Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета Евграфова Марианна Гавриловна

Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета
<
Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Евграфова Марианна Гавриловна. Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Якутск, 2003 189 c. РГБ ОД, 61:04-13/329-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста посредством этноэтикета

1.1. Закономерности и принципы формирования культуры речевого общения в дошкольном детстве

1.2. Этноэтикет народа саха как феномен культуры речевого общения 35

1.3. Особенности формирования культуры речевого общения старших дошкольников на основе этноэтикета 56

Выводы по первой главе 76

ГЛАВА II. Содержание и технология формирования культуры речевого общения старших дошкольников на основе этноэтикета

2.1. Модель формирования культуры речевого общения старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета

2.2. Формы и методы воспитания культуры речевого общения старших дошкольников на основе этноэтикета 104

2.3. Динамика сформированности культуры речевого общения старших дошкольников 122

Выводы по второй главе 130

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 131

БИБЛИОГРАФИЯ 133

ПРИЛОЖЕНИЕ 153

Введение к работе

Актуальность исследования. На современном этапе развития общество нуждается в образованной и культурно-развитой личности. Основой воспитания и обучения в дошкольном детстве является овладение речью. Овладение родным языком и умелое использование его выразительных средств наиболее интенсивно протекает в дошкольные годы, когда у ребенка необыкновенно высока чувствительность к языковой информации (М.М.Конина, Е.И.Радина, Ф.А.Сохин, О.С.Ушакова, Е.А.Флерина и др.).

Национально-культурная функция языка как средства общения, формы социального взаимодействия и приобщения к культурным ценностям ярко охарактеризована в трудах А.А.Леонтьева, Л.Н.Толстого, К.Д.Ушинского.

В настоящее время в языковой практике прослеживается утрата лучших речевых традиций, что влечет за собой и упадок общей культуры. В речевой деятельности это выражается в увеличении лексики со сниженной эмоционально-экспрессивной окраской, просторечных форм, вульгаризмов, жаргонизмов.

Исследования Ф.А.Сохина доказывают, что ребенок самостоятельно не может овладеть речевой нормой. На данном этапе остро встает проблема овладения детьми старшего дошкольного возраста правильной, логичной, точной, выразительной речью. Использование этноэтикета в процессе формирования культуры речевого общения дошкольников будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и выполнение им норм и правил общения с взрослыми и сверстниками.

Общение как феномен изучалось представителями философии, социологии, психологии, физиологии и других наук (Б.Г.Ананьев, Э.Берн, А.А.Бодалев, Л.С.Выготский, В.В.Давыдов, И.А.Зимняя, В.А.Кан-Калик, Б.В. Ломов,А.В.Мудрик). Немаловажное значение имеют труды теоретиков

и практиков отечественной педагогики А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, СТ. Шацкого.

Общение дошкольников исследовалось в работах Е.А.Аркина, А.Г.Арушановой, В.В.Виноградова, Б.С.Волкова, Н.В.Волковой, В.В .Гербовой, Д.Годовиковой, А.Б.Добровича, М.И.Лисиной, С.И.Львовой, А.Г.Рузской и др. Для нас особенно важны следующие результаты этих исследований: определена возможность обучения культуре речевого общения на разных возрастных этапах и его содержания, описаны лингвистические основы изучения формул речевого этикета, их грамматические, стилистические и структурные особенности. Вместе с тем при достаточно подробной разработанности проблемы формирования культуры речевого общения детей дошкольного возраста, остается много нерешенных вопросов: не рассмотрена зависимость между владением этноэтикетом и культурой речевого общения ребенка; не определены цели и содержание работы воспитателя по формированию культуры речевого общения на основе этноэтикета.

Проблема культуры общения остро встает как основа духовно-нравственного развития языковой личности, что особенно актуально для дошкольного возраста. Как известно, именно в этот период закладывается фундамент моральных принципов, нравственной культуры, развивается эмоционально-волевая сфера личности, формируется продуктивный опыт повседневной коммуникации.

При исследовании культуры речевого общения для нас наиболее приемлема психологическая концепция культуры, определяющая ее сущность через понимание системы опыта, норм и ценностей, накопленных человечеством и выступающих в качестве набора социальных инструментов для воздействия на личность и взаимодействия личностей.

Именно во взаимодействии культуры и индивида В.П. Зинченко видит движущие силы развития личности. Дефекты этого взаимодействия,

по мнению М.М.Бахтина, приводят к незавершенности человека как личности и его несовпадению с самим собой.

