Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе Полякова Людмила Викторовна

Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе
<
Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Полякова Людмила Викторовна. Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2004 241 c. РГБ ОД, 61:04-13/2684

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Научные основы формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в учебном процессе 14

1. Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема 14

2. Формирование готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников как один из аспектов нравственного воспитания 30

3. Основные условия формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников 59

4. Возможности учебного процесса для формирования готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности. 75

5. Модель формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в учебном процессе 96

ГЛАВА 2. Содержание, организация и анализ опытно-экспериментальной работы по формированию готовности к саморазвитию нравственных черт личности у младших школьников в учебном процессе 107

1. Отношение учителей начальных классов к формированию готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе 109

2. Представление современных младших школьников о нравственных качествах личности 115

3. Методика формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в учебном процессе 133

4. Эффективность реализации методики формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в учебном процессе 161

Заключение 176

Список литературы 181

Приложение 202

Введение к работе

Актуальность и постановка проблемы исследования.

Проблема нравственного воспитания решалась на теоретическом и практическом уровнях во все времена. Мыслители и педагоги прошлого указывали на значение нравственного воспитания. В этом плане весомы труды Платона, Аристотеля, И.Канта, Я.А.Коменского, Дж.Локка, А,Н. Острогорского, Ж-Ж Руссо и др. Происходящие изменения в современном общественно-экономическом укладе нашей страны требуют не только высокообразованных людей, но и людей обладающих чувством социальной ответственности, умеющих ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся окружающем мире, не теряя при этом уважения к самому себе. Однако уровень нравственности современного общества свидетельствует о глубоком кризисе в нравственном сознании, переосмыслении и поиске нравственных ценностей. Подрастающему поколению сложно выработать для себя нравственные критерии и идеалы без целенаправленной, глубокой работы всего общества, семьи и школы, направленной на их нравственное становление. Одной из актуальных задач нравственного воспитания является задача формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у детей и подростков, так как каждому человеку необходимо в процессе своего становления выйти на уровень самовоспитания и самосовершенствования. Под готовностью к саморазвитию нравственных черт личности в данном исследовании понимается функциональное состояние личности, которое складывается из следующих компонентов: рефлексии и положительного образа «Я», реально-действующих нравственных мотивов и установки на делание добра бескорыстно.

Современная российская школа вновь возвращается к глубокому и всестороннему решению проблем нравственного воспитания, которое необходимо осуществлять как в учебном процессе, так и во внеучебной деятельности.

Одним из сензитивных периодов нравственного воспитания является младший школьный возраст. Дети 6-10 лет очень восприимчивы к воздействию на их сознание, чувства и поведение. Для них пока остается достаточно значимой фигурой любой взрослый человек, особенно родители и учитель.

Кроме того, содержание обучения в начальной школе несет в себе значительный потенциал нравственных идей и ценностей.

Анализ психолого-педагогической литературы и педагогической практики позволяет констатировать, что на современном этапе развития педагогики недостаточно разработан вопрос о формировании готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в учебном процессе. Ребёнок проводит в школе большой промежуток времени, за этот период он получает не только знания, но и приобретает жизненные навыки общения и поведения. Уже в начальной школе ученик может попасть под негативное влияние как взрослых, так и одноклассников, образец поведения которых противоречит нравственным ценностям. Поэтому необходимо формирование такого человека, который смог бы самостоятельно противостоять внешним влияниям, принимать нравственные решения и поступать в соответствии с ними.

Разные аспекты нравственного воспитания школьников рассматривались в работах Н. И.Болдырева, И.А.Каирова, Ф.И.Кадол, А.В.Калаева, Г.М.Коджаспировой, Н.Д.Левитова, И.С.Марьенко, И.Ф.Свадковского, Н.Л.Селивановой, В.ІХСозонова, В.А.Сухомлинского и др. Вопросами нравственного воспитания в учебной деятельности занимались М.Н.Аплетаев, Н.П.Дмитракова, Х.ЙЛийметс, Б.Т.Лихачёв, ИСМарьенко. Учебный процесс как основа не только для решения интеллектуальных задач, но и для нравственного становления личности, совершенствования её качеств, рассматривались в работах психологов Б.Г.Ананьева, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, В.Н.Мясищева, С.Л.Рубинштейна, П.МЯкобсона; психологическая сущность качеств младших школьников анализировалась в работах Л.И.Божович, А.А.Люблинской, Л.С.Славиной. Нравственные представления младших школьников о товариществе и справедливости исследовали О.С.Богданова и В.И.Петрова. Изучению нравственных представлений младших подростков посвящено исследование Е.В.Соловцовой. Зарождение моральных качеств и устойчивых черт характера изучал Б.О.Николаичев. Формирование нравственной сферы личности школьника в игровой и учебной

6 деятельности рассматривала А.ИЛипкина. Обращение к прогрессивным национальным традициям на уроках осветила В.И.Новикова

Феномен готовности в научной литературе изучался с разных позиций: как определенное функциональное состояние проанализировали (А.В. Запорожец, Н.Д.Левитов, Л.С. Нерсесян, А.В.Петровский, В.Н.Пушкин, и др.); как подготовленность к деятельности (М.И.Дьяченко, Л. А.Кандыбович, В.А.Крутецкий, И.С.Марьенко, В.А.Пономаренко, А.Ц.Пуни, В.М.Соколов и др.). В результате и структурные компоненты готовности представлены с разных позиций.

