Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин Чекалова Лариса Алиевна

Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин
<
Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Чекалова Лариса Алиевна. Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Карачаевск, 2003 182 c. РГБ ОД, 61:04-13/769

Содержание к диссертации

Введение

Глава 1. Гуманитаризация образования и положение дисциплин естественно-математического блока в современной школе 15

1.1. Определение содержания понятий «гуманизация» и «гуманитаризация образования» 15

1.2. Освещение вопроса гуманитаризации естественно-математического образования в современной научно-педагогической литературе 23

1.3. Приоритеты материальных и духовных ценностей у старшеклассников Ставропольского края 43

1.4. Положение предметов естественно-математического блока в шкале приоритетных дисциплин современных школьников 52

1.5. Восприятие учениками дисциплин естественно-математического блока и проблемы гуманитаризации обучения 64

Глава II. Формирование научного мировоззрения у старшеклассников при обучении естественно-математическим дисциплинам 75

2.1. Определение понятия «научное мировоззрение» и его содержание 75

2.2. Освещение проблемы формирования научного мировоззрения в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин в современной педагогической науке 86

2.3. Психолого-педагогические особенности формирования основных компонентов научного мировоззрения учащихся старших классов 106

2.4. Формирование научного мировоззрения старших школьников в процессе преподавания предметов естественно-математического цикла и научно-исследовательской деятельности 119

2.4.1. Формирование научного мировоззрения в процессе преподавания естественно-математических дисциплин 121

2.4.2. Формирование научного мировоззрения в процессе научно-исследовательской деятельности 13 5

2.4.3. Анализ формирующего эксперимента 139

2.5. Возможности школьных дисциплин в формировании мировоззренческих качеств личности: волевых, эстетических, нравственных 149

Заключение 166

Библиография 170

Введение к работе

Направленность и содержание педагогической деятельности во многом зависят от ее цели. Немногим более 20 лет назад в советской школе провозглашалось формирование всесторонне развитой личности с коммунистическим мировоззрением и моралью. При этом отдавался приоритет гражданским качествам личности: идеологической и нравственной воспитанности, законопослушанию, физическому развитию и трудолюбию с ориентацией на общественное производство. Цель всестороннего развития личности выступала как декларация о намерениях, демонстрируя преемственность социалистического воспитания с прогрессивными идеями философов и педагогов прошлых эпох. На самом деле цель была идеологизирована, содержала классовую направленность, обоснованную установками партии.

В период перестройки была предпринята попытка выдвижения нового идеала как цели воспитания: социалистическую гуманную личность, принимающую общечеловеческие ценности, не склонную к идеологической конфронтации и признающую все формы собственности. Но педагогическая наука не успела обновить стратегию воспитания, как перестройка, а вместе с ней и Советский Союз, отошли в прошлое. Начался новый период развития российского государства и системы образования.

В условиях социально-экономических преобразований меняется отношение к человеку, осознается зависимость экономического, научно-технического, духовного прогресса общества от культурного потенциала его членов и, прежде всего, от творческой деятельности людей в таких сферах, как наука, производство, просвещение, искусство, литература...

Создание новых наукоемких технологий ставит задачу подготовки выпускников к сознательному выбору профессии для работы в различных областях производства. Укрепляется связь между разными странами мира, координируются их усилия для решения глобальных проблем, стоящих перед

человечеством, происходит социально-экономическая интеграция, идет процесс создания мирового образовательного пространства.

В этих условиях особое значение приобретает вопрос о том, «как осознает человек свое место в мире, обществе, что он представляет собой как личность, т.е. каково его мировоззрение в широком смысле слова, его направленность, его жизненная позиция» [93, с. 17].

В связи с этим задачи воспитания и образования были интегрированы в единый комплекс, согласно которому у школьников необходимо воспитывать патриотизм (любовь к родине, гражданственность), интернационализм (взаимопонимание и сотрудничество между народами, следование общечеловеческим ценностям), готовность жить в современном обществе, стремясь к его совершенствованию, мировоззрение (формировать научную картину мира при свободном выборе учащимися взглядов и убеждений) [105].

«Без мировоззрения как жизненного отношения субъекта к мировому целому, отношения, включающего в себя наряду с представлением о мире оценку его точки зрения ценностей, а значит, идеал, без такого мировоззрения нет самосознания, а стало быть, нет и бытия человека как личности» [16].

Таким образом, формирование научного мировоззрения, стиля мышления, научных взглядов и убеждений является важной составной частью образования, выражением социального заказа, обращенного к учебным заведениям. И школа не в праве выбрасывать мировоззренческий блок из цели и парадигмы воспитания, иначе она не выполнит своего предназначения: полноценно готовить воспитанников к жизни в обществе. Кроме того, мировоззрение как личностное образование является одним из важных содержательных качеств будущего гражданина, которое является основой его профессионального творчества и самосовершенствования.

