Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла Пирова, Светлана Нурмухамедовна

Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла
<
Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла
>

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - бесплатно, доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Пирова, Светлана Нурмухамедовна. Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01. - Душанбе, 2005. - 156 с.

Содержание к диссертации

Введение

Глава I. Развитие теории дидактического взаимодействия педагога и учащегося на уроках в психолого-педагогической литературе 11-47

1.1. Личностно ориентировочное дидактическое взаимодействие педагога и учащегосяв современной демократической организованной школе ... 11-33

1.2. Сущность гуманитарных дисциплин как решающий фактор гуманистической ориентации совместной деятельности педагога и учащегося в учебной и внеучебной работе

1.3. Состояние организации и осуществления учебного процесса по гуманитарным дисциплинам, направленным на формирование гуманистических качеств личности 43-46

Выводы по первой главе 46-47

Глава П. Оптимальное применение педагогических технологий на уроках гуманитарных дисциплин по формированию гуманных качеств личности (педагогический эксперимент) 48-143

2.1. Критерии формированности гуманных качеств личности , учащихся - будущих граждан общества с рыночными отношениями 48-63

2.2. Роль дидактического взаимодействия педагога и учащегося в формировании гуманных качеств личности современных граждан 63-82

2.3. Эффективные педагогические технологии воздействия, ориентированные на формирование гуманных качеств личности учащегося 82-141

Выводы по второй главе 141-143

Заключение 144-147

Список использованной литературы 148-156

Введение к работе

Радикальные политические, экономические и социально-культурные перемены, произошедшие в нашей стране в 90-е гг. прошлого века, не только открыли обществу путь к демократии и построению нового государства, но и травмировали его, обусловив нравственный кризис. В числе идей, мобилизирующих общественное сознание на утверждение высших общекультурных и моральных ценностей, по своей значимости выделяется идея гуманизма, понимаемая как гуманизация всех сфер деятельности человека, общества, государства, в частности нас интересует взаимодействие педагога и учащихся в сфере образования.

Чрезвычайная актуальность проблемы гуманистической ориентации дидактического взаимодействия педагога и учащихся пока не нашли должного освещения в современных педагогических исследованиях.

Реализация задач, стоящих перед школой, в решающей степени зависит от учителя, его идейной убежденности, профессионального мастерства, эрудиции, культуры. Гуманистическая ориентация - это реализация возможностей каждого человека, развитие духовного богатства личности, которое начинается с воспитания и обучения.

В период строительства правового государства перед школой встают новые сложные учебно-воспитательные задачи. Углубление научно-теоретической базы школьного образования, усложнение содержания и формы учебно-воспитательной работы со школьниками, повышение ее идейного уровня требуют от учителя высокого мастерства, одним из решающих критериев которого является умение устанавливать отношения с учащимися, соответствующие учебно-воспитательным целям.

Нормой отношений педагогов и воспитанников в школе являются

I гуманные, товарищеские отношения.

Современная школа предъявляет к личности учителя определенные качества, в центре которых стоят такие гуманные качества, как требовательность и доброта, душевная щедрость и любовь к детям. Однако, как показывают наши многочисленные наблюдения, в деятельности школ нового типа по дидактическому взаимодействию педагога и учащихся, по воспитанию гуманистических качеств личности учащихся имеются серьезные недостатки: нет четко слаженной системы этой работы, многие учителя, классные руководители недостаточно владеют научно-обоснованными, целесообразными и действенными формами и методами воспитательной работы.

Уроки, не связанные с комплексной системой гуманистической ориентации взаимодействий учителя и учащихся, системой воспитательной работы, не дают желаемого результата.

Вышеизложенное определяет актуальность избранной темы исследования

Степень разработанности проблемы. Принцип гуманизма как фундамент социалистической педагогики и школы закладывался в послереволюционных условиях. Выдающиеся советские педагоги Н.К.Крупская, А.В.Луначарский, П.П.Блонский, С.Т.Шацкий, А.С.Макаренко считали, что основу формирования личности должны составлять гуманистические принципы.

