Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств Разуткина Людмила Ивановна

Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств
<
Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Разуткина Людмила Ивановна. Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Разуткина Людмила Ивановна; [Место защиты: Чуваш. гос. пед. ун-т им. И.Я. Яковлева].- Чебоксары, 2008.- 188 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/952

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования музыкального вкуса у школьников в детской школе искусств

1.1. Сущность и структура понятия «музыкальный вкус» в системе философских и психолого-педагогических наук 13

1.2. Анализ практики формирования музыкального вкуса у школьников в условиях учреждений дополнительного образования 36

1.3. Теоретическая модель процесса формирования музыкального вкуса у школьников в детской школе искусств 52

1.4. Педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса у школьников в детской школе искусств 71

Выводы по 1 главе 90

Глава 2. Экспериментальная работа по формированию музыкального вкуса у школьников в детской школе искусств

2.1. Программа и организация работы по формированию музыкального вкуса у школьников в детской школе искусств 92

2.2. Ход и анализ результатов экспериментальной работы 110

Выводы по 2 главе 164

Заключение 166

Библиографический список

Введение к работе

Актуальность исследования. Среди актуальных вопросов современной педагогики проблема формирования музыкального вкуса учащихся в учреждениях дополнительного образования является одной из приоритетных и стоит достаточно остро. В связи со сменой духовных приоритетов в жизни российского общества обозначилась тенденция вытеснения эстетической среды на второй план. Такое положение чревато весьма опасными последствиями - падением уровня культуры, эстетического сознания, появлением массового производства и репродуцирования музыкальных произведений, ведущих к стандартизации в духовной сфере, а это, в свою очередь, препятствует развитию у школьников музыкального вкуса.

В создавшихся условиях существенная роль в формировании музыкального вкуса детей и молодежи отводится системе общего и дополнительного образования. Музыкальные школы, школы искусств, студии и классы эстетического воспитания предоставляют учащимся свободу творческой деятельности, расширяют круг их общения, обеспечивают индивидуальный подход в темпах и способах развития их способностей, а также помогают в социальном самоопределении и удовлетворении образовательных потребностей, формировании ценностных ориентации и духовных приоритетов. Известно, что полученные в детстве музыкальные впечатления способствуют развитию умений оценивать, понимать и наслаждаться произведениями музыкального искусства на все последующие годы.

Проблема формирования музыкального вкуса изучалась многими исследователями: с точки зрения философии (Г. 3. Апресян, Г. Ф. Гегель, И. Кант, Ж.-Ж. Руссо, Ш. Фурье, Ф. Шиллер и др.), общей педагогики (И. П. Волков, А. А. Мелик-Пашаев, В. А. Сухомлинский, К. Д. Ушинский, и т.д.), психологии (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Е. В. Назайкинский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов и др.), музыкальной педагогики

(Л. А. Баренбойм, Н. Л. Гродзенская, Д. Б. Кабалевский, В. В. Медушевский, Г. Г. Нейгауз, Г. М. Цыпин, Л. В. Школяр и др.), музыковедения (Б. В. Асафьев, Л. А. Мазель, Г. И. Панкевич, В. В. Стасов, Б. Л. Яворский), музыкальной социологии (Э. Алексеев, В Волохов, Г. Головинский, Г. Зараковский, А. Моль, А. Н. Сохор, В. С. Цуккерман), эстетики (И.-И. Вин-кельман, О. В. Дивненко, Л. Кассиль, К. Е. Кривицкий, Н. И. Киященко, И. Маца, С. А. Наумов, А. В. Пирадов, Б. В. Сафронов, В. К. Скатерщиков, М. С. Каган, Е. Г. Яковлев и др.) а также культурологии (Н. А. Бердяев, X. Ортега-и-Гассет, Й. Хейзинга, Д. Юм, и др.).

В настоящее время музыкальный вкус рассматривается в
диссертационных исследованиях в историческом аспекте (О. А. Буракова),
эстетическом (Л. Г. Ясенева, Е. М. Калачева), педагогическом

(Т. А. Суханова, С. М. Борисова), психологическом (И. В. Курышева), культурологическом (Н. А. Благодарова). Особо следует отметить исследования, посвященные вопросам интеграции в сфере основного школьного и дополнительного образования (Г. Н. Савельева, Е. В. Подповетная).

