Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Сафина Резида Нургаяновна

Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы
<
Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Сафина Резида Нургаяновна. Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Казань, 2004 220 c. РГБ ОД, 61:04-13/2835

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Педагогические основы формирования толерантности у учащихся в полиэтнической школе 11

1.1. Гносеологическая сущность и педагогическая интерпретация толерантности 11

1.2. Формирование толерантности у учащихся как ценностно-целевой приоритет полиэтнической школы. 48

1.3. Состояние, возможности и перспективы формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе по лиэтнической школы 76

Глава 2 Организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся в полиэтнической школе 94

2.1. Разработка педагогической модели формирования толерантности у учащихся 94

2.2. Реализация педагогической модели формирования толерантности у учащихся в полиэтнической школе... 139

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы 156

Заключение 174

Список литературы 180

Приложения. 197

Введение к работе

XXI век стал веком широкого распространения в мире идей прав человека; веком политического, национального и культурного плюрализма; веком начавшейся международной интеграции. Сегодня мы являемся свидетелями взаимовлияния и взаимопроникновения различных национальных культур. Возрастающая с каждым годом мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества. Гармоничное развитие таких сообществ возможно только на принципах равноправия и равноценности самых разных культур, толерантного отношения к различным проявлениям человеческой самобытности.

Однако параллельно с такого рода плюралистическим мировоззрением в мире существуют и совершенно противоположные взгляды на человеческое общежитие. С одной стороны, возникают идеи о необходимости исчезновения культурных различий, с другой, - о возможности сохранения самобытности этнокультур, призванных сыграть важную роль в формировании высоконравственной толерантной личности.

Все это актуально и для России — страны многонациональной и многоконфессиональной, страны со множеством разнообразных и непохожих ; друг на друга культур, страны со множеством проблем в межкультурных отношениях. Изменения, происходящие в обществе, затрагивают и систему образования.

В силу этого проблема формирования толерантной личности, а соответственно, и профилактики бытового расизма, ксенофобии, экстремизма можно признать одной из важнейших задач в современной российской школе. В этой связи полиэтническая российская школа должна стать институтом экологии личности, восстановить свои этнокультурные, этносоциальные и гуманистические функции, обеспечить международный стан-

дарт образования и стабилизацию межэтнических отношений как гаранта современного развития российского общества.

Однако проблему формирования толерантности у учащихся в поликультурной школе нельзя считать разработанной в достаточной мере.

Наблюдается отставание в уровне профессиональной подготовки педагогов в области культуры толерантного образования. В педагогической практике отсутствуют апробированные модели и комплексно-целевые программы формирования толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы. Педагоги затрудняются в определении роли, места, дидактических средств формирования толерантности, в разработке приемов и форм урочной и внеурочной деятельности, нацеленной на формирование толерантности у учащихся.

Работа над данной проблемой выявила следующие противоречия:

между богатством этнокультур народов и недостаточно полной разработанностью педагогических условий использования ценностей национальных культур в формировании толерантности;

между социальным заказом общества на формирование толерантности у учащихся и неразработанностью дидактической системы формирования толерантности в полиэтнической школе;

между имеющимися возможностями повышения уровня педагогической толерантности у учителей и недостаточной их реализацией.

Исходя из данной проблемы, определена тема исследования: «Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы».

Цель исследования: разработать педагогическую модель формирования толерантности у учащихся и апробировать её в учебно-воспитательном процессе полиэтнической школы.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс в полиэтнической школе.

Предмет исследования: педагогическая модель формирования толерантности у учащихся в учебно-воспитательном процессе полиэтнической школы.

В соответствии с целью и предметом исследования была сформулирована гипотеза: процесс формирования толерантности у учащихся будет эффективным при соблюдении следующих педагогических условий:

при включении ценностных ориентиров толерантности в содержание гуманитарных предметов, воспитательной работы, психологической службы школы;

при обеспечении повышения уровня педагогической толерантности у учителей с целью подготовки их к использованию дидактической системы учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование толерантности у учащихся;

при организации работы мордовской и чувашской воскресных школ;

при реализации комплексно-целевой программы формирования толерантности у учащихся.

Предмет исследования и выдвинутая гипотеза позволили наметить следующие задачи:

  1. провести теоретический анализ проблемы исследования с целью выявления необходимости и достаточности используемых механизмов и мер, направленных на формирование толерантности у учащихся;

  2. обосновать педагогические условия эффективности разработанной модели формирования толерантности у учащихся;

  3. определить критерии сформированности толерантности у учащихся;

  4. разработать и экспериментально проверить комплексно-целевую программу формирования толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы.

