Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у будущих учителей начальных классов основ культуры музыкально-педагогического общения с учащимися Молодов, Александр Николаевич

Данная диссертационная работа должна поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация, - 480 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Молодов, Александр Николаевич. Формирование у будущих учителей начальных классов основ культуры музыкально-педагогического общения с учащимися : автореферат дис. ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Костром. пед. ун-т.- Ярославль, 1996.- 20 с.: ил. РГБ ОД, 9 96-2/1906-2

Введение к работе

Актуальность исследования определяется рядом взаимодополняющих обстоятельств.

Первое из этих обстоятельств носит социальный характер и состоит

в том, что в условиях идеологического вакуума через искусство

(следовательно, и через музыкально-педагогическое общение) происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связей между поколениями.

Второе обстоятельство связано с тем, что искусство, выражающее традиции народа, выступает для подрастающего поколения как своего рода "защитный пояс", охраняющий личность от тех средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма.

Третье педагогическое обстоятельство проявляется в росте престижа в образовании форм общения, присущих ранее исключительно сфере искусства: проведение уроков, занятий и семинаров как "мастерских" общения; характеристика педагогики в целом как искусства, например "Академия педагогических искусств" (Ш.А.Амонашвшш), "Поэзия педагогики" (М.О.Кнебель) и т.п.

Современный уровень педагогической науки и педагогического опыта в области художественного образования детей значительно опережает уровень вузовской подготовки будущих учителей. В условиях возрастания социальной роли личности как носителя национальной художественной культуры важнейшей задачей становится повышение эффективности художественного образования педагогов, нацеливающих ученика на общеличностное развитие через искусство и в значительной мере через музыкально-педагогическое общение.

На факультетах начальных классов педвузов в массовой практике преподавания дисциплин эстетического цикла недооценивается задача формирования у будущих учителей основ культуры музыкально-педагогического общения с учащимися. Недостаточно разработаны теоретические и методические аспекты эффективности управления процессом формирования музыкально-педагогических умений у будущих учителей как воспитателей. В современных учебных пособиях не представлены определения умелой музыкально-педагогической деятельности учителя начальных классов (да и самих адаптированных пособий практически нет). Не накоплен необходимый материал, характеризующий процесс развития музыкально-педагогических умений у студентов на разных этапах их профессионального обучения. Нет диссертаций, в которых была бы показана и проанализирована педагогическая система. Такие диссертации становятся все более необходимыми для теории и практики.

Однако нельзя не отметить, что уже выполнены сотни исследований по педагогике высшей школы, среди которых работы С.И.Архангельского, Ю.К.Бабанского, А.Г.Молибога, Н.В.Кузьми-

ной, А.И.Щербакова, С.И.Кисельгофа, В.А.Сластеннна,Л.Ф.Спирина, В.Г.Максимова и др. Разработаны многие теоретические и методологические вопросы формирования социально активной личности учителя, вопросы управления вузовской педагогической системой. В частности, разработаны варианты профессиографических характеристик учителей Н.И.Болдыревым, А.И. Щербаковым, Е.Г.Осовским, В.А.Сластеннным, Л.Ф.Спириным, Ю.С.Алферовым и др.

Вопросы нравственно-эстетического воспитания рассмотрены А.В.Барабанщиховым, И.С.Марьенко, В.М.Коротовым, Б.Т.Лихаче-вым, А.П.Минаковым, С.С.Муцыновым.

Исследования, связанные с формированием коммуникативных качеств у студентов, проведены А.А.Бодалевым, А.А.Леонтьевым, В.В.Давыдовым, А.В.Мудриком, М.С.Каганом и другими педагогами и психологами.

Творческая природа деятельности будущих учителей исследована в трудах А.С.Макаренко, АЛ.Пономарева, Ю.Н.Кудюткина, Н.Д.Никандрова, В.А.Кан-Калика. Проблемы музыкально-эстети-ческого воспитания будущих учителей рассмотрены в работах Б.В.Асафьева, Ю.Б.Алиева, Л.Г.Арчажниковой, Д.Б.Кабалевского, Я.А.Ковальсхой, С.И.Савшинского, М.А.Румер. Однако конкретно никто не изучал специально нашу проблему.

