Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Гуторова Ирина Николаевна

Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
<
Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гуторова Ирина Николаевна. Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2001 281 c. РГБ ОД, 61:02-13/622-8

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Развитие творческой активности учащихся старшего школьного возраста средствами изобразительного искусства в классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла как педагогическая проблема 14

1.1. Сущность развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста , средствами изобразительного искусства 14

1.2. Состояние теории и практики развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста в процессе преподавания изобразительного искусства в средней школе 54

1.3. Системный подход к развитию творческой активности учащихся старшего школьного возраста на занятиях изобразительного искусства в классах с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла 83

Глава II. Специфика и педагогические аспекты развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста средствами изобразительного искусства 100

2.1 Организационные формы обучения - важное условие становления творческой активности учащихся 100

2.2 Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся при организации форм учебной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству Л 35

2.3 Мониторинг качества обучения учащихся на уроках изобразительного искусства 167

Заключение 182

Введение к работе

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. Проблема развития творческой активности личности школьника имеет ярко выраженную социальную направленность и является частью общей проблемы формирования личности учащегося, В отечественной педагогике исследуются вопросы формирования и развития творческой активности учащихся в условиях средней школы в трудах Н. И. Болдырева, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластенина, И. Ф. Исаева, Н. И. Мищенко, Е. В. Шиянова, А. И. Щербакова и других. Опираясь на методологию системного анализа, ученые рассматривают формирование и развитие творческой активности личности учащихся в системе целостного педагогического процесса.

Развитие творческой активности личности, как важнейшая теоретическая проблема, находит известное освещение в современной философской, социологической, психолого-педагоги ческой и социальной литературе.

Историко-теоретический анализ литературы дает основание выделить основные направления исследований процесса развития творческой активности личности: общетеоретический и социальный аспекты проблемы (Б. А. Ануфриев, Г. М. Арефьев, Л. П. Буева, А. С. Капто, Е. Я.Якобс и др.); методологии и методики развития социальной активности учащихся старшего школьного возраста, содержания структуры, субъективных факторов активности, критериев и показателей формирования социально-активной личности (В. Г. Асеев, Н. А. Воробьёва, Н. Ф. Добрынин, А. А. Журавлев, Т. Н. Мальковская, К. К. Платонов, В. А. Сластёнин и др.) - разработка содержания, форм и методов развития социальной активности учащихся (О. А. Абдулина, С. И. Сокольников и др.), выявление влияния общественного мнения коллектива, группы учащихся, общественного мнения, на развитие творческой активности, коллективизма и других социально-ценных качеств личности (К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, М. Н. Давлетшин, Л.

И. Новикова, М. Д. Троценко и др.); как побудитель деятельности, характерологическое свойство творчески активной личности (Л. С. Выготский, В. И. ЗагвязинскиЙ, Е. И. Игнатьев, И. Я. Лернер, Б, Ф. Ломов, В. С. Кузин, С. Л. Рубинштейн, М. Н. Скаткин, II, М. Сокольникова, В. А.Сластенин, Ю. В. Шаронин и др.); психолго-педагогическии аспект искусства (Л. С. Выготский, В. С. Кузин, А. Ч. Лук, Я. А. Пономарев, Л. М. Якобсон И ДР.); теории и методики формирования и развития творческой активности различных возрастных групп учащихся (Е. В. Алексеенко, С. И. Ботова, И. И. Зарецкая, Б. Т. Лихачев, Н. М. Сокольникова, ТО. П. Юсов и др.); влияние народного и декоративно-прикладного искусства на развитие творческой активности личности (Т. Я. Шпикалова, В. В. Корешков, А. С. Хворостов, Д. А. Хворостов, Е. Л. Зеленина, Д. И. Кемешев, П. Н. Магометова, Л. В. Орлова, А. В. Рябчиков, В. А. Строков, О. К. Рашидов и

др.).

Данные исследований по проблеме развития творческой активности личности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства, а также опыт её практического решения в средней школе, позволяеют говорить о том, что проблема развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста является весьма актуальной и социально значимой в условиях повышения требований к уровню общеобразовательной подготовки учащихся, развитию их общей культуры.

