Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры Казакова Марина Николаевна

Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры
<
Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Казакова Марина Николаевна. Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры : диссертация... канд. пед. наук : 13.00.01 Шуя, 2007 207 с. РГБ ОД, 61:07-13/1571

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры

1.1 Общая характеристика культуры и ее этнических составляющих 16

1.2 Теоретические аспекты творчества в психолого-педагогической литературе 33

1.3 Сущность деятельностного подхода в обучении как основы формирования художественно-творческой деятельности детей 49

1.4 Взаимосвязь эстетического воспитания и процесса формирования художественно-творческой деятельности детей 64

ВЫВОДЫ 86

ГЛАВА II. Моделирование и экспериментальное исследование процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры

2.1. Характеристика процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников 88

2.2. Реализация процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры 101

2.3. Результаты экспериментальной работы 123

Выводы 147

Заключение 148

Библиография 151

Приложения 167

Введение к работе

Современный период кардинальных изменений жизни нашего общества требует от каждого человека проявления гибкости, нешаблонности мышления, инициативы, способности продуцировать новые идеи, т.е. реализации творческого потенциала своей личности.

В настоящее время проблема человека, его творческой самореализации стала одной из важнейших в педагогике и психологии, что обусловило необходимость целостного педагогического осмысления действенных путей ориентации школы на формирование творческой активности учащихся.

Требования, предъявляемые обществом и педагогической наукой к современной школе, включают, прежде всего, необходимость создания оптимальных условий для воспитания активной творческой личности, способной к полноценному взаимодействию с окружающей средой в соответствии со своими индивидуальными особенностями и возможностями (Я А.Пономарев, Д. П.Богоявленская, Л. Б. Ермолаева-Томина).

Обеспечить появление и развитие способностей ребенка призвана начальная школа. Именно в младший период школьного обучения закладываются основные направления, по которым будет происходить развитие детской личности в дальнейшем. Поэтому одной из центральных задач современной начальной школы является поиск оптимального сочетания педагогических условий для формирования творческой активности учащихся.

Одним из факторов, способствующих формированию творческой активности личности, может выступить эстетическая деятельность младшего школьника, организованная в рамках учебно-воспитательного процесса.

В связи с этим, важную роль в становлении творчества играет ознакомление детей с произведениями искусства, и, в частности, с произведениями этнокультуры, которые обогащают мир душевных переживаний ребенка, помогают ему почувствовать художественный образ и передать его в своих сочинениях.

В целом значимость искусства для формирования мировоззрения школьника, его эстетических потребностей и вкусов общепризнанна и отражена в трудах В.М.Сухомлинского, Д.В.Кабалевского, И.Ф.Гончарова, Д.Б.Богоявленской, Л.С.Выготского, П.П.Блонского, А.Н.Леонтъева.

Человек наделен творческой природой, и блокирование этого потенциала в детстве чревато отрицательными и зачастую непредсказуемыми последствиями в дальнейшей жизни. Искусство, в том числе и народное, помогает ребенку приобрести- ранний опыт полноценного успешного творчества - зарождения и осуществления собственного замысла, развить творческое воображение (А. Мелик-Пашаев, 3. Новлянская). Это условие психологического здоровья ребенка и залог будущей самореализации в любой сфере деятельности.

Творчество неразрывно связано с пониманием деятельности и развития. Творчество - это процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать в деятельности, которая требует индивидуального .творчества по своей природе и назначению. Гуманистическая концепция образования исходит из того, что удовлетворение потребности в творчестве происходит лишь тогда, когда человек активен. Материалы психолого-педагогических исследований ученых Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, А.В. Запорожца, Л.А. Венгера, А.Н. Люблинской, а также дидактики Ю.К. Бабанского, И.Я. Лернера и др., показывают, что творческая активность как одно из ведущих творческих качеств личности младших школьников формируется в различных видах деятельности. Процесс развития творческой активности зависит от характера конкретной деятельности и обуславливается возрастными особенностями, проходит на разных уровнях, но всегда является одним из решающих условий любой деятельности ребенка и его развитии в целом.

Анализ литературы показал, что развитие творческой личности тесно, органично связано с художественной деятельностью, с

6 эстетическим освоением действительности. И это не только потому, что художественная деятельность по своей специфике является сугубо творческой. Умения и навыки творческого подхода к познанию действительности, к конкретному виду художественной деятельности, легко переносятся на любой другой вид занятий, деятельности, становятся характерными особенностями личности, во многом определяя в дальнейшем успех или неудачи в профессиональной деятельности, в жизненных ситуациях этой личности.

В нашем исследовании мы учитывали достижения в области реализации творческого потенциала учащихся, отраженные в диссертациях Н.К. Барановой, Е.С. Жуковой, Л.М. Долгополовой, И.В. Динерштейн, С.Г. Глуховой.