Об актуальности обозначенной проблемы свидетельствует и анализ деятельности ряда школ Чувашской Республики и г. Н. Новгород в процессе которого были выявлены трудности, препятствующие развитию музыкального вкуса у учащихся. Так, по результатам анкетирования и опроса, педагоги отмечают общее снижение интереса учащихся к обучению музыке, низкий уровень музыкального вкуса у выпускников детских школ искусств, стремление подражать веяниям современной музыкальной эстрады, утрату традиций домашнего музицирования.

Однако, несмотря на интерес исследователей к проблеме изучения музыкального вкуса, в настоящее время в музыкальной педагогике пока не определены в полной мере подходы к формированию музыкального вкуса у школьников в условиях дополнительного образования, недостаточно разработаны условия и методы, способствующие эффективной организации

этого процесса. Кроме того, процесс формирования музыкального вкуса у школьников в условиях детских школ искусств до сих пор не являлся объектом специального исследования.

Налицо противоречие между объективной потребностью формирования музыкального вкуса у учащихся, осознанием педагогической значимости этого процесса и недостаточной разработанностью теоретических положений и практических рекомендаций для целенаправленного формирования музыкального вкуса у школьников в учреждениях дополнительного образования.

Выявленное противоречие определило проблему нашего исследования: каковы модель и педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств?

В соответствии с проблемой сформулирована тема исследования: «Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить модель и педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в детской школе искусств.

Предмет исследования — теоретическая модель и педагогические условия эффективного формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств.

Гипотеза исследования - процесс формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств будет эффективным, если:

-разработана и реализована теоретическая модель данного процесса, включающая цель, задачи, принципы, формы, методы, средства, показатели сформированности музыкального вкуса и результат;

-реализованы следующие педагогические условия: индивидуальный подход с учетом уровня музыкального развития учащихся; разработка методического обеспечения учебно-воспитательного процесса детской школы искусств; активное взаимодействие педагогов и родителей учащихся в создании культуротворческой среды; организация сотрудничества детской школы искусств и общеобразовательного учреждения в музыкальном воспитании школьников;

-разработаны показатели и уровни, позволяющие определить сформированность музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста.

Цель, предмет и гипотеза исследования определили его задачи:

1. Раскрыть сущность и компоненты музыкального вкуса у школьников.

2. Изучить состояние проблемы формирования музыкального вкуса у
школьников младшего и среднего возраста в системе дополнительного
образования.

3. Теоретически обосновать модель и педагогические условия
эффективного формирования музыкального вкуса у школьников младшего и
среднего возраста в условиях детской школы искусств (далее ДШИ).

  1. Выявить показатели и охарактеризовать уровни сформированности музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста.

  2. Экспериментально проверить модель и педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в учебно-воспитательном процессе детской школы искусств.

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов: теоретический анализ музыкальной, педагогической и психологической

литературы по проблеме исследования; педагогическое наблюдение, анкетирование, анализ результатов деятельности учащихся; изучение, анализ и обобщение передового педагогического и собственного опыта работы по исследуемой проблеме; педагогический эксперимент; статистические методы обработки данных эксперимента.

Экспериментальной базой исследования явилась Детская школа искусств муниципального общеобразовательного учреждения «Гимназия № 6» г. Алатырь Чувашской Республики. В исследовании приняли участие 64 школьника, 12 педагогов детской школы искусств, 6 учителей гимназии эстетического цикла предметов и родители учащихся.

Исследование проводилось с 2003 по 2008 гг. в три этапа.

На первом этапе (2003-2004 гг.) осуществлялось изучение и анализ философской, культурологической, педагогической, музыковедческой, научно-методической литературы по теме исследования, а также изучение опыта работы учреждений дополнительного образования.

На данном этапе выявлялись противоречия и нерешенные задачи, происходило накопление и осмысление информации по проблеме формирования музыкального вкуса у школьников в условиях обучения в учреждениях дополнительного образования. Были определены цель, объект, гипотеза исследования, разрабатывались показатели и уровни сформированности музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста.

На втором этапе (2004-2007 гг.) проводилась корректировка теоретических основ исследования, его общей концепции и научного аппарата, изучение специфики формирования музыкального вкуса у школьников в условиях учебно-воспитательного процесса детской школы искусств. Велась экспериментальная работа по апробации теоретической модели и комплекса педагогических условий, необходимых для эффективного формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в условиях /ЦТТИ.

На третьем этапе (2007-2008 гг.) осуществлялась обработка и обобщение результатов исследования, оформлялось диссертационное исследование.

