Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью Виниченко, Вера Афанасьевна

Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью
<
Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Виниченко, Вера Афанасьевна. Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Виниченко Вера Афанасьевна; [Место защиты: Вост.-Сиб. гос. акад. образования].- Иркутск, 2011.- 208 с.: ил. РГБ ОД, 61 11-13/1199

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретико-методологические основы формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью

1.1. Проблема межэтнической толерантности личности в философской и психолого-педагогической литературе 14

1.2. Методологические подходы к формированию межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью 38

1.3. Модель формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью 61

Выводы 76

ГЛАВА II. Педагогическое обеспечение формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью в воспитательно-образовательном процессе вуза

2.1. Диагностика межэтнической толерантности студентов 81

2.2. Деятельностная система формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью 108

2.3. Реализация практико-ориентированных форм и методов формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью 131

Выводы 155

Заключение 159

Библиография 165

Приложения 186

Введение к работе

Актуальность исследования. Начало XXI в. характеризуется интенсивным развитием средств медиа и инструментов коммуникации между аудиториями, различными по национальному, конфессиональному или экономическому положению. Установление и расширение связей международного сотрудничества приводят к росту и интенсификации межнационального общения, которое может быть затруднено вследствие различий в традиционных культурных обычаях и ритуалах, общепринятых ценностях, религиозных воззрениях, образе жизни. В связи с этим требуется обеспечить качество профессиональной подготовки специалистов, работающих в сфере массовых коммуникаций.

В данной ситуации вопрос формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью становится актуальной педагогической проблемой теории и практики. В то же время анализ практической деятельности вузов позволяет сделать вывод о недостаточности внимания к проблеме формирования межэтнической толерантности как качества личности обучающихся. Таким образом, социальный заказ общества актуализирует задачу формирования личности будущего специалиста, демонстрирующего межэтническую толерантность и компетентность в повседневных контактах с полиэтничной целевой аудиторией.

Данные требования определены в Национальной образовательной политике Российской Федерации, в которой указывается на расширение масштабов межкультурного взаимодействия народов России, актуализирующее процесс формирования у обучающихся коммуникабельности и толерантности, предполагающих исключение национализма, сепаратизма и ксенофобии.

На основании проведенного анализа философской, психолого-педагогической, этнопсихологической, этносоциологической, культурологической литературы по теме диссертации мы можем сделать вывод: в науке существуют идеи, методологические подходы, теоретические положения, концепции, значимые в решении вышеуказанных задач.

Методологической основой в изучении вопроса развития межэтнической толерантности как качества личности являются философские работы различных исследователей. Дж. Локк, Т. Гоббс, Вольтер, И. Кант представляют толерантность в качестве общественной нормы жизни человека и государства, способной примирить людей разной веры и нации. Л.В. Скворцов, В.А. Лекторский, Р.Р. Валитова, О. Хеффе, П. Николсон понимают межэтническую толерантность как необходимое качество современной развитой личности человека в связи с проблемой установления равноправных отношений с представителями иного этноса.

Психологические основы толерантности разрабатываются такими исследователями, как А.Г. Асмолов, С.Л. Братченко, Л.М. Дробижева, В.Г. Крысько, Н.М. Лебедева, Г.С. Кожухарь, М.С. Мириманова, В.С. Собкин, Т.Г. Стефаненко, в трудах которых рассмотрены самые разные ее виды, функции, механизмы, феноменология, формирование и ее развитие.

Вопросы формирования межэтнической толерантности учащихся и студентов затронуты в работах А.Н. Зятькова, Ю.П. Ивковой, Л.П. Ильченко, О.Ю. Межиной, Е.А. Пугачевой, О.Г. Шавриной, Ю.С. Яценко и др. Особенности формирования межэтнической толерантности в общеобразовательных учреждениях раскрыты в исследованиях З.Г. Гасанова, З.Ф. Мубиновой, В.А. Тишкова, Р.Н. Сафиной и др.

Педагогика толерантности разрабатывает общие подходы к формированию данного личностного качества, представленные в работах А.Г. Асмолова, Е.Ю. Клепцовой, В.С. Кукушкина, Л.И. Семиной и др.

Проблемы подготовки будущих специалистов по связям с общественностью отражены в трудах Н.В. Веремьёвой, К.А. Пащенко, С.В. Реттих, А.С. Степанова, М.А. Фурманова, О.В. Шевченко и др.

Особенности профессионального обучения студентов в региональной системе высшего образования в Республике Саха (Якутия) освещены исследователями А.А. Григорьевой, Д.А. Даниловым, А.В. Ивановой,

В.П. Игнатьевым, А.В. Мордовской, Н.Д. Неустроевым, И.И. Портнягиным, О.Н. Птицыной, Т.Т. Саввиновым и др.

Философская интерпретация понятия «толерантность» представлена в работах якутских исследователей Е.М. Махарова, В.Д. Михайлова,

Т.М. Михайловой, А.Г. Новикова, П.З. Тобукова.

