Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства Гайманова Елена Владимировна

Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства
<
Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Гайманова Елена Владимировна. Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Москва, 2000 176 c. РГБ ОД, 61:01-13/729-9

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА 1. Взаимосвязь курса литературы с содержанием процесса формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства.

1.1. Интегрирующее значение курса "Русская литература" в условиях взаимодействия разных видов искусства в процессе формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народных художественных промыслов 13

1.2. Исторические аспекты преподавания русской литературы в учебных заведениях народных художественных промыслов 49

1.3.Современное состояние литературного образования в учебных заведениях народных художественных промыслов 65

ГЛАВА 2. Особенности содержания и направленность курса "Русская литература" в учебном заведении народного декоративно-прикладного искусства .

2.1. Психолого-педагогические особенности литературной работы со студентами Московской Школы художественных ремесел 75

2.2. Содержание и формы опытно-экспериментальной работы по программе курса "Русская литература" в Московской Школе художественных ремесел 98

2.3.Результативность опытно-экспериментальной работы по программе курса "Русская литература" в Московской Школе художественных ремесел 133

Заключение 164

Список литературы 167

Введение к работе

"Живым корнем" (А.В.Бакушинский), питающим русскую душу, традиционно являлась русская словесность. Русская словесность не только важнейшая часть национальной культуры. Это система мировоззрения, реализация коллективного сознания народа, часть "национального субстрата" (Г.Гачев). С.Есенин в литературно-критической статье "Ключи Марии" писал, что "народ наш живет больше устами, чем рукою и глазом, устами он сопровождает почти весь фигуральный мир в его явлениях" (Ключи Марии, М., 1991.С.587). Устное и письменное слово передается из поколения в поколение, и благодаря русской словесности не распадается связь времен. Нравственный, одухотворяющий потенциал фольклора и литературы важнее, чем информационный. Фольклор и литература участвуют в установлении духовных связей между поколениями. Культурное назначение русской словесности связано с объективацией универсальных ценностей - Добра, Правды, Красоты -в воспроизводящихся образцах, передаваемых от поколения к поколению эстетическими средствами.

Изучение народных промыслов - это изучение творчества народа в его территориальной, этнической, исторической и социальной определенности, то есть изучение самого народа, его духа, которое невозможно без изучения русского языка и связанного с ним народного поэтического творчества, литературы. Особая задача в этом случае стоит перед учебными заведениями народного декоративно-прикладного искусства, которые должны не только сохранять и умножать народные традиции, но и способствовать формированию этноличности, способной внести вклад в духовное развитие общества; воспитывать и образовывать "художников, способных к эмоционально-образному отражению" (В.Н.Полунина) своих впечатлений и этно-художественных представлений в системе художественных средств декоративного искусства.

Непосредственное наблюдение за работой учебных заведений народных художественных промыслов в течение последних восьми лет позволяет сделать вывод о том, что в некоторых учебных заведениях данного профиля все еще бытует отвлеченный профессионализм, узкая специализация, уверенность в самодостаточности овладения отдельными навыками и умениями. При этом, как правило, наблюдается преобладание объема технологических знаний над культурологическими. Одновременно прослеживается разрозненность в преподавании дисциплин: общеобразовательный цикл обучения не связан с тематикой специальных дисциплин и обучением мастерству. Более того, результаты экзаменационного контроля помогли достоверно определить уровень подготовки абитуриентов, поступающих в данные учебные заведения. Он свидетельствует о том, что абитуриенты имеют низкую степень подготовленности по русскому языку и литературе и слабое представление о месте и роли литературы, фольклора в развитии русской культуры. Достаточно очевидны пробелы в развитии этнохудожественной культуры личности. Можно отметить такой факт, как неопределенность некоторых нравственных, этнохудожественных представлений у будущих мастеров народных художественных промыслов, что в значительной мере затрудняет целостное понимание ими основ народной художественной культуры.

Анализ философских работ М.М.Бахтина, Г.Д.Гачева, Л.НХумилева, И.А.Ильина, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана показывает, что в них решаются проблемы взаимодействия природных, социальных, этнических, языковых, художественных факторов и явлений нашего мира, определяется их влияние на духовное формирование личности. Многие из этих ученых рассматривали русскую словесность в мировоззренческом, культурологическом аспекте.

