Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования Миротворская Ирина Валерьевна

Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования
<
Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Миротворская Ирина Валерьевна. Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Чебоксары, 2004 204 c. РГБ ОД, 61:04-13/2548

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Теоретические основы формирования толерантности у учащихся в процессе правового образования 15

1.1. Сущность, содержание понятия «толерантность» ,15

1.2. Правовое образование учащихся старших классов общеобразовательных школ как основа формирования толерантности 45

1.3. Анализ опыта правового образования, формирования толерантности у учащихся общеобразовательных школ 74

ГЛАВА II. Опытно-экспериментальная работа по формированию толерантности на основе правового образования учащихся старших классов общеобразовательных школ 91

2.1. Планирование учебно-воспитательной работы по формированию толерантности в процессе правового образования учащихся старших классов 91

2.2. Использование современных педагогических технологий формирования толерантности в правовом образовании учащихся старших классов 113

2.3. Анализ результатов сформированности толерантности В процессе правового образования учащихся старших классов 132

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 148

ЛИТЕРАТУРА 150

ПРИЛОЖЕНИЕ 165

Введение к работе

Актуальность исследования. В условиях существенных социально-экономических преобразований и изменений российского политико-правового пространства сформировались новые требования к системе образования в области правового обучения и воспитания учащихся. Социальный заказ на подготовку учащихся в области права подразумевает овладение основами правовых знаний; формирование политико-правовой культуры, соответствующей ценностям демократического общества, создание предпосылок для успешной социализации молодежи. Важнейшей гуманистической ценностью является толерантность. Однако в условиях современной социокультурной ситуации толерантность как механизм установления действительно гуманистических отношений не стала главной реальной ценностью современного социума.

Конструктивное взаимодействие с различными ценностными, этническими, религиозными и политическими ориентирами может быть достигнуто на общей платформе социальных норм толерантного поведения и навыков межкультурного взаимодействия. Формирование установок толерантного и правомерного поведения на основе взаимоуважения, веротерпимости, миролюбия, а также конструктивная профилактика и противодействие различным видам экстремизма приобретают для многонациональной России особую актуальность.

В условиях современной социокультурной ситуации вектор толерантного образования должен быть направлен на создание условий для свободы и защищенности личности в обществе при безусловном уважении прав и свобод каждого. На этом основании правовое просвещение играют важнейшую практически значимую роль. Прежде всего, потому, что именно сфера образования имеет непосредственное отношение к такому важнейшему мировоззренческому понятию, как толерантность. Более того, именно образование способно и должно активно и целенаправленно формировать соответствующие гуманистическим нравственно-этическим нормам ментальные качества и человека, и социума.

В связи с этим можно утверждать, что воспитание толерантности в человеческих отношениях, формирование культуры толерантности является важнейшей стратегической задачей образования в XXI веке [23, 584].

Чувашская Республика - регион, представляющий собой социокультурный срез современной российской действительности, где такие понятия и духовные ценности, как национальная идентификация, толерантность, соблюдение прав и свобод личности, считаются главнейшими составляющими стабильного развития общества. История чувашского народа являет собой пример толерантности по отношению к другим народам, что отражено в традиционной культуре, в том числе народной педагогической. В духовной жизни современного общества как в Чувашии, как и в России, как и во всем мире, происходят явления, характеризуемые расхождением во взглядах на жизнь и воспитание разных поколений, неприятием разных мнений, категоричностью суждений, соответственно этому возникает необходимость решения проблемы воспитания толерантности на социально-культурно-педагогических основаниях.

Толерантность во все времена считалась человеческой добродетелью: терпимость к различиям среди людей, умение жить, уважая других и не мешая им, способность иметь права и свободы, не нарушая права и свободы других, признавая возможность и право быть «Другим». Она является своеобразной этической доктриной современности, претендующей на центральное место в «оси координат» XXI века, основой демократии и прав человека, той общественной силой, которая противостоит нетерпимости в полиэтническом, поликонфессиональном, поликультурном обществе, зачастую приводящей к нарушению прав человека, насилию и вооруженным конфликтам.

Непосредственной целью объявления 1995 года Международным годом толерантности явилось осознание политиками и общественностью опасности, которая связана с появлением различных форм нетерпимости в современном мире, таких как этнические, религиозные, межконфессиональные конфликты, факты антигуманного отношения друг к другу в среде детей и подростков. Оче-

5 видной стала насущная потребность в действительной реализации прав личности на свободу, честь и достоинство.

Данная проблема нашла отражение в деятельности международных организаций. Так, в Париже 16 ноября 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию, была принята Декларация принципов толерантности. Декларация определяет толерантность не только как моральный долг, но и как политическое и правовое требование к отдельным людям, группам людей и государствам. Она определяет положение толерантности по отношению к международным инструментам защиты прав человека. В Декларации подчеркивается необходимость разработки государствами законодательства, обеспечивающих равенство в общении и в возможностях для всех групп людей и отдельных членов общества.

В связи с особой актуальностью этой проблемы в России, государственная позиция выразилась в разработке Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы. Государственным заказчиком стало Министерство образования РФ. В Федеральной программе понятие «толерантность» применяется в трактовке Декларации принципов толерантности, принятой странами-членами ЮНЕСКО в 1995 году. Задачами документа являются разработка и реализация эффективной государственной политики формирования установок толерантного поведения, внедрение методов и организационных механизмов мониторинга, диагностики и прогнозирования социально-политической ситуации, разработка и внедрение системы учебных программ и тренингов для всех ступеней и форм образования.

На основании Федеральной целевой программы «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе» на 2001-2005 годы в Чувашии принята Республиканская программа «Формирование установок толерантного сознания в Чувашской Республике (2002-2005 годы)». Данная программа, рассматривающая толерантность важнейшей составляющей духовности и нравственности в обществе, является региональ-

ной со всеми вытекающими из этого обстоятельствами, а именно она учитывает национально-региональный фактор (нормы, мораль, традиции народа). В реализацию программы вовлечены различные общественные институты, в первую очередь образовательные.