Методологическую основу исследования составили философское учение о всеобщей взаимосвязи процессов и явлений, положения диалектической теории познания; идеи, раскрывающие проблему взаимодействия общества и человека, его всестороннего развития; теоретические исследования по эстетике, педагогике и музыкальной педагогике; концепции индивидуального, личностно-ориентированного, деятельностного и культурологического подходов; фундаментальные положения о творческом развитии личности в процессе музыкально-эстетического воспитания.

Теоретическую основу исследования составили теоретические положения, разработанные в отечественной и зарубежной науке: историко-философский и культурно-педагогический подход к изучению музыкального вкуса (И. Кант, В. А. Сухомлинский, Ф. Шиллер и др.); исследование музыкальной потребности с точки зрения социологии (Э. Алексеев, М. С. Каган,

A. Моль, Р. Г. Рабинович, А. Н. Сохор, В. С. Цуккерман, и др.); изучение
эмоциональной сферы личности (Г. М. Бреслав, Л. Дорфман, С. X. Раппопорт
и др.); психология музыкального восприятия (Г. В. Иванченко, А. Н. Лебедев,

B. Г. Ражников, Б. М. Теплов и др.); теории оценочных суждений
(Б. В. Асафьев, Н. О. Лосский, Ю. М. Лотман, В. В. Медушевский,
Е. В. Назайкинский и др.). Автор опирался также на труды известных
специалистов в области художественно-эстетического и музыкального
образования и воспитания: О. А. Апраксиной, Л. А. Баренбойма, М. А. Верба,
А. Ю. Гончарука, Д. Б. Кабалевского, Г. М. Когана, Н. И. Киященко,
Н. Л. Лейзерова, В. В. Медушевского, Г. Г. Нейгауза, Т. И. Смирновой,
Г. М. Цыпина, Л. В. Школяр и многих др.

Достоверность результатов исследования обеспечивается

обоснованностью методологических позиций исследования, опирающихся на

ведущие концепции философии, музыкальной педагогики и психологии, социологии и культурологии, применением комплексных методов, адекватных предмету, цели, задачам и гипотезе исследования. Объективность результатов подтверждена данными экспериментальной работы, показавшей эффективность предложенных нами теоретической модели и педагогических условий формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детских школах искусств.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в следующем:

- уточнена сущностная характеристика музыкального вкуса школьников младшего и среднего возраста, представляющего собой формирующуюся систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающую в себя взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала; выделены его компоненты: музыкальные потребности, адекватное восприятие и способность к оценке музыкальных произведений, положительная мотивация к творческой и исполнительской деятельности, сформированный эстетический идеал;

разработана теоретическая модель процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в условиях дополнительного образования, включающая в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, содержание и формы организации учебно-воспитательного процесса, методы, средства, показатели сформированности музыкального вкуса и результат;

определены и научно обоснованы педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в ДШИ (реализация индивидуального подхода с учетом уровня музыкального развития учащихся; разработка методического обеспечения учебно-воспитательного процесса ДШИ; активное взаимодействие педагогов и родителей учащихся в создании

культуротворческой среды; организация сотрудничества детской школы искусств и образовательного учреждения в организации музыкального воспитания учащихся).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его результаты дополняют теорию и методику музыкально-эстетического воспитания школьников; расширяют теоретическое представление о процессе формирования музыкального вкуса у детей младшего и среднего школьного возраста в системе дополнительного образования; в нем определены показатели и охарактеризованы уровни сформированности музыкального вкуса у детей данного возраста. Результаты исследования создают предпосылки для дальнейшего изучения вопросов музыкального воспитания детей и юношества.

Практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, а также разработанный под руководством автора учебно-методический комплекс позволяют совершенствовать процесс музыкального воспитания школьников в условиях обучения в детских школах искусств, музыкальных школах, эстетических классах, студиях и т.д.; представленные в исследовании комплект учебных программ и учебное пособие способствуют эффективному формированию музыкального вкуса у обучающихся. Материалы исследования могут быть использованы при разработке методических пособий для учителей детских школ искусств, курсов лекций и специальных семинаров для учащихся средних специальных учебных заведений, а также в системе повышения квалификации учителей музыки и работников культуры.

Апробация результатов. Основные теоретические и методические результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры теории и методики музыки, на методических семинарах аспирантов ЧГПУ им. И.Я. Яковлева; в ходе участия в конференциях: III Международной научно-практической конференции «Музыкальное образование: современные

технологии - социум - рынок», г. Омск, 2007; II Всероссийской научно-практической конференции «Власть и воздействие на массовое сознание», г. Пенза, 2006; Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы музыкальной педагогики в контексте модернизации образования», Чебоксары, 2007; Межвузовской научно-практической конференции ГОУ ВПО Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова «Научно-образовательные аспекты современной регионалистики», г. Алатырь, 2005.