Тахим образом, есть основание утверждать, что имеется реальное противоречие между социальным заказом относительно повышения качества подготовки учителей через преподавание музыкально-педагогических дисциплин и недостаточной разработанностью определенных аспектов соответствующей теории и практики профессионального обучения в педвузе.

Это противоречие обуславливает проблему: как теоретически обосновать и пплктически осушествтгп, совершенствование факультетской педагогической системы, надежно и на высоком профессиональном уровне формирующей основы культуры музыкально-педагогического общения у будущих учителей начальных классов в процессе их обучения.

Решая эту многоаспектную проблему, целесообразно выделить ряд частных подпроблем:

раскрытие сущности культуры музыкально-педагогического общения учителей начальных классов с учащимися;

построение концептуальной профессиографическоіі модели учителя начальных классов с компонентом его музыкально-педагогической культуры;

- выявление содержания факультетских музыкально-педагоги-ческих занятий и их структурирование в систему, способную повлиять на формирование основ культуры музыкально-педагогического общения будущих учителей;

- экспериментальная проверка условий работы факультетской системы, обеспечивающей решение задач по формированию основ культуры музыкально-педагогического общения у будущих учителей;

разработка методических рекомендаций по формированию основ культуры, музыкально-педагогического общения будущих учителей.

Цель исследования: разработка основ теоретико-практической кон
цепции формирования культуры музыкально-педагогического обще- .
ния у будущих учителей начальных классов и проверка ее в опытно-
экспериментальной работе факультетской педагогической системы ву
за. -

Объектом исследования явились будущие учителя начальных —

классов в факультетской системе, осуществляющей их профессиональное обучение и нацеленной на формирование у испытуемых основ культуры музыкально-педагогического общения с учащимися.

Предметом исследования являются условия, влияющие на формирование основ культуры музыкально-педагогического общения у будущих учителей начальных классов в процессе их профессионального обучения.

Гипотеза исследования - факультетская педагогическая система
способна сформировать основы культуры музыкально-
педагогического общения у будущих учителей начальных классов с
учащимися, если она: а) четко сориентирована на вышеназванную це
левую функцию формирования основ культуры музыкально-
педагогического общения у студентов; б) в ней корректно определены
содержание и организационные формы преподавания психолого-
педагогических и музыкальных дисциплин с учетом сущности умений
ставить и решать задачи по музыкально-эстетическому воспитанию и
закономерностей их формирования; в) осуществляется управление
процессом формирования музыкально-педагогических навыков и
умений на основе специальной профессиограммы учителя начальных
классов; г) используется комплекс учебно-методических и техниче
ских средств, адекватных целям факультетсхон педагогической си
стемы; д) обеспечено понимание студентами структуры и содержания
комплекса музыкально-педагогических умений, которыми они должны
овладеть, сформирована у них личная заинтересованность в овладении
основами культуры музыкально-педагогического общения

(заинтересованность как проявление осознанной потребности, которая стимулирует профессиональное самообразование и самовоспитание); е) используются активные формы обучения, в частности, анализ ситуаций и решение музыкально-педагогических задач (АСИРМПЗ) на теоретических, семинарских и практических занятиях, а ходе педагогической практики.

Залами исследования:

- на основе анализа истории вопроса дать теоретико-практическое обоснование сущности культуры музыкально-педагогического общения как одной из основных норм профессиональной деятельности учителя;

- проанализировать воспитательные потенциалы культуры музь кально-педагогического общения в различных педагогических ситуациях;

босновать условия эффективной работы факультетской педагогической системы с целевой функцией формирования основ культуры музыкально-педагогического общения у студентов;

- проверить экспериментальным путем выдвинутые в гипотезе условия успешного решения задач по формированию основ культуры музыкально-педагогического общения у будущих учителей начальных классов.

