Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности Поздникина Наталья Николаевна

Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности
<
Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Поздникина Наталья Николаевна. Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2005 173 c. РГБ ОД, 61:05-13/1114

Содержание к диссертации

Введение

Глава I Научно-педагогические основы процесса формирования духовно-нравстаетшой воспитанности подростков во внеклассной работе 17

1 Характеристика содержания понятий; «ценности», «патриотизм», «культура», «нравственность», «духовность», «воспитание», «личность», «ценностная ориентация» и задачи духовно-нравственного воспитания подростков в процессе внеклассной работы 17

2. Педагогические условия формирования процесса духовно- нравственного воспитания подростков во внеклассной работе 42

3. Основные педагогические средства формирования процесса духовно- нравственного воспитания подростков во внеклассной работе школы 56

Выводы по главе I 89

Глава II Системное исследование процесса воспитания подростков во внеклассной работе с ориентацией на духовно-нравственные ценности 92

1. Основные формы и методы формирования процесса духовно-нравственного воспитания подростков во внеклассной работе 92

2. Опытно-експериментальная проверка адекватности системы педагогических средств задачам духовно-нравственного воспитания подростков в процессе внеклассной работы 110

3, Критерии оценки эффективности педагогических методов и средств духовно-нравственного воспитания подростков в процессе внеклассной работы 126

Выводы по главе II 137

Заключение 139

Библиография 144

Приложение 156

Введение к работе

Духовность и нравственность являются одними из самых высокогуманных и глубоких чувств, закрепленных веками и тысячелетиями у людей и воодушевляющих их на самоотверженную деятельность во имя интересов своей Родины, на благо своего народа.

События, явления и процессы последнего десятилетия уходящего века вызвали существенные изменения в социально-политическом и экономическом строе одного из крупнейших государств мира — России,

В настоящее время жизнь нашего суверенного государства проходит, по сути, в условиях всеобщего кризиса, который угрожает не только своей социально-политической и экономической стороной, но и, безусловно, своей самой опасной, представляющей угрозу для жизни людей — кризисом межнациональных отношений. Участившиеся кровавые межэтнические конфликты на границах России, национальный экстремизм, международный терроризм, угрозы новой мировой, ракетно-ядерной войны, — все это усиливает возросшую роль духовности и нравственности в общественной жизни, ибо центральная проблема наступившего третьего тысячелетия — сохранение мира, И это не случайно. В памяти людей навсегда остались первая мировая война, Великая Отечественная война, многочисленные межнациональные войны, принесшие страшные бедствия, моральные и физические страдания сотням миллионов людей на земле.

Таким образом, можно утверждать, что воспитание духовности и нравственности школьников является важнейшей педагогической проблемой в настоящее время. Современная школа должна ориентироваться на духовно-нравственные ценности, она должна прививать молодому поколению любовь к Родине, к своему народу, так как будущее в руках потомков и благосостояние любой нации, ее процветание, прогрессивное развитие зависят от эффективности духовно-нравственного воспитания молодежи. Справедливо отмечает президент РАО Н.Д. Никанд-ров, что патриотизм — категория нравственной ценности, которая во многом объясняет все другие ценности. Человек, лишенный патриотизма, легко продаст силы, ум и богатства страны тем, кто дороже заплатит, не задумываясь ни о своих сооте чественниках, ни о потомках [146].

Как известно, первой жертвой резких социальных переломов становится подрастающее поколение, главным образом, подростки, которые в силу своих психологических особенностей представляют одну из сложных возрасшых категорий. В условиях недостаточных экономических возможностей досуга, духовного дискомфорта, безнравственности большой части кино, видео, печатной продукции, подростки могут стать либо жертвами преступного мира, либо правонарушителями, поэтому работа школы, родителей и общественности должна быть организована таким образом, чтобы по возможности предотвратить подобные перспективы.

Необходимо отметить, что в современных условиях преобразования общества при наблюдающихся переоценке ценностей н ценностных ориентации существенно возрастает важность серьезного осмысления ценностей образования, прежде всего нравственных, где действенный гражданский патриотизм является одной из ведущих. Следовательно современная школа которая выполняет важнейшую задачу — формирование гражданского общества, должна воспитывать, в первую очередь, личность настоящего гражданина России. Как отмечает А.В. Подгорнов, российский гражданин — патриот должен иметь такие идеалы, как национальные российские культурные ценности; уважение культурных ценностей других народов; сочетание личных интересов (ценностных приоритетов) с общественными, государственными; гармония личных и общественных (коллективистских) целей деятельности; толерантность к ценностям других народов; адаптация к условиям социального развития общества; демократические ценности рыночных отношений» Далее автор указывает, что ценности выступают связующим звеном между культурой общества и духовным миром личности, т.е. между общественным и индивидуальным бытием. Поэтому в каждой личности существует своя система ценностей, которая выступает как внутренний стержень культуры [161],

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что истинный высоконравственный гражданин любит Отечество, предан ему, готов встать на защиту своей Родины, своего народа, принимает активное участие в культурном и экономическом развитии общества, бережет честь и достоинство Родины, имеет нравственную духовную и правовую культуру, чувство собственного достоинства, дисциплинирован, законопослушен, способен выполнять свои гражданские обязанио ста, трудиться на благо личности и общества, быть терпимым в межнациональных отношениях. Таким образом, воспитание подрастающего поколения с ориентацией на духовно-нравственные ценности является, на наш взгляд, залогом духовно-нравственной чистоты общества, его жизнеспособности и процветания.

Говоря о необходимости духовно-нравственного воспитания молодежи на современном этапе, нельзя не согласиться с такими авторами, как А.Д. Солдатен-ков, А.Б. Сурков, А.А. Остапец-Свешников и др., которые утверждают, что национально-нравственное сознание, являющееся в настоящее время наиболее важным элементом гуманитарной культуры, формируется, прежде всего, в процессе знакомства и осмысления окружающего мира, родной природы и людей, а также ознакомления с природой других стран, с культурой других народов. И наиболее эффективным средством подобного знакомства и осмысления, а также формирования духовно—нравственных чувств и убеждений, проявляющихся в практической деятельности подростков, является, на наш взгляд, система внеклассной деятельности. Важным составным элементом нашей системы является туристско-краеведческая деятельность.

