Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников Ходунова Любовь Николаевна

Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников
<
Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Ходунова Любовь Николаевна. Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Оренбург, 2001 164 c. РГБ ОД, 61:01-13/1815-0

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические предпосылки реализации дополнительного образования школьников как фактора формирования духовных потребностей 10

1.1. Дополнительное образование как социально-педагогическое явление 10

1.2. Развитие теории духовных потребностей человека 30

1.3. Анализ деятельности учреждений дополнительного образования по формированию духовных потребностей школьников 47

Выводы 64

Глава 2. Условия реализации дополнительного образования как фактора формирования духовных потребностей школьников 66

2.1. Совершенствование содержания деятельности учреждений дополнительного образования в целях активизации духовных потребностей школьников 66

2.2. Оптимизация управления образовательным процессом по формированию духовных потребностей школьников 83

2.3. Реализация кадрового обеспечения процесса дополнительного образования как фактора формирования духовных потребностей школьников ] 05

Выводы 124

Заключение 127

Библиографический список 131

Приложение 144

Введение к работе

Актуальность исследования. В современном мире успешность формирования «человечного человека» во многом определяется преодолением совершенно очевидной дисгармонии между интеллектуальным и духовно-нравственным развитием человека. Возникает важная задача образования: обеспечение развитых духовных потребностей, так как это движущая сила целенаправленной деятельности личности на основе переживания высшего смысла предназначения своей жизни.

Немаловажная роль в реализации задач обозначенной педагогической проблематики принадлежит учреждениям дополнительного образования (УДО), специфика деятельности которых позволяет успешно содействовать формированию духовных потребностей школьников в образовательном процессе, направленном на поиск решений как отдельных (конкретных), так и извечных общечеловеческих проблем.

Дополнительное образование - это особое образовательное пространство, осваиваемое в свободное внеучебное время школьником с учетом его интересов и потребностей. Решая задачи социализации, индивидуализации личности, содержание УДО, выстроенное на сочетании познания, творчества и досуга в детских объединениях по интересам, обогащает духовные потребности, обеспечивая не формально заданное взрослыми, но самостоятельное, одухотворяющее жизнетворчество.

К настоящему времени в науке имеется определенный объем теоретических и практических исследований, необходимых для постановки и решения исследуемой проблемы.

Значимыми для нашего исследования являются работы, раскрывающие ценность деятельности УДО как фактора развития потенциала воспитанников школьного возраста (Л. Н. Балясная, А. К. Бруднов, В. А. Горский, О. И. Грекова, А. Я. Журкина, М. Б. Коваль, Г. Н. Попова, С. В. Сальцева, А. Б. Фомина, А. И. Щетинская и др.). Следует отметить, что проблема дополнительного образо- вания является достаточно новой для педагогической науки. Исследованиям в этой области посвящены диссертационные исследования Л. Н. Буйловой, Р. X. Калимуллина, М. Р. Катуновой, С. Б. Попцова, Ю. В. Самойловой, Н. И. Фуни-ковой.

Обогащение духовных потребностей личности, раскрепощение духовных сил человека в процессе воспитания и активного участия в переустройстве жизни исследовали в начале века философы и педагоги Н. А. Бердяев, Н. Ф. Каптерев, П. А. Флоренский, К. Д. Ушинский и др. Современные авторы исследуют сущность и закономерности развития духовной сферы общества и ее влияния на формирование духовного мира личности с позиции светского толкования (И. В, Бужина, Т. Г. Исакова, М. М. Мукамбаева, Л. Н. Паукова, Л. С. Романова). Тема создания духовной общности учителя и ученика занимает центральное место в работах Ш. А. Амонашвили, И. П. Иванова, В. А. Караковско-го, В. А. Сухомлинского, В. Г. Рындак и др.

В свете социально-педагогического подхода формирование духовных потребностей рассматривается как результат творческой и социальной активности человека (В. И. Андреев, В. Т. Бочарова, Л. П. Буева, М. А. Галагузова, М, С. Каган и др.); как часть его ценностных ориентации (С. Ф. Анисимов, А. Г. Здравомыслов, А. В. Кирьякова, А. М. Коршунов и др.); как движущая сила духовного развития личности (Ш. Ш, Хайрулин, В. А. Черкасов).

