Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Макарова Татьяна Алексеевна

Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)
<
Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Макарова Татьяна Алексеевна. Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия) : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Макарова Татьяна Алексеевна; [Место защиты: Якут. гос. ун-т им. М.К. Аммосова].- Якутск, 2009.- 193 с.: ил. РГБ ОД, 61 09-13/1014

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретико-методологические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста 13

1.1. Проблема творчества в философском контексте 13

1.2. Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности детей дошкольного возраста 24

1.3. Основные подходы и принципы развития творческой активности детей дошкольного возраста 53

Выводы по первой главе 73

Глава II. Содержание и технология развития творческой активности детей дошкольного возраста 75

2.1. Диагностика развития творческой активности детей дошкольного возраста 75

2.2. Внедрение модели развития творческой активности детей дошкольного возраста 96

2.3. Динамика развития творческой активности детей дошкольного возраста 125

Выводы по второй главе 134

Заключение 136

Библиография 138

Приложение

Введение к работе

Актуальность исследования. Смена веков и тысячелетий привела к пониманию неизбежности перемен в общественном переустройстве: создание современной деятельностно-ценностной парадигмы образования и единого глобального образовательного сообщества. Нарастает процесс интеграции российской системы образования в международное образовательное пространство. Приоритетным направлением «Стратегии модернизации образования» является воспитание личности, стремящейся к максимальной реализации своих возможностей, открытой для восприятия нового опыта, способной на осознанный и ответственный выбор в различных жизненных ситуациях, таким образом, основой и целью образования является развитие личности и сама личность. Для этого необходимо формирование базовых основ социально-личностного развития дошкольников, принятие и поддержка индивидуальности ребенка, развитие его творческих способностей, забота об его психическом здоровье и эмоциональном благополучии, воспитание гражданских качеств и приобщение к народной культуре.

Дошкольное воспитание середины XX в. по существу, сводилось лишь
к подготовке детей к школе, к оснащению их суммой конкретных знаний,
умений, навыков, но при этом недостаточно учитывалась специфика развития
детей дошкольного возраста, самоценность этого периода жизни ребенка.
«Концепция дошкольного воспитания» наметила новые подходы

к дошкольному воспитанию, основанные на принципах гуманизации и деидеологизации дошкольного образования, приоритета воспитания общечеловеческих ценностей (добра, красоты, самоценности дошкольного детства). Вместе с тем в современной отечественной практике по дошкольному воспитанию все еще отмечается жесткая регламентация детской деятельности, навязывание представлений, знаний, умений взрослых, не преодолена организация занятий в форме классно-урочной системы. Как отмечает А.И. Адамский, «превращение детского сада в фабрику по изготовлению

4 первоклассников фактически исключает возможность создать нормальную развивающую возрастную среду».

Большое значение для методологического обоснования проблемы имеют труды Д.Б. Богоявленского, Л.С. Выготского, Н.С. Лейтеса, Л.М. Фридмана и др. Педагогические идеи развития творческой активности в различных аспектах исследовались как отечественными учеными (Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, А. Козырева, И.С. Кон, Д.А. Леонтьев, Н.Н. Поддьяков, Л.Н. Прохорова и др.), так и зарубежными учеными (Э. Деси, Р. Райана, Д. Льюс и др.).

Личность самоосуществляется только в творчестве через реализацию своих сущностных сил, развивая, преобразуя, таким образом, себя, общество, что предполагает активность личности. Всеобщей характеристикой жизни является активность - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире, стремление изменить его, творить мир и выражать тем самым свою сущность. Следовательно, только творческая деятельность обеспечивает, самореализацию личности, а степень реализации ее сущностных свойств зависит от уровня активности личности. Творческая активность отождествляется с самой деятельностью, ее успешностью.

Отдельные аспекты проблемы творческого развития личности отражаются в практической работе инновационных школ (В.И Андреев, B.C. Библер, В.А. Караковский, Г.Л. Каспржак, СЮ. Курганов, А.Н. Тубельский и др.). В теории и практике созданы определенные предпосылки для решения проблемы развития творческой активности детей.

В настоящее время накоплено значительное количество научных исследований о культуре народа, о его значении в народной педагогике в трудах В.Ф. Афанасьева, Г.Н.Волкова, З.Г. Нигматова, В.И. Ханбикова, З.Б. Цаллаговой и др.

Региональные аспекты проблемы воспитания детей в условиях Республики Саха (Якутия) исследованы А.А. Григорьевой, Д.А. Даниловым, А.Г. Корниловой, Б.Н. Поповым, И.С. Портнягиным, А.П. Оконешниковой,

5 К.Д. Уткиным и др. В их трудах раскрыт воспитательный потенциал этнопедагогики народа саха.