Культура речевого общения дошкольников неразрывно связана
с культурой речи воспитателя и всех окружающих людей. Одним из условий
эффективности подготовки старшего дошкольника к общению,

укладывающейся в рамки понятия «культура речевого общения», является построение деятельности педагога по законам общения. В условиях современного ДОУ значение общения воспитателя и ребенка в процессе формирования личности возрастает, но не всегда протекает по законам, обусловливающим результативность решения конкретной задачи общения.

Понятие культуры общения имеет широкое значение и состоит из нескольких структурных компонентов (Б.В.Бушелева, Л.Ф.Островская). Воспитание культуры общения детей дошкольного возраста предполагает не только овладение языковыми нормами, но и необходимость воспитания у детей более сложных основ вежливости: как тактичности, доброжелательности, приветливости, чуткого и внимательного отношения к окружающим.

Несмотря на определенную степень изученности данной проблемы, для педагогической и психологической литературы не характерно использование понятия «культура общения», гораздо чаще используются понятия «коммуникативная компетентность», «компетентность в общении», «коммуникативная подготовка» или «коммуникативная культура». Во всех этих понятиях акцент смещен на приобретение «техники» общения, умения поддерживать межличностные контакты и добиваться в общении своих целей, используя оптимальные поведенческие стратегии. В том случае, когда ставится проблема культуры общения, на первый план выступает личность.

Сказанное в равной степени относится как к личности педагога, так и к личности ученика.

Недостаточно разработан методический аспект формирования умений и навыков общения старших дошкольников, укладывающихся в единое методологическое пространство, охватываемое понятием «культура речевого общения».

Этикет соединяет внутренний мир человека с его внешним проявлением, в его основе лежит уважение к другим людям. Правила поведения человека в обществе требуют одного: всегда и везде уважать каждого его члена и общество в целом.

Специфика правил этикета зависит от исторических, социальных, национальных и других особенностей. Каждая социальная группа имеет свою систему ценностей, свой образ и стиль жизни, традиции. Мы можем говорить лишь о разнообразии этикетных культур.

Таким образом, этикет зависит от культурных особенностей, национальной специфики, каждый язык имеет свои правила речевого этикета, поэтому мы обязаны соблюдать их, так как от этого зависит успех общения.

Идеи этнопедагогики каждого народа отражаются в духовной культуре, произведениях прикладного искусства, фольклоре: героическом эпосе, народных песнях, сказках, поговорках, пословицах, загадках, играх и т.д. В них отражаются народные традиции, обычаи, правила национального этикета (этноэтикет), которые передаются из поколения в поколение.

В этнопедагогике понятие этноэтикет рассматривается как национальный этикет, т.е. установленный у данного народа порядок поведения, включающий в себя совокупность поведенческих правил, регулирующих внешние проявления человеческих взаимоотношений (приветствия и обращения, поведение в обществе, манеры и внешний облик человека).

Изученный нами материал показал, что формирование культуры речевого общения на основе этноэтикета народа саха до сих пор не являлось предметом специального педагогического исследования.

Таким образом, возникает противоречие между социальным заказом

к формированию культуры речевого общения на основе этноэтикета и недостаточной исследованностью этой темы как в педагогической теории, так и в дошкольной практике: неразработанностью содержания, технологии, отсутствием модели, критериальной основы процесса формирования культуры речевого общения старших дошкольников.

Необходимость выявления теоретических и методических основ формирования культуры речевого общения старших дошкольников, недостаточная разработанность указанной проблематики свидетельствуют об актуальности исследования.

Все это ставит перед исследователями задачу выяснения основных детерминант в практике формирования культуры речевого общения, его места и роли в общественной жизни, всестороннего изучения, функционирования культуры речевого общения, как на уровне общества, так и отдельной личности, поиска средств воспитания культуры речевого общения детей.

Вышесказанное определило проблему исследования: определение педагогических условий успешного формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета.

Объект исследования: процесс формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета.

Гипотеза исследования: процесс формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета может быть эффективным, если:

сформировать осознание этноэтикета как социально одобряемых норм этического поведения и отношения к другим людям;

разработать и апробировать технологию трехэтапного формирования культуры речевого общения детей на основе этноэтикета, включающую

устойчивую мотивацию, активность, креативность и толерантность, связность речи, знание и соблюдение правил поведения и этикета, использование этноэтикетных формул;

- проводить работу с воспитателями и родителями, направленную
на обогащение опыта, соблюдение норм культурного общения друг с другом и
повышающую их педагогическую компетентность.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть теоретико-методологические основы формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета и обосновать педагогические условия его осуществления.

