Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование межличностной толерантности старшеклассников Шаврина Ольга Геннадьевна

Формирование межличностной толерантности старшеклассников
<
Формирование межличностной толерантности старшеклассников Формирование межличностной толерантности старшеклассников Формирование межличностной толерантности старшеклассников Формирование межличностной толерантности старшеклассников Формирование межличностной толерантности старшеклассников Формирование межличностной толерантности старшеклассников Формирование межличностной толерантности старшеклассников Формирование межличностной толерантности старшеклассников Формирование межличностной толерантности старшеклассников
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Шаврина Ольга Геннадьевна. Формирование межличностной толерантности старшеклассников : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 Курган, 2005 169 с. РГБ ОД, 61:05-13/2702

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1 Состояние проблемы формирования толерантности старшеклассников в педагогической теории и практике

1.1. Генезис становления толерантности как педагогической проблемы 12

1.2. Сущностные характеристики толерантности старшеклассников 36

1.3. Содержание, формы и методы формирования межличностной толерантности старшеклассников

Выводы по первой главе 74

Глава 2 Опытно-экспериментальная работа по формированию межличностной толерантности старшеклассников

2.1. Организация опытно-экспериментальной работы по формированию межличностной толерантности старшеклассников

2.2. Реализация комплекса формирования межличностной толерантности старшеклассников .

2.3. Интерпретация результатов опытно-экспериментальной работы и общие выводы исследования.

Выводы по второй главе 138

Заключение 140

Список используемой и цитируемой литературы 143

Приложение 159

Введение к работе

Процессы интеграции, глобализации, происходящие в современном мире, приводят к росту интенсивности соприкосновения различных государств и культур. Возрастающая мобильность населения земного шара превращает многие страны в поликультурные сообщества, гармоничное развитие которых возможно только на принципах равноправия и равноценности, толерантного отношения к разным проявлениям человеческой самобытности. Однако параллельно с плюралистическим мировоззрением в мире существуют противоположные взгляды на человеческое общество: возникают идеи национализма, шовинизма и культурной исключительности; создаются расистские, религиозно-экстремистские, неофашистские теории, которые имеют основой социальную нетерпимость и становятся распространенным явлением.

Международная практика определила толерантность в качестве необходимого условия общения людей разных культур, этнических и межконфессиональных групп. Эта тенденция отражена в «Декларации принципов толерантности», подписанной в ноябре 1995 года 185 государствами - членами ЮНЕСКО, включая и Россию. В документе указано, что «толерантность означает уважение, принятие и правильное понимание всего многообразия культур, форм самовыражения и проявления человеческой индивидуальности». Культивирование толерантности на уровне индивидуального и общественного сознания - необходимое условие создания демократического государства. Не случайно одним из первых документов, подписанных действующим Президентом России, была Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)».

Она ориентирована на дальнейшее развитие гуманистических и интернационалистских традиций воспитания подрастающего поколения в стране. В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» отмечается, что при переходе к постиндустриальному информационному обществу, расширению масштабов межкультурного взаимодействия особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности.

Исходя из этого, формирование толерантности и установок толерантного сознания выступает и как условие успешного развития современного полиэтнического общества, и как социальный заказ системе образования.

Проблема толерантности рассматривается многими науками: философией, этикой, психологией, педагогикой. Исследование философского аспекта толерантности нашло отражение в трудах Д. Локка, И. Канта, А.П. Куни-цына, Л.Н. Толстого, B.C. Соловьева, В.М. Золотухина и др. Вопросы этического и социокультурного аспектов рассматриваются в работах Г.А. Бакие-вой, Д.В.Зиновьева, В.М. Золотухина, Г.У. Солдатовой, В.В. Шалина. Психологический аспект толерантности исследован А.Г. Асмоловым, Р. Бернсом, Л.С. Выготским, А.Б. Орловым, В.А. Кан-Каликом, К. Роджерсом, В.А. Петровским, А.Н. Леонтьевым, Л.А. Шайгеровой. Педагогический аспект проблемы толерантности рассматривается в следующих направлениях: 1) формирование отношения обучающихся к толерантности как к общественно значимой ценности (Т.В. Болотина, Б.С. Гершунский, И.В. Крутова, М.С. Ми-риманова, Л. И. Семина, В.В. Глебкин, О.В. Гуткин, П.В. Степанов); 2) формирование межэтнической толерантности школьников (Г.Г. Абдулкаримов, Н.П. Едыгова, З.Ф. Мубинова, Ф.М. Малхозова, Н.П. Магомедова, Н.В. Мольденгауэр, В.А. Тишков, Ф.М. Филиппов); 3) формирование толерантного сознания школьников и студентов (Г.В. Безюлева, Г.В. Скрябина, Г.В. Солдатова, О.Д. Шарова, Г.В. Шеламова).

Ценным для исследования проблемы является издание «Библиотеки психологии и педагогики толерантности» под редакцией А.Г. Асмолова.