Закон РФ «Об образовании» закрепил право дошкольных образовательных учреждений работать по разнообразным программам. Разработаны и действуют вариативные образовательные программы: «Радуга» (Т.Н. Доронова), «Детский сад - дом радости» (Н.М. Крылова, В.Т. Иванова), «Развитие» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), «Одаренный ребенок» (Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко), «Истоки» (Л.А. Парамонова, А.Н. Давидчук, С.Л. Новоселова и др.), «Детство» (В.И. Логинова) и др.

Теоретический анализ научной литературы в аспекте исследования,
изучение разработанных практик развития творческой активности
дошкольников позволили обосновать актуальность проблемы

и ее недостаточную разработанность в настоящее время.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена следующими противоречиями между:

осознанием необходимости учета самоценности дошкольного возраста (приоритетность игры как продуктивного вида деятельности) и стремлением перенесения школьной классно-урочной системы в сферу дошкольного образования, с внедрением жестких требований к выпускникам детских дошкольных учреждений при поступлении в школу;

признанием значимости развития творческой активности ребенка как основы личностного развития и неразработанностью содержания, технологии, критериальной основы процесса развития творческой активности дошкольников;

предъявляемыми современными требованиями общества к молодежи и недостаточным уровнем формирования таких личностных качеств, как самостоятельность, ответственность, целеустремленность, неумение самоопределяться в индивидуальном образовании, самоуправлять деятельностью.

Необходимость разрешения выявленных противоречий и современные

тенденции модернизации дошкольного образования обусловили выбор темы исследования: «Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста» (на примере деятельности дошкольных оразовательных учреждений Республики Саха (Якутия). 1,1 Объект исследования: процесс развития творческой активности детей

/ Ьшкольного возраста.

Предмет исследования: теоретические основы и педагогические условия

развития творческой активности детей дошкольного возраста.

Цель исследования состоит в том, чтобы раскрыть научно-теоретические

основы развития творческой активности детей дошкольного возраста

и обосновать педагогические условия его осуществления. » В основу положена гипотеза, согласно которой процесс развития

творческой активности детей дошкольного возраста будет наиболее

эффективным, если:

внедрить систему работы по развитию творческой активности детей дошкольного возраста с позиций индивидуализации и добровольного выбора деятельности;

разработать и апробировать технологию развития творческой активности детей дошкольного возраста на основе гуманистического, личностно-ориентированного, деятельностного, этнопедагогического и культурологического подходов и принципов учета исходного данного развития ребенка; развития творческого потенциала педагогов; развития педагогической культуры родителей; свободы выбора деятельности; открытости образовательного пространства; природосообразности; субъектности; индивидуализации; методической интерпретации потенциала народной педагогики;

реализовать педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста (создание открытого образовательного пространства с включением детей и педагогов в совместную творческую деятельность в детско-взрослых сообществах; освоение ребенком общечеловеческого опыта и культурных ценностей, нормативных качеств

личности и образцов поведения родного народа; участие педагогов и родителей в качестве активных субъектов педагогического процесса; использование активных средств, форм и методов взаимодействия и активизации родителей: информационно-аналитических, познавательных, досуговых, наглядно-информационных, игровых, педагогической рефлексии и др.).

В соответствии с выдвинутой целью и гипотезой исследования решались задачи исследования:

  1. Разработать и обосновать совокупность исходных положений, образующих теоретико-методологические основы развития творческой активности детей дошкольного возраста.

  2. Раскрыть сущность и содержание развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях регионального ДОУ.

  3. Определить критерии, показатели и уровни развития творческой активности детей дошкольного возраста.

  1. Обосновать и экспериментально проверить педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста в условиях регионального ДОУ.

  1. Разработать научно-практические рекомендации по развитию творческой активности детей дошкольного возраста.

Методологической основой исследования являются совокупность философских, психолого-педагогических положений, раскрывающих концептуальные подходы к осуществлению процесса развития творческих способностей личности; положения психологии и педагогики о развитии личности ребенка в дошкольном возрасте.