С другой стороны, современная гуманистическая психология и педагогика в связи с экономическими, культурно-историческими изменениями в обществе выдвинули новые требования к учебно-воспитательному процессу,

где главным предметом признается целостная личность, формирование которой может быть реализовано в системе мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, то есть в его гуманитаризации. «Гуманитаризация содержания образования предполагает усиление в нем человековедческих начал. Многие исследователи считают, что гуманитаризация образования предполагает насыщение общечеловеческими, нравственными ценностями не только учебные, но и другие формы деятельности» [25, с. 17]. Такое направление гуманитаризации продиктовано тем, что в обществе происходит падение нравственности, отчуждение личности от культуры и образования.

А.В. Толстых, давая оценку современному образованию, отмечает, что оно предельно рационализировано и вербализировано, в результате чего «приводит к распространению в обществе профессионально компетентного, но бездуховного индивида» [145, с.9]. По мнению автора, в современной школе гуманитарные предметы лишены их собственно гуманитарного содержания. «История, родной язык, литература, изобразительное искусство, музыка почти ничем не отличаются по формам, методам преподавания и изучения от естественно-математических дисциплин: та же вербализация знания, формализация умений и навыков, те же приемы в овладении частным, разбитым на дидактические порции содержанием, тот же антиисторизм в итоговом обобщении, претендующем на истину в последней инстанции» [145, с. 10]. Для изменения сложившейся ситуации автор предлагает «гумани-таризировать содержание и гуманизировать формы преподавания и изучения школьных дисциплин» [145, с. 13].

И не случайно всё большее число отечественных и зарубежных ученых и педагогов-практиков дальнейшее совершенствование образования связывают не только с использованием новых педтехнологий, но, прежде всего, с изменением его общей направленности на приобретение учащимися культуры, в которой справедливо видят действенную основу нравственности, миро-

воззренчески ориентированных знаний и убеждений личности. Именно с культурологических позиций можно увидеть новые пути решения давней для отечественной школы проблемы формирования мировоззрения подрастающего поколения, в том числе и при обучении предметам естественно-математического цикла. В условиях современной России выбранная тема исследования не только не потеряла своей значимости, но приобрела новый смысл, а ее разработка стала еще более необходимой.

Таким образом, данная тема становится особо актуальной в связи с наметившейся и все более укрепляющей свои позиции гуманитаризацией образования, поскольку в ее основе лежит забота о личности ученика, а, следовательно, и о его взглядах на мир. Мировоззрение в этом случае мыслится как базовое качество личности, лежащее в основе, в том числе и ее отношения к процессу обучения и приобретаемых предметных знаний и умений. С этих позиций требуется переосмысление и последующая теоретическая и практическая доработка ряда взаимосвязанных проблем, направленности, содержания, технологии обучения. Все сказанное относится к изначально сложной и комплексной проблеме оказания разумной помощи формирующемуся мировоззрению школьников средствами естественно-математических предметов.

Проблема развития личности в процессе образования, формирование ее взглядов на мир и общество не является абсолютно новой для теории и методики обучения. Формирование мышления, культуры языка и речи, научного мировоззрения в процессе преподавания различных предметов исследовалось в работах многих ученых. Для разработки концептуальных положений и определения понятийного аппарата нашей работы большое значение имели труды В.Г. Болтянского, Г.Д. Глейзера, Б.В. Гнеденко, В.А. Гусева, Г.В. Дорофеева, Д. Икрамова, Ю.М. Колягина, Э. Пардолы, ВВ. Репьева, Г.И. Саранцева, З.И. Слепкань, А.А. Столяра, Ю.Ф. Фоминых, И.Я. Хинчина, О.В. Доможковой, А.А. Корощенко, Л.Р. Маркиной, Т.А. Ивановой, А.Л.

Жохова, В.И. Луцаева, В.В. Жешко, Е.А. Паладянц, Р.А. Амирокова, Н.И. Ильина, Н.Г. Огурцова. Труды этих и других авторов внесли большой вклад в теоретическое решение проблемы развития школьников средствами естественно-математических дисциплин.

Однако, каждый из авторов рассматривает только частный аспект естественно-математического образования, и поэтому его исследование направлено на формирование или развитие одного или нескольких элементов в структуре личности, а не на целостное ее развитие. В комплексе же проблема целостного развития личности средствами указанного цикла предметов не ставилась и не изучалась.

Несмотря на наличие глубоких исследований, в 1980-е годы стал острее проявляться кризис в естественно-математическом образовании. Основные характерные черты этого процесса были обозначены в работах В.Г. Болтянского, Г.Д. Глейзера, Р.С. Черкасова [7], Г.В. Дорофеева [36], А.В. Гладкий [17, 65], Г.И. Саранцева [126], Ю.И. Дик, М.В. Рыжакова [31]: снижение интереса учащихся к естественно-математическим дисциплинам и, как следствие, падение уровня знаний, умений и навыков, математической культуры в целом. На кризисное состояние сказалось и отсутствие современной концепции методической системы обучения, основным элементом которой являлась бы психологическая структура личности и закономерности ее развития. Не имея соответствующей требованиям времени теории и методики обучения естественно-математическим предметам, не представляется возможным ведение подготовки и переподготовки учителей на должном уровне.

