Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания Батакова Наталья Владимировна

Формирование духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания
<
Формирование духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания Формирование духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания Формирование духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания Формирование духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания Формирование духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания
>

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Батакова Наталья Владимировна. Формирование духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Батакова Наталья Владимировна; [Место защиты: Вят. гос. гуманитар. ун-т].- Киров, 2010.- 248 с.: ил. РГБ ОД, 61 10-13/1293

Введение к работе

Актуальность исследования. Анализ современных исследований по проблемам формирования духовности в процессе воспитания показывает, что в педагогике продолжает превалировать традиционная подмена духовного различными аспектами этического, физического и гражданского воспитания. Это объясняется тем, что взгляд на проблему духовности человека, с одной стороны, четко очерчен границами духовной сферы его жизни, которая включает науку, искусство и религию, с другой стороны, завуалирован, так что «уловить» это явление на уровне личности затруднительно.

Любой человек, будучи личностью уникальной, непохож на других людей. Еще более оригинален и уникален талантливый человек. Следовательно, вопрос воспитания одаренной, талантливой молодежи требует особого рассмотрения.

Высокоодаренные подростки испытывают значительные трудности личностного развития, выражающиеся в проблемах общения со сверстниками, в сложности вхождения в коллектив, недостаточной сформированное волевых привычек, в неумении адекватно пережить неудачу, в критическом отношении к себе, несоответствии между высоким интеллектуальным развитием и развитием двигательных навыков, и в целом навыков саморегуляции. В дальнейшем значительная часть этих учащихся испытывает большие трудности в личностном и профессиональном становлении. Это обусловливает необходимость поиска новых подходов к проблеме воспитания одаренных подростков, в числе которых обращение к использованию Православия как традиционной культурно-образующей религии России.

Таким образом, одним из возможных путей решения проблемы духовно-нравственного воспитания одаренных подростков выступает связь воспитания с необходимостью расширения их культурного пространства за счет включения православной культуры в воспитательный процесс.

Естественно возникают вопросы: какие духовно-нравственные ценности должны быть сформированы у одаренных подростков в процессе знакомства с православной культурой; как методически грамотно построить воспитательный процесс, используя систему нравственных норм Православия; чем надлежит руководствоваться при формировании духовно-нравственных ценностей одаренных подростков? Поиски ответов на поставленные вопросы требуют детального изучения.

Опыт воспитания детей, основанный на идеях приобщения к духовным ценностям, представлен в отечественной педагогической практике.

Еще Л. Н. Толстой, К. Д. Ушинский отмечали, что такие ценности, как патриотизм, человечность, любовь к труду, воля, честность, являются основой нравственного воспитания личности.

Различные аспекты нравственного воспитания глубоко исследовались Ю. Л. Азаровым, Н. И. Болдыревым, О. С. Богдановой, В. Е. Гуриным, О. Г. Дробниц-ким, И. А. Колесниковой, В. М. Коротовым, Б. Т. Лихачевым, А. С. Макаренко, И. С. Марьенко, Л. И. Новиковой, И. Ф. Харламовым.

Философско-религиозная литература (Н. А. Бердяев, С. Н. Булгаков, В. В. Зень-ковский, Н. Лосский, В. С. Соловьев, В. В. Розанов, С. Франк и др.) заложила основы духовного воспитания, опираясь на истоки человеческого бытия, духовных ценностей жизни и культуры.

Духовный аспект нравственного воспитания раскрывается в работах В. А. Анд-русенко, М. Н. Аплетаева, А. Ф. Ахматова, В. С. Библера, Т. И. Власовой, А. В. Зосимов-ского, В. А. Караковского, Н. Д. Никандрова, Т. И. Петраковой, В. Н. Сагатовского, И. А Соловцовой, В. А. Сухомлинского, Т. Ф. Яркиной и др.

Исследования в области философии таких ученых, как В. А. Василенко, Г. П. Выжлецова, О. Г. Дробницкого, Л. Н. Столовича и др. посвящены природе общечеловеческих и духовных ценностей, вопросам формирования новых ценностей в кризисном обществе.

