Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств Зайцева Лариса Николаевна

Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств
<
Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Зайцева Лариса Николаевна. Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Зайцева Лариса Николаевна; [Место защиты: Рязан. гос. пед. ун-т им. С.А. Есенина].- Рязань, 2008.- 203 с.: ил. РГБ ОД, 61 08-13/1093

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы формирования у подростков духовно-нравственных ценностей средствами искусства 17

1.1. Анализ и характеристика категориальных понятий исследования 17

1.2. Особенности искусства как средства формирования у подростков духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе 39

1.3. Анализ и характеристика учебных программ и состояния уровня развития духовно-нравственных ценностей у современных школьников подросткового возраста 59

Выводы по главе I 81

Глава II. Опытно-экспериментальная работа по формированию у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств 85

2.1. Модель образовательного процесса в педагогической системе учебно-воспитательного комплекса, направленного на формирование у подростков духовно-нравственных ценностей средствами искусства 85

2.2. Педагогические условия формирования у учащихся подросткового возраста духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе 107

2.3. Динамика формирования духовно-нравственных ценностей у подростков средствами искусства в условиях учебно-воспитательного комплекса 138

Выводы по главе II 147

Заключение 150

Список литературы 157

Приложение 173

Введение к работе

Социально-экономические преобразования в современном российском обществе привели к резкому падению интереса к отечественной истории, культуре, искусству, что вселяет тревогу по поводу не только духовного здоровья общества, но и самого существования этого общества. Сегодня важнейшими критериями решения социальных проблем становятся нравственность, духовность, общая культура человека. В жестких условиях рыночной экономики именно культура берет на себя обязанность по сохранению духовных и нравственных ориентиров нации, является определяющим условием реализации социального потенциала личности и общества, формой утверждения самобытности народа и основой его духовного здоровья. Б.Г. Мосалев в работе «Социокультурная обусловленность рыночных отношений» отмечает: «В рыночных условиях человек может стать «всем», однако трансформация человека из субъекта потребительской в субъект культурно-созидательной деятельности становится возможной лишь на основе развития духовных интересов, определяющих творческое отношение личности к богатствам материальной культуры» [96, 123].

Возрождение духовной культуры России связано с поиском новых механизмов формирования личности в системе современного образования. В этом отношении В.П. Зинченко отмечает, что основным недостатком системы образования в течение длительного времени был «острейший дефицит духовной культуры... Произошло отчуждение образования от духовности, от культуры, от личности и, в конце концов, от живой науки. Отсюда его формализованность, абстрактность» [55, 85-92].

В создании целостной системы духовно-нравственного воспитания учащейся молодежи одним из самых перспективных направлений является воспитание у обучаемых ценностей отечественной культуры средствами искусства. Именно через искусство происходит связь поколений и передача культурного наследия наших предков. Важнейшую роль в приобщении

детей к культуре и искусству играет художественное образование. «Художественное образование - это процесс овладения и присвоения человеком художественной культуры своего народа и человечества, один из важнейших способов развития и формирования целостности личности, ее духовности и творческой индивидуальности, интеллектуальности и эмоционального богатства» [118, 4-5].

В докладе заместителя министра культуры А.И. Рахаева на заседании коллегии Министерства культуры РФ по вопросу «Дети и культура» 2 марта 2004 года было отмечено: «...художественно-эстетическое воспитание, приобщение детей к высокой культуре следует рассматривать не просто в числе важных направлений культурной политики, но как проблему общенационального государственного масштаба, от решения которой зависит будущее Российского государства. Не случайно именно этот тезис был положен в основу обсуждения проблемы формирования духовного мира подрастающего поколения на заседании Совета по культуре и искусству при президенте РФ в марте 2002 года» [133, 5].

В концепции развития российского образования на период до 2010 года среди тех мер, которые планируется провести для достижения нового современного качества общего образования, отмечается: «...более полно использовать нравственный потенциал искусства как средства формирования и развития этических принципов и идеалов в целях духовного развития личности» [116, 4], а также дается высокая оценка роли художественного образования: «Опираясь на богатейший опыт российской и советской школы, следует сохранить лучшие традиции... художественного образования» [116, 5].

Сложившаяся государственная система художественного образования, представленная в виде образовательных учреждений дополнительного образования, в том числе и детских школ искусств, включает эстетическое воспитание, общее и профессиональное образование.

В данном отношении значительная роль принадлежит школам искусств. В их функции входит: повышение культурного уровня подрастающего поколения, эстетический всеобуч, приобщение детей к лучшим национальным культурным традициям, развитие художественного вкуса, воспитание интереса и любви к русскому классическому и народному искусству, начальное музыкальное, художественное, хореографическое, театральное образование. В то же время в стране существует недостаточное количество учебных заведений дополнительного образования детей: «В настоящее время в стране работают 5837 школ, в которых обучаются 1 306 357 детей, - примерно 7 % детского населения» [133, 10].

Чтобы продуктивно решать задачи художественно-эстетического воспитания как средства формирования духовно-нравственной личности, необходимо создавать единое пространство образовательной среды. «Модернизация российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей... в единое образовательное пространство» [118, 6].

Актуальность проблемы по формированию единого культурного пространства страны была подчеркнута на коллегии Министерства культуры Российской Федерации «Дети и культура» 02.03.2004 года: «Министерство поддерживает экспериментальную работу по созданию образовательных учреждений, осуществляющих непрерывное целостно-художественное развитие детей в единстве с основным общим образованием» [133, 4].