В условиях обострения межличностных, межкультурных отношений в среде детей и молодежи возрастает необходимость в системном подходе к решению проблем толерантности на уровне государства, его образовательной политики. Анализ массовой практики общеобразовательных школ показывает, что 72%.учителей испытывают трудности в работе по формирования толерантности в правовом образовании учащихся.

Таким образом, актуальность проблемы исследования обусловлена существующими в реальной педагогической практике противоречиями между:

провозглашением приоритета правового образования учащихся как важнейшего фактора формирования толерантности и недостаточной научно-методической разработанностью данной проблемы на уровне конкретных учебных предметов (в первую очередь, права, истории, обществознания как мировоззренческих предметов) для учащихся старших классов общеобразовательной школы;

наличием определенных правовых знаний у учащихся старших классов и неготовностью их применения в реальной жизни;

значительным расхождением ценностных ориентации, с одной стороны, учащихся, с другой - родителей и учителей.

На этом фоне актуализируется проблема формирования толерантности как необходимого средства установления гармонии в самой личности и в обществе в целом, В связи с этим школа как самый устойчивый и положительно консервативный институт воспитания и обучения поколений должна осмыслить гуманистическую ценность толерантного мышления как единственного способа сохранения цивилизации, и создавать условия для его формирования.

В решении многих воспитательных проблем важнейшим педагогическим потенциалом обладает сам процесс обучения в силу его обязательности и на-

7 правленности на личность каждого учащегося, функциональной направленности и гуманной природы.

Анализ философских, психолого-педагогических, социологических трудов показывает, что исследование педагогических аспектов проблемы толерантности и её формирования значительно расширилось в последние годы. Положения, касающиеся роли и места толерантности в общественной жизни, содержатся в трудах А.Г. Асмолова, A.M. Байбакова, С.К. Бондыревой, P.P. Вали-товой, И.Б. Гриншпун, А.А, Гусейнова, Л.М. Дробижевой, Д.В. Зиновьева, В.М. Золотухина, В.П. Комарова, П.Ф. Комогорова, Н.В. Кругловой, И.В. Кру-товой, В.А. Лекторского, А.В. Логинова, Е.В. Магомедовой, М.С. Мацковского, В.Г. Маралова, В.А. Сатарова, ПА.Сергоманова, О.Б. Скрябиной, Г.У. Солда-товой, П.В. Степанова, В.Таланова, В.А. Тишкова, М.Б. Хомякова, Л.А. Шайге-ровой, В.В. Шалина, Е.В. Швачко, А.Н. Шмакова, И.В. Павлова, Д.М. Шабушн на, Т.Н. Петровой и др.

Проблемы правового образования рассматриваются в работах А. С. Аникеева, Л.Н. Боголюбова, Т.В. Болотиной, СИ. Володиной, Н.В. Воскресенской, Г.П. Давыдова, А.П. Даниловой, А.Н. Иоффе, А.В. Мицкевича, С.А. Морозовой, В.О. Мушинского, А.Ф. Никитина, В.В. Спасской, М.Т. Студеникина, Н.Г. Суворовой, Е.В. Татарищевой, Б.И. Хасана, Н.И, Элиасберг и др.

При этом недостаточно освещенными остаются вопросы формирования толерантности у старшеклассников в процессе изучения права, тем более что именно этот предмет ориентирует учащихся старших классов на практическую востребованность знаний, умение их применять в повседневной жизни.

Таким образом, анализ имеющихся исследований показал недостаточную теоретико-методическую и практическую разработанность проблемы, что и обусловило проблему исследования: каковы содержание, формы и методы эффективного формирования толерантности у учащихся старших классов в процессе правового образования.

Целью исследования является решение данной проблемы.

8 Объект исследования: правовое образование учащихся старших классов

общеобразовательной школы.

Предмет исследования: формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования.

Гипотеза исследования: процесс формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в правовом образовании будет эффективным, если:

рассматривать формирование толерантности в качестве приоритетной задачи в деятельности общеобразовательной школы;

учебно-воспитательный процесс строить на принципах междисципли-нарности, оптимизации, поликультурности, полиэтничности, практической направленности;

планировать работу на основе определения критериев и выявления уровней сформированности толерантности;

использовать современные педагогические технологии (интерактивные методы обучения, практико-ориентированный, дифференцированный подходы);

в учебный процесс общеобразовательной школы внедрить экспериментальную программу «Основы правовых знаний» для учащихся 9 класса, реализация которой направлена, наряду с другими задачами, на формирование толерантности.

В соответствии с объектом, предметом, целью и гипотезой в диссертации поставлены следующие задачи:

раскрыть сущность и содержание понятия «толерантность»;

рассмотреть правовое образование как фактор формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательной школы;

проанализировать опыт работы школ по правовому образованию и формированию толерантности, выявить типичные трудности у учителей в этом процессе;

определить критерии и выявить уровни сформированное толерантности у учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе правового образования;

выявить и экспериментально обосновать содержание, формы и методы формирования толерантности в процессе правового образования учащихся старших классов на основе современных технологий правового образования.

Методологической основой исследования стали: диалектическое положение о всеобщей связи и взаимообусловленности явлений действительности; теории системного понимания педагогического процесса и связанного с ним личностно и практико-ориентированного подходов, идеи гуманизации и демократизации педагогического процесса, приоритетности и признания человека высшей социальной ценностью; теории многофакторного развития личности.