Несмотря на то, что в настоящее время проблема формирования толерантности нашла отражение в педагогической теории, она не получила необходимого решения в практике образовательных учреждений. В то же время школа имеет потенциальные возможности для ее разрешения, заключающиеся в системности школьного образования. Особое значение приобретает про блема формирования межличностной толерантности старшеклассников. Это сензитивный период нравственного созревания, во время которого происходит становление самосознания обучающегося, формируется мировоззрение, самооценка и представление о самом себе. В последние годы у старшеклассников наряду с высоким интеллектом, глубокими знаниями, широким кругозором, активной нравственной позицией, духовными запросами порой развивается чувство своей исключительности, излишней самоуверенности, стремление к самоутверждению своей независимости. Это приводит их к раздражительности, нетерпимости, агрессии по отношению к ровесникам, учителям, родителям, к межличностным конфликтам, неприятию окружающей действительности. Изучение и анализ состояния проблемы показали, что она не получила достаточного организационно-правового обеспечения, не определены средства формирования межличностной толерантности старшеклассников в условиях образовательного учреждения.

Таким образом, существуют противоречия между:

• провозглашением толерантности как одного из приоритетов развития современного общества и его реализацией в практике образовательных учреждений;

• потребностью педагогической практики в научно-методических рекомендациях по реализации проблемы и недостаточным теоретическим ее обоснованием;

•актуализацией проблемы межличностной толерантности старшеклассников и отсутствием системы в содержании и средствах ее разрешения.

Вскрытые противоречия определили проблему нашего исследования: как использовать потенциал педагогической деятельности для формирования межличностной толерантности учащихся общеобразовательной школы.

Исходя из этих соображений, была определена тема исследования: «Формирование межличностной толерантности старшеклассников».

Цель исследования - теоретически обосновать и экспериментально проверить комплекс педагогических мер по формированию межличностной толерантности старшеклассников.

Объект исследования - учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Предмет исследования - содержание, средства, условия, этапы, факторы формирования межличностной толерантности старшеклассников.

Гипотеза исследования: формирование межличностной толерантности старшеклассников будет проходить успешно, если:

1) толерантность станет не абстрактным идеалом, а реальным фактом школьной жизни, общечеловеческой и личной ценностью, ориентация на которую позволит осознать достоинства своей культуры и культуры разных народов, выработать опыт разрешения конфликтов, нахождения компромиссов, умение ставить себя на позицию другого, обеспечит взаимопонимание, развитие способности жить в неодинаковом мире среди неодинаковых людей;

2) комплекс мер по формированию межличностной толерантности будет обеспечивать последовательное прохождение школьниками этапов: позитивного восприятия этой ценности, активного отклика на нее, принятия и введение толерантности в собственную систему ценностей и ориентация на нее в своем поведении;

3) педагоги будут не только терпимы к поведению, мировоззрению, позиции школьников, но и будут оказывать конструктивное влияние на старшеклассников, проявляя при этом умение встать на позицию другого, готовность сотрудничать и оказывать необходимую помощь и педагогическую поддержку. Поэтому одним из основных средств формирования межличностной толерантности старшеклассников должна быть активная педагогическая толерантность.

Исходя из цели и выдвинутой гипотезы, в диссертации поставлены следующие задачи исследования:

1. Осуществить ретроспективный анализ состояния проблемы формирования межличностной толерантности учащихся в педагогической теории и практике.

2. Определить сущностные характеристики межличностной толерантности учащихся.

3. Смоделировать и экспериментально проверить комплекс педагогических мер по формированию межличностной толерантности учащихся.

4. Разработать методические рекомендации для педагогов по формированию межличностной толерантности учащихся старших классов общеобразовательных школ.

Методологической основой диссертационного исследования являются: идеи педагогики толерантности (Б.С. Гершунский, В.А. Тишков, В.В. Шалин и др.), концепции личности (Б.А. Ананьев, А.А. Бодалев, Л.И. Божо-вич, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн), «диалога культур» (М.М. Бахтин, B.C. Библер), теория гуманно ориентированного образования (Ш.А. Амонашвили, И.А. Зимняя, А. Маслоу, К. Роджерс и др.), системный (В.Г. Афанасьев, Ю.К. Бабанский, В.П. Беспалько, И.В. Блауберг, Ю.А. Ко-наржевский, Н.В. Кузьмина, Т.И. Шамова и др.), диалогический (М.М. Бахтин, B.C. Белова и др.); деятельностный (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.), личностно ориентированный (Е.В. Бондаревская, И.А. Зимняя, И.С. Якиманская и др.); аксиологический (В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова и др.), интегративный (Б.С. Гершунский, В.В. Гузеев и др.), комплексный (Ю.К. Бабанский и др) и научно-теоретические подходы к осуществлению педагогических исследований (Ю.К. Бабанский, В.И. Загвязинский, Н.В. Кузьмина, В.В. Краевский, М.Н. Скаткин и др.).

Основные методы исследования: анализ философской, психологической, педагогической, методической литературы по теме диссертации, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение опыта формирования толерантности школьников в отечественной и зарубежной практике, анкетный опрос старшеклассников, педагогов, педагогическое тестирование, модели рование, опытно-экспериментальная работа. При обработке результатов исследования использованы методы математической статистики.

Исследование проводилось в период с 2000 по 2005 год и состояло из трех этапов.

