Электронная библиотека диссертаций и авторефератов России
dslib.net
Библиотека диссертаций
Навигация
Каталог диссертаций России
Англоязычные диссертации
Диссертации бесплатно
Предстоящие защиты
Рецензии на автореферат
Отчисления авторам
Мой кабинет
Заказы: забрать, оплатить
Мой личный счет
Мой профиль
Мой авторский профиль
Подписки на рассылки



расширенный поиск

Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла Гавришина Галина Васильевна

Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла
<
Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла
>

Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении

Диссертация - 480 руб., доставка 10 минут, круглосуточно, без выходных и праздников

Автореферат - 240 руб., доставка 1-3 часа, с 10-19 (Московское время), кроме воскресенья

Гавришина Галина Васильевна. Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла : Дис. ... канд. пед. наук : 13.00.01 : Вологда, 2000 188 c. РГБ ОД, 61:01-13/73-1

Содержание к диссертации

Введение

ГЛАВА I. Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла как исихолою-цедагогическая проблема 12

1.1. Историко-педагогическии анализ проблемы формирования творческой активности младших подростков в сфере гуманитарных предметов 12

1.2. Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла 34

1.3. Сущность творческой активности как интегрального качества 43 личности младших подростков

Выводы по главе I 62

ГЛАВА II. Процесс формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла 65

2.1. Модель формирования творческой активности младших подростков в сфере гуманитарных предметов 65

2.2. Диагностика формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла 98

2.3. Опыт формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла 115

Выводы по главе II

Заключение 151

Библиография 154

Введение к работе

Актуальность исследования. Строительство новой России ставит перед школой как основным образовательно-воспитательным институтом общества в качестве одной из главных задач - развитие творческой личности, важным интегральным качеством которой является творческая активность. В связи с этим необходимость и своевременность поиска новых путей решения проблемы формирования творческой активности учащихся на уроках гуманитарного цикла продиктована рядом причин:

- изменения во всех сферах социальной жизни, стремительный темп научно -технического прогресса требуют творчески мыслящего человека, который всегда готов к переменам, способен преодолевать интеллектуальные барьеры, получая при этом моральное удовлетворение. Практическую значимость обретает такая ценность как способность человека к инновациям, к самоосознанию своей субъектиости. Необходимым становится умение самостоятельно анализировать и отбирать нужное, составлять программу своих действий, просчитывать возможные варианты и их последствия, принимать решения и реализовать, быть ответственным за свой выбор;

массовая компьютеризация позволяет освободить мыслительную деятельность человека от монотонного вычислительного труда, передать машине формально-логические операции, которая совершает их неизмеримо быстрее и точнее человека. Всё" более очевидна возрастающая роль интуитивного, синтетического суждения. Его нельзя передоверить машине, и оно составляет главное содержание творческой деятельности интеллекта. Поэтому актуальной проблемой прогресса общества является сохранение и развитие творческой активности личности, которая рассматривается как предпосылка и источник формирования творческих способностей человека.

Становление новой системы образования в свете гуманистической парадигмы сопровождается существенными изменениями в педагогической теории и практике учебно-воспитательного процесса: предлагается иное

4 содержание, право, поведение, иные подходы, отношения, иной педагогический

менталитет- Важная роль отводится формированию ценностной сферы ученика,

являющейся регулятором социального поведения личности, где центральное место

должна занять значимость творческой деятельности ученика и его творческой

активности. Система ценностей, которая закладывается в содержание образования,

передается подрастающему поколению через освоение им базовой гуманитарной

культуры. Поэтому в основе анализа, осмысления и реконструкции современного

содержания образования необходим культурологический подход, который требует

повышения статуса гуманитарных дисциплин, их обновления, освобождения от

примитивной назидательности и схематизма, усиления духовных начал в развитии

личности ребенка.

Творческая активность - это ценностная ориентация личности, выражающая отношение к творческой деятельности, основу которой составляет внутренняя потребность в саморазвитии, особо значимая в младшем подростковом возрасте, когда у ребенка интенсивно формируются механизмы саморегуляции.

