов художественно-творческой деятельности учащих ся.

Научная новизна исследования заключается в том, что: впервые разработаны и определены оптимальные пути использования де коративно-прикладного искусства Дагестана как средства приобщения учащих ся к национальной культуре; "Щ определены место и роль народного декоративно-прикладного искусства в качестве одного из основополагающих компонентов эстетического воспитания и художественного образования, необходимые условия приобщения уча- щихся школ к национальной, духовной культуре, развития личности школьника в целом; создана серия учебно-методических наглядных пособий, активизирующих целенаправленное педагогическое воздействие с целью эффективного приобщения учащихся к национальной культуре.

Доказано, что внедрение разработанной системы приобщения учащихся к национальной культуре способствует совершенствованию художественного образования и повышению уровня эстетического воспитания учащихся, активно формирует их творческий опыт, обеспечивает выработку эстетических критериев.

В исследовании доказано, что обучение и воспитание средствами народного искусства является важным фактором социальной политики, так как приобщение к национальному наследию народа находится в прямой связи с увеличением духовного потенциала общества, углублением исторической преемственности и способствует развитию культуры в целом.

Практическая значимость исследования состоит в: -разработке принципиально новой экспериментальной программы по обучению и воспитанию средствами народного искусства, в которой декоративно-прикладное искусство Дагестана выступает как средство приобщения учащихся к национальной культуре; -определении путей совершенствования учебно-воспитательной работы на занятиях по декоративно-прикладному искусству в общеобразовательных школах Республики Дагестан; -возможности использования материалов исследования в соответствии с программами и методическими пособиями, принятыми в других регионах России с развитыми художественными промыслами.

Достоверность исследования и научная обоснованность обусловлены опорой на результаты современных исследований по философии, психологии, педагогике, методике преподавания изобразительного и декоративно-прикладного искусства и длительными экспериментами. Основные положения

11 и выводы опытно-исследовательской работы нашли отражение в созданных программах обучения и воспитания учащихся средствами народного искусства Дагестана, наглядных пособиях "Орнаменты народов Дагестана" и методических рекомендациях к ним.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные выводы и результаты исследования неоднократно обсуждались на научно-методических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета. Автор выступал с научно-методическими докладами по проблемам использования декоративно-прикладного искусства Дагестана как средства приобщения учащихся щкол к национальной культуре в г. Махачкале - 1996г., г. Москве -1998 г., г. Санкт-Петербурге - 1999 г., на кафедре методики преподавания изобразительного искусства, черчения и декоративного искусства художественно-графического факультета Даггоспедуниверситета.

Учебное пособие "Иллюстрированные планы и разработки уроков по изобразительному искусству для учащихся I-VI классов", методические рекомендации к ним нашли широкое применение и внедрение в обучении и воспитании, учащихся средствами декоративно-прикладного искусства в общеобразовательных школах республики.

Объем и структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, приложения и списка использованной литературы. Общий обьем диссертации составляет 142 страниц основного машинописного текста. Приложения: №1. Серия графических таблиц (29) «Орнаменты народов Дагестана»; №2. Таблицы параметров уровней и критериев оценки работы учащихся 1-4-х экспериментальных (4 таблицы) и контрольных (4 таблицы) классов; №3. Работы учащихся, выполненных в ходе констатирующего (5 рисунков) и обучающего (5 рисунков) экспериментов; №4. Иллюстрированные планы по изобразительному и декоративному искусству для 1-6 классов (24 листа).

Методологическое и психолого - педагогическое обоснование преподавания изобразительного и декоративного искусства

Изобразительное искусство, подобно любому иному виду художественного творчества, отражает мировоззрение определенного социума, в известном смысле выступает как проявление классовых мировоззренческих идеалов. Искусство вообще - выражение эстетических и через их посредство политических идеалов общественной формации, многовековых общекультурных и художественных традиций в их гармонической совокупности, воплощение духовного богатства нации, народа, этнической группы. Поэтому особую важность приобретает постулат, согласно которому глубоко и правильно воспринимать и оценивать произведения искусства, уметь отличить подлинно ценное от подделки должен быть способен каждый член общества. Важная роль в решении этой непростой (учитывая значительное отрицательное влияние так называемой "поп-культуры") задачи принадлежит школе, дисциплинам эстетического цикла, целью которых и является дать учащимся необходимые знания в этой области, практические художественные навыки, выработать определенный художественный вкус, приобщить их к достижениям и идеалам национальной культуры.