Детские школы искусств осуществляют свою деятельность в тесном контакте с общеобразовательными школами, в которых малая эффективность эстетического воспитания объясняется отсутствием должной компетентности в подходе к нему, а также недостаточностью материально-технической базы и профессиональных кадров. Поэтому необходим комплексный, скоординированный подход к формированию духовно-нравст-

венных ценностей подрастающего поколения образовательными учреждениями различной ведомственной принадлежности. При этом одним из значимых направлений является воспитание духовно-нравственных ценностей учащейся молодежи средствами искусства, которое может и должно служить фактором динамичного развития общей культуры личности и общества.

К сожалению, многие общеобразовательные школы уделяют внимание преимущественно передаче знаний, а формирование нравственных и эмоциональных чувств детей считается второстепенным либо вообще не принимается во внимание. Постоянное обращение к разуму, абстрактно-логическому мышлению и недогрузка эмоционально-образной сферы приводят к разрыву между двумя составляющими культуры — культуры интеллектуально-рациональной и культуры эмоционально-гуманистической. Бедность эмоционального опыта, неразвитость чувств - неблагоприятная почва для нравственного формирования личности.

Обширный опыт использования средств искусства в воспитании подрастающих поколений накапливался на протяжении всей истории фило-софско-педагогической мысли. Изучению особенностей средств искусства, их роли в процессе обучения и. воспитания посвящены работы Л.С. Выготского, Н.К. Карповой, В.Г. Кисунько, О.П. Кориковой, И.С. Левшиной, С.Х. Раппопорт, А.А .Салиева, Б.В. Смирнова, В.И. Толстых, Н.А. Хренова, P.M. Чумичевой, Т.В. Шуртаковой и др. Освоению различных видов искусства уделяли внимание Д.Б. Кабалевский, Б.Н. Неменский, Э.Б. Аб-дуллин, Ю.Б. Алиев, Л.М. Предтеченская, Т.С. Шмагина, Г.П. Сергеева, Е.Д. Критская, B.C. Кузин, Е.В. Квятковская, Т.Г. Пеня, Ю.Н. Усов, Б.С. Мей-лах, Б.П. Юсов, В.Г. Маранцман, Л.Г. Савенкова, В.В. Степакова, Т.И. Бакланова, Н.М. Сокольникова, Т.Я. Шпикалова. Художественно-эстетическое воспитание как действенное средство формирования личности человека рассматривается в работах А.И. Бурова, М.В. Бусол, И.Ф. Гончарова, М.С. Кагана, Н.И. Киященко, Н.Л. Лейзерова, В.Н. Липского, Б.Т. Ли-

хачева, М.Ф. Овсянникова, Е.Л. Прасоловой, В.А. Салеева, Б.В. Сафроно-ва, А.Н. Семашко, Л.Н. Столовича, А.В. Толстых и других, которые видят в художественно-эстетическом воспитании большие интеграционные возможности, поскольку оно своими средствами способно выполнять задачи всех видов воспитания. Взаимодействию общеобразовательных школ с различными внешкольными учреждениями: культурно-просветительными училищами, музыкальными школами, педагогическими вузами - посвящены диссертационные исследования Ж.А. Сулеймановой, К.Н. Ах-метова, О.Н. Костылевой, И.И. Митиной.

В диссертационных работах последних лет обозначились некоторые подходы к реализации проблемы формирования духовно-нравственных ценностей подростков. Так, например, А.С. Романова занимается исследованием духовно-нравственного формирования учащихся в современных условиях [137]; Т.И. Петракова анализирует гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков [107]; А.А. Кухтин анализирует проблему формирования ценностных ориентации у подростков с неадекватным поведением средствами духовно-нравственной культуры [80]. Вместе с тем анализ существующей проблемы в педагогической теории и практике показывает, что вопросы формирования духовно-нравственных ценностей у школьников средствами искусства в образовательном процессе учебно-воспитательного комплекса общеобразовательной школы и школы искусств целенаправленно не исследовались.

Таким образом, существует противоречие между возможностями использования средств искусства как фактора формирования духовно-нравственных ценностей у подростков и недостаточной разработанностью научных основ организации соответствующего образовательного процесса в учебных заведениях. Анализ данного положения определил проблему диссертационного исследования: каковы педагогические условия формирования у подростков духовно-нравственных ценностей средствами искус-

ства в образовательном пространстве учебно-воспитательного комплекса общеобразовательной школы и школы искусств.

Объект исследования: образовательный процесс в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств.

Предмет: педагогические условия формирования у подростков духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе учебно-воспитательного комплекса общеобразовательной школы и школы искусств.

Цель исследования: выявить педагогические условия формирования у подростков духовно-нравственных ценностей средствами искусства в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств.

