Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства Колпакова Августина Петровна

Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства
<
Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Колпакова Августина Петровна. Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Якутск, 2004. - 122 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические предпосылки духовно-нравственного воспитания младших школьников

1.1. Проблема духовно-нравственного воспитания в философском контексте 10

1.2. Психолого-педагогические особенности духовно- нравственного воспитания младших школьников 27

Выводы по первой главе 46

Глава П. Организационные и педагогические условия духовно -нравственного воспитания учащихся младших классов в сельском образовательном пространстве

2.1. Состояние и уровень духовно-нравственного воспитания младших школьников в сельском образовательном пространстве 48

2.2. Программа воспитательной работы как средство реализации идей целостного подхода в практике духовно-нравственного воспитания младших школьников 64

2.3. Результаты опытно-экспериментальной работы 83

Выводы по второй главе 96

Заключение 97

Литература 101

Приложение 112

Введение к работе

Актуальность исследования. Кризис, охвативший политическую, социально-экономическую и духовно-нравственную сферы жизни общества, обусловил появление негативных явлений в жизни как города, так и деревни. Стабилизировать и развивать образовательную, духовную и культурную жизнь села, воздействовать на изменение структуры социальных ценностей и потребностей учащихся, остановить и предупредить отчуждение детей от земли, родного дома, от близких, разрушение межпоколенных связей, а также усилить на рынке труда конкурентоспособность сельской молодежи, ориентацию учащихся на трудовую подготовку, на производительный труд в агропромышленном комплексе, повлиять на выбор сельхозяйственных профессий можно, если будут решены проблемы сельской школы.

Общество на горьком опыте убедилось, что без духовно-нравственной составляющей всей общественной жизни разрушается государство, останавливается экономика, гибнет культура, вырождается наука, становятся бесполезными самые глубокие научные знания, самые новейшие технологии. В настоящее время наблюдается глубочайшее противоречие между возрастанием значимости воспитания, потребностью в гуманной системе воспитательной работы, с одной стороны, и педагогической практикой воспитания, игнорированием самой проблемы воспитания-с другой.

Очевидно, потребность в совершенствовании и обновлении практики духовно-нравственного воспитания сельских школьников, в поиске новых подходов к воспитательной деятельности школы. Проблема духовно-нравственного совершенствования человека в философском контексте отражена в трудах Н.А. Бердяева, В.И. Вернадского, ПА. Кропоткина, B.C. Соловьева, П.А. Флоренского и др. Отдельные концептуальные основы исследуемой проблемы разработаны в исследованиях отечественных и

4 зарубежных педагогов, психологов по вопросам нравственного воспитания (Р. Берне, П.ГТ. Блонский, В.П. Вахтеров, Л.С. Выготский, А.С. Макаренко, А. Маслоу, К. Роджерс, В.А. Сухомлинский, В. Франкл и др.). Различные аспекты нравственного воспитания подрастающего поколения раскрыты в трудах Л.М. Архангельского, Е.В. Бондаревской, Н.И. Болдырева, Г.Н. Волкова, Б.З. Вульфова, В.А. Караковского, B.C. Леднева, Б.Т. Лихачева, И.С. Марьенко, Е.Н. Медынского, Л.И. Рувинского, А.И. Шемшуриной, М.И. Шиловой, Е.Н. Щурковой и др. Психологические аспекты данной проблемы исследуют работы Л.И. Божович, В.А. Зосимовского, А.Н. Леонтьева, Ж. Пиаже, А.М. Прихожан, Л.С. Рубинштейна и др.

В то же время анализ научно-теоретических исследований и практики свидетельствует о недостаточной изученности проблемы духовно -нравственного воспитания школьников в условиях современного сельского образовательного пространства. И в решении проблемы имеются противоречия:

между необходимостью возрождения села и недостаточной разработанностью теории и практики духовно — нравственного воспитания как одного из путей формирования личности современного труженика;

между необходимостью духовно — нравственного совершенствования личности школьника в условиях современного кризисного состояния села и недостаточным фрагментарным содержанием составляющей целостного нравственного воспитания в школе.