Необходимость исследования проблемы обусловлена и логикой развития
науки. Значимые аспекты проблемы формирования творческой активности учащихся
широко представлены в трудах ученых. Разработаны вопросы природы творчества в
грудах философов: Платона, Аристотеля, А.Елаженного, Р.Декарта, И.Канта,
А.Бергсона, В.С.Соловьева. Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, И.А.Бесковой и др., работах
психологов: С.О.Грузенберга, В. Н. Дружинина, В.П.Зинченко, А-Н.Лук,
Я.А.Пономарева и др. В современной педагогической науке дана характеристика
творчества, механизмов творческой деятельности учащихся в учебном познании
Б.З.Вульфовым, А.И.Доровским, И.П. Колоти ной, Б.И.Корогяевым, И.Я.Лернером,
А,ПТряпицыной и др., в гуманитарной сфере - Б.В.Асафьевым, Н.Р.Бершадской,
С.С.Гслгдеитркхт, и др.; разработаны вопросы проблемно-развивающего обучения
Ю.КБабанским, Л.С.Выготским, П.Я. Гальпериным, В.В.Давыдовьгм,

А-Н.Леонтьевым, М..Й'.;Махмутовым, Д.Б.Элъкониным и др.; активизации

познавательной деятельности учащихся - МИ.Еникеевьш, Н.АМенчинской,

5 Т, ИШамовой и др.; общепедагогические технологии творчества - Г.С. Альтшуллером,

И.П.Волковым, И.П.Ивановым, частно - методические технологии в гуманитарной

сфере - Д.Б.Кабалевским, БМ.Неменским, В. А. Левиным и др.; вопросы установления

внутрипредметных и межпредметных связей в обучении - В. К Максимовой,

М.Н.Скаткиным и др., в гуманитарной сфере - О.И.Бахтиной, Н.И.Ворожейкииой,

В.В.Колокольниковой, Е.Н.Колоколъдевым и др.

Теоретический анализ психологической и педагогической литературы {Д.Б.Богоявленская, В. А. Петровский, И.И.Родак, М.А.Данилов, В.И.Орлов, Т.И.Шамова и др.) показал, что раскрыта сущность понятия «творческая активность», определено ее место в учебном процессе. Однако многоплановость подходов к данному вопросу свидетельствует о полифункциональности этого понятия, приводит к неоднозначным и противоречивым выводам в определении его категориального статуса.

Охарактеризованы важные компоненты содержания творческой активности младших подростков в работах М.М.Бахтина, Л.А.Беляевой, Л.С.Выготского, В.С.ІОркевич, Г.И.Щукиной и др. Однако проблема особенностей творческой активности младших подростков остается до конца нерешенной, недостаточным является их целостное осмысление.

В трудах Н.Ф.Вищняковой, А.М.Матюшкина, Е.АХодыревой, Н.Б.Шумаковой, Н.П.Щербо и др. разрабатываются составляющие формирования творческой активности младших подростков. Однако исследования, характеризующие данный процесс немногочисленны. Кроме того, в школьных программах по предметам гуманитарного цикла (история, изобразительное искусство, русский язык, литература и музыка), в их содержании недостаточно представлены или не находят отражения творческий, эмоционально-ценностный компоненты, идея межпредметных связей как необходимые условия формирования творческой активности младших подростков. На практике обучение крайне дифференцированно, преимущественно ориентировано на усвоение знаний. В связи с переходом на новую структуру образования, изменением его содержания возникает необходимость пересмотра теоретических и практических

аспектов проблемы связей между учебными предметами гуманитарного цикла и внутри их.

Таким образом, современная теория и практика указывают на наличие противоречий, которые требуют их научного и практического разрешения:

между признанием необходимости формирования творческой активности учащихся и недостаточностью научно-педагогического обоснования сущности, содержания и выделения особенностей данного процесса в гуманитарной сфере;

между социальной потребностью формирования творческой активности учащихся и недостаточной подготовкой учителей к организации данного процесса.

Недостаточная теоретическая разработанность данной проблемы и ее личностная, социально-педагогическая значимость позволяют сформулировать тему исследования «Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла».

Объект исследования: творческая активность младших подростков.

Предмет исследования: процесс формирования іворческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.

Цель исследования: выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить основные условия и пути, которые содействуют эффективному формированию іворческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.