Туристско-краеведческая деятельность гармонично сочетает в себе две стороны — туризм, как путешествие в свободное время, вид активного отдыха, средство оздоровления и краеведение, как изучение определенной части страны, области, района, города, деревни.

Как уже говорилось выше, туристско-краеведческая деятельность обладает огромными возможностями для воспитания подрастающего поколения. Анализ классического наследия (Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци, Ж-Ж. Руссо, К.Д. Ушинский, Л.Н. Толстой, А.С. Макаренко, СТ. Щацкий и др.) и современной психолого-педагогической литературы (А.Д. Солдатенков, А.Б. Сурков, А.А. Остапец-Свешников, И.Н. Пилат и др.) позволяет выделить такие социально-педагогически значимые функции туристско-краеведческой деятельности, как ознакомление с окружающим миром, его исследование; образовательная; воспитательная (воспитание духовности и нравственности, гуманного отношения к окружающей среде, эстетическое воспитание и т.д.); развивающая; приобщения школьников к духовным ценностям мировых культур, их сохранению и наследованию; физкультурно-оздоровительная; коррекционная (оказывает помощь в воспитании «трудных» школьников и детей с отклонениями в развитии); организационно-коммуникативная (способствует включению старшего поколения в воспитание молодежи); положительного эмоционального воздействия, проявляющаяся в результате участия в походе, экскурсии, экспедиции и т.п. Подводя итоги вышеуказанному, можно сделать вывод, что туристско-краеведческая деятельность, благодаря своему совместному характеру, большому познавательно-образовательно-воспитательному потенциалу, значительным возможностям формирования положительных эмоций, удовлетворения стремления подростков к передвижению, романтике, риску и пр., является одним из оптимальных видов педагогической работы, которая способствует возвращению ребенка в природу, естественному сближению с ней [117], а также формированию высоконравственной, открытой личности. Кроме того, туристско-краеведческая деятельность снижает отрицательные последствия учебных нагрузок и способствует сокращению времени «активного отдыха» в жизни подростков.

Не менее важным элементом системы внеклассной работы является, на наш взгляд, факультативное изучение предмета «Основы православной культуры» и посещение Воскресной школы. Почему мы считаем важным проводить такую работу с подростками? Всем нам известно кризисное положение в деле воспитания подрастающего поколения. Оно усугубляется развращающей деятельностью средств массовой информации и тем, что молодёжь оказалась лишённой нравственных и духовных ориентиров. Западные идеологи пропагандируют деятельность религиозных сект и течений с целью разделения русского народа, изменения его менталитета. Идеалы советской эпохи уже невозможно возродить. Казалось бы, потеряна духовная связь поколений. Неадекватное поведение в школьной среде стало реальностью, ведь в современном религиозно-индифферентном обществе процветает понятие полной свободы, а точнее вседозволенности.

В последнее десятилетие одним из направлений модернизации и реформирования современной школы является обновление содержания общего социально-гуманитарного образования, направленное, в частности, на преодоление негативных последствий отказа государства и школы в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. В современной России во всех слоях общества растёт интерес к духовно-нравственному, культурно-историческому наследию и православной культуре как его существенной части. Этот интерес формирует устойчивый социальный заказ на изучение православной культуры в системе образования. Образовательный запрос населения определяется законодательством РФ об образовании и правовыми условиями деятельности государственных и муниципальных общеобразовательных учреждений.

Факультативное изучение предмета «Основы православной культуры» и посещение Воскресной школы преследуют религиозно-познавательные и духовно-нравственные цели. В современной Воскресной школе, православной гимназии и на факультативах по православной культуре закладываются основы религиозно-церковных знаний.

На наш взгляд, только объединив силы государства, общественности, церкви и семьи можно преодолеть тяжёлый кризис, постигший нашу страну, ведь основная цель — укреплять единство, мощь, целостность, улучшать государство Россия через укрепление семьи, веры, и духовное и нравственное воспитание наших детей. Практический опыт показывает, что изучение православной культуры благотворно влияет на духовно-нравственный облик и помогает правильному духовному росту молодых людей.

Говоря о духовно-нравственном воспитании подростков в процессе турист-ско-краеведческой работы, следует отметить важную воспитательную роль общения в формировании личности подростка, так как оно является необходимым элементом, как образования, так и воспитания.

Как известно, в процессе воспитания человек усваивает определенные духовно-нравственные ценности, но подобное усвоение заключается не только в их осознании, а главным образом, в отождествлении как сущности личного «я», что не представляется возможным без убеждения, уподобления, которые осуществляются при помощи особых средств общения, личного примера, авторитета и т.п. Общение является не только средством передачи и обмена информацией, коммуникации членов коллектива, понимания себя и других людей, но и звеном общественного механизма воспитания, которое обеспечивает усвоение личностью нравственных ценностей коллектива и общества [16], которые составляют основу духовной жизни нации, становления и развития личности. В ряду таких важнейших понятий, которые должны быть закреплены в сознании молодежи, находятся: Родина, семья, родная природа, родной язык, вера, народ, история, духовная культура в целом. На это указывали К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, В А. Сухомлинский, М.С. Каган н многие другие- Причем действенный гражданский патриотизм — одна из ведущих нравственных ценностей.

В основе педагогических раздумий В А- Сухомлинского лежит идея развития нравственных начал личности школьника, всестороннее обогащение его духовного мира. «В детстве, — отмечает он, — начинается длительный процесс познания и умом и сердцем тех нравственных ценностей, которые лежат в общественной жизни общества: безграничной любви к Родине, готовность отдать жизнь за ее счастье, величие, могущество, непримиримость к врагам Отечества» [201-СЛ4].

