Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе Буданцова Антонина Аркадьевна

Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе
<
Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Буданцова Антонина Аркадьевна. Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Чебоксары, 2005. - 263 с. : ил. РГБ ОД,

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования эмпатическои культуры у учащихся на этнопедагогической основе

1.1. Сущность эмпатическои культуры личности в философской, психологической и педагогической литературе 13

1.2. Этнопедагогический потенциал формирования эмпатическои культуры подрастающего поколения 38

1.3. Модель системы формирования эмпатическои культуры учащихся 5-7 классов средствами этнопедагогики 66

Выводы по I главе 88

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию эмпатическои культуры у учащихся 5-7 классов средствами этнопедагогики

2.1. Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатическои культуры у учащихся 5-7 классов средствами этнопедагогики 91

2.2. Педагогические условия формирования эмпатическои культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе 129

Выводы по II главе 149

Заключение 154

Библиографический список литературы 158

Приложение 180

Введение к работе

Актуальность исследования. Коренные преобразования в социальных, межличностных, национальных отношениях, происходящие в современном российском обществе, вызвали множество негативных явлений: нравственное обнищание общества, всевозрастающую жестокость, дефицит взаимопонимания между людьми, милосердия, сострадания, чуткости, взаимопомощи. Происходит подмена нравственных ценностей, когда на смену традиционным гуманистическим идеалам добра, любви и милосердия приходит равнодушие, прагматизм, жестокость. Для достижения жизненного благополучия и сиюминутного результата без стеснения выдвигаются призывы: победить, перегнать, добиться успеха всеми возможными путями. Ради собственных целей люди готовы переступить даже через близких и друзей, не говоря уже о малознакомых и незнакомых людях. Обострилась проблема «отцов и детей», наблюдается отчуждение родственников, потеря духовных и нравственных связей. Все реже можно встретить действительно доброго, гуманного, милосердного человека. Особую тревогу вызывает наблюдаемое в последнее время в среде детей и подростков равнодушие к проблемам друг друга, к несчастью окружающих людей.

Современная школа дает всесторонние знания. В учебную программу включаются и психология, и экономика, и информатика, и культурология. Во многих школах появились специализированные классы. Все это, без сомнения, полезно и необходимо. Однако в современных учебных программах крайне мало внимания уделяется вопросам воспитания нравственности. В школе оцениваются прежде всего знания по предметам, и каждый школьник понимает, что учитель не имеет права снизить оценку за жестокость к окружающим, за эгоизм. На такой почве у учащихся развивается негативная коммуникативная установка, затрудняющая взаимодействие с окружающими.

4
Все это свидетельствует о снижении у людей эмпатии как способности
постигать эмоциональное состояние, проникать в переживания другого чело-
J^M века.

В сложившейся ситуации перед школой встает важнейшая задача воспитания личности, способной к сопереживанию и сочувствию другому человеку, готовой понять его и помочь ему, то есть задача формирования у подрастающего поколения эмпатической культуры.

В самом общем виде под эмпатией понимается постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия.

Усвоение эмпатической культуры нелегко дается школьнику. Поэтому
gi необходимо помочь ему в этом благородном деле. Наиболее сензитивным

периодом для этого является подростковый возраст, отличающийся такими характерными чертами, как желание заглянуть внутрь себя, стремление к самопознанию и самоопределению, формирование нравственных знаний, чувств, поведения. Именно в таком возрасте закладываются духовно-нравственные основы личности.

Проблема воспитания эмпатической культуры не новая. Феномен эмпа
тии рассматривался в различных аспектах как зарубежными (К. Роджерс,
Р. Берне, В. Мак-Дугалл и др.), так и отечественными психологами
\^ (Т.П. Гаврилова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Л.С. Выготский, Р.Б. Карамуратова,

И.С. Кон, Н.Н. Обозов, Т.И. Пашукова, А.П. Сопиков, И.М. Юсупов и др.).

Ученые-педагоги Л.И. Божович, А.А. Католиков, В.А. Караковский, А.Е. Ольшанникова, В.А. Сухомлинский, П.М. Якобсон и др. в своих трудах освещали отдельные вопросы воздействия на эмоциональную сферу личности процесса воспитания эмпатии.

Общетеоретические вопросы, связанные с формированием эмпатической
w, культуры, с воспитанием гуманности и нравственности, получили наиболее

полное отражение в работах Н.П. Аникеевой, А.А. Бодалева, Д.В. Вилькеева, Т.П. Гавриловой, К.В. Гавриловец, В.Е. Турина, Р.Б. Карамуратовой, А.Н. Лутошкина, М.М. Муканова, И.М. Насенковой, А.Н. Насифуллиной,

5 А.Е. Ольшанниковой, Я.А. Пономарева, В.В. Рябухина, Л. Ю. Сироткина, Н.М. Таланчука, П.М. Якобсона и др.

Вместе с тем, как показывает анализ литературы, недостаточно исследовались до сих пор вопросы о возможностях формирования эмпатической культуры учащихся средствами этнопедагогики, между тем именно в народной педагогике заложены большие возможности для органичного введения детей в окружающий мир и воспитания у них нравственных качеств.