Теоретической основой исследования являются основополагающие концепции творчества в философском (М.М. Бахтин, Н.А. Бердяев, B.C. Библер, Л.Н. Гумилев, П.А. Флоренский, Р. Штейнер и др.); психологическом (К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, В.Т. Кудрявцев, А.Н. Леонтьев, A.M. Лобок, А. Маслоу,

8 Н.Н. Нечаев, А.В. Петровский, Н.Н. Поддьяков, Я.А. Пономарев, К.Д. Роджерс, С.Л. Рубинштейн и др.) и педагогическом аспектах (Т.А. Абрамова, В.В. Давыдов и др.); концепции развивающего обучения (О.М. Дьяченко, Л.В. Занков, Л.В. Тарасов, Д.Б. Эльконин и др.); теории деятельности (Б.Г. Ананьев, В.А. Беликов, В.А. Кан-Калик, В.А. Сластенин и др.); теории творческой деятельности (Л.А. Венгер, Н.А. Ветлугина, Т.С. Комарова, В.Т. Кудрявцев, Д.Б. Эльконин и др.); теории мотивации личности (Э. Деси, Д.А. Леонтьев, Р. Райан и др.); теории свободного воспитания (М. Балабан, К.Н. Вентцель, М. Монтессори, А.А. Пинский, Ж.-Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, А.Н. Тубельский, Э. Фромм, Е.А. Ямбург и др.); этнопедагогические концепции воспитания (В.Ф. Афанасьев, Н.И. Бугаев, У.А. Винокурова, Г.Н. Волков, А.А. Григорьева, Д.А. Данилов, Н.Д. Неустроев, А.П. Оконепшикова, И.С. Портнягин, К.Д. Уткин и др.).

Методы исследования: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы; изучение реально складывающегося опыта через наблюдение, анкетирование, тестирование, беседу; теоретическая и методическая интерпретация педагогического эксперимента, анализ собственного опыта воспитателей, математическая и статистическая обработка результатов исследования.

Научная новизна исследования:

раскрыты сущность и содержание развития творческой активности детей в условиях деятельности дошкольных учреждений;

выявлены и экспериментальным путем проверены эффективные условия, формы и методы развития творческой активности детей дошкольного возраста, построенные на принципах учета исходного данного развития ребенка; развития творческого потенциала педагогов; развития педагогической культуры родителей; свободы выбора деятельности; открытости образовательного пространства; природосообразности; субъектности; индивидуализации; методической интерпретации потенциала народной педагогики;

сконструирована модель развития творческой активности детей дошкольного возраста на основе гуманистического, личностно-ориентированного, деятельностного, этнопедагогического и культурологического подходов;

определены критерии, показатели и уровни развития творческой активности детей дошкольного возраста;

разработан и апробирован комплекс педагогических условий, обеспечивающих эффективность процесса развития творческой активности детей дошкольного возраста.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке концептуальных основ модели развития творческой активности детей дошкольного возраста, в обосновании научных подходов к данному процессу.

Практическая значимость исследования заключается в том, что предложенные педагогические условия, средства развития творческой активности, разработанная авторская программа, диагностический материал, методические рекомендации по развитию творческой активности детей дошкольного возраста могут быть реализованы в учебно-воспитательном процессе детских садов. Материалы исследования могут быть использованы при разработке спецкурсов для студентов педагогических вузов; при проведении курсов повышения квалификации и переподготовки педагогов ДОУ, в массовой практике дошкольного и семейного воспитания.

Достоверность результатов исследования подтверждается

методологической обоснованностью исходных теоретических позиций автора,
теоретическим анализом проблемы, организацией экспериментальной работы
с применением комплекса методов, адекватных объекту, предмету, целям
и задачам исследования, воспроизводимостью результатов

и репрезентативностью полученных данных, количественным и качественным их'анализом, соответствием полученных результатов гипотезе исследования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертационного исследования были доложены на сессиях

10 международного фестиваля «Эврика - Авангард» (г. Москва, 2003-2007 гг.); на республиканских авторских курсах «Воспитание детей на основе этнокультурных образцов отношений» (с. Сылан Чурапчинского улуса PC (Я),

2004 г.); на республиканском форуме «Сельская школа (с. Ектем,
Хангаласского улуса PC (Я), 2003г.); на педагогическом Ысыахе «Павловск -
перемена» (с. Павловск, Мегино-Кангаласского улуса PC (Я), 2006 г.);
на форуме «Сельская школа - 2005» (с. Болтоно, Чурапчинского улуса PC (Я),

2005 г.); на Всероссийской выставке «Школа XXI века» (г. Москва, 2006 г.);
на республиканских научно-практических конференциях «Родной язык
в образовательной среде: достижения и перспективы развития» (г. Якутск,
2004 г.), «Гуманизация системы последипломного образования педагогических
работников» (г. Якутск, 2005 г.), «Этнопедагогические аспекты реализации
Приоритетного национального проекта «Образование» (г. Якутск, 2007г.);
на IV, V, VII республиканских конкурсах инновационных образовательных
проектов и программ (г. Якутск, 2005 - 2008 гг.); на семинаре «Общественное
участие в управлении образованием» (г. Якутск, 2006 г.); на «Корниловских
чтениях» (г. Якутск, 2007 г.).