Особое значение для нас имели диссертации Е.А. Ангархаевой, Г.К. Гамзатовой, М.И. Долженковой, О.А. Соломенниковой, раскрывающие различные аспекты этнокультурного образования.

Анализ психолого-педагогической литературы и современного состояния образовательной деятельности позволил выявить противоречия между:

ослаблением интереса современного российского общества к национальной культуре и необходимостью возрождения национально-культурных традиций, осуществления с этой целью этнокультурного образования;

возможностями произведений этнокультуры в формировании художественно-творческой деятельности личности и недостаточной разработанностью в науке путей реализации их педагогического потенциала.

Таким образом, актуальность исследования определяется противоречиями между практическими потребностями общества в формировании художественно-творческой деятельности младших

7 школьников и недостаточной теоретической разработанностью данной проблемы.

На основе всего выше изложенного была сформулирована проблема исследования: какие формы и методы могут обеспечить эффективность формирования художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры?

Цель исследования - теоретически обосновать, практически разработать и апробировать модель процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры.

Объект исследования - процесс обучения детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: моделирование процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры.

Гипотеза исследования. Произведения этнокультуры будут способствовать формированию творческих способностей младших школьников, если:

- учтены в системе школьного обучения этнокультурная направленность,
специфика произведений этнокультуры и реализация их педагогического
потенциала;

- спроектирована модель процесса формирования художественно-
творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры,
способствующая раскрытию взаимосвязи процесса творческого развития и
эстетического воспитания школьников, обеспечивающая включение в
творческую деятельность, учитывающая особенности данного возраста и
представляющая совокупность структурных компонентов: содержательного,
познавательно-творческого и личностно-деятельностного, которая
осуществляет развитие художественного творчества учащихся;

- разработан дидактический комплекс формирования художественно-
творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры,

8 включающий содержание обучения в виде учебной программы, методические рекомендации для проведения занятий, творческие задания с использованием произведений этнокультуры;

- проведена апробация эффективности разработанной модели процесса формирования художественно-творческой деятельности учащихся и дидактического комплекса при обучении детей младшего возраста с использованием произведений этнокультуры.

Цель исследования и выдвинутая гипотеза обусловили необходимость решения следующих задач:

  1. выявить специфику произведений этнокультуры и особенности реализации их педагогического потенциала в процессе формирования художественно-творческой деятельности;

  2. выявить специфику произведений этнокультуры и особенности реализации их педагогического потенциала;

  1. разработать модель процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры;

4. разработать дидактический комплекс по формированию
художественно-творческой деятельности школьников в системе начального
образования, предполагающий его применение в образовательных системах
разного типа;

5. экспериментально проверить комплекс методических средств
формирования художественно-творческой деятельности младших
школьников средствами этнокультуры.

Методологическую основу исследования составляют современные теории и концепции развития личности; теоретические исследования в области общей и возрастной психологии; труды выдающихся ученых в области педагогики; современные теории культуры, деятельности; теоретические положения в культурологии, определяющие духовную ценность и место этнокультурного компонента в культуре человека современного общества.

9 Теоретической основой исследования явились фундаментальные теории, концепции, положения:

основные подходы к понятию «культуры»: философско-антропологический (Э. Тайлор); гносеологический (Г.Гегель, И. Гердер); социологический (У. Беккет, А. Радклифф-Браун, Б.Малиновский, К. Юнг, B.C. Степин, Ю.Н. Давыдов); деятельностный (А.И. Арнольдов, Э.С. Маркарян, А.И. Добрынин, B.C. Давидович, Ю.А. Жданов, А.Н. Леонтьев, Л.Н. Коган, В.Н. Саратовский, В.Н. Межуев, М.С. Каган); психологический (Б.Г. Ананьев, А.Г.Асмолов, А. А. Бодалев, Л.И. Божович, Б.Ф. Ломов, С. Л. Рубинштейн, А.Р. Лурия);

современные теории этноса и этнического развития (Ю.В. Бромлей, С.А. Арутюнов, Л.Н. Гумилёв, Э.С. Маркарян, Н.Н. Чебоксаров, М. Мид, А.Г. Агаев, С.А. Токарев, С. Лурье);

положение об основных компонентах этнокультуры: ценность (Л.М. Архангельский, А.Г. Здравомыслов, В.П. Тугаринов, Н.А. Бердяев, П.Ф. Флоренский, Н.О. Лосский, Г.П. Выжлецов, М.Рокич, Э.А. Саракуев, Г. Холстеде); традиция (Н.Г. Михайлова, П.Штомпка, Д.И. Водзинский);

современные теории народной культуры (Н.П. Овсянникова, А.Б. Панькин, Л.Н. Коган, B.C. Цукерман);