Филологи и фольклористы П.Г.Богатырев, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, В.Я.Пропп, Б.А.Рыбаков, Ю.М.Соколов изучали русскую словесность как феномен художественной культуры, что обуславливало необходимость первостепенного внимания к ее эстетической природе и эстетической функции.

Искусствоведы, специалисты в области народного декоративно-прикладного искусства Н.М.Ведерникова, М.А.Ильин, В.С.Воронов, А.Н.Некрасов, М.А.Некрасова и др. определяли в своих работах сущность народного искусства, перспективы его развития, взаимосвязь народного декоративно-прикладного искусства с искусством слова.

В психолого-педагогических трудах А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, выявляется специфика художественного творчества, определяются основные принципы художественной педагогики.

Анализ исследований в области литературного образования Е.Квятковского, ВХ.Маранцмана, Л.М.Предтеченской, Л.Е.Стрельцовой, Т.И.Суховой, Н.Д.Тамарченко показывает, что в педагогическом мышлении преобладает широкий взгляд на изучение литературы в контексте культурно-исторического развития общества. В их работах определяется гуманитарно-культурологическая направленность курса литературы.

Заслуживает внимания деятельность ученых (Е.П.Белозерцев, В.Н.Ганичев, И.О.Гончаров, Л.Н.Погодина и др.) по созданию концептуальных основ и педагогических технологий русской национальной школы, одной из задач которой является воспитание личности в духе этнопед аго гики. В основе их образовательных программ - гуманитарная направленность предметов, в частности, широкое использование педагогических возможностей русской словесности.

Представляют особый интерес исследования в области этнопедагогики, проведенные в Институте семьи и воспитания РАО под руководством Г.Н.Волкова. В них решаются этнопедагогические задачи вооружения учителей руководством в использовании в работе с детьми народных педагогических средств, знакомства подрастающего поколения с общечеловеческим опытом самовоспитания (Г.Н.Волков).

Анализ научных работ, диссертационных исследований и учебных программ свидетельствует о том, что специально не разрабатывался вопрос о содержании и направленности литературного образования в процессе

6 формирования этнохудожественных представлений у мастеров народных художественных промыслов.

Необходимо отметить и то, что предлагаемая нами модель литературного образования в учебных заведениях народных художественных промыслов достаточно тесно связана с общей направленностью работы лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования РАО (руководитель - Б.П. Юсов).

Таким образом, собственный анализ искомой проблемы, изучение научной литературы, диссертационных исследований определили наш интерес к вышеобозначенной теме исследования именно с точки зрения изучения педагогических возможностей курса "Русская литература" при условии комплексного влияния таких видов искусства , как фольклор, литература, народное декоративно-прикладное искусство на формирование этнохудожественных представлений у будущих мастеров народных промыслов, их духовное и профессиональное становление.

Актуальность темы и одновременно ее неразработанность определили цели и задачи настоящего исследования.

Цель исследования - определить особенности содержания и направленность курса литературы в процессе формирования этнохудожественных представлений у мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования - курс "Русская литература" в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования - процесс формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства средствами фольклора и литературы.

Задачи исследования: 1. Изучить роль курса литературы в процессе формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства.

  1. Дать анализ исторически сложившихся и современных вопросов преподавания курса литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства с начала века до настоящего времени.

  2. Определить основные аспекты содержания и направленность литературного образования в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.