Многообразные аспекты саморазвития разрабатываются такими исследователями как: О.С.Газман, СБ.Елканов, А.И.Кочетов, Ю.А.Миславский, В.И.Слободчиков, Г.А.Цукерман, И.С.Якиманская. Структурные элементы процесса саморазвития описали Н.Б.Крылова, Л.Н.Куликова, А.В.Машляковская, Л.И.Рувинский, Г. А.Цукерман, И.С.Якиманская и др.

Анализ состояния проблемы формирования готовности к саморазвитию нравственных черт личности позволяет констатировать ряд противоречий: между новой целью нравственного воспитания и прежними средствами, формами и методами нравственного воспитания; между целью и сложившимися стереотипами педагогической деятельности; между безнравственным воздействием среды и несформированной способностью у детей и подростков к противодействию; между социальным запросом на формирование готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников и неразработанностью психолого-педагогических условий и научно-методических разработок. Учитель начальной школы, как правило, является для ребёнка примером, образцом поведения, именно он может заложить базу, необходимую для дальнейшего нравственного саморазвития. Всё это убеждает в необходимости целенаправленной и серьёзной работе по формированию готовности личности к саморазвитию нравственных черт именно в начальной школе.

Социальная значимость и недостаточная теоретическая разработанность проблемы позволили сформулировать тему исследования: «Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе».

Проблема исследования: каковы пути и педагогические условия, обеспечивающие формирование готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в учебном процессе.

Цель исследования — выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить условия формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в учебном процессе.

Объектом исследования выступает нравственное воспитание младшего школьника в учебном процессе, а его предметом — процесс формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в учебном процессе.

В основу исследования была положена гипотеза: процесс формирования готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе будет продуктивным при следующих условиях: воспитательное взаимодействие учителя с учащимися ориентировано на формирование у детей потребности в нравственном саморазвитии и носит выраженный гуманистический характер, а учитель выступает нравственным образцом в глазах учащихся; для формирования у учащихся представлений о нравственных качествах личности, его умений оценивать нравственные поступки и действия сверстников, взрослых людей, будут использованы все возможности, заложенные в содержании и организации учебного процесса в начальной школе, и приобретённые знания реализуются в совместной деятельности, вызывающей у школьников положительный эмоциональный отклик; формирование нравственного сознания осуществляется на основе единства интеллектуального, эмоционального, поведенческого и ценностного компонентов; если закладываются основы готовности к обобщённо-рефлексивной самооценке, позволяющей учащимся адекватно определить свой нравственный уровень и в ближайшей перспективе прогнозировать свои действия в ситуациях нравственного выбора; учащимися усваиваются начальные умения социальной перцепции.

В соответствии с проблемой, целью, предметом и гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

Определить теоретические основы, возможности и пути формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников.

Разработать показатели и выявить уровни сформированности готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников, исходя из теоретического анализа особенностей и возможностей этого возраста.

Экспериментально проверить эффективность разработанной Модели формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников.

Подготовить научно-методические рекомендации по формированию готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников.

Методологическую основу исследования составляют положения философской и педагогической антропологии о человеке как о высшей ценности общества и субъекте избирательных отношений; о личности как совокупности социально-ценностных отношений. Исследование опиралось на личностно-ориентированный подход в образовании (Е.В.Бондаревская, О.С.Газман, В.С.Ильин, А.И.Савостьянов, В.В.Сериков, И.С.Якиманская и др.), целостный подход (МН.Аплетаев, Н.Л.Селиванова, С.В.Черенкова и др.), деятельност-ный подход (Б.Г.Ананьев, Л.И.Божович, Л.С.Выготский, А,Н.Леонтьев, Б.Т.Лихачев, И.СМарьенко, С.Л.Рубинштейн и др.), гуманистический подход (Ш.А.Амонашвили, В.А.Сухомлинский и др.).

Для решения поставленных задач и проверки исходных предположений использовался комплекс методов исследования: теоретического анализа (индукции, дедукции, анализа и синтеза, сравнения, сопоставления, абстрагирования, моделирования); педагогическое наблюдение; опросно-диагностические методы (анкетирование, беседы); опытно-экспериментальная работа, включающая констатирующий, формирующий и контрольный этапы; количественные методы.