основные подходы к феноменологии творчества (Л.С. Выготский, Л.А. Венгер, Е.Л. Яковлева, А.Е. Дудецкая, З.Н. Новлянская, А.В. Брушлинский, М.А. Сорокина, Д.В. Колесов, Е.Н. Соколов, А.А. Леонтьев, Н.А. Рыбакина, СО. Грузенберг, К. Тейлор, Е.П. Торранс, И.А. Каиров, Ф.Н. Петров, П.И. Пидкасистый, Ф.Н. Гоноболин, Ф.Я. Байков); творческости (Н. Рождерс, Д.Б. Богоявленская, В.Т. Кудрявцев, Е.Л. Яковлева); творческого мышления (Я.А. Пономарев, К. Дункер, М. Вертгеймер, З.И. Калмыкова, Дж. Гилфорд, Е. Торранс, А. Сломан, Г.С. Сухобская, O.K. Тихомиров, Э.Д. Телегина);

теория способностей (Б.Г. Ананьев, В.И. Киреенко, А.Н. Леонтьев, К.К. Платонов, С.Л. Рубинштейн, Б.М. Теплов);

роль деятельности в формировании и развитии человека (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, Г.И. Щукина, М.С. Каган);

теория речевой деятельности (Н.И. Жинкин, А.А.- Леонтьев, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, Л.В. Щерба, И.А. Зимняя, А.Н. Соколов);

концепция эстетического воспитания (А.А. Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Б.Т. Лихачев);

концепция этнокультурного образования (Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова);

основные подходы к проблеме единства эстетического воспитания и формирования творческих способностей (Б.Т. Лихачев, Л.С. Выготский, И.Ф. Гончаров, Г.С. Тараскина, Б.М.Теплов, Ю.А. Полуянов, В.В. Зеньковский, С.А. Иванов, Э.В. Ильенков, М.С. Каган).

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической, философской,
культурологической литературы, диссертационных работ по теме
исследования;

эмпирические методы: опытная работа, педагогический эксперимент, тестирование, беседы с учителями начальных классов и родителями; наблюдение;

статистическая обработка психодиагностических данных и на его основе анализ и обобщение тестовых данных;

изучение продуктов творческой деятельности учащихся (письменных работ, рисунков).

Опытно-экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе средних общеобразовательных школы № 9, № 11, № 20 г. Шуи Ивановской области.

Организация и этапы исследования. Исследование проводилось с 2003 по 2006 гг.

На первом этапе (2003-2004 гг.) изучались теоретические материалы по проблеме исследования, был определен понятийный аппарат исследования. Уточнялись проблема, гипотеза, предмет, задачи и методы экспериментального исследования. Проводился констатирующий эксперимент.

На втором этапе (2004-2005 гг.) осуществлялась целенаправленная реализация программы опытно-экспериментальной работы, направленной на формирование художественно-творческой деятельности учащихся путем включения в образовательный процесс произведений этнокультуры.

На третьем этапе (2005-2006 гг.) подведены итоги экспериментального обучения, проанализированы и систематизированы результаты исследования, сделаны обобщения, сформулированы выводы. Осуществлялось литературное оформление диссертации.

Научная новизна исследования состоит в том, что разработанная совокупность теоретических положений и выводов содержит решение значимой научной задачи формирования художественно-творческой деятельности школьников средствами этнокультуры, а именно:

уточнена специфика произведений этнокультуры: произведения этнокультуры являются источником формирования речевого и изобразительного творчества, способствуют осуществлению эстетического воспитания школьников, вовлекают учащихся в творческую деятельность;

разработана модель процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры, раскрыто содержание структурных элементов модели;

- разработан и реализован дидактический комплекс, направленный на
формирование художественно-творческой деятельности младших
школьников.

12 Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

- раскрыты и обоснованы теоретические положения процесса
формирования художественно-творческой деятельности учащихся
средствами этнокультуры;

- разработаны основные компоненты, положенные в основу модели
процесса формирования художественно-творческой деятельности учащихся
средствами этнокультуры;

- предложены научно-методические рекомендации о формах и методах формирования художественно-творческой деятельности учащихся средствами этнокультуры.

Практическая значимость исследования определяется тем, что на основе теоретических положений и выводов разработан дидактический комплекс, включающий систему интегрированных уроков с учетом этнокультурного компонента. Основные положения и результаты исследования могут быть использованы в образовательных учреждениях разного типа при реализации этнокультурного направления учебно-воспитательного пррцесса. Разработанный дидактический комплекс позволит учителям использовать его в своей педагогической деятельности. Материалы исследования помогут обогатить содержание лекционных и практических занятий в педвузах, на курсах переподготовки педагогических кадров.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты исследования докладывались на международных, всероссийских, конференциях, таких, как Международная научная конференция студентов, аспирантов и молодых ученых «Молодая наука -XXI веку» (Иваново, ИВГУ, 2001), II Международной конференции «Инновации в психолого-педагогической теории и практике» (Шуя, ШГПУ, 2002), Международная научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования начального образования» (Ульяновск 2005), Всероссийская научно-практическая конференция «Непрерывное этнохудожественное образование: Методология. Проблемы. Технологии»

13 (Шуя, 2004), Всероссийская научно-практическая конференция «Проблемы совершенствования начального образования» (Ульяновск 2005), IV Всероссийская научно-методическая конференция «Культурологический подход к преподаванию литературы в современной школе» (Иваново, ИВГУ, 2005), Всероссийская научно-практическая конференция «Русский язык в профильном обучении» (Москва, МПГУ, 2005), региональная научно-методическая конференция «Ушаковские чтения» на тему «Воспитание в процессе обучения русскому языку и культуре речи» (Иваново, 2004).

