Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла Миляева Ольга Сергеевна

Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла
<
Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Миляева Ольга Сергеевна. Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Липецк, 2001 222 c. РГБ ОД, 61:02-13/3-3

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Теоретические основы формирования нравственных качеств учащихся начальных классов

1.1. Отражение в психолого-педагогической литературе проблемы формирования нравственных качеств 12-30

1.2. Возрастные особенности формирования нравственных качеств у младших школьников 31-48

1.3. Возможности нравственного воспитания в процессе развития речи учащихся по методике К. А. Москаленко 48-79

Глава II. Пути и условия формирования нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла

2.1. Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов в процессе обучения гуманитарным предметам :.. 82-106

2.2. Выбор эффективных методов и форм формирования нравственных качеств 106-138

2.3. Управление учебно-воспитательным процессом формирования нравственных качеств учащихся на уроках гуманитарного цикла 138-163

Заключение 164-167

Список использованной литературы 168-187

Приложение 188-222

Отражение в психолого-педагогической литературе проблемы формирования нравственных качеств

Проблема воспитания подрастающего поколения всегда была одной из актуальных проблем в педагогике. Многие видные философы, учёные, педагоги и общественные деятели рассматривали вопросы формирования личности, обобщая в своих трудах опыт человечества по воспитанию подрастающего поколения и создавая основы педагогической теории. Анализ произведений античных философов Демокрита, Аристотеля, Платона показывает, что уже в их учении о человеке определяющее место занимают вопросы нравственного воспитания.

Позже, по мере утверждения христианского учения, Святые отцы Церкви в «Словах» раскрыли сущность нравственного воспитания как путь восхождения к Богу.

Ян Амос Коменский, протестант по своим религиозным взглядам, принадлежа евангельской церкви, достаточно большое внимание уделил вопросам воспитания нравственности. С его точки зрения, человек - совершеннейшее существо на земле, и он имеет право на беспрепятственное развитие всех своих сил и дарований; вместе с тем нравственно воспитанный человек должен сознательно использовать все свои силы и способности не только для себя, но и для всех других людей. При этом великий чешский педагог акцентировал внимание на этической стороне педагогического процесса, т.е. на нормы и правила поведения, особенно детей школьного возраста.

Коменский не отвергал христианского догмата о первородном грехе, но в противоположность ортодоксальному христианству утверждал, что уже в процессе своей земной жизни человек может быть исправлен с помощью нравственного воспитания и способен достигнуть высокого совершенства. Заключительная часть «Великой дидактики» и посвящена как раз доказательству могущества нравственного воспитания, которое должно распространяться на всех, ибо все в нём нуждаются, нет человека, которого с помощью нравственного воспитания нельзя было бы сделать лучше.

Но Коменский высказал ещё одну исключительно важную и новую мысль для своего времени: цель воспитания не только совершенствование самого человека, но и подготовка его к усовершенствованию окружающей жизни, Вот почему Коменский неустанно и в разных формах повторял требование одновременно развивать у формирующегося человека интеллект, руку, сердце, волю. Только таким образом осуществляемое в школах общее образование сможет подготовить всех людей к активной преобразующей деятельности в различных областях жизни (110).

Провозглашая идеи истины, добра, красоты, а также ясности способа выполнения действия основным методом обучения, Коменский рассматривает содержание образования как фактор формирования личности. Важно, что содержание образования, трактуемое таким образом, становится одновременно и эффективным методом учения. Именно в этом смысле следует понимать утверждение Коменского, что указанный метод является «единственным и вечным». Воспитанию и обучению с помощью слова Коменский справедливо противопоставляет воспитание и обучение с помощью образа, с помощью наблюдений и опыта.

Проблема нравственного воспитания подрастающего поколения с учетом нового времени получила развитие в трудах Джона Локка, Ж.-Ж. Руссо, Джона Мильтона, ИГ. Песталоцци. Их взгляды свидетельствуют о принципиально новом педагогическом сознании, объясняющем нравственное воспитание как вытекающее из природы человека. Так, Джон Локк дает следующие советы по воспитанию джентльмена; «Чтобы сделать из ребёнка хорошего, разумного и добродетельного человека, нужно научить его противостоять своим влечениям и отказывать в удовлетворении своему вкусу к богатству, щегольству, лакомству и пр., когда разум ему советует, а долг от него требует противоположного» (135).