Гипотеза исследования: формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе учебно-воспитательного комплекса общеобразовательной школы и школы искусств будет успешным, если:

образовательный процесс организован в условиях учебно-воспитательного комплекса в системе целенаправленного взаимодействия общеобразовательной школы и детской школы искусств;

в образовательном процессе учебно-воспитательного комплекса обеспечивается системная направленность на формирование духовно-нравственных ценностей средствами искусства;

в основу ценностных ориентации школьников положены традиционные духовно-нравственные ценности отечественной культуры;

учащиеся систематически вовлекаются в субъектную деятельность по освоению духовно-нравственных ценностей отечественной и мировой культуры в процессе индивидуальной и коллективной творческой деятельности;

принцип личностно-деятельностного подхода выступает как задающий в организации учебно-познавательной, творческой деятельности

ребенка по освоению ценностного содержания объектов искусства;

- педагогические ориентиры образовательного процесса во взаимо
действии общеобразовательной школы и школы искусств координируются
и согласуются в содержательном и временном отношениях.

Задачи исследования:

проанализировать и дать характеристику категориальным понятиям исследования;

рассмотреть особенности искусства как фактора формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся подросткового возраста;

выявить и охарактеризовать состояние уровней развития духовно-нравственных ценностей у подростков;

разработать модель образовательного процесса, направленного на формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся подросткового возраста в педагогической системе учебно-воспитательного комплекса;

выявить и обосновать педагогические условия формирования у подростков духовно-нравственных ценностей средствами искусства в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств;

представить динамику формирования духовно-нравственных ценностей у подростков средствами искусства в системе учебно-воспитательного комплекса.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: философско-психологические положения о закономерностях развития человека (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, М.М. Бахтин, Б.С. Братусь, Л.С. Выгодский, И.А. Ильин, В.И. Слободчиков), философско-аксио-логические теории и концепции, раскрывающие проблемы ценностей человеческого существования и духовно-нравственного становления личности (Е.П. Белозерцев, В.А. Беляева, Е.В. Бондаревская, А.Л. Бусыгина, Д.К. Кирнарская, Ю.Н. Кулюткин, В.А. Сластенин, Г.С. Сухобская, В.А. Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Е.Н. Шиянов), методологические

принципы педагогического исследования (А.И. Кочетов, В.В. Краевский, A.M. Новиков).

Методы исследования

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы была использована комплексная методика педагогического исследования: анализ психолого-педагогической литературы, педагогическое наблюдение, педагогический эксперимент (констатирующий и формирующий эксперименты), обобщение опыта работы учебно-воспитательного комплекса, изучение и анализ результатов педагогической деятельности учителей, математико-статистические методы исследования.

Опытно-экспериментальной базой исследования были учащиеся учебно-воспитательного комплекса: общеобразовательная школа №51 и детская школа искусств № 7 города Рязани (всего 263 учащихся).

Исследование осуществлялось в несколько этапов:

На первом этапе (2004-2006 годы) изучалась и анализировалась литература по проблеме исследования. Был проведен констатирующий эксперимент и обработаны его данные. В результате была сформулирована гипотеза исследования и разработано содержание программы формирующего эксперимента.

На втором этапе (2006-2007 годы) осуществлялась проверка и уточнение гипотезы исследования, в соответствии с разработанной программой проводился формирующий эксперимент.

На третьем этапе (2007-2008 годы) проходила обработка и анализ результатов формирующего эксперимента, были сформулированы выводы, проведена апробация основных идей, оформлен текст диссертационного исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Основными категориальными понятиями процесса формирования у подростков духовно-нравственных ценностей средствами искусства являются:

образование, определяемое как сфера духовно-нравственного производства и воспроизводства «Я» личности и как процесс, содержательной сущностью которого является формирование у подростков понятий: самоценность человеческой личности (уважение другого человека, сопереживание ему, готовность прийти на помощь); творческая активность личности (живое творческое воображение, стремление проявить себя как творческую личность); художественный вкус (подготовленность к общению с классическим искусством, желание самостоятельно его познавать, умение определять ценность и значимость художественных произведений, стремление к содержательному досугу);

воспитание как процесс формирования и развития личности подростка средствами искусства, осуществляемый на основе идеи признания самоценности каждого человека и право выбора им ценностных ориентиров духовно-нравственного оздоровления человека и общества;

духовно-нравственные ценности, трактуемые с позиций потребности личности, побуждающей к добротолюбию, состраданию, оказанию помощи другому человеку, и ее способности к художественно-творческой деятельности, направленной на созидание красоты бытия человека в окружающем его мире;

духовные и нравственные ценности являются основополагающим ядром ценностей личности, которые обусловливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности, в том числе отношение к другим людям, себе и миру в целом;

формирование у подростков духовно-нравственных ценностей есть процесс организованного целенаправленного воздействия педагога на духовно-нравственную сферу личности посредством приобщения к высоким ценностям искусства и культуры в условиях субъектной творческой, учебно-познавательной и художественно-практической деятельности в об-

разовательном пространстве учебно-воспитательного комплекса общеобразовательной школы и школы искусств.

2. Особенностями искусства как фактора формирования духовно-
нравственных ценностей у подростков в процессе изучения художествен
ных ценностей в предметах гуманитарного цикла и личном духовно-
практическом творчестве по освоению знаний, умений и навыков в облас
ти музыкального и изобразительного искусства являются:

активизация соотношения личностного духовно-нравственного начала и социальных ценностей подростков в отношениях к себе и другому человеку;

эмоционально-образное ценностное выражение бытия человека в окружающем мире средствами музыкального и художественного искусства, восприятие и самооценивание подростками своего жизненного опыта, самоидентификация своих впечатлений и переживаний с чувствами и умонастроениями авторов произведений;

интеграция ознакомления и осмысления художественного произведения с процессом субъектного художественного творчества;

включение обучаемых в самопознание и саморазвитие своего духовного мира;

целостность восприятия ценностей искусства и ценностей бытия, переходящая в системность мировоззрения подростков;

развитие у подростков творческого мышления по освоению окружающего мира отношений.