Несмотря на увеличивающееся количество исследований различных сторон общеобразовательной и художественной подготовки учащихся, изучение влияния изобразительного искусства на развитие творческой активности учащихся старшего школьного возраста является недостаточно исследованной областью педагогической науки.

С учетом существующего противоречия была сформулирована ПРОБЛЕМА ИССЛЕДОВАНИЯ: разработка и научное обоснование педагогических условий наиболее эффективного влияния изобразительного

7 искусства на развитие творческой активности личности учащихся старших

классов в процессе художественно-эстетической подготовки в условиях

средней школы.

ЦЕЛЬ исследования - повышение эффективности эстетического воспитания и художественного образования, творческого развития личности старших школьников (10-11 классы) средствами изобразительного искусства.

В качестве ОБЪЕКТА исследования выступает процесс развития творческой активности личности учащихся старшего школьного возраста в классах с углубленным изучением изобразительного искусства в условиях средней школы.

ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ: содержание, формы, методы, обучения изобразительному искусству, направленные на формирование и развитие творческой активности учащихся старшего школьного возраста в процессе обучения в средней школе. Проблема, объект и цель определили следующие ЗАДАЧИ исследования:

  1. Изучить и систематизировать современную философию, психолого-педагогическую и специальную литературу по избранной теме исследования.

  2. Раскрыть сущность и содержание процесса развития творческой активности учащихся старшего школьного возрасте на уроках изобразительного искусства художественными средствами.

  3. Выявить и обосновать педагогические условия наиболее эффективного влияния изобразительного искусства на развитие творческой активности личности учащихся старшего школьного возраста.

  4. Разработать педагогически обоснованную программу преподавания изобразительного искусства и научно-практические рекомендации в классах с углубленным изучением изобразительного искусства в условиях средней школы.

В основу исследования положена ГИПОТЕЗА, согласно которой изобразительное искусство станет эффективным средством развития творческой активности личности учащихся старшего школьного возраста, если: оно представляет собой целостный педагогический объект, организационные элементы которого образуют внутреннее единство и упорядочены в определенную систему:

осуществляется тесная взаимосвязь между изобразительным искусством и другими предметами эстетического цикла; реализуется индивидуально-дифференцированный и практико-ориентированный подходы к учащимся старшего школьного возраста в процессе обучения изобразительному искусству; соблюдается преемственность усложняющихся видов и форм изобразительной деятельности при выполнении различных заданий учащимися; осуществляется развитие в единстве трех сторон мировоззрения личности учащегося (интеллектуальная, эмоционально-чувственная, действенно-практическая); достигнута интеграция педагогических воздействий преподавателей, учащихся, администрации школы, где каждый участник образовательного процесса строго выполняет свою функцию, дополняя друг друга.

МЕТОДОЛОГИЧЕСКУЮ ОСНОВУ диссертационной работы составляют важнейшие положения философии о всеобщности и целостности связей и явлений окружающей действительности, об активном характере человеческой психики, о ведущей роли деятельности в формировании социальной сущности личности и основных закономерностях её развития.

В исследовании мы опираемся на общепедагогическую и искусствоведческую концепции, рассматривающие изобразительное искусство как часть культуры и фактор разностороннего развития личности

Исходя из сложности изучаемого явления, содержания его задач, использован комплекс методов исследования: теоретический анализ философский, социологической, педагогической и психологической литературы, изучение и обобщение опыта совместной работы

9 преподавателей и администрации школы; прогностические методы

(экспертные оценки, обобщение независимых характеристик,

моделирование); обсервационные методы (прямое и косвенное, наблюдение,

самонаблюдение); диагностические методы (анкетирование,

интервьюирование, беседы, социометрический опрос на поведенческом и

вербально-прожективном уровнях); праксиметрические методы (анализ

продуктов деятельности, ретроспективный анализ собственной

педагогической деятельности); монографические (биографические) методы;

педагогический эксперимент.

Исследование выполняется в три взаимосвязанных этапа.