Научные дискуссии А.М.Арсеньева, Н.И.Болупрева, Н.К.Тонгарова, Н.А.Петрова, З.И.Равнина, В.А.Сухомлинского явились следствием дальнейшего поиска решений проблем обучения и воспитания в школе.

В работах по педагогике, появившихся в последующие годы

(Н.И.Болдырев, Т.Е.Конникова и др.), научно-методические ориентации

на реализацию принципа гуманизма, который мог бы проявиться в жизни

школы, наталкивались на авторитарный дух навязывания шаблонных

идей всестороннего формирования личности.

Реализация принципа воспитывающего обучения в процессе
формирования гуманистической морали разрабатываются

В.М.Коротовым, Б.Т.Лихачевым, З.И.Васильевой, К.С.Сатбаевым и др.

Исследования таджикских ученых Лутфуллоева М., Буйданова (Х., Пахланова А., Шарипова Ф., Шарипова Дж., Шукурова Т., Зубайдова У., Рахимова X., Авзалова X. характеризуются поисками эффективных путей и средств воспитания и обучения, основанных на народных традициях.

Важнейшие вопросы гуманизации гуманитарного образования на современном этапе развития теории воспитания рассматриваются в диссертационных работах И.Х.Каримовой, С.Кендилаевой. Вопросу формирования гуманистических качеств личности учащихся 7-9 классов в процессе преподавания таджикской литературы посвящено диссертационное исследование Мирзоевой Ф.Б.

Процесс формирования гуманных отношений в коллективе учащихся рассматривается в докторской диссертации Вейт М.А.

Предметом данного исследования являются педагогические условия взаимодействия педагога и учащихся в учебно-воспитательном процессе в лицеях республики Таджикистан.

Объект исследования - учебно-воспитательная деятельность лицея,

ориентированная на формирование гуманистических качеств личности

учащихся.

Исследование имеет своей целью обосновать возможности

совершенствования дидактического взаимодействия педагога и учащихся, путем использования оптимальных и эффективных форм и средств урочной и воспитательной деятельности, способствующих формированию гуманистических качеств личности учащихся в учебном процессе дисциплин гуманитарного цикла.

Основываясь на теоретических положениях гуманистического воспитания школьников в учебно-воспитательном процессе, опираясь на

результаты наблюдений в процессе обучения в лицеях республики и в соответствии с идеей и целью исследования гипотетически была предложена целостная система деятельности лицеев, ориентированная на обеспечение педагогических условий гуманистического взаимодействия педагога и учащихся: эффективнее способствовать нравственному воспитанию учащихся; создание благоприятных условий для успешного формирования гуманистических качеств личности учащихся — все это обеспечит более плодотворную умственную деятельность обучаемых в учебном процессе, способствует развитию гуманно-демократических взаимоотношений в педагогическом процессе; формирует активную и сознательную жизненную позицию обучаемых, необходимую в условиях перехода к рыночным отношениям.

В соответствии с поставленной целью и выдвинутой гипотезой в исследовании решаются следующие задачи:

- проанализировать и обобщить опыт работы лицеев по гуманистической ориентации дидактического взаимодействия на уроках гуманитарного цикла;

обосновать наиболее оптимальные и действенные пути, методы, средства обучения и воспитания, способствующие гуманистическому взаимодействию педагога и ученика;

выявить специфические особенности гуманистической ориентации дидактического взаимодействия;

разработать рекомендации, направленные на совершенствование

взаимодействий педагога и учащихся, ориентированных на формирование

і гуманистических качеств личности обучаемых.

Методы исследования. Ведущими исследовательскими методами было

наблюдение за взаимодействиями педагога и учащихся на уроках и во

внеклассной работе, проведение бесед, вопросов и ответов, анализ

художественных произведений, изучение и обобщение передового опыта

учителей, экспериментальное обучение и анализ его результатов, включая статистическую обработку, разработка рекомендаций, направленных на совершенствование взаимодействий педагога и учащихся, ориентированных на формирование гуманистических качеств личности учащихся.