Необходимо также отметить еще одно обстоятельство, которое имеет непосредственное отношение к проблеме духовно-нравственного воспитания и связано со специфическими особенностями общения. Экспериментально доказанным является тот факт, тго максимальная потребность и акгивность в общении наблюдается в возрасте от 12 до 17 лет. Именно в этом возрасте становится активнее духовней-личностное начало, которое является основой духовно-нравственной зрелости. Бесспорно, результаты общения школьного периода оказывают влияние на последующую жизнь молодых людей. Опытно доказанным является и тот факт, что не реализованные потребности в общении, также как и недостаточная акгивность в общении, оказывают негативное влияние не только на процесс жизнедеятельности человека, но и на его адаптацию в обществе, на характер его взаимоотношений, в том числе и межнациональных, с друпімн людьми, на приобщение к духовно-нравственным ценностям.

Таким образом, все вышесказанное, на наш взгляд, указывает на то, что фактор общения в процессе духовно-нравственного воспитания подростков имеет важное значение.

Рассматривая проблему духовно-нравственного воспитания подростков в процессе внеклассной работы, считаем также необходимым отметить, что формирование духовно-нравственных чувств и убеждений является длительным и сложным процессом, который, прежде всего, предполагает усвоение определенных знаний о духовности и нравственности, затем характеризуется отношением индивидуума к духовно-нравственным ценностям, после чего можно говорить о деятельности молодых людей, исходя из их ориентации на ценности духовности и нравст венности, усвоенные в результате внеклассной деятельности.

Обоснование актуальности темы исследования

Социально-педагогическая значимость проблемы духовно-нравственного воспитания молодежи обусловлена многолетними попытками насаждения идеологий, чуждых русскому национальному сознанию, построенных без опоры на духовно-нравственную культуру русского народа, основанных на гонениях ее лучших представителей, попрании духовных, национальных чувств русских людей, что в целом нанесло большой вред русскому национальному самосознанию. В настоящее время педагогической наукой осознается важность ориентации подрастающего поколения на духовно-нравственные ценности, изыскании наиболее эффективных средств генезиса развития личности подлинного российского гражданина, освоения духовно-нравственной культуры русской нации. Все более актуальной задачей становится установление психолого-педагогических условий и выработка научно-обоснованных методов и способов, обусловливающих практическое осуществление воспитания духовности и нравственности у подростков при современных гуманистических преобразованиях школьного образования.

Как известно, в период общественных преобразований обычно рушатся прежние ценности, наблюдается поиск новых духовно-нравственных ориентиров, что специфически акіуализирует необходимость сохранения и передачи молодежи основных национальных ценностей, отражающих рациональные представления об окружающем мире и исключающих кризисы в духовно-нравственном развитии личности, провоцируемые искажением сознания молодежи чужими нам образцами культуры, поведения.

На данном этапе развития общества все больше ощущается потребность российского государства гражданах» глубоко любящих свое Отечество» радеющих за его честь и достоинство ответственных за судьбу его народа, дисциплинированных, законопослушных, толерантных к ценностям многонациональной среды, стремящихся к сохранению жизнеспособности общества, его процветанию.

Следует заметить, что проблема духовно-нравственных ценностей, являющихся ведущими в развитии общества, представляет актуальность на протяжении многих столетий. Она привлекала внимание философов Древней Греции и Древне го Рима, нашла свое отражение в Библии и «Моральном кодексе строителя коммунизма», Нравственным ценностям уделяли внимание Сократ, Платон, Аристотель, Демокрит, Ж-Ж. Руссо, Д. Дидро, Я.А. Коменский, И.Г. Песталоцци. Первый в России педагогический журнал имел название «Патриот». О патриотическом и общественном воспитании писали ВА. Жуковский, Н.М. Карамзин, великий русский педагог К.Д. Ушинский, Ф.М. Достоевский, многие другие мыслители XIX века.

Гражданско-патриотическому, нравственному воспитанию посвящены исследования А.С. Макаренко, В.А Сухомлинского.

Политическая ситуация в мире отражается на направленности и характере педагогических исследований по вопросам духовно-нравственного воспитания. Новое политическое мышление в нашей стране смещает акценты на общечеловеческие ценности мирового сообщества, что неизменно требует новых подходов и новых источников культурного воспитания с опорой на обширный опыт исследований ученых—педагогов, а также с учетом обострившихся реальных проблем как в системе учебно-воспитательного процесса, так и в условиях демократического обновления общества в целом.

Общетеоретическая проблема гражданско-патриотического воспитания рассматривается в работах М.Р- Терентия, И.С. Марьенко, БХ Лихачева и др.

Психолого-педагогические особенности гражданско-патриотического воспитания как части нравственного воспитания подростков нашли глубокую и всеобъемлющую разработку в трудах JLC. Выготского, А.Н. Леонтьева, В А, Сластенина, СТ. Шацкого и др.

Существует обширная научно-педагогическая литература по военно-патриотическому воспитанию — А А. Аронов, В,Н. Волков, Н.М. Конжиев и др.

Различные аспекты туристско-краеведческой деятельности, гражданско-патриотического, нравственного, эстетического воспитания подростков исследуются в работах А.Д. Солдатенкова, Н.М.Сокольниковой, А.Б. Суркова, А А. Остап-ца-Свешникова, Т.И. Сущенко, И.Н Пилата, И.С, Марьенко и др., роль общения в процессе патриотического воспитания подростков — в работе ЭР, Багдасарова, ориентация подрастающего поколения на гражданско-патриотические ценности на современном этапе — в работе А.В. Подгорнова.

Анализ научно-педагогической литературы свидетельствует, что, несмотря на большое количество исследований, посвященных духовно-нравственному воспита нию школьников, далеко не все аспекты этой многогранной проблемы в достаточной степени решены.

Наше исследование посвящено обоснованию системы внеклассной работы и изысканию наиболее эффективных педагогических средств, способствующих духовно-нравственному воспитанию подростков. Очевидная социальная актуальность и педагогическая значимость проблемы определили выбор нами в качестве темы исследования: «Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности».

Противоречие — процесс духовно-нравственного воспитания школьников

должен включать в себя формирование духовно-нравственного сознания, развитие высоких духовно-нравственных чувств, выработку навыков и привычек, которые становятся постоянными чертами личности лишь в определенных условиях, в условиях активной систематической внеклассной деятельности, в условиях общественной и семейной жизни подростков.