Теоретическую основу исследования составили: идеи гуманистической педагогики (Е.В. Бондаревская, В.А. Караковский, М.А. Молчанова, Е.Н. Шия-нов), теория оптимизации учебно-воспитательного процесса (Ю.К. Бабанский, М.М. Поташник), теория личностно-ориентированного обучения (В.И. Даниль-чук, Е.А. Крюкова, В.В. Сериков, В.М. Симонов и др.), концепции и взгляды, затрагивающие сущностные аспекты деятельности общения (М.С. Каган, И.С, Кон); этические идеи непротивления злу насилием, а также философии ненасилия и ненасильственного движения (Р.Г. Апресян, А А. Гусейнов, М.Л. Кинг, Л.Н. Толстой и др.), основные положения теории прав человека (М. Думметт, И. Йовел, Р. Кристи, Е.А. Лукашева и др.), современные исследования по проблемам толерантности (А.Г. Асмолов, A.M. Байбаков, Р.Р. Валито-ва, Б.С. Гершунский, Л.М. Дробижева, П.Ф. Комогоров, Н.В, Круглова, В.А. Лекторский, М.С. Мацковский, ИЗ. Павлов, О.Б. Скрябина, Г.У. Солдато-ва, М.Б. Хомяков), этнопедагогические и этносоциальные аспекты проблемы толерантности (Г.Н. Волков, Л.В. Кузнецова, Т.Н. Петрова, Н.Г. Полупан-Семедова, Д.М. Шабунин); труды, освещающие теорию школьного правового образования (Л.Н. Боголюбов, Т.В. Болотина, СИ. Володина, АЛ. Данилова,

10 A.H. Иоффе, A.B. Мицкевич, С.А. Морозова, В.О Мушинский, Н.Г. Суворова,

Б.И.Хасан, А.А. Чухман, Н.И. Элиасберг и т.д.).

Методы исследования:

теоретические: анализ и изучение философских, психолого-педагогических, социологических трудов и эмпирического материала, системный анализ исследуемых понятий;

экспериментальные: обобщение педагогического опыта, ретроспективный анализ личного опыта, наблюдение за педагогическим процессом, анализ результатов деятельности учащихся, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, математические методы обработки результатов исследования.

Этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

Первый этап (1996-2002) - выбор темы исследования, накопление эмпирического материала и определение теоретических основ исследования, анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы, выявление противоречий, определение проблемы, объекта, предмета, цели и задач исследования.

Второй этап (2002-2004) - разработка программы исследования, проведение формирующего эксперимента, определение критериев и выявление уровней сформированности толерантности у учащихся старших классов, уточнение гипотезы и ее экспериментальная проверка.

Третий этап (2004) - обработка, обобщение накопленного материала, систематизация полученных результатов исследования. Внедрение результатов исследования в практику общеобразовательных школ, оформление диссертации.

Экспериментальная база исследования: Чувашский республиканский институт образования, муниципальные общеобразовательные учреждения г. Чебоксары: школы №№ 9, 62.

Научная новизна исследования состоит в том, что полученный результат расширяет известные теоретические положения, лежащие в основе формирова-

ния толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования. В нем:

выявлены типичные трудности учителей в формировании толерантности у учащихся старших классов в процессе правового образования;

разработаны критерии и определены уровни сформированности толерантности у учащихся старших классов общеобразовательной школы в процессе правового образования;

выявлены и обоснованы содержание, формы и методы, способствующие формированию толерантности у учащихся старших классов в правовом образовании (применение интерактивных методов обучения, практико-ориентированный и дифференцированный подходы к формированию толерантности, игровые формы учебной деятельности).

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно уточняет новые элементы в понимании толерантности в контексте школьного правового образования; в нем определены принципы организации процесса формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в правовом образовании (междисциплинарности, оптимизации, поли-этничности, поликультурности, практической направленности); материалы исследования открывают перспективы для дальнейших исследований в области правового образования учащихся в целом и формирования у них толерантности.

Практическая значимость исследования определяется тем, что материалы данного исследования могут быть использованы педагогами общеобразовательных школ на уроках истории, обществознания, права, преподавателями вузов и средних специальных учебных заведений в правовом образовании учащихся, а также в системе повышения квалификации специалистов по правовому образованию; результаты и выводы исследования могут быть использованы в практике социально-психологической работы с детьми и молодежью. Разработанная соискателем и внедренная в учебный процесс общеобразовательной

12 школы экспериментальная программа «Основы правовых знаний» может быть

основой элективного курса для учащихся старших классов.

Достоверность и обоснованность результатов исследования: обеспечены исходными методологическими положениями, адекватностью использованных методов цели, задачам и логике исследования; многолетним опытом работы соискателя в общеобразовательной школе в качестве учителя истории и права.

Рекомендации по использованию результатов исследования.

Материалы исследования, авторская программа «Основы правовых знаний» могут быть успешно применены педагогами общеобразовательных школ в процессе формирования у учащихся толерантности; в системе повышения квалификации специалистов по правовому образованию. Результаты и выводы исследования могут быть могут быть источником для разработки спецкурсов для учащихся старших классов по формированию толерантности.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе опытно-экспериментальной работы в 9-11 классах муниципальных образовательных учреждений г. Чебоксары - школе № 9 Ленинского района, школе № 62 Московского района; через внедрение материалов исследования в практику общеобразовательных школ г. Чебоксары (№№40,47), г. Ядрина (№3); через разработку автором в течение 7 лет в рамках Федерального проекта Российского фонда правовых реформ «Правовое образование в школе» модели школьного правового образования и проведение обучающих, методических семинаров для учителей Чувашской республики в Чувашском республиканском институте образования (ЧРИО); публикации и выступления на научно-практических педагогических конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Проблемы правового образования в контексте модернизации общего образо-вания»(Москва, 2002); межрегиональных научно-практических конференциях — «От правового образования - к гражданскому становлению личности» (Чебоксары, 2001), «Формирование здорового образа жизни учащейся молодежи (Йошкар-Ола, 2002), «Воспитательно-образовательное пространство «национальный язык - национальная культура» в многонациональной школе» (Чебок-

13 сары, 2002); республиканских научно-практических конференциях - «Воспитание толерантности» (Чебоксары, 2003), «Изучение истории родного края как основы гражданского воспитания и формирование толерантного сознания в условиях полиэтнической республики» (Чебоксары, 2004). Основные положения исследования и выводы по результатам работы обсуждались на теоретических и методических семинарах в школах г. Чебоксары, ЧРИО, на семинарах методических объединений учителей истории, права и экономики школ Чувашской Республики.