Специфика формирования толерантности у обучающихся школьного возраста в Республике Саха (Якутия) стала предметом научного исследования в работах Л.М. Ивановой и Т.С. Таюрской. Педагогика межнационального общения составляет сферу научного интереса Л.С. Ядрихинской. Формирование и изменения ценностных структур сознания народов Якутии исследованы У.А. Винокуровой.

Вместе с тем можно утверждать, что проблема формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью в воспитательно-образовательном процессе вуза не исследовалась полно и всесторонне. Научного решения требуют такие аспекты проблемы, как определение методологических подходов и разработка содержания педагогической деятельности в системе профессиональной подготовки студентов, обеспечивающих эффективное формирование межэтнической толерантности обучающихся.

Опираясь на вышеизложенное, отметим, что в настоящее время возникают противоречия, требующие решения в образовательной практике вузов:

между характерной поликультурностью и полиэтничностью современного общества и недостаточной подготовленностью студента к толерантному межнациональному общению;

между наличием потребности в высококвалифицированных, компетентных в вопросах межэтнического взаимодействия профессионалах и отсутствием педагогического обеспечения формирования межэтнической толерантности будущих специалистов по связям с общественностью в вузе;

между потребностью студентов в проявлении межэтнической толерантности в межнациональных контактах и недостаточными знаниями о целесообразных способах межкультурного взаимодействия в социуме.

Вышеизложенное определило научную проблему нашего исследования: каковы педагогические условия формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью?

Актуальность проблемы, ее теоретическая значимость и имеющиеся противоречия в образовательной практике вузов предопределили выбор темы исследования «Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью».

Объект исследования – процесс формирования межэтнической толерантности студентов.

Предмет исследования – педагогические условия формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью.

Цель исследования – определение, теоретическое обоснование и опытно-экспериментальная проверка педагогических условий формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью.

Гипотеза исследования основана на предположении, что формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью будет эффективным, если:

- реализуется деятельностная система подготовки будущих специалистов по связям с общественностью на основе концепции контекстного обучения, предусматривающая необходимость преподавания факультативного курса по межкультурной коммуникации, введение в содержание занятий материала по проблемам межнационального общения;

- используются социальные и воспитательные возможности образовательной интеграции учебных дисциплин и внеучебной деятельности будущих специалистов по связям с общественностью с медиаобразованием, способствующие созданию ценностно-смысловой системы отношений, интериоризации студентом общечеловеческих ценностей, лежащих в основе развития межэтнической толерантности;

- создается толерантное медиапространство учебной среды, формируемое путем разработки и распространения медиатекстов, сотрудничества студентов с медиаканалами, раскрывающего социальный потенциал медиакультуры как незаменимого источника развития межэтнической толерантности личности.

Задачи исследования:

  1. Определить теоретико-методологические основы формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью.

  2. Обосновать возможности воспитательно-образовательного процесса в вузе для формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью.

3. Выявить критерии и уровни сформированности межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью.

4. Разработать теоретическую модель формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью.

5. Составить научно-практические рекомендации по формированию межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью.

Теоретико-методологическая основа исследования: философские положения о толерантности как принципе общения на основе терпимости и уважения к чужому образу жизни (Р.Р. Валитова, В.А. Лекторский, Е.М. Махаров, В.Д. Михайлов, Т.М. Михайлова, П. Николсон, Л.В. Скворцов, П.З. Тобуков, М.Б. Хомяков, О. Хеффе); фундаментальный тезис этнопсихологии и этносоциологии о взаимосвязи этнической идентичности и межэтнической толерантности (Дж. Берри, Л.М. Дробижева, Н.М. Лебедева, Г.У. Солдатова); основополагающие идеи межкультурной коммуникации (С.А. Арутюнов, Т.Г. Грушевицкая, А.П. Садохин, С.Г. Тер-Минасова и др.); концепции развития социальной личности в деятельности (Л.С. Выготский, С.Л. Рубинштейн), формирования национального самосознания на основе принципа противопоставления «мы - они», где центральным механизмом структурирования самосознания является идентификация (В.С. Мухина, Б.В. Поршнев); концепция контекстного обучения (А.А. Вербицкий); теоретические положения системного (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, В.С. Леднев, В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин), культурологического (М.М. Бахтин, В.С. Библер, М.С. Каган), личностно-деятельностного (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, А.Н. Леонтьев,

И.С. Якиманская), компетентностного (В.И. Байденко, А.Г. Бермус,

В.В. Краевский, Д. Равен, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторской) подходов к профессиональной подготовке студентов; идеи педагогики и психологии толерантности (Т. Адорно, С.Л. Братченко, Г.С. Кожухарь, М.С. Мириманова, Г. Оллпорт, В.С. Собкин, Г.У. Солдатова, С.Т. Стефаненко); теории культуры межнационального общения (Н.А. Асипова, З.Г. Гасанов, Р.И. Кусарбаев,

В.П. Комаров, И.И. Серова), медиаобразования и медиакультуры

(Л.М. Баженова, Е.А. Бондаренко, Н.Б. Кириллова, С.Н. Пензин, А.В. Спичкин, Ю.Н. Усов, А.В. Федоров, А.В. Шариков, С.А. Шеин); ключевые принципы теории связей с общественностью (И.В. Алешина, М.Б. Горкина, Ф. Китчен, Дж. Маркони, Г.Г. Почепцов, А.Н. Чумиков).

