Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа) Асадулаева Фатима Рамазановна

Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа)
<
Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа) Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа) Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа) Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа) Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа) Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа) Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа) Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа) Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа)
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Асадулаева Фатима Рамазановна. Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа) : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Махачкала, 2001 151 c. РГБ ОД, 61:02-13/666-X

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. ЭТНИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ОБЩЕСТВЕННАЯ И ЛИЧНАЯ ЦЕННОСТЬ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

1.1. Язык - главный носитель национальной культуры 18

1.2. Роль родного языка в интеллектуальном развитии учащихся 50

1.3. Родной язык как важнейший фактор духовного развития младших школьников 61

Глава 2. ЭТНОПЕДАГОГИЗАЦИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ СО СМЕШАННЫМ СОСТАВОМ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ РОДНОГО ЯЗЫКА

2.1. История становления и развития школ со смешанным составом учащихся в Дагестане 72

2.2. Языковые процессы и место родных языков в этнокультурном образовании школьников в начальных классах со смешанным составом учащихся 77

2.3. Особенности организации учебно-воспитательного процесса в школах полиэтнической среды 106

2.4. Оптимизация процесса обучения и воспитания средствами родного языка в начальных школах со смешанным составом учащихся 120

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 128

БИБЛИОГРАФИЯ 135

Введение к работе

Актуальность исследования. В связи с коренными изменениями экономической и политической системы нашего общества, которые в первую очередь затронули духовную, нравственную и социальную сферу общества, на первый план выдвигаются общечеловеческие ценности, имеющие непреходящее значение. Происходит переоценка ценностей в процессе демократизации общественной жизни. Сегодня народы стали проявлять повышенный интерес к своему языку, к своей культуре, традициям и обычаям, где одним из основных источников духовных ценностей является народная педагогика, содержащая многовековую мудрость, опыт воспитания и обучения молодого поколения.

Духовные ценности народа, его традиции, нормы поведения в течение многих веков всегда играли решающую роль в воспитании и становлении подрастающего поколения, в формировании его нравственных, эстетических, трудовых и социальных качеств в целом.

Традиции народа являются неоценимым средством и в познавательном значении содержания произведений народного творчества, красоты родного языка. Поэтому перед обществом стоит задача формирования морально-этического облика учащихся начальной школы на ценностях этнической, отечественной и мировой культуры, где одним из элементов национальной культуры является родной язык.

Народная мудрость сказок, пословиц, поговорок, загадок, производит сильное эмоциональное воздействие на личность ребенка, осуществляемое силой родного языка, красотой родной природы. Своим содержанием пословицы, поговорки, сказки воздействуют на сознание, на эмоциональную сферу детей, тем самым способствуют превращению знаний в устойчивые социально-положительные черты личности, определяют ее отношение к окружающей действительности.

Родной язык является средством овладения знаниями, изучения всех учебных дисциплин в школьном и последующем образовании. Исследования отечественных психологов и психолингвистов доказали, что овладение речью перестраивает всю его психику, всю деятельность учащихся. По мнению Я.С.Выготского, «есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи» [45, с. 134].

Обучение родному языку помогает решать задачи нравственного воспитания. Ребенок усваивает через язык нормы морали, нравственные установки, которые при целенаправленном воспитании, становятся эталонами его собственного поведения, отношения к окружающему миру, к себе. Язык как элемент культуры является фундаментальным основанием образовательного процесса. Присваивая общественный опыт предшествующих поколений, ребенок овладевает языком, как частью национальной культуры. "Формируя речевые умения на родном языке, мы одновременно воспитываем эстетическое отношение к природе, человеку, обществу, искусству. Сам родной язык как предмет усвоения обладает чертами прекрасного, способен вызвать эстетические переживания".

Задача, начальной школы привлечь внимание к образным средствам выразительности, звучности родного языка, уместности использования языковых средств и тем самым заложить основы эстетического отношения к языку. Особое значение для эстетического развития имеют художественное слово, словесное творчество и художественно-речевая деятельность самих детей.

