Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам Крутова Ирина Владимировна

Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам
<
Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Крутова Ирина Владимировна. Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Волгоград, 2002 231 c. РГБ ОД, 61:03-13/444-9

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Теоретические основы формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности 13

1.1. Толерантность как социально значимая ценность: историко-философский аспект 13

1.2. Сущностные характеристики отношения к толерантности как социально значимой ценности 40

1.3. Обоснование модели процесса формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности 67

Выводы первой главы 94

Глава 2. Опытно-экспериментальная работа по формированию у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности 97

2.1. Диагностика состояния школьной практики формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности 97

2.2. Реализация модели процесса формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности 119

2.3. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы 139

Выводы второй главы 166

Заключение 168

Литература 173

Введение к работе

Актуальность исследования. Проблема толерантности/нетолерантности является в некотором смысле вечной и онтологически неразрешимой для человечества, так как представляет собой следствие существования в мире неодинаковых субъектов. Вместе с тем, в современном социуме значение толерантности неизмеримо возросло, что обусловлено целым рядом факторов.

В условиях беспрецедентной вооруженности человечества фактом стало осознание того, что конечен не только отдельный человек, конечно человечество в целом. Толерантность в этой ситуации, - условие биологического выживания человечества, а, в более широком контексте, - всего живого на планете.

Сегодня в мире происходят глобальные изменения, суть которых связана с переходом к иной, чем раньше парадигме мирового устройства: теперь мир представляется не как совокупность отдельных национальных государств, а целостным и неразделимым. Процессы глобализации обуславливают особую значимость толерантности в современной ситуации.

С одной стороны, в условиях интеграции финансовых рынков, активизации торговли и культурно-информационных обменов, толерантность - есть условие развития и обеспечения функционирования социальных механизмов. С другой, толерантность - условие сосуществования, взаимообогащения человеческих культур, число которых, скорее всего, будет увеличиваться, так как, с точки зрения современных концептуальных подходов к культурной глобализации, чем более мир превращается в единое целое, тем больше множатся культурные различия [237].

Кроме того, неразрешенными на сегодняшний день остаются многие экономические и часто, как следствие, социальные проблемы, обостряющиеся в условиях глобального экологического кризиса, преодоление которого возможно только на основе толерантности в отношениях между людьми. Развитие демократических институтов в обществе также сопряжено со значимостью толерантности.

Актуальность толерантности в современном мире отражена в «Декларации принципов толерантности», принятой и подписанной 16 ноября 1995 года 185

государствами - членами ЮНЕСКО, включая Россию. В документе толерантность определяется «не только как моральный долг, но также как политическое и правовое требование» [56].

В современном российском обществе требование толерантности обусловлено наряду с обозначенными выше факторами - особой остротой экономических и социальных проблем, многоэтническим и поликонфессиональным составом населения, еще неустоявшимися традициями демократии и плюрализма.

Таким образом, требование толерантности связано сегодня с развитием форм толерантности в обществе, государстве, на уровне личности. Толерантность не может быть сведена только к социально-психологическим свойствам человека.

Отношение к толерантности как социально значимой ценности есть необходимое условие выживания, сосуществования, развития и взаимообогащения человечества в целом, социальных общностей, отдельного человека. Соотнесенность толерантности с ценностью человека, общества, сохранением и развитием жизни определяют ее ценностный статус, социальную и личностную значимость.

Актуальность ценности «толерантность» определяет необходимость культивирования в обществе идей толерантности. Важная роль в решении этой задачи отводится системе образования. В «Декларации принципов толерантности» отмечается, что «политика и программы в области образования должны способствовать улучшению взаимопонимания, укреплению солидарности и терпимости в отношениях как между отдельными людьми, так и между этническими, социальными, культурными, религиозными и языковыми группами, а также нациями» [56].

Значимое место в системе современного образования принадлежит школьному образованию. Школа имеет потенциальные возможности для формирования у учащихся отношения к толерантности как социально значимой ценности. Это связано с системностью школьного образования, возможностью поэтапной реализации обозначенной задачи с учетом возрастных и психологических особенностей школьников. При этом наиболее важное значение для формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности имеют гуманитарные

дисциплины, так как специфика гуманитарного познания связана с ценностно-смысловым освоением человеческого бытия. Кроме того, наиболее сензитивным периодом для формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности является старший школьный возраст - период активного формирования мировоззрения (Л.И. Божович, И.С. Кон, И.В. Дубровина, Э. Эриксон); присвоение тех или иных ценностей является одной из составляющих этого процесса.