Задачи исследования:

разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретические основы процесса, формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета;

- раскрыть сущность и содержание формирования культуры речевого
общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета;

- определить критерии и уровни сформированности культуры речевого
общения старших дошкольников;

- обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических
условий формирования культуры речевого общения старших дошкольников
на основе этноэтикета;

- опираясь на результаты исследования, разработать практические
рекомендации по формированию культуры речевого общения старших
дошкольников на основе этноэтикета.

Методологической основой исследования являются положения философской концепции о гармонии национального, межнационального и общечеловеческого; о диалектическом единстве формы и содержания, теории и практики развития личности; об общении как виде деятельности,

об особенностях речевой деятельности и закономерностях овладения ею, о значении родного языка в формировании личности ребенка.

Исходными теоретическими положениями исследования выступают концепции развития речи детей (Л.С.Выготский, А.В. Запорожец, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.В. Эльконин); теории речевой деятельности (И.А.Зимняя, Н.И.Жинкин, А.А.Леонтьев); теории развития речи детей дошкольного возраста (М.М.Алексеева, Ф.А.Сохин, Е.И.Тихеева, О.С.Ушакова, В.И.Яшина и др.) и культуры речевого общения (О.И.Даниленко, З.К.Тарланов, Н.И.Формановская); этнопедагогические теории обучения и воспитания детей дошкольного возраста (Г.Н.Волков, А.А.Григорьева, Д.А.Данилов, Н.Д.Неустроев, И.С.Портнягин, К.С.Чиряев).

Методы исследования:

- теоретический анализ педагогической, философской, социологической,
культурологической, психологической, лингвистической литературы;

- изучение реально складывающегося опыта через наблюдение,
тестирование, анкетирование, беседа с параллельным привлечением
документации ДОУ, материалов Музея народной педагогики с. Оросу PC (Я);

- теоретическая и методическая интерпретация педагогического
эксперимента, анализ собственного опыта работы с детьми и научное
обобщение материалов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечена исходными методологическими позициями, комплексной методикой исследования, адекватной его проблеме, предмету, задачам и логике, опытной работой, личной и педагогической деятельностью автора, а также соблюдением таких важных общенаучных принципов, как достоверность и объективность фактов, связь истории с современностью, системного подхода к анализу явлений воспитания и образования.

Экспериментальной базой исследования явились ДОУ №3, №10, №21, №26 г.Якутска, Болтогинский д/с «Кэнчээри» Чурапчинского улуса, «Чуораанчык» с.Едейцы Намского улуса, «Кустук» с.Партизан Намского улуса. Исследование осуществляется с 1998 по 2003 гг.

I этап - 1998-1999 гг. - поисково-теоретический. Изучение научной
литературы по проблеме исследования. Анализ и оценка современного
состояния проблемы, организация констатирующего эксперимента

II этап - 2000-2001 гг. - опытно-экспериментальный. Осуществление
формирующего эксперимента, в процессе которого определялись
эффективность подходов, принципов, форм и методов, уточнялись условия,
обеспечивающие формирование культуры речевого общения детей старшего
дошкольного возраста на основе этноэтикета.

III этап - 2002-2003 гг. - обобщающий. Завершение эксперимента,
коррекция, систематизация и обобщение результатов исследования.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

- раскрыты сущность и содержание культуры речевого общения
в контексте его формирования у старших дошкольников на основе этноэтикета;

теоретически и экспериментально обоснована комплексная система средств, методов и форм воспитания культуры речевого общения старших дошкольников на основе этноэтикета;

сконструирована и откорректирована модель формирования культуры речевого общения на основе этноэтикета;

определены уровни и критерии сформированности культуры речевого общения старших дошкольников;