На первом, поисково-теоретическом, этапе исследования (2000-2002 гг.) анализировалась литература по изучаемой проблеме, обобщался реальный опыт различных регионов России по формированию толерантности учащихся, изучались нормативно-правовые документы международного и отечественного уровня. Проводились наблюдения за процессом формирования межличностной толерантности старшеклассников. Наряду с этим определены проблема, цели, задачи, объект, предмет, гипотеза исследования, смоделирован комплекс педагогических мер по формированию межличностной толерантности старшеклассников. Составлена программа опытно-экспериментальной работы.

На втором, формирующем, этапе (2002-2004 гг.) проводилась опытно-экспериментальная работа, в процессе которой проверялась эффективность комплекса педагогических мер и условий, направленных на формирование межличностной толерантности старшеклассников.

На третьем, обобщающем, этапе (2004-2005 гг.) исследования проводились обработка, анализ и теоретическое обоснование результатов, соотнесение их с целью и задачами педагогического исследования. По итогам опытно экспериментальной работы сформулированы выводы и дана их научная интерпретация, осуществлено оформление диссертации, разработаны и внедрены в массовую образовательную практику методические рекомендации.

База опытно-экспериментального исследования: институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области, муниципальные отделы образования Альменевского, Далматовского районов, общеобразовательные учреждения: школа №34, лицей №12, гимназии №31, 47, и 57 г. Кургана, гимназия №13 и лицей №1 города Шадринска,

Новопетропавловская средняя школа Далматовского района, МУ «Средняя школа №2», «Средняя школа №2» города Далматово, Танрыкуловская средняя школа Альменевского района, Куртамышское, Мишкинское, Катайское педагогическое училища, Курганский педагогический колледж.

На разных этапах опытно-экспериментальной работы в исследовании участвовало 523 ученика старших классов школ, гимназий, лицеев области и 84 педагога, на формирующем задействовано 180 человек.

Научная новизна исследования:

определены принципы формирования межличностной толерантности: общественной направленности педагогической деятельности, ориентации школьников на общечеловеческие ценности, субъектности, гуманистической направленности педагогических действий, опоры на индивидуальный опыт старшеклассников, диалогизма, принятия и понимания позиции учащихся, конструктивной помощи обучающемуся, сотрудничества, нацеленного на позитивное развитие личности старшеклассника;

разработана концепция повышения квалификации педагогов, реализующая аксиологический, личностно ориентированный, интегративный подходы и нестандартное понимание толерантности учителей как активной педагогической толерантности, проявляющейся в умении преодолевать нетерпимость, встать на позицию старшеклассника, понять его и оказать ему конструктивную педагогическую помощь и поддержку;

предложен комплекс педагогических мер по формированию межличностной толерантности старшеклассников, в основе которого использование возможностей учебно-воспитательного процесса - содержания учебных дисциплин, диалоговых методов (бесед, диспутов, дискуссий), педагогического моделирования, проектирования, тренингов, обеспечивающих не только внешнее воздействие на старшеклассников, но и стимулирующих их усилия на приобретение опыта толерантности в результате самовоспитания.

Теоретическая значимость исследования:

• уточнено представление о структуре толерантности за счет включе ния в нее, наряду с эмпатией и общительностью, компонента «принятие другого»;

• дополнено определение межличностной толерантности, под которой понимается качество личности, проявляющееся в способности жить в неодинаковом мире среди неодинаковых людей;

• выделены и обоснованы функции межличностной толерантности старшеклассников: а) аксиологическая (межличностная толерантность — общечеловеческая и личностная ценность) б) коммуникативная (межличностная толерантность - средство повышения эффективности общения); в) отно-шенческая (межличностная толерантность - средство отношения к людям, окружающей действительности); г) мотивационная (межличностная толерантность - установка личности); д) деятельностная (межличностная толерантность - основа деятельности).

Практическая значимость исследования:

• разработана и внедрена в массовую образовательную практику программа формирования межличностной толерантности учащихся старших классов «В гармонии с миром»;

• предложена программа «Основы толерантности и формирование межличностной толерантности старшеклассников» для повышения квалификации педагогов;

• разработаны и внедрены в массовую образовательную практику методические рекомендации по формированию межличностной толерантности учащихся.

Достоверность и обоснованность научных выводов обеспечиваются опорой на современные достижения философской, психологической и педагогической наук, исходными методологическими и теоретическими позициями, применением системы теоретических и эмпирических методов научного познания, адекватных природе исследуемого объекта, предмету, целям, задачам исследования, длительностью эксперимента, репрезентативностью выборки обследуемых школьников, апробацией выводов в массовой школе.