В русской педагогике сложились давние традиции воспитания и обучения на родном языке, дана целостная педагогическая система самого обучения. Мысли о необходимости раннего обучения родному языку в

первые годы жизни ребенка содержатся в трудах С.Полоцкого (1629-1680 г.г.), А.Д.Кантемира (1708-1744), А.П.Сумарокова (1717-1777 г.г.), М.В.Ломоносова (1711-1765 г.г.). Особая роль в создании системы первоначального обучения родному языку принадлежит К.Д.Ушинскому. Он обратил внимание на психологические особенности детей начальной школы, указал на образную природу детского мышления, на необходимость наглядности в работе с ними. Учащиеся, которые до поступления в школу владеют только родным языком, естественно, приносят с собой готовые формы мышления на материнском языке: все явления общественной жизни и природы, которые ребенок наблюдал дома, отражались в его сознании в формах родной речи. Поэтому они в начальной школе должны обучаться на родном языке.

Свои взгляды на обучение родному языку К.Д.Ушинский реализовал в учебных книгах - "Родное слово" и "Детский мир". В родном языке он видел величайшего народного наставника, удивительного педагога, средство развития умственных и нравственных сил ребенка. Язык помогает проникнуть в дух своего народа. Усваивая родной язык, ребенок усваивает не одни только слова, но бесконечное множество понятий, воззрений на предметы, множество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка.

В современных условиях, если в мононациональной среде овладение родным языком происходит более или менее успешно, то в городских школах с многонациональным составом учащихся возникает необходимость поиска эффективной методики обучения и воспитания на родном языке. Актуальность их возрастает в связи с новыми установками, изложенными в законе РФ об образовании. Особо важное значение имеет положение, сформулированное в документе «Реформа образования в Рос-

сии», где сказано, что школа неотрывна от национальной почвы, что она хранит национальную культуру.

Реформа российской системы образования предполагает учет региональных особенностей, этнокультурного и социально-экономического развития того или иного народа, использование его воспитательно-образовательных традиций, подготовку к овладению родным языком для приобщения к национальной культуре.

В процессе выполнения работы нами изучены исследования многих русских, дагестанских, абазинских, кабардинских и других ученых-педагогов, лингвистов, методистов и психологов и огромный разнообразный материал, который накоплен в педагогической и психологической науке по проблемам обучения детей родным языкам.

Вопросам изучения родного языка посвящены труды таких корифеев истории образования, как Я.А.Коменский, К.Д.Ушинский, В.А.Сухо-млинский и другие, которые не утратили своей актуальности и сегодня. Ценными являются работы по методике обучения языкам для национальных школ с близкородственными языками Северного Кавказа. Особо следует подчеркнуть исследования Н.Б.Экба, труды которого адресованы учителям абхазо-адыгских и дагестанских школ.

Несомненный интерес представляют труды ученых, которые на богатом фактическом материале рассматривают важные вопросы методики преподавания родного и русского языков в национальной школе. В диссертационном исследовании А.М.Айтберова содержится теоретическое обоснование учета особенностей родного языка, рассматривается его роль и место при изучении русского языка в национальной школе. В работах Г.Г.Буржунова (по методике начального обучения русскому языку в национальной школе), Ш.А.Мирзоева (по использованию народных традиций в вопросах обучения и воспитания в дагестанской национальной школе),

С.М.-Гулиевой (по развитию речи учащихся на уроках родного языка) широко освещены вопросы, связанные с обучением младших школьников родному языку. Проблема развития устной речи учащихся городской школы при обучении родному языку в начальных классах поставлена в исследовании Н.Г.Дамба. В работах М.Р.Мусаева затрагиваются вопросы организации самостоятельной работы учащихся на уроках родного языка в начальных классах абхазской школы. С.Ф.Жуйков говорит о психологических основах повышения эффективности обучения детей родному языку, Н.Н.Курпешко - об основах обучения родному языку в начальной школе в условиях двуязычия; они изучают психологические, лингвистические, методические и общедидактические основы обучения родному языку. В исследовании И.Х.Сукуновой вопросы взаимосвязанного обучения русскому и родному языкам рассматриваются в специфических этнических условиях осетинской школы.