3. Педагогическими условиями формирования у подростков духов
но-нравственных ценностей средствами искусства выступают:

— актуализация и четкость представления в образовательном процессе
учебно-воспитательного комплекса общеобразовательной школы и школы
искусств системообразующих духовно-нравственных ценностей (самоцен
ность человеческой личности, художественный вкус, творческая активность);

реализация данных духовно-нравственных ценностей в целостном педагогическом процессе учебно-воспитательного комплекса путем целенаправленной взаимосвязи форм и методов учебной и воспитательной деятельности, основанной на культурологическом, аксиологическом и лично-стно-деятельностном принципах образования;

целостное и систематическое вовлечение школьников в субъектную деятельность по освоению духовно-нравственных ценностей отечественной и мировой культуры и искусства в процессе индивидуальной и коллективной деятельности с учетом интересов личности подростка и детского сообщества;

стимулирование творческой деятельности детей в различных формах и видах (конкурсных, фестивальных и других подобных мероприятиях);

координирование и согласование в содержательном и временном отношениях педагогических ориентиров образовательного процесса во взаимодействии общеобразовательной школы и школы искусств;

интеграция художественно-образных методов познания в единое образовательное пространство;

реализация в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы и школы искусств единой комплексной программы, базирующейся на синтезе различных видов искусства.

Научная новизна исследования:

- систематизированы духовно-нравственные ценности (самоцен
ность человеческой личности, художественный вкус, творческая актив
ность в области музыкального и художественного искусства), выделены их
сущностные признаки в контексте возрастных особенностей подростков;

- разработана модель образовательного процесса, направленного на
формирование духовно-нравственных ценностей у учащихся подростково
го возраста в педагогической системе учебно-воспитательного комплекса
общеобразовательной школы и школы искусств;

>

- обоснованы и раскрыты педагогические условия формирования
у подростков духовно-нравственных ценностей средствами искусства
в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и шко
лы искусств.

Теоретическая значимость исследования:

уточнены категориальные понятия процесса формирования у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств;

обоснованы и охарактеризованы особенности музыкального искусства и живописи как средств формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся подросткового возраста;

апробированы выделенные педагогические условия формирования духовно-нравственных ценностей у подростков в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств, показана динамика их развития.

Практическая значимость исследования определяется тем, что содержащиеся в нем теоретические положения и выводы, разработанная и апробированная программа сотрудничества школы искусств с образовательными школами могут быть использованы при организации аналогичных учебно-воспитательных комплексов, обусловливающих духовно-нравственное воспитание учащихся; для переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров, ведущих работу в данном направлении; а также учителями-практиками и методистами детских учреждений для организации воспитательной работы с детьми на основаниях отечественной аксиологии с использованием средств искусства.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены: соответствием методологии исследования поставленной проблеме; полнотой рассмотрения на теоретическом и практическом уровне объекта исследования, охватывающего его содержательные и процессу-

альные характеристики; применением комплекса методов, адекватных его предмету; длительностью экспериментальной работы и результативностью образовательного процесса учебно-воспитательного комплекса общеобразовательной школы и школы искусств; статистической достоверностью результатов; личным педагогическим опытом соискателя.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись автором в процессе практической работы по созданию и руководству учебно-воспитательным комплексом общеобразовательной школы и школы искусств, посредством публикации научных статей и тезисов выступлений на семинарах, совещаниях, конференциях разного уровня: «Формирование духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения в условиях деятельности учебно-воспитательного комплекса (детский сад — общеобразовательная школа — детская школа искусств)». Вестник Тамбовского университета. — Вып. 9, Тамбов, 2007. — С. 239-244; «Проблема эстетического воспитания подрастающего поколения». Культура и традиции Рязанского края: истоки нравственности, духовности, патриотизма: материалы научно-практической конференции. Рязань : Пресса, 2000. -С. 82-83; «Духовно-нравственное воспитание средствами искусства». Человек в мире культуры: рефлексия и саморефлексия: материалы международного философско-культурологического симпозиума 9-11 декабря 2003 года. - Рязань : Пресса, 2004. — С. 68-74; «Роль художественного образования в формировании духовной культуры подрастающего поколения». Четвертые Покровские образовательные чтения. Философско-педагогические религиозные основания образования в России: история и современность РГУ им. С.А. Есенина, Рязань, 2006. - С. 164-170; «Роль искусства в формировании духовной культуры подрастающего поколения». Человек в мире культуры: проблемы исследования: материалы второго международного философско-культурологического симпозиума 15-17 ноября 2005 года, г. Рязань. — С. 55-58; «Экспериментальная программа по формированию

ценностных ориентации средствами искусства». Человек в мире культуры: общество и образование: 10-12 октября 2006 года, г. Рязань: материалы третьего международного философско-культурологического симпозиума. -Рязань, 2007. - С. 237-242.

Структура исследования

Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка, приложения. Общий объем работы составляет 172 страницы печатного текста. Список литературы включает 180 наименований. Работа содержит 1 рисунок, 6 таблиц, 8 приложений.