Результаты исследования внедрены в учебно-воспитательный процесс Детской школы искусств МОУ «Гимназия №6» г. Алатырь Чувашской Республики. Основные материалы исследования отражены в 10 публикациях. Основные положения, выносимые на защиту:

  1. Музыкальный вкус школьника — это разновидность вкуса художественного, представляющая собой формирующуюся систему музыкально-эстетических взглядов, предпочтений, оценочных суждений в области музыкального искусства, включающая в себя взаимодействие эмоционального и рационального, эстетического чувства и идеала. Компонентами сформированного музыкального вкуса у школьника являются: развитые музыкальные потребности, адекватное восприятие и способность к оценке музыкальных произведений, положительная мотивация к творческой и исполнительской деятельности, сформированный эстетический идеал.

  2. Важным средством эффективной организации процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста выступает научно обоснованная модель, - включающая в себя следующие взаимосвязанные компоненты: цель, задачи, принципы, содержание, формы организации учебно-воспитательного процесса, методы, средства, показатели сформированности музыкального вкуса и результат. Модель отражает логику процесса формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в ДТІТИ и базируется на принципах, которые обусловлены спецификой музыкально-эстетического воспитания в рассматриваемых

возрастных периодах, реализуется посредством включения в учебно-воспитательный процесс эффективных форм, методов и средств, направленных на решение задач формирования музыкального вкуса у школьников в условиях ДШИ. Центральным звеном модели является содержание, основанное на авторском комплексе учебных программ. В структуру предложенной модели включены показатели оценивания уровня сформированности музыкального вкуса у школьников, разработанные на основе компонентов музыкального вкуса. Представленная модель обеспечивает достижение поставленной цели.

3. Эффективность формирования музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в системе дополнительного образования обеспечивается реализацией педагогических условий:

реализация индивидуального подхода с учетом уровня музыкального развития учащихся;

разработка методического обеспечения учебно-воспитательного процесса ДШИ;

активное взаимодействие педагогов и родителей учащихся в создании культуротворческой среды;

организация сотрудничества детской школы искусств и образовательного учреждения в музыкальном воспитании учащихся.

Сущность и структура понятия «музыкальный вкус» в системе философских и психолого-педагогических наук

Значение художественно-эстетического развития личности, как одного из рычагов общественного прогресса, возрастает в переходные исторические периоды, на стыке эпох и столетий. Именно оно актуализирует проблему формирования массового сознания, эстетической и художественной культуры в частности, требуя от человека максимального напряжения всех его духовных сил.

На понятийном уровне эстетическое сознание - часть массового общественного сознания, одна из его форм, элемент структуры, которая отражает все богатство эстетического отношения человека к миру и выражает его стремление к гармонии, совершенству, красоте, к идеалу прекрасного. Составляющими эстетического сознания являются созерцание, восприятие, переживание, эмоции, чувства, наслаждение, которые представляют чувственную сферу человека. Огромную роль в развитии этой сферы играет искусство.

Искусство - специфический род духовного освоения действительности, формирующий и развивающий способности человека творчески преобразовывать окружающий мир и самого себя. Из всех видов искусства именно музыка более всего оказывает влияние на чувства человека. Музыкальное искусство является способом освоения и выражения мира социальных эмоций человека, его эстетического отношения к действительности. Одна из специфических сторон заключается в том, что это искусство наименее конкретно-предметное и наиболее отчетливо направленное на эмоциональный мир личности. Именно музыкальное искусство в современной жизни наиболее доступно всем слоям населения, благодаря телевидению и средствам массовой информации, достижениям современной техники. Но, к сожалению, потребление музыкальной продукции низкого качества в значительной степени затрудняет путь слушателя к познанию истинно прекрасных произведений музыкального искусства. Поэтому главная задача музыканте-педагога сегодня заключается в обеспечении целенаправленного характера процесса формирования у учащихся музыкальной культуры. Сформированность музыкальной культуры означает: - наличие у учащихся музыкального вкуса, способности к адекватной эстетической оценке музыкальных ценностей, получение истинного удовольствия от слушания высокохудожественных музыкальных произведений; - умение учащихся самостоятельно ориентироваться в основных музыкальных жанрах, стилях и направлениях, владение знаниями музыкально-теоретического и эстетического характера; - формирование у учащихся навыка активно-творческой деятельности.

Известно, что благодаря музыкальным предпочтениям общества формируются эстетическое сознание и оценочные суждения в области музыкального искусства, которые оказывают огромное влияние на массовое сознание в целом.