Как видно, система духовно-нравственного воспитания функционально неполна: в образовательной школе отсутствует базовый по отношению ко всей системе воспитания курс духовно - нравственной культуры; далеко не в полной мере используются особенности поликультурных традиций. Таким образом, противоречие между возрастанием значимости воспитания и недостаточной научной и практической разработанностью специально посвященных вопросам духовно - нравственного воспитания исследований,

5
а также актуальность рассматриваемой проблемы дали основание для
определения темы исследования «Духовно — нравственное воспитание
младших школьников в условиях сельского образовательного
w пространства». Выбор младшего школьного возраста определяется тем, что

именно в этот период жизни закладываются морально - культурные основы формирования личности, ее нравственной направленности. Объект исследования - процесс воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

Предмет исследования - педагогические условия и средства духовно -нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

Цель исследования состоит в обосновании педагогических путей и способов духовно - нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой духовно — нравственное воспитание младших школьников в условиях в условиях \/ сельского образовательного пространства может быть качественно улучшено, если:

- содержание духовно - нравственного воспитания младших школьников
# определено с позиции формирования развитой личности, гражданина и

патриота, интернационалиста, обладающего самостоятельностью и творческой индивидуальностью;

создана целостная система духовно - нравственного воспитания младших школьников с учетом особенностей культурных традиций сельского социума;

школьники вовлечены в общественно — значимую деятельность, формирующую потребность в духовно- нравственном поведении;

Для достижения цели и проверки гипотезы поставлены следующие задачи исследования:

  1. Изучить и систематизировать подходы к проблемам духовно -нравственного воспитания в философской, психолого-педагогической литературе.

  2. Определить сущность и специфику педагогических условий успешного духовно - нравственного воспитания младших школьников.

  3. Разработать базовый общеобразовательный курс духовно -нравственного воспитания для младших школьников.

  4. Опытно — экспериментальным путем проверить и выявить рациональные педагогические пути и способы духовно — нравственного воспитания младших школьников.

Методологической основой исследования духовно - нравственного воспитания являются фундаментальные положения, разработанные в трудах классиков философии и педагогики (Н.А. Бердяев, B.C. Библер, В.П. Вахтеров, В.В. Зеньковский, Н.И. Пирогов, B.C. Соловьев, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский) и современных ученых - педагогов и психологов (Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, И.С. Марьенко, Е.Н. Медынскиий) по проблемам воспитания духовно — нравственной культуры, образования; концептуальные положения в теории и практике развития личности (Л.И. Божович, А.А. Бодалев, Л.С. Выготский, Б.З. Вульфов, А.Н. Леонтьев, Л.С. Рубинштейн, А.И. Рувинский, Д.И. Фельдштейн); идеи об образовании как форме развития личности и общества; положения и самореализации (Л.Н. Куликова, А.Д. Солдатенков, М.И. Шилова, Н.Е. Щуркова).

Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической литературы; комплекс частных и общих методов эмпирического исследования, (наблюдение, беседы с учителями, родителями, учащимися, анкетирование, контент — анализ школьной документации, изучение и анализ творческих работ учащихся, метод экспертной оценки); педагогический эксперимент с целью получения наиболее полного знания об исследуемом объекте.

7 База исследования. Основной базой опытно - экспериментальной работы явились Мальжегарская начальная школа - детский сад, 1-я Нерюктяйская школа - усадьба, 2-я Нерюктяйская, Кыллахская средние школы Олекмннского улуса (района) Республики Саха (Якупія). Исследования осуществлялось поэтапно, с 1997 по 2004 гг.

Первый этап (1997 - 2000 гг.) - поисковый; в процессе анализа философской и психолого - педагогической литературы были определены методология и методика, понятийный аппарат и программа исследования. Проводился анализ состояния проблемы духовно - нравственного воспитания младших школьников в современных условиях сельской школы.

Второй этап (2000-2003 гг.) - опытно - экспериментальный; на этом этапе осуществлялась экспериментальная проверка гипотезы. Исследование включало в себя разработку учебной программы духовно - нравственного воспитания младших школьников; анализировались и вносились коррективы, систематизировался полученный материал. Третий этап (2003 - 2004 гг.) - заключительно - обобщающий; проводились обработка полученных результатов, выводов и практических рекомендаций, их анализ, систематизация, апробация и внедрение, а также оформление диссертационного исследования. Научная новизна исследования состоит в том, что:

выявлена сущность духовно - нравственного воспитания младшего школьника как формирование и развитие отношения школьника к людям, обществу, природе, Родине, к своему и другим народам, к их истории, культуре, традициям;

определены педагогические условия эффективности создания целостной системы духовно - нравственного воспитания школьников, учитывающей культурные и полиэтнические традиции региона;