  3. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемых в данном исследовании форм организации учебных занятий и внеурочной деятельности в условиях подготовки народных мастеров в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза исследования. Формирование этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства в результате освоения содержания и направленности курса литературы эффективно, если будут учтены основные условия, а именно:

общеобразовательное и развивающее значение курса литературы в образовательной и воспитательной системе работы учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства;

выявление своеобразия русской народной поэзии и классической литературы в мировом литературном процессе;

интегрирующая роль курса литературы в условиях взаимодействия разных видов искусства, что определяет гуманитарно-культурологическую направленность литературного образования;

при отборе литературного материала, изучаемого на занятиях и во внеурочное время учащимися учебных заведений народных художественных промыслов, акцент на формирование национального самосознания, духовно-творческого потенциала, этнохудожественных представлений на основе культурно-исторической взаимосвязи фольклора, литературы и русского народного декоративно-прикладного искусства;

взаимосвязь курса литературы с содержанием учебно-производственной
деятельности учащихся;

8 организация самостоятельной литературно-художественной деятельности

студентов как средство развития их этнохудожественного мышления и

творческих способностей.

Методологической основой исследования послужили работы теоретиков и практиков в области философии, культурологии, народного прикладного искусства, фольклористики, педагогики и психологии, взаимодействия искусств.

Философской базой стали труды М..М.Бахтина, Г.Д.Гачева, Л.НГумилева, И.А.Ильина. Д.С.Лихачева, в которых обосновывается и разрабатывается культурологическая концепция, позволяющая сделать акцент на творчество как проявление духовной сущности человека. Теория развивающего обучения представлена в работах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева и других авторов. Основные принципы художественной педагогики в связи с традициями народного искусства определены в работах А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого. Теория возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности легла в основу психолого-педагогической характеристики студентов учебных заведений народных художественных промыслов. В диссертации использованы материалы исследований филологов и фольклористов П.Г.Богатырева, Ф.И.Буслаева, В.Я.Проппа, Б.А.Рыбакова, Ю.М.Соколова, а также исследования искусствоведов, специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства В.М.Василенко, Н.М.Ведерниковой, В.С.Воронова, М.А.Ильина, Г.С.Масловой, А.Н.Некрасова, М.А.Некрасовой. В области этнопедагогики и народной культуры исследование опиралось на работы Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева. Научно-педагогическая концепция полихудожественного развития учащихся (Б.П.Юсов) легла в основу данного диссертационного исследования.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования:

теоретические - анализ научной литературы и научных исследований по культурологии, народному прикладному искусству, филологии и фольклористике, педагогике и психологии, по вопросам комплексного взаимодействия искусств; анализ прежних, ныне действующих и экспериментальных учебных программ по литературе и другим видам искусства для общеобразовательных и специальных учебных заведений, анализ учебных планов учебных заведений народных художественных промыслов для создания модели литературного образования, базирующегося на традициях народной культуры;

эмпирические - изучение и обобщение опыта работы преподавателей литературы учебных заведений народных художественных промыслов (в Федоскино, Холуе, Абрамцево, Гжели и других центрах), целенаправленное педагогическое наблюдение за студентами на занятиях литературой и во внеучебное время; анализ результатов самостоятельной творческой деятельности студентов для выявления реального состояния практики преподавания;

социологические методы - индивидуальное интервьюирование преподавателей ряда учебных заведений народных художественных промыслов России; проведение опросов студентов и преподавателей литературы и других видов искусства в учебных заведениях народного прикладного искусства и общеобразовательной школе, статистическая обработка данных, их качественный анализ;

экспериментальные методы - опытно-экспериментальная работа на занятиях литературой и во внеурочное время в Московской Школе художественных ремесел, система творческих заданий для проверки достоверности полученных теоретических выводов.

Базой опытно - экспериментальной работы стала Московская Школа художественных ремесел. Исследованием были охвачены студенты 1-4 курсов, выпускники, преподаватели колледжа. В ходе эксперимента

10 Московская Школа художественных ремесел была преобразована в высшее учебное заведение, в котором обучение идет по двум ступеням: колледж - вуз.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что нами прослежены изменения в содержании курса литературы в учебных заведениях народного искусства с начала века до настоящего времени;

обоснована роль курса литературы в процессе формирования этно-художественных представлений у художников-мастеров народных художественных промыслов;

проведен отбор содержания и определена гуманитарно-культурологическая направленность курса "Русская литература" в условиях учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях народного декортивно-прикладного искусства;

экспериментально разработаны формы организации учебных занятий по литературе и внеурочной деятельности, в соответствии с проблемой исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработана теоретически обоснованная, экспериментально проверенная программа литературного образования, раскрывающая содержание и гуманитарно-культурологическую направленность курса "Русская литература". Программа найдет применение при разработке теоретических и практических вопросов подготовки студентов учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства России, может рассматриваться как основа для преподавания национальной литературы в регионах России, странах СНГ как основа для разработки вариативных программ с использованием местных этнических материалов.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Этнохудожественные представления определяются как национальное

понимание прекрасного в жизни и искусстве. Формирование этно-

художественных представлений напрямую связано с культурно-

историческим развитием личности учащегося, его духовным становлением.