В духовно-нравственном развитии личности сознательное и привычное выступают как две противоречивые стороны, и в то же время как неразрывные внутренне связанные между собой. В педагогической литературе высказываются разные точки зрения о первичности мотивации этих сторон.

Проблема диссертационного исследования — в современном мире по мере развития общества, личности, значительных государственно-политических и экономических изменений осознается необходимость ориентации молодежи на общечеловеческие, культурные и духовно-нравственные ценности. В этой связи возрастает важность духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения с учетом практических потребностей окружающей действительности, в том числе в процессе внеклассной работы. Возникает потребность в изучении особенностей и изыскании наиболее эффективных средств духовно-нравственного воспитания молодежи.

На наш взгляд, вышеизложенное в достаточной мере определяет научную проблему — формирование духовности и нравственности у подростков в условиях внеклассной работы, в условиях существенных государственно-политических преобразований.

Цель исследования — обоснование и экспериментальная проверка теоретических положений формирования духовно-нравственной воспитанности подрост ков в процессе внеклассной работы.

Под духовно-нравственной воспитанностью мы будем понимать сформиро-ванность качеств личности, составляющих духовно-нравственные ценности (стремление к практической общественно-полезной деятельности, устойчивые идеалы, сознательные духовно-нравственные чувства и убеждения, патриотическое отношение к своей школе и т.д.)

Объект исследования — учебно-воспитательный процесс в школе, ориентированный на формирование духовно-нравственных ценностей у подростков.

Предмет исследования — процесс формирования духовно-нравственной воспитанности подростков во внеклассной работе.

Гипотеза исследования. Воспитание подростков, ориентированное на духовно-нравственные ценности, будет успешным, если воспитательная деятельность внеклассной работы в школе будет строиться с учётом целенаправленности и взаимосвязи ее содержательных и процессуальных компонентов в системах:

— «педагоги — подростки», «подростки - подростки», «школа - семья - общественность»;

— процесс духовно-нравственного воспитания подростков выступает как часть целостного педагогического процесса школы, сохраняющая характерные свойства целого;

— духовно-нравственное воспитание является направленностью и конечной целью специально организованной внеклассной работы.

Сформулированные цель и гипотеза определяют необходимым решение следующих основных задач исследования:

1. Охарактеризовать содержание основных понятий: «ценности», «патриотизм», «нравственность», «духовность», их взаимосвязь и роль в формировании ценностной ориентации подростков в процессе внеклассной работы с учётом психофизиологических особенностей подросткового переходного возраста и соответствующей организации внеучсбной деятельности.

2. Выявить и описать педагогические условия, обеспечивающие эффективность формирования процесса духовно-нравственного воспитания подростков в системе внеклассной работы в школе.

3- Определить и практически проверить авторскую научно- георетическую модель системного подхода к формированию духовно-нравственной воспитанности и развитию личности подростков во внеклассной деятельности в школе, включающую формы и методы, систему педагогических средств и др.

4. Разработать критерии уровневой оценки духовно-нравственной воспитанности подростков в процессе внеклассной работы в школе.

Методологической основой исследования являются теоретические основы развития гуманистических н демократических традиций воспитания и образования подрастающего поколения; положения современной психолого-педагогической науки о духовно-нравственном воспитании школьников; системно-структурный, личностно-деятельностный подходы; теоретические положения о единстве деятельности и общения.

В процессе решения задач исследования и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

О теоретические — анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы по изучаемой проблеме, моделирование; О эмпирические — изучение и обобщение передового педагогического опыта в аспекте духовно-нравственного воспитания личности подростков в процессе внеклассной работы; анкетирование, тестирование, интервьюирование; экспертная оценка, анализ творческих работ, тестовых заданий, наблюдение, формирующий педагогический эксперимент, направленный на выявление роста духовно-нравственной воспитанности и развитие индивидуальной и общественной активности подростков в процессе внеклассной работы; О статистические — ранжирование, шкалирование, рейтинговая оценка, математическая и статистическая обработка полученных результатов исследования. Базой исследовании явились средние общеобразовательные московские школы № 479 им, маршала В.ИЧуйкова, № 1863 и гимназии № 1542,1520 г. Москвы, В экспериментах участвовали учащиеся от 5-го до 9-го классов, В качестае сравнительного анализа мы провели дополнительные исследования школьников 10-11-го классов с целью выявления роста духовно-нравственной воспитанности. Исследованием были охвачены более четырёхсот учащихся.

Этапы исследования. Исследование проводилось в несколько этапов. Первый этап — теоретический (1997 - 2000 гг.). Определены цели и задачи исследования; проведён теоретический анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы с целью определения общей концепции исследования.

Второй этап — экспериментальный (2000 - 2002 гг.). Проведена опытно-экспериментальная работа по выявлению роста духовно-нравственной воспитанно сти и развития индивидуальной и общественной активности подростков в процессе учебной и внеклассной работы; разработана авторская модель системного подхода к формированию духовно-нравственной воспитанности и развитию личности подростков во внеклассной деятельности общеобразовательной школы, построена теоретическая модель духовно-нравственного воспитательного процесса подростков, выявлены критерии уровневой оценки их духовно-нравственной воспитанности во внеклассной работе и обоснована педагогическая система воспитательных средств при выполнении данного вида деятельности.