Научная новизна заключается в том, что

разработана и апробирована педагогическая модель формирования толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы, включающая в себя целевой, содержательный, процессуальный, управленческий и методический аспекты;

обоснованы педагогические условия эффективности модели формирования толерантности у учащихся в учебно-воспитательном процессе полиэтнической школы: осуществление включения ценностных ориентиров толерантности в содержание гуманитарных предметов, воспитательной работы, психологической службы школы; обеспечение повышения уровня педагогической толерантности у учителей с целью подготовки их к использованию дидактической системы учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование толерантности у учащихся; организация работы мордовской и чувашской воскресных школ; реализация комплексно-целевой программы формирования толерантности у учащихся.

Теоретическая значимость исследования:

Раскрыто содержание понятий «толерантность у учащихся полиэтнической школы», «педагогическая толерантность у учителей», что позволяет разработать педагогическую модель формирования толерантной личности, учитывающую этнокультурные и социально-экономические особенности региона. Концептуальные положения исследования послужат основой технологии толерантного образования и будут способствовать разработке методологии толерантного воспитания учащихся. Выявление продуктивного влияния повышения педагогической толерантности у учителей на процесс формирования толерантности у учащихся доказывает возможность использования теоретических основ исследования в разработке раздела "Педагогика толерантности" программы повышения общекультурной компетентности работников образования.

Практическая значимость исследования состоит в научно-методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса рекоменда-

циями о возможности введения ценностных ориентиров в соответствующие разделы гуманитарных предметов и в систему воспитательной работы, усиления толерантной направленности содержания образования в мордовской и чувашской воскресных школах, функционирующих при средней общеобразовательной школе.

Теоретические рекомендации и экспериментальные результаты могут стать основой методических пособий для учителей и классных руководителей общеобразовательных школ. Для учащихся возможность формирования и развития толерантного сознания, толерантных отношений и толерантного поведения позволит лучше подготовиться к жизни в социокультурном пространстве.

На основе результатов апробации разработанной педагогической модели эффективно внедряются рекомендации как управленческого, так и методического характера в ряде школ Республики Татарстан.

На защиту выносятся:

  1. Педагогическая модель формирования толерантности у учащихся в учебно-воспитательном процессе полиэтнической школы.

  2. Педагогические условия эффективности модели формирования толерантности у учащихся в полиэтнической школе.

3. Программа формирования толерантности у учащихся и у учителей.
Методологической основой исследования являются положения

философской науки о сущности толерантности и ее роли в жизни личности (Н.Бердяев, Вольтер, И.А.Ильин, Дж.Локк и др.), о своеобразии и самобытности культуры различных народов, о сущности традиций и их роли в жизни народа, положения о роли национальной культуры в формировании нравственных качеств личности (М.Е.Евсевьев, К.Насыри, К.Д.Ушинский, Р.Фахретдин и др.); концепции гуманизации и гуманитаризации образования (Ш.А.Амонашвили, Р.А.Валеева, В.И.Журавлев, Г.В.Мухаметзянова, З.Г.Нигматов и др.); теории использования народной педагогики в педаго-

гическом процессе (К.Х.Ахияров, Я.И.Ханбиков, Д.СЯгафарова и др.); теории целостного процесса формирования личности (С.К.Бондырева, Д.В.Вилькеев, Л.А.Волович, Б.З.Вульфов, Г.Г.Габдуллин, Б.С.Гершунский, В.С.Ильин, М.В.Кабатченко, А.А.Кирсанов, Л.Ю.Сироткин, Н.М.Талан-чук, Д.И.Фельдштейн, Г.Н.Филонов, А.Н.Хузиахметов и др.); теории интеграции национальной культуры и учебно-воспитательного процесса в общеобразовательной школе (Г.Н.Волков, Р.А.Низамов, Л.А.Харисова, Ф.Ф.Харисов, Г.Ф.Хасанова и др.); теории межнационального общения (А.Г.Абсалямова, З.Т.Гасанов, В.П.Комаров и др.); современной социологической теории формирования толерантной личности (С.Боронбеков, В.Васильев, М.И.Кошелев, В.Тишков и др.).