Проблемам использования прогрессивных традиций различных народов в воспитании подрастающего поколения посвящены работы В.Ф. Афанасьева, В.А. Боговаровой, Г.С. Виноградова, Г.Н. Волкова, И.Б. Гашимова, В.А. Иванова, А.Э. Измайлова, З.Г. Нигматова, Т.Н. Петровой, Э.И. Сокольниковой, Я.И. Ханбикова, М.Г. Харитонова, А.Г. Хузиной, И.А. Шорова и др. В их трудах раскрываются сущность, созидательная роль народных педагогических традиций в деле воспитания детей. Однако в педагогической теории остается недостаточно разработанной проблема использования средств этнопедагогики в формировании у подрастающего поколения эмпатической культуры. Это отразилось и на состоянии педагогической практики.

Проведенное нами исследование показало, что учителя школ испытывают значительные трудности в формировании у учащихся эмпатической культуры вообще и в использовании для этого средств этнопедагогики в частности.

Учителя понимают значение и роль малых жанров фольклора (сказок, песен, пословиц и поговорок), включенных в учебные программы по литературе и русскому языку, в воспитании культуры у школьников, но отсутствие знаний и умений в этой области не позволяет словесникам в полной мере использовать этнопедагогический воспитательный потенциал, заложенный в устном народном творчестве.

Таким образом, в современной теории и практике воспитания существует противоречие между объективной необходимостью формирования эмпатической культуры у школьников и недостаточной разработанностью научно и ме-

тодически обоснованных рекомендаций по решению этой задачи средствами этнопедагогики. Все сказанное аргументирует актуальность данного исследования и позволяет сформулировать его проблему: каковы педагогические условия совершенствования процесса формирования эмпатической культуры учащихся на этнопедагогической основе?

Целью исследования является выявление, теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий совершенствования процесса формирования эмпатической культуры учащихся на этнопедагогической основе.

Объект исследования - система учебно-воспитательной работы в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - процесс формирования эмпатической культуры учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе.

Гипотеза исследования: использование средств этнопедагогики становится эффективным фактором формирования эмпатической культуры учащихся при соблюдении таких педагогических условий, как:

выявление воспитательного потенциала и осуществлении целенаправленного отбора средств этнопедагогики;

реализация взаимосвязи обучения и воспитания путем включения в учебный процесс на уроках литературы и русского языка средств этнопедагогики, имеющих нравственную основу;

организация разнообразной внеурочной деятельности учащихся, направленной на формирование у подростков эмпатической культуры и оказание действенной помощи окружающим людям;

создание в школе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, уважения к личности каждого участника образовательного процесса;

обеспечение взаимодействия школы, семьи и общества в формировании эмпатии у подростков.

Проблема, цель, предмет и гипотеза исследования позволили сформулировать следующие задачи:

  1. Раскрыть сущность понятия «эмпатическая культура» личности в контексте современного образования.

  2. Определить возможности этнопедагогики в формировании эмпатиче-ской культуры личности учащихся подросткового возраста и выделить ее средства, использование которых способствует наиболее эффективному решению исследуемой проблемы.

  3. Проанализировать опыт работы школ по формированию эмпатиче-ской культуры учащихся 5-7 классов средствами этнопедагогики на основе существующих программ по литературе и русскому языку с целью определения критериев и уровней ее сформированности.

  1. Разработать модель формирования эмпатической культуры учащихся средствами этнопедагогики и внедрить ее в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

5. Выявить теоретически и экспериментально обосновать педагоги
ческие условия использования средств этнопедагогики, обеспечивающие со
вершенствование процесса формирования эмпатической культуры учащихся
5-7 классов.

Методологической основой исследования являются фундаментальные положения философии, психологии, культурологии, педагогики, этнопедагогики об антропологической сущности личности; о роли народа в процессе создания духовно-педагогической культуры; о сущности народных традиций, их воспитательной роли; об эффективности использования наследия прошлого в формировании совершенной личности и воспитании эмпатии во взаимоотношениях с окружающими людьми.

Теоретической основой исследования послужили классические труды А. Дистервега, П.Ф. Каптерева, А.А. Католикова, Я.А. Коменского, А.С. Макаренко, И.Г. Песталоцци, Ж.-Ж. Руссо, В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского и др. по проблемам воспитания личности, а также психологические исследования Л.С. Выготского, П.Я. Гальперина, А.В. Запорожца, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина, А. Бэна, А. Маслоу, Ж. Пиаже, К. Роджер-

8 са, Э. Титченера. При исследовании проблемы, формулировке основных этно-педагогических категорий, понятий и положений были использованы фундаментальные труды академика Г.Н. Волкова.

Методы исследования. В целях решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования:

историко-логический и сравнительный анализ, синтез, обобщение исторической, этнографической, научной литературы, содержащей сведения о возможностях использования средств народной педагогики в формировании эмпатической культуры школьников;

анкетирование, наблюдение, беседы, интервьюирование в целях выявления отношения педагогов школ к проблеме формирования эмпатической культуры школьников, ранжирование, анализ творческих работ учащихся, тестирование, педагогический эксперимент и др.