Экспериментальной базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения Мегино-Кангаласского, Чурапчинского, Хангаласского улусов Республики Саха (Якутия).

Исследование проводилось с 2000 - 2009 гг. в три основных этапа:

I этап (2000-2003 гг.) - поисково-теоретический. Проводилось изучение
научной литературы по проблеме исследования; анализ и оценка современного
состояния проблемы в теории и практике посредством констатирующего
эксперимента; разработка научного аппарата исследования.

II этап (2003-2006 гг.) - опытно-экспериментальный. Осуществлялась
экспериментальная проверка эффективности предложенной системы развития
творческой активности детей дошкольного возраста.

III этап (2006-2009 гг.) - завершающий. Корректировались, обобщались
результаты исследования.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Творческая активность детей дошкольного возраста рассматривается
нами как необходимое условие развития личности, форма активности
и самостоятельности в деятельности, в развитии внутреннего субъективного
мира ребенка. Система активного взаимодействия субъектов педагогического
процесса предполагает стремление ребенка к действию, проявлению своих
способностей, удовлетворению потребности в преобразовании и созидании
самого себя, в создании новых форм поведения, освоении культуры,
возникновение новых способов деятельности, знаний и умений.

  1. Технология развития творческой активности детей дошкольного возраста строится на основе гуманистического, личностно-ориентированного, деятельностного, этнопедагогического и культурологического подходов и на принципах учета исходного данного развития ребенка; развития творческого потенциала педагогов; развития педагогической культуры родителей; свободы выбора деятельности; открытости образовательного пространства; природосообразности; субъектности; индивидуализации; методической интерпретации потенциала народной педагогики.

  2. Эффективность процесса развития творческой активности детей дошкольного возраста обеспечивают следующие педагогические условия: создание открытого образовательного пространства с включением детей и педагогов в совместную творческую деятельность в детско-взрослых сообществах; освоение ребенком общечеловеческого опыта и культурных ценностей, нормативных качеств личности и образцов поведения родного народа; участие педагогов и родителей в качестве активных субъектов педагогического процесса; использование активных средств, форм и методов взаимодействия и активизации родителей: информационно-аналитических, познавательных, досуговых, наглядно-информационных, игровых, педагогической рефлексии и др.

12 Структура исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Проблема творчества в философском контексте

Проблема творчества привлекала внимание мыслителей, начиная с глубокой древности. В философских учениях Китая, Японии, Индии отмечалась роль бессознательного, способности к идентификации с изучаемым предметом [179].

В философии проблемами творчества занимались А. Бергсон, Н.О. Лоский, Мен ди Биран, Платон, А. Шопенгауэр, (для этого направления характерно сближение с гносеологией, главная задача - познание мира в процессе художественной интуиции). Раскрытием метафизической сущности процесса творчества в религиозно-этической интуиции занимались А. Августин, Ф. Аквинский, Ксенофан, Платон, Сократ, B.C. Соловьев, Ф. Шеллинг. В эстетике раскрытием метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции интересовались А. Бергсон, Ф. Ницше, Платон, Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер, А. Шопенгауэр и др. Они изучали вопросы художественной интуиции в музыке, архитектуре, живописи, танцах, вопросы зарождения художественных образов, происхождения и строения художественных произведений, восприятия слушателя, зрителя.

Первое систематическое изложение психологических фактов дал Аристотель, обобщивший уже тогда накопленный опыт познания душевной жизни людей. Свой трактат он назвал «О душе». Аристотель описал психические явления, выделив растительную, животную и разумные души. Психическое стало соотноситься с внутренним миром человека, его познанием, переживанием, поступками. В философии Древней Греции сложились две точки зрения на психику: материалистическая «линия Демократа» и идеалистическая «линия Платона» [208, с.8]. Демократ утверждал, что психика, как и вся природа, материальна, а душа состоит из атомов. Познание мира происходит через органы чувств. Невидимые слепки отделяются от вещей и проникают в душу. Платон считал, что душа не имеет ничего общего с материей. Душа идеальна. Познание — это воспоминание о том, что она видела в идеальном мире до того, как попала в тело человека. Объективный мир лишь повод, а не объект познания. Так Платон выделял способность к внезапному интуитивному пониманию. Он указывал, что творчество связано со сферой бессознательного, с вдохновением, эмоциями, чувствами, что процесс познания начинается с удивления. Платон отмечал роль эстетических чувств в творческом процессе [208].