Значительный материал по организации процесса обучения в городских школах со смешанным составом учащихся содержится в работах Э.Г.Гарунова, где анализируются объективные социальные факторы, способствующие возникновению и функционированию школ, в которых совместно (в одних и тех же классах) обучаются дети разных национальностей, а обучение ведется на русском языке. Вместе с тем анализ научно-педагогической литературы по теме исследования свидетельствует о том, что нет еще целостной системы в осуществлении воспитания учащихся начальной школы средствами родного языка, не нашли достаточного отражения вопросы организации обучения и воспитания учащихся с помо^ шью родного языка в городских школах со смешанным национальным составом учащихся. Кроме того, большинство педагогических исследований посвящено вопросам преподавания родных языков в национальной школе.

Результативность воспитания и развития учащихся во многом зависит от осознания и учета тех специфических особенностей, которые характерны для начальной школы. Если исходить из этих позиций, у нас в Дагестане функционирует несколько типов начальных классов, существенно отличающихся по национальному составу учащихся, языку обучения. Одним из таких типов являются начальные классы, где совместно обучаются дети разных национальностей, В одних источниках их называют школами совместного обучения, в других - школами с многонациональным составом учащихся, а наиболее часто используется название "школы со смешанным национальным составом учащихся".

Школы, где совместно обучаются дети разных национальностей, в Северокавказском регионе появились еще XIX в., а в последние десятилетия они стали широко распространенным явлением, которому способствовали процессы миграции и урбанизации населения, В настоящее время почти все школы, расположенные в городах и рабочих поселках нашей республики, стали многонациональными по составу учащихся. В таких школах обучается большая часть школьников Дагестана, и это объясняется тем, что в условиях многонациональной республики урбанизация приводит к тому, что растет пестрота национального состава жителей городов и многих сел, расположенных в приморских и северных районах республики.

Само совместное обучение детей разных национальностей играет положительную роль в социальном развитии многонациональной республики. Оно стало одним из факторов сближения и единения народов, проживающих в Дагестане. Обучение в школах с многонациональным составом благоприятствует тому, что представители малых народов овладевают русским языком и получают возможность продолжать образование в любых

учебных заведениях страны и работать в любой отрасли современного производства.

Однако в работе данных школ возникает целый ряд специфических трудностей и проблем, которые оказались недостаточно изученными и слабо разработанными. Одним из них является проблема организации обучения младших школьников своим родным (национальным) языкам.

До недавнего времени обучение родным (дагестанским) языкам в городских школах вообще не было организовано. Значительная часть детей и подростков, обучавшаяся в этих школах, не овладевала своим национальным языком, что зачастую приводило к отрыву их от жизни родного народа. Если эти процессы будут пущены на самотек и не будут приняты действенные меры по обеспечению преемственности поколений в развитии национальной культуры, то есть опасение, что некоторые дагестанские этносы, проживающие в республике, в ближайшее столетие могут исчезнуть. Для предотвращения такой национальной катастрофы возникает необходимость поиска продуманной педагогической системы обучения учащихся родным языкам.

Многие проблемы организации обучения учащихся их родным языкам в школах полиэтнической среды еще не решены или решены не на должном уровне. Актуальность этих проблем возрастает и с теми установками, которые изложены в постановлении правительства Республики Дагестан «О языковой политике РД», в законах РД «О культуре», «О личной и общественной нравственности». Особое внимание уделяется в них необходимости не только возрождения родных языков (особенно малых народов), но и максимально эффективного применения их потенциала в воспитании и обучении подрастающего поколения.

Актуальность проблемы, ее недостаточная разработанность позволили выбрать тему исследования - «Формирование этнокультуры млад-

ших школьников средствами родного языка».

Цель исследования - определить возможности повышения эффективности формирования этнокультуры учащихся начальных классов многонациональных школ средствами родного языка.

Объектом исследования является процесс организации обучения и воспитания средствами родного языка в начальных классах со смешанным составом учащихся.

Предметом исследования является формирование рациональных этнокультурных норм младших школьников средствами родного языка в школах с указанным национальным составом учащихся.