К настоящему времени сущность и содержание понятия «духовные потребности школьников» исследованы в трудах Е. Ю. Анохиной, Ю. В. Самойловой, П. В. Симонова, Л. М. Федорова, Ю. В. Шарова и др.

Теоретический анализ позволяет утверждать, что формирование духовных потребностей школьников в У ДО обусловлено противоречиями: - между необходимостью в знаниях о процессе формирования духовных потребностей школьников на различных этапах жизненного развития и недостатком теоретических и практических разработок о сущности этого процесса; между имеющимися в УДО резервами по формированию духовных потребностей школьников и недооиенкой значимости адекватного этой задаче управления образовательным процессом; между потенциальными возможностями УДО в формировании духовных потребностей школьников и недостаточной обоснованностью эффективных педагогических условий осуществления данного процесса.

Современное состояние проблемы, ее актуальность, теоретическая и практическая значимость обусловили выбор темы исследования: «Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников».

Цель исследования: обоснование организационно-педагогических условий эффективности процесса дополнительного образования как фактора формирования духовных потребностей школьников.

Объект исследования: процесс дополнительного образования школьников в УДО.

Предмет исследования: формирование духовных потребностей школьников в учреждении дополнительного образования.

Гипотеза исследования: дополнительное образование школьников обеспечивает формирование духовных потребностей эффективнее при наличии следующих организационно-педагогических условий: ~ если содержание деятельности учреждения дополнительного образования детей ориентировано на духовное обогащение знаний с учетом традиций и современности; если осуществляется оптимальное педагогическое управление образовательным процессом, интегрирующим познание, творчество и досуг; если акцентируется духовно развивающий подход в кадровом обеспечении процесса дополнительного образования.

Задачи исследования;

Раскрыть характеристики процессов дополнительного образования и формирования духовных потребностей школьников.

Обосновать содержание деятельности учреждений дополнительного образования в целях активизации духовных потребностей школьников.

Охарактеризовать особенности реализации кадрового обеспечения и разработать научно-методические рекомендации оптимизации управления образовательным процессом по формированию духовных потребностей школьников.

Методологической основой исследования послужили концептуальные положения теории развития личности в деятельности УДО (А. К. Бруднов, В. А. Горский, А, Я. Журкина, С. В. Сальцева, А. Б. Фомина, Н. И. Фуникова, А. И. Щетинская); отечественные и зарубежные философские, психолого-педагогические, культурологические теории духовного развития личности (Н. A. Бердяев, Б. П. Вышеславцев, В. В. Зеньковскии); исследования о сущности и структуре духовных потребностей личности (П. С. Ершов, Ю. П, Вяземский, П. B. Симонов, Ю. В. Самойлова, Ф. Ш. Терегулов, Ш, Ш. Хайрулин, В. А. Черка сов, Ю. В. Шаров).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений применялся комплекс взаимодополняющих методов исследования, адекватных его предмету: анализ философской и психолого-педагогической литературы; социологические методы (анкетирование, интервьюирование, беседа), наблюдение (прямое, косвенное, включенное); экспериментальные методы (констатирующий и формирующий этапы опытно-экспериментальной работы); изучение и обобщение педагогического опыта.

База исследования: муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр детского творчества» и школы № !, 10, 47 Орджоникидзевского района города Магнитогорска.

Этапы исследования: исследование проводилось в три этапа (с 1995 по 2001 годы).

На первом этапе (1995—1997 гг.) осуществлялись изучение, анализ и обобщение литературы по проблеме исследования, обосновывалась тема, опре-делялись объект, предмет, цель и задачи исследования, разрабатывалась гипотеза. Была составлена программа и определены методы проведения исследования. Выявлялись особенности деятельности учреждений дополнительного образования страны, региона и города по формированию духовных потребностей школьников, проводилось анкетирование педагогов дополнительного образования по проблематике исследования.