Первый этап (1997-1999 гг.) - поисково-теоретический - предполагает теоретическое осмысление проблемы, анализ современного её состояния, определение методологии и методики исследования, обработка понятийного аппарата. С этой целью изучалось психолого-педагогическая, философская, искусствоведческая литература. Изучение и обобщение опыта других преподавателей изобразительного искусства, работающих в школах и вузах, совместной работы преподавателей, администрации школы по исследуемой проблеме. Сформулирована гипотеза и намечены пути её реализации.

Второй этап (1999-2000 гг.) - опытно-экспериментальный. Разрабатывается и проводится экспериментальная работа, в ходе которой осуществляется апробация и внедрение экспериментальной программы по изобразительному искусству для старших классов (10-11 классы) общеобразовательной школы с углубленным изучением изобразительного искусства, а также предметов общеэстетического цикла (музыка, театр, хореография), подвергается эмпирической проверке общая гипотеза, моделируются и уточняются педагогические условия наиболее эффективного влияния изобразительного искусства на развитие творческой активности учащихся старшего школьного возраста.

Третий этап, (2000 - 2001 г. г.) - заключительно-обобщающий. Осуществлена обработка, систематизация, проверка выводов и результатов

10 исследования, оформление полученной информации, уточнение

методических рекомендаций с целью развития творческой активности

личности учащегося старшего школьного возраста на занятиях по

изобразительному искусству в средней школе, завершение оформления

диссертации.

На защиту вынесепы следующие положения:

  1. Формирование творческой активности старшеклассников является потребностью развития образовательного процесса современной школы, в котором личность ученика становится субъектом своего собственного развития. Формирование творческой активности происходит при максимальной активности ученика в преобразовательной деятельности.

  2. В учебном процессе старшеклассники последовательно проявляют все уровни активности при выполнении различных видов деятельности, имеющих свою иерархическую последовательность, но вместе с тем составляющее единое целое.

  3. Под «творческой активностью» следует понимать организацию деятельности старшеклассника в процессе создания индивидуального продукта, в который субъект (ученик) вложил свои знания, умения, навыки, приобретенные на занятиях, в новой для него ситуации, проявив при этом эмоционально-оценочное отношение к продукту своей деятельности,

НАУЧНАЯ НОВИЗНА выполняемого исследования заключается в том, что в нём, с позиции системного подхода, исследуется преподавание изобразительного искусства в старших классах средней школы с углубленным изучением изобразительного искусства и предметов общеэстетического цикла, раскрыта взаимосвязь его структурных компонентов и различных видов искусства (театра, литературы, музыки, хореографии). На основе личностно-деятельностного подхода определены содержание, специфика развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста в системе преподавания изобразительного искусства в средней

школе в классах с углубленным изучением предметов общеэстетического цикла.

Разработаны качественные критерии проявления творческой активности в различных видах изобразительной деятельности (социальное поведение, результаты художественно-творческой деятельности, мотивационно-ценностное отношение к ней, наличие знаний и умений), выявлены уровни её развития у учащихся старшего школьного возраста на занятиях по изобразительному искусству в средней школе (высокий -творческая активность, средний - мотивационно-исполнительская, низкий -продуктивно-подражательная).

Определены и экспериментально апробированы педагогические условия наиболее эффективного влияния изобразительного искусства на процесс развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста в средней школе. Главные из них: интегративные, практико-ориентированные формы уроков, построенные на материале различных видов изобразительного искусства, индивидуализация и дифференциация художественно-творческой деятельности, мониторинг качества обучения в с системе «учитель-ученик», как эффективного средства развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ исследования состоит;

в разработке и научном обосновании современной методики преподавания изобразительного искусства с целью развития творческой активности личности учащегося старшего школьного возраста в процессе общеэстетической подготовки в средней школе;

в экспериментальной проверке, апробации разработанной экспериментальной программы: "Изобразительное искусство в классах с углубленным изучением предметов общеэстетического цикла" (10-11 классы);

12 - в разработке педагогически обоснованных методических рекомендаций

и системы наглядных пособий по различным видам изобразительного

искусства;

Результаты исследования могут быть использованы в разработке новых учебных программ, пособий, учебников по изобразительному искусству, мировой художественной культуре в старших классах общеобразовательной школы, в курсах лекций по педагогике, психологии, методикам преподавания художественно-эстетических дисциплин в педагогических вузах, Институтах усовершенствования учителей.