Организация и этапы исследования. Экспериментальной базой исследования служила средняя общеобразовательная школа №39 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары Чувашской Республики.

Всего в исследовании приняло участие 703 учащихся, 86 учителей.

Исследование проводилось поэтапно с 1995 г. по 2004 г.

На первом этапе (1995-1998 гг.) изучалась научная и учебно-методическая литература по обозначенной проблеме, анализировался и обобщался отечественный и зарубежный опыт формирования эмпатической культуры личности учащихся 5-7 классов; определялись объект, предмет, цель, задачи, рабочая гипотеза исследования.

На втором этапе (1999-2001 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа по проверке и уточнению выдвинутой гипотезы исследования; продолжалось изучение проблемы эмпатической культуры в философской, психологической, педагогической, культурологической литературе; уточнялись некоторые теоретико-методологические положения, составляющие основу диссертационного исследования, велась работа по уточнению и обогащению общей гипотезы исследования.

На третьем этапе (2001-2004 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментального исследования, осуществлялось текстовое оформление диссертационной работы.

Обоснованность и достоверность полученных результатов и выводов исследования обеспечиваются методологической обоснованностью исходных теоретических положений, их соответствием передовым тенденциям развития психологической и педагогической наук; совокупностью использованных методов исследования проблемы, их соответствием цели, задачам, объекту, предмету исследования; соблюдением необходимых условий опытно-экспериментальной работы; разносторонним и тщательным анализом полученных в ходе эксперимента данных, результаты которого выразились в повышении уровня эмпатической культуры учащихся; многолетним опытом работы диссертанта в качестве учителя русского языка и литературы; признанием педагогической общественностью республики экспериментальной работы автора в ранге лауреата Республиканского конкурса «Учитель года - 2000».

Научная новизна исследования заключается в следующем:

-определены критерии и охарактеризованы уровни сформированности эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов;

выявлена и определена степень эффективности воспитательного потенциала средств этнопедагогики в формировании эмпатической культуры у подростков в контексте современной социокультурной ситуации;

разработана модель формирования эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов средствами этнопедагогики;

выявлены и обоснованы педагогические условия, способствующие эффективному формированию эмпатической культуры у подростков на этнопе-дагогической основе.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что его результаты дополняют существующие концепции формирования личности подростка. В нем теоретически и технологически решена проблема формиро-

10
вания эмпатической культуры у подростков в системе деятельности учителя
русского языка и литературы и классного руководителя, уточнено понятие
«эмпатическая культура» применительно к учащимся подросткового возрас-

та. Результаты исследования расширяют научные представления о возможности формирования эмпатической культуры у подростков на этнопедагоги-ческой основе и могут служить основой для дальнейшей разработки данной проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в том, что использование его результатов способствует совершенствованию процесса формирования эмпатической культуры подростков как основы нравственного воспитания средствами этнопедагогики. Разработанное автором учебное пособие «Фольклор как средство формирования эмпатической культуры учащихся», а также комплекс диагностических и практических методик, представленных в диссертации, обеспечивают успешное решение этой проблемы и могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ в целях организации учебной и внеучебной деятельности учащихся, преподавателями педвузов при подготовке будущих учителей, а также в системе повышения квалификации педагогических кадров.

На защиту выносятся следующие основные положения: 1. Эмпатическая культура является одной из существенных характеристик личности подростка и рассматривается как гармоническая совокупность компонентов, включающих гуманное отношение к другим людям, способность к сопереживанию и сочувствию, состояние эмоционального вовлечения и разделения переживаний другого, процесс вхождения в мир другого, содействие другому в решении его проблем.

2. Средства этнопедагогики (пословицы, поговорки, загадки, сказки, обычаи, традиции и др.), передающие в эмоционально-образной форме нравственные ценности народа подрастающему поколению, являются важнейшим фактором формирования личности, ее чувственной сферы, содержат воспитательный потенциал, реализация которого позволяет формировать эмпатиче-

скую культуру у современных учащихся как необходимую часть их духовной культуры.

3. Необходимыми и достаточными педагогическими условиями, способ
ствующими совершенствованию процесса формирования эмпатической куль
туры у учащихся 5-7 классов, являются: определение воспитательного потен
циала и осуществление целенаправленного отбора средств этнопедагогики;
реализация взаимосвязи обучения и воспитания путем включения в учебный
процесс на уроках литературы и русского языка средств этнопедагогики,
имеющих нравственную основу; организация разнообразной внеурочной дея
тельности учащихся, направленной на формирование у подростков эмпатиче
ской культуры и оказание действенной помощи окружающим людям; созда
ние в школе атмосферы взаимопонимания и сотрудничества, уважения к лич
ности каждого участника образовательного процесса; обеспечение взаимодей
ствия школы, семьи и общества в формировании эмпатии у подростков. /