Результаты исследования были заслушаны на заседании кафедры начального лингвистического образования детей младшего школьного возраста ШГПУ, а также кафедры эстетического воспитания и художественного образования ШГПУ.

Результаты исследования использовались в цикле научно-практических семинаров для учителей начальных классов г. Шуи Ивановской области на тему: «Региональный аспект образования в начальной школе».

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены применением адекватных его цели и задачам методологических подходов, опорой на современные исследования по педагогике, психологии, философии, культурологии. Экспериментальные данные, полученные в ходе апробации выдвинутых положений, подтверждают теоретические предпосылки исследования.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Модель процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников, построенная на основе культурологического, личностно-ориентированного, деятельностного, интегративного, художественно-эстетического подходов; состоящая из компонентов, среди которых в качестве основных выделены содержательный (система знаний, умений, навыков в области этнокультуры; усвоение опыта творческой деятельности), познавательно-творческий (формирование познавательного интереса к изучению культуры своего

14 народа; мотивирование учебного процесса на создание творческих продуктов; развитие вербальной и образной креативности; создание эстетической направленности процесса обучения, стимулирующей проявления творчества учащихся), личностно-деятельностныи (учет личностных особенностей ученика, способствующих активному участию в творческой литературной и изобразительной деятельности; реализация общедидактичесчких принципов; реализация форм и методов, обеспечивающих освоение знаний и умений, необходимых для участия в творческой деятельности, организованной на основе использования произведений этнокультуры).

2. Дидактический комплекс целенаправленной регуляции
художественно-творческой деятельности учащихся, включающий в себя
учебную программу, методические рекомендации для проведения занятий,
систему заданий, активизирующих творчество школьников...

3. Результаты практической реализации разработанного дидактического
комплекса подтверждают возможность использования произведений
этнокультуры для формирования художественно-творческой деятельности
учащихся.

Структура диссертации

Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, библиографического списка, приложений.

Общая характеристика культуры и ее этнических составляющих

В условиях острой социальной нестабильности человеку свойственно ориентироваться на духовные и культурные ценности своего народа. В этой связи народная культура представляется для большинства людей спасительным механизмом, способным сохранить целостность и упорядоченность окружающего мира, защитить от трудностей современной жизни.

Стремление сохранить свою самобытность, подчеркнуть уникальность своей культуры породили почти повсеместный интерес к своим корням у отдельных людей и целых народов. Этническое возрождение - характерное явление второй половины двадцатого века.

Научная разработка данной проблемы требует рассмотрения таких ключевых понятий, как «культура», «этническая культура», «народная культура»; определения сущности рассматриваемых явлений с разных точек зрения.

Так как в нашу задачу не входит рассмотрение всех имеющихся определений культуры как исследовательской категории, то мы остановимся лишь на некоторых, представляющихся нам наиболее концептуальными в плане методологической основы нашего исследования.

В философском энциклопедическом словаре дается следующее определение понятия «культура»: «Культура (от лат. Cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание), специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности, представленный в продуктах материального и духовного труда, в системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях, в совокупности отношений людей к природе, между собой и к самим себе.. .»[164].

С целью объективного использования культурологического подхода для раскрытия сущности и особенностей этнокультуры, определения ее места в культуре человека современного общества необходимо рассмотрение основных подходов к данному понятию. Первый среди них - философско-антропологический. Культура в этом случае понимается как выражение человеческой природы. Определение понятия выводится из особенностей самого человека как особого рода сущего. Так, по мнению Э. Тайлора, культура «слагается в своем целом из знаний, верований, искусства, нравственности, законов, обычаев и любых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества» [22, с. 92].

Эпоха просвещения (Н. И. Новиков, А.Н. Радищев, Вальтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро) дополнила значимые ориентации социально-политическими ценностями, провозгласив равенство, свободу, справедливость как неотъемлемые условия развития человеческого сообщества. Культура здесь -синоним интеллектуального, нравственного, эстетического, то есть, разумного совершенствования человека в ходе его исторической эволюции [41, с. 22].

К концу VIII века культура стала устойчивым научным термином. Применительно к обществу ее рассматривали как определенный уровень социального развития, который создает возможность совершенствования интеллектуальных и моральных сил человека. Эта трактовка определяет понятие культуры во взаимодействии индивида и общества.