Проблема формирования научного мировоззрения в школе в условиях гуманитаризации заключается и в том, что, с одной стороны, каждый учебный предмет имеет свою специфику и свои возможности в привитии мировоззрения, в освещении ведущих мировоззренческих идей, и поэтому каждый учитель должен вносить свой вклад в решение проблемы. Но, с другой стороны, все грани мировоззрения связаны в целостную единую систему, и для

ее формирования требуется единый процесс воспитания. Личность, как говорил А.С. Макаренко, не воспитывается по частям.

Формирование мировоззрения учащихся средней школы осуществляется главным образом в процессе обучения, и потому важно, чтобы учителя не забывали о целостности мировоззренческой системы школьников, чтобы все предметы излагались с единых философских позиций, чтобы в преподавании каждого предмета использовались специфические возможности формирования мировоззрения, поскольку ни один изолированный предмет не может претендовать на решение поставленной задачи.

В связи с выше изложенным возникает проблема поиска дидактических условий, обеспечивающих модернизацию процесса формирования научного мировоззрения в ходе изучения естественно-математических дисциплин. Решение данной проблемы и является целью нашей диссертации.

Объектом исследования является естественно-математическое образование в общественной школе, предметом - процесс формирования основ научного мировоззрения учащихся старших классов средствами естественно-математических предметов в условиях их гуманитаризации.

На основе изучения теоретических источников и собственного педагогического опыта была выдвинута гипотеза, основанная на том, что успешное формирование научного мировоззрения старшеклассников в процессе изучения естественно-математических дисциплин в условиях гуманитаризации образования возможно, если:

отбор и стимулирование содержания моделируемого процесса проведены в соответствии с критериями формирования научного мировоззрения средствами естественно-математических дисциплин;

в основу организации педагогического процесса положены не столько количественные, сколько качественные дидактические средства, адекватные особенностям анализа мировоззренческой системы знаний;

в содержании педагогического процесса оптимизируется методика формирования у старшеклассников умений самопознания, самосовершенствования, саморазвития;

состав и структура знаний разработаны в соответствии с принципом гуманитаризации образования, целями и задачами формирования научного мировоззрения, а также личностной самореализацией субъектов педагогического взаимодействия.

В соответствии с темой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:

раскрыть роль и место мировоззренческой подготовки старшеклассников в формировании их целостной личности;

выявить и обосновать структуру понятий «научное мировоззрение», «гуманитаризация образования», выделить их характерные признаки;

разработать экспериментальную модель формирования научного мировоззрения старшеклассников в процессе изучения предметов естественно-математического цикла;

экспериментально апробировать спроектированный процесс по формированию научного мировоззрения у старшеклассников средствами дисциплин естественно-математического цикла;

- разработать методические рекомендации по успешной реализации за
дач формирования научного мировоззрения старшеклассников в процессе
изучения естественно-математических дисциплин.

На разных этапах опытно-экспериментальной работы использовались следующие методы исследования: теоретические - анализ философской, психолого-педагогической и научно-методической литературы по проблемам гуманитаризации образования и формирования научного мировоззрения учащихся в учебном процессе, анализ предмета исследования, моделирование педагогического процесса, обобщение результатов исследования с учетом конкретных условий и новых фактов; эмпирические - сравнительно-

сопоставительный анализ результатов констатирующего и формирующего экспериментов, наблюдения, беседы, анкетирования, педагогический эксперимент, методы математической обработки полученных результатов.

Методологической основой исследования явились: представление о сложной структуре научного мировоззрения, включающей онтологический, гносеологический, аксиологический аспекты; психолого-педагогические концепции поэтапного формирования умственных действий и теоретических обобщений; положение о необходимости раскрытия в учебном процессе содержания мировоззренческих обобщений: материальность мира, диалектика природы, роль науки в современном обществе, закономерности и объективные условия развития науки, роль науки в процессе воспитания и обучения учащихся в ходе формирования их научного мировоззрения.

Теоретической основой исследования явились работы по общим проблемам гуманизации и гуманитаризации образования (A.M. Новиков, В.Г. Разумовский, Г.И. Саранцев, Ю.В. Сенько, А.А. Столяр и др.), гуманитаризации экологического образования (В.М. Дуков, А.В. Дуков, А.В. Усова и др.), проблемы духовности и нравственности (А.С. Запесоцкий, А.В. Толстых и др.), личностно-ориентированное обучение (С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Сенько, Г.Н. Школьник и др.), проблемы гуманитаризации естественно-математического образования (В.Г. Болтянский, Н.В. Ладыженская, А.Г. Мордкович, М.В. Рыжаков, А.В. Усова и др.); вопросы формирования мировоззрения (Л.Я. Зорина, И.С. Лернер, Н.А. Менчинская, В.М. Медведев и др.), философские вопросы научного мировоззрения (П.В. Алексеев, М.Г. Ашманис, B.C. Овчинников, В.И. Шинкарук и др.), вопросы методики формирования мировоззрения при изучении отдельных предметов (Т.А. Иванова, Е.П. Левитан, В.Н. Мощанский, Н.Г. Огурцов и др.), изучение мировоззренческого потенциала общеобразовательных предметов и выявление воз-