обоснованы и охарактеризованы критерии, показатели и уровни духовно -нравственной воспитанности младшего школьника, выражающейся в

8 сознании себя носителем нравственности, в изменении характера этических отношений к другим людям, к себе, к явлениям общественной жизни. Теоретическая значимость исследования состоит:

в уточнении педагогической составляющей понятий «духовность», «духовно - нравственное» воспитание»;

в разработке программы духовно — нравственного воспитания младших школьников как среды и способа социализации личности ребенка на основе учета культурных полиэтнических традиций региона;

в определении основных этапов, отражающих содержание и динамику прогресса духовно - нравственного воспитания младших школьников как процесса количественных и качественных изменений, происходящих в духовном, нравственном облике ребенка и продвигающих ребенка в нравственной зрелости на более высокую ступень.

Практическая значимость исследования состоит в том, что для совершенствования учебно — воспитательного процесса начальной школы в целях достижения понимания духовно - нравственных основ разработаны диагностирующий материал, учебная программа, методические рекомендации, которые положены в основу для разработки содержания и структуры духовно - нравственного воспитания младших школьников в условиях сельской школы. Результаты исследования использованы при разработке концепции воспитательной работы в школе по духовно -нравственному воспитанию в поликультурном образовательном пространстве. Они могут быть использованы также для повышения профессионального потенциала учителей в области духовно — нравственного воспитания.

Достоверность и объективность результатов исследования
обеспечиваются выбором методических позиций и методических

требований, опирающихся на данные философской, психолога -педагогической науки; анализом и синтезом теоретического и экспериментального материалов; применением комплекса методов,

9 адекватных; многократной и всесторонней проверкой теоретических выводов и практических рекомендаций.

Апробация результатов исследования проводилась путем обсуждения их
на заседаниях кафедры педагогики Якутского государственного

университета им. М.К. Аммосова. Материалы исследования были освещены и получили одобрение на региональных и республиканских семинарах, конференциях Института повышения квалификации работников образования Республики Саха (Якутия), на традиционных научных конференциях преподавателей педагогического института Якутского государственного университета, на 9-й международной конференции народов циркумполярного Севера (2004 г.).

Внедрение результатов исследования в школьную практику осуществлялось через проблемные семинары, заседания улусных методических объединений учителей начальных классов и публикацию их в печати. На защиту выносятся следующие положения:

духовно - нравственное воспитание в школе представляет собой усвоение и свободу выбора школьником духовных ценностей и претворение их в практическое действие и поведение; в полиэтнической среде содержание духовно - нравственного воспитания включает как основу духовного становления личности патриотизм и межнациональную толерантность;

основными условиями в воспитании духовно — нравственной личности младшего школьника выступают: познание, обеспечиваемое разработкой и реализацией базовой программы по духовно - нравственному воспитанию; практическая деятельность, направленная на формирование способности к сопереживанию, состраданию, любви, бескорыстной заботе, восхищению, которые составляют основу духовности; творческое осуществление нравственного становление личности с учетом современных социальных ценностей и этнокультурных традиций.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Проблема духовно-нравственного воспитания в философском контексте

Взаимосвязь нравственности и духовности личности, по мнению Б.С.Братусь [30, С.25], проявляется в том, что высшей формой нравственности является духовная ступень развития личности, на которой человек представляется высшей ценностью жизни. В отечественной педагогической литературе термин «духовно нравственное воспитание» используется как в смысле «религиозное воспитание», «нравственность», так и в значении «нравственное воспитание». Такая неопределенность и размытость в терминах объясняется многообразием трактовки термина «дух» в философской литературе. В словарях по философии понятия «дух» и «духовность» отождествляются. «Дух» - понятие, употребляемое в философии обычно как тождественное понятие слов «идеальное», «сознание», «мышление», «разум» /75/. В плане основного вопроса философии Дух (духовность) противопоставляется материи (материальности). Древнегреческие мыслители, говоря о Духе, употребляют, прежде всего, термин одновременно и духовной, и материальной силы. По Аристотелю, высшая форма Духа — ум, мыслящий сам себя, т.е. сам осознающее мышление. Средневековые теологи (Лнсельм, Фома Аквинский и др.) отождествляют Дух с Богом («Бог есть Дух»), видят в последнем существо, личность, которая творит материальный мир.