Гипотеза исследования: эффективность формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла будет зависеть от определенных условий: овладения опытом творческой деятельности и опытом эмоционально-ценностного отношения к миру; создания культурно-образовательной среды, помогающей подросткам творчески себя самореализовать, включающей в себя атмосферу доверия и доброжелательности в отношениях между учителем и учениками; психологический климат принятия каждого каждым; сотрудничество в учебном познании; акцент в обучении на стимулирование и активизацию познавательной деятельности; новые личностные установки учителя: открытость в

7 общении, выражение чувств; помощь младшему подростку в личностном развитии

через создание разнообразных ситуаций (индивидуальное и непосредственное

творческое восприятие духовной культуры и истории; комплексное восприятие

красоты и гармонии искусства; погружение в мир фантазии; ситуация

интеллектуального затруднения; эмоциональное погружение в мир искусства и

истории; разнообразные игровые, коммуникативные, рефлексивные ситуации);

определения интеграции предметов гуманитарного цикла на трех уровнях

межпредметного взаимодействия учителей: содержательно-информационном,

операциошю-деятелъностном, организационно-методическом.

Достижение цеди предполагает решение следующих задач:

  1. Проанализировать проблему формирования творческой активности младших подростков в ее историческом становлении и развитии.

  2. Рассмотреть сущность творческой активности как интегрального качества личности младших подростков, выделить и систематизировать ее особенности.

  1. Разработать модель процесса формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.

  2. Определить основные условия: и пути эффективного формирования творческой активности младших подростков в сфере гуманитарных" предметов.

Методологической базой исследования являются: системный подход к
изучению социальных явлений и, в частности, педагогических (В.Г.Афанасьев,
Ю.К.Бабанский, В.П.Беепалько, М.А.Данилов, Т.В.Лодкина, Л.Ф.Спирин и др.);
ч гуманистический подход, который предусматривает понимание и восприятие
человека как ценности, создание условий для свободного развития каждого человека
(Ш.А.Амонашвили, П.П.Блонекий, АС. Макаренко, В.АХухомлянский,

К.Д.Ушинский, С.Т.Шацкий и др.); деятельностный подход (Б.Г.Ананьев, Л.И.ізожович, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.); принципиальные положения в философских, психологических и педагогических учениях о творчестве как созидательной и продуктивной деятельности, активной работе интеллекта и души, как способе самореализации и самоутверждения человека в мире (Н.А.Бердяев,

8 И.А-Бескова, Б.З.Вульфов. И.Я.Лернер, Я,А.Пономарев, А.П.Тряпицына и др.);

положения концепции развивающего обучения (Л.С.Выготский, П.Я.Гальперин,

В.В.Давыдок, А.Н.Леонтьев, Д.Б.Эльконин и др.); идея межпредметных связей,

включающая в себя интеграцию и координацию внутри цикла предметов

(Г.И.Белеиький, И.Д.Зверев, В.Н. Максимова ДІН.Скаткші и др.).

Для решения поставленных задач и проверке гипотезы нами был использован комплекс методов исследования, взаимодополняющих друг друга: теорстичесісии анализ литературы по проблеме; наблюдение; анкетирование; беседа; тестирование; анализ продуктов деятельности учащихся, школьной документации; моделирование; опытно-экспериментальная работа; мегодика незаконченного предложения; изучение педагогического опыта, личное участие в формировании педагогического опыта как эффективного средства внедрения результатов исследования в практику.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования определяется тем, что в нем:

- обоснована сущность творческой активности как интегрального качества личности младшего подростка, выделены ее структурные компоненты;

на основе системного подхода разработана, теоретически обоснована и апробирована модель процесса формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла;

определена система критериев и показателей развития творческой активности младших подростков;

выявлены совокупность педагогических условий и пути эффективного формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла.

Практическая значимость результатов исследования состоит в разработке авторского учебного пособия "Путешествие в мир древней истории" для учащихся 5 классов и методических материалов по его использованию в рамках межпредметного взаимодействия в гуманитарной сфере; рабочей программы спецкурса для студентов педвузов "Формирование творческой активности младших подростков (на примере

9 истории)"; к составлении алгоритмов методов организации творческой деятельности

учащихся; системы творческих заданий для них на уроках гуманитарного цикла.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов

^ обусловлена анализом широкого круга теоретических работ, многообразием

применяемых методов, адекватных цели, задачам и предмету исследования, личным

участием в опытно-экспериментальной работе, что позволило проверить

практическую доказательность идей и выводов исследования.

База исследования. Исследование осуществлялось на базе муниципальных
школ № 24 и № 37 г.Вологды. В ходе констатирующего этапа эксперимента
Щ исследованием охвачено 444 школьника и 35 учителей этих школ. На формирующем

этапе в эксперимент вовлечено 60 учащихся.

