Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста Липатова Ирина Александровна

Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста
<
Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Липатова Ирина Александровна. Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Волгоград, 2006 232 с. РГБ ОД, 61:06-13/947

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования у школьников этнической толерантности 15

1.1 Социально-политические предпосылки проблемы этнической толерантности 15

1.2 Сущностные характеристики этнической толерантности 25

1.3 Уровни сформированности этнической толерантности у школьников 52

Выводы 70

Глава 2. Педагогический процесс формирования этнической толерантности у школьников подросткового возраста 74

2.1. Средства формирования этнической толерантности у школьников подросткового возраста 74

2.2. Особенности процесса формирования этнической толерантности у школьников подросткового возраста 100

Выводы 161

Заключение 167

Библиография 170

Приложения 188

Введение к работе

Актуальность исследования. Россия представляла и представляет собой специфическую мозаику, состоящую из множества народов. Они различны по величине и интенсивности внутренних связей. По экономическим и социальным характеристикам, по уровню политической организации, по языку и культуре, духовному складу и национальному характеру.

Радикальные социально-экономические преобразования в нашей стране привели к ломке прежних общественных отношений, противоречивым тенденциям их развития, кризисам во многих сферах человеческой деятельности, к росту межэтнической напряженности.

Сегодня на улицах российских городов, деревень, сел нередки проявления вражды к людям иных национальностей, расистских, неофашистских настроений в отношениях между различными этническими группами, зачастую приводящих к конфликтам на национальной почве.

Усиливает напряженность в межэтническом взаимодействии и конфликт на Северном Кавказе, волна террористических актов, прокатившаяся по всему миру.

Национальные стереотипы, недостаток знаний о других народах ведут к непониманию и неприятию иной точки зрения, иного образа жизни, другой культуры.

Особенно велико влияние сложившейся ситуации на процесс социализации подрастающего поколения, поскольку от того, какие установки на процесс общения личности с миром, окружающими людьми будут заложены в сознании подрастающего поколения, зависит будущее. Вот почему в настоящее время одной из важнейших проблем воспитания является формирование личности человека как носителя гуманистических, толерантных идей в системе межэтнических отношений. Значительная роль в решении этой проблемы принадлежит школе как важнейшему институту социализации личности.

Научные исследования и наши наблюдения показывают, что наиболее острые проблемы в сфере общения между представителями разных национальностей возникают у детей в подростковом возрасте.

Подростковый возраст - это возраст, во многом определяющий будущее ребенка, возраст интенсивного развития всех качеств человека. Главная черта в психологии подростка - формирование более высокого уровня самосознания и усиливающейся потребности в самореализации.

В свою очередь рост этнического самосознания подростков под воздействием окружающей среды часто встречает непонимание со стороны окружающих в силу устоявшихся привычных представлений. Появляется противоречие между желанием, потребностью изучать свое национальное и установкой «быть как все». Неумение подростком управлять своими эмоциями, проявлять сдержанность в критических ситуациях часто приводит к конфликтам. «Подростковый синдром» усиливает, гипертрофирует и абсолютизирует разницу между «своими» и «чужими», что приводит к росту национализма, всплеску межнациональной конфликтности.

По результатам нашего фронтального исследования, в котором продиагностированы 305 подростков, обучающихся в общеобразовательных школах Астраханской области, 6,5% школьников враждебно настроены по отношению к людям других национальностей. 47,3% учащихся тоже негативно относятся к представителям других национальностей, с той разницей, что данное отношение носит избирательный характер. Как видим, больше половины из опрошенных подростков не способны полноценно и спокойно взаимодействовать с людьми других национальностей.

Педагогические коллективы многих средних общеобразовательных школ беспокоит создавшееся положение. Некоторыми учителями предпринимаются попытки воспитывать терпимость к представителям разных национальностей, но проводимая ими работа носит бессистемный характер. Учителя неподготовлены к этому направлению воспитания.

В связи с этим все более остро возникают противоречия между потребностью общества в этнотолерантных людях и возрастающей агрессией в обществе; стремлением части педагогов организовать поддержку конструктивного межэтнического взаимодействия и неумением влиять на процесс формирования качеств, способствующих такому взаимодействию. Поэтому, мы говорим о необходимости формирования у школьников этнической толерантности как качества личности и разработке целостного представления о процессе формировании данного качества.

Проблемы межнациональных отношений рассматривались и ранее в педагогической, психологической литературе. В трудах Н.К. Крупской, В.А.Сухомлинского, А.С. Макаренко был выдвинут целый ряд положений об интернациональном воспитании подрастающего поколения, которые не утратили своей актуальности и в современных условиях.

Известные философы, социологи, политологи Ю.В. Арутюнян, Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева и др. заложили теоретическую основу дальнейшего решения проблемы межнационального общения.

