Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам Самоходкина Татьяна Викторовна

Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам
<
Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Самоходкина Татьяна Викторовна. Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 Волгоград, 2007 248 с., Библиогр.: с. 196-227 РГБ ОД, 61:07-13/2525

Содержание к диссертации

Введение

Гласа 1 Теоретические основы формирования у старшеклассников ценностио-коммупикативиой культуры 14

1.1. Состояние проблемы формирования ценностно-коммуникативной культуры в научной литературе 14

1.2. Сущностные характеристики ценностно-коммуникативной культуры 38

Выводы первой главы 104

Глава 2. Работа по формированию у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам 107

2.1. Диагностика состояния школьной практики формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры 107

2.2. Динамика результатов опытно-экспериментальной работы по формированию у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры 164

Выводы второй главы 189

Заключение 191

Литература 196

Приложения

Введение к работе

Актуальность исследования. Сегодня в мире происходят глобальные изменения, суть которых связана с переходом к иной, чем раньше парадигме мирового устройства: теперь мир представляется не как совокупность отдельных национальных государств, а целостным и неразделимым. Данные процессы наблюдаются и в современной России.

В тоже время, современное общество находится в поисках возможностей жить единой цивилизацией с условием сохранения культурных и национальных идентичностей. «Человек впервые реально понял, что он житель планеты и может - должен мыслить в новом аспекте не только личности, семьи, государств или иных союзов, а в планетарном аспекте» (В.И. Вернадский).

Число человеческих культур, скорее всего, будет увеличиваться, так как, с точки зрения современных концептуальных подходов к культурной глобализации, чем более мир превращается в единое целое, тем больше множатся культурные различия.

Это отражается на современной социокультурной ситуации в мире и России. Она заключается в том, что возрастает общение между различными народами с их неповторимыми культурами. В связи с этим неотъемлемой функцией современного сознания является стремление человека вступить в диалог с людьми иной культуры, составить обобщенное представление о мире в целом и своем месте в нем. В то же время уровень современной культуры предопределен ее предшествующим развитием. Современную культуру сложно понять без ретроспективного анализа. Такой анализ требует знания ценностных картин мира той или иной эпохи.

Поэтому сегодня современный социум требует формирование такой личности, которая была бы готова к универсальному общению, то есть к общению во времени и пространстве (Б.А. Парахонский). Общение в пространстве необходимо потому, что мир является поликультурным. Общение во времени дает возможность понять ценностные картины мира каждой эпохи. Понимание истории иной культурно-исторической эпохи связано с пониманием Другого во времени, где

«время» может рассматриваться в смысле эпохи, - как совокупности объединяющих и различающих культурных параметров» (385;31). При этом важным становится «ощущение времени, взаимодействие с ним» (169;57). Такое общение возможно на основе ценностно-коммуникативной культуры личности.

Под ценностно-коммуникативной культурой понимаем ценностное отношение к универсальному общению, то есть к общению во времени и пространстве на основе универсальных гуманистических ценностей. Это такие ценности как Человек Цивилизации, Отечество, Мир, Традиции, Новации (Л.П. Разбегаева). Ценностно-коммуникативная культура находит свое выражение в готовности личности участвовать в конструктивном диалоге на основе универсальных гуманистических ценностей с Другим во времени и пространстве.

Таким образом, представляется, что ценностно-коммуникативная культура личности выступает необходимым условием выживания, сосуществования, развития и взаимообогащения человечества в целом, культур, социальных общностей, отдельного человека. Соотнесенность ценностно-коммуникативной культуры с ценностью Другого, общества, сохранением и развитием жизни определяют ее ценностный статус.

Личностная и социальная значимость ценностно-коммуникативной культуры определяет необходимость культивирования в обществе соответствующих идей. Важная роль в решении этой задачи отводится системе школьного образования.

Наиболее важное значение для формирования ценностно-коммуникативной культуры имеют гуманитарные дисциплины, так как специфика гуманитарного познания связана с ценностно-смысловым освоением человеческого бытия. Полагаем, что становление ценностно-смысловой сферы учащихся происходит в ходе ценностно-смысловой коммуникации, которую понимаем как учебную деятельность особого рода, направленную на присвоение универсальных гуманистических ценностей в пространстве гуманитарного образования (Л.П. Разбегаева).

Наиболее сензитивным периодом для формирования ценностно-коммуникативной культуры является старший школьный возраст - период активного формирования мировоззрения (Л.И. Божович, И.С. Кон, И.В. Дубровина, Э.

Эриксон); присвоение тех или иных ценностей является одной из составляющих этого процесса.

Таким образом, школа имеет потенциальные возможности для формирования у учащихся ценностно-коммуникативной культуры. Это связано с системностью школьного образования, возможностью поэтапной реализации обозначенной задачи с учетом возрастных и психологических особенностей школьников.