В целом исследование проводилось с 1993 по 2000 годы и включало следующие этапы.

На первом этапе (1993 - 1995 г.г.) анализировалась философская, психологическая, педагогическая литература, изучались школьные программы и учебники по предметам гуманитарного цикла, определялись теоретические аспекты темы исследования.

На втором этапе (1995- 1998г,г.) параллельно с дальнейшим осмыслением проблемы, выделением к уточнением, объекта и предмета педагогического исследования была оргаїгазована опытно-экспериментальная работа и апробировано авторское учебное пособие "Путешествие в мир древней истории4 и методические материалы по его использованию.

На третьем этапе (1998 - 2000 г. г.) проводился анализ полученных результатов, систематизация, обработка и обобщение экспериментальных данных, издание авторских работ, оформление диссертации.

Внедрение результатов исследования осуществлялось в ходе практической работы на всех этапах исследования в качестве учителя; на педсоветах, совещаниях, научно-методических семинарах, проблемных курсах для учителей города Вологды и области (ВИРО, 1994 - 1999), кафедре педагогики ВГПУ (1998-2000), областной

ІО
научно-практической конференции (Вологда, 1997), международной научно-
практической конференции (Москва, 1999). Информация об опыте работы по теме
исследования внесена в областной банк педагогических данных (1995).
^ Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и

приложений.

Во введении обосновывается актуальность проблемы, определяются предмет,
объект и цель исследования, выдвигается гипотеза, ставятся задачи, излагаются
методы и этапы исследования, отмечаются научная новизна, достоверность,
теоретическая и практическая значимость исследования.
:$f В первой главе - "Формирование творческой активности младших

подростков па уроках гуманитарного цикла как психолого-педагогическая проблема" — прослеживается ее становление и развитие в истории педагогики; охарактеризованы теоретико-методологические основы исследования проблемы; рассматривается сущность творческой, активности как интегрального качества личности младших подростков, выделяются и систематизируются ее особе нности.

Во второй главе - "Процесс формирования творческой активности подростков на уроках гуманитарного цикла" - на основе системного подхода разработана, теорегически обоснована и апробирована модель процесса формирования творческой активности подростков на уроках гуманитарного цикла; проанализированы материалы опытно-экспериментальной работы; выявлены основные условия и пути повышения эффективности процесса формирования творческой активности младших подростков в гуманитарной сфере.

В заключении излагаются выводы исследования.

Библиография состоит из 222 источников.

Приложения содержат некоторые исследовательские и практические материалы.

На защиту выносятся следующие положения:

1.Педагогическая модель процесса формирования творческой активности

младших подростков включает в себя три соподчиненных и взаимосвязанных блока:

теоретико-методологический, психолого-иедагогическнй, технологический: имеет основ ным системообразующим фактором цель, реализуемую в ходе успешного функционирования каждого компонента данной системы. Она характеризуется системными принципами, для которых принцип условиесообразпости является обобщающим.

2. Основными условиями и путями эффективности формирования творческой активности младших подросгков на уроках гуманитарного цикла являются: овладение опытом творческой деятельности и. опытом эмоционально-ценностного отношения к миру: создание культурно-образовательной среды, помогающей подросткам творчески себя самореализовать; определение интеграции предметов гуманитарного цикла на трех уровнях межпредметиого взаимодействия учителей; личностью-ориентированное изучение и применение знаний духовной культуры, истории; организация творческой деятельности в учебном познании.

3. Интеграция предметов гуманитарного цикла - ведущее условие в разработке экспериментальной системы развития творческой активности учащихся и путь ее реализации в учебно-воспитательном процессе. Она усиливает воспитательный эффект в обучении и обеспечивает успешность приобщения младших подростков к социокультурному опыту и осознания ценностей мировой культуры.

Историко-педагогическии анализ проблемы формирования творческой активности младших подростков в сфере гуманитарных предметов

На современном этапе общественного развития в науке происходит процесс интенсивного изучения проблем активности личности, среди которых требует пристального внимания тема «Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла». Среди значимых ее аспектов, которые привлекали к себе внимание многих ученых на разных этапах развития человечества, выделяем следующие: природа творчества, познавательная активность, учет возрастных особенностей в процессе формирования личности. Рассмотрим их суть с позиций историко-педагогического анализа.