В новое время философы, отстаивающие линию субъективного идеализма, считали сущностью Духа какой-либо элемент сознания индивида. Так, согласно Юнгу, «Дух состоит из одних только восприятий, следующих друг за другом». Те же, кто стоят на точке зрения объективного идеализма, усматривали основу Духа в мышлении, идее, оторванной от человека и человечества и наделенной самостоятельным существованием. По Гегелю, Дух — третья и последняя В средние века, в эпоху Возрождения и в эпоху Просвещения, несмотря на завоевания умов такими религиозными учениями, как буддизм и христианство, и прогрессирующее недоверие к человеческой природе, рождается новая наука, новая философия, стремящаяся объять жизнь всей природы и осветить ее естественным путем, приобщая творчество человеческого ума, освобождая его от опеки богословия. Все ярче стала выступать свободная личность, независимая от церкви и государства [76]

В русской философской мысли понятие «духовность» рассматривалось, прежде всего, в религиозном значении (А.С.Хомяков, В.С.Соловьев, Н.А.Бердяев, С.Н.Булгаков и др.). Н. Бердяев считал, что духовность как конституирующее личность начало есть её высшая качественная ценность, а не составная часть человеческой природы, и сверхприродный элемент она дана «человеку как образ к подобию божьему». Путь к достижению духовности, к высшему качеству человека как личности Бердяев видел в освобождении от власти природной и социальной среды — в свободе, которая является изначальным состоянием мира, основным началом, данным до мира и до Бога.[19,С163]

Нам близко определение духовности Н.А.Бердяева «Духовность - это качество человека, отражение его потребности состояться, самореализоваться в жизни, особая способность человекомерно осмыслять материальный мир (материал для духовной работы — материальный мир, телесность человека, по Н.А. Бердяеву); это личностная характеристика человека, свидетельствующая о мере личностной зрелости, ответственности, высокой включенности в жизнь. Духовность - это в то же время и критерий личностной зрелости человека, и фактор его целеустремленного саморазвития. [19, там же] В современной научной литературе существуют разные точки зрения в определении понятия «духовность». Специалисты по этике определяют духовность как «специфически человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности, недоступное ни животным, ни моделігоующим действиям человека машинам» и «как действенное проявление человеческого духа, несводимое «ни психическому» — общему свойству высокоорганизованных, наделенных мозгом биологических систем, ни к «интеллектуальному» — познавательному механизму психики, известному и животным и воссоздаваемому. Духовность — социальное явление, продукт и глубинное основание культуры, проявление «человеческого в человеке», возвышающее его над собственными физиологическими потребностями, эгоистическим расчетом рациональной рефлексией.

Духовность как качество, развивающееся с самого зарождения культуры, в процессе исторического воспитания множества поколений, и как производное от духа, которое проявляется в тяге человека к правде, добру, красоте, стремлении к общении с другими людьми и заботливом отношении к природе, рассматривают Ю.В.Шаров, А.К.Уледов. [151, С. 12; 140, С.77] Как триединство истины, добра и красоты, как истинное моральное познание, где внешним её проявлением выступают нравственные чувства, духовность интерпретируется в трудах С.Ф.Анисимова, В.И.Гусева,[9, С.45] М.Бахтин подразумевает под духовностью некий эквивалент культуры в широком понимании, выступающем «средством формирования духовности, а духовность - целью развития индивидуальной культуры [14, С. 35] Для нашего исследования весьма ценно утверждение А.И.Бочинина, понимающего под духовностью состояние социальной активности человека, которое способствует его общественной самореализации [126, С. 25] В словаре по психологии мы находим следующее определение: «...духовность обозначает индивидуальную выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей: идеальной потребности познания и социальной потребности жить, действовать для других». Под духовностью преимущественно подразумевается первая из этих потребностей, под душевностью - вторая [75].

Духовность, являясь интегральным качеством личности, находит свое выражение в практической и теоретической деятельности человека, разнообразных ситуациях, в творческой жизнедеятельности. В определенном смысле, духовность это сознательное отношение к жизни, все, к чему личность приходит в процессе духовной, нравственной работы. Основополагающим качеством личности, обладающей самостоятельностью мысли, небаналыюстью чувств, силой воли, собранностью и внутренней страстностью С.Л.Рубинштейн, считает духовность [117, С.74].