Достоверность полученных результатов базируется на философской методологии исследования, обеспечена использованием комплексной методики, соответствующей задачам, логике исследования, репрезентативностью объема выборок, сочетанием количественного и качественного анализа.

Апробация и внедрение результатов исследования: выводы и результаты исследования обсуждались, подвергались проверке и корректировке при проведении опытно-экспериментальной работы. Они докладывались на научно-практической региональной конференции «Истроико-культурное краеведение: вчера, сегодня, завтра» в 1999 году (г.Курск), на Международной научной конференции «Третьи Иллиадиевские чтения» г. Курск, 2000г., на заседании методического объединения предметов общеэстетического цикла МОУ «средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла №27» им. А.А. Дейнеки г. Курска (1999-2001 г.г.), на заседании кафедры дизайна и методическом объединении совета художественно-графического факультета Курского государственного педагогического университета (2000-2001 г.г.), на заседании лаборатории эстетического воспитания и художественного образования Института общего образования Министерства образования Российской Федирации. Разработанная программа внедрена в учебный процесс МОУ «средняя

13 общеобразовательная школа с углубленным изучением предметов

художественно-эстетического цикла №27» им. А.А. Дейнеки и

используется в работе ряда школ г. Курска (школа №6, №32,№44).

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав,

заключения, библиографии и приложения.

Сущность развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста , средствами изобразительного искусства

Важное значение в развитии личности учащихся играет школа, в школе ребенок проводит большую часть времени, приобретает общеучебные умения и навыки, формирует личностные свойства и качества. Именно в школе необходимо создать условия и возможность проявления творческого потенциала школьников, направить активность учащихся на раскрытие и разностороннее развитие их творческих способностей.

Развитие творческой активности личности является одной из важных задач педагогической теории, практики художественного образования и эстетического воспитания подрастающего поколения. Творческая активность учащихся является важным фактором реализации культурологического подхода к эстетизации деятельности, формирования у них способности восприятия прекрасного в окружающей жизни, общей эстетической культуре.

Творческая активность личности - многогранный процесс, требующий длительного времени для своего решения и четкой системы управления. В связи со сложностью изучаемого явления можно выделить основные ключевые понятия исследования, отражающего его сущность: творческая активность, ее критерии, показатели, источники развития: потребности, мотивы, интересы, подходы (системный, индивидуально дифференцированный, управление процессом развития творческой активности). Для выявления путей и средств формирования творческой активности учащихся старших классов на занятиях по изобразительному искусству в средней школе возникла необходимость психолого-педагогического анализа различных подходов к определению понятия «творческая активность», анализа ее сущности, структурных компонентов, определения уровней проявления творческой активности (в рамках данного исследования), и выявления психолого-педагогических особенностей личности старшеклассников как субъекта творческой деятельности, Прежде, чем рассмотреть творческую активность и формы ее проявления, необходимо обратить внимание на понятие "личность" и ее характеристики. Следует отметить, что в общем развитии человека наблюдаются две линии биологическая и социальная. Развитие биологических задатков и свойств характеризует процесс функционального созревания и формирования человека в дальнейшем. Процесс биологического созревания и изменения человека, проявляется в возрастных этапах его развития и находит своё выражение в специфических чертах детства, отрочества, возмужалости и зрелости личности. Процесс биологического развития человека тесно сочетается с приобретением значительного количества социальных свойств и качеств, которые характеризуют его как общественное существо.

Человек, будучи существом биологическим, в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает и развивает множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его общественную сущность. Понятие «человек» объединяет в себе как биологическое, так и общественные свойства и качества.