Понять природу творческой активности младших подростков без понимания сущности творчества невозможно, хотя именно по этому вопросу существует множество разноречивых суждений, мнений. Будучи по своей сущности культурно-историческим явлением, творчество исследовалось учеными всех эпох.

В прошлом характерной особенностью исследований был повышенный интерес , к художественному и научно-философскому творчеству, основанный на любознательности и системе общественных ценностей, которая задавала определенные рамки творческой энергии людей того времени. Большинство авторов выражали глубокое убеждение в том, что сознательная деятельность людей не может повлиять на формирование творческой личности. Они рассматривали творчество как проявление свободы человеческого духа, трудно или вообще не поддающееся ниV4KOMV анализ .

На рубеже XIX и XX столетий появились исследования естественнонаучного творчества, а несколько позднее - технического. Как отмечает Я. А Пономарев, в это время начала складываться наука о творчестве, которая вырастала из теории творчества [155]. К этому времени относится начало изучения социальной природы творчества, которая связана с появлением нового стимула совершенствования данной области знаний в условиях изменения роли науки в жизни общества.

Б ходе общественного развития изменялись взгляды ученых на содержание понятия «творчество». Истоки данного вопроса своими корнями уходят в античность.

Об активной творческой природе индивида, тайна которой, связана с Богом и миром интуиции, писали философы древнего мира. Они исходили из того, что человек от природы наделен активностью, что человек не только живое природное, но и деятельное общественное существо, которое может и должно подняться на высокий уровень активности в духовной сфере деятельности соответственно своим природным задаткам.

Сократ внутреннюю творческую активность души человека связывает с реальным проникновением в свое "я", с познанием внутреннего мира, с осознанием своих возможностей и способностей, на основе . которых: возможно его самосовершенствование. Такой вывод следует, в частности, из диалога Платона "Хармид". Заповедь на фронтоне Дельфийского храма "Познай самого себя" была для Сократа руководящим началом, призывом к "заботе о душе", к осмыслению духовной жизни [154].

В ходе размышлений о внутренней творческой активности души Аристотель пришел к следующему выводу; это творческая деятельность, а творить - значит выбирать, изобретать в соответствии с желаниями, хотениями, волен, быть нравственно ответственным за свои результаты.

Он указывает на взаимосвязь творческих способностей и нравственности, на роль творческой активности души человека в их развитии: "Существует способность под названием "изобретательность": свойство ее состоит в способности делать то, что направлено к предложенной цели, и достигать ее. Поэтому, если цель прекрасна, такая способность похвальна, а если дурна, то это изворотливость, недаром даже рассудительных мы называем изобретательными и изворотливыми. Но рассудительность не является этой способностью, однако и без этой способности она не существует. И [добродетельным] складом, [т.е. рассудительностью, изобретательностью] становится при наличии того "ока души" [и] при условии добродетели" [7, с. 188].

По мнению античных мыслителей, творческая активность души человека является предпосьшкой и важнейшим источником формирования творческих способностей.

В средневековой философии (АБлаженный, Ф.Аквинский и др.) творчество определялось как творение Бога и вместе с тем как вдохновленное Богом деяние (Бог сотворил человека, а человек творит остальное, что ему необходимо).

Философы Нового времени, разрабатывавшие методы рационального познания природы, не могли не отметить важного значения интуиции в творчестве (Р.Декарт, И.Кант и др.) [199].

Творчество как мистическую интуицию рассматривал АБергсон [17], как проявление инстинктов-З.Фрейд [200], как чувственную, мистическую интуицию-Н.О.Лосский [111]. Своеобразный взгляд на природу творчества содержится в трудах Н. А Бердяева. Он считает творчество прибавлением, созданием нового, не бывшего в мире и связывает его тайну с Богом, который сотворил мир из ничего. В творчестве человека философ усматривает две стороны: интуиция и реализация продуктов творчества как мастерство, искусство. В первом творческом акте человек свободен, но это познание внутри самого себя. Во втором - он связан с окружающим миром, материалами мира, зависит от других людей. По мнению Н. АБердяева, творческий взлет всегда направлен на создание новой жизни, нового бытия, но в результате получаются охлажденные продукты культуры, культурные ценности, добрые дела 118,19].