Однако анализ состояния школьной практики формирования у учащихся ценностно-коммуникативной культуры позволяет сделать вывод о том, что общеобразовательная школа не в полной мере реализует заложенные в ней возможности. Результаты констатирующего эксперимента показали, что задача формирования ценностно-коммуникативной культуры лишь опосредованно представлена в нормативных образовательных документах. Применяемые в массовой практике учебно-методические комплексы недостаточно ориентированы на формирование обозначенного личностное образования. Наиболее используемые в школе дидактические средства направлены, прежде всего, на стимулирование познавательной активности учащихся. В то же время не уделяется должного внимания активности личностного характера. Значительная часть старшеклассников демонстрирует начальный и низкий уровни сформированности ценностно-коммуникативной культуры,

В педагогической науке процесс формирования ценностно-коммуникативной культуры не являлся предметом отдельного исследования. Исследовались проблемы, связанные с формированием коммуникативной культуры личности (СВ. Знаменская, О.П. Кравчук, Т.А. Кривченко, А.В. Мудрик, JLP. Сайфутдинова, В.В. Соколова); с присвоением школьниками ценностей исследовались в педагогической науке (Е.В. Бондаревская, А.В. Кирьякова, И.А. Колесникова, J1.1I. Раз-бегаева,). Отдельные идеи ценности «универсальное общение» опосредованно затрагивались в контексте формирования культуры межнационального общения (ЗТ. Гасанов, В. П. Комаров, А.Н. Некрасова и др.), поликультурного образования (Г.Д. Дмитриев, В.В. Макаев, З.А. Малькова, А.А. Сыродеева).

Таким образом, значимость и широта избранного направления исследования подтверждается рядом противоречий, выявленных в результате констатирующего эксперимента. Это противоречия между:

необходимостью осознания универсального общения как ценности и недостаточной ориентацией современного образования на формирование ценностно-коммуникативной культуры личности;

потенциальными возможностями школьного гуманитарного образования для формирования у учащихся ценностно-коммуникативной культуры и отсутствием механизма ее формирования;

актуализацией потребностей старшеклассников в ценностном самоопределении и недостаточной подготовленностью учителей к созданию соответствующих условий в ходе обучения.

Проблема данного диссертационного исследования заключается в необходимости научного обоснования процесса формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры.

Актуальность и недостаточная разработанность проблемы формирования у школьников ценностно-коммуникативной культуры определил выбор темы исследования - «Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам».

Объект исследования - обучение старшеклассников предметам гуманитарного цикла.

Предмет исследования - процесс формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам.

Цель исследования - обосновать процесс формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам.

Гипотеза исследования: процесс формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры будет более эффективным, чем в массовом опыте, если:

формирование ценностно-коммуникативной культуры будет являться одной из ведущих целей процесса обучения гуманитарным дисциплинам и личностно значимым приоритетом старшеклассников;

логика формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры будет обусловлена психологической основой, представленной процессами смыслообразования, смыслоосознания, емыслостроитсльства (Д.А. Леонтьев);

содержание этапов моделируемого процесса будет определяться уровнями сформированное у учащихся ценностно-коммуникативной культуры;

- в системе средств формирования у старшеклассников ценностно-
коммуникативной культуры на всех этапах процесса приоритетными будут про
блемные ценностно-смысловые педагогические ситуации, включающие в себя:
ценностное содержания гуманитарных дисциплин, организованное на основе ас-
пектных ценностаых проблем различного уровня сложности; взаимодействие
субъектов учебного процесса на социокультурном, межличностном и внутрилич-
ностном уровнях,

В соответствии с целью и гипотезой поставлены следующие задачи исследования:

1. Определить сущностные характеристики ценностно-коммуникативной
культуры личности,

  1. Выявить критерии и уровни сформированное!!! у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры,

  2. Разработать модель процесса формирования ценностно-коммуникативной культуры в обучении і уманитарным дисциплинам.

  3. Экспериментально проверить эффективность средств формирования данного личностного образования у старшеклассников в обучении гуманитарным дисциплинам.

Методологическую основу исследования составили идеи аксиологического подхода (Выжлецов ГЛ., Каган М.С., Дробницкий ОТ., Розин ВМ. Столович Л.Н., Франют В.), идеи ценностного подхода в образовании (А.В. Кирьякова, НА. Колесникова, Л,П Разбегаела), концептуальные идеи целостного подхода в обра-

зовании (B.C. Ильин, В.В. Краевский, A.M. Саранов, Н.К. Сергеев), культурологический подход к содержанию образования (Е.В. Бондаревская), идеи личностно ориентированного подхода в образовании (В.В. Сериков), идеи теории диалога (М.М. Бахтин, B.C. Библер, М. Бубер); идеи семиотической теории (Ю,М. Лот-май, Б.А. Парахонский); деятельностный подход к развитию и обучению школь-

* ников (П.Я. Гальперин, А.Н. Леонтьев).

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования - теоретические: анализ литературы по проблеме исследования, моделирование; эмпирические: диагностические (анкетирование, тестирование, беседы с учащимися и учителями), обсервационные (наблюдение, фиксирование результатов обучения и развития), формирующий педагогический эксперимент, математические методы обработки результатов исследования.

Достоверность результатов исследования обеспечивается целостным подходом к решению проблемы: методологической обоснованностью и непротиворечивостью исходных теоретических положений исследования; корректной организацией опытно-экспериментальной работы; оптимальной количественной базой формирующего эксперимента; применением адекватных методов исследования и обработки полученных в ходе эксперимента данных.