Вопросы соотношения национального, интернационального, общечеловеческого, соотнесенность национальной культуры с общемировой рассматривали З.Т. Гасанов, Б.С. Гершунский, Н.Н. Серова, В.А. Тишков и др.

Решению вопроса о мере соотношения национальной и интернациональной направленности в межличностном и межгрупповом общении, учебно-воспитательном процессе посвящены работы А.В.Мудрика, А.А.Сусоколова и др.

В контексте этнокультурного образования, этнопедагогики, этнопсихологии педагогами - теоретиками B.C. Агеевым, Г.Н. Волковым, А.И.Доронченковым, В.Г. Крысько, О.Д. Мукаевой, А.Б. Панькиным, Г.У.Солдатовой, Т.Г. Стефаненко, М.Г. Тайчиновым рассматривалась проблематика межэтнического взаимодействия.

В последнее время возникли концепции многокультурного образования Г.Д. Дмитриева, поликультурного образования А.Н. Джуринского, В.В.Макаева, З.А. Мальковой, мультикультурного образования Н.Б. Крыловой, Г.В. Палаткиной, А.В. Шафиковой.

Сущность межэтнической толерантности и особенности процесса ее формирования находятся в поле научного внимания В.Е. Козлова, О.В.Лебедевой, Н.В. Мольденгауэр, Т.А. Пичугиной, Ю.М. Политовой, А.Д.Солдатенкова и других ученых.

Проблеме воспитания толерантности у школьников и студентов отнесены публикации A.M. Байбакова, СЮ Ивановой, И.В. Круговой, М.А.Перепелицыной, П.Н. Степанова. Формированию культуры межнационального общения у учащихся подросткового возраста посвящена работа О.Н. Поповой.

Для более глубокого понимания сущности этнической толерантности большое значение в нашей работе имели этнологические теории С.А.Арутюнова, Ю.В. Бромлея, Л.Н. Гумилева, философские труды Р.Р.Валитовой, В.М. Золотухина, В.А. Лекторского, Е.В. Магомедовой.

Психологический аспект данной проблемы раскрывается в трудах А.Г. Асмолова, А.А. Бодалева, Л.Н. Божович, Л.С. Выготского, А.Н.Леонтьева, А.В. Петровского, К.К. Платонова, С.Л. Рубинштейна и других ученых, которые исследовали общие тенденции и движущие силы возрастного развития личности.

Все исследования, несомненно, представляют большую ценность для педагогики как науки и практики, но проблема изучения процесса формирования этнической толерантности у школьников в подростковом возрасте остается недостаточно изученной. Необходимо целостное осмысление понимания этнической толерантности как качества личности. Требуют рассмотрения вопросы об оптимальных средствах формирования этнической толерантности у учащихся подросткового возраста, условиях эффективности процесса формирования данного личностного качества.

Принимая во внимание потребность практики, состояние научного знания, выделенные ранее противоречия, мы определили проблему исследования, состоящую в необходимости научного осмысления процесса формирования этнической толерантности в современных условиях.

С учетом вышеизложенного нами была сформулирована тема диссертационного исследования: «Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста».

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в общеобразовательной школе.

Предмет исследования - процесс формирования этнической толерантности школьников.

Цель исследования состоит в выявлении сущностных характеристик процесса формирования у школьников этнической толерантности.

В соответствии с объектом, предметом и целью были поставлены следующие задачи исследования:

1 .Уточнить научное представление о сущности этнической толерантности как качества личности.

2. Выделить уровни сформированности этнической толерантности.

3.Определить совокупность средств формирования этнической толерантности.

4.Выявить особенности построения педагогического процесса формирования этнической толерантности.

Гипотеза исследования - формирование этнической толерантности у школьников станет более успешным, чем в массовом опыте, если: • одной из целей учебно-воспитательного процесса будет формирование этнической толерантности в силу понимания ее как морального качества личности, характеризующегося уважительным отношением к взглядам, традициям, обычаям людей различной этнической принадлежности, пониманием и принятием другой культуры, желанием развивать отношения с представителями других этнических групп при сохранении и бережном отношении к своей этнической культуре, традициям и обычаям;

• процесс формирования этнической толерантности будет состоять из четырех этапов, соответствующих логике развития рассматриваемого качества, и на каждом из которых один из структурных компонентов этого качества будет выделен в качестве приоритетного в соответствии с их иерархической соподчиненностью;

• результативность процесса формирования этнической толерантности будет выше, если использовать воспитательный потенциал всех звеньев учебно-воспитательного процесса: ученический и педагогический коллективы, администрация школы, родительский комитет и родительская общественность;

• система средств на каждом этапе эксперимента будет выстраиваться с учетом специфики формируемого качества, возможностей учебно-воспитательного процесса в средней школе, с учетом достигнутого уровня сформированности этнической толерантности и приоритетного компонента на данном этапе: на первом этапе процесса система средств будет ориентирована на развитие когнитивного компонента, на втором этапе центр тяжести будет перенесен на развитие перцептивного компонента, на третьем и четвертом этапах -практического компонента.