Методологической основой исследования явились философская теория Системного подхода к юучаемым явлениям, учение о диалектике «превращения научного знания в фактор преобразования действитель-кости, теория музыкально-эстетического воспитания. Частнонаучную Методологическую базу исследования составили концепции педагогической и психологической наук: о педагогических системах {Ф.Ф.Королев, Т.А.Ильина, В.П.Беспалько, Ю'.П.Сокольннков), о здэнроде. педагогической деятельности и вузовской педагогики $\СВьіготский, А.НЛеонтьев, СН.Рубинштейн, К.К.Платонов, Н.В.Кузьмина, А.И.Щербаков, В.А.Сластенин, Л.Ф.Спирин), о природе творчества педагога (А.С.Макаренко, АЛ.Понамарев, Ю.Н.Кулюткин, Н.Д.Никандров, В.А.Кан-Калик), о педагогическом общении (А.АЛеонтьев, А.А.Бодалев, А.В.Мудрик, В.ВДавыдов, Н.Н.Дьяков, М.С.Каган, Д.Карнеги), о музыкально-педагогическом воспитании (Б.В.Асафьев, Ю.Б.Алиев, Л.ПАрчажникова, О.А.Апраксина, Д.Б.Кабалевский, Я.А.Ковальская, М.А.Румер, С.И.Савшинский, Г.Н.Цыпин, В.Н.Шацкая), о задачном подходе при анализе педагогической деятельности (Л.М.Фридман, Л.Ф.Спирин, П.В.Конаныхин, МЛ.Фрумкин, О.В.Бочкарсва), о путях нравственного и эстетического воспитания (Н.И.Болдырев, А.В.Барабанщиков, В.М.Коротов, Б.Т Лихачев, А.П. Минаков, С.С.Муцинов).

Источниками исследования явились труды ученых-гуманистов: философов, социологов, психологов, а также передовой педагогический опыт, собственный 17-летний педагогический опыт.

Методы исследования. Использовались методы как эмпирического, так и теоретического уровня. К первой группе относятся: пролонгированные наблюдения, интервьюирование, тестирование, метод эвристической беседы, контент-анализ, рейтинг, ауторейтинг, диагностический, формирующий эксперимент, методы математической статистики. Социолого-педагогическими опросами было охвачено 240 студентов и 77 педагогов Иванова, Чебоксар, Костромы и Костромской области. Основными методами теоретического уровня были анализ, синтез, сравнения , классификация, систематизация, моделирование, обобщение информации.

Паза исследования. Экспериментальное обучение осуществлялось в период 1991-1996 гг. на факультете начальных классов Костромского государственного педагогического университета имени Н.А.Некрасова

со студентами I-1Y курсів дневного отделения доух наборов. С каж-дым работа велась в течение 4-х лет. Первый цикл охватил 50 испытуемых, второй 52. Отдельными диагностическими процедурами и занятиями по нашей програнме были охвачены еще 140 студентов.

Этапы исследования. Первый этап (1991) был связан с выбором темы н теоретическим ее обоснованием, выдвижением гипотезы, выявлением состояния исследугмой проблемы в теории и педагогической практике. На этом же этапе была разработана программа экспериментального обучения испытуемых основам культуры музыкально-педагогического общения, проведены диагностические замеры стартового состояния испытуемых на определение степени готовности их к будущей музыкально-педагогической работе в школе. Второй этап (1992-1995 гг.) был связан t проведением формирующего эксперимента, основанного на реализацга разработанной эвристической обучающей программы (в нее вошли зшятия по психолого-педагогическим дисциплинам, а также теоретические и практические занятия по специальным музыкально-педагогхческим дисциплинам с привлечением смежных предметов художественно-эстетического цикла). Третий этап (1995 г.) включил в себя завершение эксперимента, обработку полученных данных, их теоретический анализ и обобщение; оформление рукописи диссертации.

Научная новизна исслаования состоит: а) в определении понятий
"музыкально-педагогичесюе общение" и "культура музыкально-
педагогического обпшия", выполняющих теоретико-
гносеологическую функцію; б) в выделении основных сущностных
компонентов культуры музыкально-педагогического общения учителя
начальных классов; в) в установлении связи между культурой музы
кально-педагогического осщения учителей начальных классов с уча
щимися и успешным решегием задач музыкально-эстетического воспи
тания детей в различных гедагогических ситуациях; г) в построении
концептуальной профеесгографической модели учителя начальных
классов с компонентом кугьтуры музыкально-педагогического обще
ния; д) в доказательстве возможности структурировать комплекс учеб
ных дисциплин на факультете с цепью активного формирования
основ культуры музыкалыо-педагогического общения у будущих учи
телей начальных классов с учащимися.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке основ научной теории организации факультетской педагогической системы, ориентированной на формирование культуры музыкагыю-педагогнческого общения учителей начальных классов.