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех его этапах (1995-2004) в средней общеобразовательной школе № 39 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары. Теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры истории образования, этнопедагогики и яковлевоведения Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева и педагогического совета средней общеобразовательной школы №39 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары; докладывались на научно-практических конференциях профессорско-преподавательского состава и аспирантов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; Республиканской научно-практической конференции, посвященной 150-летию просветителя чувашского народа И.Я. Яковлева «Теория и история педагогики» (Чебоксары, 1998); межвузовской научно-практической конференции «Актуальные проблемы непрерывного образования в системе «школа-вуз» (Москва-Чебоксары, 2001); Международной научно-практической конференции «Проблемы этнолингводидак-тики в поликультурной среде» (Москва-Чебоксары, 2004); Y Всероссийской

12 очно-заочной научно-практической конференции «Интеграция методической (научно-методической) работы и системы повышения квалификации кадров» (Челябинск, 2004); межрегиональном научно-практическом семинаре «Этно-педагогическая направленность процесса воспитания в дошкольном образовательном учреждении» (Чебоксары, 2004.); региональной научно-практической конференции «Психология на службе общества» (Чебоксары, 2003); межрегиональной научно-практической конференции «Этнопедагоги-зация процесса воспитания и обучения в современном образовательном учреждении» (Чебоксары, 2005).

Материалы исследования используются при чтении лекций по этнопедаго-гике в вузе, в выступлениях на семинарах классных руководителей средних общеобразовательных учреждений Московского района г. Чебоксары. Основное содержание исследования отражено в 18 публикациях автора.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложений.

Сущность эмпатическои культуры личности в философской, психологической и педагогической литературе

Решение проблемы нашего исследования потребовало выявления сущности явлений «эмпатия» и «эмпатическая культура личности» как в науке, так и в народной педагогике.

Истоки эмпатического отношения к ближнему уходят далеко в глубь истории духовной культуры народа и находят отражение в народных представлениях об идеале совершенного человека. Под идеалом мы понимаем образец, нечто совершенное, высшую цель стремлений. Именно в идеале осуществляется «предвосхищенное воплощение» того, чем сможет стать человек. Идеал — это то, к чему стремится народ, это мечта и вместе с тем — это ее постепенная реализация на практике, приближение к этой заветной цели. Вот почему для наших предков это было и мечтой о совершенной личности, и действиями по осуществлению данного идеала. В идеале показывается конечная цель воспитания и самовоспитания человека, дается общий образец, к которому он должен стремиться [68, 46].

Каждый народ имеет свой особенный идеал человека и требует воспитания этого идеала в отдельных личностях. Идеал у каждого народа соответствует его характеру, определяется его общественной жизнью, развивается вместе с его развитием, и выяснение его составляет главнейшую задачу каждой народной литературы.

В работах Г.Н. Волкова четко выражена идея совершенства человеческой личности, ее идеала, представляющего собой образец для подражания. «Формирование совершенного человека - лейтмотив народного воспитания. Самым убедительным и наиболее ярким свидетельством того, что человек есть «самое высшее, самое совершенное и превосходнейшее творение», служит его постоянное и неодолимое стремление к совершенству. Способность к самосовершенствованию есть высокая ценность человеческой природы, высшее достоинство, весь смысл так называемой самореализации заключен именно в этой способности» - отмечает он [68, 47].

Народные идеалы, нравственные понятия, морально-этические установки, жизненная философия отложились и выкристаллизовались в устном творчестве, на протяжении столетий отложились в ярких, запоминающихся на всю жизнь картинках и живых образах. Излюбленные народные герои характеризуются теми чертами, которые говорят о богатстве человеческой натуры. Их отличают доброта, готовность прийти на помощь, бескорыстие, сострадание, скромность, трудолюбие, верность. Все вместе они воплощают неписаный народный моральный кодекс: тот выйдет победителем в борьбе с врагом, кто любит свой народ, почитает родителей, уважает старших, хранит верность любимому человеку, чужое горе принимает близко к сердцу, кто добр и сострадателен, справедлив и честен. Благодаря вековому опыту народ приходил к выводу, что счастье сопутствует человеку отзывчивому, сострадательному, доброму, честному, трудолюбивому.

Нравственность является залогом человеческой, а не животной жизни. Безусловно, она не приходит сама, а воспитывается через улыбку, голос, жест матери, доброе слово, через игру, занятие любимым делом. Народ определял содержание воспитания в соответствии со своим нравственным идеалом, одновременно вырабатывая действенные пути и способы его осуществления в новых поколениях. Особое внимание обращалось на такие нравственные качества, как героизм, преданность Родине, любовь к народу, доброта, отзывчивость, дружелюбие, скромность, вежливость, честность; вместе с тем осуждались и считались недопустимыми трусость, эгоизм, лень, зависть, подозрительность, высокомерие, хвастовство, болтливость.