выявлена совокупность педагогических условий, повышающих эффективность применения этноэтикета как важнейшего средства формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета; в обосновании подходов к формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработаны и внедрены в практику: а) модель формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета; б) комплекс научно-методического и технологического обеспечения процесса формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета, включающий авторскую программу спецкурса, учебно-познавательные творческие задания по теме исследования. Результаты исследования могут быть широко использованы в системе высшего и среднего профессионального образования, в сфере повышения квалификации и переподготовки работников образования, в массовой практике дошкольного и семейного воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследований. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на заседаниях кафедры педагогики дошкольного воспитания педагогического института Якутского государственного университета им. М.К.Аммосова; включены в преподавание курса «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» для студентов 2-3 курсов очной и заочной формы обучения (1998-2000 гг.); изложены в учебном пособии по курсу «Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста» для дистанционного обучения студентов 2-3 курсов (2001г.); докладывались на научно-практических конференциях молодых ученых, преподавателей ЯГУ: в рамках стендового доклада на конференции «Проблемы формирования личности в современном ВУЗе» (2001 г.); в виде выступления и доклада на конференциях «Современные технологии образования» (2002г.), «Приоритетные направления

развития науки в I четверти XXI века: Опыт, проблемы, перспективы», организованной Лигой женщин - ученых Якутии (2002г.). На защиту выносятся следующие положения:

  1. Формирование культуры речевого общения - процесс, направленный на становление этической культуры ребенка, развитие у него тактичности, чуткости, деликатности в общении со сверстниками и взрослыми, умения выражать эти качества с помощью языковых средств, адекватных речевой ситуации. В этом процессе огромную роль играет этноэтикет - нравственный эталон внутрисемейных, межпоколенных, межродственных отношений; средство сближения между народами. Он как феномен этической культуры предполагает межнациональное общение, интернационализацию общественной жизни, социализацию личности в культуре своего народа, в культуре других народов, в общечеловеческой культуре.

  2. Технология формирования культуры речевого общения старших дошкольников на основе этноэтикета включает в себя когнитивный, аксиологический, деятельностно-практический компоненты и ряд этапов: разъясняюще-мотивационный (ознакомление с этноэтикетом, формирование правильного понимания обобщенного иносказательного смысла загадок, понимание пословиц и поговорок и правил их употребления; а также осознание логичного композиционного построения текста народных сказок и олонхо); теоретически- и практически-развивающий (формирование представлений об этноэтикете и культуре общения); репродуктивно-творческий (обучение адекватному, точному и логичному использованию образных слов и выражений, пословиц и поговорок в соответствующих коммуникативных ситуациях, в самостоятельных высказываниях).

  3. Критериями сформированности культуры речевого общения старших дошкольников являются владение всеми сторонами речи (точность, логичность, выразительность, разнообразие, уместность и другие), этноэтикетными формулами, знание и соблюдение правил этноэтикета,

*

использование интонационных, лексических и грамматических средств выразительности.

4. Эффективность протекания процесса формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета обеспечивают следующие педагогические условия: формирование знаний об этноэтикете как социально одобряемой нормы этического поведения и развитие умений взаимодействовать с окружающими людьми с учетом его правил; использование активных средств, форм, методов обучения и воспитания; референтность носителей культуры речевого общения - участников педагогического процесса; учет основных факторов: окружающей речевой среды, особенностей воспитания в семье, обучения в детском саду.

Диссертационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Закономерности и принципы формирования культуры речевого общения в дошкольном детстве

Одна из главных причин застоя и деградации во всех сферах нашей жизни, начиная с материального производства и организации политической жизни и кончая характером образования, реальным бытом, досугом людей, человеческими отношениями, состоит в низком уровне культуры во всех аспектах - культуры труда, нравственной культуры, культуры досуга, культуры общения и т.д. В условиях социально-экономических перемен возникла необходимость повышения уровня культуры.

Понятие «культура» относится к числу наиболее широких гуманитарных понятий. Многие ученые отмечают его многозначность, многоаспектность использования и применения в различных смыслах [16]. А.Н.Леонтьев [117] рассматривает культуру как специфический способ человеческой деятельности, включающий в себя процесс творческой саморегуляции личности как индивидуального и неповторимого субъекта.

Как отмечает А.А.Леонтьев [115], культура является своего рода указателем оптимального способа действий в мире и понимании мира, а также границ, влияющих на выбор такого оптимального способа.

Культура, являясь универсальной характеристикой деятельности, предопределяет направленность того или иного вида деятельности.

Термин «культура» (от лат. cultura - возделывание, воспитание, образование, развитие, почитание) - исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях... В более узком смысле термин «культура» относится к сфере духовной жизни людей [32, с.594].