Положения, выносимые на защиту:

  1. Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ является важной составной частью как правового образования в общеобразовательной школе, так и всей работы педагогического коллектива по воспитанию личности в целом. Это предполагает рассматривать толерантность в правовом образовании учащихся как овладение навыками толерантного поведения, соответствующими требованиям общества, формирование правовой культуры и культуры толерантности.

  2. Основными и достаточными критериями, определяющими уровни сформированности толерантности у учащихся старших классов являются: самостоятельность суждения (наличие собственной позиции, умение анализировать и синтезировать информацию), восприятие собеседника (признание за ним права быть «Другим»), признание инаковости (индивидуальной социально-культурной национально-культурной и иной самобытности людей, групп), умение вести конструктивный диалог, устойчивость, т.е. умение эмоционально сдержанно проявлять свое отношение.

  3. Основными направлениями содержания работы общеобразовательной школы по формированию толерантности у учащихся старших классов в процессе правового образования являются применение интерактивных методов обучения, практико-ориентированный, дифференцированный подход, игровые формы учебной деятельности, совместная работа администрации школы, классных руководителей, родителей, преподавателей вузов, сотрудников пра-

14 воохранителъных органов, создание и деятельность школьного ученического

самоуправления.

Структура диссертации определена задачами исследования, логикой раскрытия темы и состоит из введения, двух глав, заключения (выводов), списка литературы и приложений.

Сущность, содержание понятия «толерантность»

Идея толерантности имеет давнюю историю, но вопрос о ее сущности и в настоящее время остается открытым. Это, по мнению М.Н. Губогло, связано с острой ситуацией глобального кризиса. После распада СССР обстановка в России приобрела не только выраженные специфические оттенки, но и особые смыслосодержащие характеристики. Для понимания этой обстановки и прогнозирования её дальнейшего развития необходим анализ определившихся тенденций.

Первая - позитивная, выраженная в росте внимания к названной проблеме во всех сферах общества (научной, государственной, общественной) и интенсификация поиска путей её решения. Вторая — негативная, связанная с ажиотажем вокруг популярной темы, приводящим к поспешности некоторых решений при отсутствии четко обозначенных, научно и практически выверенных программ, слабой разработанности теоретических аспектов, отработанных приемов, игнорирование огромного накопленного в этом плане опыта в России и СССР [32, 99].

Толерантность как комплексное и многостороннее понятие является объектом изучения философии, психологии, педагогики, социологии и ряда других наук. В связи с этим задача данного исследования состоит в том, чтобы попытаться выработать научно обоснованное определение понятия «толерантность» и на основе этого выработать возможные пути, которые будут способствовать изучению и решению проблем её формирования.

Для решения этой задачи необходимо обратиться к этимологии термина. Термин «толерантность» (от лат. tolerantia) восходит к латинскому глаголу tolero - «нести, держать, терпеть», а также «переносить, сохранять, кормить, оставаться». Исходное значение tolero - «нести, держать» в руках какую-нибудь вещь. Следовательно, все то, что мы держим в руках или несем по жизни, требует от нас усилий и умения «выносить», страдать, терпеть. Все это -наша «выносливость» по отношению к неблагоприятному внешнему воздействию, терпеливость. Производные (от лат. tolerantia) — tolerance и tolerantion, встречающиесяся уже в античности, также несут смысл «страдания».

С другой стороны, значение слова tolero «кормить, питать» и глагола tollo - «считать своим ребенком, воспитывать, пестовать» напрямую связывают его с идеей подпитывания или «воспитания» человека и, в конечном счете, «образования» личности [83, 105].

Широкое распространение термин «толерантность» получил в английской интерпретации tolerance - где наряду с терпимостью он также означает «допускать». Сопоставление значений показывает, что термин выражает идею меры, границы, до которой можно «терпеть» другого человека или явление, даже если они непонятны, вызывают недоумение, неприятие или сопротивление [119, 23].

Итак, мы выявили, что толерантность как явление общественной жизни, механизм взаимодействия включает в себя широкий гуманистический спектр. В связи с этим, мы считаем важным, выяснить, как раскрывается данное понятие в разных языках, для того чтобы полнее уяснить сущность данного понятия.

В переводе с французского толерантность — «уважение свободы другого, его образа мысли, доведения, политических и религиозных взглядов», с испанского - способность признавать отличные от своих собственных идеи или мнения, с английского толерантность - «готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь», а кроме того, «возможность допускать, разрешать (осуществление практики, действия, поведения), предоставлять возможность (личности, религиозной секте, мнению) существовать, не вмешиваясь в их дела [...], признавать различия в религиозных воззрениях, не допускать дискриминации», с китайского - «проявление великодушия в отношении других», с арабского - «прощение, снисхождение, мягкость, сострадание, благо- склонность, терпение, расположенность к другим», с персидского — «терпение, терпимость, выносливость, готовность к примирению» [117, 31; 55, 21].

Проанализировав данные определения, мы соглашаемся с выводом Бетти Э. Риэрдон о том, что различия в расстановке акцентов связаны с особенностями исторического пути развития и культурного наследия каждого государства.

В процессе историко-культурного развития категория «толерантности» претерпевала изменения, что было естественным явлением, так как изменялось само общество. В XIX веке глагол «терпеть» насчитывал множество лексем и выражал различные значения: выносить, страдать, крепиться, стоять не изнемогая, выжидать чего-то, допускать, послаблять, не спешить, не гнать и т.д. [37]. Несмотря на многозначность, категория «терпимости» имела созерцательный оттенок, пассивную направленность.

Подобная характеристика понятия сохранилась и в современных словарях. В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д.Н. Ушакова [150] категория «толерантность» полностью отождествляется с категорией «терпимость». В «Словаре иностранных слов и выражений» [126] толерантность определяется как «терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению, снисходительность к чему-либо или кому-либо» и появляются еще два определения, связанные с биосоциальным аспектом:

- «полное или частичное отсутствие иммунологической реактивности организма»;

- «способность организма переносить неблагоприятные влияния того или иного фактора среды».