Второй этап (1997-1999 гг.) был связан с проведением констатирующей части опытно-экспериментальной работы, определением организационно-педагогических условий эффективности образовательного процесса по формированию духовных потребностей школьников, апробацией и коррекцией программно-содержательного обеспечения формирующего эксперимента.

На третьем этапе (1999-2001 гг.) осуществлялся формирующий этап опытно-экспериментальной работы, анализировались и обобщались результаты исследования, оформлялись выводы и педагогические рекомендации, проверялась достоверность полученных выводов путем внедрения в практику работы педагогов дополнительного образования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоит в том, что раскрыты основные характеристики ведущих понятий исследования «дополнительное образование», «духовные потребности»; уточнены особенности совершенствования содержания деятельности учреждений дополнительного образования по формированию духовных потребностей школьников; обоснованы организационно-педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовных потребностей школьников в деятельности учреждения дополнительного образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты использованы в практике учреждений дополнительного образования города; его выводы послужили основой для практических рекомендаций по со- вершенствованию содержания деятельности У ДО по формированию духовных потребностей школьников, внедрены в системе повышения квалификации педагогов дополнительного образования.

На защиту выносятся следующие положения:

Дополнительное образование является важнейшим фактором формирования духовных потребностей школьников, так как способствует обнаружению и удовлетворению социально- и личностно-значимых потребностей в избранной сфере деятельности, интегрирующей познание, творчество, досуг, обеспечивая духовное отношение и самопознание, стимулируя активность человека по осознанию жизненных смыслов.

Организационно-педагогическими условиями формирования духовных потребностей школьников являются: совершенствование деятельности учреждения дополнительного образования, ориентированного на духовное обогащение знаний школьников с учетом традиций и современности; оптимизация управления образовательным процессом по формированию духовных потребностей школьников; реализация кадрового обеспечения процесса дополнительного образования на основе духовно-развивающего подхода.

Апробация и внедрение результатов в практику: разработанные в ходе диссертационного исследования методические рекомендации внедрены в практику работы многих учреждений дополнительного образования Магнитогорска; результаты исследования докладывались автором на региональной конференции «Инновационно-педагогическая деятельность и проблемы дополнительного образования» (Магнитогорск, 2000 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Мир детям через культуру и искусство» (Магнитогорск, 2000 г.); на Российской научно-практической конференции «Воспитательный потенциал системы дополнительного образования детей в современном социокультурном контексте» (Оренбург, 2000 г.); на Всероссийской научно-практической конференции «Тенденции развития и управление инновационными процессами в системе дополнительного образования» (Магнитогорск,

200Ї г.); на курсах повышения квалификации руководителей учреждений дополнительного образования (Москва, 2000 г.).

Результаты исследовательской деятельности обсуждались на научно-методических советах городских учреждений дополнительного образования, на заседаниях кафедры социальной педагогики (Оренбург, 2001 г.), выпущены статьи и методические рекомендации.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений,

Дополнительное образование как социально-педагогическое явление

Изменение социально-экономической ситуации в стране привело к духовной поляризации поколений, что требует проведения радикальных мер, прежде всего, в образовательной сфере.

Исследуя дополнительное образование как социально-педагогическое явление, сущностным образом влияющее на формирование духовных потребностей школьников, мы опирались на совокупность исследований, раскрывающих сущность, содержание и специфику образовательного процесса в УДО (А. К, Бруднов, В. А. Горский, А. Я. Журкина, С. В. Сальцева, А. И. Щетинская, А. Б. Фомина).

Образование в рамках УДО правомерно рассматривается учеными как взаимосвязь двух процессов (обучение и воспитание), активизирующих личность на деятельность по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

В целом дополнительное образование рассматривается как особо организованный процесс, который изначально ориентирован на свободу выбора школьником совместно с педагогом образовательной области профиля программ, времени их освоения, разнообразия видов деятельности и создание благоприятных условий для реализации имеющегося природного потенциала школьника в соответствии с его духовными потребностями.