Ф. Бэкон разработал методы научного изучения мира. Им была высказана идея об ассоциациях как материальном механизме психического, а французский философ, математик и физиолог Р.Декарт установил связь психики и мозга. Он считал, что «жизненные духи», понимавшиеся им как особо легкие частицы материи, могут рефлектировать, т.е. отражаться мозгом от органов чувств на мышцы. В схеме Р.Декарта заложена материалистическая идея детерминизма, утверждение, что между явлениями объективного мира существует причинная связь: одно явление (причина) неизбежно вызывает другое (следствие).

Следующим этапом в развитии психологических представлений явилась теория представителя сенсуализма англичанина Д. Локка. Сенсуализм - это направлении в теории познания, которое утверждает, что в разуме нет ничего, что не прошло бы через органы чувств. Д. Локк механизмы психической деятельности видел в ассоциациях и выдвигал принципы атомистического анализа сознания, согласно которому психические явления могут быть доведены до ощущений, а на их основе через ассоциацию сформированы более сложные образования. Г. Лейбниц критиковал высказывание Д. Локка, что «психика новорожденного - «чистая доска», и ввел в психологию понятие бессознательного. Он считал, что сознание возникает тогда, когда наше «Я» воспринимает те представления, которые протекали бессознательно. Проблема творчества в той или иной форме затрагивала мыслителей прошлого с позиции любознательности, а не потребности в познании механизмов творчества [125, с. 334]. Вплоть до конца столетия исследования творчества носили в основном описательный характер. Задача исследования сводилась к феноменологическому описанию процесса решения творческой задачи и тех обстоятельств, которые сопутствуют успешной творческой деятельности [176]. По мнению В. Даль, «творчество - творенье, сотворенье, созидание, как деятельное свойство» [99,с 395].

В.Ф. Берков в новейшем философском словаре, творчество определяет как конструктивную деятельность по создании нового. В античной философии связывалось с креативными процессами космогенеза и понятием Эроса как творческого целеполагания (Платон). В средневековой философии рассматривалась в контексте христианского теизма в связи с креативным потенциалом Бога как творца, т.е. субъекта превращения небытия в бытие (Демиург), Ренессанская и новоевропейская культуры апплицируют понятие «творчества» на созидательную деятельность человека; немецкая классика фокусирует внимание на когнитивном аспекте творчества (Кант о продуктивной способности воображения, Ф. Шеллинг о творчестве, как сфере соприкосновения творческой личности с Абсалютом творца. Для современной философии характерна параллельная трактовка творчества, - с одной стороны, как сугубо интеллектуального феномена (Н. Гартман, Э. Гуссерль, А. Уайтхед и др.), с другой как экзистенционализм) [183,с. 701].

В современном философском словаре под редакцией В.Е. Кемерова «творчество - деятельность человека, создающая новые объекты и качества, схемы поведения и общения, новые образы и знания. В различные эпохи на первый план выходили разные аспекты творчества: объектный, информационный, коммуникативный, личностный. В архаических и традиционных обществах творчество и сопряженное с ним создание новых качеств бытия рассматривалось как удел немногих людей и часто преследовалось, поскольку приходило в противоречие с общепринятым укладом жизни, традициями и миропониманием. Повышенное внимание к проблеме творчества в обществе и в философии формируется в новое время в связи с нарастающей индустриализацией европейских стран и сопутствующими промышленному росту тенденциями модернизации техники, науки, искуства, образования, быта и т.д. [243].

Психолого-педагогические аспекты развития творческой активности детей дошкольного возраста

Психология творчества привлекала внимание мыслителей всех эпох мировой культуры и развивалась по разным направлениям. В психологии развивалось два направления, раскрывающие проблемы творчества: первое было связано с естествознанием и занималось рассмотрением проблем творческого воображения, интуитивного мышления, экстаза и вдохновения, объективизации образов, творчества первобытных народов, толпы, детей. Второе направление было связано с психопатологией и рассматривало проблемы гениальности и помешательства, влияния наследственности, пола, суеверия и т. д. Этим занимались Барин, В.М. Бехтерев, Ломброзо, Нордау, Перти, Перэ, Тулуз, В.Ф. Чиж и др.

В эстетике раскрытием метафизической сущности мира в процессе художественной интуиции интересовались А. Бергсон, Ф. Ницше, Платон, Ф. Шеллинг, Ф. Шиллер, А. Шопенгауэр и др. Они изучали вопросы художественной интуиции в музыке, архитектуре, живописи, танцах, вопросы зарождения художественных образов, происхождения и строения художественных произведений, восприятия слушателя, зрителя.

В психологическом энциклопедическом словаре творчество рассматривается как деятельность по созданию новых материальных и духовных ценностей, имеющих социаьную значимость. Определяется творческими возможностями личности - гибкостью ее интеллекта, развитым творческим воображением и интуицией, способностью преодолевать шаблоны и стереотипы, высокой мотивацией к поиску нового, личностной потребностью в самоактуализации [110,с.477].