На защиту выносятся следующие положения:

межличностная толерантность - комплексное качество личности, проявляющееся в разных смысловых ее значениях (когнитивной, эмоциональной, поведенческой), которое является объектом процесса формирования, поэтому значимы сущностные характеристики межличностной толерантности: 1) сущность понятия «межличностная толерантность», раскрывающаяся в понимании, уважении, заботе по отношению к другим; 2) структура межличностной толерантности и ее компоненты (эмпатия, принятие, общительность); 3) функции межличностной толерантности (аксиологическая, коммуникативная, отношенческая, мотивационная, деятельностная); 4) содержание межличностной толерантности (толерантность как качество личности);

поскольку сейчас признано, что мы живем в быстро меняющемся мире, то межличностная толерантность выступает качеством, которое помогает жить среди неодинаковых по социальному положению, политическим устремлениям, характеру и уровню культуры людей; поэтому предложен комплекс педагогических мер по формированию межличностной толерантности, включающий информацию о толерантности как общественной ценности, мотивации учащихся на толерантное поведение, организации деятельности старшеклассников с целью обогащения опыта межличностной толерантности;

вопреки традиционному представлению о толерантности педагогов как о терпимости мы утверждаем активную педагогическую толерантность, которая характеризуется готовностью встать на позицию другого, способностью к сотрудничеству, нацеленном на позитивное развитие старшеклассника, конструктивной помощи и неприятию антигуманных поступков условиями, содействующими формированию межличностной толерантности являются: выделение формирования межличностной толерантности как одного из стратегических направлений деятельности образовательного учреждения, подготовка педагогов к оказанию квалифицированного содействия формированию межличностной толерантности обучающихся.

Апробация и внедрение результатов исследования

Основные результаты проведенного исследования докладывались автором на Всероссийских научно-практических конференциях: «Качество образования: методология, теория, практика» (Новосибирск, 2004), «Совершенствование структуры и содержания образования» (Челябинск, 2004); региональных, областных конференциях и совещаниях: «Компетентностный подход в образовании: вопросы теории и практики» (Курган, 2002), «Проблемы формирования толерантного сознания в воспитательной работе с учащимися» (Курган, 2003), «Вопросы здоровьесбережения в образовательной деятельности» (Курган, 2003), «Андрагогические технологии в системе дополнительного профессионального образования» (Курган, 2003), на ежегодных научных конференциях, проводимых ИПК и ПРО Курганской области (2003 - 2005), публикациями в журнале «Педагогическое Зауралье» (статья «Формирование толерантности средствами профильного обучения»), а также в выступлениях на заседаниях ученого совета, кафедры гуманитарного образования ИПКиПРО, кафедры педагогики Курганского государственного университета.

Результаты опытно-экспериментальной работы внедрены в практику деятельности образовательных учреждений Курганской области в виде разработки программы и методических рекомендаций формирования межличностной толерантности юношества. На основе теоретических положений и результатов исследования разработана образовательная программа формирования установок толерантного сознания «В гармонии с миром», методические рекомендации к ней, внедрение которых в работу образовательных учреждений Курганской области позволяет сделать вывод об их применимости и эффективности. Автором опубликовано по проблеме исследования 16 работ.

Генезис становления толерантности как педагогической проблемы

Проблема толерантности относится к категории «вечных». Она связана с духовной сферой личности, но получила приоритетное развитие лишь в последние 15 лет. Толерантность является объектом гуманитарных и социальных наук. Проблема толерантности охватывает разные сферы жизни общества: политику, экономику, культуру, образование. Без толерантности невозможно решение спорных вопросов, конфликтов. Эта проблема всеобъемлющая, имеет следующие предпосылки:

1. Социально политические. ЮНЕСКО выступила с призывом к толерантности. Цель этого призыва заключается в том, чтобы утвердить толерантность «в качестве внутренней установки каждого человека, а затем и в социальнополитических механизмах, определяющих и формирующих отношения между людьми. Эти вопросы обретают конкретное воплощение в таких областях, как международное право, социальные институты, правосудие, культура, коммуникация».(47, 131).

В современном российском обществе традиции свободы, плюрализма, уважения прав другого не получили должного распространения. Это следствие особенностей развития страны, стремившейся много веков унифицировать жизнь своих граждан, которые в течение длительного времени были бесправны. Роль образования на современном этапе развития России определяется задачами демократического и правового государства, рыночной экономики. Образовательная политика отражает общенациональные интересы, учитывает общие тенденции мирового развития. Очевидно, что на сегодняшний день потребность современного общества в формировании толерантности и толерантных отношений трудно переоценить. На социальном и политическом уровне толерантность рассматривается как действие или общественная норма, которая осуществляется через закон и традицию. По мнению Безюлевой Т.В. (17) и Шеламовой Т.М. (17), толерантностьэто активная позиция самоограничения и намеренного невмешательства, это добровольное согласие на взаимную терпимость разных и противостоящих в несогласии субъектов (17, 8).

2. Социально психологические. В последнее время характерной чертой массового сознания общества России стало развивающееся чувство «национального унижения», связанное с распадом социалистического лагеря и СССР, финансовой зависимостью страны. Следствием этого явились рост националистических настроений и популярность экстремистских идей, в том числе и среди молодежи. Препятствием для формирования и развития толерантности являются стереотипы в отношении представителей других культур. Они усваиваются в детском возрасте и используются в течение многих лет до появления у школьников собственных мнений о тех или иных культурах.

3. Собственно психологические. Изменение социальной и экономической ситуации в России привело к изменению психологии людей. Капитализм породил конкуренцию на потребительском рынке. Преобладающими чертами личности стали эгоизм, закрытость, стяжательство, агрессия, озлобленность, жестокость. Изменяется менталитет членов общества: от общественного коллективизма к индивидуализму. Это способствует развитию инто-лерантности. Нетерпимость превратилась в одну из современных крупнейших проблем. Психологическая поддержка развития личности учащихся, находящихся в периоде взросления, должна быть направлена на создание условий, способствующих развитию способностей к самоанализу, самопознанию, навыков ведения позитивного внутреннего диалога и способов взаимодействия с самим собой и окружающим миром.

4. Социально педагогические. В настоящее время образовательные учреждения испытывают на себе множество отрицательных последствий социального и экономического расслоения общества. В отношениях между людьми усиливается эгоизм, происходит конфессиональная дифференциация. В связи с этим на первый план выдвигается потребность развития толерантных отношений, способствующих формированию у подрастающего поколения целостной картины окружающего мира, духовных, культурных, нравственных ценностей в их национальном и общечеловеческом понимании.

Нетерпимость, которая стала ведущей в отношениях между людьми, привела молодое поколение к отрицанию культурного и исторического наследия страны.

Актуализация проблемы формирования толерантности привела нас к необходимости историко-генетического анализа проблемы, к выделению этапов становления толерантности как педагогической проблемы. 1этап -Античность и древность. Философы древности, наблюдая природное и культурное различие людей, стремились найти пути гармонизации жизни. В эпоху Античности проблема толерантности открыто еще не ставилась, но ее мотивы улавливались в высказываниях Гераклита, Аристотеля, Сенеки и других. Свои идеи мыслители древности стремились донести до юношества. Китайский философ Конфуций (551-479 гг. до н.э.) открыто проповедовал идею толерантности: «Не делай другим того, чего не желаешь себе, и тогда в государстве и в семье к тебе не будут чувствовать вражды». (98, 225). При этом он видел и источник конфликтов, нетерпимости в невоспитанности и необразованности людей. Обоснование важности толерантности и для христианства можно найти в трудах многих древних философов, но особое место принадлежит Тертуллиану. По его мнению, зло порождает гнев, а, породив его, ведет к греху, происходящему от человеческого чувства, и воспитывается по образу «тупого собачьего равнодушия».(98, 226). Отсюда происходит вражда, человекоубийство, человеческие злодеяния т.д., то есть нетерпимость, или интолерантность. Основой толерантности является равновесие, вменяющееся человеку как долг: запрещается гнев, укрощается душа, обуз-дывается своеволие и «изымается яд с языка». Это возможно лишь благодаря терпению, которое надо выработать в себе как спасительную и приятную привычку. (98, 226).

Как показал ретроспективный анализ, первой формой толерантности была веротерпимость. 2 этап - христианство. В учении раннего христианства сформулирован нравственный принцип взаимного уважения и взаимной свободы. Знаменитая Нагорная проповедь оканчивается нравственным правилом: «Итак, во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» (Матф.7.,12). (98, 226). В христианстве толерантность проявляется как отказ от насилия и искренность убеждений. Примером этого явления нам представляется «Поучение Владимира Мономаха:, «...более убогих не забывайте, но, насколько можете, по силам кормите и подавайте сироте...Больного навестите, покойника проводите, ибо все мы смертны. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово молвите» (62).В «Поучении» отражены педагогические идеалы Древней Руси, которые послужили основой практической образовательной и воспитательной деятельности в России на многие века. (62).

Сущностные характеристики толерантности старшеклассников

Понятие «межличностная толерантность» интегральное, т.к. связано с психологическими, социологическими, педагогическими, историческими, литературоведческими, этическими, философскими и др. понятиями и категориями, обозначающими свойства, качества личности.

Для нашего исследования приоритетное значение имеет выявление сущностных характеристик межличностной толерантности старшеклассников. Исходя из понимания сущности как внутренней основы, содержания, сути чего-нибудь (107, 683), мы выделили для анализа следующие сущностные характеристики межличностной толерантности: 1) сущность понятия «межличностная толерантность»; 2) структура межличностной толерантности и ее компоненты; 3) функции межличностной толерантности; 4) содержание межличностной толерантности: толерантность как качество личности. Рассмотрим каждую из них.

1. Слово «терпимость», употребляемое часто в обыденной речи означает «способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей». Слово «терпимость» часто ассоциируется с пассивным принятием окружающей реальности, непротивлением злу. Когда мы говорим о толерантности, толерантных установках, речь идет о жизненной активности, предполагающей формирование самосознания, ответственности, защиту прав любого человека. В зависимости от контекста толерантность наполняется особым специфическим смыслом. В разных языках в зависимости от исторического опыта народа толерантность имеет различные смысловые оттенки, в большинстве они связаны с мирным сосуществованием и развитием общественных отношений. Для уточнения понятия «межличностная толерантность» мы обратились к исследованиям

Г.М.Безюлевой, Г.М.Шеламовой и др., в которых проведен сравнительный анализ значения слова в разных языках. По мнению А.Г. Асмолова, толерантность является признаком культуры ума и выражается в уважении к чужим мнениям (17, 13). Мы предполагаем: межличностная толерантность - это качество личности, проявляющееся в способности жить в неодинаковом мире среди неодинаковых людей.

Межличностная толерантность как интегративное явление раскрывается в межнациональных, межконфессиональных, политических, семейных, профессиональных отношениях. Межнациональная толерантность означает терпимость к человеку другой национальности; уважение и принятие его как уникальной личности. Меконфессиональная толерантность заключается в терпимости к представителям другой веры; предполагает уважение и принятие личности относящейся к иной конфессии.

На основании изложенного выше можно констатировать: формирование межличностной толерантности старшеклассников означает формирование умения принимать другого человека. М.С. Мириманова (98, 29) выделяет два типа межличностной толерантности, характеризующие отношения личности к миру: внутренняя и внешняя: в то же время научные изыскания привели нас к выделению трех типов межличностной толерантности, характеризующих отношение к миру: внешняя, внутренняя и коммуникативная:

а) внешняя толерантность (к другим) убеждение, что другие люди могут иметь свою позицию, способны видеть вещи с иных (разных) точек зрения, учитывать разные аспекты и аргументьггтгашішяя-т олерантность как социальное качество характеризует культуру отношений в обществе, построенную на важных принципах, таких, как отказ от насилия, принятие другого, подчинение законам, а не воле властелина или большинства (98, 29);

б) внутренняя толерантность (внутренняя устойчивость) способность сохранять равновесие к различным неожиданным ситуациям: к конфликтам, неопределенности, риску, стрессу; способность принимать решения и действовать в этих условиях, даже если не известны все факты и возможные последствия (98, 29). в) коммуникативная толерантность - это характеристика отношения личности к людям, показывающая степень переносимости ею неприятных или неприемлемых, по ее мнению, психических состояний, качеств и поступ ков партнеров по взаимодействию (17, 21). Коммуникативная толерантность как черта человека собирательная. В ней находят отражения фактор воспитания, опыт общения, культура, ценности, потребности, интересы, установки, характер, темперамент, эмоциональный стереотип поведения и особенности мышления. Особенности коммуникативной толерантности могут свидетельствовать о способности к самоконтролю и самокоррекции. Люди, обладающие высоким уровнем коммуникативной толерантности, уравновешены, совместимы с различными людьми. Благодаря этим достоинствам создается психологически комфортная обстановка для совместной деятельности, что способствует формированию толерантного пространства образовательного учреждения.

Коммуникативная толерантность проявляется в тех случаях, когда человек не видит ярких различий между подструктурами своей личности и личности партнера. В.В. Бойко (27) выделяет следующие подструктуры личности, которые способствуют проявлению толерантности: а) интеллектуальная передает принципы понимания окружающей действительности, стереотипы осмысления проблем, идей, ситуаций и т.п.; б) ценностно ориентационная это мировоззрение конкретного человека, его цели, интересы и оценки происходящего. Старшеклассник проявляет коммуникативную нетерпимость, это приводит к раздражению и неприятию ценностей другого; в) этическая выражает нравственные нормы человека. Проявляется включение таких этических понятий, как совесть, долг, зло, добро, справедливость, несправедливость; в) эстетическая область вкусов и чувств, особенности восприятия красивого и безобразного, возвышенного и низменного; г) эмоциональная демонстрирует эмоциональный фон, в котором чаще всего пребывает человек. Пребывание в «чужом» эмоциональном поле вызывает неприятное состояние; д) сенсорная особенности восприятия мира на уровне зрительного, слухового, обонятельного, вкусового, кожного и двигательного ощущений; е) алгоритмическая привычки, умения, стиль деятельности, различные ритуалы; ж) характерологическая устойчивые черты личности, врожденные или приобретенные; з) функциональная потребности и желания.

Организация опытно-экспериментальной работы по формированию межличностной толерантности старшеклассников

Анализ работ Ю.К. Бабанского (12), В.И. Загвязинского (54), Н.В. Кузьминой (78), Т.Г. Новиковой (133), А.С. Сиденко (133), М.Н. Скаткина (134). В.А. Ядова (182) и др. показал, что в системе педагогических методов эксперимент в настоящее время занимает все более важное место. Существуют разные определения понятия «педагогический эксперимент». В «Философском словаре» (169, 535) эксперимент определяется как «планомерно проведенное наблюдение; планомерная изоляция; комбинация и варьирование условий с целью изучения зависящих от них условий. Тем самым человек создает возможность наблюдений, на основе которых складывается его знание о закономерностях в наблюдаемом явлении».

В словаре «Психология» понятие эксперимента рассматривается как «один из основных методов научного познания вообще, психологического в частности. Отличается от наблюдения активным вмешательством в ситуацию со стороны исследователя, осуществляющего планомерное манипулирование одной или несколькими переменными (факторами) и регистрацию сопутствующих изменений в поведении изучаемого объекта» (120, 457).

По мнению А.С. Сиденко и Т.Г. Новиковой (133, 10), наиболее существенными признаками эксперимента являются активность исследователя, характерная для поискового и формирующего эксперимента, а также проверка гипотезы. В.И. Загвязинский (53), определяя сущность дидактического эксперимента, за основу берет понятие эксперимента в науке, где экспериментом называется изменение или воспроизведение явления с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях. Характерной чертой эксперимента является запланированное вмешательство человека в изучаемое явление, возможность многократного воспроизведения исследуемых явлений в варьируемых условиях. Метод эксперимента, по словам В.И. Загвязинского (53), позволяет разложить целостные педагогические явления на их составные элементы. Изменяя (варьируя) условия, в которых эти элементы функционируют, экспериментатор получает возможность прослеживать развитие отдельных сторон и связей, более или менее точно фиксировать полученные результаты. «Эксперимент служит проверке гипотезы, уточнению отдельных выводов теории, установлению и уточнению фактов». (53, 127). Наиболее существенными признаками являются воспроизводимость, проверка гипотезы, установление и уточнение фактов. По мнению А.С. Сиденко (133), «эксперимент это исследовательская деятельность, предназначенная для проверки выдвинутой гипотезы, разворачиваемая в естественных или искусственно созданных контролируемых и управляемых условиях, результатом которой является новое знание, включающее в себя выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности». В этих определениях много общего, они отмечают значимость педагогического эксперимента. И.П. Подласый (113) уточняет: эксперимент строго контролируемое педагогическое наблюдение. Ученый отмечает целесообразность и планомерность осуществление эксперимента. Исходя из целей и задач исследования, анализа литературы, мы считаем, что одним из основных методов нашего исследования является педагогический эксперимент. Задачи опытно экспериментальной работы согласуются с целью и гипотезой исследования и включают проверку наших предположений о содержании, путях и средствах организации формирования межличностной толерантности старшеклассников. В качестве задач опытноэкспериментальной работы были выдвинуты следующие:

1. Определить исходный уровень межличностной толерантности старшеклассников.

2. Определить эффективность применения предлагаемых нами путей и средств содержания и организации формирования межличностной толерантности старшеклассников.

3. Показать в качественном и количественном выражении меру и степень эффективности предлагаемых мер по содержанию и организации формирования межличностной толерантности старшеклассников.

Весь период, затраченный на подготовку, проведение и анализ результатов эксперимента, можно разбить на четыре последовательно реализуемых этапа: подготовительный, практический, обобщающий, внедренческий. (133, 12).

Первый этап подготовительный сложно устроен и выполняет следующие функции: диагностическую; прогностическую; организаторскую.

Диагностическая функция предполагает построение «картины» состояния исследуемого объекта. Реализация указанной функции позволяет диагностировать состояние практики и построить конкретное знание о незнании. Источником проблемы являются противоречия, затруднения в конкретной практике. В нашем эксперименте выявлены противоречия между провозглашением формирования межличностной толерантности старшеклассников как одного из приоритетов современного образования и недостаточным научно-методическим обеспечением этой задачи; актуализацией проблемы в условиях старшей школы и отсутствием систематического содержания и целенаправленных действий по ее реализации.

Они формируют потребность их преодоления. В научном эксперименте важна выборка определение качественного и количественного состава его участников, выборка нашего эксперимента составила 90 человек контрольная группа, 90 экспериментальная. При выборке необходимо учитывать:

Степень оформленности участников будущего эксперимента в группы, классы или другие коллективы или способность участников переформироваться в новые группы, нужные для экспериментирования;

Участники эксперимента должны по своим основным характеристикам соответствовать идее, гипотезе и достаточно выражать качества, составляющие независимые переменные.

Используя подход В.А. Ядова (182), весь период, затраченный на подготовку, проведение и анализ результатов эксперимента, мы условно разбили на четыре последовательно реализуемых стадии: организация, реализация, констатация, интерпретация. Охарактеризуем каждую из них.

1. Организация охватывает целый ряд существенных моментов, наиболее значимым из которых является разработка гипотезы.

Для получения репрезентативной научной информации нами использовались многоаспектные теоретические и методические труды по социологии (5, 46, 69). В аналитических и экспериментальных исследованиях, как считает В.А. Ядов, проблема статистической репрезентативности выборки оказывается второстепенной в сравнении с необходимостью обеспечить качественное представительство изучаемых социальных объектов. Таким образом, если мы хотим изучить особенности условий или проверить их эффективность, то репрезентативная выборка должна быть заменена целевой. Главное, отмечает В.А. Ядов, гарантировать репрезентативность по главному направлению анализа данных, т.е. определить существенные сведения о характеристиках генеральной совокупности по отношению к цели эксперимента. Для нашего исследования это возрастной состав участников; род занятий, интересы, особенности режима занятий и отдыха и пространственная локализация по территории важна с точки зрения особенностей условий этой деятельности. Как правило, сочетание этих параметров дает представительную выборку. Генеральную совокупность в нашем исследовании образуют старшеклассники городов Кургана, Далматово и Курганской области. Целевая выборка осуществлялась из школ города Далматово, в ней были учтены и возрастной состав участников опытно-экспериментальной работы и пространственная локализация. Адекватным целям исследования, по нашему мнению, будет эксперимент «до после», повторяющийся несколько раз на разных выборках. Значение исследуемого признака оцениваются и до и после эксперимента, это делается как в экспериментальной, так и в контрольных группах.