Анализ и характеристика категориальных понятий исследования

Формирование мировоззрения учащихся является для школы актуальной и значимой проблемой во все периоды ее существования. Успешное решение данной проблемы предполагает определение ведущих теоретических положений, основываясь на которых можно спрогнозировать и спроектировать образовательный процесс, направленный на формирование у подростков духовно-нравственных ценностей средствами мировой и отечественной культуры и искусства. С этой целью необходимо прежде всего обратиться к анализу категориального аппарата исследования проблемы формирования духовно-нравственных ценностей у школьников и рассмотреть понятия: культура, духовность, художественное образование, художественное воспитание, ценность, духовные и нравственные ценности, творческая активность.

Понятие «культура» принято рассматривать как способ организации жизнедеятельности человека, если речь идет о культуре общественно-экономической формации того или иного исторического периода; как способ организации познания, если говорят о культуре исследования какой-либо проблемы; как способ выражения внутренних чувств и переживаний человека, если рассматривается область искусства или область гуманистических отношений человека с природой, другим человеком, обществом. Ученые (М.М. Бахтин, Н.И. Пирогов, К.Д. Ушинский, И.А. Ильин, Н.Д. Никандров, В.А. Рубцов) отмечают, что базисом, основой культуры общества и человека является духовность. Так, И.А. Ильин высказывает мысль о том, что «...человеку, наряду с чувственными ощущениями, даны и другие, бесконечно более благородные, утонченные и значительные источники опыта. Судьба каждого отдельного человека, целых поколений и национальных культур зависит от того, живут ли люди этим опытом, умеют ли ценить, развивать и творчески пользоваться источниками его и т.д. Весь современный духовный кризис, переживаемый человечеством, объясняется тем, что человечество вот уже в течение нескольких поколений пренебрегало источниками этого опыта и отвыкло, отучилось пользоваться ими... Люди нового времени изощрились в изучении материальной природы и технических изобретениях и незаметно оказались в состоянии детской беспомощности в вопросах духовного опыта, духовной очевидности и духовных умений... Преодолеть этот кризис можно только одним способом: вернуться к этим благородным и чистым источникам духовного опыта, пробудить их и творчески зажить ими» [58, 151]. Ученый говорит о необходимости воспитания духовности с детства, о том, что духовное начало как луч солнца должно озарить «детскую душу и тогда дитя станет «солнечным ребенком», а взрослый обретет «лучезарное сердце» [59, 431]. Духовность - сложное понятие. Оно использовалось прежде всего религиозной философией, а также употреблялось в контексте светской культуры, в исследованиях «духовного производства», а в последние годы - проблем духовного возрождения России. Оно определяет ценности, на основе которых решаются жизненные проблемы, обычно выражающиеся для каждого человека в системе «вечных вопросов» человеческого бытия, на пути их решения осуществляется духовное восхождение личности, не обретение различных знаний, а постижение их смысла. П.А. Сорокин, О. Шпенглер и другие исследователи выделяют в культурном развитии человека общества духовное ядро, духовное начало, «душу» культуры, которая выражается в духовной, художественной, творческой деятельности народа и обле кается в ее плоды подобно тому, как душа человека заключена в его теле [174, 184]. «Духовная жизнь, - писал русский религиозный философ Н.А. Бердяев, - раскрывается по ступеням и разнокачественно. В нее входит вся познавательная, нравственная, художественная жизнь человечества, входит общение в любви» [18,48].

Существование у человека определенной иерархии ценностей, целей и жизненных смыслов, относящихся к высшему уровню освоения мира, есть показатель его духовности. Духовное пространство человека как пространство духовной культуры всегда включало в свое построение «вертикаль», разделяющую возвышенное, сакральное, и низменное, обыденное, — «земное и небесное», «доброе и злое» [9, 258—259]. По утверждению В.А. Беляевой, «категорию духовности следует рассматривать как высшее начало в человеке, ориентированное относительно высших ценностей человеческого бытия, как творческую силу и источник созидания ценностей совместной жизни людей и самосозидания в стремлении к духовному идеалу» [11, 67]. Духовность всегда была связана с гуманистическими идеями, центром которых является отношение человека не только к себе, но и к другим людям, обществу. «Духовность» можно определить как внутреннее содержание человека, то, что выделяет его среди всех живущих на земле существ. «Нравственность» — это внешнее проявление духовности, это нравы и нормы поведения человека. В современной отечественной философско-психологической и педагогической литературе понятия «нравственность» и «духовность» чаще всего отождествляют либо рассматривают духовность как гуманистический, творческий, созидательный характер деятельности человека, ориентированной относительно общечеловеческих ценностей. В то же время В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев говорят о том, что «духовность человека проявляется в его потребности и способности познавать мир, самого себя и свое место в мире, в стремлении создавать новые формы общественной жизни в соответствии с познанными законами человеческой природы» [147, 384]. О.М. Рогова отмечает, что идеальные духовно-нравственные ценности - это эстетические взгляды, нравственные и прогрессивные, социальные принципы и установки человека на добро, благородство мыслей и поступков, справедливость, честь, достоинство, гражданственность, патриотизм и, как высшее проявление духовности, - гуманизм отношений к людям и между людьми [134, 71—73]. Духовно-нравственное воспитание в контексте диссертационного исследования представляет собой педагогический процесс, направленный на формирование нравственного сознания и убеждений подростков, развитие у них духовных, эстетических и нравственных чувств, умений нравственного поведения.