Методы исследования: теоретический анализ философской, психолого-педагогической, этнопсихологической, этносоциологической, культурологической литературы, сопоставительный анализ учебно-программной документации, моделирование, педагогический эксперимент, наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, изучение результатов деятельности студентов, статистическая обработка полученных результатов.

Экспериментальная база исследования: филологический факультет ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова». В опытно-экспериментальной работе приняли участие 117 студентов.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа, с 2005 по 2010 гг.

На первом этапе (2005-2006 гг.) осуществлены теоретический анализ и осмысление исследуемой проблемы; изучение философской, психолого-педагогической, этнопсихологической, этносоциологической, культурологической литературы по изучаемому вопросу; конкретизация исходных положений, объекта и предмета, цели и задач, гипотезы исследования; разработка программы опытно-экспериментальной работы; определение педагогических условий по формированию межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью.

На втором этапе (2006-2009 гг.) проведена опытно-экспериментальная проверка теоретической модели и педагогических условий формирования межэтнической толерантности у студентов в процессе обучения, включающая констатирующий, формирующий и заключительный этапы.

На третьем этапе (2009-2010 гг.) проведены обработка, анализ и интерпретация результатов, полученных в ходе эмпирического исследования; уточнение и коррекция теоретических положений; разработка научно-практических рекомендаций; сформулированы выводы; осуществлено оформление диссертации.

Научная новизна исследования:

- уточнено понятие «межэтническая толерантность», рассматриваемое как интегративное качество личности человека, основанное на позитивной этнической идентичности, проявляющееся в уважительном отношении к представителям иного этноса, взаимодействие с которыми определяют принципы культуры межнационального общения;

- обосновано применение системного, культурологического, личностно-деятельностного и компетентностного подходов к организации воспитательно-образовательного процесса в вузе, направленного на развитие межэтнической толерантности как качества личности и показателя компетентности будущего специалиста по связям с общественностью;

- выявлены основные компоненты (когнитивный, эмоциональный, поведенческий), уровни (низкий, средний, высокий) сформированности межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью, критерии ее оценки (целостность знаний о межэтнической толерантности; отношение к культурной специфике различных этнических групп; наличие умений и навыков взаимодействия с представителями иного этноса);

- определены, теоретически обоснованы и опытно-экспериментальным путем проверены на практике педагогические условия, обеспечивающие формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании теоретико-методологических основ, теоретической модели формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью, состоящей из целевого (цели, задачи, принципы), содержательного (функции, основные направления деятельности), процессуально-деятельностного (этапы, педагогические условия, формы, методы), оценочно-результативного (критерии, показатели, уровни сформированности межэтнической толерантности) компонентов, системообразующих связей, влияющей на развитие исследуемого качества личности студента в процессе обучения в вузе.

Практическая значимость исследования состоит в разработке научно-практических рекомендаций по формированию межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью, подготовке учебно-методических комплексов дисциплины «Современные международные отношения», факультатива «Межкультурная коммуникация в PR», имеющих практико-ориентированную направленность.

Достоверность и обоснованность полученных результатов исследования обеспечиваются совокупностью философских, психолого-педагогических этнопсихологических, этносоциологических, культурологических предпосылок к решению проблемы формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью, методологическим обоснованием приоритетных идей, собственных теоретических позиций, использованием различных методов, соответствующих цели и задачам данной работы, соблюдением требований к технологии педагогического исследования, корректным применением статистических методов, репрезентативностью выборки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты обсуждались на международной («Национально-региональный компонент вузовского образования: проблемы и перспективы», г. Якутск, 2009 г.), всероссийских (с международным участием «Актуальные проблемы функционирования, преподавания и изучения русского языка и литературы в современных условиях», г. Якутск, 2008 г.; «Имидж региона – имидж России: современное состояние и ресурсы развития»,

г. Якутск, 2008 г.; «Проблемы формирования массового сознания в условиях межкультурной коммуникации», г. Якутск, 2009 г.; с международным участием «Семья – культура – образование в изменяющейся России», г. Балашов,

2009 г.), республиканской («Языковая ситуация и проблемы межкультурной коммуникации», г. Якутск, 2007 г.), региональной межвузовской («Инновационное обеспечение образовательной деятельности вуза», г. Якутск, 2008 г.) научно-практических конференциях, научно-методических семинарах, заседаниях кафедр педагогики педагогического института, рекламы и связей с общественностью филологического факультета ФГАОУ ВПО «Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова».

На защиту выносятся следующие положения:

1. Межэтническая толерантность представляет собой интегративное качество личности человека, основанное на позитивной этнической идентичности, проявляющееся в уважительном отношении к представителям иного этноса, взаимодействие с которыми определяют принципы культуры межнационального общения.