Локк и Руссо в системе нравственного воспитания рассматривали и проблему наказания. Они считали, что «побои и все прочие виды унижающих телесных наказаний не являются подходящими мерами дисциплины при воспитании детей, которых мы хотим сделать разумными, добрыми и талантливыми людьми»{135).

Несмотря на то, что у Ж.-Ж. Руссо отсутствует целостная система нравственного воспитания, тем не менее, он обращает внимание на формирование отдельных нравственных качеств личности, при этом оценивая их. Он пишет; «Признак хорошего воспитания - черта, особенно привлекательная и внушающая симпатию - заключается не в стремлении блеснуть своими достоинствами, а в умении помочь другим блеснуть, самому же держаться скромно, не задевая их гордости» (196).

Анализ литературы этого исторического периода показывает, что философы при рассмотрении проблемы нравственного воспитания обратили внимание на то, что его результаты зависят от индивидуальных особенностей. Например, К, А. Гельвеций в трактате "О человеке, его умственных способностях и его воспитании" утверждает, что «воспитание, полученное в школе или в родительском доме, никогда не бывает одинаковым для двух индивидов».

Дени Дидро в известной работе "План университета или школы публичного преподавания всех наук для Российского правительства" (80), написанной по просьбе Екатерины II, изложил программу развития образования в России, частью которой является нравственное воспитание народа.

Проблема нравственного воспитания как средство совершенствования человека и его спасения получила отражение в трудах отцов Русской Православной Церкви: Святителя Тихона Задонского, митрополита Московского Филарета Дроздова, Амвросия Оптинекого и других. Святые отцы Русской Православной Церкви (Илларион, Кирилл Туровский, Феофан Затворник и другие), разрабатывая учение о спасении человека, ведущее место в нём отводили вопросам нравственного совершенствования человека и методам воспитания. Они учили воспитывать молодое поколение на положительном примере.

Известные педагоги прошлого К,Д. Ушинский, В.В. Водовозов, А.Н. Острогорский, В.Я. Стоюнин и другие внесли существенный вклад в разработку проблемы нравственного воспитания. Они не только теоретически обосновали необходимость воспитания таких нравственных качеств, как любовь, доброта, честность, трудолюбие, умение прощать и т. д., но и определили основные методы их формирования: убеждение, просвещение и т. д.

Возрастные особенности формирования нравственных качеств у младших школьников

Результативность процесса формирования нравственных качеств во многом зависит от учета возрастных и индивидуальных особенностей школьников. На эту сторону всегда обращают внимание ведущие психологи. Так, С.Л. Рубинштейн отмечал, что " у каждой личности свой жизненный путь, своя история" (194).

Педагог начальных классов должен хорошо знать возрастные особенности учащихся младших классов, учитывать поворотные моменты развития личности ребёнка и оказывать ненавязчивую помощь в принятии детьми определённых решений, в оценке совершаемых ими поступков.

Современный уровень научных представлений о месте каждого возрастного периода в целостном развитии личности человека позволяет представить опыт не отдельного исследователя, а целого ряда научных направлений.

Е.В. Бондаревская и СВ. Кульневич признают основным методом изучения учащихся в системе личностно - ориентированного образования-монографический, предполагающий анализ особенностей развития личности в единстве с описанием её жизненного пути. "В контексте личностно - ориентированного образования личность - это человек (ребёнок), имеющий свою жизненную историю, интегрированный в определённую культурную среду, обладающий свойствами субъективности и индивидуальной самобытности, самореализующийся в свободно избираемых видах жизнедеятельности, находящийся в процессе саморазвития, поиска и собственной индивидуальности" (37).

Н.М. Трофимова рассматривает личность как образование культурно-исторического процесса, а учебно-воспитательные условия как среду, в которой воспитываются истинно человеческие качества младшего школьника. Она исходит из положения о том, что в ходе деятельности человек вступает в отношения с другими людьми, и эти отношения становятся "образующими" его личность. Формирование личности представляет собой упорядочение, подчинение и переподчинение мотивов {219, 31). Осуществляя поиск подходов к педагогическому анализу личности младшего школьника, мы исходим из представлений об основных признаках сформировавшейся личности.

Личность - это человек, который выбирает не только дело, но и идею. Личность, утверждает Е.В. Бондаревская, это человек, интегрированный в культуру, находящийся в диалоге с ней (37, 44). В современных условиях наиболее престижными свойствами человека культуры являются свобода, духовность, гуманность, творчество, "способность гармонировать" свои отношения с людьми, поэтому личность - это человек свободный, гуманный, творческий, способный к нравственному выбору и ответственному поведению.

Гуманистическая педагогика, получившая развитие в трудах М.А. Вейта, Ш.А. Амонашвили, ориентирует учителя на учет возрастных и индивидуальных особенностей детей и тем самым способствует созданию благоприятных условий для формирования нравственных качеств учащихся младшего школьного возраста. В то же время гуманизация учебно-воспитательного процесса создает благоприятные условия как для воспитания гуманизма, так и формирования нравственных качеств личности. «Гуманность», являясь производным понятием «гуманизма», означает «человеколюбие», «человечность» и «является сложным, социально -ценностным качеством личности, проявляющимся как укоренившееся в поведении личности, устойчивое, позитивное отношение к самому себе, уважительное отношение к окружающим людям и продуктам их труда, обществу, природе" (187). Наиболее точное определение этому понятию даёт М.А. Вейт (40). Он указывает, что нравственные качества, которые характеризуются гуманистическими принципами, формируются в сознании человека на основе морали общества. Проявляются эти качества как в коллективных, так и в межличностных отношениях. Эти принципиальные положения получили отражение и в трудах А.А. Бодалева. Гуманные отношения он рассматривает не только как часть внутреннего духовно-психологического мира человека, но и «форму его действенно-практических отношений" (30). М.А. Вейт, соглашаясь с принципиальными положениями данного подхода, в то же время предлагает рассматривать систему гуманных отношений как "устойчивые связи между членами коллектива, рекомендуемые нормами гуманизма" (41).

Исследователи З.Г. Нигматова, Е.Н. Шаянов считают, что основой гуманистических качеств являются высшие духовные потребности личности, они позволяют «видеть в человеке товарища, друга, брата, жить для блага людей. Именно отношение к людям определяет сущность гуманности с нравственной стороны» (166). Это положение представляет особую значимость для нашего исследования, потому что оно позволяет нам более четко выделить в программе нравственного воспитания значимые нравственные качества младших школьников с учетом гуманистического принципа.

Исследуя гуманные отношения, С.С. Бычкова определяет следующие нравственные качества; уважение, чуткость, сочувствие, доброта, отзывчивость, взаимопонимание, которые могут формироваться уже в дошкольном возрасте (38). В то же время она убедительно показывает, что в силу особенностей возраста эти качества, по словам К.Д. Ушинского, не могут «стать второй натурой». Этот вывод убеждает нас в необходимости продолжения данной работы с детьми, тем более, что, с одной стороны, определен комплекс нравственных качеств, с другой стороны, учащиеся начальных классов в силу своего психического процесса {внимание, мышление, память) более подготовлены к формированию этих качеств личности.

Идея возрастного подхода к нравственному воспитанию в педагогике не нова. Она получила развитие в трудах К.Д. Ушинского. Особенность этой идеи заключается в том, что формирование нравственных качеств детей он связывал с личностью учителя, воспитателя. Некоторые современные педагоги, несмотря на то, что в целом относятся уважительно к учению К.Д. Ушинского, в то же время утверждают, что "опираться на концепцию воспитания, разработанную Ушинским, нужно с позиции принципа историзма, как на идеал, который специфически реализуется в новой социокультурной реальности" (246, 46). На наш взгляд, с этим положением следует согласиться, однако такие формы и методы, как пример в нравственном воспитании, воспитание на положительном примере, находит самое широкое применение в формировании нравственных качеств учащихся начальных классов в силу их психических процессов.

Проблему нравственного воспитания Л.С. Выготский связывал с развитием личности ребенка, его психических процессов. В этом процессе он особое место отводил овладению ребенком речью и отмечал, что "овладение речью приводит к перестройке всех особенностей детского мышления, памяти и других функций. Решающим моментом в смысле развития личности ребёнка в этом периоде является осознание своего "Я". Понятие о "Я" развивается у ребёнка в процессе осознания им понятия о других. Понятие личности есть, таким образом, социальное, отражённое понятие, строящееся на основе того, что ребёнок применяет по отношению к другим" (49), что является важным условием формирования нравственных качеств личности.

Следующим необходимым условием, способствующим процессу формирования нравственных качеств личности, по мнению Л.С. Выготского, является включение детей в игру, которую он рассматривал как особую форму поведения и как средство обучения и воспитания ребёнка. Исходя из этого вывода он рекомендовал различные игры для детей; ролевые, творческие, дидактические, при этом советовал, чтобы игры всегда носили нравственный характер.

Особого внимания заслуживает положение Л.С. Выготского о том, что уже в младшем школьном возрасте появляется впервые у ребёнка более устойчивая форма личности и мировоззрения. Показателем этого является формирование внутренней речи, как оценочной деятельности. Ребёнок «научается» овладевать не только ходом своих мыслей, что является необходимым условием успешного обучения, но и анализировать окружающую среду и отбирать нравственно-значимый материал, способствующий формированию нравственных качеств.

Возможности нравственного воспитания в процессе развития речи учащихся по методике К. А. Москаленко

Наше исследование формирования нравственных качеств младших школьников на уроках гуманитарного цикла полностью базируется на идее К.А. Москаленко.

К.А. Москаленко, работая над проблемой повышения качества знаний учащихся начальных классов, убедился в том, что решение данной проблемы тесно связано с развитием речи и нравственным воспитанием учащихся на уроках гуманитарного цикла. Исходя из этих убеждений он разработал методику по развитию речи учащихся, особенность которой заключается в целостном характере. В основу данной методики положены идеи П.П. Блонского, Л.С. Выготского, Л.В. Занкова, Б.М. Теплова, Д.Б. Эльконина о том, что речь всегда социализирована и является основой для развития детской эгоцентрической речи, которая постепенно переходит во внутреннюю и составляет основу сложного психического процесса - мышления.

Результативность этого процесса обеспечивается грамотным педагогическим управлением и имеет следующие этапы: громкая речь - шёпот - внутренняя речь. Эта поэтапность развития речи позволила К.А. Москаленко предложить учителям начальных классов новые технологии обучения (громкое проговаривание, шёпот, проговаривание про себя), приёмы чтения (хоровое «в унисон», чтение с соблюдением индивидуального темпа «птичий базар»; использование упражнений «волна», «маятник», «эхо»), целесообразность которых заключается в том, что их использование позволяет формировать нравственные качества в процессе изучения предметов гуманитарного цикла, с учётом выявленных и обоснованных педагогических условий и педагогических технологий.

Прослеживая взаимосвязь между успешностью обучения, реальным умственным развитием и нравственным воспитанием, использование методики К.А. Москаленко, оказывает содействие развитию мышления, воображения учащихся, а также направляет на формирование таких нравственных качеств, как добро, любовь, милосердие, честность, трудолюбие и другие.

Приёмы, о которых говорилось выше, Москаленко рассматривал, прежде всего как средство формирования у учащихся внутренней речи, которая оказывает влияние на развитие мышления. Причём он обращал внимание учителей на развитие всех психических процессов учащихся (внимания, памяти, воображения), но особенно высоко учёный ценил работу по развитию мышления. По этому поводу он писал: « ... учителя слишком переоценивают память и недооценивают мышление как основной процесс в сознательном усвоении материала, в умственном и нравственном развитии ребёнка» (162).

Важнейшим фактором нравственного воспитания является языковая культура социума. Усвоение этой культуры происходит с раннего возраста ребёнка. Начиная со школы этот процесс приобретает управляемый характер, и результативность его зависит OT учителя, его профессиональной компетентности, а также умения использовать теоретическое наследие.

Проблема речи и её влияния на нравственное воспитание учащихся получила отражение в отечественной психолого-педагогической литературе: Ш.А. Амонашвили (2), А.А. Бодалева (30), В.И. Влащенко (47), Н.В. Круговых (114), Т.А. Ладыженской (124) и других.

Особенностью учащихся начальной школы является дисциплинированность мышления, усвоение и выполнение определённых правил, изучаемых в учебных предметах.