Именно школа занимает основное место в общем комплексе факторов повседневного, спонтанного и целенаправленного эстетического воспитания детей и подростков. Именно здесь складывается начальный базис знаний, умений и оценочных критериев, который станет основой формирования полноценной, всесторонне развитой личности. С учетом высоких требований современной действительности к средней общеобразовательной школе достаточно логичным представляется вывод о необходимости глубокого диалектического переосмысления учебного процесса, усовершенствовании его с оптимальным использованием особенностей и традиций региона и народа, приобщении учащихся к национальной культуре. Основной целью обновления форм и методов обучения и его содержания должно стать максимальное развитие творческих способностей каждого учащегося, приобщение к различным жанрам национального искусства и, в конечном итоге, к национальной культуре в широком смысле этого слова. Применительно к циклу эстетических и художественных дисциплин данный путь предполагает гармоническое сочетание логического и эмоционального начал, что единственно и может создать необходимый потенциал для дальнейшей творческой деятельности и повседневного полноценного эстетического восприятия действительности. Следует учитывать, что творческие способности каждого учащегося базируются не только на его индивидуальных задатках и способностях, но и на традиционно, исторически сложившемся эстетическом фоне той общественной среды, в которой он воспитывается. Это находит свое воплощение в эстетической и художественной преемственности, выработке четких эстетических оценок, восприятия и представления, в формировании знаний, умений и навыков с обязательным знакомством и анализом произведений народного изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Именно с этой точки зрения необходимо рассматривать взаимосвязь и взаимовлияние получаемых учащимся знаний, умений, навыков в диалектическом единстве неизбежных противоречий традиционного школьного обучения, традиционного национального эстетического воспитания и художественного образования средствами изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Методологическая специфика нашего исследования состоит в стремлении наиболее плодотворно применить на практике преподавания особенности местных художественных традиций и накопленный в процессе исторического развития опыт народной педагогики и обучения. Этому идеально соответствует использование богатейших потенциальных возможностей народного декоративно-прикладного искусства как средства приобщения учащихся к национальной художественной культуре и эстетическим традициям. Крайне важно, на наш взгляд, тщательно, продуманно и гармонически сочетать национальные и региональные художественные традиции с общепедагогическими требованиями, предъявляемыми к преподаванию изобразительного и декоративно-прикладного искусства в средней общеобразовательной школе

Основные виды народного декоративно - прикладного искусства в художественном образовании и эстетическом воспитании учащихся

В современном мире в условиях подъема национального самосознания народов растет интерес широких слоев общества и народной культуре и народному искусству, культурному национальному наследию. Наиболее яркое воплощение самобытные традиционные формы национальной культуры находят в произведениях декоративно-прикладного искусства, поэтому так значимо обращение к истории этого искусства, творчеству мастеров художественных народных промыслов.

Это тем более важно для такого своеобразного историко - культурного региона, как Дагестан, где географические, исторические, этнолингвистические и другие особенности наложили особый отпечаток на народное искусство, сделали Дагестан заповедником художественных народных промыслов.

Декоративно-прикладное искусство Дагестана, возникнув в глубине веков, прошло долгий путь развития. С течением времени оно обогащалось новыми формами изделий, изобразительными сюжетами и орнаментальными мотивами, а также новыми декоративно-техническими приёмами. В настоящее время оно продолжает развивать лучшие художественные национальные традиции, выработанные поколениями мастеров прошлых лет. Декоративно-прикладное искусство занимает особое место среди всех видов народного творчества, так как социальная природа его находит воплощение в наиболее материализованной форме и конкретные бытовые предметы отражают материальную и художественную культуру эпохи, свидетельствуя о вкусах, обычаях, укладе жизни. Особое положение декоративно-прикладного искусства определяется и тем, что оно одновременно принадлежит экономике и искусству, а это в свою очередь влияет на судьбу, традиции данного вида народного творчества.