Однако анализ состояния школьной практики формирования у учащихся отношения к толерантности как социально значимой ценности позволяет сделать вывод о том, что общеобразовательная школа не в полной мере реализует заложенные в ней возможности. Результаты констатирующего эксперимента показали, что задача формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности лишь опосредованно представлена в нормативных образовательных документах. Применяемые в массовой практике учебно-методические комплексы недостаточно сориентированы на формирование обозначенного личностного образования. Наиболее используемые в школе дидактические средства, прежде всего, направлены на стимулирование познавательной активности учащихся, активности личностного характера не уделяется должного внимания. Значительная часть старшеклассников продемонстрировала низкие уровни сформированности отношения к толерантности как социально значимой ценности.

Таким образом, значимость и широта избранного направления исследования подтверждается рядом противоречий, выявленных в результате констатирующего эксперимента. Таковыми противоречиями являются:

- провозглашение ценности «толерантность» как одного из приоритетов современного образования и опосредованнность отражения задачи по формированию у школьников отношения к толерантности как социально значимой ценности в Государственном образовательном стандарте; недостаточное методическое обеспечение решения этой задачи.

і

- потенциальные возможности школьного гуманитарного образования для формирования у учащихся отношения к толерантности как социально значимой ценности и недостаточная подготовленность учителей к решению этой задачи.

- закономерность возрастной переоценки своих возможностей в раннем юношеском возрасте, актуализация потребностей учащихся в самореализации и самопознании и недостаточная возможность удовлетворения этой потребности в ходе обучения.

В педагогической науке процесс формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности не являлся предметом отдельного исследования. Исследовались проблемы, связанные с присвоением школьниками ценностей (Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, Н.Д. Никандров, Л.П. Разбегаева, Е.Н. Шиянов). Отдельные идеи ценности «толерантность» опосредованно затрагивались в контексте воспитания культуры межнациональных отношений (М.И. Амирзаев, З.Т. Гасанов, и др.), гражданского образования (В.Н. Власова и др.), поликультурного образования (В.В. Макаев, З.А. Малькова, Л.Л. Супрунова).

Проблема данного диссертационного исследования заключается в отсутствии научного обоснования формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования у школьников отношения к толерантности как социально значимой ценности определяет выбор темы исследования - «Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам».

Объект исследования - обучение старшеклассников предметам гуманитарного цикла.

Предмет исследования - формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам.

Цель исследования - обосновать процесс формирования у старшеклассников отношения к. толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам.

Гипотеза исследования: процесс формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности будет более эффективным, чем в массовом опыте, если:

- отношение к толерантности как социально значимой ценности будет являться одной из ведущих целей процесса обучения гуманитарным дисциплинам и личностно значимым приоритетом старшеклассников;

- логика формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности будет обусловлена психологической основой, представленной процессами смыслообразования, смыслоосознания, смыслостроительства;

- содержание этапов моделируемого процесса будет определяться уровнями сформированности у учащихся отношения к толерантности как социально значимой ценности;

- в системе средств формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности на всех этапах процесса приоритетными будут личностно значимые педагогические ситуации, включающие в себя: ценностное содержания гуманитарных дисциплин, организованное на основе социально-ценностной проблемы; систему учебных задач личностно-смыслового характера, направленную на освоение школьником личностного смысла социально значимой ценности «толерантность» посредством разрешения отдельных аспектов социально-ценностной проблемы; взаимодействие субъектов учебного процесса на социокультурном, межличностном и внутриличностном уровнях.

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить сущностные характеристики отношения к толерантности как социально значимой ценности.

2. Выявить критерии и уровни сформированности у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности.

3. Разработать модель процесса формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности у старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам.

4. Экспериментально проверить эффективность процесса формирования данного личностного образования у старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам.