Научная новизна результатов исследования состоит в том, что впервые обоснована целесообразность введения понятия ценностно-коммуникативной

і культуры личности и раскрыто ее содержания. Дополнено научное знание о фор-

мировании ценностных отношений в обучении гуманитарным дисциплинам. Обоснован процесс формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры, обусловленный психологической основой, представленной процессами смысле образования, смыслоосознания, смыслостроительства (Д.А. Леонтьев). Раскрыты сущностные характеристики ценностно-коммуникативной культуры; описаны уровни проявления этого сложного личностного образования у старшеклассников. Показано, что реализация данного про-

і цесса наиболее эффективна в рамках проблемных ценностно-смысловых педаго-

гических ситуаций, адекватных природе и динамике развития формируемого лич-

ностного образования. Определены средства формирования ценностно-коммуникативной культуры у старших школьников (проблемные ценностно-смысловые педагогические ситуации, аспектные ценностные проблемы) и динамика их применения. Выявлено, что ценностно-коммуникативная культура личности проявляется в следующих ценностно-коммуникативных умениях: умение

* сопоставлять ценностные картины мира различных эпох; соотносить ценностные
картины мира других с личной картиной мира; умение прогнозировать деятель
ность на основе ценностного отношения к универсальному общению.

Теоретическая значимость результатов исследования определяется его вкладом в разработку педагогических основ формирования ценностного сознания у старшеклассников с позиций целостного и ценностно-коммуникативного подходов в образовании. Это проявилось в раскрытии сущностных характеристик, а так же в обосновании процесса формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам. Кроме того, выявлены возможности ценностно-смысловой коммуникации в формировании ценностно-коммуникативной культуры личности, реализующейся через ценностно-коммуникативные умения.

Результаты исследования могут служить теоретической основой для исследования формирования ценностно-коммуникативной культуры на иных этапах онтогенеза, развития данного личностного образования посредством интеграции

* различных учебных дисциплин.

Практическая значимость результатов исследовании заключается в том,
что разработанная модель формирования ценности о-коммуникативной культуры
создает предпосылки для актуализации ценностной компоненты в обучении
старшеклассников гуманитарным дисциплинам. Разработана комплексная мето
дика оценки уровней сформированное ценностно-коммуникативной культуры.
Определена система средств формирования данного личностного образования в
процессе обучения старшеклассников гуманитарным дисциплинам; Представлено
h содержательное методическое обеспечение исследуемого процесса.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования публиковались в форме статей и тезисов, обсуждались на аспирантских семинарах Волгоградского государственного педагогического университета; на международной конференции «От школьного проекта - к профессиональной карьере» (Саратов, март 2007 г,); всероссийской научно-практической конференции, посвященной ' 75-летию Волгоградского государственного педагогического университета (Волгоград, ноябрь 2006 г.); всероссийской научно-практической конференции «Традиции патриотизма в культуре и истории России» (Волгоградноябрь, 2006 г.); региональных научно-практических конференциях «Российское образование в условиях модернизации: становление нового качества образования» (Волгоград, январь 2003 г.), «Российское образование на этапе модернизации: культурологический и лингвистический аспекты» (Волгоград, январь 2004 г.), «Подготовка специалистов сферы образования в условиях его модернизации» (Волгоград, январь

  1. г,), «Управление качеством подготовки специалистов» (Волгоград, январь

  2. г,), «Проектная деятельность в образовательном процессе: новый ресурс личностно-развивающего образования» (Волгоград, январь 2007 г.); VIII региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, ноябрь 2003 г.); IX региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, ноябрь 2004 г.); X региональной конференции молодых исследователей Волгоградской области (Волгоград, ноябрь 2005 г.);

г областной научно-практической конференции «Воспитание личности в простран-

стве социальных ценностей» (Волгоград, январь 2005 г.).

Внедрение результатов исследования в образовательную практику осуществлялось в 10-11х классах через деятельность самого исследователя, деятельность учителей гуманитарных дисциплин (история, обществознание, мировая художественная культура) в МОУ СОШ №№ 6, 92, гимназии №14, лицея №2 г, Волгограда; при разработке и апробации программно-методических материалов к учебным курсам «История», «Обществознание», «Мировая художественная культура».

) Материалы исследователя использовались при проведении занятий со студентами

специальности «История» в рамках курсов «Теория и методика обучения исто-

рий», «Авторские технологии обучения истории», в ходе руководства педагогическими практиками студентов IV и V курсов специальности «История» Волгоградского государственного педагогического университета.

Положения, выносимые на защиту:

L Ценностно-коммуникативная культура личности - это ценностное отношение к универсальному общению, то есть к общению во времени и пространстве на основе универсальных гуманистических ценностей. Ценностно-коммуникативная культура находит свое выражение в готовности личности участвовать в конструктивном диалоге с Другим в пространственно-временном континууме.

Ценностно-коммуникативная культура личности представляет собой инте-гративное относительно устойчивое личностное образование, характеризующееся знанием о ценности «универсальное общение», эмоционально-личностным отношением к нему и проявляющееся в ценностно-коммуникативных умениях.

2. Структуру ценностно-коммуникативной культуры составляют следующие компоненты: когнитивно-оценочный, эмоционально-мотивационный, личностно-смысловой, деятельностно-прогностический.

Когнитивно-оценочный компонент представляет собой единство знаний об универсальном общении как ценности и ее оценки. Эмоционально-мотивационный компонент связан с особенностями эмоционального восприятия знаний об универсальном общении как ценности и наличием у учащихся смысло-образующих мотивов общения, которые ориентируют его на общение с Другим во времени и пространстве. В содержание личностно-смыслового компонента входит; поиск, осознание и принятие старшеклассником личностного смысла ценности «универсальное общение». Деятельностно-прогностический отражает регуляцию и прогнозирование субъектом собственного действия на основе осознанного личностного смысла ценности «универсальное общение».