В области нравственного воспитания детей народ опирался на простые нормы, являющиеся отражением реально существующего, сложившегося в течение тысячелетий порядка отношений между людьми. Безусловно, данные наставления многократно повторялись родителями любой народности и усваивались детьми очень рано. Детям внушали, что они сами будут взрослыми и будет очень плохо, если их не будут уважать. Не было проблемы детей-сирот, матери знали о своем основном предназначении — быть хранительницами и продолжательницами человеческого рода. Женщину ждало народное осуждение, если она отказывалась от своего ребенка. Если же дети теряли родителей, их брали в свою семью родственники или соседи. С малых лет детям внушались и передавались эти нравственные нормы поведения. Народ искренне верил, что истинное счастье приносит эмпатия и отношение к тебе окружающих, их любовь, доверие, уважение.

Анализ опыта народа в организации общения людей друг с другом позволяет сделать вывод о том, что нравственность формируется на основе повседневного благожелательного отношения человека к окружающим. По мере того, как такое отношение приобретает глубокую осознанность, устойчивость, оно превращается в личное качество.

Индивидуальное нравственное сознание детей формируется через обобщение нравственных понятий («доброта», «сострадание», «сочувствие», «чуткость», «долг», «справедливость»), а также через непосредственное чувственное отражение и осмысление различных сторон нравственных проявлений. Безусловно, нравственные убеждения у детей формируются успешно в том случае, если они осваивают мир человеческих отношений этими двумя способами. Чем глубже собственные наблюдения доброты, эмпатии во взаимоотношениях людей, тем осознаннее, шире нравственные воззрения воспи-туемых. Чем больше многообразия в их обобщенных представлениях о достойном, сострадательном, сочувственном отношении одного к другому, тем глубже и острее эмоциональные реакции на непосредственно воспринимаемое отношение окружающих друг к другу.

Этнопедагогический потенциал формирования эмпатическои культуры подрастающего поколения

На протяжении многих веков народная педагогика разрабатывала систему обучения и воспитания детей, подростков, молодежи. Эта система, апробированная и укорененная многими поколениями, представляла собой многогранное, пестрое, сложное, противоречивое целое, обеспечивающее формирование у подрастающего поколения жизненно необходимых качеств, овладение трудовыми навыками, знаниями об окружающем мире, человеке, обучение рациональному использованию досуга, сохранение и передачу традиционной культуры и т.д.

Народная педагогика рассматривает формирование эмпатической культуры как порождение в детях чувства сострадания, сочувствия, милосердия, гуманности, умения понять другого человека, проникнуться его горестями и радостями. Используя сензитивный период психического развития ребенка, народная педагогика практически с самого его рождения начинает развивать его эмоциональную сферу с помощью целого арсенала факторов, средств, приемов, методов и форм воспитания. Вместе с тем каждый прием, каждое средство имеет многоцелевую направленность и обусловленность; их воздействие многопланово и комплексно.

Г.Н. Волков выделяет в качестве факторов народного воспитания игру, общение, слово, природу, традиции и обряды, труд, пример-идеал, искусство, религию. Рассмотрим названные факторы с точки зрения их потенциала в формировании эмпатической культуры у подрастающего поколения.

Важнейшим компонентом культуры, сохранившим огромные, не использованные в полной мере воспитывающие возможности, являются игры. Они способны решить задачи воспитания в детях эмпатических отношений друг к другу, развивать чувства сопереживания, сочувствия, дружбы, взаимного уважения.

Игра — это своего рода механизм социализации, который оттачивает основные физические качества, совершенствует речевые навыки, развивает высшие эмоции, формирует опыт общения и поведения, совершенствует отношения детей с вещно-предметным миром цивилизации. Закончив первичную социализацию, она начинает вторичную социализацию: затрагивает в игровых вариантах морально-нравственную, культовую, бытовую, технологическую и иные стороны бытия.

Играя ту или иную роль, ребенок обогащает, углубляет свою собственную личность. Игра - это школа морали, морали не в представлении, а в действии. Именно игры дают возможность формировать навыки и умения общения, развивают привычку к взаимопомощи, содействуют реальной личностно значимой подготовке ребенка к жизни.

Роль экскурсовода в «школе жизни» может выполнять народная игрушка — уникальное явление. Она самый жизнестойкий атрибут, неотъемлемая принадлежность детства. Чудесная игрушка воспитывает душу, наполняет сердце любовью, способствует формированию эмпатической культуры. Кукла не просто детская забава и играет не только декоративную роль, но имеет особую духовную связь с устным народным творчеством и огромное бесценное воспитательное значение. Она несет в себе гуманное, жизнеутверждающее начало.

Вспомним русскую народную сказку «Василиса Прекрасная». Главная героиня получает от умирающей матери вместе с благословением волшебную куколку-помощницу. Когда не хватало Василисиных человеческих сил пройти через испытания и добиться счастья, помогала волшебная игрушка. Источник сил куклы - в материнской любви, в эмпатии.

Решение проблемы формирования эмпатической культуры личности представляется нам невозможным без многостороннего активного общения с природой. Человек не может возвыситься над природой настолько, чтобы обходиться без нее. Народная мудрость считала: природа — мать, божественное начало, к ней необходимо относиться с эмпатией, любовью и почитанием.

Это проявляется во всем: в избе, своего рода древнем храме, которая создавалась по законам мироздания; в одежде, таившей в себе вселенские смыслы и ценности. Все это способствовало созданию атмосферы гуманности, эмпа-тии и милосердия, внутреннего и внешнего равновесия, эффекта резонанса, гармонии с окружающим.