Методологическую основу исследования составили идеи аксиологического подхода (Г.П. Выжлецов, М.С. Каган), идеи ценностного подхода в образовании (Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, Л.П. Разбегаева), концептуальные идеи целостного педагогического процесса (B.C. Ильин, В.В. Краевский, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев), идеи личностно ориентированного подхода в образовании (В.В. Сериков, Е.А. Крюкова), деятельностный подход к развитию и обучению школьников (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования - теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, моделирование; экспериментальные: диагностические (анкетирование,

тестирование, беседы с учащимися и учителями, полупроективные методики), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития), формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы: методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; оптимальной количественной базой формирующего эксперимента; применением адекватных методов исследования и обработки полученных в ходе эксперимента данных.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности рассмотрено с позиций целостного педагогического процесса и концепции личностно ориентированного образования. Обоснован процесс формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности, обусловленный психологической основой, представленной процессами смыслообразования, смыслоосознания, смыслостроительства. Реализация данного процесса связана с моделированием личностно значимых педагогических ситуаций, адекватных природе и динамике развития формируемого личностного образования.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности. Раскрыты сущностные характеристики отношения к толерантности как социально значимой ценности; описаны уровни проявления этого сложного личностного образования у старшеклассников. Выявлена специфика средств формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности у старших школьников и динамика их применения.

Результаты исследования могут служить теоретической основой для исследования формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности на иных этапах онтогенеза, развития данного личностного образования посредством интеграции различных учебных дисциплин.

Практическая значимость результатов исследования заключается в разработке комплексной методики оценки уровней сформированности отношения к толерантности как социально значимой ценности; определении системы средств формирования данного личностного образования в процессе обучения старшеклассников гуманитарным дисциплинам; обеспечении процесса формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности необходимыми дидактическими материалами.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов, обсуждались на аспирантских семинарах ВГПУ; городской научно-практической конференции «Опыт инновационных преобразований в педагогической науке и практике (на основе личностно ориентированного образования)» (Волгоград, январь 2000 года); межвузовской научно-практической конференции, посвященной 55-летию Победы (Волгоград, 26 апреля 2000 года); всероссийской научной конференции «Личностно ориентированное образование: феномен, концепции, технологии» (Волгоград, 30-31 мая 2000 года); на Международной конференции «Новые методы в преподавании истории в современных школах РФ» (Волгоград, 19-21 июня 2000 года); V региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, 21-24 ноября 2000 года); Российско-американской конференции «Гражданское образование: состояние и перспективы регионального развития» (Волгоград, 13-15 декабря 2000 года); всероссийской научно-практической конференции «Концептуальные подходы к обеспечению прав ребенка на региональном уровне» (Волгоград, 20-21 марта 2001 года); третьей межвузовской научно-практической конференции «Философия жизни волжан» (Волжский, апрель 2001 года); VI региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, ноябрь 2001 года).

Внедрение результатов исследования проходило в 10-11 классах СШ № 28, 35 г.Волжского Волгоградской области, гимназии № 1, СШ № 81 г. Волгограда.

Положения выносимые на защиту:

1. Отношение к толерантности как социально значимой ценности представляет собой интегративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся связью старшеклассника с ценностью «толерантность», включающее в себя знание о социально значимой ценности «толерантность», эмоционально — оценочное отношение к нему, осознание толерантности как личностно и социально значимой ценности и проявляющееся в реализации деятельностных аспектов отношения.

2. Содержательное наполнение когнитивного, эмоционально-оценочного, личностно-смыслового и деятельностного компонентов отношения к толерантности как социально значимой ценности обусловлено потенциалом гуманитарных дисциплин, отражающим проявление социально значимой ценности «толерантность» и спецификой присвоения данной ценности в старшем школьном возрасте. Выбор критериальных оснований отношения к толерантности как социально значимой ценности определен его компонентным составом. Уровни проявления исследуемого личностного образования выступают показателями его сформированности у старшеклассников.

3. Процесс формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности включает четыре этапа. В ходе ценностно-ориентировочного, смыслопоискового, эвристического, рефлексивно-прогностического этапов происходит последовательное формирование исследуемого личностного образования соответственно уровням его проявления. Логика процесса формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности обусловлена психологической основой, представленной процессами смыслообразования, смыслоосознания, смыслостроительства.

4. Процесс формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности эффективен при организации личностно значимых педагогических ситуаций, являющихся комплексным средством воздействия на личность, включающих в себя: ценностное содержания гуманитарных дисциплин, организованное на основе социально-ценностной проблемы; систему учебных задач личностно-смыслового характера, направленную на освоение школьником личностного смысла социально значимой ценности «толерантность» посредством разрешения отдельных аспектов социально-ценностной проблемы; взаимодействие субъектов учебного процесса на социокультурном, межличностном и внутриличностном уровнях.

Опытно-экспериментальная работа проводилась на базе 10-11х классов с.ш. № 28, 35 г.Волжского Волгоградской области.