Психологи и социологи (Л. С. Выготский, Л. Кольберг, А. Л. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.) в своих трудах обращаются к сущности духовной деятельности человека.

В трудах А. И. Зиминой, В. Я. Нечаева, Л. Я. Рубина, М. Н. Руткевич, В. Н. Тур-ченко и др. изучена специфика ценностей различных социальных и профессиональных групп.

Б. Г. Ананьев, А. А. Бодалев, Л. И. Божович, В. Н. Василюк, Л. С. Выготский, Е. О. Галицких, Г. Е. Залесский, Н. И. Непомнящая, К. К. Платонов и др. посвятили свои исследования изучению места ценностей в структуре личности.

В трудах Л. И. Божович, Г. М. Бреслав, В. И. Тараскж, М. Г. Яновской изучена специфика педагогического эмоционального стимулирования и мотивации деятельности школьников в процессе обучения и воспитания.

Проблема формирования нравственной позиции учащихся разрабатывается Н. М. Борытко, Н. К. Сергеевым, В. В. Сериковым, Е. А. Тягловой, С. С. Мирошниченко, в работах которые в большей степени исследуют вопрос о субъектной позиции в целом и мировоззренческой позиции в частности. Анализ работ этих авторов свидетельствует о том, что данная проблема многоаспектна и требует комплексного исследования. Несмотря на значительное количество публикаций, в которых так или иначе раскрываются вопросы нравственного воспитания и духовного становления личности, проблема формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков не получила достаточного теоретического освещения и практического решения.

Актуальность исследования связана не только с отсутствием целеполагающих приоритетов воспитания одаренной личности в период нравственного кризиса современного общества, с недостаточной теоретической обоснованностью вопросов, раскрывающих особенности формирования духовно-нравственных ценностей в процессе воспитания одаренных подростков, но и с необходимостью поиска новых подходов к данной проблеме в числе которых обращение к использованию Православия как традиционной культурообразующей религии России.

Проблема исследования определяется необходимостью разрешения противоречия: между возрастающими требованиями общества к развитию, самоактуализации одаренных, талантливых подростков путем повышения качества воспитания с одной стороны, и недостаточной теоретической, практической и методической разработанностью вопросов формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков, с другой стороны.

Существующее противоречие обусловлено:

- несогласованностью между признанием значимости расширения культурного пространства одаренных подростков за счет включения православной культуры и отсутствием научно обоснованных педагогических подходов к введению в воспитательный процесс нравственно-ценного и эмоционально-образного художественного материала;

-несогласованностью между высоким воспитывающим потенциалом православной культуры и недостаточным его практическим применением, как средства актуализации эмоциональной сферы одаренного подростка.

С учетом выявленных противоречий, нами сформулирована проблема исследования: каковы теоретико-методические основания моделирования и формирования 4

духовно-нравственных ценностей в процессе воспитания одаренных подростков посредством православной культуры?

Цель исследования: научное обоснование, разработка и реализация модели формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания.

Объект исследования: процесс формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков.

Предмет исследования: модель и педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания.

Гипотеза исследования: формирование духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в ходе воспитания будет более результативным, при:

обогащении их культурного пространства элементами православной культуры, использовании ими духовно-нравственных эталонов Православия как нравственных ориентиров при решении жизненных проблем;

реализации разработанной, научно-обоснованной и экспериментально проверенной модели формирования духовно-нравственных ценностей;

выявлении и применении в ходе воспитания педагогических условий, способствующих формированию духовно-нравственных ценностей;

-определении критериев уровня сформированности духовно-нравственных ценностей.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили необходимость постановки и решения ряда взаимосвязанных задач исследования:

изучить современное состояние проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков;

определить этапы и структурные компоненты формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков;

-разработать и обосновать модель формирования духовно-нравственных ценностей одаренных подростков с использованием элементов православной культуры;

-выявить педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования духовно-нравственных ценностей одаренных подростков;

- определить критерии уровней сформированности духовно-нравственных цен
ностей у одаренных подростков.