При определении сущности и особенностей дополнительного образования как фактора формирования духовных потребностей школьников необходимо было изучение процессов воспитания и образования в целом.

Образование - центральная категория, отражающая развитие личности. Л. Клингберг определял образование «как процесс и как все более ощутимый результат развития и освоения человеческих сущностных сил» (58). Человеческие сущностные силы проявляются в творческой способности к активному преобразованию природы в процессе труда, в его познавательной деятельности, в активном воздействии на природу и общественные процессы (во всех сферах культуры: материальной, духовной, соционормативной). Процессы, обозначаемые понятием «социальное формирование личности», «воспитание», «образование», имеют одну основу - овладение человеком культурой, но отличаются в принципе отдельными формами проявления и способами реализации. Образованность должна включать момент воспитанности. А в процессе воспитания осуществляется и образование человека. То есть образование (особенно на уровне реальной практики) правомерно рассматривать как взаимосвязь двух процессов - обучения и воспитания.

Дополнительное образование как взаимосвязь обучения и воспитания условно ориентирует педагогов на реализацию двух групп деятельностей: «необходимых» для формирования и развития личностных (родовых) качеств человека — целеполагающая деятельность, универсальный труд, физическое развитие, общественная деятельность - и «свободных» видов деятельности, таких как физическая и психическая, эмоционально-нравственная «подпитка» человека (деятельности в «питательной среде» - Г. И. Легенький) - клубная, бытовая. Это деление деятельностей условно, так как труд, лежащий в их основе, может быть и творческим («питательным»), и обязательным, требующим расхода сил, времени, духовной энергии на далеко не творческие результаты. Духовная составляющая может быть присуща и первой группе деятельностей, если они реализуются как творчество в учении, творчество в материальном производстве, творчество в самоуправлении и в физическом развитии личности (83).

«Воспитание особая сфера социально-педагогической деятельности. Это категория вечная (как человеческое бытие), социальная, (так как присуща людям, обществу), историческая, (т. е. воспитание изменчиво, динамично, адекватно периоду развития общества). С этих позиций, по мнению С. В. Сальце-вой, необходимо рассматривать воспитательный потенциал УДОД, отражающий реалии современной социокультурной среды (112, с. 3). Под воспитанием в условиях УДОД следует понимать целенаправленный и сознательно осуществляемый педагогический процесс организации и стимулирования активной деятельности формируемой личности по овладению общественным опытом: знаниями, практическими умениями и навыками, способами творческой деятельности, социальными и духовными отношениями.

Сегодня в педагогической науке и практике существуют следующие концепции воспитания: воспитание учащейся молодежи в современном обществе под редакцией 3. А. Мальковой, Л. И. Новиковой; региональное воспитание; воспитание жизнеспособных поколений; социальное воспитание; культурно-гуманистическое воспитание; воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности; синергетические подходы к воспитанию (81).

На основе анализа названных концепций создана современная авторская концепция воспитания под редакцией Б. Н. Боденко и И. А. Зимней, которые рассмотрели воспитание как процесс формирования отношения человека к миру.

Наличие множества подходов свидетельствует, что в науке происходит систематический пересмотр парадигмы процесса воспитания. Если прежде воспитание использовалось с целью подготовки человека к жизни, то сегодня оно рассматривается в сопряжении с «жизневедением и человекознанием». Воспитание должно объять всего человека, каким его сотворила природа со всеми его слабостями и во всем его величии (81).

Развитие теории духовных потребностей человека

В философии, эстетике, педагогике, художественной и методической литературе понятие «духовность» имеет множество определений: «человеческое в человеке» (Н. А. Бердяев, С. М. Даниэль); стремление к исторической правде, добру, красоте, справедливости (М. Данилевский, Ф. Достоевский, А. Лосев, Ю. Вяземский, П. Симонов и др.); наличие у человека смысложизненных ценностей и идеалов (Э. Алексеев, Ю. Бугев, В. Василенко, Н. Гончаров и др.); способность к творчеству и самопознанию и потребность в творческом труде (А. К. Толстой, Л. Н. Толстой, И. Гончаров, Ю. Давыдов и др.); характеристика личности, отличающейся неповторимостью, самобытностью, неординарностью мышления (Б. Блудов, Г. Ермакова, Л. Закс, Б. Мейлах, С. Токарев, А. Глядов) (111,с. 11).