Во второй половине XIX в. предметом научного изучения стало декоратив зо но-прикладное искусство Дагестана. До Октябрьской революции 1917 г. это изучение сводилось в основном к описанию разнообразных памятников. В работах академиков Б.А.Дорна и Д.Н.Анучина дано общее описание памятников резьбы по камню и бытовой утвари горцев. Металлообработка, гончарное производство, ковроделие, резьба и насечка металлом по дереву нашли отражение в описании кустарных промыслов Х1Х-начала XX вв., предпринятых О.В.Маргграфом, А.С.Пираловым, Е.И.Козубским.

Новый этап изучения памятников искусства Дагестана начался с 20-х годов XX века, когда были организованы комплексные научные экспедиции с целью изучения истории, искусства и художественной культуры региона. Участники этих экспедиций Н.Б.Бакланов, А.С.Башкиров, А.А.Миллер, Н.Ф.Яковлев в своих трудах попытались дать художественно-стилистический анализ памятников средневекового искусства Кубачи и Калакорейш.

Так, в работе ААМиллера "Древние формы в материальной культуре современного наследия Дагестана" (1927) выделены девять типов различных из-: делий из дерева и детально освещены принципы размещения декоративного убранства и техники резьбы. В книге А.С.Башкирова "Искусство Дагестана. Резные камни" (1931) систематизированы и детально описаны резные камни г. Дербента, селений Кубачи, Калакорейщ, Ругуджа, Чох и других, а также хранящиеся в Эрмитаже и Дагестанском краеведческом музее. Вместе с тем исследование А.С.Башкирова не свободно от ряда недостатков, отмеченных К.В.Тревером.

Е.М.Шиллинг в вышедшей в 1936 г. работе "Ковроткачество Дагестана" описывает один из самых широко распространенных видов художественного промысла.

Изучение декоративно- прикладного искусства как средство приобщения учащихся к основам народных художественных промыслов

В настоящее время наблюдается активный процесс духовного развития и обновления общества, роста национального и культурного самосознания. Эти позитивные процессы, естественно, оказывают значительное влияние на педагогический процесс в средней общеобразовательной школе, особенно школе национальных регионов. В полной мере указанные реалии распространяются на школу такой своеобразной как в этническом, так и в историко-культурном отношении республики, как Дагестан. Именно здесь весьма плодотворным компонентом процесса обучения школьников предметам эстетического цикла является методически продуманное приобщение их к основам и практическим приемам народного декоративно-прикладного искусства, нашедшим воплощение в многочисленных художественных промыслах.

В этом находит отражение историческая преемственность: ведь в формировании личности, духовного облика ребенка в Дагестане исстари весьма значительную роль играли окружающая художественная среда, широко и глубоко развитое народное искусство. С самого раннего периода жизни ребенок постоянно сталкивается о его проявлениями и конкретными образцами. Это колыбельная песня, народная сказка, художественно выполненные и орнаментально оформленные игрушки; даже самые обиходные предметы быта - мебель, посуда, одежда - носят отпечаток веками выверенного вкуса. Это сказывается в подборе материала, фактуры, цвета, удивительно точном орнаментальном решении. Таким образом, эстетическое воспитание дагестанского ребенка начинается еще в начальный дошкольный период и протекает весьма органично, ненавязчиво и, что особенно важно, постоянно, непрерывно.

Необходимо отметить и важнейшую особенность народного художественно-эстетического воспитания - синтетичность. Действительно, это словесное творчество - легенды, сказки, иные виды фольклора, и творчество музыкальное - народные песни и танцевальная музыка, и, конечно, в первую очередь, прикладное и декоративно-художественное искусство, образцы и образы которого окружают ребенка. Синтетический характер народного художественного творчества и воспитания сказывался в обычных бытовых проявлениях: старый мастер-гончар лепил посуду и рассказывал окружившим его детям и подросткам народные сказки, легенды, поучительные истории; взрослые женщины и девочки ткали ковры, занимались вышивкой, лепили из глины игрушки, сопровождая это пением. Важным фактором народного художественно-эстетического воспитания был народный обычай дарить друг другу на праздник самодельные художественно оформленные изделия, дополняя этот дружественный жест стихотворным пожеланием. Все это создавало совершенно своеобразную, насыщенную художественную среду, эстетическую атмосферу, активно приобщающую ребенка к традиционно, исторически сложившимся народным, нравственным и художественным идеалам, стимулирующую, подталкивающую его к самостоятельному творчеству.

Похожие диссертации на Декоративно-прикладное искусство как средство приобщения учащихся к национальной художественной культуре Дагестана