В соответствии с проблемой и объектом, предметом и целью исследования сформулировали следующие задачи:

теоретический анализ научно-педагогической и психологической литературы по исследуемой проблеме и социально-педагогическое изучение состояния (опыта) обучения родному языку в школах со смешанным национальным составом учащихся;

определение потенциала родного языка как этнокультурного фактора интеллектуального и духовного развития учащихся;

выявление оптимальных педагогических условий зтнопедагогизации учебно-воспитательной работы в школах полиэтнической среды, а также путей и форм творческого использования национальной культуры средствами родного языка в образовательной практике;

содействие индивидуализации обучения учащихся с учетом особенностей этнопсихологии, традиций народной педагогики, региональной и национальной культуры;

создание теоретически обоснованной дидактической системы, где эт-носфера и личность были бы достаточно полно представлены в со-

держании образования и способствовали развитию личности школьника и возрождению национальной культуры.

В ходе работы над диссертацией была выдвинута гипотеза: эффективность формирования этнокультуры младших школьников средствами родного языка повысится, если:

выявить этнокультурный воспитательно-образовательный потенциал родных языков;

обучать родному языку, способствуя интеллектуальному и духовному развитию учащихся;

основать нравственное воспитание школьников на словесных средствах родного языка (скороговорках, загадках, пословицах, поговорках, сказках, легендах);

создать учебно-методическую базу психолого-педагогического восприятия окружающего мира средствами родного языка и речи;

учесть индивидуальные особенности учащихся младшего школьного возраста.

Методологической основой исследования явились фундаментальные труды культуроведов и лингвистов о роли языка как важнейшего средства человеческого общения, хранения и передачи информации, современные положения, разработки, концепции, законы и труды отечест^ венных, зарубежных педагогов и психологов о роли и значении языка в развитии и воспитании человека в конкретном многонациональном социуме, о своеобразии и самобытности культурных традиций разных народов, о гармоничном развитии личности посредством усвоения духовно-нравственных ценностей народа.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования:

  1. Теоретический анализ научно-педагогической и психологической литературы, изучение нормативных документов, программ, архивных источников, связанных с темой диссертации.

  2. Изучение и анализ состояния организации обучения родным языкам в начальных классах с разной языковой подготовкой с помощью методики тестирования (анкетирования), беседы, анкетного опроса и т.п.

  3. Опытно-экспериментальная работа с целью проверки эффективности предлагаемых рекомендаций по организации процесса обучения родным языкам и формировании этнокультуры: изучение и обобщение передового педагогического опыта.

Ваза исследования. Экспериментальную базу исследования составили: начальные классы, где совместно обучаются дети разных национальностей, с разной степенью владения своим родным языком (школа №6 п. Ново-Хушет, школа №8 г. Махачкалы, Адыге-Хабльская средняя школа КЧР).

Всего исследованием было охвачено 1849 учащихся г. Махачкалы, 600 студентов очного и заочного обучения 1-5 курсов факультета начальных классов ДІЛУ, окончивших школы со смешанным национальным составом учащихся, 620 учащихся начальных классов КЧР, 30 учителей начальных классов.

Исследование проводилось в три этапа:

I. Диагностический этап (1994-1996 гг.). На этом этапе была определена область исследования, ее проблемы; изучалась психолого-педагогическая литература по формированию этнокультуры, научные труды в области этнопедагогики, методологии и методов педагогического исследования; обобщался передовой педагогический опыт учителей начальных классов; изучались особенности организации обучения родным языкам учащихся многонациональных школ; проводились наблюдения, беседы с

учителями, учащимися, родителями, анкетирование, анализ программ и учебников по родным языкам.

Все это позволило сделать выводы на основе осмысления литературы и эмпирического материала, используя данные констатирующего эксперимента, наметить задачи дальнейшей исследовательской работы, разработать предложения и рекомендации по теме исследования. Был организован первый этап формирующего эксперимента в школах №8, №6, №37 г. Махачкалы. В ходе его проведения мы стремились направить все усилия на подтверждение намеченных целей, задач и формирование гипотезы исследования.

II. Опытно-экспериментальный этап (1996-1999 гг.) - продолже
ние изучения психолого-педагогической литературы по теме исследования,
возможностей использования традиции дагестанского, абазинского и чер
кесского народов в формировании этнокулътуры младших школьников по
лиэтнической среды средствами родного языка; содержания и форм рабо
ты в данном направлении, используя апробированные на предыдущем эта
пе методы исследования. Был проведен основной этап формирующего экс
перимента, охвативший три экспериментальных и три контрольных класса
в школах - №8 г. Махачкалы, №6 п. Ново-Хушет и в Адыге-Хабльской
средней школе КЧР.