В «Толковом словаре иноязычных слов» [149] характеризуется медико-биологический аспект толерантности, который прослеживает пассивную и негативную направленность толерантности, которая связана с абсолютной «потерей способности к выработке антител».

Социологическое понимание толерантности предполагает проявление терпимости к чужому образу жизни, поведению, обычаям, чувствам, идеям, верованиям, различным мнениям, непредубежденности в оценке людей, наций и событий [131].

В понятие толерантности эзотерия вносит глубинные смысловые пласты эволюционного развития потенциала человека. «Толерантность (терпение) есть сознательное, планомерное понимание происходящего. Нелепо представить терпение как внутреннюю атрофию, наоборот, процесс терпения есть напряженность, требующая затрат энергии, которая принимает участие в событиях, способствуя им и не предпосылая заблуждения», «Испытание терпением есть одно из высоких испытаний» [176].

В Преамбуле Устава ООН толерантность характеризуется как способность «,, .проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи». Таким образом, она рассматривается как условие успешной социализации (интеграции в систему общественных отношений), заключающееся в умении жить в гармонии как с собой, так и с миром людей (микро- и макросредой),

Кеннет Уэйн в статье «Образование и толерантность» доказывает, что определение толерантности будет более цельным, если считать, что «толерантность не просто признание и уважение убеждений и действий других людей, но признание и уважение самих «Других людей», которые отличаются от нас, поэтому признавая в «Других» и отдельные индивидуумы, и личности в качестве представителей этнических групп, к которым они принадлежат» [54, 16].

В «Политической энциклопедии»: «Толерантность политическая - непременное требование в отношениях всех активных участников общественной жизни, осознающих необходимость упорядоченных цивилизованных отношений как внутри государства, так и между государствами» [101].

Правовое образование учащихся старших классов общеобразовательных школ как основа формирования толерантности

Современный этап жизни человечества характеризуется усилением роли социально-гуманитарного знания и образования. В результате на передний план выходит задача формирования и развития личности на основе современных представлений о гуманизме. В этих условиях образование как социальное явление -это объективная и общественная ценность [123, 20].

Образование - это «самостоятельная система, функцией которой является систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентация их на овладение определенными научными знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, которые определяются культурным, политическим и социально-экономическим заказом общества, а также уровнем его материально-технического развития» [123, 22].

Каждая из учебных дисциплин, изучаемых в школе, вносит свой вклад в формирование толерантности, а правовое образование, напрямую направлено на решение данной задачи. В настоящее время школьное правовое образование представляет собой приоритетное направление образовательной политики государства и развивается на основе перспективного переосмысливания традиционных подходов к содержанию и организации социально-гуманитарного знания.

Особенностью и достоинством отечественного школьного образования является то, что в его структуре всегда присутствовал правовой блок. Истоки правового образования относятся к началу XVIII века, когда в славяно-греко-латинской академии официально был введен предмет «Учение правосудия и духовного и мирского» [130, 12]. В правление Петра I процесс получил широкое развитие, стали появляться переводные книги, при этом настоятельно рекомендовалось формировать собственную школу правового образования.

Позиция государства по вопросам правового образования не изменилась и в правление Екатерины II, именно в этот период был заложен принцип взаимодействия морали, права и нравственности. В «Наказе» Екатерины II говорится:

«Преступления не столь часты будут, чем больше людей Уложение читать и разуметь станут. И для того предписать, чтобы во всех школах учили грамоте попеременно из книг церковных и из тех книг, кои законодательство содержат» [58, 28].

В 1849 году в учебные планы гимназий вместо изучения древних языков официально было введено законоведение. Гимназии имели право выбирать любой курс по своему усмотрению: гражданское законодательство, гражданское судоустройство, уголовное законодательство. На изучение курса отводилось 12 часов, а на Закон Божий - 6 часов. Специальной методики изучения законоведения не было, все сводилось к механическому заучиванию текстов. Таким образом, в XIX веке была сделана первая попытка организации целенаправленного правового образования. К сожалению, она завершилась отменой курса в 1864 году, причины схожи с теми, которые существуют в настоящее время -это отсутствие квалифицированных преподавателей и специально разработанной литературы [58, 29].

Возобновление преподавания права в школьной практике связно с изучением основ государственности, отражением которых были конституции. После принятия первой советской Конституции 1918 года во всех школах был введен обязательный курс, посвященный изучению основных положений конституции. С 1937-38 учебного года в школьные учебные планы была введена специальная дисциплина «Конституция СССР», которая изучалась в 7-х классах и просуществовала до 1975 года, когда была заменена новым курсом - «Основы Советского государства и права». Курс «Основы Советского государства и права» просуществовал до конца 80-х годов, многократно подвергаясь критике. В 90-е годы XX века во многих школах преподавание права прекратилось, и было возобновлено лишь в 1996 году. В Чувашии в этом отношении сложилась достаточно благополучная обстановка, так как преподавание права не прекращалось, кроме того, оно введено в качестве обязательного предмета для учащихся 8-9 классов в Базовый учебный план.

Под школьным правовым образованием в настоящее время понимается «система целенаправленных воспитательных и обучающих действий, которая базируется на идее права и направлена на формирование личности» [85, 25].

Под школьным правовым образованием мы понимаем систему обучающих и воспитывающих действий, направленную на формирование у учащихся уважения к праву, правовых представлений и установок, основанных на принципах толерантности, современных правовых ценностях, достаточных для защиты прав, свобод, законных интересов личности и правомерной реализации её гражданской позиции. Это предполагает усвоение учащимися системных знаний в сфере права, толерантности, в качестве основы для развития соответствующих ценностных ориентации, а также социальных умений и навыков, необходимых современному человеку.

Система школьного правового образования, которая сложилась в настоящее время, включает в себя следующие элементы:

- цели и задачи правового образования;

- структуру и содержание правового образования;

- научно-методическую организацию процесса правового обучения;

- познавательные возможности и результаты обучения учащихся [110, 25].

Проанализируем систему школьного правового образования более детально и подробнее остановимся на целях правового образования. Под целями принято понимать идеальные представления о результате деятельности, заранее осознанные и запланированные. Исходя из этого, в правовом образовании можно выделить следующие цели: основные и второстепенные; конечные и промежуточные; общие и специальные.