Понятие «духовность» как производное от понятия «дух» принадлежит к числу древнейших философских категорий, характеризующих человека (138, с. 7).

В истории «человеческого духа» Г. Э. Бурбулис и В, Е. Кемеров выделяют три важнейшие в этом отношении эпохи: античность, Новое время, XIX в. (15).

Человеческое существо, по Аристотелю, это, с одной стороны, нечто «единое и неделимое», с другой, - «политическое животное», предназначенное к «сожитию» с себе подобными. Человек в отличие от животного, обладает развитым интеллектом, даром речи, способностью различать добро и зло.

В процессе высвобождения философии из многовекового теологического плена и становления рационалистического миропонимания в Новое время происходит смена терминологических одежд: уже Декарт, Лейбниц, Спиноза предпочитают говорить не о «духе», а о «сознании» или «мышлении» (49).

Родоначальник классической немецкой философии Кант рассматривал человека как часть природы, как существо, наделенное материальными и духовными качествами и потребностями.

Проблема человека находилась в центре внимания и крупнейшего представителя классической немецкой философии Гегеля. В его представлении нормы и принципы возникают не на основе практической деятельности людей, они выступают как момент развития духа, его потребностей (23).

В советской общественной мысли, до недавнего времени, понятие «духовное» сводилось к умственной деятельности, как нечто противоположное телесному, материальному, выдвигаемому на первый план, что обусловливало абстрактность и нечеткость понятия духовности.

В современных исследованиях все многообразие точек зрения на проблему «духовности» условно можно разделить на два направления - религиозное и нерелигиозное.

Первое из направлений предлагает рассмотрение понятия «духовность» как проявление духа в человеке.

Второе направление связано с рассмотрением понятия с позиций того, что для человека существуют и важные вопросы самого общего плана: что есть мир, что есть человек, что он должен делать в жизни, то есть вопросы и цели высшего порядка (о смысле бытия). Духовно развитый человек пытается разрешить эти вопросы и строить жизнь согласно своему пониманию мира.

По мнению Г. Э. Бурбулиса и В. Е. Кемерова, при этом требуется особая концентрация интеллектуальных сил человека, вырабатываемая в процессе социального бытия (15).

М. С. Каган подчеркивает, что духовность включает в себя не только духовный продукт, но и порождает его процесс. В результате активности человеческой психики и ее социокультурной детерминации и содержательности, основываясь на выявленной четырехсторонней структуре человеческой деятельности, он выделяет основные аспекты проявления духовности: в процессе познания реальности, ее преобразования, ценностного осмысления и общения людей в их совместных действиях (49).

В процессе познания реальности решающим условием для превращения интеллектуального багажа в духовный является двунаправленность человеческого мышления - не только вовне, на окружающий мир, но и вовнутрь, на самого себя (но и этого мало, необходимо превращение самоосознания в самосознание, а это возможно, лишь объединяя познание с ценностным осмыслением того, что познается). Важное место ученые отводят идеалу - духовному продукту как «форме духовности». Идеал - это результат целеполагания действий, направленных как вовне, так и внутрь человека в виде самопроектирования, идеального самосознания, потребности самосовершенствования (37)

Совершенствование содержания деятельности учреждений дополнительного образования в целях активизации духовных потребностей школьников

Выявленные в ходе анализа теории и практики УДОД педагогические условия развития духовных потребностей школьников мы подвергли апробации в ходе опытно-экспериментальной работы в среде естественного протекания образовательного процесса УДОД.

Приступая к опытно-экспериментальной работе по активизации духовных потребностей школьников главной целью перестройки деятельности муниципального учреждения дополнительного образования для детей Центра детского творчества Орджоникидзевского района (ОЦДТ), как базы исследования, мы видели выявление и апробацию социально-педагогического потенциала УДОД по духовному развитию личности современного школьника.