9 Научная новизна исследования: обосновано значение формирования готовности к саморазвитию нравственных черт личности у младших школьников в учебном процессе и введено понятие «готовность к саморазвитию нравственных черт личности»; выявлены своеобразие и предпосылки её формирования в младшем школьном возрасте; разработана и описана Модель формирования готовности к саморазвитию нравственных черт личности у младших школьников в учебном процессе, содержащая следующие основные блоки: нравственная культура младших школьников; готовность к саморазвитию нравственных черт; личность учителя в процессе формирования готовности к саморазвитию нравственных черт; учебный процесс в системе формирования готовности к саморазвитию нравственных черт личности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: раскрыта сущность понятия готовность к саморазвитию нравственных черт личности; обоснованы и проверены условия формирования готовности к саморазвитию нравственных черт личности у младших школьников в учебном процессе; раскрыты уровни сформированности готовности к саморазвитию нравственных черт личности у младших школьников в учебном процессе и критерии их определения; теоретически обоснована Модель формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в учебном процессе

Практическая значимость исследования состоит в том, что оно даёт возможность на основе научно-обоснованных рекомендаций осуществлять формирование готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в учебном процессе. Разработанные материалы по проблеме исследования и программа спецкурса, могут быть использованы в практике общеобразовательных школ, в системе повышения квалификации и в процессе профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов.

Апробация и внедрение исследования. Основные результаты исследования нашли отражение в научных статьях и докладах. Они получили одобрение на межвузовских научно-практических конференциях в Московском городском педагогическом университете «Учимся мастерству» (2002), «Методология и технология воспитания и проблемы подготовки учителя» (2002), «Асоциальное в жизни общества: междисциплинарный аспект» (2003), «Ступени мастерства» (2003). Ход и результаты исследования обсуждались на кафедре педагогики и психологии начального образования; изложены в семи публикациях автора по теме диссертации; обсуждались на заседаниях педагогического совета, методических объединений учителей начальных классов, родительских собраниях в общеобразовательной школе №1948 и НОУ «лицее Москвич» г. Москвы. На основе материалов диссертации прочитан спецкурс «Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе» для студентов факультета начальных классов Ml НУ, а также проведены лекции для воспитателей группы продлённого дня в методическом центре Западного округа Москвы.

База исследования. Исследование проходило на базе общеобразовательной школы №1948, НОУ «лицея Москвич», школы «Перспектива». Выборку составили: 101 учащийся, 160 учителей, 52 родителя.

Этапы исследования. Исследование проходило с 1999 по 2004 гг. включительно в реальных условиях учебного процесса в 1-4 классах и состояло из трёх этапов.

Первый этап (1999-2001 гг.): осуществлялся анализ теоретических подходов к проблеме, изучалась возможность формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников. Это позволило определить проблему исследования, сформулировать цель, задачи, гипотезу и разработать этапы опытно-экспериментальной работы.

Второй этап (2001-2003 гг.): проводилась опытно-экспериментальная работа (констатирующая, формирующая и контрольная части эксперимента). Осуществлялись анализ и оценка полученных данных, проверена совокуп- ность педагогических условий формирования готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе.

Третий этап (2004 г.): осуществлялась обработка, обобщение полученных данных и систематизация материала, проводился количественный и качественный анализ полученных результатов, был подготовлен текст диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

Готовность к саморазвитию нравственных черт личности — это функциональное состояние личности, которое складывается из следующих компонентов: рефлексии и положительного образа «Я», реально-действующих нравственных мотивов и установки на делание добра бескорыстно.

Педагогическая сущность формирования готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности, которая заключается в том, что данный процесс должен быть направлен на стимулирование самопознания, саморегуляции, самоорганизации, самореализации, самоопределения, самообразования и самовоспитания, на развитие личности в соответствии с представлениями о нравственных ценностях и качествах.

Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе необходимо и возможно для развития способности принимать самостоятельные нравственные решения, поскольку в учебном процессе ученик приобретает навыки самообразования, самоконтроля, происходит становление самооценки, самоопределения, зарождаются новые духовные мотивы, развивается рефлексия и способность к нравственному выбору.

Комплекс педагогических условий эффективного формирования готовности к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе начальной школы: воспитательное взаимодействие учителя с учащимися ориентировано на формирование у детей потребности в нравственном саморазвитии; используются все возможности учебного процесса; формирование нравственного сознания осуществляется на основе единства интеллектуального, эмоционального, поведенческого и ценностного компонентов; если заклады- ваются основы готовности к обобщённо-рефлексивной самооценке, позволяющей учащимся адекватно определить свой нравственный уровень и в ближайшей перспективе прогнозировать свои действия в ситуациях нравственного выбора; учащимися усваиваются начальные умения социальной перцепции.