можности его реализации в процессе обучения (Б.В. Гнеденко, Э.И. Моно-сзон, Т.В. Смирнова и др.).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

определен социально-педагогический статус научного мировоззрения и гуманитаризации образования на современном этапе изучения предметов естественно-математического цикла, и в этом контексте уточнены специфические функции этих дисциплин;

разработаны основы проектирования процесса формирования у старшеклассников научного мировоззрения на базе естественно-математических предметов, а также межпредметного взаимодействия дисциплин различного цикла (исходные теоретические основания педагогического процесса, его этапы, общие принципы проектирования учебно-воспитательной системы в исследуемом направлении; требования к построению дидактических задач);

разработана и педагогически обоснована экспериментальная модель процесса формирования научного мировоззрения на базе предметов естественно-математического цикла в условиях их гуманитаризации, включающая в себя целевые, содержательные, процедурные и технологические ее характеристики.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

- теоретически осмыслены организационно-содержательные параметры
реализации задач формирования научного мировоззрения старшеклассников
в процессе изучения естественно-математческих дисциплин, уточнена источ-
никовая база такого проектирования;

- разработаны и обоснованы подходы к проектированию межпредмет
ного взаимодействия дисциплин различного цикла в формировании научного
мировоззрения старшеклассников.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

разработана система педагогической диагностики формирования у старшеклассников научного мировоззрения в процессе изучения естественно-математических дисциплин на этапе их гуманитаризации;

предложены экспериментально проверенные технологии организации учебно-воспитательного процесса по формированию у старшеклассников научного мировоззрения, их инвариантность в образовательном поле позволит использовать в решении аналогичных задач учебных дисциплин не только естественно-математического цикла;

определены содержание, критерии и уровни процесса формирования у старшеклассников научного мировоззрения в ходе изучения естественно-математических дисциплин в условиях их гуманитаризации;

обоснована система дидактических средств с мировоззренческим содержанием, они практически применимы при разработке учебной документации, методических пособий и дидактических материалов.

Обоснованность и достоверность результатов исследования обеспечена методологической и теоретической аргументированностью исходных позиций; выбором методов исследования, адекватных его предмету и задачам; систематической проверкой результатов исследования на различных этапах экспериментальной работы; репрезентативностью объема выборок, использованием математических методов при анализе полученных данных.

Организация, база и этапы исследования. Исследование проводилось на базе школ № 6, 9, 12, 18 г. Невинномысска, сел Кочубеевское и Кур-савка Ставропольского края с охватом более 450 учащихся 10-11 классов и 100 учителей предметов естественно-математического цикла.

На первом этапе (1998 - 2001 гг.) было изучено состояние проблемы в педагогической теории и практике, уточнялись исходные понятия, разрабатывался научно-исследовательский аппарат. На втором этапе (2001 - 2002 гг.) проводился отбор, анализ и систематизация источников, формирование первичных эмпирических моделей. На третьем этапе (2002 - 2003 гг.) про-

водился базовый эксперимент, цель которого заключалась в проверке гипотезы и теоретических выводов экспериментатора; обобщались, систематизировались и оформлялись основные результаты исследования, имела место их апробация, оформлялся текст диссертации.

На защиту выносятся следующие положения:

сущностная характеристика научного мировоззрения как одного из высших целей образования, его исходное культурное основание, подготавливающее к жизни молодое поколение, способное к духовному и социальному творчеству;

формирование научного мировоззрения входит в структуру педагогической деятельности современного учителя в качестве важного инструмента решения многочисленных задач целостного развития личности старшеклассников;

научное мировоззрение в условиях гуманитаризации образования в формировании целостной личности выполняет три основные функции: обеспечивает культурное взаимодействие и преемственность поколений, связывает образ жизни личности старшеклассника с его образом мысли и выступает в качестве мотива и стимула социально-нравственного воспитания;

усиление гуманитарной направленности естественно-математических дисциплин, нацеленной на формирование у человека особой человеческой формы отношения к окружающему миру и самому себе, своей собственной деятельности в нем, оказывает решающее воздействие на развитие всех компонентов научного мировоззрения, в особенности на когнитивный, конатив-ный и эмоционально-волевой.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения и результаты диссертационного исследования обсуждались и были одобрены на заседании кафедры педагогики и педагогических технологий Карачаево-Черкесского государственного университета; докладывались на научно-практических конференциях «Алиевские чтения» (Карачаевск, 2002),

«Теоретические и методические исследования в области педагогики, психологии и гуманитарных наук» (Невинномысск, 2002), «Региональная наука -Отечеству» (Невинномысск, 2003), «Проблемы гуманизации и гуманитаризации обучения и воспитания в системе непрерывного профессионального образования» (Невинномысск, 2003), «Актуальные проблемы гуманитарных наук» (Ставрополь, 2003).