На этом этапе мы стремились направить свои усилия на реализацию общей гипотезы исследования и составленных на ее основе предложений и методических рекомендаций. Итоги этой работы проводились на:

научно-практических конференциях;

методических объединениях кафедры педагогики начального обучения ДГПУ.

III. Обобщающий этап (1999-2001 гг.) - проведение анализа, сопос
тавления и обобщения материала опытной работы, что дало возможность

уточнить и обогатить предположение об условиях эффективности формирования этнокультуры младших школьников посредством родного языка. Эти данные позволили сделать вывод о том, что наша гипотеза не противоречит полученным в ходе исследования результатам. Был обобщен собранный материал, и осуществлено оформление материалов и фактов исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования заключаются в анализе социальных, педагогических и психологических аспектов проблемы:

определении критерий и показателей в овладении учащимися начальной школы родным языком;

обосновании того, что родной язык - важнейший элемент в формировании этнокультуры младших школьников;

разработке и обосновании предложений и методических рекомендаций по организации процесса обучения и приобщения к культуре своего народа посредством языка.

Практическая значимость исследования заключается в том, что оно:

  1. вооружает учителей начальных классов многонациональных школ научно обоснованными предложениями и рекомендациями по формированию этнокультуры младших школьников с опорой на родной язык;

  2. позволяет определить цели и задачи предмета «Родной язык* в начальных классах со смешанным национальным составом учащихся, стабилизировать содержание данного предмета в конкретных условиях, совершенствовать учебные программы и учебники, обеспечить преемственность в обучении родным языкам и усвоении этнокультурных ценностей в начальных классах со смешан-

ным составом учащихся, внести существенные коррективы в подготовку и переподготовку учителей родных языков начальной школы с максимальным учетом особенностей классов со смешанным национальным составом учащихся. Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечено:

общими теоретическими положениями и их соотношением с практическими результатами,

применением методов исследования, адекватных основным направлениям работы, задаче и логике изучения проблемы, объекту и предмету исследования;

положительным результатом анализа статистических данных опытно-экспериментальной работы;

решением поставленных задач с позиции системного и деятельно-стного подходов;

методологической обоснованностью его исходных предпосылок соотнесением полученных данных с результатами других исследований.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в школах Дагестана и КЧР. Выборочным исследованием было охвачено более 15 школ Дагестана и КЧР.

Результаты исследования систематически докладывались на заседаниях методического совета ФНК; обсуждались на научно-практической конференции: «Актуальные проблемы современной начальной школы» (Махачкала, 1995 г.), на межвузовской научной конференции «Семейная этнопедагогика и современная национальная школа» (Карачаевск, 1996 г.); на научной сессии преподавателей и сотрудников ДГПУ (Махачкала, 1996 и 2000 гг.), на международной научно-практической конференции «Поли-

культурное образование на Северном Кавказе: проблемы, тенденции, перспективы» (Махачкала-Пятигорск, 2000 г.); на всероссийской научно-практической конференции (Махачкала, 2001 г.).

Внедрение результатов исследования осуществлялось путем их использования в работе школ г. Махачкалы и Адыге-Хабльской средней школы КЧР. Материалы диссертации были одобрены на кафедре педагогики начального обучения ДГПУ.

На защиту выносятся следующие положения:

  1. Педагогические традиции народов Северного Кавказа содержат в себе уникальный учебно-образовательный потенциал, посредством которого может быть успешно реализовано формирование этно-культуры учащихся начальных классов многонациональных школ.

  2. Целесообразность использования традиций национальной культуры в целях развития и обогащения духовного и нравственного мира учащихся начальных классов, растущих в полиэтнической среде и обучающихся в школах со смешанным составом.

  3. Обусловленность появления и распространения школ со смешанным национальным составом учащихся социально-экономической потребностью общества в условиях многонационального государства.

  4. Необходимость учета специфики родного языка (наряду с возрастными, индивидуальными и психолого-педагогическими особенностями) в процессе формирования этнокультуры младших школьников.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии.

Во введении раскрывается актуальность выбора темы, проблема, объект, предмет; определяются цели и задачи, гипотеза, методологическая основа и методы исследования.