В зарубежной психологии проблеме духовности посвящены, прежде всего, исследования В.Франкла, Э.Фромма, А.Маслоу. В.Франкл делает акцент в поведении человека, на стремлении найти и реализовать существующий во внешнем мире смысл жизни и при этом роль смысла выполняют ценности. По его мнению, духовность, являясь конституирующей особенностью человека, а не только его характеристикой, реализует себя в событии, сопричастности — представляя себя, человек поступается собой, «чтобы, познавая и любя отдавать себя», таким образом, духовность определяется или как проявление совести и любви. [148, С.56]

Психолого-педагогические особенности духовно- нравственного воспитания младших школьников

Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для развития нравственных качеств личности. Этому способствуют податливость и говестная внушаемость школьников, их доверчивость, склонность к подражанию, а главное - огромный авторитет, которым пользуется учитель. В процессе социализации личности, становления ее нравственного поведения роль начальной школы огромна. Школьное воспитание оставляет наиболее глубокий след в сознании человека, потому что нервная система в молодом возрасте обладает высокой пластичностью и восприимчивостью. В учебно-воспитательном процессе результаты воспитания проявляются не сразу; не всегда воспитанность проявляется в явной форме; внутренняя позиция личности школьника не всегда совпадает с его внешними проявлениями, словами, поступками, действиями. Трудности в выявлении уровня воспитанности выражаются также в том, что помимо индивидуального своеобразия необходимо учитывать и возрастные особенности. Правильный подход к познанию процесса духовно-нравственного развития личности младшего школьника связан со знанием процесса психологического развития личности, его основных закономерностей и особенностей. В условиях современной начальной школы процесс воспитания ориентирован на формирование всестороннего, гармонически развитого человека; воспитание его нравственных качеств на основе общечеловеческих ценностей. Главный этап воспитательного процесса - деятельность. Сколько бы ни было хороших бесед, объяснений и увещеваний - практического результата не будет. Если ребенок лишен возможности самостоятельного проявления своей свободы, если он не ошибается, не набирается опыта в деятельности, овладение требуемыми нормами поведения не происходит. Чем большее место в структуре воспитательного процесса занимает педагогически целесообразная, хорошо организованная деятельность, тем выше эффективность воспитания. В основу исследования мы положили научные объяснения отечественных психологов (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, А. В. Запорожец, Л.В.Занков, Л.И.Божович), выдвинувших положение о том, что качественные сдвиги в развитии ребенка связаны с «ведущей деятельностью». А.Н.Леонтьев пишет: «Ведущей мы называем такую деятельность, с развитием которой происходят главнейшие изменения в психике ребенка и внутри которой развиваются психические процессы, подготавливающие переход ребенка к новой, высшей ступени его развития» [84,С25]. Деятельность, которая прежде играла ведущую роль, начинает себя изживать и отодвигаться на второй план. Возникает новая ведущая деятельность, а вместе с ней начинается и новая стадия развития. При этом подходе может быть правильно понята и ведущая роль воспитания, влияющая именно на деятельность ребенка, на его отношение к действительности и поэтому определяющая его психику, его сознание.

Для нашего исследования особый интерес вызывают новообразования, возникающие в период младшего школьного возраста. Это, во-первых, развитие познавательной сферы младшего школьника. Познавательная деятельность младшего школьника преимущественно проходит в процессе обучения. Быстротекущее становление, множество новых качеств, которые необходимо сформировать или развить у школьников, диктует педагогам строгую целенаправленность всей учебно-воспитательной работы. Во-вторых, формирование нового уровня эффективно-потребительской сферы ребенка, позволяющего ему действовать не непосредственно, а руководствуясь сознательно познавательными целями, нравственными требованиями и чувствами. В-третьих, это возникновение относительно устойчивых форм поведения и деятельности ребенка, составляющих основу формирования его характера. Наконец, развитие общественной направленности младшего школьника, т.е. обращенность к коллективу сверстников, заставляет детей искать среди сверстников свое место и усваивать те нравственные требования, которые они к нему предъявляют. Детский возраст имеет свои особые, неповторимые особенности. Переход от одного возраста к другому связан не только с приобретением, но и с ограничением некоторых ценных свойств. Многие факты указывают на то, что в отдельные периоды детства возникают повышенные, иногда чрезвычайные возможности для развития психики в тех или иных направлениях, имеющих временный, преходящий характер. Отметим, что педагогу при построении процесса духовно-нравственного воспитания, постоянно надо иметь в виду неповторимые особенности данного возраста. Возрастные периоды это качественно разные ступени, каждая из которых вносит свой вклад в формирование личности. В этом смысле характерная для младших школьников повышенная восприимчивость внешних влияний может способствовать их успешному обучению и воспитанию.