Исследование выполнялось в несколько этапов:

Первый этап (1998-1999 год) - поисково-теоретический. На данном этапе изучалась литература по проблеме исследования, проводился констатирующий эксперимент;

Второй этап (1999-2001 год) - опытно-экспериментальный. Целью данного этапа было конструирование процесса отношения к толерантности как социально значимой ценности и выявление системы средств, обеспечивающих его эффективность, проведение формирующего эксперимента.

Третий этап (2001-2002 год) - описательно-итоговый. На этом этапе осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, завершение научного обоснования основных положений исследования, оформление диссертации.

Структура и объем диссертации.

Диссертация (173с.) состоит из введения (9с), двух глав (гл.1 — 83с; гл.2 — 71с), заключения (4с), списка литературы (237 наименований), 11 приложений. Основной текст диссертации содержит 29 таблиц, 5 схем, 1 диаграмму.

Толерантность как социально значимая ценность: историко-философский аспект

Человек - социальное существо. Он живет в мире с другими непохожими на себя по тем или иным критериям людьми. Как отдельная личность и/или как представитель того или иного сообщества людей он является субъектом человеческих отношений. Как субъект этих отношений человек не существует без Другого, той единицы, той точки отсчета, которая дает представление о соразмерности человека в его сравнении с себе подобным.

Другой - понятие, фиксирующее некоторый опыт встречи Я с подобной ему сущностью, представляющей тем не менее, иное по отношению к Я [134, с.226].

Философская категория Другой рассматривается в качестве центральной в трудах целого ряда философов. И. Фихте использует вариант данной категории, заключая его в антитезу: «Я есть» — «Это не я». М.М. Бахтин определяет потребность в соразмерности «себя с Другим» понятием «значимый Другой», сущность человека, его самость проявляются лишь в диалоге, во взаимодействии с другим человеком. М. Бубер рассматривает Ты как особое видение - различных вещей, людей, духовных сущностей, в котором внимание обращается на бесконечность духовных возможностей в отношении к Я.

Другой (будь то отдельная личность или сообщество людей), как нечто иное по отношению к Я, является основой многообразия человеческого мира.

Многообразие мира — источник развития и взаимного обогащения различных людей и человеческих общностей, так как каждая отдельная личность, каждое человеческое сообщество воплощают в себе уникальный социокультурный опыт. При этом следует отметить, что важнейшим резервом социокультурного многообразия являются этнокультурные различия. Разнообразие культур составляет необходимый запас общественной прочности, свидетельствует о противостоянии энтропийным процессам и существовании в обществе инновационного потенциала, который в любой момент может быть востребован в процессе развития. Его стратегии требуют постоянно поддерживаемой культурной дифференциации и взаимовлияния культур [237, с.4].

Вместе с этим следует отметить, что многообразие человеческого мира предполагает не только его разность, но и некоторую общность. Основу этой общности составляют, по самому широкому критерию, принадлежность к человечеству и опора на общечеловеческие ценности. При этом общечеловеческое как ценность трактуется в современном отечественном обществознании (М.П. Бочаров) как совокупность жизненно важных ценностей и значений, связывающих человека с миром и создающих единство между ними, общечеловеческое имеет источник своего существования в фундаментальных сторонах человеческого бытия (Л.Н. Егоров). К числу общечеловеческих ценностей современными исследователями относятся: Жизнь, Человек, Познание, Красота, Труд, Отечество (А.В. Кирьякова); Земля, Человек, Знание, Культура, Труд, Отечество, Мир (В.А. Караковский, З.И. Равкин).

Принадлежность к человеческому сообществу и опора на общечеловеческие ценности позволяют человеку понять «Другого», признать за ним право на существование, если это не противоречит основам цивилизованного общежития; делают возможным диалог с Ним. Принадлежность к человеческому сообществу и опора на общечеловеческие ценности создают основу для идентификации индивида со всем человечеством и доказывают возможность сосуществования и взаимодействия различных людей и человеческих сообществ, исключающую любой вид насилия. Условием такого существования и взаимодействия является толерантность, которая обеспечивая позицию «равенства разнообразия» [191], предупреждает насилие, делает возможным сосуществование различных людей и человеческих общностей, а также при сохранении индивидуальности их взаимное развитие и обогащение.

Понятие «толерантность» используется в различных областях знания: этике, психологии, политике, теологии, философии, медицине и др.

Слово «толерантность» появилось в употреблении в русском языке сравнительно недавно; в энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона (изд. 1901 года) не содержится сведений ни о существительном «толерантность», ни о прилагательном «толерантный». В появившемся позднее малом словаре тех же издателей (изд. 1907 года) дается лишь небольшая статья о существительном «толерантность», как о терпимости к иного рода религиозным воззрениям.

Согласно толковому словарю русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова (т.4. 1940), «толерантность» — производное от французского tolerant — терпимый [198, с.726] Понятие толерантность и терпимость рассматриваются чаще всего как синонимичные. В словаре В.И. Даля (Т. 4) слово «терпимость» трактуется как свойство или качество, способность что или кого-либо терпеть «только по милосердію, снисхоэюденъю» [55, с.755]. Подобным же образом трактует данное понятие и большинство современных словарей; так «Современный словарь иностранных слов» определяет понятие «толерантность» как «... терпимость, снисходительность к кому-либо, чему-либо» [181, с.610], а «Большой энциклопедический словарь» под общей редакцией A.M. Прохорова трактует «толерантность» как «... терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению» [20].

В психологии толерантность понимается как «отсутствие или ослабление реагирования на какой-либо неблагоприятный фактор в результате снижения чувствительности к его воздействию» [91, с.357].

Расширенное определение толерантности, раскрывающее необходимость и позитивную сущность данного качества, содержится в Краткой философской энциклопедии: «Толерантность (от лат. tolerantia — терпение) — терпимость к иного рода взглядам, нравам, привычкам. Толерантность необходима по отношению к особенностям различных народов, наций и религий. Она является признаком уверенности в себе и сознания надежности своих собственных позиций, признаком открытого для всех идейного течения, которое не боится сравнения с другими точками зрения и не избегает духовной конкуренции» [90, с.457]. В словаре по этике под редакцией А.А. Гусейнова и И.С. Кона: «Терпимость - моральное качество, характеризующее отношение к интересам, убеждениям, верованиям, привычкам и поведению других людей. Выражается в стремлении достичь взаимного понимания и согласования разнородных интересов и точек зрения без применения давления, преимущественно методами разъяснения и убеждения...» [178, с.351]. Это определение отмечает моральную основу данного качества личности.

Для настоящего исследования представляется важным обратиться к историко-философскому анализу указанного феномена.

Сущностные характеристики отношения к толерантности как социально значимой ценности

Важным для настоящего исследования представляется определение сущностных характеристик отношения к толерантности как социально значимой ценности. Это требует выяснения специфики присвоения личностью ценности «толерантность» (в контексте данного исследования - с учетом возрастных особенностей старшеклассника).

Мир ценностей превращается в особый объект активности человека, когда целью активности становится приобретение человеком определенных ценностных признаков. Это может проявляться как через овладение материальными ресурсами, имеющими ценность в сообществе, так и через формирование определенных психологических, духовных характеристик личности, придающих ей самодостаточную ценность в данном обществе.

В связи с этими стремлениями индивид в ходе своего социального развития получает подлинно социальную потребность, которую А.В. Петровский назвал потребностью «быть личностью». Удовлетворение этой потребности непосредственно связано с присвоением ценностей общества.

Присвоение личностью ценностей лежит в логике культурно-исторической теории Л.С. Выготского [153, с. 165-170], согласно которой ключевой является идея о первичности социального плана в развитии высших психических функций. Это предполагает, что «...социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности» [40, с.34-35]. «Человек обретает «идеальный» план жизнедеятельности исключительно в ходе приобщения к исторически развившимся формам общественной жизнедеятельности, только вместе с социальным планом существования, только вместе с культурой. «Идеальность» и есть не что иное, как аспект культуры, как ее измерение, определенность, свойство» [76, с.266].

В индивидуальном сознании идеальная форма существует в виде субъективных образов объективных предметов и явлений.

Отношения между идеальной и реальной формами правильнее всего могут быть описаны как взаимное порождение: реальной формы - идеальной и идеальной формы - реальной» [72, с.37].

Д.Б. Эльконин рассматривает идею о соотношении реальной и идеальной форм как базовую для создания теории психического развития ребенка, согласно которой «высшие и конечные формы вовсе не даны изначально, а только заданы, т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы... Получается, что процесс психического развития происходит как бы сверху, путем взаимодействия идеальной формы и развивающегося процесса» [233, с.29]. Источником психического развития являются заданные в социальном плане «конечные» идеальные формы, «которые, взаимодействуя с процессом развития, детерминируют его как бы «сверху», т.е. со стороны высших и конечных форм» [54, с. 482]. В этом смысле культура - это не просто среда, а, «приглашающая сила, не столько оболочка, сколько вызов... Вызов состоит в том, что между идеальной и реальной формами есть разность потенциалов. Если субъект принимает вызов, то может случиться акт, событие развития. Этим актом субъект овладевает идеальной формой, присваивает ее себе или превосходит ее» [72, с.9-10].

В этом контексте присвоение личностью ценностей предполагает, что они как идеальная форма должны выступить не бытием, а событием - тем, смысл чего состоит в его совершении и явлении (Б.Д. Эльконин) и выступить должна сама идеальность, совершенство содержания, а не просто лишь это иное содержание, т.е., идеальная форма должна находиться в отношении к реальной.

Присвоение личностью ценностей, иначе, овладение идеальной формой предполагает становление школьника как субъекта собственного поведения. «Субъект есть, бытийствует тогда, когда выражен и объективирован сам сдвиг, переход от натуральной к культурной форме - переход к превращению своего поведения в предмет, к использованию средств обнаружения и видения своего поведения вне себя» [232, с. 15.]. А, «следовательно, возникновение субъекта поведения происходит в «точке встречи» идеальной и реальной форм, в их отношении» (Л.П. Разбегаева).

Категория «отношение» активно используется философами, психологами, педагогами при изучении деятельности личности, ее мировоззрения, опыта и т.д.

Психологами выделяются различные аспекты сущности отношений человека. Представителями деятельностного подхода (В.В. Давыдов, С.Л. Рубинштейн, А.Н. Леонтьев) отношения человека изучаются в контексте его преобразующей деятельности. Деятельность — ключевое понятие данного подхода — определяется как особого рода отношение между человеком и миром.

Представители системного подхода (Б.Г. Ананьев, Б.Ф. Ломов), не отвергая особой роли деятельности, смещают акцент на психические явления в целом, которые по природе своей системны. Свойство человека, понимается Б.Ф. Ломовым, как проявление отношения человека, его связи с окружающим миром. Система отношений человека есть единое целое, напоминающее пирамиду на вершине которой располагаются общие свойства, соответственно определяемые общими отношениями.

В психологическом учении, выдвинутом в начале XX века А.Ф. Лазурским и разработанном В.Н. Мясищевым и Б.Г. Ананьевым, отмечается, что психические свойства личности всегда выражают отношение человека к определенной стороне действительности; в особенностях этих отношений личность проявляется и через эти отношения она формируется. Поэтому индивидуальную систему субъективно оценочных, сознательно-избирательных отношений человека к действительности (к внешнему миру и к самому себе) данные исследователи считают ядром личности.

Личность понимается как высшая система отношений человека. Отношения личности неоднородны. Они различаются по степени целостности, сознательности, активности и избирательности. Сознательные отношения, в отличии от других, более «прозрачны» для человека, он может отдать себе отчет в объективных основаниях и мотивах отношения, принимает на себя ответственность, которая вытекает из реализации этого отношения, сознательное отношение проявляется как в отдельных поступках, так и во всем поведении в целом.

Диагностика состояния школьной практики формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности

Научно обоснованная педагогическая деятельность по формированию того или иного личностного образования в качестве необходимого этапа включает диагностическое исследование практики. Оно направлено на выявление противоречий, преодоление и снятие которых может быть движущей силой конструируемого процесса.

В философской науке противоречия рассматриваются как источник и сущность самодвижения и саморазвития мира. Противоречие есть» корень всякого движения и жизнедеятельности» (Гегель).

Выявлению противоречий способствовало исследование состояния практики формирования у школьников отношения к толерантности как социально значимой ценности, проводившееся по трем направлениям:

1. определялись особенности ориентации нормативных образовательных документов, учебников и учебных пособий на формирование у школьников отношения к толерантности как социально значимой ценности;

2. выявлялся характер реализации в педагогическом процессе возможностей гуманитарных дисциплин по развитию данного личностного образования;

3. уточнялось место социально значимой ценности «толерантность» среди иных ценностных приоритетов современных школьников и степень сформированности у них отношения к толерантности как социально значимой ценности.

Задача культивирования в обществе идей толерантности определяется актами международного и федерального значения («Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО» (1995), Программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)»).