Методологическую основу исследования составили идеи целостного учебно-воспитательного процесса (B.C. Ильин, В.В. Краевский, Н.К. Сергеев, В.А. Сластенин); системного подхода (B.C. Ильин, A.M. Саранов); личностно ориентированного образования (Е.В. Бондаревская, В. И. Данильчук, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков, В.М. Симонов, И.С. Якиманская и др.); деятельностного подхода к развитию личности (А.Н. Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); культурологического подхода (М.М. Бахтин, Е.В.Бондаревская, И.А. Колесникова); теории культуры межнационального общения (Н.А. Асипова, З.Т. Гасанов, В.П. Комаров, Р.И. Кусарбаев, И.И.Серова); основные положения гуманистической психологии (А. Маслоу, К.Роджерс, Э, Фромм, Э. Эриксон).

В соответствии с характером поставленных задач в работе использован комплекс методов исследования: теоретические (изучение философской, со циологической, психологической и педагогической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ и синтез научных концепций, позволивший сравнить различные точки зрения на изучаемую проблему и выявить положения, ставшие базовыми в нашем исследовании); эмпирические (изучение и обобщение педагогической практики; опытно-экспериментальная работа, включавшая в себя диагностический, констатирующий и формирующий эксперимент, наблюдение, опрос, тестирование, анкетирование, статистический и качественный анализ результатов эксперимента).

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы; методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; оптимальной количественной базой эксперимента; применением методов исследования, адекватных объекту, цели, задачам и логике исследования; репрезентативностью объема выборки; сочетанием количественного и качественного анализа; сопоставлением полученных результатов с контрольными группами.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые дается целостное осмысление понимания этнической толерантности как качества личности, уточнено содержание когнитивного, перцептивного и практического компонентов этнической толерантности. На основании критериев и в соответствии с диагностическими данными и монографическими характеристиками конкретизирована характеристика четырех уровней становления этого сложного феномена у школьников, обоснованы поэтапность процесса, особенности системы педагогических средств и условий их эффективного использования на каждом этапе.

Теоретическая значимость результатов исследования обусловлена его вкладом в теорию целостного учебно-воспитательного процесса и заключается в обосновании необходимости целенаправленного формирования этнической толерантности у школьников, в разработке организационных, содержательных и методических основ учебно-воспитательного процесса по формированию исследуемого качества. Выводы исследования способствуют разработке проблематики гуманизации учебно-воспитательного процесса.

Практическая ценность результатов исследования определяется возможностью их использования для анализа эффективности и совершенствования учебно-воспитательного процесса в средних общеобразовательных учреждениях. Использованные в исследовании комплекс диагностических методик и разработанные рекомендации по организации процесса формирования этнической толерантности в школе могут быть применены учителями в воспитательной работе со школьниками.

Апробация результатов исследования осуществлялась на педагогических советах и заседаниях методического совета ГОУ «Соленозаймищенская общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением предметов сельскохозяйственного профиля» Черноярского района Астраханской области; на международной научно-практической конференции «Научное обеспечение развития сельского социума» (Астрахань,2005); на межрегиональной научно-практической конференции «Воспитательные технологии современной сельской школы» (Астрахань,2004); на заседании круглого стола «Реализация мультикультурных принципов в учреждениях дополнительного образования как фактор гармонизации личности ребенка» (Астрахань, 2005), который проходил на базе центра детских мультикультурных инициатив (г. Астрахань), в нем приняли участие ученые кафедры социальной педагогики и психологии АТУ, представители общественных организаций; на областном научнот практическом семинаре «Воспитательная работа школы по формированию толерантной, нравственно-культурной личности, способной к творчеству и саморазвитию» (Астрахань, 2005).

Материалы исследования отражены в шести публикациях.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в ГОУ «Соленозаймищенская общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением предметов сельскохозяйственного профиля» Черноярского района Астраханской области (2004-2005), МОУ «Зубовская средняя общеобразовательная школа» Черноярского района Астраханской области (2004-2005).

Положения, выносимые на защиту:

1.Этническая толерантность - моральное качество личности, характеризующееся уважительным отношением к взглядам, традициям, обычаям людей различной этнической принадлежности, пониманием и принятием другой культуры, желанием развивать отношения с представителями других этнических групп, при сохранении и бережном отношении к своей этнической культуре, традициям и обычаям. Мы рассматриваем структуру этнической толерантности как единство ее компонентов: когнитивного, перцептивного и практического. Приоритетным элементом когнитивного компонента является знание истории и культуры своего этноса и этносов, с которыми осуществляется общение; перцептивного -этническое самосознание; практического - соблюдение этических и правовых норм поведения в межэтническом общении. Мы оцениваем сформированность этнической толерантности по внешним признакам: этническое самосознание; знание о сущности толерантных отношений и ориентация на общечеловеческие ценности; интерес к истории, литературе, культуре, науке других народов; переживание положительных эмоций по поводу достижения уважительного взаимодействия с окружающими людьми; практические поступки.