  1. Повышение эффективности процесса формирования этнохудожественных представлений у учащихся достигается путем наполнения этническим материалом содержания курса литературы.

  2. Гуманитарно-культурологическая направленность содержания литературного образования учащихся учебных заведений народных художественных промыслов реализуется через полихудожестзенную интеграцию курса литературы с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством и служит фактором совершенствования профессиональной подготовки художника- мастера.

  3. Насыщение этническим материалом содержания курса литературы способствует формированию у учащихся этнических творческих установок, создает образную основу для их собственного художественного творчества. Художественное развитие личности, таким образом, происходит как развитие этнохудожественное (культурно-историческое) в духе народной культуры, народных традиций. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе

практической работы со студентами Московской Школы художественных ремесел и в выступлениях на Всероссийском семинаре "Фольклор как основа гуманитарного и экологического образования: научная методология и проблемы" (г.Москва, 1995г.); на Всероссийском научно-методическом семинаре "Народные ремесла в этнохудожественном воспитании и духовном развитии детей" (г.Москва, 1996г.); на Всероссийском совещании-семинаре "Проблемы и перспективы эстетического образования" (г.Самара, 1996г.); на ежегодной научно-практической конференции "Русское прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития" (г.Москва, 1997-2000 г.г.)

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечены привлечением широкого круга научной и исторической

12 литературы, методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением системы методов исследования, адекватных его задачам и логике; изучением педагогического опыта, личной педагогической и творческой работой автора на всех этапах подготовки диссертации.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в лекциях и на практических занятиях по курсу "Русская литература" со студентами Московской Школы художественных ремесел, при проведении серии открытых уроков для директоров и преподавателей учебных заведений народных промыслов на основе авторской программы литературного образования для учебных заведений данного профиля.

Интегрирующее значение курса "Русская литература" в условиях взаимодействия разных видов искусства в процессе формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народных художественных промыслов

В общей системе профессиональной подготовки будущих мастеров народных художественных промыслов и формирования их этнохудожественных представлений и духовного потенциала особое место занимает изучение гуманитарного курса "Русская литература" как искусства слова .Анализ книг по литературоведению, фольклористике показывает, что проблемы изучения русской словесности как искусства устного и письменного слова рассматриваются в основном в филологическом плане, а не педагогическом. Назрела необходимость рассмотреть наиболее эффективные на современном этапе содержательные формы и методы обучения, раскрыть роль русской словесности в духовном становлении мастеров народных художественных промыслов, определить педагогические возможности взаимодействия фольклора, литературы и народного прикладного искусства, их комплексное влияние на формирование нравственно-этических и эстетических представлений художников-мастеров народных промыслов, их профессиональное становление, определить специфику преподавания данных видов искусства в учебных заведениях художественного профиля, в частности, в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.

Существует ряд программ для общеобразовательных школ, включающих в себя изучение наряду с литературными произведениями произведений фольклора. До сих пор действуют программы преподавания фольклора в средней школе, не использующие всех педагогических возможностей данного вида искусства слова для образования и воспитания детей. В них обедненной представлена взаимосвязь фольклора и литературы, фольклор рекомендуется, в основном, для изучения в начальной школе и очень незначительно в старших классах. Представлен этот вид искусства несколькими основными жанрами, вне поля зрения детей остаются многие жанры устного народного творчества, в которых отражается дух народа, его взгляды на окружающий мир, его нравственные и эстетические представления.