Понятие «эстетический вкус» возникло из сходства со вкусовыми ощущениями. Термин «вкус» использовался в физиологическом значении как ощущение, возникающее при действии химических веществ на рецепторные аппараты языка и полости рта. Поэтому в понятии «эстетический вкус» есть общее с термином, взятым из гастрономии, - вкус от «вкушать», получать радость от еды. Это, во-первых, ощущение радости, удовольствия, наслаждения; во-вторых, необходимость соприкосновения с предметом, доставляющим эту радость. В процессе еды - это поглощение пищи, в процессе художественного восприятия - созерцание, слушание, восприятие красоты. В-третьих, вкус предполагает вынесение известной оценки воспринимаемой нами вещи - оценки положительной или отрицательной, где большую роль играют наши чувственные впечатления. «Вкус в качестве оценки прекрасного, - замечал Ф.Шиллер, - похож на пробу кушанья: в обоих случаях для того, чтобы почувствовать и оценить, необходимо сперва там попробовать, здесь рассмотреть и ощутить» [50, 38].

О художественном и эстетическом вкусе пытались говорить еще во времена античности. Платон в «Законах» утопически предписывал древним грекам, какие песни и какую музыку можно или нельзя использовать в воспитании подрастающего поколения, какие песни возбуждают воинственный дух, укрепляют мужество и волю, а какие расслабляют человека, делают его изнеженным. Однако, одним из первых употребил термин «вкус» в эстетическом смысле известный испанский мыслитель Грасиану-И-Моралес, который дал толчок к развитию понятия вкуса в эстетике. В трактате «Настольный предсказатель» (1647 г.) Грасиан указал на три способности человеческого познания: творческий дух, суждение и «превосходный» вкус (gusto). Последний, по мысли Грасиана, относился к познанию прекрасного в оценке произведений искусства [53, 52].

С тех пор, сторонники различных направлений в эстетике, искусстве, философии, социологии и культурологии спорят о том, является ли вкус врожденным или приобретенным, рациональным или эмоциональным.

В Англии категория вкуса приобретает нравственно-эстетическое значение. Ярчайшими представителями этих взглядов стали А. Шефтсбери, Ф. Хатчесон, Э. Берк и др. Проблема вкуса становится центральной проблемой эстетики Д. Юма, оказавшего огромное влияние на последующее развитие европейской эстетической мысли. Юм ставит вопрос: каким образом возможна единая эстетическая культура, когда в области вкусов и эстетических оценок существует полное разногласие, подтверждаемое выражением: «о вкусах не спорят»? Попытку решить этот вопрос Юм делает в трактате «О норме вкуса». В этом произведении он приходит к выводу, что общезначимые, истинные суждения в отношении искусства и красоты возможны при том условии, если будет найдена общая норма вкуса. Но каким образом можно найти эту норму вкуса? Ведь опыт развития искусства показывает, что истинные суждения об искусстве наблюдались весьма редко. Этому мешали, как правило, либо мода,

Анализ практики формирования музыкального вкуса у школьников в условиях учреждений дополнительного образования

В системе эстетического воспитания искусству в целом и, в частности, музыке принадлежит одно из ведущих мест. Именно через искусство происходит передача духовного опыта человечества, поддерживается связь поколений, сохраняется и развивается культура. Система массового музыкального образования в нашей стране складывается из двух дополняющих друг друга компонентов. Первый из них - обязательные формы музыкального воспитания, второй — дополнительные. 1. Обязательные формы музыкального воспитания: - урок музыки в общеобразовательной школе (1 час в неделю в 1-8-х классах). 2. Дополнительные формы музыкального воспитания (внеклассные и внешкольные): - факультативные занятия хором в общеобразовательной школе; - музыкальные кружки в общеобразовательной школе; - музыкальные студии; - самодеятельные детские музыкальные коллективы при домах и дворцах культуры; - музыкальные школы, школы искусств и т.д. [170, 52].

Большими возможностями для развития музыкально-эстетического воспитания обладают учреждения дополнительного образования, дающие возможность учащимся приобщиться к различным видам творчества. Они позволяют активизировать личностную составляющую обучения, распознать предпочтения, интересы, склонности и способности учащихся, развить их задатки, реализовать себя в иных сферах деятельности, повысить собственную самооценку, способствуют их социальному и профессиональному самоопределению. Все эти аспекты представляют сферу разностороннего личностного развития учащегося, а учреждения дополнительного образования - целостную открытую учебно-воспитательную систему.