Совершенствование содержания деятельности УДОД началось с анализа существующего состояния деятельности. Было констатировано, что Центр детского творчества как муниципальное учреждение дополнительного образования работает достаточно стабильно. В результате законодательного закрепления идеи дополнительного образования (закон РФ «Об образовании, 1992 г.) Дом пионеров и школьников Левобережного района (год открытия 8.09.1975 г.) был переименован в Орджоникидзевский Центр детского творчества по решению Орджоникидзевского райисполкома от 20.09.1992 г.

На сегодняшний день в структуре Центра: психолого-методическая служба, Центр народного творчества, Дом физкультурника, 3 детских клуба (им. А. Матросова, подростковый центр «Вега», «Родник»), лыжная база, теплица.

Основными направлениями работы являются: эстетическое воспитание, эколого-биологическое. туристско-краеведческое, спортивно-оздоровительное,

Центр сотрудничает с 12 школами района: № 2, 42, 11, 43, 16, 29, 67, 54, 59, 64, 10, 36 - организация работы кружков по заказу школьников и родителей; № 38, 62, 7 - совместные образовательные комплексные программы «Развитие» для детей начальной школы; № 47 — совместные интегрированные программы «Школа фольклорного искусства», «Уроки здоровья»; № I - трехступенчатая программа «Счастливые минутки», оздоровительная программа «Спарта-1, II»; №31, 62, 64, 20, 67, 47, 7— интегрированные программы допрофессионапьной подготовки старшеклассников «Дизайн, моделирование одежды», «Деловой партнер», «Твой стиль», «Юный джентльмен»; № 47, 1, 38, 64, 67 - «Педагогическая мастерская»; № 32 - «Школа выживания».

ОІДДТ осуществляет взаимодействие с Центром реабилитации детей (кружковая деятельность); левобережным приютом посредством организации досуговой деятельности, новогодних представлений, праздников, работы кружков; Детским домом № 2 («Развивающие уроки», клуб «Общение»); ДОУ №39 (программа «Развитие» по учебным курсам «Ритмопластика», «ИЗО, ДПИ», «РТВ», «Основы коммуникации», «Риторика»); ТОСами района (организация мероприятий для населения микрорайонов); Советом ветеранов (организация мероприятий для пожилых людей); Женским советом; Центром милосердия.

Взаимодействие с администрацией района Центр детского творчества осуществляет посредством организации поля самореализации учащихся и подростков: соревнований района среди школ и детских клубов по футболу, хоккею, шахматам, настольному теннису; школ - по баскетболу, волейболу, легкой атлетике, бегу, лыжам; конкурсов «Лучший художник», «Юный вокалист», «Театральный коллектив», «Лучший педагог года»; адресного финансирования лучших теннисистов, шахматистов, боксеров, танцоров для поездок на разного уровня соревнования и конкурсы; совместной организации работы загородного оздоровительного лагеря «Спутник».

Связь с Магнитогорским государственным университетом способствует организации научно-исследовательской деятельности: подготовке, участию в научно-практических конференциях, выпуску статей, исследованиям по различным актуальным проблемам, разработке материалов по организации экспериментальной площадки «Проектирование педагогических условий деятельности учреждения дополнительного образования по социальному самоопределению и духовному развитию детей и молодежи».

Оптимизация управления образовательным процессом по формированию духовных потребностей школьников

Апробация педагогического условия в ходе опытно-экспериментальной работы базировалась на том, что для решения задач формирования духовных потребностей школьников оптимизация управления образовательным процессом имеет особое значение. Необходимость в управлении возникает сразу же, когда педагоги и школьники объединяются для совместной деятельности, Благодаря управлению их совместная деятельность по формированию духовных потребностей личности становится не стихийной, а организованной.

Слово «управлять» означает «править», «находить управу», «распоряжаться». Обыкновенно управление рассматривается как властная функция, в которой преобладают административные методы воздействия на людей.