2. Процесс формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью включает три стадии контекстной подготовки в рамках деятельностной системы: учебно-познавательная, квазипрофессиональная, учебно-профессиональная. Интеграция учебных дисциплин и внеучебной деятельности будущих специалистов с медиаобразованием предопределяет эффективность воспитательно-образовательного процесса в вузе, актуализирующего интериоризацию студентом общечеловеческих ценностей, создание ценностно-смысловой системы отношений, способствующих становлению позитивной этнической идентичности обучающихся, необходимость которой обуславливает формирование межэтнической толерантности личности студентов.

3. Компонентами сформированности межэтнической толерантности студентов являются: когнитивный, эмоциональный и поведенческий, которые оцениваются по критериям: целостность знаний о межэтнической толерантности; отношение к культурной специфике различных этнических групп; наличие умений и навыков взаимодействия с представителями иного этноса, определяющие уровни (низкий, средний и высокий) сформированности исследуемого качества.

4. Теоретическая модель формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью состоит из следующих элементов: целевой (цели, задачи, принципы), содержательный (функции, основные направления деятельности), процессуально-деятельностный (этапы, педагогические условия, формы, методы), оценочно-результативный (критерии, показатели, уровни), системообразующих связей, направленных на развитие исследуемого качества личности обучающихся.

5. Процесс формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью становится эффективным, если соблюдаются следующие педагогические условия: реализация деятельностной системы подготовки будущих специалистов по связям с общественностью на основе концепции контекстного обучения; использование социальных и воспитательных возможностей образовательной интеграции учебных дисциплин и внеучебной деятельности будущих специалистов по связям с общественностью с медиаобразованием; создание толерантного медиапространства учебной среды путем разработки и распространения медиатекстов, сотрудничества студентов с медиаканалами.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложений.

Проблема межэтнической толерантности личности в философской и психолого-педагогической литературе

На современном этапе развития российского общества проблема толерантности личности стала одной из самых актуальных социально-педагогических проблем. Попытки разрешить вопрос формирования толерантной личности в многонациональной образовательной среде были предприняты в широком круге психолого-педагогических работ, результаты которых послужат основой для решения поставленной задачи в данном исследовании.

Вопросу формирования межэтнической толерантности личности посвящены исследования следующих авторов: Г.Г. Абдулкаримова [1], А.Н. Зятькова [75], Л.М. Ивановой [77], ИЛ. Ивковой [78], Л.П. Ильченко [80], М.Л. Мальчевской [120], О.Ю Межиной [125], Н.В. Мольденгауэр [133], Э.Ф. Мубиновой [135], Т.С. Таюрской [189], О.Г. Шавриной [212], Г.Р. Фархшатовой [199] и др.

Исследования общих вопросов педагогики и психологии толерантности представлены в работах А.Г. Асмолова [10], Е.Ю. Клепцовой [89], Г.С. Кожухарь [91], B.C. Кукушкина [102], В.Г. Крысько [99], Н.М. Лебедевой [105], М.С. Миримановой [127], М.И. Рожкова [161], B.C. Собкина [176], Г.У. Солдатовой [181], В.Ю. Хотинец [208] и др.

При выборе основных исходных положений для изучения выделенной проблемы мы исходили из того, что в условиях поликультурного образовательного пространства приоритетной становится задача развития и воспитания межэтнической толерантности как качества личности обучающихся.

Анализ теоретических работ по проблеме формирования межэтнической толерантности свидетельствует о том, что существуют различные трактовки данного понятия, и вследствие этого возникает необходимость определения сущности категорий «толерантность» и «межэтническая толерантность», а также факторов, влияющих на их становление и условий, обеспечивающих эффективность разрешения данной проблемы. В целях осмысления современного состояния проблемы обратимся к истории вопроса. О.Ю. Межина [125] в истории процесса становления понятия «толерантность» выделяет несколько этапов в зависимости от критериев: философско-христианский, духовно-нравственный, общественно просветительский; религиозно-общественный, философско культурологический, межгосударственный. Критериями определения данных этапов являются: основной носитель идеи толерантного сознания, эволюционные изменения содержания понятия «толерантность», временная смена носителей идей- толерантности.

На философско-христианском этапе основным носителем толерантного сознания является христианская философия, представленная в трудах Тертуллиана [191], в произведении древнерусской литературы «Поучение Владимира Мономаха» [63], Нагорной проповеди [28]. Содержательный аспект характеризуется разноплановостью понимания явления толерантности, которое трактуется как веротерпимость, взаимоуважение, равновесие и отказ от насилия, терпение. Данные положения легли в основу современного определения толерантности как нормы поведения человека и являются его смысловым ядром.

В процессе духовно-нравственного этапа происходит расширение семантических границ понятия «толерантность», которое рассматривается как способ преодоления конфликтов, основа мира, согласия и принятия. Рассматриваемое понятие теряет религиозную окраску. Основные носители толерантных идей являются философы и писатели эпохи Возрождения и Нового времени: Ф. Рабле [156], Т. Мор [134], Э. Роттердамский [163], Ф. Бэкон [38].

Толерантность на общественно-просветительском этапе приобретает новые смысловые грани. Деятельность таких просветителей как Дж. Локк [114], К.А. Сен-Симон [170], Д. Дидро [60], Монтескье [131] отразилась на появлении нового компонента в значении понятия «толерантность», которое определяется ими как миролюбие, единомыслие и естественный закон человека.