Педагоги не должны упускать из виду утверждение психологов о том, что при быстром темпе возрастного развития очень важно, чтобы достоинства каждого периода проявлялись все же достаточно полно и тем самым успевали внести свой вклад в становление личности. Развитие не сводится только лишь к усвоению, оно включает в себя дальнейшую переработку усвоенного, приводящую к целостным изменениям личности. Поэтому в процессе воспитания и обучения то или иное изменение, вносимое ими в развитие ребенка или подростка, распространяется вглубь, проникает в одни сферы, вызывает сопряженное изменение в других, в том числе и сопротивление некоторых систем этому воздействию и т.д. В итоге любая ответная реакция всегда выражает изменение целого, даже если оно наступает не немедленно, а много позже момента воздействия. Отдельные эффекты воспитания относятся, кстати, к самым сильным и глубоким его влияниям на психофизиологическое развитие человека. Связь между воспитанием, обучением и развитием не проста, а сложна и взаимна, что является крайне принципиальным при организации процесса воспитания.

Состояние и уровень духовно-нравственного воспитания младших школьников в сельском образовательном пространстве

После определения теоретических аспектов исследования была проанализирована сложившаяся практика духовно нравственной культуры учащихся в сельской школе, то есть ее состояние и уровень, а также и особенности ее реализации в школе. Особенности сельской школы предопределены богатыми народными традициями, близостью к природе, сельскохозяйственному труду, неотрывностью от социальной жизни села, но при этом изолированностью от источников образовательной информации, слабостью профессионального общения педагогов, нехваткой педагогов. Современная школа на селе, гибко реагируя на социальное окружение, актуальные образовательно-воспитательные потребности родителей и учащихся, должна развиваться, преодолевая существующие противоречия между потребностью учета в содержании образования сельской школы сообразного уклада жизни, труда и культуры сельского социума и слабой разработанностью регионального подхода в организации обучения и воспитания современных сельских школьников; востребованностью обществом подрастающего поколения с четко сформированными социально ценными жизненными ориентирами и недостаточно эффективной организацией воспитательного процесса Школа на селе всегда занимала особое место, воспринималась не только как сугубо образовательное учреждение. Замечено, что если воспитательно-образовательный уровень школы достаточно высок, то она позитивно влияет на культурный уровень населения. Если же школа пассивна, бездейственна, не пытается противостоять разрушающим влияниям социального окружения, не борется педагогическими средствами с невежественным поведением, вредными привычками, малообразованностью учеников, то ее вряд ли можно считать активным фактором воздействия на среду. Сельские учителя остаются практически единственными представителями интеллигенции, способные дать молодому поколению современные знания, помочь определить нравственные ориентиры, сформировать реальные профориентационные и жизненные планы.

В связи с изменением социально-экономической и общественно-политической жизни в последние годы на селе сложились новые социально-экономические и духовно-нравственные реалии, характеризующиеся распадом сельского производства, безработицей, сужением социальной сферы и потерей в среде селян, особенно молодежи, веры в возрождение и развитие малой родины. [82, С. 12].

Исследователи, изучающие проблему сельской школы, отмечают, что факторами, определяющими специфику деятельности сельских школ являются: блшость природы, позволяющей в комплексе решать задачи экологического образования и воспитания, развития индивидуальных творческих способностей детей; раннее приобщение к труду, практической деятельности, что формирует у них чувство ответственности, трудолюбие; специализация социального окружения преимущественно на сельскохозяйственном труде, что создает условия для успешной - профессиональной ориентации школьников и дальнейшего их самоопределения; прочные и тесные социальные взаимосвязи между жителями села, сохранение традиций, свойственных той или иной местности, и традиций семейных отношений, что позволяет успешно организовать краеведческую работу, основанную на местных исторических литературных, исконных трудовых ремеслах и природных особенностях.

В то же время отдаленность от крупных культурных и научных центров, ограниченность и определенная замкнутость социального общения, трудности бытового характера отрицательно сказываются на коммуникабельности сельского школьника, приводят к известной ограниченности его жизненного опыта.