Термины «дополнительное образование» и «учреждение дополнительного образования» были введены в оборот в 1992 году Законом РФ «Об образовании». «Понятие «дополнительный» («дополнительное») имеет два значения: 1) дополнительное — это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь; 2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого. Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа. ...Дополнительное образование обречено на периферийную роль - быть обращенным в прошлое и в будущее. Его содержание составляет то, что перестало быть общим и обязательным, и то, что еще не стало таковым» [155, 34].

В «Педагогическом словаре» Г.М. Коджаспировой и А.Ю. Коджаспирова дано такое определение: «Дополнительное образование — образовательные программы и услуги, реализуемые в целях всестороннего удовлетворения образовательных потребностей граждан, общества и государства в общеобразовательных учреждениях профессионального образования за пределами определяющих их статус основных образовательных программ, в образовательных учреждениях. Дополнительное образование представлено учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации, музыкальными и художественными школами, школами искусств, домами детского творчества и т.п. [72, 93]. По утверждению В.А. Березиной, рассматривающей важный принцип классификации (специфика творчества детей) направлений в дополнительном образовании, дополнительное образование в настоящее время развивается по пяти основным направлениям: - художественно-эстетическое; - техническое творчество; - физкультурно-спортивная работа; - эколого-биологическое; - детский туризм и краеведение [15].

В свою очередь, Л.Н. Буйлова и Н.В. Кленова, рассматривая структуру дополнительного образования на примере организации учреждений дополнительного образования детей, в которых осуществляется все многообразие доступных детям видов деятельности, представляют ее в виде двух основных блоков: культурно-досуговая деятельность детей и образовательная деятельность детей [23, 10-11].

Культурно-досуговая деятельность детей все чаще строится на основе специально разработанных культурно-досуговых программ, направленных на удовлетворение потребностей детей в отдыхе, релаксации, общении. Это могут быть разовые игровые программы, разнообразные праздники, конкурсы, театрализации, тематические дни и недели, смотры, творческие отчеты, концерты, длительные досуговые программы и др. Такие программы нацелены не только на наполнение детского досуга, но и на формирование у самих детей практических навыков содержательного проведения собственного свободного времени.

Следует заметить, что основу современного дополнительного образования детей составляет образовательный блок. Назначение этого блока заключается в удовлетворении многообразных потребностей детей в познании и общении, которые далеко не всегда могут быть реализованы в рамках предметного обучения в школе. Система образования Российской Федерации представляет собой совокупность взаимодействующих преемственных образовательных программ и сети реализующих их учреждений, органов управления различного уровня. Образовательные программы подразделяются на общеобразовательные (основные и дополнительные) и профессиональные (основные и дополнительные) [44]. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей, утвержденное в марте 1995 г. (изменения и дополнения внесены в феврале 1997 года), раскрывает параметры дополнительного образования, дает типологию образовательных учреждений, представляет их общие положения, определяет основные задачи: обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и творческого труда детей в возрасте от 6 до 18 лет; адаптация их к жизни в обществе; формирование общей культуры.

Программа и организация работы по формированию музыкального вкуса у школьников в детской школе искусств

На современном этапе, в сложившихся условиях, выработанное веками предназначение подлинной культуры вступает в противоречие с механизмами функционирования массовой музыкальной культуры, несущей угрозу усреднения людей, формирующей примитивные вкусы подрастающего поколения и не способствующей его приобщению к высшим ценностям музыкального искусства. Вот почему так важно именно в учреждениях дополнительного образования, расширяющих образовательные возможности учащихся, отводить немаловажную роль формированию музыкального вкуса школьников - «иммунитета против пошлости». Формирование музыкального вкуса у школьников в условиях детской школы искусств в процессе учебно-воспитательной деятельности мы рассматриваем как необходимое условие духовно-нравственного роста учащихся, формирования эстетического сознания, творческой самореализации и социализации личности в обществе.

При организации экспериментального исследования была осуществлена конкретизация гипотезы, исходя из которой, процесс формирования музыкального вкуса у школьников в условиях детской школы искусств будет более эффективным, если будет разработана и внедрена модель и соблюдены следующие педагогические условия: - реализация индивидуального подхода с учетом уровня музыкального развития учащихся; - разработка методического обеспечения учебно-воспитательного процесса детской школы искусств; - активное взаимодействие педагогов и родителей учащихся в создании культуротворческой среды;. организация сотрудничества детской школы искусств и образовательного учреждения в организации музыкального воспитания учащихся.