Структура диссертации. Работа состоит из Введения, двух глав, Заключения, библиографического списка из 166 наименований. Основное содержание изложено на 169 страницах машинописного текста. В работе использованы 23 таблицы и 8 диаграмм.

Определение содержания понятий «гуманизация» и «гуманитаризация образования»

Глубокие социально-политические, экономические и культурно-исторические изменения, происходящие в настоящий период в России, выдвинули новые требования к учебно-воспитательному процессу в общеобразовательной школе в рамках гуманитаризации образования, суть которой в ориентации обучения на развитие личности, приоритете развивающей функции обучения, переносе акцентов с увеличения объема информации, предназначенной для усвоения учащимися, на формирование умений использовать информацию.

Современная гуманистическая психология и педагогика своим главным предметом признает целостную личность в процессе ее саморазвития, устремленную в будущее и свободной реализации своих возможностей и способностей. Таким образом, основная задача образования состоит в формировании личностной зрелости обучаемых, и эта задача может быть реализована в системе мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования, то есть в его гуманитаризации.

Слово «гуманизм» происходит от латинского «humanus» - человеческий. В словаре иностранных слов этот термин определяется как мировоззрение, основанное на принципах равенства, справедливости, человечности отношений между людьми, проникнутое любовью к людям, уважением к человеческому достоинству, заботой о благе людей... [133, с. 145].

В педагогическом энциклопедическом словаре толкование данного слова дается как «признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека как критерия оценки общественных отношений» [109, с. 58].

Таким образом, гуманизация образования - это педагогический процесс, построенный на принципах справедливости, человечности, признания человека как личности.

Слово «гуманитарный» происходит о латинского «humanitas», что означает человеческая природа, образованность, духовная культура. В словаре иностранных слов термин «гуманитарный» трактуется как «относящийся к человеческому обществу, к человеку и его культуре» [133, с.145].

В Российской педагогической энциклопедии гуманитаризация образования определяется как «система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и таким образом на формирование личностной зрелости обучаемых» [122, с. 239].

Вплоть до конца 1980-х годов термин «гуманитаризация» в педагогической науке фактически не использовался, хотя отдельные аспекты гуманитарного потенциала всегда являлись предметом обсуждений и исследований ученых. Так, например, работы известного математика А.Я. Хинчина «О формализме в школьном преподавании математики», «О воспитательном эффекте уроков математики», вышедшие в послевоенные годы, не утратили своей значимости и в настоящее время. В статье «О воспитательном эффекте уроков математики» автор видит воспитательную роль математики в формировании у школьников культуры мысли (правильность мышления и стиль мышления), в воспитании у них моральных качеств [ПО].

В свою очередь В.В. Репьев в одной из своих работ исследовал методы обучения, направленные на активизацию учения школьников: анализ, синтез, аналогия, индукция и дедукция. Автор считал, что эти эвристические методы науки должны стать и эвристическими методами обучения [121].

К наиболее значимым исследованиям 1970-х годов можно отнести работы А.А. Столяра [137], И.Л. Никольской [96], Ю.М. Колягина [60], В.А. Гусева [29], Д.И. Икрамова [54], Г.Д. Глейзера [18], А. Пардалы [107], Г.И. Саранцева [129], З.И. Слепкань [132] и др., связанные с развитием у школьников различных компонентов мышления, математической культуры. Хотя каждый из авторов разрабатывает поставленную им проблему, речь не идет о целостном развитии личности средствами математики, так как каждое исследование направлено на развитие и формирование лишь одного или нескольких элементов в структуре личности, а целостное же развитие личности средствами математики, как говорила Т.А. Иванова, «возможно лишь при соответствующем математическом содержании» [53, с.67].

Впервые вопросы гуманизации и гуманитаризации образования в нашем обществе сформулировали во второй половине 1980-х годов В.П. Зинченко [48], А. Иванова, О. Попов [52], Н.Б. Крылова [70], А.Б. Орлов [104]. В 1988 г. в «Учительской газете» был напечатан проект концепции общего среднего образования [63], что послужило появлению новых исследований по вопросу гуманитаризации. На тот момент гуманитаризация образования осознавалась как усиление роли гуманитарных дисциплин. Свидетельством тому является позиция А.А. Столяра, который гуманитаризацию образования понимает как «увеличение в нем удельного веса гуманитарных дисциплин» [138, с. 6]. Солидарность с ним выразил Г.И. Саранцев, определивший гуманитаризацию как «усиление влияния дисциплин гуманитарного цикла, сокращения числа часов на изучение естественно-математических предметов» [128, с.8]. Резкое несогласие с таким подходом к проблеме выразили В.Г. Болтянский, Г.Д. Глейзер, Р.С. Черкасов в статье «К вопросу о перестройке общего математического образования»: «Нередко гуманизацию пытаются подменить гуманитаризацией образования.