В педагогическом энциклопедическом словаре под редакцией Б.М. Бим-Бада творческая деятельность, форма деятельности человека или коллектива -создание качественно нового, ранее не осуществовавшего. Стимулом к творчеству служит проблемная ситуация, которую невозможно разрешить традиционными способами. Оригинальный продукт деятельности получается в результате формирования нестадартной гипотезы, усмотрения нетрадиционных взаимосвязей, элементов проблемной ситуации. Предпосылками творчества является гибкость мышления, критичность, способность к сближению понятий, цельность восприятия и т. д. [197].

Иное определение дается в педагогической энциклопедии: «Творчество -высшая форма активности и самостоятельности в деятельности человека. Это потребность что-то изменить, усовершенствовать, внести новое, оригинальное» [198, с.41]. Эти определения творчества рассматривают его как процесс и результат деятельности, но наряду с ними выделяются следующие определения: по определению З.Е. Гельман, «творчество - это постановка и решение проблем» [84, с. 128], творчество имеет индивидуальный характер проявления целенаправленной деятельности, несущей гуманистическую сущность и преобразующую силу [196]. Формирование творческой активности - одна из наиболее актуальных задач педагогики, в связи, с чем на передний план как важнейший путь формирования этой активности выдвигается проблемное обучение.

Л.С. Выготский понимал творчество как необходимое условие существования человека, как все, что выходит за пределы рутины и в чем заключено новое [74]. Фундаментальное изучение творческой активности в последние десятилетия проходят в русле педагогической психологии и психофизиологии. В педагогической психологии проблема творческой активности рассматривалась в связи с разработкой проблем усвоения знаний. В работах Н.А. Менчинской, Л.С. Славиной критерием интеллектуальной активности или пассивности служит принятие или непринятие задания. Творческая активность отождествляется с самой деятельностью, ее успешностью [170, с.5-8]. Н.Ф. Морозов характеризует интеллектуальную активность в связи со становлением познавательного интереса [173].

Всеобщей характеристикой жизни является активность - деятельное состояние живых организмов как условие их существования в мире, стремление изменить его, творить мир и выражать тем самым свою сущность.

В педагогическом словаре отмечается: «активность - динамическое состояние живых существ, направленное на установление и поддержание их жизненно значимых связей с окружающей средой», а «активность личности -деятельное отношение личности к миру, способность воспроизводить общественно значимые преобразования материальной и духовной сферы на основе освоения исторического опыта человечества» [127].

Для нашего исследования значимым является активность поисковая -преобразование исходной ситуации для достижения нового, ранее неизвестного результата. Понятие активности рассматривается также в работах психофизиологов. В. Д. Небылицын отличает психическую активность от личностной активности, для характеристики которой необходимо учитывать три стороны этого явления: 1) результативную, т.е. те реальные достижения, которые явились результатом деятельности; 2) содержательную, то есть комплекс нравственных и интеллектуальных побуждений, установок, интересов и мотивов; 3) динамическую, представляющую формальную характеристику выполняемой деятельности по таким ее качествам, как темп, интенсивность, уровень и распределение во времени и т.д. [180].

Итак, существуют две тенденции в понимании творческой активности. В одном случае интеллектуальная активность трактуется как синоним любой умственной деятельности вообще. Другая точка зрения, что активность - это «мера взаимодействия субъекта с объектом».

Для нас важна точка зрения Д.Б. Богоявленского [47], по которой - мерой интеллектуальной активности может служить интеллектуальная инициатива, т.е. продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной заданности, не обусловленной ни практическими нуждами, ни внешней или субъективной отрицательной оценкой работы. Интеллектуальная активность-чисто личностное свойство, единство познавательных и мотивационных факторов.

Диагностика развития творческой активности детей дошкольного возраста

В практике современного дошкольного образования развитие творческого потенциала ребенка, творческой активности базируется на положение А.В. Запорожца об амплификации, т. е. обогащении детского развития. Работа в русле амплификации предполагает не ускорение развития ребенка с помощью обучения, а расширение его возможностей именно в дошкольных сферах жизнедеятельности. Ребенок не переходит к решению школьных задач, а решает все более широкий круг задач, которые, прежде всего, встают перед ребенком в дошкольных видах деятельности. К сожалению, в ряде детских садов под лозунгом «инноваций» осуществляется введение в сетку детсадовских занятий логики, риторики, экономики, йоги, бального танца и т.п. Сторонники таких инноваций, ссылаясь на большие возможности маленьких детей, предлагают, не считаясь с их возрастными особенностями, проводить сверхраннее максимально форсированное обучение, сокращая, таким образом, детство и пытаясь возможно более быстро, минуя промежуточные этапы, готовить детей к школе. При таком подходе возникает серьезная опасность вызвать переутомление ребенка, нарушить ход его гармонического развития.