Особенности искусства как средства формирования у подростков духовно-нравственных ценностей в образовательном процессе

На рубеже третьего тысячелетия педагогическое сообщество осознало ограниченность и опасность механической функциональности в понимании человека и его общественной роли. Человек, не мыслящий себя как самостоятельную духовно-творческую единицу, перестает продуцировать идеи, перестает быть двигателем культурного и цивилизованного роста. «"Общество потребления" опасно чрезмерно механическим подходом к человеку, грозящим выхолостить его творческий потенциал» [66, 5].

В последние годы педагогическое сообщество разных стран пытается пересмотреть философские основы образования, оно обращает свой взор к традициям, когда образование не мыслилось вне искусства и широко включало его и как предмет, и как метод обучения. Искусство питало человеческую одаренность на заре истории, оно продолжало питать ее и потом, когда изучение наук и изучение искусств в нерасторжимом единстве составляли содержание образования. «Теперь, когда образование из-за своего чрезмерного прагматизма грозит поставить под угрозу будущее творческих сил человека, самые дальновидные представители педагогического сообщества делают ставку на искусство» [66, 6].

В словаре под редакцией А.И. Прохорова дано следующие определение: «Искусство - художественное творчество в целом — литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, декоративно-прикладное искусство, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм отраженной действительности, специфический род духовно-практического освоения мира, как органичное единство созидания, познания, оценки и человеческого общения» [125, 205]. По определению Н.А. Кузнецовой, «искусство - особая форма общественного сознания, духовной культуры, один из видов познавательной деятельности человека, удовлетворяющий важнейшую человеческую потребность воспринимать мир как целостное явление через его переживание, осмысление и оценку» [79, 7]. Накопленные человечеством высокие художественные ценности, знания о них, знание истории древних культур, современного творческого процесса, судеб художников, музыкантов - прекрасная возможность для формирования высоконравственного человека, цельной натуры, творческой личности, чьи силы, знания, хороший вкус могут сделать окружающий мир наполненным красотой и духовным началом. В произведениях искусства исторически закреплены образцы нравственно-эстетического отношения к действительности, нравственного сознания, представления о добре и зле. Аккумулируя в себе огромный духовный и эстетический опыт, искусство является выражением глубинных представлений народа о мире и человеке, позволяя увидеть действительность глазами другого человека, осознать человеческое в себе. Помогая этому открытию своей сопричастности к общечеловескому, оно выступает как значимый фактор в воспитании гуманистической направленности личности, как инструмент воздействия на весь духовный мир личности, объединяя в себе эстетическое и социальное начала, дополняющие друг друга. Непреходящее значение искусства тем и определяется, что накопленные им духовные ценности по своему характеру перерастают рамки, которые определило им время, и, будучи по-новому осмыслены новыми поколениями, они участвуют в решении насущных вопросов времени. «Искусство - концентрация философских общечеловеческих ценностей» [76, 21]. В условиях идеологического вакуума именно через искусство происходит в основном передача духовного опыта человечества, способствующая восстановлению связи между поколениями. Особенно важно подчеркнуть, что искусство, выражающее духовные традиции народа, выступает для под 40. растающего поколения как своего рода ««защитный пояс», охраняющий ребенка от средств массовой информации, которые распространяют идеи насилия, жестокости, национализма и могут нанести личностные травмы детям, стать источником формирования агрессивного поведения» [77, 2].

Актуальная задача духовного обновления нашего общества делает очень современными мысли И.А. Ильина о необходимости воспитания духовности с детства: «Духовное начало как луч солнца должно озарить «детскую колыбель» и тогда дитя станет «солнечным ребенком», а взрослый обретет лучезарное сердце» [58, 13]. В воспитании ребенка, пробуждении его духовности необходимо богатство духовных впечатлений. Важное место в этом воспитании А.И. Ильин отводит искусству: «...чудесное сочетание красок, одухотворенные светотени, нежные мелодии. ...важен и опыт нравственных переживаний, сострадания, желания делать добро и «скромно, но уверенно гордиться своей русскостью» [59, 431]. Искусство -это форма, которая сочетает в себе созерцание и творчество, ориентирует на выражение внутреннего мира развивающейся личности и на внимательное восприятие окружающей среды через цвет, звук, слово. Для детей наиболее органично постижение мира и выражение себя средствами искусства.

Средства искусства выполняют многостороннюю систему функций в обществе (социокультурную, познавательную, воспитательную, компенсаторную, коммуникативную, эстетическую и др.). Красота как эстетическая ценность является движущей силой освоения действительности. Первооснову русского искусства (религиозного, народного, светского) составляет его духовная эстетика. Понятие «духовное художество» является стержневым мировоззренческим критерием творчества. Оно объясняет творческий процесс как «влитие в человека Духа», то есть «вдохновение». На этом основании эстетика утверждает, что наряду с такими функциями искусства, как познавательная, эвристическая, эстетическая, коммуникативная и другие, главной является духовная функция искусства. Благодаря этому художественная картина мира, созданная в искусстве, выражает идею единства духовно-практического и духовно-эстетического освоения мира [94, 12].