2.0пределены четыре уровня сформированности искомого качества -негативный, низкий, средний, высокий. Высокий уровень характеризуется наличием у школьников знаний о сущности толерантных отношений и ориентацией на общечеловеческие ценности, устойчивым интересом к истории, литературе, культуре, науке других народов, прогрессивным этническим самосознанием, развитием отношений с людьми других национальностей по пути интеграции культур. Средний уровень характеризуется избирательным интересом в овладении знаниями об истории, культуре, науке других народов и предубеждением к людям некоторых национальностей. Низкий уровень характеризуется отсутствием интереса к истории и культуре как своего, так и других народов, минимальными знаниями о сущности толерантных отношений, неуважением людей других национальностей, возможно отсутствие идентификации по этническому признаку. Негативный уровень характеризуется регрессивным этническим самосознанием, в котором собственная нация возводится в ранг «сверхценности», нетерпимым и высокомерным отношением к людям других национальностей, которое отражается в соответствующих негативных поступках.

3. Комплекс средств формирования этнической толерантности основывается на принципах их соответствия специфике качества, возможности их использования в учебно-воспитательном процессе средних общеобразовательных учреждениях; адекватности структуре и содержанию исследуемого качества. К искомым средствам отнесены информирование учащихся о культуре и быте народов, населяющих Россию; проведение совместных коллективных дел по сбору, изучению материала о культуре и быте народов, проживающих в России; национальные праздники; олимпиады; выставки по национальной культуре; народные игры; фольклорные концерты; вовлечение учащихся в процесс принятия решений в реальных жизненных ситуациях, связанных с проблемой межэтнического взаимодействия (проведение круглых столов, диспутов, тренингов, с использованием методов «незаконченный рассказ», «мозговой штурм», «снежный ком» и т.д.); краеведческие экскурсии и фольклорные экспедиции.

4. Процесс формирования этнической толерантности реализуется в четыре этапа. Первый этап направлен на ликвидацию негативных чувств обучающихся по отношению к людям иных национальностей. С этой целью целесообразно использовать в качестве ведущего средства слово: рассказ учителя, беседа, самостоятельное изучение школьниками дополнительного материала, с последующим обсуждением в группах, использованием метода сравнения, анализа проблемных ситуаций, совместной оценки хода и результатов работы. На втором этапе необходима ориентация учащихся в этнической идентификации, воспитание уважительного отношения ко всем народам. Ведущим средством на данном этапе является общекультурный тренинг, позволяющий учащимся понять особенности другого человека и самого себя, определить характер переживаний в конкретной ситуации, высвечивая эмоциональные стороны проблемы, противостоять стереотипам восприятия. На третьем этапе необходимо научить школьников преодолевать межнациональные конфликтные ситуации. Коллективные творческие дела были избраны приоритетным средством на данном этапе. Участие в коллективных творческих делах по сбору, изучению материала о культурных традициях народов, проживающих в России, позволяет расширить знания участников о своей национальной культуре и культуре других народов, способствует приобретению позитивного опыта межнационального общения. На четвертом этапе необходимо совершенствование оценочных суждений о деятельности людей своей и других национальностей; способов поведения. В качестве доминирующего средства выступает анализ конкретных ситуаций, событий и явлений, ориентированный на совершенствование умения анализировать и принимать адекватные решения.

Базой исследования явилось ГОУ «Соленозаймищенская общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением предметов сельскохозяйственного профиля» Черноярского района Астраханской области. Исследование проводилось в рамках школьных уроков физической культуры, технологии, изобразительного искусства, музыки, литературы, истории, внеурочных мероприятий (классные часы, праздники, вечера и т.д.), кружков: «Народные ремесла», «Песни народов Астраханской губернии», «Народный орнамент»; факультативов: «Край родной, навек любимый», «Народы Астраханской губернии».

Исследование проводилось в период с 2002 по 2005 гг. и включало три этапа:

На первом этапе (2002-2003) на основе изучения и анализа научной литературы выявлялось понимание этнической толерантности. На этом этапе был разработан замысел исследования, определена его эмпирическая база, разрабатывались диагностические методики определения уровней сформированности исследуемого качества.

Второй этап (2003-2004) был связан с проведением диагностирующего и констатирующего экспериментов, изучением массовой педагогической практики и началом опытно-экспериментальной работы в ГОУ «Соленозаймищенская общеобразовательная средняя школа с углубленным изучением предметов сельскохозяйственного профиля» Черноярского района Астраханской области.