Исследование проводилось поэтапно в течение 1996-2004 гг.

На первом этапе /1996-1997/ изучалась психолого-педагогическая литература, изучалось гуманное взаимодействие педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла.

Второй этап /1997-2000/ включал в себя уточнение научной гипотезы, разработку программы и методики опытно-экспериментальной работы, организацию и проведение экспериментальной работы.

Третий этап /2000-2004/ связан с обобщением результатов в практику лицеев (гуманитарный лицей «Неки» при РТСУ, Президентский лицей-интернат, лицей «Хисория» Гиссарского района).

Научная новизна исследования состоит:

в разработке оптимального комплекса исследовательских средств,

приемов и методов, позволяющих получить достоверную и всестороннюю

информацию о состоянии гуманистической ориентации дидактического

взаимодействия педагога и учащихся до начала планомерной работы, в ее

процессе и по ее завершении;

в разработке новых воспитательных средств и обнаружении

воспитательного потенциала уже известных, в создании научно

обоснованной системы воспитательных мероприятий, нацеленной на

совершенствование воспитания учащихся в духе гуманизма.

в создании обоснований системы мер, форм и педагогических

і технологий, обеспечивающих гуманистическую нацеленность

дидактического взаимодействия педагога и учащихся в учебном

процессе;

Теоретическое значение работы определяется рассмотрением актуальных для педагогики вопросов гуманистической ориентации дидактического взаимодействия учителя и ученика; разработанные педагогические рекомендации доведены до их конкретной реализации -до уровня практического применения при изучении дисциплин гуманитарного цикла, разработанные материалы, апробирование в ходе исследования, могут быть использованы в практике работы учителей.

Достоверность и обоснованность материалов исследования подтверждается тем, что они базируются на обобщенных фактах, полученных в результате анализа психолого-педагогических, методических и других источников.

Апробация полученных результатов, выводов, предложений проводилось систематически на всех этапах исследования и выражалось в обсуждениях на заседаниях кафедры педагогики, психологии и культурологии Российско-Таджикского (славянского) университета, .на ежегодных Славянских чтениях, методических советах лицея «Неки» при РТСУ, «Хисория» Гиссарского района, на курсах повышения квалификации учителей города Душанбе, Хатлонской области, Гиссарского района.

На защиту выносятся:

положение о необходимости использования метода гуманистической ориентации дидактического взаимодействия при изучении предметов гуманитарного цикла;

современный подход к воспитанию учащихся лицея в духе гуманного отношения друг к другу лежит на путях его научной организации, на путях совершенствования управления этим процессом;

научно-обоснованные практические рекомендации учителю предметов

гуманитарного цикла, которые могут быть успешно использованы и в

і процессе обучения других предметов.

Структура работы включает введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

*

*

Личностно ориентировочное дидактическое взаимодействие педагога и учащегося в современной демократической организованной школе

Воспитание растущего человека как формирование развитой личности составляет одну из главных задач современного общества.

Преодоление отчуждения человека от его подлинной сущности, формирование духовно развитой личности в процессе исторического развития не совершается автоматически. Оно требует усилий со стороны людей, и эти усилия направляются как на создание материальных возможностей, объективных социальных условий, так и на реализацию открывающихся на каждом историческом этапе новых возможностей для духовно-нравственного совершенствования человека. В этом двуедином процессе реальная возможность развития человека как личности обеспечивается всей совокупностью материальных и духовных ресурсов общества.

Однако наличие объективных условий само по себе еще не решает задачу формирования развитой личности. Необходима организация систематического, базирующегося на знании и учете объективных закономерностей развития личности, процесса воспитания, который і служит необходимой и всеобщей формой этого развития. Целевая установка этого воспитательного процесса состоит в том, чтобы каждого растущего человека сделать борцом за человечность, что требует не только умственного развития детей, не только развития их творческих потенций, умений самостоятельно мыслить, обновлять и расширять свои знания, но и развития отношений, взглядов, чувств, готовности к участию в экономической, социальной, культурной и политической жизни, личностно-общественного становления, развития многообразных способностей, центральное место в которых занимает способность быть субъектом общественных отношений, способность и готовность участвовать в социально необходимой деятельности.

Ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания.

Исторически сформировавшаяся система воспитания обеспечивает присвоение детьми определенного круга способностей, нравственных форм и духовных ориентиров, соответствующих требованиям конкретного общества, но постепенно средства и способы организации становятся непродуктивными.

И если данное общество требует формирование у детей нового круга способностей и потребностей, то для этого необходимо преобразование системы воспитания, способной организовывать эффективное функционирование новых форм воспроизводящей деятельности. Развивающая роль системы воспитания при этом выступает открыто, делаясь объектом специального обсуждения, анализа целенаправленной организации. Формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодоления застойных, традиционных, і стихийно сложившихся форм. Такая практика преобразования сложившихся форм воспитания немыслима без опоры на научно-теоретическое знание закономерностей развития ребенка в процессе организуемой деятельности формируется в человеке важнейшая, определяющая его как развитую личность потребность в благе другого.

Показательно, что накопительница психологического опыта -литература, устами важнейших своих представителей многократно провозглашала эту истину. Так, Л.Толстой полагал, что признание права «другого» непросто на участие в «борьбе за существование», а на событие с самим собой и, более того, утверждение собственной жизнью бытия этого «другого» становится осуществлением разумения в межличностных отношениях в итоге единственным критерием нравственного прогресса. «... Допустив только возможность замены стремления к своему благу стремлением к благу других существ», - писал он в трактате «О жизни», -человек не может видеть и того, что это — то самое постепенное, большее и большее отречение его личности и перенесение цели деятельности из себя в другие существа и есть все движение вперед человечества» (120, с. 165).

По сути дела, весь пафос этой толстовской мысли сконцентрировался на борьбе писателя с биологизацией жизнедеятельности человека, с попыткой сведения сущностных сторон его бытия, среди которых одна из I важнейших - это его нравственно-этическая сфера, исключительно к биологическому существованию. Задолго до появления различных разновидностей фрейдизма и современных социобиологических теорий Л.Толстой с гениальной прозорливостью увидал всю опасность искажения общественной сущности человека. На рубеже XX столетия великий русский писатель поставил пред всем человечеством чрезвычайно простой и одновременной архисложный вопрос: что же происходит с человеком в современном мире? Почему простые и ясные основы его жизни (труд, забота о ближнем, любовь к природе и бережное I к ней отношение, сострадание к человеку и др.) вдруг начинают терять для него весь свой смысл и значение? Что же такое эта самая «цивилизованность» современного человека, если благодаря ей он утрачивает целостность нравственного сознания и начинает стремиться к і самым варварским формам саморазрушения, зачастую сам не замечая этого? При этом писатель как предчувствовал, какие чудовищные формы примет в «массовом» сознании обывателя XX столетия эта «эмансипированная» стихия «животности».

Состояние организации и осуществления учебного процесса по гуманитарным дисциплинам, направленным на формирование гуманистических качеств личности

Самая большая трудность, которая встает перед учителем в современных условиях, заключается в создании коммуникативных связей между своим уникальным миром и уникальным миром доверенного ему ребенка. Ни манипуляция, ни подавление здесь не уместны. Педагогу важно научиться творить отношения. Научиться - значить осознать и выстроить все компоненты этих отношений, которые проявляются на трех уровнях: эмоциональном, поведенческом и знанческом. Знаю - не знаю ученика — один из основных критериев отношений с ним. Будем заботиться о том, чтобы эти знания были как можно более полными и неискаженными.