Освещение вопроса гуманитаризации естественно-математического образования в современной научно-педагогической литературе

Начиная с конца 1980-х годов вопрос о гуманитаризации естественно-математического образования начал широко обсуждаться. Общие проблемы гуманизации и гуманитаризации образования были изложены в работах Ю.В. Сенько, Г.И. Саранцева, В.Г. Разумовского, Н. Нечаева, В. Усова, Е.С. Корольковой, В.И. Добрыниной, Т.Н. Кухтевич, Л. Вербицкой, Н. Грибова, В.В. Кузнецова, К. Митрофанова, А.А. Столяра, A.M. Новикова, В.Н. Турченко, А. А. Касьяна, А.И. Пискунова и др.

Частные вопросы, например, гуманитаризацию экологического образования раскрывают: В.М. Дуков, А.В. Дуков, А.В. Усова, Л. Попов, О.П. Мелехова; Ю.А. Васильчук, А.Н. Ростовцев - исследуют культурологический аспект; А.В. Толстых, А.С. Запесоцкий, О.П. Мелехова - проблемы духовности и нравственности; М.А. Ариарский, Г.П. Бутиков, Л.Н. Коган, Г.Н. Школьник, А. Аршинов, В. Буданов, А. Суханов, Е.Д. Божович, ЕВ. Бонда-ревская, С.Л. Рубинштейн, Ю.В. Сенько - личностно-ориентированное обучение; Р. Исламшин, А.В. Даринский, Р.Н. Щербаков, Н.Б. Акулова - национально-региональный компонент в гуманитаризации.

Концепции гуманизации и гуманитаризации современного образования обосновали СВ. Девятова, В.И. Купцов, естественно-математического - Ю. Кольцов, Н. Пащучин, М.В. Грабиленко, В.Г. Буданов.

Проблемам гуманитаризации предметов естественнонаучного и математического цикла посвящены работы ученых: В.Г. Болтянского, В.М. Тихомирова, PC. Черкасова, И.Ф. Шарыгина, Н.В. Ладыженской, З.С. Зюкиной, И.Л. Каплунович, Н.И. Моисеева, А.В. Усовой, Л.Я. Зориной, В.А, Далинге-ра, В.Г. Разумовского, В.Н. Янцена, Ю.И. Дик, М.В. Рыжаков, Е.П. Левитана, А.Г. Мордковича, Г.И. Саранцева, Г.Д. Глейзера, Ю.М. Колягина, В.А. Гусева, А.В. Гладкий, Г.В. Дорофеева, А.Д. Александрова. Эта же тема разрабатывается в диссертационных исследованиях М.В. Ткачевой, И.М. Смирновой, А.И. Азевича, И.О. Соловьевой, О.В. Шабановой, Т.И. Ширшовой, О.В. Доможковой, Н.А. Корощенко, Л.Р. Маркиной, Т.А. Ивановой, Н.И. Ильина.

В статьях А.Г. Мордковича, Ю. Фоминых, Р. Майр, Т. Фисковича, С. Муллагалиевой, Т. Новиковой, И. Соловьевой, Е. Петровой, Я. Шатуновско-го, ДМ. Захарова и др. раскрывается гуманитарный потенциал предметов естественно-математического цикла. Перейдем к краткому обзору наиболее значимых, на наш взгляд, публикаций.

Связывая гуманитаризацию образования с методологическими знаниями, ВВ. Мадер в своей книге «Введение в методологию математики» пишет, что математическое образование не может быть полноценным, если оно сводится к изучению только одного математического аппарата. Должное внимание следует уделить таким философским и методологическим аспектам математики, как исторический, гносеологический, логический, семантический. «Математическое знание должно рассматриваться в контексте всей осмысленной и целенаправленной человеческой деятельности, во всех ее многообразных аспектах. При таком подходе будет решаться и другая важная задача гуманитаризации математического образования, которая, прежде всего, связана с расширением мировоззренческого кругозора» [81, с.6].

И.И. Раби на совещании комитета образовательной политики при Американской ассоциации развития наук сказал: «Я убежден в том, что мы недостаточно осмотрительны в выборе путей формирования представлений учащихся о физической науке, которые дали бы возможность школьникам ее понять, прочувствовать и оценить. Мы показываем очень мало ценного в науке из того, что лежит вне ее практического применения. Иными словами, мы преподаем нашу науку не гуманитарным путем... Теперь наука - это совсем другое... Это устремление всего человечества научиться жить и любить мир, в котором оно живет. (...) В качестве совета я предлагаю на всех уровнях от начального до высшего преподавать физику гуманитарным путем. Под этим я подразумеваю, что обучать физике следует с определенным пониманием ее исторического развития, с определенным пониманием ее философского смысла, с пониманием ее человеческого и социального значения в плане показа биографий ученых, характера первооткрывателей и изобретателей, триумфа, поисков и разочарований» [166]. Он же дает физике высокую оценку как общеобразовательному предмету: «Современная физика находится в сердцевине гуманитарного образования» [166].