Модель образовательного процесса в педагогической системе учебно-воспитательного комплекса, направленного на формирование у подростков духовно-нравственных ценностей средствами искусства

Проблема формирования духовно-нравственных ценностей у учащихся подросткового возраста средствами искусства в условиях учебно-воспитательного комплекса общеобразовательной школы и детской школы искусств может быть успешно решена лишь в случае соответственно выстроенной и целесообразно реализуемой педагогической системы, предусматривающей взаимодействие образовательных структур комплекса на уровне интеграции. Организация образовательного процесса в этой системе предполагает создание инновационной учебной программы, разработанной с учетом возможностей динамического взаимодействия образовательной школы и школы искусств в специально созданных педагогических условиях. Научное обоснование и содержательное наполнение такой профаммы требует прежде всего разработку модели инновационного образовательного процесса.

Как известно, в государственном образовательном стандарте основное и дополнительное образование выступают практически равноправными компонентами единого образовательного процесса. Одно из особых мест в системе дополнительного образования детей занимают детские школы искусств - один из старейших видов образовательных учреждений России, который насчитывает более чем столетнюю историю. Как показали последние десятилетия, школа искусств наиболее полно среди учреждений дополнительного образования детей может предоставить благоприятные условия для разностороннего развития ребенка. Это обусловлено тем, что образовательный процесс в детской школе искусств базируется на индивидуальных занятиях, а достаточно гибкая структура школы позволяет довольно быстро перестроиться в соответствии с требованиями времени и спецификой дополнительного образования детей: личностно-ориентированного образования, направленного на развитие каждого ребенка в соответствии с его потребностями и возможностями. Модернизация Российской системы образования предполагает интеграцию общеобразовательных учреждений и учреждений дополнительного образования детей в единое образовательное пространство [116], что будет способствовать реализации следующих задач: — расширение видов творческой деятельности для наиболее полного удовлетворения интересов и потребностей обучающихся; — создание условий для привлечения к занятиям в системе дополнительного образования большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; — обращение к личностным проблемам развития обучающихся, формирования их нравственных качеств, творческой и социальной активности; — создание максимальных условий для освоения учащимися духовных и культурных ценностей, воспитания уважения к истории и культуре своего и других народов; — изучение интересов и потребностей обучающихся в дополнительном образовании, организуемом в образовательном учреждении.

Эти задачи могут наиболее полно решаться в системе дополнительного образования детей, которая в каждой школе создает благоприятные условия для обогащения общекультурных знаний учащихся, в том числе и знаний о богатстве духовного мира человека.

Высокая результативность дополнительного образования по формированию духовно-нравственных ценностей у обучаемых средствами искусства возможна при условии соответствующей целенаправленности его содержательного компонента и подготовленности педагогов. Педагогическая технология в данном отношении должна представлять собой механизм приобщения обучаемых к высоким духовным и нравственным ценностям бытия человека, заложенным в произведениях классического искусства, причем системообразующей содержательной сущности этого процесса должны стать культура и искусство русского народа. Результативность формирования у учащихся подросткового возраста духовно-нравственных ценностей средствами искусства будет определяться системностью этого процесса и сотрудничеством всех заинтересованных в этом субъектов образования.

Воспитательная работа в современных условиях общественного развития должна быть направлена на формирование у личности готовности и способности к творчеству, постоянному саморазвитию, максимальной реализации своих индивидуальных ресурсов. Совершенно очевидно, что при осуществлении такой работы необходим системный подход. Интеграция дополнительного образования в систему основного (общего) образования перестает носить характер спорадически организуемых мероприятий. В условиях интеграции основного и дополнительного образования в единый учебно-воспитательный комплекс общеобразовательной школы и школы искусств становятся равноправными участниками единого образовательного процесса. Модель такого комплекса представлена на рисунке 1.

Данная модель представляет педагогическую систему образовательного процесса по формированию у учащихся подросткового возраста духовно-нравственных ценностей средствами искусства в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств. Она выстроена на основе концептуальных идей воспитания Д.Б. Кабалевского, Б.М. Неменского, Д.К. Кирнарской, Е.В. Бондаревской, В.К. Калиненко, И.Б. Котовой и других, а также на основе многолетнего практического опыта работы диссертанта по внедрению в образовательный процесс средней школы инновационных форм систематического приобщения учащихся к художественной культуре и искусству.

Педагогические условия формирования у учащихся подросткового возраста духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе

Проблема поиска путей обновления и развития образовательного процесса в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств в целях его ориентации на духовно-нравственное воспитание подростков средствами искусства потребовала выявлений педагогических условий, определяющих возможности становления духовности и высокой нравственности обучаемых.

В современных педагогических исследованиях рассматриваются педагогические образовательные технологии, направленные на управление качеством познавательных процессов личности (З.Я. Вирьянский, М.В. Кларин, В.И. Костомаров, Д.Г. Левитес, Д.Ш. Матрос, Н.Н. Мельникова, Д.М. По-лева и др.); технологии творческого развития личности (М.Г. Гарунов, Н.В. Мятяш, П.И. Пидкасистый, В.Д. Симоненко, Л.Ф. Фридман и др.); социально-ориентирующие и ценностно-ориентирующие технологии (Н.А. Астангова, И.В. Ильина, В.А. Котельников и др.); акмеолого-развивающие технологии (А.А. Дергач, И.П. Лотова, Н.Ф. Маслова, А.К. Немтов и др.); технологии профессионального самоопределения (Л.Ф. Афонченко, А.А. Васильев, З.Д. Жуковская, А.С. Пителин и др.); технологии формирования социальной и коммуникативной направленности личности (Л.И. Аманбаева, Э.В. Паничева, Н.В. Степанова, Н.Е. Щуркова и др.).