Теоретико-методологические основы исследования проблемы формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла

Исходной общенаучной методологической позицией нашего исследования является социально-историческая обусловленность процесса формирования личности, которая связана с изменениями государственного и общественного строя в нашей стране, научно-техническим прогрессом, становлением новой системы образования и тем социальным заказом, который определен школе на перспективу: готовить детей к полноценной жизни в обществе, развивая у них общественно - значимую, творческую активность, воспитывая у них высокие нравственные качества, патриотизм и гражданственность [197].

Теоретико-методологическую основу исследования составили: системный; гуманистический; деятельностный подходы; принципиальные положения в науке о творчестве и творческой учебно-познавательной деятельности учащихся; положения концепции развивающего обучения; идея межпредметных связей.

Историко-педагогический анализ исследуемой нами проблемы показал, что в изучении темы явно доминирует аналитический подход над синтетическим, отсутствует целостная концепция процесса формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла. Поэтому мы обратились к идее системности в научных трудах, чтобы с более общих позиций посмотреть на предмет исследования и изучить его. Исходя из этого, основным методологическим подходом, на котором строилось наше исследование, является системный подход.

Термином «системный подход» обозначается в сущности группа методов, с помощью которых реальные явления рассматриваются как системы. Системная идея в психологии впервые четко была выражена в концепции гештальтпсихологии (М.Вертхеймер, В.Келер, К.Левин и др.), в работах Ж.Пиаже, Л.С.Выготского. Методологические основания применения системного подхода в психологии разработаны в трудах Б.Г.Ананьева, В.ПКузьмина, Б.Ф.Ломова и развита далее В.АХанзеном [166, с. 363-364].

В отечественной педагогической науке на рубеже 60-70-х годов складывается традиция системно-целостного рассмотрения школьного и вузовского процесса обучения, представленная в трудах М.А.Данилова, Ю.К.Бабанского, В.С.Ильина, В.В.Краевского, Л. Ф.Спирина и др. [11,51,69,88,185]. В педагогику были введены представления о свойствах педагогического процесса, придающих ему целостность. В дидактику вошло понимание целостной личности как продукта целостного педагогического процесса, чугь позже появились понятия о целостных (интегративных) свойствах личности, целостности содержания образования и личностной ориентации учебного предмета. Таким образом, вначале целостность личности рассматривается как производная целостности процесса, затем -целостность процесса как отражение целостности личности.

Системный подход к рассмотрению педагогического явления предполагает выявление в нем прежде всего интегративных системообразующих связей и отношений; изучение и формирование того, что в данном явлении является устойчивым и переменным, главным и второстепенным; выяснение роли компонентов явления в развитии личности как системного целого.

Под системой понимается совокупность элементов, находящихся в отношениях и связях между собой и образующих целостность, единство (В.Г.Афанасьев). Среди признаков, посредством которых системы могут быть описаны как целостные образования, ученые выделяют: системность, структурность, целенаправленность, функциональность, управление, развитие системы.

Системность предполагает наличие компонентов системы, находящихся в единстве и взаимодействующих между собой. Структурность определяет соподчинетгооетт. элементов системы, наличие связей с системами, по отношению к которым она выступает как часть или целое. Целенаправленность системы является одним из системообразующих факторов, исходя из которого выбираются средства и действия для достижения цели. Функциональность означает способность системы достигать задач в результате функционирования компонентов системы. Управление определяет различие между целью и существующим состоянием системы. Развитие предполагает связь прошлого, настоящего и будущего в системе и ее составных компонентов (Т.В. Машарова).

Модель формирования творческой активности младших подростков в сфере гуманитарных предметов

Гуманитарное знание обладает огромным воспитательным и развивающим потенциалом. Выявленные возможности гуманитарных дисциплин в формировании творческой активности младших подростков делают необходимым обращение к созданию модели организации данного процесса.

Процесс формирования творческой активности младших подростков занимает важное место в целостном педагогическом процессе, сущность которого, опираясь на исследования П.Ф.Каптерева, А-И.Пинкевича, ЮК.Бабанского, определяется так: педагогический процесс - это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. Основываясь на таком понимании педагогического процесса, считаем, что модель формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла можно представить следующим образом (см.схема 4).

Разработка даішой модели осуществлялась с помощью метода моделирования, особенности которого как метода системного исследования рассматриваются в трудах С.И.Архангельского, Ю.К-Бабанского, В.П.Беспалько, В.В.Краевского и др. [8,12,22,88]. В наиболее общем виде модель определяют как систему элементов, воспроизводящую определенные стороны, связи, функции предмета исследования [29]. Модель формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла строится по блочному принципу и включает теоретико -методологический, психолого-педагогический, технологический блоки. Данный вид моделирования педагогического явления мы открыли в работах Т.В.Машаровой и Е.А_Ходыревой [124.202,1.