Организация экспериментальной работы по внедрению модели и педагогических условий была осуществлена с учетом цели и задач нашего исследования. Целью экспериментальной работы явилась проверка представленной гипотезы.

В ходе эксперимента нами была разработана программа экспериментальной работы по формированию музыкального вкуса у школьников в условиях детской школы искусств. Характеристика этапов эксперимента отражена в таблице.

Экспериментальная работа проводилась на базе Детской школы искусств МОУ «Гимназия №6» в период с 2003-2008 гг. Констатирующий этап предполагал выбор экспериментальной и контрольной групп; подготовку и координацию деятельности преподавателей, привлекаемых к проведению эксперимента; диагностику исходного уровня сформированности музыкального вкуса школьников, планирование и организацию экспериментальной работы.

При выборе групп применялся метод случайного отбора и уравнивания условий эксперимента. Был предпринят отбор групп на основе таких признаков, как: количество учащихся в группе, одновозрастный состав, отсутствие специальной музыкальной подготовки. На основе указанных признаков нами были выбраны группы: контрольная (32 чел.) и экспериментальная (32 чел.). К участию в эксперименте привлекались преподаватели школы искусств.

Экспериментальная работа базировалась на разработке определенных показателей и уровней. Выбор уровневого подхода мы рассматриваем как возможность перехода учащихся от одного качественного уровня к другому — по степени восхождения к более сложному. Степень проявления каждого из выделенных нами показателей, взятых в совокупности, определяла уровень сформированности музыкального вкуса школьников. Суммирование в общие показатели уровня сформированности музыкального вкуса свидетельствует еще и об одновременном развитии нескольких структурных компонентов музыкального вкуса. Например, наличие интереса к музыке проявляется в эмоциональной отзывчивости и может диагностироваться не только по ответам на вопросы анкет или тестов, но и по внешним проявлениям детей во время слушания музыки: по продолжительности внимания, по желанию слушать музыку, по наличию любимых произведений, по предпочтениям и т.д.

В соответствии с предложенными показателями (интерес к ценностям музыкальной культуры; восприятие и понимание музыкального образа; мотивация к творческой и исполнительской деятельности; наличие эстетического идеала; способность к оценке воспринимаемой и исполняемой музыки, основанной на знании музыкального языка) мы выявили уровни сформированности музыкального вкуса у школьников: - высокий (креативный) - характеризуется наличием глубокого интереса и эмоциональной отзывчивости к музыкальному искусству. Учащийся самостоятельно ориентируется в явлениях музыкального искусства, имеет собственное мнение, может логически обосновать и аргументировать свой ответ по поводу восприятия того или иного музыкального произведения, опираясь на личный слуховой опыт, знание особенностей музыкального языка. Мотивирован к творческой и исполнительской музыкальной деятельности. У учащегося создано представление об эстетическом идеале; средний (продуктивно-исполнительский) характеризуется эмоциональной отзывчивостью учащегося на музыкальные произведения в опоре на общественное суждение, но затрудняющегося выносить собственную оценку. Учащийся не всегда мотивирован к творческой и исполнительской деятельности; не всегда может понять характер и смысл музыкального произведения; эстетический идеал находится в стадии формирования; - низкий (интуитивно-репродуктивный) уровень первичного суждения, основывающийся, обычно, на высказываниях «нравится — не нравится», характеризуется недостаточным проявлением интереса к музыкальному искусству. Учащийся чувствует скованность и затрудняется анализировать и аргументировать свой ответ. Отсутствует эстетический идеал. Школьник не мотивирован к творческой и исполнительской деятельности. При определении уровней сформированности выделенных показателей музыкального вкуса у школьников нами был применен количественный подход обработки результатов диагностики. В нашем исследовании мы ввели следующие количественные показатели: баллом «1» обозначили низкий уровень (интуитивно-репродуктивный); баллом «2» обозначили средний уровень (продуктивно-исполнительский); - баллом «3» обозначили высокий уровень (креативный).

На основе выделенных показателей и уровней были выделены три группы школьников в соответствии с уровнем сформированности их музыкального вкуса: учащиеся с высоким уровнем сформированности музыкального вкуса, группа школьников, обладающих средним уровнем сформированности музыкального вкуса, группа учащихся с низким уровнем сформированности музыкального вкуса.

Ход и анализ результатов экспериментальной работы

Педагогический эксперимент по проверке эффективности разработанных нами модели и условий эффективного формирования музыкального вкуса у школьников осуществлялся с учетом общей гипотезы исследования и включал в себя не только теоретическое осмысление экспериментальных данных, но и анализ, оценку результатов экспериментальной работы. Экспериментальная работа проводилась на базе Детской школы искусств МОУ «Гимназия №6» г. Алатырь Чувашской Республики в период с 2003-2008 годы.