Очень важно уметь удерживать ситуацию множественности, с которой мы постоянно сталкиваемся. В чем она проявляется? В разных отношениях учеников к предмету, к учителю, к одноклассникам, к себе. В разности возможностей и способностей. Стремиться научить всех одинаково чувствовать, воспринимать - глупо. Учитель зачастую просто напросто вычеркивает из поля зрения «плохого» ученика, работая с ним формально или игнорируя его. Уроки у такого учителя проходят чаще всего с опорой на «сильного». Он, к сожалению, не использует шанс повысить свое мастерство за счет сложной проблемы в лице сложного ребенка. Каждый неподдающийся ученик открывает перед педагогом возможность его профессионального роста. Удерживая множественность субъективных реальностей, педагог готов к спокойному восприятию любой ситуации.

Еще один показатель педагогического мастерства — умение проявлять свой смысловой и ценностный контекст и учить детей этому. Мы должны в работе передавать детям метод научного знания. Он «передается» не путем книг, путем непосредственной передачи его от человека к человеку». Сделаем вывод: не учебник и не задачник стоя таким образом в центре подлинного преподавания, а учитель с его неослабевающей бодрствовать мыслью. Учитель тогда сможет пробудить учеников к культуре, когда будет проживать заново каждый урок, открывать новое в давно известном, когда будет заражать своей любовью к делу, к жизни. Учитель же, вносящий в класс тревожность, усталость от жизни, агрессивность, ненависть, недовольство, вносит информацию другого содержания, создает среду, в которой ученику дискомфортно.

В беседе с учителями школ неоднократно нам задавали один и тот же вопрос: приручать или не приручать учеников? Действительно, в классе с наполняемостью 20-25 учеников нет времени выступать и понять каждого ребенка. Но ведь прикоснуться к каждому можно, общаясь одновременно со всеми. Приручение в смысле привязывания к себе, несомненно, на наш взгляд, дает негативные плоды, но «приручение» как способ познания нужности друг к другу - благородная цель воспитания. Педагогическая мысль учителя постоянно бьется над тем, как сделать урок событием для учеников. На вопрос о том, что останавливает ваше внимание на уроке, что превращает учебное занятие в событие, учащиеся 11 кл. гуманитарного лицея «Неки» при Российско-Таджикском (Славянском) университете ответили так: - необычайный подход к обучению - новая методика, например, инсценировки отрывка художественного произведения; - смех, шутки и хорошее настроение учителя; - заинтересованность учителя в наших проблемах; - отношение учителя ко мне; - когда интересен я своим одноклассникам; - когда мне нравится жить на этом уроке. Был и такой ответ: Отсутствие домашней работы и контрольных работ. Для нашего исследования было важно обращение внимания на спектр условий, которые создают ситуацию «встречи» учителя и ученика. Дети порой (а может, чаще всего) не отдают себе отчета в том, что их заставляют и «присутствовать» на занятии, они подсознательно чувствуют желание «жить» в уроке. Чтобы войти с учеников в диалог, взрослый должен достичь «второй наивности» мудреца, сумевшего вновь обрести способность быть ребенком. В этом смысле диалогическое поведение взрослого основано на непосредственности, бесхитростности, отсутствии желания произвести впечатление. В реальности в ходе написания исследования мы наблюдали такое «пересечение времен» во взаимодействии взрослого и ребенка: если одни существуют в настоящем, то другие, в большинстве случаев, - в «будущем». Взрослые, обращаясь к идеальному образу «завтрашнему человеку», не всегда способны понять то конкретное и «нормальное», что существует в подростковых проявлениях.

Поиск педагогического решения проблемы напоминает игру в шахматы: необходимо наперед продумать ходы. Прямые связи не должны превалировать над обратными: важно говорить с ребенком, но еще важнее слушать его. Нужен диалог, позволяющий вглядеться в ученика. Диалог как способ бытия и познания субъективной реальности требует настройки на другое. Слова мудрого Лиса из сказки образно передают смысл такого диалога: «Ты для меня пока лишь маленький мальчик, точно такой же, как сто тысяч других мальчиков. И ты мне не нужен. И я тебе тоже не нужен. Я для тебя всего только лисица, точно такая же, как сто тысяч других лисиц. Но если ты приручишь, мы станем нужны друг другу...»