Первая глава «Этническая культура как общественная и личная ценность в образовательном процессе» посвящена анализу роли родного языка как главного носителя национальной культуры и его значимости, как важнейшего фактора духовного и интеллектуального развития представителей новых поколений. Серьезной помехой этого является то, что определенная часть детей не владеет родным языком. Довольно часто он не играет роли родного языка и не способствует развитию их духовного мира и интеллектуального развития. Отсюда своевременное и полное овладение родным языком необходимо для возрождения уважения к своему этносу, к истокам, национальному менталитету и культуре.

Во второй главе «Этнопедагогизация учебно-воспитательного процесса начальной школы со смешанным составом учащихся средствами родного языка» рассмотрены вопросы появления и распространения в Дагестане школ со смешанным составом учащихся, где совместно обучаются дети разных национальностей. Отмечено, что широкому распространению этих школ в Дагестане способствовали процессы миграции и урбанизаци-ии в условиях многонационального состава учащихся. Определены критерии и показатели подготовленности учащихся к использованию родного языка в развитии культуры. Анализируется опыт экспериментального изучения формирования этнокультуры младших школьников средствами родного языка, теоретически и экспериментально обосновываются пути повышения эффективности в усвоении этнокультурных ценностей учащимися начальных классов.

В заключении формулируются общие итоги исследования и намечаются перспективы дальнейшей работы.

Язык - главный носитель национальной культуры

Накануне нового тысячелетия в мировом образовательном процессе наметились тенденции, свидетельствующие о его развитии в контексте общей и этнической культуры.

"Основным методом проектирования и развития образования становится культурологический подход, ориентирующий систему образования на диалог с культурой человека как ее творца и субъекта, способного к культурному саморазвитию.

Сегодня мировая культура выглядит многоликой панорамой национальных культур, в которой происходит смещение различных этносов и этнических культур. Заметно стремление каждой нации сохранить свои национальные ценности, прежде всего язык, искусство, традиции, обычаи, свою этническую ментальность. В результате человек находится на рубеже культур, взаимодействие с которыми требует от него понимания, уважения культурной идентичности других людей" [29, с. 37].

Такое образование, на наш взгляд, поддержит индивидуальность и развитие учащихся, их отношение к родному языку и традициям предков.

В настоящее время наблюдается повышенный интерес ученых к исследованию этнической культуры. Она рассматривается как часть общечеловеческой культуры, имеющая своим содержанием мировой педагогический опыт, как смена культурных эпох и соответствующих им педагогических цивилизаций (М.В.Богуславский, Е.В.Бондаровская, А.П.Валицкая, Т.А.Виленский, А.В.Вильвовская, Г.Ф.Карпова, И.А.Коменикова, З.И.Равкин, Н.А.Шеховская, Е.И.Шпанов).

Важнейший элемент духовной культуры - это многовековой опыт жизни, морали и творческих созиданий народа. Поэтому надо суметь заложить в программы начальной школы систему знаний о своеобразии родного края, что способствует становлению личности, небезразличной к судьбе своей "малой Родины"; разобрать систему обучения с учетом специфики региональных условий.

Еще К.Д.Ушинский считал, что необходимо развивать у детей "инстинкт местности", где они живут, т. е. знание своего непосредственного окружения и умение сопоставлять его с изучаемым материалом, с элементами географии, истории, родного языка, краеведения... Национально-региональная система образования должна учитывать национальные традиции, особенности, менталитет народа, проживающего на данной территории; идеи развития национальной культуры, опыт народной педагогики.

Особенность дагестанской культурно-педагогической традиции состоит в безусловном приоритете воспитания в образовательном процессе. "Образование без воспитания есть дело ложное и опасное", - писал известный педагог И.А.Ильин [88, с. 300].

История образования свидетельствует: если воспитание перестает отвечать на вопрос, как жить достойно, оно становится ненужным и наступает кризис. Общество утрачивает свои гуманистические функции, пере-стает быть питательной средой духовного и нравственного развития личности. Воспитание должно, на наш взгляд, стать средством возрождения национальной культуры, восстановления нравственности.