5. Модель формирования готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе, которая представлена в виде взаимодополняющих компонентов, организационно-педагогических условий, критериев и целей эффективного формирования готовности к саморазвитию нравственных черт личности.

6. Уровни готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников.

Достоверность результатов и выводов исследования обеспечена методологической обоснованностью позиций; использованием валидных, взаимодополняющих методов научного исследования; соблюдением требований к чистоте эксперимента; сочетанием качественного и количественного анализа; опытно-экспериментальной проверкой гипотезы и теоретических предпосылок.

Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка используемой литературы и приложения.

Во введении обоснована актуальность выбранной темы, на основе анализа потребностей массовой практики и теоретической неразработанности проблемы формирования готовности к саморазвитию нравственных черт личности у младших школьников в учебном процессе сформулированы проблема, цель и задачи работы, определены объект и предмет исследования, обозначены его методологическая основа, методы и экспериментальная база; обоснована достоверность исследования, изложены научная новизна, теоретическая и практическая значимость, сформулированы основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе «Научные основы формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в учебном процессе» рассматриваются теоретические основы и возможность формирования готовно-

13 ста к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в учебной деятельности.

Во второй главе «Содержание, организация и анализ опытно - экспериментальной работы по формированию готовности к саморазвитию нравственных черт личности у младших школьников в учебном процессе» рассматривается организация опытно - экспериментальной работы, направленной на проверку гипотезы исследования. На основе анализа и обобщения полученных материалов характеризуются условия формирования готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности.

В заключении обобщаются результаты исследования и излагаются основные выводы.

Список литературы содержит 271 наименований литературы по рассматриваемым вопросам.

В приложении представлены: разработки уроков для детей 6-7 и 8-10 лет, использованные в процессе опытно-экспериментальной работы, методики, анкеты для учителей и родителей, использованные в диагностической части работы, программа опытно-экспериментальной работы, программа спецкурса по формированию готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе.

Нравственное воспитание как психолого-педагогическая проблема

Нравственное воспитание личности в современной педагогической литературе рассматривается как целенаправленное формирование системы нравственных отношений и способности к их совершенствованию и созданию новых отношений (Н.Е.Щуркова). Нравственное воспитание учащихся эффективно осуществляется только как целостный процесс педагогической организации всей жизни школьников, формирование у них представлений и понятий.

Формирование готовности к саморазвитию нравственных качеств личности у младших школьников является одной из задач нравственного воспитания, особенно в современном обществе, когда образец поведения некоторых окружающих взрослых противоречит нравственным ценностям. Нравственное воспитание, которое призвано отвечать на вопрос как жить достойно, противостоит нормам и правилам современной жизни. Учащиеся оказываются неспособными противостоять внешним воздействиям, разрешить внутренние противоречия и конфликты, начинают приспосабливаться, что способствует деградации их собственной личности. «Чтобы выжить в социальном и духовном отношении, подрастающий человек должен уметь ориентироваться и действовать в постоянно меняющемся мире, не потеряв при этом своей самобытности, нравственных начал, уважения к себе» (102,С56). Вследствие этого будут кратко рассмотрены некоторые этапы нравственного воспитания для понимания поставленной проблемы в нашей работе.

Развитие нравственного воспитания как научной теории в России приходится на XVIII — первую половину XIX века, до этого существовали лишь отдельные взгляды на сам процесс нравственного воспитания, опубликованные в «Домострое». Педагоги XVIII века выдвигали идею общественного воспитания и предлагали строить весь процесс на образцах добродетелей и примерах. И.И.Бецкой в своих кратких наставлениях определяет нравственные качества, которые необходимо формировать в школе: милосердие, любовь к простоте, к ближнему, великодушие, благородную народную гордость, умеренность, кротость, «удаление от того, что гордостью и самолюбием называется» (13,СЛ72). Е.Б.Сырейщиков подчеркивал: «нравственное воспитание есть сколь трудное, столь и важное дело, потому что от оного зависит благоденствие не семейств только частных, но и всего общества» (13, С.365). В этот период наставление определяется как один из методов воспитания (А.Ф.Бестужев, Е.Б.Сырейщиков, М.М.Снегирёв), но печатаются работы, в которых за основу проповедуется личный пример (Е.Р.Дашкова, П.А.Сохацкий) указывается необходимость нравственного воспитания для государства и общества (А.Ф.Бестужев, П.Н.Енгалычев, В.А.Жуковский, Н.И.Новиков). Н.И.Новиков описал «правила образования сердца»: 1) стараться узнавать детей и располагать поступки свои с учётом свойств каждого; 2) приучать детей действовать по усмотрениям, а не побуждениям; 3) учить детей действовать по добрым и благородным причинам; 4) учить определять последствия своих поступков; 5) приучать соединять должность и удовольствие; 6) заблаговременно предупреждать об испытаниях; 7) учить использовать образец и поведение других людей; 8) употреблять историю (13, С.290). Появлялись идеи единства науки и веры для нравственного совершенствования человека и человеческого общества, что ограничивало нравственное воспитание воспитывающим обучением (А.Ф.Афтонасьев, И.В.Кирееский, А.ПКунин, М.М. Сперанский). Учёные первой половины XIX века определяли процесс нравственного воспитания как процесс формирования нравственных привычек, чувств, способностей, добродетелей, нравственного сознания (А.Ф.Афтонасьев, В.А.Жуковский, А.Г.Ободовский, А.А.Ширинский— Шишматов, И.М.Ястребцов). Главным недостатком этого периода является отсутствие целостности в рассмотрении процесса нравственного формирования личности, поскольку раскрываются отдельные аспекты этого процесса.

Границы следующего этапа определяются промежутком времени между второй половиной XIX века и до XX.

А.Н.Острогорскому была близка мысль о воспитании человека-гражданина, который стремится к изменению условий жизни. Нравственное воспитание он ставит в зависимость от умственного воспитания, поскольку оно помогает человеку делать выбор между различными побуждениями, вырабатывать способность осмысливать жизненные наблюдения. В образовании нравственных понятий участвуют умственные процессы (анализ, синтез, сравнение, обобщение), следовательно, чем более нравственны умственные силы, тем совершеннее нравственные понятия. Но А.Н. Острогорский большое значение придает и чувствам, так как идеи лишь в том случае могут побудить человека к деятельности, если они подкреплены чувствами (любовь к Родине, чувство братства, чувства собственного достоинства, глубокого уважения к человеческой личности, правдивости, честности и отзывчивости, сострадания). Ищет нравственность человека не в сумме знаний, а в группе эмоций, доступных душе.

На этом этапе развития педагогической мысли возникает проблема технологии формирования нравственности. В своей работе М.М.Манасеина делает попытку охватить непрерывный процесс нравственного воспитания с рождения и до зрелого возраста, при этом признавая единство физического, умственного и нравственного воспитания.

Четвёртый этап развития теории нравственного воспитания соотносится с XX веком. Здесь выделяются: 1) Период до 1917 года. Л.Н. Толстой придерживался идей «педагогики ненасилия». Ведущим принципом обучения и воспитания считал «свободу», под которой понимал ненасильственное воздействие одного человека на другого с целью формирования у воспитываемого нравственных привычек и качеств личности. По его мнению, детям от рождения присущи моральные качества, такие как: правда, доброта, красота, гуманизм, но под влиянием среды ребенок меняется, и не в лучшую сторону. К.Н.Вентцель основную задачу воспитания видел в том, чтобы содействовать созданию высшей творческой личности, могущей быть творцом идеального общества Цель нравственного воспитания определялась как воспитание в человеке стремлений, способных сделать его неутомимым борцом за нравственный идеал. Для развития и раскрытия всех дремлющих творческих сил предлагалось освободить ребенка и дать ему все положительные данные. Первоначальным К.Н.Вентцель считал развитие воли путём свободного действия.

П.П.Блонский, В.ПВахтеров, П.Ф.Каптерев рассматривали нравственное воспитание как процесс духовно - нравственного становления личности ребенка Здесь мы остановимся на статье П.П.Блонского «О так называемой моральной дефективности», где были сопоставлены поступки, поведение детей с нормальным психическим развитием и с отклонениями. Автор приходит к выводу: «что в педагогическом обиходе называется морально дефективным ребенком, часто есть просто ребенок нового поколения, нового общественного уклада» (25, С.517). Часто это просто педагогически запущенный ребенок, у него нет еще умственного развития, которое требуется для осознания нравственных норм. На этом этапе педагоги отдают первостепенное значение в формировании нравственности окружающей среде: «основы первоначального нравственного воспитания суть отсутствие дурных примеров в окружающей среде и обилие хороших образцов для подражания во всех отношениях» (95, С.86). В книгах П.Ф.Каптерева рассматриваются причины отрицательных качеств личности, например, лжи, определяются причины и пути преодоления этих отрицательных качеств. 2) Советский период- 1917 —1990-ые гг. Данный период базируется на принципах морали, связанных с политикой коммунистической партии, борьбой за идеалы коммунизма. (Л. С.Выготский, НХКрупская, В.И.Ленин, А.С.Макаренко, А.ГШинкевич) С этой точки зрения, нравственной считается такая деятельность, которая способствует победе коммунизма. Основным принципом теории воспитания становится связь школы с политикой.