В процессе исследования использовались теоретические и эмпирические методы: изучение и анализ философской, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, теоретический анализ выявленной педагогической проблемы, эмпирические методы: педагогическое наблюдение, анкетирование, интервьюирование, экспертная оценка, педагогический эксперимент по апробации педагогической модели и программы формирования толерантности у учащихся.

Применялись математические и статистические методы при обработке полученных данных по определению уровня толерантности у учащихся школы.

Экспериментальной базой исследования являлись средние общеобразовательные школы №№ 1, 5, 11 города Бугульмы и Бугульминского района, Бугульминский Центр повышения квалификации работников образования.

Исследование проводилось в три этапа.

На I этапе (1997-2000 гг.) изучалась философская и психолого-педагогическая литература с целью осмысления педагогического потенциала толерантного образования и обоснования необходимости использо-

вания национальной культуры в формировании толерантности у учащихся. На данном этапе была проанализирована Федеральная целевая программа "Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)", раскрыта сущность и определено содержание исследования, разработаны его теоретические основы, сформулированы цель и гипотеза исследования. На основе теоретического анализа изученной литературы была разработана педагогическая модель формирования толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы.

На II этапе (2000-2002 гг.) в соответствии с выдвинутой гипотезой проводилась экспериментальная проверка эффективности педагогической модели формирования толерантности у учащихся в учебно-воспитательном процессе полиэтнической школы, продолжалось изучение состояния сформированности толерантности у учителей и у учащихся, выявлялась зависимость сформированности толерантности у учащихся от уровня сформированности толерантности у учителей, определялись педагогические условия формирования толерантности у учащихся. Организована опытно-экспериментальная работа по моделированию содержания предметов гуманитарного цикла, воскресных школ и системы воспитательной работы, направленного на формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы.

На III этапе (2002-2004 гг.) анализировались и обобщались результаты опытно-экспериментальной і работы, осуществлялась корректировка педагогической модели, формулировались выводы и разрабатывались методические рекомендации учителям гуманитарного цикла, классным руководителям, заместителям директоров по учебной работе по вопросам национального образования в формировании толерантности у учащихся.

Достоверность результатов исследования обеспечивалась применением комплекса эмпирических и теоретических методов, адекватных за-

дачам исследования; целенаправленным анализом педагогической практики и многолетним практическим опытом работы автора в полиэтнической школе, использованием математических методов обработки эмпирического материала

Апробация результатов исследования. Основные положения и результаты исследования докладывались на международных (Москва, 2001; Казань, 2002), республиканских (Бугульма, 2000, 2002, 2003; Казань, 2001-2004), городских и районных (Бугульма, 2000-2004) научно-практических конференциях. Они отражены в выступлениях на педагогических советах школы, консультациях, курсах педагогов на базе Управления образованием города и района, Бугульминского Центра повышения квалификации работников образования.

Апробация проводилась в процессе педагогического труда автора учителем русского, татарского языков и литературы и заместителем директора по учебной работе по вопросам национального образования в средней школе №11 города Бугульмы. Внедрение теоретических положений и результатов исследования осуществлялось путём проведения лекций, семинаров, консультаций в лаборатории учителей татарского языка и литературы школ города и района, на заседаниях городского методического объединения учителей мордовского и чувашского языков.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 218 источников (на русском, английском языках), приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы, определяются проблема, объект, предмет исследования, формулируются гипотеза и положения, выносимые на защиту, раскрываются научная новизна, теоретическая = и практическая значимость исследования.

В первой главе «Педагогические основы формирования толерантности у учащихся в полиэтнической школе» раскрываются гносео-

логическая сущность и системные характеристики толерантности, педагогические принципы формирования толерантности у учащихся, анализируется состояние и перспективы формирования толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы.

Во второй главе «Организационно-педагогические условия формирования толерантности у учащихся в полиэтнической школе» раскрывается содержание формирования толерантности у учащихся в полиэтнической школе, описываются основные приемы и средства организации учебно-воспитательного процесса, нацеленного на формирование толерантности у учащихся, опытно-экспериментальная работа по реализации педагогической модели формирования толерантности у учащихся.

В заключении подведены итоги исследования, сформулированы основные выводы, предложены перспективные направления дальнейшей разработки проблемы формирования толерантной личности.

В приложениях представлены методические материалы.