Уважительно, благоговейно, с любовью относился народ к природе. Например, береза понималась как белокаменный собор, объединяющий в единое целое космос, солнце, ветер, почву. Весь мир становится храмом, и главное здесь — эмпатия, добро, милосердие, гуманность. Главная задача человека - не внести в него разлад, так как нельзя осквернять общественное, живое. Это святотатство, великий грех. Так, нельзя, невозможно плюнуть в воду, только у супостата могла подняться рука на священную рощу и дерево. Нарушение запрета (табу) неотвратимо и жестоко карается сверхъестественными силами. Такого рода табу имеется в традиционной педагогике многих народов.

Например, доброе отношение к «братьям нашим меньшим» воспитывалось с помощью угрозы, являющейся по своему характеру суеверной: «Если убить жабу, то корова перестанет давать молоко» (чувашская народная пословица); «Нельзя трогать муравейники, нарушивший их будет несчастлив» (марийская народная пословица). Угрозы в формировании эмпатической культуры имели положительное значение, так как заставляли задуматься над последствиями поступков. Народ с эмпатией относился к окружающей природе, птицам и животным, старался задобрить их и добиться покровительственного отношения к людям, тем самым обеспечивая достаток и безопасность в жизни.

В процессе воспитания особое значение у финно-угорских народов придавалось соблюдению запретов (табу) без надобности убивать некоторые виды животных и птиц. Так, у марийского народа запрещалось убивать лебедя, журавля, дикую утку, дикого гуся. Это объяснялось тем, что посещение птицами полей считалось хорошей приметой. Запрет способствовал формированию эмпатической культуры личности: того, кто покушался на жизнь божьих птиц, по мнению народа, ожидало строгое наказание. Считалось, что птицы понимают людей и способны покарать их за грубость [253, 104].

Марийский народ создал сказку «Журавли победили богатыря», в которой рассказывается, как богатырь, победивший злых духов и медведя, не смог одолеть журавлей, ибо они божьи птицы. Аналогичный пример мы находим и у эстонского народа: эмпатия к птицам, в частности к журавлям, объясняется тем, что вместе с ними, по народным поверьям, весной с юга прилетают и души предков.

У калмыков считалось, что простительно убить семь гелюнгов, чем лягушку, ужа, ежа, ласточку, кошку. До сих пор сохраняется почтительное отношение к ужу, даже если он заполз в дом, его бережно выносят и дают молоко. Наибольшим уважением среди птиц пользовался лебедь, считалось, что, если убить самку, самец падает на землю с большой высоты и разбивается. У калмыков также запрещалось убивать журавлей, трогать их птенцов или кладку яиц.

Организация и ход опытно-экспериментальной работы по формированию эмпатическои культуры у учащихся 5-7 классов средствами этнопедагогики

Опытно-экспериментальная работа по внедрению модели формирования эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов в педагогический процесс общеобразовательной школы и проверке справедливости выдвинутых условий эффективности реализации разработанной модели осуществлялась с учетом общей гипотезы исследования. Проведение эксперимента включало следующие этапы: организационно-подготовительный; собственно формирующий эксперимент; контрольно-заключительный этап, включивший обработку эмпирических данных, теоретическое обобщение и оформление результатов эксперимента.