Формирование готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников как один из аспектов нравственного воспитания

Важным показателем эффективности системы нравственного воспитания является нравственное развитие ребенка, существенные изменения в его духовно нравственном мире. В конечном итоге, нравственность личности выражается в нравственных качествах, которые часто заменяют словосочетанием моральные качества В связи с этим целесообразно обратиться к различению двух этических категорий - мораль и нравственность. Современные мыслители описывают отличие этих понятий и их основные черты. Нравственность связывают с универсальностью человека как «трансцендирующего бесконечного существа», стало быть, ее" принципы безусловны, всеобщи и безоговорочные. А.Ф.Шишкиным под нравственностью понимается совокупность принципов и норм поведения людей, регулирующих их отношение друг к другу, а также к обществу, родине, к государству, семье и «поддерживаемых личным убеждением, традицией, воспитанием»(255). Предписанные нормы поведения проявляются в поступках людей, в поведении и создают моральное отношение людей. Д.В.Кол есов доказывает, что нравственность является выражением изначально существующей целесообразности в природе и «является высшей формой опережающего отражения, поскольку к ней способна только полностью осознавшая себя жизнь» (101, С. 92). Это механизм регуляции деятельности и удовлетворения потребностей, который полностью основан на опыте эволюции и истории, имеет общечеловеческий характер, фиксирует то общее, что есть у всех. Мораль в целом представляет «диалектическое единство материальных и духовных, общественно значимых и субъективно - личностных компонентов, практического поведения людей, их поступков и морального сознания» 14,с.9). «Мораль - идеальная программа, которая ориентирована на разумное и доброе. Моральные нормы — это инструкции, обеспечивающие правильную работу человеческой машины» (246, С. 64). Мораль связана с ограниченностью человека, поскольку он связан с социальной группой «в их наличном бытии и представляет собой конечную систему норм и правил». В это понятие включают нравственность, приспособленную к сохранению социального организма, нравственность с «оговорками и ограничениями». Мораль всегда групповая, сословная, национальная. Это отражено в её функциях: 1- концептуальная (господствующая теоретическая модель морали, разработанная идеологами, этиками, политиками, представляющая наиболее необходимые для данного общества моральные принципы; 2- должная мораль (требование общества к нравственному поведению своих членов); 3- сущая мораль (реальное поведение, сознание). Таким образом, мораль предписывается индивиду, следовательно, противостоит его «я» и «я» должно себя подчинить. Нравственность формируется непосредственно вместе с личностью, значит, составляет принцип её бытия и естественно связана с содержанием «я» индивида (206). Поэтому мораль связана с внешней целесообразностью, а нравственность- с целеполаганием, со свободой индивида Нравственностью воспользоваться нельзя, она не может быть переведена в план «использования». Моралью можно воспользоваться в корыстных целях. За нравственное поведение человек не может получить награду в виде вещевой формы, поскольку основа нравственного поступка лежит в самосознании самого индивида, проявляясь в чувстве удовлетворения от собственных действий. Награда в области морали может иметь ощутимые формы: похвала, престиж, материальные выгоды. Мораль является одним из регуляторов социальной жизни в её наличном непосредственном бытии, поэтому некоторые нормы выражают содержание нравственных принципов, обусловленных полезностью определенного социума. Христианская заповедь гласит «не убий» и в своем нравственном значении имеет безусловный характер, но как моральная норма жизни христианской церкви уживалась с преследованиями и уничтожением инаковерующих, еретиков. Итак, выше было отмечено, что мораль связана с обществом, а нравственность непосредственно с самим человеком, система моральных норм есть та основа, которая должна быть освоена индивидом, чтобы общаться в существующем коллективе, ибо без этого невозможно человеческое развитие. Мораль есть необходимое абстрактно — общее условие жизни, но недостаточное. Так если человек осваивает моральные нормы как абсолютные, то мы получаем бездушного моралиста. Именно поэтому моральные отношения должны проявляться у человека в нравственных принципах, основополагающих личностных качествах. А так как качества личности — это «совокупность всех социально и биологически обусловленных компонентов личности, предопределяющих ее устойчивое поведение в социальной и природной среде» (99, С.56), то каждому моральному принципу должно соответствовать нравственное аналогичное качество, которое является результатом глубокого осмысления и повседневной практической реализации конкретного нравственного принципа. Формирование нравственных качеств личности - одна из самых древних этических и педагогических проблем, в основе которых лежит проблематика добродетелей и пороков, добра и зла, и является одним из компонентов нравственной ценности личности. Эта тема была и будет всегда актуальной, поскольку для любого этапа развития общества все возрастающее значение приобретает мировоззренческая и методологическая зоркость в подходе к вопросу о духовных и нравственных ценностях личности и общества. Как указывают исследователи, изучение нравственных качеств личности должно строиться в русле интеграции различных научных подходов, только в этом случае можно ответить на поставленные вопросы. Поэтому, необходимо охарактеризовать некоторые классификации качеств, рассмотренные в разных областях знаний, В античной философии наибольший вклад в рассмотрение природы добродетели внесли Аристотель и Платон, продолжая начатый софистами и Сократом гносеологический анализ этих качеств. Сократ отождествляет добродетель со знанием, а поведение человека определяется его понятиями о доблести и благе, всякое «дурное действие» сводится к простому незнанию (заблуждению), мудрость - к совершенному знанию. Платон в своих диалогах рассматривает такие вопросы, как природа высшего блага, добродетель, её осуществление в поведенческих актах людей, в жизни общества. Знаменитый след в истории этики оставила платоновская классификация кардинальных добродетелей, которые входят во многие системы моральных качеств: мудрость, умеренность, мужество, справедливость.

Отношение учителей начальных классов к формированию готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе

На первом этапе исследования было проведено анкетирование 149 учителей, проходивших обучение на курсах повышения квалификации и обучающихся на вечернем отделении МГЛУ, 11 учителей экспериментальных классов. Анкета для учителей состояла из 8 вопросов (см. приложение №1). Первая группа вопросов (1-4)- сориентирована на понимание значимости нравственного воспитания и развития учащихся. Вторая группа вопросов (5-8) — направлена на выявление понимания того, что учителя представляют под формированием готовности к саморазвитию нравственных черт личности.

Анализ вопросов первой группы показал, что все учителя -. проектируют процесс воспитания. Они планируют: формирование нравственных черт личности — 94%; согласование общественных и личных интересов учащихся - 62%; формирование устойчивых положительных нравственных чувств -61%; выработку практических навыков и привычек нравственного поведения -61%; ознакомление учащихся с нравственными идеалами, принципами, требованиями общества — 59%; превращение нравственных знаний в убеждения — 49%; использование особенностей морали как средства регулирования взаимоотношений между людьми - 37%. Используют программу нравственного воспитания и перевоспитания учащихся - 31%; методы управления и мотивации нравственной деятельности — 31%.

Учителя начальных классов считают, что в процесс нравственного воспитания необходимо включить: повышение творческой активности учащихся -62%, систему определённых методических приёмов воспитания - 57%, специально создаваемую воспитательную среду -59%, систему контроля- 28%, педагогическую рефлексию —27%, отобранные методы воспитания- 26%. Анализ второй группы вопросов позволил выяснить, что подразумевают учителя под формированием готовности к саморазвитию нравственных черт: принятие общественных норм, нравственных идеалов, правил; знание нравственных норм, определение их у себя, готовность их совершенствовать; состояние человека, который чувствует потребность, возможность и необходимость в самостоятельном развитии нравственных качеств, такие люди учатся на своих ошибках, корректируют своё поведение и изменяются самостоятельно; способность личности самой контролировать развитие нравственных качеств, формировать новые; быть готовым к преодолению жизненных проблем; совершенствование нравственных качеств; умение правильно оценивать свои поступки, делать выводы, применять знания на практике; желание развивать нравственные качества Не смогли ответить на поставленный вопрос 18 учителей. Все учителя считают возможным заниматься формированием готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников в ГПД и во время учебного процесса, 9 человек добавили ещё и семью. По мнению учителей, данный процесс будет осуществляться успешно при реализации следующих условий: - педагог - высоконравственный человек, высококвалифицированный специалист, своевременно оказывает помощь ребёнку; - у ребенка есть желание развиваться, стремиться к лучшему; - наличие положительного примера; - наличие программы по саморазвитию нравственных черт личности; - среда, круг общения, комфортная атмосфера в семье и в классе, наличие духовной связи между учеником и учителем; - совместная работа всего педагогического коллектива и помощь родителей, (единство взглядов, слов и дела); - наличие контроля; - удовлетворение от школы.

Среди качеств, которыми должен обладать педагог, наиболее распространёнными являются: морально - устойчивая, высоконравственная личность; доброжелательность; образованность; культурность; любовь к детям; активность; убедительность; отзывчивость; честность; дисциплинированность. Единичный выбор относится к следующим качествам: тактичность, гуманность, целеустремлённость, внимательность, порядочность, требовательность, лояльность, мудрость, коммуникабельность, добросовестность, эрудированность, оптимистичность, умение выслушать, способность к сочувствию, организованность, отважность, трудолюбие.

Таким образом, анализ анкеты позволяет сделать следующие выводы: учителя понимают необходимость формирования готовности к саморазвитию нравственных черт у младших школьников, предъявляя высокие требования к себе и к окружающей среде. Признают, что такая работа может проводиться, если учителя сами обладают нравственными качествами, знакомят с нравственными категориями детей и являются положительным образцом для подражания.

Для определения стиля педагогического руководства, типов отношений, ориентированности педагогов и понимания значимости нравственного воспитания, учителям в экспериментальной школе дополнительно были предложены две методики В.А.Ситарова и В.Г.Маралова, анкета В.ПСергеева «Самооценка стиля педагогического руководства», анкета на понимание значимости нравственного воспитания и развития учащихся. Методика №1 В.А.Ситарова и В.Г.Маралова связана с изучением ориентированности учителей на учебную и личностную модель взаимодействия с учащимися. Учителям предлагалось 30 суждений, касающихся процесса обучения и воспитания школьников (см. приложение 2). Каждому суждению надо было присвоить балл от 1 до 5. 1-полностью несогласный, 5- полностью согласный. После оценки суждений баллы складываются. Диагностику прошли все учителя и воспитатели, работающие в экспериментальных классах -11 человек.

Представление современных младших школьников о нравственных качествах личности

Задачи констатирующего эксперимента: 1. Изучить личностно - значимые объекты, круг интересов и духовные потребности школьников. Выявить ценности, желания. 2. Определить уровень самооценки младших школьников. 3. Выявить уровень усвоения учащимися нравственных норм общества. 4. Изучить восприятие эмоционального состояния человека по схематическим изображениям как элемент социальной перцепции. 5. Выявить представления младших школьников о нравственных качествах личности. В констатирующем эксперименте была использована система методик, посредством которых были изучены нравственные знания учащихся, их отношение к нравственным нормам и то, как эти знания и отношения реализуются в поведении школьников. Диагностика нравственных качеств помогла выстроить систему знаний о ребенке, исходя из теории приращения знаний и практических умений. Полученная информация дала возможность учителям понять, какие изменения произошли в мироощущении ребенка за 3 месяца (летние каникулы), какие интересы, взгляды, ценности стали для него значимыми. Нравственные знания учащихся и отношение к ним были изучены с помощью анкетирования, тестирования, беседы. Всего было использовано 8 методик: ранжирование, методика «Цветик семицветик», модифицированная методика В.Г.Шур «Лесенка», «Закончи предложение», «Определение эмоционального состояния», «Определение нравственных понятий Х2І», «Определение нравственных понятий №2» (СЛКолмагорова), «Выбор» (В.М.ЛИЗИНСКИЙ, В.П. Сергеева). Методика «Ранжирование» была проведена с целью изучения личностно-значимых объектов, круга интересов и духовных потребностей школьников. Суть метода ранжирования заключалась в следующем: учащимся предлагался ряд слов, отражающих социальные ценности, из которых они должны были выбрать 5 и пронумеровать их по степени важности. Всего было предъявлено 10 понятий: природа, деньги, учение, труд, одежда, развлечения, я, друзья, книги, семья. Результаты исследования, представленные в таблице, отражают содержание выбора по первым трём предпочтениям (Приложение 3) ЭК-экспериментальные классы, КК - контрольный класс. Наибольшую ценность для детей младшего школьного возраста представляет семья (86% из 84 человек), учение (54%) и природа (39%). Есть дети, которые на одно из первых мест ставят деньги как социальную ценность. На вопрос «Зачем вам деньги?» дети перечисляют, что они хотят купить для себя. В 3-4 классах (9-11 лет) ценность учения и книг возрастает, что является естественным процессом, поскольку в 1-2 классах (6-8 лет) дети только овладевают процессом чтения, этот навык не является автоматизированным. В процессе познания возникает ещё больше вопросов, на которые хочется получить ответ и дети обращаются к родителям. Взрослые, как правило, не имеют возможности достаточно понятно разъяснить интересующую тему (нет времени, не компетентны). После проведения ранжирования возник вопрос, какое место среди ценностей занимает учитель. В одном экспериментальном классе было проведено «пилотное» исследование. В связи с тем, что личность учителя является значимой фигурой у детей, некоторые изменили последовательность ценностей по мере значимости. Выяснилось, что учащиеся ставят личность учителя на первое место, когда педагог компенсирует недостатки материнского воспитания. Степень сформированности у младших школьников нравственных понятий была установлена с помощью анкеты, которая состояла из 24 вопросов, объединённых в 4 группы нравственных качеств: коллективизм, трудолюбие, гуманизм, оптимизм. Всего в опросе принимало участие 84 человека с 1 по 4 классы (Анкета в приложении 4). Анализ анкеты позволил выделить три уровня сформированности нравственных качеств. К низкому уровню нами были отнесены дети, которые не могли дать определение, но у них, после некоторых пояснений, не вызывало сложности определить полярность качества (+) и соотнести его с некоторыми учащимися в классе. На вопрос, почему следует быть таким, типичным ответом является «так надо». Учащиеся среднего уровня либо дают определение, либо называют характерные признаки, но не могут привести собственные примеры. Высокий уровень сформированности нравственных понятий характеризуется наличием определения, собственного отношения, наличием оценки самого себя и примеров из своего опыта Таким образом, каждое понятие было представлено тремя уровнями. Анализ данных, полученных в ходе анкетирования, представлен в таблице.

Похожие диссертации на Формирование готовности младших школьников к саморазвитию нравственных черт личности в учебном процессе