Третий этап (2004-2005) посвящен дальнейшему проведению экспериментальной проверке выдвинутой гипотезы, поиску эффективной реализации средств формирования этнической толерантности, систематизации и оформлению результатов исследования, завершению научного обоснования положений исследования, оформлению диссертации.

Объем и структура диссертации. Диссертация, общим объемом 232страниц, состоит из введения (11 с), двух глав (59с, 93с), заключения (Зс), списка литературы (365 наименований), 8 приложений. Текст диссертации содержит одну схему, 9 таблиц.

Социально-политические предпосылки проблемы этнической толерантности

Современный мир многообразен, его многообразие заключается в историческом развитии и взаимном обогащении различных людей и человеческих общностей, так как отдельная личность, каждая человеческая общность воплощают в себе уникальный социокультурный опыт. При этом следует отметить, что важным резервом социокультурного многообразия являются этнокультурные различия. Любая нация, любой этнос находится во взаимосвязи, во взаимозависимости с соседними и дальними этносами. В современном мире насчитывается несколько тысяч этносов, которые проживают в границах более чем 200 государств. Это означает, что большинство современных государств являются многонациональными. Мы вынуждены признать, что последствием многовековой истории интеграции и взаимодействия культур стало то, что уже нет ни одного мононационального государства и ни одного мононационального гражданского сообщества. Сближение стран и народов, усиление их взаимодействия - важнейшая закономерность развития современного сообщества. Глобализация становится явлением, под знаком которого будет эволюционировать человечество в XXI веке. Глобализация мира - явление неоднозначное. С одной стороны, феномен глобализации как наиболее важный фактор перемен в мире несет в себе многие очевидные преимущества благодаря научному и технологическому прогрессу. Глобализация может создавать новые формы партнерства, обмена между индивидами, обществами, культурами и цивилизациями, благоприятные для взаимопонимания, солидарности и мира. Происходит образование мировой экономики, интенсивно развиваются телекоммуникации и международный туризм, расширяются контакты между жителями различных континентов и стран, складываются черты нового международного стиля жизни. В то же время глобализация порождает и сложные проблемы, касающиеся не только глобального геополитического баланса, но и этнических предпосылок жизни. Резкие осуждения о процессах глобализации, как правило, связаны с оценкой последствий тех геополитических, экономических и социокультурных проектов, которые могут помешать (или уже мешают) сделать мир действительно плюралистическим, основанным на партнерстве уважающих себя носителей суверенитета. Глобализация несет угрозу стирания этнического и культурного своеобразия народов, унификации жизни по чуждым им стандартам, что вызывает их сопротивление, стремление защищать и сохранять уникальность своей собственной культуры. Нарастание и взаимообмен информационных потоков приводят к тому, что восприятие современным человеком мира и культуры становится «мозаичным», состоящим из весьма разнородных этнокультурных элементов. Телевизионная и компьютерная среда способствуют возникновению у молодежи виртуальной этничности, что ведет к кризису этнической идентичности, что в свою очередь несет угрозу этническому многообразию, составляющему основу выживания социальной системы. Другим последствием глобализации является этническая миграция. Под этническими миграциями понимаются случаи массовых перемещений, когда представители того или иного этноса (этнокультурной группы) добровольно или вынужденно покидают территорию места формирования этноса (или его длительного проживания) и переселяются в иное географическое или культурное пространство (164). Рост современных межэтнических или межнациональных миграций, по мнению западных специалистов, является серьезным вызовом мировым социальной, экономической и политической системам. По некоторым оценкам, в настоящее время около 100 млн. иммигрантов, беженцев, иностранных рабочих и других категорий мигрантов проживает вне пределов страны своего происхождения. Неизбежным результатом массовых этнических миграций становятся межэтнические (межкультурные) контакты на групповом уровне, когда мигранты вступают в более или менее длительное межкультурное взаимодействие с представителями доминирующей культуры. К сожалению, такое взаимодействие не всегда дает положительные результаты. Очень часто между представителями различных этносов складываются отношения окрашенные чувством национальной нетерпимости, национализмом. Зачастую это приводит к конфликтам и войнам. Таким образом, противоречивость модернизационных процессов необычайно обостряет групповое, в первую очередь, этническое сознание. Специалисты считают, что этнонациональный фактор грозит в ближайшее время заслонить собой все другие проблемы общественного развития. Социальные, экономические, политические и духовные процессы будут проявлять себя в национальной окраске, в «этнической упаковке». Н.А. Лопуленко (175) отмечает, что одним из требований нового времени стало умение жить в таком своеобразном коммунальном обществе, умение избегать конфликтов, налаживать взаимопонимание, мир и дружбу не только между отдельными людьми, но и между народами. Нужно уметь уважать особенности, непохожесть каждого, терпимо относиться друг к другу, назрела своего рода «глобализация» толерантности. Эти изменения диктуют для каждого общества, в той или иной мере поликультурного, искать, формировать, обеспечивать условия: - для развития каждой национальной культуры внутри множества других культур и совместно с этим множеством; - для интеграции культур в более тесное гражданское сообщество на основе интеркультурного взаимодействия.