Религиозно-общественный этап отличается оформлением толерантности как общественной нормы жизни государства, способной примирить людей разной веры и нации. О толерантности рассуждают и пишут в своих трудах М. Лютер [116], Г.В. Лейбниц [109], Ж.Ж. Руссо [165], Т. Гоббс [52]. Вольтер создал «Трактат о толерантности» [45], где определил основные положения современных принципов толерантного сознания и поведения.

На философско-культурологическом этапе по-разному раскрывается содержание толерантности в трудах философов и общественных деятелей. Этика И. Канта включает идеи формирования толерантности граждан. Идеи толерантности проходят через всю российскую гуманистическую философию (B.C. Соловьев [182], Н.А. Бердяев [21], В.В. Розанов [162], П.А. Флоренский [201]). В опыте русской культуры XIX в. (Ф.М. Достоевский [62], А.А. Ухтомский [198], Л.Н. Толстой [195]) возникла традиция определения толерантности как понимания. Именно на данном этапе исследователи начали задумываться о границах толерантности, ее роли в политике и взаимоотношениях между различными нациями. На государственном этапе носителем идей толерантности выступает государство, которое позволило обрести ей нормативно-правовой характер и обратить внимание общественности, социальных институтов на возникновение проблемы формирования толерантной личности. В 1948 г. Генеральная Ассамблея ООН утверждает Всеобщую декларацию прав человека, в которой провозглашается, что все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью, поэтому должны поступать в отношении друг к другу в духе братства [58]. Идеи толерантности признаются Конституцией РФ (1993 г.). В ноябре 1995 г. ЮНЕСКО приняло Декларацию принципов толерантности, основополагающего международного документа, в котором провозглашаются принципы человеческого единения в мире, указаны пути их реализации.

На межгосударственном этапе проблема воспитания культуры межнационального общения, воспитания в духе мира, демократии, прав человека, взаимопонимания и согласия находит свое отражение в документе международного сообщества. В 1998 г. Генеральной Ассамблеей принята «Декларация о культуре мира», согласно которой все учатся жить вместе в мире и согласии, не применять насилие, утверждать справедливость и демократию. На данном этапе толерантность становится государственной политикой разных стран, которая способствует созданию стратегии развития полиэтнического общества, а также определяются аспекты воспитания межэтнической толерантности личности.

Таким образом, выделенные этапы в истории становления содержания толерантности, которое связано с расширением семантических границ данной категории, позволили определить эволюцию понятия «толерантность» и раскрыть его сущность в различные исторические периоды.

В истории вопроса мы наблюдаем не только смысловую эволюцию категории, но и изменение уровня характерной направленности понятия: от индивидуальной, межличностной до общественной, государственной толерантности. Очевидно, что со временем происходит рост масштаба поля деятельности, где она необходима и востребована.

Если в историческом прошлом толерантность была внутренним выбором, личным делом человека, то в современном мире государство заботится о формировании толерантного поведения своих граждан. Высшее учебное заведение является тем государственным институтом, где на постоянной основе необходимо систематически проводить активную учебно-воспитательную работу по формированию толерантной личности студента.

Касаясь вопроса о выборе той или иной концепции личности, отметим, что в представленном исследовании мы опираемся на положения культурно-исторической теории личности Л.С. Выготского и философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна. В культурно-исторической концепции Л.С. Выготский [47] трактует социальную среду не как «фактор», а как «источник» развития личности, следуя идее общественно-исторической природы психики. В его воззрениях личность есть понятие социальное, в которой представлено надприродное, историческое в человеке. Оно ставит знак равенства между личностью человека и его культурным развитием. Личность «не врожденна», но возникает в результате культурного развития.

Модель формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью

В контексте поставленных в исследовании задач приступим к разработке модели формирования межэтнической толерантности будущих специалистов по связям с общественностью, опираясь на труды СИ. Архангельского [7], Ю.К. Бабанского [15], В.П. Беспалько [25], Н.В. Кузьминой [101], И.Я. Лернера [113], В.А. Сластенина [175], Н.Ф. Талызиной [187] и др., посвященных моделированию образовательных процессов.

В начале рассмотрим само понятие «модель», применяемое в современной педагогической науке. Педагогическая модель характеризуется наличием упорядоченного множества взаимосвязанных структурных компонентов, целостностью, устойчивостью, неповторимостью. Структура модели - это способ установления устойчивых связей и отношений, а ее компоненты рассматриваются как части, вступающие в определенные связи и взаимодействующие друг с другом [7].

Н.В. Кузьмина считает, что моделирование образовательного процесса представляет собой своеобразное предписание того, каким он должен быть, какие функции и в какой последовательности должен выполнять каждый из его участников, чтобы результат был положительным [101].