Но в последние годы появилось несколько интересных авторских программ. Это программы М.Ю.Новицкой, Т.ЯЛЛпикаловой, Н.М,Сокольниковой по народной культуре и по русскому народному художественному творчеству для общеобразовательных школ, программа литературного образования в гуманитарных школах и классах Л.Е.Стрельцовой и Н.Д.Тамарченко.

Есть особая программа В.Я.Коровиной для факультативных занятий в старших классах "Фольклор и литература", которая предлагается для возможного использования после изучения монографических тем по курсу "Литература ". В 1996 году вышло учебное пособие "Фольклор и литература" для учащихся старших классов, подготовленное В.Я.Коровиной. Пособие предлагает старшеклассникам новый курс, который поможет повторить материал 5-8 классов, рассмотреть важные аспекты собирания и изучения фольклора, его проникновение в литературу разных веков, взаимовлияние литературы и фольклора. В учебном пособии даются вопросы и задания, что способствует лучшему усвоению материала. Некоторые статьи учебного пособия представляют интерес для работы со студентами учебного заведения народного прикладного искусства. Но ряд статей требует существенной доработки, в частности, статья о творчестве Ф.М.Достоевского. Во вступительной статье пособия, обращенной к старшеклассникам, подробно перечисляются виды устного народного творчества, но почти ничего не говорится о духовном значении фольклора. Взаимосвязь фольклора и литературы рассматривается не столько на уровне духовной основы произведения, сколько на уровне изобразительно-выразительных средств.

За последние 20 лет проблема изучения взаимодействия фольклора и литературы не раз становилась объектом диссертационного исследования. Диссертации, в основном, носят литературоведческий характер. Рассматриваются фольклорные мотивы в творчестве писателей, например, в работе М.В.Ждановой "Устойчивость фольклорных элементов в авторской прозе", -М.,1995; исторический аспект, например, работа Т.Г.Пановой "Русская фольклористика XX века", - СПб.,1994. В других диссертациях изучается взаимовлияние литературы и устного народного творчества, например в работе С.М.Прохорова "Фольклор в художественном мире С.Есенина", - Коломна, 1997; вопросы современного состояния фольклора, например, в диссертационном исследовании О.А.Чирковой "Поэтика современного народного анекдота", - М.Д997; рассматриваются вопросы жанрового своеобразия фольклора и т.п. Намного меньше диссертационных исследований фольклора в педагогическом аспекте. Мало работ о влиянии фольклора на формирование личности. В плане изучения мировоззренческого аспекта представляет интерес диссертационное исследование В.А.Федотова "Отражение в фольклоре обыденного сознания и его роль в формировании нравственного облика личности", - М., 1981. Работа заслуживает внимания с точки зрения педагогики, т.к. в ней рассматривается проблема формирования нравственного облика личности средствами фольклора.

Исторические аспекты преподавания русской литературы в учебных заведениях народных художественных промыслов

В прошлом сохранение и развитие народной художественной традиции происходило естественным путем, через семью. Ребенок постоянно наблюдал работу родственников и взрослых и примерялся к ней, начиная с малого. Теперь же это делается сознательно, целенаправленно. В центрах традиционных промыслов детей приобщают к навыкам и творческим основам местного художественного мастерства на уроках труда в общеобразовательных школах, на занятиях специальных художественных школ, кружков и студий. Детей обучают лучшие, наиболее способные и опытные мастера промыслов. Современного мастера характеризует широта интересов, знание истории искусств, литературы, сознательное отношений к традициям искусства своего промысла. Основная масса мастеров получает профессиональную подготовку в специальных училищах и школах.

Самые первые школы при местных промыслах были созданы в первой половине XIX в. Так, например, в 30-ые г.г. ХЇХ в. была создана школа, готовящая мастеров для подмосковной фабрики П.В.Лукутина.

В самом общем виде педагогический процесс становления образования в области народного декоративно-прикладного искусства можно представить в виде таблицы:

В целом история возникновения специальных учебных заведений на базе местных промыслов относится ко второй половине ХГХ - началу XX в. Дело в том, что в результате быстрого развития фабричной промышленности "кустарные промыслы" не выдерживали конкуренции и гибли. Русские земские организации пытались поддержать угасающие промыслы. Для этого создавались на базе местных промыслов школы, где обучали только мастерству. Московский кустарный музей при Московском земстве взял на себя художественное руководство. Точка зрения земства была вполне откровенной: "Кустарь не творец. Он ремесленник-копиист"(9, с.273).