Третий этап — обобщающий (2002 - 2004 гг.)- Завершена реализация экспериментальной технологии педагогической системы духовно-нравственного воспитания личности подростков в процессе внеклассной работы; обработаны и проанализированы экспериментальные данные; завершено литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования: 0 охарактеризованы социокультурные содержания основных понятий: «ценности «патриотизм», «нравственность», «духовность», «воспитание», «личность» с учётом ориентации на духовно-нравственные ценности в процессе внеклассной работы, исследована их взаимосвязь и роль в духовно-нравственном воспитании подростков; 0 разработана и апробирована авторская модель духовно-нравственного воспитательного процесса подростков во внеклассной деятельности общеобразовательной школы; 0 определены и экспериментально обоснованы уровни духовно-нравственной воспитанности подростков в процессе внеклассной работы в школе; 0 определены и обоснованы педагогические условия духовно-нравственного воспитания подростков средствами разнообразных форм внеклассной деятельности с учётом психофизиологических и возрастных особенностей, уровня знаний и общей подготовленности школьников к участию во внеклассной работе в школе (включение подростков во внеклассную деятельность с духов-по-нравственной направленностью, собственная активность подростков во внеклассной деятельности педагогическое взаимодействие всех субъектов воспитательного процесса и др). Теоретическое значение исследования: 0 разработана и апробирована авторская научно-теоретическая модель систем ного подхода к формированию духовно-нравственной воспитанности и развитию личности подростков,основанная на взаимосвязи форм и методов деятельности педагога-воспитателя, семьи и общественности в процессе воспитания, учёте объективных и субъективных, общественных и природных, внешних и внутренних факторов воспитательного процесса, обуславливающих духовно-нравственное формирование и развитие личности подростков, учёте их возрастного уровня, психофизиологических особенностей и соответствующей организации внеклассной работы; О раскрыты состав и структура содержательных и процессуальных компонентов процесса развития педагогической деятельности по духовно-нравственному воспитанию подростков в процессе внеклассной работы; О выявлены теоретические предпосылки для прогнозирования и оптимизации процесса духовно-нравственного воспитания подростков при использовании различных концепций построения учебно-воспитательных процессов. Практическая значимость исследования состоит в разработке и опытно-экспериментальной проверке теоретических положений формирования процесса духовно-нравственного воспитания подростков во внеклассной работе в школе.

Результаты проведённого исследования могут быть широко использованы в практике школ, гимназий; при разработке научно-методических рекомендаций по духовно-нравственному воспитанию и развитию личности подростков в процессе внеклассной работы.

Достоверность и надёжность полученных результатов обеспечены теоретико-методологической обоснованностью исходных параметров исследования, использованием комплекса методов, адекватных его задачам, представленностью опытно-экспериментальных данных, их сравнимостью с массовой педагогической практикой.

На зашнту выносятся:

1. Система целенаправленных педагогических средств (турнстско- краеведческая работа, педагогическое общение, педагогическая деятельность Воскресной школы и др-Х проверка ее эффективности и целесообразности использования в учебно-воспитательном процессе и внеклассной деятельности школы.

2. Авторская научно-теоретическая модель системного подхода к формированию духовно-нравственной воспитанности и развитию личности подростков.

Критерии уровневой оценки духовно-нравственной воспитанности школьни ков-подростков в процессе внеклассной работы школы.

Апробация в внедрение результатов исследования

Результаты проведённого исследования докладывались, обсуждались и получили одобрение на заседаниях кафедры педагогики МГОПУ им, МА. Шолохова, отражены в научных публикациях автора. Они внедрены в учебно-воспитательный процесс в средних общеобразовательных московских школах № 479 им. маршала В.И. Чуйкова» № 1863 и гимназиях № 1542 и 1520 г. Москвы,

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

В первой главе « Научно-педагогические основы процесса формирования духовно-нравственной воспитанности подростков во внеклассной работе» охарактеризованы содержания понятий: «ценности», «патриотизм», «нравственность», «духовность», «культура», «воспитание», «личность», «ценностная ориентация», исследована их взаимосвязь и роль в процессе духовно-нравственного воспитания личности подростка общеобразовательной школы в современных условиях. Разработаны педагогические условия и основные педагогические средства формирования и развития непрерывного духовно-нравственного воспитания подростков в педагогической системе воспитания при разнообразных видах и формах внеклассной работы.

Во второй главе «Системное исследование процесса воспитания подростков во внеклассной работе с ориентацией на духовно-нравственные ценности» разработана с применением системного анализа педагогическая система духовно-нравственного воспитания подростков. Обоснованы основные формы и методы формирования духовно-нравственной воспитанности подростков. Разработаны критерии оценки эффективности духовно-нравственной воспитанности школьников в процессе внеклассной работы. Опытно-экспериментальная работа проводилась в московских школах № 479 им. маршала В.И- Чуйкова, № 1863 и гимназиях № 1542, № 1520. В экспериментах участвовали учащиеся с 5-го по 11-е классы.

Характеристика содержания понятий; «ценности», «патриотизм», «культура», «нравственность», «духовность», «воспитание», «личность», «ценностная ориентация» и задачи духовно-нравственного воспитания подростков в процессе внеклассной работы