Процесс построения модели исследуемого процесса мы начнем с установления исходных предпосылок; выявления возможностей вуза для оказания психолого-педагогической поддержки в ходе подготовки специалиста; определения педагогических условий, обеспечивающих успешность решения вышеуказанной проблемы. Методологические исходные положения модели формирования межэтнической толерантности будущих специалистов по связям с общественностью базируются на системном подходе, исследованию которого посвящены труды В.П. Беспалько [25], И.В. Блауберга [30], B.C. Леднева [108], В.Н. Садовского [167], Э.Г. Юдина [219] и др. Сущность системного подхода заключается в том, что относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолированно, а в их взаимосвязи, в системе с другими. Системный подход позволяет выявить общие системные свойства и качественные характеристики, составляющих систему отдельных элементов, учитывающий при этом внутренние и внешние условия.

Важной в рамках нашего исследования является теоретическая концепция «диалога культур» как плодотворного направления развития толерантной личности в сфере межнационального общения, ориентирующейся на приоритет гуманистических и гражданских ценностей в поведении, разработанную в трудах М.М. Бахтина [20], B.C. Библера [27], М.С. Кагана [82] и др. Также в русле идеи «диалога культур» ценной для нас является концепция медиаобразования, которая представляет собой процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации, получившая свое развитие в работах Н.Б. Кирилловой [87], С.Н. Пензина [146], Е.А. Столбниковой [185], Ю.Н. Усова [197], А.В. Федорова [200], А.В. Шарикова [213].

При личностно-деятельностном подходе к формированию межэтнической толерантности будущих специалистов по связям с общественностью мы опирались на концепции образовательного процесса Е.В. Бондаревской [31], И.А. Зимней [72] и др. При выборе основных исходных положений модели личность обучающегося мы рассматриваем как субъект учебного процесса (Б.Г. Ананьев [5], Л.С. Выготский [46], А.Н. Леонтьев [111], С.Л. Рубинштейн [164], Е.М. Никереев [139], В.А. Сластенин [175] и др.). Мы также исходим из того, что формирование межэтнической толерантности личности происходит в различных видах деятельности (П.Я. Гальперин [48], Т.В. Кудрявцев [100], А.Н. Леонтьев [112], С.Л. Рубинштейн [164], Н.Ф. Талызина [187] и др.), которая определяется, исходя из концепции контекстного обучения А.А. Вербицкого [44].

Компетентностный подход является не менее значимым направлением в подготовке специалистов в вузе, рассматриваемый в трудах И.А. Зимней [72], В.И. Байденко [17], А.Г. Бермус [22], В.В. Краевского [97], В.А. Медведева [124], Л.А. Петровской [147], Ю.Г. Татура [188], А.В. Хуторского [210], а также в работах зарубежных специалистов Д. Равена [157], Г. Халажа [203], В. Хутмахера [209].

Также мы включаем в исходные предпосылки исследования для разработки модели формирования межэтнической толерантности будущих специалистов по связям с общественностью следующие положения:

- интенсивные процессы социокультурных трансформаций, выражающиеся в расширении медиапространства, активно влияющего на общественное сознание и выступающего как незаменимый источник познания иных народов;

- модернизация системы высшего образования, связанная с процессами интенсификации межнационального общения, процессами миграции населения;

- потребность в высококвалифицированных, креативных, компетентных в особенностях межэтнического общения и обладающих личностной толерантностью будущих специалистов по связям с общественностью;

- ориентация воспитательно-образовательного процесса в вузе на развитие коммуникабельности, межэтнической толерантности, социальной активности, креативности, эмпатии, критического мышления.

Теоретический анализ и изучение ГОС ВПО по специальности 030602 -«Связи с общественностью», требований, предъявляемых к выпускнику вуза, позволили определить положения, которые должны быть положены в основу педагогической деятельности по формированию межэтнической толерантности будущих специалистов по связям с общественностью: подготовка компетентного специалиста посредством формирования межэтнической толерантности студентов на основе позитивной этнической идентичности;

формирование устойчивой потребности студента к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, связанной с познанием и созданием медиаматериалов по межнациональному общению;

развитие у студента личностных и профессионально значимых качеств на занятиях по дисциплине «Современные международные отношения» и во внеучебной деятельности.

При изучении процесса формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью в ходе учебно-воспитательной работы определена зависимость:

- результатов формирования межэтнической толерантности будущих специалистов по связям с общественностью от развития позитивной этнической идентичности обучающихся;

- успешности развития личностных и профессионально значимых качеств студентов от практико-ориентированнои направленности дисциплины «Современные международные отношения», факультатива «Межкультурная коммуникация в PR»;

- сформированности межэтнической толерантности у будущих специалистов по- связям с общественностью от учета специфических особенностей их деятельности в период обучения, возможностей воспитательно-образовательного процесса в вузе.

После установления исходных предпосылок, опираясь на вышеизложенное, рассмотрим подробнее модель формирования межэтнической толерантности будущих специалистов по связям с общественностью. Модель представляет собой единство структурных (цель, содержание процесса, результат) и функциональных компонентов (принципы, критерии, уровни сформированности межэтнической толерантности, педагогические условия функционирования), обеспечивающих целостность воспитательно-образовательного процесса в вузе.

Данная модель состоит из целевого (цели, задачи, принципы), содержательного (функции, основные направления деятельности), процессуально-деятельностного (педагогические условия, этапы, формы, методы) и оценочно-результативного (критерии, показатели, уровни) блоков (рис. 1).