Представители русской общественности также стремились сохранить, восстановить хоть некоторые из кустарных ремесел. Русские художники И.Е.Репин, A.M. и В.М.Васнецовы, В.Д. и Е.Д.Поленовы сплотились вокруг С.И.Мамонтова, крупного промышленника, большого любителя старины и знатока искусства, одного из первых собирателей народного творчества. В 1882г. при школе грамотности, основанной женой С.И.Мамонтова Елизаветой Григорьевной в подмосковном имении Абрамцево, была создана художественная мастерская для крестьянских мальчиков из окрестных деревень. Деревенские ребята проходили трехлетний даровой курс обучения столярному ремеслу и "художеству". Теперь это знаменитый Абрамцевский художественно-промышленный колледж.

В 1890-х годах княгиней М.К.Тенишевой были открыты мастерские (резьба, роспись, вышивка, чеканка по металлу и гончарство) в ее имении Талашкино близ Смоленска. Через некоторое время мастерские прекратили свое существование, исчез их стиль.

К северу от Сергиева Посада в деревне Богородское был расположен известный промысел резной деревянной игрушки, существующий теперь уже более трех столетий. С 1913 года действует здесь профессионально-техническая школа, где молодежь и в настоящее время обучается искусству резьбы. (Теперь это Богородская школа художественной резьбы по дереву). Идея открытия этой школы принадлежала художнику В.И.Боруцкому, который хотел сохранить уникальный промысел. Но открылась школа первоначально не так, как ее задумывали. В ней вместо выработки игрушек стали учить иконостасной резьбе и скульптуре, которая совсем не похожа на богородскую игрушку, а детям богородских кустарей стали отказывать, ссылаясь на то, что они не подходят к этой школе по образованию. Такая смешанная резьба ни к чему не применялась, и, благодаря бездействию школы, ученики в начале 1918 года были распущены. "К октябрю 1918 г. в школу стали принимать всех желающих богородских кустарей, и к началу 1919 г. учеников в деревне Богородское было около 30 человек, в том числе девиц 8" (40).

В 1910 г. возникает Федоскинская артель, объединившая бывших лукутинских мастеров, при артели - местная школа, обучающая только мастерству.

Одной из наиболее известных и дающих полноценное образование в те времена стала Школа народного искусства "ея величества императрицы Александры Феодоровны", организованная в 1911 г. в Санкт-Петербурге.

Психолого-педагогические особенности литературной работы со студентами Московской Школы художественных ремесел

Для создания психолого-педагогической характеристики студентов данного учебного заведения использовался метод поперечных срезов (исследовалось 5 групп первого курса). Данный метод, в какой-то степени нивелируя индивидуальные различия, позволяет выявить наиболее типичное, общее для данных групп студентов. Использовались также методы тестирования, наблюдения, интервьюирования. Основой послужила обширная литература по психологии развития личности. Слово «развитие» требует рассмотрения, главным образом, динамического, возрастного аспекта, раскрытия тех изменений, которые претерпевает личность от одного возрастного этапа к другому.

Обычно в научных изысканиях рассматривается среднестатический подросток или юноша. Возрастные особенности всего лишь научная абстракция, за которой скрывается множество биологических, историко-культурных, социальных и индивидуально-личностных вариантов. Возраст студентов, обучающихся в Московской Школе художественных ремесел - от 15 до 22 лет. Это так называемый «юношеский возраст».