Исходя из того, что любая модель строится на определенных методологических и теоретических предпосылках (ВТ. Афанасьев), первый блок и определен как теоретико-методологический. Б нем определяется цель создания модели в обучении, раскрываются исходные теоретико-методологические положения (изложены в параграфе 2 главы 1 настоящей диссертации) и принципы организации процесса.

Каждому из компонентов обучения, как и процессу в целом, должны быть предъявлены определенные основополагающие требования (Ю.К.Бабанский). Принципы - это нормативные знания (о том, каким должно быть обучение, как действовать для достижения поставленной цели), отражающие две его функции: 1) методологическая - в теории организации процесса обучения и 2) регулятивная - в практике. В теоретическом плане - это вывод из теории, не исходный пункт исследования, а его заключительный результат. Именно поэтому они служат ориентиром для конструирования практики. В основе принципов обучения лежат уже познанные законы и закономерности [144,147].

Опираясь на классификацию дидактических принципов, данную Ю.К.Бабанским, исходными ориентирами организации процесса формирования творческой активности младших подростков нам видятся те, которые регулируют процесс в целом (системность и последовательность, научность, направленность), выбор его содержания (самодеятельность, гуманистичность), варианта организации (оптимальность, целостность, доступность, наглядность, сознательность и активность, принцип межпредметных связей).

Процесс формирования творческой активности должен основываться на принципе системности и последовательности, чтобы избежать мозаичности, фрагментарности в нем и обеспечить его целостность. Дидактический принцип требует вычленения основных компонентов, осуществления четкой логики и определения взаимосвязей внутри процесса, чтобы творческая активность подростка формировалась в системе, в определенном порядке.

Параллельно с данным принципом выступает принцип научности, который требует соответствия всех компонентов процесса уровню педагогической науки, отражения основных научных идей и понятий по исследуемой теме.

Принцип направленности с учетом общей цели формирования творческой активности младпшх подростков на уроках гуманитарного цикла ориентирует учителя на решение следующих задач: развитие познавательной потребности в общении с миром культуры, в творческом ее познании и практическом применении знаний на основе нравственных мотивов; развитие инициативы в познавательном поиске на основе внутренней потребности; формирование эмоционально-ценностного отношения к творческой деятельности; развитие стремления у учащихся к расширению и избирательной направленности крута чтения; развитие волевых усилий в выполнении творческих заданий различных уровней сложности; развитие стремления к творческой самореализаций в познании; обучение способам познания, процедурам выполнения творческих заданий и механизмам самоуправления; практическое применение знаний процедур творческой деятельности и умений выполнения творческих заданий; воспитание целеустремленности, самостоятельности, ответственности, инициативности, коммуникативности, трудолюбия. Среди дидактических принципов, которые утратили свое значение, И.Д.Подласый называет самодеятельность [157]. С этим утверждением довольно трудно согласиться, ибо в наше время принцип самодеятельности, у истоков которого стояли Ф.А.Дистервег и П.Ф.Каптерев, не потерял своей актуальности. Он является основополагающим ориентиром процесса формирования творческой активности. Благодаря самодеятельности ребенок достигает больших творческих высот в саморазвитии, а учитель - эффективного результата в усовершенствовании, в основе которого находится саморазвитие ребенка.

Принцип самодеятельности требует стремления подростка к саморазвитию и учителя к научно обоснованной организации процесса усовершенствования, проявлення ими активных самостоятельных действий и совмещения функций как объектов и субъектов процесса формирования творческой активности. Принцип гуманистичности обеспечивает приоритет общечеловеческих /" ценностей, здоровья человека, свободного развития личности [157, с.228] и требует наполнения учебных курсов "очеловеченными" знаниями, оптимального соотношения гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в школе, методов и форм, обеспечивающих релаксацию, свободу и самостоятельность выбора, сотрудничество учителя и учащегося в творческой познавательной деятельности, реализацию интеллектуальных и духовных потребностей каждого ученика, создание комфортного микроклимата в процессе формирования творческой активности младших подростков.

Принцип оптимальности, разработанный Ю.К.Бабанским ориентирует Hav научно обоснованный выбор и осуществление наилучшего для данных условий варианта организации процесса формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла с точки зрения успешности решения его задач и рациональности затрат времени учеников и учителей. Он требует выбора оптимального, наилучшего для данного- конкретного класса, учащегося пути организации процесса на основе педагогической диагностики, учета реальных учебных возможностей, подбора методов и приемов под реальных детей и реального учителя [11].

Диагностика формирования творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла

Для осуществления опытно-экспериментальной работы нами была составлена

программа эксперимента (приложение 2) с целью - проверить сформулированные гипотетические условия, содействующие эффективному формированию творческой активности младших подростков путем организации творческой деятельности учащихся по изучению духовной культуры, истории и использованию знаний с помощью системы творческих заданий на уроках гуманитарного цикла.

Программа опытно-экспериментальной работы включала три этапа: на диагностическом этапе анализировались действующие федеральные программы для средней общеобразовательной школы по предметам гуманитарного цикла с учетом базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Вологодской области; характеризовался диагностический инструментарий и образовательная ситуация по проблеме формирования творческой активности младших подростков в практике шкоты В гуманитарной сфере; выявлялись уровни сформированности творческой активности младших подростков;

на преобразующем этапе осуществлялась реализация экспериментального варианта интеграции предметов гуманитарного цикла на трех уровнях межпредметного взаимодействия учителей литературы, музыки, изобразительного искусства по формированию, творческой активности младших подростков; характеризовался цельный педагогический опыт по формированию творческой активности младших подростков на уроках истории; выявлялись уровни сформированности творческой активности младших подростков;

на рефлексивно — оценочном этапе выявлялась динамика результативности влияния условий на эффективное формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла в ходе анализа и обработки экспериментальных данных.

Данная программа реализовывалась на базе муниципальных школ №24 и №37 г.Вологды, где диссертант работал в качестве учителя истории.

Остановимся на характеристике первого этапа опытно-экспериментальной работы.

Как было отмечено в теоретической части исследования, условиями, способствующими эффективному формированию творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла является интеграция предметов гуманитарного цикла на трех уровнях межпредметного взаимодействия учителей и овладение опытом творческой деятельности, опытом эмоционально-ценностного отношения к миру, которые являются важными составляющими четырехкомпонентной структуры образования (по концепции И.Я.Лернера и др.). В этой связи нами проанализированы параллельные учебно-методические комплексы по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой и М.М.Разумовской; действующие федеральные программы новой структуры по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой, А-Г.Кутузова, В.Г.Маранцмана; по музыке научного коллектива под руководством композитора Д.Б.Кабалевского; по изобразительному искусству научного коллектива под руководством художника БМ.Неменского; по истории авторского коллектива под руководством А-П.Богданова для 5-6 классов средней школы; по пропедевтическому курсу начального исторического образования авторские программы Е.В.Саплиной, А.И.Саплина и Н.И.Ворожейкиной для средней школы.

Программы по русскому языку содержат знания о языке и речи, перечень орфографических, пунктационных и речевых умений, навыков, которыми должны овладеть учащиеся. В разделе по развитию связной речи выделяются умения творческого характера: анализ, создание, совершенствование текста и соответствующие им виды творческих работ. Оценочные умения в структуре выше названных программ по русскому языку не выделяются. При обучении русскому языку используются изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, наблюдению за употреблением грамматических форм, синтаксических конструкций, средств связи предложений и частей текста, использование в тексте отдельных типов речи (повествование, описание и рассуждение). Связь русского языка и литературы закреплена программой развития речи, которая предусматривает общее для этих предметов умения, навыки и виды работ (обучение изложению, пересказу, сочинению и т.п.). В структуре программ не выделяются межпредметные связи с другими предметами гуманитарного цикла, хотя дается указание на использование произведений живописи для работы над умениями.

Программы по литературе под редакцией Т.Ф.Курдюмовой и А.Г.Кутузова реализуют новый подход, при котором путешествие в мир литературы становится путешествием в страну творчества. Основными компонентами литературного образования являются творчество, сотворчество, знания, умения и навыки. Творчество на уроках литературы предусматривается не столько при создании собственных художественных произведений, сколько при формировании ученика как читателя при сознательном, целенаправленном обращении ученика к творчеству писателя. Это ученическая деятельность является сотворчеством, но одновременно и творчеством читателя.

Похожие диссертации на Формирование творческой активности младших подростков на уроках гуманитарного цикла