Понятие же «личность» включает в себя только социальное свойства и качества человека, к которым относятся: речь, сознание, различные навыки и т. д. Способность обдумывать свои поступки и отвечать за них, стремление к автономной деятельности есть существенный признак личности. Известный философ В. П. Тугаринов к числу важнейших признаков личности относил: разумность, ответственность, свободу, личное достоинство, индивидуальность.

Личность тем значительнее, чем больше отражает она в своих качествах и деятельности тенденции общественного прогресса, чем ярче и специфичнее выражены в ней социальные черты и качества, а так же в какой мере ее деятельность носит преобразовательно-творческий характер.

Б. Г. Ананьев, анализируя понятие «личность» с позиции психологии писал, «Личность - общественный индивид, объект и субъект исторического процесса. Поэтому в характеристиках личности наиболее полно раскрывается общественная сущность человека, определяющая все явления человеческого развития, включая природные особенности. Формирование и развитие личности определено в данную историческую эпоху» ( 7, с. 276).

Организационные формы обучения - важное условие становления творческой активности учащихся

Прежде чем рассматривать формы организации обучения, необходимо рассмотреть следующие понятия: процесс обучения, цель обучения, закономерность процесса обучения, сущность развивающего обучения, методы обучения (в том числе развивающегося). Рассмотрением данного вопроса занимались многие учен ые-педагоги: Бабанский Ю.К., Богоявленская Л.Е., Буева Л.П., Давыдов В.В., Загвязинский В.И,, Лернер И.Я., Скаткин МН., Сластении В.А., Подласый И.П., Эльконин Д.Б. и др.

Процесс обучения они рассматривают как - целенаправленное, последовательное, изменяющееся взаимодействие учителя и учащегося, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития школьника.

Цель обучения - мысленно предполагаемый конечный результат, ожидаемый от взаимосвязанной педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности ученика, по усвоению различных сторон общественно-исторического опыта человечества. Общая цель выдвигается обществом в соответствии с развитием уровня науки, техники, а также производительных сил и производственных отношений.

Формы организации обучения (организационные формы) - это внешнее выражение согласованной деятельности учителя и учащихся, осуществляемой в определенном порядке и режиме. Подласый И.П. отмечает (97, с.519), что организационные формы обучения классифицируются по различным критериям: количеству учащихся, месту учебы, продолжительности учебных занятий и др. По первому критерию выделяются массовые, коллективные, групповые, микрогрупповые и индивидуальные формы обучения. По месту учебы различаются школьные и внешкольные формы. К первым относятся школьные занятия (уроки), работа в лаборатории и т. п., а ко вторым - домашняя самостоятельная работа, экскурсии. По длительности времени обучения различают классический урок (45 мин) спаренное занятие (90 мин.), спаренное укороченное занятие (70 мин).

Наибольшее распространение как в нашей стране так и за рубежом получила классно-урочная система обучения, возникшая в XVII в. и развивающаяся уже более трех столетий, Ее контуры очертил немецкий педагог И. Штурм, а разработал теоретические основы и воплотил в практическую технологию ЯЛ Коменский.

Классно-урочную форму организации обучения отличают следующие особенности: постоянный состав учащихся одного возраста и уровня подготовленности (класс); каждый класс работает в соответствии со своим годовым планом; каждый урок посвящается только одному предмету; постоянное чередование уроков; руководящая роль учителя (педагогическое управление); применяются различные виды и формы познавательной деятельности учащихся (вариативность деятельности).

Классно-урочная форма организации учебной деятельности отличается более строгой организационной структурой; создает благоприятные предпосылки для взаимообучения, коллективной деятельности, соревновательности, воспитания и развития учащихся.

Классно-урочная форма организации обучения является главной (основной) Кроме нее в современной школе используются и другие формы, называемые по разному - вспомогательными, внеклассными, внеурочными, домашними самостоятельными. К ним относятся: консультации, дополнительные занятия, инструктажи, конференции, кружковые и факультативные занятия, домашняя самостоятельная работа учащихся и т. д.