Деятельностная система формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью

Формирующий этап ОЭР был сфокусирован на создании деятельностной системы подготовки будущих специалистов по связям с общественностью на основе концепции контекстного обучения с опорой на системный, культурологический, личностно-деятельностный и компетентностный подходы к формированию межэтнической толерантности студентов.

Реализация данного процесса предполагала применение практико-ориентированных методов и форм в обучении, личностно-ориентированную направленность опытно-экспериментальной работы.

На данном этапе применялось сочетание фундаментального образования. и профессионально-прикладной подготовки будущих специалистов по связям с общественностью, способствующее всестороннему развитию личности и влияющее, в частности, на становление межэтнической толерантности.

Содержание изучаемого предмета позволило нам применить способы педагогической деятельности практико-ориентированной направленности, способствующие формированию исследуемого процесса: применение деятельностной системы подготовки будущих специалистов по связям с общественностью на основе концепции контекстного обучения при выборе и использовании практико-ориентированных форм и методов обучения с целью формирования межэтнической толерантности студентов; использование воспитательных возможностей интеграции учебных дисциплин и внеучебной деятельности будущих специалистов с медиаобразованием, характеризующейся применением мультимедийных технологий и способствующей развитию личностных и профессионально значимых качеств студентов;

- формирование толерантной учебной среды, характеризующейся открытостью, диалогичностью, позитивностью, для стимулирования исследуемого процесса.

Реализация вышеуказанных способов педагогической деятельности осуществлялась в рамках изучения дисциплины «Современные международные отношения» (148 час), факультатива «Межкультурная коммуникация в PR» (час).

На основе анализа требований ГОС ВПО второго поколения и макета ФГОС ВПО третьего поколения к содержанию предмета, места дисциплины в общей структуре подготовки специалиста и межпредметных связей были намечены следующие задачи изучаемой дисциплины:

приобретение: знаний по проблемам международных отношений и мировой политики; навыков устной речи, публичного выступления перед аудиторией; умений межнационального общения, формирование готовности и способности студентов к их практическому использованию в ходе аудиторной и внеаудиторной работы;

— воспитывающие:

воспитание: межэтнической толерантности как качества личности и показателя компетентности будущих профессионалов; уважительного отношения к представителям иного этноса; профессионально значимых и личностных качеств студентов: коммуникабельности, креативности, социальной активности, самоконтроля, мобильности, инициативности;

— развивающие:

развитие: навыков критического анализа; положительного отношения, познавательной мотивации будущих профессионалов к межэтнической толерантности, потребности проявления данной характеристики на практических занятиях и вне их; позитивной этнической идентичности; индивидуальных способностей обучающихся посредством изучения дисциплины; межкультурной компетенции.

В начале формирующего этапа ОЭР была проанализирована вузовская программа по дисциплине «Современные международные отношения» и осуществлены обогащение воспитательно-образовательной работы практико-ориентированными формами и методами обучения, содействующими профессиональному развитию и самосовершенствованию студентов. Мы разработали и апробировали на практике факультативный курс «Межкультурная коммуникация в PR», предусматривающий изучение таких разделов, как «Практические аспекты межкультурной коммуникации и освоение чужой культуры», «Вербальные и невербальные составляющие межкультурной коммуникации», «Межкультурная коммуникация как коммуникация между разными народами», «PR в поликультурной среде» и др.

В рамках изучения дисциплины было запланировано изучение тем, направленных на воспитание личностных и профессионально значимых качеств студентов, формирование их готовности, способности и потребности в проявлении межэтнической толерантности. Например, студенты дополнительно изучали следующие вопросы: «Глобализация и рост национального самосознания», «Проблемы межнациональных отношений в России», «ООН в урегулировании вопросов международного сотрудничества» и др.

Отметим, что дисциплина «Современные международные отношения» изучалась в интеграции с медиаобразованием, что означало не только активное использование на аудиторных и внеаудиторных занятиях медиаматериалов из различных газет и журналов, телевизионных передач и роликов, видеофильмов, привлечение Интернет-источников, но и развитие способностей использования медиа в общении с другими людьми. Будущие специалисты должны были научиться анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты; определять их источники и контекст; уметь интерпретировать и определять ценности, распространяемые медиа; отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов.

В целях практической реализации вышеуказанных способов педагогической деятельности планировалось субъект-субъектное взаимодействие участников педагогического процесса, развитие межэтнической толерантности в ходе различных видов деятельности, опора на воспитательно-образовательные возможности вуза (обучающие, воспитательные, развивающие).

Реализация практико-ориентированных форм и методов формирования межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью

Практико-ориентированная направленность опытно-экспериментальной работы строилась с опорой на признание индивидуальности и самобытности каждого студента, наделенного своим особым субъектным опытом. Основная задача состояла в том, чтобы создать такие условия, при которых было возможно раскрытие личностного потенциала обучающегося, выявление его индивидуальных способностей, развитие качеств толерантной личности, демонстрирующей высокую культуру межнационального общения.