Принято делить культуру на материальную и духовную соответственно двум основным видам производства - материальную и духовную. Материальная охватывает всю сферу материальной деятельности и ее результаты (орудия труда, жилища, предметы повседневного обихода, одежда, средства транспорта и связи и др.). Духовная культура охватывает сферы сознания, духовного производства (познание, нравственность, воспитание и просвещение, включая право, философию, этику, эстетику, науку, искусство, литературу, мифологию, религию) [216, с.294].

Понятие «культура» возникло в Древнем Риме и обозначало человекотворное, а не природное происхождение.

Древнегреческие философы сформировали системное понятие о природе, о человеке, о личности в отдельности, выделяли человека из природной среды как самостоятельное социокультурное образование.

В древнекитайской философии человек выступает как связующее звено небесных и земных сфер. По Конфуцию, главное - всегда и во всем следовать предписаниям, не отступать от порядка древних. Японская философия возвеличивала культ предков.

Раньше, чем в других европейских странах, слово «культура» утвердилось в Германии, оно имело два смысла. Во-первых, культура - как господство человека над природой с помощью наук и ремесел, во-вторых, культура как внутреннее состояние и духовное богатство личности.

Существуют различные концепции культуры. Так, например, классическую концепцию культуры можно выразить формулой: культура есть развитие человека как разумного существа. Натуралистическая концепция культуры перекладывает ответственность за судьбу с человека на силы природы. Идеалистическая концепция культуры считает единственно значимой сферой культурного развития человека духовную сферу, сферу духовной деятельности.

Концепция культуры информационного общества — современного этапа развития мировой цивилизации, идущей вослед аграрной и индустриальной стадиям - это культивирование ценностных форм сознания: экологического, правового, нравственного, религиозного, художественного, философского [205, с.58].

В концепции культуры И.Канта и Г.Гегеля просматривается попытка охватить культуру единым взором, постичь ее строение, функционирование и законы развития. И.Кант говорил о выходе человека из природы в культуру. Поэтому прогресс он понимал как становление и развитие культуры. Т.Гегель рассматривал развитие объективного духа и его воплощение в материально-практическую деятельность людей. Понятие объективного духа близко к понятию культуры.

По мнению Э.Кассирер, культура есть не что иное, как символическая вселенная, в которой живет человек. Взятая как целое, она представляет из себя «процесс человеческого самоосвобождения». Язык, искусство, религия, наука - различные фазы этого процесса. В культурном творчестве человек утверждает и доказывает свою власть, способность создавать собственный идеальный мир.

Модель формирования культуры речевого общения старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета

Основываясь на том, что главные задачи воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду - обучение родному языку, развитие речи, речевого общения, включающие ряд частных: воспитание звуковой культуры речи, обогащение, закрепление и активизация словаря, совершенствование грамматической правильности речи, развитие связной речи, воспитание интереса к художественному слову, мы определили, что формирование культуры речевого общения охватывает все перечисленные компоненты.

В ходе моделирования нами были использованы следующие подходы к формированию культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета:

коммуникативно-деятельностный подход предполагает отражение языка как коммуникативной функции и своеобразие природы речевой деятельности, которая «обслуживает» все виды деятельности детей дошкольного возраста;

когнитивный (познавательный) подход предполагает формирование способности к элементарному осознанию явлений языка и речи, этических представлений;

гуманистический подход предполагает ориентацию на равноправное общение, основанное на взаимном доверии и уважении, на взаимную открытость и сотрудничество, гуманизм, обеспечение ситуации успеха, демократический стиль общения;

культурологический подход предполагает объединение в целостном непрерывном образовательном процессе специальных, общекультурных и психолого-педагогических блоков знаний по конкретным научным дисциплинам, общечеловеческим и национальным основам культуры, закономерностям развития личности. По Ю.К.Бабанскому, воспитательный процесс осуществляется в соответствии с педагогическими принципами. Содержание воспитания обеспечивает путем различных форм и методов всестороннее развитие личности [155, с.274].

В опытно-экспериментальной работе в дошкольном образовательном учреждении нами были теоретически выделены и использованы в модели специфические принципы формирования культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста.

В модели представлен целостный педагогический процесс и его основные компоненты (методы и приемы, средства, формы, технологии), наличие которых определяется в соответствии с его целью и содержанием. Существуют различные классификации методов воспитания. В качестве основных выделяется несколько их групп: методы формирования сознания личности, методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения, методы стимулирования поведения и деятельности [155, с.275]. В процессе развития речи детей выделяют следующие средства: общение взрослых и детей;

культурная языковая среда, культура речевого общения воспитателя и родителей;

- художественная литература, народный фольклор (сказки, пословицы, поговорки, загадки).