Критерии формированности гуманных качеств личности , учащихся - будущих граждан общества с рыночными отношениями

Критерии формированности гуманных качеств личности учащихся - будущих граждан общества с рыночными отношениями. Педагогическая литература переполнена противопоставлением двух педагогик - авторитарной и гуманистической. Многие считают, чтб педагогика советского периода в нашей стране была «плохой», авторитарной, и что ей на смену должна придти в образование гуманистическая педагогика. Что имеют в виду, когда говорят об этих двух позициях, и есть ли она? И может ли педагогика, теория и методика воспитания, а также учитель, быть авторитарным, а не гуманными по сути? Эти вопросы встали перед нами, когда мы пытались выяснить, как представляют наши ученики хорошего и плохого учителя. Итак, что такое хороший учитель и «хорошая» педагогика? А за ним и второй, названный выше! -гуманистическая или авторитарная педагогика? Вот какие результаты мы получили. Тысячи родителей 1-го сентября доверяют учителям хрупкие души своих детей, и каждый надеется, что его ребенок попадет к хорошему учителю. Уже так много говорилось и писалось о современных требованиях к педагогу-гуманисту, учеными выявляются все новые и новые качества, необходимые истинному учителю. А спрашивал ли кто-нибудь наших учеников, нужен ли им учитель-гуманист? Возможно у наших лицеистов совсем иной взгляд на хорошего учителя. Попытаемся взглянуть на эту проблему глазами самих ребят. Мы провели опрос среди учащихся десятого (29 человек) и двух одиннадцатых (49 человек) классов лицея с целью выявления их требований к учителю.

Десятиклассникам было предложено назвать самые важные качества учителя. Вот что получилось. Прежде всего, они хотят, чтобы на уроках было интересно (80%). На втором месте оказались уважение к ученикам (60%) и справедливость (53%). В третьем ряду стоят требовательность и хорошее знание предмета (по 47%), затем любовь к детям (43%), спокойствие (40%), терпение (27%) отсюда напрашивается вывод, что дети хотят, чтобы от них чего-то требовали, побуждали их к действиям, контролировали, чтобы учитель не давал слишком много свободы, т.е. дети не против определенных «правил игры». Им, как видно, не нужны абсолютная свобода, хаотическая вседозволенность, они инстинктивно чувствуют, что так они не получат знаний. Думаю, такой вывод поспешен. Результаты опроса показываю только, что ученики хотят доброго, доброжелательного учителя, с чувством юмора и интересно ведущего уроки. Еще по их мнению, учитель должен уважать ученика, быть справедливым и требовательным. Утверждают, что наши дети не хотят учится, тогда почему 47% хотели бы требовательного учителя? Когда мы попросили назвать самое важное качество учителя, то требовательность здесь переместилась с четвертого на второе место, рядом с интересными уроками. На первом месте по прежнему был юмор. Затем шли: «уважает учеников, много знает, справедливый, любит детей, добрый, спокойный, терпеливый.» «Да хотят они учится ! » - говорим мы, как бы возражая бытующему мнению учителей, а не желании современных школьников учится. Просто нужно организовать учебный процесс так, чтобы детям было интересно. Если им будет интересно на уроке, если учитель сумеет увлечь детей, они будут готовы выполнять его требования, не придется ни кричать, ни следить за дисциплиной. Учитель, 1 сумевший зажечь огонек интереса в глазах своих учеников, можно не сомневаться, завоюет их любовь и уважение. Интересно, что такие важные для учителей качества, как спокойствие и терпение, I десятиклассники оценили не высоко. Возможно, это произошло потому, что они выделили как основное качество учителя уважение. А оно уже предполагает, что учитель не позволит себе повысить голос на ученика и терпеливо, не перебивая, выслушает его до конца. Итак, по мнению десятиклассников, хороший учитель обладает чувством юмора, интересно ведет уроки, требователен и вместе с тем уважает учеников, много знает. Почему так важен юмор? Думаем, что, если учитель и дети улыбается на уроке, значит нет напряжения, значит, дети не трясутся от страха, не боятся учителя, они ( и учитель и дети) в хорошем настроении, а в хорошем настроении все получается лучше. Смех и улыбка создают на уроке необходимую доброжелательную атмосферу для установления отношений дружбы и сотрудничества между учителем и учениками. В такой атмосфере легко работается. Именно поэтому дети так ценят это качество в учителе. В конце анкеты мы попросили ребят написать их пожелания учителям. Одно из пожеланий звучало так: «Учителя! Улыбайтесь побольше!» Дети, как и все люди, стремятся к получению положительных эмоций. Это стремление проявляется, например, в том, что ученики больше всего любят, когда учитель ставит хорошие оценки, улыбается, шутит и т.п. Плохое настроение учителя, как и хорошее, быстро передается детям, и действует на них угнетающе.