Гносеологическая сущность и педагогическая интерпретация толерантности

В современных условиях, когда мир все больше осознает необходимость прекращения разрушающих человеческое бытие отношений, каждая страна, каждый народ делает все возможное, чтобы обеспечить мирное сосуществование, развитие на всех структурных уровнях государства, а также в межличностных отношениях. В этой связи система образования имеет все условия для решения этой насущной проблемы современного общества, так как на всех ступенях российского образования и во все времена идеалами человеческого сообщества были ценности толерантности. Толерантность как нравственная и духовная в современных условиях категория отражает самую актуальную историческую, социокультурную, педагогическую потребность, от степени удовлетворения которой зависит настоящее и будущее человечества.

Современные представления о толерантности как о факторе, укрепляющем гражданский мир и дающем защиту от несправедливости, были во многом подготовлены деятельностью философов XIV-XVIII веков, восставших против "терпения нетерпимости" и жестоких религиозных столкновение Самым последовательным критиком фанатизма и защитником толерантности был Вольтер. В своем "Трактате о веротерпимости" (1763) Вольтер не критикует ни одну конкретную религию, но показывает, как они, милосердные по своей сути, разъедаются предрассудками и нетерпимостью. По его мнению, все верования должны иметь возможность для выражения, но "верхом безумия следует считать убеждение, что все люди обязаны думать одинаково об отвлеченных предметах" [16, С. 216]. Важнейшим результатом деятельности философов явилось признание толерантности всеобщей ценностью и основополагающим компонентом мира и согласия между религиями, народами и другими социальными группами. Через одиннадцать лет после смерти Вольтера, 26 августа 1789 года, Учредительное собрание Франции приняло Декларацию прав человека и гражданина, провозгласив на весь мир свободу мысли и слова, за признание которых так упорно боролся Вольтер.

Эта Декларация - предвестница современных деклараций о правах человека, апофеозом которых стала появившаяся три века спустя, в 1948 году, Всеобщая декларация прав человека. В ней изложены главные принципы мира, ненасилия и демократии. Эти принципы рассматриваются в качестве требований или прав, которые может предъявить обществу каждый человек. В декларации отмечается, что насилие, войны могут быть как следствием подавления демократии, так и результатом нетерпимости.

Сущность понятия "толерантность" неоднозначна в разных культурах. Так, например, в США под толерантностью понимают ответственность человека за судьбу демократического общества, в Европе — знание прав человека.

Остановимся на лингвистическом анализе термина "толерантность".

Tolerancia (испанский): Способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения [152, С. 491].

ТоШгапсе (французский): Отношение, при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам [152, С. 494].

Tolerance (английский): Готовность быть терпимым, снисходительность [152, С. 491].

Tolerate (англ. терпеть): Допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), представлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела и не ущемляя их, [...] признавать различия в религиозных воззрениях и при этом не допускать дискриминации [152, С. 491].

Киап rong (китайский): Позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным [152, С. 491].

ТаватиГ (арабский): Прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, [...] расположенность к другим [152, С. 492].

Толерантность, терпимость (русский): способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо), то есть допускать, принимать существование чего-то (кого-то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему-либо) кому-либо [148, С. 872].

Обращаясь к этимологическому анализу значения понятия "толерантность", мы отмечаем, что в современном словаре иностранных слов толерантность, производная от латинского слова tolerantia — терпение определяется как понятие, во-первых, способности организма переносить неблагоприятные воздействия какого-либо вещества или яда, во-вторых, как терпимости снисходительности к кому-либо, чему-либо [152, С. 491].

Существует некое общее понимание самого слова "толерантность" в его наиболее краткой форме. Оксфордский словарь определяет толерантность как "готовность и способность принимать без протеста или вмешательства личность или вещь" [80, С. 302].

Советский энциклопедический словарь дает одно из определений как "терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению" [154, С. 904].

Не отличаются большим разнообразием переводы значения толерантности, сформулированные в ведущих отечественных иностранноязыч-ных словарях. Например, в новом англо-русском словаре новейшего издания tolerant определяется как терпимый, терпимость, а глагол tolerante — как терпеть, выносить, допускать, дозволять [6, С. 308].

В большом двухтомном немецко-русском словаре tolerant лаконично означено как терпимый (к чужому мнению и т.п.) [112, С. 546].

Изучение философской, социологической, психолого-педагогической литературы позволило нам выявить множество определений понятия "толерантность" и подходов к гносеологической сущности его понимания.