В решении проблемы формирования духовных потребностей такой подход к управлению неприемлем. Специфика дополнительного образования сама по себе предполагает свободный выбор поведения и личностного роста (его уровня, темпа, диапазона и др.) воспитанника. Это предельно субъективизированный процесс. В этой связи управление осуществлялось нами как ситуация специально сконструированных процедур педагогического руководства (условий), повышающих эффективность развития духовных потребностей школьников.

Учитывая результаты теоретической главы о группах духовных потребностей, мы выделяли духовную потребность в познании, духовную потребность в общении, духовную потребность в действии. Следовательно, в рамках опытно-экспериментальной работы необходимо было апробировать управление как условие реализации основных духовных потребностей школьников в деятельности учреждения дополнительного образования.

При управлении образовательным процессом в ходе опытно-экспериментальной работы в учреждении дополнительного образования учитывались основные принципы обновления деятельности «Центра», на базе которого проводилась опытно-экспериментальная работа по развитию духовных потребностей школьников: - мобильность (осуществлялись быстрое реагирование на запросы общества и личности, разработка новых программ по развитию духовных потребностей, переструктурирование деятельности в целях обогащения опытом духовного становления человечества); - персонификация образовательного процесса (под духовные запросы школьников и родителей создавалось духовное пространство, индивидуальный образовательный маршрут как средство достижения в духовно обогащенной среде); - личностная ориентированность (образовательный процесс реализовы-вался по запросу и духовным потребностям школьников); - полиструктурность (для реализации духовных потребностей школьника создавались разноцелевые структуры, от временных объединений до долговременных программ, от кружков по интересам до многопрофильных творческих объединений); - системность целей (от единичных мероприятий до стратегических; каждое мероприятие имело триединую педагогическую цель (обучение, воспитание, развитие) как базис проявления и презентации, сформированных духовных потребностей школьников; - педагогизация, психологизация, валеологизация образовательного пространства потребовали изучения личности школьника и педагога как субъекта педагогического пространства и создания духовно развивающей среды, благоприятных межличностных отношений, условий для сохранения и развития психического, физического и духовного здоровья; - интеграция (сотрудничество с другими учреждениями образования, медицины, культуры, семьей с целью развития школьника и его духовной самореализации); - научное обеспечение образовательного процесса (выстраивались стратегия, тактика, цели, а также прогнозирование оптимальных средств достижения результатов в русле духовных потребностей педагогов и школьников).

В начале опытно-экспериментальной работы проявилась потребность в специальном научном исследовании самого Центра детского творчества и педагогического управления его деятельностью, реализующего систему взаимосвязанных компонентов и функций.

В качестве исходного теоретического положения приняли определение управления как организационно-педагогического механизма функционирования учреждения дополнительного образования и обеспечения оптимальных условий эффективности образовательного процесса.

В ходе опытно-экспериментальной работы педагогическое управление было организовано нами как многоуровневая система, учитывающая своеобразие целей и места учреждения дополнительного образования в духовном становлении школьника в социальной и государственной системах образования. Педагогическое управление было организовано как целенаправленное взаимодействие различных объектов и субъектов: педагогических и детских коллективов, руководителей и окружающей среды, привлеченных к формированию духовных потребностей школьников.

Объектом практического управления в нашем исследовании по формированию ДУХОВНЫХ потребностей школьников были структурные подразделения учреждения: Центр народного творчества. Дом физкультурника, досугово-подростковый центр «Вега», детские клубы «Родник», имени А. Матросова, лыжная база, теплица - биолого-экологический центр), объединения школьников и педагогов дополнительного образования. Средствами являлись методы регулирования и стимулирования, организационного (административного, экономического и правового) взаимодействия с учетом опыта работы страны, региона и города.

В ходе опытно-экспериментальной работы по формированию духовных потребностей школьников управленческий цикл был реализован нами как совокупность планирования, организации, руководства, контроля дополнительного образования.

Похожие диссертации на Дополнительное образование как фактор формирования духовных потребностей школьников