Практическая значнмгегь исследования состоит в разработке для преподавателей и студентсв методических рекомендаций, которые могут быть использованы в «узыкально-педагогической работе в школе с учащимися, а также на заіятиях в педвузе и педучилище.

Обоснованность и достоверность исследования обеспечивалась: а)последовательным исполлзованием научной методологии и комплек-

са взаимодополняемых методов, которые были адекватны провод мому исследованию; б) соотнесением теоретического материала с да ными признанных научных концепций и передового педагогическо: опыта; в) пролонгированной экспериментальной работой, подтве дившей возможность решения музыкальио-педагошческих восшп тельных задач на основе культуры музыкально-педагогического о щения и доказавшей гипотезу эмпирическим и статистическим мат риалом.

Апробация и внедрение полученных результатов исследования ot ществлялись последовательно путем выступления автора на научи практических конференциях: "Педагогическое образование для X века" 13-16 апреля 1994 г. г.Москва, "Психолого-педагогические щ блемы предупреждения и коррекции отклоняющегося поведения у« щейся молодежи в современных условиях" 15-16 ноября 1994 г.Чебоксары, "Молодые ученые российскому образованию" 17 ы 1995г. г.Кострома, на ежегодных научно-практических конферені ях в Костромском педагогическом университете (1992, 1993, 19! 1995 гг.), а также путем систематических публикаций статей и мел дических материалов (семь работ).

На защиту выносятся:

1. Дефиниция "музыкально-педагогического общения". My: кально-педагогическое общение - это специфическая, при помощи і зыкальных средств, форма взаимоотношений учителя с учащимис элементами педагогической помощи последним, при которых про ходит приобщение воспитанников к миру искусства, в результате чі у них: а) формируется понятие об основных эстетических категорії

б) появляется чувство общей и индивидуальной сопричастности к
точннку духовного откровения, заложенного в музыкальном произ
денни, возникающее черет эмоциональное переживание его смыс

в) стимулируются возможности творческого художествен
эстетического самовыражения.

Дефиниция "культуры музыкально-педагогического общені Культура музыкально-педагогического общения - это ннтегративі личностно-професснональные качества учителя, обеспечиваю! успешность решения задач по музыкально-эстетическому воспитан учащихся, включающие в себя умения оказывать квалифицироват педагогическую помощь учащимся в формировании творческого э< тического мышления, развитии музыкальных вкусов и дарований также ассоциативно-образных восприятий и представлений, opHet рующие компоненты музыкально-эстетического воспитания на гу нистическое духовно-нравственное становление личности.

. 2. Концептуальная модель профессиограммы учителя начали классов с компонентом культуры музыкально-педагогического об ния.

&

  1. Структурно-функциональная и содержательная характеристика факультетской педагогической системы с целевой функцией формиро- , вания основ культуры музыкально-педагогического общения учителей начальных классов с учащимися.

  2. Обоснование условий процесса формирования основ культуры музыкально-педагогического общения у будущих учителей.

  3. Качественные и. количественные результаты опытно-экспе

рименталыюй проверки условий, обеспечивающих эффективное решение задач формирования основ культуры музыкально-педагогического общения у будущих учителей.

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 288 наименований и ! I приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы исследования, определяется цель, объект, предмет, задачи, гипотеза, методологические основы и методы исследования, выделены его этапы. Раскрываются научная новизна, теоретическая и практическая значимость, выдвигаются основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе, состоящей из трех параграфов, представлены теоретические разработки научных основ организации педагогической системы факультета начальных классов, целенаправленно ориентированной на формирование культуры музыкально-педагогического общения у будущих учителей.

Во второй главе, также состоящей из трех параграфов, представлены материалы, раскрывающие ход и результаты опытно-экспериментальной работы.

В заключении кратко изложены выводы по проделаннои раооте, намечены возможные пути дальнейшего исследования проблемы.

Похожие диссертации на Формирование у будущих учителей начальных классов основ культуры музыкально-педагогического общения с учащимися