По мнению школьников, самые плохие качества учителя — это злость (30%0, непонимание (27%), несправедливость («имеет любимчиков») (20%0. С точки зрения школьников, неправильно, когда учитель «Кричит, злится, ругается, ставит двойки, много задает, унижает, швыряет стульями, водит к директору, читает нравоучения».

Теперь обратимся к более старшим детям (11 класс). Сильно ли отличаются их представления об идеальном учителе от мнения десятиклассников? Одиннадцатиклассники считают, что настоящий учитель обладает следующими свойствами (приводит их в порядке уменьшения значимости): понимание ученика, уравновешенное поведение на уроке, справедливость в поступках и отношении к ученикам, хорошее знание предмета, доброжелательность, любовь к своему делу и чувство юмора, терпимость. Учитель также должен быть, по мнению, современным, способным не теряться в экстремальных ситуациях, строгим, но еще он должен уметь хорошо организовать внеклассную работу.

Наиболее нежелательные качества учителя - это мстительность(65%), грубость по отношению к ученику (59%), наличие «любимчиков и нелюбимых учеников (47%), отсутствие любви к детям (44%), вспыльчивость, раздражительность, неумение владеть собой (18%), наличие вредных привычек (15%).

Роль дидактического взаимодействия педагога и учащегося в формировании гуманных качеств личности современных граждан

...Там, где речь идет о человеческом сознании, ценностных ориентациях, морали и поведении, безусловно, в числе решающих факторов выдвигается образование. Когда сегодняшние дети придут к власти, они должны быть вооружены пониманием ценностей ненасилия, приоритетности уважения прав и свобод человека. Думаем, что необходимо пересмотреть взаимоотношения «учитель-ученик» и всей атмосферы школьной жизни. Изменения должны коснуться всех звеньев образовательной системы — от детского сада до институтов повышения квалификации учителей. Это должно идти по всем направлениям: - в процессе изучения всех предметов; - через междисциплинарные связи; - в виде специальных курсов и занятий. Понятно, что эта задача не на один год и что ее претворение в жизнь равносильно революционным изменениям в образовании. Не менее серьезные изменения предстоят в сфере отношений «учитель-ученик». Вспомним великого Джами: Урок учителя, если воспет любовью,

Даже в пятницу привлекает прогульщика в школу. Или же высказывания Уинстона Черчиля: «Учителя обладают такой властью, о которой премьер-министр может только мечтать». Понимая относительность этих высказываний, заметим, что образное сравнение хорошо передает смысл выдающегося значения учителя для человека и общества. В школе нашего государства есть множество педагогов, которые исповедывают и практикуют гуманный, уважительный стиль общения с учениками, действуют на принципах субъектно-субъектных отношений. Вместе с тем крайне остро стоит сейчас проблема авторитарной педагогики. Преодолеть отчуждение ученика от учителя, недоверие к нему можно на путях гуманизации их отношений. Идеал совершенного педагога - это, прежде всего, идейная и эстетическая зрелая личность, образец нравственной чистоты, бескорыстия и глубокой порядочности.

Наши наблюдения позволили сделать вывод, что дефицит гуманности невозможно восполнить одной только технологией обучения и воспитания, какой бы современной она не была. Нужна полнота нравственного отношения учителя к ученику, глубже и острее всего нуждающегося именно в этом: безоговорочное признание идеи нравственного равенства с ним как с личностью. Но чем объяснить, что до сих пор доминирует авторитарный, антигуманный стиль общения? На наш взгляд причин много. Остановимся только на некоторых из них. Наш педагог долгие годы воспитался на традициях авторитарной педагогики и не подготовлен к новым условиям учебно-воспитательной работы с учащимися. Многие ученые и практики приходят к выводу, что термин «воспитание» вымывается из педагогического лексикона. Происходит затухание воспитывающей функции школы. И как результат - признание того, что школы должны воспитывать, формировать культуру общения, не находит отражения у большинства учителей. Многие педагоги еще не могут сориентироваться в мире новых ценностей воспитания. Они понимают I необходимость отказа от старых идеологических догм, но не видят новых ориентиров. Время требует от учителя более высокого уровня профессиональной готовности к работе с детьми. Ведущим компонентом этой готовности является умение организовать общение, работать с каждым учеником таким образом, чтобы способствовать его духовному развитию. Исповедование общечеловеческих ценностей — это значит научиться уважать и ценит то, что есть у других народов и является их вкладом в общечеловеческое развитие, оберегать все то, что создано всеми народами и что свято для них. Общество в своем развитии полностью зависит от воспитания, обучения его поколений, от уровня подготовки организатора и руководителя учебно-воспитательного процесса — учителя, воспитателя, преподавателя. «Учитель создает нацию» - это древнее изречение справедливо в наши дни, как никогда раньше. Потребность в общении испытывает каждый человек. Без общения личность утрачивает многие социальные качества. Общение — это и воспитание характера, и укрепление мировоззрения, и способность к пониманию мира другого человека. Общение учителя с учащимися на уроке и внеурочное время — важный фактор формирования гуманистических качеств личности учеников.

Отношения «учитель-ученик» в школе - это комплекс взаимосвязанных явлений: доброжелательность, уважительное отношение, соответствующее им поведение, интонации, взгляды, жесты, мимика, улыбка и многое другое. Они переплетаются и создают культуру человеческих взаимоотношений.

Преодолеть отчуждение учеников от учителя, недоверие к нему можно на путях гуманизации отношений. Идеал совершенного учителя — это прежде всего идейно и эстетически зрелая личность, образец нравственной чистоты, бескорыстия и глубокой порядочности.

Наши наблюдения позволили сделать вывод, что дефицит гуманности невозможно восполнить одной только технологией обучения и воспитания, какой бы современной она не была. Нужно полнота нравственного отношения учителя к ученику, глубже и острее всего нуждающегося именно в этом, безоговорочное признание идеи нравственного равенства с ним как с личностью. I

Богатый аналитический материал дал нам недописанный тезис, где учащимся предлагалось дополнить суждения типа: «Вы нас воспитываете, но ...», «Самое ценное качество в учителе-это ...», «Хорошо, что ...».

Результаты анкеты, проведенной в ср. школе № 14 Ленинского района дали нам следующую картину, выборочно представленную в таб. № 1. Результаты даются в % отношении, уточненные с разницей до 0,1% + -.

В психологии педагогической доказано, что 14-16 летние старшеклассники имеют достаточно сознательные и устойчивые научно-обоснованные взгляды на жизнь и достаточно сознательно и правильно воспринимают и оценивают отношения взрослых, в том числе учителей к своей личности. Достаточно трезво и справедливо оценивают все происходящее в жизни общества. Для них особое значение имеют такие нравственные качества как доверие, чувство долга, взаимопонимание, требовательность и ее связь со справедливостью, то есть они с этими качествами сами готовы входить в жизнь и поэтому оч нь ответственно и требовательно относятся к этим качествам в целом в людях, особенно к своим учителям. Поэтому эти качества были включены в анкету.

Похожие диссертации на Гуманистическая ориентация дидактического взаимодействия педагога и учащихся на уроках гуманитарного цикла