Направление анализа федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального, основного общего, среднего (полного) образования и учебно-методических комплексов было определено на основе структурно-функциональной модели отношения к толерантности как социально значимой ценности. Она показывает, что отношение старшеклассника к толерантности как ценности обусловлено знанием ее сущности, соответствующим эмоционально-оценочным отношением к нему, осознанием толерантности как личностно и социально значимой ценности и реализацией на основе соответствующих учебных умений деятельностных аспектов отношения к толерантности как социально значимой ценности. В результате анализа Государственного образовательного стандарта, учебников и учебных пособий был проведен по следующим направлениям:

-какое значение придается формированию отношения к толерантности как социально значимой ценности;

-как осуществляется отбор материала, позволяющего раскрыть сущность социально значимой ценности «толерантность» и выработать эмоционально-оценочное отношение к ней;

-в какой мере учебный материал стимулирует активность учащихся по присвоению социально значимой ценности «толерантность»;

-какое место уделяется формированию учебных умений, связанных с ценностью «толерантность», а также реализации деятельностных аспектов отношения.

Основные функции, цели и содержание федерального компонента школьного образования определяется Государственным образовательным стандартом (для данного исследования представляют интерес образовательные области «Общество», «История»).

Анализ функций и целей указанных образовательных областей позволяет констатировать, что они ориентированы на содействие социализации личности, то есть становлению, усвоению индивидом культурных ценностей, норм, установок, достойных образцов поведения, формированию жизненной позиции личности на основе усвоения социального опыта; а также обеспечивают овладение учащимися основами знаний о социальном, духовном, нравственном опыте человечества; способствуют включению учащихся в систему демократических и гуманистических ценностей и национальной культуры. В образовательном стандарте указывается на необходимость содействия взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами, различными расовыми, национальными, этническими, религиозными и социальными группами; развитию интереса и уважения к истории и культуре своего и других народов; интеграции личности в систему национальной и мировой культуры [205].

Таким образом, задача формирования у школьников отношения к толерантности как социально значимой ценности в Государственном образовательном стандарте обозначена не прямо, а косвенно. Выделенные выше цели гуманитарного образования, опосредственно предполагают формирование рассматриваемого личностного образования.

Государственный стандарт включает в себя единицы знания, необходимые для формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности, раскрывающиеся через элементы содержательных линий школьного гуманитарного образования: исторического - «человек в истории - развитие человека в различные исторические эпохи», «история человеческих общностей в разные эпохи», «история культуры народов мира», «история отношений между народами, обществами, цивилизациями; проблема войны и мира»; обществоведческого — «ценности», «целостный мир», «основные общецивилизационные достижения и ценности», «многовариативность исторического развития», «многообразие культур», «диалог мировых культурных систем» и др. [205].

Каждая из рассматриваемых образовательных областей представлена соответствующими учебными курсами, являющимися вариативными, что обусловлено особенностями современной образовательной ситуации в РФ, связанной с отходом от монополии тоталитарной идеологии в сфере преподавания общественных наук в школе и переходом к плюрализму идеологий, что определено Всеобщей Декларацией прав человека, Конституцией РФ.

Для данного исследования особое значение имеют образовательные гуманитарные курсы второго образовательного концентра: «История России», «История мировой цивилизации», «Обществознание».

Эти учебные курсы оптимально дополняют друг друга. Их назначение в том, чтобы содействовать воспитанию свободной и ответственной личности, познанию ею окружающей действительности, самопознанию и самореализации. Данные курсы выступают основой для формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности.

Реализация модели процесса формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности

Формирующий эксперимент проводился на базе 10-11-х классов СШ № 28, 35 г.Волжского. В эксперименте участвовало 155 старшеклассников.

Процесс формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности осуществлялся на материале учебных курсов «История России», «История мировой цивилизации», «Человек и общество».

Опытно-экспериментальная работа включала в себя четыре этапа согласно модели процесса формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности (1.З.). Исходя из возрастных особенностей развития старших школьников, специфики природы ценности «толерантность», потенциала гуманитарных курсов было определено содержание этапов, отобрано необходимое учебно-методическое обеспечение.

На всех этапах процесса формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности приоритетным дидактическим средством являлись личностно значимые педагогические ситуации, систематизированные на основе выделенных социально-ценностных проблем. Соответственно цели и задачам каждого этапа, особенностям применяемых дидактических средств были внесены изменения в содержания образования при соблюдении требований Государственного образовательного стандарта.

Структура и функциональные особенности личностно значимой педагогической ситуации позволяют организовать данный процесс без разработки новых спецкурсов, программ и т.д., но с опорой на те учебные пособия, учебно-методические комплексы, которые широко используются в массовой практике.

Системообразующим в процессе формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности целесообразно считать курс «История России». Именно при изучении отечественной истории школьник имеет возможность наиболее полно и детально (по сравнению с другими курсами) проследить судьбу исторических субъектов (отдельных личностей, групп, общества в целом и т. д.) в контексте их отношения к толерантности. На каждом из этапов процесса формирования отношения к толерантности как ценности применялись учебные задачи личностно-смыслового характера, разработанные на основе содержания данного курса. Выбор иных гуманитарных курсов, установление межпредметных связей между ними на каждом из этапов определялись на основе содержания этих курсов, заданных требованиями образовательных программ [147, 148] в соответствии с логикой рассматриваемого процесса.

Постановка социально-ценностных проблем каждого из этапов процесса формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности предполагает сочетание конкретного и общего в разрешении проблемы. Это определило выделение двух подэтапов (блоков) в рамках каждого из этапов.

Цель первого (содержательного) блока каждого из этапов - разрешение в рамках личностно значимой педагогической ситуации через систему учебных задач личностно-смыслового характера отдельных аспектов социально-ценностной проблемы применительно к конкретным социокультурным явлениям (эпохам, цивилизациям, общественным явлениям, личностям и т. д.), раскрывающимся через содержание гуманитарных учебных курсов. Содержание данного блока в силу его конкретности имеет первостепенное значение для формирования эмоционального отношения к проблеме. Данный блок является наиболее продолжительным по времени в рамках каждого этапа. Использование социально-ценностной проблемы в процессе изучения гуманитарных дисциплин предполагает выделение в рамках содержательного блока не отдельных опорных уроков, а тем в целом, что обеспечивает большую вариативность и эффективность организации конкретного урока на основе учета особенностей складывающейся учебной ситуации.

Цель второго (интегративно-обобщающего) блока каждого из этапов -разрешение в рамках личностно значимой педагогической ситуации через систему учебных задач личностно-смыслового характера социально-ценностной проблемы в целом в ее онтологическом аспекте. В силу этого данный блок носит характер обобщающего (обобщение конкретных явлений) и интегративного (интеграция в рамках гуманитарных учебных дисциплин). При этом под интеграцией понимается «процесс и результат создания неразрывно связанного, единого, цельного. В обучении она осуществляется путем слияния в одном синтезированном курсе (теме, разделе, программе) элементов разных учебных предметов, слияние научных понятий и методов разных дисциплин в общенаучные понятия и методы познания, комплексирования и суммирования основ наук в раскрытии межпредметных учебных проблем» [67]. Вычлененные нами ведущие идеи ценности «толерантность» могут выступать в качестве интегрирующих идей учебных предметов. Интегративно-обобщающий блок представлен в форме заключительного интегративно-обобщающего урока каждого из этапов.

Кроме того, следует отметить, на втором, третьем, четвертом этапах эксперимента осуществлялась дополнительная дифференцированная работа с учащимися, не достигшими соответствующего этапу уровня сформированности отношения к толерантности как социально значимой ценности, а также (на втором, третьем этапах) индивидуальная работа со школьниками, находящимися на более высоком уровне.

Реализация цели первого - ценностно-ориентировочного этапа процесса формирования отношения к толерантности как социально значимой ценности была связана с решением следующих задач: актуализация представлений учащихся о том, что есть добро-зло, ценность-неценность; формирование представления о том, что многообразие человеческого мира есть благо для человечества, так как оно — источник развития и взаимного обогащения людей, оно возможно на основе опоры на общечеловеческие ценности и осознании принадлежности к человеческому роду; формирование представлений о терпимости, понимании, диалоге между людьми как важных факторах существования, развития и взаимообогащения общества и человека.

Решение данных задач процесса формирования у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности связано с разрешением, в рамках личностно значимых педагогических ситуаций ориентирующего характера, социально-ценностной проблемы следующего содержания: «Многообразие человеческого мира - это благо или зло для человечества?». В контексте данной проблемы рассматривались наряду с указанной проблемой в целом, ее отдельные аспекты: «Что отличает людей разных эпох, цивилизаций, что общего между ними?», «Что есть добро и зло?», «Что такое ценность?», «Значимо ли для людей взаимодействие друг с другом?»

Похожие диссертации на Формирование у старшеклассников отношения к толерантности как социально значимой ценности в обучении гуманитарным дисциплинам