Известный педагог и детский врач Я. Корчак настойчиво подчеркивал самоценность детства как подлинного, а не предварительного этапа будущей «настоящей» жизни [140]. Детство считается фундаментом жизни: без полноценного, наполненного детства последующая жизнь будет ущербной. Нельзя не согласиться с А. В. Запорожцем, справедливо отмечавшим, что оптимальные педагогические условия для реализации потенциальных возможностей маленького ребенка, для его гармонического развития создаются не путем форсированного, сверхраннего обучения, направленного на сокращение детства, на преждевременное превращение младенца в дошкольника, дошкольника в школьника и т. д. [111] Необходимо, наоборот, широкое развертывание и максимальное обогащение содержания специфически детских форм игровой, практической и изобразительной деятельности, также общения детей друг с другом и с взрослыми.

Совершенно очевидно, что попытки обесценить дошкольный этап в развитии ребенка, свести его к минимуму, «перескочить» через него посредством раннего обучения обязательно обернутся ущербностью и односторонностью психического и личностного развития человека. Каждый возрастной период имеет свою особую ценность, свой потенциал развития, свое значение в обеспечении перехода на следующий возрастной этап.

Задача дошкольного воспитания состоит не в максимальном ускорении развития ребенка, не в форсировании сроков и темпов перевода его на «рельсы» школьного возраста, а, прежде всего, в том, чтобы создать каждому дошкольнику все условия для наиболее полного раскрытия и реализации его неповторимого, специфического возрастного потенциала.

В практику воспитательно-образовательной работы дошкольных учреждений внедряются вариативные программы «Радуга», «Истоки», «Детство», «Дом радости», «Развитие», что способствует повышению общего уровня развития детей. При анализе современных технологий и программ нас интересовали личностно-ориентированные технологии, представляющие собой воплощение гуманистической философии, психологии и педагогики [243].

В центре внимания личностно-ориентированных технологий - уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях [237].

В дошкольном воспитании созданы и успешно функционирует 12 программ, утвержденных министерством образования Российской Федерации. Создавая программы, авторы опирались на работы выдающихся отечественных ученых: Л. С. Выготского, П. Я. Гальперина, А. В. Запорожца, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина и др., развивали идеи психологов и педагогов, создавших научный фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания [228].

В программе «Радуга» авторы преследуют воспитание таких качеств личности, как воспитанность, самостоятельность, целеустремленность, умение поставить перед собой задачу и добиться ее решения.

Для нашего исследования важны следующие подходы, используемые в программе «Истоки»:

- компетентность включает в себя ряд аспектов: интеллектуальный (сформированность интеллектуальных операций, умение выбирать необходимую информацию, овладение обобщенными, а затем и универсальными способами действия); языковой (свободное выражение своих намерений, пояснение смысла действий с помощью языковых и невербальных средств в соответствии с принятыми речевыми канонами фонетики, грамматики и общечеловеческими способами выразительности речи); социальный (способность выбрать адекватную форму поведения, осознание своих возможностей, уважение желания других, умение включиться в совместную деятельность, умение управлять своим поведением);

- креативность - способность к творческому решению проблем, возникающих в различных ситуациях осуществления деятельности; способность к созданию нового продукта, отличающегося оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Это относится к конечному продукту, так и к процессу деятельности;

- инициативность проявляется в разных видах деятельности: общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Ребенок умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию, проявляя любознательность, пытливость ума, изобретательность;

- самостоятельность и ответственность. Самостоятельность - своебразная форма активности, отражающая актуальный уровень развития ребенка, обеспечивает инициативную постановку и решение разного рода задач, которые возникают в жизни и деятельности;

- произвольность - умение управлять своим поведением в соответствии с определенными представлениями, правилами, нормами. Обдуманные действия начинают преобладать над импульсивными, появляется способность к преодолению непосредственных ситуативных желаний, ребенок действует на основе внутренних побуждений - данного слова, общения.

Внедрение модели развития творческой активности детей дошкольного возраста

Предлагаемая нами модель развития творческой активности детей дошкольного возраста не является основой для разработки парциальной программы по развитию детей. Её основное отличие от существующих разработок заключается в том, что проблемы творческого развития рассматриваются не в контексте интеллектуального развития дошкольников, а в области личностного развития, то есть развития индивидуальности ребенка, раскрытия и развития творческой активности, и творчество рассматривается как способ и условие активности личности (см. схема 1).