Методологической основой исследования являются философская концепция взаимосвязи культуры и нравственного мира личности (Л. П. Буева, И. В. Ильенков, Г. С. Смирнов, А. К. Уледов и др.), аксиологический подход к воспитанию (А. Г. Здра-вомыслов, А. В. Кирьякова, В. Б. Ольшанский, Е. Н. Шиянова, В. А. Ядов и др.), лич-ностно-деятельностный подход к воспитанию (Л. С. Выготский, А. К. Маркова, Г. И. Щукина и др.), философско-богословские подходы к решению проблемы выбора методов, организации условий духовно-нравственного воспитания в коллективе (о. Александр Ельчанинов, митрополит Амфилохий (Радович), В. В. Зеньковский, И. А. Ильин, свт. Иоанн Кронштадтский, свт. Иоанн Златоуст, С. С. Куломзина, о. Сергей Четвериков, свт. Тихон Задонский, свт. Феофан Затворник и др.).

Теоретической основой исследования являются теория нравственного воспитания детей (Ш. А. Амонашвили, О. С. Богданова, В. А. Караковский, В. А. Сухомлинский и др.), теория развития личности в различных видах деятельности (А Г. Асмолов, Ю. К. Бабанский, Н. А. Томин, А. В. Усова, Н. М. Яковлева и др.), теория оптимизации воспитательного процесса (Ю. К. Бабанский, М. М. Поташник, В. А. Черкасов и др.), теория личностно-ориентированного образования культурологического типа (Е. В. Бондарев-ская, Е. О. Галицких, В. В. Сериков, И. С. Якимовская и др.), исследования процесса пра-

вославного воспитания нравственности в истории педагогики (Б. М. Бим-Бад, М. В. Богуславский, А. Ю. Гранкин, С. Ф. Егоров, П. Ф. Каптерев, В. О. Ключевский, Г. Б. Корнетов, Д. И. Латышина, Л. Н. Модзалевский, В. М. Пилипов, о. Теорий Флоровский и др.), исследования особенностей православной педагогики, ее принципов и содержания (И. М. Андреев, В. В. Зеньковский, о. Глеб Каледа, Б. Д. Лихачев, Н. Д. Никандров, Б. В. Ничипоров, А. И. Осипов, А. Б. Рогозянский, Т. В. Склярова, Л. В. Сурова, протоиерей Е. Шестун и др.), теория педагогического стиля и мотивационной деятельности.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использованы следующие методы исследования: теоретический анализ научно-педагогической литературы, моделирование; наблюдение, беседа, анкетирование и анализ продуктов деятельности, метод экспертных оценок, педагогический эксперимент, статистическая обработка полученных данных.

Опытно-экспериментальной базой исследования являлись муниципальное образовательное учреждение лицей «Синтон», муниципальное учреждение дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 2» г. Чайковский. Исследование проводилось с 2004 по 2010 гг. в три этапа.

На первом этапе (2004-2005 гг.) выявлялось состояние теоретических и практических основ воспитания одаренных подростков путем изучения и анализа философской, социологической, психолого-педагогической литературы, что позволило уточнить проблему, цель, гипотезу и задачи исследования. Проводилось обобщение опыта работы учебных заведений по содержанию духовно-нравственного воспитания учащихся.

Второй этап (2005-2008 гт.) включал экспериментальную работу по формированию духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков, проверку выдвинутых положений гипотезы исследования и анализ полученных результатов.

Третий этап (2008-2010 гг.) посвящен теоретическому обоснованию полученных эмпирических данных, уточнению теоретических и экспериментальных выводов и их сопоставлению с выводами других исследователей по затронутым вопросам, внедрению результатов в практику.

Научная новизна исследования заключается в:

-разработке теоретических оснований педагогически целесообразного осуществления процесса формирования духовно-нравственных ценностей одаренных подростков с использованием элементов православной культуры;

-определении основных этапов формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков с использованием элементов православной культуры, включающих знакомство с православной культурой (житие святых, иконопись, литература, музыка, архитектура, монастырь, его уклад и др.);

осознание духовно-нравственных ценностей православной культуры (любовь к людям, раскрывающаяся, как бесконечное терпение, умение прощать и опираться на лучшее в человеке);

усвоение духовно-нравственных ценностей православной культуры (вера, надежда, любовь);

обосновании необходимых и достаточных педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей одаренных подростков, включающих: тесное взаимодействие общеобразовательных школ, детских школ искусств и детских творческих коллективов в процессе воспитания; разработку и использование программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию, просвещению, образованию в традициях православной культуры; стимулирование субъектной позиции и актуализацию эмоциональной сферы одаренного подростка; дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанию одаренных подростков, позволяющие осуществлять воспитательный процесс целостно и динамично;

-доказательстве результативности формирования духовно-нравственных ценностей одаренных подростков с использованием элементов православной культуры.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что:

-разработана модель формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков с использованием элементов православной культуры, включающая цель, субъектов воспитательного процесса, этапы формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков, методологические подходы, принципы, педагогические условия, оценочно-результативный раздел;

- предложена система критериев показателей и уровней сформированное духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков, предусматривающая:

когнитивный критерий (достаточная полнота знаний и представлений о системе духовно-нравственных ценностей; умение выстраивать иерархию ценностей; наличие нравственно осмысленных суждений о цели и смысле жизни - о жизненном выборе и самоценности каждой личности; способность оценивать свои и чужие поступки с позиции приобретенных духовно-нравственных знаний);

эмоционально-ценностный критерий (способность искренне и бескорыстно относиться к людям, позитивное и адекватное отношение к жизненным трудностям; способность со-страдать, со-переживать, со-радоваться; умение контролировать и управлять своими эмоциями);

мотивационно-деятелъностный критерий (внутреннее побуждение к самовоспитанию и моральной рефлексии; сознательное выполнение установленного в данной деятельности порядка; применение нравственных норм в различных жизненных ситуациях).

Практическая значимость диссертации состоит в том, что разработана воспитательно-образовательная программа «И зазвучит душа» для учащихся детских музыкальных школ и творческих коллективов, факультативный программно-методический комплекс «Православная культура - духовная основа отечественной культуры» для одаренных учащихся 15-16 лет общеобразовательных школ, инновационная программа «Ежегодный фестиваль Православного искусства «Сретенье Господне»; педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков внедрены в воспитательный процесс МОУ «Лицей «Синтон», УДО «Детская музыкальная школа № 2» г. Чайковский, ЦДОД «Альтаир», г. Чернушка (Пермский край), МОУ ДОД «Центр эстетического воспитания детей» г. Ухта (Республика Коми). Программа обеспечена дидактическими материалами. Составлен и апробирован сборник сценариев воспитательных мероприятий.

Результаты исследования могут найти применение в системе подготовки н переподготовки преподавателей вузов, учителей школ, руководителей творческих коллективов, социальных педагогов. Разработанные воспитательно-образовательные программы, методические рекомендации к ним, сценарии могут также быть использованы студентами педагогических колледжей и вузов при подготовке к семинарским занятиям, выполнении контрольных, курсовых и дипломных работ.

Обоснованность и достоверность результатов, полученных диссертантом, обеспечиваются непротиворечивостью исходных теоретико-методологических позиций, включающих обращение к смежным отраслям знаний (философии, культурологии, социологии, психологии); соответствием методов исследования его объекту, предмету, цели и задачам; комплексной методикой исследования, включающей опытно-экспериментальную проверку гипотезы с последующим количественным и качественным анализом полученных данных (длительностью исследования, проводимого с учетом изменяющихся условий; репрезентативностью объема выборок; сопоставимо-

стью результатов теоретико-практического исследования с данными философских, культурологических, социологических и психолого-педагогических исследований).

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Формирование духовно-нравственных ценностей (любовь, способность к со
страданию, миролюбие, совестливость, послушание, терпение, уважительное отно
шение к окружающим) с использованием элементов православной культуры у ода
ренных подростков целесообразно осуществлять поэтапно:

-знакомство с православной культурой (житие святых, иконопись, литература, музыка, архитектура, монастырь, его уклад и др.);

- осознание духовно-нравственных ценностей православной культуры (любовь
к людям, раскрывающаяся, как бесконечное терпение, умение прощать и опираться на
лучшее в человеке);

-усвоение духовно-нравственных ценностей православной культуры (вера, надежда, любовь). Структура формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков посредством православной культуры представлена когнитивным, эмоционально-ценностным, мотивационно-деятельностным компонентами.

  1. Модель формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков с использованием элементов православной культуры основана на аксиологическом, культурологическом, личностно-ориентированном и деятельностном подходах к воспитательному процессу; принципах природосообразности, культуросообразно-сти, индивидуализации, эмоционально-ценностного наполнения воспитательного процесса, общественной направленности воспитания, положительного эмоционального фона педагогического процесса отражает специфику процесса формирования духовно-нравственных ценностей посредством православной культуры.

  1. Комплекс педагогических условий, способствующий формированию духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков, включает в себя: тесное взаимодействие общеобразовательных школ, детских школ искусств и творческих коллективов в формировании духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков; разработка и использование программно-методических материалов по духовно-нравственному воспитанию, просвещению, образованию в традициях православной культуры; стимулирование субъектной позиции одаренного подростка; актуализация эмоциональной сферы одаренного подростка; дифференцированный и индивидуальный подход к воспитанию одаренных подростков.

  2. Результаты формирования духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков оцениваются по следующим критериям:

- когнитивный (достаточная полнота знаний и представлений о системе духов
но-нравственных ценностей; умение выстраивать иерархию ценностей; наличие нрав
ственно-осмысленных суждений о цели и смысле жизни (о жизненном выборе и са
моценности каждой личности); способность оценивать свои и чужие поступки с по
зиции приобретенных духовно-нравственных знаний);

-эмоционально-ценностный (способность искренне и бескорыстно относиться к людям, позитивное и адекватное отношение к жизненным трудностям; способность со-страдать, со-переживать, со-радоваться; умение контролировать и управлять своими эмоциями);

- мотивационно-деятельностный (внутреннее побуждение к самовоспитанию и
моральной рефлексии; сознательное выполнение установленного в данной деятельно
сти порядка; применение нравственных норм в различных жизненных ситуациях).
Духовно-нравственные ценности в процессе воспитания одаренных подростков могут

быть сформированы на разных уровнях (низкий, средний, высокий), для установления которых, в качестве показателей взяты психолого-педагогические характеристики одаренной личности, объективно выражающиеся в отношениях, взаимодействиях, в поведении, суждениях, в деятельности подростков.

Апробация результатов исследования осуществлялась на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях (г. Пермь, 2004 г., г. Москва, 2009 г.; г. Чайковский, 2009 г.; г. Уфа, 2009 г.; г. Ижевск, 2008 г., 2009 г.; г. Омск, 2008 г.; г. Сыктывкар, 2009 г.), где получили положительную оценку. Материалы исследований отражены в 8 публикациях. Материалы исследования обсуждались также на городских семинарах-практикумах, совещаниях заместителей директоров школ города по воспитательной работе и были использованы преподавателями в практической деятельности для разработки рекомендаций по созданию и реализации педагогических условий формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся. Внедрение научных результатов осуществлялось в практической деятельности самого исследователя и педагогов муниципального образовательного учреждения «Лицей «Синтон», муниципального образовательного учреждения дополнительного образования «Детская музыкальная школа № 2 города Чайковский при разработке программно-методического комплекса «Православная культура - духовная основа отечественной культуры», воспитательно-образовательной программы «И зазвучит душа».

Струїстуря диссертации обусловлена задачами и логикой исследования и включает введение, две главы, заключение, библиографический список (204 наименований) и 6 приложений.

Похожие диссертации на Формирование духовно-нравственных ценностей у одаренных подростков в процессе воспитания