Организационно-подготовительный этап предполагал выбор экспериментальной и контрольной групп, осуществление диагностики уровня сформированности у подростков эмпатической культуры. Опытно-экспериментальная работа проводилась в средней общеобразовательной школе № 39 с углубленным изучением отдельных предметов г. Чебоксары. В качестве экспериментального был взят 5Л класс в количестве 25 человек. Контрольный класс — 5А, также в количестве 25 человек, был выбран как наиболее соответствующий экспериментальному по таким признакам, как соотношение количества мальчиков и девочек в классе, уровень успеваемости, социальное положение родителей и т.д. Мы провели констатирующий срез в целях выявления исходного уровня сформированности эмпатической культуры у подростков. Были изучены личные дела учащихся, классные журналы, проведены тесты. Наблюдение за учащимися на уроках, переменах, внеклассных мероприятиях показало невысокую культуру общения между собой, не всегда уважительное и доброжелательное отношение подростков друг к другу, отсутствие умения понять и почувствовать настроение другого человека, сопереживать. Показателем развитости способности к сочувствию и сопереживанию является характер коммуникативной установки человека. С целью установления того, насколько современные подростки доверяют окружающим их людям, мы провели сплошное исследование среди учеников V-IX классов (525 человек, из них 246 мальчиков и 279 девочек) с использованием методики диагностики коммуникативной установки В.В.Бойко (см. приложение 2). Исследование показало, что школьники имеют ярко выраженную коммуникативную установку. Средние и низкие показатели обнаружили у 4,8% испытуемых. Наиболее выражена коммуникативная установка у учеников девятых классов, затем восьмых, седьмых и пятых. Причём показатель негативной установки у мальчиков был всегда выше, чем у девочек. Также были выявлены показатели компонентов, создающих негативную установку. Первый из них - это завуалированная жестокость в суждениях о людях, в отношениях к ним. Здесь самый высокий результат показали учащиеся восьмых классов, затем девятых, седьмых и шестых классов. Девочки седьмых классов проявили большую жестокость, чем мальчики. В остальных классах первое место оказалось за мальчиками. Второй компонент установки — это открытая жестокость в отношениях к людям и суждениях о них. Здесь самую большую агрессивность показали учащиеся девятых классов, за ними — восьмых классов. Самый низкий результат у учащихся седьмых классов. Самый яркий обоснованный негативизм в суждениях об окружающих проявили ученики восьмых классов. В большинстве случаев показатель негативизма у мальчиков также выше, чем показатель у девочек. Негативный личный опыт общения с окружающими сильнее всего испытали на себе ученики седьмых классов, на втором месте - учащиеся девятых, затем восьмых и седьмых классов. На основании анализа полученных результатов мы пришли к выводу, что школьники не доверяют окружающим и относятся к ним жестоко. Был также выявлен общий уровень развития эмпатических способностей подростков при помощи методики В.В.Бойко (см. приложение 2). Результаты тестирования показали, что наиболее сочувствующими, умеющими сопереживать оказались учащиеся пятых классов. Это объясняется тем, что подростки имеют разностороннее представление о культуре общения. Самый низкий уровень эмпатии у учащихся восьмых классов. Это «пик» переходного возраста. Подростки уже осознанно совершают многие поступки, но ещё неосознанно подчиняются своим «детским» эмоциям, шалостям, стремятся заново и критически осмыслить все окружающее, утвердить свою самостоятельность и оригинальность. Если рассматривать каждый класс отдельно, то самый низкий показатель уровня эмпатических способностей у учащихся 11Б класса (13; 15, 5; 14, 5). Суммарная оценка уровня эмпатических способностей мальчиков и девочек отличается не на много, всего лишь на 1-2 балла. Анализ интуитивного канала показал, что пятиклассники способны видеть поведение партнёра в условиях информации о нём, опираясь на опыт, хранящийся в подсознании. На уровне интуиции замыкаются и обобщаются различные сведения о партнёрах. С годами учащиеся «теряют» интуицию и меньше доверяют ей, а опираются на знания и опыт. Если в пятых классах этот канал оценивается у мальчиков в 3 балла, у девочек в 3,8, то в восьмых -в 2,4 и 3,9 соответственно. Установки, способствующие или препятствующие эмпатии, облегчают или затрудняют действие всех каналов. Её эффективность, вероятно, снижается, если человек старается избегать личных контактов, считает неуместным для себя любопытство к другой личности, спокойно относится к переживаниям и проблемам окружающих. Это особо проявляется среди «пика» подросткового периода. И, напротив, различные каналы эмпатии действуют активнее, надёжнее, если нет препятствий со стороны установок личности. Это наиболее характерно для учащихся девятых классов. За редким исключением нет почти никакой разницы между ответами представителей обоих полов. Идентификация в эмпатии означает сравнение всех своих личных переживаний, чувств, эмоций с чувствами других людей, «нахождение» «родственных душ» в новом человеке, ощущение его состояния. Лучше она развита у учащихся шестых классов.

Педагогические условия формирования эмпатическои культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе

Контрольно-заключительный этап опытно-экспериментальной работы был направлен на анализ полученных результатов и подтверждение эффективности педагогических условий внедрения модели формирования у учащихся 5-7 классов эмпатической культуры средствами этнопедагогики. Первое условие предполагало выявление воспитательного потенциала и осуществление целенаправленного отбора средств этнопедагогики, имеющих нравственную основу, и их включение в учебный процесс на уроках литературы и русского языка. Оно было реализовано при разработке учебных планов, программ, отборе содержания дидактического материала для уроков русского языка и литературы. В результате анализа этнопедагогических средств мы выбрали те из них, которые, по нашему предположению, наиболее всего могли способствовать формированию у учащихся эмпатической культуры. В качестве таковых были выбраны игра, общение, труд, традиции, природа, устное народное творчество, искусство. Все эти средства были включены как в процесс обучения, так и в воспитательный процесс. Вместе с тем в процессе обучения предпочтение отдавалось фольклору и искусству, а во внеклассной воспитательной работе шире использовались игра, общение, традиции, природа, труд. Мы включали в процесс обучения русскому языку и литературе произведения устного народного творчества, помогающие ребятам понять себя, мотивы своего поведения, отношения к окружающим, способствующие проектировать свою жизнь. При этом мы учитывали возрастные особенности подростков. Так, в пятом классе особое место отводилось сказке. Для ребенка сказка - «машина времени», которая переносит в прошлое и будущее, позволяет проникнуть в жизнь разных народов, побывать в различных точках планеты, выйти в космос. Сказка позволяла ввести школьников в мир романтических чувств, переживаний, в мир размышлений, возбудить у них потребность осмысления жизни. Очень поучительными оказались детские народные игры, песенки-приговорки, считалки, проникнутые эмпатией и чувством любви к родной природе, домашним животным, к своему дому, Родине. «Галки, вороны, все ли вы здоровы?» - спрашивает в своей коротенькой песенке ребенок и, увидев, что «одна галка нездорова, себе ножку наколола», стремится ей помочь, сочувствуя, сострадая ее беде купить башмачок на больную ножку. В игре «В бяшечку (баранчика)» само обращение к нему содержит добро и ласку. Дети, посчитавшись в кружочке, выбирают «Бяшечку». «Ай, ду-ду, ду-ду, ду-ду, сидит ворон на дубу!» Сидит ворон на дубу, созывает детвору: «Собирайся, детвора, начинать игру пора!» Окружив баранчика, они спрашивают его: Дети. Бяшечка, бяшечка, что ты тут лежишь? Бяшечка. Ая тут лежу, да в небо гляжу! Д е т и. А что ты там видишь? Бяшечка. Жаворонок в небе стоит да песню звенит! Дети (подпрыгивая, хлопая в ладоши). А мы знаем, какую, а мы знаем, какую! Б я ш е ч к а. Так спойте! Дети берутся за руки, ведут хоровод вокруг бяшечки и поют. Пришла весна, пришла красна! Жаворонок зазвенел, песню пахарю запел: «Поскорей работай, свое поле засевай!» Затем снова обращаются к Бяшечке. Дети. Бяшечка, бяшечка, а ты все сидишь? Бяшечка. Ая тут сижу да на землю гляжу! Д е т и. А что ты там видишь? Бяшечка. Вижу — озимь растет и густеет, а травушка больше зеленеет, и цветы растут, свою песню поют! Д е т и. А мы знаем, знаем, какую! Бяшечка. Так спойте! Дети запевают. Пришла весна, пришла красна! Трава-мурава до колен доросла. Расцвели цветочки рядом на лужочке! Дети. Бяшечка, а ты все лежишь? Бяшечка. Лежу, да на лес гляжу. Сейчас встану и пойду. В лес пойду - траву щипать, да водицей запивать! Дети. Бяшечка, бяшечка, не ходи в лес! Бяшечка. Это почему же? Дети. Мы тебе песенку споем, может, сам все поймешь! Бяшечка. Ну, так спойте! Дети поют, изображая волка. Ты, наш бяшечка-дружок, не ходи ты во лесок! В черном лесе волк, волк, он зубами «щелк-щелк»! Будет бяшу убивать, да с волками пировать. Б я ш е ч к а. Понял вашу доброту. Я на луг пойду! Там травушка шелковая, водица там ключевая! Играя, забавляясь, поют-величают родную природу ребятишки, стараются уберечь от беды баранчика, проявляют эмпатию, учатся вместе проводить свой досуг. В одном из вариантов, близком к игре «В кошки-мышки», где кот-мурлыка ходит, с мышки глаз не сводит, дети выбирают по считалкам кота и мышку. Игре предшествует песенка-прелюдия. Дети идут по кругу «по солнцу», а затем в противоположную сторону (когда поют второй куплет), приплясывая, и поют: Кот-мурлыка ходит, с мышки глаз не сводит. Мышка, мышка, берегись, смотри, коту не попадись! (2). Допев песенку, ребята открывают воротца (поднимают сцепленные руки вверх), мышка выбегает из круга, а кот - за ней, преследуя мышку. Но она быстро забегает обратно в круг, а дети приседают и закрывают воротца. Бывает и так, что кот прорывается вслед за мышкой в круг, и тогда раздается визг ребятишек, которые не хотят, чтобы кот поймал мышку. Народные игры - это целая школа. Она вносит существенный вклад в формирование эмпатической культуры, содействует развитию творческих способностей детей, учит сообразительности, ловкости, умению сдерживать свои эмоции, подчиняя их правилам игры. В работе с учащимися шестого класса большее внимание уделялось пословицам, поговоркам, фразеологизмам, легендам и былинам, песням. Главным для нас было довести до сознания подростков нравственные ценности, заложенные в этих образцах народного творчества, сформировать умение понимать внутренний мир другого человека через осмысление переживаний героев этих произведений, научить школьников выражать свои мысли и чувства. Семиклассники отличаются стремлением к самопознанию и в то же время к признанию среди сверстников. Учитывая эту особенность, мы при- меняли игры, тесно связанные с народным искусством. Зачастую они близки маленькому театрализованному представлению. В них можно и играть, и заинтересовать ими зрителей, пригласить поучаствовать в игровом действе. Оно может включать хореографический рисунок, если это действо-хоровод, песенку-прелюдию, диалог участников. Для нас наибольший интерес в формировании эмпатической культуры представляли игровые музыкальные композиции, являющиеся наиболее развитыми игровыми действами. Они с раннего детства привлекают к освоению родной культуры. Школьники обретают возможность познать эту культуру в синтезе народных искусств и, забавляясь, веселясь со сверстниками, ненавязчиво впитывают ее основы вместе с мировоззрением, с нормами человеческого общения своего народа.

Похожие диссертации на Формирование эмпатической культуры у учащихся 5-7 классов на этнопедагогической основе