Сущностные характеристики этнической толерантности

Исходным пунктом нашего исследования явилось определение сущности этнической толерантности. Прежде мы обратились к определению толерантности в общечеловеческом смысле, так как оно является более общим и на его основе представляется возможным смоделировать такое качество личности как этническая толерантность. Понятие толерантность используется в различных областях знания: философии, этике, политике, психологии, педагогике. Слово «толерантность» появилось в употреблении в русском языке сравнительно недавно; в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В появившемся позднее малом словаре тех же издателей (183) дается лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям. Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н.Ушакова, «толерантность» - производное от французского tolerant -терпимый (317). Понятие толерантность и терпимость рассматриваются чаще всего как синонимичные. В словаре В.И. Даля (84) слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердию, снисхожденью». Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных словарей, так «Современный словарь иностранных слов» (283) определяет понятие «толерантность» как «...терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо», а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией A.M. Прохорова (34) трактует «толерантность» как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению». В этике понятие «толерантность» также отождествляют с понятием «терпимость». В словаре по этике под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона (280): «Терпимость - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения...». Данные определения, как мы видим, отождествляют «толерантность» с понятием «терпимость». Но они не в полной мере соответствуют современным реалиям, описанным в первом параграфе. Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность - терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» (142). В данном определении подчеркиваются характерные черты толерантности как качества личности - открытость, уважение иной точки зрения, активность. Сходные черты толерантности выделяет Отфрид Хеффе. Он отмечает, что толерантность сегодня означает действенность и гарантии свободы других, точнее, уважение к другому мировоззрению и способом поведения, свободным в своей инаковости (340). В нашей отечественной философской традиции толерантность — это разделенность и общность, сопряженные в пространстве и времени, т.е. диалогичность бытия. М.М. Бахтин писал, что. сущность человека, его самость проявляются лишь в диалоге, во взаимодействии с другим человеком, в общении с ним. Человек, по его мнению, является уникальным миром культуры, вступающим во взаимодействие с другими личностями-культурами, творящим себя в процессе такого взаимодействия и воздействующим на других. Из этой трактовки возникает наше отечественное представление о толерантности как безусловной ценности, как базисе поликультурного, полиэтнического бытия. Академик В.А. Лекторский отмечает, что существуют разные подходы к пониманию толерантности, влекущие разные не только теоретические, но и практические следствия. Он считает, что первое понимание толерантности - толерантность как безразличие, было первым и исторически. В некоторых отношениях оно считается классическим и дожило до наших дней. Оно связано с именами Бэйля и Локка, с классической либеральной традицией. Согласно этому пониманию существование различных взглядов и практик считается неважным перед лицом основных проблем, с которыми имеет дело общество. Терпимость в данном случае обосновывается тем, что различия во взглядах, не относящихся к вопросам истины и основных моральных, правовых, политических норм, индифферентны к основным ценностям цивилизации и не препятствуют нормальному общежитию. Различные социальные, культурные, этнические группы могут иметь свои церкви, школы, культивировать свой язык, иметь свои обычаи. Недопустимо вмешиваться в эти дела со стороны (со стороны правительства, если речь идет, например, о существовании этнических меньшинств на территории большого государства, или со стороны одного государства по отношению к другому). Основным для нормальной жизни в обществе и для мирных взаимоотношений разных обществ и культур считается согласие в понимании основных моральных норм и того, что установлено в познании (в частности в науке). Очень важно отметить, что с точки зрения данного понимания толерантности различия в обычаях, в специфических культурных ценностях, в мировоззренческих идеях будут постепенно уменьшаться по мере развития цивилизации, так как усиление взаимодействия разных культур и этносов, необходимость совместного решения практических проблем будут неизбежно вести к этому (171).

Средства формирования этнической толерантности у школьников подросткового возраста

Средство — это, как гласит философская энциклопедия, центральное звено в структуре осмысленной, полагающей и реализующей определенную цель человеческой деятельности. Предметы или действия, с которыми человек имеет дело как со средствами, объективно, т.е. в качестве налично данных предметов или действий, вовсе не необходимо есть средство. Лишь в силу отношения к какой-то цели они приобретают значение средства (333).

В современной педагогической науке к средствам относят, с одной стороны, различные виды деятельности..., а с другой - совокупность предметов и произведений материальной и духовной культуры, привлекаемых для педагогической работы... Нередко методические приемы и сами методы отождествляются со средствами обучения и воспитания (272).