Сегодня мы переживаем момент, когда свобода обрушивается на человека поистине трагическим бременем ответственности за выбор ценностей и ориентиров не только для себя, но и для своих детей. Отказаться от этой ответственности немыслимо, принять её — значит взять на себя неисполнимые усилием одного человека обязательства. К счастью, отечественная культура предоставляет нам незыблемую опору — историческое наследие своих творцов, прославленных и забытых, осуществивших и не осуществивших свои планы, но искренне радевших за судьбу своей Родины-России. Что такое ценность? Само понятие ценности употребляется в современной педагогической и философской литературе в различных значениях. Осуществляя опыт понятийно-терминологического анализа необходимо указать на сложившиеся специфические подходы к определению ценности; — ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира; — ценность воспринимается как распространённый субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение; — ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами; — ценность ассоциируется с типом достойного поведения, с конкретным жизненным стилем. Ценность фиксируется и обозначается через определённые жизненные представления. Её содержание раскрывается с помощью конкретного комплекса идей [52]. Однако ценность не может быть отождествлена с идеей, так как между ними существует принципиальное различие. Идеи моїуг быть истинными и ложными, научными и религиозными, философскими или мистическими. Что же касается ценностей, то они тоже ориентируют человеческую деятельность в определённом направлении, однако не всегда с результатами познания. Люди знали давно, что у человека могут быть безмерно дорогие для него жизненные установки. Общепринятое слово, которое закрепляло бы данное понятие появилось только в XIX веке. Незыблемую сокровенную жизненную ориентацию философы называли ценностью. Это и есть то, без чего человек не мыслит полноценной жизни. Исследователи подразумевают под ценностью то, что свято для конкретного человека, что для меня лично. - - Ценности родились в истории человеческого рода как некие духовные опоры, помогающие человеку устоять перед лицом рока, тяжёлых жизненных испытаний. Человек соизмеряет своё поведение с нормой, идеалом, целью, которая выступает в качестве образца, эталона. Понятия «добро» или «зло», «прекрасное» или «безобразное», «праведное» или «неправедное» могут быть названы ценностями а связанные с ними взгляды, убеждения людей — ценностными идеями, которые могут оцениваться как приемлемые или неприемлемые, оптимистические или пессимистические, активно-творческие или пассивно-созерцательные- Именно в этом значении те ориентации, которые обусловливают поведение, называют ценностными. Ценности далеко не всегда находят прямое отражение в социальной практике. Скажем, индивид воспринимает доброту как безоговорочную ценность, однако реальных добрых поступков не совершает. Тогда можно ли видеть специфику ценности как компонента культуры? На наш взгляд, ценность выражает человеческое измерение культуры, воплощает в себе отношение к формам человеческого бытия, человеческого существования. Она как бы стягивает всё духовное многообразие к разуму, чувствам и воле человека. Таким образом, ценность-это не только «осознанное», но и жизненно, экзистенциально прочувствованное бытне. Она характеризует человеческое измерение общественного сознания, поскольку пропущена через личность, через её внутренний мир-Процесс смены ценностей, как правило, длителен. К тому же ценностные ориентации могут возрождаться, обретать новое звучание в другой эпохе. С этой точки зрения культура человечества обладает неким фондом абсолютов и святынь. По мнению П.Г. Гуревич, культура во многом архетнпна, так как она постоянно воспроизводит определённые жизненные ситуации, с которыми люди встречаются во все времена. Речь идёт о проблемах долга, любви» жертвы, трагедии, героизма, смерти. Разумеется, поведение человека в этих ситуациях далеко не одинаково. Каждая культура несёт на себе отпечаток ценностно-нравственного ядра [52]. Каждый человек придаёт выбранным ценностям различную значимость» то есть выстраивает в определённой иерархической системе. Существуют ли вечные ценности? Некоторые святыни сопровождают историю человеческого рода от его истоков- Эти ценности сохраняют в себе статус всечеловеческого. святость жизни, достоинство свободы, величие любви, лучезарность истины, немеркнущий свет красоты, неиссякаемый исток добра... Истина, Добро, Красота. Вера, Надежда, Любовь. В этих двух триадах испокон веков воплощалась идея высших духовных ценностей человека. Религиозные философы А. Бергсон» Н. Бердяев, Ж. Маритен, СМ. Соловьёв, П. Флоренский, К. Ясперс считали религию высшей духовной ценностью [134]. Общечеловеческие ценности предполагают сохранение совокупного духовного опыта. Общечеловеческие ценности предполагают осмысление единства рода человеческого. К святыням человеческого рода относится, например, сократовское триединство Истины, Добра, Красоты. Эти абсолюты отражают достояние всего человеческого рода. Не теряет своего значения рожденная в античности идея демократии. В философской и педагогической литературе часто культивируется мнение о том, что основой патриотического воспитания молодёжи РФ должны стать общечеловеческие ценности. Многае сторонники «общечеловеческих ценностей» используют этот термин, не задумываясь над его смыслом. Русские национально-духовные ценности и есть тот фундамент, на котором должно стоять российское общество. Западные идеологи «общечеловеческих ценностей» утверждают, что права и жизнь человека имеют абсолютное значение, а значит должны служить основой «общечеловеческих ценностей». С. Новохатский считает, что право на жизнь, как и все остальные права, не могут иметь абсолютного значения, потому что большая часть мира живет не по западным стандартам. У многих народов права и законы являются лишь частью образа жизни наряду с традициями, обычаями, нравами. Более того, права в абсолютном значении не могут быть духовными ценностями, так как они взращивают в душе человека эгоизм, себялюбие, крайний индивидуализм, в конечном итоге насилие.

Педагогические условия формирования процесса духовно- нравственного воспитания подростков во внеклассной работе

Воспитание подрастающего поколения как формирование гармонично развитой общественно активной личности составляет одну из главных задач современного общества- Формирование духовно развитой и нравственной личности в процессе исторического развитая общества не совершается автоматически. Для этого требуются усилия людей, которые направляются на создание материальных возможностей, объективных социальных условий и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека.

В этом двуедином процессе, при обеспечении материальными и духовными ресурсами общества, происходит реальная возможность развития человека как личности. Однако, наличие объективных условий ещё не решает задачу формирования духовно развитой личности подростка. Необходима ещё организация базирующейся на знании н учёте объективных закономерностей развитая личности подростка, педагогической системы воспитания, которая служит всеобщей и необходимой формой этого развития. Цель воспитательной системы заключается в том, чтобы каждого растущего подростка сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития школьников, но и развития их творческого потенциала, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, развития образа мышления, развития отношений, духовно-нравственных чувств и взглядов, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, способности быть субъектом общественных отношений, готовности участвовать в социально необходимой деятельности.

Личность человека формируется и развивается в результате воздействия многочисленных факторов, объективных и субъективных, общественных и природных, внешних и внутренних, зависимых и независимых от воли и сознания людей, действующих стихийно или согласно определённым целям.

Необходимо отметить, что в настоящий период особенностью развития российской системы образования является её модернизация и реформирование, которые вызваны большими изменениями в духовной, социально-политической и экономической сферах жизни общества в последнее десятилетие. В условиях демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама личность стремилась быть духовно-нравственной, чтобы она, личность, соблюдала все духовно-нравственные нормы, правила и положения не под действием внешнего контроля или принуждения, а в силу внутреннего влечения к Добру, справедливости, благородству. Духовность и нравственность выступают в качестве духовно-нравственного императива личности, а внутренние побудительные силы — как общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения и идеалы А.С. Макаренко большое значение придавал поступку воспитанника наедине с собой, тому как ведёт себя воспитанник, когда не испытывает контроля со стороны. О его духовно-нравственной воспитанности можно судить лишь тогда, когда он ведёт себя по внутренним убеждениям, когда в качестве контроля выступают его собственные взгляды и убеждения.

Развитие и обогащение таких нравственных взглядов и убеждений, духовных качеств и соответствующих им привычек поведения у подростков и составляет сущность духовно-нравственного воспитания.