В частности, классики философской мысли И. Кант и Г. Гегель рассматривали культуру как способность к преодолению эгоистических стремлений, противоречащих общественным нормам, как способность к освоению нравственных и правовых идеалов общества.

В трудах И. Канта культура предстает как система нравственных норм, которая поможет человеку преодолеть стихийные душевные движения и воспитать сознательно - моральную личность.

И. Кант и Г. Гегель, расходясь друг с другом в определении движущих сил культурного развития (моральность и разум), тесно связывают культуру с познанием, образованием, воспитанием и закладывают проблему духовного развития человека и1 образования. Еще один подход к трактовке культуры - социологический. «Культура здесь трактуется как фактор организации и образования жизни какого-либо общества. Подразумевается, что в каждом обществе (как и в каждом живом организме) есть некие культуротворческие «силы», направляющие его жизнь по организованному, а не хаотическому пути развития» [41, с. 23].

Некоторые отечественные ученые связывают культуру ..с ее социальным содержанием (B.C. Степин, Ю.Н. Давыдов). В частности, в трактовке B.C. Степина культура определяется как система исторически развивающихся надбиологических программ человеческой жизнедеятельности (деятельности, поведения, общения), обеспечивающих воспроизводство и изменение социальной жизни во всех ее основных проявлениях. Многообразие знаний, норм, навыков, идеалов, образов деятельности и поведения, идей, гипотез, верований, целей и ценностных ориентации и т.д., по утверждению автора, составляет программы деятельности, поведения и общения в целом. В совокупности и динамике они образуют исторически, накапливаемый социальный опыт. Культура хранит, передает этот опыт от поколения к поколению [149, с. 67].

Большинство современных исследователей (А.И. Арнольдов, А.И. Добрынина, Э.С. Маркарян) признают, что культура как способ жизнедеятельности человеческого общества является одновременно и процессом и результатом, совокупностью социальных норм, характеризующих уровень развития общества и отношения людей между нациями и народами и универсальные непреходящие ценности [11, с. 131].

К пониманию культуры как явлению синкретичному подходит А.И. Арнольдов, воспринимая ее как динамичный творческий процесс, синтез созданных человеком ценностей духовных и материальных, гармоничных форм отношений человека к природе, обществу и самому себе, как результат его связи с миром и утверждения в нем. Культура - синоним полноценной самоутверждающейся жизни человека [7, с. 10]. Для нашего исследования особый интерес представляет рассмотрение деятельностного подхода. Так, согласно трактовке Э.С. Маркаряна, культура представляет собой специфический способ деятельности людей и ее результаты (или только способ деятельности) [22, с. 97]. Культура у Маркаряна - это «внебиологически выработанный способ деятельности» [41, с. 24]. Понимание культуры как формирования и реализации сущностных сил человека в процессе его социальной деятельности отражено в работах В. С. Давидовича, Ю.А. Жданова, Л. Н. Когана, А.Н. Леонтьева. В частности, А.Н. Леонтьев, B.C. Давидович рассматривают культуру в качестве специфического способа деятельности, включающего процесс творческой саморегуляции личности - субъекта индивидуальности и неповторимости. По мнению Ю.А. Жданова, «культура - это способ формирования человека, человеческой сущности, способ ее реализации во внешнем и внутреннем мире» [56, с. 35]. Л.Н. Коган приходит к мысли о том, что культура - это непрерывно происходящий в общественной жизни обмен деятельностью, в процессе которого люди творят друг друга [76, с. 172].

Сущность деятельностного подхода в обучении как основы формирования художественно-творческой деятельности детей

Определение сущности творчества неразрывно связано с пониманием деятельности и развития. Творчество - это процесс, который может включаться во все виды деятельности и вместе с тем отсутствовать в деятельности, которая требует индивидуального творчества по своей природе и назначению. Гуманистическая концепция образования исходит из того, что удовлетворение потребности в творчестве происходит лишь тогда, когда человек активен.

Человеческая активность - важнейшая специфическая черта личности, характеризующая ее стремление изменять себя и окружающую действительность в соответствии с собственными потребностями, взглядами, целями. Как особенность личности, активность проявляется в энергичной, интенсивной деятельности, в труде, в учении, в общественной жизни и т.д. [10, с. 10].

Важным для нашего исследования является утверждение Б.М. Теплова о том, что «...всякая способность формируется и развивается лишь в процессе деятельности и, в первую очередь, такой деятельности, которая с необходимостью требует этой способности, которая не может без нее осуществляться...» [4, с. 4]. По нашему мнению, и это подтверждается практически, такой деятельностью является, в частности, речевая деятельность. Поэтому, мы считаем целесообразным и необходимым рассмотреть такие понятия, как «деятельность» и «речевая деятельность».