Множество проблем, стоящих перед сельской школой, особенно заметны в малокомплектной школе: круг детского общения узок, коммуникативные навыки учащихся развиты слабо; учитель такой школы находится чаще всего в состоянии информационной изоляции и методического одиночества по предмету; в силу однокомплектности и малочисленности классов учителям сложно порой организовать образовательно-воспитательный процесс на основе традиционных форм и методов массовой школы. У.А.Винокурова утверждает, что сейчас особенно нужна настоящая забота об отдельных сельских школах. Трудно работается учителям из-за отсутствия научно-методической литературы [38,С9]. Проблемы малокомплектной и малочисленной школы ставятся все более значимыми в условиях надвигающейся демографической катастрофы. Так, в учебном округе «Заречье» Республики Саха (Якутия), включающем семь улусов, имеется 161 общеобразовательная школа, где обучается около 31 тыс. детей. Несложная арифметика позволяет вычислить, что в среднем каждая из школ Заречья насчитывает 197 учеников или 17 детей в классе. Ясно, что уже сегодня почти каждая из них — малокомплектная. При этом в педагогической науке и практике недостаточно наработано технологий и методов обучения и воспитания детей в классах с малой наполняемостью. Несмотря на трудности, сельские малочисленные, малокомплектные школы ведут активный и творческий поиск новых путей" развития, разрешения проблем объединенными усилиями (многие из них решить школе в одиночку крайне сложно), создавая педагогические условия для обеспечения школьникам села качественного образования, разнообразия предлагаемых образовательных услуг, обеспечения дифференциации, индивидуализации обучения.

Для нашего исследования интерес представляют работы В.Г.Бочаровой, Г.Н.Волкова, МНТурьяновой, Д.А.Данилова, А.Г.Корниловой, А.А.Кычкиной, Н.Д.Неустроева, А.П.Оконешниковой, В.А.Сухомлинского [29, 38, 48, 56, 73, 98, 107, 131] и др., в центре внимания которых находятся идеи целостного педагогического процесса, соединения воспитания с жизнью, трудом, объединения всех воспитательных сил окружающей среды, закономерностей и культурно-исторического процесса организации и развития сельской школы.

Новое время ставит перед образованием новые задачи, рассматривает школу как центр социокультурного развития села, возлагая на нее селообразующую и селосохраняющую функцию. Поэтому в своем исследовании мы будем придерживаться трактовки термина «сельское образовательное пространство» в качестве определения понятия «сельская школа» как «совокупности различных типов и видов общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности, разнообразных по наполняемости, территориальному расположению, социальному окружению, национальному составу, работающих на удовлетворение образовательных потребностей сельских детей и выполняющих специфическую задачу трудовой подготовки школьников, а также социокультурную и социально-педагогические функции» [49, С. 50]

Программа воспитательной работы как средство реализации идей целостного подхода в практике духовно-нравственного воспитания младших школьников

В данном параграфе рассматривается система воспитательной работы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в сельской школе. Практика показала, что повышение эффективности воспитательной работы связано с созданием воспитательных систем. Любая воспитательная система есть совокупность элементов, связанных между собой и образующих определенную целостность, единство. Б.П. Битинас считает, что по своей структуре воспитательный процесс может рассматриваться как последовательная, непрерывная смена следующих друг за другом воспитательных ситуаций, которые являются основным элементом воспитательного процесса [22, С.98] В свою очередь, воспитательная ситуация определяется как конкретное состояние педагогической системы в определенный промежуток времени. Результативность воспитательного процесса зависит от мастерства педагога, от его способности грамотно анализировать педагогическую ситуацию и решать возникающие педагогические задачи с учетом главной цели воспитания, а также от методик и технологий воспитательного процесса.

В соответствии с целями и задачами исследования была разработана и экспериментально проверена эффективность программы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников в сельской школе. Основное содержание процесса духовно-нравственного воспитания составляет формирование ценностей как основы нравственного поведения школьника, которое возможно при реализации целого комплекса принципов: гуманизации образования, реализации деятельностного подхода, патриотической и экологической направленности, принципа творчества (креативности). Динамика процесса духовно-нравственного воспитания развертывается следующим образом: первоначально у учащихся формируются представления о духовно-нравственных ценностях, а затем следует включение младшего школьника в продуктивную деятельность, в процессе которой происходит обретение новых духовно-нравственных ценностей.

Гуманизация воспитательно-образовательного процесса в школе - задача всего педагогического коллектива, которая решается через формирование гуманистической педагогической позиции и педагогической культуры учителей, через овладение методиками и технологиями воспитательно-образовательного процесса, вовлекающими ребенка в саморазвитие, самовоспитание. В последние годы в обществе сложилось новое понимание главной цели образования: формирование готовности к саморазвитию, обеспечивающей интеграцию личности в национальную и мировую культуру.

Организация воспитательного процесса на основе идей гуманистической педагогики-сложная задача, ибо от педагогов требуется не только знание этих идей, но и принятие их как собственных убеждений, на которых базируется хмастерство организации взаимодействия с воспитанниками. Реализация принципа гуманизации в обучении обеспечивает не только развитие индивидуальных психических функций ребенка с учетом возможностей последнего, но и исключает возникновение стрессовых ситуаций, как факторов риска для психического и физиологического состояния детей, для их здоровья. В.В. Давыдов первым условием гуманизации образования считает то, что ребенок в процессе обучения «должен быть субъектом собственной деятельности» [52, С. 78]. Таким образом, гуманизация воспитательного процесса возможна при реализации целого комплекса следующих принципов: безоговорочное принятие ребенка, устойчиво положительное отношение к нему; проявление уважения к личности быть не похожей на других; предоставление права на свободный выбор; оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков; учет индивидуально-психологических и личностных особенностей ребенка.

В процессе разработки программы по духовно-нравственному воспитанию младших школьников большое внимание было уделено реализации принципа психологической комфортности, которое предполагает снятие по возможности всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроке такой атмосферы, которая расковывает детей и в которой они чувствуют себя «как дома». Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавлении личности ребенка. Однако психологическая комфортность необходима не только для усвоения знаний - от этого зависит физиологическое состояние детей. Адаптация к конкретным условиям, создание атмосферы доброжелательности позволят снять напряженность и неврозы, разрушающие здоровье детей. Достижение этой цели может идти через решение следующих задач:

- отобрать такое содержание воспитательного плана, которое бы, с одной стороны, обеспечивало минимальный уровень образования, с другой -удовлетворяло бы повышенным индивидуальным потребностям и способностям учащихся данного возраста и позволяло бы идти каждому в своем темпе;

- разработать такой аппарат организации усвоения отобранного материала, чтобы он стал основой формирования в сознании ребенка картины мира, ведущим средством развития и саморазвития личностных качеств ребенка, способов его деятельности, в том числе и учебной деятельности.

-определить структуру учебного материала, которая бы соответствовала общему ходу процесса познавательной деятельности младших школьников и тем самым обеспечить, в известной степени, успешность его обучения, воспитания и развития;

-предложить учителю такие способы управления учебной деятельностью учащихся, которые бы позволили ему успешно решать задачи духовного развития детей, с одной стороны, с другой - способствовали бы его профессиональному росту, в частности отходу от формальных способов обучения н овладению способами организации субъективной деятельности ребенка; развитию способности рефлексии собственной деятельности, и как следствие активизации своих творческих способностей и внесению творчества в учебный процесс. Поставленные задачи требуют определения принципиальных подходов к их решению. Для практического воплощения наиболее важными из них считаем следующее: учет классических дидактических принципов, разработанных Я.Л. Коменским [72]. Считаем, что данные принципы продолжают оставаться актуальными и в наши дни. Можно с уверенностью сказать, что и в двадцать первом веке образование вынуждено будет их учитывать. Вместе с тем на пороге нового века они не смогут полностью удовлетворить происходящую переориентацию ценностей общего образования. В связи с этим считаем необходимым назвать и другие принципы, способные в союзе с названными решать образовательные задачи с учетом специфики программы «Духовно нравственное воспитание». Принцип реализации деятельностного подхода в обучении. Этот принцип является общедидактическим и исключает деятельность ребенка по образцу. Основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности. Обучение, реализующее принцип деятельности, называют деятельностным подходом. Учет этого принципа требует такой организации деятельности учащихся на занятиях, когда они сами решают поставленные перед ними задачи, сами открывает для себя знания, сами оценивают результаты своей деятельности. Вместе с этим меняется и роль учителя: учитель из прямого передатчика информации превращается в органюатора деятельности учащихся, которую он направляет так, чтобы ребенок открыл, «додумался» до нового для себя знания, сам проверил себя. Учитель следит, чтобы эта деятельность детей не уходила «в сторону», а протекала в нужном русле и привела бы к желаемым результатам, обозначенным в задачах занятия.

Похожие диссертации на Духовно-нравственное воспитание младших школьников в условиях сельского образовательного пространства