"Духовность" - исконно русское понятие, в нем запечатлен феномен национального характера, сущность которого всегда выражали нравственные искания истинных ценностей и смыслов жизни. Поэтому задача педагогов развивать в учащихся духовность на основе ценностей культуры предков, традиций, родных языков, Овладение устными формами общенционального языка в повседневной жизни имеет гораздо большее значение, чем усвоение культуры письменного изложения.

Социологический подход к изучению проблемы культуры языка в условиях многонационального государства имеет свои особенности, которые определяются объектом рассмотрения в конкретной языковой ситуации.

Здесь можно наметить такие аспекты:

1) вопросы культуры языка и речи в условиях родной языковой среды;

2) вопросы культуры речи и языка межнационального общения;

3) вопросы культуры родного языка и речи живущих среди других (иноязычных) народов;

4) вопросы культуры языка и речи, связанные с взаимовлиянием родного языка и языка межнационального общения.

Культура языка и культура речи не могут быть сведены только к чисто языковой форме выражения содержания.

Понятия "культура языка" и "культура речи" охватывают языковую форму и содержание высказывания или изложения в их единстве. Культура языка и речи должна отвечать этническим и эстетическим задачам воспитания человека. С культурой языка и речи несовместимы вульгарные выражения, развязный жаргонный стиль, напыщенность или сумбурность изложения.

Культура языка и речи занимает важное место в духовном развитии подрастающего поколения, его этническом и эстетическом воспитании, в повышении его культурного и общеобразовательного уровня.

Роль родного языка в интеллектуальном развитии учащихся

В настоящее время высшая школа стоит на пороге перемен. Начатая в нашей стране реформа общеобразовательной школы означает перестройку всех звеньев образования. В основных направлениях экономического и социального развития выдвинута задача: осуществлять курс на подготовку в высшей школе специалистов широкого профиля. Это, несомненно, будет способствовать дальнейшему духовному развитию учащихся. Нравственное воспитание продолжается всю жизнь: от школьной скамьи до глубокой старости. Уже в начальной школе закладываются нравственные нормы, оценки и привычки. Задача учителя - приобщить их к богатствам культуры, языка предков и традициям. Нет необходимости доказывать важность родного языка и речи в развитии интеллекта учащихся. Главное - уловить дух языка. Ведь через родной язык, освоив свою национальную культуру, идет наш ученик к мировой культуре уже на высшем этапе обучения.

Если основы не будет, то дальше будет схоластика - никакой преемственности и последовательности в обучении. Любое многонациональное государство не может нормально развиваться, если не будут благоприятные условия для нравственного, эстетического и умственного развития учащихся. Овладение своим национальным языком необходимо для того, чтобы они не потеряли духовные связи со своим народом, с национальной культурой того народа, к которому принадлежат.

Итак, своевременное и полное овладение родным языком необходимо не только для обеспечения их нормального духовного развития, но и для развития интеллекта учащихся и умственных способностей на современном этапе развития общества.

Показателем умственного развития является мышление, связанное с языком и речью. Отсюда, как отмечает Л.П.Федоренко, интеллект появляется на ступени раннего детства и интенсивно совершенствуется в дошкольном, младшем школьном и подростковом возрасте. Однако он развивается и совершенствуется только при непременном условии овладения речью. Без речевого общения человечество не может существовать. Следовательно, главной задачей обучения на родном языке является подготовка учащихся к тому, чтобы они могли четко, ясно выражать мысли и суждения на этом языке. Восприятие письменной речи предполагает "вживание" ученика в этикет. Овладевая письменной родной речью, школьник должен научиться излагать мысли так, чтобы они были понятны.

В школе с многонациональным составом учащихся серьезной помехой в решении этой задачи становится тот факт, что та или иная часть детей не овладевает национальным языком. Довольно часто он не играет роли родного языка и не способствует развитию их духовного мира и интеллекта. А между тем, родной язык - это специфическая форма национальной культуры, несущая информацию из глубины веков. Необходимое условие развития мышления - это развитая речь. Высказывание психолога С.Л. Рубинштейна гласит о том, что мышление формируется через посредство языка и речи, что сама формулировка мысли в слове приводит к тому, что ребенок в результате лучше понимает нечто, чем до словесной формулировки своей мысли: формируясь, мысль формируется [179, с. 410].

Рост запаса слов у детей зависит от условий, в которых они растут и развиваются, от культуры речи родителей и других факторов. Разумеется, усвоение словаря родного языка - процесс сложный и охватывающий длительный период его жизни.

В соответствии с задачами развивающего обучения дети должны не просто приобрести знания, умения, навыки, но и овладеть творческим подходом к учебной деятельности, приобрести устойчивые интересы и мотивы учения, потребность в постоянном самообразовании.

В связи с этим на первый план выдвигаются задачи умственного развития, формирование творческого мышления учащихся. Поэтому одна из важнейших задач в обучении учащихся родному языку - это развитие речи и ее культуры, ясности и точности в выражении мыслей и чувств. Умение говорить красноречиво считается богатством, поэтому прекрасные чувства, мысли передаются с помощью языка. Фундамент овладения правильной родной речью должен быть заложен в начальных классах.

История становления и развития школ со смешанным составом учащихся в Дагестане

Языковые отношения, являясь частью национальных, оказывают существенное влияние на формирование взаимоотношений людей разных наций. История каждого национального языка тесно связана с историей этнической общности, которая является его носителем.

Известно, что каждый народ имеет право на самовыражение на родном языке без каких-либо ограничений. Первый язык, которым овладел ребенок в детстве, дает представление об окружающем мире, родной культуре, нации, истории. Язык (родной) является существенным элементом национальной культуры и важнейшим средством ее развития. Язык как основная форма проявления культуры находит отражение в национальной психологии и выступает как средство передачи всего богатства и разнообразия человеческих чувств, переживаний. Языковая политика государства должна гарантировать как равноправное и свободное развитие национальных языков, так и овладение языком межнационального общения. Значение его в жизни полиэтнического социума, кроме того, определяется тем, что он выступает и как важный психологический фактор. Языковые различия порою служат существенным барьером в общении людей.

Объективные препятствия, которые этот барьер создают, усугубляются социально-психологическими факторами. Наличие общедоступного межнационального языка общения во многом предупреждает это явление. В современных условиях чрезвычайно усиливается потребность целых народов в экономическом, политическом и культурном обмене, в личных контрактах. Миграционные процессы усиливают многонациональность состава населения, и потребность в овладении языком межнационального общения соответственно возрастает.

При решении этноязыковых проблем следует исходить из учета исторических традиций, экономических, политических, культурных интересов каждого региона.

Вопросы изучения родных языков регулируются законодательством этих республик. Задача национальной школы - дать учащимся начальной школы право на самовыражение на языке предков, воспитание культуры межнационального общения, любви к малой родине, родному языку, культуре, чувство национальной принадлежности, гордости, достоинства. В воспитании детей в духе гражданственности и российского патриотизма учитель должен исходить из того, что все они имеют родные языки и чувство национального самосознания, в котором находят свое отражение историческое прошлое и настоящее своего народа, специфика самобытной культуры, традиций, психологии.

Новая образовательная политика по отношению к малочисленным народам Дагестана: агулам, рутульцам, цахурам, численность которых составляет 43,8 тыс. человек, способствует сохранению их генофонда и возрождению языков. В последнее время для этих народностей создана письменность на родных языках, издаются программы, учебники и методическая литература для I-IV и V-XI классов школы. Осуществляется программа подготовки учителей для них с родным языком общения. Процесс этнического развития и сближение со всеми дагестанскими народами - явление объективное, вызванное потребностями экономического и культурного развития этих народов. Школа является важнейшим фактором регулирования национальных отношений, звеном сохранения национальной культуры, средством воспитания российского патриотизма, дружбы и веротерпимости. Свертывание национальной школы, утрата ее национальных особенностей привели к тому, что многие языки потеряли свою значимость и были вытеснены в бытовую сферу. Так, из школьного курса были выведены краеведение, родная история, сокращен объем преподавания в учебном плане родных языков. Это, на наш взгляд, нанесло огромный ущерб и стало основной причиной кризиса в межнациональных отношениях.

После развала Советского Союза возникло движение за возрождение национальной школы. Ставится задача расширить функции родного языка (как языка обучения и учебного предмета), усилить национально-культурные ориентации с тем, чтобы ученик стал носителем полной, российской и мировой культур.

Похожие диссертации на Формирование этнокультуры младших школьников средствами родного языка (На примере начальных школ республик Северного Кавказа)