Предлагая в качестве предмета исследования речевую деятельность учащихся, мы склонны считать, что данная проблема занимает в языкознании и многих других науках одно из центральных мест. Возросший интерес к языку находит свое отражение и в педагогике, особенно в работах Е.И. Пассова, Т.А. Ладыженской, И.А. Зимней, Л.К. Марковой, Л.И. Айдаровой и многих других. Это не случайно: ведь язык является одним из основных средств познания, обучения и воспитания, что составляет предмет внимания педагогики. Таким образом, тема речевой деятельности в педагогике является на сегодняшний день одной из наиболее актуальных для обогащения учебного и воспитательного процессов, для утверждения школьника как субъекта деятельности, повышения культуры личности.

На наш взгляд, речевая деятельность является своеобразным, но отдельным видом деятельности, чтобы доказать это, остановимся прежде всего на понятии «деятельность».

Деятельность человека - сложное явление. Различные стороны ее изучаются разными науками.

Деятельность — основа развития человека, формирования в нем ценных личностных качеств, активной жизненной позиции. Положение о том, что человек формируется как личность, участвуя в различных видах деятельности, является одной из определяющих аксиом современной педагогики и психологии.

Категория деятельности является главной в понимании человека, его сущности, его социальных характеристик. Она одна из самых кардинальных проблем, непосредственно связанных с личностью человека, представляющая собой форму взаимоотношения с объективным миром -природой, социальной средой, вне которых немыслима сама жизнь человека.

Исследования философов (В.А. Лекторский, Ю.Д. Апресян, B.C. Швырев, А.Л. Никифоров, И.Т. Касян), психологов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин, Н.И. Жинкин, К.А. Абульханова-Славская), лингвистов (Л.В. Щерба, Ф. де Соссюр, В.В. Виноградов, Е.А. Земская), психолингвистов (А.А. Леонтьев, И.А. Зимняя, Е.М. Верещагин, Т.В. Ахутина), социологов (Т.М. Дридзе, М.И. Бобнева, В.В. Калинов) в области теории деятельности подвели педагогов-дидактов к необходимости изучения феномена деятельности, благодаря которой человек познает мир, преобразует его и изменяет самого себя. Для педагогики деятельность является основой формирования личности подрастающих поколений.

Понятию деятельности посвящено много работ в философской литературе. К этой проблеме так или иначе обращаются в своих трудах такие философы, как В.А. Лекторский, B.C. Швырев, А.Л. Никифоров, Э.С. Маркарян, В.Н. Сагатовский, Г.С. Батищев, Ю.К. Плетнев.

В философском словаре приводится определение понятия деятельности как "специфически человеческой формы активного отношения к окружающему миру, содержание которой составляет его целесообразное изменение и преобразование в интересах людей. Деятельность человека предполагает определенное противопоставление субъекта и деятельности: человек противополагает себе объект деятельности как материал, который должен получить новую форму и свойства, превратится из материала в предмет и продукт деятельности" [45, с. 160].

Следует отметить, что понятие деятельности в психологии и педагогике опирается на ее философское толкование, то есть рассматривается как процесс деятельности человека, в котором он не только определяет свои качества, свойства, но и формирует их.

Большой вклад в разработку понятия "деятельность" в психологии внесли такие психологи, как С.Л. Рубинштейн и А.Н. Леонтьев. Уделяя внимание проблеме соотношения созерцания и деятельности человека, именно они подчеркнули, что психика человека складывается в процессе деятельности. "Основным способом существования, — писал С.Л.Рубинштейн, — является его существование в качестве деятельности" [135, с. 255], т.е. деятельность выступает как главное условие формирования психических основ человека и носит характер процесса.

По мнению С.Л. Рубинштейна, деятельность — это обоюдный процесс влияния человека на окружающий мир и окружающего мира на человека. При познании действительности человек воздействует на мир с целью добывания новых знаний. Но и природа оказывает обратное влияние на человека, и это приводит к появлению у него определенного опыта, к выработке конкретного способа воздействия на природу в зависимости от условий, то есть к выработке необходимых умений и навыков. Таким образом, главным условием появления познавательных умений и навыков человека является взаимодействие его с окружающим миром с целью познания. Формирование человека как личности неотрывно от процесса деятельности.

А.Н. Леонтьев выделяет в деятельности два аспекта: внешний и внутренний. При этом он отмечает зависимость формирования внутренней деятельности от внешнего плана во внутренний. "Эти взаимопереходы образуют важнейшее движение предметной человеческой деятельности. Переходы эти возможны потому, что внешняя и внутренняя деятельность имеют общее строение" [90, с. 101].

Как мы видим, в целом трактовки человеческой деятельности разнообразны. Она рассматривается "и как социальная форма движения материи, и как феномен существования человечества, и как путь отражения человеком предметного мира, и как возможность активного преобразования человеком действительности" [182, с. 75].

Характеристика процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников

Основной задачей экспериментальной работы являлось определение уровня сформированности художественно-творческой деятельности детей младшего школьного возраста.

Учащимся был предложен «классический вариант» теста Е.П. Торранса, основанный на изучении уровня развития вербальной и образной креативности. Креативность - это способность, соответствующая творческой деятельности (А.В. Хуторской). Описание теста представлено в Приложении 1.

Главная задача, которую ставил перед собой Е.П. Торранс - получить модель творческих процессов, отражающую их природную сложность. В основе этого метода лежит способность к дивергентному мышлению (Д. Гилфорд), т.е. к преобразованиям и ассоциированию, способность порождать новые идеи и разрабатывать их, к умению находить несколько решений к одной единственной задаче. Как показала экспериментальная практика, тест информативен и позволяет решать различные задачи, в том числе и в сфере диагностики художественно-творческих способностей. Модель креативности Торранса универсальна и соответствует психологическим реалиям в любой сфере человеческой деятельности. А основные показатели креативности - беглость, гибкость, оригинальность и разработанность - ярко проявляются и в художественной деятельности в различные возрастные периоды развития личности. Тест творческого мышления Е.П. Торранса предполагает возможность различных вариантов и модификаций. В последнее время появилось множество различных адаптированных модификаций данного теста (A.M. Матюшкин, Н.В. Шумакова, Н.П. Щербо, Е.Е. Туник, А.Э. Симановский, Т.А. Барышева). Тесты творческой продуктивности Торранса сгруппированы в вербальную, изобразительную и звуковую батареи. Вербальная батарея включает семь заданий: 1. «Задай вопросы» 2. «Отгадай причины» 3. «Отгадай последствия» 4. «Результаты усовершенствования» 5. «Необычные способы употребления» (картонные коробки) 6. «Необычные вопросы» 7. «Давайте представим» В процессе обработки результатов все ответы, данные в каждом вербальном субтесте, оценивались по следующим показателям: «Легкость» (беглость), «Гибкость», «Оригинальность». Изобразительная батарея состоит из трех субтестов: 1. «Нарисуй картинку» 2. «Закончи рисунок» 3. «Линии» 4. «Нарисуй слово» (пиктограмма) 5. «Волшебники» 6. «Цветовая композиция» При анализе результатов изобразительной и звуковой батареи, кроме показателей «Легкость» (беглость), «Гибкость», «Оригинальность» добавились такие показатели, как «Разработанность», «Абстрактность названий» и «Сопротивление замыканию». Звуковая батарея включала следующий субтест: «Музыкальные фантазии». Результаты оценивались по следующим показателям: 1.Эмоциональная выразительность линеограммы музыки. 2.Количество образов. 3.Образная адаптивная гибкость (образные сферы). Оригинальность (уникальность). В качестве примера покажем результаты использования данного теста одного из учащихся - Оли К. Анализ полученных результатов показал, что вербальная креативность развита недостаточно, хотя основные параметры в целом находятся в норме. Девочка не всегда способна отвечать на раздражители нестандартно. Для выполнения большинства творческих заданий необходима помощь педагога или подготовительная работа. Наблюдается вариативность мышления. Большинство выдвинутых идей являются традиционными. Хотя образная креативность находится в норме, но все полученные результаты по отдельным показателям свидетельствуют о том, что ее уровень очень близок к определению «немного ниже нормы». Девочка понимает суть вопроса, но всегда может выразить свое решение через название работы. Недостаточно развита способность к конструктивной деятельности. При выполнении заданий девочка выдвигает идеи, но они недостаточно разнообразны. Оле К. требуется дополнительное время для принятия окончательного решения. Уровень развития творческого воображения очень низкий. Ребенок имеет серьезные трудности в создании графических образов из несвязанных, хаотично расположенных линий. Степень взаимодействий эмоций и воображения у данного ребенка слабо выражена. Количественный анализ представлен в параграфе 2.3 «Результаты экспериментальной работы». В целом результаты констатирующего эксперимента позволили нам получить первичную информацию о недостаточной степени сформированности художественно-творческой деятельности способностей. На основе учета результатов констатирующего эксперимента, анализа научной литературы нами разработана модель процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников на основе использования произведений этнокультуры. Рассмотрим модель, представленную на рис.1, и раскроем ее основные структурно-содержательные характеристики. Содержательный компонент Система знаний, умений, навыков в области изучения этнокультуры. Творческая деятельность ученика не может выйти за пределы имеющихся у него знаний. До начала обучения творческой деятельности у младших школьников практически отсутствуют необходимые для выполнения работ знания. Следовательно, младшим школьникам необходимо сообщить эти необходимые основные знания, научить таким навыкам и приемам работы, которые были бы нужны для создания запроектированных (запланированных) продуктов, в том числе и творческих. К творчеству ребенка надо подводить постепенно, основываясь на уже имеющейся у него информации, которую учитель сообщил ему и которую надо закрепить на практике.

Реализация процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры

При разработке процесса формирования художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры мы опирались на проведенный анализ литературы по исследуемой проблеме, на результаты констатирующего эксперимента, а также на разработанную нами модель данного процесса.

Экспериментальная работа проводилась на базе средних общеобразовательных школ №№ 9, 11, 20 г. Шуи. На формирующем этапе эксперимента участвовало 120 детей младшего школьного возраста (3 и 4 классы). Цель экспериментальной работы: - разработать дидактический комплекс, включающий творческие компоненты учебной деятельности и конкретные формы работы на уроках в начальной школе при использовании произведений этнокультуры; - проверить эффективность предложенного дидактического комплекса. При разработке дидактического комплекса нами выделены следующие задачи: ознакомление учащихся с основными направлениями народного искусства в процессе художественной речетворческой деятельности; приобщение учащихся к духовному богатству и красоте родного слова, запечатленного в образцовых текстах устной и письменной речи; развитие творческих способностей детей на материале традиционной культуры русского народа. При составлении дидактического комплекса мы ориентировались на следующие качества: актуальность, прогностичность, рациональность, 102 реалистичность, целостность, контролируемость, Актуальность заключается в решении приоритетной проблемы современной системы образования - воспитания творческой личности школьника, формирование способностей, позволяющих активно включаться в художественно-творческую деятельность. Прогностичность - в ориентации педагога на будущее, на расширяющиеся потенциальные возможности и способности детей, в научном прогнозировании результатов педагогической деятельности. Рациональность - в гармонизации всех составляющих учебно-воспитательного процесса: целей, задач, условий, методов, средств и др , необходимых для эффективного решения проблемы развития способностей младшего школьника в процессе художественно-творческой деятельности. Реалистичность - в соответствии учебного комплекса реальным возможностям учащихся, педагога, образовательным запросам родителей. Целостность - в обеспечении полноты состава мер, действий, необходимых для достижения поставленных целей и задач, согласованность, непротиворечивость связей между ними. Контролируемость - в систематическом отслеживании промежуточных и конечных результатов процесса развития художественно-творческих способностей и творческого потенциала в целом, в построении учебного процесса с учетом индивидуальной динамики его развития у каждого учащегося. Основными методологическими подходами являются: личностно-ориентированный, деятельностный, интегративный, культурологический, художественно-эстетический. Разработанный нами дидактический комплекс по формированию художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры включает в себя систему интегрированных уроков, подчиненных единым целям и задачам. Конечная цель была определена так: общее развитие и формирование качеств творческой личности младших школьников. Эта цель может быть достигнута благодаря созданию условий разнообразной деятельности для выявления и развития способностей детей (вооружение их способами деятельности, обучение действиям с реальными предметами и их образами, раскрытие путей и способов осуществления деятельности). Конкретные задачи каждого урока сформулированы так: 1. Включение детей в разнообразную художественно-творческую деятельность. Это достигается специально подобранными видами практических работ. 2. Выработка гибких умений, позволяющих учащимся быстро осваивать новые виды труда (деятельности), т.е. перенос знаний и навыков. 3. Развитие сообразительности и быстроты реакции при решении различных творческих задач, связанных с практической деятельностью. Творческие уроки проходили в соответствии с определенной структурой и включали следующие этапы: 1. Вводное слово учителя. 2. Работа с текстом. Творческие задания. 3. Речевая ситуация. 4. Домашнее задание. Рассмотрим более подробно содержание каждого этапа. Вводное слово учителя является подготовительным этапом, настраивающим учащихся на предстоящую работу. Его цель - создать благоприятную эмоциональную обстановку. Эмоция - обязательный компонент любого вида деятельности, но особенно коммуникативно-творческой. Успешность осуществления деятельности во многом зависит от того эмоционального фона, на котором она протекает. Вводное слово в зависимости от темы урока может иметь следующие формы: слова учителя Если вы отправитесь путешествовать по свету белому на все четыре стороны, то, по какой бы дороге вы ни пошли, везде вас встретят и поклонятся вам важные благородные деревья. С давних времен человек находил в лесу все самое необходимое для своего существования: кров, пищу, одежду, защиту и укрытие от внешних врагов. Наши предки считали дерево «началом всех начал». (Тема: «Во поле береза стояла...») загадки - Любите ли вы играть в игрушки? - Какие игрушки самые любимые? - В русских крестьянских семьях на игрушки никогда не смотрели, как на простую забаву. Люди верили, что если ребенок усердно и много играет, то в будущем в его семье будет достаток и благополучие. - Сегодня на уроке мы будем говорить об игрушках. О каких? Вы узнаете ответ, разгадав загадку: Ростом разные подружки, Но похожи друг на дружку. Все они сидят друг в дружке, А всего одна игрушка. (Матрешка). (Тема: «Две Матрены, три матрешки да еще матрешечка») легенды Когда-то давно, когда еще мало было людей, повадился в одну страну летать страшный Змей, и брал себе по очереди людей на съедение.

Похожие диссертации на Формирование художественно-творческой деятельности младших школьников средствами этнокультуры