Этой же точки зрения придерживается и ДМ. Захаров, утверждающий, что курс физики в общеобразовательных заведениях должен быть гуманитарным, призванным решать познавательные задачи обучения. Считая физику важнейшей составляющей культурологического образования человека, традиционному технократическому курсу автор противопоставляет курс «Гуманитарная физика», построенный на культурологических принципах. «Важнейшая задача гуманитарного курса - экстраполировать физические законы на человеческие проблемы», - считает автор, и, по его мысли, такая установка, отражает единство природы и человека. В рамках предлагаемого курса он находит полезным проводить интегративные уроки физики и литературы, физики и истории, использовать в обучении пословицы и поговорки с физическим содержанием. По его мнению, роль математики на уроках физики должна возрасти [45, с. 43].

Большую роль геометрии в гуманитаризации образования отмечают Н.П. Долбилин и И.Ф. Шарыгин: «...Геометрия в определенном смысле является из «негуманитарных» предметов самым «гуманитарным», и провал в геометрической подготовке - это, как правило, своеобразный индикатор неблагополучия и в гуманитарном образовании школьника» [33, с. 19].

Определение понятия «научное мировоззрение» и его содержание

Термин «мировоззрение» используется в философской и педагогической литературе с 18 века. В переводе с немецкого «weltanschauuhg» означает «воззрение на мир». При этом интересно отметить, что сам феномен мировоззрения стал объектом специального научного изучения лишь в XX веке, причем особенно в социалистических странах. Косвенным свидетельством тому можно признать тот факт, что, например, в наиболее полном словаре второй половины XIX века В. Даля отсутствует статья, посвященная слову «мировоззрение». В словаре русского языка СИ. Ожегова это понятие определяется всего одной строкой, как система взглядов, воззрений на природу и общество [102]. В качестве научного понятия этот термин раскрывается в отечественном философском энциклопедическом словаре как «система представлений о мире, о месте в нём человека, об отношении человека к окружающей его действительности и к самому себе, а также обусловленные этими представлениями основные жизненные позиции и установки людей, их убеждения, идеалы, принципы познания и деятельности, ценностные ориентации. (...) Мировоззрение является ядром общественного и индивидуального сознания» [150, с. 366-367]. Далее в этой же словарной статье говорится, что «содержание сознания превращается в мировоззрение тогда, когда оно приобретает характер убеждений, полной и непоколебимой уверенности человека в правоте своих идей, «...которые овладевают нашей мыслью, подчиняют себе наши убеждения и к которым разум приковывает нашу совесть, - это узы, из которых нельзя вырваться, не разорвав своего сердца, это демоны, которых человек может победить лишь подчинившись им» [150, с. 366-367].

Таким образом, мировоззрение и его роль для конкретного индивида начинается с возникающей у человека идеи, которая настолько им овладевает, что подчиняет себе все другие его убеждения, сама становится убеждением и перерастает в действия и поступки.

В научно-методической литературе существует множество определений понятия «мировоззрение». Так, в середине XX века СИ. Гессен писал: «Существо мировоззрения заключается в том, что оно связывает культурно-творческую деятельность человека с последним иррациональным корнем его живой личности. Именно эта связь и пропадает в идеологии. Идеология есть не что иное, как обезличенное мировоззрение. (...) Только мировоззрение дает человеку сознание своего места в мире и тем самым «почву» в жизни, возможность выйти из себя самого, оставаясь вместе с тем самим собой» [16, с. 20, 322].

Б.Г. Ананьев считает, что мировоззрение является необходимым элементом структуры личности, направляющим ее поведение, познавательную и творческую деятельность, определяющим позицию личности по отношению к важнейшим явлениям жизни [2]. С.Л. Рубинштейн связывает становление личности с наличием у нее мировоззрения, к которому человек пришел в итоге сознательной работы [124]. И.Н. Сиземская определяет мировоззрение как духовную среду человека, его «внутреннее Я», как форму выражения его личного бытия [131].

Е.С. Королькова уточняет: «Мировоззрение - это не просто видение мира, это видение человеком себя в мире. Осмысление реальности начинается с вопроса, что есть человек, кто такой «Я», поэтому любое знание, претендующее на роль мировоззренческого, должно дать на него ответ» [68, с.31].

Анализ многочисленных литературных источников показывает, что философы, ученые, деятели культуры далеко не сразу стали осознавать действенную роль мировоззрения в жизни как отдельного человека, так и общества в целом. Сегодня представляется сложным установить, кто из них впервые раскрыл этот факт. Вместе с тем следует подчеркнуть, что именно в отечественной культуре еще в XIX-M веке и начале XX века вопрос о влиянии мировоззрения на бытие человека обсуждался наиболее остро и продуктивно П.Я. Чаадаевым, А.И. Герценом, Владимиром Соловьевым, Л. Шестовым, И.А. Ильиным, Н.О. Лосским, В.И. Вернадским, Н.А. Бердяевым и др. И, по-видимому, не случайно, что после гражданской войны и с установлением советской власти этот вопрос из чисто теоретического превратился в проблему практики образования.