При рассмотрении проблем формирования этнической толерантности, необходимо учитывать, что этот процесс имеет непрерывный характер и происходит не только в учебной среде. В нем участвуют как отдельные личности (подростки, их родители и педагоги), так и различные общности (этнические группы, группы друзей и знакомых, семейные коллективы и т.п.), как формальные объединения, такие как класс, так и неформальные (разновозрастные группы подростков по месту жительства), как привычные педагогам элементы (образовательная и воспитательная системы), так явления и понятия, ранее не привлекавшие их внимания, например, языковая и традиционно - обрядовая сферы. Следовательно, процесс формирования этнической толерантности будет успешным и эффективным только при научно-обоснованном, комплексном, спланированном воздействии на все названные компоненты, влияющие на социализацию личности подростка (105). В данном исследовании речь пойдет об определении эффективных средств и благоприятных условий их реализации для формирования этнической толерантности во время обучения и воспитания подростка в школе.

В связи с тем, что имеющийся опыт работы с этим контингентом учащихся по формированию этнической толерантности еще не получил достаточно глубокого научного осмысления, мы обратились к изучению передового педагогического опыта учителей России.

Как нами уже отмечалось в первом параграфе первой главы, предпосылки к формированию этнической толерантности обнаруживаются в глубокой древности. А в начале прошлого века великие классики педагогики искали и находили средства по воспитанию детей разных национальностей в дружбе, взаимовыручке и уважении друг к другу. Огромный опыт был накоплен в отечественной педагогике. «Россия - одна из первых стран, где были высказаны идеи интернационального воспитания, предусматривающую защиту и покровительство этнических меньшинств», замечал участник международной педагогической конференции МИГУ (1995) датчанин Е. Еисен (182). Именно к опыту классиков отечественной педагогики необходимо обратиться в первую очередь.

К.Д. Ушинский - великий просветитель народов, был глубоким знатоком их исторических судеб. Многие народы, населяющие Россию, он знал, как свой родной народ, хорошо понимал общность их исторических судеб.

Опора на совершенные знания существенных черт духовной жизни многих народов - один из основополагающих принципов педагогической системы К.Д. Ушинского, свободной от национальной ограниченности и имеющей, поэтому огромную притягательную силу.

В трудах выдающихся советских педагогов- Н.К. Крупской, В.А.Сухомлинского, А.С. Макаренко был выдвинут целый ряд положений об интернациональном воспитании, подрастающего поколения, которые, безусловно, не утратили своей актуальности и в современных условиях.

А.С. Макаренко видел одну из основных задач воспитания в привитии подрастающему поколению уважения к трудящимся всех наций и народностей. Этому способствовало сплочение разнонациональных коллективов детских учреждений, которые создавал и которыми руководил выдающийся педагог. Общественно-полезный труд детей разных наций, организованный А.С.Макаренко, объединял их воедино в решении общих задач, укреплял интернациональную дружбу. Педагог нашел - эффективные способы преодоления националистических предрассудков среди детей разных национальностей, сплочения их в единый многонациональный коллектив, укрепления дружбы и товарищеской взаимопомощи внутри этого коллектива (326).

Одной из форм патриотического и интернационального воспитания, прочно вошедших в практику детских учреждений, возглавляемых А.С.Макаренко, были проводимые ежегодно походы и экскурсии по республикам и областям нашей многонациональной страны, из которых воспитанники выносили глубокие впечатления и обогащенные чувства дружбы народов и любви к Родине.

Теоретические разработки А.С. Макаренко, сделанные с учетом передовой практики воспитания, проверенные на собственном опыте, содействовали формированию у его питомцев чувства дружбы народов и культуры межнациональных отношений, и в настоящее время являются основой для организации воспитательной работы с детьми и подростками, с учащейся молодежью. В них мы находим глубоко гуманные идеи, конкретные предложения, советы и отдельные приемы педагогической техники, которые еще так мало используются в современной школе.

В многочисленных трудах павлышского учителя В.А. Сухомлинского нет такого термина, как этническая толерантность. Однако В.А. Сухомлинский огромное внимание уделял воспитанию детей в духе дружбы народов. В этом процессе он выделял два направления. Цель первого - пробуждение у учащихся братских чувств к народам нашей родины. Педагог устанавливал духовное общение своих воспитанников с детьми других национальностей. Основными формами этой работы в Павлышской школе были рассказы, беседы, заочные путешествия, тематические вечера, переписка школьников со сверстниками. Постепенно у ребят формировалось эмоционально-ценностное отношение к людям другой нации. И их отношение все больше проявлялось в конкретной деятельности. Организация этой деятельности - второе направление процесса воспитания школьников в духе дружбы народов.