В 20-х годах XX века русские психологи уделяли юношескому возрасту много внимания. Собственно психологические проблемы рассматривались на широком социальном фоне, с учетом многообразных факторов. Подробно изучались и описывались закономерности полового созревания, умственные интересы, формы социальной активности и содержание внутреннего мира подростков и юношей. Русские ученые прекрасно знали зарубежную психологическую литературу. Еще в конце XIX века зарубежными исследователями были сформулированы определенные концепции психологии развития личности. Представителями биогенетической теории являлись американские психологи Стенли Холл (1884-1923) и Арнольд Гезелл (1880-1961) и немецкие ученые Эрнст Кречмер (1888-1964) и Эрик Йенш (1883-1940). С.Холл и А.Гезелл обращали в основном внимание на биологические детерминанты развития. Немецкие психологи разрабатывали главным образом проблемы типологии личности на основе определенных биологических факторов (например, на основе типа телосложения). Представители биогенетического направления привлекли внимание исследователей к изучению взаимозависимости физического и психологического. Однако они недооценили роль социальных факторов развития.

С концепцией персонологической ориентации, согласно которой внутренний мир индивида несводим ни к каким природным или социальным детерминантам, выступили немецкий философ и психолог Эдуард Шпрангер (1882-1963) и Шарлотта Бюлер (1893-1982). Шпрангер в своей книге «Психология юношеского возраста» (1924г.) утверждал, что главная задача психологии - познание внутреннего мира личности, тесно связанного с культурой и историей. Шпрангер определил разные возрастные границы одного периода психического развития у девочек и мальчиков. Юношеский возраст у девочек, по мнению Шпрангера, от 13 до 19 лет, а у мальчиков - с 14 до 22 лет. Это прежде всего стадия духовного развития, связанного с комплексом психофизиологических процессов. Шпрангер делил юность на две фазы. Он видел главную проблему 14-17-летних - в кризисе, связанном со стремлением к освобождению от детских отношений зависимости; у 17-21 -летних - в кризисе «оторванности», чувстве одиночества (144. С. 286-300).

Теория Шпрангера была развита Шарлоттой Бюлер, уделившей основное внимание разграничению биологического и культурного созревания, которые не совпадают ни по срокам, ни по содержанию. Работа немецкого психолога Шпрангера интересна для нашего исследования установлением взаимосвязи между развитием внутреннего мира личности и культурно-историческими условиями. Шпрангер положил начало систематическому исследованию юношеского самосознания и ценностных ориентации. Проблеме формирования ценностных ориентации уделяется большое внимание и в нашем исследовании.

Важный вклад в понимание юношеской психологии внес Курт Левин (1890-1947), представитель социальной психологии. Левин связывал юношескую психологию с особенностями социального статуса. Свойства личности и свойства среды взаимосвязаны. Единство и взаимодействие всех личностных средовых компонентов Левин называет жизненным или психологическим пространством. Взаимосвязь и взаимодействие личности студента и учебно-производственной среды Московской Школы художественных ремесел также рассматривается в нашем диссертационном исследовании. Однако Левин ставит жизненный мир юноши в зависимость от его непосредственного окружения, от микросреды, при этом оставляя в стороне общесоциальные детерминанты. Он не уточняет также возрастные различия между подростком и юношей и индивидуально-типологических вариаций процесса развития (144).

Швейцарский психолог Жан Пиаже (1896-1980) сконцентрировал свое внимание на специфике юношеского мышления. Концепция Пиаже интересна с точки зрения акцентуализации на когнитивных процессах, но он не уделяет внимания развитию мотивационной и эмоциональной сферы жизни личности. Социальный мир выступает у Пиаже главным образом как фон развития интеллекта, а умственные операции рассматриваются практически вне связи с предметной деятельностью ребенка, его общения, которые особенно важны в юношеском возрасте (144).

Содержание и формы опытно-экспериментальной работы по программе курса "Русская литература" в Московской Школе художественных ремесел

Московская Школа художественные ремесел - одно из пятнадцати учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства, учебный план которого сориентирован на подготовку художников - мастеров высокой квалификации, наследников богатейшей русской культуры. Еще одной задачей Школы является подготовка преподавателей мастерства, руководителей кружков и факультативов, способных развивать и совершенствовать народные традиции, передавать их подрастающему поколению в учебных заведениях и внешкольных учреждениях разного уровня. Поэтому в Школе введены такие предметы, как педагогика и психология, методика преподавания мастерства. Профессионализм - главный критерий качества обучения, формирование этноличности - главный критерий качества воспитания.