Какова специфика воспитательной работы в этом направлении, ее внутренние и внешние механизмы, какие необходимы педагогические условия и обстоятельства, при которых можно ожидать эффекшвного формирования духовно-нравственной воспитанности подростков?

Педагогические условия можно определить как обстоятельства процесса духовно-нравственного воспитания, которые обеспечивают достижение заранее поставленных педагогических целей [149].

Рассматривая в параграфе 1 содержание и задачи духовно-нравственного воспитания подростков во внеклассной дезггельности, нами было отмечено, какие отношения должны быть направлены на формирование у личности подростка духовно-нравственных качеств — это любовь к своей Родине, своему родному краю, родной природе, отношение к духовным традициям Отечества, к культурно-историческим, духовным ценностям, к труду, к людям, к материальным ценностям и др.

По нашему мнению, можно говорить о создании педагогических условий, педагогических воздействий, предпосылок для духовного воспитания личности подростка, когда они напрямую связаны с её нравственностью, образованностью, культурой. При этом подросток не должен быть поставлен в условия так называемой «абсолютной свободы», а точнее анархии выбора. Иерархическое построение духовной сферы личности ученика-подростка, ясное представление приоритетов может быть достигнуто только в условиях, согласованного с миром, с социальной реальностью образования. Реальность не должна пониматься как сиюминутная данность. При этом учет глубин исторического опыта, построение преемственности от прежних поколений к нынешним и наличие, пропаганда вечных национальных ценностей, истин — необходимые условия духовного воспитания новых подрастающих поколений.

Основные формы и методы формирования процесса духовно-нравственного воспитания подростков во внеклассной работе

Важным требованием современного этапа научно-педагогического прогресса при исследовании изучаемого объекта является применение системного анализа или подхода. При этом изучаемый объект рассматривается во всем многообразии его свойств и функциональных показателей. Методологической основой системного анализа является всеобщий закон динамического единства материального мира, учение о взаимодействии и взаимообусловленности всех явлений в природе и обществе.

Педагогическая система воспитания шкоды или отдельный воспитательный процесс при системном анализе могут быть представлены как сложные, многоуровневые динамические системы, имеющие иерархическую структуру. Рассмотрим процесс духовно-нравственного воспитания подростков в школе в тесном взаимодействии с внеклассной работой с позиций системного подхода в педагогической системе «педагог - воспитатель - школьник-подросгок - педагогические условия - педагогические средства - общественная среда» (ПВ ШП - ПУ - ПС ОС).

В представленном воспитательном процессе решающая роль принадлежит педагогу-воспитателю, классному руководителю. На формирование сознания и поведения учеников-подростков огромное влияние оказывает помимо всего прочего и личный пример воспитателей. Никакие слова педагога не могут дать такого ясного представления о правилах поведения, как его поступки и действия. Подростки постоянно наблюдают, как педагог держится на уроке, во внеклассной работе и в жизни, как он одет, как обращается с окружающими em людьми. Их интересует, как он откликается на то или иное событие, как относится к своим обязавностямОсобенно высоко ценится в воспитателе цельность характера, требовательность к себе и другим, упорство и настойчивость в достижении поставленной цели. Педагогическая и воспитательная деятельность педагога-воспитателя характеризуется большой сложностью, широким методическим разнообразием и требует глубокого осмысления возлагаемых на него воспитательных задач и педагогических функций.

Определяющее влияние на ход воспитания и работу педагогической системы в целом оказывает второе звено системы — школьник-подросток — развивающая ся и формирующаяся личность, находящаяся под постоянным влиянием разнообразных средств педагогического воздействия со стороны учителей, а также сверстников, семьи и общественности, с присущими ей психофизиологическими, психовозрастными и наследственными особенностями.

На примере жизни замечательных людей нашей Родины, своего края подростки накапливают собственный опыт духовно-нравственных поступков, которые, повторяясь, превращаются в убеждения. Но прежде чем воспитывать те или иные качества, необходимо заставить подростка поверить в себя, если не будет такой веры, то никакие положительные примеры не помогут ему, Вера в себя укрепляется при успехах в школьной и внешкольной деятельности и положительном отношении к личности коллектива, укрепляется положительными оценками педагога и родителей. Кроме того, в укреплении уверенности подростка в себе имеет большое значение самоодобрение. Подбадривание себя примерами достижений других должно сочетаться с воспроизведением из собственной жизни тех случаев, когда в трудных условиях были достигнуты успехи, благодаря твердости и настойчивости [92].

Третье звено педагогической системы — это педагогические условия, при которых успешно формируются и проявляются чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и укрепляется воля, что в совокупности и характеризует те или иные духовно-нравственные качества подростков. Без хорошо организованной школьной и внешкольной деятельности и её умелого педагогического стимулирования нельзя эффективно формировать духовно-нравственные качества подростков. Из этого важного условия следует: для того чтобы формировать у подростковой личности духовно-нравственные отношения, необходимо включать её в соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и воспитания этих отношений. В процессе опытно-экспериментальной работы подтвердилось предположение, что осознанные духовно-нравственные чувства и убеждения наиболее успешно формируются, проявляются, закрепляются и становятся постоянными чертами личности подростка лишь в определённых условиях, Обьективные духовно-нравственные отношения складываются и существуют в условиях активной систематической внеклассной деятельности, в условиях общественной и семейной жизни подростков. Вовлечение подростков в активную внеклассную деятельность дало возможность поставить их в условия ответственной зависимое не только перед товарищами, педагогами родителями, но и перед общественностью, что имело большой воспитательный эффект.

Педагогические условия для духовного воспитания личности напрямую связаны с её нравственностью, образованностью, культурой, ориентированны на куль турно-исгорические, национальные и духовно-нравственные ценности России,

Четвёртое звено системы — педагогические средства формирования духовно-нравственной воспитанности подростков во внеклассной работе. В реальных условиях при формировании процесса воспитания решающее значение имеет не логика отдельных, разрозненных средств воспитания, а гармонично организованная их система. Вся многообразная внухриклассная и внеклассная и внешкольная работа, её содержание, формы и методы должны иметь духовно-нравственную направленность и способствовать развитию и становлению личности подростка.

Опытно-експериментальная проверка адекватности системы педагогических средств задачам духовно-нравственного воспитания подростков в процессе внеклассной работы

Работа по духовно-нравственному воспитанию в московской школе № 479 имени маршала В .И. Чуйкова, дважды Героя Советского Союза, начала активно проводиться с 1974 года. В школе по инициативе маршала силами самих учащихся, учителей и администрации школы при поддержке общественности был создан музей боевой славы 62-8-й гвардейской ордена Ленина армии. Под непосредственным руководством и активном участии маршала В.И. Чуйкова, командира 62-8-й гвардейской ордена Ленина армии, друга, наставника школы № 479 собирался материал, обсуждался план размещения экспозиции.

Проводя работу по созданию музея, школьники собирали архивные материалы, фотографии, материальные предметы, посещали краеведческие музеи, вели переписку» ходили в туристско-краеведческие походы, ездили в экспедиции, на экскурсии, разыскивали героев войны, организовывали встречи с ними, беседовали со многими интересными людьми, оформляли стенды.

Музей был открыт в 1977 году. В музее отражены: боевой путь армии от Сталинграда до Берлина, оборона Сталинграда, деятельность Волжской военной флотилии, боевой путь соединений и частей, входивших в состав армии, трудовой путь ветеранов в послевоенные годы.

В музее собрано более 1000 экспонатов (обмундирование воинов, амуниция, фотографии, альбомы, воспоминания фронтовиков, книги, сувениры, карты и схемы боевых операции, оружие с мест боев 8-й гвардейской армии).

В музее проводятся уроки истории, уроки мужества, встречи с ветеранами, классные часы, экскурсии для учащихся школы и округа, их родителей, ветеранов г. Москвы, жителей района «Кузьминки», экскурсии проводят учащиеся школы.

Некоторые материалы, хранящиеся в музее, были использованы московскими писателями в своем творчестве. Часть воспоминаний фронтовиков и экспонатов школьный музей передал в фонды музея Отечественной войны на Поклонной горе-Музей неоднократно награждался Управлением народного образования, Московским комитетом ветеранов войны, участвовал в смотрах-конкурсах района, города и занимал призовые места. В 1995 году музей был награжден дипломом лауреата смотра-конкурса работы общеобразовательных учреждений по духовно-патриотическому воспитанию учащихся, музею был присвоен стаїус «Шкальный музей» Работа музея вызывает глубокий эмоциональный отклик у учеников и является благоприятной основой для зарождения и развитая высоких духовно-нравственных и гражданско-патриотических чувств.

По инициативе и при активном участии маршала В Л. Чуйкова в школе создай постоянно действующий Совет наставников и ветеранов 62-8-й гвардейской армии. В классах работают представители от каждого совета дивизии и ветеранской группы, входящие в состав Совета ветеранов армии. Ветераны-наставники активно участвуют во всех классных мероприятиях, а также проводят беседы, уроки мужества.

Введенное наставничество оправдало себя: это постоянная н конкретная помощь в воспитании учащихся, это живая связь поколений.

Совет ветеранов армии с активом школы регулярно проводят совместные встречи ветеранов армии, учащихся и учителей в дни, посвященные датам Сталинградской и Московской битвам, Дню Защитника Отечества, Дню Победы, различным юбилейным датам освобождения городов по боевому пути армии, конкурсы военных песен, смотра строя и песни, праздники первого и последнего звонков и т.д.

При содействии маршала В.И. Чуйкова на территории школы в 1979 года при участии ветеранов армии, учащихся, учителей был снят фильм «Клуб фронтовых друзей» из цикла «Победители», который неоднократно показывался по Центральному телевидению. Тогда же им под окнами школы была посажена береза, о чём свидетельствует памятная доска»

Распоряжением Совета Министров РСФСР №450-Р от 20.04.90г. школе № 479 присвоено имя дважды Героя Советского Союза маршала В.И. Чуйкова.

Важными воспитательными средствами духовно-нравственного воспитания подростков являются встречи и беседы с ветеранами Великой Отечественной, Афганской Й Чеченской войн» с воинами Российской Армии с известными людьми своего края, России. Ценность этой формы работы состоит в том, что в процессе

таких встреч, бесед подростки имеют возможность непосредственного общения с героями страны и лучшими людьми родного края, России, что, несомненно, влияет на эмоционально-чувственную сферу личности подростка, которая в силу особенностей подросткового возраста, является определяющей в формировании духовно-нравственных отношений. Пример жизни граждан края, Родины вызывает у подростков стремление стать похожими на этих благородных людей, воспитывать у себя высокие духовные и нравственные качества» выявить свои недостатки и искоренить их. Но прежде чем подросток начнет воспитывать в себе те или иные моральные качества, педагогу-воспитателю необходимо заставить его поверить в свои силы, тогда процесс самовоспитания будет успешным. ВА_ Сухомлинский писал: «Раскрывая величие моральных, политических идей, я как огня боялся, чтобы даже между строками моего рассказа подростки не прочитали укора: настоящие люди поступают вот как, а вы совсем по другому.. , Даже намек на это ведет к тому, что духовная деятельность, без которой невозможно формирование идеала, останавливается; в юном сердце рождается неверие в собственные силы, возникает страшная немощь души — ощущение собственной никчемности, бесплодности усилий, направленных на самовоспитание, недоступности идеала.,. Духовное богатство немыслимо без чувства собственного достоинства. Яркий образ идеальной жизни, красоты морального подвига должен не ослеплять подростка, а освещать ему путь, высвечивать все доброе и все дурное в его собственном сердце» [198, -С249].

Встречи с сотрудниками правоохранительных и судебных органов, представителями исполнительной и законодательной властей, проведение политинформаций, работа школьной библиотеки, разнообразных клубов учащихся, читательские конференции, литературные и исторические вечера, викторины, брейн-ринги также являются эффективными средствами духовно-нравственного воспитания подростков.

Похожие диссертации на Воспитание подростков в процессе внеклассной работы с ориентацией на духовно-нравственные ценности