Особенности процесса формирования этнической толерантности у школьников подросткового возраста

Для экспериментального выявления особенностей организации процесса формирования этнической толерантности необходимо прежде рассмотреть само понятие «процесс». По определению «процесс» - это последовательная смена явлений, состояний, в развитии чего-нибудь (33). Ему присущи поступательность, этапность, определенная преемственность, моменты повторяемости, отрицание старого и появление нового. В более подробном толковании под «процессом» понимают закономерную, последовательную и непрерывную смену следующих друг за другом моментов развития определенной системы из одной формы в другую. С этой точки зрения педагогический процесс есть изменение, смена состояний педагогической системы, отличающихся друг от друга своими возможностями в решении педагогических задач (295). Для того чтобы построить такой учебно-воспитательный процесс, в котором более успешно по сравнению с массовым опытом формируется личностное качество, необходимо сконструировать его «состояния, части, отличающиеся друг от друга характером влияния» (112) на этническую толерантность. Каждая стадия этого процесса имеет одну структурную организацию, включающую: изучение исходного состояния и постановку задач формирования этнической толерантности, отбор средств и построение их системы, организацию деятельности на основе данной системы средств, получение итогов как результата преломлений этих деятельностей через внешние и внутренние условия, анализ итогов с точки зрения реализации целей и постановку новых задач формирования (270). С позиций целостного подхода к воспитанию при моделировании процессов формирования отдельных личностных свойств речь должна идти о структуре не этих процессов внутри воспитательного процесса, а его функций. В связи с этим движение процесса становления человека в воспитании рассматривается как преобразование его функциональных состояний, переход от одного функционального состояния (когда, например, стимулируется активность несложного комплекса свойств личности) к другому (когда стимулируется активность более сложного комплекса свойств личности). Эти переходы осуществляются внутри каждой воспитательной ситуации и при переходе от одной ситуации к другой, от одного этапа, стадии движения процесса к другому этапу, стадии (38). Обоснование и реализация модели целостного процесса формирования изучаемого нами качества, должна отвечать следующим требованиям: соответствовать объективной логике становления и развития исследуемого качества, носить этапный характер, отражающую место постепенность, непрерывность и преемственность становления свойств личности (269); носить целостный характер в аспекте «статической структуры личности» (112) предполагающий проектирование и реализацию всей последовательности: изучение исходного состояния - постановка целей и задач (включая задачи не только формирования, но и собственно исследовательские); отбор и конструирование системы средств (отвечающих по составу иерархии особенностям конкретного этапа процесса и возможностям их в формировании данного качества) - применение этой системы, включая коррекцию процесса по ходу анализа результатов; носить целостный характер в аспекте «динамической структуры процесса» (112), отражаемый более всего последовательной сменой этапов и стадий процесса, устремленной на развитие исследуемого качества и личности в целом преемственной связью их задач, системы средств их решения, условий эффективного достижения результатов. Исходя из всего вышесказанного, необходимо определить количество этапов процесса формирования этнической толерантности. Мы считаем, что целесообразно разделить этот процесс на четыре этапа. Основанием для этого в нашем случае является логика развития этнической толерантности как качества личности и возможности учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе. Переход от одного этапа процесса к другому связан с достижением определенного «уровня» сформированности этого качества у школьников. Таким образом, теоретическое отражение определенной стратегии и тактики при построении модели экспериментальной педагогической системы включает в себя: 1) этапы опытно-экспериментальной работы, которые отражают постепенное становление этнической толерантности как качества личности; 2) целевые установки на каждом этапе опытно-экспериментальной работы; 3) отобранное предметное содержание занятий, систему учебных, воспитательных мероприятий, направленных на формирование у школьников этнической толерантности; 4) систему диагностических методик, позволяющих отследить динамику развития исследуемого качества и внести в процесс формирования необходимые изменения. Основываясь на системно-целостном подходе (B.C. Ильин, В.В.Краевский, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев и др.), при постановке целей процесса формирования этнической толерантности, мы ориентировались на следующие положения: 1. Цели каждого этапа процесса должны соответствовать конечной цели. При постановке целей этапов процесса необходимо предусматривать развитие основных компонентов этнической толерантности как качества личности. 2. Для обоснованной постановки целей на каждом из этапов процесса необходимо ориентироваться на распределение школьников по уровням сформированности этнической толерантности. 3. В качестве целей процесса формирования этнической толерантности должны намечаться: актуализация, развитие, закрепление, обобщение позитивных достижений предыдущего уровня и проектирования определенных состояний, компонентов этнической толерантности, их взаимосвязей, качества в целом. Ведущим методом на данном этапе исследования стал педагогический эксперимент, направленный на выявление особенностей организации и содержания педагогического процесса формирования этнической толерантности как качества личности. Цель этого процесса - сформировать у школьников этническую толерантность как качество личности до максимально возможного уровня, учитывая возрастные особенности подростков.

Похожие диссертации на Формирование этнической толерантности у школьников подросткового возраста