В качестве ведущей идеи, определяющей разработку концептуальных положений развития творческой активности в дошкольном учреждении, выступила идея гуманизации педагогического процесса на основе: - направленности воспитания на самореализацию ребенка в своей индивидуальности, способствующей включению его в процесс самостоятельного приобретения культурной ценности и развития творческой активности; - формирование системы ценностей личности через приобщение ребенка к культуре народа в процессе педагогического общения. Основными целями модели развития творческой активности в дошкольном учреждении выступают: 1. Раскрытие, реализация и развитие творческой активности ребенка, сущностных сил личности. 2. В становлении ребенком как субъекта деятельности, умеющего самоорганизовывать собственную деятельность. 3. Формирование активной творческой личности, преобразующей окружающую действительность.

Развитие творческой активности детей дошкольного возраста способствует развитию его индивидуальности и обретению личностью качеств субъектности, активности, умения созидать свою деятельность на основе своего неповторимого потенциала; присвоение ценностей культуры и формирование компетентного поведения.

На формирующем этапе опытно-экспериментальной работы была поставлена следующая цель: определение педагогических условий развития творческой активности детей дошкольного возраста. Задачи: 1. Определить критерии, показатели и уровни развития творческой активности детей дошкольного возраста. 2. Обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических условий развития творческой активности детей дошкольного возраста. 3. Разработать и создать открытое образовательное пространство в ДОУ, основанной на гуманизации педагогического процесса, обеспечивающее становление ребенка как субъекта деятельности и формирования субъективного образа мира. Анализ психолого-педагогической, методической литературы и результаты констатирующего этапа эксперимента позволили разработать технологию развития творческой активности детей дошкольного возраста.

Дошкольное образование - начальная ступень образования человека. Его необходимо организовать таким образом, чтобы оно по целям, содержанию, организационным формам, технологиям реализовывало идею развития сущностных сил каждого человека и общества в целом.

К сожалению, последнее десятилетие XX века дошкольное воспитание в нашей стране было в основном ориентировано на обеспечение только интеллектуального развития дошкольников. Но специфика дошкольного возраста заключается не только в овладении ребенком знаниями, умениями, навыками, но и в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально - потребностной сферы, нравственных ценностей и установок (Л.А. Венгер, А.В. Запорожец. B.C. Мухина, Д.Б. Эльконин и др.), развитие творческих способностей (Л.С. Выготский, О.М. Дьяченко, А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяков и др.).

Каждое из обозначенных направлений развития ребенка нашло свое отражение в отечественной детской психологии: в работах таких выдающихся ученых, как Л.И. Божович, Л.А. Венгер, Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, М.И. Лисина, Д.Б. Эльконин и др. Основными педагогическими условиями развития творческой активности детей дошкольного возраста являются: 1. Гуманизация педагогического процесса как основное педагогическое условие развития творческой активности детей дошкольного возраста. В Концепции дошкольного воспитания (1989 г., авторы В.В. Давыдов, В.А. Петровский и др.), в которой в качестве важнейших идей рассматривались гуманизация и деидеологизация дошкольного образования, приоритет воспитания общечеловеческих ценностей, самоценность дошкольного детства, были сформулированы ключевые позиции обновления дошкольного учреждения. Среди основных обозначены гуманизация целей и принципов образовательной работы с детьми, раскрепощение условий жизни детей и работы педагогов в дошкольном учреждении, обеспечение преемственности между сферами социального становления ребенка [136]. Для успешного воспитания и развития ребенка-дошкольника необходимо создать такие педагогические условия, которые обеспечивали бы разностороннюю детскую деятельность. Нами разработано «Положение об организации детско-взрослых сообществ» (см. приложение 11), где руководителями сообщества являются воспитатели дошкольных образовательных учреждений. В связи с этим изменены функции воспитателей: они должны стать организаторами совместной деятельности участников детско-взрослых сообществ, консультантами и партнерами детей. Содержание деятельности исходит из участников сообщества. Основными принципами работы сообществ выступают: 1. Открытость образовательного пространства. 2. Отказ от регламентирования деятельности детей и педагогов. 3. Учитывание желания и интереса, способности не только детей, но и педагогов. 4. Участники определяют темы работы, видов деятельности, формы работы.

Основными видами деятельности детей дошкольного возраста являются игры (сюжетно-ролевая, подвижные, словесные, настольные, дидактические), продуктивные виды деятельности: рисование, лепка, конструирование, поделки из природного материала, песни, танцы, спортивные движения, труд.

Похожие диссертации на Педагогические условия развития творческой активности детей дошкольного возраста : на примере деятельности дошкольных образовательных учреждений Республики Саха (Якутия)