Исходя из данных теоретических установок, существенное значение в системе К.А. Москаленко приобретает вопрос о выполнении воспитательных задач не путём внешних соотношений с обучением, а благодаря определённой постановке самого учебного процесса.

Учителя начальных классов г. Липецка используют методические рекомендации, предложенные К.А. Москаленко, при составлении и разработке авторских программ по чтению и русскому языку; развивая речь учащихся, уделяют должное внимание развитию мышления.

Мышление как социально обусловленный психологический процесс поисков и открытий нового, процесс опосредованного и обобщённого отражения действительности в ходе анализа и синтеза неразрывно связан с речью. Мышление и речь развиваются в единстве. «Мышление развивается в практической деятельности и, прежде всего в речевой. Без участия речи нет возможности развивать мышление», - утверждал К.А. Москаленко. Он отмечал, что реализации этого положения на уроках чтения способствуют различные приёмы: индивидуальное чтение, хоровое, чтение шёпотом. Роль учителя на уроке в том, чтобы организовать всех детей на уроке и дать возможность каждому в условиях ограниченного времени (45 минут) обязательно читать, говорить, рассуждать. Разнообразные виды лроговаривания и сотрудничество учащегося с учителем и одноклассниками содействуют формированию нравственных качеств: умения слушать других, уважать чужое мнение, терпения, справедливости и т. д.

Возрастная периодизация психического развития человека показывает, что дети начальных классов быстро утомляются, поэтому обучение на логическом уровне невозможно вести продолжительное время. В связи с этим необходимо и развитие других психических процессов, прежде всего воображения. Воображение - это создание нового образа, представления, идеи, воплощаемых затем в материальной вещи или в практической деятельности.

Различают два типа воображения: воссоздающее и творческое. Сущность воссоздающего воображения заключается в том, чтобы по авторскому словесному описанию представить себе созданную писателем картину. Творческое воображение состоит в умении детально представить себе картину, скупо показанную автором.

Учитывая, что именно в младшем возрасте воображение читателя лучше всего поддаётся воздействию, учителя начальных классов начинали с работы над воссоздающим типом воображения с тем, чтобы впоследствии на этой основе перейти к формированию более продуктивного типа -творческого воображения.

Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов в процессе обучения гуманитарным предметам

Нашим исследованием предполагалось, что формирование нравственных качеств есть целостный процесс, и он начинается с раннего детства и продолжается в начальной школе.

Мы понимали, что ребенка младшего школьного возраста нельзя рассматривать как человека, который только подготавливается к жизни, только приобщается к национальным традициям, к общественной культуре, только усваивает тот или иной систематизированный опыт человечества. Уже до школы каждый ребёнок его имел и обрабатывал для себя нужную информацию, играл, слушал сказки, трудился, чему-то давал свою оценку восприятия, что-то отвергал.

Наши исследования показали, что 70% детей, посещающих детский сад, и 63% детей, находящихся на домашнем воспитании, умеют устанавливать контакт с одноклассниками с помощью речевых и неречевых средств. Дети могут обратиться по имени, проявить знаки внимания. Они используют речевые формы приветствия, прощания, благодарности. 72% из них могут выражать своё настроение при помощи слов. Но у этих детей низок процент понимания эмоционального настроения другого ребёнка. Не всем свойственно чувство сопереживания. Они не всегда могут правильно повести себя при общении с одноклассниками, их поведение не соответствует нормам этикета. Учащиеся не умеют внимательно выслушивать собеседника, обращаться с вопросом, проявлять внимание. Многие негативные качества поведения проявляются, потому что дети не имеют соответствующих знаний, с одной стороны, а, с другой, для выполнения этих правил необходимы определенные личностные качества: терпение, внимание, исполнительность, добросовестность, честность и т.д. Поэтому сущность эксперимента была направлена, во-первых, на просвещение, трансляцию опыта, традиций и обычаев, во-вторых, на формирование нравственных качеств.

В соответствии с задачами формирующего эксперимента нами разработаны критерии и определены уровни ориентации младших школьников на нравственные качества. В основе критериев учитывали поведение учащихся, суждения, знания младших школьников (см. таблицу 4).

Критерии соответствуют следующим компонентам: степень усвоения нравственных понятий, отношение к нравственным качествам (позитивное, нейтральное, отрицательное), психологическая готовность к нравственному поступку, личностная рефлексия. Нами были выделены высокий, средний, ниже среднего, низкий уровни ориентации младших школьников на нравственные качества.

Низкий уровень ориентации на нравственные качества отмечался несформированностью нравственных качеств. У детей этой группы отмечались отрывочные представления о нравственных качествах.

Учащиеся первой группы не могут обосновать самостоятельно своё отношение к поступкам окружающих, у них не развита личностная рефлексия, отсутствует самооценка.

Вторую группу составили дети, которые испытывают затруднения в самоанализе, практически не могут проанализировать свои и чужие поступки, в совершении нравственного поступка им требуется помощь взрослых, отношения к нравственным качествам у них нейтральное, знания нравственных значений беспорядочные, поверхностные.

Третью группу (средний уровень) составило наибольшее количество детей. Они показали хорошие знания нравственных значений, усвоение нравственных понятий осознанное, твердое, отношение к нравственным качествам у них положительное. Несмотря на это, иногда этим детям требуется помощь в принятии решения, как поступить в той или иной ситуации, бывают моменты, когда они затрудняются в анализе своих и чужих поступков, самооценка у них не всегда бывает адекватной.

К четвёртой группе мы отнесли детей с высоким уровнем ориентации на нравственные качества. Эти дети отличаются осознанным усвоением нравственных понятий. Они хорошо ориентируются в различных ситуациях, анализируют свои и чужие поступки, у них присутствует самооценка.

Таким образом, мы считаем, что ведущей характеристикой ориентации учащихся начальных классов на нравственные качества является отношение ребёнка к окружающему миру, к людям, к последствиям своих проявлений, к себе самому.

Анализируя нравственное движение личности, учитывая возрастные особенности детей, мы разработали следующую программу формирования нравственных качеств, которые проявляются в системе субъектно-объектных отношений (см. приложение 7);

1) ребенок - родители, ученик-учитель, ученик-ученик,

2) отношение ребенка к самому себе;

3) отношение ребенка с социумом: ребенок-земля, ребенок- общество, ребенок-город, ребенок-родной край, ребенок-Родина, ребенок-народ;

4) отношение ребенка с природой: животными, растениями.

За основу формирования нравственных качеств нами были взяты основные этические категории: «добро», «правда», «зло». С учетом возраста учащихся начальных классов работа по формированию нравственных качеств, проходила следующим образом:

1) в первом классе знакомство с основными этическими категориями: любовь, добро, правда, зло;

2) во втором классе формирование представлений о нравственных качествах: доброта, честность, доверие, вежливость;

3) в третьем классе продолжение формирования таких качеств, как доброжелательность, милосердие, верность слову, умение прощать, скромность и другие.

С понятием доброта знакомили детей ещё в букварный период. В связи с тем, что материал по данной проблеме в «Русской азбуке» В. Г. Горецкого (67) недостаточен, использовали учебник А.Н. Матвеевой "Буква за буквой" (140). Изучали эти качества и соприкасались с уроками доброты учащиеся на примерах произведений: М.Пляцковского - «Урок дружбы" (с. 76), В. Орлова -"Живой букварь" (с. 78), В. Сутеева - "Палочка-выручалочка" (с.78-79), А. Седугина - "Молоток" (с. 80), Е. Буковой - "Яблоко" (с. 81) и ДР.

В первом классе эта работа осуществлялась при знакомстве детей с произведениями: Л. Дьяконова «Щенок и снег» (с. 44), М.Пришвина «Глоток молока» (с.53), В. Драгунского «Заколдованная буква» (с.65), Н. Богданова «Лайка - не пустолайка» и др. (191).

Конечно, эти уроки не давали готового рецепта, как стать добрым, милосердным, но они помогали формированию нравственных знаний, воспитанию чувств и накоплению нравственного опыта поведения.

Во втором и третьем классах содержание представлений о нравственных качествах расширялось в связи с включением детей в указанные системы. Для этого нами использовался учебный материал по предметам гуманитарного цикла.

В связи с многообразием учебных пособий, предложенных для начальной школы, необходимо назвать те учебные книги, по которым работали учителя 70 школы, на базе которой проводился данный эксперимент.

Похожие диссертации на Формирование нравственных качеств учащихся начальных классов на уроках гуманитарного цикла