Анализ концепции правового образования Российского фонда правовых реформ и региональных концепций Пскова, Нижнего Новгорода, Калуги показал, что под основными целями школьного правового образования понимается формирование правосознания и правовой культуры учащихся [28; 29; 30; 39,; 64; 85]. В нашем исследовании мы будем исходить из того, что к вышеназванным целям добавим формирование толерантности у учащихся как одну из основных целей школьного правового образования.

Согласно правительственной Стратегии модернизации образования, центральным понятием, вокруг которого должны строиться разработки в сфере содержания образования, является понятие ключевых компетенций, личностно ориентированных по своей природе. В понятие компетенций заложена идея интерпретации содержания образования, формируемого «от результата», который должен объединять в себе интеллектуальную, навыковую и мотивационную составляющие образования. Это понятие подразумевает ряд универсальных умений, способностей и личностных установок, которые реализуются в самых различных сферах деятельности человека, среди которых необходимо выделить правовые.

Совокупность способностей и личностно-волевых установок, определяющих для человека возможность и стремление соразмерять свое социальное поведение с правом и другими действующими в обществе нормами, представляют собой правовые компетенции [112, 203-204]. Данная компетенция является комплексной характеристикой социального действия, в которой в единстве проявлены знания, навыки, ценности, личностные установки и свойства поведения.

Применительно к возрастному уровню и социально-профессиональной принадлежности правовая компетентность человека предполагает:

— знание о значении, основных сферах и механизмах правового регулирования общественной жизни;

— умение выделять правовые аспекты возникающих жизненных ситуаций и определять целесообразность их разрешения правовыми средствами;

— способность анализировать сложившуюся правовую ситуацию с различных позиций и с учетом состязательности юридических процедур;

— определение достаточного для решения проблемы минимума правовой информации;

— умение видеть правовые последствия принимаемых решений и совершаемых действий;

- готовность и умение использовать механизмы и средства правового разрешения проблем [64, 278].

Правовая компетентность вырабатывается на основе реального опыта действий, а также в специально созданных учебных ситуациях. Для правового образования такая социальная практика является обязательным и неотъемлемым компонентом, что создает благоприятные условия для формирования толерантности, так как, решая учебные ситуации, учащиеся учатся принимать самостоятельные решения, которые строятся на нормах права и толерантности.

Правовая компетенция носит универсальный характер, так как ее важной составляющей является ряд специально-правовых знаний, умений и навыков. Актуальность права и толерантности как универсальных форм общественного сознания и практико-ориентированных, повсеместно необходимых знаний определяют общеобразовательную значимость данной компетенции.

Анализ опыта правового образования, формирования толерантности у учащихся общеобразовательных школ

Толерантность - профессионально необходимое личное качество педагога, диктуемое задачами, содержанием и характером его деятельности. Проблема осложняется тем, что это качество связано с взаимоотношениями не только с детьми, но и с взрослыми.

Для обобщения педагогического опыта по формированию толерантности в Чувашской Республике, нами были опрошены учителя обществознания, которые проходили курсы повышения квалификации в Чувашском республиканском институте образования. Опрос был направлен на выяснение понимания учителями сущности толерантности и о проводимой ими в данном направлении работе. Всего было опрошено 25 человек. Для этого нами была разработана анкета, которая содержала следующие вопросы:

Что такое толерантность и в чем она проявляется?

Как Вы считаете, зависит ли успех в жизни от вашей национальности, пола, возраста и других показателей?

Есть ли среди Ваших учащихся такие, которые подвергаются насмешкам, отчуждению со стороны других?

Достаточно ли внимания уделяют проблеме толерантности преподаватели в процессе обучения? Как это проявляется в вашей работе?

Владеете ли Вы методиками формирования толерантности? Есть ли у Вас потребность в освоении таких методик?

Обработав результаты исследования, мы получили следующие результаты, которые заставили нас задуматься о необходимости работы в данном направлении не только с учащимися, но и с педагогами. Вопрос о сущности толерантности для педагогов оказался достаточно трудным. Полученные ответы показали, что 9 педагогов (36%) не смогли ответить на вопрос о сущности толерантности и сферах ее проявления, двое педагогов указали, что вообще не знакомы с данным термином. Частичное понимание толерантности показали 10 педагогов (40%), но при этом понятие толерантности они рассматривали очень узко, выделяя только одну сторону, а именно терпимость, совершенно не

указывая на активную сторону, то есть не выделяли противостояние интоле-рантности. Они считали, что это понятие относится к сфере политического развития, глобальным конфликтам, религиозным конфликтам, отрицая межличностное проявление. И лишь 6 (24%) педагогов смогли дать целое понятие толерантности, выделив все ее стороны, указав сферы ее проявления.

Как Вы считаете, зависит ли успех в жизни от вашей национальности, пола, возраста и других показателей? Ответы распределились следующим образом, 18 человек (72%) считают, что эта зависимость проявляется достаточно сильно, 6 человек (24%) затрудняются выявить уровень зависимости и только 1 (4%) учитель утверждал, что такой зависимости нет, что главное это целеустремленность человека.

Следующий вопрос раскрывал отношение учительских коллективов к данной проблеме: «Достаточно ли внимания уделяют проблеме толерантности преподаватели в процессе обучения?» В своих комментариях учителя объясняли, что работа в этом направлении ведется, но она носит случайный характер, состоит из отдельных мероприятий, которые между собой практически не взаимосвязаны. В основном это индивидуальные беседы на морально-нравственные темы, классные часы, либо проведение мероприятий правового характера, которые направлены на профилактику правонарушений.

Ответы на вопрос: «Владеете ли Вы методиками формирования толерантности? Есть ли у Вас потребность в освоении таких методик?» показали, что со стороны учителей большая потребность в освоении не только методик по формированию толерантности, а вообще в освоении новых современных технологий. Приведем пример одного ответа: «Я работаю в сельской школе уже три года, в нашей школьной библиотеке литература, которая издана в 1975-1985 годах, новых поступлений нет, а у меня нет возможности выписывать журналы и газеты, Интернета у нас нет. Наша школа находится в районе, который граничит с Татарстаном, поэтому мне бы очень хотелось познакомиться с методиками формирования толерантности, так это очень важно для нашей школы». Это типичный вариант ответа.

Таким образом, опрос педагогов показал, что общеобразовательная школа с вертикальной схемой отношений между учителями и учениками, со своими устойчивыми авторитарными традициями, не является тем пространством, где развернута широкая работа по формированию толерантности. Хотя необходимо отметить, именно учителям принадлежит работа по воспитанию толерантности. Это связано, в первую очередь, с осознанием своего профессионального достоинства, предполагающего, наряду с самоуважением, способность уважать других - иных людей, в том числе и детей.

Стремление владеть собой, сдерживая неприязнь, негативное отношение к кому-то из окружения, умение сдерживать свои эмоции, так как без толерантности учитель сам, проявляя нетерпимость, провоцирует обострение обстановки отношений. Значит, каждому учителю важно воспитывать в себе толерантность - одну из существенных черт, характеризующих профессиональное достоинство и мастерство и проявляющихся в бесконечном многообразии школьной или внешкольной среды, ситуаций и условий ее существования.

Чтобы воспитывать толерантность других, надо самому быть примером толерантности. Смысл деятельности педагога - создание условий не только для формирования и проявления толерантности одного (одних), но и преодоления вызывающего негативизм в поведении или общении другого (других). Это явления разные, но единые по воспитывающей направленности: любой негативизм и субъекта, и объекта толерантности имеет свои причины, и важно преодолевать как внешне проявляющиеся следствия, так и их причины.

Несформированность толерантности — профессиональная драма учителя, многократно осложняется тем, что жертвами такой позиции оказываются учащиеся, с которыми этот учитель работает. Большинство учителей - школьных, внешкольных, социальных - успешно работают над собой, стремятся к профессиональному росту. Однако такая работа становится гораздо эффективней, когда формирование толерантности у педагогов и учащихся целенаправленно ведется со стороны государства через специально организованные мероприятия.

Средства решения этих задач могут быть различны. Целесообразно организовать жизнедеятельность ребят так, чтобы одни могли проявить, а другие — увидеть хорошее в ком-то или чем-то. Идти таким путем - значит стимулировать общие дела, позволяющие лучше узнать друг друга, взаимодействуя, помогая, радуясь удаче, преодолевая трудности.

Гораздо важнее помочь учащимся понять внешкольную среду, противоречивость социального фона жизни, от непосредственного окружения (семья, приятельские компании) до явлений общественной жизни (социальное расслоение, материальные трудности, общественное настроение). Особенно актуальным становится знание, постоянное изучение современного детства: его привязанностей, представлений и динамики развития каждого школьника. Все это возможно только при доверительности, открытости взаимоотношений педагога и его учеников.

Планирование учебно-воспитательной работы по формированию толерантности в процессе правового образования учащихся старших классов

Исследования показывают, что источником многих проблем является незнание или слабое знание норм действующего права, недостаточное осознание социальной значимости существующих предписаний и запретов. Таким образом, школьное правовое образование должно быть ориентировано на выработку в сознании учащихся понимания, что право принадлежит каждой личности и является условием ее свободы.

Становится очевидным, для того, чтобы стать стимулом и регулятором поведения, правовое знание должно перейти в ценностные установки и ориентации, получить эмоциональную окраску, в этом случае оно закрепится в навыках нормативно-правового поведения. Для этого мы должны сформировать ценностные установки и ориентации личности, в частности толерантность.

Под ценностями В.А. Сластенин понимает «вещественно-предметные свойства явлений, психологические характеристики человека, явления общественной жизни, обозначающие положительные и отрицательные значения для человека или общества» [124, 5], а под ценностными установками - «осознание личностью своей внутренней позиции с готовностью действовать в соответствии с определенными ценностями» [124, 128]. Мы согласны с данными определениями и использовали их в нашем исследовании.

Поскольку сущность установки, как и отношения, во многом определяются значимостью объекта для субъекта, то это означает, что установка обладает ценностным характером. Система установок определяется как ценностная ориентация, являющаяся важнейшим компонентом структуры личности- Таким образом, ценностная ориентация - это система устойчивых отношений личности к окружающему миру и самому себе в форме фиксированных установок на те или иные ценности материальной и духовной культуры личности [124, 129].

Ценностные ориентации раскрывают цели, отражают идеалы, характеризуют интересы, потребности, убеждения личности. В качестве условий успешного формирования ценностных ориентации учащихся необходимо рассматривать их включение в различные виды деятельности: развитие творческого потенциала предполагает активное участие в общественной деятельности не только в рамках школы [124,129].

Под формированием толерантности у учащихся старших классов как ценностной установки мы понимаем организаторскую деятельность педагога в процессе правового образования учащихся. Формирование толерантности связано с изменениями в учащихся, которые ведутся целенаправленно, достигая определенных, заранее намеченных пределов.

Личность учащегося развивается и формируется благодаря взаимодействию различных факторов: объективных и субъективных, природных и общественных, внутренних и внешних, действующих стихийно или согласованно [123, 9]. При этом сам учащийся является не только объектом, но и субъектом своего собственного формирования и развития.

В основе гипотезы нашего исследования лежало утверждение о том, что создать систему правового образования как фактора формирования толерантности у учащихся старших классов возможно, если: рассматривать вопросы формирования толерантности в процесс правового образования как приоритетные; планировать работу на основе определения критериев и выявления уровней сформированности толерантности; принципиально изменить схему коммуникации в учебном процессе через включение в образовательный процесс интерактивных методик обучения и методики критического мышления, что приведет к формированию толерантных отношений в учебном процессе, а в дальнейшем будет способствовать более успешной социализации учащихся.