Наполнение компонентов ценностно-коммуникативной культуры обусловлено содержанием гуманитарных дисциплин и спецификой присвоения старшеклассниками ценности «универсальное общение».

Выбор критериальных оснований ценностно-коммуникативной культуры личности определен ее компонентным составом. Уровни проявления исследуемого личностного образования (информационный, ценностно-ориентационный, нормативно-регулятивный, предметно-практический) выступают показателями его сформированное.

* 3. Процесс формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной
культуры включает три этапа. В ходе ценностно-поискового, эвристического,
рефлексивно-прогностического этапов происходит последовательное формирова
ние исследуемого личностного образования соответственно уровням его проявле
ния. Ценностно-поисковый этап предполагает формирование у старшеклассников
ценностно-коммуникативной культуры на ценностно-ориентационном уровне;
целью эвристического этапа процесса формирования ценностно-
коммуникативной культуры является формирование личностного образования на
нормативи о-регулятивном уровне; рефлексивно-прогностический этап рассчитан
на достижение предметно-практического уровня сформированное ценностно-
коммуникативной культуры. Логика процесса формирования у старшеклассников
ценностно-коммуникативной культуры обусловлена психологической основой,
представленной процессами смыслообразования, смыслоосознания, смыслострои-
тельства (Д.А. Леонтьев).

4. Процесс формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной

* культуры эффективен при организации проблемных ценностно-смысловых педа
гогических ситуаций, являющихся комплексным средством взаимодействия субъ
ектов обучения. Данные ситуации определяются как совокупность условий в об
разовательном процессе, стимулирующих активность школьника по присвоениго
ценности «универсальное общение». Выделены проблемные ценностно-
смысловые педагогические ситуации смыслообразующего, смыслооткрывающего
и интегративно-смыслового характера. Проблемные ценностно-смысловые педа
гогические ситуации включают ценностное содержание гуманитарных дисцип-

fc лин, организованное на основе аспектной ценностной проблемы. Главная идея ас-

пектных ценностных проблем заключается в выделении в учебном материале не-

коего теоретического «зерна» ценностного содержания, которое создает основу для систематизации многообразного разнопланового учебного материала. Ас-пектные ценностные проблемы репродуктивного, частично-поискового и творческого уровней сложности выступают системообразующим средством проблемных ценностно-смысловых педагогических ситуаций.

Базой исследования на разных этапах являлись МОУ СОШ №№ 6, 92, гимназия №14, лицей №2 г, Волгограда.

Этапы исследования. Исследование проводилось в период с 2002-го по 2007 г. и включало три этапа:

Первый этап (2002-2004 год) - поисково-теоретический. На данном этапе изучалась литература по проблеме исследования7 проводился констатирующий эксперимент;

Второй этап (2004-2006 год) - опытно-экспериментальный. Целью этого этапа было конструирование процесса формирования у старшеклассников ценност-но-коммуникатшшой культуры и выявление системы средств, обеспечивающих его эффективность, проведение формирующего эксперимента.

Третий этап (2006-2007 год) - описательно-итоговый, па котором осуществлялся анализ, систематизация и обобщение результатов исследования, завершение научного обоснования основных положений исследования, оформление текста диссертации.

Структура и объем диссертации. Диссертация (195 с.) состоит из введения (Юс), двух глав (глЛ - 92 с; гл.2 - 88 е.), заключения (5 с), списка литературы (398 наименований), И приложений. Основной текст диссертации содержит 25 таблиц, 2 схемы, 1 диаграмму.

Состояние проблемы формирования ценностно-коммуникативной культуры в научной литературе

Поиск конструктивных способов разрешения конфликтов, налаживание общения и взаимопонимания является важнейшей глобальной теоретической и практической проблемой современной цивилизации. Принципиальная тенденция нашей эпохи, проявляющаяся в самых различных областях человеческого существования, начиная от отношения между полами и возрастами и заканчивая отношениями между мировыми культурами, состоит в утверждении исходного равноправия всех позиций, в противостоянии доминированию извне. В этой ситуации единственной продуктивной формой налаживания взаимопонимания, конструктивного взаимодействия становится общение исходно равноправных позиций, стремящийся найти определенные точки их соприкосновения (И.Т- Фролов),

Сегодня все более актуальным становится умение жить в условиях поликультурного общества. Отметим, что особенностью современного мира является разнообразие всех сторон его существования - социокультурных укладов, способов жизнедеятельности, социально-политических условий. Подобное разнообразие содержит в себе конфликты и напряженность. По логике же социально-исторического развития люди стремятся к целостности человеческого мира. В то же время многообразие мира - источник развития и взаимного обогащения различных людей и человеческих общностей, так как каждая отдельная личность, каждое человеческое сообщество воплощают в себе уникальный социокультурный опыт. При этом следует отметить, что важнейшим резервом социокультурного многообразия являются этнокультурные различия. Разнообразие культур составляет необходимый запас общественной прочности, свидетельствует о противостоянии энтропийным процессам и существовании в обществе инновационного потенциала, который в любой момент может быть востребован в процессе разви- тия. Его стратегии требуют постоянно поддерживаемой культурной дифференциации и взаимовлияния культур.

Вместе с этим следует отметить, что многообразие человеческого мира предполагает не только его разность, но и некоторую общность. Основу этой общности составляют, по самому широкому критерию, принадлежность к человечеству и ориентация на универсальные гуманистические ценности.

Полагаем, что эти особенности современной социокультурной ситуации ориентирует образование на внесение ценностной компоненты в его содержание. Ценности выступают в обществе стратегическими целями, побуждающими людей к совместным действиям, социальной жизни. Отсюда важнейшей задачей образования становится актуализация универсальных гуманистических ценностей, совокупность которых представляет собой целостную модель мира.

Очевидно, что ценности присваиваются в ходе общения. Общение субъектов учебного процесса в гуманитарном образовании осуществляется во времени и пространстве. В связи с этим, встает проблема осмысления и определения обще і ния во времени и пространстве в рамках педагогической науки.

В рамках современной педагогической реальности актуальность подобного общения обуславливает необходимость формирования ценностно-коммуникативной культуры личности. Следовательно, правомерно говорить об общении особого рода, происходящего не только «здесь-и-сейчас», а в пространственно-временном континууме.

Действительно, человек в течение своей жизни вступает во взаимодействие с людьми иной культуры. Кроме того, такое взаимодействие может быть непосред ь ственным или географически опосредованным; человек общается с другими эпо хами с их неповторимыми особенностями. Прошлое и настоящее человеческого менталитета соседствуют в культурном мире наших дней, иногда враждуя, иногда образуя некое единое полиморфное поле, В современном сознании спорят между собой культура восточная, культура западная, культура европейская с их системами ценностей. Вместе с тем, без определенных умений в жизни такой спор часто выливается в столкновения. Это связано с тем, что диалог культур вызывает к жизни культуры прошлых эпох вместе с их особенностями, предубеждениями; иные культуры часто воспринимаются как «чужие», а, следовательно, «не правильные».

Поэтому сегодня и переосмысливается цель гуманитарного образования. Она заключается, прежде всего, в создании условий для присвоения школьниками универсальных гуманистических ценностей (ЛГТ, Разбегаева). Следовательно, в основу структурирования содержания гуманитарного образования необходимо положить ценностную картину мира изучаемой эпохи. Полагаем, это обусловит возможность универсального общения в образовательном процессе.

Человек руководствуется в своем поведении, прежде всего, ценностной картиной мира. С помощью составляющих ее элементов он отбирает импульсы и впечатления, идущие от внешнего мира, и преобразует их в данные своего внутреннего опыта. Содержание универсальных гуманистических ценностей как бы предшествует идеям и мировоззрению, формирующимся у членов общества или его групп.

Очевидно, что наиболее верно истолковать, попять послания представителей прошлых эпох; отобрать из множества информационных потоков, которые связывают человека с миром, необходимые для принятия решения и дальнейших действий способен только человек, готовый к универсальному общению (Ю.М. Лот-ман, Б.А. Парахонский), у которого сформирована ценностно-коммуникативная культура.

Считаем, что на основе ценностно-коммуникативной культуры школьник может «расшифровать)), понять ценностную картину мира, которую выработали люди той или иной, цивилизации, В этом случае ценностно-коммуникативная культура позволяет ученику не просто усвоить информацию, а способствует познанию человека, системы ценностей иных эпох, а, значит, познанию самого себя, своего места в современном мире; позволяет познать различные культуры таким образом, чтобы школьники увидели в человечестве как разнообразие, так и единство.

В связи с этим, полагаем, что успешность обучения во многом зависит от уровня ценностно-коммуникативной культуры участников общения, от их способностей проникнуть в ценностную сущность познаваемой проблемы.

Общение является предметом изучения многих наук: философии, социологии, психологии, педагогики, лингвистики. Каждая из этих наук вычленяет в предмете их общего интереса доступные ей стороны и закономерности, углубляя и расширяя наше знание. Таким образом, понятие «общение» носит междисциплинарное значение.

Так, наиболее распространенным в философии является определение, в котором общение понимается как «процесс взаимосвязи и взаимодействия общественных субъектов (классов, групп, личностей), в которых происходит обмен деятельностью, информацией, опытом, способностями, умениями и навыками, а также результатами деятельности; одно из необходимых и всеобщих условий формирования и развития общества и личности» [358;447].

Общефилософская советская концепция представляет общение как процесс взаимодействия субъектов, в ходе которого осуществляется обмен «деятельно-стями» (К.А. Абульханова-Славская, В.М Соковнин, МС. Каган и др.).

Сущностные характеристики ценностно-коммуникативной культуры

Сущность - это «смысл данной вещи, то, что она есть сама по себе, в отличие от всех других вещей и в отличие от изменчивых состояний вещи иод влиянием тех или иных обстоятельств» [359;443]. Сущность является многоуровневым образованием, в котором можно выделить более или менее глубокие слои. Для выявления сущностных характеристик ценностно-коммуникативной культуры необходимо обратиться к таким понятиям как «отношение», «ценностное отношение».

С точки зрения ценностного подхода в образовании присвоение личностью ценностей лежит в рамках культурно-исторической теории Л.С. Выготского [2S4; 165-170], согласно которой ключевой является идея о первичности социального плана в развитии высших психических функций. Это предполагает, что «социальная среда является источником возникновения всех специфических человеческих свойств личности» [73;34-35].

Д.Б. Эльконин рассматривает идею о соотношении реальной и идеальной форм как базовую для создания теории психического развития ребенка, согласно которой «высшие и конечные формы вовсе не даны изнач&чьно, а только заданы, т.е. существуют объективно в идеальной форме как общественные их образцы. Получается, что процесс психического развития происходит как бы сверху, путем взаимодействия идеальной формы и развивающегося процесса» [388;29],

Присвоение личностью ценностей, или иначе, овладение идеальной формой предполагает становление школьника как субъекта собственного поведения. Возникновение субъекта поведения происходит в «точке встречи» идеальной и реальной форм, в их отношении (Л,П. Разбегаева).

В контексте настоящего исследования это означает, что отношение, в котором акцент переносится с готовых, созданных форм культуры и их носителей на формы явления идеального, выступает как процесс и результат присвоения школьниками ценностей. Отношение личности, по мнению В.Н. Мясищева - JTO активная, сознательная, интегральная, избирательная основанная на опыте связь личности с различными сторонами действительности [237].

В особенностях отношений к действительности личность проявляется и через эти отношения она формируется. Поэтому индивидуальную систему объективно-оценочных, сознательно-избирательных отношений человека к действительности исследователи считают ядром личности. Именно отношения человека являются, с точки зрения В.Н, Мясшиева, той «единицей» психического развития, о которой говорил в свое время JLC. Выготский.

На основании результатов анализа научной литературы [237, 299, 306] по проблеме сущности отношений человека можно сделать следующие выводы. Во-первых, содержание отношения определяется особенностями субъекта и объекта отношений; во-вторых, отношение является той категорией, которая позволяет установить связь между человеком и миром, человеком и человеком; в третьих, отношение существует неразрывно от деятельности и выражается в ней; в четвертых, содержание отношения раскрывает особенности человека.

Следует иметь в виду то, что отношение - категория избирательная; человек сам, на основании своих имеющихся знаний и опыта, взглядов, критериев оценки, убеждений соответственно относится к предметам, людям, природе, явлениям и событиям духовной жизни человека. Задавшись целью сформировать определенное отношение к какому-либо объекту как ценности в пространстве гуманитарного образования необходимо инициировать активность учащихся, деятельность по присвоению ценностей.

В структуре отношения В.Н, Мясищев выделяет «эмоциональную», «оценочную» (познавательную) и «конативную» (поведенческую) стороны. Каждая сторона отношения определяется характером жизненного взаимодействия личности с окружающей средой и людьми, включающего различные моменты от обмена веществ до идейного общения. Таким образом, отношение человека к миру включает в себя не только рационально-логическую, на и эмоционально-ценностную составляющую. Поскольку объектом отношения в контексте исследования ценностно-коммуникативной культуры личности является универсальное общение как ценность, необходимо выявить суть ценностного отношения.

Проблемой исследования категории «ценностное отношение» в философии занимались С.Ф. Анисимов, В.А. Василенко, A.M. Воронина, ОХ. Дробницкий, М.С. Каган, В.А. Малахов, ОМ Панфилов Л, Н. Столович, ВЛ. Тугаринов, Н.З. Чавчавадзе; в психологии - Б.С Братусь, Б.И. Додонов, Д.А. Леонтьев, В.Н. Мя-сищев; в педагогике - М.Г. Казакина, А, В. Кнрьякова, НЛЗ. Коноплина, В,С. Лазарев, Л.П. Разбегаева, P.M. Рогова, Н. Щуркова и др.

В русле ценностно-коммуникативного подхода [284] проблемой формирования ценностного отношения к различным сторонам действительности занимались НА Григорьева, С.А. Калинин, Д.В. Кириллов, И.В. Кругова, Т.Н. Логачева, А.В. Хорошенкова. В диссертационных исследованиях этих авторов обобщены основные характеристики ценностных отношений.

Ценностное отношение является частным понятием относительно отношения вообще. Связь между отношениями человека и его ценностными отношениями неоднозначна. С одной стороны, и отношения и ценностные отношения имеют общую инвариантную для всех отношений структуру, а с другой, ценностные отношения обладают своими, для них одних свойственными особенностями.

В целом ценностное отношение рассматривается как отношение значимости объекта относительно потребностей и интересов субъекта. Однако отношение значимости является более широким понятием. В ценностном отношении отражается ценность как феномен, как значение в широком смысле этого слова.

Ряд исследователей (Б.С. Братусь, A.M. Воронина, Б.И. Додонов, М.С. Каган, АЛ. Кирьякова, Н. В. Коноплина, B.C. Лазарев, Д.А. Леонтьев, ВЛ. Малахов, О.М Панфилов, Р. М. Рогова, Л. Н. Столович, Н.З. Чавчавадзс и др.), которые представляют антропологическое направление изучения сферы применения данной категории с позиции субъекта в ценностном отношении, рассматривают ценностное отношение в единстве отношения человека и окружающего мира; ценно стное отношение рассматривается одной из главных форм (наряду с познавательным отношением) освоения им действительности.

Такая позиция приводит исследователей (М.С. Каган) к дополнению ценностного отношения наряду со значимостью и долженствованием другим определяющим аспектом - мировоззренчески-смысловым, который обусловлен социокультурным контекстом. Представляется, что эта идея перекликается с теорией Л.С. Выготского.

Диагностика состояния школьной практики формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры

Современное школьное образование способно предоставить оптимальные условия для реализации одной из главных своих целей - для присвоения школьниками универсальных гуманистических ценностей. Так, в условиях школьного образования происходит целенаправленное формирование личностных новообразований.

Научно обоснованная педагогическая деятельность по формированию того или иного личностного образования в качестве необходимого этапа включает диагностическое исследование практики. Оно направлено на выявление противоречий, преодоление и снятие которых может быть движущей силой конструируемого процесса.

В философской науке противоречия рассматриваются как источник и сущность самодвижения и саморазвития мира. Противоречие есть «корень всякого движения и жизнедеятельности» (Гегель).

Выявлению противоречий способствовало исследование состояния практики формирования у школьников ценности о- коммуникативн ой культуры, проводившееся по трем направлениям: 1. определялись особенности ориентации нормативных образовательных документов, учебников и учебных пособий на формирование у школьников цен ности о-коммуникатнвной культуры; 2, выявлялся характер реализации в педагогическом процессе возможно стей гуманитарных дисциплин по развитию данного личностного образования; 107 3. уточнялось место ценности «универсальное общение)) среди иных ценностных приоритетов современных школьников и степень сформированное у них ценностно-коммуникативной культуры. Следует подчеркнуть, что задача культивирования в обществе идей ценност но-коммуникативной культуры опосредованно выступает как в отечественных, так и в международных актах («Декларация и программа действий в области культуры мира» (1999), «Конвенция о миротворческом воспитании», «Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО» (1995), «Европейская культурная конвенция», Программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактики экстремизма в российском обществе (2001-2005 годы)», «Концепция национальной образовательной политики Российской Федерации» (2006г).

Так, «Декларация и программа действий в области культуры мира» признает, что мир - это не просто отсутствие конфликтов, а позитивный, динамичный и основанный на широком участии процесс, в котором поощряется диалог и регулируются конфликты в духе взаимопонимания и сотрудничества. При этом образование на всех уровнях является одним из основных средств созидания культуры мира- Представляется, что Декларация ориентирована на формирование ценностно-коммуникативной культуры.

В национальной доктрине образования сказано, что система образования призвана обеспечить: историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры; гармонизацию национальных и этнокультурных отношений.

Приоритет общечеловеческих ценностей подчеркивается в Законе РФ «Об образовании», В то же время, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства провозглашаются как принципы реализации государственной политики в области образования.

Основные принципы образовательной политики в России Закона РФ «Об образовании» развивает «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года». В качестве одного из необходимых изменений в системе образования в период перехода к постиндустриальному информационному обществу называется значительное расширение масштабов межкультурного взаимодействия, в связи с чем, особую важность приобретают факторы коммуникабельности и толерантности. Потенциал образования должен быть в полной мере использован для консолидации общества на основе общечеловеческих ценностей.

Полиэтническим характером российского общества и необходимостью его сплочения общими ценностями продиктована разработка «Концепции национальной образовательной политики Российской Федерации» в 2006г. В данном документе указывается, что одним из принципов национальной образовательной политики Российской Федерации является признание необходимости создания для общеобразовательных учреждений программ на поли культурно и основе, с использованием принципа диалога культур.

Проблема формирования готовности и умения школьников вступать в конструктивный диалог с представителями других культур не раз поднималась в рамках работы «Совета Европы». Ежегодно Совет Европы проводит конференции и семинары по проблемам образования, в том числе исторического, в условиях многообразия культур. Целью Европейской культурной конвенции, к которой СССР присоединился в 1991 году, является достижение еще большего единства между разными культурами.

В процессе работы этих конференций и семинаров особо отмечена идея межкультурного диалога как основа школьных образовательных программ. Кроме того, уделено внимание проблеме установления конструктивного диалога, основанного на уважении различных культур; проблемам разработки школьных учебников, реализующих обозначенные задачи образования.

Кроме того, существует международный проект «Мозаика культур», который осуществляется российской межрегиональной общественной организацией «Объединение преподавателей истории» под патронажем Европейского объединения ассоциаций учителей истории «Евроклио». Проведены международные семинары учителей истории и обществознания, методистов по истории в 2004-2005 году в Приморье, Хабаровском крае, Ростовской области, Татарстане, Республике Северная Осетия. В рамках этого проекта происходит знакомство с европейским опытом организации многокультурного образования в общеобразовательных школах. Проект «Мозаика культур» осуществляется в целях становления в школах Российской Федерации поликультурного образования. Педагоги, участвующие в работе проекта, отмечают значимость существования в обществе множества различных культур, уникальность и ценность каждой из них, необходимость воспитывать подрастающее поколение в духе уважения культурных различий, умения участвовать в конструктивном диалоге с представителями различных культур.

Таким образом, вес эти документы и мероприятия подчеркивают актуальность проблемы формирования ценностно-коммуникативной культуры и намечают некоторые пути ее решения.

Не менее важным в данном исследовании является анализ нормативных образовательных документов. Направление анализа федерального компонента Государственного образовательного стандарта начального, основного общего, среднего (полного) образования и учебно-методических комплексов было определено на основе структурно-функциональной модели ценностно-коммуникативной культуры личности.

Динамика результатов опытно-экспериментальной работы по формированию у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры

Формирующий эксперимент включал в себя диагностику уровня развития у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры, В рамках данной работы необходимо проанализировать динамику развития данного личностного образования у старшеклассников в ходе опытно-экспериментальной работы. Для диагностики сформированности ценностно-коммуникативной культуры на каждом этапе эксперимента мы руководствовались компонентами и критериями их проявлений (1,2.).

Перед началом формирующего эксперимента необходимо было выявить исходный уровень сформированности у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в контрольных и экспериментальных классах. Данный уровень выявлялся на основе критериев (показателей) сформированности рассматриваемого личностного образования (1.2.). Каждый из показателей пронумерован следующим образом: 1 - полнота знаний о ценности «универсальное общение»; 2 - системность знаний о «универсальное общение»; 3, - форма оценки ценности «универсальное общение»; 4 -форма эмоционального отношения к ценности «универсальное общение»; 5 -наличие смыслообразующих мотивов; 6 -степень проявления эмпатии; 7 - степень осознанности личностной значимости ценности «универсальное общение»; 8 - степень осознанности социальной значимости ценности «универсальное общение»; 9 - степень сформированности ценностно-коммуникативных умений. Степень выраженности каждого из показателей обозначалась следующим образом: «++» - высокая, «+» - средняя; «D» - низкая, «-» - начальная, « -» - отрицательная. Анализ результатов производился следующим образом: результат суммировался и определялся средний показатель - от -11 до -6 - начальный уровень, от -5 до - 1 - низкий уровень, от 0 до +5 - средний уровень, от +6 до +11 - высокий уровень (для определения уровней отрезок от -11 до +11 был разделен на четыре - в соответствии с количество выделяемых в данном исследовании уровней сформированности ценностно-коммуникативной культуры, примерно одинаковых отрезка). Полученные данные были занесены в таблицы (Приложение 10).

Полученные данные были обработаны с целью выявления статистической значимости развития уровней сформированности ценностно-коммуникативной культуры. Разница в уровнях сформированности ценностно-коммуникативной культуры у учащихся в контрольных и экспериментальных классах статистически незначительная. Этот вывод был сделан с помощью следующих расчетов. Применялась формула: n (ср) = (nlN]+n2N2+ii3N3+n4N4)/N, где ПІ - численное значение уровня сформированности, Nj - количество учеников соответствующего уровня (1 - начальный уровень, 2 - низкий, 3 - средний, 4 - высокий); N - общее количество учащихся.

Получены следующие результаты: в контрольных классах среднее значение составило 1,506,вэкспериментальныхклассах- 1,5.

После каждого этапа опытно-экспериментальной работы проводились срезы, позволяющие проследить изменение того или иного компонента рассматриваемо-го личностного образования.

Первая срезовая работа была проведена после изучения в курсе «История России» разделов «Русь в IX - начале XII вв.», «Крупнейшие земли и княжества Руси в XII - начале XIII ви.», «Русь и Золотая Орда»; в курсе «Всеобщая история» разделов «Мифологическая картина архаических цивилизаций», «Цивилизации Древнего мира», «Цивилизации средневековья», «Российская цивилизация в средние века»; в курсе «Обществом анис» - «Общество как сложная динамическая система», «Человек как творец и творение культуры», «Деятельность в жизни человека и общества»; в курсе «Мировая художественная культура» - «Культура Древней Греции», «Византийская культура в средние века», «Культура Возрождения»,

Выбор времени среза обусловлен тем, что закончился ценностно-поисковый этап эксперимента, направленный на достижение сформировапности ценностно-коммуникативной культуры на уровне ценностных представлений.

Для отслеживания развития у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры после ценностно-поискового : тапа применялись сочинение-размышление, учебные задания и работа с текстом культуры.

Использование сочинения-размышления давало учащимся возможность продемонстрировать усвоенные знания о сущности ценности,«универсальное обще-ние», проявить эмоции, обнаружить наличие (осознание) личностного смысла. Поэтому использование сочинения-размышления позволило отследить развитие у старшеклассников когнитивно-оценочного, эмоционально-мотивациошюго и лич-ностно-смыслового компонентов ценностно-коммуникативной культуры. Тема сочинения была сформулирована следующим образом; «Проблемы унивсрсштьного общения в современном поликультурном мире». Ученикам был предложен план сочинения: «К Каково значение универсального общения в современном поликультурном мире для человечества? Что привлекает в этом общении Вас? 2. Какие проблемы универсального общения возникают в поликультурном мире? Каковы их истоки?; 3. Преодолимы ли эти проблемы? Что Вас больше всего тревожит и радует по этому поводу?; 4. Как Вы полагаете, какое значение имели в преодолении этих проблем понимание, диалог между представителями различных культур?».

Как и в ходе констатирующего эксперимента, уровень сформированности когнитивно-оценочного компонента ценностно-коммуникативной культуры определялся по полноте, системности знаний старшеклассников о ценности «универсальное общение» и по форме оценки этой ценности.

Характеризуя полноту знаний старшеклассников о ценности «универсальное общение», следует отметить, что наиболее успешно в экспериментальных классах, по сравнению с контрольными, усваивались понятия «поликультурность», «диалог культур», «ценности», «общечеловеческие ценности», что связывается нами со спецификой задач первого этапа процесса формирования у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры. Так, например, характеризуя значение поликультурности для человечества, старшеклассники отмечали такие ее аспекты, как многообразие «культур» в настоящее время (в экспериментальных классах - 20,5%, в контрольных - 16,8%), многообразие «культур» БО времени (соответственно - 28,2% и 20,7%). Причем поликультурпость понималась как сосуществование культур различных народов(19,2% и 12,9%), как существование различных ценностных картин мира эпох(16,6% и 12,9%).

Похожие диссертации на Формирование у старшеклассников ценностно-коммуникативной культуры в обучении гуманитарным дисциплинам