В ходе работы осуществлялось конструирование нового опыта формирования музыкального вкуса школьников в условиях эксперимента. Поставленные задачи решались через организацию преобразующей деятельности учащихся на всех этапах обучения в Детской школе искусств.

Диагностика исходного уровня сформированности музыкального вкуса школьников в экспериментальной и контрольной группах стала следующей задачей эксперимента. Для решения поставленных задач нами был использован комплекс взаимодополняющих друг друга методов исследования: - педагогическое наблюдение за учебной деятельностью учащихся и преподавателей Детской школы искусств; - анкетирование, тестирование, опрос, беседы, анализ педагогических ситуаций и др.

Диагностика уровня сформированности музыкального вкуса школьников на констатирующем этапе предполагала выяснение исходного уровня музыкального вкуса у школьников, их осведомленности и вкусовых установок в области музыкального искусства, а также анализ отношения учащихся к различным жанрам и направлениям музыки. С этой целью нами было предпринято тестирование школьников, выявляющее наличие интереса к музыкальному искусству, эстетического идеала, мотивации к музыкальному творчеству и включало следующие вопросы: ТЕСТ 1. Назовите знакомые вам музыкальные произведения различных стилевых направлений и жанров отечественных и зарубежных композиторов. 2. Назовите известных вам музыкантов-исполнителей, представителей инструментального и вокального жанров. 3. Назовите известные вам произведения классической музыки. 4. Посещали ли вы концерты классической музыки? (предполагаемые ответы: а) нет; б) да). 5. Посещали ли вы концерты народной музыки? (предполагаемые ответы: а) нет; б) да). 6. Посещали ли вы концерты эстрадной музыки? (предполагаемые ответы: а) нет; б) да). 7. Любят ли музыку в вашей семье? (предполагаемые ответы: а) нет; б) да). 8. Музицируете ли вы дома, в семье? (предполагаемые ответы: а) нет; б) да). 9. Нравится ли вам выступать с музыкальными номерами перед публикой? (предполагаемые ответы: а) нет; б) да). 10. Какая музыка вам больше всего нравится: старинная, народная, классическая или современная? Приведите примеры.

В качестве примеров учащиеся приводят произведения легкого жанра, в основном популярные эстрадные песни. Произведения классической музыки приводятся в качестве примеров единично. Часто происходит путаница с автором произведения. Средний балл в (К) группе - 2,2; в (Э) группе - 2,5.

В качестве примеров чаще всего приводились имена современных эстрадных исполнителей, что говорит о скудных познаниях учащихся о музыкантах. Некоторые ответы отличались от «стандартных»: называлось имя Игоря Крутого, Александры Пахмутовой. Средний балл в (К) группе -2,2; в (Э) группе - 2,2.

В качестве примеров учащиеся давали ответы, в основном, стандартного перечня: «Лунная соната», «К Элизе», «Танец маленьких лебедей», отрывки из балета «Щелкунчик» и др. Средний балл в (К) группе - 2,4; в (Э) группе - 2,3.

В ответах учащихся прослеживается преобладание низкой заинтересованности к классической музыке. Налицо влияние средств массовой информации, социокультурной среды: в городе отсутствует специально оборудованный концертный зал, где могли бы проходить концерты классической музыки. Следствием низкого уровня может являться и слабая заинтересованность родителей в приобщении детей к музыкальному искусству. Средний балл в (К) группе - 1,6; в (Э) группе - 1,8.

Для провинциального города концерты народной музыки, где выступают профессионалы - большая редкость. Возможность посещения таких концертов очень мала и происходит в основном при поездках в крупные города. Поэтому концерты народной музыки в периферийном городе основываются на выступлениях самодеятельных коллективов, не всегда отвечающих высоким профессиональным требованиям и знаниям жанра, отсюда и низкий уровень. Средний балл в (К) группе - 1,5; в (Э) группе - 1,6.

В связи с проведением эстрадных концертов различного профессионального уровня на городских концертных площадках, процент посещающих эти мероприятия достаточно высок. Кроме того, популярная эстрадная музыка наиболее востребована населением, отсюда и степень заинтересованности к этому виду музыкального искусства выше. Средний балл в (К) группе - 2,7; в (Э) группе - 2,8.

Похожие диссертации на Формирование музыкального вкуса у школьников младшего и среднего возраста в детской школе искусств