Освещение проблемы формирования научного мировоззрения в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин в современной педагогической науке

Идеи воспитания у учащихся материалистического мировоззрения путем изучения естественных наук и математики выдвигались еще В.Г. Белинским, А.И. Герценом, А.А. Добролюбовым, К.Д. Ушинским, Н.Г. Чернышевским. Философские вопросы научного мировоззрения разрабатывали: П.В. Алексеев, М.Г. Ашманис, Л.М. Архангельский, Э.В. Ильенков, Э.С. Маркарян, B.C. Овчинников, В.В. Орлов, В.П. Тугаринов, В.И. Шинкарук, А.И. Яценко и др. В психолого-педагогической литературе вопросы формирования мировоззрения исследовали Г.Е. Залесский, Л.Я. Зорина, А.Г. Ковалева, Н.А. Менчинская, Ш.П. Балавадзе, З.Г. Войникова, И.С. Лернер, В.М. Медведев, Э.И. Моносзон, P.M. Рогова, М.Н. Скаткин, В.А. Сухо-млинский, Г.И. Школьник и др. Анализировали вопросы методики формирования мировоззрения при изучении отдельных предметов: Н.Г. Огурцов, В.Ф. Ефименко, В.Г. Иванов, В.Н. Мощанский, В.Н. Комаров, Е.П. Левитан, Т.В. Смирнова, И.Д. Зверев, Т.П. Герасимова, В.В. Жешко, В.И. Луцаев, Р.А. Амироков, А.Л. Жохов, Ю.Ф. Фоминых, Е.А. Паладянц, Б.Т.Лихачев, И.В. Сысоенко, Е.В. Бондаревская, И.Б. Котова, А.И. Маркушевич, Т.Г. Маслова, В.В. Гнеденко и др. Заметный вклад в изучение мировоззренческого потенциала общеобразовательных предметов и выявления возможности его реализации в учебной деятельности на уроках по различным учебным предметам внесли: Б.В. Гнеденко, И.Д. Зверев, Т.В. Смирнова, А.В. Завьялов, Е.П. Левитан, Э.И. Моносзон и др. Методические подходы к рассмотрению методологических вопросов в курсе физики разработаны БИ. Спасским, Н.П. Семыкиным, В. Любичанковским. Пути раскрытия ценностного аспекта науки на уроках физики в старших классах выявлены И.М. Авдеевой, С.А. Чандаевой. Важное значение в изучении процесса формирования мировоззрения школьников имеют коллективные работы ученых под руководством Э.И. Моносзона [152], Н.А. Менчинской [114] и монография В.М. Медведева [84].

В коллективных работах раскрыты сложные вопросы формирования мировоззрения у различных групп учащихся в процессе изучения всех школьных предметов, проанализировано содержание образования и выявлены его воспитательные возможности. Это первые комплексные работы, в которых сделана попытка раскрыть важные общетеоретические, психологические и методические вопросы формирования у школьников основ мировоззрения, наметить научную проблематику и пути ее дальнейшего исследования.

В монографии В.М. Медведева основной упор сделан на разработку путей формирования мировоззрения учащихся средней школы в процессе обучения. Автор рассмотрел в едином комплексе содержание и методику формирования мировоззрения учащихся в процессе изучения всех учебных предметов.

Проблеме формирования научного мировоззрения посвящена статья Г.Н. Школьника «От единого мировоззрения к личным ценностям». По мнению автора, в структуре мировоззренческой позиции содержательной основой взглядов, мнений и убеждений служат идеи и выводы. Для приобретения содержательной, а не формально заученной позиции учащиеся должны владеть набором таких функций, как объяснительная, практическая, философская, оценочно-идеологическая.

Одним из ведущих средств формирования позиции, по мысли автора, служит создание мировоззренческих ситуаций, т.е. «выдвижение и обсуждение проблем с выходом на мировоззренческие идеи и необходимость для учащихся формировать, апробировать, защищать и пропагандировать свои взгляды» [163, с.35-36].

Свой немалый вклад в разрешение и разработку проблемы развития личности и ее мировоззрения средствами обучения предметам естественно-математического цикла в свое время внесли и продолжают вносить отечественные ученые. Особое внимание при этом уделялось исследованию и раскрытию роли обучения этих предметов в формировании и развитии различных, мировоззренчески значимых сторон личности учащихся: их мышления, логической культуры, культуры математического языка и речи, научного мировоззрения, отдельных групп общеучебных умений и др. Представления об этой роли и рекомендации практическим работникам по ее усилению неоднократно излагали в своих работах А.Д. Александров, В.Г. Болтянский, Н.Я. Виленкин, Г.Д. Глейзер, Б.В. Гнеденко, В.А. Гусев, Г.В. Дорофеев, Н.Б. Истомина, А.Н. Колмогоров, Ю.М. Колягин, А.И. Маркуше-вич, В.М. Монахов, Г.И. Саранцев, А.А. Столяр, Л.М. Фридман, А.Я. Хин чин, Р.С. Черкасов, СИ. Шварцбурд и др. Их работы способствовали и продолжают способствовать теоретическому осмыслению проблем личностного развития учащихся при обучении в условиях гуманитаризации естественно-математического образования с целью повышения качества подготовки школьников.

Похожие диссертации на Формирование научного мировоззрения учащихся старших классов в условиях гуманитаризации естественно-математических дисциплин