Общение в игре: в творческой ролевой игре совершаются диалогическая и монологическая речи. Ролевая игра способствует становлению и развитию регулируемой и планируемой функцией речи. Полноценно влияет на речь детей участие педагога в детских играх и обсуждение хода игры.

Подвижные игры оказывают влияние на обогащение словаря, воспитание звуковой культуры. Игры-драматизации способствуют развитию речевой активности, вкуса и интереса к художественному слову, выразительности речи, художественно-речевой деятельности.

Дидактические и настольно-печатные игры используются для решения всех задач речевого развития. Они закрепляют словарь, изменения, образования слов, развивают объяснительную речь.

Общение в быту помогает детям усвоить бытовой словарь, необходимый для их жизнедеятельности, развивает диалогическую речь, культуру речевого поведения.

Общение в процессе труда (бытовой, в природе, ручной) помогает обогатить содержание детских предложений и речи, пополняет словарь.

Общение со сверстниками: в совместной деятельности дети обсуждают план действий, предлагают и просят помочь друг друга.

Формы и методы воспитания культуры речевого общения старших дошкольников на основе этноэтикета

Технология формирования культуры речевого общения старших дошкольников средствами этноэтикета включает в себя ряд этапов: разъясняюще-мотивационный (обучение пониманию правил этноэтикета); теоретически и практически-развивающийся (формирование представлений об этноэтикете и культуре речевого общения); репродуктивно-творческий (развитие умения правильного и уместного использования формул речевого этикета).

Формирующий эксперимент проводился с 2000 по 2002 гг. Он имел цель сформировать культуру речевого общения детей старшей и подготовительной группы (ЭГ) детского сада на основе этноэтикета народа саха.

Этот этап включает в себя формы и приемы работы с детьми воспитателей детских садов и родителей. Ведущей формой работы с детьми являются занятия этического характера. Для обучения детей умениям межличностного общения предлагается цикл из 25 занятий (продолжительность в 20-25 мин), каждое занятие ставит своей целью обучить:

- умению использовать речевые формулы (приветствия, прощания, благодарности);

- умению вести себя в общении в соответствии с нормами этикета

(доброжелательный тон, сдержанность жестов, расположение партнеров лицом

друг к другу);

- умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов);

- умению устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент);

- умению четко, ясно, выразительно высказывать в речи свое коммуникативное намерение.

При этом опытное обучение проводилось на основе методик по культуре и развитию речи, рекомендуемых Министерством образования РФ «Веселый этикет» Н.Е.Богуславской, Н.А.Купиной; «Формирование умения общения у старших дошкольников» С.С.Бычковой; «Уроки добра» С.И.Семенака; «Хочу в школу» А.В.Ястребовой, О.И.Лазаренко; «Основы якутской риторики в детском саду» Т.В.Старостиной, П.В.Неустроевой, Л.С.Ядрихинской.

Задачи формирующего эксперимента:

2) Умение выбирать из родного языка элементы речевого этикета, подходящие для определенной ситуации;

3) Приобщение к культуре своего народа;

4) Развитие творческого потенциала старших дошкольников.

На занятиях были использованы материалы якутского фольклора: сказки, пословицы, поговорки, загадки о нравах, взаимоотношениях людей, трудолюбии, загадки-задачи; циклы бесед на этические темы, анализировались реальные случаи из опыта детей, жизненные ситуации; коммуникативные ситуации для инсценировок; разнообразные задания и упражнения для распознавания эмоционального состояния человека по его мимике; знакомство с главным национальным праздником «Ысыах» и якутским эпосом - олонхо (см. приложение 6,7).

Учитывая принципы организации этноэтикета как педагогического процесса, в формах работы с детьми мы использовали механизмы взаимосвязи участников педагогического процесса на основе субъект-субъектных отношений в психотренингах. Необходимо помнить, что созданию эмоционального настроя у детей способствуют стиль общения педагога с детьми, структура занятий и используемые педагогические приемы. Воспитатель с детьми устанавливает следующие стили общения:

- «взрослый» — «дитя»;

- «взрослый» — «взрослый». Структура бесед состоит из четырех этапов:

- ритуал начала занятия;

- постановка проблемы;

- своевременный поиск путей решения проблемы;

- ритуал прощания.

Похожие диссертации на Формирование культуры речевого общения детей старшего дошкольного возраста на основе этноэтикета