Сущность понятия "толерантность" в значении "терпимость" раскрывается в "Декларации принципов терпимости" — в основополагающем международном документе, принятом в 1995 году ООН. Как указано в документе, "толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности. Толерантности способствуют знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность — это то, что делает возможным достижение мира и ведет от культуры войны к культуре мира. Толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство, а прежде всего активное отношение к действительности, формируемое на основе признания универсальных прав и свобод человека" [45, С. 8].

Проблема толерантности в истории русской философии понималась неоднозначно. Одни ученые (Н.Бердяев и др.) под толерантностью понимали его свободу, другие (И.А.Ильин и др.) - патриотизм и национализм, но все они были едины в том, что толерантность - это духовная категория личности. Так, И.А.Ильин писал, что человек явлен в мире не только как природное, но и как духовное существо и именно в силу этого он становится социально-культурным деятелем. Все душевные способности даются человеку прежде всего "для благого и ответственного служения". И первое, что необходимо ему для участия в творении культуры, - это сознание своей признанности и ответственности [62, С. 187].

Состояние, возможности и перспективы формирования толерантности в учебно-воспитательном процессе по лиэтнической школы

Проблемы формирования толерантности становятся особенно актуальными в наши дни, когда в результате активизации международного терроризма резко возросла напряженность в человеческих отношениях. Силовые методы борьбы с терроризмом при всей необходимости их использования носят сугубо тактический характер. Стратегически необходим тщательный анализ причин ментальной несовместимости человеческих сообществ. Только на этой основе могут быть найдены эффективные средства предупреждения конфронтационных процессов, в том числе и с использованием возможностей сферы образования, одним из высших ценностно-целевых приоритетов которой должно стать формирование толерантности.

Очевидно, что недостаточно лишь поставить эту задачу и объявить ее приоритетной. Необходимы аргументы. Важно найти подход к решению столь сложной и фактически новой для педагогики социально-образовательной проблемы, указать возможные направления исследовательской и практической деятельности в этой области.

Приходится признать, что проблемам формирования толерантности все еще уделяется явно недостаточное внимание на всех уровнях образовательно-воспитательной деятельности: в философии образования, в междисциплинарных и образовательно-педагогических теориях, в стратегических и политических образовательных доктринах и в повседневной педагогической практике. Отдельные проявления в этом направлении, как правило, сводятся к провозглашению локальных образовательных концепций (например, типа концепции "школы диалога культур") или всевозможных организационно-управленческих мероприятий, сводящих сложнейшую проблему формирования толерантности к набору достаточно бессистемных мероприятий (например, "Межведомственная программа "Толерантность": План мероприятий по формированию установок толерантного сознания и профилактике экстремизма в российском обществе".) [97], или узко методических разработок (например, методика воспитания толерантности в виде отдельных занятий в отрыве от школьных программ в статье П.Степанова "Как воспитать толерантность?") [158].

Сегодня толерантное образование наряду с другими образовательными системами подвергается радикальным преобразованиям. Последние отражают общие социально-экономические тенденции в нашей стране и проходят, к сожалению, в неблагоприятных условиях (упрощенность концепций образования, неразработанность механизмов и мер внедрения принципов толерантности, отсутствие необходимых специалистов и др.). Зачастую эти преобразования проводятся неоправданно поспешно, без необходимого учета действительных противоречий практики, должного осмысления всей сложности образовательных структур, прогнозирования многовариантности их развития.

Конечно же, серьезные качественные изменения в образовании неизбежны. Они должны коснуться целевых, структурных, содержательных, организационных, кадровых и иных его сторон. Однако базой для такого рода изменений должны стать результаты обстоятельных научных исследований (экономических, социологических, психологических и др.) как альтернатива субъективистскому подходу. Свое весомое слово здесь должна сказать и педагогическая наука.

Педагогические исследования не выполнят своей научной функции, если будут навязывать только априорные схемы. В значительной мере такой опасности можно избежать благодаря предварительному изучению состояния педагогической практики в контексте толерантного образования. В этом случае методологическое единство теории и практики позволит системно перейти к анализу основных проблем толерантного образования.

Цель данной главы — заложить эмпирические и теоретические основы для систематического изучения содержания процесса формирования толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы.