Для реализации поставленных задач на отделении рекламы и связей с общественностью филологического факультета СВФУ нами была проведена следующая педагогическая деятельность, включающая:

создание толерантного медиапространства учебной среды посредством разработки и распространения медиатекстов, сотрудничества студентов с медиаканалами;

самостоятельную работу студентов в ходе аудиторной и внеаудиторной работы при изучении нового материала, выполнение творческих заданий, нацеленных на: понимание важности межэтнической толерантности в полиэтническом обществе; актуализацию общечеловеческих ценностей, содействующих становлению толерантного поведения человека; развитие позитивной этнической идентичности, на основе которой возможно уважительное отношение к представителям иного этноса; принятие культурного многообразия мира, понимание и принятие иных национальных ценностей; мотивацию активного заинтересованного обучения с целью профессионального самосовершенствования; овладение конструктивными способами разрешения проблем межнационального общения; формирование готовности, способности и потребности к практическому применению знаний по межнациональному общению, проявлению межэтнической толерантности.

Условиями эффективной реализации практико-ориентированного обучения в ходе аудиторной и внеаудиторной работы выступали:

1. Выявление уровней сформированности межэтнической толерантности (низкий, средний, высокий).

2. Разнообразие видов самостоятельной учебной деятельности, подробное разъяснение студентам поставленных для выполнения задач.

3. Задания, способствующие развитию позитивной этнической идентичности, аналитических и креативных способностей, критического мышления студентов, возрастанию интереса к предмету, усилению положительной мотивации к их выполнению.

4. Информирование обучающихся об источниках получения необходимых сведений для решения поставленных задач.

5. Наличие контролирующих материалов, проверочных работ.

6. Консультации и рекомендации студентам в случае необходимой помощи в решении теоретических и практических задач.

Анализ деятельности на формирующем этапе эксперимента показал, что организованная преподавателем практико-ориентированная деятельность студентов способствует не только становлению межэтнической толерантности, но и развитию индивидуальных качеств личности будущих специалистов по связям с общественностью: критическое мышление, коммуникабельность, креативность, социальная активность, самоконтроль, инициативность, свидетельствующих о процессе профессионального самосовершенствования и саморазвития.

Наглядно проследим на примерах процесс реализации практико-ориентированной направленности опытно-экспериментальной работы. В частности, на практических занятиях по учебной дисциплине использовались методы медиаобразования, которые вызывали особый интерес у студентов. Например, занятия с применением структурного анализа медиаматериалов, выявляющего системообразующие свойства медийной серийности: длительность и прерывистость повествования, сюжет, наличие сквозных персонажей, постоянных героев, рубрикацию, дозированность и т.д. Для анализа обучающимся был предложен многосерийный документальный телефильм «Экзотика городов Азии», показывающий непривычные шокирующие национальные особенности жизни населения в таких городах, как Джакарта (Индонезия), Киото (Япония), Чонжу (Корея), Пекин (Китай), Улан-Батор (Монголия) и т.д. В фильме национальная специфика повседневной жизни раскрывалась в разнообразных обычаях и традициях, в ношении и технологии изготовления национальной одежды, ремеслах, секретах приготовления пищи, праздниках.

Студенческая группа разбивалась на микрогруппы по два человека и выбирала для исследования одну из серий. Студентам для выполнения предлагалось несколько творческих заданий аналитического характера: сделать разбивку аудиовизуального медиатекста на структурные сюжетные блоки; ознакомиться с первым (или финальным) эпизодом медиатекста с последующей попыткой предсказать дальнейшие (предыдущие) события; выявить и рассмотреть содержание эпизодов медиатекста, с максимальной яркостью воплощающих характерные закономерности произведения в целом; раскрыть сущность механизма «эмоционального маятника», составляющего чередование эпизодов, вызывающих положительные (радостные, веселые) и отрицательные (грустные, печальные) эмоции у аудитории.

Ирина Щ. и Олеся Ш. представили структурный анализ одной из серий телефильма, рассказывающего о городе Хуалянь (Тайвань), где связующим звеном является сюжет о национальном празднике сбора урожая местного племени «ами». Вокруг него группировались остальные эпизоды, повествующие о традиционных блюдах, сложных красочных народных костюмах, музыке, танцах, национальном парке с горячими источниками, изготовлении ножей, мраморной скульптуре и т.д.

Вячеслав П. и Георгий Т. выбрали серию о японском городе Акита, в которой объединяющей темой является показ ежегодного летнего фестиваля «Канто», празднование прошения крестьян бога за богатый урожай. На фоне главной темы продемонстрированы другие интересные сюжеты о национальных блюдах (лапша-удон, рисовое тесто с овощами, сакэ и т.д.), ремеслах (поделки из вишневой коры, лакированная деревянная посуда), горячих природных источниках.

Сергей П. и Анастасия П. рассказали в своей работе об особенностях поведения японцев, индийцев и арабов. Например, поведение индийца регулируется жесткой структурой индийского общества, основанного на иерархии каст. Сложно живется касте «неприкасаемых», для которых проблемно найти работу и прокормить семью. Религия также относится к значимому фактору, оказывающему большое влияние на образ жизни индийца.

Похожие диссертации на Формирование межэтнической толерантности у будущих специалистов по связям с общественностью