С целью проверки выдвинутой гипотезы были выбраны школы двух районов г. Чебоксары: школа № 9 Ленинского района и школа № 62 Московского района, которые различаются по своему социальному составу и социальному окружению. Так, школа № 9 находится в старом микрорайоне г. Чебоксары, где слабо развита инфраструктура, отсутствуют культурно-зрелищные и спортивные центры, многие дети живут в домах частного сектора или в домах с частичными удобствами; семьи, как правило, малообеспеченные, многие дети воспитываются в неполных семьях. Школа № 62, находится в районе новостроек, где культурная инфраструктура пока еще слабо развита, но в социальном плане положение учащихся чуть лучше. Данный выбор был обусловлен тем, что обе школы выступают в роли социокультурных центров микрорайонов.

В каждой школе были выделены по три экспериментальных и три контрольных класса (по одному в каждой параллели) - 9-11 классы.

Эксперимент проводился в несколько этапов:

- на первом этапе были разработаны критерии и уровни толерантности учащихся, проведено входное тестирование с целью выявления начального уровня, для того, чтобы с учетом результатов разработать программу действий, определить контрольные и экспериментальные классы;

- на втором этапе проводилась разработка и апробация программы экспериментальной работы по формированию толерантности в процессе правового образования учащихся старших классов на основе современных технологий правового образования;

- на третьем этапе была осуществлена работа по проведению выходных контрольных срезов, определению критериев оценивания полученных результатов, обобщению экспериментальных данных, подведению общих итогов эксперимента.

Учитывая, что вся система учебно-воспитательной работы, все педагогические средства в той или иной мере влияют на формирование толерантности у учащихся, наша экспериментальная работа по формированию толерантности базировалась на знании особенностей учащихся, отношений между ними и их проявлений в поведении. При организации работы по воспитанию толерантности мы учитывали индивидуальные особенности учащихся и проблемы в отношениях между учащимися, причины их возникновения.

Изучив и проанализировав ситуацию, мы определили содержание работы по формированию толерантности во всей системе отношений в коллективе класса и всей школы (См. схему 1).

В выдвинутой нами гипотезе мы исходили из того, что процесс формирования толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в правовом образовании будет эффективным, если учебно-воспитательный процесс строить на принципах междисциплинарности, поликультурности, по-лиэтничности, оптимизации, практической направленности.

Принцип междисциплинарности предполагает, во-первых, выявление взаимосвязей между компонентами всего учебного процесса, согласование учебных программ, что обусловлено их содержанием. Во-вторых, опору на знания, полученные при изучении других учебных дисциплин (истории, экономики, географии, литературы и т.д.), что позволяет учащимся соотносить их с новыми терминами, понятиями при усвоении нового материала на уроках права. В-третьих, применение общих методических приемов к преподаванию. В- четвертых, интеграцию правовых знаний в другие предметы учебного процесса (историю, обществознание). Реализация принципа междисциплинарности способствует обеспечению единства и целенаправленности процесса формирования толерантности.

Принцип поликультурности предполагает создание плодотворного взаимодействия разных культур, это связано с тем, что реально в пространстве современной школы объективно взаимодействует множество культур. Каждый учащийся привносит культуру своей семьи, друзей и родителей, этнической группы, к которой он принадлежит. Это, в свою очередь, обогащает картину мира учащихся, позволяет оградить сознание учащихся от стереотипов в отношении тех или иных социальных групп. Принцип поликультурного общения предполагает создание условий для позитивного взаимодействия и взаимообогащения людей разных культурных, национальных, религиозных и социальных групп.

Поликультурная составляющая школьного образования раздвигает рамки внутреннего мира учащихся. Происходит это в процессе знакомства с разными историческими и географическими знаниями, в ходе сравнительного анализа реалий разных культур. Так ученик овладевает навыками культурной децентра-ции, понимая многоплановость мирового развития, непреходящее значение общечеловеческих ценностей.

Существенным следствием и результатом действия принципа поликультурности является умение замечать, понимать, принимать и учитывать в своих действиях альтернативное мнение. Учащиеся, получая информацию о многомерности реальности, существовании различных точек зрения, осваивают навыки ведения диалога. В этом отношении поликультурное образование имеет прямое отношение к развитию критического мышления, учит навыкам поиска совместными усилиями наиболее продуктивного решения той или иной проблемы, что является проявлением толерантности.

Принцип оптимизации обучения (Ю. К. Бабанский) предполагает сочетание различных методов, средств и форм организации учебного процесса, а так- же создание необходимых учебно-материальных, социально-психологических, эстетических и других условий для его реализации. Оптимальный выбор методов, средств в процессе формирования толерантности у учащихся обусловливается сложностью и многомерностью самого понятия «толерантность», соответственно, применением в деятельности педагога комплекса наиболее действенных в плане практической результативности всех форм и методов: комплексного планирования и конкретизации задач образования, воспитания и развития; выделение на уроке в содержании главного и существенного; дифференциация и индивидуализация обучения, полагающая оптимальное сочетание фронтальных, групповых и индивидуальных форм работы [7].

Современная трактовка принципа практической направленности предполагает востребованность полученных знаний, умений, навыков в жизни, предусматривает сбалансированность фундаментальных и прикладных знаний. Например, учащийся должен знать, в какой орган государственной власти нужно обратиться для восстановления нарушенных прав, как составить типичный документ, как себя вести в сложной жизненной ситуации. Этот подход направлен на развитие умения разрешать конфликты и споры правовыми средствами, то есть на освоение учащимися навыков правомерного и толерантного поведения.

Принцип полиэтничности предполагает признание значимости каждого народа, уважение его достижений, при этом большое значение приобретает знание особенностей другой культуры для того, чтобы, понимая национальный менталитет, позитивно выстраивать свои взаимоотношения. Это особо актуализирует применение в ежедневной практической работе богатого потенциала этнопедагогики, в арсенале которой дружба, понимание, терпимость и другие нравственные ценности народной культуры составляют базовые ценности образования. Привлечение этого потенциала является действенным средством установления гармонии между культурами разных поколений, народов, стран.

Похожие диссертации на Формирование толерантности у учащихся старших классов общеобразовательных школ в процессе правового образования