Ознакомление с полученной в ходе исследования информацией позволяет говорить о наличии в содержании учебно-воспитательного процесса формированию толерантности определенных противоречий, суть которых:

сложившаяся структура профессиональной подготовки педагогических кадров не обеспечивает оптимального соотношения уровня их теоретических знаний и методических умений по формированию толерантности;

содержание школьного образования слабо отражает ценности толерантности, что препятствует формированию и развитию эмоционально-ценностных качеств личности ученика, уровня знаний по культуре толерантности;

существующая дискретность и структурная разорванность методической и психологической службы школьной практики приводят к торможению состояния толерантного образования;

неопределенность механизмов и мер по формированию толерантности учащихся порождает несбалансированность предметов, стихию в пересмотре их содержания и структуры.

Сегодня в стране накоплен определенный опыт формирования толерантности. Имеется и правовая база, позволяющая вести определенную работу по формированию толерантности у учащихся.

Проблемы воспитания толерантности были определены в международных и российских документах:

Рекомендации о воспитании в духе международного взаимопонимания, сотрудничества и мира и воспитания в духе уважения прав человека и основных свобод (Париж, 1974);

Всемирный план действий по воспитанию в духе прав человека и демократии (Монреаль, 1993 год)

Декларация и Комплексные рамки действий по воспитанию в духе мира и демократии (Париж, 1995 год);

План действий на Десятилетие образования в области прав человека Организации Объединенных Наций (1995-2004 годы);

Декларация принципов толерантности (ЮНЕСКО, Париж, 16.11.1995 год);

Конституция Российской Федерации;

Конституция Республики Татарстан;

Указ Президента Российской Федерации о создании «Федеральной программы действий в области прав человека» (Февраль, 1995 год);

Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 г.г.).

Конвенция о правах ребенка [74];

Национальная доктрина образования в Российской Федерации [111];

Закон "Об образовании" Российской Федерации [53];

Закон "Об образовании" Республики Татарстан [54];

Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года [78];

Закон "О языках народов Республики Татарстан" [52].

В "Конвенции о правах ребенка" сказано, что как международный закон она обязывает правительство предоставить бесплатное начальное образование своим юным гражданам, сделать доступным среднее и высшее образование, предоставлять детям информацию о профессиональной подготовке, принимать меры по повышению посещаемости занятий, гарантировать, чтобы контроль за соблюдением школьной дисциплины "осуществлялся в манере, сообразной с человеческим достоинством ребенка", и всесторонне развивать потенциал каждого ребенка. Например, в соответствии со статьей 2, ребенка нельзя подвергать унизительной дискриминации в процессе обучения, и в то же время ребенок должен учиться общаться с другими людьми, похожими на него или отличающимися от него, таким образом, чтобы не допускать унизительной дискриминации.

В статье 29 предлагается основополагающий и долгосрочный взгляд на развитие личности через образование, определяются "важнейшие интересы ребенка" и поистине всего общества в смысле результатов формирования личности. Изложенные цели толерантного образования (развитие личности ребенка; уважение к правам человека; уважение к родителям ребенка, его культурной самобытности и других ценностей; формирование уважения к окружающей природе; подготовка ребенка к сознательной жизни в свободном обществе и т.д.) не исключают возможности культурной интерпретации. Например, традиционно в одних культурах высоко ценится коллективизм, а в других превалирует духовная независимость, однако во всех культурах толерантное образование рассматривается как средство формирования ответственной личности.

Разработка педагогической модели формирования толерантности у учащихся

Еще в XVII веке известный немецкий философ и математик Г.Лейбниц ввел в употребление понятие "модель", рассматривая ее как удобную форму знаний об окружающем мире, своего рода информационный эквивалент конструируемого в определенных практических целях объекта.

Поскольку исследование любого объекта с точки зрения деятельности предполагает изучение ее цели, объекта, субъекта, средств, методов и результата, рассмотрим подробнее эти компоненты для проектирования содержания учебно-воспитательного процесса в полиэтнической школе по формированию толерантности у учащихся.

В нашем конкретном случае понятие "модель" будем рассматривать с педагогической точки зрения.

На основе выявленных концептуальных идей разработана педагогическая модель формирования толерантности у учащихся (см. схему 1), представляющая собой структурированный, ценностно- и целостно-ориентированный способ построения учебно-воспитательного и педагогического процесса полиэтнической школы.

В основу проектирования модели формирования толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы положен принцип интеграции ценностей национальных культур в содержание учебно-воспитательного процесса.

Целевой аспект определяет основные целевые установки учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование толерантности у учащихся:

формирование знаний учащихся ценностей национальных культур народов Республики Татарстан;

формирование фактических представлений учащихся о сущности толерантности;

воспитание позитивного отношения учащихся, их интереса к ценностям культур других народов и к культурным различиям разных людей;

развитие умений и навыков толерантного поведения.

Содержательный аспект охватывает следующие области содержания учебно-воспитательного процесса:

интеграцию ценностей культур народов Республики Татарстан в содержание гуманитарных предметов;

использование национально-регионального компонента в содержании воспитательной работы;

введение в учебный план предмета «Культура народов Татарстана»;

углубленное изучение ценностей национальных культур в воскресных школах.

Процессуальный аспект предусматривает такие направления работы, как создание социокультурной, толерантной среды обучения и воспитания, разработка технологий толерантного поведения учащихся, создание толерантных классов, развитие системы воскресных школ, проведение ученических конференций «Культура народов Татарстана».

Управленческий аспект предполагает следующие этапы управленческой деятельности: анализ уровня толерантности у учащихся и у педагогов, анализ содержания образования на предмет толерантности, анализ учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование толерантности, комплексное планирование учебно-воспитательного процесса на основе педагогических принципов и с учетом особенностей формирования толерантности у учащихся и у учителей, организация процесса формирования толерантности, контроль за деятельностью педагогов в процессе формирования толерантности, за содержанием уроков, внеклассных мероприятий.

Методический аспект определяет основные пути методической работы школы по формированию толерантности: разработку комплексной программы по формированию толерантности, разработку авторских программ, уроков, создание методических пособий по формированию толерантности, систему работы школьных методических объединений по проблеме толерантности.

Концептуальные положения по разработке педагогической модели формирования толерантности у учащихся базируются на следующих педагогических принципах:

принцип гуманизма.

Национальная культура народов Российской Федерации и мира несут в себе гуманистическое начало. Создание национальной культуры и ее усвоение - это процессы, опирающиеся на гуманистическую парадигму развития общества.

принцип культуросообразности.

Основным источником формирования толерантности выступает культура как всего человечества, так и отдельной страны и народа.

принцип поликультурности.

В многонациональной стране и в полиэтнической системе российского образования следует опираться на диалог культур, межнациональную коммуникацию как залог развития всего общества.

принцип национальной самобытности.

Только через культуру родного народа, его традиции, ценности народной педагогики можно говорить о формировании личности вообще и толерантной в частности.

принцип духовности.

В основе процесса формирования толерантности лежат такие ценности духовного порядка, как доброта, уважение, милосердие, сострадание, вера, надежда, любовь к своему ближнему, народу, стране, человечеству.

Реализация перечисленных педагогических принципов осуществляется на базе комплекса организационно-педагогических условий:

создание положительного психологического климата доверия всех участников учебно-воспитательного процесса; интеграция в содержание гуманитарных предметов и воспитательной работы ценностей культур народов Татарстана; разработка научно-методического обеспечения процесса формирования толерантности у учащихся (комплексной программы, авторских уроков, целостной педагогической модели); повышение профессионального уровня педагогов в использовании ценностей культур народов Татарстана с целью формирования толерантности.

Данные условия легли в основу разработки педагогической программы формирования толерантности у учащихся (см. Приложение 2).

Данная программа определяет концептуальные позиции, стратегическую цель, задачи, содержание, методы, приемы и формы формирования толерантности у учащихся. В качестве стратегической цели выделено: формирование толерантной личности, готовой к активной созидательной деятельности в современной поликультурной и многонациональной среде.

Подцели предусматривают:

а) формирование фактических представлений о сущности толерантности, о толерантных отношениях и поведении:

- об общих человеческих ценностях таких, как доброта, милосердие, отзывчивость, уважение к личности другого человека и т.д.;

- о коммуникативных потребностях в общении с другими людьми, отличающимися своими взглядами, отношением к миру и т.д.;

- о природе конфликтов и профилактики конфликтных ситуаций.

б) развитие умений и навыков применения полученных знаний на практике:

- умения продуктивного взаимодействия с носителями других культур и взглядов;

- умения уважительно относиться к убеждениям и личностным качествам другого человека.

в) воспитание способности сопереживать, чувствовать и понимать проблемы других людей, уважать и принимать культуру другого человека, формирование чувства собственного достоинства и самоуважения, уважения достоинства другого человека.

Похожие диссертации на Формирование толерантности у учащихся в условиях полиэтнической школы