Реализация комплекса формирования межличностной толерантности старшеклассников

Организационный компонент. Цели и принципы реализации комплекса педагогических мер по формированию межличностной толерантности старшеклассников позволили определить задачи данного процесса: расширить представление обучающихся о мире; формировать у подопечных представление о своем месте в мире; развивать умение мыслить гуманно и интегрально; толерантно подходить к решению вопросов, проблем, конфликтов; учить бережному отношению ко всему прекрасному в жизни, природе, искусстве, человеческих отношениях. Охарактеризуем принципы реализации комплекса педагогических мер по формированию межличностной толерантности старшеклассников.

Первый принцип системно организованное толерантное образовательное пространство. Г.В. Безюлева, Г.М. Шеламова определяют толерантное пространство как единство всех субъектов учебного и воспитательного процесса, формы организации их отношений, построенных на принципах «педагогики толерантности» и являющихся ведущим компонентом педагогической этики и основой нравственного воспитания учащихся (17, 60). Для уточнения данного положения мы обратились к трудам Г.Н. Серикова, который исследует системно организованное образовательное пространство. По мнению ученого, систему образования целесообразно трактовать как специфическую систему (132, 181). Г.Н. Сериков утверждает: организованное пространство может претендовать на роль оптимальных (в смысле основной цели образования) условий деятельности (взаимодействия) соответствующих участников образования. Вслед за ученым мы считаем, что при такой организации образовательного пространства усиливается его эффективность , как фактора деятельности (взаимодействия) участников процесса. Мы придерживаемся точки зрения Г.Н. Серикова о том, что под созиданием системно организованного образовательного пространства будем понимать целенаправленно осуществляемое его (пространства) преобразование в состояние, соответствующее всем признакам образовательного пространства (132, 182), мы убеждены: данное положение можно отнести к системно организованному толерантному образовательному пространству. Исследования Г.Н. Серикова помогли нам выделить особенности исследуемого объекта (системно организованного толерантного образовательного пространства) (132, 183).

1. Ориентация участников на конструктивную деятельность в преобразовании системно организованного толерантного образовательного пространства.

2. Создание системно организованного толерантного образовательного пространства целесообразно осуществлять через сотрудничество его участников.

3. Сохранение единства системно организованного толерантного образовательного пространства (целесообразность выбора методов с учетом состояния пространства и готовности каждого его участника к выполнению своих функций).

4. Ориентация участников системно организованного толерантного образовательного пространства на систематизацию результатов своей деятельности.

По нашему мнению, системно организованное толерантное образовательное пространство — интегративная характеристика состояния толерантности конкретного образовательного учреждения. В структуре системно организованного толерантного образовательного пространства необходимо выделить следующие компоненты: 1) толерантность каждого педагога; 2) толерантность администрации; 3) толерантность всего педагогического коллектива; 4) толерантность обучающихся.

Второй принцип создание внешних условий формирования межличностной толерантности старшеклассников (формирование межличностной толерантности становится одним из стратегических направлений образовательного учреждения; осуществлена подготовка педагогов к оказанию квалифицированного содействия формированию межличностной толерантности старшеклассников). Образовательное учреждение, создающее толерантное образовательное пространство имеет стратегию формирования межличностной толерантности. В основе такой стратегии федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе». Говоря о формировании межличностной толерантности обучающихся, мы имеем в виду создание педагогом условий, необходимых для данного процесса. Осуществить выше названный аспект может только педагог, обладающий толерантностью и готовый к руководству формированием толерантности. Научно-методическая готовность педагога к руководству данным процессом осуществляется на курсах повышения квалификации. В ИПКиПРО Курганской области разработана и используется образовательная программа «Основы толерантности и формирование установок толерантного сознания юношества». Это спецкурс, предназначенный для работников образования. Программа спецкурса состоит из 9 тем, рассчитанных на 36 часов. Вниманию слушателей предлагаются следующие темы:

1. Толерантность как общественно значимая ценность. 2. Типы толерантности. 3. Толерантность в жизни общества. 4. Межэтническая толерантность. 5. Профессиональная толерантность и профессиональная этика. 6. Толерантность и эстетика. 7. Толерантность и природа. 8. Технология формирования установок толерантного сознания юношества. Анализ программы «В гармонии с миром». 9. Психолого-педагогические особенности юношества.

Программа спецкурса «Основы толерантности и формирование установок толерантного сознания юношества» реализовывалась на курсах повышения квалификации: преподавателей ОБЖ (январь, апрель 2003 г.); физического воспитания (май 2003 г.); преподавателей истории системы СПО и НПО (октябрь 2003 г., 2004 г.); преподавателей медицинского училища г. Юрга-мыша (октябрь 2003 г.); заместителей директоров по УВР системы НПО и СПО (октябрь 2003 г., 2004 г.); заместителей директоров по воспитательной работе общеобразовательных учебных заведений (2003 г., 2004 г.); на отделениях переподготовки (2004 г.): педагогов дополнительного образования; менеджеров образования.

Похожие диссертации на Формирование межличностной толерантности старшеклассников