В диссертационном исследовании основополагающими в рассмотрении педагогической технологии являются теоретические положения В.П. Беспалько, А.А. Вербицкого, Е.С. Заир-Бека, М.В. Кларина, Д.К. Кир-нарской, В.А. Беляевой, В.А. Сластенина. Согласно В.А. Сластенину, «...педагогическая технология — это упорядоченная совокупность действий, операций и процедур, инструменталь 107 но обеспечивающих достижения прогнозируемого результата в изменяющихся условиях образовательно-воспитательного процесса» [142, 3-4]. Технология процесса формирования духовно-нравственных ценностей средствами искусства с опорой на отечественную культуру опирается на общую методологию воспитательного процесса и представляет собой целостную совокупность педагогических действий, операций, процедур, обеспечивающих актуализацию и развитие личностных, духовно-нравственных качеств подростка. Предусматривается постепенное расширение эмоционального и деятельностного поля за счет снижения информационного потока, благодаря переакцентировке межпредметных и внутрипред-метных связей. Это, в свою очередь, должно привести к усилению эмоцио-нально-мотивационной сферы учащихся, углублению и возвышению их интересов и потребностей — вплоть до осознания потребности в самопознании и самосовершенствовании. Такая педагогическая технология должна стимулировать самостоятельный выбор подростками адекватных способов удовлетворения своих потребностей, а также способствовать дальнейшему развитию культурных и духовных потребностей личности, актуализировать интерес к самопознанию своего внутреннего мира.

Педагогическое управление моделью духовно-нравственного воспитания средствами искусства в условиях учебно-воспитательного комплекса общеобразовательной школы и школы искусств предусматривает: диагностирование, целеполагание, прогнозирование, проектирование, деятельно-стный и результативно-контрольный компонент.

Диагностирование - это выявление показателей и критериев, характеризующих сущность изучаемого явления. В процессе проведения педагогического эксперимента использовалась комплексная методика педагогического исследования, разработанная А.И. Кочетовым. Это методы наблюдения обучаемых в различных видах деятельности, качественного анализа их духовно-практической, творческой деятельности в области музыкального и ху 108 дожественного искусства, анкетирования и бесед по интересующим показателям, анализа динамики суждений и деятельности учащихся. В ходе эксперимента изучались потребности школьников в знаниях отечественной и зарубежной культуры, искусства, познавательные интересы в области искусства, динамика уровней развития духовно-нравственных ценностей, влияние развития формируемых ценностей на позиции обучаемых в жизненных ситуациях. В то же время уточнялись возможности образовательного процесса в условиях деятельности учебно-воспитательного комплекса общеобразовательной школы и школы искусств по формированию у школьников духовно-нравственных ценностей средствами искусства, потребности и способности подростков к духовно-нравственному саморазвитию.

Реализация компонента диагностирования в диссертационном исследовании предполагала изучение состояний и динамики формирования духовно-нравственных ценностей у школьников средствами искусства в условиях учебно-воспитательного комплекса общеобразовательной школы и школы искусств. Показателями уровня сформированности духовно-нравственных ценностей средствами искусства у школьников выступали: - самоценность человеческой личности; - художественный вкус; - творческая активность. Выявление данных показателей осуществлялось в процессе изучения у школьников следующих позиций: - самоценность - следование принципам доброты и гуманизма в от ношениях с другими людьми, ориентация на безусловную ценность чело веческой личности, выражающаяся: а) в признании права человека на свободу выбора своей точки зрения на ситуацию и право отстаивать ее; 109 б) в готовности прийти на- помощь товарищу, даже если он тебе неприятен; - художественный вкус, выражающийся: а) в высокой степени проявления интереса к классическому искусству; б) в знании и понимании выразительных средств музыкальных и худо жественных произведений, высокой степени сформирован ности этих поня тий (способность верно чувствовать пафос произведения, умение отнести не знакомое произведение к соответствующей эпохе или художественному на правлению, умение самостоятельно его проинтерпретировать и оценить, умение аргументировать свои суждения указанием на конкретные художест венные средства, с помощью которых автор выразил свой замысел). Показателями творческой активности в стремлении к духовно-нравственному совершенству служили: а) качественный выбор видов творческой деятельности для занятий в свободное время; б) участие в пропаганде классического искусства (участие в конкурсах, концертах, фестивалях, выставках, выполнение творческих работ и др.).

Изучение содержания литературы, истории, изобразительного искусства, музыки, мировой художественной культуры о духовной сущности человека формировало у подростков мотивы самопознания своего духовного мира; субъектно-творческая деятельность по углублению и практическому освоению этих знаний — мотивы и предпосылки умений самовоспитания духовно-нравственной сферы; эмоциональное переживание духовных и нравственных ценностей произведений искусства в процессе их освоения, в самопознании своего духовного мира и в умении заботиться о нем, созидать его формировало у учащихся подросткового возраста жизненно важные ценностные ориентации духовной жизни человека и включало их в процесс самовоспитания.

Похожие диссертации на Формирование у подростков духовно-нравственных ценностей в учебно-воспитательном комплексе общеобразовательной школы и школы искусств