Обучение в Московской Школе художественных ремесел предполагает прохождение студентами двух образовательных ступеней /колледж - вуз/.

Первая ступень обучения - колледж - рассчитана на 4 года. Основная цель этой образовательной ступени - духовное развитие и подготовка художников-мастеров по специальности 0515 "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" на отделениях "Художественное вышивание", "Художественная роспись тканей", "Художественная роспись по металлу", "Ювелирное искусство". На первой ступени обучаются студенты, возраст которых соответствует возрасту учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы. Они изучают фольклор и литературу в течение трех лет обучения.

Вторая ступень - вуз - подготовка художников декоративно-прикладного искусства, педагогов по народному искусству. Время обручения - 3 года. Студенты первого курса кафедры "Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы" изучают фольклор в расширенном объеме по особой программе, основой которой является программа филологического факультета Московского государственного университета.

Учебно-воспитательный процесс в Школе представляет систему взаимосвязанных и взаимообусловленных общехудожественных, специальных и общеобразовательных дисциплин. Занятия по курсу "Русская литература", на которых изучаются фольклор и древнерусская литература в их взаимосвязи с народным декоративно-прикладным искусством, способствуют формированию широко образованного специалиста в области народных промыслов, формированию духовного потенциала будущих мастеров народного искусства; погружают студентов в мир народной культуры, в народный космос, в особую творческую атмосферу, в которой создавались лучшие произведения искусства народа.

В 1992-93 г.г. на базе Московской Школы художественных ремесел был начат эксперимент, связанный с изучением педагогических возможностей общеобразовательных предметов в процессе подготовки художников- мастеров народных художественных промыслов. Преподавание цикла общеобразовательных предметов стало непосредственно связываться с общехудожественной и профессиональной подготовкой студентов. Так, например, в курсе "География" изучается особый раздел "Центры народных художественных промыслов в России", в курсе "Химия" в зависимости от специализации студентов большее внимание уделяется анилиновым красителям (на отделении "Художественная роспись тканей") или масляным краскам (на отделении "Художественная роспись по металлу) и т.п.

За четырехлетний период обучения студенты изучают 25 предметов общехудожественного, специального и общеобразовательного циклов. Общее количество часов - 6000 за весь курс обучения. Из них 828 часов отведены для изучения общеобразовательных предметов. Это составляет 13,8% от общего количества учебного времени. Из числа гуманитарных предметов изучается русская литература /216 ч./, русский язык /144 ч./, история /144 ч./, иностранный язык /108 ч,/. Это составляет 10,2 % от общего количества учебных часов. На изучение курсов "Русская литература" и "Русский язык"

отведены в учебном плане 360 часов. Это 6% от общего количества учебных часов и 43% от количества учебных часов, отводимых планом на изучение общеобразовательных предметов. Отдельно курс "Русская литература" составляет 27%. Для сравнения: в Гжельском художественно-промышленном колледже курс "Литература" (включая и русский язык) составляет 168 часов (для художественного отделения), 198 ч.(для строительного отделения), в Федоскинском художественно-промышленном училище миниатюрной живописи -180 ч., в Абрамцевском художественно-промышленном колледже -200 ч.

На первом и втором годах обучения в конце учебного года проводится итоговое сочинение, на третьем году обучения - письменный экзамен по курсам «Русская литература" и "Русский язык". Количественный анализ показывает, что курсу "Русская литература" уделяется большое внимание в общей системе подготовки специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства. Это один из основополагающих курсов в учебно - воспитательном процессе Московской Школы художественных ремесел. Проверка эффективности педагогического воздействия данного курса на формирование этнохудожественных представлений, духовное становление и профессиональную подготовку художников-мастеров народных художественных промыслов легла в основу поисковой работы, проводимого в Московской Школе художественных ремесел. Были созданы экспериментальные программы по курсам "Русская литература" (колледж) и "Устное народное творчество" (вуз) и разработана система разнообразных форм урочной и внеклассной работы, наиболее эффективных, с точки зрения подготовки специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства.

Похожие диссертации на Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства