Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века Седова Елена Евгеньевна

Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века
<
Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Страница автора: Седова Елена Евгеньевна


Седова Елена Евгеньевна. Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Воронеж, 2001 - 180 c.

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Эволюция философско-педагогических воззрений С.И.Гессена в социокультурном контексте.

1.1. Становление философских и педагогических взглядов С.И.Гессена в доэмиграционный период

1.2. Развитие философско-педагогической концепции С.И.Гессена в зарубежный период

ГЛАВА 2. Образовательная концепция С.И.Гессена как отражение философской

проблематики

2.1. Аксиологические основы «педагогики культуры» С.И.Гессена как пути выхода из культурного кризиса эпохи

2.2. «Сверхнациональное» в образовании как разрешение философской проблемы «Россия - Запад»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 149

Библиография 153

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Поворот к гуманистической направленности отечественной педагогики, произошедший за последние десятилетия в России, неизбежно ведет к поиску фундаментальных оснований новой педагогической парадигмы. В этой связи обращение к исследованию значительных, но на долгое время «отрезанных» от России, пластов философской и педагогической мысли Русского Зарубежья представляется актуальным и плодотворным.

Как справедливо отмечает академик Е.П.Челышев, «исследование отвергнутых от России пластов культуры имеет не только чисто научное, академическое, но и практическое значение. Проблемы, о которых спорили в свое время в среде русских эмигрантов, особенно актуальны для нас сегодня в обстановке поиска путей преодоления социально-экономического кризиса в стране, обновления России, возрождения ее культуры. Обращение к гуманистическим, нравственным истокам национальной культуры, сохраненным в наследии лучших представителей российской эмиграции, может способствовать оздоровлению российского общества, преодолению в нем негативных тенденций» [208,с.11].

Среди научно-педагогического наследия Российского Зарубежья особое место принадлежит творчеству С.И.Гессена, философа и педагога, одного из наиболее известных и значительных представителей российской гуманистической педагогики первой половины XX века.

Мировая известность ученого и его вклад в развитие европейской педагогики были оценены уже в 30-50-е годы XX столетия В.В.Зеньковским [92-95], Н.О.Лосским[127, 128], польскими учеными А.Каменьским, А.Валицким, Т.Новацким [43, 44,226, 227]. По мнению А.Валицкого, педагогическая концепция С.И.Гессена реально повлияла на ход реформы в итальянской школе [43, с. 154].

В отечественных историко-педагогических исследованиях труды С.И.Гессена долгое время либо подвергались критике, либо просто замалчивались.

Возвращение творческого наследия ученого в Россию произошло лишь в начале 90-х годов, когда впервые были опубликованы его работы [58, 59, 61, 63, 66, 68], а также появляются первые исследования, посвященные различным аспектам педагогического наследия С.И.Гессена. Значительный вклад в осмысление роли научно-европейской педагогики XX века вносят труды Е.Г.Осовского, рассматривающего гуманистическую образовательную концепцию ученого на широком общественно-педагогическом и культурном фоне российской эмиграции 20-50-х годов [143-149].

В конце 90-х годов появляются диссертационные исследования, посвященные некоторым аспектам педагогической концепции С.И.Гессена. Так, в работе В.Е,Дерюги [80] осмыслению подвергаются идеи критической дидактики ученого, дан глубокий анализ концепции единой трудовой школы, роли методов преподавания в развитии личности школьника и др.

В диссертации А.И.Богатырева [25] прослеживается влияние идей С.И.Гессена на современную методику преподавания истории.

Кроме того, в разных контекстах и с разной степенью подробности творческое наследие и общественно-педагогическая деятельность ученого затрагивается в диссертационном исследовании В.Сухачевой «Общественно-педагогическое движение российской эмиграции в странах Европы» [192], в работе С.А.Минкжовой «Проблема принципов воспитания в отечественной педагогике II половины XIX - начала XX века [130] и др.

Однако, если дидактические и методические аспекты научного наследия С.И.Гессена уже стали предметом специальных исследований, то его философско-педагогическая концепция, ее истоки, эволюция, влияние философии на образование остаются все еще малоизученными. О С.И.Гессене - философе упоминают практически лишь в связи с шумными философскими дискуссиями вокруг журнала «Логос» [2, 7, 89, 115, 180, 181]. Созданная им философия образования требует широкого осмысления и глубокого контекстуального анализа не только как восстановление исторической справедливости и заполнение «белого пятна» в истории отечественной педагогики, но и потому, что она является уникальным «мостиком», соединительным звеном между традицией немецкого неокантианства, смысло-жизненньши поисками русской философской мысли 1 половины XX века и современными гуманистическими педагогическими направлениями. Можно согласиться с мнением Б,М.Бим-Бада: «История педагогики позволяет найти корни современных назревших вопросов и обнаружить направления их разрешения. История позволяет проследить и уяснить, какие решения подобных вопросов уже были апробированы, использовались и к каким они привели результатам» [21, с. 104].

Анализ исследований, посвященных научным трудам С.И.Гессена в современной философской педагогической литературе, выявил ряд противоречий: между значительным вкладом С.И.Гессена в отечественную и европейскую педагогику XX века и недостаточно глубокой изученностью и осмысленностью его философско-педагогического наследия; между тесным взаимодействием С.И.Гессена с современными ему философскими, религиозными и педагогическими течениями и отсутствием сравнительно-исторического анализа основополагаю-

6 щих идей ученого в контексте духовных исканий первой половины XX века; между самооценкой С.И.Гессеном роли философии в формировании его педагогических взглядов и неизученностью понятийно-категориального аппарата и специфики его философских идей; между поисками современной педагогикой философского фундамента образования и недостаточной востребованностью предлагаемого С.И.Гессеном решения взаимодействия философии и педагогики.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования, заключающуюся в наличии острой потребности современной педагогики в системном осмыслении философских, аксиологических, культурологических и национальных основ образования и отсутствием целостного анализа этих основ философско-педагогической системы С.И.Гессена, что и определило тему данного исследования: «Философия образования в педагогической концепции С.И.Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века».

Выявленные противоречия и вытекающая из них проблема позволили сформулировать цель исследования: целостное осмысление философско-образовательной концепции С.И.Гессена в контексте европейской философско-педагогической мысли конца XIX - первой половины XX века.

Объектом исследования выступает философско- педагогическое наследие С.И.Гессена, а предметом - философско-методологические основы образовательной концепции С.И.Гессена в контексте духовных исканий первой половины XX века. Цель исследования конкретизируется в ряде задач: 1) изучить основные этапы формирования философско-педагогической концепции С.И.Гессена; выявить и систематизировать философские и социокультурные истоки педагогики ученого; проанализировать понятийно-категориальный аппарат философ-ско-педагогической концепции С.И.Гессена в контексте духовных исканий первой половины XX века; исследовать механизм взаимодействия философии и педагогики в образовательной концепции С.И.Гессена

Источниковедческой базой диссертационного исследования являются, прежде всего, научные и мемуарные труды С.И.Гессена [56-75], архивные материалы, представляющие эпистолярное наследие ученого [57, 59], философские и педагогические труды его современников (Н.Н.Бердяева, В.В.Зеньковского, Ф.Ф.Степуна, Л.С.Франка, В.В.Розанова, Г.Риккерта, П.Наторпа и мн.др.).

Методологической^ и теоретической базой исследования явилась совокупность подходов и принципов современной науки, определивших стратегию и тактику изучения проблемы.

В частности, мы опирались на следующие подходы и принципы: культурологический подход, позволяющий учесть многообразие социокультурных явлений; диалогическое отношение к культурному наследию; философско-комларативистский подход; принципы единства исторического и логического; номотетический (обобщающий) принцип, структурно-функциональный анализ, позволяющий выработать представление о внутреннем строении концепции С.И.Гессена, обладающей педагогической самоценностью и собственным потенциалом развития, что, в итоге, определяет ее особую значимость как историко-педагогического и философско-педагогического явления.

Методологическому и теоретическому анализу исследуемой проблемы способствовало изучение литературы по вопросам истории русской и зарубежной философии II половины XIX — I половины XX века (А.И.Абрамов, М.В.Безродный, А.А.Ермичев, В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский, Н.В.Мотрошилова и др.); истории педагогики (Б.М.Бим-Бад, М.В.Богуславский, Р.А.Валеева, В.И.Додонов, А.Н.Джуринский, Л.Э.Заварзина, В.М.Кларин, М.Н.Певзнер, Е.Г.Осовский) и философии образования (Б.С.Гершунский, Э.Н.Гусинский, Ю.И.Турчанинова, О.В.Долженко, В.А.Сластенин, З.И.Равкин, В.М.Розин, Н.С.Розов, А.Н.Шимина); современного лич-ностно ориентированного и ценностно ориентированного образования (Е.В.Бондаревская, М.А.Вейт, С.М.Годник, О.С.Газман, С.В.Кульневич, И.Б.Котова, Т.В.Лаврикова, В.И.Лещинский, А.С.Петелин, В.В.Сериков, Е.Н.Шиянов), что позволило создать более целостное и системное представление о философско-педагогической концепции С.И.Гессена, ее сущности, месте в истории философии и педагогики.

Для решения поставленных в исследовании задач был использован комплекс методов, взаимодополняющих друг друга: теоретический и сопоставительный анализ, синтез, сравнение и классификация, обобщение.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования: систематизированы факты научной и творческой биографии, уточнены детали биографии, в научный оборот введены архивные материалы, составлена полная хронология жизни и творчества С.И.Гессена; выявлены и проанализированы основные философские и педагогические течения и направления конца XIX - начала XX века, послужившие источником создания философско-педагогической концепции ученого и оказавшие наибольшее влияние на формирование понятийно-категориального аппарата и сущностных принципов системы С.И.Гессена; охарактеризованы и систематизированы основные направления научно-педагогической деятельности С.И.Гессена, выявлены ее ценностные основы; рассмотрена взаимосвязь философии и педагогики, механизм разрешения философских проблем в образовательной концепции; проанализированы основные принципы «педагогики культуры» и теории национального образования С.И.Гессена, их актуальность для современного образовательного процесса в России.

Практическая значимость исследования заключается в возможности использования представленных в нем материалов в курсах по философии и истории образования, в спецкурсах по педагогике и образованию Российского Зарубежья, при создании учебных, научных и методических пособий по истории школы и образования.

Апробация результатов .исследования: материалы и результаты исследования докладывались и обсуждались на межвузовской научно-практической конференции «Преподавание культурологии в высшей школе» (Воронеж, 2000), международной научно-практической конференции «Культура и образование на рубеже тысячелетий» (Тамбов, 2000 г.), на заседаниях научной лаборатории по проблемам личностного образования Воронежского государственного педагогического университета.

Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап (1998 - 1999 гг.) - изучение литературы, накопление эмпирического материала, осмысление и формулировка научной проблемы, определение цели, задач, предмета и объекта исследования.

Второй этап (1999 - 2000 гг.) - разработка теоретических и методологических основ исследования, выявление мемуарных и архивных источнико, системно-структурный анализ изученного материала.

Третий этап (2000 - 2001 гг.) - анализ, обобщение и систематизация материалов, их обработка и оформление диссертации. На защиту выносятся следующие положения:

Становление философско-педагогической концепции С.И.Гессена проходит в тесном взаимодействии с основными философскими и педагогическими течениями конца XIX - первой половины XX века. Среди истоков и наиболее близких направлений: немецкое неокантианство (В.Виндельбанд, Г.Риккерт), русское неокантианство и журнал «Логос», философия образования ПНаторпа, гума* нистические направления российской педагогики.

Эволюция философско-педагогических взглядов С.И.Гессена проходила в несколько этапов: неокантианство - гуманистическая педагогика культуры - педагогика идеализма, объединяющим фактором для которых стало применение методов гетерологии и структурализма и неизменные аксиологические основы: личность, творчество, свобода, стремление к Высшему.

Педагогическая концепция С.И.Гессена является практической реализацией его философских воззрений, ее основные положения отражают константы российского воспитания и образования (открытость, традиционность, духовность), а их личностная и ценностная ориентированность делает философско-педагогическое на* следие ученого актуальным по отношению к современным российским педагогическим теориям и технологиям.

Разработанные С.И.Гессеном принципы педагогики культуры (единство предания и задания, развитие нравственности) и национального воспитания и образования (неприемлемость космополитизма и национализма, единство национального и общечеловеческого как «сверхнациональное» соблюдение принципов научности, художественности и нравственности как высшее проявление национального), предлагая пути разрешения глобальных философ-

11 ских проблем («кризиса культуры», «Россия - Запад»), могут помочь в разрешении этих проблем в современной России, когда они вновь стали актуальными.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения. Объем диссертации - 173 страницы. Список литературы включает 229 наименований, из них 5 - на иностранных языках. Приложение дано на 9 страницах.

Основное содержание диссертации отражено в следующих публикациях:

Философско-педагогическая концепция С.И.І'ессена: философия образования и педагогика культуры // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: Научно-методический сборник. Вып.7 // Под ред А.С.Петелина, Б.Д.Яркина. - Воронеж: ВГПУ, 2000.- С.83-89.

Культурологическое обоснование философско-педагогической концепции С.И.Гессена // Проблемы преподавания культурологии в высшей школе: Материалы межвузовской конференции, 24-25 октября 2000 г. Воронеж: Воронежский государственный университет, 2000.-С.31-33.

Трансцендентальное обоснование понятия личности в философско-педагогической системе С.И.Гессена // Культура и образование на рубеже тысячелетий: Материалы международной научно-практической конференции (декабрь 2000 г.). Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2000 г.- С.82-84.

Метод научного знания как основа педагогической концепции образования С.И.Гессена // Известия Воронежского педуниверсите-та: Личностно ориентированное образование: история, теория, практика: Сборник научных трудов. Том 250,- Воронеж:ВГПУ, 2000.- С.44-48.

Философское обоснование образовательной концепции С.И.Гессена // Теория и практика профессиональной подготовки учителя музыки: Сб. научных трудов. Вып.9 / Под ред.А.С.Петелина, Б.Д.Яркина.- Воронеж, ВГПУ, 2000,- С. 10-14.

Сергей Иосифович Гессен: философ и педагог (хроника жизни и творчества) // Теория и практика образования: История и современность. Вып.6: Сб.научных трудов кафедры теории и истории педагогики Липецкого государственного педагогического университета. Липецк, 2001.- С.39-55.

Концепция национального образования С.И.Гессена как разрешение философской проблемы «Россия - Запад» // Теория и практика подготовки учителя музыки. Вып. 10: Сб. научных трудов / Под ред. А.С.Петелина, Б.Д Яркина. Воронеж, ВГПУ, 2001. - С.7-21.

Становление философских и педагогических взглядов С.И.Гессена в доэмиграционный период

Формирование концептуальных основ философско- педагогической системы С.И.Гессена приходится на первые десятилетия XX века, время наиболее сложное и противоречивое, время аксиологических и социальных революций, время смены мировоззренческих парадигм как в России, так и в Европе.

Родившись 16 августа 1887 года в семье потомственного интеллигента Иосифа Владимировича Гессена, сосланного за участие в революционной деятельности в г.Усть-Сысольск Вологодской губернии (ныне г.Сыктывкар), Сергей Гессен с самого раннего детства находился под значительным и неоспоримым влиянием отца, в дальнейшем одного из выдающихся юристов, лидера партии кадетов, редактора юридического еженедельника «Право» и издателя «Архива русской революции».

С 1896 по 1905 год С.И.Гессен обучается в Первой С.-Петербургской гимназии, которая считалась «одной из самых лучших правительственных гимназий в Петербурге» [63, с. 153]. По воспоминаниям ученого, никто из его гимназических учителей и воспитателей не оказал на него большого влияния.

Значительно большее влияние на его становление и развитие оказывает самостоятельное чтение н внегимназическое общение.

Круг чтения С.И.Гессена в этот период формируется под руководством отца и его основу составляет прежде всего русская классика; Тургенев, Гоголь, Толстой, Достоевский, Салтыков-Щедрин, Белинский, Добролюбов, Писарев, Островский. Любовь к русской литературе будет для С.И.Гессена неизменной, она приведет его в поздние годы к глубокому исследованию творчества Ф.М.Достоевского и созданию собственной, оригинальной трактовки его творчества в таких работах, как «Трагедия добра в «Братьях Карамазовых» (1928), «Борьба утопии и автономии добра в мировоззрении Ф.М.Достоевского и Вл.Соловьева» (1929), «Трагедия зла (Философский смысл образа Ставрогина)» (1930). С.И.Гессен на протяжении всей жизни почитает Ф.М.Достоевского как величайшего мыслителя, относясь к его произведениям как к «учебникам жизни» [63, с. 185].

По воспоминаниям А.Валицкого, С.И.Гессен «обожал «Войну и мир», Горького скорее не любил, но восхищался «Детством», особенно антитезой двух богов - строгого, грозного Бога деда и кроткого Бога - бабушки. Единственный, кого он не переносил, так это Писарева. Он особенно не мог простить ему статьи о Платоне. С.И.Гессен видал в Писареве ВОПЛОЩЄІІИЄ наихудших черт русского характера - заносчивое доктринерство и полное невежество в вопросах, о которых он с легкостью судит. К нему он относил слова Достоевского из «Братьев Карамазовых»: дайте русскому мальчику карту неба, и он тотчас же найдет, что в ней исправить» [43, с.186].

В гимназические годы С.И.Гессен начинает знакомство с политической и правовой литературой. Своим первым вхождением в марксизм он считает книгу Фр, Энгельса «Происхождение семьи, частной собственности и государства». Начиная с IV класса гимназии, по поручению отца занимается чтением корректур еженедельника «Право». Политическая и правовая деятельность отца, частое общение с П.Н.Милюковым, проф. Л.И.Петражицким, проф. А.И.Калинка, проф. Н.И.Лазаревским, В.Д.Набоковым способствовали увлеченности правовой тематикой, которая будет характерной чертой всей последующей деятельности ученого.

Как и большую часть русской интеллигенции, С.И.Гессена уже в гимназии начинают волновать проблемы искоренения социального зла, что приводит его в нелегальный революционный «Северный союз гимназистов», за что в старших классах он был исключен из гимназии, а экзамен на аттестат зрелости сдал годом позже - в 1905 году.

Свое дальнейшее обучение С.И.Гессен продолжает в Германии на философских отделениях Гейдельбергского (1905 - 1906 гг.) и Фрейбургского (1906 - 1909 гг.) университетов. Следует отметить, что немецкие университеты в начале XX века становятся буквально местами паломничества для российской молодежи, жаждущей основательного и системного образования. В немецких университетах в этот период слушают лекции С.Булгаков, Н.Бердяев, Б.Вышеславцев, Ф.Степун, Б.Яковенко, С.Франк, Е.Трубецкой, О.Мандельштам, Б.Пастернак и многие другие. По-разному они воспринимали и оценивали то, что предлагала немецкая академическая жизнь.

Для С.И.Гессена университетские годы оказываются чрезвычайно важными: «Определился характер моей последующей работы и направление моего философского развития на долгие годы вперед» [63, с, 155]. Именно в Германии С.И.Гессен становится активным сторонником и проповедником неокантианского направления в философии, во многом определившего главные составляющие его будущей философеко-педагогической концепции.

Для более глубокого и полного осмысления ее основных положений нам необходимо обратиться к ее истокам - к специфике неокантианства Западной Европы рубежа XIX-XX веков.

Европейское неокантианство имеет свою предысторию в развитии так называемой «профессорской» философии Германии 50-60-х годов XIX в. (Г.Гельмгорн, К.Фишер), в возрождении кантовских идей во французской философской культуре (В.Кузен, Ж.Лашелье, Ш.Ренувье). Исследователи неокантианства [1, 2, 7] отмечают особую роль в консолидации движения сторонников Канта вышедшей в 1865 году книге Отто Либмаиа «Кант и эпигоны», каждая из глав которой заканчивалась фразой: «Итак, нужно снова вернуться к Канту» [102, с.99]. В 70-80-е гг лозунг «Назад к Канту!» был активно подхвачен и многообразно развит марбургской и баденскоЙ школами неокантианства,

Марбургская школа наиболее ярко представлена в философском творчестве ее основателя Германа Когена (1842 - 1918), а также оригинальными философскими системами Эрнста Кассирера и Пауля Наторпа.

Философские и, в особенности, педагогические опыты последнего оказали, безусловно, неоспоримое влияние на становление фи-лософско-педагогической концепции С.И.Гессена. Именно через философское творчество П.Наторпа воспринимает С.И.Гессен понятие «трансцендентального метода», составляющего основу его собственной методологии.

П.Наторп выделяет два главных требования трансцендентального метода, две его части: «Первая есть правильное сведение к уже имеющимся налицо, исторически доказуемым фактам науки, этики, искусства, религии <...>, ибо «в начале было дело», творческая работа созидания объектов всякого рода, в которой человек строит самого себя, свою человеческую сущность и, объективируя себя в ней, накладывает глубокую и вполне единую печать своего духа на свой мир, или, скорее, на целый мир таких миров, которые он может считать своими» [133, с.94-95].

Второе требование трансцендентального метода состоит в том, что «рядом с фактами должно быть доказано основание «возможности», и с тем вместе «правовое основание»: это значит, необходимо показать и в чистом виде сформулировать законообразное основание, единство логоса, ratio во всякой творческой работе культуры» [133, с.99].

Для Наторпа, отмечает исследователь трансцендентализма А.Н.Круглов [116], как и для Канта, трансцендентальное означает критическое: «критическое против метафизических преувеличений, но критическое также против незакономерного, избегающего закона эмпиризма» [116, с. 111]. Саму философию Наторп понимает как метод бесконечного творческого развития.

П.Наторп разрабатывает также концепцию социальной педагогики, основанной на идеале неограниченного господства духа и направленной на пробуждение в каждом человеке сознания внутренней свободы. Исходя из педагогических принципов Песталоцци, П.Наторп стремился создать систему воспитания, цель которой -гармония индивидуального и социального начал в человеке.

Развитие философско-педагогической концепции С.И.Гессена в зарубежный период

«Зарубежный» период в жизни и творчестве С.И.Гессена, занимающий почти три десятилетия вплоть до его смерти в 1950 году, - это время, когда к нему приходит мировая известность как к выдающемуся историку и теоретику педагогики. Философский и педагогический опыт ученого, накопленный в предыдущие десятилетия, оформляется в целостную систему педагогических взглядов, выраженных, прежде всего, в его фундаментальной работе «Основы педагогики» (1923). При этом созданная им образовательно-философская концепция продолжала развиваться и обогащаться на протяжении всей его творческой деятельности, что позволяет нам говорить об определенной эволюции его философско-педагогических воззрений.

Активная и многообразная научная, общественная, педагогическая, просветительская, организаторская деятельность С.И.Гессена в эти годы поражает не только широтой географического охвата (Берлин, Прага, Лондон, Варшава, Париж, Лодзь и др.), но, прежде всего, многоохватно-стью проблематики и разносторонностью решаемых им задач. В поле зрения С.И.Гессена находится и опыт мировой педагогики - от Платона до сравнительного анализа современных педагогических концепций Дж.Ломбардо-Радиче, Г.Кершенштейнера, Д.Дыои и многое другое; и задачи образования и воспитания юношества; и вопросы организации школьной жизни, самоуправления, применения как традиционных, так и новых форм и методов обучения; и вечные, глобальные проблемы соотношения национального и общечеловеческого, индивидуального и коллективного, культуры и религии.

Жизненный и творческий путь С.И.Гессена в эмиграции, являясь уникальным и неповторимым, оказывается, на наш взгляд, и знаковым, показательным для понимания феномена Русского Зарубежья.

Понятие «Российское Зарубежье», используемое в современной как научной, так и мемуарной литературе, представляется нам многоплановым и исторически сложным. Это не только политический, географический и этнический феномен XX века, хронологически представленный несколькими «волнами» российской эмиграции, но и, как считают исследователи, «уникальное культурно-образовательное пространство, составляющее часть российской культуры, науки, искусства, литературы, национальной жизни в целом» [192, с. 18],

Один из наиболее крупных исследователей феномена Российского Зарубежья профессор Колумбийского университета (США) М.Раев в своей книге «Россия за рубежом: История культуры русской эмиграции. 1919-1939 гг.» аргументированно проводит мысль об уникальности и целостности этого феномена как «общества в изгнании» [159]: во-первых, за границами России, и прежде всего, в Европе, были представлены практически все социальные группы, составляющие структуру российского общества до революции; во-вторых, эмигранты упорно стремились вести «русскую» жизнь, бороться против «денационализации», и жить, и работать, как неотъемлемая часть России. При этом в эмиграции продолжают существовать и активно развиваться разнообразные течения в области культуры, науки, литературы, искусства и образования, развитие которых по идеологическим мотивам невозможно было в Советской России. По мнению Е.Г.Осовского, «мы имеем дело с двумя ветвями культуры, которые временно, разойдясь, состоялись как два российских образовательных пространства, каждое со своим пониманием проблемы преемственности культуры» [146, с.44].

Эмигранты стремились «удержать живую связь с духовной и культурной традицией русского прошлого, из которой вырастает и свободное творчество будущего, и помочь как-то русскому народу, находящемуся там, в его усилиях эту жизненную связь сохранить и оживить» [5, с.83]. Российская эмиграция считала себя полноправным членом российской культуры и искренне верила, что «воды этого отдельного, текущего за рубежом России потока, пожалуй, больше будут содействовать обогащению этого общего русла, чем воды внутренние» [189, с.7-8].

Во многом благодаря эмиграции русская культура стала восприниматься как составная и значимая часть мировой культуры. При этом яркие представители российской культуры и науки, оставаясь россиянами по духу и языку, внесли особый вклад в культуру, искусство и науку приютивших их стран. 'Гак, педагогическая деятельность С.И.Гессена оказала колоссальное влияние и на развитие польской педагогики, где у него появляется целая плеяда учеников, и на развитие итальянской школы.

Следует отметить, что данные процессы, характеризующиеся, с одной стороны, борьбой за сохранение своего «национального лица», а с другой - вхождением и ассимиляцией в «чужом» культурном пространстве, отличались необычайной плотностью исторического хронотопа (2-3 десятилетия).

В «первую волну» за рубежом оказываются 5 академиков, 140 профессоров российских университетов и институтов, более тысячи ученых разных профилей и специальностей [146, с.42]. Уже будучи в изгнании, многие из них проявили интерес к вопросам школы, образования и педагогики. Среди них историки П.М.Бицилли, Н.А.Ганц, П.М.Мамоков, А.В.Ельчанинов, литературоведы А.Л.Бем, М.М.Гофман, филолог С.И.Карцевский, правовед А.В.Маклецов, социолог П.А.Сорокин, биолог М.М.Новиков, врач В.В.Руднев. Особняком стоит группа русских философов-С.Н.Булгаков, Н.А.Бердяев, И.А.Ильин, Г.П.Федотов, Л.П.Карсавин, В.В.Зеньковский, Н.О.Лосский и др. В таком обилии выдающихся имен имя С.И.Гессена и его философско-педагогическая, общественная, журналистская деятельность занимают особое место.

В 1922 году С.И.Гессен вместе с семьей переезжает в Берлин, который в первой половине 20-х годов является своеобразной «столицей» российской эмиграции. Здесь выходят десятки русских газет, журналов, книг. Немецкая статистика отмечала, что годовая продукция русских изданий в Германии превысила число немецких [191, с.25]. Возникают десятки политических организаций, студенческих, профессиональных объединений. Необычайно интенсивно протекает литературная жизнь. Кроме того, так как границы в этот период были еще достаточно прозрачными, в Берлин приезжают многие из оставшихся в Советской России: С.Есенин, Б.Пастернак, А.Белый, В.Маяковский, К.Федин и многие другие.

В 1922 году в Берлин прибывает целая группа русских философов во главе с Н.А.Бердяевым, организовавшая в Берлине свободную Духовную и Философскую Академию. Приехавшие в Берлин В.Е.Сезерман и Ф.А.Степун привлекают С.И.Гессена к сотрудничеству в издававшемся в Париже журнале «Современные записки», в котором на протяжении последующего десятилетия будет опубликовано 15 статей С.И.Гессена.

Кроме того, в 1923 году по инициативе высланной из России группы ученых, в Берлине был основан Русский научный институт, имевший налаженные связи с Берлинским университетом, Высшей технической школой и рядом других научных учреждений Германии. СИ.Гессен избирается профессором этого института, где читает курс логики, а также основ педагогики с подробным изучением русских педагогических течений.

В Берлине С.И.Гессен возобновляет дружбу с Р.Кронером, Г.Мелисом, И.Коном, помогавшими ему «ориентироваться в немецкой философской и педагогической литературе последних лет» [63, с. 164].

С.И.Гессен продолжает свою философско-публицистическую деятельность, читая различные доклады (например, «Теория диалектики в применении к педагогике и праву», прочитанный в Философском обществе при Йенском университете, или публичный доклад об Октябрьской революции).

Однако основным творческим достижением небольшого «берлинского» периода в жизни ученого является, безусловно, написание и издание «Основ педагогики». Этот фундаментальный труд, вскоре принесший С.И.Гессену европейскую известность, являясь, с одной стороны, осмыслением наработанного педагогического опыта и интеграцией накопившегося теоретического материала, представляет, с другой стороны, и наиболее полное отражение философской системы мыслителя. Определяя основную задачу книги как «возможность явить практическую мощь философии и показать, что самые отвлеченные философские вопросы имеют практическое жизненное значение, что пренебрежение философским знанием мстит за себя в жизни не менее, чем игнорирование законов природы» [66, с.20], С.И.Гессен стремится даже самые частные и конкретные вопросы педагогики возвести к чисто философским проблемам. Как утверждает автор, хотя он и стремился ограничить изложение чисто философских проблем минимумом, необходимым для решения стоящих в центре книги педагогических вопросов, «логика исходной точки зрения сама собой привела к тому, что в ней оказались затронуты все те вопросы, которые составляют обычный предмет рассмотрения так называемых «введений в философию» [66, с.20].

Круг проблем, разрабатываемых в «Основах педагогики», чрезвычайно широк. Прежде всего, это обоснование педагогики как прикладной философии через понятия культуры, цивилизации, гражданственности и образованности.

С.И.Гессен создает цивилизационную концепцию «диалога культур» как методологию историко-культурологического анализа различных парадигм воспитания, их эволюции взаимосвязей, выявления целостной педагогической картины мира. Ученый считает, что подобный подход позволяет объяснить механизмы взаимодействия культур, «борьбы в среде культурных ценностей эпохи» [66, с.35]. Результатом подобного подхода является созданная им в «Основах» «педагогика культуры», центральными категориями которой являются ценность1 и личность.

class2 Образовательная концепция С.И.Гессена как отражение философской

проблематики class2

Аксиологические основы «педагогики культуры» С.И.Гессена как пути выхода из культурного кризиса эпохи

Образовательная концепция СИ.Гессена, являясь отражением его философских воззрений, предлагает конкретные пути решения многих глобальных философских проблем.

Наиболее ярко и наглядно это проявляется в разработанной ученым «педагогике культуры».

Прежде чем обратиться к анализу ее основных положений, нам представляется целесообразным рассмотреть взаимосвязь понятий культуpa - образование - философия, детально разрабатываемых С.И.Гессеном в его философско-педагогических трудах.

По мнению ученого, большей частью мы «знаем» образование бессознательно. «Только наука вносит сознательность и критическое отношение туда, где без нее господствуют неизвестно откуда полученный навык и безотчетность не нами творимой жизни» [66, с.22].

Педагогика, как наука, предметом которой является образование, трактуется С.И.Гессеном как осознание воспитания, «то есть этого всем нам бессознательно уже известного процесса» [66, с.23].

С.И.Гессен разделяет все науки на теоретические и практические. Их основные различия представлены нами в следующей таблице:

При этом оба типа науки находятся в постоянном взаимодействии: «всякая теоретическая наука может быть приложена к жизни <...> и нет не одной практической науки, в основе которой не лежат необходимо чисто-теоретические предпосылки» [66, с.23].

Так как педагогика «устанавливает правила для искусства образования человека», и именно человек есть «материал» для работы учителя и воспитателя, то вполне естественно, что теоретическими предпосылками педагогики должны выступать психология и физиология.

Но знания материала недостаточно для построения педагогических норм. Норма, по определению С.И.Гессена, - это равноправное единство цели и материала (средства).

Естественно, что всякий воспитатель преследует какую-либо цель, известную ему бессознательно, по часто не проверенную им критически; «Над целями образования мы не задумываемся именно потому, что тш цели представляются нам слишком очевидными. Они слитком близки нам, обманывают нас своей видимой несомненностью. Потому-то они так-нелегко уловимы, с таким трудом поддаются формулировке» [66, с.25J.

По мнению С.И.Гессена, цели образования требуют специального научного исследования, поэтому в основе педагогики должна лежать и вторая группа теоретических наук.

Цели образования тесно связаны с целями жизни общества и понять систему образования данного общества - значит, понять строй его жизни.

Целью жизни первобытного человека было самосохранение как рода и особи. Это природная, общебиологическая цель. Современный человек, в отличие от первобытного, называет себя культурным, следовательно, целью его является не просто жизнь, а жизнь достойная, культурная; культура, таким образом, - цель, а самосохранение - необходимое предусловие культуры.

Справедливо рассматривая понятие культуры как одно из самых многозначных, С.И.Гессен стремится определить его содержание через сопоставление с другими, часто используемыми вместо него определениями: цивилизация, гражданственность, образованность, закрепляя за каждым определенный оттенок смысла. Три ггих понятия составляют три слоя в жизни человека, а термин «культура» представляет собой их совокупность.

«Внешний каталог» культуры может быть представлен в виде следующей таблицы:

Такая схема была, в сущности, предложена еще Платоном, разделившим государство на три класса: класс ученых (образованность), класс стражей (гражданственность) и класс хозяйственный (цивилизация). Но в отличие от Платона, С.И.Гессен считает, что каждому слою культуры должен соответствовать не определенный общественный класс, а каждый человек, участвуя в хозяйственной и гражданской жизни общества, должен быть причастен и образованности. Платоновские идеи, неоднократно становившиеся объектом детального гессеновского анализа [66, гл.7 2]. при множественности их отличий от собстиенной концепции ученого, имеют и многие точки пересечения, а именно: рассмотрение тождественности проблемы образования личности и проблемы культуры, диалектический метод решения педагогических проблем, ((укореняющих весь процесс образования в бесконечной идее, которая просвечивает во всех предваряющих ее и устремленных к ней ступеням, и показывающий, как отпад от животворящего высшего начала приводит к вырождению образования» [66, с.210].

С.И.Гессен полагает, что понятие «первобытная культура» не вполне правомерно. У первобытного человека был большой и очень разнообразный запас сведений об окружающем мире, не связанный между собой в систему, не дифференцированный и не развивающийся. Эти сведения -«орудия самосохранения», не связанные необходимостью научного метода.

Главный признак отсутствия культуры у первобытного человека, проявляющийся и в моральных, и в религиозных представлениях, и в хозяйственной деятельности, - это отсутствие развития.

Анализ первобытного мышления приводит С.И.Гессена к понятиям цели и ценности - ключевым понятиям его философско-педагогической концепции.

Одни цели названы СИ.Гессеном условными. Это те цели - данности, цели, допускающие хоть иногда и очень отдаленное, но полное и окончательное разрешение. Другие цели - безусловные или «абсолютные». Это «цели в себе», к которым относятся все те ценности, которые были перечислены С.И.Гессеном в «каталоге культуры»: наука, искусство, нравственность, хозяйство и т.д. Такие «культурные ценности» являются по существу «неисчерпаемыми заданиями», целями-заданиями, то есть «задачами высшего порядка, неисчерпаемыми по самому существу своему и открывающими для стремящегося к ним человечества путь бесконечного развития» [66, с,33].

Никто не может сказать, что полностью овладел наукой, разрешил задачи искусства, справедливости, добра, одержал окончательную «победу над природой». Однако безусловные цели не менее реальны, чем условные, ибо работа над ними - это неуклонное движение вперед, ведущее к непрерывным достижениям.

Гессеновское учение о безусловных целях, отражающихся в культурных ценностях, является критическим синтезом двух, на первый взгляд, противоположных философских традиций.

С одной стороны, эта концепция органично связана с особенностью русского философского мышления - поиском Высшей Правды и Высшего Смысла жизни, составляющим, вместе со стремлением к всеединству и соборности, а также сотериологической (спасительной) идеей «классический» набор ценностей русской философии. По мнению исследователя русской философии С.С.Хорунжего, «понятие смысла обладало, как и понятие всеединства, магической привлекательностью для русских философов. Смысл сущего именно и понимался как его причастность Абсолютному, внутренняя соотнесенность с Ним, его «идея», в терминах платоновской традиции. Смысл - определяющая характеристика сущего, и любое явление надлежит рассматривать прежде всего в его смысловом измерении, где раскрывается его связь с Абсолютным. Дело же философии -реально осуществлять это рассмотрение явлений в смысловом измерении. Очевидным образом, это - установка чистого и последовательного онтологизма, и она полностью господствует в русской философии» [206, с.35]. Поэтому поиск смысла жизни воспринимается как восстановление разрушенной связи с абсолютом, внутренняя соотнесенность с ним, вне которой жизнь, взятая в своей эмпирической наличности, представляет некий пустотный акт, лишенный ценности и значимости.

Западная философия, по мнению другого исследователя В.В.Варавы, не знает вопроса о высшем смысле бытия именно в той форме, которую он имеет в контексте русской культуры: «Одержимость смыслом, поиск Высшей Правды - то, что отличает русскую культуру» [45, с. 12]. Это прекрасно выразил русский мыслитель серебряного века Вяч,Иванов: «Основная черта нашего народного характера - пафос совлечения, жажда совлечься всех риз и всех убранств, и совлечь всякую личину и всякое украшение с голой правды вещей» [98, с.368].

Похожие диссертации на Философия образования в педагогической концепции С. И. Гессена в социокультурном контексте первой половины XX века