Ключевым компонентом классно-урочной системы организации обучения является урок. Урок - это законченный в смысловом, временном и организационном отношении этап учебного процесса. Мы разделяем точку зрения ученого ИЛ. Подласого, который отмечает (122, с.521-522), что несмотря на малую длительность, урок - сложный и ответственный этап учебного процесса - от качества отдельных знаний в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки. Поэтому основные усилия теоретиков и практиков во всем мире направляется на создание и внедрение таких технологий урока, которые позволяют эффективно и в краткие сроки решать задачи обучения учащихся.

Индивидуально-дифференцированный подход к учащимся при организации форм учебной и внеурочной деятельности по изобразительному искусству

Индивидуальность личности в нашей стране представляет большую общественную ценность. Поэтому школа должна максимально развивать творческие способности учащихся, формировать их интересы и потребности, готовить их к самостоятельной жизни, прививать умения свободно ориентироваться в условиях интенсивного роста научной информации, владеть методами самовоспитания и самообразования. А это требует систематического совершенствования форм учебно-воспитательного процесса в школе, в том числе и исследуемого нами вида учебной деятельности с учащимися, изобразительного искусства, способствующего развитаюих творческой активности.

В данном параграфе мы ставим целью показать результативность разработанной системы практических занятий по изобразительному искусству на развитие творческой активности учащихся старших классов в процессе индивидуально-дифференцированного подхода.

Эффективность развития творческой активности учащихся несомненно связана с дальнейшей индивидуализацией этого процесса. Поэтому осуществление основной задачи, стоящей перед общеобразовательной школой - формирование индивидуально неповторимой, творчески активной личности, возможно лишь в условиях личностно-ориентированного и индивидуально-дифференцированного подходов

Во всех педагогических энциклопедиях, справочниках особо подчеркивается значение двух принципов развития личности: учета возрастных особенностей воспитанников и осуществления воспитания и обучения на основе индивидуального подхода. Личностный подход понимается как опора на личностные качества. Последние выражают направленность личности, ее ценностные ориентации, жизненные планы, сформировавшиеся установки, доминирующие мотивы деятельности и поведения. Личностно-деятельностный подход к образованию, по мнению, Е.В. Бондаревской и СВ. Кульневич, предписывает организацию предметно-практической деятельности в определенном социальном контексте, создающем положительный эмоционально-мотивационный фон. Важным условием при этом выступают гуманистические установки педагога по отношению к учащимся: принятие каждого ребенка таким, каков он есть, проявление эмпатического отношения к каждому учащемуся, доверительное, диалогическое общение (14).

Принцип индивидуально-личностного подхода определяет положение ребенка в образовании, означает признание его активным субъектом учебно-воспитательного процесса. В соответствии с этим подходом законы духовного и физического развития, процессы, изменения, происходящие во внутреннем мире ученика, служат главными ориентирами в образовательно-воспитательной деятельности. Е.В.Бондаревская, СВ. Кульневич считают, что всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности образования, а ее саморазвитие, формирование субъективных свойств - высшим показателем его эффективности (14, с.355).

Ш.А. Амонашвили считает, что к обучению необходим гуманный подход, который состоит в том, что учитель оптимистически мыслит о детях, подходит к ним как к самостоятельным субъектам учения, способным учиться не по принуждению, а добровольно, по собственному желанию и свободному выбору. Иными словами, педагог исходит из того, что у каждого ребенка есть свой личностный смысл, есть личностная значимость учения, на которую и надо опираться в педагогическом процессе. А если такого личностного смысла нет, то надо помочь ребенку его обрести (4),

Индивидуально-личностный подход исходит из того, что каждая личность уникальна, и главной задачей педагогической работы является формирование ее индивидуальности, создание условий для ее творческого потенциала. Поиск путей реализации указанного подхода позволяет восстановить ценностные ориентации в образовании, преодолеть отношение к ученику как «винтику» воспитательной системы, вызывающей его отчуждение, повысить активность личности, как субъекта образовательного и воспитательного процесса, расширить границы свободы, жизнетворчества, самоопределения личности.

Похожие диссертации на Педагогические условия эффективного развития творческой активности учащихся старшего школьного возраста на уроках изобразительного искусства в школе с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла